Детские дошкольные учреждения в Германии

Консультация «Дошкольное образование в Германии»

Зеленина Кристина
Консультация «Дошкольное образование в Германии»

Дошкольное образование в Германии.

Само понятие «Детский сад» родом из Германии. Именно педагог Фридрих Фрёбель впервые заговорил о необходимости открытия детского сада. С тех пор многое поменялось, но основы классической педагогики до сих пор актуальны во многих немецких детских садах.

Дошкольное образование предоставляется детскими садами для работы с детьми 3-6 лет, как раз до момента, когда они идут в школу.

Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня или, отстали в развитии, имеют возможность наверстать упущенное в дошкольных классах и детских садах при школах.

Детство, проведенное в Германии, по праву считается самым счастливым. В этой стране, впрочем, как и во всех странах Западной Европы, очень серьезно относятся к формированию личности ребёнка, заботясь о его правах и свободах.

Дошкольные заведения в Германии отличаются от российских детских садов тем, что их главной целью является развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Форма проведения занятий носит исключительно игровой характер. Как правило, занятия направлены на развитие речи, социализацию и правовое воспитание ребенка. Дети хорошо осведомлены о своих правах, что, зачастую, позволяет им манипулировать своими родителями.

Ещё не зная алфавита, малыш понимает, что мама не имеет права наказывать его или ругать даже за очень тяжелый проступок. Такое воспитание способствует детскому эгоизму, но, в то же самое время позволяет немцам с ранних лет быть свободными, уверенными в себе, людьми.

Развитие современных технологий, повлияло и на формат проведения занятий. Методика нынешнего обучения предполагает использование в дошкольных учреждениях планшетов, которые, как правило, покупают для своих чад заботливые родители. Многие немцы заказывают доставку гаджетов с помощью специализированных Интернет-ресурсов.

График, по которому работают дошкольные учреждения в Германии, является не самым удобным. Дети находятся в детском саду только до двенадцати или до часа дня. Немцы считают, что до наступления шестилетнего возраста мамы должны уделять своим детям большую часть своего свободного времени, чтобы дети не чувствовали себя ущемленными или ненужными.

Возможен вариант, когда родители забирают ребенка на обед, а потом снова приводят в садик. Если же детский сад работает до четырех вечера, то родители раньше этого времени ребенка забрать не могут.

Из-за такого графика работы детского сада дети чаще всего во второй половине дня возвращаются к своей семье. Некоторые малыши посещают детские сады, где есть группы продленного дня.

Отличительной чертой дошкольного образования в Германии является то, что оно предполагает подготовку детей к школе. Эти учреждения не подчиняются Министерству образования и не составляют соответствующих программ.

Настоящее обучение детей начинается в пятилетнем возрасте, когда, после проведения специальных тестов, их распределяют согласно способностям по классам и начинают активно готовить к школе.

В детских садах при школах, которые существуют в некоторых землях и предназначены для детей шестилетнего возраста, не готовых к школе, как правило принадлежат школьным управляющим органам. Только в дошкольных классах для пятилетних детей, не достигших школьного возраста, или для шестилетних, но ещё не готовых к школе, как правило принадлежат к школьным управляющим органам.

В 1933 году развитие детских садов приостановилось. Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А. Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.

После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям. ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.

В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.

Дошкольное образование в Японии 1. Система дошкольного воспитания в Японии. В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней.

Консультация «Дошкольное детство. Возраст от 3 до 7 лет» Дошкольный возраст Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни ребенка в это время быстро меняются. Рамки жизни.

Эссе «Дошкольное образование — моя профессия» На протяжении своей жизни, начиная с рождения, человек чему-то учиться: ходить, говорить, читать, писать, выражать свои эмоции, желания,.

Дошкольное образование — современный взгляд на проблему Ориентация не на обученность и воспитанность детей, а на образованность утвердила приоритетные направления работы дошкольных организаций,.

О детских садах в Германии

Немецкие детсады (Kindergarten) делятся на две группы: частные и смешанные. В последнем случае одним из совладельцев являются органы местного самоуправления (город или община).

Кстати, знаете ли вы, что немецкое слово Kindergarten (по-русски «киндергартен») — одно из немногих немецких слов, перешедших из немецкого языка в английский, и несет то же самое значение? Точно так же как русское слово «тройка» было заимствовано англосаксами и означает группу из трех человек или трех участников.

Помимо детских садов есть также надомный присмотр за детьми. Это когда какая-нибудь неработающая мама собирает у себя нескольких чужих детей. Она присматривает за ними, кормит, играет и гуляет, пока их родители работают. Естественно, не бесплатно.

Это может показаться странным, но в Германии, как и в России существует нехватка мест в детских садах. Это при том, что население Германии сокращается, в том числе сокращается доля молодежи. Лишь несколько лет назад государство и земли обеспокоились этой проблемой и развернули несколько программ по строительству новых детских садов. Сейчас ситуация с нехваткой мест улучшилась, но все еще далека от разрешения.

Детей в детские садики берут с трех лет. Есть в Германии также и ясли (Kinderkrippe), где находятся дети в возрасте от двух до трех лет, но они мало распространены (по сравнению с детсадами). Заявление на получение места в детский садик подается заранее, но обычно за полгода-год до достижения ребенком трех лет. Несколько лет назад было более экстремально: заявление подавалось сразу после рождения ребенка. Родители могут послать заявления в различные детские садики. Количество подаваемых одной семьей заявлений не ограничивается. Нет также и привязки к месту жительства, но большинство родителей предпочитают выбирать детсад поближе к дому.

В первую очередь места предоставляются семьям, где оба родителя работают. Часть мест зарезервирована за разного рода социальными группами (матерями-одиночками и т.п.). Затем места получают те семьи, где работает только один из родителей. В конце очереди стоят семьи, где оба родителя не работают. Если вам пришло согласие (Zustimmung) от двух или более детсадов, то вы сами выбираете, куда поведете своего ребенка. Во все остальные детсады вы можете, но не обязаны, сообщить о своем отказе от места. Правила хорошего тона требуют все-таки сообщать. Не думаю, что кто-то надорвется, нажав пару кнопок сотового телефона. Тогда ваше место передается следующему из списка ожидания.

О случаях получения мест в детских садиках за взятки мне никогда слышать не приходилось. Но это не значит, что в Германии нет неформальных путей решения проблем. Называется это средство по-немецки витамин «Б» (Vitamine „Bekanntschaft“) или витамин «Знакомство» по-русски. Мне известны случаи, когда директора детсадов брали, в обход общих правил, детей своих родственников, друзей и хороших знакомых.

Детские сады в Германии платные. Размер оплаты зависит от земли. Более того, даже в разных частях одной земли она может быть различной. У нас, в Нижней Саксонии, плата за детский садик одна из самых высоких в Германии и составляет 250 евро в месяц. Это на полный день. На неполный день с обедом – 150 евро, без обеда – 100 евро. Кроме этого родители еще платят дополнительно за питание (Essensgeld), что составляет где-то 30-50 евро в месяц. За последний год пребывания ребенка в детсаду платит государство, т.к. считается, что в этом году у семьи и так большие расходы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Это новшество было введенно всего лишь несколько лет назад. Никаких дополнительных сборов с родителей, как это широко распространенно в России, в немецких детских садиках не существует. В Баварии же детские садики одни из самых дешевых в Германии, а в Берлине – бесплатные (родители платят только за питание).

Семьи, которые не получают никаких социальных пособий от государства или земли, платят за все сами. За семьи с низкими доходами или семьи, где оба родителя безработные, частично или полностью платят государство или земля. Это не распространяется на питание. Здесь родители должны сами изыскать средства. Если ребенок часто пропускает детский садик из-за болезней, то никакого перерасчета и возврата денег за пропущенные дни в Германии нет.

Типичная численность детей в одном немецком детсаде составляет 75-100 человек. Как правило, они разделены на группы по 15-25 человек. На каждую группу приходится по два воспитателя. В Германии в дошкольных учреждениях нет разделения детей по возрастам. В этом плане все группы являются смешанными, т.е. в них соеденены вместе дети от трех до шести лет. На мой взгляд, сделано это по экономическим соображениям. Содержание детских садов со смешанными возрастными группами обходится дешевле, чем с группами, сформированными на основе разделения по возрастам, как это было в СССР. Хотя официальное объяснение утверждает, что так лучше для психологического развития ребенка. Сомневаюсь.

Дело в том, что основное внимание воспитателей сосредоточено на детях 3-4 лет, а старшие дети, особенно шестилетки, по большей части предоставлены сами себе. К тому же, младшие тянутся к старшим, а когда те переходят в школу, то у младших рвутся сформировавшиеся эмоциональные связи. С малышами же им уже неинтересно, т.к мир 5-6 летки значительно отличается от мира 3-4 летних детей.

Другая особенность, которая бросилась мне в глаза, это то, что в детском саду дети разных рас и национальностей играют с друг с другом, не обращая внимания на отличия в цвете кожи, форме носа и т.д.. Но по мере взросления ситуация меняется. В старших классах школы дети, как правило, разбегаются по национальным группам. Немцы предпочитают тусоваться с немцами, турки с турками, русские с русскими, поляки с поляками и т.д.. Я думаю, что дети учатся обращать внимание на расовые и национальные отличия у своих родителей. Лишь немногие немецкие юноши и девушки, которые, как правило, сами происходят из смешанных семей, продолжают активно общаться со своими друзьями-“ненемцами”. Причем, что интересно: это общение часто принимает форму парень-немец дружит с русской девушкой. А вот пар наоборот я никогда не встречал. Для меня до сих пор это остается неразгаданной загадкой.

Внешний вид и внутренняя структура немецких детсадов отличается от того, что было в СССР. Я ходил в детсад в советское время. Как выглядят современные российские дошкольные учреждения не знаю. Так вот, мой советский детский садик был большим двухэтажным зданием, выстроенным в форме буквы «Н». Он имел большую зеленую территорию с несколькими хорошо оборудованными детскими площадками.

Немецкий детский садик — это, как правило, одно-, реже двухэтажное вытянутое здание (один корпус, реже два) с территорией, которая значительно уступает по размерам территории советских детсадов. Как правило, детские площадки покрыты травяным ухоженным газоном и имеют песочницы, горки, лесенки, качели и т.д.. Но. Мне также приходилось видеть детсады, на территории которых не было ни травинки. Просто голая земля. Малейший дождь — и площадка превращается в грязь. Жара — на площадке стоит пыль. И во всем этом копошатся дети.

Внутри садика каждая группа имеет свое помещение (Raum) и свой туалет. В этих комнатах дети играют, едят и занимаются всякой всячиной. Игрушек в детских садиках мало. Как правило, дети приносят свои собственные игрушки из дома. В большинстве садиков послеобеденного сна нет. Если ребенок хочет спать, то в одном из углов комнаты для этого прямо на пол постелены тонкие матрасы или толстые одеяла. Там ребенок может прилечь, а вокруг могут продолжать бесится его одногруппники. Лишь некоторые детсады имеют отдельные комнаты для сна, которые располагаются либо рядом за стеной, либо на втором этаже. Но и там дети спят на матрасах, постеленных на пол. Раскладушек или кроватей нет.

Некоторые детсады имеют также общий актовый зал. Столовых в немецких дошкольных учреждениях нет. Когда приходит время завтрака или обеда дети расставляют столики, составленные до этого вдоль одной из стен, и накрывают на стол. Почти всегда они делают это самостоятельно. Также дети сами убирают посуду после себя. Питание в немецких детсадах двухразовое (при полном дне): завтрак и обед. Зачастую на завтрак дети кушают то, что принесли с собой из дома. Подавляющее большинство немецких детских садов своей собственной кухни не имеют. Еду туда привозят, а в детсаде ее только разогревают. Поэтому и поваров в немецких дошкольных учреждениях почти нет. Вместо них работают люди без какого-либо кулинарного образования, т.е., фактически, это может быть любой здоровый человек. Роль раздевалок выполняют небольшие, тесные комнаты, в которых дети и вешают свою верхнюю одежду на крючки. В советских детсадах, каждый ребенок имел свою собственную кабинку для одежды и уличной обуви.

Я помню как в моем советском детском садике нас учили рисованию, лепке из пластилина, аппликации и т.п.. В Германии такого нет. Здесь дети тоже рисуют, лепят и т.д., но воспитатели, в лучшем случае, могут что-то подсказать ребенку, или поправить. Целенаправленного же обучения нет. Главная функция воспитателей заключается в присмотре за детьми. Лишь немногие немецкие дошкольные педагоги стараются заниматься развитием и воспитанием детей.

По моим наблюдениям, где-то половина воспитателей относится к выполнению своих обязанностей чисто формально. Общение с коллегами им гораздо интереснее, чем работа с детьми. Так, в детских садах периодически проходят тесты, целью которых является оценка уровня физического, умственного и психологического развития ребенка. Если ребенок показывает низкие результаты, то воспитатели ставят в известность родителей и специальную службу (Frühförderungsstelle), которая занимается сопровождением таких детей, чтобы к школе выправить уровень развития ребенка. Сотрудники этой службы рассказывали мне, что на результаты данных тестов полагаться нельзя. Есть дети, которые не будут делать то или иное задание или выполнят его сознательно плохо, если не понимают, зачем это надо делать или если оно для них скучное. Многие воспитатели в подобных ситуациях просто отмечают задание как невыполненное или выполненное слабо, вместо того, чтобы просто повторить задание в интересной для ребенка форме.

В немецких детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер или детских психологов.

В Германии дошкольной подготовкой детей в детских садиках не занимаются. Шестилеток водят один раз в неделю на один час в начальную школу (Grundschule), где их знакомят со школой и где они сидят в отдельном классе, рисуя или играя.

Подготовка к переходу в школу начинается в пять лет. По достижении этого возраста родители отводят ребенка к педиатру на предварительное обследование перед школой. Врач проверяет физическое, умственное и психологическое развитие ребенка. В шесть лет ребенка ведут на так называемую предшкольную комиссию, где ребенка проверяют при помощи разных нехитрых тестов. Может ли он различать цвета и форму предметов, выполнять несложный счет и т.п.. Также проверяется его физическое развитие. Если комиссия дает положительное заключение, то это уже пропуск в школу. Для тех детей, которые показали слабый результат, назначают специальные программы, чтобы подтянуть их развитие перед школой. Лишь если все это не помогло, ребенка направляют не в общеобразовательную, а коррекционную школу.

* Мнение редакции Deutsch-online может не совпадать с мнением автора статьи

Детский сад в Германии

Согласно статистике детский сад в Германии посещают 30 % годовалых и 40 % двухлетних малышей. Но мест в дошкольных учреждениях страны для этой возрастной группы катастрофически не хватает.

В детский сад, куда сначала ходили мои дети были две ясельные и две старшие группы.

В ясельную ходят детки от 1 до 3, в старшую — от 3 до 6 лет.

В ясельной группе 10 малышей и 2 воспитательницы, в старшей — 20 детей и 2 воспитательницы + периодически в группах появляются практиканты и школьники старших классов, которые хотят посмотреть на профессию воспитателя изнутри.

Бывают, конечно же, и обижают друг друга — но такое ведь случается и в кругу ровесников.

Сколько стоит детский сад в Германии?

Поборы за посещение детсада сильно варьируются, и зависят от многих факторов: от места проживания, от того — сколько детей живёт в семье, от того — на какое время остается малыш в саду — на 5, 7 или 10 часов в сутки, а в некоторых регионах — от дохода родителей.

В некоторых регионах детские сады абсолютно бесплатные. Например, в Райнланд-Пфальце — начиная с 2009 года не надо платить за посещение сада, не считая оплаты за обед.

Во многих регионах действует правило: чем больше детей в семье, тем меньше оплата за детсад, даже если второй малыш только появился на свет и пойдет в сад нескоро — начиная со дня рождения второго, третьего и последующих детей установленную плату изменяют в пользу родетельского кармана.

Сначала мы платили за ясельную группу 170 евро в месяц (2012-2013 год), а после рождения второго ребенка стали платить 145.

Для тех у кого три ребенка оплата составляет 106 евро. Сейчас, конечно, цены выше и ясельная группа стоит более 250 евро — в семье с одним ребенком.

Поборы за посещение старшей группы нашего детсада были значительно ниже: для семей с одним ребенком — 100 евро, с двумя — 70, с тремя — лишь 36 евро. Это оплата за шестичасовой день. Но в нашем саду есть возможность оставлять детей до 9 часов в сутки: за каждый дополнительный час взимается еще 20 евро в месяц.

Безработным семьям, живущим на социальном пособии, делается скидка в размере 25%.

За обед нужно платить отдельно и стоит он 3 евро в день, также необходимо оплатить 2 евро в месяц за напитки.

В Германии также имеются частные детсады, оплата за которые выше, чем оплата обычных — в разы. Существуют еще элитные детские учреждения, поборы в которых достигают 2000 евро в месяц.

Детский сад в Германии: привыкание

В любом из немецких садов есть «привыкательное» время — дети посещают новое для них заведение со своими родителями, присматриваются к другим детям и воспитателям.

В некоторых детсадах и яслях это время растягивается на несколько недель. Но только не в том, который посещает мой сын. В нашем саду на привыкание выделяют ровно 5 дней и разработана даже целая система.

В первый день мать (отец, бабушка или другой член семьи) с ребенком приходят в детсад и оба остаются там лишь на 30 минут: приглядываются и изучают новое пространство и новых людей.

Во второй день — новичок со своим родителем проводят в группе один час. Третий и четвертый день посещение длится столько же, но мама должна в эти дни выйти из группы, оставив свое чадо в первый раз — на 15 минут, во второй раз — на 30 минут.

В пятый день из проведенных двух часов — малыш остается в группе опять-таки без мамы целый час. А начиная с шестого дня для ребенка начинается обычное посещение: с восьми утра до двух часов дня.

За каждым новеньким ребенком закреплена одна воспитательница. То есть одна из двух занимается всеми остальными детьми, а другая — всячески старается заинтересовать своего нового подопечного: показывает ему игрушки, книги, строит домики и т.д.

К этому «привыкательному» времени относятся очень серьезно. Нельзя маме выходить из группы, не поставив своего малыша в известность, даже если нужно лишь выйти в коридор на минутку — за чистыми носочками, которые лежат в шкафчике.

В тот день, когда я впервые должна была покинуть группу, мне заранее сообщили, что я должна попрощаться с моим сыном и сообщить, что я скоро вернусь.

Я сидела на скамейке у двери в группу, и за эти 15 минут одна из воспитательниц выходила ко мне, чтобы проинформировать, как всё протекает, а также хвалила меня, что я держусь молодцом и не волнуюсь.

Мой сынок очень хорошо расставался со мной в первую неделю, а начиная со второй — плакал и истерил. Здесь воспитатели уже посоветовали быть построже и не тянуть с расставанием: забирали у меня кричащего сына((

Ясельная группа в детском саду Германии

Приводить ребенка можно с 8 до 9 утра. В 8.30 у них начинается завтрак: каждый приносит его с собой. Новеньким деткам, а также совсем маленьким (в нашей группе был лишь один годовалый малыш) воспитательницы помогают за столом, уговаривают поесть, если те не хотят.

Наставницы встречают детишек, приходящих в сад, сидя на полу и играя с уже пришедшими малышами. Новенькие или же те, кому трудно дается расставание с мамочкой, обычно устраиваются на коленях воспитательниц и сидят с ними в обнимку какое-то время. С персоналом сада детки как в ясельной, так и в старшей группе исключительно на «ты», и называют их по имени. В нашей ясельной группе было две воспитательницы: Сюзанна (которую детки называли Сюзи) и Сабина.

После завтрака — смена памперсов. Почти все детки в ясельной группе — в подгузниках. Их меняют минимум 2 раза за 5 часов, или по мере необходимости — если ребенок сходил по большому. Как только в группе появляется запашок, воспитательницы проверяют каждого карапуза, принюхиваясь к попке — также как делают многие мамы)) Так что не знаю как в других садах, а в нашем детишки не таскают под собой тяжелый вонючий подгузник.

Кстати, персонал нашего детского учреждения заинтересован в том, чтобы детки как можно скорее научились жить без подгузников и очень помогают в том, чтобы приучить ребенка к туалету. Им не сложно несколько раз сменить мокрую одежду, сполоснуть малыша под душем (он тоже имеется в здании сада) — если возникнет необходимость, и много раз высаживать детей в туалет.

Многие жалуются на то, что в немецких садах не занимаются с детьми. Но это не про наш сад. Уже в ясельной группе мой сынок приносил домой периодически разные поделки и рисунки.

Обычно: дети свободно играют с любимыми игрушками, а одна из воспитательниц выбирает двух малышей и что-то мастерит вместе с ними. А потом отмечает в своем журнале, с кем из детишек она позанималась, и на следующий день — мастерит уже с другими малышами. Свободное рисование и свободная лепка пластилином тоже бывают.

Дети из ясельной группы проводят в саду 5-6 часов: с 8 (или с 9) утра и до двух дня. В 11:30 у них начинается обед, после которого малыши чистят зубы и в 12:30 они уже должны быть в кроватках. К двум часам подтягиваются мамы и воспитательницы выводят или выносят сонных деток и вручают счастливым родителям.

Распорядок дня в старшей группе

Детей из старшей группы можно приводить в сад аж в 7 утра. Но бОльшая часть мальчиков и девочек приходят с 8 — 8:30. Именно в 8:30 начинается завтрак, после которого в 9 часов проводится «Morgenkreis» — дословно переводится «утренний круг»: дети садятся в круг, поют приветственную песню, воспитательница задает ребятам вопросы, вовлекая каждого в диалог. Далее с детьми делают какие-либо поделки, или просто играют.

Помещение каждой детсадовской группы разделено на несколько зон:

  • кукольная зона — в которой расположена игрушечная кухня со всевозможной бытовой техникой и посудкой, кукольная кроватка, гладильная доска, кукольные коляски и даже игрушечный пеленальный столик.
  • строительный уголок — здесь дети играют с кубиками лего, строят железную дорогу.
  • уголок для чтения, в котором располагается книжный шкаф и диванчик.
  • также почти в каждой из групп есть лесенка, ведущая на второй ярус — эта зона видна воспитателям, находящимся внизу. Из игрушек здесь находятся в основном машинки, но девочки тоже с удовольствием проводят время в этой части, также как и мальчишки частенько гостят в кукольной зоне.
  • маленькая комната отдыха, в которой имеются матрасы и подушки. В ясельных группах имеются спальные комнаты с двухэтажными кроватками.
  • допольнительная комната, в которой проводят утреннее приветствие. В нее же уединяются воспитательница с несколькими подопечными, чтобы выучить песенку или танец, например и в то же время не отвлекать от игр других деток. Ну и часто я вижу, что мальчики и девочки просто бесятся в этой комнате — в ней минимум мебели и много свободного пространства.
  • основная центральная часть — в ней стоят столы, стулья, аквариум с рыбками. В ясельных группах столы не занимают основную территорию, бОльшая часть комнаты остается свободной.

В 10:30 радостная толпа детворы выбегает на улицу и проводит там один час, до обеда. После обеда детям читают вслух: кто-то устраивается у окна на диване с одной из воспитательниц, другая группа — в специальной комнате отдыха. Обязательного дневного сна в старшей группе нет, но ребенку разрешается уснуть под чтение, его не будут будить и тревожить.

В 13:00 ребята снова выходят погулять, а в 14:00 большинство родителей уже забирают своих детей. Затем две старшие группы объединяют в одну, так как в общей сложности остается не более 7 детей, и в хорошую погоду они проводят дополнительные 1 или два часа на улице, в плохую — в здании детсада за свободными играми. Детский сад закрывается в 16:00.

Про еду

Завтрак дети приносят с собой из дома, обычно это бутерброды. Запрещают приносить что-либо сладкое. Если ребенок завтракает дома, то мама может дать ему с собой какой-нибудь фрукт или овощ.

Обед можно тоже принести с собой, а можно заказать в саду за отдельную плату (смотри выше). Принесенное с собой никто разогревать не будет, поэтому обычно малыши также как и на завтрак едят сухомятку.

А заказанная еда приготовлена совсем не специально для деток, а в соседнем доме для престарелых людей. Супы в перечне блюд практически отсутствуют. Вот так оно выглядит, наше недельное меню:

Прогулки

Маленькие детки из ясельной группы должны держаться за веревочку — прям как в мультике «Осторожно, обезьянки!»

Деток из параллельной ясельной группе возили в специальной маленькой деревянной тележке, куда помещаются пять малышей, остальных — что постарше — держали воспитательниц за руки.

Куда ходят детки?

Их водят везде: и на большие детские площадки, и в парки, и в книжные и игрушечные магазины, и на осмотр местных достопримечательностей, в музеи, и на продуктовый рынок — за покупками для дня готоввки, а также — в полицейский участок и на пожарную станцию — чтобы показать детям как там работают.

Один раз в месяц (а летом чаще) у старшей группы есть «Naturtag» — день природы, который они проводят в лесу, вне зависимости от времени года. А в жаркую погоду для малышей из ясельной группы надувают большой резиновый бассейн во дворе детсада.

Что еще?

  • Ежегодно в детский сад в Германии наведывается детский стоматолог, который осматривает каждого ребенка и оставляет личное бумажное послание для родителей.
  • Также ежегодно приходит и фотограф.
  • Еженедельно дети из старшей группы ходят в спортивный зал.
  • Два раза в год проводятся родительские вечера, на которых рассказывают о жизни сада в общих чертах: о новых методах, достижениях и планах. На этих вечерах не обсуждают каждого ребенка при других родителях — как это было принято в наших школах. Для этого ежегодно (при необходимости чаще) каждому родителю назначается день и час, когда он может пообщаться наедине с воспитательницей и обсудить все достоинства и недостатки своего ребенка. Какие-то мелкие просьбы, недовольства и пожелания воспитатели готовы выслушать в любой момент.
  • Этот пункт поразил (в хорошем плане) меня больше всего! Каждый ребенок имеет в детском саду свою файловую папку, куда воспитатели регулярно вклеивают фотографии детей и пишут короткие истории о них: куда ходили, что мастерили, как справили день рождения, какие игры любит малыш и т.д. Сюда же вкладывают рисунки и аппликации ребенка. То есть ведут дневник для КАЖДОГО ребенка! Эту папку можно брать полистать на выходные, а когда ребенок закончит ходить в детский сад — ее вручат родителям. Это ведь драгоценнейший подарок для любой мамы, а терпению воспитателей и тому, что они не жалеют времени на данную работу можно поаплодировать.

Но многим приезжим мамам детский сад в Германии очень не нравится. А почему — читайте здесь!

Детские дошкольные учреждения в Германии

Дети – это будущее нации. Именно по этой причине немцы много внимания уделяют воспитанию самых юных членов общества. И вовсе не случайно первые дошкольные заведения для детей появились именно в этой стране с легкой руки немецкого педагога Фридриха Фебеля. При этом сегодня детские сады в Германии, вернее, их нехватка, являются чрезвычайно актуальной социальной проблемой, решить которую государству пока не удается. Итак, попытаемся разобраться, как устроены, каких принципов придерживаются дошкольные учреждения в Германии и как правильно выбрать садик.

Разновидности детских садов

Первый сад для малышей появился в стране в 1840 году. Именно тогда известный немецкий теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фебель вместе с группой единомышленников разработал систему занятий, в основе которой были песни, игры, общение с окружающей средой и другими детьми. Термин «сад» тоже был придуман им. В нем заложено представление немецкого ученого о ребенке как о молодом деревце, нуждающемся в уходе и заботе. Так все дошкольные учреждения стали называться «детскими садами».

Система дошкольного воспитания существует уже более 170 лет. Однако проблема недостаточного количества мест для малышей сегодня стоит очень остро.

Несмотря на то что в результате реформы, проведенной в 2013 году, в стране открылось еще 4 тысячи детских садов, родители продолжают участвовать в гонке за свободные места, которая обычно начинается в феврале.

Все дошкольные учреждения Германии можно разделить на три типа:

  • государственные – финансируются федеральными властями. Объем выделяемых средств в разных регионах может отличаться;
  • частные – открываются отдельными лицами, иногда могут содержаться за счет добровольных взносов родителей;
  • католические – создаются при костелах, дают детям азы религиозных знаний.

Все детские сады Германии и другие дошкольные учреждения можно условно разделить на несколько групп:

  • ясельные группы – для детей до трехлетнего возраста (Kinderkrippen);
  • так называемые дневные мамы для детей такого же возраста (Tagesmutter);
  • детские сады для малышей в возрасте от 3 до 6 лет (Kindergärten);
  • игровые группы – Spielgruppe;
  • няни – Babysitter.

Возраст, с которого детей берут в ясли, определяется администрацией заведения. Это может быть и 1 месяц, но чаще 3 или 6 месяцев. Группы формируются по 6-8 человек. Однако, учитывая нехватку мест, количество малышей иногда может быть больше.

Что касается персонала, то все зависит от возрастной категории детей: в среднем на двух малышей в возрасте до года приходится один сотрудник.

Дневные мамы организовывают частные детские сады у себя дома. График посещения здесь отсутствует – все зависит от того, какие договоренности будут достигнуты с родителями. Обычно к услугам таких воспитателей немецкие семьи прибегают пару раз в неделю. До недавнего времени в роли дневной мамы могла выступить любая женщина, у которой есть свободное время. С 2006 года им вменили в обязанность прохождение педагогических курсов.

Непосредственно детские сады принимают детей с трех до 6 лет. Их можно разделить на несколько видов по принципу посещения:

  • частичные визиты – пребывание малыша в саду приходится на период времени до обеда или после него;
  • продленные утренние часы – ребенок находится в саду с утра, обедает, а потом родители его забирают;
  • полный режим дня.

В игровых группах дети встречаются один или два раза в неделю всего на пару часов. В это время педагоги занимают их различными играми, разучиванием песен и танцев. Чаще всего это сопровождается вкусным застольем, которое организовывают сами родители.

В Германии редко можно встретить ребенка, посещающего какое-то одно учреждение – чаще встречается комбинированная организация детского досуга.

Что касается нянь, то ими в Германии может работать кто угодно – иметь педагогическое образование для этого вовсе не обязательно. Чаще всего услуги бебиситтера требуются в том случае, если родителям необходимо отлучиться, а оставить детей не с кем. Очень популярной здесь является программа Au-pair, по которой в дом берут молодых людей из Восточной и Центральной Европы, желающих подзаработать и пожить в немецких семьях.

И хотя посещение детского сада в Германии не является обязательным, право на это получает каждый малыш при достижении им трехлетнего возраста. Отличительной чертой воспитания юного поколения является отсутствие у взрослых стремления начать забивать им головы всевозможными знаниями как можно раньше: немцы полагают, что учить малышей будут в школе, а задача воспитателей на ранних этапах – развить у ребенка мышление, помочь ему научиться принимать решения, привить любовь к прекрасному, к спорту. По этой причине к школе ребенок подходит без особых знаний арифметики или письма, зато с полным восприятием себя как личности и гражданина.

Как построена система воспитания в садах

Концепций воспитательного процесса в немецких дошкольных учреждениях довольно много. Все они базируются на целях, которые ставит перед собой педагогический коллектив, и на качествах, которые планируется развить у ребенка. Вот несколько из них:

  • Методика воспитания по системе Монтессори. Основной ее принцип – «Помоги мне сделать это самостоятельно». В таких садах детям не навязывают модели поведения, не давят на них гендерным признаком (например, «ты же мальчик»), не заставляют делиться игрушками (это дает ребенку понимание своих и чужих границ). Каждый ребенок может сам выбрать, сколько будет длиться занятие и в какой форме оно будет проходить. Вмешательство воспитателя в образовательный процесс происходит только в том случае, если об этом его просит воспитанник.
  • Особенности детских садиков Германии такой направленности базируются на принципе самостоятельности и полной свободы воспитанника. В таких садах малыши решают сами, что они будут делать, в какие игры играть, когда спать, а когда кушать. Правила в детском саду устанавливаются самими детьми в ходе специальных конференций. В таких учреждениях акцент делается на развитие творческих способностей, проведение экспериментов, организацию экскурсий на природу.
  • Waldkindergarten – сады, расположенные в лесу. Такой вид дошкольного учреждения пришел сюда из Скандинавии. Данная организация воспитательного процесса позволяет детям много времени проводить на свежем воздухе, в окружении природы. Здесь они изучают деревья, различные растения, мастерят своими руками поделки из подручных материалов. Все это призвано привить бережное отношение к окружающему миру.
  • Bauernhofkindergarten – детский сад при крестьянском дворе, ферме. Учреждения такой направленности воспитывают у подрастающего поколения любовь к животным и физическому труду. Здесь дети в силу своих возможностей помогают выращивать овощи, ухаживать за животными.
  • Reggio-Kindergarten – данная концепция берет начало в итальянском городе Режио-Эмилио. Детский сад имеет вид города с главной площадью и улочками, ведущими в разные зоны. Воспитателем в нем является непосредственно сама городская среда. По утрам все воспитанники и их наставники собираются в холле, обсуждают планы на день, распределяют обязанности и расходятся выполнять поставленные задачи.
  • Интеграционные учреждения – совместные группы для полноценных детей и малышей с какими-либо отклонениями. Это позволяет детям воспитывать в себе терпимость и уважение.

Подбираем детский сад для малыша

Чаще всего немецкие родители не имеют возможности выбрать детское учреждение на свой вкус – предпочтение отдается тем из них, которые расположены неподалеку от дома. Но если им предложат место в другом конце города, тоже не откажутся.

Посещение детского сада не привязано к месту проживания или регистрации в стране. Вы можете отдать ребенка туда, куда считаете нужным, или туда, где просто найдется свободное место.

Получить информацию об этом можно в мэрии города или обратившись непосредственно в дошкольное учреждение.

Чтобы понять, подойдет ли выбранный сад вашему малышу, обязательно запишитесь на ознакомительный день. Еще до принятия решения вы получите ответы на следующие вопросы:

  • где расположено учреждение, сколько времени займет дорога к нему;
  • сколько времени малыш сможет проводить в саду;
  • какой распорядок дня;
  • включено ли питание;
  • какой методики придерживаются;
  • сколько будет стоить посещение детского сада.

Если все понравится, придется заполнить несколько документов, чтобы данное место закрепили за вами. Будьте готовы к тому, что понадобится предоставить информацию о заболеваниях, перенесенных ребенком, необходимости принимать в течение дня какие-либо медикаменты, а также приложить справку от доктора, что посещение детского сада по медицинским показателям разрешено.

Во сколько обойдется пребывание ребенка в детском саду

Плату за пребывание малыша в группе каждый детский сад устанавливает индивидуально. Она может зависеть от нескольких факторов:

  • города, в котором расположено дошкольное учреждение;
  • количества детей в группе;
  • количества детей в семье;
  • формы финансирования – государственная или частная;
  • продолжительности пребывания;
  • наличия завтрака или обеда.

Так, детский сад в Берлине обойдется дороже, чем в Бремене.

Семьи, которые очень хотят отдать своего малыша в частное учреждение, но не имеют для этого финансовых возможностей, могут попросить помощи у местных властей. Случается, что часть расходов берет на себя муниципалитет.

Кроме того, многие сады частной формы собственности практикуют индивидуальную оплату, исходя из уровня дохода семьи. Такой подход создает полную неразбериху в вопросе оплаты услуг детских садов: в результате одну группу могут посещать дети, чьи родители делают взносы в разном объеме.

В целом же в 2020 году стоимость может колебаться от 0 до 1000 евро. Причем самыми дорогими окажутся ясли. Приведем примерную смету затрат в месяц:

Учреждение Стоимость
Ясли 4-5 часов – 250-450 евро
5-6 часов – 300-600 евро
7-8 часов – 400- 800 евро
Частный детский сад на полный день До 1000 евро (иногда чек может превышать эту сумму)
Государственный сад До 6 часов – 22 евро за одного ребенка
До 7 часов – 28 евро
До 10 часов – 63 евро
Свыше 10 часов – 72 евро

Такая разница в оплате за ребенка до трех лет и более старшего возраста обусловлена тем, что малыши нуждаются в большем уходе, ведь они еще не могут самостоятельно умываться, кушать, одеваться. Да и деваться родителям особо некуда – если малыша нужно с кем-то оставить, они согласны на любую сумму.

Подведем итоги

Хотя Германия является родоначальницей дошкольного воспитания, сейчас мест в детских садах страны недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех семей. По этой причине здесь функционируют разные типы дошкольных учреждений, которые позволяют немцам комбинировать варианты досуга ребенка в их отсутствие. Например, утром малыш может находиться в детском саду, после обеда его отвозят к “домашней няне”, а вечером он находится под присмотром бебиситтера.

Кроме того, у немецких родителей есть возможность выбрать детский сад с определенной концепцией воспитания. Они могут отдать предпочтение системе Монтессори или устроить ребенка в садик при крестьянском дворе. Выбор учреждения зависит, в основном, от занятости родителей и от того, какие качества они хотят привить своему чаду.

Детские сады в Германии: Видео


Дошкольное образование в Германии

Красивая мысль о том, что «дети – это цветы жизни» была высказана Максимом Горьким ещё в начале XX века и сегодня знакома каждому русскому человеку. Однако в практическом смысле идея о саде детей возникла ещё раньше, причём не как метафора, а как вполне реальное предприятие. Так, в 1840 году немецкий педагог Фридрих Фрёбель впервые в мире открыл заведение для детей дошкольного возраста, назвав его Kindergarten или по-нашему «детский сад».

Дошкольное образование по методу Фрёбеля

Уже в XIX веке мысль о дошкольном образовании стала очень популярна, поэтому после открытия первого такого учреждения в Германии, детские сады начали быстро распространяться по всему миру. Фридрих Фрёбель, их родоначальник, разработал также одну из первых учебных и воспитательных систем для малышей. Его главная идея была в том, что все дети талантливы и уникальны, но способности каждого ребёнка проявляется по-разному и направлены на разные виды деятельности. Потому нельзя программировать детей на занятия одним и тем же делом, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.

Особенности дошкольного образования в Германии

На сегодняшний день дошкольные учреждения в Германии невероятно разнообразны, они направлены на разные категории детей, придерживаются разных методик обучения и воспитания. Однако метод Фрёбеля всё равно стоит в основе учебной программы каждого детского садика Германии, что их всех очень сближает. Дети занимаются тем, что им интересно и чего они сами хотят. Это не значит, что в немецких детсадах отсутствует порядок. Воспитатели следят за поведением дошколят, подталкивают их к участию в разных играх, стараются развивать их кругозор, но приоритетное значение отдаётся личным способностям ребёнка, его интересам и предпочтениям.

Укороченный график работ – ещё один сближающий фактор для дошкольных заведений Германии. Детские сады и ясли могут работать в первую смену (с 7:00 до 12:00), во вторую (с 13:00 до 16:00) или в течение всего дня. Однако даже в садиках полного цикла родители должны забирать своего ребёнка на обед, так как полноценное питание они не предоставляют.

Виды дошкольных заведений в Германии

На сегодняшний день ясли и детские сады не входят в общую систему учебных заведений в Германии. Именно поэтому чаще всего они принадлежат либо частным лицам, либо общественным организациям и лишь в редких случаях муниципалитету. Так как дошкольное образование в Германии необязательно и на государственном уровне оно практически не контролируется, времяпровождение детей в детсадах зависит от вида школы и от воспитателей, которые там работают.

Заведения для дошкольников действительно отличаются большим разнообразием. Во-первых, они делятся по методике преподавания: система Монтессори, Вальдорфская педагогика, педагогика Фрейнет и т.п. Широкое распространение получают интернациональные детсады, которые бывают, в том числе, и русско-немецкого типа. Воспитатели в них являются носителями обоих языков, что помогает детям совершенствовать немецкий язык и не забывать родной.

Большой популярностью пользуются лесные детские сады. На сегодняшний день в Германии их около 1500. Почти всё время дети проводят на воздухе. Воспитатели учат их бережному отношению к растениям и животным, рассказывают об окружающем мире, устраивают походы, помогают исследовать местную природу. Дети строят шалаши и убежища, играют в ролевые игры, используя в процессе не фабричные игрушки, а природные – шишки, листья, палочки, глину.

Ясли в Германии

В ясли отдают малышей с двух месяцев до трёх лет. Воспитатели ухаживают за детишками, играют с ними, приучают к горшку, развивают моторные, двигательные и речевые навыки.

Детские сады в Германии

Дети посещают детские сады с трёх до шести лет. В функции немецких детсадов не входит задача подготовить ребёнка к школе, поэтому учебные занятия в них не проводятся. Воспитатели уверены, что основные навыки, необходимые человеку в жизни (чтение, письмо, знания об окружающем мире), дети должны получать в более старшем возрасте, малышам же необходимо прививать коммуникабельность, любознательность, терпеливое отношение к окружающим, эмпатию, уважение норм и правил, а также умение выражать своё мнение.

Подготовительные школы в детских садах Германии

При некоторых детсадах действуют особые классы, которые готовят ребёнка к начальной школе. Дети начинают посещать их с пяти лет. В течение года они получают все необходимые знания и навыки, которые потребуются во время поступления в школу.

Школьные детские сады в Германии

Ещё одним вариантом подготовки ребёнка к школе являются детсады при начальных школах. Они также как и подготовительные классы готовят ребёнка к вступительным экзаменам, но чаще всего ориентированы на собственные требования поступления. Именно поэтому маленькие студенты в большинстве случаев впоследствии идут в ту школу, в которой проходил подготовку.

Стоимость дошкольных учреждений в Германии

В Германии широко действует система льгот и скидок, которые направлены на многодетных или малообеспеченных семей, эмигрантов, детей с особенностями в развитии и т.д. На стоимость дошкольных учреждений влияют также их место расположения и тип. С учётом всех факторов месячное посещение яслей или садика может обойтись от 50 до 700 евро.

Дошкольное образование в Германии с Allterra Education

Заведения для дошколят в Германии очень популярны, но, к сожалению, находятся в дефиците. Некоторые родители записываются в ясли или детский сад, когда ребёнок ещё даже не родился, потому что в очередях приходится стоять по несколько лет. Специалисты Allterra Education помогут найти идеальный детсад для вашего ребёнка, а процесс зачисления сделать менее утомительным. Подробнее о дошкольном образовании в Германии вы можете узнать на бесплатной консультации.

Справка: Детские дошкольные учреждения в Германии

Как в Германии организована система детских дошкольных учреждений? Кто и сколько платит за пребывание ребенка в яслях или в детском саду? Какие альтернативы существуют для детей и родителей? Справка DW-WORLD.DE.

В Германии, как и в России, существует два основных типа дошкольных учреждений: ясли (Kinderkrippe) и детский сад (Kindergarten). Детей в возрасте от 4 месяцев до 3 лет, помимо яслей, родители могут отдавать частной няне (Tagesmutter). Список “сертифицированных нянь”, яслей и детсадов можно получить в местном ведомстве по делам молодежи (Jugendamt).

Государственные и условно-частные

Дошкольные учреждения можно разделить на государственные и частные лишь условно. Полностью частных детсадов и яслей в стране очень мало. Например, существуют производственные сады – для детей сотрудников крупных предприятий. Это – одни из немногих дошкольных учреждений, которые позволяют родителям оптимально совмещать работу и семью. Воспитатели, как правило, работают посменно с раннего утра до позднего вечера.

Государственные деньги на финансирование детских учреждений получают либо коммуны, либо так называемые “свободные операторы” (freie Träger). К последним относятся католическая и евангелическая церкви, благотворительные организации, родительские ассоциации, а также представители альтернативных педагогических концепций, таких как вальдорфская (Waldorfkindergarten).

Соответственно, в стране существуют различные типы яслей и детских садов: коммунальные (государственные), евангелические, католические, вальдорфские, терапевтические (для детей-инвалидов) и другие. Название детсада указывает на его “оператора” (владельца) и педагогическую концепцию.

Церковные сады – для всех

Предоставление места в яслях не входит в обязанности государства

В обмен на финансирование государство требует, чтобы все детсады, независимо от их принадлежности, выполняли три условия: во-первых, обеспечивали детей адекватным уходом, во-вторых, воспитывали их и, в-третьих, гарантировали определенный уровень начального образования. Что касается конкретной концепции, то здесь владельцы дошкольных учреждений обладают большой степенью свободы.

Бóльшая часть негосударственных яслей и детсадов – около 70 процентов – принадлежит церкви. Представительница Ассоциации евангелических дошкольных учреждений Ангелика Вурт (Angelika Wurth) подчеркивает, что двери таких детсадов открыты для всех детей, независимо от вероисповедания. Другое дело, что, отдавая своего ребенка в евангелический детсад, мусульманские родители должны помнить о его специфике. В те часы, когда, к примеру, воспитатели изучают с детьми Библию, у ребенка нет иной альтернативы, как либо участвовать в занятии, либо отправляться домой.

Родители платят по доходам

У детских дошкольных учреждений три основных источника финансирования: государство, родители и – в редких случаях – владельцы. Доля государственных и родительских денег рознится от города к городу и зависит от благосостояния коммун. В любом случае размер ежемесячной платы зависит от заработка семьи. Например, в Бонне родители с годовым доходом ниже 12271 евро могут отдавать детей в сад бесплатно. Самый высокий ежемесячный взнос – 321 евро – платят семьи с доходом свыше 61355 евро в год.

Оплату дошкольным учреждениям или няням можно частично возместить за счет возврата подоходного налога. Сумма компенсации, опять же, зависит от заработка. Малоимущие родители в качестве альтернативы могут не ждать до конца года, а подать заявку на полную или частичную оплату услуг государством.

Мест катастрофически не хватает

Каждый детсад обязан подготовить ребенка к школе

В Германии законодательно закреплено только право граждан на получение места для ребенка в детском саду. Детей до 3 лет родители обязаны пристраивать самостоятельно. Дошкольных учреждений для малышей катастрофически не хватает: в 2006 году ясли или “сертифицированных нянь” посещали лишь 13,5 процента таких детей. При этом в бывшем ГДР ситуация намного лучше: там пристроены 38,9 процента малышей. Нехватка мест в яслях считается одной из главных причин низкой рождаемости в стране.

Ситуация с детскими садами, на первый взгляд, значительно лучше. В 2006 году дошкольные учреждения посещали порядка 90 процентов детей в возрасте от 3 до 6 лет. Однако эта цифра обманчива. Детсады, открытые целый рабочий день, по-прежнему остаются в Германии редкостью. Как правило, они закрываются между 12 и 15 часами.

В ряде федеральных земель – опять же, в основном, в Восточной Германии – детсады работают дольше. Однако продолжительность пребывания ребенка под крылом воспитателей решается в каждом случае индивидуально. Одинокая мать, работающая на полную ставку, как правило, может отдавать своего ребенка на 7-9 часов.

Контекст

Католический кардинал не хочет пускать немецких детей в ясли

Епископ немецкой католической церкви резко раскритиковал реформы министерства по делам семьи, которые должны помочь женщинам совмещать семью и профессию, чем вызвал в свой адрес бурю критики и даже призывы покаяться. (23.02.2007)

Новый закон призван повысить рождаемость в Германии

Власти Германии решили улучшить ситуацию с рождаемостью, которая является одной из самых низких в мире. Именно с этой целью принят новый законопроект, который вступит в действие 1 января 2007 года. (29.09.2006)

Современная женщина: карьера или ребенок

Совмещать карьеру и заботу о детях для многих женщин совсем непросто. А во многих странах Европы демографическая ситуация только обостряется. (10.09.2005)

  • Дата 02.04.2007
  • Автор Татьяна Петренко
  • ТемыФедеративная Республика Германия (ФРГ), Гейдельбергский замок, Пер Штайнбрюк, Гидо Вестервелле, Зигмар Габриэль, Томас де Мезьер, Урсула фон дер Ляйен, Вольфганг Шойбле, Ханс-Петер Фридрих, Хорст Зеехофер
  • Ключевые словаясли, детский, сад, дошкольные, учреждения, германия
  • НапечататьНапечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/ABrb

Также по теме

Дефицит дальнобойщиков в Германии: женщины садятся за руль 28.10.2019

Каждый год в Германии уходят на пенсию 30 тысяч водителей грузовиков. Фирмам срочно требуется новый персонал, но найти его не так уж просто. Возможно, эту нишу займут женщины.

Зачем в Германии лечат плюшевые игрушки 28.10.2019

Почему врач заглядывает в горло, что происходит в операционной? Узнать об этом можно на приеме у врача, который лечит игрушки.

19-летняя воспитательница детского сада стала королевой пустоши (фото) 19.08.2019

В Люнебургской пустоши – сезон цветения вереска и выборов новых вересковых королев.

Дошкольное образование в Германии

Дошкольное воспитание в Германии имеет более чем 200-летнюю традицию

Его возникновение связывают с появлением гражданской концепции семьи во второй половине ХVIII века. Ядро концепции—стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых отношений прежде всего между матерью и ребёнком. «Семья», «детство», «мать», «отец» находились в центре этой концепции.

По мере развития промышленности в Германии и увеличивающейся занятости родителей на производстве, начиная с ХIХ века, открываются первые детские сады для детей младшего возраста.

Их основная задача—присмотр за детьми, пока их родители заняты на работе. О педагогической поддержке детей речь пока не велась. Для буржуазии открывались специальные учреждения по подготовке их детей младшего возраста к школе.

Открытые в 1840 году по инициативе немецкого педагога Ф.Фрёбеля (1782-1852) первые воспитательные учреждения для детей младшего возраста стали называться детскими садами. Концепция о педагогических основах игровой деятельности с детьми в таких садах рассматривалась им вначале как модель для матерей и не предполагала создания специального детского сада.

Однако вскоре его идеи гармонии духа и тела, свободы и самодеятельности малышей оказались столь привлекательными, что на протяжении ХIХ века появились детские сады как в самой Германии, так и за ее пределами. Субъектами их создания изначально стали церкви и общественные коммунальные учреждения, общины, объединения, благотворительные организации.

В 1933 году развитие детских садов приостановилось.

Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А.Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.

После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям.

ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.

В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.

Проблемы дошкольного образования всегда оставались приоритетными для общественности ФРГ.

Так, в 60-е годы, одновременно с началом школьной реформы, в стране прошла дискуссия о важности дошкольного воспитания в подготовке детей младшего возраста к школе, подробно обсуждались компенсаторские возможности воспитания в детском саду, особенно для детей из социально неблагополучных семей.

Тем более, что и за пределами Германии в этот период проходила дискуссия о возможном начале школьного обучения детей с 5 лет. Но все это осталось на уровне дискуссий, хотя детские сады получили в ФРГ значительный импульс в динамике своего развития. К примеру, если в 1960 году места в детских садах гарантировались только для 30 % детей от 3 до 6 лет, то в 1994 году (после объединения Германии)—уже для 70 %. Сразу же оговоримся, что такое увеличение мест в детских садах стало следствием присоединения тех детских учреждений, которые имелись в бывшей ГДР. Здесь степень обеспеченности яслями и детсадами увеличилась с 20,5% в 1950 году до 94% в 1988 году. Расходы по их содержанию государство, в основном, брало на себя.

В соответствии с законом о детях и молодёжи, принятым 26.06.1990г., на всю территорию Германии после её объединения распространилось правовое регулирование деятельности детских яслей и садов. На основании этого закона все земли ФРГ издали свои собственные, впоследствии вновь уточнённые на базе закона о помощи детям и молодёжи, принятого от 27.07.1992 г.

К дошкольной области в ФРГ относятся все детские учреждения для детей младшего возраста, находящиеся в компетенции деятельности любых общественных институтов, принимающих детей с трёх до шести лет (до поступления в школу).

Дети до трёх лет могут посещать детские ясли или разновозрастные (смешанные) группы (altersgemischte Gruppe) в детских садах от трёх до шести лет. В некоторых землях (главным образом, новых) создана, а точнее, сохранена (ещё со времён ГДР) возможность отдавать детей в детские сады с четырёх месяцев. По вышеназванному закону дети воспитываются в группах. Воспитателем группы назначается лицо с высшим педагогическим образованием, а помощник воспитателя—няня—со средним или начальным педагогическим образованием.

В соответствии с законом о помощи детям и молодёжи от 1996 года перед учреждениями дошкольного воспитания ФРГ поставлена задача развивать у детей самостоятельность, ответственность перед обществом, обслуживать, образовывать и воспитывать их. Дошкольное учреждение должно компенсировать недостатки семейного воспитания, предоставлять детям наилучшие условия для их развития. Благодаря играм и другим занятиям с детьми они вводятся в мир групповой деятельности в целях подготовки к обучению в школе.

Для образования детей, в интересах их подготовки к школе в старших группах определяются необходимые предметы для обучения в виде уроков на неделю. Для развития детей трёх-шести лет предусматриваются различные виды деятельности по стимулированию их нравственных и физических качеств, эмоций и социальных переживаний, самостоятельности, для привыкания к режиму дня, привития основных правил гигиены.

Немецкие педагоги, руководствуясь соображениями профессиональной свободы, исходя из собственной мировоззренческой, духовной, религиозной и педагогической направленности, организуют работу с детьми и их родителями.

В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения.

Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов.

В детских дошкольных учреждениях Германии не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах.

Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе.

Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу.

Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств своих воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей.

Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы.

В качестве альтернативных структур дошкольного образования в Германии можно назвать частные формы, когда возможно воспитание детей (от одного до нескольких человек) в отдельных частных квартирах на дому.

Таким образом, приоритетным направлением дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся детские дошкольные учреждения. В их основе — принципы гуманизма, единства национального и общечеловеческого, педагогической свободы воспитателей.

При этом в будущей трансформации дошкольного воспитания Германии важнейшими тенденциями по-прежнему остаются воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.

Источники:
http://www.de-online.ru/news/o_detskikh_sadakh_v_germanii/2014-04-07-243
http://www.das-germany.de/detskiy-sad-v-germanii/
http://zagranportal.ru/germaniya/obuchenie/detskie-sady-germanii.html
http://allterra.ru/articles/177861/
http://www.dw.com/ru/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/a-2428887
http://vscolu.ru/articles/doshkolnoe-obrazovanie-v-germanii.html
http://www.edystudy.com/temy/obuchenie-v-germanii/tekhnicheskiy-universitet-drezdena/

Ссылка на основную публикацию