Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Как работает противообледенительная жидкость для самолетов

Наверняка вы замечали, что перед взлетом фюзеляж воздушного судна обрабатывают специальным раствором. Этот раствор называется противообледенительной жидкостью, или ПОЖ. Она была создана для борьбы с обледенением поверхности самолетов, и именно благодаря такой предполетной обработке удается избежать невероятного количества авиакатастроф. Но какой именно принцип лежит в основе работы этого вещества? Исследование образцов ПОЖ с помощью сканирующей зондовой микроскопии позволило изучить физику защиты от обледенения.

ВИДЫ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ОБРАБОТКИ

Существуют разные методы борьбы с обледенением самолетов: тепловые, механические и химические (с помощью противообледенительной жидкости). Химический метод — самый распространенный — основан на следующем эффекте: при попадании на поверхность воздушно-транспортного средства нагретая до 60 °С жидкость удаляет ледяные образования и остается на поверхности, препятствуя последующему обледенению (рис. 1).

В настоящий момент существуют четыре типа ПОЖ, различающиеся по виду действия и предназначения. Тип I — это незагущенная жидкость, вязкость которой не изменяется при перемешивании. Такая жидкость действует очень малое время и используется для удаления льда, уже намерзшего на фюзеляже и крыльях самолета. Реже ее применяют для защиты от образования нового льда. Остальные три типа ПОЖ применяются в тяжелых погодных условиях и при долгом ожидании взлета, защищая корпус от обледенения. Они загущены и остаются на поверхности самолета намного дольше, постепенно разрушаясь во время полета.

СОСТАВ

Чтобы понять, как противообледенительная жидкость защищает корпус воздушно-транспортного средства от обледенения, поговорим о ее составе. В состав ПОЖ входит около 60 % этиленгликоля, а также загустители, антикоррозийные присадки, поверхностно-активные вещества и вода.

Чтобы проверить, как ведет себя разбавленная водой жидкость при нанесении на поверхность, мы использовали метод сканирующей зондовой микроскопии.

КАК РАБОТАЕТ СКАНИРУЮЩИЙ ЗОНДОВЫЙ МИКРОСКОП

Главный инструмент сканирующего зондового микроскопа — тонкая кремниевая игла (кантилевер) толщиной около 3–5 микрометров, заостренная на конце. На нее попадает лазерный луч, который, отражаясь, оказывается на фоточувствительной матрице, или фотодиоде (рис. 2). Игла скользит по поверхности образца, следуя за всеми неровностями и шероховатостями, и ее положение изменяется, а значит, меняется и положение лазерного луча на фотодиоде. Данные с фотодиода конвертируются в данные о положении кантилевера, и мы получаем визуализированную информацию о его траектории — т. е. мы не смотрим на объект, а ощупываем его. Преимущество этого метода в том, что мы не ограничены таким понятием, как дифракционный предел, а это значит, что мы можем получить информацию об отдельных молекулах, ощупывая их.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Мы изучили, как на молекулярном уровне выглядит раствор противообледенительной жидкости на основе этиленгликоля.

Сначала мы получили изображения неразбавленного образца (рис. 4). Жидкость наносилась на поверхность слюды, и после высыхания слюда помещалась в сканирующий зондовый микроскоп ФемтоСкан. Видно, что раствор настолько концентрированный, что он не может равномерно распределиться по поверхности.

Водный раствор ПОЖ, разведенный в пропорции 1:100, выглядит уже совершенно иначе (рис. 5).

ЧТО МЫ ВИДИМ?

Этиленгликоль представляет собой короткие молекулы, и именно их мы видим на изображении в виде светлых точек. Структура самой молекулы не распознается, так как кончик кантилевера имеет конечные размеры порядка размеров такой молекулы.

Длинные линии — это молекулы загустителя, который добавляют для увеличения вязкости раствора, т. е. для того, чтобы жидкость как можно дольше оставалась на поверхности фюзеляжа. Интересно, что этиленгликоль имеет температуру замерзания –12 °С, но при смешивании с водой она может измениться до –70 °С при определенном соотношении компонент.

Видно, что молекулы этиленгликоля распределились по поверхности достаточно равномерно. То есть при попадании на такую поверхность молекулы воды не смогут образовать устойчивую структуру в несколько сотен молекул, которая являлась бы зародышем льда. А это значит, что жидкость, разработанная специально для защиты от обледенения, отлично справляется со своей задачей.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения — разбираем детально

Наверняка вы замечали, что перед взлетом фюзеляж воздушного судна обрабатывают специальным раствором. Этот раствор называется противообледенительной жидкостью, или ПОЖ. Она была создана для борьбы с обледенением поверхности самолетов, и именно благодаря такой предполетной обработке удается избежать невероятного количества авиакатастроф. Но какой именно принцип лежит в основе работы этого вещества? Исследование образцов ПОЖ с помощью сканирующей зондовой микроскопии позволило изучить физику защиты от обледенения.

Методы удаления обледенения

Существует три метода очистки воздушного судна от снежно-ледяных отложений: механический, воздушно-тепловой и физико-химический.

Механический способ представляет собой ручную очистку поверхностей самолета на подобии очистки автомобиля. Это самый дешевый способ, однако ввиду большой трудоемкости и длительности процесса активно применяется лишь в военно-воздушных силах.

Воздушно тепловой способ подразумевает использование специальных обдувочных машин на основе реактивных двигателей. Данный способ был широко распространен в СССР, однако современные самолеты иностранного производства ввиду высокой вероятности повреждения обшивки так не обрабатывают.

Физико-химический способ представляет собой облив самолета специальной жидкостью, собственно этот способ является самым массовым, о нем и пойдет речь дальше. Для облива используются специальные машины, в зависимости от размера самолета варьируется и их количество.

Обработка самолета Ан-124 шестью машинами.

Читайте также:
Что делать, если опоздал на рейс самолета: как вернуть деньги

Важность противообледенительной обработки

Необходимость в противообледенительной обработке обусловлена значительным влиянием замёрзших осадков на аэродинамические свойства поверхностей.

В частности, находящиеся на верхней поверхности крыла самолёта снег, иней и лёд снижают критический угол атаки, увеличивают скорость сваливания и превращают обтекающий поток из ламинарного в турбулентный.

В случае расположения двигателей сзади крыла, на хвосте, массовый вброс снега и льда во входные устройства авиадвигателей при взлёте может привести к помпажу и самовыключению двигателей. Известно несколько случаев авиакатастроф по этой причине.

Менее опасными последствиями являются повреждения передней кромки хвостового оперения слетающими с крыла кусочками льда. Однако образующиеся при этом вмятины вынуждают проводить периодические осмотры повреждений в эксплуатации; а также ремонты, что удорожает техническое обслуживание ВС.

Противообледенительная жидкость

Противообледенительная жидкость (сокращенно ПОЖ) – как правило, это подогретая смесь гликоля и воды. В зависимости от условий применения и назначения обработки применяются различные виды жидкости в чистом виде или разведенные водой в той или иной пропорции.

Существует четыре типа ПОЖ:

  • Тип I: предназначен для удаления обледенения. В целях экономии может разбавляется водой. Практически не имеет защитного действия, так как в составе жидкости отсутствуют загустители;
  • Тип II: в состав жидкости входят загустители. Назначение — защита от обледенения. Обладает довольно небольшим временем защитного действия;
  • Тип III аналогичен типу II, но имеет меньшую концентрацию загустителей и применяется для турбовинтовых самолетов с низкой скоростью отрыва при взлете;
  • Тип IV – основной тип жидкости, используемый для защиты от обледенения, имеет высокую концентрацию загущающих присадок, в результате чего достигается более длительный период защитного действия.

Многие производители для удобства наземных служб и летного состава добавляют в жидкость красители, таким образом можно визуально определить тип применяемой жидкости.

Окрашенная ПОЖ различных типов.

СОСТАВ

Чтобы понять, как противообледенительная жидкость защищает корпус воздушно-транспортного средства от обледенения, поговорим о ее составе. В состав ПОЖ входит около 60 % этиленгликоля, а также загустители, антикоррозийные присадки, поверхностно-активные вещества и вода. Чтобы проверить, как ведет себя разбавленная водой жидкость при нанесении на поверхность, мы использовали метод сканирующей зондовой микроскопии.

Продолжение статьи читайте в июньском номере журнала «Наука и техника» за 2019 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

De-icing и anti-icing, в чем разница?

Для безопасного взлета недостаточно только удалить отложения с критических поверхностей воздушного судна, необходимо также предотвратить их последующее появление вплоть до момента взлета.

Если требуется только очистить самолет от снега и льда, проводится обработка в один этап, ее называют de-icing.

Если же сохраняются условия для обледенения (идет снег или переохлажденный дождь), проводится обработка в два этапа, при этом второй этап обеспечивает защиту воздушного судна от обледенения до момента взлета (anti-icing). Жидкость для предотвращения обледенения имеет значительно большую концентрацию и определенный промежуток времени не дает осадкам замерзать. Кроме того, в нее добавляются загущающие присадки, что позволяет обеспечить большее время защиты.

Обработка крыла защитной жидкостью.

Длительность защитного действия зависит от вида и интенсивности осадков, температуры, использовавшейся для обработки жидкости. Она определяется экипажем по специальным таблицам, при этом за время начало защитного действия принимается время начала, а не окончания обработки. В случае если взлет не произведен до окончания защитного действия ПОЖ, и сохраняются условия для обледенения, командир обязан запросить повторную обработку самолета. Эта проблема особенно актуальна для крупных аэродромов, где зачастую скапливается большая очередь на взлет. Во многих зарубежных аэропортах существует практика обработки самолета непосредственно перед взлетом на специально оборудованных стоянках, в России подобных стоянок пока ни на одном аэродроме нет.

Специальные стоянки для облива в непосредственной близости от ВПП (аэропорт Цюрих).

Как уже говорилось, противообледенительная обработка применяется только для защиты от обледенения на земле. В процессе взлета под действием набегающего потока остатки жидкости стекают с самолета. В полете борьба с обледенением осуществляется с помощью штатных систем воздушного судна. Существует несколько методов предотвращения обледенения в полете. На большинстве пассажирских самолетов горячий воздух из двигателей используется для нагрева передней кромки крыла, стабилизатора и воздухозаборников двигателей.

Безопасно ли это для здоровья

Самолет – это закрытая система, и воздух с улицы попадает внутрь только при открытых дверях. Когда самолет обрабатывается, все двери уже закрыты. И хотя воздух снаружи все еще забирается, он проходит очистку, и внутри самолета вы даже не почувствуете запаха этой жидкости. Разумеется, это химическая жидкость вредна для здоровья, если ее выпить. Но ничего глобально страшного, от обработки самолета при сидящих внутри пассажирах, произойти не должно.

Способы обработки

Обработка может включать несколько этапов:

Механическое удаление

наиболее применимо к недавно выпавшему рыхлому и сухому снегу; производится с помощью щёток, резиновых скребков и мётел. Этот способ наиболее трудоёмок и, как правило, всё равно требует последующего применения противообледенительной жидкости (ПОЖ). К тому же он занимает значительное время и потому малоприменим в условиях интенсивного использования авиатехники.

Также для рыхлого снега может применяться его сдувание сильным потоком воздуха.

Читайте также:
Маска и перчатки в самолете в 2022 году: нужна ли, как их носят пассажиры

Физико-химический метод

Обычно применяется облив поверхностей воздушных судов (ВС) противообледенительными жидкостями (ПОЖ). Такая обработка обычно производится с применением специальных машин — деайсеров, имеющих баки для содержания и подогрева ПОЖ и устройства для нанесения ПОЖ с регулировкой степени распыла (сплошной струёй или «конусом») и расхода ПОЖ. Машины могут иметь как открытую «люльку» для оператора, так и закрытую кабину с создаваемым комфортным микроклиматом и дистанционным управлением органами распыла ПОЖ. Кабина или «люлька» находится на конце управляемой оператором стрелы для доступа ко всем обрабатываемым участкам поверхностей сверху них.

Также могут применяться стационарные установки на оборудованных площадках — как в виде стрел с кабинами операторов, так и в виде больших «ворот», под которыми самолёты проруливают в процессе нанесения ПОЖ.

Как правило, при отсутствии осадков проводится только удаление обледенения нагретой примерно до +60..+70 °C ПОЖ. За счёт температуры ПОЖ растапливает осадки, которые далее смываются струёй жидкости. Содержание воды в ПОЖ может изменяться оператором в зависимости от погодных условий, что обеспечивает её экономию (в зависимости от типа жидкости она стоит единицы долларов США за 1 литр, а на самолёт размеров Boeing-737 может потребоваться от 100 л жидкости до тонны и более в неблагоприятных погодных условиях).

При продолжающихся осадках поверхность ВС после первого этапа обработки покрывается тонким слоем ПОЖ другого типа (отличающегося вязкостью), обеспечивающего более долговременную защиту. Время защитного действия зависит от типа ПОЖ и погодных условий и может составлять от нескольких минут (переохлаждённый дождь) до 45 минут (иней).

Остающаяся на поверхности ВС после обработки тонкая плёнка ПОЖ защищает поверхность ВС на время руления к ВПП и разбега, а затем сдувается встречным потоком воздуха при скорости примерно 150 км/час.

В настоящее время этот способ обработки наиболее широко распространён.

Тепловой метод

При нём обледенение удаляется нагревом поверхности инфракрасными излучателями. В связи с большой энергоёмкостью и недостаточной эффективностью этот способ редко используется.

Также к тепловым методам можно отнести помещение ВС в тёплый ангар и заправку тёплым топливом.

Решение о необходимости противообледенительной обработки и её способах принимают командир воздушного судна (КВС) и наземный персонал, обслуживающий ВС. Противообледенительная обработка и, особенно, её контроль до сих пор остаются областью, мало поддающейся механизации и требующей значительного применения ручного труда квалифицированного персонала.

Обледенению отказать: какие вещества позволяют избежать авиакатастроф

China Stringer Network/Reuters

Заменят ли супергидрофобные жидкости «незамерзайку», что эффективнее с точки зрения экономики и ученых РАН и как защищают самолеты в российских аэропортах — в материале Indicator.Ru.

Группа исследователей из Института физической химии и электрохимии РАН (ИФХЭ РАН) разработала серию так называемых супергидрофобных покрытий, использование которых может существенно повысить эффективность защиты металлических и пластмассовых конструкций от обледенения. По словам авторов разработки, покрытие позволит существенно сократить затраты на антиобледенительные жидкости. Также оно сохраняет защитные свойства в течение нескольких полетов, утверждают ученые.

Формирование и накопление льда нарушает работу и снижает эффективность кораблей, морских нефтяных платформ, ветровых турбин, плотин, электростанций, линий электропередач, телекоммуникационного оборудования и т. п. При этом ущерб, наносимый экономике при таких явлениях, как ледяной дождь и снежные бури, составляет десятки миллиардов рублей.

Авиакатастрофы

Обледенение летательных аппаратов в авиации приводит не только к экономическим потерям, но и к гибели десятков и сотен людей. В декабре 1971 года в нескольких километрах от аэропорта в Саратове упал самолет Ан-24. Лайнер заходил на посадку в сложных метеорологических условиях. Причиной катастрофы стало отключение антиобледенительной системы, повлекшее за собой обледенение самолета в облаках. Погибли 57 человек.

Осенью 1978 года тот же Ан-24 потерпел катастрофу и затонул в заливе Сиваш. Полет проходил ночью в облаках и в условиях обледенения. Погибли 26 человек.

В ноябре 1991 года из-за обледенения катастрофа произошла в аэропорту Бугульмы. Экипаж Ан-24 не включил противообледенительную систему. Крылья и стабилизаторы покрылись 1,5 сантиметрами льда. При попытке уйти на второй круг самолет рухнул на землю. 4 члена экипажа и 37 пассажиров погибли.

В апреле 2012 года под Тюменью потерпел крушение авиалайнер ATR 72. В результате катастрофы погибли 43 человека. Из заключения Межгосударственного авиационного комитета (МАК) следовало, что на поверхности самолета были снежно-ледяные отложения. Именно они привели к ухудшению аэродинамических характеристик самолета. Согласно заключению экспертов, проведение противообледенительной обработки позволило бы избежать катастрофы.

Фотография потерпевшего крушение авиалайнера ATR 72

Противообледенительные жидкости

После авиакатастрофы в Тюмени российские авиаперевозчики стали использовать «Концепцию чистого самолета» (clean aircraft concept). Концепция запрещает начинать полет, если на корпусе самолета присутствует иней, снег или лед. При этом однозначного и исчерпывающего перечня условий, при которых нужно проводить обработку, не существует.

«Общим правилом является запрет на взлет самолета, если на его критических поверхностях (крыло, киль, стабилизатор, фюзеляж, включая приемники полного и статического давления, датчики температуры и угла атаки, двигателях, шасси) присутствуют недопустимые производителем самолета снежно-ледяные отложения в виде снега, льда, инея или слякоти», — рассказали корреспонденту Indicator.Ru в пресс-службе международного аэропорта «Домодедово».

Читайте также:
Как можно узнать место в самолёте по электронному билету: алгоритм действий перед посадкой в 2022 году

Нужно ли проводить обработку и защиту от наземного обледенения, определяется в результате проверки до взлета самолета. Также учитывается наличие или возможное выпадение замерзающих осадков (снег, перехолажденный дождь, дождь, морозь, туман). При этом противообледенительная обработка может проводиться даже при плюсовой температуре на земле. «Ситуация может быть значительно сложнее, и, например, при больших остатках холодного топлива в баках крыла после предыдущего полета, обработка крыла может потребоваться даже при температуре воздуха +15 градусов», — уточнили в «Домодедово».

Сегодня существует четыре типа противообледенительных жидкостей (ПОЖ). Они представляют собой смесь воды и гликоля (класс органических соединений, содержащих две гидроксильные группы, — прим. Indicator.Ru) с добавлением различных загустителей.

Тип I применяют для удаления льда. Для экономии его могут разбавлять водой, при этом он практически не защищает, поскольку в жидкости нет загустителей.

В состав типа II входят загустители, которые защищают от обледенения, но действуют в течение небольшого срока.

В тип III добавляют меньше загустителей. Он используется для турбовинтовых самолетов с низкой скоростью отрыва при взлете.

Тип IV имеет высокую концентрацию загустителей и длительный защитный эффект.

Жидкости окрашивают в разные цвета, чтобы их было проще отличать друг от друга. Тип I имеет красноватый оттенок, Тип II — жемчужный, Тип III и Тип IV — желтый и зеленый цвета соответственно.

Цены на жидкости устанавливает аэропорт. Например, в международном аэропорту в Казани противообледенительные жидкости стоят около 200 рублей за литр (в зависимости от типа и концентрации). Для обработки самолета A320 требуется 200-300 литров. Для авиалайнеров количество противообледенительной жидкости составляет около 2000 литров. «К следующему сезону аэропорту предстоит переход на новую, уже разработанную и сертифицированную жидкость четвертого типа на базе этиленгликоля и лучшими характеристиками как по времени защитного действия, так и по минимальной температуре применения. Сейчас ПОЖ такого типа изготавливается на основе пропиленгликоля, производство которого ограничено в России. Кроме того, жизненный цикл жидкости четвертого типа Clariant Max Flight 04 (применяется для противообледенительной обработки в аэропорту «Домодедово», — прим. Indicator.Ru), выпуск которой был начат в 2004 году, уже заканчивается», — рассказали Indicator.Ru в пресс-службе аэропорта «Домодедово».

Супергидрофобные жидкости

Использование противообледенительных жидкостей экономически невыгодно, поскольку такие жидкости можно применять только один раз, считает доктор химических наук, заведующий кафедрой химической термодинамики и кинетики Санкт-Петербургского государственного университета Александр Тойкка. Альтернативой могут стать, например, гидрофобные и супергидрофобные покрытия.

Супергидрофобностью называют особое состояние поверхности, которая взаимодействует с водой в гетерогенном (неоднородном) режиме смачивания. Проще говоря, супергидрофобность — это такой режим, когда капля касается поверхности только в избранных точках. Она не проникает во впадины рельефов, а лишь опирается на вершины выступов, а в основной части нависает над поверхностью, и здесь между жидкостью и твердым материалом существует довольно толстая воздушная прослойка. Благодаря гетерогенному режиму смачивания супергидрофобные покрытия защищают материалы от коррозии, обеспечивают теплозащиту, могут также применяться для электроизоляции.

Разработка супергидрофобных поверхностей — достаточно популярное направление среди исследователей, так как сделать поверхность супергидрофобной можно только с помощью нанотехнологий, поскольку сама природа супергидрофобности требует многомодальной (мультимасштабной) шероховатости. А нанотехнологии — это место, куда в последние годы активно идут инвестиции.

Правда, у этой популярности есть и оборотная сторона: среди занимающихся супергидрофобностью ученых много таких, которые были просто неподготовлены к тем исследованиям, на которые сделали заявку. По словам руководителя исследования, академика РАН Людмилы Бойнович, главного научного сотрудника лаборатории поверхностных сил ИФХЭ РАН, многие зарубежные группы пришли в это направление, не особенно представляя себе тонкостей контакта водных сред с твердой поверхностью, и потому достигли очень скромного успеха. Получаемая ими супергидрофобность (или то, что они принимали за супергидрофобность) держалась считанные секунды, в лучшем случае минуты. И часто возникали проблемы со стойкостью этого режима: стоило прикоснуться к полученной поверхности пальцем, как супергидрофобность исчезала.

Группа Людмилы Бойнович подошла к этим исследованиям, что называется, во всеоружии. Академик Борис Дерягин (1902-1994), основавший лабораторию поверхностных сил, создал на ее основе научную школу, которая получила международное признание.

Несколько лет назад лаборатория, заведующим которой в настоящее время является доктор физико-математических наук Александр Емельяненко, занялась, помимо прочего, исследованиями супергидрофобности, финансируемыми в основном грантом Российского научного фонда и программами Президиума РАН. Ученые провели подробный теоретический анализ явления и разработали ряд способов получения супергидрофобных поверхностей. Одним из самых интересных и перспективных методов, предложенных лабораторией, является так называемое лазерное наносекундное текстурирование. Оно позволяет создать на поверхности тот самый нанорельеф, который обеспечивает на материалах из металла или пластика режим супергидрофобности, причем режим стойкий, выдерживающий не только касание пальцем, а многократные замораживания и размораживания, сопровождающиеся большими напряжениями в зоне контакта поверхности с водой. Работы ученых были опубликованы в журналах Physical Chemistry Chemical Physics, ACS Applied Materials and Interfaces и многих других.

«Главное наше достижение последних лет, — сказала Людмила Бойнович в разговоре с корреспондентом Indicator.Ru, — получение противообледенительных поверхностей. Нам удалось показать, что даже при высокой влажности воздуха капли воды, сидящие на супергидрофобных поверхностях, длительное время находятся в переохлажденном состоянии без кристаллизации при низких температурах. Противообледенительные покрытия, получаемые нами методом наносекундного лазерного текстурирования, имеют высокую износостойкость и хорошо справляются со своей задачей даже при очень масштабных перепадах температур. Нам также удалось показать уникальные противокоррозионные свойства наших поверхностей. И, что, может быть, наиболее важно, мы показали, что нашим методом можно организовать процесс получения супергидрофобной поверхности таким образом, чтобы не только достичь гетерогенного режима смачивания, но и изменить фазовые состояния твердого материала, тем самым повлияв еще на целую гамму других функциональных свойств этой поверхности».

Читайте также:
Сколько денег можно провезти в самолёте по России и за границу в 2022 году

Стоит отметить, что способ лазерного текстурирования, примененный группой ИФХЭ РАН, основан на использовании коммерчески доступных наносекундных лазерных систем и относительно недорог. Он может быть применен при антиобледенительной обработке самолетных крыльев и заменяет обработку антиобледенительными жидкостями (хотя в крайних случаях, в особых форс-мажорных ситуациях, как утверждает Людмила Бойнович, только эффект супергидрофобности может оказаться недостаточным и должен быть дополнен другими стандартными для авиации методами). В отличие от одноразовой обработки антиобледенительными жидкостями, супергидрофобное покрытие работает в течение многих дней без участия человека и приведет к большому экономическому эффекту. «Ключевой вопрос применимости таких покрытий, — комментирует Людмила Бойнович, — связан с тем, насколько создаваемое супергидрофобное состояние долговечно. В последнее время лаборатории удается получать очень стойкие покрытия, которые выдерживают до ста циклов кристаллизации, а также длительные абразивные и кавитационные нагрузки».

Едва ли можно ожидать, что в ближайшем будущем супергидрофобные покрытия заменят традиционные противооблединительные жидкости, считает Александр Тойкка. Это связано со сложностями, с которыми сталкиваются ученые при внедрении своих разработок. «С внедрениями в нашей стране достаточно плохо. Значительно проще купить уже апробированную технологию на западе. Но это тупиковый путь, так как мы попадаем в зависимость. Почему мы сейчас так радуемся санкциям? Потому что у нас есть возможность развития собственных технологий. Разработка должна быть достаточно простой для технологического воплощения и защищена международными патентами. Но все зависит от доброй воли и сознательности производителя. За научно-исследовательской работой последует опытно-конструкторская работа (НИОКР), которая позволит на ограниченном числе образцов проверить жизнеспособность разработки», — отметил эксперт.

Чем покрывают и обрабатывают самолеты от обледенения

Любой самолет держится в воздухе благодаря своим аэродинамическим формам. Даже незначительное изменение поверхности крыла или других частей самолета способно привести к потере подъемной силы и в конечном итоге – к катастрофе. В осенне-зимний период самолеты подвергаются обработке противообледенительной жидкостью.

  1. В чем опасность обледенения
  2. Почему возникает обледенение
  3. Противообледенительная обработка
  4. Ваш запрос не может быть обработан
  5. Ваш запрос не может быть обработан
  6. Причины образования наледи
  7. Какие бывают жидкости
  8. Химический состав
  9. Регламентация
  10. СОСТАВ
  11. Измерение производительности
  12. Безопасно ли это для здоровья
  13. Производители
  14. Соответствие стандартам

В чем опасность обледенения

Нельзя относиться к обледенению, как к естественному явлению, которое не требует профилактики. Такое заблуждение приводит к катастрофам, поэтому противообледенительная обработка самолета — обязательная процедура перед вылетом. Покрытая льдом поверхность машины может привести к следующим последствиям:

  • Потере подъемной силы из-за обледенения крыльев и хвоста (от этого изменяется их форма). А также увеличивается вес машины. Это может привести к тому, что после взлета самолет потеряет скорость и рухнет на землю.
  • Возможному попаданию снега и льда в двигатели, что приведет к их выключению.
  • Возможному повреждению хвоста самолета при взлете, когда куски льда отрываются от крыла.

Обтекание обледенелого крыла воздушным потоком

Учитывая перечисленные факторы, становится понятно, что обледенение самолета довольно опасная ситуация, которую нельзя допустить.

Почему возникает обледенение

Процедура по очистке самолета ото льда довольно трудоёмкая и дорогая. Ее невозможно избежать, потому что причины появления льда на лайнере такие:

  • Если температура воздуха ниже нуля, то сам самолет охлаждается больше, а влага, содержащаяся в воздухе, оседает на поверхности машины в виде льда.
  • В случае когда температура воздуха около нуля, влага оседает в виде ледяного налета, покрывающего крылья, хвост, двигатели и сам корпус.

А также может примерзнуть снег, который в ходе изменения температуры от отрицательных до положительных показателей превращается в довольно толстую наледь. И последнюю очень непросто удалить.

Противообледенительная обработка

Самолеты обрабатываются специальным реагентом, который позволяет удалить замерзшие и примерзшие частички жидкости к фюзеляжу. Одновременно с этим, такая обработка имеет еще и другую цель – предотвратить образование льда на критических частях самолета. В целом, это делается для безопасности воздушного судна и пассажиров, и для осуществления беспроблемного перелета.

Обратите внимание, что минусовая температура на высоте 10 километров, где летают гражданские самолеты, бывает намного чаще, нежели минусовая температура на поверхности земли. Как правило, к такой обработке прибегают уже в том случае, если на критических высотах, в том числе и на земле, установился стабильный минус.

Ваш запрос не может быть обработан

Ваш запрос не может быть обработан

С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.

Причины образования наледи

При температуре, близкой к отрицательным значениям, происходит кристаллизация воды, находящейся в атмосфере. Это может происходить в форме появления инея либо кристаллов льда, оседающих на поверхности самолета. Иногда это является следствием атмосферных осадков, наиболее неприятными из которых являются так называемые ледяные дожди. Зачастую влага попадает на поверхность машины в процессе руления на аэродроме. Для борьбы с этим естественным природным явлением применяются противообледенительные жидкости либо механическая очистка самолета, которая является довольно трудоемким и продолжительным процессом. Однако в военной авиации она по-прежнему является главным способом и входит в обязанности экипажа.

Какие бывают жидкости

Существует четыре типа противообледенительной жидкости. Стандартно их тип обозначается римскими цифрами с первой по четвертую. Ниже приведено краткое описание этих жидкостей:

  • Тип I не содержит загустителей (в отличие от остальных типов), не обладает защитным действием, применяется только в горячем виде и служит лишь для очистки от снега, грязи и наледи. Цвет красно-оранжевый.
  • Тип II содержит загустители и не менее 50 % этиленгликоля, но способен обеспечить защиту от повторного обледенения лишь на небольшой период времени. Имеет оттенки желтого цвета.
  • Тип III аналогичен типу II, но загустителя там еще меньше. Этот тип применяется для обработки низкоскоростных самолетов. Бесцветный.
  • Тип IV содержит большую концентрацию загустителя и обеспечивает продолжительную защиту от повторного обледенения. Имеет изумрудно-зеленый цвет.

Все жидкости используются в разбавленном водой виде, нормы содержания воды в жидкости для каждого типа строго регламентированы и зависят от погодных условий. Температура замерзания жидкости должна быть ниже не менее чем на 10 градусов по отношению к температуре окружающей среды. При этом смешивать между собой противообледенительные жидкости разных типов категорически запрещено. Запрещено также смешивать жидкости одного типа, но от разных производителей. На гражданских аэродромах основным типом является жидкость IV типа.

Химический состав

Основным компонентом противообледенительной жидкости является депрессант точки замерзания (FPD), обычно пропиленгликоль или этиленгликоль. Другие ингредиенты различаются в зависимости от производителя, но точный состав конкретной марки жидкости обычно является конфиденциальной служебной информацией.

На основе химического анализа Агентство по охране окружающей среды США выделило пять основных классов добавок, широко используемых производителями:

  1. Бензотриазол и метилзамещенный бензотриазол, используемые в качестве ингибитора коррозии.
  2. Алкилфенол и этоксилаты алкилфенола , неионные поверхностно – активные вещества, используемые для снижения поверхностного натяжения .
  3. Триэтаноламин , используемый в качестве буфера pH .
  4. Высокомолекулярные нелинейные полимеры, используемые для повышения вязкоупругости .
  5. Красители, используемые для помощи в идентификации.

Регламентация

В России действует ГОСТ Р54264-2010, описывающий методы и процедуры применения противообледенительной жидкости для самолетов. Положения этого ГОСТа унифицированы с международными стандартами ISO 11075 и ISO 11078. Существующая мировая практика предусматривает обязательное тестирование всех противообледенительных жидкостей в специальных лабораториях и публикацию списков жидкостей, разрешенных к использованию. Такие публикации находятся в открытом доступе. В России этим занимается Федеральное агентство воздушного транспорта. На текущий осенне-зимний период разрешены к применению следующие жидкости: тип I – «Арктика ДГ», Safewing EG I 1996 (88), «АВИАФЛО ЕГ» (AVIAFLO EG), OCTAFLO EG, Oktaflo Lyod, «ДЕФРОСТ ЕГ 88.1». Для типа II разрешена к использованию только одна жидкость: Safewing MP II FLIGHT. Тип III в аэропортах России не применяется, поскольку в перечне Росавиации этот тип отсутствует. Для типа IV можно использовать Safewing MP IV LAUCH, Max Flight Sneg, Max Flight 04, Max Flight AVIA и Safewing EG IV NORT.

СОСТАВ

Чтобы понять, как противообледенительная жидкость защищает корпус воздушно-транспортного средства от обледенения, поговорим о ее составе. В состав ПОЖ входит около 60 % этиленгликоля, а также загустители, антикоррозийные присадки, поверхностно-активные вещества и вода. Чтобы проверить, как ведет себя разбавленная водой жидкость при нанесении на поверхность, мы использовали метод сканирующей зондовой микроскопии.

Продолжение статьи читайте в июньском номере журнала “Наука и техника” за 2019 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

На нашем сайте вы можете приобрести уникальные монографии-фотоальбомы Анатолия Верстюка, посвященные эскадренным миноносцам. В магазине на сайте также можно купить магниты, календари, постеры с авиацией, кораблями, сухопутной техникой.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Измерение производительности

Эффективность противообледенительной жидкости в основном измеряется временем выдержки (HOT) и минимальной рабочей температурой использования (LOUT).

Время ожидания (HOT) – это время, в течение которого самолет может ждать после обработки перед взлетом. Время выдержки зависит от разбавления жидкости, температуры окружающей среды, ветра, осадков, влажности, материала обшивки самолета, температуры обшивки самолета и других факторов. Если время удержания превышено, перед взлетом самолет необходимо повторно обработать.

Самая низкая рабочая температура использования (LOUT) – это самая низкая температура, при которой антиобледенительная жидкость будет адекватно стекать с критических поверхностей самолета и поддерживать требуемый буфер точки замерзания для защиты от обледенения, который на 7 ° C (13 ° F) ниже температуры наружного воздуха. температура (OAT).

В США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) публикует официальные таблицы времени выдержки и минимальной рабочей температуры для всех одобренных жидкостей для борьбы с обледенением и ежегодно пересматривает их.

Для жидкостей типа I время удержания, указанное в таблицах FAA, составляет от 1 до 22 минут, в зависимости от вышеупомянутых ситуационных факторов. Для жидкостей типа IV время выдержки составляет от 9 до 160 минут.

Безопасно ли это для здоровья

Самолет – это закрытая система, и воздух с улицы попадает внутрь только при открытых дверях. Когда самолет обрабатывается, все двери уже закрыты. И хотя воздух снаружи все еще забирается, он проходит очистку, и внутри самолета вы даже не почувствуете запаха этой жидкости. Разумеется, это химическая жидкость вредна для здоровья, если ее выпить. Но ничего глобально страшного, от обработки самолета при сидящих внутри пассажирах, произойти не должно.

Производители

Формально противообледенительные жидкости для самолетов не отличаются слишком сложным химическим составом и не требуют особых высокотехнологичных мощностей для производства, но входной билет на этот рынок имеет довольно высокую цену. Необходимость аккредитации, прохождения многоступенчатых тестов в окружении сильных конкурентов с многолетним опытом и репутацией – все это сильно осложняет выход на рынок новым производителям.

В настоящее время основными торговыми марками являются американские и канадские Killfrost, Safewing, Octaflo, Maxflight. В последнее время заметна продукция немецкой фирмы Clarion. Из отечественных марок можно назвать жидкость I типа “Арктика”. Как видно из приведенного выше перечня разрешенных к применению жидкостей, отечественный производитель допущен к производству только противообледенительной жидкости типа 1. Вместе с тем на территории страны работают российские предприятия, производящие по лицензии и полученным технологиям продукцию западных торговых марок. В частности это московское ЗАО «Октафлюид», работающее совместно с американцами, а также нижнекамская фирма “Арктон”. Объем потребления жидкостей всех типов только в московских аэропортах оценивается в 12 тысяч тонн в год. Поэтому запас противообледенительных жидкостей в аэропорту должен быть достаточно велик.

Соответствие стандартам

Производители жидкостей для борьбы с обледенением для авиации должны подтвердить, что их продукция соответствует стандартам AMS 1424 и 1428, используя определенные испытания с ускорением при высокой скорости, испытание на изменение скорости на низкой скорости и испытание на стойкость к распылению воды.

Целью этих стандартов является обеспечение приемлемых аэродинамических характеристик противообледенительных жидкостей, когда они стекают с поверхностей подъема и управления самолета во время разгона и набора высоты при взлете.

С развитием негликолевых жидкостей для борьбы с обледенением эти стандарты развиваются, чтобы учитывать дополнительные факторы, такие как коррозия, пенообразование, загустение, образование остатков, скользкость и образование плесени.

Когда лучше отдыхать на Занзибаре

Хотя Занзибар имеет подходящую для отдыха погоду круглый год, все же можно выделить лучшее и худшее время для отдыха здесь. Мы постараемся в этой короткой статье ответить на вопрос о том, когда лучше отдыхать на Занзибаре и выделим лучший сезон отдыха на Занзибаре.

Для начала, скажем, что погодные условия во всей Африке становятся в последние годы все более непредсказуемыми, вероятно, из-за глобального потепления. Поэтому мы видим ливни в центре пустыни, засухи в районе влажных экваториальных лесов, когда здесь должны во всю лить дожди, снег в Египте. Так что мы не можем вам гарантировать определенную погоду на Занзибаре в конкретное время года.

Расположенный недалеко от экватора остров Занзибар является более дождливым регионом, чем материковая часть Танзании. Нередко дождь здесь выпадает даже во время сухого сезона, и это не считается на Занзибаре удивительным, в отличие от материковой Танзании.

СОВЕТ:

Независимо от того, в какое время года вы планируете ехать на Занзибар, советую вам бронировать экскурсии на первую половину отдыха. Ни в коем случае не бронируйте экскурсии на последние дни!

СОВЕТ:

Так как иногда экскурсии приходится переносить из-за погоды, то было бы логично забронировать экскурсии в компании с русскоговорящей поддержкой. Могу порекомендовать эту компанию.

На Занзибаре есть 2 сезона дождей. Основной сезон дождей или сезон затяжных дождей длится 3 месяца: март, апрель и май. Во время этого сезона нормой становятся затяжные тропические ливни во второй половине дня, высокая влажность воздуха и дневные температуры порядка 30 градусов. Конечно, это не самое лучшее время для отдыха на Занзибаре, но у сезона затяжных дождей есть свои преимущества. Главное из них это самые низкие в году цены на проживание в отелях. То есть вы можете либо сэкономить деньги на проживании, либо провести на Занзибаре заметно больше времени, чем в случае поездки на этот остров во время высокого сезона. Несмотря на то, что дожди на Занзибаре в период с марта по май идут довольно часто, почти всегда они начинаются во второй половине дня. Поэтому вы можете с раннего утра до обеда отдыхать на пляже или ездить по экскурсиям, а во второй половине дня отдохнуть в номере отеля и набраться сил перед вечерними развлечениями.

Основной сухой сезон на Занзибаре длится в течение июня, июля, августа, сентября и октября. Температуры воздуха в это время очень непостоянные, но в целом наблюдается ясное небо и солнечная погода. Если вы интересуетесь тем, когда лучше ехать отдыхать на Занзибар, то советуем вам отправляться на этот остров в период с июня по октябрь.

В ноябре и декабре на Занзибаре длится еще один сезон дождей — сезон коротких дождей. В отличие от сезона продолжительных дождей, во время сезона коротких дождей стоимость проживания в отелях не понижается.

На январь и февраль приходится еще один сухой сезон на Занзибаре. В это время на острове стоит довольно неплохая погода, но стоимость проживания в отелях в это время довольно высокая, поэтому данный сезон вряд ли можно назвать лучшим для отдыха.

Как вы уже поняли, на Занзибаре есть 4 сезона: короткий сухой сезон, сезон продолжительных дождей, долгий сухой сезон и сезон коротких дождей. Лучший сезон для отдыха на Занзибаре это долгий сухой сезон, так как в это время на острове стоит хорошая погода, а стоимость проживания в отелях не такая высокая, как во время короткого сухого сезона.

Если же вы хотите сэкономить на проживании в отеле на Занзибаре, то для вас лучшим сезоном отдыха на этом острове будет сезон продолжительных дождей. В это время стоимость проживания в отелях может упасть на 50-70%. Это могут хорошо почувствовать те люди, которые планируют отдых в дорогих 4- и 5-звездочных отелях.

Погода в Танзании

Россияне только начинают осваивать экваториальную Африку. Сегодня, когда границы большинства стран закрыты, туристы стали всерьёз рассматривать Танзанию в качестве места отдыха. И первое, что их интересует, это прогноз погоды.

  • Климат и погода
  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

Климат и погода

Танзания находится в субэкваториальном поясе, поэтому лето здесь длится круглый год. Средняя температура воздуха по стране держится на уровне 27-28°, а в тёплом океане минимум 26°. Частые муссоны со стороны океана стали причиной повышенной влажности на островах и побережье.

Танзания занимает обширную территорию, и климат в регионах различается:

  1. На северо-востоке страны целых два дождливых сезона. Один из них длится с марта до конца мая, когда температура воздуха поднимается до 30-32°, а дожди льют почти каждый день. Второй сезон приходится на период с октября по декабрь. Дождей выпадает меньше, но влажность высока. В сухой сезон погода становится пригодной как для пляжа и купания, так и для поездок по стране.
  2. Южная Танзания отличается засушливым климатом, особенно в низинах. Здесь влажный сезон стартует в ноябре и продолжается до конца апреля. Самые знойные месяцы – с декабря по февраль, когда температура воздуха достигает 35-38°. При этом жара сочетается с высоким уровнем влажности.
  3. Вулкан Килиманджаро располагается сразу в нескольких климатических зонах. У подножия расстилаются тропические леса. На высоте 3500 м температура воздуха не превышает 15°, а на вершине падает до -5° и даже до -10°.
  4. Архипелаг Занзибар подвержен влиянию тропических муссонов. Температура воды круглый год 27°. Лучшее время для пляжного отдыха – периоды с июня по сентябрь и с декабря по март. В остальные месяцы часто проливаются ливни, стоит духота и жара 30° и выше.

Такова Танзания, погода здесь зависит не от времён года, а от сухого или влажного сезона. Известно, что в горах дожди проливаются чаще, чем на равнинах. А в глубине материка осадков меньше.

Так как Танзания расположена ниже экватора, природа здесь подчиняется законам южного полушария. Совет туристам: прежде чем бронировать туры в Танзанию, изучите календарь погоды по месяцам.

Ищите горящие путевки в поисковиках Onlinetours и Travelata. С помощью этих сайтов вы сможете одномоментно сравнить предложения более чем 120 туроператоров. Читайте секреты поиска самых выгодных путевок.

Зимой, когда в России трещат морозы, в Танзании царит настоящее лето. Сменив шубы на майки и шорты, туристы нежатся на белоснежных пляжах или погружаются в прозрачные воды Индийского океана. Вот чем встретит вас зимняя Африка:

  1. Погода в Танзании в декабре соответствует африканскому климатическому лету. Южные области заливают дожди, температура не опускается ниже 30°, из-за духоты трудно дышать. На севере влажный сезон подходит к концу. Ливни носят кратковременный характер, ясных дней всё больше. Растёт число туристов, приехавших в страну на Новый год.
  2. В январе на юге продолжает бушевать непогода, а на севере сезон дождей сменяется мощной засухой. Самое время отправиться на джипе в сафари-парк или подняться с группой туристов на вершину вулкана. Занзибар порадует серфингистов, но купаться некомфортно из-за мутной воды и высоких волн.
  3. В феврале капризы африканского климата ещё дают о себе знать. Солнечных дней заметно больше, но сильные ливни в южных областях могут размыть дороги и изменить ваши планы. В приоритете северные области, где сухо и солнечно. На Занзибаре вода очищается, можно заняться дайвингом.

Делаем выводы: отдыхать зимой в Танзании можно, но нужно быть готовым к неожиданным капризам погоды.

Весна

Африканская весна – непростой период. Вот как складывается погода по месяцам:

  1. Танзания в марте мало приспособлена для отдыха. На север страны возвращается сезон дождей, а на юге он даже не прекращался. Влажность увеличивается, а вместе с ней появляются полчища малярийных комаров. В начале месяца можно захватить недельку и съездить к северным озёрам и паркам, но гарантий хорошей погоды вам никто не даст. С приходом мокрого сезона национальные парки и часть отелей на Занзибаре закрываются. Туры стремительно дешевеют.
  2. Апрель – самый дождливый месяц в году. Осадков нет только в центральных областях. Занзибар встречает пасмурной погодой и ливнями. Хотя температура воды не менее 27°, купаться в мутном неспокойном океане никто не рискует. Бушующей стихией любуются только бюджетные туристы, решившиеся лететь на отдых в низкий сезон.
  3. Май продолжает дождливую эстафету. Мощные ливни обрушиваются на Дар-эс-Салам, Арушу, Маньяру. Зато на юге вот-вот откроется сезон сафари. В саваннах началась миграция животных, открывается сезон охоты. Гора Килиманджаро закрывается в связи с плохой видимостью. Зато можно съездить в столицу Танзании – город Додома.

Стоит ли ехать в Танзанию в низкий курортный сезон? Несмотря на духоту, комаров и размытые дороги, всегда найдутся желающие сэкономить или просто получить острые ощущения. Если вы к ним не относитесь, лучше ехать в другое время.

Курортный сезон в Танзании приходится на месяцы, которые у россиян ассоциируются с летом. Но для жителей южного полушария это самая настоящая зима:

  1. Июнь – золотая пора для туристов. Температура воздуха опускается до 27°, в воде 26-27°. Стоит сухая солнечная погода. Доступны пляжный отдых, дайвинг, рыбалка, сафари, экскурсии по стране. Особой популярностью пользуется Занзибар с его прозрачным, спокойным океаном и белоснежным песком. Туристический сезон влияет на цены, которые резко устремляются вверх.
  2. Танзания в июле радует относительной прохладой. Температура воды и воздуха практически одинакова – 26°. Влажность в норме, с моря дует свежий бриз. Дожди случаются редко и заканчиваются быстро. Отличное время для водных развлечений. Растёт число туристов, желающих купить тур на Килиманджаро. На юге страны царит жара и засуха, животные толпятся у водоёмов. Поэтому отзывы о поездке в южный регион не очень хорошие.
  3. В августе высокий сезон продолжается. На Занзибаре тепло и ветрено, поднимаются волны, у берега появляются водоросли. Но народ не покидает пляжи, а серфенгисты азартно ловят волну. На южных саваннах воздух раскаляется до 38°, очень жарко и душно. Востребованы экскурсии в парки северного региона или поднимаются на Килиманджаро.

Океан часто преподносит сюрпризы в виде отливов и приливов. Чтобы не идти до воды целый километр, изучите их график или скачайте соответствующее приложение.

Осень

Чем порадует туристов межсезонье, и какая сейчас погода в Танзании? Давайте посмотрим:

  1. Погода в Танзании в сентябре идеальна для любого вида отдыха. Это и купание в тёплом море, и наблюдение за животными в национальных парках, и восхождение на Килиманджаро. В начале сентября стартует сезон дайвинга. В прозрачной воде хорошо просматриваются красочные кораллы и морские обитатели. Начинается миграция диких зверей и птиц. В конце сентября становится заметно жарче, туристы постепенно разъезжаются.
  2. В октябре в страну приходит жара. В северных регионах с середины месяца проливаются дожди, повышается влажность. В это же время юг плавится от засушливой жары. Пляжный сезон завершается, отели снижают цены. Путёвка на двоих стоит от 122 тыс. руб.
  3. В ноябре по всей стране льют дожди. Горные и лесные дороги превращаются в размякшую грязь. И только Занзибар может порадовать солнечной погодой, но и здесь кратковременные дожди не редкость.

Отзывы туристов: Танзания – гораздо больше, чем просто пляжный отдых. Это разноцветный калейдоскоп из запахов, вкусов, приключений и достопримечательностей. Да, удовольствие не из дешёвых, но раз в жизни можно себе позволить посетить райское место, которое не хочется покидать.

Когда лучше ехать на Занзибар

Остров Занзибар в последние годы стал популярным пляжным направлением у российских туристов. Хотя на Занзибаре нет такой ярко выраженной смены сезонов, как в зоне субтропиков или в умеренном поясе, погода на острове отличается в зависимости от месяца. Но, в отличие, от знакомых нам стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, на Занзибаре в течение года бывает 2 ярко выраженных пляжных сезона. Отправляясь на отдых на Занзибар, и в Танзанию в целом, в период межсезонья, вы рискуете испортить безмятежный отдых. Когда на Занзибаре сезон дождей, а когда стоит невыносимая жара? Когда лучше ехать отдыхать на Занзибар — рекомендации с описанием погоды по месяцам, отзывы туристов с фотографиями: подробная информация ниже.

Сезоны на Занзибаре

Архипелаг островов Занзибар располагается на 30 км восточнее побережья Африки, в южном полушарии чуть ниже экваториальной линии. Климат Занзибара — муссонный. Это значит, что привычной нам смены времен года здесь нет. На Занзибаре сезоны делятся на сухие и дождливые.

Всего на острове выделяется 4 сезона: короткий сухой сезон, сезон затяжных дождей, продолжительный сухой сезон, сезон коротких ливней. Лучшим временем для отдыха считается основной сухой сезон. Он длится на протяжении наших летних месяцев, июнь, июль, август, а также в сентябре и октябре. В продолжительный сухой сезон стоимость отдыха довольно высокая. Далее наступает сезон коротких дождей — он длится в ноябре и декабре. Обычно, в этот период цены на отдых снижаются незначительно.

В январе и феврале на Занзибаре наступает короткий сухой сезон — стоимость отдыха вновь возрастает, особенно в период новогодних праздников. Ориентируясь на стоимость отдыха, когда ехать на Занзибар наиболее выгодно, выбирайте период с марта по май. В этот период часто идут затяжные ливни — обычно, во второй половине дня. В течение дня сохраняется высокая влажность, температура воздуха держится на отметке +30 °C. С детьми в этот период ехать не рекомендуется — во влажный сезон активизируются малярийные комары. Таким образом, время для отдыха на Занзибаре, когда лучше ехать, определяется по месяцам, а не по привычным нашему туристу сезонам.

Когда лучше ехать отдыхать на Занзибаре по месяцам

В отличие от материковой части Танзании, остров Занзибар более дождливый. Влажность здесь выше даже в период так называемого сухого сезона. Туроператоры предлагают отдых на Занзибаре круглогодично. Поэтому, перед бронированием поездки, стоит уточнить, в каком месяце лучше ехать на Занзибар.

  • Январь. На начало года приходится короткий сухой сезон на Занзибаре. Температура воздуха в дневное время может достигать +37…+40 С. Море в этот период очень теплое — вода прогревается до +28+30 °C. Январь отлично подходит для глубоководной рыбалки и дайвинга. В январе на Занзибаре — сезон черепах и перелетных палеарктических птиц.
  • Февраль. Это последний месяц лета в южном полушарии. В феврале на Занзибаре заканчивается короткий сухой сезон. Температура воздуха, как и в январе, держится на отметке выше +35 С. Также в первые месяцы года малярийные комары менее активны. Продолжается сезон черепах и перелетных птиц, все также успешно проходит глубоководная рыбалка.
  • Март. На Занзибаре март — это первый осенний месяц. Температура воздуха понижается до +25…+32 С, но увеличивается влажность. С середины месяца начинается сезон дождей — обычно, ливни идут во второй половине дня. На острове все еще можно наблюдать черепах и перелетных птиц.
  • Апрель. Это один из худших месяцев для отдыха на Занзибаре. Остров заливают проливные дожди — в месяц фиксируется до 25 дождливых дней. При температуре +27…+30 С и высокой влажности нахождение на улице днем ощущается как пребывание в сауне. Единственный плюс отдыха на Занзибаре в апреле — это низкие цены на отели и экскурсионное обслуживание.

  • Май. В мае на Занзибаре продолжается сезон дождей. Температура воздуха редко опускается ниже +25 С. Из-за продолжительных ливней часть отелей, находящихся в зоне подтопления, закрываются.
  • Июнь. С наступлением зимы на Занзибаре начинается сухой сезон. Осадки сокращаются до 30–40 мм в месяц. Дневная температура держится на отметке +26 С, при этом влажность уже не такая высокая, как весной.
  • Июль. Наша середина лета на Занзибаре — разгар зимы. В июле на острове царит засуха. Температура воздуха редко падает ниже +26 С. Стоимость отдыха довольна высока, так как июль считается одним из лучших месяцев для пляжного отдыха у туристов из Европы и России.
  • Август. Конец зимы на Занзибаре ознаменован окончанием засухи. Влажность воздуха чуть повышается, но отдыхать по-прежнему комфортно. Температура воздуха, как и в другие месяцы занзибарской зимы, держится на средней отметке +26 С. Вода «холодает» до + 25 С. В августе на Занзибаре стартует сезон наблюдения за перелетными птицами.

  • Сентябрь. В сентябре на Занзибаре продолжается сухой сезон. Температура воздуха комфортна для купания и принятия солнечных ванн: от +22 до +28 С. Продолжается сезон наблюдения за перелетными птицами.
  • Октябрь. Это последний месяц продолжительного сухого сезона. Температура воздуха такая же, как в сентябре — +22…+28 С. Влажность еще не слишком высокая. Октябрь считается одним из лучших месяцев для занятий дайвингом.
  • Ноябрь. В ноябре начинается короткий сезон дождей. Температура воздуха повышается до +30+32, при этом повышается и влажность. Высокая влажность делает дневное пребывание на открытом воздухе тяжелым. Насчитывается до 10–12 дождливых дней. Ноябрь на Занзибаре, как и октябрь, считается благоприятным месяцем для наблюдения за птицами и погружений.
  • Декабрь. В декабре на Занзибаре начинается лето. Короткий сезон дождей еще продолжается, но уже ощущается слабее. Условия для отдыха для россиян не самые комфортные: температура воздуха поднимается до +35…+40 С. Зато в это время наименее активны малярийные комары. Остаются хорошие условия для погружения с маской.

В какое время года лучше ехать на Занзибар — ориентируйтесь по своим пожеланиям к отпуску. Любители жары и теплого моря отправляются на Занзибар в январе—феврале. Если вы хотите получить загар, но, при этом, прогуливаться днем с комфортом и без изнуряющей жары, то отправляйтесь на Занзибар с июня по октябрь. Искатели бюджетных вариантов едут на Занзибар во влажный сезон.

Подобрать и забронировать тур в Танзанию, на остров Занзибар, можно здесь:

Приливы и отливы

Помимо знания погоды, ища информацию о пляжном отдыхе, когда лучше ехать в Танзанию на Занзибар, стоит учитывать приливы и отливы. Этот фактор очень сильно влияет на комфортный пляжный отдых: приливы и отливы на Занзибаре настолько сильные, что во время, когда море уходит, вы можете идти до воды километр и более.

График приливов и отливов не зависит от сезона и погодных условий. Приливы и отливы зависят от луны — они происходят дважды в день, ежедневно график смещается на 40 минут. Поэтому, выбирая в какую часть Занзибара лучше ехать, ознакомьтесь с графиком приливов и отливов, а также информацией о местах, наиболее подверженных этому природному явлению.

Наиболее подвержено отливам восточное побережье острова. Во время отлива морской берег представляет собой не самое живописное зрелище: ворохи водорослей, камни и лужицы. Прогуливаться по такому берегу небезопасно — есть риск наступить на морского ежа. Самыми худшими пляжами считаются два: Уроа и Чвака — после отлива они выглядят постапокалиптично. Практически отсутствуют отливы на двух самых северных пляжах острова: западная часть Нунгви и Кендва.

На какие экскурсии поехать в плохую погоду

Остров Занзибар, прежде всего, рассматривается туристами как место для размеренного пляжного отдыха. Но экзотический остров интересен и для любознательных путешественников. В период затяжных дождей или во время шторма можно поехать на знакомство с природой или культурным наследием Занзибара. Куда поехать на Занзибаре, отдыхая в сезон дождей? Топ самых интересных вариантов:

  • Экскурсия в Каменный город. Стоун-Таун — историко-культурное сердце Занзибара. Старый город с узкими улочками, колоритными шумными базарами, старинными мечетями и арабскими домами с резными деревянными дверями — идеальное место для прогулок в пасмурную погоду. Здесь создается ощущение ожившей восточной сказки: вы посетите бывший рынок работорговцев, Дом чудес, базар со специями и форт. Кстати, в Стоун-Тауне находится Дом Фредди Меркьюри, где он провел детские годы. Сейчас в доме располагается отель-музей.
  • Морская рыбалка. В нежаркие или пасмурные дни отличным вариантом времяпрепровождения будет рыбалка в открытом море. Занзибар считается одним из лучших мест для ловли рыбы в Индийском океане. У берегов Занзибара можно поймать морского окуня, желтоперого тунца, барракуду и других крупных рыб.
  • Пещеры рабов. В дождливый или, наоборот, слишком жаркий день можно съездить на северное побережье острова. Здесь находится пещера Мангапвани, которая в начале XX века (до 1911 года) была местом для незаконного вывоза рабов с острова. В пещере был секретный проход к морю, через который тайно выводили рабов на корабли — работорговля официально была запрещена с 1873 года. По пути можно посетить деревню, в которой местные жители занимаются строительством плоскодонок, используя традиционные инструменты.

В сезон дождей цены падают и на самые дорогие экскурсии — например, на сафари по материковой части Танзании. В это время можно довольно бюджетно провести несколько дней в национальном парке. К тому же, по дорогам парков будет разъезжать не так много туристических джипов, как в высокий сезон. Но, стоит иметь в виду, что сильные ливни могут размыть дороги, из-за дождя снижается видимость. Короткий сезон дождей (ноябрь—декабрь) считается межсезоньем: цены в это время не такие низкие, как весной, но дожди идут реже, а туристов совсем немного. На юге национального парка Серенгети, на озере Ндуту, в декабре можно застать великую миграцию животных. В весенние месяцы, в период продолжительных дождей, великая миграция проходит на западе Серенгети, в районе реки Грумети.

Бронируйте экскурсии по Занзибару на первую половину вашего отпуска. Из-за погодных условий экскурсии могут отменяться и переноситься — планируя поездки по острову и за его пределы на конец отдыха, вы рискуете остаться без альтернативных вариантов по переносу дат.

Отзывы

Когда лучше ехать на Занзибар? Наиболее полная и «живая» информация по погодным условиям — в отчетах путешественников. В отзывах, когда лучше ехать на отдых на Занзибаре, туристы солидарны с рекомендациями по сезонам: наилучшим временем большинство путешественников называет период с июня по октябрь. Отдых в ноябре и декабре тоже не вызывает особых нареканий — дожди кратковременны и идут не каждый день.

В советах, когда лучше ехать в Танзанию и на Занзибар в частности, туристы рекомендуют исключить для планирования поездки весенние месяцы, особенно, апрель. В этом месяце ливни идут почти каждый день. С декабря по март туристы в отзывах жалуются на очень жаркую погоду. Отдыхавшие в декабре—феврале туристы, пишут, что море очень горячее — в нем не спастись от жары в +37…+40 С. В эти месяцы туристы рекомендуют пользоваться солнцезащитными средствами с наивысшим фактором защиты.

Узнать о сезоне на Занзибаре, когда лучше ехать отдыхать, и посмотреть фото туристов:

  • Фотоальбом «Занзибаристая зима» от Na-Tasha.
  • Рассказ «Сказочный Занзибар» об отдыхе на Занзибаре в ноябре от Mariposa_Viaja.
  • Рассказ «Акуна-Матата по-русски» об отдыхе в марте от stereo21.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: