Депортация народов СССР, немцев, корейцев и поляков в Казахстан

Какие народы в СССР подвергались депортации, за что и почему их ссылали именно в Казахстан

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

От благих столыпинских намерений к жестоким сталинским депортациям

Историки свидетельствуют, что первые идеи заселения необжитых земель принадлежали Петру Столыпину. Его политика была направлена на мягкое поощрение крестьян-переселенцев заселять пустующие российские просторы в рамках аграрной реформы. Тогда в Сибирь переехали более 3 миллионов человек, введя в оборот около 3,5 десятин земель.

В тот период для перемещения добровольных переселенцев создали спецвагоны, впоследствии названные столыпинскими. Они были шире обычных железнодорожных, а отдельная часть вагона отводилась под скот и крестьянский инвентарь. Позже, уже при власти Советов, вагоны дополнили решетками и стали использовать их для принудительной перевозки ссыльных и заключенных. Тогда столыпинские вагоны и обросли дурной славой. Сталинские депортации 20-х, мягко говоря, отличались от инициатив Столыпина. Неугодные народы отправлялись в Казахстан, как в ссылку.

Черные дни Казахстана и первые обитатели ГУЛАГовских филиалов

1921 год принес Казахстану страшный голод, ставший следствием засухи и повальных конфискаций домашнего скота. Спустя десятилетие был новый голодомор и новые конфискации. Казахская нация потеряла множество людей, и правительство СССР решило заселить опустевшую территорию «неблагонадежными».

Есть мнение, что Казахстан выбран для повальных ссылок неслучайно. Там начинал свою деятельность будущий влиятельный нарком Николай Ежов. К середине 1925-го после снятия 1-го секретаря Казкрайкома и утверждения нового по ходатайству Ежова последний стал фактически руководить республикой. К тому моменту он уже успел поснимать с ответственных постов множество казахов. При нем же начались преследования и депортации зажиточных местных. Казахстанская карьера Ежова обеспечила ему хороший московский пост, но казахский вопрос не выпал из сферы его интересов.

При Ежове на территории современного Казахстана началось создание сети ГУЛАГовских лагерей. Удаленность от европейской части России и слабая заселенность земель Казахстана сделали его подходящим местом для этих целей. Лагеря было легче охранять, посторонние люди туда не попадали, а депортированных лишили права покидать закрепленные за ними населенные пункты. В республике расположили наиболее крупные из известных лагерей: Степлаг, Карлаг и АЛЖИР (спецлагерь жен предателей родины), где в страшных условиях содержали десятки тысяч жен московских партийцев и казахстанских экс-сотрудников Ежова.

Корейцы в товарных вагонах и японская угроза

Причин депортации в Казахстан корейцев историки называют несколько, начиная с банального акта бесчеловечности и заканчивая существующей реальной угрозой государственной безопасности. На территории России корейцы оказались «благодаря» аннексии Кореи Японией, что, казалось бы, шло вразрез с их возможным пособничеством оккупантам. Однако спецслужбы видели серьезную угрозу на случай войны с Японией или Китаем. История предыдущих лет зафиксировала разветвленную разведывательную сеть замаскированных под корейцев японских шпионов, в том числе завербованных корейцев. А так как корейцы Приморья составляли около трети населения, их нужно было в срочном порядке отселить подальше от оккупированных японцами корейских земель.

Кроме того, в Казахстане инициировали рисоводство, для чего требовались опытные специалисты. Указ совнаркома от 1937 года настаивал на тотальном перемещении представителей этого народа даже с непограничных регионов центральной России. Переселяемых на казахские земли корейцев вывозили в товарных вагонах, из-за чего часть людей погибли в процессе многодневного пути. После прибытия в Казахстан корейцы расселились в северной части республики, и лишь самые смелые, пренебрегая надзором НКВД, перемещались южнее.

Уникальный своей культурой корейский народ внес весомую лепту в казахский социум.

Поначалу положение корейцев в Казахстане было более выгодным на фоне иных репрессированных. И хотя им было отказано в возможности призываться в армию, что заменилось службой в «трудармии», корейцам позволялось учиться в вузах и занимать престижные должности. И только в 1945-м, незадолго до объявления войны Японии, Берия приказал взять всех корейцев на особый учёт, фактически присвоив им статус ссыльных.

Ссылки кавказцев как месть вождя за дезертирство

Кавказцы попали в Казахстан по причине того, что подозревались властями в связях с фашистским режимом и переходе на сторону гитлеровцев. В 1942-м чеченцы сформировали подпольную партию, предполагающую создание федерации по вражескому германскому мандату. В течение нескольких военных лет НКВД занимался преследованием и ликвидацией вайнахских банд, что вылилось в решение о ликвидации Чечено-Ингушетии. Операцией по депортации вайнахов занимался лично Берия, для чего со всего Союза было привлечено более 100 тысяч военных. Население оказывало активное сопротивлялось, убегая в горы. В Казахстан свезли сотни тысяч представителей горских народов, а в конце 50-х им позволили вернуться обратно.

Потенциальные польско-немецкие изменники

Поляков, как нацию из зоны риска, массово депортировали в Казахстан первой волной в 1936 г. из пограничных с Польшей районов, а затем уже в 1940-м из занятых советской армией украинско-белорусских областей. Они, как и остальные насильственно переселенные народы, поднимали в республике промышленность. В Казахстане за один только 1939 год в срочном порядке возвели около 4 000 домов для ссыльных народов, но эшелоны не убывали.

Спустя несколько месяцев после объявления войны с Гитлером вышел указ о переселении поволжских немцев в Казахстан, что объяснялось установленной военными властями диверсионной деятельностью среди представителей этого народа. Сотнями тысяч немцы насильственно вывозились и из Украины, закавказских территорий и даже соседних среднеазиатских республик.

Переселенцев мобилизовали в трудовую армию, фактически обрекая на подневольные работы в концлагерях. Более 350 тысяч советских немцев оказались в зоне фашистской оккупации и были вывезены в Польшу и Германию. Но после победы Советской Армии около 200 тысяч человек “репатриировали” в 1945-м и направили на спецпоселение в пределах Казахстана. И только в конце 50-х для немцев был отменен спецрежим с обязательными явками в комендатуру, а в 70-е им даже разрешили свободно определяться с местом жительства.

Читайте также:
Образец заполнения формы уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина в 2022 году

Их потомки и сегодня живут в России и части стран СНГ. Они сохранили свою самобытную культуру и язык, до сих пор довольно сильно отличаются от местного населения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Наказанные народы»

Депортация началась в предвоенные годы. Авторитарная власть Советского Союза стала осуществлять насильственные выселения неугодных ей народов с обжитых обустроенных земель. Их выселяли из родных мест, которые затем заселялись другими поселенцами.

Депортации стали составной частью тоталитарной государственной системы миграций в СССР. Это масштабное историческое событие к началу 50-х годов ХХ века затронуло не менее 6 млн. человек – около 2,5 млн. в составе «кулацкой ссылки» и примыкавших к ней контингентов, а также порядка 3,5 млн. депортированных в 1940-1952 гг., главным образом, представителей «наказанных народов». Эта мера коснулась 15 народов СССР и более 60 групп населения, принадлежавших к различным национальностям.

В 1935-1940 гг. военными соображениями были продиктованы решения об «очищении» приграничной полосы от проживающего там населения, этнически родственного народам сопредельных стран. Репрессии были направлены против народов, имеющих иностранные этнические корни, связанных культурными и историческими связями с приграничными государствами. Так, в 1936 году прошла первая советская тотальная депортация поляков и немцев, а затем уже в 1937 году корейцев из районов Дальнего Востока. В это же время с южных границ СССР в Казахстан были высланы курды, армяне и турки.

После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 года был обнародован Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Первая коммуна немцев Поволжья была образована в 1918 году, в 1924 году она была преобразована в Автономную ССР немцев Поволжья. В 1941 году она была упразднена.

В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, мотивированное якобы сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами.

В 1943-1944 годах в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы. Судьба переселенцев была трагичной. Немалое их число, особенно женщин, детей и стариков, погибло еще в пути. Совершенно иные климатические условия ждали их и в местах нового расселения.

Выселенные на территорию Казахстана находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и подлежало уголовной ответственности. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).

Ответ на вопрос о продолжительности высылки депортированных народов в отдаленные места поселения дает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественной войны». В его преамбуле говорится: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и других, а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

Эта же мысль повторяется в приказе министра Госбезопасности СССР № 00776 от 24 октября 1951 г.: «лицам перечисленных категорий немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно».

Поставив цель навечно депортировать названные народы, советская власть выбрала и соответствующие этой цели средства ее достижения. Были установлены жесточайшие санкции по отношению к тем, кто не мирился с этой целью и противился ее осуществлению: за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовной ответственности с мерой наказания в 20 лет каторжных работ. Ответственности подлежали также лица, виновные в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства; санкция и в отношении этих лиц была однозначной – лишение свободы сроком на 5 лет.

Вся мощная карательно-репрессивная машина государства была брошена на обеспечение того, чтобы депортированные забыли о родных краях и свыклись с мыслью о вечном поселении в новых местах.

Статус спецпереселенцев характеризовался унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах и иных органах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детально регламентировался и жестко контролировался каждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало, спросить разрешение надзирающего начальства.

5 июля 1954 года Совет Министров СССР принял постановление за №1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», в котором отмечено, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение к ним ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам – право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.

Читайте также:
Постановка на миграционный учет граждан Украины в 2022 году

Во изменение существующего порядка была установлена для спецпоселенцев личная явка на регистрацию в орган МВД один раз в год. Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста, которые освобождались из-под административного надзора, к ним не должны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.

В середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от ее отдельных наиболее компрометирующих анти-правовых проявлений. Ярким примером является Постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года № 779 «О трудоустройстве и массово-разъяснительной работе среди советских граждан греческой национальности, проживающих на территории Казахской ССР».

11 февраля 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения.

В исторических исследованиях 80-90-х годов XX века, впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами антигуманной акции сталинизма.

Таким образом, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 640 тысяч человек. Фактически, в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ.

Чемодан историй. Что помнят народы о депортации в Казахстан

Казахстан 1 мая отмечает День единства народа, символизирующий дружбу и взаимопонимание между представителями всех казахстанских этносов. При сталинском режиме в разные годы в Казахстан были депортированы целые народы, которых выгружали прямо из грязных вагонов в голой степи, безо всяких условий к существованию. По сути, история депортаций – это история появления многонационального государства.

По данным историка Жулдузбека Абылхожина, озвученных на лекции “Живая память”, которая была организована культурологическим лекторием Open Mind, первым депортированным в Казахстан народом считаются поляки. Весной 1936 года с пограничных районов Украинской ССР было насильственно выселено 36 тысяч поляков, весной 1940 года и в начале 1941 года из Западной Белоруссии и Западной Украины депортировано еще примерно 60 тысяч, в 1942 году переселены две тысячи людей из Саратовской области.

С 1937 года началась депортация корейцев из Дальнего Востока в Казахстан, большей частью в Узбекистан и частично в Таджикистан. Если в 1926 году в республике было всего 46 корейцев, то в 1939 году насчитывалось уже 98 453 человека.

С 1938 по 1939 год из приграничных районов Турции и Ирана переселяли иранцев и азербайджанцев.

По словам историка, самой масштабной депортацией принято считать депортацию немцев. В Казахстан их было депортировано 445 тысяч человек, но, как отмечает Абылхожин, по факту немцев было намного больше.

Весной 1944 года были депортированы народы Северного Кавказа, самой крупной депортацией называется депортация чеченцев и ингушей. Операция по переселению носила название “Чечевица”, которая проходила в очень тяжелых условиях: людей увозили в товарных холодных вагонах, предназначенных для скота, с собой можно было взять ограниченное количество вещей, многие умерли от голода и холода.

По информации историка, в Казахстан прибыло 411 тысяч человек, в дороге умерло 1 272 человека. В стране на 1 января 1953 года проживало: немцев – 448 тысяч, чеченцев – 245 тысяч, ингушей – 81 тысяча, карачаевцев – 36 тысяч, балкарцев – 17 тысяч, греков и турков – 38 тысяч, поляков – 36 тысяч, грузин – 44 тысячи, курдов – 5 530, татар – 2 511, армян – 575. Абылхожин отмечает, что всего депортированных насчитывалось около миллиона человек.

По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации (когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь – немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары – лишились при этом и своих национальных автономий.

В той или иной мере, депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, “кулаки” самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-“дашнаки”, турки, таджики и другие.

Мои родители родились на Украине. В 1936 году мать переселили из Хмельницкой области Шепетовского района, села Городыще. Отец родился в Житомирской области, Емельчинском районе, в селе Катырыновка. Мать рано осталась без родителей, а мой отец – без отца. До депортации отец работал, как он говорил, в соседнем районе, в селе Боголюбовке, на хозяина. В 1936 году отцу было 28 лет, он хотел жениться, но хозяину, а вместе с ним отцу объявили о переселении в Казахстан. Его мать, три сестры и брат остались на Украине. Моя мама до 1936 года работала в Шепетовке. Встречалась с парнем, они вместе работали на сахарном заводе. Хотели пожениться. В один из вечеров, когда жених провожал ее домой, к мостику через речку подъехал “черный воронок”, его арестовали и увезли. За что, куда – неизвестно.

Депортировали маму с семьей старшего брата. По распределению на железнодорожной станции Тайнча отца направили в точку № 2, впоследствии село Донецкое. Маму – в точку № 4, названную позже село Подольское. Здесь, в Казахстане, родители познакомились и вскоре поженились. Отец переехал жить в Подольское, где они прожили всю свою жизнь. Дальнейший мой рассказ о родителях похож на судьбы всех депортированных.

В конце мая 1936 года объявили о переселении. На сбор дали три дня. Разрешалось брать с собой все: коров, кур, коз, лошадей. Через три дня подогнали подводы и повезли на железнодорожную станцию в сопровождении верховых милиционеров. Утром прибыли на станцию прямо на погрузку. На путях стояли телячьи вагоны с раздвижными дверьми, четыре узких окна вверху. Загружали людей по 10-15 семей в один вагон. С собой в вагон можно было взять только постель, остальные вещи были сложены в конце эшелона. Скот, домашний скарб – в последние вагоны. В каждом вагоне по одному милиционеру, а станция оцеплена людьми в форме.

Мама рассказывала, что в ходе посадки женщины плакали, кричали, а особенно перед самой отправкой плакали не только женщины, дети, старики, прощаясь с родным домом, с родными краями, но и взрослые мужчины, не раз уже сталкивавшиеся с трудностями. Ехали долго, поезд часто останавливался. Остановки короткие – накормить, напоить людей и скот – в конце эшелона цистерна с водой. Во время остановки люди в поле разводили костры, готовили горячую пищу. У сопровождавших милиционеров были свистки. Услышав два свистка и команду “по вагонам”, люди бросали все и бежали в вагоны.

В начале июня поезд прибыл на станцию Тайнча в Северном Казахстане. Прозвучала команда “разгружаться”. На станции стояли большие зеленые палатки, подводы, запряженные лошадьми, быками, машины-полуторки. Когда из поезда выгрузили последние вещи, эшелон уехал. Как вдруг небо потемнело, заревел скот, люди заволновались, стали плакать. “Конец света!” – запричитали старушки. Оказывается, это было солнечное затмение. От станции Тайнча переселенцев отвезли за 20 километров в степь. Везли степной дорогой, кругом ковыль, в небе жаворонки, целые поляны земляники, ни деревца, ни тени, ни строений. Такого на Украине люди никогда не видели. Выгрузили в голой, бескрайней степи у единственного колодца, где были вбиты лишь колышки. Мама, как уже говорилось выше, попала в точку, где был вбит колышек с цифрой 4, а отец – с цифрой 2.

На обустройство дали три дня, установили палатки. Палатки белые, которые могли защитить лишь от солнца, и большие – зеленые. Сначала жили в палатках, но практически сразу же стали строить землянки. В одной землянке проживали две-три семьи, примерно 12-20 человек.

Для того, чтобы приготовить кушать, копали яму из дерна делали печку. Топили бурьяном и кизяком (высушенный навоз животных), который собирали в степи и неподалеку от старых сел. На четвертый день сбор у комендантской палатки. Здесь представили троих стрелков и коменданта, который сказал: “Забудьте о возвращении!” – и сразу предупредил, что зимы здесь очень суровые, морозы до 40-50 градусов, страшные бураны, каких на Украине никогда не видели. С этого дня глава каждой семьи должен был один раз в неделю отмечаться в комендатуре. А на работу надо было выходить всем, кроме кормящих матерей. Здесь же была поставлена задача построить жилье, школу, больницу, сарай для скота. Люди недоумевали: как и из чего строить? Тут же на земле был начерчен эскиз “двухквартирного дома” – “сталинки”. Строили из самана (сушеный на солнце кирпич, сделанный из глины и сухой травы). Таким было начало основания нашего села, значившегося “точкой № 4”. А всего таких точек в нашем бывшем Чкаловском районе Кокчетавской области было 13.

В первые месяцы умирало очень много людей, особенно дети. Хоронили родных и близких в степи, не имея возможности поставить крест – не из чего было.

Рядом с нашим селом был казахский аул – соседи нечасто наведывались – опасались властей, да и языковой барьер мешал. Зато дети быстро наладили отношения, наши дети учили казахских русскому языку, а они угощали куртом и баурсаками. Казахи приезжали в село (спецпереселенец не имел права без пропуска выходить за пределы села), и переселенцы меняли свои вещи на хлеб, на продукты питания, строительные материалы. Переселенцев местные жители не обижали, наоборот, старались хоть чем-нибудь помочь. Относились дружелюбно. Мальчишки, познакомившись со сверстниками-аульчанами, дружили, поддерживали отношения.

В первые годы войны мужчин из переселенцев на фронт не брали, они были мобилизованы в трудармию. В основном в Нижний Тагил. Как рассказывал отец, в трудармии давали скудный паек, хлеба давали очень мало, и это все при тяжелом физическом труде. Люди умирали от тяжелого труда и от истощения.

Мне хорошо запомнилось, когда к Рождеству, как у нас говорили, на вигилию, мама готовила рыбные блюда. Мы, дети, им очень радовались, а отец не хотел есть рыбу, а особенно камбалу. Я никак не мог понять – почему? Ведь рыбные блюда у нас на столе встречались нечасто. Ел и камбалу, мне она очень нравилась, была очень вкусной, а главное – мало костей, а отец на нее даже не хотел смотреть. Вначале мы думали, что отец специально не ел, чтобы нам больше досталось. После неоднократных расспросов отец ответил: “Я ее в трудармии наелся на всю свою жизнь”.

После мобилизации в трудармию в селе остались престарелые мужчины, женщины, дети. Вся тяжесть легла на их плечи. Подростки в возрасте 13 лет тоже обязаны были трудиться. День и ночь от мала до велика все трудились для фронта. Тыл помогал фронту чем мог: вязали носки, шили рукавицы. Возросли налоги: на танковую колонну, военный налог. Надо было сдавать топленое масло, мясо, яйца, кожу.

Когда отца мобилизовали, мама осталась одна с тремя малыми детьми. Нужно было платить налоги и растить детей. Тех, кто не платил налоги, вызывали после работы в контору, в сельский совет, где комендант, председатель сельского совета требовали сдачи налогов, спрашивая: сколько сдашь и когда. Маму тоже вызывали, она объясняла, что муж в трудармии, живет с тремя детьми очень бедно. В очередной раз ее вызвали в контору к уполномоченному, который предложил посмотреть, как она живет. А жила она очень бедно с тремя детьми, в хозяйстве была одна лишь корова-кормилица. Маме предлагали продать корову и заплатить налог. Посмотрев, он сказал: я такого не ожидал никогда, даже не мог подумать. Мать, продашь корову – потеряешь детей, сохранишь корову – спасешь детей. Сказав это, ушел.

Мама собирала молоко, делала сыр, масло для продажи в Тайнче или у проходящих поездов. Оставив детей, ночью 20 километров пешком шла к поезду и продавала. Также обратно возвращалась пешком домой, не оглядываясь, потому что хорошо знала, что ее никто не подвезет. Таким образом платила налоги. В очередной раз продала масло и возвращалась домой, ее остановили милиционеры для выяснения личности. Спросили фамилию. Кулаковская – значит, из кулаков. Куда? Зачем? Мама объяснила. Пока отпустили, времени прошло достаточно. Естественно, мама очень переживала за детей. Пришла домой, когда соседи уже были на работе, а она просила их присмотреть за детьми. Со старшими все было в порядке, а младший лежал и только всхлипывал. Что ни делала, он умер.

Мама очень плакала, упрекала себя. Его она очень любила, он был смышленым, веселым, красивым и кудрявым мальчиком. Много раз я с волнением слушал это воспоминание, как мама себя корила, упрекала, как переживала, как остановили милиционеры, как пришла домой, а он, Витя, уже только всхлипывал. Последний раз это воспоминание слушал в конце ноября 1980 года, а 7 декабря 1980 года мамы не стало. Так с этой своей болью она ушла из этого мира.

В 1946 году мама вынуждена была все же продать корову. В этом году стали возвращаться выжившие трудармейцы, в том числе и наш отец. С Нижнего Тагила до Тайнчи он доехал поездом. Дальше до села пешком. Доходя до речки Чаглинки, отец увидел мужчину и женщину, ведущих за собой на веревке корову. Он сразу узнал свою корову. Начал расспрашивать: где и у кого купили? Когда они ему рассказали, отец сказал, что он муж этой женщины и хозяин этой коровы. Отдав им деньги и забрав корову, вернулся с ней домой. Была великая радость: отец и кормилица вернулись!

В 1947 году разрешили уехать на Украину. Многие этим воспользовались. Хотел уехать старший брат матери, но никак не мог продать дом. Решил его оставить и ехать. Приехав в Тайнчу, билетов не купили, и их вернули обратно, так как разрешение на выезд уже отменили. У дяди 8 июля 1936 года родилась дочь, ее назвали Надя – надежда на возвращение. Но этой мечте не суждено было осуществиться.

В 1956 году отменили комендантский надзор. Последующие законы, связанные с реабилитацией депортированных поляков, приняты уже после смерти родителей. Спецпереселенцы пережили голод, холод, страдания, унижения, смерть близких людей. Не раз задавался вопросом: почему в таких условиях люди выжили, основали село, колхоз, воспитали детей, сохранили, несмотря ни на что, свои обычаи, традиции, культуру? Ответ таков: жили дружно, помогая друг другу во всем.

ИСТОРИЯ ДЕПОРТАЦИИ НАРОДОВ В КАЗАХСТАН В 30-50 ГОДЫ ХХ ВЕКА

Преступлением сталинизма считается насильственная депортация народов СССР в годы массовых политических репрессий.

Одними из первых, кто подвергся насильственной депортации, были дальневосточные корейцы. Одновременно с корейским населением с южных границ началось переселение курдов, армян и турок, иранцев. В 1939-1941 годы жителями республики стали депортированные поляки из Западной Белоруссии и Западной Украины, а также из республик Прибалтики. С началом Великой Отечественной войны наступил новый этап депортации народов. Это были советские немцы. Началось их выселение из Поволжья, Грузии, Азербайджана, Армении.

В 1941 году советские немцы, как и крымские татары, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы месхетинцы лишались своей государственности и по подозрению в наличии «тысяч и десятков диверсантов и шпионов» высылались на чужбину, причем главной виной, как обосновывалось в Указах Верховного Совета СССР, самим народам вменялось недоносительство о наличии этих мифических шпионов и диверсантов. Именно с этого периода и начинаются современные сложности в национальном вопросе, с которыми сталкиваются народы, насильственно лишенные своей автономии.

Немцы явились самой крупной национальной группой из всех перечисленных наций, и их судьба с этого момента во многом разнится с участью других народов. В республику, из запланированных к переселению 472 174 немцев, в 1941 году прибыли в 105 эшелонах и переселились 243904 человек. 1 ноября 1941 года в связи с направлением в Казахстан 113 тысяч эвакуированных, не имевших теплой одежды, план расселения немцев по решению ЦК ВКП(б) Казахстана был изменен. С южных областей Казахстана (Алма-Атинская, Кзылординская, Джамбульская и Южно-Казахстанская) было снято 50 тысяч человек. Они были размещены в Кустанайской, Петропавловской и Акмолинской областях по 10 тысяч человек; в Павлодарской и Семипалатинской — по 7500 человек; в Карагандинской — 6 тысяч человек и Актюбинской — 5 тысяч человек. Все переселенные были размещены в колхозах, совхозах, МТС и частично в райцентрах. Хорошо и организованно прошло расселение первой партии немцев в количестве 30590 человек в Акмолинской области и 21146 человек в Павлодарской области в 1941 году. В частности, в Павлодарской области в свободный жилищный фонд переселенческого управления размещены 4190 человек, в совхозы — 3150 человек, и 13800 человек вселены в порядке уплотнения в дома колхозников [1, с.26].

Казахстан поневоле его коренных жителей превратился в сталинскую тюрьму народов разных национальностей. В 1937 году в Казахстан были высланы 18526 корейских семей (приблизительно свыше 100 тысяч человек) [2, с.8]. Накануне войны жителями республики стали 102 тысяч депортированных поляков [3, с.4]. Осенью 1941 года в КазССР были высланы еще 361 тысяч немцев Поволжья [4, с.154]. На 1 июля 1943 года в республику было эвакуировано 532506 человек из западных районов страны. В 1943-1944 годы проведено насильственное выселение в Казахстан 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа и других национальностей. В ноябре 1944 года республики Средней Азии и Казахстан приняли свыше 110 тысяч человек из 220 населенных пунктов Месхетии (Грузинская ССР) [5; 87]. Трагическая участь депортации постигла народы Северного Кавказа, в 1943-1944 годы подверглись депортации карачаевцы, балкарцы, чеченцы и ингуши. Затем последовала депортация калмыков и крымских татар.

В 1944 году началась депортация турок [6, с.45]. Также был принят ряд постановлений правительства о депортации греков, болгар и армян. Продолжалось выселение отдельных групп населения из освобожденных территорий. Помимо немцев в конце войны из территории Западной Украины подверглись переселению ОУНовцы (Организация украинских националистов) и члены их семей, «указники» (по Указу от 2 июня 1948 года об ответственности за уклонение от общественно-полезного труда и аналогичному указу от 23 июня 1951 года). Депортации подверглись кабардинцы, прибалтийцы, калмыки и другие народы [7, с.19].

Таким образом, переселение народов продолжалось вплоть до конца 40-х годов. В таком хронологическом порядке шел процесс насильственного переселения народов в Казахстан в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Депортация народов в Казахстан проходила в условиях карательной политики сталинизма. Выжить репрессированным народам в те тяжелые, критические годы помогли сострадание и гуманизм простого казахского народа.

В довоенный период в Казахстане находилось 136947 человек (36350 семей) депортированных, которые были расселены в 6 областях (Джамбульской, Южно-Казахстанской, Кзыл-Ординской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Северо-Казахстанской), хозорганизациях и предприятиях НКВД. В республике был 101 спецпоселок, из них 2 по кустпромартелям, 11-сельхозартелям и 88- хозорганизациям.

По данным НКВД, на начало Великой Отечественной войны всего состояло на учете 175831 человек (45620 семей) спецпереселенцев, которые были расселены, за исключением Западно-Казахстанской области, по 10 областям: Алма-Атинской, Джамбульской, Южно-Казахстанской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северской, Карагандинской и Акмолинской [8, с.17]. С 1944 года на территории Казахстана резко увеличилось число депортированных народов.

В период войны в Казахстане находилось на спецпоселении от 900 тысяч до l миллиона 209 тысяч человек, а по данным НКВД КазССР на 1 января 1945 года состояло на учете 815319 человек (232593 семей) (не считая корейцев), из них: бывшие кулаки — 135308 человек; немцы — 243722 человек; чечено-ингуши — 360405 человек; кабардино-балкарцы — 20288 человек; спецпоселенцы из Молдавии и Прибалтики — 8064 человек; калмыки — 2541 человек; карачаевцы — 40767 человек; крымчане — 4224 человек, которые были расселены по всем областям, за исключением Западно-Казахстанской области, таким образом: Алма-Атинская — 23676 человек; Карагандинская -104591 человек; Семипалатинская — 51605 человек; Актюбинская — 2200 человек; Акмолинская-105780 человек; Восточно-Казахстанская область – 44872 человек; Гурьевская — 6528 человек; Джамбульская — 54061 человек; Западно-Казахстанская область 244 человек, (бывшие кулаки); Кустанайская — 73483 человек; Кокчетавская — 102511 человек; Кзыл-ординская — 28866 человек; Павлодарская — 6084 человек; Северо-Казахстанская область — 43246 человек; Талды-Курганская-32353 человек; и Южно-Казахстанская область — 59962 человек [9, с.232].

Представители депортированных народов с самого начала их выселения были морально и социально ущемлены, лишены элементарных прав. Не обеспечивалось право сохранности личного имущества и собственности спецпереселенцев, хотя это и предусматривалось государственными документами: сдача специальным комиссиям, принадлежавших спецпереселенцам сельскохозяйственного инвентаря, скота, зернофуража с последующим возмещением их на месте расселения. Положение спецпереселенцев характеризовалось унизительными процедурами регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах, органах НКВД. Контролировался каждый шаг спецпереселенца, любое незначительное нарушение немедленно подвергалось наказанию. На каждого спецпереселенца, достигшего 16-летнего возраста, заводилась персональная карточка. Велся посемейный учет, а также учет спецпереселенцев по алфавитным карточкам. На каждого спецпереселенца заводилось личное дело.

Несмотря на унижение, депортированные народы были полны патриотизма в тяжелое для страны время. Испытывая на себе недоверие властей, ограничения в гражданских правах, они полностью разделили горе и трудности всего советского народа. Но особым уделом в годы войны стала трудовая армия. Проявляя стойкость и героизм на трудовом фронте, они внесли большой вклад в общенародную Победу, что в истории Великой Отечественной воины значило не меньше, чем героизм на фронте военном.

В годы Великой Отечественной войны на территории Казахстана имелись 31 Наркомат и одна советская организация и учреждение, куда входили райсоветы, сельсоветы, нарсуды и редакции газет. В Наркоматах было всего 58 трудпоселков, где проживало 145329 спецпереселенцев, из них 27820 мужчин, женщин — 28398 и подростков — 4075. Использовался труд 60293 спецпереселенцев, в том числе — подростков от 14 до 16 лет. Помимо этих Наркоматов в конце 1943 года в республику прибыли и предприятия оборонного строительства, куда входили Тагиллаг, Алтайлаг, Каруголь, Кузбассуголь, Богословлаг, Главнефть станции Бокань и промышленные оборонные организации, где было задействовано еще 1567 человек. В общей сложности трудились по Наркоматам всего 76060 спецпереселенцев, которые наравне со всеми рабочими предприятий также принимали равное участие в трудовом подъеме народных масс, о чем свидетельствуют их производственные нормы выработки [10, с.147].

В годы Великой Отечественной войны немаловажное значение имела подготовка квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Государственные трудовые резервы с первых дней войны были одной из форм пополнения рабочего класса — в этой системе осуществлялась широкая подготовка квалифицированных кадров для ведущих отраслей промышленности, транспорта и строительства. Мобилизация молодежи в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища проводилась так же, как и мобилизация в трудовую армию, на основе правительственных документов. В школы ФЗО призывалась молодежь (мужского пола в возрасте 15-17 лет и женского пола в возрасте 16-18 лет), а в ремесленные и железнодорожные училища (мужского пола 14-15 лет и женского пола 15-16 лет) [11, с.18].

Нужно отметить и то, что спецпереселенцы избирательными нравами пользовались на общих со всем населением основаниях. Но ввиду того, что спецпереселенцы согласно положению не могли иметь на руках документов, удостоверяющих их личность, существовало указание и подтверждение НКВД СССР о том, что документом при явке спецпереселенца на голосование могут служить трудовые книжки, которые выдавались на один день. Спецпереселенцам, не занятым на работе (неработающие члены семьи иждивенцы), комендатуры трудпоселков должны были выдавать специальные бланки.

Таким образом, анализ хода снятия ограничений в правовом положении депортированных народов в послевоенный период показывает, что сам процесс реабилитации шел постепенно, спецпереселенцы оставались ущемленной категорией населения и до середины 50-годов XX века и составляла основную рабочую силу.

Депортация целых народов в годы Великой Отечественной войны способствовала нагнетанию социальной и политической напряженности в республике и создавала — экономические, хозяйственные, идеологические, политические и межнациональные проблемы. Территория Казахстана была определена сталинским режимом в качестве места «кулацкой ссылки» для многих и многих сотен тысяч крестьян из других районов страны. Насильственная депортация народов в 30-40 годы была фатальной неизбежностью, роковой акцией, запрограммированной самой природной сущностью новой общественно-социальной формы, возникшей еще до массового переселения национальных групп.

Список литературы:

Депортации народов в СССР: печальные уроки этнической политики Сталина

Человеконенавистническая власть коммунистов, под руководством упыря Джугашвили, лишала своей родины целые народы.

Депортация целого народа – это печальная страница СССР 1930-1950-х гг., “ошибочность” или “преступность” которой вынуждены признать практически все политические силы.

Аналогов подобному злодеянию в мире не было. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как «народ-предатель», «наказанный народ» или «поруганный народ».

23 февраля исполняется 68 лет с момента депортации чеченского и ингушского народов с территории Северного Кавказа в Казахстан. Но, кроме чеченцев и ингушей, в СССР в разные годы были выселены еще. два десятка этносов, о которых почему-то не принято широко говорить в современной истории. Итак, кто, когда и за что из народов Советского Союза насильственно переселялся и почему?

Какие народы СССР испытали на себе ужасы довоенной депортации?

Депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР. Это: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары и турки-месхетинцы, болгары Одесской области, греки, румыны, курды, иранцы, китайцы, хемшилы и ряд других народов. Семь из вышеперечисленных народов при этом еще и лишились своей территориально-национальной автономии в СССР:

1.Финны. Первыми попали под репрессии, так называемые, «некоренные» народы СССР: сначала, еще в 1935 году, все финны были выселены из 100-километровой полосы в Ленинградской области и из 50-километровой полосы в Карелии. Уехали они довольно далеко – в Таджикистан и Казахстан.

2. Поляки и немцы. В конце февраля того же 1935 года с территории приграничных Киевской и Винницкой областей вглубь Украины было переселено более 40 тысяч поляков и немцев. «Иностранцев» планировалось выселить из 800-киллометровой приграничной зоны и из мест, где планировалось строить стратегические объекты.

3. Курды. В 1937 году советское руководство приступило к «очистке» приграничных территорий на Кавказе. Оттуда в Казахстан в спешном порядке были выселены все курды.

4. Корейцы и китайцы. В том же году из приграничных районов на Дальнем Востоке были выселены все местные корейцы и китайцы.

5. Иранцы. В 1938 году из находящихся возле границы районов Азербайджана в Казахстан депортировали иранцев.

6. Поляки. После раздела Польши в 1939 году с новоприсоединенных территорий на север России были переселены несколько сотен поляков.

Довоенная волна депортаций: что характерно для подобного выселения?

Для нее было характерно:

• удар наносился по диаспорам, имеющим свои национальные государства за пределами СССР или компактно проживающим на территории другой страны;

• люди выселялись только из приграничных районов;

• выселение не напоминало спецоперацию, не проводилось молниеносно, как правило, людям давалось на сборы около 10 дней (это предполагало возможность незаметно уехать, чем и воспользовалась часть людей);
• все довоенные выселения были лишь превентивной мерой и не имели под собой никаких оснований, кроме надуманных опасений высшего руководства в Москве в вопросе “укрепления обороноспособности государства”. То есть репрессированные граждане СССР, с точки зрения УК не совершили ни какого преступления, т.е. само наказание последовало еще до самого факта преступления.

Вторая волна массовых депортаций приходится на Великую Отечественную Войну

1. Немцы Поволжья. Первыми пострадали советские немцы. Они в полном составе были отнесены к потенциальным «коллаборантам». Всего в Советском Союзе насчитывалось 1 427 222 немцев, и в течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР. Автономная ССР Не́мцев Пово́лжья (существовала с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года) была срочным образом ликвидирована, ее столица город Энгельс и 22 кантона бывшей АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. были разделены и включены в состав Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (Волгоградской) (7 кантонов) областей РФ.

2. Греки, румыны, болгары и финны. Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР).

3. Калмыки и карачаевцы. В конце 1943 – начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы. Они были первыми, кого репрессировали в наказание за реальные действия.

4. Чеченцы и ингуши. 21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали карачаевцы.
5. Крымские татары. В мае-июне 1944 года преимущественно в Узбекистан были переселены крымские татары.
6. Турки, курды и хемшили. Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи этих народностей.

7. Украинцы. После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.

Что было характерным для второй волны депортаций?

• внезапность. Люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят;

• молниеносность. Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления;

• всеобщность. Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность;

• жестокость. Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали всем необходимым,

а в новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи;
• высокая смертность. По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте.

За что же Сталин репрессировал целые народы?

Инициатором большинства депортаций был нарком НКВД Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями. Но решение принимал Иосиф Сталин и ответственность за все, что происходило в стране, нес лично он. Какие же причины считались достаточными, чтобы лишить родины целый народ, бросив его вместе с детьми и стариками в безлюдной, холодной степи?

1.Шпионаж. В этом обвиняли без исключения все репрессированные народы. «Некоренные» шпионили в пользу своих метрополий. Корейцы с китайцами в пользу Японии. А коренные сообщали информацию немцам.
2. Коллаборационизм. Касается выселенных во время войны. Имеется в виду служба в армии, полиции и других структурах, организованных немцами. Например, немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал:”…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан”. В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. К ноябрю 1942 г было создано 8 батальонов, в 1943 г еще 2. Численность крымских татар в составе фашистских войск в Крыму, по данным Н.Ф. Бугая, состояла более 20 тыс. человек.

Аналогичная ситуация прослеживается по ряду других депортированных народов:

• Массовое дезертирство из рядов Красной Армии. Добровольный переход на сторону противника.
• Помощь в борьбе с советскими партизанами и армией. Могли служить у немцев проводниками, снабжать информацией и продовольствием, всячески помогать. Выдавать врагу коммунистов и антифашистов.
• Диверсии или подготовка диверсий на стратегических объектах или коммуникациях.

• Организация вооруженных отрядов с целью нападения на советских граждан и военнослужащих.

• Предатели. Причем процент предателей среди представителей депортированного народа должен быть очень высок – намного выше 50-60%. Только тогда имелись достаточные основания для его принудительного выселения.

Естественно, это не касается наказанных до войны народов. Их репрессировали только за то, что они в принципе могли бы совершить все вышеперечисленные преступления.

Какие еще мотивы мог преследовать «Отец всех народов»?

1. Обезопасить важнейшие для страны регионы в преддверье возможной Третьей мировой войны. Или «подготовить» место для какого-то важного события. Так, крымских татар выселили как раз перед Ялтинской конференцией. Никто даже гипотетически не мог допустить, чтобы на Большую Тройку немецкие диверсанты совершили покушение на территории СССР. А насколько обширную агентурную базу имел Абвер среди местных татар, советские спецслужбы знали очень хорошо.

2. Избежать возможности крупных национальных конфликтов, особенно на Кавказе. Народ, в большинстве своем сохранявший верность Москве, после победы над гитлеровцами мог начать мстить народу, многие представители которого сотрудничали с оккупантами. Или, например, потребовать для себя награды за свою верность, а награда – это земли «предателей».

Что обычно говорят «защитники» Сталина?

• Депортации советских народов принято сравнивать с интернированием. Последнее является обычной практикой, причем оформленной на уровне международного законодательства. Так, согласно Гаагской конвенции 1907 года, государство имеет право население, принадлежащее к титульной нации(!) противостоящей державы, «…водворить, по возможности, далеко от театра войны. Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах». Так поступали многие страны-участники Первой мировой войны, так поступали и во Вторую мировую (например, англичане по отношению к немцам или американцы по отношению к японцам). В связи с этим стоит сказать, что И.Сталина никто бы не обвинил, если бы его репрессии ограничились только немцами. Но прикрываться Гаагской конвенцией, оправдывая наказание двух десятков этнических групп, по меньшей мере, нелепо.

• Османский след. Еще часто пытаются проводить параллели между сталинской политикой и действиями колониальных администраций западных стран, в частности Англии и Франции. Но аналогия снова хромает. Европейские колониальные империи лишь наращивали присутствие представителей титульной нации в колониях (пример – Алжир или Индия). Правительственные круги Великобритании всегда выступали против изменения этноконфессиональной расстановки сил в своей империи. Чего стоит препятствование британской администрации массовой эмиграции евреев в Палестину. Единственной империей, практиковавшей использование народов в качестве шахматных фигур, была Османская империя. Именно там придумали переселять мусульманских беженцев с Кавказа (чеченцев, черкесов, аварцев и других) в Болгарию, на Балканы и в арабские страны Ближнего Востока. Сталин, возможно, учился национальной политике именно у турецких султанов. В данном случае гневные обвинения в адрес Запада абсолютно беспочвенны.

Документальный фильм – Приговоренные к забвению

“Холод”. Фильм о депортации карачаевцев.

Зачем Сталин принудительно переселял народы?

Архивное фото; Legion Media; Russia Beyond

В водоворот репрессий и депортаций в СССР 1930-1950-х годов попали миллионы людей. Их дети и внуки до сих пор глубоко переживают эти события.

Свежесть нанесенных в то время ран доказывают и успех двух недавних романов-бестселлеров за авторством писательницы Гузели Яхиной, нового имени в русской литературе. Оба затрагивают тему депортации народов и того, какой трагический след она оставляет в личных судьбах конкретных людей и в национальном укладе в целом.

Чулпан Хаматова в роли Зулейхи в сериале по роману Гузели Яхиной

Дебютный невероятно успешный роман Яхиной «Зулейха открывает глаза» перевели на 30 языков, и по нему уже снят сериал. Книга описывает депортацию кулаков – зажиточных крестьян – из татарской деревни в 1930-х. Все их имущество, провиант и скот отбирают большевики. Тех, кто сопротивляется – зачастую расстреливают, а других, лишив дома, везут как стадо в товарных вагонах далеко от родных мечетей – в сибирскую тайгу. Там с нуля им предлагается построить образцово-показательное советское поселение, где будет труд, правильные порядки, никакого бога – и вообще лучшая жизнь. Ничего, что принудительная.

Другой роман – «Дети мои» – описывает драму поволжских немцев. Они прибыли в Российскую Империю давно, еще по приглашению Екатерины II в XVIII веке, и успели на берегах Волги создать городки со своим аутентичным бытом. Но советская власть разрушила их быт и выгнала их далеко от уже родной Волги – в суровые степи Казахстана. Опустевшие немецкие селения в романе предстают перед читателем в плачевном состоянии: «Печать разрухи и многолетней печали легла на фасады домов, улицы и лица».

Почему депортировали?

Депортация народов признана одной из форм сталинских политических репрессий, а также одной из форм укрепления и централизации персональной власти Иосифа Сталина. Задачей было расселить области, где было большое сосредоточение представителей определенных национальностей, которые вели быт, разговаривали, воспитывали детей и издавали газеты на своих языках.

Сталину было важно ликвидировать национальные автономии

Многие из таких мест обладали той или иной степенью автономии – ведь многие республики и области формировались на заре Советского Союза именно по национальному признаку.

Исследователь советских депортаций, историй Николай Бугай называет подход Сталина и его соратника Лаврентия Берии к депортации как «средству урегулирования межнациональных конфликтов, “исправления” собственных ошибок, пресечения любых проявлений недовольства антидемократическим, тоталитарным режимом».

И хотя Сталин, как писал Бугай, объявил курс на «обязательное соблюдение видимого интернационализма», для него было важно ликвидировать все автономии, которые потенциально могли отделиться – и предотвратить любую возможность оппозиции централизованной власти.

Бараки спецпереселенцев на Урале

Государственный исторический музей Южного Урала

Этот метод уже неоднократно применялся в России с древних времен. Например, когда в 1510 московский князь Василий III присоединил к своим владениям Псков, он выселил из Пскова все влиятельные семейства. Они получили владения в других городах русских земель, но не в родном Пскове – чтобы местная элита не могла, опираясь на простонародье, далее протестовать против московской власти.

Этот метод Василий позаимствовал у своего отца, основателя Московского государства Ивана Васильевича III. В 1478, после победы над Новгородской республикой, Иван Васильевич произвел первую русскую депортацию населения – выселил из Новгорода более 30 самых богатых боярских семей и конфисковал у них имущество и земли. Новые дворы боярам дали в Москве и центральных городах России. А в конце 1480-х из Новгорода выселили более 7000 человек – бояр, богатых горожан и купцов с их семьями. Их селили небольшими группами в разные города – Владимир, Ростов, Муром, Кострому, чтобы «растворить» бывшую новгородскую знать в центрально-русском населении. Разумеется, всю знатность новгородцы при этом теряли, становясь на новых местах простыми служилыми людьми, «рядовыми» дворянами.

“Изгнание Марфы-посадницы из Новгорода”

Практика депортации применялась в царской России и позже, в схожих случаях подавления местных восстаний – так, после польских восстаний 1830 и 1863 года тысячи поляков – участников восстаний и сочувствовавших – были сосланы на поселение в глубинные территории России, в основном – в Сибирь.

Кого и куда переселяли?

Депортация в СССР имела огромные масштабы – согласно документам НКВД в 1930—1950-е годы около 3,5 млн. человек покинули места своего исконного проживания. Всего переселено было более 40 народностей. Переселяли в основном с приграничных территорий в отдаленные места Союза.

Первых депортация затронула поляков. В 1936 году 35 тысяч «неблагонадежных элементов» с бывших польских территорий на западе Украины переселили в Казахстан. В 1939-31 на север, в Сибирь и Казахстан депортировали еще более 200 тыс. поляков.

Переселяли народы и с других приграничных территорий – в 1937 году в Казахстан и Узбекистан с восточных границ СССР переселили более 171 тысячи советских корейцев.

С 1937 года Сталин также вел планомерную политику расселения немцев. С началом Второй мировой войны немцы стали и вовсе стали изгоями в СССР. Многих признавали шпионами и отправляли в лагеря. К концу 1941 года переселили внутри страны около 800 тысяч немцев, а всего за годы войны больше миллиона. Их новым домом стала Сибирь, Урал, Алтай, почти полмиллиона оказались в Казахстане.

Спецпоселение в Хибинах

Советская власть активно переселяла народы и во время войны. Огромное количество людей выселяли с освобожденных после немецкой оккупации территорий. Под предлогом шпионажа и сотрудничества с немцами пострадали народы Северного Кавказа – десятки и сотни тысяч карачаевцев, чеченцев, ингушей, балкарцев, кабардинцев выселяли в Сибирь и Среднюю Азию. Обвинили в пособничестве немцам и переселили также калмыков, а также около 200 тысяч крымских татар. Кроме того, переселяли и народы меньшей численности, в том числе турок-месхетинцев, курдов, греков и других.

Так выглядели бараки в спецпоселениях изнутри

Государственный исторический музей Южного Урала

Жители Латвии, Эстонии и Литвы сопротивлялись вхождению в состав СССР – были и вооруженные антисоветские отряды – это дало повод советской власти особенно жестоко расселять народы Прибалтики.

Как проводили переселение

За подписью наркома внутренних дел Лаврентия Берии были составлены подробные инструкции для организации переселения – причем для каждого народа отдельные. Депортацию осуществляли местные партийные органы и специально прибывшие на место назначения чекисты. Они составляли списки переселенцев, готовили транспорт для доставки людей и их имущества до железнодорожных станций.

Ведомственные машины готовят людей к переселению

Людей заставляли собираться в очень короткие сроки – с собой разрешалось брать бытовое имущество, мелкий хозяйственный инвентарь и деньги, всего на семью «багаж» должен был составлять не более тонны. По сути они могли взять с собой только самое необходимое.

Чаще всего для каждой отдельной народности выделяли несколько железнодорожных эшелонов, с караулом и медперсоналом. Под конвоем людей загружали по вагонам под завязку и везли до места назначения. По инструкции в пути переселенцам выдавали хлеб и один раз в день кормили горячей пищей.

Переселенцев часто перевозили в товарных вагонах

В отдельной инструкции была подробно описана и организация быта на новом месте – в спецпоселениях. Трудоспособные переселенцы привлекались к строительству бараков, а позже более постоянных жилищ, школ и больниц. Создавались также колхозы для работы на земле и фермах. Контролем и администрацией занимались сотрудники НКВД. Поначалу жизнь поселенцев была трудной, продовольствия не хватало, люди также страдали от болезней.

Переселенным народам запрещалось покидать новые территории под страхом лагерного заключения. Отменили запрет и вернули свободу передвижения по Союзу этим людям лишь после смерти Сталина. В 1991 году эти действия советской власти признали незаконными и преступными, а в отношении некоторых народов и вовсе объявлены геноцидом.

Почему депортированные народы СССР ссылали в Казахстан

В СССР неразвитые территории предпочитали поднимать быстро. Для этого требовалась лишь рабочая сила, причем добровольное согласие трудящихся было делом десятым. В 20 веке Казахстан превратился в пристанище ссыльных народов всевозможных национальностей. Сюда были насильственно высланы корейцы, поляки, немцы, кавказские этносы, калмыки и татары. Большинство граждан трудились усердно, надеясь, что заслужат послабление режима и возвращение в родные края. Но возможным это стало только после смерти Сталина, со значительной задержкой.

От благих столыпинских намерений к жестоким сталинским депортациям

Историки свидетельствуют, что первые идеи заселения необжитых земель принадлежали Петру Столыпину. Его политика была направлена на мягкое поощрение крестьян-переселенцев заселять пустующие российские просторы в рамках аграрной реформы. Тогда в Сибирь переехали более 3 миллионов человек, введя в оборот около 3,5 десятин земель. В тот период для перемещения добровольных переселенцев создали спецвагоны, впоследствии названные столыпинскими. Они были шире обычных железнодорожных, а отдельная часть вагона отводилась под скот и крестьянский инвентарь. Позже, уже при власти Советов, вагоны дополнили решетками и стали использовать их для принудительной перевозки ссыльных и заключенных. Тогда столыпинские вагоны и обросли дурной славой.

Сталинские депортации 20-х, мягко говоря, отличались от инициатив Столыпина. Неугодные народы отправлялись в Казахстан, как в ссылку.

Черные дни Казахстана и первые обитатели ГУЛАГовских филиалов

1921 год принес Казахстану страшный голод, ставший следствием засухи и повальных конфискаций домашнего скота. Спустя десятилетие был новый голодомор и новые конфискации. Казахская нация потеряла множество людей, и правительство СССР решило заселить опустевшую территорию «неблагонадежными». Есть мнение, что Казахстан выбран для повальных ссылок неслучайно. Там начинал свою деятельность будущий влиятельный нарком Николай Ежов. К середине 1925-го после снятия 1-го секретаря Казкрайкома и утверждения нового по ходатайству Ежова последний стал фактически руководить республикой. К тому моменту он уже успел поснимать с ответственных постов множество казахов. При нем же начались преследования и депортации зажиточных местных. Казахстанская карьера Ежова обеспечила ему хороший московский пост, но казахский вопрос не выпал из сферы его интересов.

При Ежове на территории современного Казахстана началось создание сети ГУЛАГовских лагерей. Удаленность от европейской части России и слабая заселенность земель Казахстана сделали его подходящим местом для этих целей. Лагеря было легче охранять, посторонние люди туда не попадали, а депортированных лишили права покидать закрепленные за ними населенные пункты. В республике расположили наиболее крупные из известных лагерей: Степлаг, Карлаг и АЛЖИР (спецлагерь жен предателей родины), где в страшных условиях содержали десятки тысяч жен московских партийцев и казахстанских экс-сотрудников Ежова.

Корейцы в товарных вагонах и японская угроза

Причин депортации в Казахстан корейцев историки называют несколько, начиная с банального акта бесчеловечности и заканчивая существующей реальной угрозой государственной безопасности. На территории России корейцы оказались «благодаря» аннексии Кореи Японией, что, казалось бы, шло вразрез с их возможным пособничеством оккупантам. Однако спецслужбы видели серьезную угрозу на случай войны с Японией или Китаем. История предыдущих лет зафиксировала разветвленную разведывательную сеть замаскированных под корейцев японских шпионов, в том числе завербованных корейцев. А так как корейцы Приморья составляли около трети населения, их нужно было в срочном порядке отселить подальше от оккупированных японцами корейских земель.

Кроме того, в Казахстане инициировали рисоводство, для чего требовались опытные специалисты. Указ совнаркома от 1937 года настаивал на тотальном перемещении представителей этого народа даже с непограничных регионов центральной России. Переселяемых на казахские земли корейцев вывозили в товарных вагонах, из-за чего часть людей погибли в процессе многодневного пути. После прибытия в Казахстан корейцы расселились в северной части республики, и лишь самые смелые, пренебрегая надзором НКВД, перемещались южнее. Уникальный своей культурой корейский народ внес весомую лепту в казахский социум. Поначалу положение корейцев в Казахстане было более выгодным на фоне иных репрессированных. И хотя им было отказано в возможности призываться в армию, что заменилось службой в «трудармии», корейцам позволялось учиться в вузах и занимать престижные должности. И только в 1945-м, незадолго до объявления войны Японии, Берия приказал взять всех корейцев на особый учёт, фактически присвоив им статус ссыльных.

Ссылки кавказцев как месть вождя за дезертирство

Кавказцы попали в Казахстан по причине того, что подозревались властями в связях с фашистским режимом и переходе на сторону гитлеровцев. В 1942-м чеченцы сформировали подпольную партию, предполагающую создание федерации по вражескому германскому мандату. В течение нескольких военных лет НКВД занимался преследованием и ликвидацией вайнахских банд, что вылилось в решение о ликвидации Чечено-Ингушетии. Операцией по депортации вайнахов занимался лично Берия, для чего со всего Союза было привлечено более 100 тысяч военных. Население оказывало активное сопротивлялось, убегая в горы. В Казахстан свезли сотни тысяч представителей горских народов, а в конце 50-х им позволили вернуться обратно.

Потенциальные польско-немецкие изменники

Поляков, как нацию из зоны риска, массово депортировали в Казахстан первой волной в 1936 г. из пограничных с Польшей районов, а затем уже в 1940-м из занятых советской армией украинско-белорусских областей. Они, как и остальные насильственно переселенные народы, поднимали в республике промышленность. В Казахстане за один только 1939 год в срочном порядке возвели около 4 000 домов для ссыльных народов, но эшелоны не убывали. Спустя несколько месяцев после объявления войны с Гитлером вышел указ о переселении поволжских немцев в Казахстан, что объяснялось установленной военными властями диверсионной деятельностью среди представителей этого народа. Сотнями тысяч немцы насильственно вывозились и из Украины, закавказских территорий и даже соседних среднеазиатских республик.

Переселенцев мобилизовали в трудовую армию, фактически обрекая на подневольные работы в концлагерях. Более 350 тысяч советских немцев оказались в зоне фашистской оккупации и были вывезены в Польшу и Германию. Но после победы Советской Армии около 200 тысяч человек “репатриировали” в 1945-м и направили на спецпоселение в пределах Казахстана.

И только в конце 50-х для немцев был отменен спецрежим с обязательными явками в комендатуру, а в 70-е им даже разрешили свободно определяться с местом жительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: