Берлинале: награды, история, особенности фестиваля

Берлинале 2016: Главный приз – у итальянской картины «Огонь в море»

20 февраля 2016 года в Berlinale Palast состоялась церемония закрытия 66-го Берлинского международного кинофестиваля / 66th Berlin International Film Festival (11-21 февраля 2016 года), на которой жюри международной программы под председательством Мерил Стрип огласило лауреатов основного конкурса. Но на красной дорожке, предшествовавшей награждению лауреатов, члены съемочных групп конкурсных фильмов волновали разве что фотографов. Всеобщее внимание было приковано к президенту жюри основного конкурса: поклонники размахивали плакатами с призывом избрать госпожу Стрип Президентом Вселенной и скандировали ее имя, а некоторые, не получив заветного автографа, даже плакали.

Ведущая церемонии Анке Энгельке поинтересовалась у Мерил Стрип, приходилось ли ей за десять дней фестиваля выходить из проблемных ситуаций, используя свой авторитет и звание президента судейской коллегии, когда мнения членов жюри расходились. Актриса ответила, что такого не случалось ни разу – жюри было единодушно в своем выборе призеров. «Великие умы мыслят схоже», – улыбнулась госпожа председатель.

Главный приз – Золотой медведь – как и предсказывали эксперты, ушел к итальянскому режиссеру Джанфранко Рози, снявшему документальную ленту «Огонь в море» / Fuocoammare. Такое решение не удивило никого, в том числе и самого лауреата. Получив ранее днем три приза независимых жюри, Джанфранко Рози, пожалуй, и не сомневался, что главная награда Берлинале у него в кармане. Выбор жюри обосновала Мерил Стрип: «Эта картина удивительным образом сочетает в себе документальную фактуру и выдающиеся художественные достоинства, что делает ее настоящим произведением искусства. Кроме того, эта лента как нельзя лучше вписывается в концепцию Берлинале, раскрывая актуальную тему, которая сейчас волнует очень многих. Мы не смогли пройти мимо этой прекрасной работы». В актуальности темы картине и правда не откажешь – о беженцах и мигрантах говорит сейчас вся Европа. Может быть, во многом благодаря этому две награды из трех, присужденных короткометражным фильмам, ушли к фильмам, которые рассказывают о непростых судьбах людей, вынужденных покинуть свои родные страны. Джанфранко Рози на пресс-конференции победителей, последовавшей за церемонией награждения, рассказал о том, что является главным в фильме для него самого: «Это не фильм о беженцах. Это фильм о жизни людей на очень маленьком итальянском острове Лампедуза, который стал воротами Европы, и принимает нескончаемый поток людей, решившихся на очень тяжелое путешествие. Это не политический история, это история о гуманизме, о том, как жители очень небольшого острова каждый день делают все, что могут для людей, попавших в трагические, сложные жизненные условия».

Еще один приз, оказавшийся вполне логичным выбором, – это награда имени Альфреда Бауэра фильму, который открывает новые перспективы. Ее получил Лав Диас за свою восьмичасовую ленту «Колыбельная скорбной тайне», представляющую собой эпическое историческое полотно о гнете Испании над Филиппинами и о последствиях кровавой революции, которая не сделала филиппинцев свободнее, а лишь добавила новых суровых красок в тяжелые будни. Фильм действительно открывает новые грани киноязыка, и в этом смысле среди лент конкурсной программы у него нет конкурентов. Впрочем, для многих картина примечательна главным образом своей продолжительностью, что обыграл в своей речи режиссер: «Если я сейчас начну благодарить всех, кто внес свой вклад в работу над этой лентой, то это займет еще восемь часов, так что буду краток». Директор Берлинале Дитер Косслик назвал тот день, когда состоялась премьера «Колыбельной скорбной тайне», самым необычным днем Берлинале: «Мы с членами съемочной группы стояли перед Berlinale Palast, солнце слепило нам глаза, было 9:30 утра, но одеты мы были так, словно все происходило вечером. Пожалуй, это мое самое яркое впечатление от прошедшего фестиваля». Лав Диас на пресс-конференции также рассказал о впечатлениях от первого показа, а также о том, кто из кинематографистов вдохновил его на творчество: «Для любого фильма очень важен старт – первый показ, участие в конкурсе. Мы счастливы, что Берлинский фестиваль не только отобрал нас в конкурс, но и столь высоко оценил наш фильм. Мы уверены, что это откроет дополнительные возможности для картины в ее путешествии к зрителям всего мира. Я люблю кино и видел картины разных режиссеров, одно из самых сильных впечатлений у меня осталось от работ Тарковского, который оказал значительное влияние на мое творчество».

Постановщик фильма «Будущее» Миа Хансен-Лёв, получившая «Серебряный медведь за лучшую режиссеру», на пресс-конференции отметила важность слаженной работы всех участников команды, задействованной на производстве фильма: «Важно, как работают все члены съемочной группы: как читается текст, выставлен свет, подобраны костюмы, сделан монтаж. Особую и очень важную роль играет звук и музыка, задающие ритм и настроение. Съемки фильма – это командная работа».

Актер Мажд Мастура, отмеченный Серебряным медведем за роль в фильме «Хеди», рассказал о том, по какому принципу актеры выбирают роли, и выразил надежду, что выбрал верное направление для своего развития в профессии: «Вот меня спросили: что мне нравится больше – играть в фильмах со счастливым концом или в трагедиях. Совсем не важно, счастливый конец или нет. Для актера самое главное, чтобы было что играть, чтобы у героя были душевная глубина и характер. Приз Берлинале позволяет мне надеяться но то, что я пытаюсь делать в кино, у меня получается и я правильно выбрал профессию».

Трине Дирхольм, получившая Серебряного медведя как лучшая актриса за работу в фильме «Комунна», еще на сцене сказала, что награда досталась ей благодаря дарованию режиссера. На пресс-конференции победителей она еще раз выразила эту мысль: «Мой приз – это прежде всего заслуга режиссера картины Томаса Винтерберга и всего актерского ансамбля. Благодаря фантастическому таланту Томаса мне удалось лучше понять героиню, ее мотивы, эмоции и поступки».

Оператор фильма «Против течения» Марк Ли Пинг-Бинг, удостоенный Серебряного медведя за выдающийся художественный вклад, получил от жюри лестную оценку за мастерство в передаче мельчайших нюансов смены настроения природы. Сам он поделился впечатлениями от съемок в непростых погодных условиях: «Снимать реку очень сложно – каждое мгновение неповторимо, все меняется ежеминутно: сначала туман, затем солнце, а потом дождь, постоянно меняется свет, поэтому невозможно делать дубли. Чтобы хорошо снять природу – нужно просто продолжать снимать и быть в счастливой гармонии с ней, тогда состояние гармонии передастся на экран».

Надо отметить, что все чаще документальные картины, участвующие в конкурсах фестивалей, обходят игровые и получают главные призы. И нынешний Берлинале не стал исключением. Наверное, документалисты лучше чувствуют время и точнее передают его пульс.

Предлагаем вашему вниманию список призеров конкурсной программы Берлинале 2016:

НАГРАДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ
под председательством Мерил Стрип, в которое также вошли:
актер Ларс Эйдингер (Германия),
кинокритик Ник Джеймс (Великобритания),
фотограф Бриджитт ЛяКомб (Франция),
актер Клайв Оуэн (Великобритания),
актриса Альба Рорвахер (Италия)
режиссер Малгожата Шумовска (Польша).

ЗОЛОТОЙ МЕДВЕДЬ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ / GOLDEN BEAR FOR BEST FILM
«Огонь в море» / Fuocoammare
режиссер Джанфранко Рози

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ – БОЛЬШОЙ ПРИЗ ЖЮРИ / SILVER BEAR GRAND JURY PRIZE
«Смерть в Сараево» / Smrt u Sarajevu
режиссер Данис Танович

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ – Приз имени Альфреда Бауэра фильму, который открывает новые перспективы / SILVER BEAR ALFRED BAUER PRIZE
«Колыбельная скорбной тайне» / Hele Sa Hiwagang Hapis
режиссер Лав Диас

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССЕРУ / SILVER BEAR FOR BEST DIRECTOR
Миа Хансен-Лёв
«Будущее» / L’ avenir

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ ЛУЧШЕЙ АКТРИСЕ /SILVER BEAR FOR BEST ACTRESS
Трине Дирхольм
«Комунна» / Kollektivet, режиссер Томас Винтерберг

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ ЛУЧШЕМУ АКТЕРУ / SILVER BEAR FOR BEST ACTOR
Мажд Мастура
«Хеди» / Inhebbek Hedi, режиссер Мохамед Бен Аттиа

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ / SILVER BEAR FOR BEST SCRIPT
Томаш Василевский
«Соединенные штаты любви» / Zjednoczone stany miłości, режиссер Томаш Василевский

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД / SILVER BEAR FOR OUTSTANDING ARTISTIC CONTRIBUTION (в области операторского мастерства, монтажа, музыки, дизайна костюмов или художнику-постановщику)
оператор Марк Ли Пинг-Бинг
«Против течения» / Chang Jiang Tu, режиссер Янг Чао

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
Члены жюри: Мишель Франко, Энрико Ло Версо и Урсула Мейер

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТНЫЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ / BEST FIRST FEATURE AWARD (сопровождается денежной наградой € 50,000)
«Хеди» / Inhebbek Hedi
режиссер Мохамед Бен Аттиа

ПРИЗЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ ЛУЧШИМ КОРОТКОМЕТРАЖНЫМ ФИЛЬМАМ / PRIZES OF THE INTERNATIONAL SHORT FILM JURY
Члены жюри: Шейха Хур Аль-Касими, Катерина Грегос и Ави Мограби

ЗОЛОТОЙ МЕДВЕДЬ ЛУЧШЕМУ КОРОТКОМЕТРАЖНОМУ ФИЛЬМУ / GOLDEN BEAR FOR BEST SHORT FILM
«Batrachian’s Ballad» / Balada de um Batráquio
режиссер Леонор Телес

СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ – ПРИЗ ЖЮРИ КОРОТКОМЕТРАЖНОМУ ФИЛЬМУ / SILVER BEAR JURY PRIZE (SHORT FILM)
«A Man Returned» / Ein Mann kehrt zurück
режиссер Махди Флейфел

НОМИНАНТ ОТ БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ НА ПРИЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ / BERLIN SHORT FILM NOMINEE FOR THE EUROPEAN FILM AWARDS
«A Man Returned» / Ein Mann kehrt zurück
режиссер Махди Флейфел

ПРИЗ АУДИ ЛУЧШЕМУ КОРОТКОМЕТРАЖНОМУ ФИЛЬМУ / AUDI SHORT FILM AWARD (плюс € 20,000)
«Anchorage Prohibited» / Jin zhi xia mao
режиссер Чианг Вей Лианг

Берлинале: награды, история, особенности фестиваля

Берлинский кинофестиваль, или, как его принято называть, Берлинале, входит в число самых престижных, значимых и авторитетных событий всего кинематографического мира. Отличительной его особенностью является направленность на прогрессивное геополитическое кино. Членами жюри уделяется огромное внимание тому, чтобы на конкурсе были представлены работы из всех уголков планеты. Чем отличается это событие от других подобных и почему это мероприятие приобрело такую известность, будет интересно узнать.

Немного истории

Сегодня Berlin Film Festival – это культурное событие интерконтинентального формата. Конкуренцию ему составляют только Венецианский и Каннский фестивали, размах и значимость которых сложно даже сравнивать.

Каждый год киноконкурс в Берлине превращает столицу Германии в самую популярную точку на карте мира. Местом его проведения является Дворец Берлинале, должность директора фестиваля занимает Дитер Косслик. Однако 2020 год, который ознаменовался 68-м проведением конкурса, стал последним в его карьере, которая длилась в рамках Берлинале ни много ни мало 17 лет.

О том, что реформа фестиваля давно назрела, стало понятно еще в прошлом году, когда 79 кинематографистов подписали совместное письмо, в котором говорилось о необходимости внесения изменений в концепцию и структуру конкурса.

История этого важного события в мире кино началась в 1951 году. Мероприятие тогда проводилось с 8 по 17 июля, а вручение наград состоялось на следующий день, 18 июля.

Основателями фестиваля стали страны-союзники по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны: Франция, Великобритания и США. Именно под их управлением после капитуляции Германии находился Западный Берлин.

В год проведения самого первого конкурса премии присуждало исключительно немецкое жюри. В промежутке с 52-го по 55-й год решение выносилось на основании опросов публики и голосований, проводимых в международных изданиях. На тот момент призы вручались в следующих номинациях:

  • лучший мюзикл;
  • приключенческий фильм;
  • драма;
  • комедия.

Но уже с 1956 года призеры получают свои награды согласно решению международной команды судей. В этом же году фестиваль получил статус международного.

Призы фестиваля

Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.

Главные награды

Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.

В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».

Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:

  • Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
  • «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
  • «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
  • «Лучший актер» (с 1956 г.);
  • «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
  • «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
  • награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
  • «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
  • «Лучший сценарий» (с 2008 г.).

В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».

Награды от независимого жюри

В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:

  • Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
  • Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
  • Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
  • Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
  • Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.

Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.

Другие призы

Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:

  • «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
  • «Бронзовый медведь»,
  • «Лучшая работа художественного плана»,
  • «Голубой ангел»,
  • «Особая премия»,
  • «Почетный серебряный приз»,
  • «Приз за личные достижения»,
  • «Награда от иностранных делегаций»,
  • «Награда за творчество»,
  • «За художественное достоинство»,
  • «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».

В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:

  • Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
  • Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
  • Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
  • 2010 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
  • 2015 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».

И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.

Прошлые призы

В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:

  • специальную Золотую премию руководства фестиваля,
  • особую премию за творчество,
  • особую премию жюри,
  • приз, предназначенный для съемочной группы,
  • юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.

Структура конкурса

Ежегодно количество фильмов-конкурсантов составляет порядка 400 кинолент. Отбор проходит в течение двух недель, после чего проводится торжественное вручение всех заявленных призов. Кроме основной конкурсной программы кинопросмотр осуществляется еще в нескольких секциях:

  • Международный форум молодых фильмов;
  • Форум нового кино (авангардное киноискусство);
  • Панорама;
  • Видеофестиваль;
  • Европейское кино;
  • Конкурс фильмов для детей и юношества.

В конкурсном отборе принимают участие полнометражные и короткометражные фильмы, которые были созданы на протяжении 12 месяцев до начала Берлинале и не принимали участие ни в одном другом фестивале.

Условия и правила участия:

  • предпочтение отдается международным и мировым премьерам;
  • к рассмотрению не принимается телевизионный формат, реклама и производственные фильмы. Для всех немецких фильмов показ на фестивале должен быть премьерным. Исключение составляют только ленты, отобранные для участия в программе «Перспективное немецкое кино»;
  • форматы, в которых должны быть представлены ленты: 3D, DCP, 70 mm, 35 mm.
  • форматы для просмотра в таких секциях, как Форум, Панорама, Поколение – DCP, HDCMA или 35 mm, QuickTime ProRes 422.
  • формат показа короткометражных фильмов – QuickTime ProRes 422 , DCP, HDCP или 35 mm.

Подать заявку на участие в программе можно в режиме онлайн начиная с середины сентября. Кроме этого, необходимо предоставить сведения о компании-производителе, фильмографию, синопсис, данные о режиссере (полная биография), перечень участников съемочной группы и актерского состава.

Все фильмы, представленные на конкурсе, подаются с английскими или немецкими субтитрами.

В настоящее время фестиваль ежегодно проводится в феврале (ранее проводился летом). В текущем году даты проведения Берлинале пришлись на 15-25 февраля.

Итоги

Берлинский кинофорум является одним из трех важных событий в мире кинематографа наряду с фестивалями в Каннах и Венеции. Проходит он, начиная с 1951 года, в Берлине и длится две недели.

В конкурсе принимают участие фильмы из разных стран мира, которые были созданы на протяжении года до начала конкурса и не были заявлены для участия в других фестивалях.

Главный приз Берлинале – «Золотой Медведь», который вручается за лучший полно- и короткометражный фильм. Кроме того, конкурсанты получают награду «Серебряный медведь» в разных номинациях, призы от независимого жюри и многие другие знаки отличия в самых разных секциях и отборах.

Берлинале-2018 – итоги кинокритиков: Видео


Берлинале: награды, история, особенности фестиваля

Berlinale

Берлинский международный кинофестиваль.

Берлинский кинофестиваль, известный также как Берлинале, является одним из самых значимых и престижных кинофестивалей в мире. Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе фильмы стран бывшего «Восточного Блока».

Берлинале является крупнейшим культурным событием, превращая Берлин в столицу кинематографа на две недели в феврале. Также Берлинале славится тем, что на нем открываются новые таланты. Этому посвящён ряд мероприятий, такие как, например Berlinale Talent Campus, куда ежегодно приезжают студенты со всего мира. От России ежегодно посещает Кампус несколько человек. Пройти селекцию на Берлинале — уже большой успех.

Главные призы Берлинале:

  • «Золотой медведь» — главный приз,
  • «Серебряный медведь» — гран-при жюри,
  • «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру,
  • «Серебряный медведь» лучшей актрисе,
  • «Серебряный медведь» лучшему актёру,
  • «Серебряный медведь» за выдающийся вклад в искусство,
  • «Серебряный медведь» за лучшую музыку к фильму,
  • «Тедди»,
  • Премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве),
  • Приз за «Лучший дебют» (€ 50.000).

Призы независимого жюри:

  • Бронзовый медведь,
  • Голубой ангел,
  • Лучшая работа художника,
  • Лучший сценарий,
  • Особая премия,
  • Особая премия жюри,
  • Особые упоминания жюри,
  • Почетный серебряный приз,
  • Премия за персональное достижение,
  • Премия иностранных делегаций,
  • Приз за карьеру,
  • Приз за персональное достижение,
  • Приз за сценарий,
  • Приз за сценарий и работу с актерами,
  • Приз за творчество,
  • Приз за художественное достоинство,
  • Приз за художественный вклад.

Правила и условия

  • Дата завершения работы: в течение 12 месяцев до начала фестиваля;
  • В приоритете мировые и международные премьеры.
  • Фестиваль не принимает к рассмотрению телевизионный формат, производственные фильмы и рекламу. Немецкие фильмы обязаны иметь премьерный показ на фестивале, исключая картины, которые выбраны на программу Перспектива немецкого кино;
  • Форматы для показа в основном конкурсе: DCP, 35mm, 70mm, 3D (в зависимости от кинотеатра);
  • Форматы для показа в секциях Форум, Панорама и Поколение: DCP, QuickTime ProRes 422, HDCAM или 35mm (в зависимости от кинотеатра);
  • Форматы для показа в секции короткого метра: DCP, QuickTime ProRes 422, HDCAM или 35mm.

Документы и материалы

Заявка: доступна онлайн с середины сентября по адресу film entry;

Фильмы (кроме немецких) принимаемые в конкурсу:

  • могут быть поставлены в качестве спектакля в стране производства;
  • могут быть участниками национальных фестивалей в стране производства.

Документация для заявки:

Вместе с тем, что участник должен заполнить онлайн-форму, необходимо предоставить полную информацию по контактам компании-производителя, синопсис, фильмографию и биографию режиссера, списки с актерским составом и съемочной группы.

Проверяйте информацию по правилам подачи заявок для каждой секции.

ПОДАЧА ЗАЯВОК ОНЛАЙН (фильмы до 30 минут)

Требовани для загрузки фильмов через интернет (подробнее):

  • минимум: full PAL или NTSC разрешение
  • соотношение сторон: 4:3, 16:9 or Cinema Scope
  • максимальный размер файла – 1 Гб
  • видео и аудио в одном файле

Рекомендации: видео файл в кодировке MPEG4 / h.264 и AAC кодек аудио

  • Все расходы по отправке материалов на фестиваль (к показу) берет на себя продюсер или его доверенное лицо, включая дополнительные расходы, страховку. Фестиваль берет на себя расходы только по хранению копий и страхованию после того, как копию прибывает в Берлин;
  • На DVD или пленке на селекцию должна стоять отметка “SAMPLE”;
  • Отправитель должен уведомить дирекцию фестиваля об отправке копии воздушной почтой письменно, указав дату и номер чека и название фильма;
  • В случае повреждения копии во время селекции или самого фестиваля, фестиваль покрывает расходы ТОЛЬКО по возмещению убытков на печать новой копии.

Язык субтитров: английский и/или немецкий

Требуется мировая премьера.

Жюри и организаторы

Директор фестиваля — Дитер Косслик.
Куратор Berlinale – Thomas Hailer

Всенародный фестиваль золотого льва — Берлинале

В этой статье вы узнаете:

Международный Берлинский кинофестиваль «Берлинале» очень популярен во всем мире. Это почти самое крупное ежегодное событие как для Германии, так и для всего мира кино. Все режиссёры и актеры Европы съезжаются в столицу немецкого народа, чтобы поделиться своими шедеврами.

Берлинале впервые был открыт в 1951 году, фестиваль длится 10 дней, в течение которых кинокритикам представляются все мировые бестселлеры и премьеры кинопроката. Фестиваль можно смело ставить в один ряд по значимости с Венецианским и Каннским. Отличает Берлинале только то, что все фильмы больше направлены на авторские замыслы и идеи, такое кино можно назвать интеллектуальным. Участвуют в фестивале как полнометражные фильмы, так и короткометражки. Их премьеры проходят в замечательном историческом месте Берлина — дворце Berlinale Palast.

В почетное жюри фестиваля приглашают знаменитых актеров, режиссёров, писателей, культурных деятелей. Все внимание оделяется разнообразию фильмов и собранию кинолент со всего мира.

История возникновения Берлинского кинофестиваля

Когда Западный Берлин в 1951 году был под присмотром трех стран — союзников, тогда США, Франция и Великобритания решили освещать новые кинопремьеры на Берлинале. В жюри в то время сидели только немцы, они же решали, кому какая премия достанется. Через несколько лет после первого фестиваля было решено, что жюри должно быть с разных стран, так будет меньше предвзятости. И в 1956 году очередной Берлинале проводили уже под руководством интернационального жюри. Поэтому, можно сказать, фестиваль и получил статус «международного».

И с того времени более 50 участников со всего света ежегодно представляют свои шедевры кино на суд публики в Берлине. Именно на этом фестивале признали классиков кинематографа: Акира Куросаву, Ингмара Бергман, Романа Полански, Франсуа Трюффо. На ковровой дорожке около дворца блестели звезды мирового кино Жан-Поль Бельмондо, Софи Лорен,Джульетта Мазина и многие другие известные личности.

Русского кинематографа вплоть до 1975 года на Берлинале представлено не было. Только спустя 24 года первый российский фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства» был удостоен такой чести. Именно тогда режиссёр и получил награду на лучшую снятую картину. До современных дней в Берлине на известном фестивале побывали уже многие российские актеры и звезды русского кино.

Награды и номинации

За фестиваль, который длится 10 дней, может быть показано до 350 картин. Их смотрят жюри вместе с 200 тысячами зрителей. Помимо самих конкурсов и наград в Берлинале существует «Международный форум молодого кино», «Форум нового кино». Там режиссёры и создатели фильмов могут поделиться идеями, обменяться опытом и даже договориться о сотрудничестве. В программе присутствуют и детские фильмы, которые также удостаиваются немалых наград.

Главная награда международного кинофестиваля в Берлине «Берлинале» — золотой медведь, который символизирует саму столице Германии, всю ее мощь и красоту. Он присуждается только поистине лучшим фильмам года. Второй почетной наградой считается серебряный медведь. Его могут дать по нескольким номинациям: лучшее режиссёрское решение, лучший актер кино, лучший саундтрек. Все зависит от выбора уважаемого жюри. И последняя награда — премия Альфреда Бауэра. Ее может получить только та картина, которая, по мнению жюри, открывает в кинематографе новые пути. Такие фильмы трогают душу, заставляют неординарно мыслить.

Остальные премии Берлинале не столь почетны, но тоже важны. Голубой Ангел, Бронзовый медведь, Премия жюри и многие другие вручаются на усмотрения комитета кинокритиков.

Открытием для Берлинского кинофестиваля стали 3D-фильмы. С 2011 года на их просмотр стал отводиться целый день. Режиссёры этих лент внесли безусловное новшество в Берлинале.

Берлинале 2015

В этом году конкурс начался 3 февраля. Этот фестиваль юбилейный. 65 лет назад в феврале был проведен самый первый Берлинале, который и заложил моду к ежегодным международным форумам и соревнованиям режиссеров. Посетить фестиваль может каждый желающий. Билеты на фильмы начинают продавать за 3 дня до премьеры, но раскупают их так быстро, что, если хотите успеть, нужно спешить.

Берлинский международный кинофестиваль «Берлинале»

«Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе

Берлинский международный кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin) «Берлинале» – это самое крупное событие в Германии и одно из важнейших в Европе. Фестиваль, начиная с 1951 года, проводится в столице Германии ежегодно, он проходит в феврале в течении 10 дней (но до 1978 года проводился летом).

Наряду с Каннским и Венецианским кинофестивалями, «Берлинале» также является одним из центральных событий в мире кинематографа. Но в отличие от других, он ориентирован, прежде всего, на «авторское» и «интеллектуальное кино». В конкурсной программе фестиваля участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение года до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях. Премьеры проходят во дворце «Berlinale Palast».

Жюри фестиваля, в состав которого входят известные актеры, писатели, режиссеры и деятели культуры, уделяет особое внимание тому, чтобы на «Берлинале» были представлены фильмы со всего мира.

Берлинский кинофестиваль был основан в 1951 году странами-союзниками по Второй мировой войне – США, Великобританией и Францией, под чьим управлением тогда находился Западный Берлин. Но премии вручало немецкое жюри. В 1952-1955 годах уже проводились опросы публики и голосование в различных иностранных журналах. С 1956 года решение о присуждении наград принимало международное жюри, а «Берлинале» получил официальный статус международного кинофестиваля.

С тех пор, за прошедшие года, участники из более чем 50 стран мира представляли свои киноработы на фестивале в Берлине. Именно здесь свое первое признание получили классики мирового кинематографа, такие как Акира Куросава, Ингмар Берган, Роман Полански, Франсуа Трюффо и другие. Здесь «блистали» Гарри Купер, Софи Лорен, Жан Габен, Джейн Фонда, Джульетта Мазина, Жан-Поль Бельмондо…

Российское кино до 1975 года на «Берлинале» представлено не было. Первой картиной, показанной здесь, стал фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства», тогда Соловьев получил приз за лучшую режиссуру. Среди наших соотечественников, получавших награды фестиваля в разные годы, – Лариса Шепитько, Глеб Панфилов, Александр Сокуров, Анатолий Солоницын, Инна Чурикова и другие.

Как правило, на фестивале показывают около 400 фильмов, а посещают его порядка 300 тысяч зрителей. В рамках киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», «Форум нового кино» (это авангардные и некоммерческие фильмы), видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок.

Основной наградой является «Золотой медведь» (медведь – геральдический символ Берлина), присуждаемый за лучший фильм основного конкурса и за лучший короткометражный фильм. «Серебряный медведь» присуждается в нескольких номинациях – «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка», «Лучший сценарий», за лучший короткометражный фильм; отдельные призы вручаются за выдающиеся достижения в области искусства, за лучший фильм-дебют, а также – Премия Альфреда Бауэра, которой отмечают картины, «открывающие новые пути в киноискусстве».

Есть еще ряд дополнительных наград на «Берлинале» – Бронзовый медведь, Голубой ангел, Лучшая работа художника, Лучший сценарий, Особая премия жюри, Особые упоминания жюри, Почетный серебряный приз, Премия за персональное достижение, Премия иностранных делегаций, Приз за карьеру, Приз за сценарий, Приз за творчество и т.д.

Безусловным новшеством «Берлинале» с 2011 года можно считать 3D фильмы, для которых отведен целый день.

Другие праздники в разделе «Праздники Германии»

Жюри Берлинского кинофестиваля раздало “медведей”

БЕРЛИН, 25 февраля. /ТАСС/. Фильм “Не прикасайся” (Touch Me Not) завоевал главную награду 68-го Берлинского кинофестиваля – “Золотого медведя”. Об этом объявило в субботу на торжественной церемонии жюри киносмотра.

Картина является совместным проектом кинематографистов из Румынии, Германии, Чехии, Болгарии и Франции. Режиссером выступила румынка Адина Пинтилие, которая живет за рубежом и снимает на английском языке.

Выбор жюри стал абсолютным сюрпризом для критиков и журналистов, которые изначально восприняли ленту как чрезвычайно смелый эксперимент. Визуальное сопровождение фильма построено из полуобнаженных тел актеров, в том числе с ограниченными физическими возможностями. Сюжет ленты рассказывает о 50-летней женщине, которая не выносит чужих прикосновений, но борется с этим и решается на специальный вид терапии.

Гран-при жюри фестиваля, которое считается вторым по престижу призом, получила лента “Лицо” (Twarz) польского режиссера Малгожаты Шумовской. В ней рассказывается о молодом человеке, который после несчастного случая в буквальном смысле теряет лицо. Хирургам удалось провести операцию и пересадить ему новое, но после того, как он возвращается в родной город из клиники, от него отворачиваются близкие.

Лучшим актером стал француз Антони Бажон, сыгравший наркозависимого юношу в драме “Молитва” (La priere) режиссера Седрика Кана. Награду за лучшую женскую роль получила 68-летняя Анна Брун за фильм “Наследницы” (Las herederas) Марчело Мартинесси. Статуэтки медведя за режиссуру удостоился Уэс Андерсон за работу над мультфильмом “Остров собак” (Isle of Dogs). Американец хорошо известен берлинской публике – в 2014 году смотр открывала его лента “Отель “Гранд Будапешт” (The Grand Budapest Hotel).

Россияне в Берлине

Российский кинематограф в этом году был представлен в основной программе фильмом о Сергее Довлатове. Лента собрала положительные оценки критиков, несмотря на то, что сам писатель на Западе широкой публике неизвестен. Жюри отметило визуальную составляющую фильма и вручила “Серебряного медведя” за выдающиеся достижения Елене Окопной, которая работала над проектом в качестве художника по костюмам и художника-постановщика.

Фильм “Довлатов” снят российским режиссером Алексеем Германом-младшим в сотрудничестве с кинематографистами из Сербии и Польши. Он повествует о четырех ленинградских днях 1971 года из жизни писателя. В роли Сергея Довлатова снялся сербский актер Милан Марич, среди других исполнителей – Елена Лядова, Данила Козловский, Антон Шагин, Артур Бесчастный, Светлана Ходченкова. Помимо “медведя” лента также удостоилась премии независимого жюри.

Во второй по значимости программе смотра “Панорама” выделился фильм режиссера Тимура Бекмамбетова “Профиль”, получивший приз зрительских симпатий. Все действие в фильме происходит на рабочем экране компьютера: в виде текстовой переписки, работы в браузере, или разговорах по видеосвязи. Сюжет разворачивается вокруг британской журналистки, которая через социальные сети пытается понять, как исламисты вербуют молодых девушек и уговаривают их приехать на Ближний Восток.

На Европейском кинорынке, который обычно проходит параллельно с Берлинале, показали фильм Кирилла Серебренникова “Лето” о культовом рок-музыканте Викторе Цое и его дружбе с Майком Науменко.

Кроме того, “Союзмультфильм” привез в Берлин анимационную ленту “Гофманиада”, созданную по сказкам немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Она представляет собой компиляцию из трех сказок Гофмана: “Золотой горшок”, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер” и “Песочный человек”. Главный автор образов – художник Михаил Шемякин, режиссер – Станислав Соколов.

В рамках же программы “Классика Берлинале” продемонстрировали отреставрированную и оцифрованную версию фильма “Летят журавли” Михаила Калатозова.

330 тыс. проданных билетов

Первый Берлинский фестиваль открылся 6 июня 1951 года фильмом Альфреда Хичкока “Ребекка” (Rebecca, 1940). Он проводился по инициативе офицера армии США Оскара Мартея, который в союзнических войсках занимался вопросами кинематографа. Директором смотра стал кинокритик Альфред Бауэр. Тогда награды фестиваля назывались “Берлинские медведи”, которых удостаивались исключительно голливудские фильмы. По итогам первого конкурса одного из них получил диснеевский мультфильм “Золушка”.

Сейчас Берлинале по престижу все чаще ставят в один ряд сравнивают с Каннским и Венецианским фестивалями. И если раньше немецкий форум проигрывал своим старшим братьям хотя бы по составу звездных гостей, то в последнее десятилетие в этом плане вышел совсем на новый уровень.

Завершается смотр 25 февраля большим кинопоказом. Ожидается, что сеансы до конца воскресенья посетят почти 330 тыс. человек. В разных программах за 10 дней были представлены почти 400 фильмов. Освещают мероприятие более 3,5 тыс. журналистов, в казну федеральной земли Берлин фестиваль при бюджете в €20 млн стабильно приносит в районе €120-130 млн.

Берлинский кинофестиваль

Берлинский международный кинофестиваль — ежегодный международный кинофестиваль, проводится с 1951 года в Германии. Основной приз — «Золотой медведь» (медведь — геральдический символ Берлина).

Проводится ежегодно в феврале (но до 1978 года проводился летом), год проведения первого фестиваля — 1951.

В отличие от Каннского кинофестиваля, Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе фильмы стран бывшего «Восточного Блока».

Директор фестиваля — Дитер Косслик (на фото).

Как правило, на «Берлинале» показывают около 350 фильмов, а посещают этот киносмотр порядка 150 тысяч зрителей.

Отличительные характеристики премии «Золотой медведь» и “Серебряный медведь”

Номинантами на получение премии «Золотой медведь» могут быть кинокартины, снятые в любой стране мира. В конкурсе рассматриваются только фильмы, созданные не позднее года до начала кинофестиваля. Главное условие конкурса – на «Берлине» принимаются картины, еще не представленных ни на одном другом кинофестивале.

«Серебряный медведь» вручается в шести категориях. Пять наград достаются победителям в номинациях «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «За лучшую музыку для фильма» и «За выдающийся вклад в искусство». Шестая – Гран-при международного жюри конкурса.

С 1987 года существует специальная награда Берлинского кинофестиваля «Тедди», присуждаемая за лучший фильм, затрагивающий проблемы сексуальных меньшинств. Первыми обладателями этой премии стали испанец Педро Альмодовар (на фото) и американец Гас Ван Сент.

С 2007 года также существует приз «Тедди» зрительских симпатий.

За открытие новых путей в киноискусстве вручается специальная премия Альфреда Бауэра, а в 2006 году была учреждена награда за лучший дебют.

Фестиваль учредили в Западном Берлине союзники по антигитлеровской коалиции — США, Великобритания и Франция. Инициаторами стали киноманы из числа американских офицеров, решившие, что Западному Берлину не помешает стать немножко Канном. Помимо главного приза – “Золотой медведя”, другая основная награда фестиваля — за режиссуру, актерские работы, второй по значению спецприз жюри — «Серебряный медведь».

В рамках Берлинского киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» —Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.

На фото: Жан Люк Годар на Берлинском кинофестивале

Несмотря на февраль, гости подъезжают на лимузинах к парадному входу в Berlinale Palast без пальто, в вечерних платьях и костюмах. При этом дорога к залу из-за раздачи автографов и обязательных интервью ведущим немецким телеканалам занимает у них на холоде минут двадцать.

По политическим соображениям не участвовали в фестивале до середины 1970-х, поскольку он именовался не Западноберлинским, а просто Берлинским. А Берлин был столицей ГДР. В конце 1970-х устроили знаменитый скандал (почти вся делегация покинула Берлинале), когда там показали «Охотника на оленей», где во Вьетнаме воюют американцы с русскими корнями.

Кадр из фильма “Охотники на оленей”

Тем не менее вплоть до начала XXI века, при Морице де Хадельне, отечественным фильмам почти ежегодно присуждали призы. «Золотых медведей» получили в 1977-м Лариса Шепитько за «Восхождение» и в 1987-м Глеб Панфилов за «Тему». За все 2000-е, когда директором стал Дитер Косслик, всего два фильма из РФ попали в берлинскую конкурсную программу: «Солнце» Александра Сокурова и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — он получил в этом году «Серебряных медведей» за операторскую работу и лучшие мужские роли.

На фото: Алексей Попогребский, Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис с серебряными медведями

Публика
В отличие от Каннского фестиваля Берлинале ориентируется как на профессионалов, так и на рядовых зрителей. Залы набиты битком, у касс всегда огромные очереди. Билеты, учитывая эксклюзивность показов, не столь уж дороги — по восемь евро. Это дешевле, чем пойти вечером, особенно в выходные, в обычный московский кинотеатр.

Если для Каннского фестиваля на первом месте — искусство, то для Берлинского (Берлинале) важна политическая или социальная тема. Он пытается играть прогрессивную геополитическую роль. А качество фильма с точки зрения киноискусства — дело десятое. На знамени Берлинале можно было бы начертать давний лозунг советского ММКФ: «За мир, демократию, социализм». Зато у берлинского киносмотра свое лицо, которое не спутаешь ни с каким другим.

Философия, организация кинофестиваля

Десять лет назад казалось, что фестиваль резко и вмиг изменится. В 2001м он переехал из сердца Западного Берлина, района Цоо, от полуразрушенной войной знаменитой кирхи (рядом располагался прежний главный кинотеатр фестиваля Zoo Palast) в новый ультрасовременный центр объединенного Берлина на Потсдамер-плац (Потсдамская площадь).

Случай с Потсдамер лишний раз подтвердил пословицу, что никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Разделявшая город стена считалась символом тоталитарного кошмара и холодной войны. Но после ее сноса Берлин оказался единственной столицей Европы, где в самом центре, на самой дорогой земле, не разрушая ничего исторического, можно было отстроить Сити: систему офисных, банковских, развлекательных, музейных, торговых, гостиничных комплексов.

На Потсдамской площади архитекторы могли себе позволить не возводить типичные для остального мира зеркальные небоскребы высотой в 200–300 метров, а создать законченный уникальный ансамбль, неповторимый даже по окраске зданий (некоторые его здания выглядят так, словно они слегка разрушены после бомбардировок Второй мировой).

На Потсдамер и находится новый главный зал Berlinale Palast — воздушный замок с гигантским стеклянным фасадом. Завсегдатаи фестиваля приняли его не сразу. Их раздражало, что необходимо ходить по длинным лестницам большого театрально-концертного комплекса, что не все места удобны — иногда часть экрана закрывают головы сидящих впереди.

Каннский зал «Люмьер», конечно, комфортнее. Впрочем, понятно, почему: он чисто киношный. А Berlinale Palast — зал еще и театральный. Известный итальянский архитектор Ренцо Пьяно проектировал его чуть по иным законам. Многих поначалу бесило и то, что перед залом не выстроили красную лестницу, подобную каннской. Но на Потсдамерплац все архитектурно причудливо — и тут тоже своя хитрость. Перед входом в Berlinale Palast не подъем, а легкий спуск. Толпы поклонников, собирающихся вечерами у фестивального дворца, оказываются на возвышении. Это позволяет им разглядеть звезд не хуже, чем если бы те поднимались по ступенькам.

Перебравшись на Потсдамер, Берлинале стал активно завоевывать бывший Восточный Берлин, где оккупировал новейшие мультиплексы. Некоторые из них расположены не близко — на Александерплац за телевышкой и еще дальше. Одной из фирменных площадок Берлинале стал театр-варьете «Фридрихштадтпалас», спортивным гэдээровским балетом которого насильно потчивали советских зрителей в новогодние дни.

В экс-Западном остались только три фестивальных кинотеатра из 15 (включая упомянутый Zoo Palast), все старой постройки.

Ожидалось, что вскоре изменится и политика Берлинале. В конце 2001 года после 22 лет беспорочной службы был уволен директор фестиваля, один из главных фестивальных монстров (в том же смысле слова, что и «монстры рока»), Мориц де Хадельн (на фото).

От его преемника Дитера Косслика ожидали, что он в большей степени будет поощрять кино как искусство. Не случилось. Он еще сильнее ударился в политику. В частности, хорошие шансы пробиться в главные разделы Берлинале, включая конкурс, имеют фильмы, поднимающие проблемы сексуальных меньшинств. Здесь есть особое жюри секс-меньшинств, вручающее, наряду с призами-медведями Большого жюри, своих медвежат по кличке Тедди.

Дело, конечно, важное, но иногда подобные принципы отбора приводят к конфузу. Несколько лет назад, например, среди российских фильмов фестиваль нашел только одного достойного кандидата на участие (не в конкурсе, но в престижной параллельной программе) — документальный фильм «Московская гордость» про попытку провести на Тверской гей-парад. Проблема не в теме, а в том, что фильм оказался дилетантской поделкой режиссера-неумехи, в творческом активе которого (тот еще либерал!) лишь заказные пропагандистские фильмы для Министерства обороны, которые он делал в 1970–1980-е годы.

Логика Косслика понятна. Он, вероятно, догадывается, что никогда не одолеет Каннский фестиваль, сражаясь с ним на его территории — в пространстве кинооткрытий. В отличие от каннских победителей (по каннским наградам можно изучать историю кино), о лауреатах Берлинале часто забываешь тут же. Косслик понимает также, что в Германии, все еще отдающей миру моральные долги после фашистского прошлого, политическая актуальность представляемых на фестивале лент ценится выше каких-то там кинооткровений.

В результате если Каннский фестиваль строится вокруг главного блюда — картин, то Берлинале пытается поразить гарниром. Тут вам и придуманный Коссликом «Кампус молодых талантов», куда по особому конкурсу отбирают молодых кинодеятелей и критиков из разных стран, и новые помещения для кинорынка, открытие которых посетила Ангела Меркель (в Канне, напротив, никогда не увидишь французских политиков), и новая, важная в глазах тех же политиков, тенденция на агрессивную поддержку немецкого кино и немецких продюсеров. А что? Канн ведь поддерживает французских!

Но это не мешает киноманам регулярно находить на Берлинале по-настоящему хорошее кино.

Источник: vokrugsveta.ру Википедия, Юрий Гладильщиков

Источники:
http://zagranportal.ru/germaniya/kultura-germanii/berlinale-festival.html
http://vokrugplanetu.ru/germaniya/berlinale-nagrady-istoriya-osobennosti-festivalya.html
http://germanygid.ru/strana/prazniki/festival-zolotogo-lva.html
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2762/
http://tass.ru/kultura/4985768
http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/126106_berlinskiy-kinofestival
http://zagranportal.ru/germaniya/kultura-germanii/braunshvejgskaya-kolbasa.html

Ссылка на основную публикацию