Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2020 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны . Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2020 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2020 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

старший преподаватель кафедры “Мировая экономика и МЭО” ДГТУ,

Возникший в начале прошлого года миграционный кризис в Европе связан с массовым прибытием беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Неготовность ЕС к приёму и распределению вышеупомянутых также поспособствовала возникновению кризиса, являющегося одним из крупнейших в Европе со времён Второй мировой войны. За 9 месяцев 2015 года в государствах, входящих в ЕС, было зарегистрировано более 700 тысяч мигрантов и беженцев.

После трагедии, произошедшей в Средиземном море в апреле 2015 года, термин «кризис» стал применяться в отношении беженцев и мигрантов. В апреле лодки с 1200 мигрантами из Африки потерпели крушение и затонули.

Следует отметить, что причинами, побудившими мигрантов покинуть территорию своей сраны, являются как экономическая, так и политическая и национально-правовая нестабильности.

Существует множество причин увеличения числа беженцев в Европе:

  • Войны в Сирии, Ираке и Афганистане, откуда родом большое количество беженцев, стали преградой на пути их возвращения в своё государство, а отсутствие работы и средств на существование вынудило население взять курс на Европу в надежде повысить свой уровень жизни.
  • В лагерях для беженцев в Турции, Ливане и др. государствах ухудшилось финансирование, из-за чего сократился рацион питания, была введена оплата за использование воды и электричества, дети беженцев не могли посещать учебные заведения.
  • Произошло расширение территорий, контролируемых ИГИЛ, по этой причине возросло количество беженцев, что привело к переполнению лагерей.
  • Беженцы открыли для себя более безопасный маршрут: через Средиземное море, Грецию, Македонию, Испанию и в ЕС.

Также можно выделить ряд причин возникновения кризиса:

  • Бюджеты стран ЕС были составлены без учёта расходов на содержание беженцев и финансирование лагерей для беженцев и мигрантов и отсутствовало соглашение о распределении беженцев по странам-членам Европейского союза.
  • Отсутствовало свободное жильё. В странах ЕС из-за низкой температуры потребовались значительные средства для строительства отапливаемых жилых помещений. Для сравнения – в Турции, Иордании и Ливии достаточно было палаток для размещения людей.
  • Существовал недостаток персонала для регистрации беженцев и полицейских для пограничного контроля.

По данным международной организации по миграции, количество беженцев, прибывших в Европу с начала 2016 года, составило 67 тысяч 193 человека. Из них более 62 тысяч человек прибыло в Грецию. По дороге в Европу погибло 368 человек.

Согласно Шенгенскому соглашению, 22 государства ЕС и 4 члена ЕАСТ объединились для формирования зоны, в которой контроль на внутренних границах отменён, однако контроль внешних границ обязателен. Что касается Дублинского соглашения, то оно определяет ответственность государства, входящего в ЕС, по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища во избежание ситуации, в которой беженцы или мигранты просят множество стран Евросоюза предоставить жилище, или же ситуации, когда ни одно государство не берёт на себя такую ответственность. Критика в адрес соглашения заключается в том, что оно возлагает на пограничные государства много ответственности за просителей о предоставлении убежища вместо разработки определённой системы распределения беженцев между государствами ЕС.

Также следует обратить внимание на то, что экономическая мотивация преобладает, этому свидетельствуют данные социологических опросов в разных государствах. Притягательность благоприятных регионов перевешивает эффект “выталкивания” районов с неблагоприятными условиям, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной этого является тот факт, что в бедных районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и найти работу после переезда.

Международная миграция связана с определёнными издержками. К экономическим издержкам можно отнести расходы на переезд из одного государства в другое, расходы на поиски работы. Решаясь на эмиграцию, мигранты и беженцы многим рискуют, т.к. на новом месте жительства они могут не найти подходящее место работы, место жительства, могут стать жертвами мошенников, поэтому мигранты через некоторое время возвращаются в свою страну. Данный шаг в значительной мере облегчит работу государств-членов ЕС, но возможно и то, что беженцы могут вступить в различные террористические организации, стать участниками вооружённых столкновений и др.

Британский политик Дэвид Кэмерон опасается, что кризис испортит отношения между странами ЕС. На проблему реинтеграции Великобритании в ЕС влияет позиция властей, утверждающих, что государство не в силах принять такое количество беженцев. Граждане же Исландии, например, просят правительство помочь мигрантам и беженцам, предоставив им убежище в своей стране, об это говорится в статье ежедневной газеты Великобритании «The Guardian».

Что же касается Германии, то в государство в 2015 году приехали около 1,1 млн беженцев. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер неоднократно призывал канцлера Германии Ангелу Меркель ввести лимит на приём мигрантов, однако глава правительства отказывалась это делать, ссылаясь на конституцию. Далее позиция канцлера по данному вопросу изменилась, как сообщает одно из крупнейших международных агентств новостей и финансовой информации «Reuters» она говорила, что странам-членам Европейского союза нужно охранять свои внешние границы, чтобы миграция была организованной, добавив, что убежище в стране могут получить только те те, кто действительно нуждается в защите. Мигрантам, приезжающим в Германию из экономических соображений, придется её покинуть. Но уже в настоящем году Меркель заявила, что как только в Сирии будет достигнут мир и в Ираке будет побеждён ИГИЛ, то все беженцы и мигранты должны будут вернуться на родину. Правящая коалиция Германии договорилась об ужесточении правил предоставления убежища, теперь беженцы, получившие временное разрешение на пребывание в стране, получат право на переезд своей семьи только через два года. Власти Германии также планируют расширить список «безопасных» стран, в которые войдут Алжир, Марокко и Тунис. Беженцам из данных государств убежище будет предоставляться реже.

Если же рассматривать заявление американского бизнесмена и политического деятеля Дональда Трампа, представленное в ежедневной британской газете «The Independent», то можно заметить, что он негативно относится к данному вопросу и предостерегает граждан Великобритании и Евросоюза. Трамп говорит, что многие мигранты и беженцы могут быть сторонниками ИГИЛ и многих других террористических организаций. На заявление американского политика Джона Керри о том, что США сможет разместить до 100 000 беженцев, Дональд Трамп ответил, что отправит всех мигрантов и беженцев обратно на родину, если займёт пост президента, победив на выборах.

При этом американский журналист Патрик Смит критикует позицию властей США и ЕС, он говорит, что именно действия США на Ближнем Востоке и политика Западных стран по установлению собственного доминирования в странах Азии и Африки привели к миграционному кризису в Европе.

Европейский миграционный кризис достиг значительных масштабов. Важнейшим источником данной проблемы является вмешательство в режимы таких стран как Ливия, Сирия, Ирак. Европа сама инициировала войну в Ливии, которая не оправдала ожиданий. Из-за нестабильной ситуации Европа лишилась крупного экспортера энергоресурсов и спровоцировала волну миграции из Северной Африки. США и ЕС своими действиями решили подорвать политическую власть в Сирии, что позволило укрепить свои позиции ИГИЛ и другим террористическим организациям.

Стабильность в Европе не будет достигнута до тех пор, пока страны ЕС не придут к единому мнению по данному вопросу и не разработают общую систему приёма и регистрации беженцев.

Миграционный кризис в Европе: причины, масштабы, перспективы развития в 2020 году

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание нелегалов и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные лагеря);
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.

Совокупность объективных (вооруженные конфликты, наличие безопасных маршрутов для нелегальной миграции и так далее) и субъективных (отсутствие согласованных действий между странами ЕС, законодательной базы и другие) причин привели к тому, что за январь – конец апреля 2020 года около 206 тысяч 500 человек впервые подали ходатайство о предоставлении им убежища на территории ЕС, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2020 года. Однако, отмечаем тенденцию к незначительному уменьшению количество беженцев.

Численность и динамика роста миграционного потока

По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек.

Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно здесь.

Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств.

О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей статье.

В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2020 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

Пройдите социологический опрос!

Правовые факторы миграционного кризиса

Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является Шенгенское соглашение, упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.

По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут депортировать его обратно – в первую страну, которую он посетил.

Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.

Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.

Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.

В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.

Перспективы

Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.

В частности, проблема миграции в Европе в 2020 году может быть решена за счет:

  • Возведения лагерей для эмигрантов за пределами Евросоюза. Подобный опыт уже есть, в частности, лагеря в Ливане и Турции. В 2015 году Турция в обмен на 3 млрд евро приняла на себя обязанность обустроить депортированных из Греции беженцев. Похожие проекты европейцы планируют реализовать и в африканских странах, однако единого мнения и позиции в части решения миграционного кризиса пока нет.
  • Введения пограничного контроля внутри Шенгенской зоны. Правила Шенгена позволяют временно восстанавливать внутренний пограничный контроль, что и сделали 8 стран ЕС. Испания и Венгрия, чтобы сдержать нелегалов, занялись построением заборов на своих границах. Болгарские добровольцы оказывают самостоятельное, «народное» противодействие эмигрантам. Мигрантов также относят к числу главных причин, по которым произошел Brexit.
  • Военное вмешательство. Армии НАТО и России оказывают военную помощь во многих странах, на территории которых происходят конфликты, в частности, с ИГИЛ. Наиболее ярким примером является Сирия. Если военные операции будут близки к завершению, это позволит переселенцам возвращаться на родину.

Заключение

Миграционный кризис, длящийся на протяжении последних трех лет, оказывает существенное негативное влияние на политическую и экономическую ситуацию в Европе. Отсутствие солидарности в вопросах распределения мигрантов лишь усугубляет проблему и раскалывает ЕС. В такой ситуации страны-члены обязаны выработать единую стратегию преодоления кризиса – в противном случае его усугубление будет угрожать уже существованию Евросоюза.

Бунтующая миграция в Европе: Видео


ЕВРОПЕЙСКИЙ МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

студент 2 курса, факультет “Инновационный бизнес и менеджмент” ДГТУ,

старший преподаватель кафедры “Мировая экономика и МЭО” ДГТУ,

Возникший в начале прошлого года миграционный кризис в Европе связан с массовым прибытием беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Неготовность ЕС к приёму и распределению вышеупомянутых также поспособствовала возникновению кризиса, являющегося одним из крупнейших в Европе со времён Второй мировой войны. За 9 месяцев 2015 года в государствах, входящих в ЕС, было зарегистрировано более 700 тысяч мигрантов и беженцев.

После трагедии, произошедшей в Средиземном море в апреле 2015 года, термин «кризис» стал применяться в отношении беженцев и мигрантов. В апреле лодки с 1200 мигрантами из Африки потерпели крушение и затонули.

Следует отметить, что причинами, побудившими мигрантов покинуть территорию своей сраны, являются как экономическая, так и политическая и национально-правовая нестабильности.

Существует множество причин увеличения числа беженцев в Европе:

  • Войны в Сирии, Ираке и Афганистане, откуда родом большое количество беженцев, стали преградой на пути их возвращения в своё государство, а отсутствие работы и средств на существование вынудило население взять курс на Европу в надежде повысить свой уровень жизни.
  • В лагерях для беженцев в Турции, Ливане и др. государствах ухудшилось финансирование, из-за чего сократился рацион питания, была введена оплата за использование воды и электричества, дети беженцев не могли посещать учебные заведения.
  • Произошло расширение территорий, контролируемых ИГИЛ, по этой причине возросло количество беженцев, что привело к переполнению лагерей.
  • Беженцы открыли для себя более безопасный маршрут: через Средиземное море, Грецию, Македонию, Испанию и в ЕС.

Также можно выделить ряд причин возникновения кризиса:

  • Бюджеты стран ЕС были составлены без учёта расходов на содержание беженцев и финансирование лагерей для беженцев и мигрантов и отсутствовало соглашение о распределении беженцев по странам-членам Европейского союза.
  • Отсутствовало свободное жильё. В странах ЕС из-за низкой температуры потребовались значительные средства для строительства отапливаемых жилых помещений. Для сравнения – в Турции, Иордании и Ливии достаточно было палаток для размещения людей.
  • Существовал недостаток персонала для регистрации беженцев и полицейских для пограничного контроля.

По данным международной организации по миграции, количество беженцев, прибывших в Европу с начала 2016 года, составило 67 тысяч 193 человека. Из них более 62 тысяч человек прибыло в Грецию. По дороге в Европу погибло 368 человек.

Согласно Шенгенскому соглашению, 22 государства ЕС и 4 члена ЕАСТ объединились для формирования зоны, в которой контроль на внутренних границах отменён, однако контроль внешних границ обязателен. Что касается Дублинского соглашения, то оно определяет ответственность государства, входящего в ЕС, по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища во избежание ситуации, в которой беженцы или мигранты просят множество стран Евросоюза предоставить жилище, или же ситуации, когда ни одно государство не берёт на себя такую ответственность. Критика в адрес соглашения заключается в том, что оно возлагает на пограничные государства много ответственности за просителей о предоставлении убежища вместо разработки определённой системы распределения беженцев между государствами ЕС.

Также следует обратить внимание на то, что экономическая мотивация преобладает, этому свидетельствуют данные социологических опросов в разных государствах. Притягательность благоприятных регионов перевешивает эффект “выталкивания” районов с неблагоприятными условиям, то есть если наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с наилучшими возможностями, то они не всегда идут из районов с наиболее низкими заработками. Причиной этого является тот факт, что в бедных районах проживают люди с более низким уровнем не только благосостояния, но и образования и профессиональной подготовки, то есть имеющие меньшие возможности переехать и найти работу после переезда.

Международная миграция связана с определёнными издержками. К экономическим издержкам можно отнести расходы на переезд из одного государства в другое, расходы на поиски работы. Решаясь на эмиграцию, мигранты и беженцы многим рискуют, т.к. на новом месте жительства они могут не найти подходящее место работы, место жительства, могут стать жертвами мошенников, поэтому мигранты через некоторое время возвращаются в свою страну. Данный шаг в значительной мере облегчит работу государств-членов ЕС, но возможно и то, что беженцы могут вступить в различные террористические организации, стать участниками вооружённых столкновений и др.

Британский политик Дэвид Кэмерон опасается, что кризис испортит отношения между странами ЕС. На проблему реинтеграции Великобритании в ЕС влияет позиция властей, утверждающих, что государство не в силах принять такое количество беженцев. Граждане же Исландии, например, просят правительство помочь мигрантам и беженцам, предоставив им убежище в своей стране, об это говорится в статье ежедневной газеты Великобритании «The Guardian».

Что же касается Германии, то в государство в 2015 году приехали около 1,1 млн беженцев. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер неоднократно призывал канцлера Германии Ангелу Меркель ввести лимит на приём мигрантов, однако глава правительства отказывалась это делать, ссылаясь на конституцию. Далее позиция канцлера по данному вопросу изменилась, как сообщает одно из крупнейших международных агентств новостей и финансовой информации «Reuters» она говорила, что странам-членам Европейского союза нужно охранять свои внешние границы, чтобы миграция была организованной, добавив, что убежище в стране могут получить только те те, кто действительно нуждается в защите. Мигрантам, приезжающим в Германию из экономических соображений, придется её покинуть. Но уже в настоящем году Меркель заявила, что как только в Сирии будет достигнут мир и в Ираке будет побеждён ИГИЛ, то все беженцы и мигранты должны будут вернуться на родину. Правящая коалиция Германии договорилась об ужесточении правил предоставления убежища, теперь беженцы, получившие временное разрешение на пребывание в стране, получат право на переезд своей семьи только через два года. Власти Германии также планируют расширить список «безопасных» стран, в которые войдут Алжир, Марокко и Тунис. Беженцам из данных государств убежище будет предоставляться реже.

Если же рассматривать заявление американского бизнесмена и политического деятеля Дональда Трампа, представленное в ежедневной британской газете «The Independent», то можно заметить, что он негативно относится к данному вопросу и предостерегает граждан Великобритании и Евросоюза. Трамп говорит, что многие мигранты и беженцы могут быть сторонниками ИГИЛ и многих других террористических организаций. На заявление американского политика Джона Керри о том, что США сможет разместить до 100 000 беженцев, Дональд Трамп ответил, что отправит всех мигрантов и беженцев обратно на родину, если займёт пост президента, победив на выборах.

При этом американский журналист Патрик Смит критикует позицию властей США и ЕС, он говорит, что именно действия США на Ближнем Востоке и политика Западных стран по установлению собственного доминирования в странах Азии и Африки привели к миграционному кризису в Европе.

Европейский миграционный кризис достиг значительных масштабов. Важнейшим источником данной проблемы является вмешательство в режимы таких стран как Ливия, Сирия, Ирак. Европа сама инициировала войну в Ливии, которая не оправдала ожиданий. Из-за нестабильной ситуации Европа лишилась крупного экспортера энергоресурсов и спровоцировала волну миграции из Северной Африки. США и ЕС своими действиями решили подорвать политическую власть в Сирии, что позволило укрепить свои позиции ИГИЛ и другим террористическим организациям.

Стабильность в Европе не будет достигнута до тех пор, пока страны ЕС не придут к единому мнению по данному вопросу и не разработают общую систему приёма и регистрации беженцев.

Миграционный кризис в Европе. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 июня 2018 года на саммите в Брюсселе страны ЕС достигли договоренностей по миграционной проблеме. В частности, ими было принято решение о добровольном приеме беженцев странами сообщества и о выделении Турции второго транша в размере €3 млрд в рамках соглашения по беженцам, а также организации вне ЕС центров для нелегальных мигрантов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о миграционной проблеме в Европе.

Статистика

В 2014-2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Европейские страны захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году – 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн).

Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года – 56 тыс. 309 (по морю – 44 тыс. 957, по суше – 11 тыс. 352).

В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

Основные причины

Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах (“арабская весна”) и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки “Исламское государство” (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение “Талибан” запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

Основные маршруты нелегальной миграции

По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая – через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них – из Северной Африки на Пиренейский полуостров – в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй – в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

Еще один путь – из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

Трагедии и операции по спасению

Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году – 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году – до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году – 3 тыс. 116, с начала 2018 года – 972 человека.

Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы “Тритон” и “Посейдон”.

В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название “София”. 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

План расселения беженцев

В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения – 50 тыс. человек в течение двух лет – до октября 2020 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

Сотрудничество ЕС и Турции

В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд – двумя частями по €3 млрд – финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены – на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы – сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран – Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.

Источники:
http://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/migranty-v-evrope.html
http://sibac.info/studconf/econom/xlii/52226
http://tass.ru/info/5336277
http://megaobuchalka.ru/10/17449.html

Ссылка на основную публикацию