Аннулирование вида на жительство (ВНЖ) в России иностранного гражданина в 2022 году: основания, причины и обжалование решения

Аннулирование вида на жительство (ВНЖ) в России иностранного гражданина в 2022 году: основания, причины и обжалование решения

Статья 9. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство

1. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в связи со служебной необходимостью;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является потребителем наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, либо не представил выданные по результатам медицинского освидетельствования медицинские документы и сертификат;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) обратился с заявлением об аннулировании выданного ему вида на жительство;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

15) непрерывно в течение любых двух календарных лет после получения вида на жительство не уведомлял о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 224-ФЗ, от 02.08.2019 N 257-ФЗ, от 24.02.2022 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 224-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Вид на жительство, указанный в пункте 27 статьи 13.2 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а также по истечении срока, установленного абзацем третьим пункта 11 статьи 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 4 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Права и обязанности гражданина с видом на жительство в РФ в 2022 году

5. Вид на жительство, выданный иностранному гражданину, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию, аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11, 14, 15 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 169-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Вид на жительство, выданный в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона иностранному гражданину, имеющему сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин решением суда, вступившим в законную силу, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в отношении указанных сына или дочери.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Вид на жительство иностранного гражданина, указанного в подпункте 10 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также в случае, если в течение тридцати рабочих дней со дня расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранный гражданин не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 8 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 12, 13, 15 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, а ранее выданный указанному иностранному гражданину вид на жительство аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10 – 15 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, не выдается, а ранее выданный указанному иностранному гражданину вид на жительство аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 – 7, 10, 11, 13 – 15 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 257-ФЗ)

8.2. В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства вида на жительство данному лицу выдается временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона.

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 24.02.2022 N 22-ФЗ)

9. Форма решения об аннулировании вида на жительство и порядок его принятия утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(п. 9 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Аннулирование ВНЖ: основания и последствия в 2022 году

Аннулирование вида на жительство из-за отсутствия ежегодных уведомлений


Из-за неуведомления ВНЖ могут аннулировать
Распространенная причина лишения статуса. Некоторые обладатели ВНЖ не знают о необходимости ежегодно отмечаться, подтверждая свое проживание. Есть и те, кто знает об этой процедуре, но относится к ней несерьезно, пропуская подачу уведомлений.

В пункте 15 статьи 9 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» четко обозначено: если иностранный гражданин не делал уведомления два года подряд, то его могут лишить вида на жительство. Поэтому к данной процедуре стоит относиться серьезно.

Причины для аннулирования ВНЖ в России

Вид на жительство позволяет иностранному гражданину проживать на территории РФ, на постоянной основе. При этом есть основания, которые могут прекратить действие данного документа. Все возможные для этого, ситуации, определены законодательно, равно как и действия сотрудников уполномоченных органов, и самого мигранта в случае, если ВНЖ аннулируют. Что это за мотивы, рассмотрим более детально.

Получение судимости

Перечень противоправных действий, которые могут служить мотивом к отмене разрешения на жительство, регламентирован на законодательном уровне. К таким преступлениям относятся:

  • тяжкие или особо тяжкие действия, приведшие к смерти или нанесшие серьезный вред здоровью потерпевшего;
  • хранение и сбыт наркотиков, а так же веществ, содержащих психотропные компоненты;
  • действие, повлекшее опасные последствия.

Важно! Сам факт наличия непогашенного судебного срока автоматически лишает иностранца возможности оформить ВНЖ. При этом не имеет значения, где именно было совершено преступление – на территории нашей страны или вне ее границ.

Нахождение за пределами страны

В данном случае имеется в виду общее число времени, которое нерезидент провел за пределами России в течение 12 месяцев. Максимально допустимый срок отсутствия – 183 суток. Если это время вычерпано, документ аннулируется в автоматическом режиме.

Обратите внимание! Механизм аннулирования может быть запущен, если человек покинул РФ с целью переезда в другое государство на постоянное там проживание. Многие ошибочно путают это событие с простым пересечением границы – краткосрочный выезд и въезд обратно не является нарушением миграционного режима и не отменяет действие вида на жительство.

Недействительный брак

Брачный союз, утративший свою актуальность – одна из наиболее распространенных причин, лишающих иностранца возможности проживать в РФ на легальном основании. При этом причина, по которой брак был расторгнут, во внимание не принимается. Более того, суд весьма дотошно проверяет такие союзы и очень часто выявляет их фиктивность.

Если инициатором развода становится одна из сторон, нерезидент так же лишается права на ВНЖ, поскольку мотив к его получению вместе с разводом теряет свою юридическую силу.

Доходы не дотягивают до прожиточного минимума

  • ВВНЖ
Как подтвердить доход при подаче на ВНЖ
  • Елена Воропаева
  • 19.03.2020
Читайте также:
Получение ВНЖ после РВП: когда подавать документы и срок оформления в 2022 году

Россия требует, чтобы приезжие обеспечивали себя, не прибегая к помощи государства. Исключения делаются только для недееспособных граждан. Подавая каждый год уведомление о проживании, человек, имеющий вид на жительство, должен подтвердить, что у него есть источник дохода, и он способен самостоятельно содержать себя и свою семью.

Если доходы не дотягивают до прожиточного минимума, то это является основанием для аннулирования вида на жительство согласно пункту 8 статьи 9 ФЗ-115.

Обжалование решения

Аннулирование вида на жительство обжалуется при несогласии лица с принятым в отношении него решением. Для обжалования необходимо обратиться в ГУВМ МВД с обращением к руководству либо с иском сразу в суд. Чтобы не усугублять ситуацию, иностранцу следует покинуть страну в установленное законом время. Интересы иностранца при обжаловании могут представлять как родственники, так и юристы при наличии соответствующей доверенности.

Отсутствие в России более полугода


При отсутствии за пределами РФ более 6 месяцев в году ВНЖ аннулируют
Миграционные органы готовы аннулировать ВНЖ, если человек отсутствовал в РФ более шести месяцев. Ранее в законе не уточнялось — идет ли речь о непрерывном отсутствии или срок выездов считается суммарно в течение года.

С внесением поправок в законодательство с 1 ноября 2022 этот нюанс четко обозначили: находиться за пределами России нельзя более 6 месяцев суммарно в течение одного календарного года.

То есть, вы можете несколько раз в течение года выезжать за границу, но в сумме срок вашего пребывания за пределами РФ с 1 января по 31 декабря не должен превышать полугода. В противном случае возможно лишение статуса.

Задержаться за границей на более длительное время допускается в случаях, если:

  • иностранный гражданин задержался в другой стране в связи с прохождением лечения;
  • обладатель статуса тяжело заболел и не мог вовремя вернуться в РФ;
  • у человека умер близкий родственник в иностранном государстве.

Также если мигрант превысил допустимый срок выездов из-за служебных поездок, то статус аннулироваться не будет.

Последствия отказа в выдаче российского ВНЖ

Не стоит забывать: если иностранцу отказывают в получении вида на жительства, он обязан выехать из страны в течение трех суток после получения официального ответа от миграционной службы. Это требование законодательства, так что спустя указанный срок нахождение иностранца в стране станет незаконным. Тем не менее, гражданин другого государства может не покидать страну, если считает, что ему отказали в выдаче ВНЖ безосновательно. Однако в таком случае ему необходимо обжаловать решение миграционного органа через суд.

Если же иностранец не планирует обжаловать соответствующее решение, ему придется покинуть страну. Иначе его могут принудительно выслать за пределы РФ. Как мы уже упоминали выше, это может стать препятствием для оформления документов в дальнейшем. Поэтому до депортации лучше не доводить.

Лишение ВНЖ из-за административных правонарушений

В перечень причин для аннулирования входит наличие у гражданина административных правонарушений. Это пункт 7 статьи 9 ФЗ-115. Но здесь есть два момента:

  1. Аннулируется статус только в том случае, если правонарушения зафиксированы 2 раза или более в течение одного года.
  2. Аннулирование вида на жительство возможно не за любое правонарушение. Статуса лишают за деяния, связанные с наркотиками, нарушением общественного порядка и несоблюдением миграционного законодательства.
  • ВВНЖ
Вид на жительство и автомобиль: с чем придется столкнуться владельцам личного транспорта
  • Марина Данилова
  • 28.12.2020

То есть, непосредственно за нарушение, например, ПДД, вас ВНЖ не лишат. Но есть один важный нюанс. В законе говорится, что иностранцу, который за три года два и более раз привлекался к административной ответственности (по любой статье КоАП) может быть назначен запрет на въезд или депортация. Между тем и неразрешение въезда, и депортация — являются прямым основанием для аннулирования ВНЖ. Поэтому стоит быть крайне осторожными, по возможности избегать вообще любых административных правонарушений.

За что еще могут аннулировать вид на жительство?

Выше перечислены самые распространенные причины лишения статуса. Но есть и другие основания, из-за которых миграционные органы могут принять решение об аннулировании:

  • статус аннулируется, если человек выступает за изменение конституционного строя силовыми методами, то есть с помощью бунтов и мятежей;
  • связь с террористическими, экстремистскими организациями, содействие в подготовке терактов приводят к лишению ВНЖ;
  • из-за административных выдворений и депортаций в прошлом вид на жительство могут аннулировать;
  • использование фиктивных документов — еще один повод для аннулирования;
  • если человек указал в заявлении недостоверные сведения — умышленно или по незнанию — то ВНЖ тоже аннулируется;
  • совершение тяжких, особо тяжких преступлений, а также противоправных деяний, связанных с наркотиками, ведет к аннулированию;
  • длительное время проживать в РФ по миграционному учету тоже нежелательно. Если в течение трех лет после въезда в Россию человек не сделал регистрацию по месту жительства, то ВНЖ могут аннулировать. Если вы проживаете по миграционному учету и не можете зарегистрироваться по месту жительства, то можно сделать выезд/въезд.
  • человеку с наркоманией право на постоянное проживание в стране могут аннулировать.

За что могут аннулировать РВП и ВНЖ

Когда вид на жительство могут аннулировать

Исчерпывающий перечень причин, по которым могут аннулировать вид на жительство в России, содержится в узкоспециализированных законодательных актах, закрепляющих статус, права и обязанности иностранцев в нашей стране. Законодателем установлены следующие причины аннулирования вида на жительство в России:

  • совершение определенных действий, которые создают угрозу целостности и безопасности страны, равно как и ее граждан;
  • публичное осквернение и высмеивание порядка правления страной, конституционного строя, призывы к их изменению;
  • у иностранца появилась судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления как в РФ, так и за ее пределами (даже если деяние совершено вне границ России, оно обязательно будет считаться преступлением в РФ);
  • у иммигранта нет постоянного источника дохода, средств к существованию для себя и своих близких (правило не распространяется только на недееспособных граждан, признанных таковыми в установленном законом порядке);
  • имеется вступивший в силу приговор суда, устанавливающий виновность лица, а также наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений;
  • иностранец имеет отношение к террористическим актам или любым другим способом способствует развитию и распространению терроризма;
  • гражданин иной страны лишался права пребывания на территории России, ранее уже подвергался принудительной депортации за ее пределы;
  • дважды за год мигрант был подвергнут административному взысканию за административные правонарушения (при этом само наказание роли не играет);
  • человек выезжал за пределы страны больше чем на полгода;
  • иностранец представил поддельную документацию, сообщил в официальных государственных структурах ложные сведения о себе или о своих близких;
  • имеется зависимость от наркотических средств, подтвержденная соответствующей медицинской документацией;
  • невозможность обеспечить себя и свою семью жильем в РФ, если с момента прибытия на ее территорию прошло более трех лет;
  • медкомиссия на вид на жительство выявила, что иностранец является носителем инфекционного заболевания, отнесенного к категории особо опасных;
  • вид на жительство был мигрантом получен под предлогом брачного союза, а в дальнейшем суд признал заключенный ранее брак недействительным;
  • может быть аннулирован вид на жительство за отсутствие справки о том, что иностранец не является ВИЧ-инфицированным.
Читайте также:
Постоянный вид на жительство в России в 2022 году

Перечень оснований для лишения иностранца вида на жительство исчерпывающий, поэтому любое другое основание и вынесенное решение может быть оспорено в судебном порядке.

Почему могут аннулировать Ваш вид на жительство: Видео

Можно ли отменить решение об аннулировании?

Если вы уверены, что статуса вас лишили незаконно, то нужно добиваться справедливости. Получив решение об аннулировании, вы можете его обжаловать. Обжалование возможно:

  • через вышестоящее руководство МВД,
  • либо через суд.

Пытаться отменить аннулирование имеет смысл, если вы уверены, что ВНЖ у вас отобрали незаконно. Собственно, основная ваша задача при обжаловании — доказать неправомерность действий сотрудников госорганов при вынесении решения о лишении вида на жительство.

Аннулирование вида на жительство (ВНЖ) в России иностранного гражданина в 2022 году: основания, причины и обжалование решения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 г. N 21-КГ17-1 Суд отменил принятые ранее судебные постановления и направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей дело об оспаривании решения уполномоченного органа об аннулировании ранее выданного вида на жительство в РФ, поскольку суд не исследовал материалы проверки, проводимой сотрудниками ФСБ, подтверждающей обоснованность принятого решения об аннулировании выданного вида на жительство в РФ, а также не допросил сотрудника УМВД России, осуществлявшего выезд по месту временной регистрации административного истца с целью проведения проверочных мероприятий

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А., Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 по административному исковому заявлению Догана Ф. об оспаривании решения УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике от 17 декабря 2015 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Сибилева А.А., Ивашечкиной С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Доган Ф. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике от 17 декабря 2016 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации.

В обоснование административного иска указано, что Доган Ф. является гражданином Турции, фактически пребывает на территории Российской Федерации с 1997 года, его предки жили на территории Кабардино-Балкарской Республики и в настоящее время с Россией его связывают многочисленные родственные и социальные связи, которые он поддерживает. С 19 февраля 2014 года имеет вид на жительство в Российской Федерации, зарегистрирован и проживает в доме 32 по улице Канкошева в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики, сведения о регистрации и месте проживания, сообщённые им при получении вида на жительство в Российской Федерации, соответствуют действительности, доказательств, опровергающих эти сведения, не имеется, аннулирование выданного ему ранее вида на жительство в Российской Федерации создаёт препятствие для проживания в Российской Федерации, где у него имеются многочисленные родственные и социальные связи, осложняет процесс юридического оформления гражданства Российской Федерации.

Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2016 года, административное исковое заявление Догана Ф. удовлетворено. Решение УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике от 17 декабря 2015 года признано незаконным.

Определением судьи Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 августа 2016 года отказано в передаче кассационной жалобы УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Министерством внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на отсутствие у суда правовых и фактических оснований для признания незаконным оспариваемого решения УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике, существенное нарушение судом норм процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте также:
Что делать если просрочен вид на жительство в России в 2022 году

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое решение УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике, суд допросил свидетелей со стороны административного истца и пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что Доган Ф. при получении вида на жительство в Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о месте временного проживания, поскольку сведения о месте временного проживания, сообщённые Доганом Ф. в УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике при выдаче вида на жительство в Российской Федерации, подтверждены данными о регистрации в паспорте иностранного гражданина и домовой книге.

Судебная коллегия полагает указанный вывод преждевременным.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” ранее выданный вид на жительство иностранному гражданину аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения.

С учётом принципа состязательности сторон и предусмотренной частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения по доказыванию правомерности оспариваемого решения, суд должен основывать своё решение на анализе доказательств, представленных как административным истцом, так и административным ответчиком.

Реализация принципа состязательности в административном процессе осуществляется при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создаёт условия и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (часть 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена обязанность суда оказывать содействие в представлении доказательств как истцу, так и ответчику (запрашивать доказательства, осуществлять вызов свидетелей и т.д.). При этом важно отметить, что в силу статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оказывает содействие любому лицу, участвующему в деле, в истребовании доказательств, а не только тем, кто не обладает властными и иными публичными полномочиями. Такой подход упомянутой статьи обоснован как принципами равенства сторон и состязательности, так и объективной невозможностью, в том числе для лица, наделённого властными и иными публичными полномочиями, получить требуемое доказательство. Суд по административным делам может истребовать доказательства по своей инициативе. Суд также разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверочных мероприятий сотрудниками УФСБ в отношении граждан Турции, постоянно проживающих в Российской Федерации, были выявлены лица, указавшие заведомо ложные сведения о месте проживания в Кабардино-Балкарской Республике при подаче заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации. В связи с чем УФСБ по Кабардино-Балкарской Республике в Управление ФМС России по КБР был направлен список данных лиц, в числе которых был заявлен и административный истец, с просьбой рассмотреть вопрос об аннулировании указанным гражданам Турции видов на жительство в Российской Федерации. Согласно рапорту, составленному сотрудником УУП N 2 УМВД России по г. Нальчику, при осуществлении выезда по адресу, указанного административным истцом места проживания в Кабардино-Балкарской Республике при подаче им заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, временно зарегистрированный по указанному адресу иностранный гражданин Турции Доган Ф. там никогда не проживал и не проживает. Указанные документы были приобщены к материалам дела (л.д., л.д. 92, 93).

Указав на данные обстоятельства, административный ответчик просил суд истребовать и приобщить к делу материалы проверки проводимой сотрудниками ФСБ, подтверждающей обоснованность принятого решения об аннулировании Догану Ф. выданного вида на жительство в Российской Федерации, а также допросить сотрудника УМВД России по г. Нальчику, осуществлявшего выезд по месту временной регистрации административного истца с целью проведения проверочных мероприятий.

Между тем суд допросил свидетелей только со стороны административного истца. При этом один из двух допрошенных свидетелей проживал вдали от места регистрации административного истца.

Учитывая, что представитель ответчика ссылался на обстоятельства, подтверждающие, что решение об аннулировании вида на жительство в отношении административного истца было вынесено на основании результатов проверки, проведённой ФСБ и УМВД по г. Нальчику, суду следовало, руководствуясь принципом состязательности, проверить установленные факты и вызвать соответствующих свидетелей.

Отклоняя заявленные административным ответчиком ходатайства об истребовании материалов проверки, проводимой сотрудниками ФСБ в отношении Догана Ф. и других доказательств, а также о вызове в суд сотрудника УМВД России по г. Нальчику, суд тем самым лишил административного ответчика возможности доказать правомерность принятого решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации.

Читайте также:
Оформление и продление вида на жительство для граждан Беларуси в России в 2022 году

Таким образом, обстоятельства, связанные с наличием законных оснований для принятия оспариваемого решения должностным лицом УФМС должным образом судом не исследовались.

Допущенные судом нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем решение и апелляционное определение подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий Зинченко И.Н.
Судьи Калинина Л.А.
Корчашкина Т.Е.

Обзор документа

По вопросу об истребовании доказательств судом по ходатайству лиц СК по административным делам ВС РФ указала следующее.

КАС РФ обязывает суд оказывать содействие в представлении доказательств как истцу, так и ответчику (запрашивать доказательства, осуществлять вызов свидетелей и т. д.).

При этом важно отметить, что суд должен оказывать содействие любому лицу, участвующему в деле, в истребовании доказательств, а не только тем, кто не обладает властными и иными публичными полномочиями.

Подобный подход обоснован как принципами равенства сторон и состязательности, так и объективной невозможностью, в т. ч. для лица, наделенного властными и иными публичными полномочиями, получить требуемое доказательство.

Основания для отказа либо аннулирования вида на жительство

1. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в связи со служебной необходимостью;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

14) обратился с заявлением об аннулировании выданного ему вида на жительство;

15) непрерывно в течение любых двух календарных лет после получения вида на жительство не уведомлял о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Читайте также:
Проверка готовности вида на жительство на сайте ГУВМ

2. В случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

ЕСПЧ вновь указал, что российские суды не подвергают критической оценке доводы ФСБ

11 декабря Европейский Суд по правам человека вынес Постановление по делу «Акчай и другие против России» (дело № 66729/16), в котором заявители (муж, жена и сын) жаловались на нарушение их права на уважение семейной жизни (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) в связи с аннулированием российскими властями вида на жительство главы семьи.

Гражданин Турции Емер Акчай с 1999 по 2016 г. проживал с гражданкой России и их общим сыном в г. Сыктывкаре на основании вида на жительство, который регулярно продлевался. В 2007 г. он открыл собственный бизнес – фермерское хозяйство.

В январе 2015 г. УФМС по Республике Коми в очередной раз продлило Емеру Акчаю вид на жительство – до 3 февраля 2022 г., однако в декабре 2015 г. документ был аннулирован в соответствии с письмом республиканского УФСБ, в котором указывалось, что он своими действиями создает угрозу безопасности РФ. При этом ни характер угрозы, ни основания для применения такой меры не пояснялись.

Попытки обжаловать отмену вида на жительство

Акчай обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском о признании решения УФМС незаконным и выдаче нового вида на жительство. При этом он указал, что в России у него есть семья, бизнес, он не имеет судимости или административных правонарушений и аннулирование вида на жительство нарушает его право на уважение личной (семейной) жизни.

В судебном заседании 24 февраля 2016 г. представитель УФСБ отметил, что заявитель с 2013 по 2015 г. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД и правил миграции, а в январе 2016 г. был оштрафован за несоблюдение ветеринарных правил на своей ферме. Кроме того, он подчеркнул, что в связи со сложной международной ситуацией отношение к нарушениям со стороны иностранных граждан в России ужесточилось.

Емер Акчай признал наличие штрафов за нарушение ПДД, однако отметил, что такие правонарушения являются весьма распространенными и не носят значительного характера. По его мнению, решение об аннулировании вида на жительство принято с учетом напряженных отношений между Россией и Турцией после инцидента со сбитым на границе Турции и Сирии российским военным самолетом.

Решением суда отмена вида на жительство осталась в силе. При этом суд сослался на протокол УФСБ об административных правонарушениях, допущенных Акчаем. Других документов, подтверждающих угрозу национальной безопасности действиями истца, представлено не было.

Емер Акчай обжаловал решение суда в Верховный Суд Республики Коми, отметив, в том числе, что применение ФСБ превентивных мер в отношении иностранных граждан оставлено на усмотрение службы и суд не имеет права оценивать эти решения.

В своих возражениях ФСБ, в частности, подчеркивала, что она «не должна предоставлять суду документы, обосновывающие основания для его решений относительно нежелательности проживания иностранного гражданина в России, поскольку такие документы содержат государственную тайну, а суд не имеет полномочий запросить эти документы».

Оставляя решение нижестоящего суда в силе, ВС РК сослался, в том числе, на некую нераскрытую информацию, предоставленную ФСБ, без уточнения ее характера. Суд заявил, что решение об аннулировании вида на жительство было принято ФСБ в рамках ее исполнительной власти, и информация, полученная из секретных источников, не подлежала судебному контролю. «Право оценивать деятельность иностранных граждан как [людей], представляющих угрозу обороноспособности государства, его национальной безопасности, общественному порядку или здоровью, входит в компетенцию ФСБ России и лежит на усмотрении службы безопасности. В рамках административного разбирательства суд не имеет права оценивать [информацию, касающуюся] факторов, угрожающих национальной безопасности, которая была получена в отношении иностранного гражданина», – указал суд.

В отношении нарушения права заявителя на уважение семейной жизни апелляционная инстанция подчеркнула, что аннулирование вида на жительство не являлось недопустимым вмешательством властей в данное право.

В феврале 2016 г. УФМС по РК вынесло решение, согласно которому Акчай должен был покинуть Россию в короткий срок, иначе ему грозит депортация. Также ему запретили въезд в РФ в течение двух с половиной лет. Емер Акчай обжаловал это решение, но оно осталось в силе. В апреле 2016 г. – до рассмотрения судом его апелляционной жалобы на решение об отмене вида на жительство – он покинул Россию, а летом в Турции зарегистрировал брак с матерью своего сына.

Обращение в ЕСПЧ

В ноябре того же года заявители обратились в ЕСПЧ. В жалобах они указали, что аннулирование вида на жительство главы семьи на основании нераскрытой информации нарушило их право на уважение семейной жизни (ст. 8 Конвенции). В качестве компенсации материального ущерба они требовали 870 тыс. руб. – сумму, кратную среднемесячному доходу главы семьи за период действия запрета на въезд в Россию. Моральный вред они оценили в 20 тыс. евро каждому из заявителей.

Правительство РФ в замечаниях по вопросу приемлемости и по существу жалобы (имеются в распоряжении «АГ») отметило отсутствие нарушений прав заявителей, гарантированных ст. 8 Конвенции. При этом указывалось, что заявитель за последние три года проживания в России 18 раз привлекался к административной ответственности, тем самым «лояльности к правопорядку РФ не проявлял и законы РФ не соблюдал, им систематически и умышленно совершались… правонарушения, в том числе характеризующиеся повышенной степенью общественной опасности для третьих лиц, в связи с чем решение об аннулировании вида на жительство с очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным и не противоречит правовым позициям Европейского Суда».

Кроме того, правительство отметило, что Акчай не относится к «долгосрочно проживающим мигрантам» либо к «осевшим мигрантам», поскольку прибыл в Россию в возрасте 45 лет. Также оно обратило внимание, что заявитель, несмотря на длительное пребывание в РФ, не предпринимал попыток для получения российского гражданства – наличие недвижимости и предпринимательская деятельность на территории РФ не освобождают от соблюдения требований миграционного законодательства. Ссылаясь на Постановление ЕСПЧ по делу «Самсонников против России» (№ 52178/10), правительство подчеркнуло, что запрет на въезд сроком два с половиной года после выдворения не может считаться слишком длительным.

Читайте также:
Как получить вид на жительство гражданину Узбекистана в России в 2022 году

Требование заявителей о компенсации материального ущерба правительство требовало отклонить как необоснованное, поскольку заявители не представили документов, подтверждающих упущенную выгоду. Требование о компенсации морального вреда оно также сочло чрезмерным и необоснованным.

В возражениях на замечания правительства (есть у «АГ»), в свою очередь, отмечается, что для определения реальных мотивов и фактических оснований для аннулирования вида на жительство российские власти должны были представить Суду заключение ФСБ о том, что (неназванные) действия заявителя создают угрозу безопасности РФ, однако такой документ либо информация о его содержании представлены не были, как и не было представлено мотивированное решение об отнесении данного документа к гостайне. Наконец, суды не проверили утверждение заявителя о том, что аннулирование вида на жительство связано с ухудшением российско-турецких отношений.

Решение ЕСПЧ

В постановлении Европейский Суд отметил, что содержание решения УФСБ РК, послужившее основанием для аннулирования вида на жительство заявителя, ему не было раскрыто, а решения национальных судов не содержали обоснований, почему действия заявителя представляли угрозу госбезопасности России. Суд добавил, что в решениях судов не упоминались какие-либо факты, на основании которых был сделан такой вывод.

В постановлении подчеркивается, что национальные суды не проверили обоснованность утверждения ФСБ о том, что Емер Акчай представлял угрозу национальной безопасности, а ограничились формальным рассмотрением решений органов власти. Утверждения УФСБ против заявителя остались нераскрытыми, в связи с чем тот был лишен возможности опровергнуть содержащиеся в них факты и выводы.

Таким образом, резюмировал ЕСПЧ, разбирательство на национальном уровне, касающееся рассмотрения вопросов об аннулировании вида на жительство Емера Акчая и последующем запрете на повторный въезд, а также их влияния на семейную жизнь заявителей, не сопровождалось достаточными процессуальными гарантиями, что является нарушением ст. 8 Конвенции.

Требование заявителей о компенсации материального ущерба ЕСПЧ отклонил, пояснив такое решение отсутствием подтверждающих документов. В качестве компенсации морального вреда заявителям совместно присуждено 12 тыс. евро.

Комментарий представителя заявителя в ЕСПЧ

Один из представителей семьи Акчай в Европейском Суде, адвокат Алексей Лаптев, комментируя постановление ЕСПЧ, отметил, что позиция Суда по данному вопросу не нова. Особенностью данного постановления стал упрощенный порядок его рассмотрения – комитетом из трех судей. «Поскольку постановление было вынесено комитетом, оно сразу вступило в силу. Таким образом, заявители смогут быстрее получить компенсацию, – отметил он. – С другой стороны, это свидетельствует о том, что российские власти, к сожалению, до сих пор не решили эту проблему на национальном уровне, и свобода усмотрения органов государственной власти продолжает расти за счет ограничения судебного контроля».

Алексей Лаптев уверен, что суды должны были разобраться в деле и затребовать у ФСБ информацию о доказательствах или фактических обстоятельствах, подтверждающих риски государственной безопасности со стороны Емера Акчая. «Это выглядит смешно, что он представлял собой угрозу национальной безопасности, потому что он был просто фермером, и до антитурецкой кампании ему постоянно продлевали вид на жительство в РФ», – отметил адвокат. По его мнению, вывод о том, что суд не имеет компетенции ставить под сомнение оценку ФСБ, несовместим с понятиями правосудия и правового государства: «Получается, из ведения судов уходит целый пласт вопросов – то есть вопросы госбезопасности полностью отданы на откуп органам исполнительной власти. Естественно, в такой ситуации риск произвола очевиден».

Адвокат также отметил, что ЕСПЧ в постановлении призвал судебную власть брать на себя бо́льшую ответственность: судебный контроль должен распространяться на все действия и решения органов исполнительной власти. «И суды однозначно должны иметь право осуществлять контроль в ситуации, когда органы исполнительной власти признают какое-то лицо представляющим угрозу национальной безопасности, – чтобы эффективно защищаться от данного обвинения необходимо знать, в чем оно заключается и на каких доказательствах базируется», – подчеркнул он, заключив, что ситуация, когда человек должен защищаться от обвинения, которое ему не известно, является абсурдной и несовместимой с основополагающими принципами правового государства и справедливого судебного разбирательства.

Как обжаловать отказ на ВНЖ?

Я гражданка Украины. Переехала в Российскую Федерацию со своей семей (мамой, мужем и двумя детьми) в 2014 году. Оформили временное убежище. При прохождении медосмотра у меня был обнаружен ВИЧ. После этого через два года получили РВП, спустя три года муж оформил ВНЖ, я получила сертификат «носителя русского языка». После этого подала на ВНЖ, но пришел отказ с запретом на въезд в Российскую Федерацию. У нас полноценная и дружная семья, я и муж официально трудоустроены, дети учатся. Как сделать так, чтобы нас не «разрывали»?

К сожалению, автор вопроса не называет основание отказа, указанное в уведомлении, поэтому можно только предположить, что при наличии разрешения на временное проживание и сертификата «Носитель русского языка» отказ мог быть мотивирован наличием заболевания.

Так, согласно пп. 13 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:
Где пройти медкомиссию для получения вида на жительство в Москве и Санкт-Петербурге в 2022 году

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных)) – граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции не распространяются положения пп. 1 п. 5 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также положения пп. 13 п. 1 ст. 7 и пп. 13 п. 1 ст. 9 указанного федерального закона в части наличия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Таким образом, из общего правила исключение составляют лишь те иностранные граждане, страдающие ВИЧ, кто 1) «имеет членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных)) – граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации…» и 2) у которых «отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции». (По поводу второго случая ничего сказать не могу – не знаю.)

А вот что касается первого случая, то норма «постоянно проживающих на территории Российской Федерации» здесь ключевая!

При определении понятий, используемых в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие «вид на жительство» толкуется как документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Из текста вопроса усматривается, что муж получил вид на жительство. Следовательно, он имеет постоянное проживание в Российской Федерации. Отсюда следует, что автор вопроса, являясь супругой иностранного гражданина, постоянное проживающего в Российской Федерации, имела право на получение вида на жительство на основании абз. 3 п. 3 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и пп. 13 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 35 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» «юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отказ должностного лица или органа государственной власти следует обжаловать в вышестоящую инстанцию или в суд по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ в течение трех месяцев с момента получения отказа.

Аннулирование вида на жительство (ВНЖ) в России иностранного гражданина в 2022 году: основания, причины и обжалование решения

Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Замена вида на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина» были нарушения регламента:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Описание

Документы, необходимые для получения услуги

  • Документ, в соответствии с которым иностранный гражданин признан недееспособным или ограничен в дееспособности
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя
  • Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, в отношении которого подается заявление о выдаче вида на жительство либо заявление о замене вида на жительство
  • Документы, подтверждающие полномочия усыновителя, опекуна или попечителя
  • Документ(ы), подтверждающий(ие) изменение иностранным гражданином в установленном порядке фамилии, имени
  • Заявление об отказе в получении государственной услуги
  • Заявление о замене вида на жительство
  • Личные фотографии размером 35 x 45 мм в черно-белом или цветном исполнении
  • Свидетельство о рождении
  • Форма сведений об изменении личных данных (приложение к заявлению о замене вида на жительство)

Основание

Обращение заявителя в подразделение по вопросам миграции с заявлением установленного образца о замене вида на жительство с приложением полного пакета документов.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства),
проживающий по виду на жительство обращается с заявлением о замене вида на
жительство в случае:

1. Достижения иностранным гражданином возраста четырнадцати лет, двадцати
лет и сорока пяти лет.
2. Изменения иностранным гражданином в установленном порядке фамилии,
имени, сведений о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения,
гражданской принадлежности.
3. Изменения пола.
4. Непригодности вида на жительство для дальнейшего использования вследствие
износа, повреждения или других причин.
5. Обнаружение неточности или ошибки в произведенных в виде на жительство записях о фамилии, об имени, о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения.

Стоимость и порядок оплаты

Налоговый кодекс РФ. Подпункт 18 пункта 1 ст. 333.28

Cрок регистрации запроса на услугу

Отказ в предоставлении государственной услуги

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1. Нарушение требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство либо невозможность прочтения текста такого заявления.
2. Наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных.
3. Отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
4. Истечение срока действия медицинских документов. (Пункт 14 Порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России N 384н).
5. Истечение срока действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
6. В случае, если со дня получения иностранным гражданином, проживающим в Российской Федерации по разрешению на временное проживание не прошло восемь месяцев, а также в случае, если оставшийся срок действия разрешения на временное проживание составляет менее четырех месяцев.
7. Представление иностранным гражданином в качестве документа, удостоверяющего личность, документа, не предусмотренного законодательством Российской Федерации.
8. Представление документа, удостоверяющего личность, оставшийся срок действия которого менее срока предоставления государственной услуги, установленного в подпунктах 23.1 – 23.4 пункта 23 Административного регламента, или недействительного документа.
9. Отказ иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание или о выдаче дубликата вида на жительство взамен утраченного (похищенного), от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации достигшим возраста шести лет иностранным гражданином, признанным недееспособным либо ограниченным в дееспособности, либо не достигшим возраста восемнадцати лет, в отношении которого подается указанное заявление, за исключением случаев подачи заявления о выдаче вида на жительство с использованием Единого портала.
В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, заявление о предоставлении государственной услуги и документы не принимаются, дата и время их приема определяются с учетом пункта 104 Административного регламента.
10. Отказ лица без гражданства, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, в отношении которого подано такое заявление), от прохождения процедуры цифрового фотографирования, а также отказ лица без гражданства, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, достигшего возраста двенадцати лет, в отношении которого подано такое заявление), от прохождения процедуры сканирования папиллярных узоров двух пальцев рук, за исключением случаев подачи заявления о предоставлении государственной услуги с использованием Единого портала.
В случае наличия у лица без гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, достигшего возраста двенадцати лет, в отношении которого подано такое заявление), на пальцах рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению процедуры их сканирования, заявление о предоставлении государственной услуги и документы не принимаются, дата и время их приема определяются с учетом пункта 111 Административного регламента, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 117 Административного регламента.
Основаниями для отказа в приеме заявления о выдаче вида на жительство, поданного в форме электронного документа с использованием Единого портала:
1. Нарушение требований о заполнении всех пунктов заявления о выдаче вида на жительство, подлежащих заполнению.
2. Указание иностранным гражданином в качестве документа, удостоверяющего личность, документа, не предусмотренного в качестве документа, удостоверяющего личность, статьей 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или документа, удостоверяющего личность, оставшийся срок действия
которого менее срока предоставления государственной услуги, установленного Административным регламентом, или недействительного документа.
3. Непредставление фотографии в электронной форме (за исключением случаев, когда представление фотографии не требуется).
4. Нарушение требований к фотографии.
5. Нахождение на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
6. Несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя, указанным в заявлении, поданным в электронной форме с использованием Единого портала.

Читайте также:
Как получить вид на жительство после статуса временного убежища

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
В предоставлении
государственной услуги отказывается если иностранный гражданин:

1.
Неуплата заявителем государственной
пошлины, за исключением случаев, когда
государственная пошлина не взымается.
2.
Наличие у иностранного гражданина, в
отношении которого принято заявление
о предоставлении государственной
услуги, гражданства Российской Федерации.
3. В
случае, если в течение срока рассмотрения
заявления ранее выданный вид на жительство
аннулирован по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона “О правовом
положении иностранных граждан в
Российской Федерации”.
3.1.
Вид на жительство иностранному гражданину
не выдается, а ранее выданный вид на
жительство аннулируется в случае, если
данный иностранный гражданин:
1)
выступает за насильственное изменение
основ конституционного строя Российской
Федерации, иными действиями создает
угрозу безопасности Российской Федерации
или граждан Российской Федерации;
2)
финансирует, планирует террористические
(экстремистские) акты, оказывает
содействие в совершении таких актов
или совершает их, а равно иными действиями
поддерживает террористическую
(экстремистскую) деятельность;
3) в
течение пяти лет, предшествовавших дню
подачи заявления о выдаче вида на
жительство, подвергался административному
выдворению за пределы Российской
Федерации, депортации или передавался
Российской Федерацией иностранному
государству в соответствии с международным
договором Российской Федерации о
реадмиссии либо в течение десяти лет,
предшествовавших дню подачи заявления
о выдаче вида на жительство, неоднократно
(два и более раза) подвергался
административному выдворению за пределы
Российской Федерации, депортации или
передавался Российской Федерацией
иностранному государству в соответствии
с международным договором Российской
Федерации о реадмиссии;
4)
представил поддельные или подложные
документы либо сообщил о себе заведомо
ложные сведения;
5)
осужден вступившим в законную силу
приговором суда за совершение тяжкого
или особо тяжкого преступления либо
преступления, рецидив которого признан
опасным, или за совершение преступления,
связанного с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных
веществ и их аналогов или прекурсоров,
растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества
либо их прекурсоры, а также их частей,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества либо их прекурсоры;
6)
имеет непогашенную или неснятую судимость
за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления на территории Российской
Федерации либо за ее пределами,
признаваемого таковым в соответствии
с федеральным законом;
7)
неоднократно (два и более раза) в течение
одного года привлекался к административной
ответственности за совершение
административного правонарушения,
связанного с посягательством на
общественный порядок и общественную
безопасность либо нарушением режима
пребывания (проживания) иностранных
граждан в Российской Федерации или
порядка осуществления ими трудовой
деятельности на территории Российской
Федерации, либо совершил административное
правонарушение, связанное с незаконным
оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов или
прекурсоров, растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры, а также их
частей, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества
либо их прекурсоры;
8)
не может представить доказательств
возможности содержать себя и членов
своей семьи в Российской Федерации в
пределах прожиточного минимума, не
прибегая к помощи государства, за
исключением случая, если иностранный
гражданин признан нетрудоспособным;
9)
по истечении трех лет со дня въезда не
имеет в Российской Федерации жилого
помещения на основаниях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
10)
выехал из Российской Федерации в
иностранное государство для постоянного
проживания;
11)
находился за пределами Российской
Федерации более шести месяцев суммарно
в течение календарного года, за исключением
случаев отсутствия возможности покинуть
территорию иностранного государства
по обстоятельствам, связанным с
необходимостью экстренного лечения,
тяжелой болезнью данного иностранного
гражданина или со смертью его близкого
родственника, проживавшего на момент
смерти в иностранном государстве, а
также случаев нахождения иностранного
гражданина за пределами Российской
Федерации в связи со служебной
необходимостью;
12)
заключил брак с гражданином Российской
Федерации, послуживший основанием для
получения вида на жительство, и этот
брак признан судом недействительным;
13)
является больным наркоманией, либо не
имеет сертификата об отсутствии у него
заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта три статьи 11 Федерального
закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О
предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)”, либо страдает
одним из инфекционных заболеваний,
которые представляют опасность для
окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия
утверждаются уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти;
14)
обратился с заявлением об аннулировании
выданного ему вида на жительство;
15)
непрерывно в течение любых двух
календарных лет после получения вида
на жительство не уведомлял о подтверждении
своего проживания в Российской Федерации
территориальный орган федерального
органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел.
16).
вид на жительство иностранному гражданину
не выдается, а ранее выданный вид на
жительство аннулируется в случае
принятия в установленном порядке решения
о нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации или решения о
неразрешении въезда в Российскую
Федерацию данного иностранного
гражданина.

Читайте также:
Получение и назначение пенсий для граждан с видом на жительство в России в 2022 году

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

1. Нарушение требований к форме и содержанию заявления о выдаче вида на жительство либо невозможность прочтения текста такого заявления.
2. Наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных.
3. Отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
4. Истечение срока действия медицинских документов. (Пункт 14 Порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России N 384н).
5. Истечение срока действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
6. В случае, если со дня получения иностранным гражданином, проживающим в Российской Федерации по разрешению на временное проживание не прошло восемь месяцев, а также в случае, если оставшийся срок действия разрешения на временное проживание составляет менее четырех месяцев.
7. Представление иностранным гражданином в качестве документа, удостоверяющего личность, документа, не предусмотренного законодательством Российской Федерации.
8. Представление документа, удостоверяющего личность, оставшийся срок действия которого менее срока предоставления государственной услуги, установленного в подпунктах 23.1 – 23.4 пункта 23 Административного регламента, или недействительного документа.
9. Отказ иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание или о выдаче дубликата вида на жительство взамен утраченного (похищенного), от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации достигшим возраста шести лет иностранным гражданином, признанным недееспособным либо ограниченным в дееспособности, либо не достигшим возраста восемнадцати лет, в отношении которого подается указанное заявление, за исключением случаев подачи заявления о выдаче вида на жительство с использованием Единого портала.
В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, заявление о предоставлении государственной услуги и документы не принимаются, дата и время их приема определяются с учетом пункта 104 Административного регламента.
10. Отказ лица без гражданства, обратившегося с заявлением о предоставлении государственной услуги (лица без гражданства, в отношении которого подано такое заявление), от прохождения процедуры цифрового фотографир

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: