Обучение в школах Израиля

Содержание

Израильская школа глазами родителей из России

В Москве Саша учился в двух разных школах два года, из которых шесть месяцев был дома. Это произошло не потому, что я такой уж сторонник домашнего обучения: так сложились обстоятельства. После зимних каникул в 1 классе, отучившись полугодие в районной школе, Саша заплакал и сказал, что больше туда не пойдет. Я сказала: «Хорошо, не пойдешь», — и стала искать другую школу.

Это случилось потому, что он был умным, выглядел взрослым и наглым, хорошо учился, и учительница решила, что, если на него надавить, можно будет добиться космических результатов. А Саша стеснялся, переживал, боялся сделать ошибку и от этого еще больше загонял себя в тупик. Ребенок, который до школы ради развлечения решал математические задачи, возненавидел учебу. Он начал плакать, как малыш, хотя не плакал даже в детстве, кричать и нервничать. Последней каплей стало то, что учительница вырвала из его тетради страницу с криком: «Ужас!», — хотя там было всего три помарки, и отчитала при всем классе.

У Саши легкий аутичный спектр, но видно это обычно только специалистам — поскольку интеллект высокий, он многие вещи сознательно контролирует. Его надо действительно загнать в стрессовое состояние, чтобы началось неадекватное поведение. Причем я рассказывала об этом учительнице, просила не давить на него, не завышать планку, не ругать за ошибки. Она слушала с удивлением: как это не давить, он тогда вообще стараться не будет.

Во 2 класс Саша пошел в гимназию № 1540 ОРТ с еврейским этнокультурным компонентом. И это было счастье. Если в первую школу он по утрам выходил со скандалом, и мне приходилось идти на подкуп и шантаж, то сюда с удовольствием ехал два часа, потом шел на работу к папе и сидел там до вечера, чтобы ехать два часа обратно. Но это школа, где любят и уважают детей, где им комфортно. Ну а в следующий класс Саша пошел уже в Израиле.

Сначала сына записали в 3 класс. Тут надо заметить, что израильские дети идут в школу с шести лет, а он пошел в семь с половиной. Когда я пришла на собрание, то увидела малюток, сидящих у родителей на руках — мой сын был на две головы выше, в два раза тяжелее и рядом с ними чувствовал себя старшеклассником. Я попросила, чтобы его перевели в 4 класс, но оказалось, что это вне компетенции школы, и меня отправили в мэрию, в отдел образования.

Закаленная борьбой с московской системой, я пришла туда во всеоружии: взяла с собой все грамоты, пятерочный аттестат, распечатала программу, которую он уже освоил. Увидев все это, женщина из отдела образования сказала: «Ради Бога, уберите все это, у меня самой мама из Польши, я знаю, что вы мне хотите сказать». Тут надо объяснить, что «польская мама» в Израиле — это то же самое, что «еврейская мама» у нас — заполошная тревожная мамаша. «Отстаньте от ребенка, меня вообще не интересует, как у него с дробями и уравнениями, меня волнует, появится ли у него за год хоть один друг». Тогда я поняла, что зашла не с той стороны: «Посмотрите на этого мальчика, разве есть шанс, что кто-то из третьеклашек захочет с ним дружить?». «Пожалуй, вы правы», — сказала женщина, посмотрев на Сашу (хорошо, что он был со мной), и записала его в 4 класс.

По уровню знаний сын вполне мог бы осилить и 5 класс. Среди репатриантов здесь бытует мнение, что по сравнению с российской школой израильская программа отстает. Мне показалось, что учиться тут легче, но не слишком. Хотя уровнем образования все очень озаботились в последнее время: говорят, он сильно снизился. В Израиле, как и в России, новый министр, он начал серьезные реформы. Например, сейчас идут разговоры о том, что надо ограничить хотя бы в начальной школе количество детей в классах, они гигантские — нормой считается человек 40.

в школе два футбольных поля, все дети — спортивные маньяки

Как правило, школы относятся к районам, и дети идут в ту, к которой приписаны по месту жительства. За редким исключением, как, например, наша. У нас вообще нетипичный город — в Раанане живут, в основном, репатрианты из Европы, и есть особенная школа, которая принадлежит американской реформаторской религиозной общине. Считается, что уровень детей и родителей в этой школе повыше, хотя бы потому, что многие из них догадались пойти в муниципалитет и записаться — сюда берут всех, если есть места. Мы, кстати, единственные россияне. Хотя школа принадлежит общине, условия в ней те же, что и во всех государственных: за учебу мы не платим, есть только небольшие расходы — скажем, на экскурсии. Если ты хочешь новые учебники, их можно покупать, а можно взять в библиотеке — неудобно, но бесплатно.

Высшее образование в Израиле платное, но это вполне «подъемные» для средней семьи деньги. Недавно все родители получили от министерства образования письмо, где говорилось о том, что теперь каждому израильскому ребенку раз в месяц государство будет класть 50 шекелей (чуть меньше 1000 рублей) на спецсчет. Снять их сможет только ребенок после наступления совершеннолетия. Родители тоже могут добавлять по 50 шекелей — в результате, по окончании школы этих денег должно хватить на университет. В израильской школе дети учатся 12 лет, все оканчивают школу, но вот аттестат получают далеко не все — есть школы, где таких только 20%. Для этого нужно сдать экзамены по отдельным предметам (есть три уровня багрута, по каждому можно получить 100 баллов, но самый высокий уровень реально очень сложный и соответствует 2-3 курсу университета) и психометрический тест, типа теста на уровень IQ. В зависимости от суммы полученных баллов, можно поступить в тот или иной университет. На самом деле, одаренных детей, начиная со 2 класса, примечают и отбирают либо в спецкласс, либо в специальные школы «для талантливых», по окончании которых берут сразу на 2 курс университета. В начальной школе делают это незаметно, так, чтобы ребенок не понял, что его экзаменуют. Вообще, тут считается, что главное — чтобы деточка была счастлива.

Здесь все играют в футбол. Меня даже вызывали в школу по этому поводу: просили проверить, не болен ли мой ребенок — ведь он на перемене читает и не любит гонять мяч. Может быть, говорят, ему не хватает витаминов? В школе два футбольных поля, все дети — спортивные маньяки.

Музыка тоже есть: например, во 2 классе все учились играть на каких-то инструментах, чтобы, если понравится, потом продолжить. В школе много уроков труда, ребята много работают руками. В старших классах есть обязательные «волонтерские часы», которые тоже нужно отработать. Дети сами выбирают, что будут делать: помогать старикам, убирать парки или работать с пожарными, — но это реальная помощь, они не просто крутятся рядом со взрослыми. Например, сын моей подруги работал на скорой — массаж сердца он, конечно, не делал, но раны обрабатывал, перевязывал и тому подобное. Настоящее, взрослое, очень интенсивное обучение.

Вообще волонтерство в Израиле очень развито: и в полиции, и в пожарных дружинах много добровольцев. Родители тоже активны. Например, каждое утро один из родителей должен помогать первоклашкам переходить дорогу. Будь ты хоть президент, когда придет твоя очередь, ты наденешь желтый жилет и будешь стоять с флажком, перекрывая движение.

оказывается, это был урок, а я думала, это довольно шумная перемена

Что касается дисциплины, то среди местных родителей бытует мнение, что израильские дети бешеные, неуправляемые и очень избалованные. Лично я с этим не сталкивалась, может быть в силу того, что у нас все-таки не очень типичная школа. Мои знакомые живут в Хайфе и рассказывают, что их первоклассник дерется каждый день. Мне кажется, если бы у нас в школе случилась драка, это было бы целое событие.

Хотя однажды Саша забыл завтрак, и я пошла в школу, чтобы его отдать. Заглянула в класс, а там все ходят, болтают. Я зашла, но ребенок вытолкал меня с суровым видом: «Ты зачем на урок математики ворвалась?». Оказывается, это был урок, а я думала, это довольно шумная перемена. Зато все, что касается безопасности, очень серьезно. Однажды Саша забыл в школе рюкзак, а утром он позвонил мне, сообщил, что школу закрыли, никого не пускают, сюда летят вертолеты, едут танки и сапер, чтобы взорвать его рюкзак. На первый раз нас простили, но предупредили, чтобы больше мы так не делали — в следующий раз «вечеринка» будет за наш счет. А вот забытые кофты, штаны и сменную обувь в конце года собирают в огромный мешок и раздают нуждающимся.

Форма — это футболки с логотипом школы, который можно поставить бесплатно во всех магазинах с детской одеждой. Они могут быть любого цвета, только однотонные, а в пятницу — белые. Фасон тоже любой, хоть с длинным рукавом, хоть с коротким, хоть приталенная — у девочек. Саша ходил в футболке и джинсах, но мне позвонили из школы и сказали, чтобы я не мучила мальчика, в джинсах неудобно бегать, прыгать и сидеть по-турецки. Купите, говорят, ему нормальные спортивные штаны или шорты. Еды в школах нет, все с собой — часто можно приносить только молочное или только мясное, чтобы не делились из-за кашрута. Едят за партами прямо в классе, столовых нет, зато везде много фонтанчиков с питьевой водой.

Я знаю, что моего ребенка здесь точно не обижают. Бывает недопонимание, конечно: в израильской школе далеко не все святые, но здесь вся система настроена на то, чтобы защитить ребенка.

Когда я пыталась получить для сына в России диагноз аутичного спектра, мне все говорили: зачем вы портите ребенку жизнь, он же у вас такой умненький, зачем этот статус. Здесь мы прошли двух врачей, получили заключение. Дальше все заработало само собой, Саше дали помощницу в школу (долго искали русскоговорящую, но нашли). Ее задача — помогать сыну общаться с детьми, выстраивать отношения. Что сделала школа? На родительском собрании ее сотрудники сказали: у нас теперь есть помощница, она будет играть на перемене с детьми. Ну а что она чаще общается с Сашей, это понятно, ведь он один говорит по-русски.

Мою знакомую пригласили как-то в школу ее сына, чтобы она целый день вела уроки на русском языке. Естественно, ее мальчик был самый активный, все время тянул руку, отвечал — он единственный понимал, о чем она говорит. В конце дня в класс зашли учителя и сказали: «Сложно было? Теперь вы поняли, как трудно все время Андрею, который пока плохо понимает иврит, какая это нагрузка».

Когда я в Москве пыталась просто перевести сына в параллельный класс, я столкнулась с целой машиной, в которой ребенок казался каким-то ненужным винтиком. В российской школе есть очень хорошие, гениальные педагоги, которые все время борются с системой и иногда побеждают. Здесь же все наоборот — конечно, далеко не все израильские учителя — блестящие профессионалы, тонкие и умные, но вся система построена так, чтобы нивелировать вред, который может причинить человеческий фактор.

Обучение в школах Израиля

Школьное образование в Израиле длится в течение 12 лет. За это время человек может изучить несколько предметов и даже получить специальность, позволяющую устраиваться на работу. Обучение в школах Израиля интересует в основном репатриантов, у которых есть маленькие дети. Хочется знать, на что делают акцент школы Израиля и как организована система образования на начальных этапах.

Организационный процесс учебы и система разделения школ

Не все школы придираются к посещаемости учеников, хотя отставание от программы может стать проблемой во время сдачи тестов на аттестат зрелости. Тем не менее, у учеников достаточное количество официальных каникул. Учебный год начинается с первого сентября и заканчивается либо 30 июня (для начальных классов), либо 20 июня (с 7 по 12 класс). А вот остальные каникулы больше приурочены к религиозным праздникам. Обычно, это три недели в апреле на Песах, во время праздника Суккот (осенью) и в дни Хануки (в декабре).

Существует в Израиле несколько типов школ. Большинство из них – бесплатные, но есть и частные заведения.

Школы Израиля делятся на:

  • Государственные учреждения;
  • Религиозные государственные школы;
  • Ортодоксальные религиозные школы – те, в которых разрабатывается собственная программа с религиозным уклоном, а еще девочки с мальчиками учатся раздельно;
  • Школы с уклоном в искусства, науку или технику. Обычно их программа рассчитана на 7-12 классы. Могут быть частично платными.
  • Частные учреждения, которые полностью оплачиваются родителями. Такие школы должны быть одобрены министерством просвещения.
  • Арабские школы – те, в которых учатся дети-палестинцы на арабском языке.

Записаться в школу несложно, эту процедуру делают родители-репатрианты ребенка. Достаточно знать следующие факты:

  • Запись ведется в отделах образования местных советов или муниципалитетов. Именно там могут предоставить всю информацию о школах, в которые можно записать ребенка с данного района.
  • В первый класс идут дети, достигшие шестилетнего возраста до определенной даты по еврейскому календарю. Об этом также можно узнать в отделе образования.
  • Запись ребенка в школу ведется только по районам. Существуют и межрайонные школы, которые обладают специальным уклоном и туда можно записаться всем без исключения.
  • Репатрианты направляются в классы по возрасту ребенка. Но по желанию можно и записаться на класс ниже, чтоб подтянуть программу. Особенно это касается учеников-репатриантов выпускных классов.
  • Чтоб перейти с 8 класса дальше в тихон, требуется сдать специальный психотест на определение степени мышления и интеллекта ребенка. Если это ребенок-репатриант, то сдача психотеста может происходить на русском языке. На основе этого тестирования и результатов успеваемости психолог с учителем решают вопрос о дальнейшем обучении.

Школы Израиля условно делятся на несколько частей-этапов:

Начальная школа (бейт сефер йесоди).

В ней учатся дети от 6 до 12 лет, что соответствует 1 – 6 классу. Если школа государственная, то уроки продолжаются до часу дня с 8 утра, а если религиозная, то детей отпускают в 2 часа дня. При этом детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. Обязательными предметами являются:

  • Иврит (чтение, письмо и развитие речи);
  • Английский язык;
  • Природоведение;
  • Математика;
  • Музыка;
  • Искусство (общее между рисованием и трудом);
  • Правила дорожного движения.

В четвёртом классе детям начинают преподавать ТАНАХ (Священное Писание иудеев) и программирование. А вот уже в третьем классе ученик сдает экзамен, который проходит в два этапа. Главной целью экзамена является отбор специальной одаренной группы и перевод ее на обучение по особой программе.

Промежуточная школа

Это программы на 7-9 класс. К ним добавляются такие предметы, как:

  • история;
  • география;
  • гражданское право;
  • второй иностранный язык.

Иногда включают еще несколько предметов в зависимости от выбора ученика. Оценки ставят по сто балльной системе. Продолжается разделение на группы по успеваемости. В них предметы учатся на разной степени нагрузки.

Полные средние школы (хатива эльона)

Самые престижные полные средние школы проводят вступительные экзамены. Для поступления в остальные заведения потребуется предыдущий аттестат. Сами школы делятся на несколько видов:

  1. Общеобразовательные. Обычные школьные предметы. Иногда можно выбрать уклон в науку или в гуманитарную сторону.
  2. Профессиональные. Школы, в которых возможно получение рабочих специальностей и после окончания устроится на работу, например, младшим инженером.
  3. Сельскохозяйственные школы-интернаты. Делается уклон в сторону агрономической работы.
  4. Военные школы-интернаты. Заведения, в которых готовят людей для работы в Оборонной Армии Израиля.
  5. Религиозные (иешивы). С уклоном на изучение иудаизма и Торы. Выпускники могут работать переписчиками Торы или разбираться с кошерностью питания, обе профессии являются высокооплачиваемыми.

Документация по окончании школы Израиля

Аттестат зрелости выдается на основе тестов в одиннадцатом или двенадцатом классе. Ценность аттестата зависит от:

  • Количества сданных предметов, из которых 7 обязательных;
  • Степени и глубины изучения предметов (базовая, средняя и глубокая степень изучения).

Сам аттестат содержит в себе среднее арифметическое между школьной оценкой и той, которая получена на экзамене. Максимальная оценка аттестата зрелости в Израиле – 100 баллов. Репатрианты имеют льготы в виде облегченной сдачи экзаменов по гуманитарным предметам. Остальные экзамены можно сдать на родном языке или в устной форме.

Если ученик не сдал тест, то есть возможность пересдать позже. Если ребенок вообще не может посещать школу, то можно записаться на вечернее обучение. Обучение проходит в течение 4 лет, а последние два года с уклоном на выбранную специальность и три раза в неделю. После такой программы можно стать: программистом, парикмахером, кондитером.

Школьное образование для репатриантов

Среднее образование в школах Израиля — бесплатное для всех граждан страны. При этом доплатить придется только за учебники или за посещение дополнительных занятий. А ученики из одаренных групп могут получать занятия бесплатно. Классы организовывают путешествия, которые оплачиваются родителями, а также потратить деньги придется на фонд школы.

В любом случае, сумма редко превышает одну тысячу шекелей в год. При этом министерство абсорбции и министерство просвещения помогают малоимущим семьям и репатриантам.

Репатрианты по приезду сразу должны записаться в школу. Там возможна организация дополнительных занятий, особенно по новым предметам, вроде ТАНАХ или иврита. Иногда собирают адаптационные классы, рассчитанные на репатриантов. А также есть возможность получения направления на летний ульпан для школьников с 12 лет для изучения языка. Совет или поддержку можно получить в консультационной психологической службе, такая есть при каждой школе в Израиле. Иногда они помогают разобраться со способностями и наклонностями ребенка.

После того, как среднее образование в Израиле получено, выпускники призываются на обязательную службу в армии. Конечно, некоторые из них берут отсрочку, но в большинстве случаев 18-летних абитуриентов почти нет. Отсрочка дается и репатриантам, которые готовятся к поступлению в ВУЗ. Но для Израиля служба в армии – почетное дело. Школы Израиля охотно принимают новичков на любом этапе обучения.

Школьное образование в Израиле

Поступить в среднюю школу Израиля иностранец может после процесса натурализации – получения вида на жительство или гражданства. Образование в стране предлагается светское и религиозное, платное и бесплатное, а для желающих совершить ознакомительную поездку предусмотрен безвозмездный тур.

Израильская школа – для кого открыты двери?

На образование в Израиле тратится около 10% от ВВП в год, что примерно втрое больше российского финансирования. Одной из причин мощной финансовой поддержки школ является абсорбция – процесс вливания новых детей в иную бытовую обстановку, язык и культуру. Израиль – государство, которое предлагает всем евреям рассеяния и соответственно их детям начать жизнь на своей исторической родине. Поэтому важнейшим условием поступления в школы Израиля будет намерение репатриации. Обучение на период отпуска, командировки одного из родителей невозможно. В последнем случае предусмотрено поступление в школу при посольстве РФ в Тель-Авиве (улица Геула, дом 32).

Для длительного (без визы можно находиться не более трех месяцев в году) пребывания в Израиле потребуется наличие одного из документов:

  • временного вида на жительство;
  • постоянного вида на жительство;
  • даркона – паспорта гражданина этой страны.

Получение вида на жительство категории B1 (рабочая виза), выдаваемого на один год, обычно не дает право на устройство ребенка в школу. Потребуется либо получение категории А1, либо намерение исполнить израильский «Закон о репатриации» от 1950 года, дающий право поэтапно получить гражданство. Эта возможность распространяется на любого еврея, а также на его ребенка, внука, супруга, супругу. Принадлежность к национальности подтверждается документально и только по женской линии: требуется доказать, что в роду была (есть) женщина-еврейка.

Существует еще один путь натурализации – гиюр. Это процедура духовного превращения любого человека нашей планеты в еврея, где в основе такой трансформации лежит искреннее желание будущего гера (прошедшего гиюр) полностью приобщиться к еврейству. Потребуется не менее года занятий у себя на родине для успешной сдачи экзаменов. После принятия гиюра гер обладает всеми правами на репатриацию.

Система школьного образования в Израиле

В стране существуют три типа школ: государственные, с религиозным уклоном (харедим) и государственно-религиозные. Максимальный срок обучения составляет 12 лет, и разделен он на три цикла:

  • начальный (6-12 лет, с 1 по 6 классы);
  • средний (12-15 лет, с 7 по 9 классы);
  • старший(15-18 лет, с 10 по 12 классы).

Независимо от выбранного родителями типа обучения, школьное образование в Израиле ведется на иврите. Исключение составляют две категории: арабские и русские. Первые предназначены преимущественно для эмигрировавших в страну арабов, а русские школы в Израиле являются частными и входят в систему дополнительного, а не обязательного образования. Некоторые начальные школы на русском языке, например, «Гордон» в Петах-Тикве, пытаются изменить план обучения для бывших репатриантов, введя русский язык как обязательный, помимо иврита и английского.

Обучение начинается, как и в России, 1 сентября, правда, дарить цветы учителям необязательно. Отличием от наших школ является и отсутствие домашнего задания в младшей группе: весь учебный процесс происходит непосредственно на уроке. Обучение бесплатное, но потребуется покупка формы, тетрадей, учебников и письменных принадлежностей. Учебная нагрузка на первоклассника составляет 31 урок в неделю (суббота – единственный выходной, пятница короткий учебный день). Летние каникулы – июль и август, а весной и осенью ученики отдыхают по 18 дней.

Оценивается успеваемость по 100-бальной шкале, где отечественной тройке соответствуют примерно 50 баллов. При желании родителей, после второго года обучения, их дети могут сдать экзамены на перевод в спецшколу для одаренных. Ее окончание считается более престижным результатом.

Альтернативы государственным школам

Принципиальное отличие религиозных и государственно-религиозных средних учебных заведений состоит в более углубленном изучении Танаха (Торы). Многие из израильтян относятся к категории ортодоксальных иудеев, поэтому изначально предпочитают для детей подобное обучение.

Существуют частные школы-интернаты, их около двухсот, и обучение в них платное: средняя цена 1200 шекелей в месяц (около 300$). Помимо высокой стоимости недостатком будет и отсутствие обязательного транспорта – автобуса. Родителям придется встречать и забирать ребенка самостоятельно. В частные школы входят учреждения с традиционным образованием, с экологическим уклоном, антропософским. Последние, так называемые вальдорфские школы в Израиле, строят учебный процесс на принципах, описанных в трудах философа Рудольфа Штайнера. Сегодня работают 22 таких заведения, где помимо общих знаний пропагандируется поиск себя, своей духовности, ее преобладание над материальным началом.

Работают в стране и демократические школы. Свое наименование они получили за право учеников участвовать по принципу большинства в формировании учебного процесса. Демократические школы более доступны по цене (около 160$ в месяц), и сюда часто переводят детей, которые не смогли найти общий язык со своими сверстниками в государственных учебных заведениях.

Отдельно от всех существуют школы системы Шуву. Их насчитывается около семидесяти, вместе с детсадами, и основное предназначение – помочь репатриантам в адаптации. Здесь происходит постепенное устранение привычного образа жизни, праздников, например, новогодней елки, и их замена на аналогичные израильские. Обучение дешевое, работают «продленки», летние лагеря.

Сложности обучения

Записаться в Израиле в государственную школу можно только по месту жительства. Частные, демократические, системы Шуву принимают без привязки к прописке. Из документов понадобятся (при наличии) паспорт гражданина Израиля или теудат зеут – удостоверение личности. Сложности могут возникнуть психологического и языкового характера. Для решения личных проблем по желанию родителей предлагается воспользоваться услугами детского психолога. Постичь непривычный иврит детям проще, чем родителям, особенно с начальной школы. Поможет и дополнительная лингвистическая учеба в Израиле: посещение курсов или ульпанов.

Отдельной программой обучения детей является система НААЛЕ. Она предлагает старшеклассникам, чьи родители имеют право на репатриацию, завершить обучение в Израиле и получить багрут – аттестат зрелости. Он признан во всем мире и является хорошим шансом поступить в престижный вуз.

Ученик школы НААЛЕ в Израиле сохраняет свое гражданство, но получает особый статус, как учащийся, от МВД страны. Принимаются старшеклассники, закончившие в России 8 или 9 классов, но прошедшие у себя на родине предварительные экзамены. Обучение, проживание, питание, медстраховка для ученика бесплатны. Компенсируется частично и телефонная связь с родителями – старшеклассники находятся в Израиле одни. После года обучения оплачивается авиаперелет домой на время каникул.

Ознакомительная поездка перед репатриацией

В Израиле действует программа Таглит, которая предлагает молодым людям еврейского происхождения посетить страну с 10-дневным визитом. Место проживания значения не имеет, важно лишь подтверждение еврейства и возраст от 18 до 26 лет включительно. Программа бесплатная, существует при поддержке правительства с 1999 года. Во время поездки гостей знакомят с историей, культурой страны, проводят для них экскурсии по известным местам на всей ее территории. Обязательно внесение залога(100$), который возвращается после завершения тура.

При наличии еврейских корней или просто искреннего желания стать частью израильского народа, проблем с поступлением ребенка в школу не будет. Родителям гарантируются высокое качество образования, разнообразные программы и финансовая доступность обучения их детей.

Обучение в школах Израиля

Иммиграция в Израиль всей семьей вместе с несовершеннолетними детьми накладывает на родителей большую ответственность. Сам переезд в чужую страну, где говорят на ином языке и все вокруг пока не знакомо, — большой стресс для ребенка. Для будущего детей важно, насколько легко им удастся адаптироваться в новых условиях, на что они могут рассчитывать и какое смогут получить образование. Важную социализирующую роль выполняет школа в Израиле. Поэтому первая задача для иммигрантов с детьми — познакомиться с системой образования страны и правильно выбрать для них школу.

Школьное образование в Израиле

Школьное образование в Израиле – тема постоянных споров внутри страны. Его критикуют за чересчур мягкий подход к ученикам, многие считают, что следует увеличить учебную нагрузку… У репатриантов же, закончивших в свое время школу в СССР, вызывает система образования в Израиле знакомое для россиян чувство недоумения: почему ребенок без зазубривания и домашних уроков, играя, начинает говорить на новом для себя языке, решает примеры, не боится учителей и плохих отметок.

Интересный факт. Ежегодно Израиль выделяет на нужды образования 10 % ВВП страны, что в несколько раз превосходит подобные расходы в РФ.

Среднее образование в Израиле регулируется рядом законов: «Об обязательном образовании» 1949 г. с последующими поправками (гарантирует бесплатное образование для лиц от 3 до 17 лет), «О государственном образовании» 1953 г., «Об особом образовании» 1988 г., «О правах ученика» 2000 г.

Структура школьного образования отражает неоднородность населения страны. Включает три ступени.

Первая ступень — начальное образование — “хинух йесоди”. Принимаются дети-шестилетки — 6 лет должно исполниться до установленной даты в декабре (Министерство образования ежегодно устанавливает точную дату согласно еврейскому календарю).

Говоря о том, сколько классов в израильской школе, следует отметить, что для Израиля характерна нумерация классов по буквам иврита. Существует два варианта начальной школы:

1—6 классы или “алеф—вав” — с 6 до 11 лет;

1—8 классы или “алеф—хет” — с 6 до 13 лет.

Детей не сильно загружают учебными предметами и заданиями на дом. Происходит процесс социализации, усвоения основ математики, письма, чтения, языков, музыки, живописи, естествознания, физкультуры.

Вторая ступень — среднее и старшее образование —”хинух аль-йесоди”:

средняя школа — “хативат бейнаим” — 7—9 классы, или “заин—тет” — с 12 до 14 лет;

старшая школа — “хатива эльйона” — 10—12 классы, или “йуд—йуд-бет” — с 15 до 17 лет.

В средней школе детей ожидает более глубокое усвоение материала, деление на группы по успеваемости, избрание будущей специализации в старшей школе — физмат, гуманитарное направление, биология и другие. Есть школы с продленным учебным днем — до 15.00.

Во многих городах (например, в Афуле) средние и старшие школы объединяет в один комплекс.

Старшие классы (тихон) бывают трех типов:

академические — нацелены на активную подготовку для сдачи тестов и получения “багрута” — аттестата зрелости, без которого не примут в университет (примерно 50 % выпускников старшей школы “багрут” не получают);

профессиональные — ученики имеют возможность обрести рабочую специальность;

универсальные — сочетают черты академических и профессиональных.

Третья ступень — среднее специальное и высшее образование (с 18 лет).

Учебный год в Израиле начинается для всех 1 сентября, заканчивается 20 июня (для старшей школы) и 30 июня (для начальной).

Школы в Израиле: типология и особенности

Израильское законодательство признает несколько видов школьных учреждений в соответствии со степенью госконтроля над их деятельностью:

государственные школы (светские) — обучается около 70 % всех учащихся детей в стране (первой светской школой в Израиле была ПИКА в Петах Тикве). Контроль над их деятельностью осуществляет Министерство образования Израиля: 75 % всех предметов читаются по программам министерства, а 25 % – по усмотрению самих школ. Среднее количество учеников в классах — до 40 человек;

государственно-религиозные. В религиозно-сионистских школах (25 % учащихся) — в большем объеме преподаются религиозные предметы, педагогический персонал в них — иудеи;

ортодоксальные школы — около 4 % детей. Здесь преобладают религиозные предметы.

В государственных школах обучение бесплатное, а частные школы в Израиле платные. Родители должны обеспечить ребенка учебниками, канцтоварами и одеждой.

Ежегодно Министерство образования рассчитывает размер разового денежного взноса родителей в «корзину культуры» – для оплаты экскурсий, выставок и других мероприятий, которые посещают школьники (900—1100 шекелей). Новым репатриантам и малообеспеченным предоставляется скидка 98 %.

В Израиле также есть государственные спецшколы (искусств, технологии, науки и другие) с долевым участием родителей в оплате обучения. В таких школах учебная программа шире министерской.

Присутствуют в стране также иностранные и частные школы (например, школа “Лео Бек” в Хайфе), которые признаны Министерством образования, соблюдают в основном министерские программы, но ряд предметов преподают в расширенном объеме, часто применяют собственную методику преподавания.

Во многих подобных школах преподавание ведется на английском языке. Обучение в них, как правило, платное. Так, например, в школе “Эвен-Йегуде” под Нетанией программа обучения в которой основана на американской, наиболее высокая плата за обучение по стране: 95—103 тыс. шекелей в год. Зато диплом после окончания позволит поступать в вузы США и Европы.

В Израиле активно используются уникальные образовательные методики – система Монтессори, методы Уолдорфа, генного потока, образование ТАЛИ.

В 1991 г. в связи увеличением иммигрантов из бывшего СССР, в Израиле был создан учебный американский центр «Шуву», под патронатом которого сегодня действуют 15 начальных и 10 старших школ с религиозным уклоном. Финансирование из США, бесплатное питание для детей привлекает в него детей из малообеспеченных семей.

Правительство Израиля совместно с еврейским агентством разработало программу “НААЛЕ 16” — «Дети иммигрируют перед родителями», которая предоставила возможность иностранным школьникам, имеющим право на репатриацию, завершить среднее образование и получить аттестат в Израиле в школах “Адассим”, “Йоанна”, “Кфар” “Галим” и других.). Больше информации можно получить на сайтах школ (например, “Мевоот Ирон” — mevoot-eron.elvistudio.com ).

Помимо среднего образования поступление в классы Техниона позволит уже после школы получить диплом инженера I степени (например, в Нахаляли) и поступить в технический университет.

Интересный факт. В Израиле школы не нумеруются. Каждая имеет собственное название — по имени известного деятеля или по названию улицы. Ученики школы должны носить однотонные футболки с эмблемой (сэмэль) школы — это школьная форма в Израиле. Эмблемы можно проставить бесплатно в магазине при покупке одежды или за 7 шекелей отпечатать на принесенной футболке.

Расписание уроков и школьные каникулы в Израиле

Израильские школы работают по пяти- и шестидневной неделе, которая начинается в воскресенье. Пятница — короткий день (4 урока). Во многих школах уроки спаренные — до 90 минут. В начальной школе в неделю проводится 31 урок (у первоклассников — 30).

Дети изучают основы математики, иврита, Танах, природоведение, английский, историю, музыку и др. Занятия в обычных школах — с 8.00 до 13.00, в религиозных — до 14.00.

Каждая школа имеет официальный сайт, на котором размещают все новости, домашние задания и расписание уроков.

В старших классах добавляются новые предметы: химия, физика, биология. Ученики кроме обязательных предметов могут посещать дополнительные — театральное мастерство, экономику и другие.

Некоторые учебные предметы в средней и старшей школах (математика, иностранный язык) преподаются по уровням: легкий, сложный и очень сложный.

Каникулы в Израиле у школьников привязаны к иудейским праздникам и поэтому подвижны:

  • 18 дней во время Песаха (апрель-май);
  • 7 дней Суккот (сентябрь-октябрь);
  • 7 дней Ханука (декабрь);
  • четыре раза в году отдых по 3 дня — на Рош ха-шана (сентябрь-октябрь), Йом Кипур (сентябрь-октябрь), Пурим (март) и Шавуот (июнь);
  • два раза в мае — по 1 дню (День Независимости и Лаг ба-Омер) — по состоянию на 2018-2019 гг.

Кроме того, израильские школьники отдыхают два месяца летом — июль и август. В иностранных или международных школах, действующих на территории Израиля, сроки каникул совпадают с принятыми в Европе и США.

Как устроить ребенка в школу в Израиле

По вопросам записи ребенка в школу следует обращаться в отдел образования местного муниципалитета и предоставить туда документы: удостоверения личности родителей, удостоверения репатриантов, свидетельство о рождении ребенка, бумаги с места предыдущей учебы.

Следует также изучить все отзывы в соцсетях о школах, находящихся в округе. Репатрианты могут записать детей в возрасте 6 лет в класс “алеф”. Если ребенку исполнилось 7 лет, но он не получил обязательного образования до школы — “ган-хова”, его по просьбе родителей также могут записать в первый класс.

Согласно израильскому законодательству, начальная и средняя школы должны находиться в шаговой доступности для учеников, поэтому детей отдают учиться по месту жительства.

Старшую школу можно выбирать по желанию, в том числе и в других городах (там может быть до 15 параллельных классов). Для зачисления дети должны пройти психотест; для новых репатриантов он проводится на русском языке.

Лучшие школы в Израиле для репатриантов

Дети, которые закончили престижные школы, имеют гораздо больше шансов на успех, нежели те, кто жил и учился в неблагополучных районах. Чем элитнее район проживания, тем больше вероятность того, что школы на его территории будут находиться в верхних эшелонах рейтинга.

Рейтинг школ Израиля учитывает достижения школьников, степень комфортности их нахождения в школе и другие параметры. Лидирующие позиции занимают школы из Герцлии, Раананы, Рамат ха-Шарона, Савьоны, Хулона, Тель-Авива. Среди аутсайдеров — учебные заведения из Акко, Беэр-Шевы, Йерухама.

Подробнее ознакомиться со школой любого населенного пункта Израиля можно на карте, подготовленной Министерством образования ( z.ynet.co.il/short/content/2017/madlan/ ). Так, например, согласно данным министерства, лучшие школы в Ришон-ле-Цион:

  • “Адини” (район Наве-Адарим);
  • “Мерхавим” (западный Ришон);
  • объединенная средняя–старшая школа в Маарав а-ватике;
  • гимназия “Ган-Ханум”;
  • “Каценельсон” (Холон);
  • “Нир-а-Эмек” – школа-интернат в молодежном поселке ВИЦО (Изреэльская долина).

Для репатриантов, проживающих в южных районах страны, интересным вариантом будет межрегиональная школа “Маале Шахарут” (40 км от Эйлата), которая обслуживает жителей 11 кибуцев.

Детям, увлеченным театром, можно порекомендовать школу наук и искусств Ицхака Рабина в Нагарии, с дополнительными занятиями ивритом для репатриантов.

При наиболее востребованных и известных старших школах часто функционируют “пнимии” — интернаты, в которых могут жить и учиться школьники из отдаленных районов страны. Так, в Иерусалиме это старшая школа “Бойер”.

Русские школы для репатриантов из РФ

Иммигрантов из России часто интересует, есть ли в Израиле русские школы: родители желают, чтобы дети не забывали русский язык и литературу, не теряли связей с бывшей родиной.

Наиболее известная — школа при посольстве России в Израиле. Попасть учиться сюда сложно, поскольку количество мест ограничено. Преподавание ведется по российским программам, дети сдают ЕГЭ, получают российский аттестат.

Во многих городах, например, в «русской» столице Ашдоде и других существует целая сеть вечерних школ, куда принимаются все желающие с 4 лет. В них проводятся занятия не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам. Среди известных — “Ракефет” в Рамат-Гане, православная школа для девочек в Вифании, «Эрудит» в Герцлии, список можно продолжить. Знание русского языка пригодится в жизни, но при желании остаться в Израиле и строить в нем новую жизнь лучшим вариантом для детей будет образование в израильских школах.

Подведем итоги

Многие иммигранты, которые приехали из РФ в Израиль с детьми, стоят перед проблемой, какую школу для них выбрать. Местная система школьного образования сильно отличается от российской: разные требования, иные подходы. Независимо от местожительства — на севере в Тель Хай или на юге в Эйлате – законодательство Израиля обеспечивает право на бесплатное обучение в средней школе.

Если при выборе школы пытаться сравнивать с тем, что привычно россиянину, ничего хорошего не выйдет. Следует просто принять, что здесь все не хуже и не лучше, а просто другое. При выборе места жительства следует учитывать наличие в районе хорошей школы. Для тех, кто не может адаптироваться, всегда есть запасной вариант — школа при посольстве РФ в Израиле или другая русская школа.

Факты о израильской школе: Видео


Система образования в Израиле

Система образования Израиля соответствует выбранному курсу страны – движению к постиндустриальному обществу. Инвестиции и расходы на образование только растут, востребовано профессиональное обучение и повышение квалификации. Трудоустройство в ведущих компаниях мира – это привычное дело для выпускника любого израильского вуза благодаря гибкости, продуманности и высокому качеству образовательной системы государства.

Виды образования в Израиле

В этом государстве есть три вида образования:

  • государственное. Учеба в Израиле осуществляется согласно методике и программам, утверждённым Министерством Просвещения;
  • государственно-религиозное. Помимо обязательных образовательных программ, 40% времени уделяется религиозным предметам;
  • независимое. Это образовательные школы по изучению Торы, часть из них неподконтрольна правительству, некоторые финансируются государством.

Степени получения образования в Израиле

Они особо не отличаются от общепринятых:

  • дошкольное образование;
  • школьное;
  • высшее

Видео о системе образования в Израиле

Дошкольное образование

Для малышей до трёх лет предусмотрены ясли и детские сады, которыми ведает Министерство промышленности. Детей постарше (до 5 лет) можно отдать в специальные детские сады муниципального подчинения (тром-хова). В них воспитатели предпочитают игровое обучение, а педагоги и психологи готовят малышей к дальнейшим школьным будням. Дошкольное обучение в Израиле построено так, что уже в пять лет дети учатся читать и писать. Занимаясь в подготовительных группах, они знакомятся с математикой, основными знаниями о природе, с государственными и религиозными датами.

Особенности школьного образования

Три вида образования, о которых уже было сказано, в полной мере распространяются на школьное. Однако стоит отметить, что единой утвержденной программы обучения в Израиле для всех школ нет. Учебные заведения вольны выбирать сами методы и средства обучения, хотя и находятся под контролем правительства. Как и в России, школьное образование в Израиле начинается с 6 лет и делится на три ступени:

  • начальное — с первого («алеф») по шестой («вав») класс;
  • неполное среднее или промежуточное — с седьмого класса («заин») по девятый («хэт»). Возраст учеников — от 12 до 15 лет;
  • среднее — с десятого («йуд») по двенадцатый («йуд-бет) класс. В итоге дети заканчивают школу в 18 лет.

На протяжении всей средней школы каникулы выпадают на еврейские праздники (кроме летних).

С начальной школы уже начинается изучение иврита в Израиле. Домашнее задание с 1 по 6 класс отсутствует, считается, что вначале нужно научиться элементарно запоминать суть того, что преподаёт учитель.

В государственных школах обязательны к изучению 75% предметов, это стандартные математика, история, английский, информатика, география, иудаистика. 25% остальных выбираются на учебном совете. В государственно-религиозных школах повышенное внимание уделяется соблюдению норм в поведении и одежде. На первый план выходят религиоведение и иудаистика, чтение молитв и Библии.

Родители могут отправлять детей в платные кружки: драматические, профессиональные и технические.

В школах промежуточного уровня начинается деление школьников на группы по успеваемости и способностям. Детей готовят к средней школе, требования к их успеваемости вырастают. В зависимости от способностей учащихся предметы в группах преподаются на разных уровнях.

Полная средняя школа отличается от неполной тем, что в ней готовят к поступлению в вузы, после чего выдают аттестат зрелости, или «багрут». Для его получения нужно сдать Государственный Выпускной Экзамен, с которым справляются далеко не все школьники.

Существуют также профессиональные средние школы в Израиле, в которых могут обучаться дети от 15 до 18 лет, готовясь к какой-то определённой профессии. Есть также сельскохозяйственные школы, военные академии и «йешива» — школы-интернаты религиозного образования. В некоторых из профессиональных школ есть 13 и 14 класс специально для обучения на младшего инженера или техника.

В школах Израиля используется пятибалльная система, в 11 классе начинается деление на профили: научный, гуманитарный или технический.

Репатрианты

Существует специальное образование в Израиле для репатриантов – евреев, которые возвратились на Родину. Они имеют право на денежную помощь от государства, облегченную сдачу экзаменов и упрощённое обучение. Также репатрианты ходят на дополнительные занятия по ивриту или на предметы, связанные с этим языком. Для них часто организовывают классы, помогающим детям адаптироваться.

Для старшеклассников существуют специальные школы Наале в Израиле, обучение в которых бесплатное, также государство финансирует проживание и питание репатриантов. Это трёхгодичные школы, доступные для подростков, которые 9 или 10 класс уже окончили. Основная цель – получение аттестата зрелости, на что и рассчитана учебная программа с интенсивным курсом иврита, а также приобщение к еврейским национальным ценностям. Учащийся волен выбирать предметы в зависимости от предпочтений и склонностей.

Школы с русским языком обучения

Достаточно хорошо представлены русские школы в Израиле, в них начинают учиться уже с 4 лет, несмотря на платное обучение (оно дешевое и доступно каждому). Записаться туда можно любому желающему, но хорошо, если ученик умеет элементарно объясниться по-русски. Как правило, в таких школах учатся дети новых репатриантов. Кроме русского языка и литературы, в этих школах учат математике, музыке, радуют детей развивающими играми.

Высшее образование

Трехступенчатое высшее образование в Израиле немного отличается от привычной российской системы:

  • бакалавриат – 3 года в университетах. Колледжи в Израиле предоставляют 4 года обучения;
  • магистратура длится 2 или 3 года;
  • докторантура. Аналог российской аспирантуры. Период обучения зависит от вуза. На подготовку и защиту докторской работы даётся от 2 до 4 лет.

Колледжи Израиля предназначены для освоения технических специальностей, и многие студенты идут туда получать практические знания, чтобы потом применить их в деле. В этой стране они имеют более престижный статус, чем в России.

Сейчас в Израиле можно поступить в один из девяти университетов, у каждого из которых свои особенности. Например, Еврейский университет, расположенный в Иерусалиме, считается старейшим и старым престижным вузом страны. В нём уютно себя могут чувствовать и гуманитарии, и представители технических специальностей. Тель-Авивский университет больше ориентирован на экономические и общественные науки. Также он известен студентами технических дисциплин, как и Технион в Хайфе, где располагаются исследовательские центры Google.

Поступление в университет

Чтобы стать студентом любого университета, необходим аттестат, подтверждающий окончание средней школы, знание иврита, английского и сдача психометрического теста. Он проверяет способность логически и математически мыслить, а также владение английским. На точные или естественные науки сдаётся экзамен по математике, также могут быть дополнительные испытания по профильным дисциплинам. Не исключено собеседование или написание творческих работ, что больше касается гуманитарных специальностей. Стоимость обучения в Израиле варьируется от 2,5 до 3 тысячи долларов в год независимо от университета и факультета, это без учёта расходов на жилье, канцелярию и т.д.

Образование для русских в Израиле

Для русских учеба в Израиле на факультете какого-либо из девяти вузов вполне возможна, необходимо только пройти годичный курс подготовки, который называется “СЕЛА”. Будущих студентов обучают ивриту и необходимым дисциплинам для учебы в университете. Экзамены, необходимые для поступления:

  • иврит;
  • английский;
  • математика;
  • логика;
  • сдача психометрического теста.

Отметим, что медицинское образование в Израиле для иностранцев недоступно.

Обучение для русских, как и для любых иностранцев, платное. Однако они не чувствуют там себя полностью за границей, поскольку 40% преподавателей любого университета говорят по-русски, на нем читают много предметов не только в вузах, но иногда и на подготовительных курсах. И это происходит несмотря на то, что национальные языки Израиля – иврит и арабский.

Послевузовское образование

Возможно как для граждан Израиля, так и для иностранцев, в том числе русских. Его можно получить в традиционных и специализированных университетах, где нужно будет заниматься по программам докторантуры. Обучение платное, как и в случае с бакалавриатом и магистратурой. Обязательные языки для поступления – английский и иврит.

Подтверждение диплома

Это первый шаг на пути к поиску работы, но не стоит путать его с получением разрешения. Подтверждение диплома в Израиле делает Министерство Просвещения. Процедура занимает примерно три-четыре недели, после чего можно получить справку об академической степени и подтверждении диплома, который предварительно заверяется нотариально вместе с вкладышем.

Система образования в Израиле оптимальна для тех, кто желает после него устроиться на достойную работу и одновременно получить всесторонние знания по многим дисциплинам. Также оно является отличным способом погрузиться в тысячелетнюю историю страны, её законы и обычаи, выучить Священное Писание. Получить высшее образование в Израиле почётно для любого человека, в государстве ценятся и точные науки, и гуманитарные.

Как и чему учат в разных школах Израиля

Как и чему учат в разных школах Израиля

В Израиле большой выбор школ, хотя в некоторые можно попасть только по месту жительства (прямо как в России). А ещё у учеников много дополнительных предметов — от бухгалтерского учёта до криминологии. Правда, учителя жалуются на дисциплину. Но это, пожалуй, один из немногих минусов.

Государственные школы в Израиле бывают светскими и религиозными. В религиозные записывают исключительно по просьбе родителей, в некоторых даже нужно подтвердить еврейство по матери (галахическое). Программа в религиозных школах отличается в основном дополнительными предметами, например, Танахой (Торой) и обязательной молитвой. В некоторых религиозных школах мальчики и девочки учатся отдельно.

Частные школы в Израиле тоже есть, но их не так много. В первую очередь это частные религиозные школы. Популярность набирают демократические школы, в которых не обращают внимания на дисциплину, детям не ставят оценок и не устраивают контрольных. Кроме них, есть вальдорфские. Но они ничем не отличаются от аналогичных российских.

В старших классах ребёнок может перейти на обучение экстерном. В этом случае он будет посещать одну из школ «экстерни». Часть из них работает в обычное время, некоторые только по вечерам, другие три дня в неделю. На экстернат могут перейти дети, которым по каким-то причинам не удалось адаптироваться в обычной школе, так и подростки из неблагополучных и малообеспеченных семей, вынужденные работать.

Форма

В израильских школах школьная форма обязательна. В государственных учебных заведениях это однотонная майка с эмблемой школы. В каждом городе есть несколько магазинов, где можно их купить, но можно заказать и онлайн.

Питание

Горячего питания в израильских школах нет. Еду школьники носят с собой. В средних и старших школах обычно есть киоски, где можно купить сэндвичи из цельнозернового хлеба с куриной грудкой, салат, диетические напитки. Такой ассортимент связан с официальным запретом продавать в школах нездоровую еду.

Школьные взносы

Израильские родители платят обязательный школьный взнос — 900-1100 шекелей в год (14 500 — 18 000 рублей) в зависимости от года обучения. Платёж разбивается на десять месяцев. Новые репатрианты и малоимущие семьи могут получить скидку до 90%. Для этого в секретариат школы надо принести документы, подтверждающие статус или материальное положение. Сумму школьного взноса каждый год устанавливает министерство образования, и руководство школ не может превысить её даже на один шекель. Деньги от взноса идут на оплату школьных экскурсий, разных развлекательных мероприятий в течение года и страховку ребёнка.

Ещё есть разовый платёж 250-350 шекелей (4125 — 5755 рублей) за участие в программе книгообмена, в рамках которой детям выдают все учебники и рабочие тетради. Книги в конце года возвращают в школьную библиотеку, а тетради остаются у детей. Для сравнения: если самостоятельно покупать учебники, то придётся потратить около 1000 шекелей (16 500 рублей). Неудивительно, что этой опцией никто (или почти никто) не пользуется.

Сколько лет учатся

В Израиле 12-летнее школьное образование. Первые шесть лет — начальная школа, потом три года — средняя (хатива) и ещё три — старшая (тихон). Новые репатрианты иногда спрашивают, почему средних и старших школ меньше, чем начальных. Все просто: в начальной школе меньше учеников, обычно в них две-три параллели, а в средних и старших — 8-14 параллелей. В начальную записывают строго по месту жительства, поэтому при выборе жилья стоит поинтересоваться, к какой школе относится этот адрес. При определении в средние и старшие классы у родителей больше выбора, можно отдать ребёнка даже в школу в другом городе.

Какие предметы учат в израильской школе

В начальной школе дети учат иврит (чтение и письмо), математику, естествознание, Танах, физкультуру, искусство, музыку. Со второго-третьего класса (в зависимости от школы) английский, в четвертом-пятом классах начинаются география и история. Школы могут добавлять свои уроки по выбору, например, роботику, танцы и ритмику.

В средней школе обязательный предмет — второй иностранный, обычно это русский, французский или арабский. Реже встречаются немецкий, испанский, китайский. Физика, химия, биология как отдельные предметы учат только в классах для одарённых детей. В обычных классах они преподаются в рамках предмета мадаим (естествознание). В средней школе начинается литература. Рисование и музыку преподают только в спецклассах.

В старших классах предметы делятся на обязательные и по выбору. Среди обязательных иврит, математика, английский, Танах, история, обществоведение, литература, физкультура. По выбору могут учить второй иностранный язык, биологию и биотехнологию, химию, физику, сельское хозяйство, театр, музыку, искусство, экономику, криминологию, психологию — выбор большой! Можно даже получить профессиональный сертификат по бухгалтерскому учёту или туризму. По выбору обычно учат не больше одного-трёх предметов.

Английский и математика в старшей школе преподаётся на трёх уровнях: три, четыре и пять ехидот (единиц). Уровень в три ехиды считается минимальным для получения аттестата. Правда, с таким результатом абитуриента не возьмут в университет и большинство колледжей. Распределение по уровням происходит после вступительных и промежуточных экзаменов в старших классах. Уровень пять ехидот по математике соответствует примерно уровню российской физико-математической школы или 1-2 курса технического вуза. Экзамены на аттестат в Израиле сдают в 11 и 12 классах.

Помимо учёбы старшеклассники должны отработать несколько часов на общественных работах. Иначе не получить аттестат. В 10 и 11 классах школьники должны отработать по 60 часов, в 12 классе — 30 часов. Популярностью пользуется работа на «Скорой помощи», есть проекты, связанные с помощью детям с особыми потребностями, проекты по озеленению, театр для младшеклассников и работа в школьной библиотеке.

Спецклассы для одарённых и трудных детей

В Израиле нет специализированных языковых или математических школ. В начальной школе все дети учатся вместе, и нет какого-либо разделения по уровням знаний или способностей. Зато есть дополнительные программы для одарённых детей. Для участия в некоторых таких программах дети сдают экзамен во втором классе, а иногда бывает достаточно просто рекомендаций в школе. В некоторых городах есть программа «школьный оркестр», где школьники в течение года бесплатно учатся играть на музыкальных инструментах.

В средних и старших школах есть спецклассы. В первую очередь для одарённых учеников. Они могут по-разному называться: «мофет», «научные», «для отличников» — в любом случае учёба там предусматривает более интенсивную программу и много дополнительных предметов. Есть классы для одарённых спортсменов, музыкантов, художников. Учёба в таких классах бесплатная.

Существуют классы и для детей с проблемами в учёбе (кита ктана в начальной школе, зинук в средней, мабар, этгар и омец в старшей). Перевестись в такую школу можно только с согласия родителей, по рекомендациям психолога и решения соответствующей комиссии.

Новые репатрианты

Израиль — страна репатриантов, поэтому каждый год в школы приходят дети, которые недавно приехали в страну и не говорят на иврите. В некоторых городах их всех записывают в одну школу, где есть ульпан (языковые курсы). Так делают в Хайфе, Ашдоде, Беер-Шеве. Там, где нет школ с ульпаном, для детей-репатриантов организуют дополнительные часы по ивриту, Танаху, истории и математике. Для старшеклассников, которые переехали в Израиль, есть возможность сдавать облегчённый экзамен по ивриту, а также писать часть экзаменов на родном языке (русском, французском, испанском, амхарском или английском). На второй год учёбы родители детей-репатриантов получают разовую выплату от министерства образования на расходы, связанные со школой.

Кто может работать в школе

Чтобы работать в израильской школе, нужно высшее образование и учительская лицензия (учиться ещё два-два с половиной года). Учитель должен предоставить справку от врача о состоянии здоровья и справку из полиции, чтобы удостоверить в отсутствии криминального прошлого (штрафы за превышение скорости и переход улицы в неположенном месте не считаются).

У учителей есть надбавки за стаж, за образование. Например, зарплата учителя с магистерской степенью будет выше, чем у того, кто ограничился бакалавриатом. Есть накопительный фонд от учительских профсоюзов (их два: истадрут аморим — для учителей начальных классов, иргу наморим — для средней и старшей школы), выплата из которого позволяет раз в шесть лет уйти в годичный оплачиваемый отпуск для учёбы. Некоторые учителя просто берут эту выплату деньгами и продолжают работать в обычном режиме.

Дисциплина

Казалось бы, при таких замечательных условиях должна существовать конкуренция за учительские места. Тем не менее министерство образования жалуется на нехватку кадров. Одна из причин, по которым работа в школе считается трудной, это дисциплина. Точнее, её отсутствие. Израильские дети раскованы и не закомплексованы. Они общаются с учителями, как с равными, и поставить их на место бывает трудно. Культура поведения зависит и от района, в котором находится школа. Например, учителя из северного и южного Тель-Авива имеют дело с разным контингентом. Северный Тель-Авив — богатый район, там живут родители, которые нацелены отправить детей в университет. Южный Тель-Авив — район, где много иностранных рабочих и нелегальных эмигрантов (да, их дети тоже ходят в школу, причём бесплатно), у многих родителей нет даже аттестата. При этом зарплата учителя от района не зависит. Но всё же с израильскими детьми вполне можно поладить. Они очень хорошо чувствуют отношение к себе и платят той же монетой.

Обучение в школах Израиля

Происходящее в израильских школах может шокировать привыкшего к российским реалиям человека. В этих образовательных заведениях дети занимаются жонглированием, учатся фотографии, создают карикатурные рисунки, поют и играют на музыкальных инструментах. Интересный момент — отсутствие излишнего официоза: к учителю можно обращаться по имени; только недавно была введена норма, знакомая всем российским школьникам: когда учитель входит в кабинет, ученик должен встать. Однако преподаватели отнюдь не оказываются обойденными вниманием: раз в семь лет они имеют право взять оплачиваемый отпуск на целый год.

Общая картина

Что-то сказать о школьниках Израиля тяжело: каждый человек индивидуален. Одни занимаются изучением святых писаний и нацелен на изучение теологии, другие отдают предпочтение естественным наукам и планируют стать учёными и инженерами, а третьи тяготеют к изучению истории и языков. Суммарно в Израиле живёт порядка восьми миллионов человек, из которых примерно четверть еще не достигла возраста окончания школы.

Разница между социальными классами здесь крайне ощутима: элитный район может показаться раем, бедный — настоящим трущобным адом. Естественно, и уровень образования меняется от одного места к другому. Влияет и религиозный менталитет: дети из ортодоксальных иудейских семей подчас даже не рассматривают такой вариант, как поступление в высшее учебное заведение. В противовес, другие ребята еще в незрелом возрасте задумываются о будущем, а в старших классах иногда уже дистанционно учатся в ВУЗах.

Радость – на первом месте

Анализируя все учебные заведения, можно выделить кое-что общее, а именно — установку на позитивный настрой. В Израиле считают, что ребёнок должен чувствовать себя предельно комфортно: никакого перенапряжения. Выражается подобное в отказе от классического акцента на теоретической подготовке: на уроках играют, смотрят визуальные картинки, иллюстрирующие те или иные концепции, разговаривают. Очень сильно внедрены технологии: используются социальные медиа и видео, происходят виртуальные игры.

Интересный момент: ученики изучают (причем на практическом уровне) правила дорожного движения, ввиду чего около школ вы можете увидеть школьников, регулирующих пешеходные переходы. Кроме того, ребята занимаются проектной деятельностью, которая может иметь влияние на их судьбу в дальнейшем. Также школьники в Израиле участвуют в археологических раскопках, самостоятельно изготавливают кукол для театра, придумывают и рисуют комиксы, практикуют гимнастику, хореографию… Продолжать перечень можно бесконечно. Самое главное: за все факультативы не нужно платить.

Звучит очень красиво, не правда ли? Однако подобный подход к обучению далеко не всегда приводит к действительно хорошим результатам. Да, дети веселы и заинтересованы, только вот действительных знаний они получают достаточно мало. Отсутствие систематичности (той самой, которая неизменно вызывает зевоту у российских учеников) приводит к тому, что основная масса детей имеет только отрывистые познания по всем предметам. Подчас акцент ставится только на итоге, в результате чего на уроках той же математики дети решают почти одинаковые задачи и при выходе из шаблона мгновенно теряются — пытаются угадать ответ, но не придумать алгоритм.

Образовательные трудности

Образовательная израильская система отчасти схожа с американской: здесь принято разбираться со специализацией очень рано. Уже в двенадцать лет ребёнок должен решить, что именно он будет изучать на углубленном уровне, куда будет поступать… Едва ли в таком возрасте можно наверняка определиться с будущей профессией, из-за чего дети, которые пытаются «перестроиться» в старших классах, подчас изучают какой-либо предмет в экстренном порядке.

«Игровой» подход, на который ставится акцент в начальной школе, подчас приводит к маленьким трагедиям в средних и старших классах. Ребёнок, который не привык учиться систематически (да и, по большому счёту, не привык учиться вовсе: он привык развлекаться) оказываются выкинутым из реальности из-за колоссального количества посыпавшихся на голову заданий. Из-за этого родители для исправления ситуация нанимают репетиторов, иногда по нескольким предметам сразу, поскольку ребёнок не может подготовиться к экзаменам в вуз без помощи со стороны. Однако даже частные преподаватели не всегда разрешают проблемы: статистика говорит о том, что многие школьники попросту проваливаются на летних выпускных экзаменах (впрочем, они имеют возможность пересдачи по прошествии полугода).

Реформация

Ввиду всего вышесказанного несколько лет назад в Израиле задумались о некоторой реформации системы образования. Занялись повышением квалификации учителей за счёт введения дополнительных курсов, увеличили заработную плату и нагрузку. На данный момент преподаватели могут заниматься с отстающими учениками в специальных группах; выделили и отлично успевающих детей, способности которых нужно развивать. Группы небольшие: примерно по 5-7 человек, — что позволяет добиваться больших успехов.

Школьные учебники переводятся в электронный формат: отныне ребёнку не придётся таскать с собой тонны «макулатуры»; достаточно будет одной электронной книги, вмещающей в себя все необходимые пособия.

Перемена наметилась и в области дисциплины: как уже было сказано выше, в Израиле дети чувствует себя вольготно и свободно; конечно, дружеские отношения — это хорошо, только подчас ученики позволяют себе откровенно развязное поведение, а вот наказать их нельзя. Учителя не знают, как повлиять на таких детей; последние, заметим, отлично знают свои права. Преподаватель не имеет в своем «арсенале» никаких средств «борьбы»: позволяющего себе хамство школьника нельзя даже выставить из класса. Оттого и ввели обычную норму вежливости, упомянутая в начале текста: теперь ученики должны вставать в момент, когда преподаватель заходит в кабинет. Появились занятия, на которых ребятам напоминают о морали, правилах хорошего тона и ведения разговора.

Доверительная атмосфера

Ученик никогда не услышит от учителя даже самых мягких оскорбительных слов. Подобное здесь — нонсенс: считается, что специалист должен выяснять причины проблемы и помогать ребёнку с ней справиться, а не пытаться воздействовать на его самолюбие злыми словами. Например, если мальчик с трудом пишет, это не значит, что он ленился в начальных классах; это означает, что нужно помочь ему развить необходимый для жизни навык. Контакт здесь поддерживается и с родителями, которых школа уведомляет обо всём; даже о домашних заданиях, которые отправляются прямиком на электронную почту.

Подобный подход приводит к положительным результатам: любая проблема мгновенно выявляется. Если ребенок неусидчив, то с ним общается специалист, выявляющий корень проблемы (например, т.н. гиперактивность). Активно занимаются с детьми психологи. При этом и между взрослыми и детьми зачастую складываются доверительные отношения, близкие к дружеским. Если у ученика что-нибудь случилось, то он спокойно может рассказать об этом преподавателю и спросить совета.

Контролируется не только здоровье, но и социальная сфера. Например, если кто-нибудь из школьников ни с кем не подружился, то учитель старается акцентировать на его достоинствах, что привлекает к маленькому человеку внимание всего коллектива. Не допускаются распри на любой почве: расовой, национальной, социально-классовой и т.д. Учитель старается сделать коллектив действительно сплоченным и дружным.

На подобном акцентируют не только в школах: сплоченность здесь стараются формировать всюду. Отправляя ребёнка в какое-либо государственное заведение — например, в детский сад или ясли, — родитель может быть уверен в том, что с его чадом там ничего не случится. Детские сады принимают детей от трёх лет, а для тех, кому исполнилось пять, данные учреждения и вовсе являются обязательными. При этом вражда здесь практически отсутствует: дети большими группами гуляют на детских площадках, часто ходят друг к другу в гости, что поощряется и родителями. Пригласить тридцать гостей на день рождения здесь — вполне естественный и нормальный шаг.

Резюмируя, можно заметить, что школы во всём мире являются крайне консервативными; однако в Израиле стараются не останавливаться на одном месте: реформы происходят как внутри, так и снаружи. Власти заботятся о будущем страны, воплощенном в виде подрастающего поколения.

Источники:
http://rumigration.com/shkoly-izrailya-sistema-obrazovaniya
http://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/shkolnoe-obrazovanie-v-izraile/
http://zagranportal.ru/izrail/obuchenie-izrail/shkoly-v-izraile.html
http://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/izrail/
http://mel.fm/mirovoy_opyt/6583712-izrailskiye-shkoly
http://isralove.org/load/21-1-0-1063
http://rumigration.com/shkoly-izrailya-sistema-obrazovaniya

Ссылка на основную публикацию