Гармония и контрасты Английского сада

Эстетика композиции

Дом и сад №3(66)-2012

Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

Композиция — это построение и взаимосвязь элементов любого произведения, позволяющая добиться его единства и завершенности. По отношению к устройству цветников сложно установить точные правила художественного решения, но некоторые эстетические принципы стоит привести.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Одним из главных свойств любой композиции можно назвать целостность. Применительно к цветникам это и единство посадочного места и композиционного решения, и идея, целостный образ, лежащий в его основе. Найденная общая тема цветника позволит провести отбор элементов и изобразительных средств (растений, цветовых решений и сочетаний) для создания законченной композиции. Образ и тему цветочной композиции могут навеять архитектура дома или образ сада, личные пристрастия (цветовые и стилистические) и ассоциации (пышное цветение или злаки на лугу), увлечение выращиванием определенных культур.

ГАРМОНИЯ И КОНТРАСТ

Гармония и контраст — два основных художественных приема, которые используются в композиционном решении как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Контрастными или гармоничными могут быть комбинации красок, света, текстур, форм, образов.

Контраст — резко выраженная противоположность, проявляющая полярные черты (размеров, форм, цвета, структур и т.д.) и подчеркивающая их разность. Это сильный прием, позволяющий избежать монотонности и однообразия. Тональный контраст — светлого и темного — оживляет цветники, не давая теряться темным тонам и размываться светлым. Выразителен контраст, построенный на сочетании теплой и холодной цветовой гаммы.

Контрастные цвета , расположенные рядом, усиливают взаимное звучание, создавая неимоверное напряжение, поэтому не стоит размещать более одной контрастной композиции на момент цветения в одном видовом кадре.
Контраст формы и размера, на котором мы строим теневые и зеленые композиции, можно назвать основой цветников. Поскольку лишь композиции, учитывающие форму куртины, габитус растений, в том числе размер и текстуру листвы (крупная и рассеченная, блестящая и матовая, округлая и злаковидная), создадут действительно стабильно декоративную картину, которую уже дополнят эффекты цветения.

Контрастирующие формы соцветий — плотные и ажурные, свечевидные и зонтичные, шары и вертикали — не только залог интересной цветочной композиции, но и основа сегодняшней эстетики.

Контрастом статики и динамики , движения и покоя можно назвать и актуальное ныне сочетание регулярных форм и рассыпчатого наполнения, топиарных и структурных элементов со свободными природными посадками, например, злаков или разнотравья.

И все же стоит помнить, что большое количество контрастных сочетаний, особенно по нескольким признакам одновременно (форма, цвет, размер), способно перегрузить садовую картину, создавая излишнюю вычурность и пестроту. Злоупотребление контрастом всегда выглядит утомительно и неправдоподобно. Избыток декоративности в композициях из разных по форме крон растений со всеми возможными оттенками листвы — пока весьма частая и узнаваемая картина в наших садах.

1. Классическую композицию сиреневого бордюра, построенную на тончайших переливах лиловых оттенков, организует повторяемость цветовых пятен (весеннее цветение василистников, колокольчиков, синюх и декоративных луков), вставок архитектурных растений, вертикальных акцентов заднего яруса и куртин цветущих гераней. Летом их сменят ритмичные акценты из цветущих роз, дельфиниумов, шалфеев, осенью — из очитков видных и многолетних астр. Работа знаменитого английского дизайнера Арабеллы Леннокс-Бойд в усадьбе Uscot House.

2. Двуцветный миксбордер из взаимодополняющих цветов контрастной гаммы поражает богатством подобранных оттенков желто-золотистых и сине-голубых тонов. Сад Дины Деферм, Бельгия.

3. Весенняя композиция из ириса сибирского и видового лилейника — пример сочетания, контрастного по цвету и нюансного по листве.

НЮАНС

Нюансная гармония основана на принципе подобия и подчеркивает схожесть. Она достигается объединением аналогичных элементов — красок, форм, текстур, их повторением, но с некоторым отличием. Нюанс можно построить, например, на использовании сближенных оттенков цвета, разновеликих, но одинаковых форм, то есть за счет подбора элементов похожих, но несколько различных.

Нюанс — прием более сложный и тонкий, смягчающий и обогащающий цветочные композиции. Он требует вкуса и наблюдательности, успокаивает и гармонизирует картину, не вызывает эмоциональной напряженности, и с ним нельзя переборщить, поэтому нюансные сочетания доминируют в саду. Выразительна гармония форм вертикальных соцветий горцев, дербенников и вероникаструмов, пушистых соцветий маклеи и скумпии, ажурной листвы астильбе и папоротников. А нюансные цветовые переходы в рамках одной цветовой гаммы или оттенков одного цвета, несомненно, производят завораживающее впечатление. Гармоничным и интересным решением можно назвать сочетания, контрастные по одному признаку и нюансные по другому. Например, цветовой контраст ирисов сибирских и видовых лилейников с линейной листвой, нюанс пурпурных вертикалей астильбе китайской ‘Vision in Red’ со звездчатой россыпью астранции ‘Сlaret’, лиловые переливы цветущих луков и шалфеев, контрастирующих формой.

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом — голубовато-серым, на красном — зеленовато-серым, на зеленом — красновато-серым, на синем — оранжево-серым и на фиолетовом — желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи — желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый — собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

  • красный — зеленый = красный — (желтый и синий);
  • синий — оранжевый = синий — (желтый и красный);
  • желтый — фиолетовый = желтый — (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство — это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — цветотональную гармонию».

Когда Оствальд утверждает, что «. цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

  • желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный — как красный и синий — как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.

Сад контрастов

Как известно, всё познаётся в сравнении. Нарисованную на листе бумаги линию мы посчитаем короткой только в том случае, если рядом с ней увидим более длинную. Подобным образом и впечатление от цвета может быть усилено или ослаблено посредством различных сочетаний. Восприятием цвета нашими органами чувств управляют законы цветовой гармонии, поэтому для создания по-настоящему эффектных и живописных растительных композиций на садовом участке необходимо знать основные принципы управления цветом.

Увлечение садоводством способствует расширению кругозора, формированию художественного вкуса и развитию творческого начала. Садовый дизайн можно сравнить с живописью, где растения – это палитра садовода, а сад – его холст. Или с красивой музыкой, складывающейся из гармоничного чередования звуков, – в саду эта неповторимая гармония достигается путём сочетания различных цветов и форм.

Психофизиологами установлено, что цвет воздействует на человека сильнее, чем звук, запах и вкус. Поэтому на садовом участке, куда вы приезжаете отдыхать, особенно важно создать гармоничную цветочную композицию. Для этого необходимо учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму участка и колорит окружающего пейзажа.

История в красках

С древних времён цвету приписывались мистические свойства, основанные на особенностях его восприятия человеком. В Европе широко применялась цветовая символика, пришедшая с Древнего Востока: красный цвет означал добродетель, жёлтый – здоровье, зелёный и синий – мудрость, белый – холод и чистоту, чёрный – силу и грех.

В эпоху Возрождения произошёл отказ от символического отношения к цвету и были предприняты первые попытки его изучения. Так, Леонардо да Винчи особо выделял четыре цвета: красный, жёлтый, зелёный и чёрный, с помощью которых он передавал на своих полотнах объём, эффекты светотени и воздушную перспективу. В XVII веке Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, состоящий из семи основных цветов. Кроме них человеческий глаз способен выделить в спектре 16 красных, 29 оранжевых и жёлтых, 30 зелёных, 18 голубых, 5 синих, 30 фиолетовых и около 30 пурпурных оттенков.

Первая научная теория цвета возникла в эпоху Просвещения, когда Исаак Ньютон открыл явление дисперсии света. Он систематизировал цвета и создал первый 7-частный цветовой круг. В XIX в. немецкий учёный Грассман упростил этот круг, введя в него пурпурный, не спектральный цвет. А в XX веке американский учёный А. Манселл добавил к 8-частному кругу Грассмана жёлто-зелёный и зелёно-голубой оттенки, построив 10-частный круг. В Англии и Америке его широко используют в полиграфии и текстильном производстве для подбора гармоничных цветовых пар. Цветовые круги, основанные на дисперсии света, часто называют физическими, или кругами контрастных цветов.

Листва жёлтых оттенков такая же яркая, как и цветки, но сохраняется в композиции гораздо дольше, что необходимо учитывать при создании сезонных групп.

Немецкий поэт и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте занимался теорией цвета на протяжении 40 лет и свои научные положения изложил в книге «Учение о цвете». В отличие от Ньютона, его учение основывалось на восприятии цвета человеческим глазом. Гёте сделал вывод, что наше зрение в ответ на воздействие цветовых раздражителей продуцирует противоположный цвет. Поэтому его принцип построения колористического круга основан на законе цветовой индукции, или взаимного влияния цветов. Гёте построил 6-частный круг, расположив напротив контрастные цвета: красный и зелёный, синий и оранжевый, жёлтый и фиолетовый.

В ХIХ веке продолжилась модификация этого круга. Смешивая попарно соседние цвета и продолжая удвоение, исследователи создали 12, 24, и 48-частные цветовые круги, по которым можно быстро подобрать гармоничные сочетания. Круги, основанные на законе цветовой индукции, называют кругами дополнительных цветов.

«Нюансы» колорита

Современная колористическая система основывается на 12-частном цветовом круге. В него входят три первичных цвета (красный, жёлтый, синий) и полученные от их смешения вторичные: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Между ними расположено шесть промежуточных оттенков, составленных из первичных и вторичных цветов. Это жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зелёный и жёлто-зелёный.

Важнейшими композиционными средствами являются контраст и нюанс. Контраст – это сильно выраженное различие свойств и пространственных форм, привносящее в композицию разнообразие. Нюанс – тонкий переход незначительно различающихся форм, окрасок и пространств. Нередко считают, что гармоничная цветовая композиция может быть основана только на нюансах родственных оттенков. Но гармония предполагает и единство противоположностей, поэтому колоритные композиции могут быть составлены из двух-трёх цветов, между которыми есть чётко выраженные различия. При создании контрастных сочетаний используют цвета, расположенные в 12-частном колористическом круге напротив друг друга.

В контрастных сочетаниях с красными цветами или желтовато-зелёной листвой растения синих тонов должны располагаться большими группами. Гармоничным считается соотношение площадей, занимаемых жёлтыми и синими растениями в цветнике, равное 3:8.

Существует несколько типов цветовых контрастов, каждый из которых оказывает свойственное только ему зрительное воздействие. Использование их уникальных особенностей позволяет раскрыть все основные художественные возможности цвета. Контрасты различаются по цветовому тону (дополнительные или контрастные пары), по насыщенности (чистые и смешанные цвета) и по количеству света (светлые и тёмные цвета). Контраст по цветовому тону – самый простой; его можно продемонстрировать с помощью основных спектральных цветов. Жёлтый, красный и синий обладают наиболее ярко выраженными различиями, поэтому их сочетание называется основным гармоническим контрастом.

Цветовой тон – это характеристика цвета, которая позволяет сравнивать его с другими цветами спектра, расположенными в круге в строгой последовательности. Сами по себе световые волны окраски не имеют: цвета возникают только при восприятии их человеком или некоторыми животными, имеющими цветовое зрение. Микроскопические колбочки и палочки сетчатки глаза преобразуют световые волны длиной 400–700 миллимикрон в различные цвета.

Таким образом, окраска растения определяется характером отражённых от его поверхности световых лучей. Например, от поверхности листьев или травы отражается, прежде всего, зелёная часть спектра. Другая часть задерживается в их структуре, многочисленно отражаясь от частиц синего и жёлтого пигмента. Поэтому поверхность листа будет казаться нам либо желтоватой (если в его структуре больше жёлтого пигмента), либо голубоватой (если преобладает синий пигмент). И только их равные пропорции обеспечивают нейтральный зелёный цвет листвы.

Окраску цветочных растений обеспечивают краплак, кадмий, кобальт, ультрамарин и другие пигменты. Большинство цветов окрашено в красные и фиолетовые тона, реже встречаются растения с синими и голубыми цветками.

Растительная палитра

Жёлтый цвет: растения с жёлтыми цветами, присутствующие в композиции, обычно являются доминантой, оптически выступая вперёд и притягивая к себе взгляд. Можно перечислить некоторые из них, самые распространённые в садоводстве. Это девясил, манжетка, вербейник, солидаго, коровяк, бузульник, кореопсис, энотера, тысячелистник, подсолнечник, лилейник, пупавка, гелениум.

Приглушенные жёлто-зелёные тона, напротив, являются хорошим фоном для цветов ярких окрасок. Листва жёлтых оттенков такая же яркая, как и цветки, но сохраняется в композиции гораздо дольше, что необходимо учитывать при создании сезонных групп.

Можно объединить растения с ярко-жёлтой листвой и оранжевыми цветами, а приглушённая жёлтая листва создаст изысканную гармонию с зеленовато-жёлтыми цветками. Для осенних садовых композиций хорошо использовать кустарники с жёлтой осенней листвой: бересклет, облепиху, чубушник, лапчатку кустарниковую и другие. Жёлтые декоративно-лиственные растения и злаковые травы вносят умеренную яркость. А при их сочетании с ярко-красными цветами возникает ассоциация с огнём, потому что жёлтый цвет как бы освещает красный изнутри.

Красный цвет: самый «горячий» из тёплых тонов, ассоциируется с пламенем и кровью, возбуждает и поднимает настроение, что связано с активизацией всех функций организма. Растения красного цвета выдвигаются на передний план, оказывая самое интенсивное тональное воздействие.

Георгины, лихнисы, гладиолусы, монарды, люпины, гвоздики, гравилаты, флоксы, астильба, лилейники, маки, тюльпаны имеют самые разнообразные оттенки: алый, пунцовый, малиновый, бордовый, красно-коричневый, кроваво-красный и другие. При попытке создания из них монохромного «красного цветника» необходимо использовать больше пурпурной листвы в качестве фона и растения спектрального красного цвета. На фоне зелёного газона красные цветы выглядят более насыщенными, поэтому большие красные пятна в саду могут вызывать чувство агрессии.

На белом фоне красные цветы оптически приближаются, на тёмном (чёрном или фиолетовом) – отдаляются и бледнеют. Наиболее контрастно выглядит сочетание красных и синих цветов на нейтральном (белом или сером) фоне.

Синий цвет: холодный и «отдаляющий» – чем дальше от наблюдателя расположены предметы, тем сильнее они кажутся окрашенными в синие тона. Соответственно, цветы синих оттенков сливаются вдали, и рассмотреть их можно только с близкого расстояния. Колокольчик, василёк, синюха, синеголовник, лён, люпин, ирис, дельфиниум, бруннера, печёночница, мускари, обриетта, агератум, ипомея, петуния имеют интересные формы и неповторимые оттенки: кобальт, ультрамарин, васильковый, бирюзовый, цвет морской волны. Окраска этих растений проявляется ярче в композициях с жёлтыми и белыми цветами.

Тёплые оттенки оранжевого цвета усиливают насыщенность синих и сине-зелёных тонов, поэтому в озеленении традиционно используется сочетание различных видов тагетиса и лобелии.

Психофизиологи оценивают синий цвет как тяжёлый и строгий, способствующий затормаживанию физиологических функций. Поэтому для оживления мрачных сочетаний синих цветов с фиолетовыми и тёмно-красными целесообразно включать в композицию растения с цветками светлых тонов: розовыми, кремовыми или белыми.

Зелёный цвет: символизирует мир и плодородие, покой и постоянство; действует успокаивающе, снижает кровяное давление и повышает работоспособность. Оттенки – болотный, салатный, оливковый, изумрудный и другие. В сочетании с тёплыми тонами зелёный отходит на задний план, поэтому на его фоне хорошо выделяются жёлтые и красные цветы. Напротив, синие и фиолетовые тона, гармонируя с зелёным, выдвигают его на передний план. При создании растительных композиций в них часто включают такие декоративно-лиственные растения, как копытень, бадан, горянки, манжетку, молочай, кочедыжник, страусник, щитовник и другие.

Тёмно-зелёная листва усиливает насыщенность розовых и бледно-красных цветов, сине-зелёные листья создают эффект тени, поэтому с ними хорошо сочетаются растения с серебристой или золотистой листвой и голубыми цветками. Желтовато-зелёные листья выглядят светлыми и блестящими, благодаря чему они хорошо гармонируют с цветами абрикосового и жёлтого цвета, а с голубыми и розовато-лиловыми образуют контрастные сочетания.

Королевский контраст

Разработка колористических растительных композиций – сложное, но очень увлекательное занятие. Мне кажется, любой садовод может создать на своём участке гармоничную трёхцветную композицию, которую я сфотографировала прошлой весной в загородной резиденции Английской королевской семьи – Хемптон-Корт. Она является частью миксбордера, расположенного на фоне старинной кирпичной стены, и состоит из лимонно-жёлтого лилейника, красной пеларгонии и синего гелиотропа. Окраска этих растений представляет собой триаду основных цветов.

Контрастную трёхцветную композицию можно также создать из любых других цветов, расположенных в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-частный цветовой круг. Однако необходимо учитывать, что интенсивность контраста по цветовому тону уменьшается по мере того, как цвета удаляются от первичных, и различие между оранжевым, зелёным и фиолетовым будет намного слабее основного гармонического контраста, а воздействие на наблюдателя триады промежуточных оттенков окажется ещё менее выраженным.

Английский стиль в ландшафтном дизайне

При всем многообразии современных ландшафтных решений, гармоничность и простота классического английского садового стиля для многих осталась эталоном, на который равняются, к которому стремятся. Присущая англичанам чопорность и педантичность в садово-парковой культуре трансформировалась в совершенное сочетание лаконичности и яркости цветовых контрастов, функционала и эстетики, уюта и особой атмосферы. Однако выбрав именно английский стиль в ландшафтном дизайне для оформления загородного участка, необходимо понимать, что достойный результат достижим при наличии чувства меры и следовании канонам. Без базовых элементов получится слабая вариация на тему, которая вряд ли сможет претендовать на респектабельность оригинала.

Основные элементы английского пейзажного стиля

Каждый стиль в ландшафтном дизайне базируется на определенном наборе элементов, на которых строится проект. Английский стиль, иначе называемый пейзажным, прежде всего, естественность, и сохранение природного рельефа. Это видимая хаотичность и небрежность, достигаемая за счет тщательной планировки. По сути – имитация дикой природы, в которой продуманы и выверены все детали, и каждая размещена на своем месте. При кажущейся простоте, разработка проекта в этом стиле и его воплощение, это сложный и кропотливый процесс и заказать ландшафтный дизайн под ключ зачастую оптимальный вариант, хотя и не единственный. Рассмотрим базовые элементы английского садового дизайна.

Структура и зонирование

Как и все сферы жизни этой нации, английский сад характеризуется продуманной структурой и четким зонированием. Он создается как обширная прогулочная зона с разнообразными объектами, сменяющими друг друга и манящими провести на лоне красочно оформленной природы как можно больше времени, дать отдых и телу, и духу. Традиционный английский стиль садового дизайна подразумевает обязательный набор определенных зон и объектов, включающий:

  • газон;
  • малые формы (беседки, павильоны, перголы, патио);
  • сад (декоративный, реже плодовый);
  • водоем.

Зонирование обеспечивается за счет ухоженных живых изгородей или высоких каменных бордюров, с этой же целью могут использоваться подпорные стенки и шпалеры. Учитывая, что английский сад ландшафтный дизайн подразумевает натуральный, умело обыгрываются все особенности участка – если позволяет рельеф, зонирование осуществляется за счет разных по высоте уровней. Все эти приемы позволяют обозначить довольно четкие рамки и выделить главные объекты, между которыми образуются прогулочные зоны. Их обрамляют цветниками и рабатками, а соединяют извилистыми дорожками, мощеными натуральным камнем. Визитной карточкой английского стиля в ландшафтном дизайне являются именно яркие, односторонние или двусторонние рабатки (миксбордеры).

Классические растения

Кроме структуры и зональности, английский пейзажный стиль в ландшафтном дизайне, это и особый подход к выбору растений. Предпочтение отдается классике:

  • кустарники – розы, самшиты;
  • деревья – клены, катальпы, декоративные яблони;
  • многолетние цветы – лаванда, дельфиниумы, гейхеры; герани; котовники; вероника;
  • однолетние цветы (луковичные) – тюльпаны, крокусы, мускари, нарциссы.

Здесь нет места невзрачности и однообразию, цветы должны быть яркими, поражать цветом, формой или габаритами. Каждому растению должен быть обеспечен соответствующий уход, только при соблюдении правил агротехники можно достигнуть желаемого эффекта. Подбирается цветное великолепие с учетом сезонности – чтобы не успели отцвести весенние, а летние уже были на подходе, пока их не сменят осенние. Не беда, если не хватает собственного опыта, красивые идеи ландшафтного дизайна загородного дома можно почерпнуть из разных источников. А уже воплотить самостоятельно или с помощью профессионалов.

Зеленый фон

Доминантным цветом английского стиля в ландшафтном дизайне является зеленый во всех вариациях, что обусловлено обилием газонов. Ухоженные, больше похожие на ковры, они не только заполняют пространство, но и уравновешивают буйство красок в рабатках и цветниках, одновременно подчеркивая их красоту. Если убрать этот зеленый фон, сад потеряет свою гармонию, превратившись в нагромождение отдельных элементов. Различные виды ландшафтного дизайна «завязаны» на газоне во всем его многообразии, в пейзажном стиле это не только лужайки, но и дорожки с травяным покровом.

Гармония цвета

Гармоничность в английском саду достигается не только за счет газона и сезонности, но и за счет цветового баланса, особое внимание уделяется колористике. Здесь нет места сдержанности или блеклому спокойствию, напротив – буйство красок, с оттенками и переливами, образующее единую картину. Но при этом ландшафтный дизайн загородного дома в английском стиле не приемлет аляповатости и небрежности. В основе успеха контраст – яркость и насыщенность разбавляют нежностью и воздушностью с ориентацией на общую гамму. Например:

  • чтобы подчеркнуть насыщенность лилового, его оттеняют розовым;
  • фиолетовый разбавляют синим;
  • желтому добавляют яркости оранжевым.

При выборе цвета также ориентируются на его чистоту, иначе сыграть на контрастах просто не получится.

Ориентация по высоте

Как на уроке физкультуры в школе, так и в английском саду, растения подбираются не только по цвету и сезону, но и по росту. Если некоторые стили в ландшафтном дизайне допускают некую небрежность, то здесь все цветники, будь то рабатки или фантазийные клумбы, формируются с увеличением высоты растений к заднему плану или центру. Исключение составляют растения-солисты, иначе называемые «живыми скульптурами». Они служат акцентами на фоне низкорослой, пышной растительности, возвышаясь над поверхностью подобно изваяниям. Это может быть куст плетущейся розы или самшит, стриженный в виде шара, популярны и тисовые пирамиды.

Не стоит забывать, что недостаточно только воплотить идеи ландшафтного дизайна загородного дома, чтобы участок всегда выглядел презентабельно, он нуждается в постоянном уходе. А уж английский стиль требователен как никакой другой – даже одно запущенное растение подпортит вид, не говоря за сорняки или заросший газон. Поэтому важнейшим аспектом является тщательный и своевременный уход.

Контрасты в саду

Чтобы сделать свой сад действительно ярким и запоминающимся, специалисты рекомендуют поиграть на контрастах. Но, конечно же, при этом все должно выглядеть красиво и создавать гармонию на участке.

Гармоничное сочетание цветов вызывает у людей разные эмоции, например, все оттенки зеленого у большинства людей ведут к ощущению спокойствия и комфорта, а контрастные им яркий, динамичный оранжевый с синим – поднимают настроение.

Иногда контраст – понятие, противоположное гармонии, но именно оно делает ландшафтные картины оригинальными и незабываемыми. Взаимодействие противоположностей – таких как темное и светлое, симметрия и асимметрия и даже порядок и хаос – может стать основой композиции как целого сада, так и отдельных его уголков.

Контрасты возникают за счет противопоставления красок, форм и структур. Так, кустарник с пятнистыми желтыми листьями хорошо смотрится в живой изгороди только в том случае, когда выделяется на фоне своих многочисленных зеленых соседей.

Но не только отдельные растения или декоративные объекты сада контрастируют между собой. Контраст создается и сменой стилей, в которых выполнены отдельные участки сада. Конечно, здесь всегда следует знать меру, чтобы поиск контрастов не привел к элементарному беспорядку.

С помощью контрастов можно также изменить ощущение от размера предметов. Вот, например, если с большим предметом расположить еще больший по размеру, то первый будет восприниматься меньше.

Также и с цветом. Например, светлые цвета могут выглядеть еще светлее на темном фоне. При этом корректируются цвета в природных композициях временем года и суток, освещенностью и состоянием погоды.

Вы можете использовать контрастные цветовые решения в различных частях своего сада, но у них должны быть общие объединяющие элементы. Это может быть присутствие одного вида растений, повторяющихся элементов декора или рисунка мощения дорожек, горок и т. п. Другим интересным элементом может стать использование в различных частях сада одинаковых по цвету, но разных по форме или размеру цветов.

Возможностей использования контраста в саду великое множество – это твердый камень и хрупкое растение; светлая листва на фоне темной; приятная текстура деревянной скамьи и грубая, шероховатая гравийная дорожка; колоновидная форма кроны рядом с шаровидной. Также практически в любом саду создаются контрасты между открытыми и закрытыми пространствами. Закрытые пространства можно спроектировать с помощью архитектурных сооружений – стен, арок, заборов. Это может быть также и естественный ландшафт – например, холмы, склоны или же высокие деревья. В пример открытого пространства в саду можно привести газон, лужайку, летнюю террасу без крыши.

Собираясь создать яркую, оригинальную композицию, помните о том, что ее нельзя строить полностью на контрасте, а также злоупотреблять им. Используя контраст, обязательно сочетайте его с нюансом.

Что же такое “нюанс”? Это тонкий переход между красками, пространствами и формами, которые незначительно отличаются друг от друга. Использовать нюанс желательно с учетом хорошего знания материалов для декорирования участка. Цветовая композиция сада чаще всего строится именно на нюансах – таким образом удается избежать слишком грубых переходов.

Если вы только планируете дизайн своего сада – обязательно найдите в нем место для контраста – не пожалеете. Наоборот, вы сможете убедиться в том, что не только гармония способна вызывать чувство завершенности ландшафта и подчеркивать утонченный вкус хозяина сада.
Ваш сад непременно будет выглядеть стильно и ярко!

Сад в английском стиле

Английский сад создан для того чтобы все казалось естественно, чтобы было место для размышления. Английский стиль ценит натуральность. Пейзаж английского стиля рассчитывает на сохранение баланса между церемонностью англичан, и живой природой, добавив в пейзаж элементы романтизма и загадочности.

Сделать английский сад – реально, даже если вы не были в Англии. Правильное применение цвета, материалов, элементов декора, фурнитуры и растений превратит любой сад в ухоженное, стильное и безупречное место.

Наследие парков и садов Англии

Наши предки воспринимали природу как недружелюбное место. Именно Англия изменила наше отношение к окружающей нас среде. Мир за порогом своего дома стали ценить, уяснили важность не только лишь практически, а и эстетически.

Сад в английском стиле привнес много деталей, которые кажутся нам банальными.

Ранее английское поместье включало в себя:

Пруд – должен был быть в каждом английском саду, хоть небольшой, и с извилистыми очертаниями.

Живая изгородь – такое ограждение использовалось, чтобы у животных не было возможности подойти близко к дому, а также не заслонять весь вид на местность.

Бугристые лужайки – английский ландшафтный дизайн характеризуется чередованием равнин и насыпей. Холмы лучше всего отражают природный ландшафт, нежели чем плоское поле, выглядящее уныло.

Рощи деревьев – высаживались вблизи дома. Деревья прекрасно смотрелись с лужайками на холмах.

Особенности английского стиля

Английский сад – это старомодность, естественность цветов и материалов, романтизм и влечение к древности. Ландшафт английского стиля стирает грань между природой и современным прогрессом. В этом успех стиля, и его постоянная популярность.

Прежде всего, английский сад основан на геометрии, которая не кидается в глаза. Если глядеть сверху, то дорожки встречаются у одного центра, а прямоугольные формы и круги совмещаются, чтобы придать пейзажу ощущение порядка, законченности.

Элементы, которые делают сад истинно английским:

  1. Живые изгороди и цветочные стены.

Сторонитесь дикорастущих, чересчур пышных бордюров.

Английский ландшафт представляет собой геометрические фигуры, наподобие круга, овала, квадрата и прямоугольника.

  1. Несколько видов растений.

Моноконцепция при выборе растений для клумбы – главная черта английского стиля. Не высаживайте все подряд, сосредоточьтесь лучше на 2-3 видах, и используйте разные их оттенки. У вас должен быть контраст между многообразием цвета и спокойствием окружающего вас местом.

  1. Одинаковые элементы в отделке охватывающего пространства и дома.

Повторяющие материалы, как кирпич или камень, в колоннах, садовых стенах, фонтанах и бассейнах поможет объединить в одно целое сад и дом.

  1. Пышное цветение однолетников.

Они цветут в течение 4 месяца, чем не может похвастаться многолетнее растение или кустарник. Используйте однолетники в дорожках, по краям или в центре клумбы.

Дорожки

Трудно себе представить английский сад без садовых дорожек. Материал для дорожек прост и найдется в любом хозяйстве: плитка, кирпич, гравий. Дорожки могут быть параллельными друг другу или одиночными, тогда посаженные между ними рабатки и газоны будут гармоничными.

Основное правило – сужайте дорожку, если вдруг она ведет к уединенному и уютному месту, и сделайте ее шире, если дорожка подходит к открытому месту, где собираются люди.

Дорожка из гравия

Дизайн английского стиля – это садовая дорожка из гравия, она не представляет себе больших затрат и соорудить ее проще всего. Бордюр из известняка или камня придаст дорожке законченный вид и разрешит вписаться в английский сад.

Английскому саду характерны дорожки из камня, тротуарной плитки. Данные материалы долговечны и не требуют особенного ухода. Форма должна быть прямоугольная или квадратная.

Тротуарная плитка декоративна и станет прекрасным дополнением в английский сад. Прослужит она несколько десятков лет.

Водоемы

Английский сад невозможно представить без воды. В садах Англии можно увидеть пруд в самой глубине сада, со скамейками вокруг. Водоем должен быть не глубоким, а возле него должны быть высажены живая изгородь или высокие кустарники и многолетние растения.

Классический английский сад – это место для расслабления, поэтому для него не подходят шумные водопады и быстрые потоки воды.

Многолетние цветы, деревья и кустарники в английском саду

Для того чтобы сотворить непринужденность ландшафта в английском стиле, нужно высаживать растения слоями. Самые высокие должны быть посажены сзади, пониже – их место посредине, а маленькие с краю. Соблюдайте цветовую гамму. Выбирайте или только холодные оттенки (фиолетовые, белые, голубые, холодный розовый), или же теплые (оранжевые, желтые, красные). Так вы оформите единую концепцию английского сада.

Английский народ любит романтичные, старомодные цветы. Английский сад невозможно представить без роз (очень популярны сорта Дэвида Остина), лилейника, дельфиниума, мальвы, пионов, наперстянки, львиного зева.

Английский парк нельзя представить без деревьев. Для изгороди подходит тис, граб, восточная туя, самшит, магнолия. Они прекрасно переносят формовку и стрижку, подходят для формирования топиарных фигур. Закроют забор вечнозеленые ели, можжевельники, сосны.

Создаем английский сад своими руками

При помощи 6 простых шагов можно создать английский стиль на любом дачном участке.

  1. Посадите несколько видов растений, только в больших количествах.

К примеру, сорта роз New Dawn и William Baffin, которые из-за своей объемности могут украсить большие участки сада.

  1. Создайте комбинации контрастных оттенков.

Английскому саду необходимо правильное использование цвета. Лимонные и желтые лилейники прекрасно гармонируют с пурпурными и фиолетовыми аллиумами.

Это могут быть живые изгороди, дорожки, кормушки для птиц. Они прекрасно впишутся в пространство, создавая всю целостность композиции. Ограждения и кованые решетки отделят один кусочек сада от другого, не закрывая весь обзор.

В ландшафте английского стиля, вместо привычных нам цветов – зеленого, серого, коричневого, преобладают смелые, яркие оттенки, которые привлекают свое внимание. Красный стол и оранжевая скамья – не дадут заскучать, даже когда на участке ничего будет цвести.

И не забывайте про старину – чем старше выглядят вещи, тем они лучше.

Металлические качели добавят саду романтических ноток. Разместить их лучше всего в тенистом углу сада.

  1. Сконцентрируете внимание на вид изнутри.

Вокруг колонн и столбов закрепите вьющиеся растения. Будет смотреться очень эффектно, они как будто будут парить в воздухе. В английском саду можно разместить стилизованные руины и статуи.

  1. Солнце и полутень хорошо сочетаются друг с другом.

В ландшафте английского стиля присутствуют тенелюбивые гортензии, посаженные около северной стены, и суккуленты, которые любят солнечный яркий свет.

Дизайн Английского сада

Отличным местом для размышлений и умиротворения станет английский сад. Его естественность и натуральность так и манит прогуляться по извилистым дорожкам. Название частично отражает основную концепцию — чопорность, аккуратность и традиционность. Тем не менее остается место для живой природы со своей загадочностью, оживленностью и романтикой. Для создания такого идеального пейзажа, не нужно быть англичанином или жить на туманном Альбионе. Точнее следование правилам оформления, подбора цветов, элементов декора, садовых насаждений и создание индивидуальности поможет превратить типичный загородный участок в оригинальное, стильное, безукоризненное место.

Многие владельцы загородных участков по всему миру стремятся как можно больше приблизить сад к городскому виду. Деревья вырубаются, всё заливают бетоном, а мебель и предметы декора используются исключительно из пластика, и других искусственных материалов. Такой сад полностью теряет свою естественность и превращается в типичные «каменные джунгли». Английский сад в корне меняет представление о взаимодействии человека с природой, возрождает естественность и любовь к окружающей среде. Англичане научили весь мир ценить эстетику природной красоты. Основная концепция их ландшафтного дизайна навсегда изменила традиционное садоводство.

В основе принципов английского сада лежат знания истории, геометрии и философии. Важной чертой является важность стиля и естественности как внутри дома, так и снаружи. Что же представляет собой уже ставший классикой типичный английский сад:

  • водоём. Обязательный элемент этого стиля. Даже небольшие территории должны располагать хотя бы небольшим прудом. Форма его должна быть приближенной к естественной и иметь петляющие очертания.
  • открытые парки. Здесь не встретишь высоких заборов и калиток, которые закрываются. В саду могут собираться много людей, вести беседы и просто наслаждаться естественной красотой природы.
  • лужайки и холмы. Английский стиль не приемлет сплошные ровные поля. Здесь предпочтение отдается череде равнин и холмов. Это типичный английский пейзаж.
  • живые изгороди и бордюры. Они созданы для защиты от животных, в то же время не портят пейзаж и открывают на всеобщее обозрение все его элементы. Ограды из растений не только прекрасно пропускают солнечный свет, но и сами являются достойным украшением ландшафта.
  • грот. Имитация пещеры строится для создания таинственной и в то же время романтичной атмосферы. В отличии от природного явления они безопасны и не занимают много места.
  • много деревьев. В английском саду, если позволяет площадь территории, высаживается много деревьев. Они расположены на лужайках, вблизи главного здания, водоема. Культуры высаживают рощами, не смешивая их друг с другом.

Особенности английского сада

В английском саду дизайнеры придерживаются традиционных, иногда даже старомодных принципов. В них прослеживается отблеск старины, нотки романтизма, естественность и аристократичность. Такой сад нельзя назвать старинным, но и современные достижения в нем не выставляются на показ. Это удивительный тандем двух эпох, стирающий границы между прошлым и настоящим. Создание столь необходимых контрастов помогает рассмотреть план и четкую структуру английского сада. И хотя на первый взгляд кажется, что пейзаж сформировался естественным образом и рука человека его не касалась, на самом деле это не так. Именно этой неповторимой особенностью можно объяснить востребованность стиля во всем мире.

В саду туманного Альбиона можно заменить удачное совмещение многих материалов, форм и текстур. Здесь прекрасно гармонируют солома и кирпич, дерево и камень. Изгороди в обязательном порядке подвергаются стрижке и формовке. Их идеальная форма умело подчеркивает яркие краски пышных клумб, растущих неподалеку. Основа сада — это незаметное соблюдение правил геометрии, которые не видны невооруженным глазом. Но если смотреть с самой высокой точки ландшафта, то можно заметить совмещение прямоугольных форм с круглыми, схождение всех троп в одной точке. Все это придает ландшафту аккуратность, порядок и законченность образа.

Как и любой механизм, английский сад не может существовать без обязательных атрибутов — деталей. Самые важные правила:

    Пышное яркое цветение однолетних растений. Однолетники используются повсеместно: на клумбах, в качестве обрамления дорожек, в центре или по краям миксбордера, как элемент симметричных насаждений. Правильно подобрать культуры по сроку и продолжительности цветения, можно создать цветник с цветением на протяжении всего сезона. Как правило, сдержанный английский стиль удачно разбавляется такими яркие «пятнами» на спокойном фоне.

Растения в английском саду

Чтобы добиться естественности и непринужденности цветы высаживаются разными уровнями, по убыванию от большего к меньшему. Важно не выходить за рамки использования 2-3 цветов. Основа выбирается только теплых или исключительно холодных оттенков. Смешение недопустимо. Концепция стиля должна быть единой.

Английский сад совершенно не может обойтись без знаменитых «остинок«. Эти, умело сочетающие в себе старомодный романтизм и современную неприхотливость, цветы способны украсить любой уголок сада. Их нежные оттенки и невероятной красоты бутоны играют одну из главных ролей в озеленении. Помогают им в этом традиционные пионы, лилии, мальвы, львиный зев и другие.

Лаванда и хоста создают удивительные контрасты с насыщенными оттенками однолетних представителей флоры. Для изгородей высаживается магнолия, тис, самшит, виргинский можжевельник, плосковеточник, несколько сортов горной сосны и другие культуры, хорошо поддающиеся топиарной стрижке.

Видео — Английский стиль сада

Источники:
http://colorscheme.ru/art-of-color/concord-of-colors.html
http://www.greeninfo.ru/landscape/color_garden.html/Article/_/aID/5232
http://landshaftniydesign.ru/anglijskij-stil-v-landshaftnom-dizajne/
http://strana-sovetov.com/hobbies/garden/3132-garden-contrasts.html
http://flo.discus-club.ru/sad-v-angliyskom-stile.html
http://landas.ru/stili/angliyskiy-sad/
http://holidaygid.ru/staatsoper-berlin/

Ссылка на основную публикацию