Государственная программа занятости населения республики Беларусь

Основные функции управления занятости населения

1. осуществляет в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением законодательства о занятости населения;

2. обеспечивает разработку и реализацию программ (мероприятий) содействия занятости населения, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, профессионального обучения безработных и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, осуществляет методическое руководство разработкой программ (мероприятий) содействия занятости населения городов и районов области и обеспечивает контроль за их реализацией;

3. организует работу управлений по трудоустройству родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, регистрации безработных и учету граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, оказанию им содействия в подборе подходящей работы, оказанию профориентационных услуг, направлению безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, содействию в обеспечении организаций рабочей силой;

4. организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, испытывающих трудности в поиске работы, нуждающихся в социальной защите, сокращению продолжительности безработицы;

5. участвует в разработке программ создания и сохранения рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства), осуществляет меры, способствующие сохранению в организациях действующих и созданию новых рабочих мест;

6. принимает меры по переселению безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;

7. координирует работу управлений по организации и финансированию оплачиваемых общественных работ, адаптации инвалидов к трудовой деятельности, а также развитию предпринимательской деятельности безработных и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

8. участвует в разработке предложений по обеспечению сбалансированности структуры и объемов подготовки в учреждениях образования специалистов и рабочих в соответствии с потребностями рынка труда области, по трудоустройству выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

9. участвует в разработке программ по реализации государственной молодежной политики, анализирует состояние дел по проблемам занятости молодежи;

10. принимает меры по обеспечению временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул;

11. участвует в регулировании вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы, готовит заключения о целесообразности привлечения на работу иностранных граждан в Республике Беларусь, лиц без гражданства.

Об оказании в 2022 г. содействия занятости гражданам, отбывшим наказание в местах лишения (ограничения) свободы

Оказание содействия занятости гражданам, отбывшим наказание в местах лишения или ограничения свободы (далее – МЛС), управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов Брестской области (далее – управления) обеспечивается на постоянной основе.

За 10 мес. 2022 г. при содействии управлений трудоустроено 270 граждан из числа освободившихся из МЛС, в т.ч. 118 человек, учтенных в управлениях в качестве безработных и 152 человека – в качестве обратившихся по вопросам трудоустройства (из них 139 человек, обязанных возмещать расходы за содержание детей, находящихся на гособеспечении (далее – обязанные лица), подлежащих повторному трудоустройству после прибытия из МЛС).

Анализ спроса и предложения на рынке труда Брестской области

По состоянию на 01.12.2022 в органы по труду, занятости и социальной защите области наниматели представили сведения о наличии 11 474 вакансий, из которых доля вакансий для специалистов (служащих) составила 35,9%, по рабочим профессиям – 64,1%.

Уровень безработицы по Брестской области

Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Ответственный – Департамент занятости населения

Директор – Кирсанов Михаил Владимирович

Телефон/факс – (495) 606-16-43, (495) 587-88-89 (доб.1601)

П А С П О Р Т
государственной программы Российской Федерации
«Содействие занятости населения»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная миграционная служба (2013 – 2016 годы),

Министерство внутренних дел Российской Федерации (2016 год)

Министерство финансов Российской Федерации (2013 – 2018 годы),

Федеральная служба по труду и занятости,

Министерство иностранных дел Российской Федерации (2015 – 2016 годы),

Фонд социального страхования Российской Федерации (2016 год)

подпрограмма “Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан”;

подпрограмма “Внешняя трудовая миграция” (2013 – 2016 годы);

подпрограмма “Развитие институтов рынка труда”;

подпрограмма “Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (2015 – 2016 годы);

подпрограмма “Безопасный труд”

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;

повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;

внедрение культуры безопасного труда

Целевые индикаторы и показатели Программы

уровень регистрируемой безработицы;

отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда;

удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в общей численности работников

Срок реализации Программы

2013 – 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 927382719,5 тыс. рублей,

Читайте также:
Зарплата врача и медсестры в Украине в 2022 году

на 2013 год – 72237136,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 75756345,3 тыс. рублей;

на 2015 год – 79857239,3 тыс. рублей;

на 2016 год – 80450833,6 тыс. рублей;

на 2017 год – 51904983,6 тыс. рублей;

на 2018 год – 44735081 тыс. рублей;

на 2019 год – 65510733,6 тыс. рублей;

на 2022 год – 67836033 тыс. рублей;

на 2022 год – 135624915,5 тыс. рублей;

на 2022 год – 92506839 тыс. рублей;

на 2023 год – 93312579,4 тыс. рублей;

на 2024 год – 67650000 тыс. рублей,

объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета составляет:

на 2013 год – 72237136,2 тыс. рублей;

на 2014 год – 75756345,3 тыс. рублей;

на 2015 год – 79857239,3 тыс. рублей;

на 2016 год – 79950833,6 тыс. рублей;

на 2017 год – 51904983,6 тыс. рублей;

на 2018 год – 44735081 тыс. рублей;

на 2019 год – 65510733,6 тыс. рублей;

на 2022 год – 67836033 тыс. рублей;

на 2022 год – 135624915,5 тыс. рублей;

на 2022 год – 92506839 тыс. рублей;

на 2023 год – 93312579,4 тыс. рублей;

на 2024 год – 67650000 тыс. рублей;

объем бюджетных ассигнований за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год составляет 500000 тыс. рублей

объемы налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации Программы отсутствуют

Ожидаемые результаты реализации Программы

создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда увеличится с 24 процентов в 2013 году до 30 процентов в 2024 году);

создание основы для формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции, а также основы разработки программ профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда путем утверждения и актуализации профессиональных стандартов;

снижение к 2024 году удельного веса численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 39 процентов до 37,9 процента общей численности работников;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе

Государственная программа занятости населения республики Беларусь

  • Главная
  • Об администрации
    • Правовой статус
    • Руководство
    • Общие сведения
    • Профсоюз
    • Вакансии
  • Обращения граждан и юридических лиц
    • Электронные обращения
      • Электронные обращения физических лиц
      • Электронные обращения юридических лиц
    • Личный прием
      • Запись на прием к главе
      • График приема должностных лиц
      • График выездных приемов
    • Порядок рассмотрения обращений
    • Прямая телефонная линия
    • Горячая линия
    • Наименование и место вышестоящего органа
    • Ответы на обращения, носящие массовый характер
    • График встреч ИПГ администрации с населением
  • Главная
  • Охрана труда

Подпрограмма 2 “Охрана труда” Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2022 годы в г.Минске

к решению Мингорисполкома

План мероприятий по выполнению задач подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2022 годы в г.Минске на 2022 год

Заказчик, распорядитель бюджетных средств

Планируемые объемы финансирования,

Задача 1. Улучшение условий и охраны труда работающих

Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работающих, снижение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (повышенного уровня шума, вибрации, повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны и другого), на основе анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда

в пределах средств на эти цели

организации коммунальной и негосударственной собственности, в которых имеются рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, администрации районов г.Минска, комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, главное управление спорта и туризма Мингорисполкома, управление культуры Мингорисполкома, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Задача 2. Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Вовлечение сторон социального партнерства в управление охраной труда в рамках проведения года безопасного труда в сельском хозяйстве

в пределах средств на эти цели

ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома», КУП «Минская овощная фабрика», УП «Минский парниково-тепличный комбинат»,

ОАО «Гастелловское», организации коммунальной и негосударственной собственности, имеющие в своем составе филиалы сельскохозяйственных предприятий

Повышение квалификации по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и рабочих подчиненных организаций, а также организаций, расположенных на подведомственной территории организаций

в пределах средств на эти цели

организации коммунальной и негосударственной собственности, комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, главное управление спорта и туризма, администрации районов г.Минска, ГО «Минское городское жилищное хозяйство»

Организация проведения семинаров, конференций, круглых столов по вопросам пропаганды безопасных условий труда с работниками, специалистами, общественными инспекторами в соответствии с утвержденными графиками

Читайте также:
Безработица и уровень занятости населения в Казахстане в 2022 году

в пределах средств на эти цели

организации коммунальной и негосударственной собственности, комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитет по здравоохранению Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, главное управление спорта и туризма, администрации районов г.Минска, Минское городское объединение организаций профсоюзов*, ГПО «Минскстрой» ГО «Минское городское жилищное хозяйство», главное управление идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома, управление культуры Мингорисполкома, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»*, Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ*

Оказание методической и консультативной помощи организациям по вопросам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома

Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, главное управление идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома, администрации районов в г.Минске, Минское городское объединение организаций профсоюзов*, УП «Агенство «Минск-Новости», организации коммунальной собственности

Проведение смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в организациях г.Минска

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, администрации районов г. Минске, Минское городское

объединение организаций профсоюзов**

Проведение смотра-конкурса детского рисунка «Мое будущее – безопасность труда моих родителей»

комитет по образованию Мингорисполкома, администрации районов в г.Минске

Проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда

в пределах средств на эти цели

организации коммунальной и негосударственной собственности, ГПО «Минскстрой», ГО «Минское городское жилищное хозяйство», комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, администрации районов г.Минска

Проведение анализа причин несчастных случаев на производстве, рассмотрение вопросов охраны труда, состояния производственного травматизма в подчиненных организациях на заседаниях коллегиальных органов, комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, администрации районов г.Минска, Минское городское

управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ*, государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», учреждение «Минское городское управление МЧС», Минское городское объединение организаций

профсоюзов*, Минское межрайонного отделения по надзору за электроустановками филиала «Энергонадзор» РУП «Минскэнерго»*, Минское городское управление Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС РБ*

Повышение эффективности работы общественных инспекторов профсоюзов по профилактике производственного травматизма

Минское городское объединение организаций профсоюзов

** Финансирование за счет средств Минского городского объединения организаций профсоюзов.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по выполнению задач подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2022 годы в Партизанском районе г. Минска на 2022 год

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по выполнению задач подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2022 годы в Партизанском районе г. Минска на 2022 год

Задача 1. Улучшение условий и охраны труда

1. Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работающих, снижение воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (повышенного уровня шума, вибрации, повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны и другого), на основе анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, способствующие снижению удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда не менее чем на 1 процент к уровню предыдущего года

руководители организаций (в соответствии с перечнем), расположенные на подведомственной территории (далее – наниматели), в которых имеются рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, администрация Партизанского района г. Минска

2. Приведение в соответствие с требованиями нормативных правовых актов санитарно-бытового обеспечения работников посредством расширения, реконструкции бытовых зданий и помещений (гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, помещений для содержания средств индивидуальной защиты, комнат приема пищи и т.п.), оснащения их необходимым оборудованием, устройствами и средствами в организациях

3. Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного управления, органов государственного контроля (надзора), местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов по профилактике нарушений законодательства об охране труда: проведение не реже 1 раза в полугодие заседания комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при администрации района; ежемесячное обследование организаций и строительных площадок (в том числе, на предприятиях республиканского и без ведомственного подчинения), расположенных на территории района, в части обеспечения безопасных условий труда

администрация Партизанского района г. Минска, Минское городское управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, ГУ «ЦГиЭ Партизанского района г.Минска», Партизанский районный отдел по чрезвычайным ситуациям учреждения «Минское городское управление МЧС РБ», Партизанское районное г.Минска объединение организаций профсоюзов, Районная энергогазинспекция № 3 МРО по надзору за электроустановками филиала по городу Минску и Минской области; Минское городское управление Госпромнадзора МЧС Республики Беларусь

Читайте также:
Бизнес в Грузии для россиян в 2022 году: как открыть ИП, идеи для бизнеса

Задача 2. Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

4. Проведение анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

администрация Партизанского района г.Минска

5. Повышение квалификации по вопросам охраны труда руководителей, специалистов и рабочих организаций

6. Организация проведения семинаров, конференций, круглых столов по вопросам пропаганды безопасных условий труда

наниматели, администрация Партизанского района г.Минска, Партизанское районное г.Минска объединение организаций профсоюзов

7. Проведение выставок современной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, созданных с учетом передовых достижений, новых разработок в области охраны труда

администрация Партизанского района г.Минска, базовые организации района и другие заинтересованные

8. Участие в проведении Дней охраны труда в организациях, расположенных на территории Партизанского района г.Минска

администрация Партизанского района г.Минска, Партизанское районное г.Минска объединение организаций профсоюзов

9. Создание кабинетов (уголков) охраны труда в организациях без ведомственной подчиненности

10. Систематическое освещение вопросов охраны труда в средствах массовой информации

администрация Партизанского района г.Минска

11. Проведение смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в организациях г. Минска

комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, Минское городское объединение организаций профсоюзов администрация Партизанского района г. Минска

12. Проведение мероприятий, посвященных Всемирному Дню охраны труда

наниматели, администрация Партизанского района г.Минска, базовые организации района и другие заинтересованные

13. Оказание методической и консультативной помощи организациям по вопросам охраны труда, разработки и внедрения СУОТ

администрация Партизанского района г.Минска

14. Информирование руководителей организаций без ведомственной подчиненности, расположенных на территории Партизанского района г. Минска, о соблюдении норм законодательства об охране труда (внедрение СУОТ, проведение проверки знаний по охране труда, внесение изменений в законодательство об охране труда)

администрация Партизанского района г.Минска

15. Усиление эффективности работы общественных инспекторов профсоюзов по профилактике производственного травматизма

Минское городское объединение организаций профсоюзо,в администрация Партизанского района г. Минска

16. Проведение разъяснительной работы реализации глобальной концепции «Нулевой травматизм»

администрация Партизанского района г. Минска

17. Информирование Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о руководителях организаций без ведомственной подчиненности, расположенных на территории Московского района г. Минска, не прошедших проверку знаний по охране труда в установленном законодательством порядке

администрация Партизанского района г.Минска

Государственная политика занятости в Республике Беларусь

Важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства играет обеспечение эффективной занятости населения.

Конституцией Республики Беларусь (статья 41) гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

«Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов (22 мая 2015 г.).

Государство способствует обеспечению максимально возможной занятости населения.

Если гражданин по не зависящим от него причинам не может трудоустроиться, ему гарантируются обучение по востребованным специальностям, повышение квалификации, предоставление иных видов помощи, предусмотренных Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

  • молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу;
  • гражданам, уволенным с военной службы, из органов внутренних дел и других силовых структур в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам;
  • ветеранам боевых действий на территории других государств;
  • инвалидам;
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • гражданам, эвакуированным и отселенным из зон эвакуации, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;
  • лицам предпенсионного возраста;
  • гражданам, освобожденным из мест лишения свободы.

Ежегодно нанимателям устанавливается бронь для приема на работу более 20 тыс. человек, относящихся к таким категориям граждан.

Для реализации мер в области занятости в стране создана государственная служба занятости населения, функции которой в настоящее время выполняют управления и отделы по занятости населения местных исполкомов, управление политики занятости Минтруда и соцзащиты.

Ключевым инструментом регулирования занятости выступают государственные программы содействия занятости, которые разрабатываются начиная с 1992 года с учетом важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики.

Основными задачами государственных программ содействия занятости являются:

  • оказание помощи гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе требуемых кадров;
  • организация профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
  • ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • регистрация безработных граждан, выплата пособий по безработице, оказание других видов помощи безработным;
  • предоставление услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;
  • стимулирование нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;
  • содействие безработным в организации предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;
  • содействие организации оплачиваемых общественных работ.
Читайте также:
Налог на прибыль и недвижимость в Грузии в 2022 году: размер НДС для предпринимателей

В Беларуси действует Общереспубликанский банк вакансий (http://vacancy.mintrud.by/user/Pages/Public/Main.aspx), в котором аккумулируются актуальные сведения о наличии вакансий на предприятиях республики.

Начал работу портал государственной службы занятости населения (http://gsz.gov.by/ru), который позволяет нанимателям самостоятельно в онлайн-режиме размещать сведения о наличии у них свободных рабочих мест (вакансий).

В 2015 году зафиксировано более 2,1 млн. посещений банка вакансий, что почти в два раза больше, чем в 2014 году.

Основу обеспечения эффективной занятости составляют стабильное и динамичное развитие экономики, бесперебойная работа предприятий, сохранение действующих и создание новых рабочих мест.

За последние пять лет в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше 850 тыс. человек.

При посредничестве государственной службы занятости трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных. Средний показатель трудоустройства безработных составил 52%, а для категорий, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, – 70–80%.

Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных.

В настоящее время обучение безработных проводится более чем по 120 профессиям. При этом около 20% проходящих обучение получают две и более профессии.

С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской и ремесленной деятельности, услуг в сфере агроэкотуризма почти 12 тыс. безработных.

За пятилетний период обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс. инвалидов и создано почти 600 специальных рабочих мест.

В целях приобретения молодежью трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 140 тыс. учащихся и студентов.

Решению проблем занятости способствовала реализация инвестиционных проектов, связанных с созданием новых рабочих мест, модернизацией и реконструкцией производства. Только за прошлый год на вновь введенные рабочие места в организациях республики принято на работу почти 41 тыс. человек, а в предыдущие годы – более чем по 46 тыс.

В Минской области реализуется более 50 проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест. Так, в январе 2016 г. завершена реализация инвестиционного проекта «Создание агропредприятия СООО «Данпрод» по производству беконной свинины, инвестировано 1068 млрд. рублей, создано 148 новых мест. В стадии завершения находится реализация инвестиционного проекта по строительству производства высокоочищенного парафина, масел, смазок с реконструкцией энергетического комплекса ОАО «Завод горного воска» в Пуховичском районе с созданием 116 новых рабочих мест.

В г.Минске в 2015 году зарегистрировано 887 новых субъектов хозяйствования производственной направленности, в Могилевской области – 698 коммерческих организаций.

Вниманию выступающих: при освещении данного вопроса целесообразно привести основные результаты выполнения региональных программ содействия занятости населения и инвестиционных программ.

В целом Беларусь характеризуется стабильной, контролируемой ситуацией на рынке труда, высоким уровнем занятости населения. В национальной экономике задействовано более трех четвертей численности трудовых ресурсов (аналогичный показатель в России составляет 65%, в Польше – около 60%). За последние пять лет уровень регистрируемой безработицы был ниже 1% от экономически активного населения.

Вместе с тем в последние годы под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов (снижение объема белорусского экспорта, особенно в Россию, падение мировых цен на нефть и др.) в стране наблюдаются снижение спроса на рабочую силу, неполная занятость, частичное высвобождение работников, рост напряженности на рынке труда и, как следствие, увеличение числа обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве.

В целях оперативного реагирования на ситуацию в сфере занятости республиканскими органами государственного управления совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом проводится постоянный мониторинг состояния рынка труда республики и регионов.

Осуществляется еженедельный анализ обращений граждан в службу занятости за содействием в трудоустройстве и регистрации безработных.

Органами по труду, занятости и социальной защите с участием других заинтересованных проводятся консультации для работников и нанимателей по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, организованы «горячие линии».

Вниманию выступающих: при освещении вопроса целесообразно привести информацию, характеризующую ситуацию на рынке труда в конкретном регионе (городе), и принимаемых мерах по решению данных проблем.

В нашей стране распространение неполной занятости, снижение спроса на рабочую силу и другие негативные явления на рынке труда носят временный характер и будут преодолены по мере стабилизации экономики.

Вместе с тем в последующие годы в сфере занятости ожидается усиление действия долговременных тенденций, связанных с перетоком рабочей силы в высокотехнологичные, инновационные производства, а также сферу услуг, что предъявляет более высокие требования к квалификации самих работников, их мобильности.

Читайте также:
Как получить и оформить вид на жительство на Украине в 2022 году: документы и сроки рассмотрения

Политика занятости на предстоящий пятилетний период направлена на решение как текущих, так и стратегических задач в этой сфере. В числе основных приоритетов – снижение напряженности на рынке труда, создание новых рабочих мест, обучение, переобучение и повышение квалификации безработных и других категорий граждан с учетом перспективных профессий и специальностей, повышение территориальной мобильности рабочей силы, содействие развитию самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Как известно, в Указе Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено обеспечить ежегодное увеличение количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет ввода новых предприятий и производств на 50 тыс. человек.

«Мы должны в 2016 году создать 50 тыс. рабочих мест. Главное, чтобы человек был занят, чтобы он знал, куда ему идти утром и откуда возвращаться в семью вечером с заработанным рублем», – отметил Глава государства на состоявшемся 16 февраля 2016 г. совещании о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса.

Это требует активизации усилий государственных органов по привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов в регионах.

Снижению напряженности на рынке труда и решению проблем занятости будет служить выполнение мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2022 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73. Указанной Программой, в частности, предусмотрено:

  • оказать содействие в трудоустройстве 667,6 тыс. гражданам, в том числе по Брестской – 85,5 тыс., Витебской – 90 тыс., Гомельской – 114,1 тыс., Гродненской – 112,3 тыс., Минской – 106 тыс., Могилевской областях – 108,7 тыс., г.Минску – 51 тыс. человек;
  • направить на профессиональное обучение с выплатой пособий по безработице, материальной и других видов помощи 470,5 тыс. человек, в том числе по Брестской – 87,2 тыс., Витебской – 65 тыс., Гомельской – 87,5 тыс., Гродненской – 64,5 тыс., Минской – 57 тыс., Могилевской областям – 61 тыс., г.Минску – 48,3 тыс. человек;
  • установить нанимателям бронь для приема на работу 127,7 тыс. граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости, в том числе по Брестской – 21,5 тыс., Витебской – 14,6 тыс., Гомельской – 18,4 тыс., Гродненской – 22,8 тыс., Минской – 25 тыс., Могилевской областям – 16,4 тыс., г.Минску – 9 тыс. человек;
  • оказать поддержку 9,2 тыс. безработных в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, деятельности в сфере агротуризма, в том числе по Брестской – 1,5 тыс., Витебской – 0,9 тыс., Гомельской – 1,9 тыс., Гродненской – 1,3 тыс., Минской – 1,3 тыс., Могилевской областям – 1,6 тыс., г.Минску – 0,8 тыс. человек;
  • предоставить денежные средства и возместить расходы на переезд 714 семей безработных, переселяющихся в другую местность с целью трудоустройства, в том числе по Брестской – 29, Витебской – 180, Гомельской – 105, Гродненской – 90, Минской – 160, Могилевской областям – 150 семей.

Обеспечение возможностей каждому трудоспособному гражданину применять свои знания, навыки и творческий потенциал с максимальной пользой для себя, своей семьи и общества было и остается одной из важнейших целей социально-экономического развития Беларуси.

На обстановке на рынке труда, несомненно, скажутся и предполагаемые меры по повышению возраста выхода на пенсию.

Их необходимость диктуется, прежде всего, демографической ситуацией, проявляющейся в росте численности лиц пенсионного возраста при одновременном уменьшении населения трудоспособного возраста. Это создает угрозу возникновения дефицита средств на выплату пенсий и снижения уровня пенсионного обеспечения.

Ранее были приняты меры по адаптации пенсионной системы к изменяющимся реалиям.

Во-первых, введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы.

Во-вторых, с 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов – с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. При этом для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей – сохранен прежний 5-летний стаж.

В-третьих, на пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа.

В-четвертых, введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.

Тем не менее, удельный вес лиц в пенсионном возрасте в общей численности населения республики увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Если сейчас каждый четвертый житель Беларуси – пенсионер, то через 15 лет это будет уже каждый третий (при условии, что пенсионная возрастная планка останется на нынешней отметке).

Читайте также:
Пособие по безработице в Беларуси в 2022 году

Причем это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте (лица с 16 лет). Если в предыдущие годы рынок труда прирастал на 100–120 тыс. человек, то после 2017 года будет только 90–80 тыс. Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, в 2022 году пенсионеров будет 66, а в 2030 году, как ожидается, станет уже 78.

Свою роль играет и позитивная тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин – более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года). Но следует учитывать связанный с этим рост нагрузки на пенсионную систему. Ежемесячно на выплату пенсий работающим пенсионерам направляется более Br1 трлн.

В настоящее время в республике продолжают трудиться 663 тыс. пенсионеров. Важным индикатором пенсионного обеспечения является соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников. Вследствие демографических изменений этот показатель начал снижаться: в 2001 году он равнялся почти 45%, в 2008 году – 44%, в 2015 году – 41,7%. Если ничего не менять, то для сохранения стабильной выплаты пенсий в социально приемлемом размере потребуются значительные финансовые вливания.

Пенсионный возраст 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохраняется только в Беларуси, России и Узбекистане.

Сегодня в Беларуси практически четверть пенсионеров продолжают работать после выхода на пенсию.

В органах социальной защиты Минска на 1 марта 2016 г. на учете состояли почти 474,8 тыс. получателей пенсий. Продолжают работать около 176,5 тыс. пенсионеров, из них старше 70 лет – почти 12,1 тыс. Добровольно отложил свой выход на заслуженный отдых более чем на 6 месяцев 971 житель столицы. Если сегодня доля трудоспособного населения г.Минска составляет 58,6%, старше трудоспособного возраста – 24,4%, то по прогнозным показателям к 2030 году эти цифры составят 52,5% и 30% соответственно.

Если с 2017 года приступить к плавному повышению пенсионного возраста, то это будет мягкой альтернативой – и для людей, и для рынка труда. При ежегодном повышении на 6 месяцев одновременно для женщин и для мужчин количество трудоспособного населения до 2030 года практически стабилизируется на сегодняшнем уровне (порядка 5,5 млн. человек).

В ближайшей перспективе ряд государств планируют повышение пенсионного возраста:
Россия – до 65 лет для обоих полов;
Казахстан – до 63 лет для женщин;
Литва – до 65 лет для обоих полов;
Польша – до 67 лет для обоих полов;
США – до 69 лет для обоих полов.

«Решение вопроса совершенствования пенсионной системы нельзя сводить лишь к пенсионному возрасту», – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 25 марта 2016 г. на совещании, посвященном обсуждению этой темы. «Если возникла проблема, ее надо решать, основываясь на том фундаменте, который уже создан на сегодняшний день. Никакой тут фобии реформаторства быть не должно, никакого фронтального наступления на некоторые процессы. По мере накопления проблем, появления новых вопросов – их надо решать, в спокойном режиме, разговаривая с людьми, убеждая наше общество в том, что это надо делать», – отметил Глава государства.

«Люди приняли наше предложение, что должна быть солидарная, распределительная система пенсий, как это у нас сейчас существует, и на добровольной основе накопительная система, что у нас не запрещено и законодательно определено», – добавил А.Г.Лукашенко. «И мы, таким образом, потихоньку, если будет складываться ситуация, можем прийти к накопительной пенсии, так, как это принято в развитых западных государствах, или отказаться от нее, если нам это не подойдет, оставив ту же солидарную систему. То есть мы не уничтожаем то, что наработали, то, что работает сегодня. В то же время обращаем внимание и даем развитие в нашей стране новой системе», – подчеркнул белорусский лидер.

Секторальный совет квалификаций в сфере ИКТ и связи одобрил проекты профстандартов

Оффшоры 2022

Обновление перечня ожидается в марте 2022 года

Список офшорных юрисдикций ФСН

2. Княжество Андорра;

3. Антигуа и Барбуда;

5. Содружество Багамы;

6. Королевство Бахрейн;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

14. Содружество Доминики;

15. Китайская Народная Республика:

— Специальный административный район Гонконг (Сянган);

— Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Республика Либерия;

18. Княжество Лихтенштейн;

19. Республика Маврикий;

21. Мальдивская Республика;

22. Республика Маршалловы Острова;

23. Княжество Монако;

Читайте также:
Таблица дорожного налога в Беларуси в 2022 году: ставки и размер сборов

25. Республика Науру;

26. Республика Ниуэ;

27. Объединенные Арабские Эмираты;

28. Острова Кайман;

29. Острова Кука;

30. Острова Теркс и Кайкос;

31. Республика Палау;

32. Республика Панама;

33. Республика Самоа;

34. Республика Сан-Марино;

35. Сент-Винсент и Гренадины;

36. Сент-Китс и Невис;

38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

— Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

39. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

40. Республика Сейшельские Острова.

Офшорные зоны – что это такое?

Офшоры – это государства или территории, привлекающие иностранный капитал льготным налогообложением, а также выгодами надзорного, организационного и административного характера, среди которых важное место занимает конфиденциальность деятельности бенефициаров (настоящих владельцев компаний и счетов).

Простыми словами, оффшор, в его традиционном понимании, это маленькая далекая страна, где к деятельности компании не придерутся, количество денег на счетах и имена истинных хозяев не раскроют, и где, к тому же, не надо платить налоги, а достаточно раз в год сделать небольшой фиксированный взнос.

В действительности, оффшорные юрисдикции сейчас уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций. О полной анонимности речи теперь почти не идет, в сложных случаях сведения можно затребовать через интерпол, правда, ответа, возможно, придется ждать год. Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому “низконалоговые юрисдикции”, как еще называют эти территориальные образования, по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физлицами самого разного ранга.

Выгоды использования

Среди преимуществ, кроме низких или полного отсутствия налогов: упрощенная система регистрации юрлиц, высокий уровень конфиденциальности, упрощенная система администрирования – отсутствие требований к финансовой отчетности и проверок деятельности, лояльное отношение со стороны государственных ведомств к институту номинальных управляющих (трасти) и акционеров, невысокие затраты на поддержание деятельности – от 300 (и даже ниже) долларов в год.

Некоторыми из преимуществ могут пользоваться и физические лица, – например, открывать счета в оффшорных банках и управлять ими на удаленной основе.

Правда, часть из этих “преимуществ” рассматривается другими государствами как незаконные. Например, оффшорное законодательство может не считать уклонение от уплаты налогов в других странах преступлением.

Какие страны относятся

Какие бывают (виды и категории)

Поскольку само понятие “оффшор” не является правовой дефиницией, и однозначного определения для него не существует, то и разделение низконалоговых юрисдикций на группы тоже условно.

Выделяют группы по системе налогообложения, по уровню обеспечения анонимности и конфиденциальности, по требованиям к представлению отчетности и степени вмешательства в деятельность бизнеса (или, что почти тоже самое, по лояльности к бизнесу регистрантов), по соответствию законодательства международным стандартам и уровню финансового контроля.

По величине сборов и налогообложению, в частности, выделяют зоны с нулевым налогообложением; с его низким уровнем; с освобождением от налогов отдельных видов деятельности; с освобождением от налогов компаний, не ведущих деятельности по месту регистрации.

Также часто выделяют группы “Классических” оффшоров (нулевые налоги, высокая анонимность – это Багамы, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Гренада, Каймановы острова. ); “Престижных” (к которым относят Кипр, Мальту, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию; так называемых “Оншоров” (государств, где регистрация компаний с льготным режимом налогообложения невозможна, но некоторые преимущества и удобства для бизнеса имеются).

Похожего подхода к классификации придерживался Банк России (список из приложения к указанию ЦБ России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах).

– государства с законами, отвечающими международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля – острова Гернси, Джерси, Сарк и Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур.
– классические оффшоры;
– и группа стран: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Какие лучше?

Возможности, предоставляемые такими территориями во многом схожи, но когда встает вопрос выбора низконалоговой юрисдикции для регистрации компании или открытия счета, то изучаются отличительные черты конкретной юрисдикции. Например, особенности правовой базы государства – нужны ли лицензии, разрешения на нужные операций. Лучший в данном случае – это максимально полно удовлетворяющий запросам. Например, оффшоры с закрытыми реестрами и статусом налогового нерезидента для владельца наилучшим образом походят для обеспечения конфиденциальности (среди таких государств Белиз, Панама, Сейшельские острова. ). Низконалоговые оншоры с резидентным статусом выбирают для налоговой оптимизации (это могут быть Англия, Гонконг, Кипр, Швейцария. )

Лучшие для россиян

По подсчетам иностранных экспертов, самые востребованные юрисдикции у предпочитающих хранить свои деньги за рубежом россиян – это, в порядке популярности, Кипр, Нидерланды и островные территории Великобритании. По оценкам аналитиков, выведенные туда суммы достаточно велики. Так, на весну 2018 года только на счетах в Британских офшорах, – Британских Виргинских и Каймановых островах, – находилось около 50 миллиардов долларов (на Виргинских островах в несколько раз больше, чем на Каймановых).

Читайте также:
Брак в ЛНР в 2022 году: расторжение и регистрация в Луганской Народной Республике

Для каких целей используются

– Для налогового планирования, “оптимизации налогов”.
– Чтобы не афишировать имена настоящих собственников предприятий (бенефициаров) или физлиц-владельцев банковских денежных счетов. Для большей конфиденциальности деятельности компаний или операций по банковским счетам (во многих таких зонах действует закрытый реестр акционеров и директоров, сведения о них могут быть предоставлены только по решению местного суда).
– Для защиты активов, в частности от рейдерских захватов.
– Для повышения эффективности бизнес-процессов – упрощения, легкости и быстроты управления.
– Для упрощения деятельности компаний, связанных с ограничениями, накладываемыми законодательствами стран происхождения бизнеса, например, процедурами валютного контроля; или общей “забюрократизованностью” государственной системы управления.

Все эти действия могут быть абсолютно легального характера, и, вероятно, в большинстве случаев так и есть. Многие крупные международные компании располагают свои штаб-квартиры именно в подобных юрисдикциях.

Вывод, ликвидация.

Однако нередко предоставляемые оффшорами возможности используются противоправным образом.

Так, “оптимизация налогов” фактически может являться выводом в оффшор денег, или даже “уводом”. Разработаны фактически незаконные схемы, которые трудно отследить, с операциями по импорту товаров и продукции; довольно часто можно встретить предложение сомнительных услуг по ликвидации через оффшор фирм, в частности, ООО. Традиционно некоторые из этих юрисдикций использовались для сокрытия капиталов, полученных нелегальным путем.

Деофшоризация

Международные усилия по борьбе с отмыванием денег и терроризмом последние годы только увеличивают свой размах. Особенно активной борьба с оффшорами стала в последнее десятилетие, после глобального финансового кризиса. Свои списки “черных”, “серых” и “белых” оффшорных зон составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.

Все это не могло не сказаться на офшорном бизнесе – он претерпел большие изменения. Деятельность зарегистрированных в таких зонах компаний стала прозрачней, и в откровенно преступных целях эти юрисдикции использовать теперь вряд ли возможно.

В России целенаправленная борьба за деофшоризацию экономики началась в конце 2012 года после выступления президента Владимира Путина, призвавшего начать процесс перевода отечественных компаний в российскую юрисдикцию. В этих целях были разработаны или изменены ряд законов, среди которых “О контролируемых иностранных компаниях (КИК)”, “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.

Важным законодательным документом в этой борьбе является уже упоминавшийся так называемый “черный список оффшоров”, ежегодно обновляемый Минфином и ФНС.

Офшорные зоны – что это такое и зачем нужны?

  • Что представляет собой офшорная зона?
  • Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?
  • Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля
  • Какие офшорные страны входят в черный список ФНС
  • Итоги

Офшорные зоны используются многими коммерческими предприятиями РФ в качестве альтернативных налоговых юрисдикций. Как на это реагирует российский законодатель, расскажем ниже.

Что представляет собой офшорная зона?

Определение офшорной зоны в правовой системе РФ дано в приказе Минфина РФ «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения…» от 13.11.2007 № 108н. Фактически оно содержится в наименовании данного НПА: Минфин под офшорной зоной понимает государство или территорию, которые предоставляют льготы по налогам, а также позволяют хозяйствующим субъектам не раскрывать информацию о финансовых сделках.

Таким образом, предприятие, зарегистрированное в соответствующем государстве или на территории, вправе рассчитывать на:

  • низкие налоги — вплоть до отсутствия таковых;
  • минимальную отчетность (или вообще ее отсутствие).

Как правило, регистрация предприятия в офшорной зоне характеризуется минимальными барьерами с точки зрения бюрократических процедур и требований к капиталу хозяйствующего субъекта. Во многих случаях государства, на территории которых учреждаются офшорные зоны, значительно облегчают визовый режим для граждан стран, которые могут зарегистрировать свой бизнес в соответствующей юрисдикции.

Отметим, что для пользования офшорной юрисдикцией зарубежному предприятию, как правило, нужно уплачивать в казну государства, в котором открывается представительство, ежегодный взнос.

Для чего создаются офшорные зоны и кем они востребованы?

Есть несколько мнений относительно целесообразности учреждения различными государствами мира офшорных зон. Так, распространена точка зрения, по которой учреждение офшорной зоны — эффективный способ привлечения иностранного капитала в экономику государства.

Действительно, в офшорах на счетах иностранных хозяйствующих субъектов размещаются колоссальные денежные средства, часто сопоставимые с ВВП офшорной зоны, а то и в разы превосходящие соответствующий макроэкономический показатель. За счет комиссий, сервисных сборов, предоставления различных услуг офшорные банки могут весьма прилично зарабатывать для экономики своего государства.

Читайте также:
Уровень жизни, цены и зарплаты в Киргизии в 2022 годах

Востребованность офшоров чаще всего связана с желанием хозяйствующего субъекта:

  • сэкономить на налогах — поскольку их величина в офшорной зоне практически всегда существенно ниже, чем в государстве, где этот субъект является резидентом (однако это характерно для средних и крупных бизнесов — малым фирмам обычно выгоднее платить налоги в своей стране);
  • повысить конфиденциальность бизнеса, деловых правоотношений;
  • обеспечить дополнительную защиту активов (заинтересованные лица в государствах налогового резидентства компаний не вправе производить какие-либо действия с офшорными активами этих компаний);
  • обойти препятствия национального законодательства, регулирующего обмен валюты;
  • воспользоваться возможностью вести некоторые виды деятельности, например страхование, банкинг, морскую торговлю, при меньшей интенсивности государственного контроля, чем в своей стране.

Интерес «офшорных» государств в привлечении зарубежного капитала может заключаться также в перспективах трудоустройства граждан: в некоторых странах приняты нормы закона, обязывающие иностранцев, открывающих представительства в офшорных зонах, нанимать на работу местных жителей. Например, такие нормы действуют в Катаре.

Российские бизнесы в офшорах: ужесточение налогового контроля

Активность российских властей в части мониторинга деятельности налоговых резидентов РФ, имеющих офшорные активы, в последнее время заметно усилилась.

Так, до 2015 года российские предприятия, владеющие офшорными активами, могли относительно свободно оформлять фиктивные займы — перечисляя выручку в офшорные зоны на счета контролируемых юрлиц и «возвращая» их себе в виде беспроцентных кредитов с последующим списанием долга. Это позволяло вывести значительную часть выручки из-под налога на прибыль.

В ранее действовавших положениях подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде активов, полученных российской фирмой безвозмездно от дочерней компании, не включались в базу для расчета налога на прибыль — вне зависимости от того факта, является ли дочерняя компания российской или иностранной.

С 2015 года положения подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ действуют в новой редакции. В соответствии с ними указанная выше норма актуальна только в отношении фирм, взявших беспроцентный заем от дочерней компании, расположенной вне территории государств, утвержденных вышеотмеченным приказом Минфина РФ № 108н, то есть вне офшорных зон.

Таким образом, одна из довольно популярных в РФ офшорных схем вывода выручки из-под налогов с недавних пор пресечена законодательно.

Примеры ужесточения регулирования деятельности бизнесов, связанных с офшорными зонами можно найти и в иных сферах правоотношений.

Так, в 2015 году вступили в силу положения ст. 309.1 НК РФ, введенной законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ. Данная статья регулирует налогообложение прибыли зарубежных фирм, контролируемых российскими налоговыми резидентами (к таковым относятся офшорные). В соответствии с ее положениями с учетом норм, установленных ст. 3 закона № 376-ФЗ, компании РФ, контролирующие офшорные юрлица, должны декларировать нераспределенную офшорную прибыль и уплачивать с нее налог, если размер соответствующей прибыли превышает:

  • 50 000 000 руб. — в 2015 году;
  • 30 000 000 руб. — в 2016 году;
  • 10 000 000 руб. — с 2017 года, включая 2018 год.

В ст. 129.5 НК РФ, также введенной законом № 376-ФЗ, установлены меры ответственности для фирм, уклоняющихся от уплаты налогов с офшорной прибыли.

Эксперты по-разному оценивают отмеченные инициативы властей. Но для многих цель государства очевидна — увеличить собираемость налогов в сложный кризисный период.

Важнейшее законодательное новшество РФ, имеющее отношение к регулированию бизнесов в офшорных зонах — ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Теперь ФНС РФ может при необходимости получать от других государств Конвенции, среди которых — многие офшорные страны, информацию о сделках, структурах и банковских счетах российских фирм, имеющих представительства за рубежом.

Какие офшорные страны входят в черный список ФНС

В приказе Минфина от 13.11.2007 № 108н содержится перечень признаваемых российским законодателем офшорных зон. По состоянию на июнь 2018 года в нем 40 государств.

Помимо этого существует более обширный перечень государств и территорий, которые не обмениваются с РФ налоговой информацией. Этот, так называемый черный список, утвердила ФНС приказом от 01.09.2017 № ММВ-7-17/709@, начавшего действовать 1 января 2018 года. В него вошли 107 стран и 18 территорий.

Перечень составлен с простой целью: если российская компания ведет бизнес через государства или территории, не информирующие налоговиков РФ об операциях российских резидентов, то налог на прибыль ей придется платить по жестким правилам, использующимся для налогообложения контролируемых компаний.

Примечательно, что некоторые классические оффшоры избежали участи быть включенными в черный список (Кипр, Нидерланды, и некоторые другие). К компаниям, работающим через них, санкции применяться не будут. Список оффшоров планируется пересматривать ежегодно до 1 октября, и если какая-либо страна решит проигнорировать информационное соглашение, страдать будут компании.

Итоги

Российские коммерческие фирмы, как и бизнесы многих других стран, пользуются возможностями размещения капиталов в офшорах. С 2015 года законодатель существенно ужесточил мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов РФ в офшорных зонах.

Читайте также:
Средняя зарплата в Армении в 2022 годах

Ознакомиться с иными нюансами законодательного регулирования правоотношений с участием российских фирм и иностранных хозяйствующих субъектов вы можете в статьях:

Выбираем оффшорную юрисдикцию. Условия и требования разных стран

У каждой из юрисдикций есть собственные «правила игры», и, нарушая их, предприниматели сталкиваются с серьезными последствиями. Поэтому при выборе оффшора нужно представлять, какие ограничения накладываются на бизнес. Состав юрисдикций неоднороден — среди международных инструментов оптимизации есть традиционные «гавани», строгие европейские государства с безупречной репутацией, зоны для ведения игорного и IT-бизнеса и так далее.

Среди ключевых отличий, которые нужно учитывать:

  • особенности налогового законодательства — какова корпоративная ставка, облагаются ли внешние инвесторы, не ведущие дела внутри страны, есть ли льготы, на основании чего они начисляются (например, нерезидентный статус компании);
  • условия раскрытия информации — международные организации (ОЭСР, FATF) и национальные органы власти заносят все юрисдикции в списки (черный, серый и белый) по уровню публичности данных о компаниях, их операциях, получателях выгод и предоставления сведений о них по запросу уполномоченных органов;
  • бюрократические сложности — насколько просто зарегистрировать или закрыть компанию, нужен ли для управления номинальный сервис, управляющий-резидент, какой пакет документации предоставляется властям и сколько времени придется ждать их решения;
  • стоимость создания, администрирования и обслуживания — требования к уставному капиталу, необходимости его уплаты (целиком или частью), размер пошлин;
  • имидж страны — престижность, международная репутация, стабильность экономико-правовой и политической систем и так далее.

Налоговые требования

  • Возможность полного освобождения от налогов. Не требуют их уплаты Сейшелы (нет даже гербового сбора) и Британские Виргинские острова (обложению подлежат только операции с недвижимостью и акциями). В Белизе под ставки подпадают только фирмы, владеющие акциями резидентов страны.
  • Территориальный принцип. Практически все оффшоры, а также престижные юрисдикции (Великобритания, Кипр, Гонконг, Люксембург) предлагают механизм, по которому под требования уплатить налоги подпадают только фирмы, ведущие деятельность внутри страны. Если вся прибыль аккумулируется за пределами государства, налоги с нее платить не нужно. Данный принцип используют в Панаме, Сингапуре, ОАЭ.
  • Необходимость уплачивать налоги — это требование присутствует практически у всех европейских юрисдикций и штатов. Если территориальные льготы применить нельзя, то компании будут вынуждены уплачивать от 12,5 до 30–40% от доходов. В качестве компенсации предлагается исключение двойного налогообложения. Международные договоренности есть у Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Дании, на Кипре и у других стран.

Требования к раскрытию сведений и престижность юрисдикции

Все страны выставляют разные условия по уровню раскрытия данных фирм, зарегистрированных на их территории. От того, насколько государство открыто международному сотрудничеству, зависит, в том числе, его репутация. Все страны попадают в списки «благонадежности» по степени доступности информации об отчетности и операциях компаний по запросу национальных служб:

  • Белый — участники и исполнители международных соглашений в полном объеме; юрисдикции, с которыми сотрудничают крупные мировые банки, платежные системы, им доверяют партнеры. Полностью открыта информация о дирекции, активах, бенефициарах и акционерах в таких странах, как Великобритания и Ирландия, Кипр, Сейшелы, Мальта, Япония и Австралия, Дания, Швеция, Латвия. Россия, Аргентина, Норвегия.
  • Серый — государства, которые выставляют строгие требования к доступности данных, но сам механизм их разглашения исполняется не целиком. В список входят Монако, Лихтенштейн и Швейцария, Андорра, Багамы, Доминикана, Панама и так далее.
  • Черный — страны, которые не требуют публичности от регистрируемых фирм или занимаются отмыванием денег (Коста-Рика, Филиппины, Науру, Маршалловы острова).

Требования к организации бизнеса и затратам на него

Затраты по регистрации бизнеса разнятся. На Сейшелах, в Белизе, Доминике можно уложиться в тысячу американских долларов; Гибралтар, БВО, Багамы, Панама, Кипр, Гернси не преодолевают порог в 10 000 долларов, а выше него расположились европейские юрисдикции, острова Джерси и Мэн. То же касается требований к уставному капиталу. Есть юрисдикции, где для определенных форм бизнеса минимальный порог не предусмотрен (Люксембург, Белиз), а, например, на Сейшелах он доходит до 100 000 долларов.

Статья по материалам от специалистов компании Прифинанс

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: