Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

Содержание

Транспорт во Франции

Общая информация

Общественный транспорт Франции

Общественный транспорт Парижа

Транспортные службы, как и все французские государственные предприятия, отличаются чрезмерной активностью профсоюзов. Случаются забастовки, и тогда движение на какой-нибудь ветке метро в лучшем случае обеспечивается на 33% (ходит каждый третий поезд), а в худшем ветка закрывается вообще. Иногда на линиях метро с ограниченным движением турникеты открыты и на станцию пропускают бесплатно.

Метро

Работает только в пределах Парижа плюс самые ближние пригороды. В Париже нет такого места, от которого ближайшая станция метро располагалась бы дальше, чем в 10 минутах ходьбы. Сейчас в городе действует 17 линий метро и 5 линий RER.

Попав в метро, первым делом нужно купить билет или проездной. Билет на одну поездку стоит 1,30 евро, 10 билетов (carnet) – 10 евро.

Купоны и билеты можно вставлять в турникет любой стороной. Турникет откроется, когда вы их вытащите. При выходе на улицу из метро билет не нужен, но при переходе из метро в RER и обратно на выходе из RER на улицу его нужно снова вставлять в турникет.

Без билетов ездить не стоит штрафы здесь солидные, а контролеры частенько попадаются на выходе и даже на пересадках.

В кассе бесплатно дают схему транспортной сети «Petit Plan». Не игнорируйте её, без шпаргалки сориентироваться в метро весьма непросто.

Как ориентироваться в метро?

Основа основ в Парижском метро – это номер линии и ее конечные станции, которые пишутся на всех указателях в вестибюлях, переходах и при входе на платформу. Важно и то, и другое: к примеру, от станции «CHARLES de GAULE – ETOILE» до конечной станции «NATION» идут две разные линии – 2-я и 6-я, и если забыть посмотреть на номер, можно поехать не по той линии. По разветвляющимся линиям следуют вагоны с табличками, на которых горит название конечной станции.

У большинства станций есть две платформы, между которыми ходят поезда, причем на многих станциях платформы между собой не сообщаются. Если вы перепутали платформы и поехали не в том направлении, придется выйти из метро и снова зайти.

Если вам необходимо сделать пересадку, следуйте указателям CORRESPONDANCE (пересадка).

Станции в метро и RER объявляют на всех линиях, поэтому смотрите в окно и читайте названия на стенах станций.

В большинстве вагонов двери автоматически не открываются; чтобы выйти, придется нажать кнопку рядом с дверью или повернуть ручку, похожую на ручку двери в железнодорожном купе (иногда довольно тугую). Исключение – 1 и 14 линии, на них ходят новые поезда, в которых двери открываются автоматически. 14 линия вообще не похожа на другие – полностью автоматическая, без машинистов. Можно сидеть у лобового стекла первого вагона и смотреть в туннель.

МЕТРО работает до 1:00 ночи. Последний поезд уходит с конечной станции в 0:45. Если вам нужно сделать пересадку, будьте на перроне не позже 0:30.

Если вы все-таки опоздали на последний поезд, вас подберет ночной автобус NOCTAMBUS.

В парижском метро вас могут подстерегать опасности. Как во всяком большом городе, здесь есть карманники. На французском и английском языках постоянно звучат предупреждения, как с ними бороться. Кроме того, на станциях и в вагонах метро есть плакаты с пиктограммами, рекомендующими различные способы защиты.

RER или Reseau Express Regional (сеть региональных экспрессов)

RER удобно связывает Париж и пригороды. Это нечто среднее между метро и электричкой: в пределах города идет под землей глубже метро, а за его пределами – по поверхности. Хотя линий всего пять (на схемах обозначаются буквами А,B,C,D,E) пропускная способность у RER значительно выше: поезда ходят по расписанию, в часы пик практически один за другим, остановки делают реже, чем поезда метро и скорость больше.

Выйти без билета из RER нельзя. Как только поезд выходит за пределы Парижа, начинают действовать специальные тарифы, зависящие от расстояния между станциями. Эта система не распространяется на проездные: если у вас проездной на четыре зоны, он действует в пределах первых четырех зон, независимо от расстояния. Проездные бывают от 1- до 8-зонных. Особый случай – билеты до аэропортов, находящихся вне зон: на этом маршруте не действует проездной на день MOBILIS, недельные или месячные проездные CARTE ORANGE на пять зон.

При поездке в RER следите, на каких станциях не останавливается поезд – это показано на световых табло. Если на табло против названия станции не горит желтый квадратик, значит, остановки там не будет. На всех станциях висят мониторы, на которых показано время прибытия ближайших поездов, их конечные станции и разные служебные сообщения, например, о неполадках на линии или забастовках персонала.

Авиационный транспорт

Если вы решили путешествовать по воздуху, то, скорее всего, ваш самолет приземлится в Париже. Французскую столицу обслуживают два аэропорта: Руасси-Шарль-де-Голль (в 25 км к северу) и Орли (в 14 км к югу). Сообщение между аэропортами и Парижем обеспечивают рейсовые автобусы и скоростные линии метро (RER).

Международные аэропорты есть и в других городах: Бордо, Лион, Марсель, Ницца, Страсбург, Тулуза и других.

Железнодорожный транспорт

Водный транспорт

Многочисленные паромы связывают Францию с Англией и Ирландией.

Основные компании: Brittany Ferries, Irish Ferries, P&0 Ferries, Seafrance.

Компании SNCM и Corsica Ferries предлагают многочисленные рейсы до Корсики с отправлением из Марселя, Ниццы и Тулона. В летнее время рекомендуется бронировать билеты заранее.

Чтобы познакомиться с Парижем, путешествуя по воде, отправьтесь на прогулку на корабликах Batobus или Bateaux Parisiens.

Прокат авто

Во Франции присутствуют все международные компании по прокату автомобилей, в т.ч. бюджетные.

Для аренды автомобиля необходимо иметь международные права на французском или английском языке, паспорт и кредитную карточку. В некоторых случаях вместо кредитной карты возможен денежный залог. Большая часть компаний требует стаж не менее года и возраст от 21 лет (23 года для некоторых категорий машин). Страховка обязательна.

Полезное

Париж отдает преимущество «колесам без мотора» и увеличивает количество мест, предназначенных для велосипедистов и любителей роликов: расширяются улицы, используемые автобусами RATP и такси, появляются специализированные безопасные дорожки на главных магистралях. В воскресенье дороги вдоль берегов реки полностью отдаются в распоряжение пешеходам, велосипедистам, роллерам (если не было заранее объявлено об отмене и если нет подъема воды в Сене).

«Голосовать» можно только на автострадах.

Состояние дорог во Франции оценивается как отличное. На основных скоростных трассах станции обслуживания расположены через каждые 25 миль, на остальных дорогах – достаточно часто. Хотя трассы имеют номера, французы обычно ориентируются по названиям городов, к которым ведет данная дорога. Отправляясь в путь, полезно посмотреть по карте, какой ближайший город лежит на пути. В сельской местности дороги часто обозначены только названиями ближайших деревень, что серьезно путает туриста.

Система дорожных указателей имеет ряд своих особенностей, отличающих ее от других стран Европы. Часто указатели располагаются непосредственно перед выездами с трасс, и водитель не всегда успевает вовремя перестроиться в нужный ему ряд. Более того, обилие сложных развязок вкупе с непривычными указателями и стрелками еще более путает водителя.

Французские водители известны довольно агрессивным стилем вождения и превышением скорости, часто маневры предпринимаются внезапно, в последнюю минуту.

Ограничение скорости – 110-130 км/ч, в зависимости от типа трассы, 50 км/ч в населенных пунктах и 90 км/ч за их пределами. Использование ремней безопасности – обязательно. Детей до 12 лет не следует возить на переднем сиденье.

В Париже нелегко найти место для парковки. Большинство стоянок – платные.

Вопреки устоявшемуся мнению о благовоспитанности французских водителей, при пересечении дороги здесь следует соблюдать особенную осторожность. Местные водители редко притормаживают перед переходящим улицу человеком, особенно если это делается в неположенном месте. Даже “зебра” пешеходного перехода часто не вызывает у них ни малейшего пиетета, если только не снабжена светофором. Французские водители считаются одними из самых недисциплинированных в Западной Европе, хотя до “российского уровня” им, конечно, далеко.

В городах Лазурного Берега довольно тяжело с парковкой. А штрафы за неправильную парковку высокие. Обращайте внимание на отметку “Payant” или “P”, что означает место (очерчено белыми полосами) для платной парковки.

Во многих городах зоны парковки обозначаются как “голубая зона” – для кратковременной парковки (1-1,5 часа), как “зеленая зона” – для более длительной парковки и “красная зона” – где парковка запрещена.

Вы можете бесплатно взять план метро, RER, автобусных маршрутов на станциях метро и RER.

Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

ТРАНСПОРТ ВО ФРАНЦИИ

Франция является страной ЕС с самой высокой плотностью автомобильных дорог. Их сеть имеет протяженность свыше 950 тыс. километров. По количеству скоростных магистралей она занимает 2-е место в Европе. В настоящее время транспортная сеть Франции обладает высочайшими показателями плотности покрытия: 146 км автомобильных дороги и 6.2 км железнодорожных путей на 100 км2. Застройка транспортной сети во Франции происходит по принципу паутины с Парижем в центре.

Основой транспортной отрасли во Франции служат грузовые перевозки, осуществляемые в первую очередь трубопроводами и железнодорожным транспортом. Пассажирские перевозки внутри страны осуществляются, в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, а международные – авиационным, которому в последнее время существенную конкуренцию оказывает железнодорожный транспорт (после появления высокоскоростных поездов).

Железные дороги Франции обслуживают более 310 млн. пассажиров по основным линиям, 85 млн. пассажиров – по скоростным линиям «ТЖВ» (TGV) и 530 млн. пассажиров по транспортной сети региона Иль-де-Франс. Общая протяженность железнодорожной сети – 29 370 километров. Она включает в себя, среди прочего, 14 176 км электрифицированных линий и 12 132 железнодорожных путей с двойными (или более) полотнами. Основные объемы транспортировки грузов и пассажиров сосредоточены на основных линиях: 30% от всей железнодорожной сети (8900 км) используются при перемещении 78% от объема грузо- и пассажиропотока. В свою очередь 46% (13 600 км) сети железных дорог используются при транспортировании всего 6% всего объема перевозок.

Железнодорожный транспорт Франции: подвижной состав TGV

В 2017 г. количество единиц подвижного состава железнодорожного транспорта во Франции составило 8 тыс. 280 шт. (включая электровозы, локомотивы «ТЖВ»). Для сравнения в 2016 данный показатель составлял 8 тыс. 250 шт. Небольшое увеличение единиц подвижного состава связывается с заменой устаревающих единиц.

В настоящее время Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) и основной поставщик подвижных составов – компания «Альстом» (Alstom) исследуют новые технологии для скоростного наземного транспорта. В частности, рассматривается возможность дальнейшего развития системы «ТЖВ» в новой форме – AGV. Планируется, что двигатели на поездах нового типа будут устанавливаться под каждым вагоном, благодаря чему отпадет потребность в локомотивах. Однако практические НИОКР в данном направлении практически полностью остановились из-за плачевного состояния концерна Alstom. В 2016 г. правительство Франции было вынуждено выделить средства на закупку вне конкурса нескольких партий подвижного состава у производителя для загрузки его мощностей и избежания массовых сокращений на основном локомотивостроительном предприятии страны.

В сентябре 2017 г. стало известно, что Alstom станет ядром нового создаваемого концерна Siemens-Alstom, в который войдут Siemens и Siemens Mobility. Концерн Siemens получит более 50% акций создаваемого предприятия.

Отдельного внимания заслуживает план транспортного развития парижской агломерации «Большой Париж». Общая стоимость расходов на строительство кольцевой автоматической линии метро оценивается в 35 млрд. евро. Новая линия общей протяженностью 200 км. под названием «Гран Пари Экспресс», предусматривающая строительство 70 новый станций, должна была быть сдана в эксплуатацию в 2024 – 2025 г.г.

Существенную роль в пассажирских перевозках Франции выполняют метрополитены. Старейший метрополитен Франции возведен в Париже. Во второй половине ХХ века линии метро были построены в других, наиболее крупных, городах Франции: в Лилле, Лионе, Марселе, Тулузе и Ренне.

В целом, на протяжении 2017 г. во Франции намечалась относительно положительная тенденция в железнодорожной системе Франции. В частности, за последние три года число пассажиров пригородных электричек упало на 30 млн., а скоростных поездов – на 102 млн., однако 2017 г. стал переломным и число пассажиров начало расти. Такой отток связан, в первую очередь, с сокращением доли автомобильного транспорта – как личных автомобилей, так и автобусных перевозок в центральном регионе страны.

В марте 2017 г. Национальное общество французских железных дорог объявило о дальнейшем падении прибыли и росте операционных издержек. Руководство группы рассчитывало на рост прибыли в 2017 г. на 2% за счет своих подразделений «SNCF Infra», занимающегося эксплуатацией и управлением железными дорогами, и филиала «Keolis». Остальные подразделения корпорации, кроме оператора грузовых перевозок «Geodis», будут постепенно сокращать свою деятельность. Четвёртый год подряд снижалась операционная прибыль подразделения корпорации «SNCF Voyages», занимающегося международными перевозками в основном высокоскоростными поездами «ТЖВ». В 2011 г. доходность этого подразделения выросла на 14%, в 2012 г. – 12,8%, в 2013 г. она опустилась на 10%, в 2014 г. – на 5 %.

В целом железнодорожная отрасль Франции по состоянию на 2017 год характеризуется высокой стоимостью эксплуатации соответствующей инфраструктуры, что на фоне амортизации подвижного состава постепенно приводит к снижению её рентабельности и росту долгов.

Транспортная система Франции: порт в Марселе

Крупнейшие порты Франции, осуществляющие грузоперевозки: Марсель (4-е место среди морских портов Европы) и Гавр (6-е место среди европейских морских портов). В 2017 году особое внимание французских властей было обращено на обеспечение экологической составляющей работы этих транспортных узлов. С 2020 г. Международной морской организацией (IMO) будут введены повышенные требования в области эмиссии парниковых газов морскими транспортными судами. Однако французы хотят пойти ещё дальше и уже до указанного срока ввести повышенные портовые сборы с транспорта, не соответствующего перспективным требованиям в области выбросов.

По данным Объединения французских аэропортов (UAF), общее число пассажиров, обслуженных в 2017 г. аэропортами Франции (включая находящиеся в заморских территориях), составило 162 млн. человек, в том числе 43 млн. – по внутренним линиям и 119 млн. – по международным линиям. Основной трафик пришелся на регион Иль-де-Франс, обслуживший 87 млн. пассажиров, в том числе 73 млн. – на внешних линиях.

Транспорт во Франции

Есть множество причин взять в аренду автомобиль во Франции – таким способом очень удобно смотреть многочисленные симпатичные городки или организовать свой собственный винный тур. Но если вы не умеете водить – не расстраивайтесь, во Франции очень хорошо развита система общественного транспорта. Вы сможете с комфортом передвигаться как внутри городов, так и между ними. В данной статье вы найдете обзор способов передвижения внутри Франции и с помощью этих знаний сможете проложить собственный маршрут по стране.

Если вы не собираетесь в круиз, то морской транспорт Франции предоставлен в основном паромами, на которых можно добраться до Лазурного берега, например.

Самолеты

В крупных городах Франции есть международные аэропорты, из которых летают рейсы практически в любую страну мира. Главный аэропорт страны «Шарль-де-Голль», где приземляется большинство международных самолетов. Помимо Парижа из других стран можно прилететь в Бордо, Лион, Марсель, Ниццу, Страсбург и Тулузу.

Дешевле всего покупать авиабилеты до Парижа, а оттуда уже можно попасть в любой уголок страны. Если столицу Франции вы уже видели, то есть смысл поискать авиабилеты до других крупных городов, наиболее приближенных к региону, куда вы направляетесь.

Национальная авиакомпания страны – «Air France». Среднее время перелета из Парижа в любой крупный город Франции – 1 час. В провинциальны городах тоже есть свои аэропорты. Всего во Франции 45 аэропортов. Авиаперелеты внутри страны очень дешевые. Отчасти это вызвано удаленностью аэропортов от городов, потому сразу прибавляйте к стоимости авиабилетов сумму необходимую, чтобы добраться до города.

Поезда во Франции

Франция связана сетью железнодорожных путей со всеми соседними странами, кроме Андорры. Самая популярная железнодорожная линия проходит между Великобританией и Францией по туннелю Tunnel Channel (или Chunnel). Поезд связывает Лондон и Париж, останавливаясь в Кале и Лилле.

Внутри страны также хорошо развита железнодорожная сеть. Для перемещения между городами Национальная железнодорожная система Франции (SNCF) использует высокоскоростные поезда TGV – скорость 298 км/ч. На поезде вы быстро и с комфортом доберетесь сразу до центра города. В информационном центре любого вокзала можно взять карту региона, а сотрудники вежливо объяснят вам, как добраться до нужного места.

Очень популярный ночные поезда, с их помощью можно домчаться в любую часть Европы, пока вы спите.

Имейте в виду, что в Париже 5 станций, откуда отправляются поезда. Все станции связаны между собой сетью метро или RER.

Экономьте на жилье, снимая апартаменты у местных с Airbnb. Получите 2100 руб. в подарок на первое бронирование.

© erikharstrom / flickr.com / CC BY 2.0

Автобусы Франции

Добраться до Франции и перемещаться внутри и между городов можно также и на автобусах. Они медленнее поездов, но и дешевле.

Автостоп

Французы часто останавливаются, чтобы взять попутчика автостопом. Если вам подходит этот способ путешествий, то пишите на табличке конечное место назначения. Если не хочется «голосовать у дороги», то пользуйтесь сервисом BlaBlaCar. За более скромную плату, чем в такси, вас довезут до нужного места.

Внутригородской транспорт

Для того, чтобы с комфортом передвигаться внутри городов, вам понадобится карта и знание нескольких фраз на английском. Я в путешествиях пользуюсь электронными картами Maps.me, их нужно качать заранее, зато потом они доступны без интернета и в них отлично работает GPS.

Общественный транспорт внутри городов Франции хорошо продуман, и вы можете спокойно арендовать более недорогое жилье за пределами центра города.

Посмотреть внутригородские маршруты, станции метро, как добраться из точки А в Б можно на сайте.

Где искать дешевые билеты? Делать это удобнее всего при помощи поисковика Авиасейлс. Обязательно смотрите на календарь цен и проверяйте соседние даты. Читайте инструкцию как самостоятельно найти самые дешевые билеты на самолет.

Метро

Во Франции метро действует в следующих городах:

© edwin11 / flickr.com / CC BY 2.0

Трамваи

Большую часть старых трамвайных дорог во Франции демонтировали и перешли на новые, где трамвай получает электричество от самих рельсов. Трамвайные железные дороги во Франции вы найдете в городах: Бордо, Кан, Клермон-Ферран, Гренобль, Париж, Лилль, Лион, Ле-Ман, Марсель, Монпелье, Мюлуз, Нанси, Ницца, Нант, Орлеан, Руан, Сен-Этьен, Страсбург и Валансьен.

Такси

Такси все еще очень популярный вид транспорта во Франции, особенно, в крупных городах. В одном Париже насчитывается более 16000 такси. Заказать такси можно в интернете, по телефону или поймать на улице. Если «шашечки» сверху горят красным, то такси занято, если зеленым – свободно. Если у вас строго ограниченный бюджет, то старайтесь обходиться без такси, во Франции очень дорогие тарифы.

Велосипеды

В крупных городах Франции широко развита сеть проката велосипедов. В Париже предоставлены компании:

Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

На французских землях первая транспортная система появилась более двух тысячелетий назад. Хозяйничавшие в те времена в Галлии римляне построили несколько дорог, пересекавших страну с юга на север и с востока на запад, сохранившихся до сих пор. Современный транспорт Франции намного эффективнее римских колесниц, а транспортный комплекс является одним из самых развитых среди стран “Большой семерки”. Французам и без того есть чем гордиться, но их транспорт вызывает особое уважение.

Общие сведения

Франция активно развивает все современные виды транспорта. Плотность автодорог (146 км на 100 кв. км) считается одной из самых высоких в мире. Общая их протяженность превышает 960 тыс. км. А это говорит о том, что автомобильный транспорт здесь в приоритете.

Как во всей континентальной Европе, в стране принято правостороннее движение. Дороги делятся на следующие виды:

  • автотрассы – с обязательным наличием заправок через каждые 50 км, бетонной разделительной полосы, отсутствием светофоров, пешеходных переходов и ограничением скорости движения 130 км/ч;
  • национальные – с ограничением скорости 90 км/ч, а при наличии бетонной разделительной полосы – 110 км/ч;
  • департаментского значения – местные с максимальным ограничением скорости 90 км/ч.

Главные транспортные пути Франции, как правило, платные.

Порядка полусотни французских городов связаны высокоскоростными железнодорожными линиями со скоростью движения свыше 300 км/ч. Франция считается лидером Евросоюза по внедрению современных и инновационных типов поездов.

Железнодорожная сеть — самая протяженная в Западной Европе (длиной около 30 тыс. км). Общий объем грузооборота превышает 40 млрд т-км.

В стране успешно развивается авиатранспорт благодаря 295 аэропортам с асфальтированными или бетонными взлетно-посадочными полосами.

Национальный авиаперевозчик Air France является одним из крупнейших в мире. География его перелетов перекрывает практически все уголки планеты.

Страна располагает 89 морскими портами, из которых крупнейшими являются Марсель, Гавр и Дюнкерк. Под Ла-Маншем между Францией и Великобританией действуют железнодорожный и автомобильный туннели.

Пройдите социологический опрос!

Публичный транспорт

Общественный транспорт во Франции в основном представлен автобусным междугородним сообщением, пригородными поездами, городскими автобусными линиями и такси.

В Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе и Ренне имеется метро.

В некоторых городах возрождается использование трамвая, позабытого с 30-х годов прошлого века, а в Руане даже ходит подземный скоростной.

На горнолыжных курортах доступен «ски-бас», проезд на которых с местным лыжным абонементом бесплатный. В некоторых местечках есть возможность передвигаться на гужевом транспорте: санях и упряжках.

Французские автобусы

Автобусы в населенных пунктах Франции ─ идеальный вид транспорта для передвижения. Большое число линий, остановок в самых интересных местах и движение строго по расписанию позволяют планировать маршруты и быстро знакомиться с достопримечательностями. Транспортные средства современны и комфортабельны.

Обычно расписание включает график движения с 6.30 утра до 20.30 вечера. В крупных центрах автобусы прекращают ходить позднее.

В частности, в Париже запоздавший турист может рассчитывать на маршруты NOCTAMBUS, работающие с 01.00 до 05.00 утра в пределах четырех зон.

В Марселе большинство автобусов работает до 21.00. Сеть Fluobus обслуживает городские транспортные магистрали до 00.30.

Автобус безальтернативен, если нужно добраться из городка в городок без пересадок, характерных для поездок на поезде.

Проездные и билеты можно купить в многочисленных табачных лавках, которые даже распознают издали по вывескам в виде билета, на станциях метро и у водителей.

Стоимость проезда зависит от времени суток, зоны и управляющей компании. В Париже она варьируется в пределах 1,9–11 евро за одноразовую поездку. Ночной маршрут стоит от 2,7 до 16,1 евро с человека.

Недельные проездные Navigo Semaine обходятся от 20,4 евро для 1-2 зон, до 34,4 евро для зон 1-5. С тарифами можно ознакомиться на сайте оператора ─ компании RATP .

В других городах тарифы отличаются. Например, в том же Марселе универсальный билет на одну поездку стоит 1,5 евро, а купить его можно у водителя или даже в кафе.

Вход в автобус возможен только через переднюю дверь. Билет компостируется при входе. Все остановки по требованию. В салоне доступна схема маршрута. На остановках размещены панно с указанием времени прибытия следующего автобуса.

Трамвайное и троллейбусное сообщение

Современные трамвайные или легкорельсовые сети работают в Париже, Лионе, Орлеане, Гренобле, Лилле, Тулузе, Руане, Монпелье, Сент-Этьене, Бордо, Страсбурге и Нанте.

Трамвайные линии открываются в Дижоне, Гавре, Туре и Форт-де-Франс. Здесь используются современные и комфортабельные вагоны местной компании Alstom. Билеты стоят и продаются так же, как автобусные.

Особенности транспортной сети Франции удивляют. Например, троллейбус сохранился только в Лионе. Здесь он ходит с 05.00 до 24.00, с интервалом 8-10 минут (максимум 12). Одноразовый билет стоит 1,9 евро, но с картой Lyon City Card многоразовые поездки обходятся существенно дешевле.

Таксомоторы

Такси всегда доступно на специальных (обозначенных синей вывеской с надписью TAXIS) стоянках. Машину можно остановить рукой при условии, что она свободна: белый фонарь «TAXI» на крыше зажжен, а счетчик с флажком у ветрового стекла поднят. Если поблизости нет места стоянки, таксист не остановится.

Оплата всегда по счетчику. Тариф такси включает 2,5 евро за посадку плюс от 60 центов за км днем (тариф A), и 1–3 евро ночью и в выходные дни (тариф B). За багаж берут 1–2 евро.

Вне города расценки примерно на 40 % выше, поскольку оплачивается дорога обратно. Время ожидания оценивается примерно как 20 евро в час, а чаевые составляют 10 %.

Лучше пользоваться услугами операторов, заказывая машину по телефону или через мобильные приложения.

Автопрокат

Найти прокатные компании можно в каждом аэропорту и у большинства вокзалов. Их могут посоветовать и в гостиницах. Стоимость услуг зависит от класса машины и прокатного сервиса. В целом они среднемировые.

Один из лучших сервисов автопроката во Франции, который доступен на русском языке .

Для аренды автомобиля необходимо иметь водительское удостоверение международного образца и кредитную карточку (для некоторых моделей, к примеру, Mercedes Е класса, – 2 кредитные карточки). Водитель должен быть старше 21 года (для некоторых моделей и классов авто старше 23 лет) и иметь опыт вождения не меньше года.

В момент заключения договора с банковской карты снимут депозит, который равен всей сумме аренды. Оплачивать услуги проката автомобилей во Франции необходимо после того, как вы возвращаете транспортное средство.

Французское метро

Метро имеется в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе и Ренне. Самое большое – парижское. Оно же характеризуется самой высокой плотностью и загруженностью линий (возможно, и в мире). Работает с 05.30 до 01.40.

В час пик время ожидания не превышает 2 минут. В пятницу, субботу и перед праздничными днями метро открыто до 02.00.

Проезд стоит 1,9 евро. Билеты и проездные на весь общественный транспорт продаются на каждой станции в кассах и автоматах, на станциях электричек RER, в аэропортах, на стойках информации для туристов, в табачных и газетных киосках. О видах и возможностях проездных билетов в Париже можно узнать на сайте общественного транспорта города .

Экспресс Иль-де-Франс

Пять линий электропоездов RER или Reseau Express Regional соединяют центр Парижа с пригородами. Именно они удобнее всего для поездок в аэропорты имени Шарля де Голля и Орли.

Стоимость проезда ─ 1,9 евро. Автоматы и билетные кассы расположены на станциях. Если маршрут выходит за пределы города, требуется билет, действительный для всего региона Иль-Де-Франс.

Авиационное сообщение

Все крупные французские города имеют международные аэропорты. Самые оживленные – парижские: имени Шарля де Голля (25 км от города) и Орли (14 км от Парижа). Это крупнейшие авиационные узлы в Европе.

Международные аэропорты есть в Бордо, Лионе, Марселе, Ницце, Страсбурге и Тулузе.

Железные дороги

Железнодорожный транспорт во Франции имеет большое значение, особенно скоростной. Почти 16 тыс. км путей электрифицировано.

Перевозки осуществляются главным образом национальной компанией SNCF, которая эксплуатирует высокоскоростную железнодорожную сеть TGV длиной 2,6 тыс. км. Стоимость проезда внутри страны не превышает 100 евро. Заказать билет можно на сайте компании .

Водный транспорт

Сеть природных и технологических водных путей Франции является крупнейшей в Европе. Морской транспорт Франции ежегодно перевозит свыше 15 млн пассажиров. В Великобританию, Ирландию и на Корсику ходят паромы из Дувра, Марселя, Ниццы и Тулона.

Прогулки по Сене на речных трамвайчиках организовывают несколько компаний.

Аренда велосипедов

В крупных городах неплохо развита сеть велопроката. В Париже работают две компании:

  • Vélib’ Autolib ; стоимость услуги от 1,7 евро в сутки и 10 – в неделю;
  • Vélos Bleus : прокат стоит от 1 евро в день, 5 – в неделю и порядка 18 евро – в месяц.

Аренда оплачивается картой (с чипом EMV) в специальном автомате. Со счета удерживаются 150 евро залога, которые потом возвращаются.

Как сэкономить на проезде в Париже

Если говорить о реальной экономии, то лучше передвигаться пешком либо на велосипеде. Аренда машины выгоднее, чем такси. Если хочется расслабиться и не переплатить за общественный транспорт, стоит позаботиться о транспортных картах или проездных длительного пользования.

Все основные парижские достопримечательности расположены в первой зоне. Для осмотра достаточно приобрести Carnet – комплект из десяти билетов t+ стоимостью 14 евро.

Тем, кому меньше 26 лет, на выходные есть смысл купить Youth Ticket Weekend. Все пять зон становятся доступны на два дня всего за 8,95 евро.

Если есть желание выехать в Версаль или подальше от центра, выгоднее суточный билет Ticket Mobilis.

Для поездки в Диснейленд лучше приобрести Tickets for MLV Cressy Disney в автомате в метро за 7,6 евро.

Специально для туристов разработан билет Paris Visite стоимостью 38,35 евро, рассчитанный на 1-5 дней и получение скидок на посещения некоторых музеев.

Выводы

Франция очень красива, но столь же и дорога. В прямом смысле слова. Великолепные транспортные возможности сочетаются с невиданной для нас дороговизной. Основные виды транспорта Франции обходятся недешево. Но это Европа, мекка для туристов со всего мира и с этим придется мириться.

С другой стороны, желание сэкономить вполне нормально. Перед поездкой стоит ознакомиться подробнее со всеми вариантами, купить карту, путеводители, побывать на сайтах транспортных компаний и посоветоваться с только что вернувшимися соотечественниками.

Транспорт во Франции: Видео


Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

Ведущая роль Франции в создании скоростных железных дорог хорошо известна. Эта страна пользуется заслуженной репутацией и в освоении многих других транспортных систем. Порой даже создаётся впечатление, что все развитие рельсовых путей в этой стране не сталкивалось с особыми затруднениями. На самом деле это не вполне так.

Как известно, первые, по-настоящему широко эксплуатируемые линии железных дорог начали действовать в Англии и США в 1830 г. Во Франции же небольшая первая железнодорожная линия Сент-Этьен – Лион длиной в 58 км была введена в действие в период 1832 – 1833 гг. Однако после этого развитие железнодорожной сети Франции приостановилось. Выдвигались многие возражения против их строительства – экономические (вызовет упадок других средств сообщения), экологические и многие иные. Только в 1842 г. был принят акт, который легализовал создание железных дорог в стране. После этого возникло много мелких частных компаний, строивших и эксплуатировавших железные дороги. В 1855 г. они объединились, образовав 6 крупных компаний.

Поражение в войне 1870 г. с Германией показало важность новых быстрых путей сообщения и подстегнуло это строительство. Во всяком случае, успешные действия союзников на западном фронте во время первой мировой войны во многом объясняются чётким функционированием французской железнодорожной сети. Тем не менее, в критические моменты для быстрой переброски войск возможностей железных дорог не хватало. В решающий момент сражения на Марне успех союзников определила быстрая переброска резервов из Парижа в ночь но 8 сентября 1914 г. Состав одной бригады, а также артиллерия были переброшены по железной дороге. Другая же бригада была переброшена на реквизированных 600 машинах-такси. Кстати, это было первое применения автотранспорта для подобных целей.

Естественно, что в последовавший период между войнами во Франции стали уделять повышенное внимание роли железных дорог. В результате в 1930 г. социалистическое правительство Леоно Блюмо национализировало железные дороги страны. Национальному обществу железных дорог (SNCF) ныне принадлежит 31484 км из общей длины 31939 км пути. Ширина колеи практически везде 1435 мм. Исключение составляют лишь 99 км с колеёй в 1 м. В отличие от автотранспорта движение поездов во Франции левостороннее. Только небольшая зона Эльзасо и Лотарингии, которая определённое время принадлежала Германии, имеет правостороннее движение.

В период железнодорожного строительства на грани XIX – ХХ в в Париже было построено несколько тупиковых вокзалов. Они расположены достаточно близко к центру города. На рисунке показано расположение шести основных вокзалов Парижа по отношению к зоне современной застройке. На самом деле вокзалов в Париже больше. Однако остальные малы и не играют большой роли. Кроме того, есть железнодорожные терминалы около аэропортов.

В Париже уделялось большое внимание не только их удобному расположению по отношению к центру города, но и архитектурному оформлению. В конце XIX в. столица Франции была местом проведения нескольких всемирных выставок. Они всегда являлись значительными событиями. На них, например, зрители впервые увидели электрическое освещение. Для показа успехов эти выставки сопровождались демонстрацией возможностей французской промышленности. Именно с этой целью была воздвигнута Эйфелева башня.

К открытию выставки 1900 г. в Париже пустили в эксплуатацию две первые линии метро и расположенный рядом с Национальным собранием вокзал Кэ д’Орсэ. Его открытие состоялось 28 мая 1900 г. Это был первый вокзал с электрическим освещением. В строительстве здания принимали участие три ведущих архитектора страны. От вокзала отправлялись поезда на юго-запад в сторону Орлеана. К сожалению, со временем платформы здесь оказались слишком короткими, и с 1939 г. вокзал стали использовать только для пригородного сообщения.

В послевоенный период, несмотря на удобное расположение, эксплуатация вокзала по прямому назначению стала невозможной. В 1973 г. вокзал закрыли, и встал вопрос о сносе здания. Однако, учитывая его историческую ценность, здание переоборудовали, сохранив наружный облик. В настоящее время в нем располагается всемирно известный музей современного искусства.

Несмотря на множество других интересных исторических фактов, мы позволим себе сосредоточить внимание только но основных послевоенных событиях. В 60-х годах прошлого века во Франции начались проработки проектов пассажирских поездов для скоростного движения. Строго говоря, обсуждение этой проблемы проводилось во многих странах мира ещё в довоенные годы. Тогда считалось, что скоростные поезда – это составы, которые развивают скорость свыше 150 км/ч при поровой тяге и свыше 160 км/ч – при прочих видах. Естественно, что в послевоенные годы критерии изменились. Развивая пассажирское движение, Франция соревновалась с Японией. Первые скоростные поезда на линии Париж – Лион отправились в путь 27 сентября 1981 г. Не вдаваясь в историю этого вопроса, отметим, что ныне Франция может по праву гордиться своими скоростными пассажирскими экспрессами – TGV (Тгаins а Grаndе Vitesse – поезда высокой скорости). Эти поезда разработаны фирмой «Alstam». Интересно отметить, что первоначально предполагалось, что на них будут использовать газотурбинные двигатели. Только рост цен на топливо заставил разработчиков обратиться к электротяге.

Характерное очертание головного вагона связано не с аэродинамикой, а с условиями безопасности. После единственной аварии с этими поездами было решено предусмотреть некоторую буферную часть, предохраняющую вагон при столкновениях и других происшествиях. Поезда TGV обслуживают не только Францию, но также Бельгию, Нидерланды, Великобританию и ряд других соседних стран. В связи с этим разработано несколько вариантов конструкций этих поездов и предусмотрено многоконтурное управление для эксплуатации при разных напряжениях контактной сети. Для устранения неприятных эффектов на поворотах и решения других задач поезда TGV эксплуатируются на специальных линиях, которые называются LGV – Lignе а Grande Vitesse (линии для высокоскоростного движения). Радиусы кривых на этих линиях составляют 4 км. В связи с проектируемым переходом на более высокие скорости идёт постепенное увеличение этого радиуса. Сейчас известны радиусы до 6 км, а в дальнейшем планируется увеличить их на новых участках до 7 км. Для снижения турбулентностей расстояние между осями путей увеличено с 4,2 до 4,5 м. Предусмотрены специальные устройства для уменьшения аэродинамических эффектов при входе и выходе из тоннелей. В местах прохождения линий через населённые пункты имеются специальные звукопоглощающие ограждения. На больших скоростях машинист не успевает разобраться в сигналах светофоров. Поэтому на этих линиях создана специальная сигнализация. Идущий на высокой скорости поезд обладает большим запасам кинетической энергии. Он может легко преодолевать более крутые подъёмы. Поэтому на линиях LGV допускаются уклоны в 35 %. Более того, в направлении на Кёльн (Германия) имеется участок с уклоном, равным 40 %.

Работы по совершенствованию системы скоростных экспрессов во Франции продолжаются. Так, 3 апреля 2007 г. на специальном участке недалеко от Парижа экспериментальным составом был установлен абсолютный рекорд скорости – 574,8 км/ч. Сегодня в стране ведут активные работы по созданию современных поездов, так называемых региональных экспрессов – Trains Express Rеgiаnеuх (TER). Поезда региональных сообщений создают при помощи национальной железнодорожной компании SNCF. Для этой цели созданы специальные автономные поезда AGC – Automoteurs de Gгаnd Capacite, т.е. автономные единицы большой вместимости. Эти поезда компонуют из двух моторных вагонов, между которыми может включаться некоторое количество немоторных единиц – от двух до четырёх. В каждом из них от 120 до 220 мест. Скорость движения достигает 160 км/ч. Для удобства пользования ширина двери составляет 1300 мм, а высота пола над уровнем платформы – 590 мм. Многие из этих поездов могут переходить от дизельной к электротяге и обратно.

Франция определяет прогресс в рельсовом транспорте не только на железных дорогах. Как и в большинстве других европейских стран, здесь имеются трамвайные линии и метро. Рельсовое городское сообщение в стране появилось в 1855 г. Сначала это была конка, а затем уже специалисты испробовали все возможные виды тяги: паровую, канатную, сжатый воздух и др. Со временем, естественно, победила электротяга. Затем в Париже трамвай не выдержал конкуренции с метро и в 1938 г. прекратил своё существование. Последняя загородная трамвайная линия до Версаля остановилась в 1957 г.

Однако в начале текущего столетия во Франции, как и в других европейских странах, началось восстановление трамвая на новой основе. В настоящее время в Париже действуют четыре линии Т1 – Т4. Они связывают конечные станции городского метро с пригородами и обслуживаются современными скоростными составами, которые похожи на аналогичные составы других стран. Среднее расстояние между станциями линии Т 4 составляет 790 м. Можно спорить о том, относится ли этот транспорт к трамваю или же это лёгкое метро. Однако успех этого транспорта несомненен. Активно строится новая, пятая по счёту линия, имеющая номер Т8.

Ещё интереснее складывается ситуация с метро. Оно имеется в нескольких городах: Париже, Лилле, Марселе, Лионе, Рене, Руане и Тулузе. Мы, однако, остановимся только на парижском метро. Идеи строительства подземного рельсового транспорта применительно к Парижу возникли ещё в 1845 г. После 1900 г. было открыто много новых станций. Двухпутные тоннели парижского метро имеют неглубокое залегание. Станции расположены очень близко друг к другу. Считается, что от любого дома в городе до входа на ближайшую станцию метро – не более 500 м. С одной стороны, это очень удобно. С другой, поезда не могут развить большую скорость, а двухпутные тоннели не позволяют широко использовать станции островного типа. Поэтому пересадки с линии на линию очень длительные. Поезда идут часто: в дневное время интервал движения составляет от 2 до 6 мин. Всего в городе 14 линий. Число станций при разных подсчётах получается разным, но приближающимся к 380. В маршрутной сети – 87 пересадочных станций. Весь подвижной состав – 3500 вагонов. В день перевозится до 6 млн. пассажиров. Это не удивительно, так как только за год город посещает 26 млн. туристов.

Под городом проложена ещё одна сеть из пяти линий (в настоящее время строится шестая). Это так называемая сеть региональных экспрессов – Reseau Express Regional (RER). В городе расстояния между станциями RER соответствуют примерно 3 – 4 перегонам метро. За городом каждая из линий разветвляется. Иногда имеются четыре разветвления. Длина линий может превышать 200 км. Фактически эти линии обслуживают весь Иль-де-Франс, т.е. район Большого Парижа. На линиях используются как одноэтажные, так и двухэтажные вагоны. Тоннели RER, за исключением одного небольшого участка, используются только для поездов одной линии. Этим парижский RER отличается от аналогичных систем других городов Европы. Сама система RER относится к национальной компании SNCF и пользуется вне пределов города её стандартами. Поэтому поезда RER в отличие от метро имеют левостороннее движение и ту же самую ширину колеи, что и остальные поезда SNCF.

Для нас, однако, наиболее интересным является иное. В первые послевоенные годы подвижной состав парижского метро был крайне изношен. Выходом из положения стало введение обрезиненного опорного колеса, которое расположено рядом с традиционным опорным колесом. Для дополнительной фиксации направления движения были введены боковые направляющие обрезиненные колеса. В результате повысилась мягкость хода, и в силу лучшего сцепления стало возможным увеличить скорость движения на подъёмах. Система оказалась очень удобной, ныне она используется в других странах, например, Японии. Сама идея сочетания обрезиненных или просто автобусных колёс с направляющим рельсом оказалась весьма прогрессивной, и Франция, безусловно, является лидером работ в этом направлении. Так, в Страсбурге фирма «Lohr» выпускает монорельсовый транспорт, который получает питание по схеме троллейбуса или трамвая, а единственный рельс использует для управления направлением движения (см фото). Этот вид транспорта иногда называют транслёром.

К недостаткам монорельсового транспорта этого типа следует отнести его чувствительность к загрязнению направляющего рельса во время снегопада или сильных дождей. Тем не менее, подобные транспортные системы используются в ряде городов Франции и Италии. Это прогрессивное направление получило развитие и в некоторых «направляемых автобусах» в разных странах. Для этой цели используют боковые колеса у кузова автобуса. Они в принципе такие же, как в вагонах парижского метро. Для задания направления движения используются направляющие желоба. Таким образом, как и для высокоскоростных поездов, Франция в этой области является безусловным лидером.

Особенности работы транспорта Франции

Состояние дорог во Франции оценивается как отличное. На основных скоростных трассах станции обслуживания расположены через каждые 25 миль, на остальных дорогах – достаточно часто.

Хотя трассы имеют номера, французы обычно ориентируются по названиям городов, к которым ведет данная дорога. Отправляясь в путь, полезно посмотреть по карте, какой ближайший город лежит на пути. В сельской местности дороги часто обозначены только названиями ближайших деревень.

Французские водители известны довольно агрессивным стилем вождения и превышением скорости, часто маневры предпринимаются внезапно, в последнюю минуту.

Ограничение скорости – 110-130 км/ч, в зависимости от типа трассы, 50 км/ч в населенных пунктах и 90 км/ч за их пределами. Использование ремней безопасности – обязательно. Детей до 12 лет не следует возить на переднем сиденье.

В Париже нелегко найти место для парковки. Большинство стоянок – платные.

Автобус во Франции – транспорт чисто вспомогательный. Дальних маршрутов практически нет, только пригородные. Основная функция автобусов – подвоз пассажиров к железнодорожным станциям. Общефранцузского сводного расписания нет, существуют только региональные расписания, часто объединенные с железнодорожными.

Франция располагает мощной сетью внутренних авиаперевозок, львиную долю которых выполняет национальный перевозчик Air France и региональные авиакомпании, входящие в группу Air France. Регулярная стоимость билетов начинается от 100 евро за полет туда-обратно. Периодически бывают спецпредложения от 25 евро за полет. Ведущая европейская бюджетная авиакомпания EasyJet составляет существенную конкуренцию на маршрутах из Парижа на юг страны. Собственных бюджетных авиалиний во Франции практически нет, если не считать компанию FlyWest, чьи объемы перевозок крайне малы: по рейсу в день из Парижа в Тулон и Брест, да изредка пара других маршрутов.

Водный транспорт во Франции имеет значение в основном как средство сообщения основной части страны с Корсикой. Многочисленные паромы ходят между портами Лазурного берега и островом. Время в пути – несколько часов, цены вполне умеренные.

Городской транспорт большинства городов Франции состоит из автобусов, иногда трамваев и пригородных поездов. Парижский городской транспорт (RATP) состоит из автобусов, метро, пригородных поездов (именуемых RER), а в паре пригородов ходят трамваи.

Париж

Основу городской транспортной системы составляют 14 линий метро (это наиболее плотная система метро в Европе, а возможно, и в мире. Нормой считается наличие по крайней мере одной станции метро в 500 метрах от любого дома в пределах огромной центральной части Парижа), а также 5 линий RER.

Дополняют эту сеть автобусы. Тарифная система базируется на принципе кольцевых тарифных зон, которых с дальними пригородами насчитывается восемь. Зоны 1-2 – это единая зона, центральный Париж. В зону 3 попадают ближние пригороды – Венсен, Сен-Дени, Дефанс и прочие. В 4-5 зонах находятся оба парижских аэропорта, а также Версаль и Диснейленд. Ввиду множества зон и билетов, в Париже существует великое множество тарифов, и мы приведем лишь некоторые примеры.

Разовый билет в центре стоит 1,4 евро, блок из 10 билетов – 10,5 евро. Ночной автобус стоит 2,7 евро. Проездной на день Mobilis Pass стоит для 1-2 зон 5,3 евро, для зон 1-3 – 7 евро, для зон 1-5 – 12,1 евро. Недельный проездной Carte Orange стоит 15,4 евро для 1-2 зон, 20,3 евро для 1-3 зон, 30,2 евро для 1-5 зон. Однако действует он не произвольных семь дней, а календарную неделю, с понедельника по воскресенье. Последний день, когда его можно купить на текущую неделю – среда.

Если вы приехали в Париж в четверг или пятницу на несколько дней, можно купить туристический билет Paris Visite. Он относительно дороже, и хотя дает скидки в отдельных ресторанах и неглавных музеях, толку там от него немного. Купить его можно на 1, 2, 3 или 5 дней на 3, 5 или 8 зон. Стоит он на 1 день 8,35 евро на три зоны, 16,75 евро на пять зон. На три дня – 18,25 на три зоны и 37,35 на пять зон. На пять дней – 26,65 на три зоны и 45,7 на пять зон. Действительно дает скидки в музеях и достопримечательностях совсем другой билет – Musses Monuments. Он стоит 18 евро на один день, 36 евро на три дня и 54 евро на пять дней. Но для проезда в транспорте он не действует.

Метро в Париже

В Париже 16 линий метро, обозначенных названиями конечных станций, поэтому надо знать название конечной станции нужной вам линии. Метро работает с 5.30 утра до часу ночи. Перегоны между станциями метро обычно очень маленькие. По одному билету можно делать сколько угодно пересадок (correspondance). Билеты на метро подходят и для автобусов и поездов RER в пределах Парижа. Билет на 1 поездку стоит 1,5 евро, на 10 поездок – 7-8 евро в зависимости от зоны. Существуют также билеты на неделю (coupon jaune, действует с понедельника по воскресенье) и на месяц (carte orange), стоящие в соответствии с транспортными зонами от 10 до 25 евро. Билеты Мобилис или Пари Визит дают право на один, 3 или 5 дней неограниченных поездок на метро, автобусе и поездах RER (действуют с любого дня недели) и дают право на скидки при посещении некоторых музеев (от 6 до 50 евро в зависимости от зоны). Билет Musees-Monuments (Музей-Памятники) дает право бесплатного и преимущественного посещения постоянных коллекций 70 музеев и памятников Парижа и Иль-де-Франса (продается в Парижском Бюро по туризму). Кроме обычных сидений, в вагонах метро есть и откидные, которые в часы пик или при переполненном вагоне полагается освобождать. Уступать места пожилым людям не принято. Также не принято спрашивать у впереди стоящего о выходе на следующей остановке – нужно просто пробираться к выходу, извиняясь перед всеми.

Такси во Франции

У французских такси нет специального светового сигнала – снаружи, около ветрового стекла, расположен счетчик с флажком (поднят – такси свободно, опущен – занято). Плата за проезд начислятся по счетчику. В Париже базовый тариф за любую поездку 2 евро, плюс в дневное время – от 50 центов за километр, ночью – около 1 евро, за багаж – 1-2 евро. За пределами города цены примерно на 40% выше, следует договориться об оплате заранее, так как в этом случае оплачивается и обратный проезд до города. Время ожидания такси оплачивается из расчета 20 евро за час. Чаевые водителю – около 10%. Поймать машину на улице непросто.

Транспорт Франции: новая жизнь античных дорог

Ведущая роль Франции в создании скоростных железных дорог хорошо известна. Эта страна пользуется заслуженной репутацией и в освоении многих других транспортных систем. Порой даже создаётся впечатление, что все развитие рельсовых путей в этой стране не сталкивалось с особыми затруднениями. На самом деле это не вполне так.

Как известно, первые, по-настоящему широко эксплуатируемые линии железных дорог начали действовать в Англии и США в 1830 г. Во Франции же небольшая первая железнодорожная линия Сент-Этьен – Лион длиной в 58 км была введена в действие в период 1832 – 1833 гг. Однако после этого развитие железнодорожной сети Франции приостановилось. Выдвигались многие возражения против их строительства – экономические (вызовет упадок других средств сообщения), экологические и многие иные. Только в 1842 г. был принят акт, который легализовал создание железных дорог в стране. После этого возникло много мелких частных компаний, строивших и эксплуатировавших железные дороги. В 1855 г. они объединились, образовав 6 крупных компаний.

Поражение в войне 1870 г. с Германией показало важность новых быстрых путей сообщения и подстегнуло это строительство. Во всяком случае, успешные действия союзников на западном фронте во время первой мировой войны во многом объясняются чётким функционированием французской железнодорожной сети. Тем не менее, в критические моменты для быстрой переброски войск возможностей железных дорог не хватало. В решающий момент сражения на Марне успех союзников определила быстрая переброска резервов из Парижа в ночь но 8 сентября 1914 г. Состав одной бригады, а также артиллерия были переброшены по железной дороге. Другая же бригада была переброшена на реквизированных 600 машинах-такси. Кстати, это было первое применения автотранспорта для подобных целей.

Естественно, что в последовавший период между войнами во Франции стали уделять повышенное внимание роли железных дорог. В результате в 1930 г. социалистическое правительство Леоно Блюмо национализировало железные дороги страны. Национальному обществу железных дорог (SNCF) ныне принадлежит 31484 км из общей длины 31939 км пути. Ширина колеи практически везде 1435 мм. Исключение составляют лишь 99 км с колеёй в 1 м. В отличие от автотранспорта движение поездов во Франции левостороннее. Только небольшая зона Эльзасо и Лотарингии, которая определённое время принадлежала Германии, имеет правостороннее движение.

В период железнодорожного строительства на грани XIX – ХХ в в Париже было построено несколько тупиковых вокзалов. Они расположены достаточно близко к центру города. На рисунке показано расположение шести основных вокзалов Парижа по отношению к зоне современной застройке. На самом деле вокзалов в Париже больше. Однако остальные малы и не играют большой роли. Кроме того, есть железнодорожные терминалы около аэропортов.

В Париже уделялось большое внимание не только их удобному расположению по отношению к центру города, но и архитектурному оформлению. В конце XIX в. столица Франции была местом проведения нескольких всемирных выставок. Они всегда являлись значительными событиями. На них, например, зрители впервые увидели электрическое освещение. Для показа успехов эти выставки сопровождались демонстрацией возможностей французской промышленности. Именно с этой целью была воздвигнута Эйфелева башня.

К открытию выставки 1900 г. в Париже пустили в эксплуатацию две первые линии метро и расположенный рядом с Национальным собранием вокзал Кэ д’Орсэ. Его открытие состоялось 28 мая 1900 г. Это был первый вокзал с электрическим освещением. В строительстве здания принимали участие три ведущих архитектора страны. От вокзала отправлялись поезда на юго-запад в сторону Орлеана. К сожалению, со временем платформы здесь оказались слишком короткими, и с 1939 г. вокзал стали использовать только для пригородного сообщения.

В послевоенный период, несмотря на удобное расположение, эксплуатация вокзала по прямому назначению стала невозможной. В 1973 г. вокзал закрыли, и встал вопрос о сносе здания. Однако, учитывая его историческую ценность, здание переоборудовали, сохранив наружный облик. В настоящее время в нем располагается всемирно известный музей современного искусства.

Несмотря на множество других интересных исторических фактов, мы позволим себе сосредоточить внимание только но основных послевоенных событиях. В 60-х годах прошлого века во Франции начались проработки проектов пассажирских поездов для скоростного движения. Строго говоря, обсуждение этой проблемы проводилось во многих странах мира ещё в довоенные годы. Тогда считалось, что скоростные поезда – это составы, которые развивают скорость свыше 150 км/ч при поровой тяге и свыше 160 км/ч – при прочих видах. Естественно, что в послевоенные годы критерии изменились. Развивая пассажирское движение, Франция соревновалась с Японией. Первые скоростные поезда на линии Париж – Лион отправились в путь 27 сентября 1981 г. Не вдаваясь в историю этого вопроса, отметим, что ныне Франция может по праву гордиться своими скоростными пассажирскими экспрессами – TGV (Тгаins а Grаndе Vitesse – поезда высокой скорости). Эти поезда разработаны фирмой «Alstam». Интересно отметить, что первоначально предполагалось, что на них будут использовать газотурбинные двигатели. Только рост цен на топливо заставил разработчиков обратиться к электротяге.

Характерное очертание головного вагона связано не с аэродинамикой, а с условиями безопасности. После единственной аварии с этими поездами было решено предусмотреть некоторую буферную часть, предохраняющую вагон при столкновениях и других происшествиях. Поезда TGV обслуживают не только Францию, но также Бельгию, Нидерланды, Великобританию и ряд других соседних стран. В связи с этим разработано несколько вариантов конструкций этих поездов и предусмотрено многоконтурное управление для эксплуатации при разных напряжениях контактной сети. Для устранения неприятных эффектов на поворотах и решения других задач поезда TGV эксплуатируются на специальных линиях, которые называются LGV – Lignе а Grande Vitesse (линии для высокоскоростного движения). Радиусы кривых на этих линиях составляют 4 км. В связи с проектируемым переходом на более высокие скорости идёт постепенное увеличение этого радиуса. Сейчас известны радиусы до 6 км, а в дальнейшем планируется увеличить их на новых участках до 7 км. Для снижения турбулентностей расстояние между осями путей увеличено с 4,2 до 4,5 м. Предусмотрены специальные устройства для уменьшения аэродинамических эффектов при входе и выходе из тоннелей. В местах прохождения линий через населённые пункты имеются специальные звукопоглощающие ограждения. На больших скоростях машинист не успевает разобраться в сигналах светофоров. Поэтому на этих линиях создана специальная сигнализация. Идущий на высокой скорости поезд обладает большим запасам кинетической энергии. Он может легко преодолевать более крутые подъёмы. Поэтому на линиях LGV допускаются уклоны в 35 %. Более того, в направлении на Кёльн (Германия) имеется участок с уклоном, равным 40 %.

Работы по совершенствованию системы скоростных экспрессов во Франции продолжаются. Так, 3 апреля 2007 г. на специальном участке недалеко от Парижа экспериментальным составом был установлен абсолютный рекорд скорости – 574,8 км/ч. Сегодня в стране ведут активные работы по созданию современных поездов, так называемых региональных экспрессов – Trains Express Rеgiаnеuх (TER). Поезда региональных сообщений создают при помощи национальной железнодорожной компании SNCF. Для этой цели созданы специальные автономные поезда AGC – Automoteurs de Gгаnd Capacite, т.е. автономные единицы большой вместимости. Эти поезда компонуют из двух моторных вагонов, между которыми может включаться некоторое количество немоторных единиц – от двух до четырёх. В каждом из них от 120 до 220 мест. Скорость движения достигает 160 км/ч. Для удобства пользования ширина двери составляет 1300 мм, а высота пола над уровнем платформы – 590 мм. Многие из этих поездов могут переходить от дизельной к электротяге и обратно.

Франция определяет прогресс в рельсовом транспорте не только на железных дорогах. Как и в большинстве других европейских стран, здесь имеются трамвайные линии и метро. Рельсовое городское сообщение в стране появилось в 1855 г. Сначала это была конка, а затем уже специалисты испробовали все возможные виды тяги: паровую, канатную, сжатый воздух и др. Со временем, естественно, победила электротяга. Затем в Париже трамвай не выдержал конкуренции с метро и в 1938 г. прекратил своё существование. Последняя загородная трамвайная линия до Версаля остановилась в 1957 г.

Однако в начале текущего столетия во Франции, как и в других европейских странах, началось восстановление трамвая на новой основе. В настоящее время в Париже действуют четыре линии Т1 – Т4. Они связывают конечные станции городского метро с пригородами и обслуживаются современными скоростными составами, которые похожи на аналогичные составы других стран. Среднее расстояние между станциями линии Т 4 составляет 790 м. Можно спорить о том, относится ли этот транспорт к трамваю или же это лёгкое метро. Однако успех этого транспорта несомненен. Активно строится новая, пятая по счёту линия, имеющая номер Т8.

Ещё интереснее складывается ситуация с метро. Оно имеется в нескольких городах: Париже, Лилле, Марселе, Лионе, Рене, Руане и Тулузе. Мы, однако, остановимся только на парижском метро. Идеи строительства подземного рельсового транспорта применительно к Парижу возникли ещё в 1845 г. После 1900 г. было открыто много новых станций. Двухпутные тоннели парижского метро имеют неглубокое залегание. Станции расположены очень близко друг к другу. Считается, что от любого дома в городе до входа на ближайшую станцию метро – не более 500 м. С одной стороны, это очень удобно. С другой, поезда не могут развить большую скорость, а двухпутные тоннели не позволяют широко использовать станции островного типа. Поэтому пересадки с линии на линию очень длительные. Поезда идут часто: в дневное время интервал движения составляет от 2 до 6 мин. Всего в городе 14 линий. Число станций при разных подсчётах получается разным, но приближающимся к 380. В маршрутной сети – 87 пересадочных станций. Весь подвижной состав – 3500 вагонов. В день перевозится до 6 млн. пассажиров. Это не удивительно, так как только за год город посещает 26 млн. туристов.

Под городом проложена ещё одна сеть из пяти линий (в настоящее время строится шестая). Это так называемая сеть региональных экспрессов – Reseau Express Regional (RER). В городе расстояния между станциями RER соответствуют примерно 3 – 4 перегонам метро. За городом каждая из линий разветвляется. Иногда имеются четыре разветвления. Длина линий может превышать 200 км. Фактически эти линии обслуживают весь Иль-де-Франс, т.е. район Большого Парижа. На линиях используются как одноэтажные, так и двухэтажные вагоны. Тоннели RER, за исключением одного небольшого участка, используются только для поездов одной линии. Этим парижский RER отличается от аналогичных систем других городов Европы. Сама система RER относится к национальной компании SNCF и пользуется вне пределов города её стандартами. Поэтому поезда RER в отличие от метро имеют левостороннее движение и ту же самую ширину колеи, что и остальные поезда SNCF.

Для нас, однако, наиболее интересным является иное. В первые послевоенные годы подвижной состав парижского метро был крайне изношен. Выходом из положения стало введение обрезиненного опорного колеса, которое расположено рядом с традиционным опорным колесом. Для дополнительной фиксации направления движения были введены боковые направляющие обрезиненные колеса. В результате повысилась мягкость хода, и в силу лучшего сцепления стало возможным увеличить скорость движения на подъёмах. Система оказалась очень удобной, ныне она используется в других странах, например, Японии. Сама идея сочетания обрезиненных или просто автобусных колёс с направляющим рельсом оказалась весьма прогрессивной, и Франция, безусловно, является лидером работ в этом направлении. Так, в Страсбурге фирма «Lohr» выпускает монорельсовый транспорт, который получает питание по схеме троллейбуса или трамвая, а единственный рельс использует для управления направлением движения (см фото). Этот вид транспорта иногда называют транслёром.

К недостаткам монорельсового транспорта этого типа следует отнести его чувствительность к загрязнению направляющего рельса во время снегопада или сильных дождей. Тем не менее, подобные транспортные системы используются в ряде городов Франции и Италии. Это прогрессивное направление получило развитие и в некоторых «направляемых автобусах» в разных странах. Для этой цели используют боковые колеса у кузова автобуса. Они в принципе такие же, как в вагонах парижского метро. Для задания направления движения используются направляющие желоба. Таким образом, как и для высокоскоростных поездов, Франция в этой области является безусловным лидером.

Источники:
http://france.promotour.info/economie-transport.php
http://travelest.ru/frantsiya/obshchestvennyj-transport
http://zagranportal.ru/franciya/transport-franciya/transport-francii.html
http://railroader.ru/%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0/%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8
http://gtrip.ru/article/transport/FR/
http://railroader.ru/%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0/%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8
http://www.bygeo.ru/privezi-magnitik/4045-chto-privezti-iz-parizha.html

Ссылка на основную публикацию