Как поступить в ВУЗ Чехии бесплатно после 11 класса из России в 2022 году: сдача экзаменов в институт

Поступление в Чехию после 11 класса

Каждый год растет число выпускников, которые после 11 класса российской школы выбирают обучение в вузах Чехии для получения международного диплома о высшем образовании. У каждого из них своя мотивация. Но общие соображения ясны: европейское высшее образование считается престижнее российского, а диплом рассматривается, как хорошее начало карьеры в странах Европы. Как продолжить учебу после 11 класса российской школы в университетах Чехии — в нашей статье.

Принимают ли вузы Чехии абитуриентов с российским дипломом

Выпускник 11 класса российской школы получает:

  • Диплом о среднем образовании. Он понадобится для поступления и в чешском университете.
  • Результаты ЕГЭ. Бесполезны на территории Чешской республики.
  • Справка из школы о часах обучения по предметам за последние 4 года. Она нужна для процедуры нострификации — признания российского диплома в университете Чехии. Если ее не выдали, ее можно получить в своей школе.

Нострификация нужна, чтобы установить, что уровень знаний абитуриента, поступающего в вуз Чехии после 11 класса школы в России, соответствует тому, что получают выпускники чешской школы после своего 13 класса. Европейская система среднего образования отличается от нашей этими двумя дополнительными годами и программой обучения.

Анализируя справку из школы с указанием часов обучения по предметам, специалисты Министерства образования Чешской республики могут назначить 3-6 экзаменов. Материал нострификационных испытаний базируется на школьной программе. Саму нострификацию можно заказать в университете, куда собрался поступать абитуриент.

По отзывам студентов, продолживших учебу в Чехии после 11 класса нашей школы, особых затруднений нострификационные экзамены не вызывают. Но готовиться к ним нужно. Стоимость нострификации зависит от конкретного вуза. Ее можно узнать на официальной странице учебного заведения.

Готовиться можно по специальным учебникам или на курсах. С момента назначения перечня экзаменов у абитуриента есть примерно 3 недели до сдачи первого испытания. Потом с интервалом 5-7 дней последуют остальные. Вся процедура занимает 3 месяца и должна закончится к установленному вузом сроку. Это может быть конец июля или даже конец сентября.

Предполагается, что к моменту начала первого нострификационного экзамена у вас будет пройден тест уровня B2 по чешскому. Абитуриент без проблем поймет и решит задачи на этом языке. В случае затруднений допускается помощь переводчика, который переводит сложные задания.

Как выбрать вуз и подать заявление

Сначала будущие абитуриенты выбирают университет Чехии, в который собираются поступить и где будут учиться после 11 класса школы. Но в этот момент они еще школьники, и большинству не исполнилось 18 лет. Приехать в Чехию самостоятельно сложно. Выбирать приходится по материалам на официальных сайтах учебных заведений или с помощью специалистов программы поддержки.

Если есть возможность приехать в Чехию с родителями на день открытых дверей выбранного вуза, это плюс. Такие мероприятия университеты проводят осенью и зимой. Конкретная дата у каждого факультета своя.

У российских абитуриентов популярны:

  • Чешский технический университет. Он готовит специалистов по техническим специальностям, информационным технологиям, транспорту. Есть уникальный факультет биомедицинской инженерий, где студенты изучают передовое медицинское оборудование. В ЧТУ Праги россияне могут учиться и получить высшее образование в Чехии бесплатно после 11 класса, если выберут обучение на чешском. Есть платные программы на английском.
  • Карлов университет. В этом учебном заведении, которое также находится в Праге, обучение после 11 класса могут пройти будущие медики. В университете три основных факультета и два филиала.
  • Масарика. Так называют студенты Масариков университет, который расположен во втором по величине городе страны — Брно. Жизнь здесь несколько дешевле, чем в столичной Праге. Но на качестве образования отдаление от столицы не сказывается.

Послать заявление можно в несколько учебных заведений. Заявка может быть платная, но сумма символическая. Большинство учебных заведений сейчас используют электронные заявки, которые оформляются на сайте. Так меньше шанс сделать ошибку при заполнении формы и не надо присылать бумаги по почте.

Но отправлять заявки более чем в 2-3 университета не стоит. Дело в том, что вступительные испытания могут пересекаться по времени. А пропуск возможен только по уважительной причине. Например, по болезни, подтвержденной справкой от врача.

Вступительные экзамены

Если вы поступаете на бесплатное обучение, то первым обязательным экзаменом для вас станет чешский язык. Уровень B2, нужный на большинстве факультетов и специальностей, предполагает свободное общение на этом языке, изложение собственных мыслей, возможность читать и грамотно писать. Это возможно только после интенсивного курса продолжительностью более 4 месяцев.

Еще один экзамен, результат которых важен для поступления — тест на способность учиться. Он называется OSP, а оценка измеряется не баллами, а процентами, так как экзамен сравнительный. Чем больше значение, тем большее количество абитуриентов его написали хуже вас. OSP проходит 6 раз в год. Так что как вариант — можете написать его еще раз, чтобы повысить свои шансы поступить в университет Чехии после 11 класса российской школы.

Читайте также:
Магистратура в Чехии для русских бесплатно: поступление и обучение

Факультеты иногда назначают профильные испытательные тесты. Они проводятся на чешском. Готовиться к ним можно по учебникам или на курсах подготовки. Лучше, если к этому моменту чешский будет уже освоен.

Виза, документы

Перед тем, как поступить за границу после 11 класса, нужно получить визу. Чехия входит в Шенгенскую зону. Поэтому разрешение на въезд в страну надо получать на общих основаниях. Для прохождения краткосрочных языковых курсов будет достаточно туристической однократной визы, получить которую в консульстве Чехии можно примерно за 10 дней.

С получением долгосрочной студенческой визы проблем больше. Все документы предоставляются на чешском языке. Даже справку о состоянии банковского счета нужно переводить. При этом документы должны быть свежими — не более 180 дней.

По нормативам процесс рассмотрения заявки на получение студенческой визы занимает от 60 дней. Но нужно учитывать длину очереди. Норматив отсчитывается с момента звонка сотрудника консула, означающего что вашу заявку начали рассматривать. Поэтому специалисты программ поддержки рекомендуют отводить на получение разрешения на въезд категории D не менее 5-6 месяцев.

Минобрнауки обновило правила приёма в вузы

«Вторую волну» не вернули, но есть другие изменения. Предполагается, что новая редакция будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2027-го.

В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.

Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2022), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.

Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.

Что с альтернативой ЕГЭ?

Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».

Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.

Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.

В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:

«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».

Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).

А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.

Читайте также:
Образование и обучение в Швейцарии для русских в 2022 году

Как принимать абитуриентов с профессиональным образованием

Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.

При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.

Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.

Победителям олимпиад немного ограничили льготы

В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:

«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».

В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.

Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.

Многопрофильный конкурс и целевой приём

Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.

Напомним, многопрофильный конкурс проводится:

  • по нескольким специальностям либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы;
  • по нескольким однопрофильным образовательным программам различных специальностей либо по нескольким направлениям подготовки в пределах укрупнённой группы.

Как принимать граждан Республики Беларусь

Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.

Некоторые изменения в процедуре приёма

Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.

Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.

Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Как поступить в университет Чехии после 11 класса российской школы

Большинство русских студентов приезжают в Чехию получать образование после окончания 11 класса. Процесс поступления в университеты Чехии отличается от процесса поступления в университеты России.

В этой статье – ответы на основные вопросы абитуриентов – о «потере» года, изучении чешского языка, отсрочке от армии, нострификации, языковых сертификатах, необходимых документах, количестве заявлений и вступительных экзаменах.

Нужен аттестат за 11 классов или диплом колледжа

Для того чтобы иметь возможность поступать на программу бакалавриата в университет Чехии, прежде всего нужен документ о полном среднем образовании – то есть или аттестат за 11 классов, или диплом колледжа о среднем специальном образовании.

При этом важно само наличие документа о среднем полном образовании, результаты ЕГЭ в Чехии никак не учитываются. Оценки в аттестате при поступлении на большинство специальностей также не рассматриваются. Прием идет именно по результатам вступительных экзаменов.

Читайте также:
Дошкольное образование в Германии в 2022 году: детские сады и ясли

Учеба в Чехии после 11 класса начинается с годового курса подготовки

Как правило, для русских абитуриентов обучение в Чехии начинается с годового курса чешского языка и подготовки к поступлению. Обучение в государственных университетах Чехии на чешском языке бесплатное, поэтому ключевой момент в процессе поступления – изучение чешского языка.

Консультантов нашей школы часто спрашивают, можно ли приехать учиться в Чехию без языковых курсов. В теории можно. Приемным комиссиям чешских вузов не важно, где и как вы выучили чешский язык. Формально вузы не требуют, чтобы иностранные абитуриенты проходили специализированный курс чешского языка.

Но чешский язык не такой простой, как может показаться при первом знакомстве. Для поступления и дальнейшего обучения в Чехии необходим уровень В2. Чтобы его достичь, как правило, нужно серьезно заниматься чешским языком ежедневно по 4–6 уроков на протяжении 8–9 месяцев. Важно не только ходить в школу, но и ответственно выполнять домашние задания и стараться как можно больше общаться на чешском языке вне стен школы.

В своей стране можно начать учить чешский язык, но ожидать достичь уровень В2 вряд ли стоит. На практике очень часто абитуриенты, которые пытались сэкономить и не «потерять» год, в итоге приезжают на годовые курсы на следующий год.

Студенты годового курса подготовки к поступлению в чешские университеты GoStudy

Решение об учебе в Чехии нужно принять в начале 11 класса

Важно понимать, что оформляться на программу изучения чешского языка и подготовки к поступлению надо заранее, так как процесс оформления долгосрочной визы в Чехию – длительный. Лучше всего оформиться на курсы подготовки уже в начале 11 класса – сентябре-октябре.

Почему настолько заранее? Только сбор документов на визу у вас займет 1–2 месяца. Далее стоит учитывать, что интерес к учебным программам в Чехии высокий, поэтому в консульствах Чехии большие очереди на запись на подачу заявлений на долгосрочные визы. В некоторых консульствах запись идет на 3 месяца вперед. После подачи заявление на визу будет рассматриваться от 1 до 4 месяцев. Лучше начать процесс как можно раньше и не переживать, что вы можете не успеть получить визу к началу обучения.

Какие нужны документы

Для подачи заявления на получение долгосрочной визы для учебы в Чехии понадобится документ о зачислении на учебную программу, документ об обеспечении проживанием, справка из банка о наличии средств на банковской карте (при получении визы на год надо показать наличие как минимум 81 400 чешских крон), справка об отсутствии судимости.

Учеба в Чехии после 11 класса возможна и для несовершеннолетних студентов – они должны дополнительно предоставить нотариально заверенное согласие обоих родителей на выезд в Чехию.

Вопрос с армией – решается

Для молодых людей, которые хотят уехать учиться после 11 класса за границу, актуален вопрос армии. В зависимости от страны гражданства студенты или получают на основании обучения отсрочку от армии, или вообще снимаются с воинского учета.

Если говорить конкретно о студентах из России, то по закону они сразу после получения долгосрочной чешской визы обязаны сняться с воинского учета по причине долговременного (более 6 месяцев) проживания за рубежом.

Организационные моменты учебы в Чехии после 11 класса

Принципиально важно и то, что «потеря» года связана далеко не только с изучением чешского языка, но и с организационными вопросами, сопровождающими приезд после 11 класса в Чехию. Это нострификация, получение долгосрочной чешской визы, подача заявлений в вузы, подготовка к вступительным экзаменам и получение языкового сертификата.

Нострификация – процесс на несколько месяцев

Получение образования в Чехии после 11 класса усложняется тем, что одного аттестата для учебы в вузе недостаточно. Университеты Чехии могут зачислить иностранного абитуриента только, если у него есть документ о признании равноценности его аттестата об окончании школы чешскому аттестату (нострификация).

Определяющим нюансом является то, что в Чехии полное среднее образование рассчитано на 13 лет обучения, а в России – на 11. Из-за разницы в количестве лет обучения и количестве часов по предметам школьной программы абитуриентам из России и других стран СНГ отделения образования чешских административных органов назначают от 3 до 6 экзаменов по предметам школьной программы. Назначение предметов для нострификационных экзаменов никак не связано с тем, на какие специальности собирается в дальнейшем поступать абитуриент. Это могут быть любые предметы школьной программы.

Процесс назначения и сдачи нострификационных экзаменов – длительный, как правило, занимает 3–4 месяца. Абитуриенты занимаются им параллельно с обучением на курсе чешского языка. Из документов для начала процесса нострификации нужен заверенный перевод аттестата и справки из школы с перечнем предметов и часов за 10 и 11 класс.

Отменили ли нострификацию?

В 2019/2022 году ряд чешских факультетов получил право самостоятельно признавать выданные за рубежом документы об образовании. Например, такое право теперь есть у факультетов Карлова университета в Праге и Высшей школы экономики в Праге. Факультеты принимают решение только на основании рассмотрения документов абитуриентов, экзамены по школьной программе в этом случае не назначаются. С признанием аттестата на уровне факультета абитуриент может поступить только на этот конкретный факультет. То есть стоит понимать, что признание на уровне факультета не заменяет нострификацию. Вариант признания документов через факультет подходит только тем абитуриентам, которые поступают на один конкретный факультет. На практике – большинство иностранных абитуриентов пробует поступать на разные факультеты и по-прежнему сдает нострификацию.

Читайте также:
Бесплатное высшее образование и обучение в Италии для русских в 2022 году

Заявления в приемную комиссию подаются зимой/весной

Правила приема абитуриентов в Чехии устанавливаются на уровне факультетов. Каждый год декан факультета объявляет правила приема на следующий учебный год. Декан устанавливает сроки подачи заявлений в приемные комиссии, сумму административного сбора за подачу заявления, вступительные экзамены и сроки их проведения, а также требования к иностранным абитуриентам в плане языковой компетенции.

Как правило, Карлов и Масариков университеты принимают документы от абитуриентов до 28 февраля, Чешский технический университет в Праге, Технический университет в Брно, Высшая школа химической технологии в Праге – до 31 марта, Высшая школа экономики – до 30 апреля.

Подача заявлений проходит в электронной форме, некоторые факультеты требуют сдать в приемную комиссию распечатанный и подписанный экземпляр заявления, приложить мотивационное письмо или резюме.

Особые сроки работы приемных кампаний творческих факультетов

Творческое образование в Чехии носит элитарный характер. В Пражскую академию исполнительских искусств или Высшую школу прикладных искусств в Праге большой конкурс и поступают единицы.

Чтобы абитуриенты, которым не удалось поступить на творческие специальности, смогли поступать на остальные направления, творческие факультеты проводят свои приемные кампании в ранние сроки. Прием заявлений (вместе с мотивационным письмом, резюме и сертификатом о знании чешского языка), как правило, идет до конца ноября. Вступительные экзамены проводятся в январе в два тура и состоят из конкурса портфолио, творческих заданий, теста по истории искусства и собеседования.

Количество заявлений – не ограничено

Абитуриенты могут подать неограниченное количество заявлений. Но так как каждое заявление оплачивается (стоит от 500 до 800 чешских крон) и готовиться к большому количеству вступительных экзаменов на разные специальности нерационально, большинство абитуриентов подает от 3 до 5 заявлений.

Лучше всего иметь основной вариант поступления и пару запасных вариантов.

Здание Карлова университета в Праге

Вступительные экзамены – летом

На большинстве чешских факультетов вступительные экзамены проходят в июне. Иностранные абитуриенты сдают те же вступительные экзамены, что и чешские абитуриенты.

  • Экзаменом в технические вузы является тест по математике.
  • При поступлении на экономические специальности сдается математика и английский язык.
  • Экзамены на гуманитарные направления, как правило, проверяют общие интеллектуальные способности, мотивацию и ориентацию в основных вопросах выбранной специальности.
  • При поступлении на медицинские факультеты сдаются тесты по химии, физике и биологии.

Национальные сравнительные экзамены

Некоторые чешские факультеты не проводят свои экзамены, а ведут прием по единым национальным экзаменам, которые организует несколько раз в год независимая организация SCIO.

Так, на ряд гуманитарных специальностей (на юридические факультеты и факультеты социальных наук) сдаются Национальные сравнительные экзамены OSP (тест на общие предпосылки к обучению) и ZSV (Основы социальных наук)

  • Тест «Общие предпосылки к обучению» проверяет способности, необходимые абитуриенту для успешной учебы. Это не тест на знания, при решении заданий нужно пользоваться только информацией, изложенной в самих заданиях. Важную роль играет сильно ограниченное время на выполнение заданий теста.
  • Тест «Основы социальных наук» состоит из заданий по психологии, социологии, философии, политологии, права, экономики, европейской интеграции и современной чешской и мировой истории.

Какой сертификат о чешском языке понадобится?

Правила приема иностранных абитуриентов устанавливаются индивидуально на каждом факультете. Универсального сертификата, который принимали бы все факультеты, нет.

Многие факультеты вообще не требуют каких-либо сертификатов, подтверждающих владение чешским языком. Например, это касается философского, гуманитарного, социальных наук, педагогического, юридического факультетов Карлова университета в Праге и Масарикова университета в Брно. Сертификат отдельно не требуется, потому что иностранный абитуриент просто не сдал бы успешно вступительные экзамены на эти факультеты, если бы не владел на высоком уровне чешским языком.

Некоторые вузы, например Высшая школа экономики в Праге и Высшая школа химических технологий в Праге, не принимают какие-либо сертификаты, а организуют свой экзамен по чешскому языку для иностранных абитуриентов.

Сертификаты о знании чешского языка в основном требуют медицинские, творческие, технические и математические факультеты. Чаще всего можно предоставить любой сертификат о B2, выданный на территории Чехии. Некоторые факультеты требуют предоставить или государственный экзамен, или сертифицированный экзамен.

В какие ТОП вузы Чехии иностранцу поступить проще?

Прежде всего иностранные абитуриенты успешно поступают в Чешский технический университет в Праге и Высшую школу экономики в Праге. Абитуриенты из России, как правило, приезжают с хорошими знаниями математики, поэтому вступительные экзамены не вызывают у них большие сложности. Мест для студентов на чешских технических и экономических факультетах много, прием зачастую проходит без конкурса как такового – поступают все, набравшие необходимый минимум баллов.

Читайте также:
Высшее образование в Дании для русских: особенности обучения в школах и вузах в 2022 году

А вот на популярные гуманитарные специальности Карлова университета, особенно на те, прием на которые идет по национальным сравнительным экзаменам, иностранным абитуриентам поступить объективно сложнее, чем чешским. Тест на общие предпосылки к обучению не предполагает, что его будут писать не носители языка (тест содержит объемные тексты, вопросы на отношения между словами). Тест по основам социальных наук содержит много вопросов по чешским реалиям. На гуманитарные специальности идет намного меньший набор, чем на технические, поэтому на них всегда есть конкурс. Самые сложные специальности для иностранных абитуриентов – это «Юриспруденция», «Медиа и коммуникации» и переводческие направления.

Серьезный конкурс на медицинские факультеты. Также, как уже отмечалось выше, высокие требования и большая конкуренция при поступлении в чешские вузы на творческие специальности.

Процесс поступления заканчивается записью в студенты

Результаты вступительных экзаменов абитуриенты узнают в день экзамена или в ближайшие дни. Можно поступить на несколько специальностей и затем решить, какую все-таки выбрать для дальнейшего обучения. Важно прийти в специальный день «записи в студенты» на выбранный факультет и принести свои документы.

Если вы заинтересованы в образовании в Чехии после 11 класса, начните подготовку к переезду со знакомства с чешскими вузами, факультетами и вступительными экзаменами. Изучите раздел «Все вузы Чехии» на нашем сайте. Определившись с направлением поступления, вы сможете выбрать подходящую программу подготовки.

Обучение за рубежом: как поступить в престижный университет

Об эксперте

Катя Завьялова — эксперт в области международного образования и карьеры. Выпускница и стипендиат экономического университета Bocconi и Копенгагенской бизнес-школы, автор проекта Art of Career. Проект помогает студентам и молодым специалистам достичь карьерных амбиций с помощью профессионалов, которые уже прошли аналогичный путь.

Что дает обучение за рубежом

Последние десять лет все больше студентов из России и СНГ разрушают миф о том, что обучение за границей — только для детей из богатых семей или гениев. По данным ЮНЕСКО, количество российских студентов в зарубежных вузах выросло более, чем в два раза (около 60 тыс. человек) с 2000 года. Тренд продолжает набирать обороты, и на это есть пять причин.

1. Новые рынки труда

Выпускник зарубежного вуза как минимум получает доступ к рынку труда страны, в которой он получил образование, как максимум — возможность устроиться на работу в любой точке мира. Например, выпускников Гарвардского и Оксфордского университетов рады видеть работодатели по всему миру.

Во время учебы студент может выучить локальный язык, понять культурный код, войти в местное сообщество и найти первую работу. Многие страны продлевают студенческую визу после окончания университета на год, чтобы выпускник успел найти стажировку или устроиться в компанию.

2. Обучение, заточенное на практику

Университеты и бизнес-школы обычно работают с широкой сетью коммерческих компаний и некоммерческих организаций. Сотрудники таких компаний часто участвуют в учебном процессе, а топ-менеджеры и собственники — преподают. Студенты учатся у практиков, поэтому получают максимально актуальные знания.

Например, в Bocconi University предмет «Продуктовые инновации» преподавали совместно с компанией Vodafone. В течение семестра мы проходили полный цикл создания мобильного приложения, а в конце курса презентовали наработки менеджменту компании. Лучшая команда получила финансирование на запуск минимальной рабочей версии своего приложения (MVP).

В компаниях-партнерах можно пройти стажировку во время учебы или после ее окончания, а рекрутинг студентов начинается уже в университете.

3. Редкие программы и специальности

В российских университетах до сих пор нет или не хватает программ по специфическим бизнес-специальностям, устойчивому развитию и альтернативной энергетике, гейм-дизайну и мультимедиа, искусственному интеллекту.

4. Международная сеть профессиональных контактов

Это не только одногруппники из разных стран, но и преподаватели, администрация школы, карьерный центр, корпоративные партнеры. Если студент проактивно строит и поддерживает свою сеть контактов, она даст огромные перспективы в будущем, как для академической и корпоративной карьеры, так и для старта собственного проекта.

5. Опыт жизни в другой стране с людьми из разных культур

Один из критериев рейтинга вузов и программ — разнообразие студентов в классе по образованию, профессиональному опыту, национальной принадлежности и другим признакам. Разносторонний класс на программе дает более полный опыт каждому студенту. Именно на зарубежных программах студенты регулярно работают в команде с людьми разных национальностей и культур, развивая навык работы в мультикультурной среде — один из главных навыков современного управленца.

Чем выше процент иностранных студентов, тем выше программа стоит в рейтинге. Примеры рейтингов: Financial Times для вузов и программ по бизнесу и финансам, рейтинги QS Top Universities и Times Higher Education для других специальностей.

Читайте также:
Система дошкольного и среднего школьного образования в Испании в 2022 году

Выбор образовательного учреждения за границей

Перед тем, как выбирать вуз и программу, поставьте четкие цели своего образования. Например, профессиональная эмиграция или получение уникальной специальности. Опираясь на цели, выбирайте программу. Учитывайте престиж университета, сложность поступления, стоимость обучения и субъективные факторы.

Престиж университета и программы, перспективы

На какие вопросы ответить:

  1. Насколько котируется конкретная программа в университете?
  2. Сколько длится программа?
  3. Включена ли в программу стажировка?
  4. Насколько трудно остаться в стране университета?

Где искать ответы:

  • сайты университетов, списки программ и курсов, которые там преподают;
  • таблицы с рейтингами университетов по конкретному предмету: Times Higher Education, QS Top Universities Rankings, Financial Times Rankings, Academic Ranking of World Universities;
  • мероприятия вузов, выставки международного образования;
  • приемная комиссия вуза — контакт по e-mail или вживую;
  • рекрутинговые мероприятия, которые организуют работодатели мечты в конкретных университетах;
  • отзывы выпускников о вузе и программе — контакт через LinkedIn или Facebook.

Сложность поступления

На какие вопросы ответить:

  1. Какие формальные требования предъявляет конкретный вуз: предыдущее образование, средний балл, результаты теста по языку?
  2. Насколько требования к абитуриентам подходят конкретной программе и университету?
  3. Насколько реалистично удовлетворить требования вуза до подачи документов?

Где искать ответы:

  • требования к кандидатам на странице университета — страница Admissions;
  • секция со сроками подачи на сайте университета;
  • профили студентов и выпускников программы на LinkedIn.

Стоимость обучения за границей и доступность финансирования

На какие вопросы ответить:

  1. Сможете ли вы оплатить обучение с учетом возможных стипендий?
  2. Сколько полностью стоит образование в конкретном вузе, включая обучение, проживание, питание, дорогу, медицину?
  3. Как можно покрыть стоимость образования полностью или частично? Кто и как может помочь?

Где искать ответы:

  • секции стоимости и возможности финансирования на сайте университета, включая внутренние стипендии;
  • сайты внешних стипендий, в том числе государственных: Chevening, Fulbright, Orange Tulip, Visby;
  • страницы сайтов с перечнем университетов в странах с бесплатным или почти бесплатным образованием: Норвегия, Германия, Австрия, Чехия;

Субъективные факторы

На какие вопросы ответить:

  1. Готовы ли вы жить в стране/городе университета? Они вам подходят?
  2. Подходит ли вам стиль преподавания в вузе? Например, большие или маленькие группы, соотношение лекций и практических занятий на программе.

Где искать ответы:

  • отзывы выпускников и студентов: интервью, отзывы в соцсетях, общение на мероприятиях вузов;
  • собственный ознакомительный визит и опыт путешествия в страну подходящих университетов.

Как найти финансирование

Абитуриенты часто теряются в требованиях и бюрократических аспектах финансирования учебы. Из-за этого сильно переживают и откладывают обучение за границей до лучших времен. Но существует масса способов получить доступное зарубежное образование. Вот несколько вариантов:

  1. Поступить в университеты в странах с бесплатным или доступным образованием. Например, в Германию, Австрию, Францию, Норвегию, Италию, Чехию.
  2. Получить стипендию университета. Можно получить стипендию за академические и прочие достижения (merit-based) или стипендию для студентов в сложной финансовой ситуации (need-based).
  3. Получить стипендию правительства страны. Например, Chevening (Великобритания), Fulbright Program (США), Visby Programme scholarships (Швеция), Orange Tulip Scholarship Programme (Нидерланды), DAAD scholarships (Германия).
  4. Получить полную или частичную стипендию фондов. Например, Hill Foundation Scholarships, который спонсирует обучение российских студентов в Оксфордском университете.
  5. Взять образовательный кредит. Такие кредиты выдают студентам сильных университетов организации вроде Prodigy Finance.

Как поступить в зарубежный университет

Начать подготовку к поступлению следует за 1,5—2 года до начала обучения, в зависимости от уровня владения иностранным языком и готовности сдавать международные экзамены. При этом документы нужно будет подать заранее — за 6—12 месяцев. Вот примерный план подготовки.

1. Подобрать университеты и образовательные программы, опираясь на свои интересы и цели. Проверьте известные мировые рейтинги: QS Top Universities, Financial Times — для бизнес-школ, ARWU, Times Higher Education. Выберите 4—5 вузов и программ, чтобы увеличить шансы на поступление.

2. Изучить требования университетов. Если вы поступаете на магистерские программы, подготовьте подходящий пакет документов:

  • резюме (CV) — документ с основной информацией о вас, как об абитуриенте. В резюме указывают образование, опыт работы, профессиональные навыки, уровень владения языками и другую подходящую информацию;
  • транскрипт оценок — выписка из диплома бакалавра, в которой перечислены изученные предметы, количество учебных часов и оценки за экзамены;
  • мотивационное письмо — эссе на одну страницу А4, в котором вы убеждаете экзаменационную комиссию в том, что вы идеальный кандидат на выбранную программу или специальность;
  • рекомендательные письма — рекомендации вашего дипломного руководителя, декана факультета или руководителя на работе, который хорошо знаком с вашими личностными и профессиональными качествами. Письма нужно писать на английском или национальном языке университета;
  • сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком — если программу преподают на английском, потребуется сертификат TOEFL или IELTS. Если на национальном языке — сертификат конкретной страны. Например, DSH/ TestDaF для Германии;
  • тест GMAT или GRE — если вы поступаете на программы MBA и магистратуру по менеджменту, придется сдать один из тестов;
  • творческое портфолио — требуют на творческих программах: искусство, дизайн, архитектура.
Читайте также:
Языковые школы в Великобритании – летнее обучение в Англии

3. Подать заявки в университеты. Обычно документы заканчивают принимать за 6—9 месяцев до начала учебы.

4. Проверить ответы вузов. Определитесь с программой, получите студенческую визу и отправляйтесь получать зарубежное образование.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Классификатор стран мира с цифровыми кодами 2022 года

OК (MК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СТРАН МИРА

Russian classification of countries of the world

Дата введения 2002-07-01

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России и Центральным банком Российской Федерации (Банком России)

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

Примечание изготовителя базы данных:

ВНЕСЕНЫ изменения: N 1/2003 (ИУС N 12, 2003), N 2/2003 (ИУС N 3, 2004), N 3/2004 (ИУС N 7, 2004), N 4/2004 (ИУС N 10, 2004), N 5/2005 (ИУС N 1, 2006), N 6/2006 (ИУС N 9, 2006), N 7/2006 (ИУС N 3, 2007), N 8/2008 (ИУС N 2, 2009), N 9/2009 (ИУС N 11, 2009 с Поправкой 3/2018 ИУС N 4, 2018), N 10/2010 (ИУС N 10, 2010), N 11/2011 (ИУС N 8, 2011), N 12/2011 (ИУС N 3, 2012), N 13/2011, (ИУС N 3, 2012), N 14/2011 (ИУС N 3, 2012), N 15/2012 (ИУС N 11, 2012), N 16/2012 (ИУС N 2, 2013), N 17/2013 (ИУС N 6, 2013), N 18/2013 (ИУС N 9, 2013), N 19/2013 (ИУС N 12, 2013), N 20/2016 (ИУС N 9, 2016), N 21/2016 (ИУС N 3, 2017), N 22/2018 (ИУС N 7, 2018), N 23/2018 (ИУС N 12, 2018), N 24/2019 (ИУС N 4, 2019), N 25/2019 (ИУС N 8, 2019), N 26/2022 (ИУС N 6, 2022), N 27/2022 (ИУС N 6, 2022).

ВНЕСЕНЫ: поправка 1/2018, опубликованная в ИУС N 3, 2018 год; поправка 2/2018, опубликованная в ИУС N 4, 2018 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 ”Коды для представления наименований стран”, разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97.

ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Структурно классификатор состоит из трех блоков: цифровой идентификации, наименований, буквенной идентификации.

Блок цифровой идентификации содержит трехзначный цифровой код страны мира, построенный с использованием порядкового метода кодирования.

Блок наименований включает краткое наименование и полное официальное наименование страны мира. Отсутствие в позиции классификатора полного наименования страны мира означает его совпадение с кратким наименованием.

Блок буквенной идентификации стран мира содержит двухзначный (альфа-2) и трехзначный (альфа-3) буквенные коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита. Основным принципом, который использовался при создании буквенных кодов, является принцип визуальной ассоциации кодов с наименованиями стран мира на английском, французском или других языках.

Двузначные буквенные коды рекомендуются для международных обменов, они позволяют создавать визуальную ассоциацию с общепринятым наименованием страны мира без какой-либо ссылки на ее географическое положение или статус. Трехзначные буквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями.

Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран мира, которые могут повлечь за собой изменения кодов альфа-2 и альфа-3.

Формула структуры цифрового кода в ОКСМ: XXX.

В классификаторе страны мира расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.

Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст) (с изменениями и дополнениями)

Общероссийский классификатор стран мира
ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ)
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст)

С изменениями и дополнениями от:

1/2003, 2/2003, 3/2004, 4/2004, 5/2005, 6/2006, 7/2006, 8/2008, 9/2009, 10/2010, 11/2011, 12/2011, 13/2011, 14/2011, 15/2012, 16/2012, 17/2013, 18/2013, 19/2013, 20/2016, 21/2016

Russian classification of countries of the world

Дата введения 1 июля 2002 г.

ГАРАНТ:

См. также Классификатор стран мира, применяемый с 1 января 2011 г. в рамках Таможенного союза

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 “Коды для представления наименований стран”, разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира MK (ИСО 3166) 004-97.

ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Читайте также:
Студенческая учебная виза в Испанию: документы, как получить в консульстве в 2022 году

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Структурно классификатор состоит из трех блоков: цифровой идентификации, наименований, буквенной идентификации.

Блок цифровой идентификации содержит трехзначный цифровой код страны мира, построенный с использованием порядкового метода кодирования.

Блок наименований включает краткое наименование и полное официальное наименование страны мира. Отсутствие в позиции классификатора полного наименования страны мира означает его совпадение с кратким наименованием.

Блок буквенной идентификации стран мира содержит двухзначный (альфа-2) и трехзначный (альфа-3) буквенные коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита. Основным принципом, который использовался при создании буквенных кодов, является принцип визуальной ассоциации кодов с наименованиями стран мира на английском, французском или других языках.

Двузначные буквенные коды рекомендуются для международных обменов, они позволяют создавать визуальную ассоциацию с общепринятым наименованием страны мира без какой-либо ссылки на ее географическое положение или статус. Трехзначные буквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями.

Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран мира, которые могут повлечь за собой изменения кодов альфа-2 и альфа-3.

Формула структуры цифрового кода в ОКСМ: XXX.

В классификаторе страны мира расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.

Пример записи позиций ОКСМ:

Для удобства пользования классификатором в нем приведены приложения А, Б и В.

Приложение А включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды.

Приложение Б содержит буквенные коды альфа-2, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.

Приложение В содержит буквенные коды альфа-3, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.

Для целей таможенной статистики в классификаторе приведено приложение Г, в котором содержатся территории, не включенные в ИСО 3166-97.

Кроме того, в классификаторе содержится приложение Д, в котором приведено отсутствующее в ИСО 3166-97 распределение стран мира по макрогеографическим регионам (Африка, Америка, Азия, Европа, Океания), применяемое для целей статистики в Организации Объединенных Наций (ООН) в соответствии с документом “Стандартные коды стран или районов для использования в статистике”, разработанным Секретариатом ООН.

Ведение ОКСМ осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России совместно с Банком России.

Информация об изменениях:

Изменением 21/2016 в раздел “Страны мира” внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 28 сентября 2016 г.

Страны мира
(с изменениями N 1/2003, 2/2003, 3/2004, 4/2004, 5/2005, 6/2006, 7/2006, 8/2008, 9/2009, 10/2010, 11/2011, 12/2011, 13/2011, 14/2011, 15/2012, 16/2012, 18/2013, 19/2013, 20/2016, 21/2016)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст)

Дата введения 1 июля 2002 г.

Текст стандарта приводится по официальному изданию (ИПК Издательство стандартов, 2002)

Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России и Центральным банком Российской Федерации (Банком России)

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта РФ

Текст документа приводится с учетом поправок:

1/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018 г., N 3

2/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018 г., N 4

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 20 января 2022 г.

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 13 марта 2019 г.

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 ноября 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 16 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 5 февраля 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 28 сентября 2016 г.

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 31 марта 2016 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 11 июля 2013 г.

Читайте также:
Высшее образование и обучение в Голландии для русских в 2022 году: гранты на обучение в Нидерландах, как поступить в ВУЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 10 мая 2013 г.

Изменения вступают в силу 1 июля 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 февраля 2013 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших со 2 августа 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 февраля 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 8 ноября 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 9 августа 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 14 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 декабря 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Изменение 9/2009 (с учетом поправки 3/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018, N 4)

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2009 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2007 г.

Изменения вступают в силу с 1 октября 2006 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Изменения вступают в силу с 1 октября 2004 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Изменения вступают в силу с 15 октября 2003 г.

Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст) (с изменениями и дополнениями)

Общероссийский классификатор стран мира
ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ)
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст)

С изменениями и дополнениями от:

1/2003, 2/2003, 3/2004, 4/2004, 5/2005, 6/2006, 7/2006, 8/2008, 9/2009, 10/2010, 11/2011, 12/2011, 13/2011, 14/2011, 15/2012, 16/2012, 17/2013, 18/2013, 19/2013, 20/2016, 21/2016

Russian classification of countries of the world

Дата введения 1 июля 2002 г.

ГАРАНТ:

См. также Классификатор стран мира, применяемый с 1 января 2011 г. в рамках Таможенного союза

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации.

ОКСМ гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 “Коды для представления наименований стран”, разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира MK (ИСО 3166) 004-97.

ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Объектами классификации ОКСМ являются страны мира, под которыми понимаются суверенные государства и территории, имеющие политические, экономические, географические, исторические особенности и представляющие интерес с точки зрения внешнеторговых операций, транспортных перевозок и т.д.

Структурно классификатор состоит из трех блоков: цифровой идентификации, наименований, буквенной идентификации.

Блок цифровой идентификации содержит трехзначный цифровой код страны мира, построенный с использованием порядкового метода кодирования.

Блок наименований включает краткое наименование и полное официальное наименование страны мира. Отсутствие в позиции классификатора полного наименования страны мира означает его совпадение с кратким наименованием.

Блок буквенной идентификации стран мира содержит двухзначный (альфа-2) и трехзначный (альфа-3) буквенные коды, знаками которых являются буквы латинского алфавита. Основным принципом, который использовался при создании буквенных кодов, является принцип визуальной ассоциации кодов с наименованиями стран мира на английском, французском или других языках.

Двузначные буквенные коды рекомендуются для международных обменов, они позволяют создавать визуальную ассоциацию с общепринятым наименованием страны мира без какой-либо ссылки на ее географическое положение или статус. Трехзначные буквенные коды применяются в особых случаях, определяемых компетентными организациями.

Цифровой код имеет преимущество перед буквенным кодом, заключающееся в том, что на него не влияют изменения в наименованиях стран мира, которые могут повлечь за собой изменения кодов альфа-2 и альфа-3.

Формула структуры цифрового кода в ОКСМ: XXX.

В классификаторе страны мира расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.

Пример записи позиций ОКСМ:

Для удобства пользования классификатором в нем приведены приложения А, Б и В.

Приложение А включает краткие и полные наименования стран мира, расположенные в алфавитном порядке кратких наименований, а также их буквенные и цифровые коды.

Приложение Б содержит буквенные коды альфа-2, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.

Приложение В содержит буквенные коды альфа-3, расположенные в порядке латинского алфавита, и соответствующие им краткие наименования стран мира.

Для целей таможенной статистики в классификаторе приведено приложение Г, в котором содержатся территории, не включенные в ИСО 3166-97.

Читайте также:
Высшее образование и обучение в Таиланде для русских в 2022 году

Кроме того, в классификаторе содержится приложение Д, в котором приведено отсутствующее в ИСО 3166-97 распределение стран мира по макрогеографическим регионам (Африка, Америка, Азия, Европа, Океания), применяемое для целей статистики в Организации Объединенных Наций (ООН) в соответствии с документом “Стандартные коды стран или районов для использования в статистике”, разработанным Секретариатом ООН.

Ведение ОКСМ осуществляет ВНИИКИ Госстандарта России совместно с Банком России.

Информация об изменениях:

Изменением 21/2016 в раздел “Страны мира” внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 28 сентября 2016 г.

Страны мира
(с изменениями N 1/2003, 2/2003, 3/2004, 4/2004, 5/2005, 6/2006, 7/2006, 8/2008, 9/2009, 10/2010, 11/2011, 12/2011, 13/2011, 14/2011, 15/2012, 16/2012, 18/2013, 19/2013, 20/2016, 21/2016)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст)

Дата введения 1 июля 2002 г.

Текст стандарта приводится по официальному изданию (ИПК Издательство стандартов, 2002)

Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России и Центральным банком Российской Федерации (Банком России)

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта РФ

Текст документа приводится с учетом поправок:

1/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018 г., N 3

2/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018 г., N 4

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 20 января 2022 г.

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 13 марта 2019 г.

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 ноября 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 16 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 5 февраля 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 28 сентября 2016 г.

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 31 марта 2016 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 11 июля 2013 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 10 мая 2013 г.

Изменения вступают в силу 1 июля 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 6 февраля 2013 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших со 2 августа 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 февраля 2012 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 8 ноября 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 9 августа 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2012 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 14 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 15 декабря 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2010 г.

Изменение 9/2009 (с учетом поправки 3/2018, опубликованной в ИУС “Национальные стандарты”, 2018, N 4)

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2009 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2007 г.

Изменения вступают в силу с 1 октября 2006 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Изменения вступают в силу с 1 октября 2004 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Изменения вступают в силу с 15 октября 2003 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: