Архитектура Испании: стили, известные архитекторы и образцы зодчества

Содержание

Архитектура Испании: стили, известные архитекторы и образцы зодчества

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко — современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили — от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне — например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Название этого стиля происходит от арабского слова mudaǧǧan, что в переводе означает «одомашненный». Он характерен для Испании X-XII веков, появился после набегов вестготов и множественного разрушения памятников римской архитектуры. Это синтетический стиль, созданный из арабских и европейских зодческих традиций.

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Самые характерные постройки в этом стиле — цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде — одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим — ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки — каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров — Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Диего де Силоэ — еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Сдержанность и симметрия эпохи Возрождения были вытеснены легкомысленным и декоративным итальянским барокко. В переводе с итальянского барокко означает «излишество, причудливость».

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме — все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии — один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение — кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности — смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Характерная черта колониального стиля — использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко — прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

С течением времени колониальный стиль получил подвид — утрированный барокко под названием «чурригереско».

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero — ювелир. Платереско — эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Характерные особенности — фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско — Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.

Испания. О стране, истории, архитектуре, туризме.: Видео


Архитектура Испании

Испания с точки зрения зодчества и градостроительства представляет собой яркий пример смешения стилей, традиций, культурных особенностей. Сложно сказать, что очаровывает здесь больше, – современность или исторические памятники. Понятно лишь, что представить одно без другого просто невозможно. Архитектура Испании настолько гармонична и уникальна, что осознать это можно, лишь однажды приехав сюда.

Исторические предпосылки

На формирование внешнего облика этой страны в разные эпохи влияло ее географическое расположение, которое способствовало многочисленным завоевательным войнам. Сменявшие друг друга правители и народы неизменно оставляли свой след в обустройстве городов. Начало было положено в период зарождения иберийской культуры, затем пришли римляне, арабы, и только потом свое правление установили испанцы.

Сегодня эта страна стала симбиозом архитектурных традиций древнеримской эпохи, мавританской, непосредственно испанской и современного времени.

Архитектуру Испании можно охарактеризовать такими тезисами:

  • в ней нашло отражение влияние многочисленных войн;
  • смешение стилей, как в рамках городов, так и в пределах одного архитектурного сооружения. Примером может служить Саграда Фамилия, которая объединила в себе романские черты и каталонский модерн;
  • огромное количество исторических объектов занесены в список наследия ЮНЕСКО;
  • практически каждый населенный пункт Испании может похвастаться древними памятниками архитектуры.

Еще большим числом реликвий, сохранившихся с былых времен, на сегодняшний день обладает разве что Италия, которая занимает в этом списке первое место.

Архитектура римского периода

Испанская архитектура в период древнеримского правления отличалась величественными и весьма мощными сооружениями. Все здесь возводилось с целью подчеркнуть силу и превосходство империи над другими государствами. Особенно примечательной в этом плане является Таррагона – древнейшая столица и первый римский населенный пункт на полуострове.

Самым старым ее сооружением считается крепостная стена, сохранившаяся с III века доисторической эпохи. Сюда же можно отнести цирк, амфитеатр, в котором проходили бои гладиаторов, акведук Чертов мост, кафедральный собор Санта Мария.

Основными чертами строений этого периода можно назвать:

  • монументальность;
  • строгую симметрию;
  • стремление к созданию зданий, которые носили утилитарный характер и служили скорее для удовлетворения нужд римлян, чем для возвеличивания нации;
  • большое количество украшений;
  • пышная отделка внутреннего интерьера;

Для зданий той эпохи характерно наличие многочисленных арок, куполов, сводов, колонн.

Мавританское наследие

Мавританская архитектура Испании переносит нас в сказочный мир, который стал воплощением нереальности происходящего и воздушности конструкций. Отличительными чертами арабского градостроительства являлись:

  • восточный орнамент;
  • использование в качестве украшения букв арабского алфавита (изображать фигуры людей было запрещено религией);
  • купола и арки.

Узнать мавританский дворец можно по садам и паркам. Учитывая трепетное отношение этого народа, выросшего в пустыне, к воде, его сооружениям сопутствует многообразие фонтанов, прудов и внутренних двориков, которые располагают к созерцанию, неспешному образу жизни и наслаждению красотой природы. Дворцам арабской архитектуры была свойственна удивительная утонченность и роскошь.

Чтобы составить впечатление о периоде правления мавров в Испании, непременно нужно посетить:

  • Толедо – дворец Алькасар;
  • Гранада – Хенералифе;
  • Кордова – мечеть Мескита;
  • Севилья – минарет Харильда.

Период расцвета этого направления на VIII-XI века.

Романская архитектура

Архитектура в Испании XI-XIII века отмечена новыми веяниеми в сооружении различных зданий. Во многом влияние на этот этап оказала Реконкиста – борьба с арабским засильем на испанских землях. Значимым моментом в этот период становится влияние церкви на все сферы жизни, в том числе и на зодчество.

Характерным для романской эпохи стало строительство неприступных крепостей и зданий религиозной направленности. Внешний вид построек становится довольно суровым, но в то же время не теряет живописности. В качестве строительных материалов используются камни, украшением служит витиеватая лепнина, защитой – неприступные зубцы и многочисленные сторожевые башни.

Готика

Переход из XIII века в век XIV стал началом нового веяния в архитектурном искусстве, которое получило название «готика». Создателями ее считаются монахи-цистерцианцы, основными жизненными принципами которых были аскеза и духовное совершенствование.

Специалисты выделяют такие черты этого направления:

  • стрельчатые своды;
  • капеллы;
  • рост здания в ширину;
  • гладкие стены с расплывчатым орнаментом.

Примерами этого стиля может служить церковь Санта-Мария-дель-Мар (Барселона), Кафедральный собор (Леон), монастырь Сан-Томе (Авила).

Возрождение

Период Возрождения, последовавший сразу за Средневековьем, внес свои изменения во внешнее убранство испанских городов. По времени он совпал с XIV-XVI веками и, судя по названию, означал возврат к античным ценностям и формам.

Архитекторы Испании вновь обратили свой взгляд к римским постройкам и реанимировали главные постулаты их инженерных конструкций — строгую геометрию, симметрию, пропорции.

Сложная композиция средневековых зданий была разбавлена стройными рядами колонн, пилястров, арок. Все 13 городов, которые значатся в списке ЮНЕСКО, сохранили свидетельства этой эпохи. Например, дом-музей Сервантеса в Алькале или монастырь Сан-Бернардо.

Мудехар

Испанский стиль в архитектуре имеет и свое специфическое направление, которое возникло в результате слияния особенностей арабского стиля, Ренессанса и готики. Его распространение совпало с XV-XVI веками. Авторство принадлежит мусульманам, которые продолжали населять Пиренейский полуостров после завоевания испанцами. Первое время они еще обладали правом вести образ жизни, присущий этому народу, исповедовать свою религию.

Падение в XV веке Гранады привело к насильственному обращению мусульман в христианскую веру. Данные исторические события не могли не отразиться и на архитектуре городов. Зданиям, построенным в этой стилистике, присуща кирпичная кладка, арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, наборные потолки из дерева, роскошный декор. Ярким примеров мудехара является крепостная стена Авилы.

Барокко

В переводе с итальянского этот термин обозначает «причудливый», «странный». По времени расцвет этого стиля пришелся на XVII-XVIII века. Отличительной чертой его является чрезвычайная пышность убранства и архитектурных форм. Для него характерны массивные колоннады, скульптуры, украшающие фасады, сложные купола.

Испанское барокко было наделено особенными чертами, которые во многом сформировались благодаря творчеству Хосе Бенито-де-Чурригера. Приметами его зодчества стали причудливые формы, хаотичные элементы декора. Ярчайшим примером барочного стиля стал Старый и Новый собор в Саламанке.

Современность

Особое внимание общественности сегодняшний облик испанских городов стал завоевывать всего 20 лет назад. Благодаря таким городам, как Бильбао и Валенсия, мир увидел, что и сегодня этой стране есть чем гордиться.

Башня Агбар, которая является самым узнаваемым зданием в Барселоне, была открыта в 2005 году в качестве символа XXI столетия. Высота сооружения достигает 145 метров, автором проекта стал француз Жан Нувель.

Еще одной достопримечательностью сегодняшней эпохи является Город науки и искусств в Валенсии. Его строительство было осуществлено благодаря архитектору Сантьяго Калатраве, который был вдохновлен французским парком Futuroscope и построил огромный развлекательный центр в Валенсии. Общая площадь постройки – 350 тысяч квадратных метров, на которых расположились семь павильонов, посвященных различным отраслям искусства.

Современная архитектура Испании – это еще и музей Гуггенхайма в Бильбао. Для его строительства было использовано сложнейшее программное обеспечение, которое больше свойственно аэрокосмической сфере.

Безусловно, облик сегодняшней Испании продолжает меняться, пополняясь все новыми и новыми свидетельствами прогресса человеческих возможностей, но представить эту страну без памятников старины так же невозможно, как и Европу без самой Испании.

Архитектура Испании и ее особенности

Особенности испанской архитектуры

Архитектура Испании очень яркая, традиционная, культурная. В ней происходит одновременное смешение сразу нескольких архитектурных стилей, что привносит больше гармонии и уникальности. Современные творения нераздельно связаны с историческим зодчеством.

С точки зрения истории нужно отметить, что на архитектурный облик Испании значительное е влияние оказали многочисленные войны, перемена географического расположения, смена правителей и народностей.

В настоящее время испанская архитектура является удачным сочетанием традиций Древнего Рима, Мавритании, непосредственно испанской и современной архитектуры.

Таким образом, испанскую архитектуру характеризуют следующие моменты:

  • сложилась под влияние многочисленных войн;
  • отдельное архитектурное сооружение и городская инфраструктура объединяет и успешно сочетает в себе несколько стилей (Саграда Фамилия);
  • многие архитектурные творения вошли в список наследия ЮНЕСКО
  • древние памятники архитектуры Испании присутствуют практические в каждом населенном пункте страны.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Архитектуру Испании можно разделить на несколько исторических периодов:

  1. Архитектура Римского периода
  2. Мавританская архитектура
  3. Романская архитектура
  4. Готика
  5. Период Возрождения
  6. Стиль Мудехар
  7. Барокко
  8. Современное зодчество

Рассмотрим более подробно каждый исторический этап развития архитектуры.

Этапы развития испанской архитектуры

Римский период характеризует испанскую архитектуру как величественную и мощную. Здания возводились с целью сделать акцент на величии и превосходстве Римской империи над остальными государствами. Наиболее характерным примером эпохи является первый римский населенный пункт на полуострове и древняя столица – Таррагона.

К известным римским сооружениям относят кафедральный собор Санта Мария, акведук Чертов мост, цирк, амфитеатр, в котором проходили бои гладиаторов.

Постройки данного времени славятся своей монументальностью, строгой симметричностью, наличием значительного числа украшений, богатым интерьером. Своды, купола, арки, колонны – главные архитектурные элементы зданий римской эпохи в Испании

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Мавританская архитектура (VIII-XI) Испании становится воплощением сказочного мира, для которого характерны воздушные конструкции, активное включение восточного орнамента, использование в элементах декорирования арабского алфавита, наличие куполов и арок. Сооружения Мавритании обязательно окружены садами и парками, множеством прудов, фонтанами. Изящество и богатство присутствуют во всех архитектурных творениях арабского мира.

Наиболее впечатляющими примерами архитектурной эпохи мавров в Испании являются: минарет Харильда (Севилья), Хенералифе (Гранада), мечеть Мескита (Кордова), дворец Алькасар (Толедо).

Рисунок 1. Хенералифе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Борьба испанцев с арабским засильем (Реконкиста) оказала большое влияние на возникновение нового веяния в архитектуре (XI-XIII). В данный исторический период церковь оказала активное воздействие на все сферы жизни Испании, в том числе и на развитие архитектуры.

Здания с религиозной тематикой, отличающиеся своей неприступностью, схожестью с крепостями со множеством сторожевых башен становятся основным видом построек времени. Хотя внешне постройки выглядели сурово, но никогда не были лишены живописности и декора в виде лепнины.

Исторический этап перехода в XIV век ознаменован началом нового веяния в архитектуре Испании – «готика», основателями которого считаются монахи-цистерцианцы. Основными характерными чертами зданий в готическом стиле являются гладкость стен, более широкие здания, капеллы, стрельчатые своды, монастырь Сан-Томе в Авиле, Церковь Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне, Кафедральный собор в Леоне – яркие тому свидетельства.

Возрождение почти сразу следует за периодом Средневековья, совпадая по времени с XIV-XVI веками, ознаменовав собой обращение к ценностям и формам античности. Геометрия, симметричность и пропорциональность в архитектурных принципах вновь стали свидетельством обращения испанских архитекторов к римским истокам (пилястры, арки, колонны разбавляют сложную архитектуру Средневековья).

Все 13 испанских городов, принадлежащих списку ЮНЕСКО, хранят свидетельства эпохи возрождения в Испании, среди них: монастырь Сан-Бернардо и дом-музей Сервантеса в Алькале.

Стиль Мудехар является особенным слиянием одновременно нескольких архитектурных стилей: готики, Ренессанса, арабского стиля. Его развитие приходится на XV-XVI века. После завоевания испанцами Пиренейского полуострова, мусульмане еще продолжали населять его, сохраняя свою культуру и обычаи. Именно мусульманам принадлежит авторство стиля Мудехар. Крепостная стена Авилы (Изображение 2) является ярким свидетельством архитектурной стилистики Мудехара (арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, кирпичная кладка, наборные потолки из дерева, богатый декор).

Рисунок 2. Крепостная стена Авилы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В переводе с итальянского «барокко» означает «странный», «причудливый». Развитие стиля приходится на XVII-XVIII века. Для строений в стиле барокко характерно наличие сложных куполов, очень массивных колоннад, фасады которых украшали скульптурные композиции. Особенные черты испанского барокко сформировались под влиянием творчества архитектора Хосе Бенито-де-Чурригера, архитектурное творчество которого выражалось в причудливых формах, хаотичности в элементах декора. Яркое воплощение стиля Старый и Новый собор в Саламанке.

Современный архитектурный облик Испании начал привлекать к себе внимание лишь двадцать лет назад. Особую гордость представляют испанские города Валенсия и Бильбао. Кроме того, символом XXI столетия стала башня Агбар, открытая еще в 2005 году в Барселоне. Автором проекта выступил французский архитектор Жан Нувель, высота творения составляет 145 метров

Рисунок 3. Башня Агбар. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Еще одни достижением современной архитектуры Испании выступает Город науки и искусства в Валенсии, обязанный своим возникновением архитектору Сантьяго Калатраве. Город состоит из семи павильонов, расположенных на площади 350 тысяч квадратных метров, каждый из которых посвящен отдельному виду искусства.

Музей Гуггенхайма в Бильбао – еще одно достижение современности, для создания которого использовалось сложнейшее программное обеспечение.

Архитектура современной Испании, безусловно, впечатляет новизной, но старинные памятники вносят неповторимую лепту в культурное наследие страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Выдающиеся испанские архитекторы и дизайнеры

Испания – страна свободы духа, ярких эмоций и сочных красок. Испанская культура всегда активно вбирала в себя элементы других культур, обогащала их своей самобытностью и, в свою очередь, влияла на мировые процессы. А испанский дизайн 20 века стал настоящим прорывом в этой сфере, подарившим миру множество имен феноменальных мастеров. О семи из них мы вспомним в нашем материале.

Едва ли не самый известный сын Испании, а точнее – Каталонии, чьи творения узнают даже люди, далекие от архитектуры. Модернистские линии, вдохновленные самой природой, дерзость форм, неповторимый почерк сделали Гауди архитектором, чье наследие до сих пор вызывает интерес и массу подражаний.




Парк Гуэль, стирающий границы между архитектурой и природой, парящая в воздухе крипта Гуэля, дом Кальвет, позволивший Гауди доказать свое мастерство, ибо втиснуть здание в этот узкий промежуток мог только гений, – эти и многие другие проекты поражают воображение.


Вершиной его творчества многие считают Храм Саграда Фамилия. Закончить Гауди успел лишь один фасад. Понимая масштабность взятой на себя обязанности, он впервые в жизни стал делать чертежи, чтобы потомки могли продолжить его работу (для себя он руководствовался постулатом «Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг»). Зодчий был прав – завершить создание великолепного храма он не смог, но строительство его продолжается и по сей день – во имя Бога и в память Антонио Гауди.

Еще один адепт Природы, воплощающий ее линии в своих творениях, – это Сантьяго Калатрава, которого называют создателем романтического хай-тека. Идеальное здание, по его мнению, – это скульптура, внутрь которой можно зайти. Многие обвиняют Калатраву в излишней увлеченности формой в ущерб функциональности строений, однако многие его проекты превосходно вписались в городские пейзажи по всему миру.

Так, «закрученная» башня в Мальме в 2005 году была названа лучшим жилым домом в мире.

Концертный зал в Тенерифе, напоминающий огромную рыбу, привлекает даже тех, кто далек от искусства (интересно, что у здания нет основного фасада – все его стороны одинаково интересны и цельны).


Совершенно преобразил облик Афин спорткомплекс, реконструированный Калатравой – теперь над стадионом взлетают 200 стальных арок, прикрытых стеклянным куполом, а легкий мост Арфа Давида изрядно повлиял на инфраструктуру Иерусалима, став в городе первым подвесным мостом (вообще же Калатрава построил больше тридцати мостов, в том числе мост в Венеции, вызвавший огромное количество споров).



При этом главная мечта Калатравы – чтобы после него остались здания, а имя его было забыто, как имя простого рабочего: «Никто, кроме историков, не помнит имен Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, строителей Святой Софии в Константинополе. Когда попадаешь в эти соборы, кажется, никаких имен у них и быть не могло, потому что не может это идеальное пространство быть делом рук человеческих. Aрхитектор – он тот же рабочий. Вот и я бы хотел так же заниматься архитектурой. С восьми утра до восьми вечера. Каждый день».

Монтанера вместе с Гауди можно назвать родоначальником испанского модернизма, который не только сам оставил ярчайший след в истории архитектуры, но и, будучи в течение двадцати лет главой барселонской Архитектурной школы, воспитал большое количество талантливых учеников.




Сегодня толпы туристов приезжают в Испанию, чтобы увидеть госпиталь Санта-Кру, госпиталь Сант-По, Дом Фрустер, Замок трех драконов, Дом Лео Морера и многие другие здания, автором которых стал Луис Монтанер.


Но, пожалуй, самым знаменитым его творением является Дворец каталонской музыки, один из лучших оперных театров мира (и единственный театр, где есть естественное освещение). Всего лишь три года ушло на строительство этого шедевра, и в 1908 году жители Барселоны увидели великолепное здание, богато украшенное скульптурами, колоннами, декоративной плиткой, разнообразными орнаментами и т.д. Не менее впечатляют и интерьеры, где бесконечно можно рассматривать мозаики и витраж, линии и цвета, декор и скульптуры… Немаловажно, что при таком обилии деталей звук в зале остается идеальным.

На эту испанскую звезду равняются тысячи молодых дизайнеров. Уркиола – это страсть, энергия, эмоция. Она не стремится занять равное положение среди мужчин-дизайнеров – напротив, она всячески подчеркивает свое женское начало, утверждая, что именно женщины привносят в дизайн здравый смысл.


Серьезное влияние на Уркиолу оказала итальянская школа дизайна, научившая ее минимумом средств добиваться крайней степени выразительности и удобства, будь то интерьерный или предметный дизайн. Умение черпать вдохновение в природе, работать с национальными ремеслами, играть с материалами и текстурами снискали ей славу дизайнера, нашедшего золотые пропорции между чувством и функцией, современными технологиями и традицией, дерзостью и комфортом.



Знаменитая серия мебели для Moroso, узнаваемое кресло «Фьорд», соломенные стулья для Driade, интерьер отеля Mandarin Oriental в Барселоне – что бы ни создавала Патрисия Уркиола, ее имя всегда служит особым знаком качества, стиля и тонкого вкуса.


Сама же она говорит: «Возможно, что через пять лет я не буду заниматься ни архитектурой, ни предметным дизайном. Может быть, я буду плести макраме в Тоскане. Быть женщиной – часть моего образа мышления. Я не должна никому ничего доказывать».

Еще одна прекрасная испанка, на равных соперничающая с лучшими архитекторами мира. Ее девиз – «Архитектура должна служить людям». Тальябуэ подчеркивает: она создает не здание – она создает в первую очередь место, цельное общественное пространство.

Таков, например, реконструированный ею рынок Санта-Катарина в Барселоне, разноцветная лоскутная крыша которого привлекает множество туристов.

Такова и совершенно иная по характеру, но не менее впечатляющая высотная башня Gas Natural, идеально вписавшаяся в облик Барселоны – большие объемы, резкие линии, энергичный ритм.

Огромный интерес вызвал и павильон Испании на международной EXPO 2010 в Шанхае: огромная корзина, сплетенная из ротана.



Тальябуэ работает по всей Европе – Школа музыки в Гамбурге, станция метро в Париже, Сити-Холл в Утрехте, городской парламент Эдинбурга… Кроме того, команда ее бюро EMBT занимается реставрацией, ландшафтным дизайном, созданием декораций к спектаклям. И всегда делает это так, как любит Бенедетта Тальябуэ: человечно, с комплексным подходом и вниманием к контексту.

Один из столпов современной испанской архитектуры, Бофилл активно работал в направлении постмодернизма, увлекался классической архитектурой и хай-теком… Он не боится быть разным, и тем особенно интересен.

Вот «Замок Кафки» – минималистичный дом из почти сотни кубов, малогабаритных квартир.

А вот другой пример социального жилья, возведенного мастером, – классический Абракас в пригороде Парижа.

Вот небоскреб в Чикаго, построенный в 1992 году из белого гранита и стекла.

Вот отель W, ставший символом побережья Барселоны. Трудно поверить, что все эти проекты принадлежат одному архитектору.



Но это вполне соответствует позиции Рикардо Бофилла, подчеркивающего: «Архитектура не может быть просто перенесена с одного места на другое. Архитектура должна подходить месту. Поэтому при помощи своего междисциплинарного подхода я, прежде всего, пытаюсь изобрести новые проекты, новые стили. Я хочу открыть себя заново».

Еще одна знаковая величина испанской архитектуры, лауреат Притцкеровской премии и Национальной премии по архитектуре. Главное достоинство Монео – умение не поддаваться веяниям моды.



По его зданиям нельзя определить, когда они были созданы, – их отличает лаконичность, разумность, добротность и проработанность каждой детали.

Рафаэль Монео преподавал, получил академическую степень, работал в Гарварде, много занимался теорией архитектуры. Он не гнался за количеством созданных объектов, но никогда не переставал работать как практикующий архитектор.


Среди его творений немало музеев (Национальный музей римского искусства в Мериде, Музей современного искусства и архитектуры Стокгольма и т.д.), культовые сооружения – например, собор Богoматери Ангелов в Лос-Анджелесе.


Кроме того, именно ему доверяют реконструкцию исторических зданий Европы – железнодорожного вокзала Аточа, музея Прадо в Мадриде…

Занимается Монео и предметным дизайном, черпая вдохновение в 1930-х годах и особенно увлекаясь созданием стульев, считая их самым архитектурным предметом мебели. «Архитекторы могут извлечь выгоду из знания в других областях, но вся их работа, по существу, это лишь опыт длясоздания архитектуры», – убежден он.

Архитектурное наследие Испании

В Испании, благодаря ее насыщенной истории, сохранилось множество интереснейших архитектурных памятников разных эпох. Архитектурное наследие Испании представлено великолепными памятниками, привлекающими в страну множество туристов. Смешение культур и стилей позволило сформировать интересные комбинации элементов, а столкновение востока и запада привело к образованию собственного, уникального для Испании стиля мудехар.

Первобытная Испания

Чтобы увидеть следы первобытной Испании, советуем посетить:

  • пещеры Альтамира в Кантабрии;
  • пещеры близ Рибадесельи в Астурии;
  • пещеры в Нерхе в Андалусии;
  • дольмены в Антекере;
  • мегалиты племени гуанчей на Канарских островах.

Римская Испания

Памятники римской эпохи можно увидеть в большинстве городов Испании, почти в каждом музее хранятся римские статуи, надгробия. Самые интересные следы римского владычества:

  • акведук в Сеговии;
  • театр в Мериде;
  • арки, акведук и амфитеатр в Таррагоне;
  • римское кладбище в Кармоне;
  • раскопки города Италика под Севильей.

Вестготская Испания

Немногочисленные сохранившиеся следы вестготской культуры можно увидеть:

  • в музее вестготского искусства в Толедо;
  • в музее вестготского искусства в Мериде;
  • в вестготской церкви Баньоса-де-Серрато под Валенсией.

Арабская Испания

Памятники эпохи мавров в характерном стиле Мудехар разбросаны по многим городам южной и восточной Испании, самые известные памятники арабской архитектуры сосредоточены в Андалусии. Среди них наиболее интересны:

  • Альгамбра и сады Хенералифе в Гранаде;
  • Мечеть в Кордове;
  • Арабские крепости (алькасары) в Малага, Кордове, Севилье;
  • раскопки города Медина-Асаара около Кордовы.

Романская Испания

Чтобы познакомиться с романской архитектурой, следует посетить:

  • Сеговию (более 15 романских церквей);
  • Леон (базилика Сан-Исидро, фрески которой считаются лучшими в романском искусстве Испании);
  • Авилу (около 10 романских церквей);
  • Сантьяго-де-Компостела (дворец Хелмиреса);
  • монастырь Санто-Доминго-де-Силос под Бургосом.

Готическая Испания

Готический стиль родился во Франции, и потому многие испанские сооружения строились по французским образцам. По указу Фердинанда Кастильского были построены два главных готических собора Испании — в Бургосе (строительство началось в 1221 г.) и в Толедо (начат в 1227 г.); чуть позже, в 1250-х гг., началось возведение Леонского собора. Лучшие готические соборы Испании можно увидеть в городах:

  • Севилье;
  • Леоне;
  • Бургосе;
  • Памплоне;
  • Толедо;
  • Барселоне;
  • Пальме.

Испания эпохи Ренессанса

Два города в Андалусии внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО за их прекрасную архитектуру эпохи Ренессанса 16 в:

Испания эпохи модерна

С культурой модерна в Испании можно познакомиться:

Архитектура Испании: характеристика стилей и знаменитые сооружения

На архитектуру Испании накладывали отпечаток различные исторические события, развитие культурной жизни населения.

Архитектура Испании выделяется тремя основными стилями: мавританский, романсный и готический, об особенностях которых мы вас познакомим.

Мавританская архитектура Испании века

Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.

В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном.

Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.

Сооружения в стиле мавританской архитектуры в Испании

  • мечеть Мескита в Кордове;
  • Хенералифе в Гранаде;
  • дворец Алькасар в Толедо;
  • минарет Харильда в Севилье;
  • мечеть Мескита в Кордове;
  • дворец Альгамбра в Гранаде.

Романсная архитектура Испании века

В период происходит одно из самых значимых исторических событий в Испании — Реконкиста. Это крестовые походы христиан против мавров с целью возвращения своих территорий. В это время происходит усиление влияния церкви, и распространение религиозных догм происходит наиболее интенсивно. А постоянные вооруженные столкновения подвигли на строительство неприступных крепостей. Таким образом, в архитектуре Испании зародился новый стиль — романсный.

Для романсного стиля архитектуры Испании характерен суровый, и в тоже время, живописный внешний вид. Сооружения возводились из крупных камней, стены украшались не красивой, витиеватой лепниной, а зубцами с целью защиты крепости в случае нападения. Большое количество создаваемых башен подчеркивает тревожное настроение того времени.

Сооружения в романсном стиле архитектуры Испании

  • собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела;
  • крепость Авила в Кастилии;
  • крепость Алькасар в Сеговии;
  • старый собор в Саламанке.

Готическая архитектура Испании веков

На рубеже XIII века в строительстве религиозных сооружений начинает развиваться новое направление в архитектуре Испании — готика. Это направление было создано католическим монашеским орденом цистерцианцев, проповедующих аскетичный образ жизни, направленный на духовное развитие человека, без использования благ цивилизации.

Для архитектуры Испании в готическом стиле характерны формы ребер свода и использование стрельчатых арок. Одна из особенностей готики — большое количество капелл и сакристий, окружающих соборы, поэтому, сооружения в готическом стиле, как правило, разрастались в ширину, теряя ощущение высокого полета и монументальности.

В готической архитектуре Испании создавалась гладкая поверхность стен, на фоне которой оформлялось украшение в виде расплывчатых орнаментов. Эта особенность становится основополагающей во всей последующей архитектуре Испании.

Сооружения в готическом стиле архитектуры Испании века

  • монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо;
  • монастырь Сан-Томе в Авиле;
  • церковь Санта Мария дель Мар в Барселоне;
  • собор в Бургосе;
  • Кафедральный собор в Леоне.

Многие сооружения в стране имеют смешанные стили, так как строительство соборов продолжалось по несколько веков. Поэтому, архитектура Испании является тем историческим воплощением воли правителей и желания простых людей.

Современная архитектура Барселоны: предназначение и отличие

Современная архитектура Барселоны удачно сочетается со старинными постройками, не внося никакой дисгармонии во внешний облик культурной столицы Испании.

Несмотря на то, что выдающимся архитектором большинства сооружений Барселоны является великий и неповторимый Антонио Гауди, современные разработчики смогли привнести в развитие зодчества много нового и интересного. Самые знаменитые сооружения современной архитектуры Барселоны мы хотим вам представить.

Башня Агбар

Особенности современной архитектуры Барселоны отразились в этом сооружении наиболее ярко, поэтому башню Агбар признали символом XXI века. Ночьюсооружение освещает весь город, благодаря светодиодной технологии, хотя построена архитектором Жаном Нувелем с использованием обычных строительных материалов: цемента, стальных прутьев и стекла.

В башню Агбар можно зайти только в холл первого этажа, но и это стоит того! Маленькие окошки пропускают тоненькие линии света, создавая ощущение нахождения в готической церкви с цветными витражными окнами.

Рыба Фрэнка Гери

Непонятные формы, блестящий внешний вид здания и испытываемый туристами шок после осмотра его творений — все это современная архитектура Барселоны в лице Фрэнка Гери. Сооружение в виде мерцающей рыбы, плывущей под водой, носит характер скульптуры и не имеет функционального применения.

Но испанцам нравится удивлять других, поэтому, и сооружение Гери имеет место быть. Дело в том, что при близком рассмотрении здания сразу становится понятно, что сверкающая издали рыба, казавшаяся золотой, на самом деле абсолютно прозрачная и пустая внутри!

И, как говорят в Барселоне, это только начало! Поэтому, можно ждать еще более оригинальных и неповторимых сооружений современной архитектуры Барселоне, где с удовольствием работают не только испанские, но и европейские знаменитые архитекторы.

Архитектура Мадрида экспериментального формата

Архитектура Мадрида представлена не только старинными сооружениями различных стилей и эпох, но и современными зданиями спальных районов, которые многим интересно будет посетить.

Рабочий квартал Валье­кас и район эмигрантов Карабанчель состоят из оригинальных зданий невероятно радужной и позитивной расцветки.

Архитектура Мадрида здесь представлена недвижимостью социального назначения, которая создает только позитивное настроение у небогатых людей, проживающих здесь.

Дом бен Ладена

Это сооружение является образцом уникальной архитектуры Мадрида, аналогов которой пока еще нет. Жилой дом с необычным открытым пространством посередине призвано разрушить стереотипное представление о строительстве социального жилья для малоимущих семей.

Таким образом, жилое здание, высотой в 21 этаж, получило смотровую площадку для свободного пользования. Помимо этого, дом разделен на 9 зон, которые различаются цветом, текстурой используемых материалов. За открытое пространство жители дома назвали его в честь лидера террористической группировки «Аль-Каида».

Уникальный проект

Руководство знаменитого футбольного клуба «Реал Мадрид» разрабатывает проект «Остров-курорт Мадридского Реала». Остров в виде эмблемы клуба будет находиться недалеко от Объединенных Арабских эмиратов. Здесь будут построены виллы, пятизвездочный отель, парк развлечений и музей «Мадридского Реала» и первый в мире стадион, одной стороной открытый морю. По проекту остров начнет функционировать в 2015 году.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Арабская архитектура в Испании – шедевры в стиле мудехар.

Под архитектурой любой страны подразумеваются уникальные сооружения как на своей территории, так и построенные ее зодчими в других государствах. В России многие шедевры средних веков возводили итальянские архитекторы – в Санкт-Петербурге и Москве. Это относится и к Испании. Ее зодчие Испании прославились как на родине, так и за ее пределами.

Испанская архитектурная периодизация подчинялась мировым тенденциям. При этом в ее зодчество вносили свою лепту и другие народы, жившие в разные времена на территории современной Испании. Особенно сильно было влияние арабской архитектуры.

Арабская архитектура в Испании — история строительства

На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.

Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар

Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.

Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.

В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).

Соборная мечеть Кордовского халифата.

Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.

Соборная мечеть Кордовы

Арабская архитектура в Испании: кто построил?

Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.

Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.

Кордовская мечеть внутри

Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.

Альхаферия Сарагосы.

Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.

Альхаферия в Сарагосе

В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.

Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.

Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.

Королевский дворец Алькасар в Севильи

Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.

Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.

Хиральда в Севильи

Альгамбра в Гранаде — архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.

Источники:
http://v-ispanii.com/pro-ispaniyu/tradicii-i-kultura/arkhitektura/
http://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_ispanii_i_ee_osobennosti/
http://archidom.ru/journal/kultpokhod/outstanding-spanish-architects-and-designers/
http://selfguide.ru/architectural-heritage-spain-different-styles/
http://spain-media.ru/encyclopedia/kultura-ispanii/arhitektura-ispanii/
http://travels.co.ua/rus/spain/iskystvo/arab-archi.html
http://samsebeturist.net/evropa/ispaniya/barselona/muzej-gaudi.html

Ссылка на основную публикацию