Экономика, промышленность и сельское хозяйство Исландии в 2022 году: ВВП на душу населения

Экономика Исландии

Гиперинфляция

Что такое выручка?

Военно-промышленный комплекс

Исландская экономика в значительной степени основана на рыболовстве и производстве широкого спектра рыбных продуктов, но также включает производство и услуги. Экспорт составляет около двух пятых валового национального продукта . Несмотря на небольшую численность населения Исландии, экономика современна, и уровень жизни находится на уровне других европейских стран.

Большая часть производства Исландии находится в частных руках. Государственная собственность снизилась с начала 1990-х годов в результате усиления приватизации государственных предприятий. Государство делит владение большинством энергогенерирующих систем с местными органами власти, и оно приняло на себя контроль над большей частью банковского сектора в 2008 году в результате финансового кризиса.

После Второй мировой войны правительство стремилось к высоким темпам экономического роста и полной занятости, и колебания цен на рыбу и уловы оказали важное влияние на экономику. Реальный валовой внутренний продукт Исландии (ВВП) увеличивался в среднем примерно на 4 процента в год после войны. Однако после 1987 года экономический рост замедлился из-за ограничений, налагаемых на вылов рыбы в связи с истощением рыбных запасов, которые чрезмерно эксплуатировались в течение многих лет. С конца 1980-х до конца 1990-х годов темпы прироста ВВП в среднем составляли менее половины того, что было. Однако с конца 1990-х до середины 2000-х годов наблюдалось резкое возобновление роста, главным образом в результате улучшения вылова рыбы и притока иностранного капитала. Экономика Исландии потерпела крах в конце 2008 года в результате масштабного обесценивания валюты и краха ее внутренней банковской индустрии.

Сельское хозяйство и рыболовство

Как и во всех северных странах, в сельском хозяйстве занято менее 5 процентов населения Исландии, и это число продолжает сокращаться. Основными занятиями являются разведение домашнего скота, в основном овец, и молочное животноводство . Около пятой части пахотных земель, большая часть которых используется для выпаса скота. Теплицы распространены, особенно в южной части страны. Исландия практически самодостаточна в свежих продуктах и ​​молочных продуктах, но импортирует большинство других продуктов питания.

Устойчивое улучшение в Исландии Технология рыболовства увеличила уловы, несмотря на постепенную эрозию, которая когда-то была чрезвычайно богатой популяцией рыб у берегов страны. В конце 1980-х и начале 1990-х годов беспокойство по поводу сокращения рыбных запасов привело к тому, что правительство усилило и без того строгие квоты на вылов, чтобы еще больше сократить запасы рыбы — особенно треска , самый важный вид. Строгий режим квот окупился резким увеличением запасов трески в конце 1990-х годов. Эти квоты на вылов для внутренних вод привели к увеличению промысла в иностранных водах, особенно в Баренцевом море и у побережья Ньюфаундленда.

Треска и Мойва составляет около двух третей от общего вылова, а такие виды сигов, как треска и пикша , экспортируются свежими, замороженными, солеными или сушеными. Уловы мойвы и сельди обычно сводятся к маслу и муке, но также и к соли. В середине 1990-х годов общий улов рыбы в Исландии составлял от 1,5 до 2 миллионов тонн, из которых около трети составляли сиг, а две трети — мойва и сельдь. Такие отрасли, связанные с рыболовством, как верфи, ремонтные доки и чистые фабрики, также важны.

Вход Исландии в отдаленные рыболовные воды вызвал трения с другими странами по поводу прав на рыболовство. Промысел сельди в открытом океане между Норвегией и Исландией является предметом споров между двумя странами, так же как и рыбалка на белую рыбу в Северной Атлантике между Исландией, Норвегией и Европейским союзом (ЕС). Кроме того, Канада возражает против ловли креветок в Исландии у побережья Ньюфаундленда.

Ресурсы и власть

Энергетические ресурсы Исландии огромны. Возможная гидроэнергетика оценивается почти в шесть гигаватт, а геотермальная энергия — более 1,5 миллиона гигаватт-часов в год. Только около одной восьмой гидроэнергетики рек страны было использовано. Геотермальная энергия нагревает весь Рейкьявик и несколько других сообществ; он обеспечивает пар для промышленной энергии и используется в промышленном овощеводстве в теплицах. Несмотря на обширные природные ресурсы, Исландия производит больше выбросов парниковых газов на душу населения, чем любая другая страна. Чтобы сократить выбросы и устранить зависимость страны от импортируемой нефти, в начале 21-го века Исландия инициировала небольшие экспериментальные проекты, направленные на определение возможности создания общества на основе водорода.

производство

Основным производственным предприятием на экспорт является производство алюминия , которое использует отечественную гидроэлектростанцию ​​для выплавки алюминия из импортируемого глинозема. Другие промышленные товары на экспорт включают ферросилиций, легирующий агент для производства стали; диатомит, промышленный фильтрующий агент, полученный из диатомовой земли с помощью геотермального пара; рыбоперерабатывающее оборудование; рыболовная снасть; и протезы. Есть также небольшие отрасли, которые производят компьютерное программное обеспечение, цемент, удобрения, продукты питания, одежду и книги.

Читайте также:
Внутренняя политика Швеции в 2022 году: основные направления

финансов

Исландия имеет ограниченное количество коммерческих банков, имеющих филиалы по всей стране, и ряд сберегательных банков. Другие финансовые учреждения включают инвестиционные кредитные фонды, частные пенсионные фонды, страховые компании и фирмы по ценным бумагам. Финансовый сектор был постепенно дерегулирован в 1980-х годах. Процентные ставки были оставлены на усмотрение рыночных сил, развит важный рынок акций и облигаций, и денежно — кредитная политика, ранее довольно инфляционная, стала сопоставимой с политикой других промышленно развитых стран. Реформа финансового рынка сыграли важную роль в установлении контроля над инфляцией. К середине 1990-х годов движение капитала между Исландией и другими странами было практически полностью либерализовано, что вызвало бум иностранных инвестиций в конце 1990-х и 2000-х годах. Поток валюты резко изменился после 2008 года кредитный кризис », однако, что привело к краху ряда банков, девальвации исландской валюты (крона), инфляции и процентных ставок, колеблющимся около 20 процентов.

Сделка

Более трех пятых экспорта Исландии идет на ЕС , который также несет ответственность за более половины импорта Исландии. Около одной десятой импорта приходится на Соединенные Штаты. Примерно две пятых экспорта Исландии составляют рыба или рыбопродукты; алюминий составляет примерно еще две пятых экспорта. Исландия была членом Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с 1970 года. В 1973 году она заключила соглашение о сокращении тарифов с Европейским экономическим сообществом (теперь ЕС), как и другие страны ЕАСТ. В 1993 году Исландия присоединилась к созданию Европейского экономического пространства; вместе с Норвегией и Лихтенштейном она достигла соглашения с ЕС о принятии большинства коммерческих положений этой организации и устранении многих из оставшихся коммерческих и административных барьеров между странами. Тем не менее, Исландия не стала подавать заявку на членство в ЕС из-за своей обеспокоенности тем, что ЕС будет контролировать свои рыболовные ресурсы. Однако в 2009 году, несмотря на желание страны сохранить суверенитет по поводу своего рыболовства Исландия подала заявку на вступление в ЕС.

Сервисы

Благодаря захватывающему дух природному ландшафту, в частности, горячим источникам, гейзерам и вулканам, страна стала основным туристическим направлением. Icelandair (Flugleidir), крупный международный авиаперевозчик, помог сделать туристическую торговлю все более важной для национальной экономики. Иностранных туристов насчитывается более 300 000 в год, и туристическая индустрия является важным источником иностранной валюты.

Труд и налогообложение

Центральное правительство получает основную часть своего дохода за счет налога на добавленную стоимость и прогрессивного подоходного налога , тогда как местные органы власти получают большую часть своих доходов за счет подоходного налога с фиксированной ставкой и налогов на имущество. Принимая во внимание приверженность правительства полной занятости, безработица в целом остается низкой. Рыбалка вносит большой вклад в экономику Исландии. Примерно 5 процентов населения занято непосредственно в рыболовстве, и более 5 процентов заняты в переработке рыбы.

Как и в большинстве стран Скандинавии , профсоюзы очень высоки. Почти семь восьмых работников являются членами профсоюза . Крупнейший профсоюз Исландии, Исландская федерация труда была основана в 1916 году. Профсоюз состоит из более чем 60 000 членов или примерно одного из каждых трех работников. Хотя забастовки были частыми в 1970-х годах, к началу 21-го века трудовые волнения стали незначительными.

Транспорт и связь

Историческая изоляция Исландии, вызванная бурным морем Северной Атлантики и небольшим рынком и промышленностью страны, была нарушена, когда пароходы начали посещать исландские берега в конце 19-го века. Первый телеграфный кабель в Исландию был проложен в 1906 году, а Исландская пароходная компания (Eimskip) была основана в 1914 году. До 20-го века дороги были практически неизвестны, поскольку лошадь была средством передвижения по всему острову. Исландия не имеет железных дорог. Большинство основных сельских дорог Исландии вымощены, как и большинство улиц в городах и деревнях. Однако большинство второстепенных проселочных дорог все еще гравийные. Летом возможно катание по обширным песчаным равнинам в необитаемом внутреннем пространстве, что позволяет экспедиции между ледниками. Хрингвегур («Кольцевая дорога») простирается на 875 миль (1400 км), образуя круг вокруг острова. Торговый флот перевозит большую часть импорта и экспорта Исландии. Icelandair, а также местные авиаперевозчики играют важную роль в компенсации ограниченной дорожной системы. Международный аэропорт Кефлавик, главные ворота страны, расположен примерно в 30 милях (48 км) к западу от Рейкьявика. Air Atlanta Icelandic, крупная чартерная авиакомпания, активно участвует во всем мире в чартерных перевозках, особенно в отправлении мусульманских паломников в Мекку из различных общин Африки и Ближнего Востока .

Читайте также:
ВВП Финляндии на душу населения в 2022 году: структура и размер

Телекоммуникационная отрасль была разработана для снижения зависимости страны от рыбной промышленности. Значительные государственные расходы привели к тому, что телекоммуникационная инфраструктура Исландии конкурирует с инфраструктурой крупных промышленно развитых стран. Хотя рынок телекоммуникаций был либерализован в 1990-х годах, Iceland Telecom доминировал в этом секторе. Отражая обширную телекоммуникационную инфраструктуру страны, к концу 1990-х годов более половины населения регулярно пользовались Интернетом .

Что такое ВВП

Как и зачем его считают

ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт. Чаще всего с помощью него оценивают, насколько хорошо или плохо обстоят дела в экономике.

Валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Также ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.

Обычно ВВП считают за год, но его можно рассчитать и за другой период, например за квартал.

ВВП в нынешнем виде появился в 1930-х годах , а уже в следующем десятилетии стал стандартом для оценки экономики страны. Но ее и раньше пытались оценивать как нечто целое. Например, во Франции в 1665 году Уильям Петти хотел просчитать, сможет ли Англия вести войну с Голландией и финансировать ее за счет налогов.

Если сложить показатели валового внутреннего продукта всех стран, можно узнать мировой ВВП. Его изменение в разные годы показывает, что происходит с мировой экономикой: если ВВП растет — все хорошо, если падает — значит, пришел кризис.

В России часто используют еще один показатель — валовой региональный продукт, или ВРП. Его значение показывает, сколько товаров и услуг произведено в конкретном регионе.

Данные о ВВП России раз в квартал публикует Росстат.

Что такое ВВП на душу населения. Кроме ВВП для всего государства отдельно рассчитывают ВВП на душу населения. Он равен значению ВВП, поделенному на количество жителей страны.

ВВП на душу населения показывает уровень экономической активности и качество жизни людей. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, в среднем больше зарабатывают.

Чем отличается от ВНП. До 1993 года экономисты использовали еще один показатель — валовой национальный продукт, или ВНП, но сейчас о нем говорят реже.

В отличие от ВВП, который показывает стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, ВНП показывает стоимость товаров и услуг, созданных резидентами государства. Причем неважно, где они находятся: внутри страны или за рубежом.

В 1993 году ООН выпустила рекомендации по расчету системы национальных счетов, где ВНП заменили валовым национальным доходом — ВНД. Его рассчитывают как ВВП плюс доходы, полученные гражданами страны из-за границы, минус доходы, вывезенные иностранцами.

Структура

  1. Расходов людей и организаций.
  2. Товаров и услуг, которые люди приобрели в этом году, но не использовали. Научно это называется «валовым накоплением».
  3. Чистого экспорта товаров и услуг — то есть разницы между экспортом и импортом.

Кроме расчета самого ВВП и ВВП на душу населения статистики смотрят вклад каждой сферы экономической деятельности в валовой внутренний продукт. То есть изучают структуру ВВП по отраслям. Это помогает понять, какие направления развиваются быстрее, а какие проседают.

Например, считается, что экономика России основана на добыче полезных ископаемых — в первую очередь нефти и газа. Но если посмотреть на структуру ВВП в 2019 году, то окажется, что самую большую долю занимают обрабатывающие производства — 14,6%. На втором месте торговля — 13,7%. А добыча полезных ископаемых лишь на третьем — 12,6%.

Виды ВВП

Номинальный ВВП учитывает стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Он зависит от того, как меняется индекс цен и доходов в экономике. Если в стране инфляция — номинальный ВВП растет, даже если объемы производства остаются на том же уровне, ведь произведенные товары и услуги просто стали стоить дороже.

Читайте также:
Сектора и отрасли экономики США в 2022 годах: кратко о росте и развитии, ее роль в мире, сравнение с Россией

Реальный ВВП учитывает только изменение объемов производства. Для этого стоимость товаров и услуг рассчитывают в ценах того года, с которым сравнивают показатель. Например, чтобы узнать, как изменился реальный ВВП за год, товары, произведенные в 2019 году, оценят по их стоимости в 2018.

Для чего используется показатель ВВП

ВВП нужен для того, чтобы понимать, хорошо ли работает экономика государства: если валовой внутренний продукт растет — страна развивается. Кроме этого, ВВП помогает оценить, как разные макроэкономические показатели влияют на рынок. Например, инфляция — на расходы населения, а экспорт — на курс валют.

Пересчитав ВВП разных стран в одну валюту по биржевому курсу, можно сравнить экономики разных государств. Часто ВВП сравнивают по паритету покупательной способности — это соотношение двух валют исходя из цен на одинаковые товары в двух странах.

Некоторые экономисты считают, что с помощью ВВП очень сложно оценить благосостояние людей и что существуют другие, более подходящие показатели. Например, в странах, где большое неравенство доходов, богатеет лишь малая часть граждан. На жизни остальных рост производства никак не сказывается: ВВП на душу населения растет, а среднестатистические граждане живут плохо.

Во Франции в 2007 году создали специальную комиссию по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Председатель этой комиссии Джозеф Стиглиц написал книгу «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла».

Что не отражается в ВВП

При расчете ВВП не учитывают доходы, которые не связаны с производством. Например:

  • сделки с ценными бумагами, в том числе на фондовом рынке;
  • государственные безвозмездные расходы — пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации;
  • подарки, благотворительные взносы и материальную помощь;
  • продажу подержанных товаров — их стоимость уже посчитали при производстве.

Также не учитываются товары и услуги, произведенные за прошлый период, и рост стоимости активов.

Теневая экономика может включаться в ВВП, однако расчет ее размеров не очень точный из-за сложности оценки. Например, в 2017 году теневая экономика, по мнению Росстата, составляла порядка 12,7% ВВП России.

Как рассчитать ВВП

Существует три способа рассчитать внутренний валовой продукт.

По доходам — показывает, сколько денег заработано в стране. Еще этот метод называют распределительным, а Росстат использует термин «ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов».

Чтобы посчитать все доходы в стране, складывают несколько показателей:

  1. Оплату труда работников, то есть зарплаты, премии и другие выплаты.
  2. Валовую прибыль всех предприятий и организаций, то есть разницу между выручкой и себестоимостью товаров.
  3. Доходы от сдачи имущества в аренду.
  4. Налоги на импорт и производство.
  5. Амортизацию.
  6. Доходы от вложения капитала.

Из получившейся суммы вычитают субсидии и доход, полученный из-за границы. Итоговая цифра — показатель ВВП.

По расходам — показывает, сколько денег потрачено. Росстат использует термин «ВВП, рассчитанный методом использования доходов».

Для этого тоже суммируют несколько показателей:

  1. Инвестиционные расходы — вложения в модернизацию производства.
  2. Траты населения.
  3. Государственные расходы — зарплаты бюджетникам, оборона и т. д.
  4. Чистый экспорт — разница между импортом и экспортом товаров и услуг.

По добавленной стоимости — показывает, на какую сумму произведено продукции. Росстат использует термин «ВВП, при расчете производственным методом».

Какие показатели рассчитывают вместе с ВВП

Кроме ВВП на душу населения и ВНД вместе с валовым внутренним продуктом часто рассчитывают еще несколько экономических показателей.

Чистый национальный продукт — это ВНП после вычета амортизации.

Потенциальный валовой внутренний продукт — это ВВП, который получится при полной занятости населения и использовании всех технологических ресурсов. Он отражает потенциал экономики. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.

Дефлятор ВВП — ценовой индекс, который показывает, во сколько раз уровень цен всех произведенных в текущем году товаров и услуг больше уровня цен года, с которым сравнивают показатель. При расчете дефлятора учитывают только продукцию, которая произведена в стране, поэтому получается внутренняя инфляция.

Как увеличить ВВП

Чтобы увеличить валовой внутренний продукт, нужно повлиять на показатели, из которых складывается ВВП.

Повышать число занятых. Это можно сделать двумя путями: на коротком отрезке времени в несколько лет поможет борьба с безработицей, на длинном в несколько десятилетий — повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Повышать уровень жизни населения. Чем богаче живут люди, тем выше их расходы. Чем лучше у них образование, тем более ценные товары и услуги они смогут производить.

Читайте также:
Ведущие банки Кипра и открытие счета в них

Снижать издержки производства через модернизацию оборудования и повышение квалификации сотрудников. Так будет расти производительность труда и добавленная стоимость продукции.

Делать теневую экономику легальной — выводить из тени самозанятых, бороться с зарплатами в конвертах и так далее. Нелегальный сектор экономики при расчете ВВП тяжело учесть, хотя фактически добавленная стоимость производится.

Снижать социальные выплаты и направлять эти деньги на государственные расходы, которые учитываются при расчете ВВП: капитальное строительство, инвестиции, создание новых рабочих мест.

ВВП России

По итогам 2019 года номинальный ВВП России составил 110 трлн рублей, или 1,67 трлн долларов США. ВВП на душу населения — примерно 750 тыс. рублей, или 11,4 тыс. долларов. Индекс-дефлятор по отношению к 2018 году — 103,8%.

номинальный ВВП России в 2019 году

В 2019 году ВВП России вырос на 1,3% по сравнению с 2018. В последние десять лет ежегодный рост составляет в среднем 1—1,5% .

Самым неудачным был 2015 год — статистики зафиксировали падение ВВП на 2%. Экономика не успела восстановиться после кризиса 2014 года, также ситуацию усугубили санкции западных стран. В итоге в 2015 году экспорт снизился почти на 70%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, промпроизводство — на 3,4%, а реальные доходы населения — на 4%.

Сравнение ВВП России и других стран

По размеру ВВП в 2019 году Россия занимала 12 место среди стран мира. По показателю ВВП на душу населения — 82 место.

Прогноз ВВП России на 2022 год

Экономисты ожидают, что по итогам года показатель валового внутреннего продукта снизится по сравнению с ВВП за 2019 год. Из-за коронавируса и самоизоляции производство резко упало, покупательская активность тоже. Это касается не только российской экономики, но и других стран: предприятия по всему закрывались на карантин, упали объемы перевозок. А значит, снизился спрос на российские полезные ископаемые — металлы, нефть и газ.

Центробанк считает, что по итогам 2022 года ВВП России снизится на 4,5—5,5% . Но уже в 2022 году рост составит 3,5%—4,5% .

Министерство экономического развития дает более пессимистичный прогноз: в 2022 году — падение на 5%, в 2022 — рост на 2,8%.

Министерство финансов заложило в базовый, то есть наиболее вероятный сценарий развития экономической ситуации, сокращение ВВП на 5%.

В 2022 году сельскому хозяйству может быть еще сложнее, считают эксперты

По итогам первых девяти месяцев прошлого года рост сельскохозяйственного производства в стране составил 3% — хороший показатель в кризисный для экономики в целом год. Ничего подобного мы не наблюдаем в 2022-м. Только в сентябре падение по отношению к тому же месяцу 2022 года составило 5,8%, а в августе — 10,1%. Слабые результаты главных месяцев сбора урожая и привели к общему спаду в секторе: по итогам девяти месяцев он сократился более чем на 4%. Разница в динамике с аналогичным периодом прошлого года оказалась и вовсе выше семи процентных пунктов.

Урожай оказался значительно ниже прошлогоднего. За девять месяцев было намолочено на 15% меньше зерна, чем к той же дате в 2022 году, по пшенице спад составил без малого 10%. Снижение по картофелю достигло 12,7%, а по овощам (согласно данным Минэкономразвития) — 3,5%. Земледельческую статистику чуть поправила сахарная свекла, которую накопали на 2,3% больше, чем в тот же период годом ранее. Небольшой плюс зафиксирован и по масличным культурам, в частности, по подсолнечнику.

Стоит отметить, что в целом показатели урожая являются неплохими, более того, одними из лучших в истории. С 2014 года сборы зерна ни разу не падали ниже 100 млн тонн. В советское время лишь несколько раз они превышали эту отметку (на куда больших площадях посева), а в постсоветское до указанной даты — лишь один раз, в 2008 году. Но даже по меркам исторически очень высоких урожаев последних семи лет нынешний год выглядит вполне прилично: 120 млн тонн, собранных к концу октября — это как минимум четвертый показатель в истории, а поскольку в некоторых регионах уборка еще продолжается, итоговые цифры могут оказаться на несколько миллионов тонн больше. Урожай конкретно пшеницы наверняка окажется выше 75 млн тонн, и это будет третьим результатом за всё время (для исторического контекста, урожай в 60 млн тонн в начале 2010-х квалифицировался как отличный). Тем не менее общий восходящий тренд по сборам зерновых реализован в этом году не будет.

Читайте также:
Промышленность Италии в 2022 году: специализация, отрасли, характеристика

Относительно слабые земледельческие показатели совпали не с самыми лучшими животноводческими. В январе–сентябре хозяйства всех типов произвели 10,8 млн тонн скота и птицы на убой — на 0,6% меньше, чем за три первые квартала 2022-го. На 0,7% сократилось производство яиц, на 0,1% — надои молока. Спад в рамках статистической погрешности, но как минимум можно говорить об отсутствии роста. Исключением является только сектор крупного рогатого скота, где мяса в первые три квартала произвели почти на 5% больше аналогичного периода прошлого года.

Согласно официальной позиции Минсельхоза, главной причиной снижения показателей к прошлому году являются погодные условия. В частности, министр Дмитрий Патрушев говорил на прошлой неделе о том, что агротехнические работы из-за холодной весны начались на пару недель позже средних многолетних значений. Кроме того, на Урале и в Поволжье летом фиксировалась засуха.

Как отметил директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов, на растениеводство приходится примерно половина всего сельского хозяйства, и этот сектор является волатильным.

— Да, здесь у нас наблюдается сильное снижение урожая зерновых, что и является главной причиной текущей отрицательной динамики. Но есть и второй фактор: явное замедление в животноводстве, в том числе и в секторах, которые до недавнего времени росли — в первую очередь я говорю о птицеводстве, где из-за проблем, связанных с птичьим гриппом, мы фиксировали снижение производства на значительном отрезке года.

По словам главного аналитика TeleTrade, засушливое во многих регионах лето действительно снизило урожаи и урожайность.

— Например, к 19 октября урожайность зерна составляла 26,7 ц/га, в том числе пшеницы — 28,1 ц/га. Год назад на эту дату показатели были соответственно 28,9 ц/га и 30,3 ц/га. Во многом поэтому зерна намолочено на 11,6% меньше, чем на эту дату год назад.

По словам Сизова, растениеводческий сектор сильно зависит от погоды во всем мире: один год может быть прекрасным, а другой — ужасным с точки зрения урожая.

— Нынешний был ужасным для Урала и восточной части Поволжья, где урожайность была исторически низкой, минимальной за последние 7–10 лет. Отчасти повлияли и введенные ограничения на экспорт. Производители начали экономить на материально-технических ресурсах, удобрениях, сельхозхимии.

Гойхман добавил, что сказалась и нехватка персонала из-за ограничений в передвижении людей.

— Об этом, в частности, говорит то, что затянулись сроки сбора урожая. Так, на 19 октября 2022 года зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на 92% площадей, тогда как в 2022 году к этой дате — на 94,1%. Таким образом, у аграриев еще есть определенные резервы сократить отставание с прошлым годом. Поскольку в IV квартале может быть собран урожай с оставшихся угодий. Однако полностью преодолеть имеющееся сокращение производства вряд ли удастся. В 2022 году стоит надеяться на то, что не повторятся неблагоприятные условия текущего года, и сельское хозяйство покажет рост.

— Если говорить о дальнейшей динамике в течение оставшихся месяцев года, думаю, что отставание сократить удастся. Это произойдет по двум причинам. Во-первых, будет положительно сказываться высокий урожай масличных, который пока еще не убран и который будет заметно лучше прошлогоднего показателя. А во-вторых, это продолжающийся, пусть и не очень высокими темпами, восстановительный рост в животноводстве. Так что разрыв удастся сократить, но достижения нулевой динамики или выхода в плюс пока я не вижу, — отметил Сизов.

По его мнению, следующий год может оказаться более сложным для аграриев.

— Бессрочные ограничения на экспорт ударят в полную силу. Еще сильнее ударит стремительный рост цен на удобрения, а также увеличение зарплат и подорожание сельхозтехники. В этом году в силу инерции сектор прошел текущий год относительно неплохо. Дальше будет сложнее. Да, мы видим рост цен на сельхозпродукцию, но он не так уж и значителен: 10–15% к прошлому году. А удобрения, ключевая составляющая себестоимости, подорожали более чем в два раза. Так что мы будем видеть сокращение рентабельности в растениеводстве, а у многих и отрицательную рентабельность. Так что при текущем развитии событий мы увидим значительное сокращение производства в АПК в 2022-м или, быть может, в 2023 году.

Читайте также:
Страны, наиболее обеспеченные водными и природными минеральными ресурсами: мировые лидеры

В 2022 году сельскому хозяйству может быть еще сложнее, считают эксперты

По итогам первых девяти месяцев прошлого года рост сельскохозяйственного производства в стране составил 3% — хороший показатель в кризисный для экономики в целом год. Ничего подобного мы не наблюдаем в 2022-м. Только в сентябре падение по отношению к тому же месяцу 2022 года составило 5,8%, а в августе — 10,1%. Слабые результаты главных месяцев сбора урожая и привели к общему спаду в секторе: по итогам девяти месяцев он сократился более чем на 4%. Разница в динамике с аналогичным периодом прошлого года оказалась и вовсе выше семи процентных пунктов.

Урожай оказался значительно ниже прошлогоднего. За девять месяцев было намолочено на 15% меньше зерна, чем к той же дате в 2022 году, по пшенице спад составил без малого 10%. Снижение по картофелю достигло 12,7%, а по овощам (согласно данным Минэкономразвития) — 3,5%. Земледельческую статистику чуть поправила сахарная свекла, которую накопали на 2,3% больше, чем в тот же период годом ранее. Небольшой плюс зафиксирован и по масличным культурам, в частности, по подсолнечнику.

Стоит отметить, что в целом показатели урожая являются неплохими, более того, одними из лучших в истории. С 2014 года сборы зерна ни разу не падали ниже 100 млн тонн. В советское время лишь несколько раз они превышали эту отметку (на куда больших площадях посева), а в постсоветское до указанной даты — лишь один раз, в 2008 году. Но даже по меркам исторически очень высоких урожаев последних семи лет нынешний год выглядит вполне прилично: 120 млн тонн, собранных к концу октября — это как минимум четвертый показатель в истории, а поскольку в некоторых регионах уборка еще продолжается, итоговые цифры могут оказаться на несколько миллионов тонн больше. Урожай конкретно пшеницы наверняка окажется выше 75 млн тонн, и это будет третьим результатом за всё время (для исторического контекста, урожай в 60 млн тонн в начале 2010-х квалифицировался как отличный). Тем не менее общий восходящий тренд по сборам зерновых реализован в этом году не будет.

Относительно слабые земледельческие показатели совпали не с самыми лучшими животноводческими. В январе–сентябре хозяйства всех типов произвели 10,8 млн тонн скота и птицы на убой — на 0,6% меньше, чем за три первые квартала 2022-го. На 0,7% сократилось производство яиц, на 0,1% — надои молока. Спад в рамках статистической погрешности, но как минимум можно говорить об отсутствии роста. Исключением является только сектор крупного рогатого скота, где мяса в первые три квартала произвели почти на 5% больше аналогичного периода прошлого года.

Согласно официальной позиции Минсельхоза, главной причиной снижения показателей к прошлому году являются погодные условия. В частности, министр Дмитрий Патрушев говорил на прошлой неделе о том, что агротехнические работы из-за холодной весны начались на пару недель позже средних многолетних значений. Кроме того, на Урале и в Поволжье летом фиксировалась засуха.

Как отметил директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов, на растениеводство приходится примерно половина всего сельского хозяйства, и этот сектор является волатильным.

— Да, здесь у нас наблюдается сильное снижение урожая зерновых, что и является главной причиной текущей отрицательной динамики. Но есть и второй фактор: явное замедление в животноводстве, в том числе и в секторах, которые до недавнего времени росли — в первую очередь я говорю о птицеводстве, где из-за проблем, связанных с птичьим гриппом, мы фиксировали снижение производства на значительном отрезке года.

По словам главного аналитика TeleTrade, засушливое во многих регионах лето действительно снизило урожаи и урожайность.

— Например, к 19 октября урожайность зерна составляла 26,7 ц/га, в том числе пшеницы — 28,1 ц/га. Год назад на эту дату показатели были соответственно 28,9 ц/га и 30,3 ц/га. Во многом поэтому зерна намолочено на 11,6% меньше, чем на эту дату год назад.

По словам Сизова, растениеводческий сектор сильно зависит от погоды во всем мире: один год может быть прекрасным, а другой — ужасным с точки зрения урожая.

— Нынешний был ужасным для Урала и восточной части Поволжья, где урожайность была исторически низкой, минимальной за последние 7–10 лет. Отчасти повлияли и введенные ограничения на экспорт. Производители начали экономить на материально-технических ресурсах, удобрениях, сельхозхимии.

Читайте также:
Экономика, промышленность и сельское хозяйство Ирландии в 2022 году: ВВП на душу населения

Гойхман добавил, что сказалась и нехватка персонала из-за ограничений в передвижении людей.

— Об этом, в частности, говорит то, что затянулись сроки сбора урожая. Так, на 19 октября 2022 года зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на 92% площадей, тогда как в 2022 году к этой дате — на 94,1%. Таким образом, у аграриев еще есть определенные резервы сократить отставание с прошлым годом. Поскольку в IV квартале может быть собран урожай с оставшихся угодий. Однако полностью преодолеть имеющееся сокращение производства вряд ли удастся. В 2022 году стоит надеяться на то, что не повторятся неблагоприятные условия текущего года, и сельское хозяйство покажет рост.

— Если говорить о дальнейшей динамике в течение оставшихся месяцев года, думаю, что отставание сократить удастся. Это произойдет по двум причинам. Во-первых, будет положительно сказываться высокий урожай масличных, который пока еще не убран и который будет заметно лучше прошлогоднего показателя. А во-вторых, это продолжающийся, пусть и не очень высокими темпами, восстановительный рост в животноводстве. Так что разрыв удастся сократить, но достижения нулевой динамики или выхода в плюс пока я не вижу, — отметил Сизов.

По его мнению, следующий год может оказаться более сложным для аграриев.

— Бессрочные ограничения на экспорт ударят в полную силу. Еще сильнее ударит стремительный рост цен на удобрения, а также увеличение зарплат и подорожание сельхозтехники. В этом году в силу инерции сектор прошел текущий год относительно неплохо. Дальше будет сложнее. Да, мы видим рост цен на сельхозпродукцию, но он не так уж и значителен: 10–15% к прошлому году. А удобрения, ключевая составляющая себестоимости, подорожали более чем в два раза. Так что мы будем видеть сокращение рентабельности в растениеводстве, а у многих и отрицательную рентабельность. Так что при текущем развитии событий мы увидим значительное сокращение производства в АПК в 2022-м или, быть может, в 2023 году.

Путешествие «дикарем» в Европу 2018. Часть 2: Общественный транспорт Братиславы

Думал начать с рассказа о самом путешествии, но все-таки решил вторую часть посвятить городскому транспорту Братиславы, разобраться в нюансах которого простому жителю России, не бывавшему до этого в Европе, сходу будет довольно проблематично и непривычно)

Городской транспорт состоит из трамваев, автобусов и троллейбусов. Метро отсутствует, так как население Братиславы с приезжими и туристами составляет что-то около 700 тысяч человек. Стоимость проезда зависит от времени поездки и тарифных зон. Хоть Братислава и поделена на 10 тарифных зон, но для туристов в основном важны только 2 зоны. Сам город (зона 100), и пригород Братиславы (зона 101). Остальные зоны для обычного туриста знать не имеет смысла.

До поездки я не уделил этому должное внимание, так как подумал, что без проблем разберусь на месте, и забегая вперед скажу, что из-за этого допустил несколько нелепых для европейца “проколов”. Первый раз когда вместо взрослых билетов в первые дни покупал билеты для детей и пенсионеров, ошибиться кстати довольно не сложно, и во второй раз, когда ранним субботним утром, собравшись поехать в Вену, простоял лишние 40 минут на остановке, дожидаясь автобуса, который, как оказывает, не ходил по выходным) Успев про себя не раз поругать их хваленный пунктуальный транспорт)

Это заставило меня потратить время и основательно изучить принцип действия городского транспорта.

Сходу на схеме ничего не понятно: где? куда? на чем?

Кстати, если заранее скачать карты самой Братиславы в приложении “Google Карты” в телефоне и включить геолокацию, то даже в оффлайн режиме без интернета можно установить куда вам надо и он практически без ошибок построит маршрут для пешеходов, включая пересадки на транспорте.

Эти схемы висят почти на каждой остановке (дневные и ночные, так как у ночных свой график) + вот такие странички с графиком каждого автобуса проходящего на данной остановке:

Время указанное на этих листочках стараются соблюдать все водители транспорта и будьте уверены, что в 99% случаях, они придут вовремя. Слева указано время (первая колонка часы, следующие — это минуты), когда они подъезжают к остановкам, а самая крайняя правая колонка указывает черным цветом на какой остановке вы сейчас находитесь и к какой зоне она относится. Последующие остановки определить не трудно.

Читайте также:
Урбанизация Италии в 2022 году: рост численности городского населения в итальянских городах

В итоге сразу стало понятно, что организации движения в Братиславе, можно только позавидовать. Она очень грамотная и продуманная, а главное пунктуальная. Никак у нас в Саратове, когда стоишь и не знаешь во сколько придет автобус или трамвай? Придет ли вообще? Стоит ли ждать или все таки идти пешком?
Ссылка на маршруты всех автобусов Братиславы

Купить билеты можно в этих автоматах, которые установлены на большинстве остановок, но, к сожалению, все-таки они стоят не везде. На всех автоматах имеется инструкция на словацком, немецком и английском языках. В основном автоматы принимают только монеты от 5 евроцентов до 2 евро. В самых автобусах, троллейбусах и трамваях проездные билеты не продаются. Так, что закупаемся заранее) Я обычно покупал сразу по 5 штук на разное время от 15 и 30 минут.

Пользоваться автоматами не сложно. Главное перед покупкой билета убедится, что автомат работает (горит зеленая лампочка), а если вы ожидаете получить сдачу — убедитесь, что она есть в наличии (когда сдачи нет, зеленая лампочка мигает). В городе в основном проблем не было, зато за городом, как у меня было в Девине, когда я положил 2 евро в такой автомат, и он мне просто не выдал билет и сдачу. Хоть с бубном танцуй около него. Будьте готовы и к этому.

Плюсы “буржуйских” билетов, что в течение срока действия билета вы можете делать неограниченное количество пересадок и пользоваться всеми видами общественного транспорта. Минусы, что пока разберёшься в этих сроках…

Маленький нюанс — стоимость их билетов, практически не поменялась со временем, то есть их практически не коснулись наши почти ежегодные повышения на общественный транспорт.

Наименование билета и время их действия+Цена в € (указана для людей старше 15 лет). Дети до 6 лет пользуются бесплатно, подростки до 15 лет имеют 50% скидку
2 зоны / 15 минут 0,70 € (вроде бы единственный без пересадок)
2 зоны / 30 минут 0,90 €
3 зоны / 60 минут 1,20 €
4 зоны / 60 минут 1,50 €
5 зон / 90 минут 1,80 €
6 зон / 90 минут 2,10 €
7 зон / 120 минут 2,30 €
8 зон / 120 минут 2,50 €
9 зон / 150 минут 2,80 €
10 зон / 150 минут 3,10 €
180 минут на все зоны 3,60 €
Проездной на сутки (24 часа) 3,50 €
Проездной на 3 дня (72 часа) 8,00 €
Проездной на неделю (168 часов) 11,40 €
Провоз багажа (время действия 3 часа) 0,35 €
Электронный проездной для жителей Братиславы (električenky) на 7 дней 10,40 €
Электронный проездной для жителей Братиславы (električenky) на 30 дней 26,90 €
Электронный проездной для жителей Братиславы (električenky) на 90 дней 72,30 €
Электронный проездной для жителей Братиславы (električenky) на 365 дней 264,20 €

Так как вы турист и соответственно не житель Братиславы, то в основном вам понадобятся билеты до 60 минут. Мне например от моей квартиры до исторического центра хватало 15 минут, хоть по началу и незнанию покупал на 30 и на 60 минут. Билет на целый день я бы не купил — нецелесообразно из-за небольшого размера города. Нюансы конечно же бывают разные…

Важный пункт — как только вы вошли в общественный транспорт, сразу же необходимо прокомпостировать билет, и именно с этого момента и начнется время действия билета. Без компостирования билет считается недействительным. Упс( Билеты также можно приобрести в газетных киосках и небольших магазинчиках. Правда в основном не в самой Братиславе.

Также, но не во всех автобусах, можно приобрести билеты прямо в них, но правда оплатить можно только карточкой.

Еще очень непривычным для нас окажется, что двери в общественном транспорте Братиславы в основном открываются только по требованию пассажиров, то есть чтобы открыть двери как находясь внутри, так и снаружи транспорта, вам необходимо нажать на специальные кнопки или прикоснуться к специальным сенсорам, которые расположены прямо на дверях. Если не нажмете, двери не откроются)) А также в автобусах есть еще кнопки STOP на ручках, если их не нажать, то водитель подъезжая к остановке и не видя на ней людей вполне может проехать мимо. Вот такой непривычный для нас нюанс.

Проездные в Братиславе — виды, цены, как и где купить билеты на транспорт

Я уже писала на сайте статьи про проездные в Вене, Праге и Будапеште, как все у них там устроено с оплатой проезда в общественном транспорте. Осталось еще рассказать про проездные в Братиславе. Все страны находятся рядом и мы постоянно курсируем между ними во время наших путешествий, потому делимся опытом — сколько стоит городской транспорт в Братиславе и как оплачивать в нем проезд.

Читайте также:
Абхазия входит в состав России в 2022 году или нет

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Сколько стоят проездные в Братиславе

Для начала уточню, что билеты продаются по зонам. К городской черте Братиславы относятся зоны 100 и 101. Остальные зоны — это окрестности столицы и туристам они, как правило, не нужны.

В связи с этим для поездок по городу достаточно брать проездные с пометкой «100+101» — они стоят дешевле, чем те билеты, которые используются в нескольких зонах. Мы ведь не хотим переплачивать? ;)

Проездные билеты в Братиславе, как и в Праге, рассчитаны для поминутного использования. Вот наглядно основные виды билетов и их стоимость, которые продаются в автоматах на остановках.

Отдыхая, мы значительно экономим на отелях

Для этого пользуемся удобным сервисом Хотелук, который показывает номера со скидками, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 1-3 тысячи рублей за сутки. Попробуйте сами и сравните!

Тем, кто едет в Словакию с туристическими намерениями и планирует посетить только Братиславу, подойдут следующие билеты (цены указаны — базовый/льготный):

  • 15 минут — 0.70€/0.35€;
  • 30 минут — 0.90€/0.45€;
  • 60 минут — 1.20€/0.60€;
  • 90 минут — 1.80€/0.90€;
  • 24 часа — 3.50€/1.75€.

Базовый тариф предназначен для взрослых пассажиров, к льготной категории относятся дети до 15 лет включительно, студенты до 25 лет включительно и пожилые люди старше 62 лет.

Туристам однозначно удобнее всего использовать суточный билет — всего 3.5€ за 24 часа, — нигде в Европе не видела дешевле. К слову, в соседней Австрии суточный билет стоит 8€. Почувствуйте разницу, называется)

Помимо тех, что продаются повсюду в автоматах, есть возможность купить более «длинные» проездные — на 72 часа за 8€/4€, и на неделю за 11.40€/5.70€. Приобрести их возможно в кассах на центральном жд-вокзале (перед зданием) и автобусном терминале Most SNP (находится под мостом у подножия Братиславского града).

Где купить проездные билеты в Братиславе

Как я уже выше написала, приобрести их можно на жд-вокзале или автобусной станции, обычные же дневные и поминутные билеты продаются повсюду на остановках, в том числе и в аэропорту. Выглядят автоматы таким вот образом.

Но на большинстве остановок до сих пор установлены дряхлые экземпляры, в которых оплатить картой невозможно. В этом случае готовьте мелочь — евро в купюрах они не принимают.

В аэропорту, к счастью, один заменили, и теперь возможно уехать в город, оплатив проезд картой, т.к. только по прилете в Европу размена из мелких денег еще нет. Однажды у меня были купюры по 5 евро и то никто на остановке на монеты их не смог разменять.

Как ни странно, на многих остановках Братиславы «билетные машины» вообще отсутствуют, т.е. приобрести проездной не получится, даже если очень хочется. Буквально пару недель назад я чуть не поседела ехать «зайцем» с двумя детьми. Сели мы на остановке, где никаких автоматов не было, надеялась прикупить билет в таком вот терминале, что в 2019-м установили во всем транспорте Братиславы.

По непонятным причинам в нем нельзя купить детские билеты, но это ладно, выкрутились бы, приобретя взрослый проездной. Но терминалы почему-то не работают от слова совсем! Вернее все жмется, но оплата ни за что не проходит. Мы использовали разные карты, прикладывали их и так и эдак (наличку терминалы не принимают). В конце концов я начала пытать местных в автобусе в чем мол дело, но они только мотали головой и говорили, что билет нужно покупать на остановке.

Мне пришлось снова выходить из транспорта, опять во всей округе никаких «билетных автоматов». Садилась в следующий автобус и вновь пыталась оплатить на терминале, иных-то вариантов нет. И снова все попытки впустую.

В итоге, так и пришлось ехать через весь город безбилетниками. Чтобы свести риск штрафа к минимуму, я в каждом автобусе пару остановок делала вид, что пытаюсь оплатить проезд на терминале, потом мы выходили и дожидались следующего автобуса, в котором операция повторялась)

Читайте также:
ВВП Италии в 2022 году на душу населения: структура, доля промышленности

Мораль сей басни такова: в запасе всегда должен быть билет, либо покупайте сразу суточный. В будущем же, надеюсь, эти терминалы в транспорте будут работать как надо.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовЕВРОПА форумСЛОВАКИЯ форумТранспорт Словакия, аренда автомобиля в Словакии
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Общественный транспорт в Братиславе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Re: Общественный транспорт в Братиславе

FIPS » 23 мар 2018, 22:12

Re: Общественный транспорт в Братиславе

mainline » 03 апр 2018, 22:31

Re: Общественный транспорт в Братиславе

fixit1 » 14 авг 2018, 14:05

Подскажите пожалуйста хочу из аэропорта BTS по дороге в город заехать в Avion-IKEA, а потом дальше в город. Это какие билеты надо купить и на каком автобусе ехать?

2 zones / 15 minutes 0,70 €
Такого хватит чтобы доехать?

Re: Общественный транспорт в Братиславе

sorciere_rousse » 14 авг 2018, 14:20

От аэропорта до Авиона – да. А на поездку от Авиона в город вам нужен будет еще один билет – скорее всего на 60 мин (если вам нужно ближе к Старому городу), за 1, 20 €.
В Авион из аэропорта идут автобусы 61 и 96.

ВОТ планировщик по Братиславе, прекрасно показывает и транспорт, и расписание, и цены.

Re: Общественный транспорт в Братиславе

fixit1 » 14 авг 2018, 14:26

Re: Общественный транспорт в Братиславе

sorciere_rousse » 14 авг 2018, 14:37

Re: Общественный транспорт в Братиславе

fixit1 » 14 авг 2018, 14:40

Re: Общественный транспорт в Братиславе

sorciere_rousse » 14 авг 2018, 14:43

Re: Общественный транспорт в Братиславе

vokk » 14 авг 2018, 15:51

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Bitcoin » 31 янв 2019, 15:16

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Bitcoin » 31 янв 2019, 15:17

Re: Общественный транспорт в Братиславе

vokk » 31 янв 2019, 16:15

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Bitcoin » 31 янв 2019, 16:24

Re: Общественный транспорт в Братиславе

vokk » 31 янв 2019, 16:55

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Bitcoin » 31 янв 2019, 17:40

Re: Общественный транспорт в Братиславе

SolarKitten » 31 янв 2019, 17:45

Нигде нельзя, потому что в Братиславе зонная система оплаты.

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Anattoli4 » 01 фев 2019, 20:28

Kedy si SMS lístok zakúpiť nemôžete:

ak používate služby zahraničného mobilného operátora
ніт)

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Anattoli4 » 01 фев 2019, 20:43

Re: Общественный транспорт в Братиславе

Noxeg » 11 фев 2019, 13:22

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, следующее:
1. Каким транспортом лучше добираться от отеля Baronka к Старому Городу и на какой остановке лучше выходить?
2. Можно ли покупать проездной для туристов (хотим на неделю) для этого маршрута и нужно ли его пробивать каждый раз когда входишь в транспорт?
3. Если проездной для туристов не подходит, то что лучше купить?
4. До которого времени ходит общественный транспорт в Братиславе?

Re: Общественный транспорт в Братиславе

sorciere_rousse » 11 фев 2019, 14:04

На мой взгляд – 5 трамваем от ост. Cintorín Rača до ост. Kapucínska

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: