Есть ли акулы в Турции в Средиземном море в 2022 году: какие водятся, были ли нападения

Есть ли акулы в Турции в Средиземном и Эгейском море, другие опасные обитатели

Автор: Дмитрий

Мы с женой Татьяной более 9 лет живем в Анталии. Надеюсь эти статьи и наш опыт путешествий окажутся полезными. Информация регулярно обновляется. Поэтому смело задавайте вопросы в комментариях и на телеграм канале.

У берегов Турции подводный мир достаточно скудный, но все-таки имеются морские обитатели, встречаться с которыми не очень приятно. Поговорим подробнее о том, представляют ли опасность для отдыхающих на Турецком побережье акулы и другие жители моря.

Можно ли повстречать акул у берегов Турецкой Республики?

Да, можно, но вероятность этого очень-очень мала.

Наибольшую опасность для человека представляют 3 разновидности акул:

  • Тигровая. В Средиземном море она не встречается из-за слишком холодной воды для ее обитания. Не зафиксировано ни одного факта наблюдения тигровой акулы в водах Средиземноморья.
  • Тупорылая. Ее в Средиземном море также никто и никогда не видел, аналогично тигровой акуле и по той же причине – холодная вода.
  • Большая белая. Заплывает в Средиземное море, но крайне редко. За период с 1985 по 2019 годы появление белой большой акулы в средиземноморских водах фиксировали 10 раз, из них ни одного случая у побережья.

Справка! Других акул, обитающих в Средиземном море, не стоит опасаться. Они – маленькие, к пляжным территориям не подплывают и опасности для людей не представляют.

В мире существует глобальная база, в которую собираются данные о нападениях акул на человека. База эта имеет название Международного файла атак акул (ISAF).

Сюда вносятся все зафиксированные случаи из самых разных уголков земного шара. Наблюдения ведутся уже 120 лет (начались в 1900 году). И за все это время в прибрежных водах Турции было зафиксировано лишь 4 случая нападения акул (2 из них оказались со смертельным исходом). Последняя атака случилась более полувека назад – в 1967 году в провинции Мугла.

Так что туристы могут спокойно наслаждаться отдыхом на Турецком побережье и не опасаться больших и острых акульих зубов.

Опасные морские обитатели Средиземноморья

Но, к сожалению, в Средиземном море имеются другие жители, с которыми лучше не встречаться. Самые опасные из них – медузы и морские ежи.

И что интересно, местные обитатели Средиземноморья никогда не представляли особой опасности. Но в 1869 году был открыт Суэцкий канал, через который в средиземноморские воды проникли ядовитые представители Красного моря и Индийского океана. На сегодняшний день их насчитывается 443 вида.

Тропическая рыба-крылатка

Оказывается, опасность могут представлять и небольшие рыбки, например, тропические крылатки. В длину они достигают до 30 см, а весят около 1 кг. Иначе их называют «рыба-лев», и они ядовиты. А попавший в человеческий организм яд приводит к параличу или летальному исходу.

Раньше в средиземноморских водах они не обитали, переселились через Суэцкий канал. Особенно много крылаток у берегов Израиля и Кипра. Вдоль турецкого побережья встречаются нечасто, но с каждым годом их популяция растет.

Внимание! Крылаток легко узнать по ярким плавникам, но именно они наиболее опасны, так как содержат ядовитые шипы. Представляют опасность и укусы таких рыб. Если это случится, нужно немедленно обратиться за медицинской помощью во избежание негативных последствий.

Морской колючий еж

Сами по себе морские ежики не агрессивны, но ведь можно уколоть их иглами ногу, если наступить. В мире имеется три разновидности ядовитых ежей, но в средиземноморских водах их пока нет. В Красном море живут, но через Суэцкий канал еще не перебрались.

Днем морского ежика в прибрежной полосе не встретишь, а вот ночью они выбираются даже на берег. Если во время ночной прогулки человека угораздит наступить на ежа, то сразу следует извлечь колючки и обработать ранку. Лучше для дезинфекции обратиться к медицинскому работнику. У некоторых людей после взаимодействия с иголками морских ежей возможно проявление аллергической реакции.

Совет! Гораздо хуже будет, если игла морского ежа проникнет глубоко в ткани и обломится. Тут уже не обойтись без хирургического вмешательства. Поэтому лучше заранее проявлять осторожность и избегать контакта с этими обитателями моря.

Медуза «Пелагия-ночесветка»

Если ночью в море виднеются кратковременные световые вспышки, то возможно это медузы-ночесветки. Вдоль турецких берегов они встречаются часто, их приносит приливами или течением. Но не стоит приближаться к ним даже ради интереса.

Ночесветки небольшого размера (до 10 см в диаметре), что делает их малозаметными. Питаются рыбной икрой, планктоном, ракообразными, другими маленькими медузами. Особая опасность у них в 8 щупальцах, которые могут достигать в длину до 3 м.

Имейте ввиду! Жалят ночесветки больно, но единичный ожог не смертельно опасен. Осторожность следует проявлять любителям далеких заплывов и дайверам, которые могут попасть в колонию этих медуз и получить огромную порцию яда.

Медуза-ропилема

Этих белых или голубых медуз еще называют «кочевниками», ведь в Средиземное море они перекочевали из Индийского океана. Взрослые особи очень большие, их колокол в диаметре достигает от 40 до 60 см. Вес ропилемы доходит до 10 кг. Основная их пища – планктон, а от хищников защищаются содержащими яд жалами.

Читайте также:
Правила поведения в ОАЭ в 2022 году: можно ли курить, уровень безопасности и преступности

Ожог этой медузы не опасен, но неприятен. Куда страшнее попасть в их огромную колонию и получить множественные повреждения кожи. В этом случае интоксикация ядами может быть настолько сильной, что человек погибнет либо ослабеет и утонет.

Полезная информация! У берегов Турции пока встречаются единичные ропилемы, но кто знает, через сколько лет здесь появятся их целые колонии. Например, в Израиле и на Кипре такая проблема уже насущна.

Медуза Физалия

Эту медузу по-другому называют «Португальским корабликом». Она представляет собой несколько разных слившихся в единое целое медуз. Раньше средиземноморская вода была для Физалии слишком холодной, и она тут не обитала. Но глобальное потепление сделало свое дело, и теперь в Средиземном море встречаются эти опасные для здоровья человека медузы. Насколько быстро они появятся у самого турецкого берега, это всего лишь вопрос времени.

Тело такой медузы состоит из щупальцев и верхнего газового голубого пузыря достаточно большого в диаметре (до 30 см). Ее легко распознать благодаря гребню, расположенному на пузыре. Огромными щупальцами Физалия захватывает свою добычу (будь то рыбка, или конечность туриста), жалит смертельным ядом и после съедает.

Единичный ожог Физалии не смертелен, но ощущения доставляет крайне неприятные. Если она захватит ногу или руку человека щупальцами, то, скорее всего, конечность придется ампутировать. При обхвате тела большая вероятность летального исхода.

Важно! Синего гребня Физалии над водой нужно бояться больше, чем акульих плавников. Согласно статистическим данным, от этих медуз погибло больше людей, чем от акул.

Первая помощь от ожога медузы

Всего в средиземноморских водах обитает несколько сотен различных медуз. Большинство представителей для людей безвредные, но и ядовитых тоже хватает. Конечно, при встрече с ними велик соблазн потрогать руками эту морскую красивую обитательницу. Но лучше этого не делать, а наблюдать за медузами с расстояния. Для здоровья так точно будет безопаснее.

Если человека все-таки ужалила медуза, надо сразу оказать первую помощь:

  1. Место ожога обильно промыть морской соленой водой (пресная не подойдет).
  2. Затем рану продезинфицировать. Для самостоятельной обработки подходит уксус, но на пляже вряд ли получится его быстро найти (разве что в местах общественного питания). Поэтому лучше незамедлительно обратиться к медицинскому работнику или к пляжному спасателю (лайфгарду).

Рыба Фугу «рыба-шар» (Balon Balığı)

Жители южных турецких провинций от Хатая до Айдына уже привыкли к тому, что теперь прибрежных в водах Средиземного моря водятся ядовитые рыбы – серебристые иглобрюхи, или как их тут называют местные жители «рыбы-шары» (Balon Balığı — тур.)

Туристы в солнечной Аланье, иногда становятся свидетелями того, как стая иглобрюхов подплывает прямо к пляжу и пляжные спасатели вылавливают их даже сачком.

Это уже не единичные случаи. Такие же рыба фугу есть и в водах Анталии.

Главная опасность этой рыбы заключается в том, что наши люди по незнанию идут на рыбалку и ловят ее, потом употребляют в пищу. Это может быть смертельно опасно!

Следует знать! Любая рана, полученная в результате столкновения с жителями моря – случай не страховой. В стандартной туристической страховке их относят в графу «Неосторожное взаимодействие с морскими обитателями», а все лечебные процедуры пострадавший осуществляет за свой счет.

ТОП-5 лучших пляжей в Турции на Средиземном море по мнению турков

Пергам — живое доказательство существования древних римлян, сельджуков и Османов

Лучшие курорты Эгейского моря в Турции для молодежи и отдыха с детьми: описание, фото

Погода в Турции в начале, середине и конце апреля: температура воздуха и моря

Депозит у туроператора, стоит ли оставлять и на сколько можно депонировать средства? Перебронь лучше? Что делать?

Погода и температура моря в Турции в начале, середине и конце марта

Есть ли акулы в Средиземном море в Турции?

Курорты Турции очень популярны у туристов разных стран. Побережье страны омывают Черное, Средиземное, Эгейское, Мраморное моря. Водное богатство также представляют проливы Дарданеллы и Босфор. Теплый климат, небольшие сезонные перепады температур стали предпосылками для развития богатой флоры и фауны. Не все ее представители одинаково миролюбивы. Многих туристов интересует, есть ли акулы в Средиземном море в Турции и как избежать встречи с ними, отдыхая на знаменитых пляжах.

Акулы Средиземного моря

Именно Средиземноморское побережье пользуется у туристов повышенным спросом. Там находятся такие знаменитые курорты, как:

  • Анталья;
  • Белек;
  • Кемер;
  • Аланья;
  • Сиде.

Великолепные пляжи в большинстве имеют экологическую награду «Голубой флаг» за чистоту и сохранение многообразия подводного мира, включая немногочисленных хищников. Акулы тоже относятся к исконным обитателям теплых вод, обладают далеко не мирным характером, но без провокации со стороны человека нападают редко. Они обладают уникальным обонянием, способны учуять запах крови на расстоянии в несколько километров, очень быстро передвигаются и имеют внушительный запас острых как иглы зубов.

Читайте также:
Лучшие мобильные приложения для путешественника на Iphone и Андроид

Белая акула считается самой опасной.

Хищники отличаются по размеру, уровню агрессивности, рациону питания и привычкам. Всего у берегов Турции в Средиземном море насчитывается 47 видов. Из них 15 считаются опасными для человека, но очень редко подходят близко к берегу, 16 видов вырастают больше 3 метров.

  1. Чаще всего наблюдателями были замечены в Средиземном море песчаные акулы. Они не обладают большой агрессивностью, стараются держаться подальше от берега. Их челюсти рассчитаны на захват, поэтому опасных для жизни травм не наносят. Взрослые экземпляры достигают 350 кг и вырастают значительно длиннее 3 метров. На людей практически не нападают, предпочитая рыбный рацион. Не откажутся от крабов, креветок, моллюсков.
  2. Тигровая акула известна коварством и мерзким характером. Она не самая крупная, но довольно кровожадна. Спровоцировать ее на нападение очень легко. Хорошо, что в качестве места обитания она предпочитает коралловые рифы и большие глубины. Название она получила из-за пятен и полосок на поверхности тела, которые хорошо видны у молодых особей и практически исчезают у взрослых. Она поедает все что попало в ее поле зрения, за свою жизнь меняет около 24 000 зубов и занимает позицию одной из самых распространенных на планете.
  3. Большая белая акула считается наиболее опасной для человека. По свидетельствам историков, вид настолько древний, что сосуществовал вместе с динозаврами, успешно пережив в толще воды все глобальные катаклизмы. Вырастает до 4-6 метров, может набрать вес до 3 тонн. Средняя продолжительность жизни составляет 65-70 лет. Акула названа белой за окраску брюха. Особенность хищницы заключается в строении скелета. Он весь состоит из хрящевой ткани, не имея костной. Толщина кожи ей обеспечивает почти полную неуязвимость, поскольку она в 7 раз плотнее бычьей. Развивая скорость до 40 кмч, она очень маневренна и способна буквально развернуться на месте в процессе движения. Челюсти предназначены для разрывания добычи и содержат около 300 зубов. У побережья Турции появляется очень редко, при ее приближении объявляется высший уровень опасности. Обычно она не задерживается, снова уходя на глубину.
  4. Бычья тоже не обладает кротким нравом, на ее счету более половины нападений на человека. У нее мощные челюсти, кинжалообразные зубы и высокая степень агрессии. Она одинаково комфортно чувствует себя в соленой и пресной воде. Известна своим непредсказуемым поведением и низкой восприимчивостью к боли. Чаще всего случаи ее появления зарегистрированы в Китае, Индии, Австралии. Любит мутную воду, поэтому купаться после штормов или ливней в местах ее обитания не рекомендуется. Хищники редко, но появляются берегов Турции, за их перемещением ведется контроль и специальные службы стараются заранее отпугнуть их от курортных мест.
  5. Акула-мако достаточно крупная, форма тела напоминает торпеду. Стремительна в движениях и способна за доли секунды развить максимальное ускорение, бросаясь на добычу. Среди акул, что водятся в Средиземном море в Турции, она считается довольно опасной. Саблевидные зубы очень крупные, расположены с загибом внутрь. Могут напасть на аквалангистов и пловцов. К чуткому обонянию добавлена тонкая восприимчивость сильных эмоций, которая тоже приманивает акулу к берегу. К счастью, около турецких курортов их почти нет, факты о появлении хищников скупы и разрозненны.

На вопрос о том, есть ли акулы в Средиземном море у берегов Турции, ответ положительный с небольшим уточнением. Случаев нападения зафиксировано очень мало и они сильно расходятся по времени. В основном, появление хищников носит сезонный характер, когда они следуют за мигрирующими косяками рыб.

Акулы в Эгейском море

Виды, которые водятся в этом море, не нападают на людей. Они стремятся держаться подальше от шумных пляжей и уклоняться от встречи с человеком. На значительном отдалении от берега можно увидеть песчаных акул. Они приходят вслед за косяками рыбы и также быстро исчезают после удачной охоты. Пляжная территория Бодрума и Мармариса считается безопасной. Последнее появление акул в большом количестве было зафиксировано почти 30 лет назад.

Акула-молот может быть очень опасной.

Рыбного изобилия в Эгейском море не наблюдается, несмотря на чистую и теплую воду. Акулы здесь бывают транзитом, проплывая в более изобильные места. Так, изредка на большой глубине и вдали от берега встречаются:

  • катран;
  • европейская;
  • лисья;
  • шестижаберная;
  • морской ангел;
  • лимонная;
  • узкозубая;
  • песчаная;
  • голубая;
  • акула-молот.

Зафиксированы единичные случаи появления белой и тигровой. Информации о нападениях на человека нет.

Акулы в Мраморном море

Водоем относится к внутренним, отличается скромными размерами, максимальной обособленностью и небольшим перечнем обитателей. Считается самым безопасным от нашествия грозных хищников, включая акул. Они там, как постоянные жители, не замечены.

Единичный случай произошел в 2016 году, когда случайно была выловлена крупная особь, достигающая 450 кг. По версии ученых, она заплыла случайно, преследуя косяк рыбы. Отдыхать и купаться в прибрежной полосе совершенно безопасно.

Читайте также:
Bla Bla car: как найти поездку, машину и попутчиков без регистрации в 2022 году

Черноморские акулы

Они представлены катраном и кошачьей акулой. Более крупных, кроме случайно заплывших, в акватории нет. Катрана можно не опасаться и даже посочувствовать ему. Рыба стала объектом спортивной ловли, ее ценят кулинары, готовя из этого представителя семейства сельдевых суп и заливное. Увидеть катрана в естественных условиях трудно. Это доступно только аквалангистам, поскольку хищник не поднимается в верхние слои воды и предпочитает держаться на глубине.

Кошачья акула обладает особой грацией, очень гибким телом и небольшими размерами, в среднем длина тела составляет 65-70 см. Для человека она не опасна, ведет ночной образ жизни, питается ракообразными, моллюсками, беспозвоночными.

Насколько опасны акулы в Турции для отдыхающих

Случаи нападения на купальщиков и серфингистов очень редки. Статистика ведется в основном по Средиземному морю, где обитает большинство видов акул. За 100 лет наблюдений достоверно известно о 21 случае нападения со смертельным исходом, поэтому опасность сильно преувеличена. Своевременное оповещение о надвигающемся шторме или прохождении больших косяков рыбы, которые могут стать причиной появления акул, позволяет избежать несчастных случаев на воде с участием морских хищников.

Интересно! В заливе Гекова около Мармариса работает акулий питомник, где подрастает молодняк редких видов. На прилегающей территории ведется усиленное наблюдение для обеспечения безопасности отдыхающих.

Основы безопасного поведения

Акулы нападают на людей очень редко.

Пляжи Турции безопасны для купания. Для предотвращения заплыва хищников к местам отдыха устанавливаются сети и отпугивающие приспособления. Небольшому риску подвергаются купальщики, покидающие очерченную зону наблюдения и заплывающие на значительную глубину. Чтобы свести риск к минимуму и не провоцировать хищников, следует помнить, что:

  • не нужно входить в воду во время месячных и при наличии кровоточащих порезов;
  • не рекомендуется приближаться к рыболовецким судам;
  • после шторма лучше дождаться просветления воды и осаживания взвешенных частиц песка и ила;
  • перед входом в воду на берегу оставляется яркая бижутерия, привлекающая морских обитателей блеском и контрастом цветов;
  • следует избегать ночных погружений с аквалангом при приближении косяка рыбы;
  • если замечена акула, нужно спокойно двигаться к берегу, не совершая резких движений и сохраняя спокойствие.

Важно! Чаще всего причиной нападения становится неадекватное поведение купающихся, испугавших или разозливших акулу. И снова стоит вспомнить, что случаев нападения очень мало.

Посещать турецкие курорты и наслаждаться пляжным отдыхом на побережье любого моря, омывающего страну, можно совершенно безопасно, не пренебрегая правилами поведения и прислушиваясь к прогнозу погоды.

Есть ли акулы в Турции и другие опасности моря

21 июня 2022 – последняя актуализация статьи

Текущие правила въезда и ситуация
Читайте Коронавирус (COVID-19) в Турции — правила и штрафы для туристов

Стоит ли бояться акул или других морских животных в Турции? В нашей статье мы постараемся развернуто ответить на этот вопрос, а также опишем наиболее опасную для туристов местную морскую живность.

Реально ли встретиться с акулами у берегов Турции?

Возможность существует, но она очень низкая.

Ведется ISAF (Международный файл атак акул) — это статистика, которая отображает все фактические сведения о случаях нападения акул во всех регионах земного шара. Согласно ее данным, за 120-летний период наблюдений (с 1900 по 2022 годы) зафиксировано всего лишь 4 случая атак акул на человека в турецких водах, из них 2 с летальным исходом.

Последний случай зафиксирован в провинции Мугла в далёком 1967-м году.

Самыми опасными для людей являются 3 вида акул:

Акула белая большая – в воды Средиземного моря заплывает очень редко. Ее появление за 1985-2019 годы в водах Средиземноморья было зарегистрировано только 10 раз, при этом, у побережья ни единого случая наблюдения.

Акула тупорылая – в водах Средиземного моря не появляется, для нее слишком холодны. Фактов ее наблюдения здесь не зафиксировано.

Акула тигровая – не встречается в Средиземноморье по той же причине – слишком холодная вода. Фактов ее наблюдения здесь также не зафиксировано.

Несколько десятков видов акул все же обитают в водах Средиземного моря, но бояться их не стоит, поскольку они маленького размера и большой опасности для человека не несут, на пляжи не заплывают.

Таким образом, наслаждаясь отдыхом в Турции, об зубастых акулах не стоит беспокоиться. К сожалению, имеется несколько других видов морских обитателей, которых все же стоит опасаться.

Обратите внимание!

Ранения любого характера, возникшие из-за морских животных, являются НЕстраховым случаем. В стандартной страховке для туристов они относятся к графе «Неосторожное взаимодействие с морскими обитателями», и лечение осуществляется за счет пострадавшего туриста. Подробно мы рассматривали эту тему в статье «Страховка в Турции».

Морские животные Средиземного моря: опасные виды

Считается, что наиболее опасными в Турции для туристов являются морские ежи и медузы. Так называемые «домашние» виды морской живности опасности почти не несут. Однако, после открытия Суэцкого канала (1869 год), в Средиземноморье начали проникать морские виды из Индийского океана и Красного моря, которые часто ядовиты. На сегодняшний день, в Средиземном море ученые исследователи экологической среды насчитывают 443 вида, которые там хорошо обосновались. Наука такие виды называет «инвазивными».

Читайте также:
Топ-15 сайтов для поиска дешевых туров в 2022 году: промокоды, где и как найти по всем туроператорам, народный рейтинг

Медузы

В водах Средиземноморья встречаются несколько сотен разновидностей медуз. Одни из них являются безвредными для человека, а другие – ядовитыми. В целях безопасности, не рекомендуем туристам их трогать вообще. Конечно соблазн лично потрогать такую морскую красоту велик, но все же наблюдение за медузами с расстояния предпочтительнее и безусловно безопаснее для здоровья.

В случае, если медуза все же ужалила, то первым делом рану необходимо промыть соленой морской водой (пресная здесь не подходит!). После ожога, медуза на коже оставляет свои ядовитые стрекательные клетки. Вступая во взаимодействие с пресной водой, они разрушаются, дополнительно освобождая новые порции яда. Эффективно устраняет эти ядовитые клетки только обильная промывка соленой водой. Обязательно обращайтесь за помощью к пляжным спасателям (лайфгардам), они должны знать, что предпринять в случае ожога медузы.

Промыв ожог, необходимо продезинфицировать рану самостоятельно или обратиться к доктору. Считается, что помогает уксус. Но такой народный способ самолечения – сомнителен, к тому же откуда уксус на пляжном берегу? Разве что лайфгарды его имеют, что очень маловероятно.

Детально остановимся на 3-х видах медуз, которые считаются наиболее опасными или распространёнными.

Физалия или «Португальский кораблик»

Физалия представляет собой очень большую и интересную медузу, при этом она опасна для здоровья людей. На самом деле – это не одна медуза, а сразу несколько и разных (сифонофор), которые слились в одно целое.

Эта медуза раньше не обитала в Средиземном море из-за слишком холодной для нее температуры воды. На сегодняшний день, вследствие глобального потепления, физалии уже в большом количестве встречаются у побережья Гибралтара.

Это всего лишь вопрос времени – как быстро они появятся у берегов Турции, Греции, Туниса, Хорватии, Италии?

Составляющие тела физалии – щупальца и верхний газовый пузырь голубого цвета. Он достигает больших размеров (до 30 см) и имеет гребень, который хорошо видно и легко распознать на морской поверхности. И это не может не радовать. Будьте внимательны!

Физалия использует свои щупальца с целью охоты, ими она жалит мелких рыб и ракообразных животных. С помощью щупалец, которые могут достигать 30 метров в длину, медуза обволакивает свою добычу и до смерти жалит ее ядом, а потом съедает. Физалия не различает, что жалить – то ли рыбу, то ли ногу туриста.

Единичные ожоги медузы доставляют очень неприятные ощущения, но все же они не смертельны. А вот в случае захвата физалией своими щупальцами руки или ноги человека, вероятность ампутации конечности почти стопроцентная. Если она сможет обхватить полностью все тело человека (такие случаи – не исключение!) – смертельный исход обеспечен.

Согласно данным статистики, в мире физалии убивают больше людей, чем акулы. В связи с этим, пребывая на пляже, выискивайте не плавники акул, а синие гребни над водой. Если получили укус физалии – обязательно обратитесь к врачу.

Медузы-ропилемы

Rhopilema nomadica (медуза-кочевник) – эти большие медузы, ранее не обитавшие в Средиземном море, перекочевали в его воды по Суэцкому каналу из глубин Индийского океана. Диаметр колокола взрослой медузы бывает от 40 до 60 сантиметров, а вес может достигать 10 килограммов. Распространенный цвет окраса таких медуз – либо голубой, либо белый.

Питаются медузы-кочевники планктоном. Для защиты от хищников у них имеются жала, содержащие яд. После того, как медуза ужалит один раз, остается неприятное ощущение, но это не опасно для жизни. Медузы этого вида размножаются до огромных колоний в условиях жаркого климата. Попав в большую колонию «Rhopilema nomadica», человек получает множественные кожные повреждения и, вследствие интоксикации ядами, может умереть, или ослабеет до такой степени, что просто утонет.

Радует пока то, что у побережья Турции встречаются только единичные особи медуз-кочевников, но в будущем не исключается появление целых колоний. В настоящее время большие проблемы создает этот вид медуз на Кипре и в Израиле.

Виды медуз под названием «пелагия-ночесветка»

Медузы, которые имеют способность светиться в темноте, по-научному называют «Pelagia noctiluca». Их можно отличить в ночное время в море по кратковременным вспышкам света. Приближаться к медузам этого вида нежелательно.

Медузы-ночесветки, постоянные обитатели Средиземного моря, распространены по всему его побережью. Имеют небольшие размеры (в диаметре всего около 10 сантиметров), поэтому малозаметны, чем создают большую опасность. Также у них имеются восемь щупалец, вырастающих в длину до 3-х метров. Питанием для них служит планктон, другие медузы, ракообразные, икра рыб.

Жалит пелагия-ночесветка очень болезненно, но единичный ее укус не представляет серьезной опасности здоровью. А вот стоит дайверу или пловцу попасть в большие скопления этих медуз, можно получить большую дозу яда. Встретить этих медуз на пляже можно после того, как их выбросит либо течением, либо приливом.

Читайте также:
Первый раз в Турции: что нужно знать в 2022 году, пошаговая инструкция и советы

Колючие морские обитатели – ежи

Этот вид морских обитателей не склонен к агрессии, но наступив на него, можно уколоться иголками. Ни один из имеющихся трех видов ядовитых морских ежей (Toxopneustes, Echinothurioida, Tripneustes) не обитает в водах Средиземного моря, что не может не радовать. В Красном море несколько видов ядовитых ежей есть, но добраться до Средиземноморья по Суэцкому каналу им пока не удалось.

В дневное время морские ежи отсутствуют возле берега, но зато в ночное время их можно встретить даже на берегу. Случайно наступив ногой на ежа и получив уколы колючками, следует предпринять следующие меры: обязательно извлечь застрявшую колючку; промыть пораженное место уксусом; продезинфицировать рану. Желательно обратиться за помощью к врачу.

При ранении колючками морского ежа, у некоторых людей возникают аллергические реакции, о чем невозможно знать заблаговременно, и доля риска существует для каждого.

Наибольшей опасностью является то обстоятельство, что при глубоком проникновении в ткани, иголка может обломиться при ее извлечении. В этом случае необходимо воспользоваться медицинской помощью хирурга.

Избегайте контакта с колючими морскими обитателями – ежами!

Тропические рыбки-крылатки

Тропические рыбки, которые в научном мире известны как Pterois (на английском языке «lionfish» – рыба-лев), очень опасны. Яд этой рыбки, попавший в организм человека при укусе, может вызвать паралич или привести к летальному исходу.

Раньше крылаток в Средиземном море не было. Переселение их из Красного моря произошло через Суэцкий канал. Обнаружены они были впервые на побережье Израиля в 1991 году. В настоящее время они обитают близ берегов Кипра и Израиля. Возле берегов Турции их незначительное количество, но популяция возрастает.

Распространение крылаток за пределы их исконных ареалов обитания — это сейчас общемировая проблема, особенно остро проблема стоит на Карибах. Заимствуя опыт у японских поваров, доминиканские и кубинские кулинары учатся искусству приготовления блюд из крылаток, которые в Японии являются деликатесом.

При дальнейшем распространении крылаток в Средиземноморье, можно ожидать их появления в качестве рыбных блюд на «шведских столах» в Тунисе и Турции или в мезе в Греции и на Кипре. Эта рыбка становится мягкой и очень вкусной, если правильно готовить. Технология у японцев есть.

В длину взрослая крылатка вырастает до 30 сантиметров и имеет массу около 1 килограмма. Из-за ярких плавников эту рыбу легко распознать. Именно плавники рыбы представляют опасность, поскольку в них содержатся шипы с ядом. Но и укус крылатки также опасен и ядовит.

Современная медицина знает много о симптомах укусов этой рыбкой. Известны случаи укусов, паралича и даже смертельные случаи среди аквариумистов, активно разводящих ныне крылаток в аквариумах. При укусе нужно безотлагательно обращаться за помощью к медицинским работникам с целью предотвращения опасных последствий.

Важно знать

— Для туристов опасность в Турции представляют скорее не акулы, а отравления едой и алкоголем. Читайте наши подробные статьи «Как не отравиться в Турции» и «Алкоголь в Турции»;

— О других опасностях читайте в нашей статье «Что нельзя в Турции»;

— Некоторые туристы пытаются привезти ракушки или морскую живность домой. О правилах вывоза читайте в нашей статье «Что нельзя и можно вывезти из Турции». А лучшие везите традиционные турецкие подарки, о которых читайте в статье «20 лучших подарков из Турции».

Наслаждайтесь хорошим отдыхом в Турции, и знакомьтесь с нашими информационными статьями об этой стране (список статей ниже).

Акулы турецких морей. Стоит ли опасаться туристам морских хищников?

Отдых в Турции всегда ассоциируется с одним из морей страны. Туристы ожидают получить от отпуска максимум удовольствия, рассчитывая на безопасность и комфорт пляжей. Но стоит ли опасаться акул в Турции? Насколько многообразны эти морские хищники? Могут ли они нанести вред человеку, который купается в море на территории восточной страны?Известно, что Турция омывается четырьмя морями: Средиземное, Эгейское, Мраморное и Черное. Каждое из морей отличается температурным режимом воды, соседством с другими водоемами, размером, поэтому обитатели в них отличаются, но акулы есть везде. Паниковать не стоит, так как нападения хищников крайне редкие или вообще исключены.

Черное море

Черное море («Карадениз» на турецком ) лежит к северу от Турции. Оно является одним из самых молодых морей на Земле, а около 8000 лет назад было пресноводным озером. Название, вероятно, происходит от цвета его глубинных вод. Черное море является безопасным природным водоемом, так как здесь обитает только два вида мелких акул под названием катран и кошачья. Размер их достигает 1-2 метра. Эти акулы на людей не нападают, а питаются исключительно мелкой рыбой. Таким образом, отдыхающие Черного моря могут спокойно купаться в его водах и не бояться нападения зубатого хищника.Катраны не подплывают к берегу, поэтому увидеть их можно только далеко заплывая, спускаясь на глубину 10-20 метров. Только аквалангисты могут столкнуться с данной рыбой, погружаясь в морскую пучину, а вот обычные люди никогда не видят акул на просторах Черного моря.

Читайте также:
Топ-11 лучших и надежных туроператоров России - рейтинг 2022 года

Эгейское море

Эгейское море является частью Средиземного, но здесь обитает намного меньше акул. В Эгейском море живет несколько разновидностей акул, но они не охотятся на людей. Однако в 2008 году местное СМИ рассказывало о том, что большие рыбы подплыли к самому берегу, поэтому отдыхать в Турции на море стало опасно. Однако ни одного нападения не было зарегистрировано, а журналисты только создали необоснованную панику среди отдыхающих.

Министерство культуры и туризма Турции опровергло информацию в эфире средств массовой информации о закрытии нескольких пляжей Мармариса и Бодрума на побережье Эгейского моря из-за акул, которые появились в районе.По словам турецких газет, есть два природных заповедника, где выращивается серо-голубая акула. Один из них в Латинской Америке, другой — в заливе Гёкова.

Присутствие акул у берегов Эгейского моря не означает, что рыбы ищут здесь себе добычу. Хищники в определенное время года подплывают к берегам бухты Гекова, которая расположена около гор Тавра, в районе Мармариса. Однако не стоит бояться ехать отдыхать на Эгейское море, так как власти заботятся о безопасности туристов, расставляя сети, которые не позволяют акулам приблизиться близко к берегу. Голубые акулы очень редко атакуют людей. Только девять нападений во всем мире было зарегистрировано, но не на территории Турции. Почти все против водолазов, которые занимались подводной охоте, прикрепляя мертвую рыбу к поясу.

Средиземное море

Средиземное море Турции является самым большим и открытым, впадая в Атлантический океан. Именно здесь находится много разновидностей акул, достигая сорока пяти видов. Считается, что в водах обитают самые опасные представители данных рыб: белая, тигровая, бычья, черноконечная, синяя, океаническая длиннокрылая, молот, большеносая, суповая, песчаная, кошачья, черноротая и многие другие.Местные власти делают все, чтобы уменьшить риск столкновения отдыхающих на берегах Средиземного моря с опасными хищниками в Турции. Для этого пляжи ограждают специальными сетками, которые ограничивают людей от акул, преграждая им путь к берегу, где люди предпочитают купаться. Однако хищники достаточно редко подплывают к побережьям курортов. Таким образом, морских обитателей опасаться на турецких курортах Средиземноморья не стоит, потому что правительство заботиться о безопасности отдыхающих, желая, чтобы люди возвращались сюда вновь и вновь.

Многих видов акул в Средиземном море практически никогда не видели, поэтому они не представляют никакой опасности для любителей купания и водных видов спорта. Тем не менее, их присутствие означает, что купальщики всегда должны помнить о наличии хищных особей в Средиземном море.

Только три большие акулы: белая, бычья и тигровая имеют зубы, предназначенные для разрывания. Зубы иных акул рассчитаны на захват жертвы, поэтому намного реже вызывают смертельные раны.

Даже большая белая акула кусает людей исключительно для того, чтобы проверить, что она ест. Но из-за огромного размера даже ознакомительный укус этого хищника может быть смертельным или привести к серьезным травмам. Многие мелкие акулы кусают только тогда, когда пойманы в сети рыбаками или в зоне ограждений. Даже маленькие акулы имеют мощные зубы, поэтому к ним также стоит относиться с предельной осторожностью. В то время как нападения акул в Средиземном море крайне редки, данные хищники чаще встречаются в его водах, чем вы могли бы подумать.Мраморное море

Мраморное море («Marmara Denizi» на турецком ) является внутренним водоемом в регионе слияния Черного моря с Босфором на северо-востоке страны и Эгейского моря с проливом Дарданеллы на юго-западе. Мраморное море считается безопасным, так как оно самое маленькое и закрытое. Однако в 2007 году рыбаки Стамбула выловили четыреста килограммовую акулу, длина которой составляла четыре метра. Вероятнее всего, что хищник заплыл сюда из другого моря, преследуя косяк рыбы. Это был единственный случай, потому что Мраморное море безопасно, а акулы здесь бывают крайне редко.Турция – богатая страна на наличие морей, но каждое из них является безопасным для путешественника, если купаться в зонах, где соблюдаются определенные меры предосторожности от морских хищников. Несмотря на то, что в Турции случаев с нападением акул нет, но купаясь в водах Средиземного и Эгейского моря, следует быть всегда начеку. Черное и Мраморное море совершенно безопасно, но вероятность заплыва сюда более крупных хищников также не исключена.

Безопасность полётов, цели и задачи обеспечения безопасности полётов

Безопасность полётов, цели и задачи обеспечения безопасности полётов

Безопасность полетов – это состояние системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Читайте также:
Голубой флаг в Турции на пляже и в отеле в 2022 году: что значит

Система обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации решает следующие основные задачи:

• расследование авиационных происшествий (инцидентов) и разработку рекомендаций по их предотвращению;

• контроль над уровнем безопасности полетов и реализацией рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий;

• организацию проведения специальных исследований по выявлению причин авиационных происшествий и совершенствованию условий функционирования авиационной транспортной системы;

• разработку документов по обеспечению нормируемого уровня безопасности полетов;

• информационное обеспечение безопасности полетов.

Принципы, методы и процедуры обеспечения безопасности полётов

Для обеспечения высокого уровня БП в мировой практике используются следующие основные принципы, предусматривающие, прежде всего ответственность государства за БП, а также независимость проектировщика, производителя, эксплуатанта, федеральных и др. органов, учреждений и предприятий обеспечивающих решение проблемы БП. Эти два основных принципа должны составлять основу любой системы обеспечения БП.

3.Нормы воздушного законодательства Российской Федерации, регламентирующие требования по обеспечению безопасности полётов гражданских воздушных судов

Требования международных стандартов и рекомендуемые практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по обеспечению безопасности полётов

Влияние человеческого фактора на безопасность полётов

Номирование лётной годности воздушных судов

10.Терминология, основные определения и формулировки, используемые при характеристике состояния безопасности полётов

Методы и процедуры обеспечения безопасности полётов воздушных судов и использования воздушного пространства

Приемлемый уровень безопасности полётов и его показатели

Задачи, решаемые для достижения приемлемого уровня безопасности полётов

Системы управления безопасностью полётов в Российской Федерации

Заданные уровни безопасности полётов

Заданный уровень безопасности – требуемый уровень обеспечения безопасности в рамках какой либо системы. Заданный уровень безопасности включает один или несколько показателей, а также желаемый результат, выраженный с помощью этих показателей.

Как правило, показатели безопасности выражаются в виде частоты наступления какого-либо события, причиняющего вред.

Заданные уровни безопасности полетов (иногда называемые целями или задачами) определяются с учетом того, какие уровни безопасности являются желательными и реалистическими для того или иного эксплуатанта/поставщика обслуживания. Заданные уровни безопасности должны быть измеряемыми, приемлемыми для участвующих сторон и соответствовать положениям государственной программы обеспечения безопасности полетов.

Ответственность за безопасность полётов эксптуатанта

Предотвращение авиационных происшествий

Безопасность полётов, цели и задачи обеспечения безопасности полётов

Безопасность полетов – это состояние системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Система обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации решает следующие основные задачи:

• расследование авиационных происшествий (инцидентов) и разработку рекомендаций по их предотвращению;

• контроль над уровнем безопасности полетов и реализацией рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий;

• организацию проведения специальных исследований по выявлению причин авиационных происшествий и совершенствованию условий функционирования авиационной транспортной системы;

• разработку документов по обеспечению нормируемого уровня безопасности полетов;

• информационное обеспечение безопасности полетов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Безопасность полетов при техническом обслуживании воздушных судов: анализ требований руководства по управлению безопасностью полетов (ICAO doc9859) Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Валерий Петрович

Согласно общемировой статистике авиационных происшествий ошибки, допущенные при ТОиР, ежегодно становятся предпосылками авиационных происшествий и инцидентов. Для решения этой проблемы требуется разработка программы по управлению безопасностью полетов при ТОиР с учетом специфики выполняемых работ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров Валерий Петрович

FLIGHT SAFETY BY MAINTENANCE OF AIRCRAFT: ANALYSIS OF REQUIREMENTS ICAO DOC

According to universal statistics of aviation incidents the mistakes allowed at maintenance, annually become preconditions of aviation incidents. The decision of this problem needs development of the program on management of safety of flights at maintenance in view of specificity of carried out works.

Текст научной работы на тему «Безопасность полетов при техническом обслуживании воздушных судов: анализ требований руководства по управлению безопасностью полетов (ICAO doc9859)»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Студенческая наука

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ: АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ РУКОВОДСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ (ICAO DOC9859)

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

Статья подготовлена под руководством доктора технических наук, профессора Зубкова Б.В.

Согласно общемировой статистике авиационных происшествий ошибки, допущенные при ТОиР, ежегодно становятся предпосылками авиационных происшествий и инцидентов. Для решения этой проблемы требуется разработка программы по управлению безопасностью полетов при ТОиР с учетом специфики выполняемых работ.

Одной из главных характеристик безопасности полетов (БП) является летная годность (ЛГ) и комплексная характеристика воздушного судна, определяемая реализованными в его конструкции принципами и решениями, позволяющими совершать безопасные полеты в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации. ЛГ закладывается в ВС при проектировании, реализуется при конструировании и поддерживается при эксплуатации. Последнее обеспечивается соблюдением установленных правил летной эксплуатации, а также организациями технического обслуживания и ремонта воздушных судов – ТОиР.

Читайте также:
Флаг Австрии: фото, история создания и его значение

Особенностью технического обслуживания (ТО) с точки зрения обеспечения БП является невозможность получения ответной реакции в реальном времени техническим персоналом на свои ошибки (в отличие, например, от пилотов воздушного судна). В итоге: скрытые факторы опасности не устраняются, а опасная практика применяется и в дальнейшем, вплоть до наступления авиационного происшествия или инцидента.

При оперативном ТО (послеполетное обслуживание и предполетная подготовка ВС) возникает проблема несовместимости требований безопасности и соображений коммерческого характера. Для авиакомпании стоянка самолета в порту обходится в немалые деньги. В целях финансовой экономии сокращается время ТО, нарушаются технические регламенты, процедуры обслуживания и воздушное судно допускается к полету неподготовленным.

Остро стоит проблема человеческого фактора. Вопрос здесь не только в квалификации обслуживающего персонала, хотя это одно из определяющих положений. По статистике 50% повреждений ВС при ТО происходит из-за небрежности, упущений.

Проблеме поддержания БП при техническом обслуживании посвящена глава 19 Doc9859 «РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ» (РУБП), выпущенном ИКАО в 2006 г. В документе содержится обширный рекомендационный материал по рассматриваемому вопросу. Но основной упор в РУБП сделан на организационный аспект внедрения системы управления безопасностью полетов в процесс ТОиР.

Рекомендуемая руководством корпоративная культура безопасности, основанная на некарательной среде и укреплении идеи «Безопасность полетов – задача и ответственность каждого сотрудника» способствует получению ценной информации о скрытых факторах опасности, которая в обычных условиях осталась бы нераскрытой. Это оказывает существенную помощь при проактивном поиске факторов риска, предлагаемом РУБП: позволяет своевременно выявить и устранить предпосылки авиационных инцидентов до развития их в реальные события с опасными последствиями. Конечно же, вся информация должна быть зафиксирована надлежащим образом. При ТО первоначально все замечания могут быть занесены в контрольную карту, формуляр. Но по окончанию работ необходимо передать эти данные специалистам по БП экс-

плуатанта для последующего анализа и занесения в базу данных. Целесообразно использовать при этом неофициальный канал обмена информацией между менеджером по БП и отделом технического обслуживания воздушных судов, позволяющий на практике реализовывать принципы некарательной культуры безопасности (рис. 1).

И.О. генерального директора

Менеджер по БП Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Безопасность полетов

Безопасность полетов (БП) является комплексной характеристикой воздушного транспорта и авиационных работ, которая определяет способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Обеспечение безопасности полетов гражданских ВС – сложная проблема, которая решается совместными усилиями производителей гражданской авиационной техники и Эксплуатантами. Уровень безопасности полетов определяется вероятностью того, что в полете не возникнет такая особая ситуация, как катастрофа.

Особая ситуация (ОС) может возникнуть в полете в результате влияния отдельных неблагоприятных факторов или их совмещения и привести к снижению уровня безопасности полета. К таким факторам относятся: отказы и неисправности отдельных элементов функциональных систем; влияние неблагоприятных внешних условий; недостатки в наземном обеспечении полета; ошибки и нарушения правил эксплуатации функциональных систем и техники пилотирования; проявления неблагоприятных особенностей аэродинамики и прочности ВС.

По степени опасности особые ситуации подразделяются на усложнение условий полета, сложную, аварийную и катастрофическую ситуации.

Усложнение условий полета (УУП) характеризуется незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж или незначительным ухудшением устойчивости и управляемости либо летных характеристик. Усложнение условий полета не приводит к необходимости немедленного или непредусмотренного изменения плана полета и не препятствует его благоприятному окончанию, за исключением случаев, указанных в Руководстве по летной эксплуатации.

Сложная ситуация (СС) характеризуется значительным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж или значительным ухудшением устойчивости и управляемости либо летных характеристик. Это также случай, когда один или несколько параметров полета выходят за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений и расчетных условий.

Чтобы предотвратить переход сложной ситуации в аварийную или катастрофическую, нужны своевременные и правильные действия членов экипажа, в том числе по немедленному изменению плана, профиля или режима полета.

Аварийная ситуация (АС) характеризуется значительным повышением психофизиологической нагрузки на экипаж, ухудшением летных характеристик, устойчивости и управляемости и приводит к достижению (превышению) предельных ограничений и расчетных условий.

Предотвращение перехода аварийной ситуации в катастрофическую требует высокого профессионального мастерства членов экипажа.

Катастрофическая ситуация (КС) – это такое состояние, при котором предотвратить гибель людей практически невозможно.

По частоте возникновения особые ситуации делятся на повторяющиеся, умеренно вероятные, маловероятные, крайне маловероятные и практически невероятные.

Для количественной опенки вероятности возникновения особых ситуаций используют значения вероятностей, которые относятся или к одному часу полета, или к одному полету в зависимости от характера рассматриваемого события: для повторяющихся ситуаций – более 10 3; для умеренно вероятных – 10

Читайте также:
Голубой флаг в Турции на пляже и в отеле в 2022 году: что значит

М0 5; для маловероятных – 10

5-10 7; для крайне маловероятных – 10 7— 10-9; для практически невероятных – менее 10

В зависимости от последствий рассмотренные ситуации классифицируются на авиационные происшествия и инциденты.

Авиационным происшествием (АП) называют событие, связанное с использованием ВС. Оно происходит с того момента, когда человек ступил на борт ВС с намерением осуществить полет, и до момента, когда все люди, которые находились на борту, покинули его. АП вызывается нарушением нормального функционирования ВС, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, а также влиянием внешних условий, в результате чего наступил один из следующих случаев:

хотя бы один человек, который находился на борту, погиб или его здоровью причинен ущерб, от которого наступила смерть в течение 30 суток с момента происшествия;

ВС получило повреждение силовых элементов планера или совершило посадку на местность, эвакуация с которой технически невозможна или нецелесообразна;

хотя бы один человек, который находился на борту, пропал бесследно и его официальные поиски прекращены.

К АП не относятся такие события: гибель человека, который находился на борту ВС, в результате умышленных или неосторожных действий самого потерпевшего или других людей, но не связанная с функционированием ВС;

гибель человека, самовольно проникшего на борт ВС и скрывающегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

локализованное повреждение двигателя, воздушных винтов, не силовых элементов планера, несущих и рулевых винтов и обтекателей, стекла, антенн, пневматиков и тормозных средств шасси, если эти повреждения не нарушают обшей прочности конструкции.

В зависимости от степени повреждения ВС и тяжести последствий, АП делятся на катастрофы и АП без человеческих жертв.

Катастрофа – это АП с человеческими жертвами, которое привело к гибели или исчезновению бесследно людей из числа находившихся на борту ВС, в случае получения ими телесных повреждений со смертельным исходом во время пребывания на борту ВС, непосредственного столкновения с любой частью ВС (в том числе и с той, которая отделилась от ВС) и непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя, а также бесследное исчезновение ВС.

Воздушное судно считается бесследно исчезнувшим, если был прекращен официальный поиск и не было установлено местонахождение элементов его конструкции. Решение о прекращении поиска, исчезнувшего ВС принимает полномочный орган государства по расследованию авиационного происшествия, на территории которого оно случилось.

К катастрофам относятся также случаи гибели кого-нибудь из числа лиц, которые находились на борту, в процессе их аварийной эвакуации с ВС.

Телесные повреждения, вследствие которых на протяжении 30 суток с момента авиационного происшествия настала смерть, классифицируются как телесные повреждения со смертельным исходом.

АП без человеческих жертв не связано с гибелью людей, которые находились на борту. Это происшествие, при котором ВС получило повреждения силовых элементов планера либо совершило посадку на местность, эвакуация с которой является технически невозможной или нецелесообразной.

Инцидент – связанное с использованием ВС происшествие, которое случилось с момента, когда человек ступил на борт с намерением осуществить полет, до момента, когда все люди, которые находилось на борту, оставили ВС. Инцидент определяется отклонениями от нормального функционирования ВС, экипажа, службы управления и обеспечения полетов, а также влиянием внешней среды на безопасность полетов.

Серьезный инцидент связан с возникновением факторов, создавших реальную угрозу безопасности полетов. Он не заканчивается авиационным происшествием благодаря высокому профессиональному мастерству экипажа или авиационного персонала, осуществляющего управление воздушным движением, либо вследствие благоприятного стечения обстоятельств.

Столкновение двух или нескольких ВС классифицируется для каждого из них отдельно в соответствии с наступившими в результате столкновения последствиями. Если ВС получило дополнительные повреждения вследствие влияния внешней среды или во время эвакуации, то такое событие классифицируется с учетом дополнительных повреждений.

Классификация других происшествий, не от носящихся к АП и инцидентам, которые состоялись во время использования ВС, а также в процессе их технического обслуживания, хранения и ремонта, определяется нормативными документами. К этой категории относятся чрезвычайные происшествия и повреждения ВС на земле.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — это связанное с эксплуатацией ВС событие, во время которого наступило одно из таких последствий:

гибель или телесные повреждения со смертельным исходом, полученные каким-либо лицом во время пребывания на борту ВС в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц;

гибель или телесные повреждения со смертельным исходом людей, которые скрывались в зонах, куда запрещен доступ пассажирам и членам экипажа;

гибель членов экипажа или пассажиров через неблагоприятное влияние внешней среды после вынужденной посадки ВС вне аэродрома;

гибель или телесные повреждения со смертельным исходом человека, который находился вне ВС, через непосредственный контакт с ВС, его элементами или струей газов;

разрушение или повреждение ВС на земле, которое привело к нарушению прочности его конструкции или к ухудшению летно-технических характеристик, в результате стихийного бедствия либо нарушения технологии обслуживания, правил хранения и транспортирования;

Читайте также:
Топ-15 сайтов для поиска дешевых туров в 2022 году: промокоды, где и как найти по всем туроператорам, народный рейтинг

похищение воздушного судна, которое находилось на земле или в полете, либо захват его с целью угона;

самовольный вылет экипажа, отдельных его членов или других должностных лиц независимо от последствий.

Повреждение ВС на земле (ПВС) – событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой воздушного судна, в результате которого ему причинены повреждения без нарушения прочности конструкции и без ухудшения летно-технических характеристик, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

На безопасность полетов влияет большое количество факторов, от которых зависит качество функционирования АТС.

Фактором считают определенное действие, случай, условие или обстоятельство, наличие либо отсутствие которого увеличивает или уменьшает вероятность благоприятного окончания полета. Техническая и организационная сложность АТС, большая численность авиационного персонала служб, принимающих участие в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, а также эксплуатация ВС в широком диапазоне погодных и климатических условий порождают значительное количество составляющих, которые влияют на конечный результат полета. Учитывая сложность и разветвленность АТС, перечислить все факторы практически невозможно. Степень их детализации определяется конкретизацией условий функционирования системы и характером их влияния на возникновение потенциальной опасности для полетов.

Факторы влияния на безопасность полетов можно разделить на системные (составляющие, определяемые внутренними свойствами АТС) и внесистемные (факторы внешней среды). Такое деление имеет условный характер, поскольку состояние внешней среды контролируется соответствующими службами и экипажами с использованием специальных технических средств. В этом случае ВС не должны попадать в нерасчетные условия внешней среды.

В связи с тем, что АТС является сложной поли-эргатической системой, каждый элемент которой имеет человеческие и машинные звенья, можно выделить общие группы факторов, которые влияют на надежность функционирования этих элементов, т. е. на безопасность полетов. К ним относятся: профессиональная подготовка и дисциплина авиационного персонала; психофизиологическое состояние операторов; организация функционирования системы (службы); техническая оснащенность каждой подсистемы и надежность технических средств; качество нормативно-технической документации, которая регламентирует летную, техническую эксплуатацию, аэронавигационную систему и обеспечение полетов.

Факторы, которые проявляются в авиационных происшествиях и инцидентах: уровень квалификации командно-руководящего состава, службы УВД, экипажа и инженерно-авиационной службы; состояние материально-технического обеспечения служб (метеорологической, аэродромной, электро-светотехнической, организации перевозок, горюче-смазочных материалов); правильность решений; соблюдение технологии производства; качество технического обслуживания. Сюда относятся также отказы элементов функциональных систем и условия, связанные с деятельностью человека, недостатками авиационной техники и влиянием внешней среды.

Анализ причин АП и инцидентов свидетельствует, что в большинстве случаев в процессе развития АП возникают события, которые последовательно усложняют ситуацию в полете. По статистическим данным, свыше 70 % АП обусловлены возникновением в полете совокупности неблагоприятных факторов. Как правило, это совокупность нескольких факторов, связанных с деятельностью экипажа, функциональной эффективностью ВС и условиями внешней среды. Иллюстрацией этого служит – функциональная эффективность ВС; К-функциональная деятельность экипажа; Z – условия внешней среды. Конкретный полет определяется положением точки на поверхности S. Поверхность S разделяет все пространство на два подмножества. Внутреннее пространство соответствует безопасному полету, а внешнее – аварийной или катастрофической ситуации. Аварийная и катастрофическая ситуации могут возникнуть в том случае, если какой-либо фактор вышел за установленные пределы или все факторы находятся в допустимых пределах, но их неблагоприятное сочетание приводит к аварийной или катастрофической ситуации.

Процесс развития отрицательного явления, которое заканчивается авиационным происшествием, в большинстве случаев может иметь несколько причин, которые последовательно усложняют ситуацию и приводят к авиационному происшествию.

Если рассматривать последовательность развития неблагоприятного события, то можно выделить главные, непосредственные и сопутствующие причины. Главной является причина, которая в данной ситуации создает потенциальную возможность возникновения АП, а непосредственные и сопутствующие – это причины, создающие реальные условия для превращения возможности в действительность. Таким образом, непосредственной будет причина, которая приводит к возникновению АП. Очевидно, что она является следствием главной причины. Носители главных причин АП – это дефекты, заложенные в конструкцию ВС в процессе его создания или производства, несовершенство системы профессиональной подготовки авиационного персонала, упущения в организации работы всех звеньев авиационной транспортной системы, недостатки нормативно-технической документации и др.

Возникновение сопутствующих причин может быть связано с недостаточной эффективностью действий экипажа по устранению последствий опасной ситуации или с наложением неблагоприятных внешних условий на развитие ситуации, которая усложняет деятельность экипажа. В зависимости от сложившейся ситуации сопутствующая причина может выступать как непосредственная. Устранение непосредственных и сопутствующих причин авиационного происшествия снижает вероятность их повторения, но не исключает возможности возникновения сложной, аварийной или катастрофической ситуации из-за наличия главной причины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: