Бюджет Германии запланирован без дефицита

Государственный бюджет Германии: структура бюджета, статьи доходов и расходов, распределение бюджета по основным статьям

На данной странице содержится информация о федеральном бюджете Германии, основные статьи доходов и расходов, структура бюджета страны в цифрах на 2020 год.

  • Информация на странице:
  • Бюджет Германии
  • Структура бюджета
  • Расходы бюджета
  • Доходы бюджета
  • Полезные ссылки
  • Комментарии и вопросы

§ Информация о федеральном бюджете Германии

Государственный бюджет Германии – это финансовый план страны на следующий год или сразу несколько лет. Проект бюджета страны подготавливает Министерство финансов (Список федеральных министерств Германии) страны, затем данный проект обсуждает Федеральное правительство и после его принятия, передает проект бюджета на рассмотрение Бундестага. После рассмотрения и принятия проекта бюджета путем голосования, бюджетный план передается в Бундесрат, федеральный совет. После принятия бюджета Бундесратом и его подписания Президентом Германии, проект бюджета становится законом страны.

Государственный бюджет состоит из общего плана доходов и расходов, а также нескольких планов для каждого Федерального министерства; он состоит из примерно 2500 страниц.

Бундестаг осуществляет также функцию контроля федерального бюджета; он анализирует, придерживается ли Правительство страны бюджета. В выполнении этой функции Бундестаг тесно сотрудничает с Федеральной счётной палатой (нем. Bundesrechnungshof).

На 2020 год федеральный бюджет Германии составил 356.4 миллиардов Евро.

Таблица 1. Федеральный бюджет Германии
на 2015, 2016, 2017, 2018, 2020 годы

Год Сумма, Евро Разница с предыдущим годом, Евро
2015 год 299’100’000’000
2016 год 316’900’000’000 17’800’000’000
2017 год 329’100’000’000 12’200’000’000
2018 год 343’600’000’000 14’500’000’000
2020 год 356’400’000’000 12’800’000’000

Диаграмма 1. Изменение размера федерального бюджета Германии c 2015 по 2020 год.

§ Структура государственного бюджета Германии

Федеральный государственный бюджет Германии – это закон страны, состоящий из более 2500 страниц, его структура включает в себя краткий бюджет распределенный по Федеральным министерствам страны и органам верховной власти в стране (включая государственный долг и общее финансовое управление, т.е. доходы в виде налогов). Кроме краткого распределения, государственный бюджет состоит из множества единичных планов, классифицированных или структурированных по функциям и группам доходов и расходов. Далее в таблице 2 представлено распределение статей доходов и расходов бюджета по федеральным министерствам и органам власти. В дальнейших разделах ниже на этой странице вы можете просмотреть структуру бюджета Германии по группам и функциям.

В подробной таблице бюджета каждая строка имеет свой цифровой код, состоящий из следующих 4х составных частей:

  • Einzelplan – министерство, ведомство;
  • Kapitel – глава;
  • Titel – заголовок (группа и порядковый номер в группе);
  • Funktion – функция или назначение;

Таблица 2. Федеральный бюджет Германии
на 2020 год с разбивкой по министерствам и ведомствам (Einzelpläne)

Статья бюджета Доход
млн. Евро
Расход
млн. Евро и в %
Федеральный президент и канцелярия президента
Bundespräsident und Bundespräsidialamt
0.19 47.64 0.01%
Бундестаг, парламент Германии
Deutscher Bundestag
1.80 990.91 0.28%
Бундесрат, федеральное собрание Германии
Bundesrat
0.09 37.50 0.01%
Федеральное правительство и канцлер Германии
Bundeskanzlerin und Bundeskanzleramt
3.23 3’241.72 0.91%
Министерство иностранных дел
Auswärtiges Amt
159.85 5’825.84 1.63%
Министерство внутренних дел, строительства и родины
Bundesministerium des Innern, für Bau und Heimat
1’126.61 15’849.45 4.45%
Министерство юстиции и защиты прав потребителей
Bundesministerium der Justiz und für Verbraucherschutz
579.78 895.32 0.25%
Министерство финансов
Bundesministerium der Finanzen
291.55 7’180.43 2.01%
Министерство экономики и энергетики
Bundesministerium für Wirtschaft und Energie
448.32 8’187.75 2.30%
Министерство питания и сельского хозяйства
Bundesministerium für Ernährung und Landwirtschaft
64.00 6’323.82 1.77%
Министерство труда и социальных вопросов
Bundesministerium für Arbeit und Soziales
2’089.39 145’260.25 40.76%
Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры
Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur
8’824.21 29’285.67 8.22%
Министерство обороны
Bundesministerium der Verteidigung
485.90 43’227.81 12.13%
Министерство здоровья
Bundesministerium für Gesundheit
93.80 15’305.29 4.29%
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности
Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit
818.21 2’287.10 0.64%
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежи
Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend
199.09 10’448.32 2.93%
Конституционный суд Германии
Bundesverfassungsgericht
0.04 34.36 0.01%
Федеральная счётная палата
Bundesrechnungshof
3.87 162.04 0.05%
Федеральный уполномоченный по защите данных и свободе информации
Die Bundesbeauftragte für den Datenschutz und die Informationsfreiheit
0.06 25.22 0.01%
Министерство экономического сотрудничества и развития
Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung
996.04 10’245.69 2.87%
Министерство образования и исследований
Bundesministerium für Bildung und Forschung
36.28 18’269.75 5.13%
Государственный долг
Bundesschuld
1’348.31 18’380.13 5.16%
Главное финансовое управление
Allgemeine Finanzverwaltung
338’829.39 14’887.98 4.18%
ИТОГО: 356’400.00 356’400.00 100.00%

§ Расходы, распределение бюджета Германии

Распределение расходов государственного бюджета по Федеральным министерствам и ведомствам вы можете просмотреть в таблице 2, выше на странице. Учитывая, что бюджет страны на 2020 год составил 356.4 миллиардов Евро, в среднем расходы Германии на 1 день составляют 1.0 миллиард Евро, а расходы Германии на 1 месяц составляют 29.7 миллиардов Евро.

Далее в таблице 3 представлены расходы в бюджете страны по видам расходов.

Таблица 3. Расходы бюджета Германии
на 2020 год по видам расходов

Вид расходов Расход
млн. Евро
в % к сумме бюджета
Материальные административные расходы
Sächliche Verwaltungsausgaben
9’129.86 2.56 %
Дотации (без инвестиций)
Zuweisungen und Zuschüsse (ohne Investitionen)
104’464.11 29.31 %
Специальные расходы на финансирование
Besondere Finanzierungsausgaben
156’884.98 44.02 %
Другое 27’745.38 7.78 %
Расходы на содержание персонала
Personalausgaben
8’252.01 2.32 %
Расходы на инвестиции
Ausgaben für Investitionen
19’140.56 5.37 %
Военные закупки, вложения и т. д.
Militärische Beschaffungen, Anlagen usw.
13’259.11 3.72 %
Обслуживание (погашение) государственного долга
Schuldendienst
17’524.00 4.92 %
ИТОГО: 356’400.00 100.00 %

Более подробную информацию о расходах в бюджете Германии по различным министерствам вы найдете на отдельных страницах нашего сайта:

Далее в диаграмме 2 представлено распределение бюджета Германии по министерствам и ведомствам, данные для диаграммы взяты из таблицы 2, находящейся выше на странице.

Диаграмма 2. Структура расходов бюджета Германии на 2020 год по министерствам

§ Доходы, поступления в бюджете Германии

Источники доходов бюджета Германии по Федеральным министерствам и ведомствам вы можете просмотреть в таблице 2, выше на странице. Далее в таблице 4 представлены доходы в бюджете страны по видам доходов, отсортированные по сумме дохода с возрастанием.

Таблица 4. Доходы бюджета Германии
на 2020 год по видам доходов

Вид дохода Доход
млн. Евро
в % к сумме бюджета
Собственные ресурсы ЕС
EU-Eigenmittel
-31’240.00 -8.77 %
Налоги и приравненные к налогам платежи
Steuern und steuerähnliche Abgaben
302.00 0.08 %
Другое 902.38 0.25 %
Административные доходы
Verwaltungseinnahmen
9’430.63 2.65 %
Прочие доходы
Übrige Einnahmen
20’273.99 5.69 %
Федеральные налоги
Bundessteuern
83’601.00 23.46 %
Налоги, распределяемые между федерацией, землями и коммунами
Gemeinschaftsteuern und Gewerbesteuerumlage
273’130.00 76.64 %
ИТОГО: 356’400.00 100.00 %

Далее в диаграмме 3 представлены доходы бюджета Германии по министерствам и ведомствам, данные для диаграммы взяты из таблицы 2, находящейся выше на странице. Согласно данной диаграмме, подавляющее большинство доходов Германии – это налоги, в бюджете они определены строкой “Главное финансовое управление” (нем. Allgemeine Finanzverwaltung).

Бюджет Германии запланирован без дефицита

Большинство стран Европейского союза в лице Брюсселя считает, что контраст в уровне развития стран-членов ЕС поможет сократить большее участие Германии в жизни менее благополучных участников, живущими в условиях «Европы разных скоростей». В свою очередь объединенное немецкое государство, демонстрируя дипломатическую открытость, не торопится менять свою финансовую политику. Несколько лет подряд бюджет Германии формируется, основываясь на принципах бездефицитности, минимизации сторонних заимствований и равного обеспечения госуслугами жителей собственной страны.

Бюджетная система Германии

Поддерживаемая канцлером Меркель задача формирования бюджета по принципу без дефицита и без внешних кредитов успешно выполняется в последние пять лет.

Благодаря высокой налоговой нагрузке в 2017 году профицит бюджета на 2018 год составил почти 14 млрд евро.

Классически структура бюджета федерации выглядит просто:

  • доходная часть – поступления от налогов, акцизов и пошлин;
  • расходная – в основном социальные и инфраструктурные проекты, оборонные затраты и госзаказ.

Поскольку Германия изначально строилась на условиях федерации, здесь не на словах работает принцип децентрализации. Это выражается еще и в том, что каждое федеральное образование, земля или община составляют свой бюджет, подчиняясь общему законодательству.

Правила составления финансовых планов страны и то, из чего складывается бюджет Германии, изложены в Конституции.

Доходная часть

В доход государства в лице федерации, земли или общины идут поступления от любых налоговых и административных сборов и платежей. Разница состоит только в том, как они распределяются между собой. Так, общинам «достаются» доходы от:

  • имущественного налога,
  • транспортного,
  • акцизных сборов,
  • налогообложения выручки игорных заведений,
  • пошлин и сборов с оформления имущественных сделок и наследственных отношений.

На государственный бюджет приходится налог с оборота, половина денег от удержаний из доходов физических лиц и обложения прибыли корпораций и предприятий.

В централизованный фонд поступают также таможенные пошлины и сборы в рамках работы Евросообществ.

Больше о налогах в Германии читайте в нашей статье.

Расходная часть

Обязательства в пределах федеративного образования могут отличаться между собой. Общим, согласно Основному закону, является принцип стремления к возможно равному доступу всех жителей страны к социальным благам и услугам. Именно поэтому наибольшая доля затрат приходится на эти расходы – до 60%.

Кроме обеспечения государственных обязательств перед населением, из федерального фонда финансируются:

  • оборонная сфера;
  • внутренние инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство и промышленное производство;
  • обслуживание суверенного долга;
  • работа госаппарата и прочее.

За счет финансов земель и общин могут реализовываться и другие проекты, предварительно одобренные правительством.

Особенности немецкой бюджетной системы

Как и в любом государстве, в Германии существует объективное неравенство в плане фискального благополучия и обеспечения гособязательств. Чтобы сгладить данное обстоятельство и не провоцировать перекосы в демографической ситуации и не только, ФРГ использует инструменты вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания.

Это выражается в том, что поступления от налогов и страховых сборов могут по-разному распределяться между бюджетом федерации и самого административного субъекта. Если и после этого средств для покрытия общегосударственных статей расходов недостаточно, то прибегают к системе дотаций и субсидий из Фонда выравнивания.

Наибольшая статья расходов покрывает социальную сферу, чтобы обеспечить заложенный в Конституции страны принцип справедливого распределения и единого уровня жизни граждан.

В последние годы особенности бюджетной системы Германии пополнились новой характерной чертой: выделение все возрастающих сумм на адаптацию беженцев. До 2020 года эти затраты планируют увеличить до 77,5 млрд евро.

Пройдите социологический опрос!

Бюджет ФРГ на 2018 и 2020 годы

Наибольшую часть доходов федерального бюджета формирует налог с оборота капитала. Наполнение земельных бюджетов зависит от того, какие предприятия активно функционируют на их территории. Поскольку планирование финансов предполагает перераспределение ресурсов между субъектами, бюджетный процесс начинается еще летом, чтобы к концу осени утвердить окончательный вариант документа.

Общая сумма расходной части бюджета в 2018 году установлена в пределах 335,5 млрд евро, это почти на 2% больше, чем было запланировано на 2017 год. Пропорционально возрастут затраты на оборону (до 38, 45 млрд – на 1,23% от объема производства), что можно расценить как реакцию на призыв Трампа. Ведь американский президент не раз указывал на неисполнение членами НАТО обязательств по финансированию коллективной безопасности в размере 2% от ВВП.

В целом бюджет Германии на 2018 год в цифрах немного вырастет по сравнению с предыдущим годом. Больше денег выделят на культуру (почти на 23%), на интеграцию уже прибывших беженцев , а также на предотвращение предпосылок для массовой миграции во всем миренаправят около 21 млрд евро.

Планируется некоторое снижение государственного инвестирования в 2018 году (до 35,7 млрд евро), но одновременно в финансовом прогнозе на 2020 год закладывается его восстановление (до 36,2 млрд евро).

Благодаря накопленной «финансовой подушке» в размере 14 млрд евро правительство может выдвинуть предложения по снижению налогов. Предпосылки для такой инициативы создает фиксируемый уже несколько лет подряд рост немецкой экономики, а также стойкий политический запрос на это, сложившийся в обществе.

В 2020 году Германия приняла бюджет, в котором расходная часть составила 356,4 млрд евро. Это на 6% больше, чем в 2018 году. В том числе суммы на оборону заложены в размере 43,2 млрд евро (на 4,75 млрд больше, чем в 2018), на социальные нужды (145,3 млрд евро), цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам.

Возможные коррективы

В связи с тем, что финансовый план ФРГ был утвержден еще до выборов в парламент, существует небольшая вероятность, что после формирования Кабинета министров в документ могут быть внесены изменения. В частности, одна из политических партий выступает за снижение налогового бремени на бизнес и уменьшение процента актуального переизбытка средств с целью увеличения размера государственного инвестирования.

Последние пять лет Германия придерживается стратегии schwarze Null, то есть “черный ноль”. Она базируется на том, что планируемые расходы финансируются из доходов бюджета, а не за счет получения новых кредитов .

Несмотря на политическую паузу в стране, бюджетная политика Германии вряд ли будет реформирована кардинально, поскольку нужно признать, что, хоть идея сбалансированного бюджета и вызывает разногласия, экономика ФРГ остается крупнейшей в Европе.

В Германии приняли рекордный бюджет на 2020 год: Видео


Бундестаг принял рекордный бюджет Германии на 2020 год

Расходная часть бюджета ФРГ составит 356,4 млрд евро. Правительство заложило в проект увеличение расходов на оборону, социальные нужды, цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам.

Бундестаг в пятницу, 23 ноября, принял федеральный бюджет на 2020 год. В поддержку соответствующего проекта проголосовали 366 депутатов, 284 были против, сообщает агентство dpa.

Контекст

Дебаты о бюджете в бундестаге ФРГ превратились в выяснение отношений

Америка заставляет Германию перевооружаться

Вашингтон ультимативно потребовал от партнеров по НАТО довести расходы на оборону до 2 процентов их ВВП. Все последние десятилетия доля ассигнований на армию в Германии снижалась. (17.02.2017)

Правительство ФРГ одобрило проект бездефицитного бюджета на 2018 год

Расходная и доходная часть бюджета составят 341 миллиард евро каждая. Это позволит правительству инвестировать в будущее и выполнять международные обязательства страны. (02.05.2018)

Расходная часть бюджета утверждена в размере 356,4 млрд евро, это почти на 13 млрд евро больше, чем в 2018 году. Правительственная коалиция заложила в проект увеличение расходов на оборону (43,2 млрд евро, или на 4,5 млрд больше, чем годом ранее), социальные нужды (145,3 млрд евро), цифровизацию экономики, помощь развивающимся странам. Отмечается, что бюджет будет способствовать созданию 8750 новых рабочих мест в министерствах и федеральных ведомствах.

Как и в предыдущие пять лет, ФРГ планирует отказаться от новых заимствований, последовательно придерживаясь стратегии, известной как “черный ноль” (schwarze Null). Она подразумевает, что запланированные расходы финансируются не новыми кредитами, а исключительно из доходов бюджета.

В то же время оппозиция считает, что “черный ноль” в бюджете 2020 года достигается лишь за счет использования резервов и различных уловок правительства. Фактически же бюджет находится ниже “нулевой линии”, заявили представители оппозиции в ходе прений в бундестаге.

Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия

Четверть расходов – на оборону

В 2016 году Россия потратила на оборону 3 триллиона 889 миллиардов рублей (60,82 миллиарда долларов). Это почти четверть всех расходов российского бюджета. У Германии и США эта доля значительно меньше – 11% и 15% соответственно.

Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия

Расходы в двойном размере

Совокупные расходы России на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2016 году составили 5 триллионов 832 миллиарда рублей (в пересчете 91,5 миллиарда долларов). Это более чем вдвое больше аналогичных расходов Германии, которые составили 44,7 миллиарда долларов.

Инфографика: Сколько тратят на оборону Россия, США и Германия

Оборона и секретные расходы в приоритетах

Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью “Национальная оборона”. Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.

Как Берлин избавился от бюджетного дефицита

Долгие годы Берлин был в стране своего рода финансово-политическим пугалом: город, имеющий статус федеральной земли, одной из 16 составных частей ФРГ, сводил свой бюджет с дефицитом, проще говоря, сидел в долгах как в шелках.

БЮДЖЕТ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДЕФИЦИТНЫМ

Причин у этого было много — от расточительной политики заимствований, приведшей к необходимости выплачивать огромные проценты, до непростого исторического наследия, доставшегося гигантскому по германским меркам городу, две неравных части которого четыре десятилетия существовали в состоянии вынужденного разделения.

Однако с 2012 года ситуация отчетливо начала меняться к лучшему: доходы превысили расходы. В прошлом году городским финансистам удалось повторить этот успех.

На годы принят так называемый двойной бюджет, который в Берлине тоже надеются свести с профицитом. «Если нам немножко повезет», как предусмотрительно заметил финанцсенатор, то есть городской министр финансов Ульрих Нуссбаум.

Если эти надежды сбудутся, то подряд четыре годовых бюджета с прибылью — такого в современной истории германской столицы никогда прежде не бывало. И одним везением такое объяснить невозможно.

ТРИ КИТА МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Так как же город с населением почти в четыре миллиона человек выбирается из финансовой ямы? Сам У.Нуссбаум называет три «кита», на которых основывается его финансовая политика. Первый — жесткая политика расходования средств.

Просто до полной очевидности? На словах да, но вот легко ли проводить такую политику на деле понимает только тот, кто это познал на собственном опыте. А Берлин в этой сфере далеко ушел вперед по сравнению со всеми другими федеральными землями.

Начиная с 2002 года, средняя цифра бюджетных расходов федеральных земель ФРГ выросла примерно на 20%, а в земле Гессен — и вовсе на 32%. В Берлине этот показатель составляет 5,3%. Как говорится, почувствуйте разницу.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДОХОДОВ

Второй «кит» — консолидация доходов. Этому способствует рост числа жителей, ведь чем больше работающих, тем больше налогов с них можно получить. Еще одна очевидная истина? Однако попробуйте этого добиться в городе, жить в котором непривлекательно.

Кроме того, увеличению доходов способствует и экономический рост, ведь Берлин и с этой точки зрения в числе лидеров. Если в 2001 году сумма сборов от местного налога на прибыль коммерческих предприятий составляла 760 млн евро, то сейчас она выросла почти вдвое — до 1,4 млрд евро.

Прирост в этой сфере достигнут отнюдь не за счет одного только увеличения величины налогов: простым залезанием в карман к бизнесменам долговременного успеха не добьешься. Берлинские финансовые власти старались создать для деловых людей такую атмосферу, в которой необходимость поделиться с городом воспринималась бы как неизбежное, но не разрушительное зло.

Теперь обещано, что налоги больше увеличиваться не будут: кому охота резать курицу несущую золотые яйца? Тем более, что налогооблагаемая база в городе растёт, и прирост доходов достигается в основном за счет этого.

ЗАИМСТВОВАНИЯ И СТАРЫЕ ДОЛГИ

И наконец, третий «кит» — отказ от новых заимствований и неукоснительная выплата старых долгов. И здесь ведомству У.Нуссбаума приходится вести непрекращающиеся баталии с теми, кто воспринял профицитный бюджет как сигнал к тому, что опять можно сделать займы на выгодных условиях.

«Залезать в долги — самая антиобщественная мера, на которую могут пойти власти. За это придется расплачиваться из денег, собираемых с граждан в качестве налогов. На эти цели мы и так расходуем ежегодно до 2 млрд евро — почти вдвое больше, чем на содержание детских дошкольных учреждений. Так мы только создаем проблемы для будущих поколений», — считает сенатор.

ГОРОД ВОЗВРАЩАЕТ АКТИВЫ

А ведь поначалу оздоровление городского бюджета велось за счет активной продажи недвижимости, в основном привлекательных земельных участков. Но теперь, считает У.Нуссбаум, время вынужденных продаж миновало. И настало время правильного, то есть прибыльного управления городской собственностью.

В том числе и принадлежащими Берлину предприятиями. Сенатор не скрывает, что для обеспечения их работы поначалу тоже брались кредиты, сумма которых с 2008 по 2012 год составила 1,5 млрд евро. Но за это же время стоимость этих предприятий выросла на 2 млрд евро. То есть кредиты воплотились в экономически оправдавшие себя инвестиции.

И, представьте себе, теперь приватизация городской собственности не просто приостановлена. Процесс пошел в обратную сторону: Берлин вернул себе предприятие «Берлинер Вассер бетрибе», занимающееся водоснабжением крупнейшего города Германии. И власти считают, что отныне политика в этой отрасли будет проводиться более демократично и социально ответственно. А У.Нуссбаум отнес это к числу сладких плодов нынешней финансовой политики, которая, что уж греха таить, порой бывала достаточно горькой.

СТОЛИЦА ГЕРМАНИИ

Это второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза. В нем проживает 3, 95 млн человек на территории в 5370 кв. км. Плотность населения достигает 736 жителей/кв км. Средний возраст берлинца — 41,7 лет. Число иностранцев в Берлине — около 450,9 тыс.

Берлин — крупный экономический и финансовый центр Германии и ЕС. Разнообразие отраслей промышленности достаточно высоко. Около 80% компаний в Берлине заняты в секторе услуг. 30 компаний страны, включенные в расчет германского индекса DAX, имеют свои штаб-квартиры в столице, среди них Siemens и Deutsche Bahn. Крупнейшие работодатели — Siemens (13,58 тыс. занятых), Daimler (6,3 тыс.), Vattenfall Europe (5,8 тыс.), BMW Group (2,4 тыс.).

Уровень безработицы в Берлине достаточно высокий — 13,6% (по стране — 7,7%). Около 17% населения получают помощь в рамках Социального кодекса. В городе сравнительно низкая стоимость труда и гибкая организация рабочего времени. В сравнении с другими крупными федеральными городами Германии преимущество Берлина в стоимости труда — до 20%.

По всей Германии Берлин занимает второе место по научным исследованиям в ВВП. Более полумиллиона жителей имеют высшее или высшее специальное образование. Столица — город Германии с самым большим количеством ученых и людей с высшим образованием (в расчете на душу населения).

Источники:
http://zagranportal.ru/germaniya/finansy-germanii/biudzhet-germanii.html
http://www.dw.com/ru/%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B3-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BB-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-2019-%D0%B3%D0%BE%D0%B4/a-46424494
http://bujet.ru/article/249136.php
http://mirznanii.com/a/157083/sovremennaya-ekonomika-germanii-problemy-i-perspektivy

Ссылка на основную публикацию