Особенности выбора горного велосипеда

Велосипед поможет Вам всегда поддерживать отличную физическую форму, он дарит прекрасное настроение и море положительных эмоций. Самым популярным видом велосипедов считаются горные (маунтибайки), причем каждый велосипедист использует его по своему усмотрению.

За более чем 20-ти летнюю историю маунтибайков, сформировалось множество различных стилей катания, под которые производители выпускают различные типы и классы байков. С каждым годом появляется все большее количество разнообразных моделей. Как выбрать подходящий велик из всего этого разнообразия – вопрос довольно непростой.

Основные характеристики горных велосипедов

Для понимания, о чем идет речь в статье, ниже мы приложим картинку со всеми узлами велосипеда. Тип подвески и диаметр колес – вот два основных параметра, определяющих вид рельефа, доступный для прохождения велосипедом.

Устройство горного велосипедаУстройство шоссейного велосипеда

Основными особенностями горного велосипеда являются:

  • шины;
  • колёса;
  • тормоза;
  • вилка;
  • рама.

Рама велосипеда является основным конструктивным элементом. Они бывают двух типов: полностью жесткая или включающая в себя амортизационный элемент. Наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы.

Размер рамы зависит от роста человека. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.

Таблица выбора размера рамы по росту:

Ваш рост (см) Размер рамы (дюймы) Размер рамы (см) Размер рамы (буквенный индекс)
130 – 145 13″ 33 XS
135 – 155 14″ 35,6 XS
145 – 160 15″ 38,1 S
150 – 165 16″ 40,6 S
156 – 170 17″ 43,2 M
167 – 178 18″ 45,7 M
172 – 180 19″ 48,3 L
178 – 185 20″ 50,8 L
180 – 190 21″ 53,3 XL
185 – 195 22″ 55,9 XL
190 – 200 23″ 58,4 XXL
195 – 210 24″ 61 XXL

Как видим эта таблица неоднозначна, много пересекающихся размеров. Для более точного определения размера стоит измерить длину ноги с внутренней части бедра. Встаньте босиком ровно спиной к стене и измерьте расстояние в сантиметрах от пола до промежности. Полученную цифру в сантиметрах надо умножить на 0,57 и затем разделить на 2,54. Результат – это и есть размер вашей рамы в дюймах. Если на сайте указан размер рамы в виде буквенного индекса, то воспользуйтесь вышеприведённой таблицей

Дисковые тормоза. Они бывают двух типов: гидравлические и механические. Гидравлические тормоза сами приспосабливаются к степени износа тормозной колодки. Механические же нужно регулировать вручную. Преимущества дисковых тормозов:

  • не изнашивают обод;
  • колодки и диск долго служат;
  • чтобы затормозить, нужно прикладывать меньшее усилие;
  • тормозить легко в любых погодных условиях и при любой загрязненности обода.

Минусы дисковых тормозов:

  • высокая цена;
  • больший вес;
  • расходные материалы для дисковых тормозов дороже, чем материалы для ободных тормозов;
  • для таких тормозов нужны специальные втулки;
  • тяжелее определить изношенность колодки и заменить ее.

Ободные тормоза. Они стоят дешевле, чем дисковые, поэтому используются в самых простых велосипедах. Одна из тормозных поверхностей в таких моделях — это обод колеса.

Преимущества ободных тормозов:

  • низкая цена;
  • степень изношенности легко контролировать;
  • простая замена тормозной колодки.

Недостатки ободных тормозов:

  • меньшая тормозная мощность;
  • постепенно изнашивают обод колеса, поэтому через время его придется заменить;
  • хуже срабатывают при влажной погоде и загрязнении обода;
  • чтобы быстро затормозить, нужно прикладывать больше усилий.

Важный параметр для любого велосипеда – вес. Чем меньше вес двухколесного транспортного средства, тем он маневренней, легче в управлении, лучше разгоняется и едет в гору. Плюс к этому его легко заносить на 7-й этаж при сломанном лифте.

Виды горных велосипедов

По типу подвески байки делятся на 3 вида:

  • ригид;
  • двухподвес;
  • хардтейл.

Ригид (Rigid) – стандартная классическая схема, которая появилась еще на самых первых двухколесных транспортных средствах. Главной причиной, почему подобные байки пользуются спросом, является отсутствие проблемы велосипедов, оборудованных дешевой передней вилкой, а именно — появление люфта.

Рама у хардтейла всегда рассчитывается на ход амортизатора, поэтому, поставив жесткую вилку от ригида, передняя часть вашего велосипеда может опуститься, и вы получите неправильный угол наклона рулевой трубы.

Ригидная вилка в общем-то не нуждается в обслуживании. Она неразборная, в ней нет пружин, воздушных камер, сальников, ее не нужно смазывать. Конструкция максимально простая, поэтому надежная. А вот амо-вилку придется обслуживать, даже если вы катаетесь лишь по гладенькому асфальту, так как она все равно будет изнашиваться, рано или поздно ее придется перебирать, чистить, менять масло и т.д. В противном случае не ждите от нее хорошей работы.

Ригид

Хардтеил (Hardtail) – схема амортизации велосипеда, при которой последний, имеет амортизационную переднюю вилку и жесткий хвостовик. Хардтейлы не используют в особо опасных горных дисциплинах, так как для них требуются длинноходные передние и задние амортизаторы.

Основным отличием велосипедов Хардтейл является возможность установки амортизации переднего колеса, за счет установки амортизационной вилки, но в тоже время отсутствие амортизации заднего колеса.

Хардтейл

У этой конструкции немало преимуществ, наиболее весомое среди которых – доступная стоимость, причём при весьма достойном качестве. Как правило, обычные велосипедисты, для которых байк является средством активного отдыха, не увлекаются преодолением ярко выраженных препятствий, предпочитая относительно ровные парковые или дачные дорожки.

Для такого катания горный хардтейл – лучший тип велобайка, поскольку амортизированная вилка смягчает небольшие толчки, обеспечивая относительно комфортное и безопасное катание.

Двухподвес – велосипед, который имеет два амортизатора, спереди и сзади. Передний реализован также как и на хардтейлах, а задний представляет собой, обычно, вид маятника (смотри картинку).Задний маятник

Такая схема амортизации используется как на обычных горных велосипедах, так и на специализированных, которые используются для даунхилла. Самые мощные и тяжелые двухподвесы, стихия которых – экстремальный скоростной спуск с горы. Ход амортизаторов – около 200мм. Для дайнхилла отлично подходят велики AUTHOR NINJA DH TEAM и NINJA DH.

DH – даунхилл-модели

DH - даунхилл-модели

Как и All mountain, даунхилл-велосипеды являются двухподвесами. Только они существенно тяжелее, поскольку предназначены для скоростных спусков по неровной трассе. Вес DH-байков составляет 15-22 кг.

У этих МТВ самый большой ход вилки (от 180-200 мм), но число передач не превышает 10. Диаметр колес стандартный – 26 дюймов.

Плюсы:

  • Максимально мягкий ход;
  • Колеса достаточно большие, чтобы преодолевать препятствия горной трассы, но при этом маневренные;
  • Самые надежные и «отзывчивые» тормоза;
  • На спуске развивают огромную скорость.

Минусы:

  • Очень дорогие;
  • Тяжелые;
  • Не предназначены для езды по ровной трассе – забирают много сил при педалировании.

Сколько стоит горный велосипед

Горный велосипед предназначен для того, чтобы выдерживать серьезные нагрузки, он в принципе не может быть слишком дешевым, поскольку должен быть качественным. Столь дешевая покупка возможна лишь в том случае, если о достойном качестве речь не идет или вы покупаете не новый велосипед.

Адекватный бюджетный маунтинбайк в пределах 15 000 рублей – это уже другой разговор. В большинстве случаев это будет российское или китайское производство, но и в этих двух странах попадаются неплохие модели вроде того же Forward Sporting 1.0.

Сколько стоит горный велосипед

1. Внедорожники All mountain можно найти по цене от 30 до 600 тыс. руб. Однако брать двухподвес дешевле 60 тысяч мы не рекомендуем.

2. Хорошие даунхилл-модели стоят примерно столько же – от 100 до 560 тыс. руб.

3. МТВ для триала – самые дешевые (8000-25000 рублей). Примерно столько же стоят универсалы.

4. Модели для кросс-кантри идут по цене от 25-30 до 670 тысяч.

Заключение

В данной статье мы постарались затронуть все основные характеристики и особенности, которые следует учитывать при выборе хорошего и надежного велосипеда. Рассмотрели зависимость размера рамы от роста райдера и другие параметры. Понимание основных различий деталей и компонентов очень важно. Ведь выбрать горный, шоссейный или городской велосипед, задача не из простых, которая требует знаний в том, как подобрать хороший и качественный байк по параметрам, соответствующий понятию цена-качество.

Ссылка на основную публикацию