ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в 2022 году: основные положения

ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в 2022 году: основные положения

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2022 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

2 новые обязанности

Согласно ему, с 29 декабря 2022 года иностранцам необходимо проходить больше обязательных процедур для работы в России.

Тем, кто приехал в РФ трудиться, нужно теперь проходить:

  1. Дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фоторегистрацию (+ последующая биометрическая идентификация).
  2. Медицинское освидетельствование – для подтверждения отсутствия опасных инфекций (вкл. ВИЧ) и наркомании.

Проводят эти процедуры организации, находящиеся в ведении или тесном контакте с МВД России. В подтверждение прохождения они выдают специальный документ.

На кого распространяются

Новые обязанности касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и находящихся здесь длительный срок – более 90 дней суммарно в течение календарного года.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

Срок прохождения – 90 календарных дней со дня въезда в РФ, а для трудовых мигрантов – 30 кал. дней.

Учтите, что эти новые требования не распространяются на некоторые категории иностранцев. Например, граждан Белоруссии, поскольку в трудовых правах они фактически приравнены к гражданам России, а также детей до 6 лет.

Сроки и периодичность

Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.

Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.

Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.

Также для повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей в России установлено:

  • срок временного пребывания трудового мигранта определяет срок действия его трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия;
  • в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок период временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.

При этом есть возможность продления срока временного пребывания в РФ отдельным категориям иностранцев, в том числе прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи:

  • российского гражданина;
  • иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России.

Члены семьи иностранца, осуществляющего трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента, это:

  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или находящиеся под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители) на его иждивении.

Члены семьи гражданина РФ или иностранца, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России:

  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители);
  • дедушки, бабушки;
  • внуки.

Документы могут быть электронными

Вид на жительство будут выдавать в форме карты с электронным носителем:

  • биометрических персональных данных – электронное изображение лица и папиллярных узоров двух пальцев рук, пригодных для идентификации;
  • персональных данных владельца – Ф.И.О. (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца.

Электронный вид на жительство власти могут использовать для идентификации иностранца с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом МВД России.

Но при выдаче вида на жительство лицу без гражданства указанные положения не применяются.

Вид на жительство, в т. ч. в виде карты, лицу без гражданства выдают на 10 лет.

Экзамены для иностранцев

Также Закон № 274-ФЗ установил порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.

Срок временного пребывания в РФ иностранца, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем.

Заключение

Считается, что введение с 29 декабря 2022 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

(В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 110-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 01.12.2007 № 310-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 06.05.2008 № 60-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 08.05.2009 № 93-ФЗ, от 03.06.2009 № 105-ФЗ, от 28.06.2009 № 127-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2010 № 180-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 23.12.2010 № 385-ФЗ, от 28.12.2010 № 417-ФЗ, от 29.12.2010 № 438-ФЗ, от 20.03.2011 № 42-ФЗ, от 21.04.2011 № 77-ФЗ, от 21.04.2011 № 80-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 06.12.2011 № 400-ФЗ, от 06.12.2011 № 410-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 12.11.2012 № 185-ФЗ, от 12.11.2012 № 186-ФЗ, от 03.12.2012 № 244-ФЗ, от 30.12.2012 № 315-ФЗ, от 30.12.2012 № 320-ФЗ, от 07.05.2013 № 82-ФЗ, от 07.05.2013 № 83-ФЗ, от 07.06.2013 № 108-ФЗ, от 02.07.2013 № 169-ФЗ, от 02.07.2013 № 178-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 23.07.2013 № 204-ФЗ, от 23.07.2013 № 207-ФЗ, от 23.07.2013 № 224-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ, от 28.12.2013 № 384-ФЗ, от 28.12.2013 № 386-ФЗ, от 28.12.2013 № 389-ФЗ, от 28.12.2013 № 390-ФЗ, от 28.12.2013 № 442-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 20.04.2014 № 73-ФЗ, от 20.04.2014 № 74-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 127-ФЗ, от 23.06.2014 № 164-ФЗ, от 21.07.2014 № 230-ФЗ, от 21.07.2014 № 232-ФЗ, от 24.11.2014 № 357-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 409-ФЗ, от 22.12.2014 № 446-ФЗ, от 31.12.2014 № 508-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 56-ФЗ, от 06.04.2015 № 76-ФЗ, от 23.05.2015 № 132-ФЗ, от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 29.06.2015 № 199-ФЗ, от 29.06.2015 № 202-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 28.11.2015 № 343-ФЗ, от 30.12.2015 № 438-ФЗ, от 30.12.2015 № 465-ФЗ, от 30.12.2015 № 466-ФЗ, от 01.05.2016 № 129-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 07.03.2017 № 28-ФЗ, от 17.04.2017 № 77-ФЗ, от 07.06.2017 № 111-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 243-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 31.12.2017 № 493-ФЗ, от 31.12.2017 № 498-ФЗ, от 27.06.2018 № 168-ФЗ, от 19.07.2018 № 202-ФЗ, от 19.07.2018 № 216-ФЗ, от 27.12.2018 № 507-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 01.05.2019 № 100-ФЗ, от 06.06.2019 № 121-ФЗ, от 17.06.2019 № 144-ФЗ, от 17.06.2019 № 145-ФЗ, от 26.07.2019 № 232-ФЗ, от 02.08.2019 № 257-ФЗ, от 27.12.2019 № 503-ФЗ, от 06.02.2022 № 16-ФЗ, от 01.03.2022 № 30-ФЗ, от 07.04.2022 № 119-ФЗ, от 24.04.2022 № 135-ФЗ, от 31.07.2022 № 268-ФЗ, от 31.07.2022 № 305-ФЗ, от 15.10.2022 № 329-ФЗ, от 08.12.2022 № 412-ФЗ, от 30.12.2022 № 517-ФЗ, от 24.02.2022 № 22-ФЗ, от 24.02.2022 № 28-ФЗ, от 11.06.2022 № 170-ФЗ, от 01.07.2022 № 270-ФЗ, от 01.07.2022 № 274-ФЗ, от 02.07.2022 № 343-ФЗ, от 02.07.2022 № 351-ФЗ, от 02.07.2022 № 357-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Читайте также:
Временная регистрация граждан ДНР в России в 2022 году

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (Абзац введен – Федеральный закон от 30.12.2012 № 315-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.02.2022 № 22-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

Читайте также:
Правила пересечения границы с Россией в 2022 году

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; (В редакции Федерального закона от 24.02.2022 № 22-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности; (Абзац введен – Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ)

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство); (Абзац введен – Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ)

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии). (Абзац введен – Федеральный закон от 28.12.2013 № 384-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 528-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (В редакции Федеральных законов от 28.12.2013 № 389-ФЗ; от 30.12.2015 № 466-ФЗ)

Читайте также:
Нужна ли виза для граждан Турции в Россию в 2022 году: как ее получить и оформить самостоятельно

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона. (Абзац введен – Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, определяется сроком действия временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, лица, ходатайствующего о признании беженцем, – сроком действия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, беженца – сроком действия удостоверения беженца, лица, получившего временное убежище, – сроком действия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. (Абзац введен – Федеральный закон от 24.02.2022 № 22-ФЗ)

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее – подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (В редакции федеральных законов от 18.07.2006 № 110-ФЗ, от 19.05.2010 № 86-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 20.04.2014 № 71-ФЗ, от 30.12.2015 № 466-ФЗ, от 31.12.2017 № 493-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, от 30.12.2022 № 517-ФЗ, от 01.07.2022 № 270-ФЗ)

3. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Федеральных законов от 23.07.2013 № 224-ФЗ; от 28.12.2013 № 386-ФЗ)

4. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностр

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ 2022 год. Последняя редакция

  • Артикул: 00490784
  • ISBN: 978-5-903050-25-3
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Издательство: ЦЕНТРМАГ (все книги издательства)
  • Город: Москва
  • Страниц: 158
  • Формат: А5 (148×210 мм)
  • Год: 2022
  • Вес: 199 г

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Содержание
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 5.1. Изменение срока временного пребывания
Статья 5.2. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации
Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание
Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 9. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство
Статья 10. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации
Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
Статья 11. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации
Статья 12. Отношение иностранных граждан к избирательному праву
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 13.1. Утратила силу
Статья 13.2. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами
Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента
Статья 13.4. Утратила силу
Статья 13.5. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств – членов Всемирной торговой организации
Статья 13.6. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, работающими у резидентов свободного порта Владивосток
Статья 13.7. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионатов по профессиональному мастерству, тренировками национальной сборной Российской Федерации по профессиональному мастерству для участия в международных соревнованиях
Статья 14. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности
Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе
Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации
Глава II. Порядок оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию
Статья 16. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию
Статья 17. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации
Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности
Статья 18.1. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников
Статья 18.2. Ведение банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Форма оказания государственной финансовой поддержки
Статья 19. Государственная пошлина, взимаемая за действия, совершаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
Глава III. Регистрация иностранных граждан в Российской Федерации (статья 20, статья 21, статья 22, статья 23, статья 24, статья 24.1, статья 25). – Утратила силу
Глава IV. Учет иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации (статья 26, статья 27, статья 28, статья 28.1, статья 29). – Утратила силу
Глава V. Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
Статья 29.1. Миграционный учет иностранных граждан
Статья 29.2. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
Статья 30. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации
Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации
Статья 32. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников
Статья 32.1. Утратила силу
Статья 32.1-1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Глава V.1. Передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
Статья 32.2. Порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии
Статья 32.3. Утратила силу
Статья 32.4. Приостановление и прекращение процедуры реадмиссии
Статья 32.5. Прекращение процедуры реадмиссии в связи с добровольным выездом иностранного гражданина из Российской Федерации
Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
Статья 33. Ответственность иностранных граждан
Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Глава VI.1. Содержание иностранного гражданина в специальном учреждении
Статья 35.1. Основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях
Статья 35.2. Права и обязанности содержащихся в специальных учреждениях иностранных граждан
Статья 35.3. Порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях, и досмотра вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах
Глава VII. Заключительные положения
Статья 36. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 37. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы
Статья 37.1. Особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Читайте также:
Приложение «Путешествую без COVID-19»: как скачать бесплатно на андроид

О правовом положении иностранных граждан в РФ: ФЗ 115 с изменениями

Каждое лицо, проживающее на территории нашей страны, имеет определённый статус, права и обязанности, которые регулируются Конституцией и другими законами. В России могут находиться подданные иного государства, приезжающие к родным или на постоянное место жительства с трудоустройством. В любом случае отношения будут регулироваться ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» с изменениями, вступившими в силу 31.12.2017.

Условия проживания

ФЗ 115 иностранными гражданами называет лиц, которые не являются подданными РФ и имеют паспорт иного государства. Их нахождение в России регулируется Конституцией, ФЗ и международными договорами.

Иностранцы могут претендовать на временное пребывание, которое определяется по выданной визе. Есть ряд государств, с которыми подписан специальный договор, позволяющий гражданам не оформлять документ. В этом случае срок нахождения в РФ составит:

  1. Приезд по личной инициативе — 90 суток.
  2. Прибытие в страну высококвалифицированного специалиста по приглашению российской компании — срок, указанный в разрешении на работу. На этих основаниях имеет право проживать вся семья работника.

Окончание срока временного проживания является основанием для выезда иностранца из страны. Но он может задержаться, если предпримет следующие действия:

  1. Продлит визу.
  2. Подаст документы на оформление вида на жительство.
  3. Поступит в учебное заведение на очное или заочное отделение.
  4. Заключит контракт с Вооружёнными Силами РФ.
  5. Подаст заявление на получение российского гражданства.

Имея РВП, иностранец может претендовать на постоянное проживание. Правила оформления не изменились. По Закону «О пребывании иностранных граждан на территории РФ» в 2018 году необходимо:

  1. Прожить в стране более года.
  2. Собрать документы на получение вида на жительство за полгода до истечения срока РВП. Заявление может подаваться в территориальные органы при личном посещении или через портал государственных услуг.

Разрешение на постоянное проживание выдаётся на пять лет. По истечении этого срока гражданин имеет право продлить его на такое же время. Процедурой необходимо заниматься за два месяца до истечения срока.

Российская Федерация не признает других гражданств. Исключение составляют страны, с которыми подписан договор о возможности быть подданными двух государств. По этой причине иностранцу придётся оформить отказ от гражданства другой страны. Только в этом случае ему можно получить вид на жительство.

Читайте также:
Въезд иностранных студентов в Россию в 2022 году: когда разрешат и откроют ли границы

Это правило распространяется на граждан Украины, которые владеют русским языком и переехали на постоянное место жительство в РФ. Между странами нет специального соглашения, поэтому отказ от украинского гражданства обязателен. Заверенный нотариально бланк предоставляется в миграционный орган России совместно с остальными документами.

Трудовая деятельность

В законе о правовом положении иностранных граждан в РФ 2018 года указано, что эти лица имеют право распоряжаться своими способностями и имуществом для осуществления предпринимательской деятельности, а также выбирать профессию. Но иностранец обязан получить патент на трудовую деятельность в России. Работодателем может быть физическое или юридическое лицо, у которого есть разрешение на трудоустройство гражданина иного государства. Также им имеет право стать иностранец, оформивший ИП.

Человек, имеющий РВП, не может осуществлять трудовую деятельность вне территории проживания, указанной в документе. Также он не имеет права устраиваться на должность, которая не указана в разрешении на работу. Работодатель может устроить иностранца на работу без обязательных допусков в следующих случаях:

  1. Гражданин приехал в порядке, когда виза не требуется.
  2. Привлекается к работе как высококвалифицированный специалист или является членом его семьи.
  3. Проходит очное обучение и получает среднее профессиональное или высшее образование.
  4. Направляется в филиалы компании, которые находятся на территории РФ.

Работодатель обязан информировать миграционные органы о том, что он принял иностранного сотрудника. С гражданином может заключаться трудовой или гражданско-правовой договор. Также иностранец должен оформить полис добровольного медицинского страхования или договор на оказание платных медицинских услуг. Студенты-иностранцы также имеют право устраиваться на работу. Заключив трудовой или гражданский договор, они получают разрешение на работу.

Обязанности и права иностранных граждан

В РФ иностранцы имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях. Но есть территории, для посещения которых необходимо оформление специального разрешения:

  1. Закрытые военные городки.
  2. Территории с установленным регламентом посещений.
  3. Объекты, на которых ведётся контртеррористическая операция.
  4. Пограничные и экологические зоны.
  5. Объекты воинских формирований.
  6. Территории, где находятся органы власти, связанные с государственной тайной.

Граждане, которые въехали в страну через порты Владивостока или территории Калининградской области и имеют электронные визы, могут размещаться только в этом субъекте. Если у иностранца есть РВП, он не может свободно менять место проживания внутри субъекта или за его пределами.

Иностранным дипломатам, консулам и журналистам право передвижения предоставляется на основании принципа взаимности. Не попадает под это правило посещение объектов, указанных в перечне.

Не могут иностранцы претендовать на государственные должности, они не избирают и не имеют голоса. Избирательные права появляются только в том случае, если у гражданина есть разрешение на постоянное место проживания. В этом случае он может претендовать на должность в органы местного самоуправления.

Главной обязанностью граждан является соблюдение российских законов. Иностранное лицо должно соблюдать правила нахождения на территории РФ. Если сокращён срок временного нахождения, то необходимо покинуть страну в течение 3 дней. При аннулировании вида на жительство лицо обязано покинуть территорию за 15 суток. Если эти условия не выполняются, то РФ имеет право депортировать гражданина. Процедура может осуществляется за счёт нарушителя, организации, которая пригласила его на работу, или РФ.

ФЗ о гражданах иностранных государств был принят 25 июля 2002 года. В статьях Федерального закона указаны права и обязанности подданных другой страны.Иностранцы могут находиться на территории временно или постоянно, отдыхать, учиться или работать.

Новое в законодательстве о правовом положении иностранцев в России

В последнее время, а особенно в 2013 году, все больше растет недовольство в обществе наплывом большого количества мигрантов в Россию, которые приезжают для осуществления трудовой деятельности, но не всегда легально, что приводит к криминализации общества. Правительство Российской Федерации в 2013 году внесло ряд изменений в миграционное законодательство с целью упорядочения въезда мигрантов в Россию, их трудовой деятельности, интеграции их в общество и продолжает обсуждать законопроекты по изменению миграционного законодательства для снижения социальной напряженности и минимизации остроты национального вопроса в многонациональном обществе России.

С января 2013 года безвизовые иностранцы подлежат обязательной дактилоскопии

Без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не имеет права работать на территории нашей страны. Свои отпечатки пальцев обязаны оставить все иностранные граждане, которые обратятся в УФМС за оформлением документов на трудоустройство. Туристы, люди, приехавшие по делам или в гости к родственникам, дактилоскопической регистрации подвергаться не будут. Общая база дактилоскопических данных – это вопрос не только безопасности российских граждан в случае совершения иностранцами правонарушений, но и необходимость для самих приезжих.

Отмечу, что база данных с отпечатками пальцев необходима не только для борьбы с преступностью. Зачастую у трудовых мигрантов, в основном пребывающих из безвизовых стран, документы изымают работодатели, или, например, документы были утеряны. Для покупки билета с целью возвращения на родину требуется свидетельство о возвращении, для оформления которого нужно установить личность иностранного лица и сделать запрос в государство иностранного гражданина. На такие письменные запросы государства гражданства иностранных лиц отвечают длительное время, что вынуждает иностранного мигранта нелегально временно пребывать на территории России. Поэтому введение дактилоскопии может существенно сократить срок пребывания таких граждан на территории России в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность.

Читайте также:
Правила и порядок пересечения границы России: необходимые документы в 2022 году

Иностранные работники должны сдавать экзамен по русскому языку

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При смене работодателя иностранцу придется выехать за пределы России

Отмена получения Разрешения на работу для определенных категорий иностранцев

Иностранцы, имеющие статус временно проживающих в РФ, теперь не должны получать разрешение на работу (Подпункт 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (редакция Федерального Закона от 23.07.2013г.) (далее – Закон № 115-ФЗ). Следовательно, они могут беспрепятственно работать в России, но все-таки не в любом ее регионе, а только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (Пункты 4.2, 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Фирмам и предпринимателям, занимающимся розничной торговлей алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1), в 2013 г. разрешено нанимать временно пребывающих в РФ иностранцев (в том числе безвизовых) (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1243). Однако их численность не должна превышать 25% общей численности работников компании или предпринимателя.

При этом сохранились нулевые квоты (то есть полный запрет) на наем иностранцев для таких сфер деятельности, как:

  • розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31);
  • торговля в палатках и на рынках (код 52.62);
  • прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63).

Наказание для работодателей (компаний и предпринимателей) за нарушение этого запрета очень суровое: штраф в размере 800 тыс. – 1 млн. руб. за каждого мигранта или даже приостановление деятельности на срок до 90 суток (Часть 1 ст. 18.17 КоАП РФ). А директору компании придется расстаться с 45 тыс. – 50 тыс. руб.

Кроме того, усовершенствован порядок привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, а также иностранных работников в составе экипажей судов.

Так, в частности, работодателям (заказчикам работ, услуг) предоставлено право направлять в ФМС России и ее территориальные органы ходатайства о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (заявления о продлении срока действия выданных им разрешений на работу) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Компании, привлекающие на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, получили возможность дистанционно заполнять и направлять по Интернету, в частности через портал госуслуг www.gosuslugi.ru, ряд документов, связанных с наймом высококвалифицированных иностранных специалистов, а именно:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированных иностранных специалистов (Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487) вместе с необходимыми документами (Пункт 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);
  • заявление работодателя о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированных иностранных специалистов (Приложение N 14 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) с пакетом дополнительных документов (Пункт 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Однако это не отменяет обязанности в течение 14 рабочих дней с момента отправки в электронном виде упомянутых ходатайства и заявления (Пункты 6.2, 9, 17.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ) представить их в орган ФМС в бумажном виде;
  • уведомления (Пункт 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):
  • уведомление о выплате высококвалифицированным иностранным специалистам заявленной зарплаты (вознаграждения) (Приложение 7 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);
  • уведомления о фактах предоставления высококвалифицированным иностранным специалистам отпуска без сохранения зарплаты свыше 1 месяца (Приложение 8 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147), а также расторжения с ними трудового (гражданско-правового) договора (Приложение 11 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147).

Запрет на работу по определенным профессиям для иностранцев

Работодатели (заказчики), имеющие право в соответствии с законом привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов к работе на территории РФ, должны подать в федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в сфере миграции, ходатайство, с приложением соответствующих документов. На основании данного ходатайства, иностранному специалисту выдается разрешение на работу. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.

Также внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ об упразднении квот на выдачу приглашений высококвалифицированным иностранным специалистам на въезд в Российскую Федерацию. В результате чего квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Введена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего документа, удостоверяющего личность

Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:

  1. требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
  2. проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
  3. использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
  4. использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Читайте также:
Права иностранных граждан на территории РФ в 2022 году

Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля.

Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

Также территориальным органом федерального органа исполнительной власти проводится процедура опознания с составлением протокола, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина будут утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в более поздний срок.

Усиление контроля за законностью предоставленных иностранцами документов

Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России.

Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется.

Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство, а именно не менее 14 суток. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.

О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства увеличена

Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет: для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.

До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.

Таким образом, в настоящее время наблюдаются тенденции ужесточения ответственности за несоблюдение правил миграционного законодательства, а также изменения привил регистрационного учета, осуществления трудовой деятельности для высококвалифицированных иностранных работников для упрощения процесса интеграции мигрантов в российское общество. При этом Правительство РФ усиливает контроль за соблюдением законодательства. Знание последних новелл касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Положения 115 ФЗ о жизни и работе иностранцев в России

Иностранцы, планирующие трудовую деятельность или временное проживание на территории России, должны учитывать определенные требования законодательства. Поэтому предварительно изучаются положения 115 ФЗ. Нормативный акт содержит сведения о правилах оформления РВП или ВНЖ, а также о нюансах пересечения границы. На его положения ориентируются работники государственных учреждений, выдающие разные разрешительные документы.

К основным разделам закона 115 ФЗ относится:

  • правовое положение иностранцев;
  • возможность и правила оформления РВП или ВНЖ;
  • основания для отказа в получении разрешительной документации;
  • правила передвижения иностранцев между разными регионами;
  • правила трудоустройства иностранцев;
  • нюансы оформления приглашения со стороны россиян или компаний;
  • регулирование рынка труда;
  • регистрация и миграционный учет иностранцев;
  • передача иностранных лиц представителям других государств;
  • отношение к избирательному праву или военной службе;
  • ответственность за нарушение положений закона;
  • правила содержания в специализированных учреждениях.

В текст нормативного акта регулярно вносятся поправки, которые позволяют подстраивать миграционную политику к иностранцам разных государств, так как учитывается экономическая обстановка на мировой арене.

Читайте также:
Штраф за несдачу и отсутствие ПЦР-теста по прилету в Россию: нужно ли загружать на Госуслуги в 2022 году

Значимые поправки

Федеральный закон 115 принят 25 июня 2002 года, но после этого постоянно в него вносятся изменения, упрощающие или ужесточающие процесс пребывания иностранцев в РФ. Изменения вносятся практически каждый год, причем относительно 115 ФЗ последняя редакция вступила в силу 1 марта 2022 года.

Корректировки обычно касаются правил получения ВНЖ и РВП, причем они отличаются для иностранцев разных государств. Для этого учитывается содержание международных договоров, подписанных между двумя странами.

Временное пребывание

Иностранец должен покинуть страну до окончания срока, указанного в разрешительной документации. Допускается продлевать данный период при наличии веских оснований, подтверждающихся официальными документами. Решение о возможном продлении принимается исполнительной властью. Обычно продление предлагается, если иностранный гражданин получил разрешение или патент на работу – ст 5 ФЗ 115.

Если человек желает поступить на военную службу по контракту, то срок его временного пребывания определяется Правительством. Если он планирует обучение, то при выборе аккредитованного учебного заведения период нахождения в РФ продлевается до получения образования.

Правила оформления РВП

Согласно 115 ФЗ иностранные граждане получают разрешение на временное проживание только в пределах квоты, которая устанавливается Правительством. Оно действует 3 года, а также позволяет законно работать или учиться в РФ. Без квоты РВП выдается при следующих условиях:

  • иностранец не может оформить ВНЖ без РВП;
  • оформляется документ на ребенка, родитель которого проживает по РВП в России;
  • РВП запрашивается супругу российского гражданина;
  • иностранец признается недееспособным, поэтому оформляет разрешительную документацию вместе с родителем или опекуном;
  • человек вложил крупную сумму в экономику страны;
  • иностранец поступил на военную службу, поэтому РВП выдается на срок действия контракта;
  • человек представлен участником программы, по которой предлагается возможность добровольного переселения на территорию РФ бывших соотечественников;
  • он проживает в стране, которая входила в состав СССР, а также представлен жителем Украины.

Выдается РВП по официальному заявлению и другой документации. Предварительно проводится дактилоскопическая регистрация в консульстве или диппредставительстве.

Отрицательное решение принимается по следующим основаниям:

  • человек создает угрозу безопасности РФ;
  • финансирует или планирует вступить в экстремистские организации;
  • больше раза привлекался к ответственности за административные правонарушения;
  • ранее выдворялся за пределы России за правонарушения или преступления;
  • передал представителю государственных органов поддельные документы или бумаги, содержащие ложные сведения;
  • осужден за тяжкие преступления;
  • год не занимался официальной трудовой деятельностью в РФ;
  • за три года нахождения в России не купил и не оформил в аренду жилое помещение;
  • выехал за пределы РФ на территорию иного государства для ПМЖ;
  • выезжал на срок, превышающий 6 месяцев;
  • имеет судимость по тяжким преступлениям, причем она может быть непогашенной или неснятой;
  • брак с россиянином признан недействительным;
  • выявляется наркотическая зависимость или ВИЧ-инфекция;
  • не передал представителям власти нужный пакет документов;
  • самостоятельно составил заявление об аннулировании РВП.

Специфика получения ВНЖ

Вид на жительство выдается только иностранцам, которые не меньше года жили в РФ по РВП. Без этих условий ВНЖ выдается иностранцам:

  • родившихся на территории РСФСР;
  • представленных несовершеннолетними детьми иностранца, постоянно проживающего в России;
  • подтверждающих свое близкое родство с россиянином;
  • признанных носителями русского языка;
  • являющихся высококвалифицированными специалистами;
  • работающих в российской организации не меньше 6 месяцев до подачи заявки на ВНЖ;
  • освоивших образовательную программу РФ в аккредитованном учреждении;
  • проживающих в РФ после прекращении гражданства этого государства.

ВНЖ не обладает ограниченным сроком действия, но исключением представлен документ, выдающийся высококвалифицированным специалистам и членам его семьи, так как им можно пользоваться только до того момента, пока не закончится срок действия разрешения.

Для оформления ВНЖ готовится заявление, документы об образовании, подтверждение платежеспособности, бумаги на выбранную жилую недвижимость и другая документация, уточнить которую надо у работников ФМС.

Существует несколько причин, по которым аннулируется документ или принимается отрицательное решение о выдаче ВНЖ. Это возможно для следующих иностранцев:

  • создающих угрозу безопасности страны;
  • финансирующих террористические акты;
  • ранее выдворенных за пределы РФ;
  • подделывающих документы;
  • предоставляющих ложную информацию;
  • осужденных или обвиняемых в тяжких преступлениях;
  • имеющих судимость;
  • привлекающихся неоднократно к административной ответственности;
  • не обладающих оптимальным капиталом для содержания семьи;
  • не имеющих жилье для постоянного проживания;
  • уехавших в другую страну на ПМЖ;
  • находящихся вне РФ больше полугода;
  • не подтверждающих больше двух лет место своего проживания на территории России.

Какие документы удостоверяют личность иностранцев

Они удостоверяют свою личность с помощью иностранного паспорта или иного официального документа. Он должен выдаваться другим государством. Допускается пользоваться им при общении с представителями власти.

Нюансы трудовой деятельности

Иностранцы, имеющие ВНЖ или РВП, могут официально трудоустроиться к физлицам или юрлицам. Перед подписанием договора работодатель обязан убедиться в наличии разрешения на работу или патента. Существуют некоторые нюансы для разных иностранцев:

  • высококвалифицированные специалисты получают от 58 до 160 тыс. руб. в месяц;
  • для медицинских работников предлагается не меньше 1 млн. руб. в год;
  • запрещена работа, связанная с религиозной или проповеднической деятельностью;
  • специалисты приглашаются российскими нанимателями, а также для них оформляется разрешение на длительный период;
  • иностранцы часто работают по патенту, выдающемуся ФМС на основании заявления, паспорта и миграционной карты;
  • патент выдается только после прохождения медосмотра, подтверждающего отсутствие опасных инфекционных заболеваний;
  • допускается трудовая деятельность для иностранных студентов, но для этого предварительно оформляется разрешение на работу.

Отношение иностранцев к государственной и военной службе

Федеральный закон 115 ФЗ определяет, что иностранцы не могут находиться на муниципальной службе, а также становиться членами военного корабля. Они не принимаются на работу в учреждения, занимающиеся обеспечением безопасности страны.

Иностранцы не призываются на военную или альтернативную службу. Они могут заключить контракт, после чего принимаются на работу в ВС РФ.

Правила составления приглашения

Приглашение предоставляется представителями власти, а также содержит ФИО, дату и место рождения, гражданство и пол иностранца. Указывается цель поездки и планируемый срок нахождения на территории РФ. Приводится название приглашающей компании, ее адрес и личные сведения руководителя.

Читайте также:
Законы и указы пересечения государственной границы России в 2022 году: порядок въезда и выезда

Приглашение формируется по заявлению органов власти, международных компаний, консульств, диппредставительств или местных администраций региона, а также юридических лиц или частных граждан, представленных российскими гражданами. При необходимости всегда можно проверить его действительность.

Миграционный учет и контроль

Учет выполняется на основании ФЗ «О миграционном учете». Контроль выполняется исполнительной властью. Это относится не только к туристам, но и к представителям дипломатических представительств и консульств.

Иностранцы при пересечении границы заполняют миграционную карту, содержащую только актуальную информацию.

Ответственность за нарушения

Если приезжие нарушают требования 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан, то они выдворяются за пределы России, а также привлекаются к уголовной или административной ответственности. Они лишаются права повторного посещения государства на определенный срок или навсегда. При привлечении к ответственности учитываются законы РФ, а не других государств.

Полезное видео

Юрист о новом порядке получения РВП – статья 6 115 ФЗ:

Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиренко И. Н.

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.

Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД

Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.

В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.

Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.

Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-

вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.

Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.

Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.

Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-

Читайте также:
Студенческая учебная виза в Россию для иностранцев: список документов и оформление в 2022 году

1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.

Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.

В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.

Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.

Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?

По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-

2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.

ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.

Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.

Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).

Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.

Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.

В связи с изложенным, статья может быть рекомендована в печать.

управления, д.ю.н., профессор Абдулаев М. И.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: