Международный аэропорт города Ашхабада в Туркменистане

Международный аэропорт Ашхабада (туркм. Aşgabadyñ halkara howa menzili) — международный аэропорт, расположенный в городе Ашхабаде, главный международный аэропорт и транспортный узел Туркменистана. Узловой аэропорт авиакомпании «Туркменистан» Службы «Туркменховаллары». Обеспечивает прямое авиасообщение с 5 городами Туркменистана, а также 21 городом 13 иностранных государств.

Аэропорт расположен в северо-западной части Ашхабада, в 10 км от центра города.

Международный аэропорт Ашхабада внесен в «Книгу рекордов Гинесса» в категории «Архитектура» за самое большое (705 квадратных метров) изображение коврового орнамента на элементах крыши главного пассажирского терминала.

Строительство завершено в сентябре 2016 года. Главный подрядчик – турецкая фирма “Полимекс”. Стоимость проекта – 2,3 миллиарда долларов США.

Как добраться

Пешком и рейсовым транспортом

При взгляде на карту Ашхабада заметно, что аэропорт расположен в северной части города. До него реально дойти пешком. Например, если идти 6 километров от дворцового комплекса “Огузхан” до фонтана перед аэропортом.

Из рейсового транспорта дешевле всего автобусный. Из центра до аэропорта ходят рейсы №1, 18 и 58. Интервал следования составляет 20 минут. Цена поездки – 2-3 маната или 35-70 рублей.

Частный микроавтобус немного комфортней и быстрее обычных рейсов автобусов, но поездка в нем будет стоить подороже.

Такси из аэропорта

Поездка в аэропорт на такси будет стоить около 400 рублей. Стоянка такси работает круглосуточно и расположена на выходе из зоны прилета.

Доехать на машине тоже несложно. Нужно двигаться согласно указателю “Аэропорт”. Из центра Ашхабада поездка займет около 20 минут, зависит от времени суток и потока автомобилей в городе.

Парковки

Парковочный комплекс действует круглосуточно. Он частично крытый, а частично и под открытым небом.

Посадка на самолет

Современный воздушный вокзал

Новый международный аэропорт Ашхабада был презентован в начале осени 2016 года. Основной терминал воплощён в виде сокола с расправленными крыльями. Площадь орнамента-рекордсмена на крыше — 705 м.

Строительство самого аэровокзального комплекса было поручено турецкой компании «Полимекс» с наступлением 2013 года. Проект был рассчитан на возведения трёх терминалов:

  1. Пассажирский. Терминал имеет 5 этажей, рассчитан как на внутренние, так и на зарубежные рейсы. Прилетают воздушные суда в зону, которая располагается на этаже 3, под вылет отведен 2-й этаж. Номера гостиницы оборудованы на 4-ом этаже.

Предусмотрены:

  • Залы для ожидания, в которых пассажиры могут наблюдать за вылетом и посадкой воздушного транспорта.
  • регистрационные стойки;
  • табло с информацией о рейсах;
  • справка;
  • новейшая автоматизированная справочная система в электронном варианте;
  • кассы для приобретения и брони билетов;
  • кафе с услугой пользования интернетом;
  • отделения почты;
  • телефонные автоматы;
  • аренда транспорта и бронирование гостиниц;
  • пункты по осуществлению валютных обменных операций;
  • банкоматы;
  • камеры хранения;
  • заведения общепита разных категорий;
  • сектор duty-free;
  • места размещения экипажа и пассажиров, следующих через территорию Туркмении транзитом;
  • помещения с детскими площадками и оборудованные комнаты для матерей с маленькими детьми;
  • пункт первичного медобслуживания;
  • сувенирные киоски и места продажи печатных изданий;
  • пространство для деловых встреч.

  1. Грузовой. Рассчитан на размещение 200 тыс. тонн перевозимых материалов в складских помещениях. Есть центральная станция для заправки воздушных судов топливом и ангары где проводится техобслуживания летательных аппаратов.
  2. VIP — вылет и посадка чартерных и правительственных самолетов.

Общая площадь комплекса составляет 1,2 га. Была оборудована и дополнительная трасса взлета и посадки аэротранспортных средств, её длина составляет 3,8 тыс. метров. Также:

  • рулежные полосы;
  • парковка;
  • перроны;
  • строения для подразделений регулировки движения в воздухе;
  • высотное здание для диспетчеров.

На территории аэровокзального пространства размещены здания административного назначения:

  • госслужбы «Туркменховаеллары»;
  • предприятия летного транспорта «Туркменистан» и отряда внутренней авиации;
  • школа для подготовки авиационных экипажей и, рассчитанная на обучение 600 слушателей единовременно и тренажерный комплекс;
  • центры по медобслуживанию со спортивно-оздоровительным комплексом;
  • автостоянки — пассажирские и служебные. Расположены в подземной и надземной части комплекса.

Планируется также организация музейного центра, посвященного развитию туркменской авиации. Также в комплексе присутствует более 50 лифтов и 40 эскалаторов, достигающих четырех сотен метров. Людям предоставлены около 30 точек общепита, среди них заведения бизнес-формата и столовая на сотню человек. Автоматизированные стойки паспортно-визового контроля, проверка проездных документов осуществляется устройствами для считывания данных. Стойки расположены перед регистрационной зоной.

Прибывающие и осуществляющие вылет пассажиры разделены, а их организация пассажиров производится за счет 28 телескопических трапов.

Малый терминал

Общей площадью 14 тыс. м² был построен на месте старого аэропорта и функционировал с 26 марта 2014 года, в качестве временно-обслуживавшего вылетавших и прибывающих пассажиров, пока строился главный пассажирский терминал. Допустимая проходимость – 1200 человек в час внутренних и международных рейсов. Терминал 2 вмещает в себя несколько зон:

На данный момент, после того как главный аэропорт в Ашхабаде начал функционировать, терминал обслуживает только внутренние и чартерные перелеты.

Карта расположения терминалов в аэропорте Ашхабада

Услуги

Новое здание аэропорта оборудовано креслами для подзарядки мобильных устройств. Они находятся в зонах ожидания. И еще имеются розетки во всех ресторанах и кафе. Следует помнить, что в эти розетки запрещено подключать различные приборы, например, кипятильники, фены и бритвы.

Багаж можно обернуть полимерной пленкой в зоне регистрации.

В общественной зоне аэропорта находится медицинский пункт. В нем есть все необходимое для оказания медпомощи, как в случае недомогания, так и при более серьезных обострениях.

Для детей в возрасте до 12 лет в аэропорту создана игровая зона. Ребенка в ней лучше всего оставлять под присмотром родителя.

Wifi на территории аэропорта платный. Цена пароля составляет 5$. Пользоваться можно около часа. Скорость составляет 2М бит/с, трафик неограниченный.

Шопинг

В аэропорту имеются различные магазины, где можно купить знаменитые туркменские ковры и изделия местной текстильной промышленности, а также алкоголь и туркменские сладости.

Питание

Перекусить можно не только в ресторане при отеле “Лачин”и в одном из кафе на первом или втором этажах терминала или в зонах вылета международных и внутренних линий. В меню этих кафе есть легкие закуски, чай и кофе, прохладительные напитки и десерты.

История

Первый аэропорт в Ашхабаде был построен в 1932 году.

После провозглашения государственной независимости Туркменистана 27 октября 1991 года было принято решение о строительстве в Ашхабаде нового международного аэропорта имени первого президента Сапармурада Туркменбаши (Ниязова). Строительство началось в 1993 году.

10 ноября 1993 года было издано постановление Президента Туркменистана о заключении договора с компаниями «Джон Лэйнг» (Великобритания), «Аларко» (Турция), «Локхид Эйр Терминал» (США) и «Бурч Электроник» (Турция) на строительство взлетно-посадочной полосы на сумму 98,7 млн долларов США за счет кредита, выданного лондонским банком «Лондон энд Меркантайл Интернешнл».

В 1994 году было завершено строительство и состоялось открытие нового здания международного аэропорта Ашхабада имени Сапармурада Туркменбаши.

14 июня 1995 года Президент Туркменистана принял новое постановление о строительстве взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Ашхабада имени Сапармурада Туркменбаши, отменяющее предыдущее постановление. Новым подрядчиком строительства было названо совместное предприятие «Джон Лейнг — Аларко» (Великобритания-Турция). Стоимость проекта была снижена до 85,2 миллионов долларов США.

Государственному банку внешнеэкономической деятельности Туркменистана было предписано заключить два кредитных соглашения: с банком «Барклайз» на часть стоимости под страховое покрытие Департамента гарантий экспортных кредитов Правительства Великобритании и гарантию по погашению кредита Правительством Туркменистана, и с банком «Дойчебанк» на оставшуюся часть стоимости контракта под гарантию по погашению Центральным банком Туркменистана.

1 сентября 1995 года был пордписан договор между Национальным управлением гражданской авиации Туркменистана и компанией «Локхид Эйр Терминал» (США) на поставку оборудования наземного обслуживания и управленческих систем для ашхабадского аэропорта на сумму 5,5 миллионов долларов США за счет кредитов, предоставляемых Экспортно-Импортным Банком США сроком на 5 лет.

Общая стоимость строительства Международного аэропорта Ашхабада имени Сапармурада Туркменбаши составила около 100 миллионов долларов США.

Аэропорт носил имя первого президента Туркменистана Сапармурада Туркменбаши (Ниязова) до 2016 года. В 2000 году к имени Туркменбаши было добавлено слово «Великий».

11 января 2013 года Президент Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедов подписал Постановление «О строительстве в городе Ашхабаде нового международного аэропорта». Согласно Постановлению, Государственной национальной службе «Туркменховаёллары» разрешалось заключить с турецкой компанией «Полимекс» контракт на проектирование и строительство в городе Ашхабаде комплекса нового международного аэропорта с благоустройством прилегающей территории. Постановление также предписывало начать строительные работы в январе 2013 года и сдать комплекс международного аэропорта с полной готовностью к эксплуатации в августе 2016 года. Стоимость проекта – 2,3 миллиарда долларов США.

Пассажирский терминал Международного аэропорта Ашхабада был закрыт и разрушен, на его месте началось строительство Главного терминала нового аэропорта. На время строительства фирмой «Полимекс» был сооружен временный терминал для облуживания пассажиров, который впоследствии был переоборудован во Терминал 2 нового аэропорта для местных рейсов.

Церемония открытия Международного аэропорта Ашхабада состоялась 17 сентября 2016 года.

Инфраструктура

Общая площадь территории Международного аэропорта Ашхабада — 1,2 тыс. гектаров. Аэропорт включает в себя две взлетно-посадочные полосы и 190 сооружений, в том числе главный и второй пассажирские терминалы, терминал для «особо важных персон» («президентский»), грузовой терминал, комплекс ангаров технического обслуживания воздушных судов, учебный и медицинский центры, другие сооружения.

Аэровокзальный комплекс

Аэровокзальный комплекс Международного аэропорта Ашхабада состоит из трех пассажирских и одного грузового терминала.

Главный терминал

Открыт 17 сентября 2016 года. 5-этажное здание Главного терминала имеет общую площадь около 192 тыс. квадратных метров. Рассчитан на обслуживание 14 млн пассажиров в год или около 1,6 тыс. пассажиров в час.

Терминал 2

Общая площадь нового терминала превышает 14 тысяч квадратных метров, он оснащен новым современным оборудованием, это позволяет с комфортом обслуживать до 1200 пассажиров в час на международных и местных направлениях.

Терминал-2 аэропорта Ашхабад состоит из трех частей: зоны местных рейсов, CIP-зоны и зоны международных рейсов.

В зале международных рейсов имеются:

  • пункты продажи билетов,
  • справочная,
  • кафе,
  • аптека,
  • пункты обмена валюты,
  • пункт таможенного контроля,
  • 15 стоек регистрации пассажиров и приема багажа,
  • пункт досмотра ручной клади,
  • миграционный контроль.

Зал ожидания международного вылета рассчитан на 535 мест.

К услугам пассажиров – магазин ковров, кафе, интернет-кафе, кабинет первой помощи, комната матери и ребенка, помещения для намаза, аптека, бизнес-зоны и Duty Free.

В зале ожидания внутренних рейсов, рассчитанном на 334 места, пассажирам предлагаются кассы продажи авиабилетов, справочная, кафе, кабинет первой медпомощи, аптека, отделение почтовой связи, помещение для намаза.

Все залы нового терминала оборудованы информационными табло и специальными указателями, что существенно упрощает передвижение пассажиров внутри аэропорта. В них также созданы максимально комфортные условия для людей с ограниченными возможностями.

Прилегающая к аэровокзальному комплексу территория благоустроена и озеленена. Расположенные здесь автостоянки рассчитаны на 360 автомобилей.

«Президентский» терминал

Рассчитан на обслуживание Президента Туркменистана и иностранных делегаций высшего уровня.

Грузовой терминал

Рассчитан на обработку 200 тыс. тонн грузов в год.

Аэродром

В Международном аэропорту Ашхабада построены две взлетно-посадочные полосы с армобетонным покрытием, каждая длиной 3800 метров. Обе взлетно-посадочные полосы Международного аэропорта Ашхабада имеют сертификат соответствия стандартам КГС (ILS) II категории Международной организации гражданской авиации (ICAO), что позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех типов, имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки.

Аэродром Международного аэропорта Ашхабада оснащён более чем 300 единицами техники наземного обслуживания, в том числе погрузчиков, заправщиков, подъемников, трапов, автобусов, пожарных, аварийно-спасательных и уборочных машин.

Наземный транспорт

Добраться до аэропорта из Ашхабада можно на городском автобусе и такси. Также на прилегающей к аэропорту территории предусмотрена стоянка для частного автотранспорта.

Отели в транзитной зоне

В пяти минутах от аэропорта удачно расположен отель “Лачин”. Он действует с 2009 года и внешне напоминает крылья сокола, то есть образ этой птицы воплощен и в здании аэропорта и в постройке отеля. В нем может разместиться до 200 гостей. Время въезда и выезда – 12:00.

Внутри здания отеля находится и ресторан, где посетителям могут организовать “шведский стол” или накрыть завтрак, ужин и обед. Меню по системе “A la Сarte” включает в себя широкий набор блюд местной кухни и популярные блюда иностранных кухонь.

Для лиц, которые остановились в отеле на 10 дней, предусмотрен подарок от шеф-повара.

Отель оснащен также и физкультурно-оздоровительным центром и бизнес-центром, где имеются принтеры, сканеры, компьютеры и оргтехника. В нем есть конференц-зал на 40 мест, который оснащен проектором, доской и флагштоком. В бизнес-центре круглые сутки действует беспроводной интернет.

Помимо него, в пределах 3-5 километров от аэропорта расположены отели:

  • “Ак Алтын”;
  • “Гранд Туркмен”;
  • “Софитель Ашхабад Огузкент”;

Монумент Независимости

Чем заняться при длительной пересадке?

Ашхабад представляет собой одну из самых интересных столиц бывшего СССР. После 1991 года город пережил масштабную реконструкцию, в нем было построено множество необычных новостроек. Во время пересадки стоит посетить такие объекты:

  • Ботанический сад;
  • Парк Победы;
  • Музей туркменского ковра;
  • Музеи современного искусства и изобразительных искусств;
  • Ипподром;
  • Монументы постсоветского периода – нейтралитета, независимости, книге Рухнама, конституции, ахалтекинским скакунам.

Авиакомпании и основные направления

В годы СССР аэропорт обслуживал только внутригосударственные рейсы. В настоящее время, из него летают самолеты в некоторые республики бывшего СССР и в ряд стран Европы и Азии, но в целом аэропорт по разнообразию рейсов и пассажиропотоку уступает аэровокзалам Турции, России и Казахстана.

Так выглядит расклад по авиакомпаниям и пунктам назначения:

  • Белавиа – рейсы в Минск;
  • S7 – рейсы в московский аэропорт Домодедово;
  • Flydubai – в аэропорт Дубая (ОАЭ);
  • Lufthansa – Баку и Франкфурт-на-Майне;
  • Lufthansa Cargo выполняет грузовые рейсы в Франкфурт-на Майне и в Москву;
  • Cargolux также совершает грузовые рейсы в Сингапур и Люксембург;
  • AeroLogic – грузовые рейсы во Франкфурт и Гонконг;
  • Coyne Airways – грузовые рейсы в Тбилиси;
  • Turkish Airlines – рейсы в Стамбул и Дакку, а также в Абу-Даби, Марсель и Брно. Последние четыре – грузовые;
  • Volga-Dnepr AirLines – грузовые рейсы в Ставангер;
  • Китайские южные авиалинии – рейсы на Урумчи;
  • Туркменские авиалинии. Эта местная авиакомпания выполняет наибольшее количество рейсов. Грузовые в Абу-Даби и Урумчи, а пассажирские в Алма-Аты, Анкару, Амритсар (Индия), Бангкок, Пекин, Бирмингем, Киев, Лондон, Минск, Санкт-Петербург, Москву, Казань, Дели, Дубай, Франкфурт-на-Майне, Париж. И еще местные авиарейсы в Дашогуз, Балканабад, Туркменбаши, Мары.

Аэропорт Ашхабад — транспортный узел, который может обеспечить транзитным и не только пассажирам достойный уровень сервиса.

Показатели деятельности

Еженедельно Международный аэропорт Туркменистана обслуживает 167 пассажирских и 2 грузовых рейса в неделю (в среднем 24 рейса в день, из них 10 международных и 14 местных).

В 2017 году Международный аэропорт Ашхабада обслужил 8640 рейсов, из них 3600 международных и 5040 местных.

Пассажиропоток Международного аэропорта Ашхабада в 2017 году составил 2 млн человек или 12 % от заявленной пропускной способности аэропорта.

Авиакомпании

С аэропортом Ашхабад имени Сапармурата Туркменбаши сотрудничают шесть авиакомпаний. Назовем их: Белавиа, S7 Airlines, Lufthansa, Турецкие авиалинии, Китайские южные авиалинии, Туркменские авиалинии.

Белавиа – белорусская авиакомпания, выполняющая рейсовые и чартерные международные полеты.

S7 Airlines – авиакомпания, выполняющая внутренние и международные пассажирские перевозки.

Lufthansa – флагманский авиаперевозчик Германии, выполняющий перевозки в десятки городов мира ежедневно.

Турецкие авиалинии – флагманский авиаперевозчик Турции, выполняющий регулярные иностранные и внутренние рейсы.

Китайские южные авиалинии – авиакомпания, выполняющая местные, региональные и международные рейсы.

Туркменские авиалинии – флагманский перевозчик Туркменистана.

Ссылка на основную публикацию