Цвингер в Дрездене – памятник барокко Германии

Содержание

Цвингер: архитектурные и художественные шедевры барокко в Дрездене

Здравствуйте, друзья! Дрезденский Цвингер — комплекс достопримечательностей, который в определенной степени известен каждому из вас. Причиной тому является Сикстинская Мадонна — шедевр мировой известности, который находится в картинной галерее, которая, в свою очередь, размещается в одном из зданий Цвингера.

Но если Дрезденская картинная галерея на слуху, то об архитектурном ансамбле в стиле барокко, называемом Цвингер, говорят те путешественники, которые по-настоящему заинтересовались достопримечательностями Дрездена.

Либо еще до поездки в этот город, либо уже во время экскурсий по Дрездену, каждый уясняет для себя, что Цвингер – главное архитектурное достояние в стиле барокко не только Дрездена, но и, возможно, всей Германии. Знакомимся подробнее в этой статье:

  1. Общее представление о Цвингере
  2. Колокольный павильон
  3. Фонтан Купание нимф
  4. Верхние галереи Цвингера

Общее представление о комплексе Цвингер

Цвингер занимает внушительную часть старого города Altstadt. Это прямоугольник, обрамленный такими роскошными павильонами и галереями, что их, не сомневаясь, определяют как шедевр барокко:

С каждой стороны этот архитектурный прямоугольник располагает входной аркой. Самый важный и парадный вход в Цвингер находится с юго-западной стороны и называется Коронные ворота:

Откуда такое название – Цвингер? В буквальном смысле это слово обозначает территорию, размещенную за городскими укреплениями. По отношению к королевскому дворцу и придворной церкви, которые располагаются ближе к Эльбе, территория Цвингера во время его застройки находилась за оборонительной стеной, которую снесли только в начале XIX века.

Цвингер создавался, начиная с 1710 года не только по распоряжению Августа Сильного, но и при его прямом участии. Король поручил строительство галерей и павильонов в стиле барокко архитектору Матеусу Пёппельману и его помощнику Бальтазару Пермозеру. Первыми объектами стали два угловых салона, соединенных дугообразной галереей:

В этом салоне в настоящее время размещается физико-математический музей, где представлена коллекция старинных технических приборов.

От двухэтажного салона протянулась дугой соединительная галерея. На фото видны строительные леса, так как галерея летом 2016 г. находилась на реставрации. Но интерес представляет сооружение над галереей, которое называют павильоном на валу. В этот объект архитекторы и скульпторы вложили все свое мастерство, создав мифологическую композицию:

Самой важной скульптурой композиции является центральная статуя, которую называли Геркулесом Саксонским, подразумевая в этом образе самого короля Августа Сильного.

Завершает северо-западную сторону Цвингера еще один двухэтажный павильон, получивший название Французский:

Через этот павильон выходят к фонтану «Купание нимф». И мы вернемся к нему, после того как ознакомимся с общим планом архитектурного комплекса.

Посмотрим от математического салона на двор Цвингера – на фото изображена вся южная часть комплекса с Коронными воротами и еще одним угловым павильоном, в котором открыта выставка фарфора из королевской коллекции:

И переведем взгляд далее, на юго-восточную сторону Цвингера. Как видим, она застроена по аналогии с противоположной стороной и обладает угловыми павильонами, которые соединены галереей в форме дуги:

И завершается эта сторона еще одним 2-этажным салоном – общий вид все тот же, архитектурный стиль и богатая скульптурная отделка сохраняется, но имеет свои отличительные черты:

В XVIII веке Цвингер на этом и заканчивался. По сути, пышная архитектура образовывала открытый прямоугольник с большой площадью, где проводились увеселительные и торжественные мероприятия. Возможно, поэтому и сейчас внутреннее пространство двора оформлено только фонтанами и коротко стрижеными газонами. Никаких клумб и цветов во дворе Цвингера нет:

Размеры двора впечатляющие. И теперь уделим внимание еще одной стороне Цвингера, которая появилась гораздо позднее и отличается своим архитектурным стилем, что отчетливо видно на фотографии.

Активная застройка комплекса велась при Августе Сильном и приостановилась по завершению периода его правления. Продолжили строительство через сто лет, когда назрела необходимость реставрировать Цвингер после Семилетней войны. Реставрацию поручили профессору королевской академии знаменитому архитектору Готфриду Земперу.

Земпер планировал увеличить территорию Цвингера, продлив его до набережной Эльбы. Архитектор мечтал дополнить этот очаг искусства и культуры в Дрездене оперным театром. Но, осуществив реставрацию Цвингера, мастер вынужден был отказаться от своих планов из-за недостатка финансов.

Когда уже был построен театр, ныне известный как опера Земпера, в 1847 г. опять продолжились работы в Цвингере. Но было принято решение замкнуть уже существующий барочный комплекс единым зданием в стиле неоренессанс, ставшим впоследствии площадкой картинной галереи Старые мастера.

В центре неоренессансного здания находится арка, соединяющая двор Цвингера с Театральной площадью. Со стороны арки расположен и вход в Дрезденскую картинную галерею.

Колокольный павильон

Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне:

В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора.

Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный звон во время нашего посещения Цвингера.

Фонтан Купание нимф

Обратимся еще к одному барочному шедевру Цвингера. Я имею в виду фонтан «Купальня нимф», созданный придворным архитектором Пермозером:

Фонтан расположен за Французским павильоном. Собственно, и подходят к нему через этот угловой павильон. Перед каскадным фонтаном, который на фото выше, оборудована большая чаша:

И где же нимфы? Статуи нимф установлены в нишах по обеим сторонам большой чаши фонтана. Все скульптуры уникальны. Особенно обратите внимание на крайнюю слева)))

Признаться, то ли эпоха барокко повлияла на образ нимф, то ли сложение натурщиц, позировавших скульптору, но выглядят здешние нимфы чрезмерно мускулисто… Я долго выбирала самую утонченную из них:

Идея Пермозера заключалась в том, что нимфы еще только собрались купаться, а за ними подглядывают разные рыбоподобные существа, демоны и сатиры.

Верхние галереи Цвингера

Изучив прекрасный дрезденский комплекс внизу, обязательно поднимитесь к верхним галереям. Подъем предусмотрен и через арку с колокольчиками, и в павильоне на валу.

Когда осматриваешь архитектуру галерей, и в голову не приходит, что наверху проложены настоящие проспекты. Так выглядит галерея внизу:

И вот в такой тротуар эта же галерея превращается наверху:

Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши. Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года».

Этот верхний тротуар проложен по всей длине архитектурного комплекса, и по нему можно перейти от одного углового салона к другому. Еще сверху открывается прекрасный обзор всего Цвингера и его архитектурных деталей:

Друзья, думаю, вы согласитесь со мной, что Цвингер в Дрездене, если не самый значительный архитектурный комплекс Германии, то входит в пятерку наиболее масштабных достопримечательностей. На внешний осмотр Цвингера понадобится несколько часов, а еще все стремятся посетить картинную галерею.

Для посещения Галереи Старых мастеров, Физико-математического салона и Собрания фарфора существует единый билет стоимостью 10 €. За один день познакомиться с Дрезденом и основательно осмотреть Цвингер не просто… Или вам удалось. Поделитесь секретом своей организованности!

Цвингер в Дрездене – памятник барокко Германии

Роскошный, словно дворец, музей картин, фарфора и оружия. Архитектурный комплекс, считающийся наиболее значимым достижением позднего барокко. Развлекательный центр высшего света до XVIII века. Все это об уникальной цитадели в самом сердце Дрездена – Цвингере. Сегодня строение включает в себя шесть двухэтажных павильонов, соединенных между собой одноэтажными галереями. Цвингер в Дрездене образует внутренний двор, сопоставимый по размерам с несколькими футбольными полями.

История строительства

К 1547 году Дрезден приобрел статус столицы Саксонии. Именно здесь находилась резиденция курфюрстов – будущий Цвингер. Здание представляло собой настоящую крепость и служило исключительно для оборонительных целей.

Ситуация кардинально поменялась с приходом к власти Августа Сильного – короля Польши и курфюрста Саксонии. В 1709 году мощный бастион уже не был необходим.

Новый король очень любил светские развлечения и удовольствия, поэтому приказал на месте старой крепости построить современную площадку для празднеств.

Новый комплекс состоял из площади, амфитеатра, оранжереи с тропическими деревьями. А свои двери обновленная резиденция курфюрстов открыла для посетителей во время визита короля Дании Фридриха.

Реализовывал проект саксонский архитектор Матеус Даниэль Пёпельман. В 1710 году он построил на крепостном валу первые павильоны из песчаника. Через два года появилась так называемая Длинная галерея, а в 1714 году были установлены Коронные ворота.

Август Сильный был доволен местом, где можно проводить пышные торжества и спортивные турниры, но на Цвингер он имел и другие планы – превратить комплекс в настоящий культурный центр. Так внутри появились кабинет графики и музей естественных наук.

Архитектура и внешнее убранство

Пышное убранство Цвингера вводит в заблуждение многих гостей. Они полагают, что попали в настоящий дворец, однако комплекс изначально задумывался как место для хранения некоторых коллекций, а внутренний двор использовался для праздников под открытым небом.

Современный дрезденский Цвингер нельзя представить без Коронных ворот, уже ставших его символом. Это самый известный и популярный у туристов вход в музей.

Ворота сделаны по канонам итальянского барокко, украшены колоннами, пилястрами. Прослеживается и влияние тенденций античности, а именно – распространенных в те времена триумфальных арок. Ворота увенчаны главным атрибутом власти Августа – золотой польской короной. Особенную утонченность сооружению добавляют медные украшения и позолоченный орнамент. На переходах ворот в галереи установлены фигуры богов античности – Вакха, Вулкана, Помоны и Цереры в человеческий рост.

Массандру украшают статуи, олицетворяющие времена года, и скульптура Геракла, выполненная известным творцом эпохи Иоганном Томэ.

Цвингер представляет собой настоящий архитектурный ансамбль барокко, поэтому выделить самое красивое здание просто невозможно. Но за это звание могут посоревноваться Павильон на валу, Французский павильон или, например, Павильон колокольчиков.

Именно возводя Павильон на валу, архитектор Матеус Пёппельман сумел достигнуть своего наивысшего мастерства, отмечали его современники.

Здание украшено ровными рядами колонн и окон, дополненных арками. Известной скульптурой павильона является изваяние Августа Сильного. Императора изобразили как мифологического героя Геркулеса, удерживающего земной шар на своих плечах.

Внутри работает физико-математический салон с поражающей воображение экспозицией. Коллекции музея позволяют проследить историю развития точных наук – физики, астрономии, геодезии, математики. Представлено более 2000 экспонатов.

Павильон колокольчиков находится прямо напротив Павильона на валу. Его название связано с главной достопримечательностью здания – часами из мейсенского фарфора, расположенными на фасаде. Они состоят из сорока фарфоровых колокольчиков. С 1936 года каждые пятнадцать минут они радуют посетителей мелодичным перезвоном. В течение часа можно услышать разные мелодии, которые зависят не только от времени суток, но и от поры года.

Французский павильон, выполненный в стиле позднего барокко, представляет собой полукруглую галерею, за которой находится фонтан «Купальня нимф». Его создал Бальтазар Пермозер. Фантазия и мастерство автора позволили «воплотить» образы обитателей морских глубин.

Режим работы и стоимость билетов

Официальный сайт Цвингера предоставляет информацию о любых изменениях в графике работы.

Часы работы меняются в зависимости от времени года: с января по март музей работает с 6.00 утра до 20.00 вечера. С апреля по октябрь администрация Цвингера продлевает время посещения комплекса до 22.00. С ноября по декабрь комплекс снова переходит на режим 6.00-20.00. Обращаем внимание, что с 6.00 открывается сам комплекс – можно прогуляться по парку и даже посетить несколько павильонов.

Галерея старинных мастеров, Физико-математический салон и Музей фарфора начинают работу с 10.00 и прекращают принимать посетителей в 18.00.

Выходной день – понедельник.

За вход на территорию Цвингера платить не придется – площадь, парк и некоторые павильоны туристы могут посетить бесплатно.

Входные билеты следует купить для визита в любой из музеев на территории комплекса. Стоимость экскурсии в один музей стоит 10 евро, студентам предоставляется 25 % скидки, дети до пяти лет проходят в музеи бесплатно.

Для покупки льготного билета требуется предоставить документ – студенческий билет или документ, подтверждающий возраст ребенка. При входе туристам предоставляется аудиогид на выбор – есть и на русском языке (стоимость – 3 евро).

Как добраться

Цвингер расположен в историческом центре города. Добраться до него от главного вокзала можно своих ходом (если есть время на получасовую прогулку) или на трамвае № 4, 8, 9.

Следует доехать до остановки Театральная площадь (Theaterplatz). На нее выходят некоторые здания самого Цвингера, в частности Галерея старинных мастеров.

В шаговой доступности находится Semper Opera и Католический кафедральный собор.

Точный адрес: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия.

Заключение

Цвингер в Дрездене – это архитектурный памятник эпохи барокко, созданный по заказу Августа Сильного.

Помимо внешнего убранства внимания заслуживают и галереи. Комплекс состоит из нескольких павильонов, и у каждого есть своя изюминка.

Территория Цвингера доступна для всех желающих, приобретать билеты нужно только для посещения музея. Вход стоит 10 евро, а внутри вас ожидают больше двух тысяч исторических экспонатов.

Дрезден. Цвингер. Германия: Видео


Цвингер в Дрездене — путеводитель и описание для туристов

Путешествуем сами! traveltu.ru

Здравствуйте, друзья! В каждом городе есть что-то особенное, изюминка, придающая месту неповторимый колорит. Цвингер в Дрездене это шедевр европейской архитектуры времён барокко. Здесь саксонские короли проводили свои торжества и устраивали турниры. Сейчас это — дворец-музей, на территории которого выставлены уникальные коллекции фарфора, картин, оружия и многое другое.

Германия. Земля Саксония. Дрезден. Цвингер (Zwinger) находится в исторической части города (Альтштадт) рядом с королевским дворцом-резиденцией.

Zwinger – дословный перевод «клетка». В средние века в Европе цвингером называлась территория крепости между внутренней и наружной стеной. Служила для оборонительных целей: взяв главные ворота, враг попадал в закрытое пространство — клетку, западню, где его можно было легко уничтожить.

Но Цвингер в Дрездене возведён отнюдь не для оборонительных целей.

Цвингер Дрездена

Эта архитектурная жемчужина города представляет собой дворцово-парковый комплекс, построенный в стиле позднего барокко.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Википедия

Четыре здания дворца образуют внутренний квадратный двор, на территории которого располагаются симметричные фонтаны и цветущие клумбы.

В архитектуре ансамбля гармонично сочетаются скульптуры античных богинь и богатое убранство величественных сооружений.

История возникновения

В 1547 году Дрезден стал столицей Саксонии, где находилась резиденция курфюрстов. Это была мощная крепость, служившая исключительно оборонительным целям и называлась она «Луна».

Всё изменилось с приходом к власти Августа II Сильного — короля Польши и курфюрста Саксонии. К этому моменту (1709 год) необходимость в мощном бастионе отпала и новый курфюрст — любитель светских удовольствий и пышных развлечений приказал, на месте старого бастиона устроить площадку для развлечений.

Нововведения были приготовлением к встрече короля Дании Фридриха IV, приходившегося родственником Августу II. Была построена площадь с амфитеатром и разбиты оранжереи с тропическими деревьями на внутренней территории крепостной стены.

Оранжереи говорили о богатстве и успешности владельца. Ко двору был приглашен саксонский архитектор Матеус Даниэль Пёпельман. Говорят, что в создании проекта оранжереи участвовал и сам Август Сильный, — архитектура была одним из его увлечений юности.

Поначалу Цвингер представлял собой площадь с трибунами для гостей, окруженную тремя деревянными зданиями. Здесь проходили спортивные игры, пиры и праздники.

  • 1710 год. Пёппельманн построил на крепостном валу первые павильоны и галереи. Материал песчаник.
  • 1712 год. Появилась Длинная галерея (Langgalerie)
  • 1714 год. Были установлены Коронные ворота (Kronentor)

В последствии саксонская знать проводила здесь пышные торжества и турниры, но курфюрст мечтал превратить Цвингер в настоящий культурный центр. Поэтому в 1727 году в бывших оранжереях состоялось открытие кабинета графики и музея естественных наук.

История открытия самого дворца насчитывает два важных этапа:

  • В 1732 году под руководством Маттеуса Пеппельмана открылись первые три здания дворца. В 1833 году Август II умер, и Цвингер стал использоваться как музей-хранилище прекрасных и ценных коллекций короля.
  • Второй этап строительства начался спустя сто лет. К тому времени пышность барочного стиля вышла из моды. Приглашенный для работы знаменитый архитектор Готфрид Земпер создал в Цвингере новое здание. Им стала картинная галерея. Ее округлые окна и множество мелких деталей прекрасно дополняют архитектуру дворца и гармонично сочетаются с поздним барокко.

Схема Цвингера

  1. Картинная галерея
  2. Немецкий павильон
  3. Колокольный павильон
  4. Фарфоровый павильон
  5. Коронные ворота
  6. Длинная галерея
  7. Физико-математический салон
  8. Обсерватория
  9. Павильон на валу (Павильон странствий)
  10. Французский павильон
  11. Закруглённая галерея
  12. Купальня нимф
  13. Цвингер внутри

Самое интересное

  • Коронные ворота (Kronentor) — главный символ Цвингера.

Архитектура ворот — апофеоз стиля барокко. Большую ее часть составляют многочисленные скульптуры античных богов, будто застывших во времени.

Их венчает позолоченная польская корона – атрибут власти самого Августа II Сильного. Архитектура ворот очень необычна, — большую ее часть составляют многочисленные скульптуры античных богов, будто бы застывших во времени.

  • Павильон на валу — одна из самых знаменитых построек ансамбля. Архитектор М.Д. Пеппельман (1716 – 1718 гг).

Другое название этого павильона – Павильон странствий. Лестница первого этажа ведёт в овальный зал, ровные ряды колонн и арки окон украшены многочисленными скульптурами, одна из которых работы Б. Пермозера посвящена владельцу дома Августу II (Сильному). Император изображен здесь как мифологический герой — полубог Геркулес, с земным шаром на плечах.

  • Напротив находится Павильон колокольчиков, который знаменит своими необычными фарфоровыми часами.

Каждые пятнадцать минут сорок колокольчиков переливаются разными мелодиями. В зависимости от сезона мелодии меняются. Тот, кто один раз услышал этот перезвон, никогда уже не спутает его с чем-то другим!

Колокольчики изготовлены на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Уникальный часовой механизм был обновлён и оснащён фарфоровыми колокольчиками в 1930 году. Только с 1936 года павильон стали называть Колокольным.

Ударный музыкальный инструмент, состоящий из колокольчиков или даже колоколов, на котором играются мелодии, немцы называют глокеншпиль (Glockenspiel).

Причём слово это женского рода. Глокеншпиль — это она (колокольня). Такие колоколенки встречается во многих городах Германии. Самая большая находится в Тиргартене Берлина. Её мелодии хорошо слышны с открытой площадки под куполом Рейхстага.

Уникальная глокеншпиль из фарфоровых колокольчиков есть и в самом Мейсене.

  • Французский павильон украшает живописный грот Нимфенбад «Купальня нимф».

Здесь, благодаря фантазии мастера, самые причудливые обитатели морских глубин и чудовища предстают перед нами. Павильон выполнен в стиле позднего барокко.

  • В Физико-математическом салоне обосновались старейшие коллекции XVI века.

Две тысячи различных экспонатов, связанных с такими науками, как математика, астрономия, физика геодезия и метрология. Самые ценные из всего перечисленного – астрономические глобусы, датируемые еще XIII веком.

  • Музей фарфора — самый крупный в Европе.

Стоит обратить внимание на знаменитые Драконьи вазы высотой в один метр. Есть и другие любопытные экспонаты из фарфора. Изготовленные по разным технологиям и привезённые из Японии, Кореи и Китая.

Уже в 1932 году был основан Исторический музей, в стенах которого собраны доспехи и оружие разных эпох. Здесь хранится меч самого Августа Сильного и доспехи Фридерика Сварливого.

  • Галерея старинных мастеров

Нам этот музей больше известен как Дрезденская картинная галерея — привлекает ценителей искусства со всего мира. Здесь хранится «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, знаменитые полота таких мастеров как Тициан, Вермеер, Рубенс, Лукас Кранах старший, Гольбейн.

Но кто бы мог подумать, что в таком созвездии талантов оставил свой след и советский сапер Ханутин. До сих пор у входа в музей посетители могут прочитать сделанную им запись «Мин нет».

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Цвингер сегодня

В 1945 году, во время ковровых бомбардировок союзными войсками, Цвингер сильно пострадал. Картины и ценные коллекции были вывезены нацистами и спрятаны в подвалах, поэтому они пострадали не так сильно. Шедевры Галереи старых мастеров 10 лет восстанавливали реставраторы Советского союза. Много лет шла кропотливая работа и по восстановления самого Цвингера.

В наши дни этот уникальный комплекс продолжает выполнять свое предназначение: во дворе замка под открытым небом проходят концерты, встречи, праздники, а в необычных павильонах все желающие могут полюбоваться ценнейшими коллекциями экспонатов.

Время работы

  • Январь-март с 6:00 до 20:00
  • Апрель-октябрь 6:00 до 22:00
  • С ноября по декабрь 6:00 до 20:00

Ночью Цвингер закрыт.

Часы работы самого комплекса поражают:

С 6 утра до 10 вечера вы можете гулять по парку и даже посетить часть павильонов.

С 10:00 открыт вход в три музея:

  • Галерея старинных мастеров
  • Физико-математический салон
  • Музей фарфора

Все три открыты для посещения с 10.00 до 18.00.

Выходной день — понедельник.

Сколько стоит

Двор и открытая площадь Цвингер находятся круглый год в свободном доступе. Т.е. прогуляться по парку и зайти в некоторые павильоны вы можете бесплатно. А вот вход в музеи и выставочные павильоны естественно за деньги.

Стоимость полного билета для всех музеев на территории Цвингера:

  • Обычный билет — 10 евро
  • Льготный билет для студентов – 7,5 евро
  • Для детей до 5 лет вход бесплатный.

Билет действителен для Галереи старых мастеров, Факультета математики и физики, выставки коллекции фарфора и текущих выставок.

Чтобы купить льготный билет, необходимо предоставить документ, удостоверяющий возраст ребёнка или студенческий билет для студентов.

Вход в музеи обустроен наклонным пандусом, удобным для колясок. Люди с ограниченными возможностями могут спокойно осмотреть шедевры музеев и сам Цвингер.

Обратите внимание! В Картинной галерее есть камера хранения, в которую можно сдать любые вещи. При входе есть аудиогид на русском языке. Его стоимость 3 евро. Советуем его взять.

Официальный сайт Цвингера: www.der-dresdner-zwinger.de

Адрес Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия

Где остановиться в Дрездене

Сейчас много вариантов жилья в Дрездене появилось на сервисе AirBnb . Рекомендуем пожить в Альтштадте. Это центр, главные достопримечательности рядом. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в хостеле Cityherberge . Очень понравилось. Наш отзыв о хостеле .

Предлагаем неплохие варианты отелей в Дрездене

Как добраться

На трамвае: №№ 4, 8 и 9 до остановки Postplatz.

Цвингер на карте

До новых встреч, друзья! Не забывайте читать нашу группу в вконтакте и готовиться к новым экскурсиям!

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Дрезден – жемчужина черного барокко

Дрезден: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Дрездена
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (34)
    • Магазины и ТРЦ (10)
    • Музеи (11)
    • Галереи (1)
    • Замки, дворцы (4)
    • Храмы, соборы, мечети (3)
    • Национальные парки (1)
    • Аэропорты (1)
    • Рестораны и кафе (9)
    • Театры (4)
    • Парки (2)
    • Площади (1)
    • Смотровые площадки (1)
    • Кинотеатры (1)
  • Забронировать отель в Дрездене
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Дрездена
  • Советы о Дрездене
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Дрездене

Дрезден с давних времён называют “Жемчужиной барокко”, причем черного, из-за высокого содержания железа в саксонском песчанике. Как только оказываешься в городе, сразу понимаешь, какой прекрасный город перед тобой. Флоренция на Эльбе – это тоже о Дрездене.
Практически любое здание в стиле немецкого барокко в центре города приковывает к себе внимание. При всей пышности и торжственности этот стиль не перегружен мелкими деталями, поражает благородством линий и гармонией. Дрезденское барокко – это торжество темных оттенков, подчеркивающих фактуру камня и красоту каждой линии.

Набережная Дрездена – один из красивейших образцов европейской архитектуры, а в голубой глади Эльбы отражаются его величественные здания.

Словом, я в восторге от чудесного города Дрездена, который постигла трагичная судьба. В 1945 году он был буквально стерт с лица земли бомбардировками союзных войск. Но его трудолюбивые, старательные жители, выйдя из оцепенения после свалившегося на них горя, по кусочкам разобрали развалины исторической части. Подписали каждый камушек, “что, откуда”, сложили в одно место, а потом принялись за восстановление.

В Дрездене я увидела безупречную чистоту и то, что называется “немецкий порядок”. Даже в Мюнхене, богатом, ухоженном и респектабельном я не была столь поражена чистотой и аккуратностью в мелочах.

Дрезден для меня сложился благодаря Лане Лебедевой: я вдохновилась ее восторженным альбом с прекрасными и любовно поданными фотографиями саксонского города.

Цвингер в Дрездене – памятник барокко Германии

Войти

Шедевры немецкого барокко в Дрездене

Дрезден – “Северная Венеция” Германии, жемчужина немецкого барокко в лучших традициях этого архитектурного стиля. Несметные сокровища дрезденских музеев и великолепные панорамы берегов красавицы Эльбы, разделяющей столицу Саксонии на две части, дают Дрездену неоспоримое право называться культурной столицей Германии.

Туры в Дрезден познакомят Вас с выдающимися памятниками архитектуры немецкого барокко, рожденного в огне и едва в огне не погибшем. В феврале 1945 года, в самом конце Второй мировой войны, город был практически стерт с лица земли во время воздушного налета союзных войск. В одну ночь Дрезден был полностью разрушен, погибло свыше 100 000 человек.

Сегодня Дрезден вернул своё великолепие и снова сияет во всем великолепии на живописных берегах Эльбы.

Мы снова можем познакомиться с лучшими образцами немецкого барокко благодаря властям, которые реконструировали города, а также материальной помощи других европейских стран.

Под «дрезденским барокко» подразумевают архитектурный стиль, сложившийся в столице Саксонии примерно с 1694 по 1763 годы при саксонском курфюрсте Августе Сильном и его сыне Фридрихе Августе II.

Дрезден (Dresden) – один из самых красивых городов Германии и, пожалуй, всей Европы. Здесь сосредоточены выдающиеся памятники немецкого барокко. Этот архитектурный стиль появился в Германии на сто лет позже, чем в других странах Западной Европы, так что ему посчастливилось “учиться на чужих ошибках”. Поэтому шедевры дрезденской архитектуры – яркий образец всего самого лучшего, что дали миру зодчие 17-18 столетий.

Дрезден широко известен своими памятниками архитектуры, великолепными собраниями живописи и других произведений искусства. Прежде всего, это позднее итальянское и французское барокко и рококо, в меньшей степени – австрийский «императорский стиль». Барокко получило в дрезденской архитектуре многогранное воплощение: это и сугубо немецкое барокко (дворец в Большом саду), и римское зрелое барокко (например, Цвингер, католическая Придворная церковь), и синтез барочных форм с элементами шинуазри (Японский дворец, дворец Пильниц).

Ведущие архитекторы дрезденского барокко – Маттеус Даниэль Пёппельманн (создатель знаменитого Цвингера), Захариас Лонгелюн (архитектор Японского дворца, Водного дворца в Пильнице), Георг Бэр (создатель Фрауэнкирхе).
Самой яркой достопримечательностью города является протестантская церковь Девы Марии, которая была практически полностью разрушена.

В течение многих лет церковь стояла в виде разоренного памятника, и только в девяностых годах началось ее восстановление. Наиболее характерной особенностью этого здания является красивый каменный купол, внутри которого находятся изображения четырех евангелистов и христианских добродетелей.

Рядом с храмом расположены барочные здания, такие, как дворец Цвингер, буржуазные многоквартирные дома, а также бывшая резиденция династии Веттинов.

Дворец Цвингер (XVIII век) – шедевр саксонского барокко и архитектурная жемчужина Дрездена, которая была построена по приказу короля Августа Сильного. Этот дворец в стиле Барокко славен своими арками, галереями и павильонами.

В старину цвингером называли пространство крепости между внутренней и наружной стенами

Отсюда и происходит нанешнее название этого места — первое здание цвингера было построено именно между наружной и внутренней крепостной стеной города

Произошло это в 1709 году — на этом месте было построено древянное строение, по виду напоминающее амфитеатр и окружающее собой площадь, на которой проводились всевозможные турниры и празднецтва

Постепенно Цвингер расстраивался — и вот, уже в 1732 году, он “обзавёлся” тремя барочными стенами из камня, возведением которых занимался придворный архитектор Августа Сильного, главный представитель так называемого “дрезденского барокко”, — Маттеус Пёппельман, которому Дрезден обязан своим нынешним внешним видом

Четвёртой стороной Цвингер был завершён лишь спустя более столетия — 1847-55 годах, под контролем уже другого именитого немецкого архитектора – Готфрида Земпера

Дворец состоит из комплекса зданий, соединенных между собой переходами. В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Двор служил для проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож.

Цвингер в 1900 году

В 1945 году от Цвингера не осталось камня на камне. Ученые и архитекторы собирали Цвингер с нуля, буквально по кирпичику, кропотливо воссоздавая по архивным чертежам облик здания.

Сегодня здесь находится несколько интересных музеев, таких как Дрезденская картинная галерея и Дрезденская оружейная палата.

Совсем рядом находятся удивительный Дрезденский замок-резиденция и опера Земпера

Ночью Цвингер являет собой не менее захватывающее зрелище

Во дворе замка находятся знаменитые ворота Кронентор, которые часто рассматривают в качестве самой красивой части комплекса. Ворота украшены гербом республики с четырьмя золотыми орлами, на самом верху ворот располагается золотая корона.

Оперный театр Земпера

В старом городе стоит посетить оперный театр Земпера, в котором Ричард Третий отмечал свой триумф. Он также подвергся бомбежке во время злополучного рейда в 1945 году

Театр был построен в XIX веке в стиле нео-ренессанс легендарным архитектором Земпером, стараниями которого город приобрел свой неповторимый облик. Поразительно, насколько гармонично интерьер здания, дизайн которого подчинён его назначению, продиктовал его внешний архитектурный облик.

Здание нынешней оперы появилось на свет благодаря саксонскому королю Фридриху Августу II, который возложил её возведение на плечи видного немецкого архитектора Готфрида Земпера

Открытие отреставрированного театра состоялось 13 февраля 1985 года, ровно сорок лет спустя после трагедии. Ознаменовалось начало новой жизни театра оперой «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера – произведением, которое было исполнено последним перед закрытием театра в 1944 году.

Дрезденская опера – один из красивейших оперных театров мира, впечатляющий не только архитектурой, но и богатым внутренним убранством. Отреставрированный театр стал одним из лучших в Европе по своим акустическим качествам, техническому оснащению сцены. Все спектакли в нём идут на немецком языке – из уважения к слушателям города и “в пику” итальянской опере. В его репертуаре значительное место занимают творения “дрезденских” композиторов – Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса

Опера Земпера выходит фасадом на Театральную площадь. В 1648 году на месте здесь находился один из первых постоянных театров средневековой Европы, впоследствии дополненный ещё восемью малыми театрами, что само собой отразилось на названии площади

Памятник Готфриду Земперу в Дрездене

Именно здание Дрезденской оперы “сделало” Земперу имя среди европейских архитекторов и театралов

Первое здание Оперы Земпера

Реставрацией разрушенного пожаром здания оперы занимался уже старший сын Готфрида – Манфред Земпер, занимавшийся восстановлением этой важной архитектурной достопримечательности с 1871 по 1878 год

После Второй Мировой войны, когда Дрезден очищали от разрушенных зданий — руины оперы не тронули, а впоследствии, в 1952 году, даже укрепили, что облегчило реставрационные работы, начатые 24 июня 1977 года

Восстановлением средневековой “реликвии” руководил Вольфганг Хэнш, перепланировавший здание в соответствии с современными требованиями к оперным театрам

В августе 2002 года в Дрездене произошло сильное наводнение, в результате которого затопленный театр был закрыт на ремонт и открыл свои двери лишь через 3 месяца восстановительных работ

В здании Земпероперы ежегодно демонстрируется множество премьер оперного мира, кроме того, Опера Земпера является официальным концертным залом Саксонской государственной капеллы — Дрезденского симфонического оркестра, основанного ещё в далёком 1548 году и являющегося сегодня одним из старейших оркестров мира

Еще один интересный памятник – замок Морицбург, загородная резиденция Веттинов. Он славен своей необыкновенно длинной фарфоровой мозаикой, украшающей фасад здания.

Среди выдающихся памятников Дрезденской барочной архитектуры следует также назвать церковь Фрауэнкирхе, дворец
Ташенберг, дворец Козельпалас. К значительным барочным сооружениям в окрестностях Дрездена принадлежит дворец Морицбург. Дрезденская Долина Эльбы, где расположены самые яркие шедевры архитектуры этого красивейшего города, была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворцовый ансамбль Цвингер в Дрездене

Дворцовый ансамбль Цвингер в Дрездене

Конец XVII-начало XVIII века стали наиболее ярким периодом в развитии архитектуры Дрездена – столицы Саксонии. Именно в это время начали строиться дворцы и складываться ансамбли, составившие впоследствии гордость немецкого градостроительного искусства.

Предпосылками для такого масштабного строительства стали новые веяния в европейском зодчестве. Наступила эпоха барокко, для которой было характерно единение архитектуры с живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, придававшими сооружениям торжественность и парадность.

Стиль барокко диктовал основное требование – поразить зрителя необычайностью замысла и исполнения, преувеличенным пафосом, возвышенностью, чисто театральными эффектами. Отсюда любовь к нарочитой сложности, замысловатым криволинейным очертаниям, резким контрастам света и тени.

Самым блестящим воплощением новых идей стал дворцовый комплекс Цвингер, созданный по проекту выдающегося немецкого архитектора Маттеуса Даниэля Пеппельмана.

Заказчиком увеселительного дворца выступил не кто иной, как Август Сильный, с 1694 г. курфюрст Саксонский, а с 1697 г. – еще и король польский. Как и многие другие властители того времени, он содержал большой и богатый двор, подчеркивал свою абсолютную власть блеском придворных увеселений и роскошью дворцовой архитектуры, стараясь во всем походить на Людовика XIV. Именно при Августе II Дрезден становится культурным центром европейского уровня, своеобразной «Флоренцией на Эльбе».

История создания Цвингера начинается в 1709 г., когда по случаю приема короля Дании Август Сильный распорядился разбить на территории сада близ своей резиденции плац с деревянными постройками и трибунами. Вскоре после этого у короля возникла идея заменить деревянные строения каменными и создать тем самым в непосредственной близости от своего дворца парадный зал под открытым небом для пышных празднеств с комплексом примыкающих зданий для маскарадов и балов.

Маттеус Даниэль Пеппельман вместе со скульптором Балтазаром Пермозером приступил к сооружению Цвингера в 1711 году. Оба великих мастера не подвели повелителя, создав истинный шедевр барочного искусства, в котором живой и игривый язык архитектурных форм гармонично сочетался с элементами скульптурного декора.

В плане дворцовый ансамбль Цвингера представляет собой практически квадратный двор 106?107 м, образованный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. При жизни Пеппельмана были завершены только три стороны этого прямоугольника – симметричные боковые стороны, представляющие собой сводчатые галереи, в центре каждой из которых встроено по павильону, и еще четыре павильона, украшающих углы ансамбля.

С северо-восточной стороны, обращенной к Эльбе, ансамбль остался недостроенным. Позднее (уже в XIX веке) двор Цвингера был замкнут зданием картинной галереи – двухэтажным зданием в стиле Высокого Возрождения.

Надо сказать, что каких-либо особых элементов архитектура Цвингера не содержит. Это те же колонны, антаблементы, арки и купол. И тем не менее это фантастическое сооружение нарушает все те представления о зодчестве, которые сложились в античности и в эпоху Возрождения. Создатель Цвингера как будто специально задался целью поразить зрителя уже при первом приближении к ансамблю. Он попытался придать архитектуре эффект движения, лишив объемы присущей им геометрической определенности и превратив твердый камень в податливую массу.

От площади фасад Цвингера отделен глубоким рвом. Такие рвы обычно служили защитой крепостных стен, но здесь его роль – чисто символическая: ров отделял земной и прозаический город Дрезден от Цвингера – царства Веселья и Удовольствия. Обширный двор Цвингера служил ареной для проведения пышных празднеств, парадов и представлений, а окружающие его павильоны исполняли роль своеобразных театральных лож.

Над каменной облицовкой рва протянулась застекленная арочная галерея, которую словно разрывает необычная башня Главных ворот Цвингера. Она увенчана медным куполом, внизу выгнувшимся как бы от тяжести распирающей его изнутри жидкости, а вверху сужающимся и перехваченным медными жгутами.

В сторону рва башня «открывается» двумя огромными, поставленными друг на друга арками. По бокам верхней арки парные колонны несут по половинке фронтона. Архитектор как бы демонстрирует зрителю, что раньше это был обычный четырехколонный портик, но каким-то невероятным, сверхчеловеческим усилием его удалось разорвать пополам, и обе половины раздвинуть в стороны. В нижней арке та же неведомая сила не только разорвала пополам треугольник фронтона, но вдобавок, будто из озорства, еще и перевернула эти половинки, обратив их наружными углами внутрь. Но, по-видимому, этой силы не хватило, чтобы поставить колонны на место, и они, как будто кем-то невзначай брошенные, остались стоять в случайном и неудобном положении – под углом к стене.

Арка ведет во внутренний двор Цвингера. Правда, это не столько двор, сколько целая площадь, окруженная прямыми и изогнутыми одноэтажными галереями и двухэтажными павильонами. И хотя кажется, что после причудливой башни уже ничто не может удивить посетителя надуманной сложностью архитектуры, но все же павильоны своей экзотичностью поражают воображение.

Стоит присмотреться хотя бы к одному из главных павильонов под названием «Кронентор» («Коронные ворота»), где размещалась ложа короля. Проход к нему ведет через легкий мостик, перекинутый через обводной ров. Павильон имеет форму ломтя, вырезанного из прямоугольника с неравными сторонами. Нижний этаж имеет шесть широких проемов; за ними видны великолепные лестничные марши с позолоченными коваными решетками и мраморными балюстрадами лестничных площадок. Каждый столб аркады первого этажа украшен человеческими фигурами: на крайних столбах по одной, на других – по две, а по бокам средней арки – даже по три. Фигуры как бы вырастают из плоских, сужающихся книзу выступов: нижние части их туловищ плотно вросли в каменную массу столбов, а верхние словно огромным усилием оторвались от них и оказались на свободе.

Создается впечатление, что скульптурам здесь мучительно тесно: они изворачиваются, изгибаются, принимают странные позы. Так, одна из них запрокинула назад руки, как бы стараясь сбросить груз; другая правой рукой подперла левую, чтобы помочь онемевшим членам; третья устало поникла головой. Всем своим видом фигуры как бы демонстрируют, как им трудно поддерживать тяжелые каменные завитки, сдавившие плечи, шею и затылок.

Второй этаж павильона представляет собой обширное помещение, залитое светом, который льется из окон и с неба, которое вместо крыши сияет между клубящимися облаками. Но самое удивительное зрелище – множество летящих по небу крылатых амуров, вооруженных воинов, белокурых красавиц. Некоторые из фигур как будто только что отделились от карниза, другие успели подняться ввысь и, наклонившись, рассматривают посетителей павильона, точно сожалея, что те не умеют летать.

Впрочем, все это только иллюзия. И небо, и фигуры написаны искусным художником на огромном холсте, натянутом на потолке зала. И даже опытный искусствовед не сможет сразу определить, где кончается реальное пространство и начинается нарисованное.

И все же самое фантастическое – это верх здания. Над пятью огромными арочными окнами павильона причудливо переплелись декоративные вазы, высеченные из камня гирлянды цветов, маски бородатых воинов в шлемах, фигуры гениев, античных божеств, очаровательных детей и крылатых львов. А в центре этого нагромождения окруженный замысловатыми каменными завитками высечен увенчанный короной герб, а над ним, на фоне неба, простирается огромная фигура Геркулеса, согнувшегося под тяжестью небесной сферы. Этот гигант, на которого опирается само небо, – символическое изображение Августа II, которому придворные льстецы дали прозвище Сильный.

Из павильона дверь ведет на террасу на крыше галереи, тесно заставленную фигурами. С края террасы открывается вид на как бы специально спрятанный от глаз уголок. Это – знаменитая «Купальня нимф», которая представляет собой нечто вроде прямоугольного дворика, окруженного стеной. Наверху на террасе бьет фонтан. Вода с шумом переливается из одной чаши в другую, а затем по лестнице из обломков скал, пенясь и играя, как водопад, низвергается вниз, в дворик. Здесь в массивной стене ряды тесаных камней чередуются с камнями, имеющими грубо обработанную, как бы «рваную» поверхность. Это придает стене суровость и какую-то скрытую силу, с которой контрастируют мраморные статуи изящных морских богинь – нимф.

И если фигурам на фасаде павильона тесно, то фигурам в «Купальне нимф», наоборот, слишком просторно в широких нишах. Они как будто замерли на сцене театра в момент исполнения неведомого танца. Их жесты полны нарочитости и жеманства, головки кокетливо склонились набок, а одежды развеваются причудливыми складками.

В таком же стиле созданы и расположенные друг против друга два изящных сооружения – «Павильон на валу» и «Павильон с колокольчиками» (получивший такое название из-за часов из саксонского фарфора с колокольчиками, которые играют каждые четверть часа). Павильоны буквально тонут в пышном декоративном убранстве. Их нижние этажи украшены фигурами гримасничающих атлантов, а карнизы верхнего этажа, кажется, готовы обрушиться под тяжестью статуй, декоративных ваз и цветочных гирлянд. Но весь этот обильный декор только подчеркивает легкость конструкции павильонов.

Причудливый и фантастичный мир Цвингера с его игривыми фигурами, украшающими фасады и ниши, фонтаны и каскады, не только восхищает, но и развлекает своей замысловатостью, беспрерывной сменой зрительных впечатлений. Недаром этому саксонскому сооружению в свое время завидовала вся Европа.

В 1719 г. по случаю бракосочетания наследного принца с герцогиней Жозефиной Австрийской в Цвингере прошли поистине королевские торжества, но после этого знаменательного события ансамбль стал постепенно утрачивать функции центра бурной светской жизни. В 1728 г. была ликвидирована оранжерея, а в опустевших павильонах разместились библиотека, математический кабинет, кунсткамера, богатейшие коллекции гравюр и фарфора.

Следующая страница истории Цвингера датируется серединой XIX века. К этому времени факт, что изначально Цвингер строился только для королевских увеселений, уже имел второстепенное значение. Да и любители искусства неоднократно указывали властям города на необходимость сооружения нового здания для размещения картинной галереи, поскольку в здании так называемых «Конюшен» на Юденхофе, где с 1722 г. хранились полотна знаменитых художников, давно уже не хватало места для картин. Кроме того, в «Конюшнях» не было отопления и необходимых условий для ухода за ценнейшими сокровищами искусства. В 1847 г. наконец было решено построить новое здание для картинной галереи на северной стороне Цвингера. Осуществить эту идею поручили архитектору Готфриду Земперу.

Строительство продолжалось восемь лет, и было закончено в 1855 году. Тогда же в галерею перевезли картины, и с тех пор она служит хранилищем одной из богатейших в мире коллекций живописи. Одни имена чего стоят – Тициан, Джорджоне, Корреджо, Веронезе, Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт, Гольбейн, Кранах, Пуссен, Дюрер, Рибера, и конечно же, «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Кстати, по-немецки Дрезденская картинная галерея называется «Alte Meister» («Старые мастера»).

Коллеги Земпера высоко оценили его работу по сооружению нового здания галереи. В частности, член Берлинской Академии искусств, советник архитектуры Э. Кноблох писал в 1856 г. в журнале «Практическая архитектура»: «Построить это новое здание было чрезвычайно трудной задачей, т. к. его внешний вид должен был соответствовать хранящимся в нем произведениям искусства, а его формы и декор – отвечать нашим вкусам и взглядам на архитектуру. Кроме того, оно должно было гармонировать, во-первых, с высокопарным и богатым стилем барокко, в котором построен Цвингер, частью которого оно должно было стать, и во-вторых, с театром, католической церковью и дворцом, на которые выходил его задний фасад. Гениальный Земпер… смело принял на себя эту задачу и выполнил ее так, что ему на все времена обеспечен самый высокий ранг среди мастеров архитектуры».

Помимо богатой «родословной», Цвингер – это еще и уникальная история реставрации. В начале XX в. здания ансамбля находились в таком катастрофическом состоянии, что городские власти Дрездена даже собирались их сносить. Но один из преподавателей Дрезденской архитектурной школы, Губерт Эрмиш, вместе со своими учениками добился решения на восстановление Цвингера. 15 лет они занимались этим проектом, так сказать, «на общественных началах». Наконец дворцовый ансамбль был полностью восстановлен. Но через пять лет началась Вторая мировая война, которая нанесла непоправимый урон этому памятнику архитектуры. 13 февраля 1945 г. можно назвать самым трагическим днем в истории Дрездена. В этот день был совершен массированный налет английской и американской авиации; количество бомб, сброшенных на город, исчислялось десятками тысяч, хотя (как потом утверждали историки) никакой военной необходимости в этом не было. В результате город был почти полностью разрушен – более 85 % зданий лежали в руинах. Не избежал печальной участи и Цвингер – от прежнего дворцового ансамбля остались одни развалины, а на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.

И снова Губерт Эрмиш и Архитектурная школа Дрездена начали возрождать Цвингер практически с нуля, буквально по кирпичику, кропотливо воссоздавая по архивным чертежам прежний облик ансамбля. Сейчас Цвингер стоит посреди Старого города во всем блеске – как памятник не только архитектурному гению его создателей, но и высокому мастерству и патриотизму немецких реставраторов.

Автомобиль-не роскошь..

Август 2010. Часть 9. Дрезден;Цвингер

Цвингер (нем. Zwinger) — одно из самых красивых мест в Дрездене, представляет собой комплекс из четырёх зданий. Название происходит от его местоположения. Резиденция саксонских курфюрстов – Дрезден начала 18 в. представлял собой мощную крепость звездчатой формы. Такие контуры возникли из-за того, что бастионы, сложенные из плит песчаника (самого красивого и дорогого материала страны), резко выдавались вперед. Там, где сейчас расположен Цвингер, находился бастион «Луна», а внутри его располагался сад Цвингер, название которого было связано с крепостью. В тогдашнем фортификационном деле – науке о строительстве укреплений – понятие «цвингер» означало место между двумя сходящимися под острым углом валами. Сейчас здесь находятся различные музеи, среди которых наиболее известна Дрезденская картинная галерея.

Итак, Цвингер. Сегодняшний день мы решили посвятить посещению этого знаменитого места с обязательным заходом в картинную галерею.

Этот дворцовый ансамбль, находящийся в Альтштадте (Старом городе) Дрездена (Германия), яркий памятник немецкого барокко (1711–1722, арх. М.Д.Пёппельман), состоящий из изящных нарядных павильонов, объединенных галереями, и здания Дрезденской картинной галереи, построенной в стиле неоренессанса (начата в 1847 Г.Земпером, закончена придворным архитектором Крюгером к 1855).

Этот ансамбль начал строить еще Август Сильный в 1709 году, но строительство продолжалось полтора века, и только к 1855 году Цвингер приобрел сегодняшний вид. Замышляя Цвингер, Август был нацелен создать дворцовый комплекс, одновременно роскошный и практичный. Поэтому в плане сразу предусмотрели обширный двор для развлечений знати и галереи, чтобы продолжить общение в залах. Двор планировалось засадить апельсиновыми деревьями – очень модными в тогдашней Европе. Украсили его и многочисленные статуи, фонтаны. Цвингер во многом следовал восточной моде, но основным его стилем стал торжественный поздний барокко.

Цвингер строился около 20 лет при Августе II Сильном (August II Fryderyk Mocny), короле Польском (1697–1704 и 1709–1733) и курфюрсте Саксонском (Фридрих Август I, 1694–1733), и свой окончательный облик получил почти случайно. С самого начала для его строительства не создавалось четких планов, кроме того, несколько раз в процессе возведения зданий менялось назначение Цвингера: задумывался он как оранжерея, а в результате стал Королевским комплексом естественнонаучных музеев. Слово «оранжерея» (франц. оrangerie, от orange – апельсин) происходит от названия апельсиновых деревьев, но оранжереи предназначались и для других экзотических деревьев (лавров, лимонов). Наряду с оранжереей, которой первоначально и был Цвингер, на противоположном берегу Эльбы был выстроен фарфоровый замок Августа Сильного, со специальными кабинетами, где хранились работы по лаку. От него сохранились до наших дней Японский дворец и величайшее в мире собрание фарфора, занимающее четвертую часть помещений Цвингера. Собрание, может быть и величайшее,но. Что-то действительно приковывает взгляд, а что-то типичнейшая Гжель с егорьевки, будь она сработана в Японии или в легендарном Мейсене. Вот фотать там не разрешили, хотя некие перцы с малоразмерными мыльницами в руках щелкали вовсю. Низзя, так низзя. Глазками посмотрели, умом запомнили и пожалели, что не не сходили в “Зеленые своды”-но это совсем другое место и другая история, хотя фарфор там то же. Нехай “Зеленые своды” останутся предлогом еще для одного визита в Дрезден, а пока просто п рогуляемся по Цвингеру.

“Дождь идет четвертый день, хотя по радио сказали:” Жарко будет, даже тень”.

“Впрочем в той тени где я..” А вы когда-нибудь от дождя прятались под куполом, венчающим Коронные ворота?

Когда льет, как из ведра, но внезапно наступает затишье,шум города отступает и робко, среди шороха листвы и первых завываний ветерка, предвещающего скорую осень, пробивается нежный звон. Звон фарфоровых колокольчиков..Колокольчиков по обе стороны часов павильона, именуемого Колокольным.

Я ощутил себя окруженным волшебством, неизвестным, но очень знакомым по детству, по сказкам, рассказанным бабушкой и мамой. “..бабушке пришлось рассказать все, что она знала о кораблях и городах, о людях и о животных. Особенно занимало . что цветы на земле пахнут, ..что леса зеленые, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют. Бабушка называла рыбками птичек, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц”.

Тем временем на помощь дождю пришел сильный ветер,

и мы поспешили спрятаться от непогоды под крышей французского павильона.

За Французским павильоном, примыкающим к Картинной галерее, находится знаменитый грот – Купальня нимф, попасть в который можно, пройдя через первый этаж Французского павильона.

Перепад высоты между цвингеровским валом и садом использовался для сооружения каскадов и фонтанов – вода как стоячая, так и текучая приобретает в это время особую функцию в архитектуре.

Так в Цвингере появился «водяной театр», позднее названный Купальней нимф. Архитектуру оживляла вода и прекрасные скульптуры, выполненные Балтазаром Пермозером вместе с помощниками.

Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии.

У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.

Нагулявшись по свежему воздуху и изрядно промокнув, направились в Дрезденскую картинную галерею

в гости к старым мастерам. Коллекция произведений искусства, входящая в Галерею старых мастеров, создавалась в первой половине XVIII в. при саксонских курфюрстах — королях Польши Августе II Сильном (1670—1733) и Августе III (1696—1763). Собрание галереи быстро росло, в 1746 г. при посредничестве Франческо Альгаротти для галереи было куплено сразу сто шедевров искусства. Галерея получила известность во всей Европе и в 1747 г. переехала в новое здание — перестроенное для нужд галереи бывшее здание конюшен.

Произведения искусства, выставленные в галерее, были спасены Советской Армией от уничтожения в конце войны в 1945 году. И затем заботливо хранились и реставрировались в Советском Союзе. В 1955 году правительство СССР передало спасенные произведения искусства немецкому народу. Так они снова обрели достойный кров в восстановленной в 1955 году галерее, которая была построена в середине XIX века архитектором Готфридом Земпером и которая стала жертвой англо-американской бомбардировки в ночь на 13 февраля 1945 года, как почти все другие ценные в культурно-историческом отношении дрезденские постройки.

Честно говоря, посещение галереи не очень впечатлило и даже знаменитая “Сикстинская мадонна” не впечатлила. По моему, лучше шишкинского зала в нашей родной Третьяковки нигде в мире ничего нет.

Несколько уставшие, полные новых впечатлений отправились отобедать в любимую кафешку на театральной площади.

Помимо кофе и вкусных пирожных можно отведать весьма вкусных и не очень дорогих блюд.

Пока предавались чревоугодию, незаметно наступил вечер, и мы направились в гостиницу отдыхать от впечатлений дня.

Источники:
http://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/tsvinger-v-drezdene.html
http://traveltu.ru/evropa/germaniya/tsvinger-v-drezdene.html
http://elsarieva.tourister.ru/photoalbum/15955
http://holidaymtours.livejournal.com/262120.html
http://history.wikireading.ru/194947
http://alexzhuc.livejournal.com/19133.html
http://planetofhotels.com/blog/ulmskij-sobor-v-germanii

Ссылка на основную публикацию