Какие республики входят в состав России в 2022 году: список, правовой статус

Все республики Российской Федерации

Республики Российской Федерации являются национальными государствами в составе РФ, лишенными, однако, суверенитета. Главным отличием республик от прочих субъектов федерации является то, что они имеют собственные государственные языки и имеют право на конституцию, которая не должна вступать в противоречия с российской.

Какие республики входят в состав Российской Федерации

В современной России республики занимают до 28 % территории, а проживают в них до 17 % населения. Все республики разнятся и по площади территории, и по численности населения. В то время как некоторые субъекты, подобно Якутии, занимают огромные заснеженные пространства, другие, как, например, Ингушетия, занимают совсем небольшую площадь. Численность жителей Ингушетии едва превышает 488 000 человек, а по территории республика занимает 82 строчку среди субъектов РФ.

В России проживает большое число народов, но далеко не все из них имеют свои государственные образования. Например, на территории Дагестана проживают представители более тридцати национальностей.

Полный перечень республик Российской Федерации выглядит так:

  • Адыгея.
  • Алтай.
  • Башкирия.
  • Бурятия.
  • Дагестан.
  • Ингушетия.
  • Кабардино-Балкария.
  • Калмыкия.
  • Карачаево-Черкесия.
  • Карелия.
  • Коми.
  • Марий-Эл.
  • Мордовия.
  • Якутия.
  • Северная Осетия-Алания.
  • Татарстан.
  • Тыва.
  • Удмуртия.
  • Хакасия.
  • Чувашия.
  • Крым.

Большинство республик, которые сегодня входят в состав России, в советское время обладали статусом автономных советских республик, а некоторые имели статус автономных областей.

История республик РФ

Большинство современных национальных автономий были сформированы на заре Советской России, когда большевики всеми силами стремились заполучить национальные элиты себе в союзники, активно раздавая суверенитет всем желающим народам.

Однако путь к современному состоянию дел был долгим, и на нем республики проходили многочисленные трансформации, в том числе довольно болезненные. Одной из первых Советских Республик была Терская СР со столицей во Владикавказе, входившая в состав РСФСР. Впоследствии ее много раз реформировали и создавали на ее территории отдельные автономные образования.

После Великой Отечественной войны многие народы СССР были подвергнуты массовым контингентным репрессиям.

Депортация народов СССР

Правовой статус республик Российской Федерации изменялся на протяжении их истории. Наиболее значительный удар по автономии народов Кавказа был нанесен после снятия нацистской оккупации и возвращения в регион советской власти.

В 1944 году была упразднены Чечено-Ингушская Республика, ликвидирована национальная автономия балкарцев и карачаевцев, а сами представители народов были депортированы в Сибирь и Центральную Азию, где проживали до 1957 года, когда были реабилитированы.

Однако депортации подверглись не только народы Северного Кавказа, но и крымские татары, которые также были репрессированы во внесудебном порядке.

После СССР

Далеко не все республики Российской Федерации на момент распада Советского Союза имели намерения продолжать членство в федерации. Некоторые, как, например, Чечено-Ингушская Республика, приняли решение провозгласить суверенитет.

Однако ингуши не поддержали интенцию чеченцев и вышли из состава Чечено-Ингушской ССР, создав собственную Ингушскую Республику, которая взяла курс на лояльность России. Не так поступило руководство Чеченской Республики, которое решило полностью обособиться от России даже ценой значительных потерь. Такой подход спровоцировал затяжной конфликт и привел в конечном итоге к Чеченской войне.

Правовой статус

Многочисленные межнациональные столкновения, происходившие на постсоветской территории, вынудили руководство России изменить подход к отношениям между регионами и центром и ввести систему федеральных договоров, которые и стали правовой основой, определяющей статус республик в РФ.

В современной федерации республики являются правовыми демократическими государствами, а их устройство определяется Конституцией России и самой республики. Полномочия между республиками и федеральным центром, а также межбюджетные отношения и налоги регулируются соответствующими законами и федеральными договорами. Например, в рамках федеральных договоров принимаются решения о количестве часов, которые школы могут отвести на преподавание национального языка республики.

История объединения субъектов России

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Мурманск в 2022 году: отзывы переехавших, зарплаты, цены на продукты и недвижимость

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов). В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации. Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом. В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов. Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов. Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются. Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки. В случае, если по итогам голосования вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта. Документ должен быть принят большинством голосов не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ. На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проголосовали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв. км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов. В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Читайте также:
Стоит ли перeезжать на ПМЖ в Хадыженск: цены на продукты и недвижимость в 2022 году

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край. За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проголосовали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно. Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв. км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проголосовали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно. Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс. кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью. С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проголосовали 9,44% и 1,55% соответственно. Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область. Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года. В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проголосовали 90,29% избирателей, против – 8,89%. В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс. кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин. С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Организация региональной власти «по-новому»: что ждет федеративную Россию в 2022 году?

27.09.2021 проект федерального закона “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации” (далее – проект нового Закона, законопроект) внесен А.А. Клишасом и П.В. Крашенинниковым в нижнюю палату российского парламента. Он получил № 1256381-7.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Смоленск в 2022 году: отзывы переехавших людей, средние зарплаты и цены на продукты и недвижимость

Цель законопроекта — замена действующего Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” (далее — прежний Закон), перезагрузка текущих норм об организации региональной государственной власти.

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъекта федерации устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Именно эти “общие принципы” и были сформулированы в прежнем Законе. Этот закон множество раз подвергался критике со стороны как экономически самостоятельных регионов, так и отечественных правоведов, поскольку он определил не просто общие принципы организации государственной власти на уровне субъекта федерации, а детально урегулировал все важные вопросы государственного управления в регионе, начиная с точного перечня полномочий законодательного и высшего исполнительного органа власти субъекта, заканчивая нормами об использовании в наименовании высшего должностного лица региона слов, которые имеются в наименовании высших федеральных органов власти.

Данный закон – основная лакмусовая бумажка российского федерализма, поскольку именно она восполняет регулятивный смысл ч. 1 ст. 77 Конституции РФ.

Возможно явилось большой ошибкой авторов Конституции РФ излагать норму ч. 1 ст. 77 в бланкетной форме – разработчики Основного закона либо не предвидели то, что федеральный центр злоупотребит своими возможностями и не даст регионам никакой политической самостоятельности, либо добросовестно надеялись на то, что федеральный центр справедливо распределит полномочия федерации и её субъектов с учетом особенностей развития молодого Российского государства, ну или команда Б.Н. Ельцина оставляла этот капкан с расчетом на то, что федерация за счет него сможет держать регионы на “коротком поводке”. И в ч. 2 ст. 77 разработчики конституционного текста оговорили, что при осуществлении полномочий федерации по предметам её исключительного ведения и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и регионов органы федерации и органы субъектов федерации концептуально образуют единую систему исполнительной власти в стране.

И в итоге заложили мину.

Не суть – как вышло, так вышло, что посеяли, то и пожали.

Принятый под занавес 1999 г. прежний Закон впоследствии перекраивался 187 раз (по состоянию на 10.11.2021), не было ни одного года, чтобы данный закон не пересматривался. И только дважды закон становился предметом проверки Конституционного Суда РФ (в 2000 г. — норма об отзыве высшего должностного лица субъекта РФ, а в 2002-м — норма о неприкосновенности депутата законодательного органа субъекта РФ).

Федеральный центр, по сути, изгалялся над самостоятельностью субъекта федерации как только мог — в результате чего спустя 22 года жизни прежнего Закона государственная самостоятельность субъекта федерации превратилась в неуверенное утверждение.

Взятый В.В. Путиным в 2000 г. курс на укрепление роли федерального центра к 2021 г. привел Россию к тому, что руководители регионов перестали быть самостоятельными политическими фигурами, парламенты регионов научились принимать законы о поправках к Конституции РФ единой шеренгой за один день вместо одного года, установилась практика, по которой кандидатуры руководителей отраслевых ведомств регионов согласовываются с соответствующими федеральными министрами, даже назначение региональных омбудсменов (вовсе не политическая должность) теперь происходит с одобрения федеральных омбудсменов. Огромное Российское государство фактически превратилось в унитарию, в которой лишь некоторые незначительные вопросы доверяются самостоятельности регионов.

Вернемся к законопроекту.

27.09.2021 спикер Госдумы направил проект нового Закона на предварительное рассмотрение в профильный Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству, который 28.09.2021 предложил Совету Госдумы назначить комитет ответственным комитетом по законопроекту, включить указанный законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2021 г. (ноябрь), установить срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний до 31.10.2021, установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Госдумой в первом чтении — ноябрь 2021 г., включить в проект порядка работы Госдумы на 02.11.2021 для рассмотрения в первом чтении.

Читайте также:
Цены в Крыму в 2022 году: стоимость питания, бензина проезда и аренды жилья

01.10.2021 протокольным решением Совет Госдумы предложения Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству удовлетворил, а 13.10.2021 он назначил этот комитет ответственным комитетом по проекту нового Закона.
27.10.2021 ответственный комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении.

Как указал ответственный комитет в своем заключении, проект нового Закона “направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах РФ”. Ответственный комитет согласился с идеей законопроекта о том, что высшее должностное лицо региона должно признаваться обязательным органом публичной власти и одновременно замещать государственную должность РФ и государственную должность субъекта РФ, а также поддержал идею о том, что его наименование должно содержать слово “Глава” и не должно иметь слов и словосочетаний, используемых в наименовании должности главы Российского Государства (т.е. слова “президент”). Ответственный комитет поддержал нововведение, которым дозволяется отрешать высшее должностное лицо субъекта федерации от должности Президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия Президента РФ, а также разрешается Президенту РФ применять к высшему должностному лицу региона иные меры ответственности, такие как предупреждение и выговор. Комитет поддержал положение о том, что срок полномочий высшего должностного лица региона и законодательного органа региона должен быть фиксированным — 5 лет, якобы это делается в целях “обеспечения стабильности системы публичной власти” с учетом сложившейся практики регионов. Комитет согласился с правильностью установления подробной структуры органов исполнительной власти субъекта федерации (какие в нее органы должны входить), поддержал то, что федеральные органы исполнительной власти все-таки должны участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта, которые действуют в сферах образования, здравоохранения и финансов, а также осуществляют жилищный, строительный надзор. То, что законопроект практически детально прописывает статус региональных омбудсменов, ответственный комитет также поддержал. Он также одобрил то, что проект нового Закона уточняет перечень собственных полномочий субъекта федерации.

Нормы об отзыве высшего должностного лица региона населением в законопроекте отсутствуют вовсе. Комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, давая собственное заключение на проект, отметил это, но не осудил, одновременно предложил еще больше уточнить полномочия органов государственной власти субъектов федерации, указал на то, что законопроект имеет достаточное количество технико-юридических и лингвистических ошибок, но в целом поддержал концепцию проекта нового Закона.

Правовое управление Аппарата Госдумы в своем заключении не возразило на концепцию законопроекта, но предложило уточнить его переходные положения.

08.11. 2021 протокольным решением Совета Госдумы проект нового Закона вынесен на пленарное заседание Госдумы.

09.11.2021 в пленарном заседании Госдума приняла законопроект в первом чтении, установив срок представления поправок к законопроекту до 08.12.2021. Депутаты голосовали: “за” – 317 (“Единая Россия” – 289, ЛДПР – 23, “Новые люди” – 5), “против” – “66” (КПРФ – 54, “Новые люди” – 5, независимые – 1), воздержались – 12 (“Справедливая Россия” – 7, “Новые люди” – 5). Участия в голосовании не принимали – 55 (“Единая Россия” – 31, КПРФ – 3, “Справедливая Россия” – 21). Удивительно, но по системе электронного голосования Думы общее число голосовавших против составило 66 вместо 60. Загадка.

Принятый в первом чтении проект нового Закона предусматривает такие новые принципы федерализма, как “единство системы публичной власти”, “согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях” и “разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти”. По сути, к уже существующей схеме российского федерализма добавились “единство системы публичной власти” и включение муниципального уровня в “согласованное функционирование и взаимодействие”. Не исключено, что под таким “соусом” федеральные и региональные органы смогут фактически “заправлять” местным самоуправлением, не стесняясь этого.

Предполагается, что Госдума примет проект нового Закона во втором чтении не позднее 10.12.2021, ну а к 15.12.2021 (третье чтение) он станет федеральным законом, который Совет Федерации непременно одобрит, а Президент России подпишет к 01.01.2022.

Читайте также:
Налоги в Греции

Очевидно, что еще не ясна окончательная редакция переходных положений законопроекта, но ожидается, что Россия уже в 2022 г. начнет существовать по новой концепции “федерализма”.

Одни только нормы проекта нового Закона о том, что должность высшего должностного лица региона является одновременно и федеральной государственной должностью, и региональной государственной должностью (ст. 20), а также о том, что Президент РФ прочнее закрепит за собой по отношению к высшим должностным лицам регионов дополнительные возможности воздействия — выговор, предупреждение, отрешение (ст. 29), позволяют говорить об унитаризации России.

Так, “новым” станет хорошо отработанное прежнее, укрепленное дополнительными возможностями Президента РФ и фактически полностью отныне подчиненных ему высших должностных лиц субъектов федерации.

Бесспорно, что сложившаяся к 2021 г. практика управления Российским государством показала, что федерации как таковой на территории России не существует, но это еще не позволяет федеральному центру забирать у регионов последние автономные возможности. Хотя в принципе-то федеральный центр в одном прав — регионы к 2021 г. сами изжили последнюю самостоятельность, фактически став своеобразными филиалами федеральной власти.

Примечательно, что Автономная Республика Крым (АРК) до вхождения в состав России (до 2014 г.) по Конституции Украины, Закону Украины от 17.03.1995 № 95/95-ВР и Конституции АРК, находясь в лоне унитарной Украины, имела куда большие права, чем субъект Российской Федерации теперь. В частности, ст. 137 Конституции Украины и п. 2 ч. 1 ст. 18 Конституции АРК единообразно предписывали, что нормативное регулирование и осуществление организационно-распорядительных полномочий по вопросам сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности; градостроительства и жилищного хозяйства; курортно-рекреационной сферы; туризма, гостиничного дела, ярмарок; музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; охоты, рыболовства; санитарной и лечебной служб относится к компетенции автономной республики. И никаких ориентировочных для автономии “общих принципов” по этим вопросам Украина не устанавливала, полностью доверяя их решение местной власти.

Между тем, например, вопросы сельского хозяйства и лесов в России в соответствии с п. “д” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении федерации и её субъектов, а это значит, что на основании ч. 2 ст. 76 федеральный центр может задать не только “общие принципы” регулирования вопросов сельского хозяйства и лесов, но и детально упорядочить эти вопросы, что по сути и сделано в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства”, Федеральном законе от 02.01.2000 № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, Федеральном законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, Федеральном законе от 25.07.2011 № 260-ФЗ “О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования”, Федеральном законе от 27.10.2008 № 178-ФЗ “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей”, Федеральном законе от 24.06.2008 № 90-ФЗ “Технический регламент на масложировую продукцию”, Федеральном законе от 12.06.2008 № 88-ФЗ “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”, Лесном кодексе РФ и Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов”.

Просвещенная общественность рекомендует России честно отказаться от статуса федерации и не имитировать на международной арене тенденцию современной федерализации. Россия — не Канада, не США, не Германия и не Австрия, чтобы называться федерацией.

Российское общество устало от химер и обмана.

Да и вообще – пора, наверное, ему короноваться.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ

В состав РФ входит 21 республика: Адыгея (Адыгея), Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарская (Татарстан), Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская – Чувашия.

Читайте также:
Прожиточный уровень в Москве и других регионах России на ребенка, взрослого и пенсионера в 2022 году

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Республика – равноправный субъект РФ. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.

Республика в составе РФ:

1) непосредственно входит в состав РФ,

2) обладает собственной территорией,

3) принимает конституцию,

4) вправе устанавливать свои государственные языки,

5) имеет свои предметы ведения и полномочия, сферу вопросов совместного ведения с РФ,

6) образует собственные органы государственной власти,

7) наделена правом издавать законы и иные правовые акты, заключать договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти,

8) имеет право на представительство в Совете Федерации,

9) имеет право законодательной инициативы в ГД CФ РФ, право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ, выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора республики.

На основе Конституции РФ статус республики конкретизируется ее конституцией.

Конституция республики в составе РФ:

1) является атрибутом государственности данного субъекта РФ;

2) обладает учредительными свойствами;

3) имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республики;
4) принимается и изменяется парламентом или в ином установленном республикой демократическом порядке;

5) не нуждается в утверждении или регистрации со стороны федеральных органов власти;

6) закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;

7) гарантируется Конституционным Судом РФ и республиканскими конституционными судами.

Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ

Территория республики – пространственный предел ее власти.

Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус республики характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает и другие республиканские нормативные правовые акты.

Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика – это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.

Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно – парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу – парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Противоположность республике – монархия , то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.

Слово «республика» происходит от латинского res рubliса – общественное дело. Изначально республика была синонимом любого государства , но с XVII века так стали называть страны без королевской власти.

Большинство современных государств – республики. Но республика – это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.

Читайте также:
Стоимость бензина в Сочи и Адлере в 2022 году: цена 1 литра 92 и 95 на заправках

Марианна – аллегорическое изображение французской республики. Скульптура работы Леопольда Мориса на площади Республики в Париже. Фото: Wikimedia / Coyau https://lh3.googleusercontent.com/rIpr75Q2DDde_Xd0nBurXzFAzhMsSjv4TPCYIxLjF-S-jwEBhvz_MutPcFBhIkGOiZhw0IXKeVWUyqzAXi6Oy3mkVQDsKk9t0_CgWe49dogY2Q-laO6ZdTf3oio2796w9V__cFXM

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика – это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно – через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

Признаки президентской республики:

Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика – это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Признаки парламентской республики:

Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

Парламент обладает финансовой властью – разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Смешанная республика – это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта полупрезидентской республики – двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Теократическая республика – это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства – Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации – республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент – официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Лазаревское в 2022 годах: отзывы, цены на продукты и недвижимость в городе

Все это позволяет считать Россию президентской республикой .

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики . Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Президент России Владимир Путин с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Фото: пресс-служба президента РФ https://lh4.googleusercontent.com/_Qa7O0yZ3yyyNNAf1O08VRGPxkM58ozXralJFaAOhWSTXnCAjEOKkBuz-o9aWfe3QXsBdH-FrNRuQ_b0MS4JTqBC3BnWP24FUFrlWkH5sjDirzVCUjaGoo2R_Iwk4NM-KfdE722O

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

В составе России насчитывается 22 республики:

Какие регионы РФ являются государствами внутри государства?

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики! Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о регионах, а точнее российских республиках, которые имеют особый статус. Что это за регионы и в чём их особенность?

В Советском союзе все национальные субъекты именовались как автономные советские социалистические республики (АССР), например Дагестанская АССР. Статус автономных советских республик вовсе не означал суверенитет, а скорее подразумевал как национальный субъект, где проживают один или несколько этносов. Но после распада Советского Союза практически все автономные советские республики и области преобразовались в суверенные республики, что в итоге привело к сепаратистским настроениям ( ЗДЕСЬ).

В 2000 году к власти приходит Владимир Путин, которые вместе с правительством стал вносить поправки в конституцию РФ, в том числе и о понятии «суверенитет». Вскоре термин суверенитет во многих республиканских конституций РФ был убран. Однако некоторые регионы не стали прислушиваться к советам российского правительства и сохранили свой особый суверенный статус, который сохраняется и в наши дни. Но кто эти регионы?

На сегодняшний день, среди 85-ти субъектов, только два региона сохранили свой особый статус, среди них:

Чеченская республика

В 90-е годы Россия чуть не потеряла Чеченскую республику, так как местные сепаратисты хотели обрести свою независимость и не желали подчиняться федералам и центру. Всё это в итоге вылилось в две Чеченские военные компании, в ходе которой погибло тысячу людей с обеих сторон. Лишь к 2002 году чеченских боевиков удалось прижать и взять подконтроль всю Чеченскую республику. В итоге большая часть сепаратистов признали своё поражение и присягнули на верность России. Ахмад Кадыров, который изначально воевал на стороне боевиков, при Путине перешёл на сторону федералов. В 2003 году в Чечне прошёл референдум, и большая часть жителей захотела остаться в составе России. Однако последствия чеченского сепаратизма и двух войн, оставили свой опечаток, поскольку сегодня всем очевидно, что Чечня имеют особый статус, который закреплён в их местной Конституции.

Так «Статья 100» Конституции Чеченской Республики определяет полномочия и функции Конституционного суда Чеченской Республики. Иными словами в республике свои федеральные суды, свой Конституционный суд и мировые судьи Чеченской республики.

Особый статус и у чеченского главы Рамзана Кадырова, который имеет свою полицию, неофициальную армию, которая состоит из бывших чеченских боевиков, часто именуемых – кадыровцами. Полномочия у чеченского лидера куда больше, чем у любого регионального политика, при этом самого Рамзана Кадырова многие критики обвиняют в диктатуре ( ТУТ), а его Чеченскую республику называют государством внутри государства.

Но Чечня – это не единственный субъект, который особняков выделяется на фоне остальных регионов. Есть ещё один регион, у которого автономии больше, чем у Чеченской республики.

Республика Татарстан

Согласно Конституции России, Татарстан является субъектом Российской Федерации. Но согласно Конституции самого Татарстана, республика является суверенным государством, которое строит равные отношения с Российской Федерацией.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Москву в 2022 году

Все дело в том, что в 1992 году в Татарстане прошел референдум о независимости республики, входе которого свыше 65 % жителей Татарстана ответили положительно. Поначалу правительство России не признавало суверенитет Татарстана, но позже 15 февраля 1994 года президент России Борис Ельцин вместе с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым подписали договор согласному, которому Татарстан суверенное государство, объединённое с Российской Федерацией. Таким образом, Ельцин признал, что Татарстан всё же суверенное государство.

Правда в отличие от своего предшественника Владимир Путин не хотел признавать особый статус Татарстана, который противоречил основному федеральному закону РФ. в 2007 году Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев продлили договор об особом статусе республики Татарстана, который официально звучал как «договор о разграничении полномочий» сроком на 10 лет. В 2017 году этот заключенный договор истек, однако Госсовет Татарстана хотел продлить его ещё сроком на 10 лет, но Путин им отказал. По идеи в сентябре 2020 года Татарстан должен отказаться от своего суверенного статуса и должности президента, так как это противоречит Федеральному договору, но в татары делать этого особо не хотят, и от своего суверенного статуса отказываться не собираются.

Вывод. Как мы видим особого статуса добились те российские регионы, которые в 90-е годы хотели выйти из состава России. Татары сделали весьма хитрым образом, и закрепили свой статус ещё в тот момент, когда в новой России не было своей Конституции. С чеченцами вышло по иному, и их борьба за суверенитет обрушилась двумя военным компаниями. Все эти противоречия видимо и стали одной из причин , по которой в июле 2020 года прошли поправки по Конституции, где в одном из пунктом прописано, что никто из регионов не может выйти из состава России. Впрочем, это уже совсем другая история.

Территории входящие в состав Российской Федерации: области, края, республики, автономные округи и области, города федерального значения, острова. Округа федерального значения России: административный состав федеральных округов России

Россия-огромная страна с многонациональным населением. Это одно из самых современных и великих государств мирового значения. РФ располагается на самом большом континенте, занимает 1/8 часть всей земной суши. Это страна с великими реками, горными хребтами, бескрайними лесами, морями и арктическими льдами, множеством больших и малых островов, архипелагов. Территории РФ постоянно увеличиваются. Вхождение в состав РФ новых государств позволило увеличить береговую линию, сухопутные и морские границы.

О писание субъектов Российской Федерации

В состав РФ входит 89 регионов/субъектов: республик-22, краев-9, областей-49, городов федерального значения 3, автономных областей-1, автономных округов-4.

Сколько областей входит в состав РФ


Края входящие в состав РФ


Какие республики входят в состав РФ

Автономные округа в составе РФ

Автономные области входящие в состав РФ


Города федерального значения в составе РФ

Острова в составе РФ

В Российских водах насчитывается более 1100 островов. Северные острова в большей степени располагаются архипелагами в водах Северного Ледовитого океана.

Последние несколько регулярно исследуется северное побережье России. На карте появляются новые географические объекты, обновляется береговая линия. Начиная с 2015 года, гидрографами было открыто больше 30 островов.

Раньше острова скрывались подо льдами. Постоянное потепление приводит к уничтожению обледенения и оголению больших поверхностей суши. По последним данным, на Новой Земле, ледники ушли вглубь суши на два-пять километров. Не исключено, что в ближайшие годы, в составе Российской Федерации появятся названия новых островов.


Федеральные округа России список


Столицы федеральных округов России на карте


Состав федеральных округов России таблица

Входит ли в состав Российской Федерации:

Абхазия

Более двухсот лет назад Абхазия вошла в состав могущей России. Такое присоединение было единственным спасением от Турции. Россия признала независимость Абхазии после грузино-абхазского конфликта 2008 года.

Читайте также:
Переезд в Казань на ПМЖ из других городов в 2022 году

Сегодня Абхазия получает регулярную помощь от РФ, но не находится в составе РФ. У большинства жителей есть два паспорта-абхазский/российский. Пенсионерам выплачивают российскую пенсию, транслируется российское телевидение. Дети изучают школьную программу по российским стандартам.


Осетия

Осетия ныне разделена два две части, Южную и Северную. Южная Осетия частично признана РФ в 2008 году. А вот Северная Осетия-Алания, находится в составе РФ. Территориально входит в Северо-Кавказский федеральный округ.

Дагестан

Дагестан, республика, которая вошла в состав РСФСР еще в 1921 году. После развала союза она осталась субъектом РФ. Территориально входит в Северо-Кавказский федеральный округ.

Жители Дагестана уже 200 лет отмечают знаменательную дату «Воссоединения с Россией». Это праздник государственного масштаба. Дагестан-один из ярких, многонациональных краев России.


Таджикистан

Таджикистан, как республика, был образован в 1929 году, и сразу же вошел в состав СССР. При распаде союза Таджикистан стал независимым государством.

Сегодня Таджикистан важен для РФ. Его присоединение позволит России контролировать границу с Китаем. Потому как, Таджикистан сейчас единственный коридор, через который Китай может захватить всю Среднюю Азию.

Россия единственный большой инвестор Таджикистана. Она отменила пошлины на товары и денежные переводы. Все это говорит об экономическом союзе.


Армения

Свою независимость Армения получила еще в 1918 году. Но, уже в 1920 году она присоединилась к СССР реформированной Армянской ССР. С конца 1936 года Армения была союзной республикой. И только летом 1990 года была принята декларация о независимости Армении.

Армения, это отдельное независимое государство, которое не входит в состав РФ. Из-за нестабильного экономического положения Армения нуждается в помощи, которую получает от России.

Сегодня, Армения, это единственный, и к тому же официальный союзник России на Кавказе, как экономический, так и военно-политический. Оборона стран СНГ, в рамках объединенной системы, производится 102-ой военной базой РФ, которая расположена на территории Армении.

РФ считается одним из самых основных инвесторов страны. Большинство больших предприятий Армении принадлежит российским компаниям, которые были переданы РФ в счет погашения государственного долга.


Казахстан

Казахстан присоединился к России в 19 веке. Летом 1920 года была основана Киргизская Автономная республика (казахская) в составе РСФСР. Спустя пять лет ее переименовали в Казакскую АССР. Позже, в 1936 года республика была отделена от РСФСР и переименована в Казахскую ССР. Казахстан стал полноправной республикой СССР.

После переворота 1991 года, Казахстан становится независимой республикой, каковой и является по сегодняшний день.

Беларусь

В начале 1919 года Беларусь приняла решение выйти из состава РСФСР и стать независимой республикой. Но, уже в 1922 году, с участием Белоруссии, был подписан договор об образовании СССР. Во время распада союза, Беларусь приобрела независимость и стала парламентской республикой.

Сегодня, Беларусь-союзное государство, которое вместе с РФ образует единое политическое, военное, таможенное, валютное, юридическое, гуманитарное и культурное пространство. С 1997 года отмечается общий праздник «День единения народов России и Белоруссии», который приходится на 2 апреля


Татарстан

Автономная Татарская ССР, образованная в 1920 году, присоединилась к СССР к концу 1936 года. Летом 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете. Республика Татарстан, в феврале 1992 года вошла в состав РФ.

Сегодня эта суверенная республика-один из субъектов РФ. Территориально Татарстан входит в Приволжский федеральный округ.

PS: Россия великая страна. Ее территории распространяются на часть Европы, весь север, акватории семи морей, Северного Ледовитого и Тихого Океанов. В состав страны вошли 22 независимых государства. РФ постоянно растет и развивается.

Видео: » Субъекты Российской Федерации»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: