На какие страны распалась Чехословакия: становление и распад государства на Чехию и Словакию

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Бархатный» распил.
Кто и зачем разделил Чехословакию?

«Бархатный» распил. Кто и зачем разделил Чехословакию?

Приход нового 1993 года в Чехословакии не встретил никто. Нет, поначалу все было как обычно: подготовка к празднику, накрытые столы, желания, бой часов… Но вместе с двенадцатым ударом и наступлением 1 января страна под названием «Чехословакия» навсегда исчезла с карты мира. Праздник продолжился в двух независимых государствах: Чехии и Словакии.

Для большинства жителей Европы раздел Чехословакии, получивший название «Бархатный развод», остается загадкой. «Вам-то чего не хватало?» — спрашивают граждан некогда единой страны, а те лишь неопределенно пожимают плечами.

«Первая республика»

В отличие от Югославии и СССР в Чехословакии не было острого конфликта на национальной почве. Обосновать необходимость расставания весомыми аргументами сложно.

К моменту распада Австро-Венгрии у чешских и словацких политиков сложился консенсус по вопросу создания единого государства. Собственно, ещё в годы Первой мировой войны страны Антанты формировали из числа австро-венгерских военнопленных чехословацкие корпуса. Как известно, военные государства, которое ещё даже не успело появиться на карте, внесли свой вклад в Гражданскую войну в России, значительно продлив агонию Белого движения.

I Мировая война (1914-1918 гг.). Демонстрация рабочих Кладно (Чехия) с требованием всеобщего мира 14 октября 1918 года. Из книги «Всемирная история», т.VIII, стр. 153. Первая мировая война (1914-1918 гг.). Демонстрация рабочих Кладно (Чехия) с требованием всеобщего мира. 14 октября 1918 года. Из книги «Всемирная история», т. VIII, стр. 153. Фото: РИА Новости

28 октября 1918 года Национальный чехословацкий комитет в Праге провозгласил независимость Чехословакии.

Так называемая Первая Чехословацкая Республика была крайне непростым с точки зрения национального вопроса государством. Помимо чехов и словаков, в ней проживали около 700 тысяч венгров и более 3 миллионов немцев, не считая других этнических групп.

Идеологи Первой Чехословацкой Республики верили в формирование единого народа на базе «чехословакизма», однако их ожидания не оправдались.

Оккупация и возрождение

Более того, фактор 3 миллионов этнических немцев в 1938 году приведет к тому, что ныне известно как «Мюнхенский сговор»:Чехословакия в результате соглашения между Германией, Италией, Францией и Великобританией фактически исчезла с карты мира. Гитлер, заявлявший изначально о претензиях только на Судеты, где проживали этнические немцы, оккупировал страну полностью. Место Чехословакии заняли прогитлеровская марионеточная Словакия и протекторат Богемия и Моравия.

Восстановлена страна была лишь в 1945 году, после разгрома гитлеровской Германии и её союзников.

«Немецкий вопрос» был закрыт навсегда массовым выселением немцев с территории страны, о чем сейчас не любят вспоминать ни в Чехии, ни в Словакии.

В 1948 году у власти в Чехословакии закрепились коммунисты. Словакия, которая до того момента вообще не имела никакого статуса, стала автономией, хотя страна в целом оставалась унитарной.

Федерация советского типа

Сложилось так называемое асимметричное национально-территориальное устройство: словаки имели свои национальные органы управления, а у чехов их не было вообще. При этом все рычаги власти были сосредоточены в Праге, что уже у словаков создавало иллюзию зависимости.

Все это не мешало Чехословакии достаточно активно развиваться в экономическом плане.

Летом 1960 года была принята новая Конституция страны, которая стала Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР).

Идея федерализации, то есть создания федеративного государства, состоящего из двух равноправных республик, по примеру СССР и Югославии, активно обсуждалась в период так называемой «Пражской весны». После операции «Дунай» в августе 1968 года, положившей конец «весне», план федерализации сохранился.

В октябре 1968 года был принят Конституционный закон о Федерации, вступивший в силу 1 января 1969 года. С этого момента страна представляла собой объединение Чешской Социалистической республики и Словацкой Социалистической республики.

С точки зрения внешних наблюдателей, последующие двадцать лет страна успешно развивалась экономически, войдя в число ведущих экономик Европы.

Но брожение присутствовало. Чехия почти в два раза больше по численности населения, её экономика была более развитой. В результате ВВП на душу населения в ЧСР на 20% превосходил аналогичный показатель в Словакии.

Социалистический интернационализм держал это недовольство в узде, позволяя ему проявляться лишь в анекдотах. Однако кризис социалистической системы во второй половине 1980-х привел к обострению подобных настроений.

Президент Чехословакии Вацлав Гавел. 1990 год. Фото: РИА Новости/ Борис Приходько

«Дефисная война»

В декабре 1989 года Бархатная революция привела к падению просоветского режима. Праздновали это одинаково радостно и в Праге, и в Братиславе.

Но бывший писатель-диссидент Вацлав Гавел, ставший президентом Чехословакии, с удивлением обнаружил, что между чехами и словаками существуют серьезные противоречия.

Как это часто бывает, на смену вытесненным на обочину политической жизни коммунистам пришли националисты. И, хотя в реалиях Чехословакии они были весьма умеренными, направление их деятельности прослеживалось четко.

В Словакии заявляли, что республика находится в униженном положении под пятой Праги. В Чехии сетовали, что вынуждены тащить «экономический балласт» в виде вечно бедных братьев.

Старая Конституция, работавшая при социалистическом режиме, перестала обеспечивать решение проблем.

В 1990 году в Чехословакии произошла «Дефисная война». 29 марта 1990 года парламент решил, что название страны будет писаться без дефиса (по-чешски) и с дефисом (по-словацки). Этот вариант, однако, никого не устроил, и 20 апреля было решено, что название страны будет звучать так: «Чешская и Словацкая Федеративная Республика».

Долго спорили о том, какие слова в каком варианте нужно писать с большой буквы: всем чудилось ущемление их прав. Больше всего это напоминало описанную Джонатаном Свифтом войну остроконечников и тупоконечников по вопросу о том, с какой стороны следует разбивать яйцо.

Но вразумить чехов и словаков литературными примерами не получалось. Кризис разрастался.

Элиты против народов

На парламентских выборах в 1992 году в Чехии победила «Гражданская демократическая партия» во главе с Вацлавом Клаусом, а в Словакии — «Движение за демократическую Словакию» Владимира Мечьяра.

Клаус и Мечьяр находились в оппозиции к Гавелу, но, что важнее, придерживались разных политических программ и были полны решимости приступить к их реализации.

Социологические опросы, проводившиеся в Чехословакии, показывали, что летом 1992 года за сохранение единой страны выступали 63% словаков и 64% чехов. Однако элиты обеих республик были категорично настроены на «развод».

Читайте также:
Отели Турции с аквапарком 5 звезд для детей: где все включено и лучше отдохнуть в 2022 году

Вацлав Гавел, с ужасом поняв, что рискует оказаться в роли «могильщика» собственной страны, в знак протеста подал в отставку с поста президента. Он рассчитывал, что его авторитет позволит хотя бы добиться проведения референдума по вопросу о сохранении Чехословакии.

Но Клаус и Мечьяр, прекрасно понимавшие, каким будет результат народного волеизъявления, решили обойтись без него.

17 июля 1992 года парламент Словацкой Республики принял Декларацию о независимости. Фактически после этого события приобрели необратимый характер.

Как и в СССР, большинство, выступавшее за сохранение единой страны, не было оформлено в движение с авторитетными лидерами. Гавел для такой борьбы не обладал достаточной харизмой, и, более того, многие рассматривали его как одного из виновников происходящего.

К октябрю 1992 года парламент Чехословакии превратился в номинальный орган, поскольку большинство полномочий были переданы республикам.

25 ноября 1992 года парламент принял закон о прекращении существования Чехословакии и разделении страны с 1 января 1993 года.

Чехословакия между 1968 и 1989 годами. Фото: Commons.wikimedia.org

Мирно. Но напрасно

В новый год чехи и словаки вошли гражданами двух разных государств.

Этот распад получил название «Бархатный развод», так как он не сопровождался кровью и убийствами.

Вот только чехословацкому народу он был совершенно не нужен. В нем были заинтересованы только элиты, наплевавшие на мнение и чехов, и словаков.

Сегодня в учебниках истории обеих стран случившееся представляется как большое достижение. К счастью, отношения между гражданами бывшей единой страны, в отличие от других подобных случаев, не испортились. Но эксперты признают: обособление двух народов продолжается, и новые поколения уже не воспринимают друг друга как части одной нации.

Развод хорошим не бывает. Даже «бархатный».

Обложка: Трибуна демонстрантов у памятника Святому Вацлаву в Праге. Бархатная революция, 1989 год. © /Commons.wikimedia.org

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чехословакия – история страны

Бывшая страна Чехословакия образовалась из нескольких исторических территорий Центральной Европы. В неё входили Чехия, Моравия и Словакия. Они объединились в одно государство после распада Австро-Венгерской империи. Это случилось в 1818 году после окончания Первой Мировой войны. Чехословакия стала одним из самых стабильных в политической сфере государств в Восточной Европе. В плане экономики страна стала процветать.

  1. Чехословакия до Второй Мировой войны
  2. Социалистическая Чехословакия
  3. Ввод советских войск в Прагу
  4. Бархатная революция

Чехословакия до Второй Мировой войны

Объединиться в одну страну было выгодно обеим родственным этническим группам. Они тесно связаны по языку. Большинство населения исповедовало одну религию, и культура этих народов была очень похожа. Томаш Масарик и Эдвард Бенеш, совместно с другими лидерами 28 октября 1818 года объявили о создании нового государства. Франция и другие страны, кроме союзников Австрии, признали Чехословакию. Это было подтверждено несколькими договорами: Версальским, Сен-Жерменским, Трианонским, Сервским, заключёнными между разными заинтересованными странами.

Столицей страны стал город Прага. На землях Богемии и Моравии проживали, в основном, чехи. А словаки занимали восточную часть. Эти два народа составляли две трети населения страны. Также в стране проживали немцы, венгры, русские, поляки и другие национальности. В стране установилась стабильность.

Руководителем страны стал Масарик. При нём была парламетская демократия. Промышленность страны стала самой развитой в Восточной Европе. Всё закончилось, когда она была частично оккупирована фашистской Германией в 1938 году. Судетские немцы рьяно выступали за национал-социализм. Франция и Великобритания молчаливо согласились с этим. В 1939 году немцы заняли уже всю Чехословакию. Чехия и Моравия стали германским протекторатом.

Словакия осталась автономной, но под властью Германии. Семь лет Чехословакию уничтожали фашисты. Все предприятия страны работали только на Германию. Необходимые бытовые товары и продукты выдавались только по нормам, установленным захватчиками. Гестапо жестоко уничтожало всех несогласных, особенно политиков, интеллигенцию, студентов, евреев. Их казнили или отправляли в концентрационные лагеря. Несколько населённых пунктов были снесены с лица земли, а жителей расстреляли или сожгли заживо. Театры, библиотеки, музеи, университеты и школы были закрыты. В 1945 году она была освобождена советскими войсками.

Социалистическая Чехословакия

После освобождения Чехословакия стала советской страной. Во время войны население поддерживало коммунистическую партию. Это оказало значительное влияние на формирование политического строя страны. Коммунистическая партия при поддержке Советского Союза препятствовали появлению многопартийной системе. В 1948 году появилась Чехословацкая Республика. При социалистическом строе промышленность страны была национализирована, сельскохозяйственные угодья объединились в колхозы. Если владелец предприятия или земли не сотрудничал с фашистами, то ему была выплачена денежная компенсация. В стране не стало безработицы. Но Чехословакия ещё не была полностью социалистической. Про неё говорили, что она является государством социалистического типа. Название Чехословацкая Социалистическая Республика было утверждено в 1960 году.

Начиная с 1960 года произошёл спад в развитии экономики страны. Правительство не справлялось с кризисом. В стране назревали реформы. Но осуществление их не удалось. После этого члены правительства передали свою власть Первому Секретарю Коммунистической партии Словакии Александру Дубчеку. Это произошло в январе 1068 года. При его руководстве была принята новая программа «Социализм с человеческим лицом». Так в стране появилась многопартийная система. Были восстановлены некоторые, ранее утерянные, права граждан. Это время в современной истории называют «Пражская весна».

Ввод советских войск в Прагу

В Советском Союзе не понравилось такое развитие событий. В августе 1968 года Страны Варшавского договора ввели войска в Чехословакию. Дубчек был срочным порядком отправлен в Москву. Когда Дубчек вернулся в Чехословакию, его реформы уже были отменены, страна вернулась к прежнему пути развития. Всё контролировалось Москвой. При экономической поддержке Советского Союза новые партийные лидеры страны бросили все силы на экономическое развитие Чехословакии. Они подавляли всяческое инакомыслие. К 1970 году, а затем ещё полтора десятилетия, страна процветала и вышла в лидеры по экономическому развитию стран Восточной Европы.

Бархатная революция

В 1998 году влияние Москвы на политическую жизнь граждан Чехословакии ослабла. Под руководством Михаила Горбачёва в Советском Союзе полным строем шла Перестройка. Это коснулось и Чехословакии. В стране прошли массовые демонстрации в Праге. Люди выступали против коммунистов, требовали проведения реформ в стране. В декабре этого же года было сформировано коалиционное правительство. В него вошли и представители других партий. В стране образовалась многопартийная политическая система. В 1990 году прошли свободные выборы, в результате которых коммунисты оказались не у власти. Президентом страны стал бывший диссидент писатель Вацлав Гавел. Этот период называется «Бархатной революцией».

Читайте также:
Дешевые безвизовые страны для россиян в 2022 году: список и цены

Из-за многопартийности разногласия в правительстве страны обострились. Каждый стал рвать одеяло на себя. Словаки не были согласны с чехами по поводу быстрой приватизации государственных предприятий страны. В 1992 году прошли парламентские выборы. В результате них разногласия между чехами и словаками усилились. В результате переговоров стороны договорились о разделении Чехословацкой федерации. Это событие именуют как «Бархатный развод». Разделение на две страны произошло в 1993 году, когда Советский Союз утратил своё влияние на неё.

Государство мирным путём разделилось на две части: Словакию и Чехию. Так в Европе стало два новых государства: Чешская Республика и Словакия. То, что образование новых стран произошло мирным путём, заслуга премьеров Чехии и Словакии – В. Клауса и В. Мечьяра. Хотя некоторые эксперты утверждают, что распада Чехословакии могло бы и не быть. Они винят в этом политиков, которые пренебрегли волей народа. Население этой страны в большинстве было против разделения страны.

«Бархатный» развод и независимость без упреков

В эти дни в Чехии и Словакии вспоминают события 20-летней давности, когда распалась Чехословацкая федерация

«Свою независимость, провозглашенную 1 января 1993 года, Чешская республика и Словакия отметили не шампанским, а кровью и слезами. Ход военного конфликта, известного как чешско-словацкая война, хорошо известен…» Так начинается вышедшая совсем недавно – к 20-й годовщине распада Чехословацкой федерации – книга журналиста Алеша Палана «Записки о чешско-словацкой войне».

Книга построена весьма оригинально: в ней сочетаются реальные и фиктивные воспоминания, сообщения информационных агентств (тоже настоящие и фальшивые) и другие материалы, посвященные событиям 1992–93 годов, когда прекратило существование то, что иногда в шутку называли dvojdomek, то есть «дом на двоих». Чехословакия – одно из трех многонациональных государств Восточной Европы, распавшихся в начале 90-х. Двумя другими были Советский Союз и федеративная Югославия. Чехословацкое расставание оказалось наиболее мирным из трех – настолько мирным, что его даже назвали «бархатным разводом», по аналогии с «бархатной революцией» 1989 года. Но был ли такой исход предопределен? Или возможны были и другие, менее приятные варианты – вроде антиутопии, созданной Алешем Паланом? А может быть, у Чехословакии были шансы сохраниться? Как чувствуют себя и относятся друг к другу жители Чехии и Словакии сейчас, через 20 лет после обретения обеими республиками независимости? Попробуем ответить на все эти вопросы.

СПРАВКА. Днем создания так называемой первой Чехословацкой Республики считается 28 октября 1918 года (в Чехии этот день до сих пор государственный праздник). Тогда в Праге произошли массовые выступления против австро-венгерского монархического режима. Вечером того же дня созданный местными политиками Национальный совет издал декларацию о провозглашении независимого чехословацкого государства. 14 ноября в Праге на заседании только что созванного Национального собрания была утверждена временная конституция, а президентом Чехословакии избран профессор Томаш Гарриг Масарик. Он возглавлял действовавший в эмиграции Чехословацкий национальный комитет, который в годы Первой мировой выступал за независимость чешских и словацких земель. Созданное в 1918 году государство просуществовало 20 лет, причем президент Масарик возглавлял его до 1935 года, когда ушел в отставку по состоянию здоровья. Его преемником был избран его ближайший соратник Эдвард Бенеш.

Межвоенная Чехословакия осталась к середине 30-х годов единственным демократическим государством в Центральной и Восточной Европе. Властям, однако, не удалось решить национальную проблему: немецкое и венгерское меньшинства проявляли нелояльность республике и заявляли об ущемлении своих национальных прав. Заметные трения возникли у Праги и с усилившимся словацким национальным движением. Осенью 1938 года в результате международного кризиса, завершившегося Мюнхенским соглашением четырех великих держав, от Чехословакии были отторгнуты приграничные районы, отошедшие к Германии, Венгрии и Польше. Несколько месяцев спустя, в марте 1939 года, нацистская Германия спровоцировала новый кризис, в результате которого оставшаяся территория Чехословакии была расчленена на «протекторат Богемия и Моравия», оказавшийся под немецкой оккупацией, и Словацкое государство, формально суверенное, но фактически попавшее в полную зависимость от Третьего рейха. Чехословацкая государственность была восстановлена в 1945 году после победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Та, «изначальная» Чехословакия была многонациональным государством, но задумывалась при этом как государство национальное, государство единого «чехословацкого народа». Немцы, которых в республике было свыше трех миллионов, и венгры, которых насчитывалось более 700 тысяч, фактически исключались из этого государствообразующего народа, хотя каждый из них в индивидуальном порядке обладал в Чехословакии всеми гражданскими правами. Проблема, однако, была еще и в том, что «чехословацкий народ» тоже, как выяснилось, существовал только в воображении основателей республики. В действительности были два народа – чешский и словацкий, и отношения между ними не всегда складывались идиллически, несмотря на официальную концепцию «чехословакизма». О том, почему так получилось, я побеседовал с моим коллегой, автором книги «Проект Чехословакия» Александром Бобраковым-Тимошкиным.

– Откуда взялась концепция «чехословакизма» и на чем она была основана?

– В данном случае можно говорить о смеси чистой идеологии и неких рациональных элементов. К моменту создания Чехословацкой республики чешская нация как политический субъект, как общность, осознающая себя этой самой нацией, уже была сформирована. В Словакии ситуация была другой, говорить о том, что к 1918 году словаки подошли как единая сформированная нация, нельзя. Словацкое национальное сознание было присуще довольно узкой прослойке этнических словаков, так что процесс формирования словацкой нации проходил как бы в ускоренном порядке, в то время когда Чехословакия уже существовала. Тем не менее рациональное зерно у этого чехословацкого проекта, как мне кажется, было. Это были идеи основателей государства, прежде всего, президента Масарика – и хотя еще в 1913 году вопрос о создании именно чехословацкого государства не ставился, уже в 1918-м большинство чехов смотрело именно на такое государство как на то, что необходимо создать.

– То есть можно сказать, что процесс формирования словацкой нации вышел из-под контроля тех, кто создавал Чехословакию – и в какой-то мере, хоть и не настолько, как конфликт между чехами и судетскими немцами, стал причиной краха межвоенной Чехословакии?

– Да, я согласен с этим. Неожиданными оказались те политические результаты, к которым этот процесс привел к середине 30-х годов. Тогда уже и на парламентских выборах в словацкой части республики большинство голосов на выборах стали получать националисты, причем весьма правоконсервативного толка. Очевидно, изначально предполагалось, что словаки будут плестись в хвосте, каким-то образом участвуя в политической жизни, в основном сосредоточенной в Праге… А получилось, что словацкое большинство, в том числе и многие интеллектуалы, этого не захотели.

– Немного переместимся вперед во времени. Во время Второй мировой был шестилетний эпизод формальной независимости Словакии (де-факто она была сателлитом нацистской Германии). Как вы считаете, оставил ли этот эпизод некий след в национально-исторической памяти, прежде всего словацкой, и можно ли говорить о том, что, при всех негативных оценках режима Йозефа Тисо, этот период повлиял на дальнейшие отношения двух народов и на судьбу восстановленной после войны Чехословакии? Ведь при коммунистах она наконец стала федерацией, пусть и в какой-то мере формально…

– Во всяком случае можно говорить о том, что после войны, за исключением краткой всеобщей эйфории сразу после освобождения, уже никто не говорил о «едином чехословацком народе». То есть идея чехословакизма в том виде, в каком она существовала в Первой республике, тихо умерла, о ней уже не вспоминали. К федерализму Чехословакия должна была прийти, и как только в послесталинский период политический климат стал мягче, эта идея вышла на передний план. В массовом сознании два народа рассматривались уже отдельно, поэтому федерализация была лишь делом времени.

– Чехословацкий проект как таковой был утопией? Или же все-таки существовал исторический шанс сохранить это специфическое государство в центре Европы?

– Мне кажется, что сам по себе этот проект не был обречен. Просто слишком много событий произошло в ХХ веке, на которые ни чехи, ни словаки не могли повлиять. Скажем, карту словацкого автономизма и национализма изначально стали разыгрывать внешние силы, а потом, уже после 1989 года, ситуация была такой, что государство оказалось невозможно сохранить. Если теоретически представить себе, что Первая республика продолжала бы существовать, то там, может быть, какой-то шанс и существовал. Ведь в середине 30-х годов предпринимались какие-то шаги в сторону от жесткого централизма, к пониманию того, что те же словаки, видимо, являются народом сами по себе, а не частью единого чехословацкого народа… Но последующие события создали такую ситуацию, в которой всерьез говорить о подобных шансах нельзя.

На первый взгляд, равноправие двух народов в социалистической Чехословакии было полным, и официальная федерализация в 1969 году лишь закрепила его. Радио и телевидение вещало на двух языках, в обеих частях республики можно было купить книги как на чешском, так и на словацком, причем в Словакии по ряду обстоятельств цензурный режим был одно время более либеральным, в связи с чем чехи охотно покупали те (прежде всего переводные) словацкие издания, которых не было на их родном языке. Спортивные трансляции тоже были двуязычными, и когда чехословацкая футбольная сборная победила в финале европейского первенства 1976 года, торжествующий возглас «Мы – чемпионы Европы!» прозвучал на словацком языке: тот матч комментировал словацкий журналист. С середины 50-х годов, когда началась «оттепель», в судах заметно реже стали предъявляться обвинения в «словацком буржуазном национализме», весьма распространенные в эпоху Клемента Готвальда – чехословацкого «маленького Сталина». Пражский аппаратчик Антонин Новотны, занимавший пост лидера компартии и президента страны в 60-е годы, правда, по каким-то своим причинам недолюбливал словаков, но когда на волне реформ «пражской весны» в 1968 году Новотного вынудили уйти в отставку, на смену ему в качестве партийного вождя пришел словак Александр Дубчек. А после разгрома реформ Дубчека сменил во главе КПЧ другой представитель Словакии – Густав Гусак.

Читайте также:
Куда поехать отдохнуть на море в мае без визы в 2022 году

Тем не менее подспудно напряжение накапливалось. Чехия и Словакия не равны ни по населению (чехов примерно в два раза больше), ни по экономическому потенциалу – чешские земли всегда были более промышленно развиты. «Подкармливание» восточных регионов страны из федерального бюджета вызывало глухое раздражение у части чешской партийной и государственной элиты. В свою очередь, Братислава упрекала федеральные органы власти в чрезмерном централизме и подчинении экономического и социального развития Словакии представлениям Праги. Если в эпоху «нормализации», как называли в Чехословакии поздний социализм эпохи Гусака, эти конфликты протекали в основном на закрытых партийных совещаниях, то после «бархатной революции» 1989 года все противоречия выплеснулись наружу и стали предметом оживленных дискуссий – от обывательских кухонь до нового, уже демократического парламента.

Символом испортившихся чешско-словацких отношений стала комичная «дефисная война» – конфликт вокруг названия государства. После того, как из официального названия Чехословацкой республики в начале 1990 года было исключено слово «социалистическая», словацкие представители потребовали изменить и написание слова «Чехословацкая» – так, чтобы оно в большей степени отражало равноправное положение обоих народов. После нескольких месяцев препирательств государство получило довольно корявое название – «Чешская и Словацкая федеративная республика». ЧСФР, впрочем, просуществовала совсем недолго. На выборах 1992 года в обеих частях страны победили разнонаправленные политические силы: в Чехии – правые либералы во главе с Вацлавом Клаусом, в Словакии – национал-популисты Владимира Мечьяра. После этого стало ясно, что удержать единство федерации будет невозможно. Предотвратить распад ЧСФР не смогла даже демонстративная отставка ее последнего президента Вацлава Гавела летом 1992 года. Вскоре с подачи правительств обеих республик парламент одобрил закон о разделении федеративного государства, согласно которому Чехо-Словакия прекращала свое существование с 1 января 1993 года.

Об особенностях «бархатного развода», опыте самостоятельного развития обеих стран и нынешних отношениях между ними я поговорил с чешским дипломатом и историком Петром Вагнером (далее – П.В.) и словацким политологом, сотрудником братиславского Института политических наук Юраем Марушаком (далее – Ю.М.).

– Многие расценивают распад Чехословакии как явление «верхушечное»: референдум по этому вопросу, как известно, не проводился, все решалось на переговорах чешского и словацкого правительств. По вашему мнению, почему так произошло и была ли в этом ошибка?

П.В.: Думаю, что если решается вопрос о разделении страны, гораздо лучше провести по этому вопросу референдум. Но с другой стороны (тут я, правда, говорю, уже зная, как все закончилось – а закончилось хорошо), можно сказать, что, если бы тогда проводился референдум, сам процесс разделения очень затянулся бы и могли бы возникнуть некоторые неожиданные ситуации. Мне кажется, что весь секрет этого успешного, мирного разделения заключался именно в скорости.

Ю.М.: Можно напомнить, что референдум не проводился и при распаде Советского Союза. При геополитических потрясениях такого рода – вспомним конец Первой мировой войны, когда распалась австро-венгерская монархия, – население обычно пугается радикальных перемен. Могу предположить, что результатом референдума по Чехословакии было бы ее сохранение. Но при этом референдум не дал бы ответа на вопрос о том, каким должно быть это государство. А ведь в течение двух лет после «бархатной революции» вопрос стоял именно так: как мы, чехи и словаки, будем строить общее государство? Что это будет – федерация, конфедерация? В Словакии среди политической элиты пользовалась поддержкой идея конфедерации как союза двух государств – субъектов международного права, а это фактически тоже означало бы распад Чехословакии. В то же время чешские политики предпочитали более тесную федерацию. Для словацкой стороны такое решение было недопустимо.

– Позицию Вацлава Гавела, последнего президента Чехословакии, который выступал против разделения страны, можно понять эмоционально, но была ли она политически правильной?

П.В.: Нет, почему же, Гавел по-своему был прав: если мы хотим разделиться, то пусть народ скажет свое слово. Но есть, как я уже сказал, и другая сторона вопроса: при таком развитии событий дело могло бы, скажем, дойти до каких-то столкновений…

– Кто, по-вашему, больше выиграл от «бархатного развода» – Чехия или Словакия?

П.В.: Это очень сложный вопрос. Ясно, что политическая элита Словакии была больше заинтересована в том, чтобы получить максимальную самостоятельность. Но хотели ли они полностью независимого государства? Это вопрос. Дискуссии о взаимоотношениях Чешской и Словацкой республик были в начале 90-х очень долгими, и в рамках этих дискуссий словацкие представители поначалу практически не выдвигали вариант независимого государства в качестве цели этого процесса.

Ю.М.: Тогдашнее руководство Чешской республики с самого начала ожидало, что распад Чехословакии пойдет на пользу чешскому государству. После Первой мировой войны чехословацкое государство было создано для защиты обеих наций, с одной стороны, от немецкого империализма, с другой – от возможной экспансии со стороны Венгрии. Но после Второй мировой войны Германия перестала быть угрозой для народов Центральной и Восточной Европы. Но словацко-венгерские отношения оставались напряженными, и это проявилось и в период после «бархатной революции». Другой проблемой было то, что Словакия находится в бассейне Дуная, рядом, с одной стороны, с Украиной, с другой – с Балканским регионом, очень нестабильным в начале 90-х годов. Поэтому чешская элита ожидала, что распад федерации принесет Чехии международную стабильность, откроет путь к ускоренному вступлению в Евросоюз и НАТО и окончательно отделит Чешскую республику от постсоветского пространства и от Балкан. Ну и, наконец, проблема Владимира Мечьяра, тогдашнего словацкого премьера, авторитарного и конфронтационного политика, который пользовался очень негативной репутацией на Западе. Чешские политики хотели избавиться от этой проблематичной фигуры.

С экономической точки зрения для Словакии после распада федерации возникли проблемы. Тем не менее оказалось, что финансовые трансферы из федерального бюджета для республики не настолько жизненно важны. Словакия сумела относительно быстро переориентировать свой рынок на страны Евросоюза и ограничить экономическую зависимость от Чехии. Надо также заметить, что в Словакии демократические силы, сторонники либеральной демократии западного типа, победили только в 1998 году – за счет мобилизации словацкого гражданского общества. Поэтому для Словакии независимость стала и очень серьезным опытом модернизации. Словакия стала стандартной страной Центральной Европы.

– Сейчас, когда обе страны находятся в составе Евросоюза, их отношения в отличном состоянии. Во всяком случае, об этом заявил президент Словакии Иван Гашпарович в ходе недавнего визита в Прагу. Вы с этим согласны?

П.В.: Естественно, мы можем спорить о том, как нужно было делиться, стоило ли проводить референдум или нет, но важен результат. Если посмотреть на данные опросов общественного мнения, которые проводились сейчас, перед годовщиной, то мы увидим, что если непосредственно перед распадом около 60% словаков опасались его последствий, то сегодня с точностью до наоборот: почти те же 60% словаков уверены, что случившееся было правильно. Что касается чешско-словацких отношений, то если перед разделением были определенные не слишком приятные явления, разного рода перепалки, то сейчас отношения очень хорошие, и президент Гашпарович совершенно прав.

Ю.М.: Можно сказать, что и на политическом, и на гражданском уровне чешско-словацкие отношения – очень хорошие и динамичные. Но процесс обособления двух государств и народов идет непрерывно. Надо учитывать тот факт, что молодое поколение чехов уже с большими затруднениями читает тексты на словацком языке. Обратной проблемы нет: в Словакии примерно половина книг в книжных магазинах – на чешском. Но в целом чешско-словацкие отношения – одни из лучших в Европе.

Причины и последствия распада СССР, Югославии и Чехословакии

Распад Чехословакии (1933) – падение коммунистического режима в 1989 привело к усилению политического размежевания Чехии и Словакии (хотели независимости) В 1990 чешские правители хотели написать слитно, словаки через дефис. Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР) 1993 – страна мирным путем распалась на Чехию и Словакию.

Читайте также:
Куда поехать и полететь отдыхать в ноябре на море без визы в 2022 году: страны для недорогого пляжного отдыха за границей

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращённое название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски — без дефиса. В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).

Распад Югославии (1991-1992) факторы: смерть Тито, распад мировой социалистической системы, национализм в Европе. В ходе гражданской войны отделились 4 из 6 союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония) На территории Боснии и Герцоговины, потом на Косово введены миротворческие силы ООН, перешли под протекторат ООН. В Югославии оставались 2 республики, превратившиеся в малую Югославию (Сербию и Черногорию) 1992-2003 – союзная республика Югославии (СРЮ) 2003-2006 конфедеративный государственный союз Сербии и Черногории. 2006 – Югославия вышла из Черногории.

Распад Югославии — обобщённое название событий 1991—2008 годов, в результате которых бывшая Социалистическая Федеративная Республика Югославия разделилась на шесть независимых стран и одно частично признанное государство. Процесс распада Югославии берёт начало в 1991—1992 годах, когда от СФРЮ отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН.

Югославия, в которой оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003г. — Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006г.— конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССЧ).

В 1999г. США и их союзники провели военную операцию по оккупации автономного края Косово, который оказался под протекторатомООН. Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но она была проведена без мандата ООН, в связи с чем законность её проведения оспаривается и характеризуется некоторыми критиками как военная агрессия.

Читайте также:
Куда поехать отдыхать на море зимой за границу без визы в 2022 году: теплые страны для пляжного отдыха

Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории3 июня2006г..

17 февраля 2008 года в одностороннем порядке была провозглашена независимость Республики Косово от Сербии.

Распад Советского Союза (1990-1991) Образование СНГ. 15 независимых республик. Фактор: августовский путч – попытка отстранения Горбачева и смена курса, предпринятая государственным комитетом по чрезвычайным положениям. Привело к усилению власти региональных лидеров. Последствия: сокращение производства, уменьшение роста населения, национальные конфликты и территориальные претензии, начало глобализации, однополярный мир.

Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 года президент СССР М.С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на этом посту «по принципиальным соображениям»; 26 декабряСовет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

С распадом СССР обрели государственную самостоятельность пятнадцать бывших союзных республик. Процессы реконфигурации постсоветского пространства, его освоения ключевыми конкурирующими игроками политического рынка — США, Евросоюзом, Китаем, Турцией, Россией — привели к глобальной геополитической перестройке. Прекращение существования СССР вызвало распад биполярного мира и формирование униполярной парадигмы мироустройства при глобальном доминировании США.

Почему Верховный суд не отменил приказ МВД о поездках за границу?

Лента новостей

  • 20:42 Россия в ответ на санкции Лондона запретила въезд семи британцам
  • 20:22 Суд арестовал главу банка БКФ Ольгу Миримскую
  • 20:10 На верфи в Петербурге горит корвет «Проворный»
  • 19:51 Севастополь опережает всю Россию по уровню коллективного иммунитета
  • 19:23 Путин пообещал поддержку МСП и в 2022 году
  • 19:06 Песков допустил возможность помилования Навального
  • 18:51 ЦБ хочет отменить комиссии для переводов до 1,4 миллиона рублей
  • 18:20 ТАСС: Татьяна Тарасова находится в больнице с 14 декабря
  • 17:51 Участницу Pussy Riot Алехину арестовали за фото Лукашенко со свастикой
  • 17:42 В МИД РФ разочарованы реакцией США и НАТО по предложениям о гарантиях безопасности
  • 17:21 Закон о паспортах болельщиков принят в окончательном чтении
  • 16:52 Bloomberg назвало российский «Спутник V» «слабым» против «омикрона»
  • 16:23 Путин призвал отмечать Новый год, не забывая о ковиде
  • 15:54 Мурашко допустил начало вакцинации подростков до конца этого года
  • 15:39 Кресло Градского в шоу «Голос» останется пустым
  • 15:07 Путин призвал доработать закон о QR-кодах
  • 14:41 Путин заявил о восстановлении экономики РФ от последствий пандемии
  • 14:11 МИД РФ предложил США и НАТО принять гарантии безопасности
  • 14:07 Число жертв пожара в Осаке возросло до 24
  • 13:35 ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 8,5%
  • 13:17 В Кремле прокомментировали дискуссию Путина и Сокурова
  • 12:47 В нарколаборатории под Владимиром изъяли 700 килограммов наркотиков
  • 12:17 В московской больнице умер стоматолог, получивший ножевое ранение
  • 12:08 Следствие ходатайствует об аресте председателя совета директоров банка БКФ Ольги Миримской
  • 11:47 В РФ выявлено 27,7 тысячи новых случаев коронавируса
  • 11:25 Москвич скончался от потери крови в автобусе
  • 11:13 В Москве за попытку вербовки в ИГ задержан студент МИРЭА
  • 10:59 В башне центра «Москва-Сити» сорвался лифт с пассажиром и пролетел 13 этажей
  • 10:48 Новым главным тренером «Спартака» стал Паоло Ваноли
  • 10:25 Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию по борьбе с героизацией нацизма
  • 09:55 КамАЗ впервые привлек к работе мигрантов из-за дефицита кадров
  • 09:22 Работа отряда «Центроспас» МЧС России заблокирована из-за нехватки кадров
  • 08:51 Массовое ДТП с 15 автомобилями произошло под Уфой
  • 08:20 Попова считает пугающими темпы прироста новых случаев «омикрона» в мире
  • 07:47 НАТО пригрозил России серьезными последствиями в случае проявления агрессии против Украины
  • 07:08 После пожара в Осаке при смерти находятся 27 человек
  • 06:31 В Минпромторге не видят повода для беспокойства из-за маркировки пива
  • 05:37 ЕЦБ сохранил ключевую ставку по кредитам на нулевом уровне
  • 02:31 Mercedes-Benz начал рассекречивать свой флагманский электромобиль
  • 01:23 Власти Белоруссии одобрили вакцину «КовиВак»
  • 00:29 Корейская компания займет бывшую площадку Ford в Ленинградской области
  • вчера, 23:51 Балет Большого театра «Щелкунчик» покажут в кинотеатрах
  • вчера, 23:24 Расстрелявшего людей в МФЦ Глазова могут признать невменяемым
  • вчера, 22:48 РБК: Сокуров заявил об угрозе своей жизни
  • вчера, 22:37 Байден поднял потолок госдолга США на 2,5 триллиона долларов
  • вчера, 22:22 «Динамо» оштрафовали за «уханье» фанатов в адрес игрока «Зенита»
  • вчера, 21:53 Журналист Илья Доронов получил «ТЭФИ-Капитал» как лучший интервьюер
  • вчера, 21:36 Госдума продлевает дачную амнистию до 2031 года
  • вчера, 21:13 Определились соперники России в Лиге наций УЕФА — 2022
  • вчера, 21:06 СМИ: полиция задержала в Москве экс-лидера «Яблока» Митрохина
Читайте также:
Куда поехать отдыхать весной из России в 2022 году: открытые страны для россиян

Все новости »

По мнению экспертов, получение разрешения руководства на выезд за рубеж для стражей порядка нельзя было признать незаконным: это бы утратило средство контроля

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru –>

Верховный суд России признал законным приказ МВД, согласно которому сотрудники полиции должны получать разрешение у руководства для выезда за рубеж. Правомерность подзаконного акта в суде оспаривал бывший инспектор столичной ДПС Максим Лужных. Он был уволен после отпуска в Болгарии и Доминикане. В суде представитель министерства заявила, что приказ касается только стражей порядка, имеющих допуск к гостайне. С работы же Лужных вылетел не за нарушение приказа МВД, а потому что солгал и незаконно получил три дополнительных дня к отпуску.

Командир взвода ДПС УВД Южного округа столицы капитан полиции Максим Лужных был уволен в марте 2017 года, после того как служебная проверка показала: в 2016 году он побывал за границей. В рапорте на отпуск он сообщил ложные сведения о том, что собирается отдыхать с семьей в Сочи. Одним из оснований для его увольнения стала в том числе ссылка на подпункт 1.1 пункта 1 приказа МВД № 705 от 12 сентября 2013 года. Он гласит, что «решение о возможности выезда за границу по частным делам принимается на основании мотивированного рапорта сотрудника».

Бывший полицейский обжаловал приказ о своем увольнении в Нагатинском суде Москвы, но 7 декабря 2017 года тот признал его законным. Мосгорсуд подтвердил правомерность принятого решения. Тогда Лужных обратился в административную коллегию по гражданским делам Верховного суда.

Представители МВД и выступившего на его стороне Минюста указали в своих возражениях, что оспоренная истцом норма касается лишь полицейских с допуском к гостайне. Максим Лужных подкорректировал иск, потребовав признать недействующим подпункт приказа в отношении стражей порядка без допуска к гостайне, таких как он.

На процесс он не пришел, делегировав двух представителей — администратора сообщества «Омбудсмен полиции» «ВКонтакте» Владимира Воронцова и Рамиля Ахметгалиева. По их мнению, оспариваемая норма допускает двоякое толкование, приказ применим и к сотрудникам полиции, имеющим допуск к гостайне, и к тем, кто его не имеет.

«Это самая настоящая размытая норма права, но, тем не менее, работодатель — управление внутренних дел по ЮАО — применил ее к Лужных», — указал Воронцов, который также является администратором сообщества «Омбудсмен полиции». Он настаивал, что подзаконный акт ставит сотрудников МВД в зависимость от волеизъявления начальства. «Они будут вынуждены отказаться от своего конституционного права на свободу передвижения под угрозой увольнения», — сказал юрист. Воронцов подчеркнул, что согласно статье 55 Конституции права любого гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, но не подзаконным актом.

В свою очередь представитель МВД Надежда Торбушина просила иск отклонить, указав, что он «основан на неверном толковании норм права», а оспариваемый приказ к Лужных на самом деле не применялся. Юрист МВД пояснила, что основанием для увольнения капитана послужило совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в незаконном получении трех дополнительных дней к отпуску, которые даются, когда полицейский проводит его на территории России. Она уточнила, что при выезде за границу они не предоставляются.

«Но если приказ неприменим к Лужных, зачем его применили? — удивилась судья Алла Назарова. — Вы приняли меры к руководству, которые так трактовали применение нормы?» В ответ Торбушина сообщила, что по данному факту назначили дисциплинарную проверку, но сделать уже было ничего нельзя — приказ об увольнении невозможно исправить, а сроки привлечения к дисциплинарной ответственности его составителя истекли.

Представитель МВД заверила, что проблем с применением приказа МВД вообще-то нет. По ее словам, лишь «единицы» стражей порядка не имеют форму допуска. «Если они указывают не ту страну отдыха, то, как правило, к ним не применяют данный пункт, а увольняют за совершение порочащего проступка», — сказала она. Представители Минюста и Генпрокуратуры поддержали ее позицию. В итоге, пробыв в совещательной комнате 15 минут, судья иск отклонила, огласив лишь резолютивную часть решения. Его полный текст будет готов через несколько дней.

Представители Лужных не скрывали разочарования. По словам Владимира Воронцова, во всех документах об увольнении и в решениях судов ничего не говорилось о незаконных дополнительных днях отпуска. «Там указывается, что Лужных скрыл факт выезда за границу, указал заведомо недостоверное место. Но мы говорим о том, что, оформляя отпуск, сотрудник МВД может планировать поехать в одно место, но ничто не мешает ему передумать и поехать в другое. Или вообще не поехать. Это его право — свободно передвигаться, — заявил он Business FM. — Если бы шла речь о каких-то дополнительных днях, то его бы уволили за прогул, но его уволили не за это, а представитель МВД откровенно пыталась ввести всех в заблуждение».

Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин не разделяет мнение юристов Лужных. По его мнению, даже если полицейский изменил свои планы на отпуск, ничто не мешало ему написать новый рапорт, чтобы начальство было в курсе.

Михаил Пашкин председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции «А если бы с ним что-то случилось во время отпуска, где его искать — в Сочи или в Доминикане, если руководство не в курсе?! Вдруг бы оказалось, что он попался полиции в другой стране или заболел. А начальство не в курсе! Получается, что он начальство обманул. Ведь не зря все эти рапорты пишутся. Тут в первую очередь сам сотрудник во всем виноват».

Читайте также:
Горнолыжные курорты Турции в 2022 году для отдыха

При этом Пашкин признает, что «некоторые приказы МВД специально пишутся таким образом, чтобы их можно было толковать двояко, чтобы в одном случае можно было дать пряник, а в другом — ударить кнутом, в зависимости от мнения руководителя». Так, он отметил, что до сих пор МВД не разработало приказ об экономии фонда заработной платы и денежного довольствия сотрудников.

«Для гражданских есть такой приказ, а для сотрудников МВД — нет. То есть полицейский начальник может себе или своему заму хоть миллион выписать из экономии фонда заработной платы. Ну и получается, что водитель начальника получает почти 200 тысяч рублей, а опер, который пахал, — 5 тысяч из этого фонда».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов разделяет мнение Пашкина об особенностях написания российских законов. Однако склоняется к тому, что виной всему скорее не «злой умысел их составителей, а российское разгильдяйство». Что касается самого приказа, то судья Верховного суда, по его мнению, не могла вынести иное решение.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Она была в очень неудобной для себя ситуации, потому что даже если она видела очевидные огрехи этого приказа, то не могла пойти на то, чтобы его отменить, это бы вызвало мощнейший резонанс в правоохранительной системе. Тысячи людей работают в МВД под угрозой увольнения, понимая, что вскроются их поездки за границу, отпуска в иностранных государствах. А тут вдруг окажется, что они могут открыто заявить об этом своему руководству. До тех пор пока этот приказ распространяется на сотрудников полиции рядового и среднего звена, он нужен МВД, чтобы держать в узде своих подчиненных, чтобы они не позволяли себе вольностей».

По мнению Трусова, для МВД было важно уйти от обсуждения сути и смысла приказа и свести все к банальному случаю одного увольнения сотрудника полиции. Юристы Михаила Лужных сообщили, что намерены обжаловать принятое решение в апелляции, но особенно не верят в успех в Верховном суде. «Лично я не верю в независимость судебной системы, которая действует исключительно в интересах исполнительной власти», — заявил Владимир Воронцов. Он сообщил, что представители Лужных планируют подать жалобу в Конституционный суд России, а также при необходимости обратиться в Европейский суд по правам человека.

Запрет на выезд за границу сотрудникам МВД

Актуальность принятия мер по запрету на выезд сотрудникам МВД подтверждается сложной геополитической обстановкой и введением ряда санкций со стороны западных стран в отношении РФ. На сегодняшний день выехать сотрудники силовых ведомств могут только в разрешенные страны список которых постоянно меняется.

Нормативная база

Впервые предложения вынести законопроекты содержащие запрет на выезд сотрудникам МВД звучали еще в 2014 году, однако, вторая волна активного обсуждения вопроса пришлась на март 2017, когда в Думу и был подан очередной проект документа. В нем предполагалось уделить внимание не только вопросам въезда-выезда, но и увольнения из органов лиц, имеющих вид на жительство или иные документы, дающие им право проживать на территории иных стран.

Веских оснований для отклонения законопроекта найдено не было, а потому на данный момент экспертами устанавливается перечень должностей МВД, которые попадают под ограничение.

На данный момент все ограничения для работников МВД регламентированы в следующих нормативно-правовых актах:

Регулирование запрета на выезд сотрудникам МВД и установление ограничений предусматривается на местном уровне. Так, некоторые территориальные подразделения трактовали рекомендации Министерства обороны, как приказ, а иные нет.

Закон «О государственной тайне»

Особый режим выезда установлен для лиц, имеющих доступ к сведениям высокой секретности. Касаемо данной категории служащих действуют нормы ФЗ №5485-1 «О государственной тайне». Вопросы, связанные с выездом лиц, попадающих под действие этого закона, решаются в индивидуальном порядке на основании анализа причины пересечения границы. Такой же порядок применяется и в отношении граждан, заключивших договор с Минобороны, согласно которому также предусмотрен запрет на выезд.

В законе предусмотрено три категории секретности данных, которые могут быть доступны сотрудникам МВД:

  • Совершенно секретные. Как правило, доступны лицам, работающим в сфере проведения оперативно-розыскных мероприятий и в системе исполнения наказаний.
  • Особой важности. Доступны начальникам и руководителям ведомств МВД.
  • Секретные. Предназначены для служебного пользования сотрудников.

Особые ограничения предусмотрены для работников МВД, имеющих доступ к первым двум категориям данных. По общему правилу невыездными они считаются в течение 5 лет, однако, в отдельных случаях этот срок может быть увеличен или уменьшен.

Правила выезда

Для каждого органа МВД установлены особые правила выезда, однако, некоторые из них можно выделить как общие. Так, в числе них можно отметить:

  • Необходимость наличия обоснованной причины.
  • Подачу заявления установленной формы.
  • Закрытый доступ «Совершенно секретным» и «Особо важным» данным.

Согласно установленным нормам, при зачислении на службу гражданские и военные работники в обязательном порядке сдают в отдел кадров или иной, уполномоченный на то орган, свой заграничный паспорт. Если лицо, получило разрешение от своего начальства, то по возвращении из-за границы оно должно сдать паспорт и предоставить своему руководству отчет. Что касается руководителей высшего звена МВД, то для них обязательным является получение согласия вышестоящего начальства.

Разрешенные страны

На данный момент разработан перечень стран, которые могут посещать россияне, в него включены и иные государства от поездки в которые стоит воздержаться. Для сотрудников прокуратуры перечень запрещенных стран установлен в приказе Генпрокуратуры №201. Всего там закреплено 166 территорий. Что касается сотрудников полиции, то им разрешен выезд в 32 страны, список которых закреплен в приложении к Приказу Главного управления МВД РФ № 360.

Стоит отметить, что в большинстве случаев открыты для посещения:

  • Беларусь.
  • Молдавия.
  • Сербия.
  • Абхазия.
  • Ватикан.

Самые жесткие ограничения действуют в отношении США и стран Североатлантического Альянса.

В исключительных случаях может быть выдано разрешение на посещение запрещенных стран. Среди наиболее веских причин:

  • Смерть близких.
  • Лечение в зарубежной клинике.
  • Решение наследственных вопросов.
  • Иные серьезные происшествия.
Читайте также:
Куда поехать и полететь отдыхать на море в сентябре 2022 года недорого: страны для пляжного отдыха, где можно искупаться и позагорать за границей

ВАЖНО

Максимально допустимый срок пребывания за пределами РФ согласно Приказу Главного управления МВД равен 15 дням, но в отдельных случаях он может быть продлен.

Когда сотрудник МВД не может выехать за границу?

Действие ограничений на выезд согласно закону «О государственной тайне» распространяется на лиц, которые имеют доступ к «Совершенно секретным» и «Особо важным» сведениям. Кроме того, запрет распространяется на работников:

  • Прокуратуры.
  • Полиции.
  • Судов.
  • Миграционной службы.
  • Отделов по борьбе с наркотиками.
  • Отделов по контролю над исполнением наказаний.

На данный момент для всех этих категорий лиц установлены ограничения. Как долго они будут действовать информации нет, как и собственно единого для представителей всех структур перечня стран.

Как узнать о запрете на выезд сотруднику МВД?

Различных способов узнать о запрете на посещение зарубежных стран существует довольно много. Сотрудники МВД могут воспользоваться некоторыми из них:

  • Лично посетить миграционные органы.

Это один из самых надежных и проверенных способов узнать можно ли покидать пределы РФ. Для проверки лицу нужно посетить соответствующие органы и подать запрос на запрет. Для оформления запроса обязательно при себе нужно иметь паспорт.

  • У пограничников.

Как такового отдельного метода проверки через пограничную службу нет. При пересечении границы сотрудника МВД просто поставят перед фактом можно ли ему выезжать или нет. В онлайн-режиме узнать эту информацию не получится.

  • В турагентствах.

Многие уважающие себя туристические компании постоянно отслеживают текущее состояние рынка и предлагают только самые актуальные варианты для поездок. Так, туроператоры могут предложить путевки в открытые страны, с посещением которых у сотрудников МВД не возникнет проблем.

Как получить разрешение на выезд?

Если работник МВД планирует отъезд за границу ему стоит предварительно внимательно изучить список разрешенных для посещения стран и придерживаться механизма получения разрешения. Он состоит из четырех этапов:

  • Нужно подать рапорт или оформить заявление на имя лица-руководителя органа и подразделения.
  • Руководитель по своему усмотрению может принять положительное или отрицательное решение.
  • После принятия решения служащий должен ознакомиться с ответом, который оформляется в форме справки и утвердить согласие своей подписью и датой. Стоит отметить, что справка должна быть оформлена исключительно в установленной законом форме (как в случае принятия положительного решения, так и отрицательного).
  • При получении согласия лицо должно обратиться в отдел кадров или иной орган, в котором хранится паспорт, и предоставить выданный руководством документ. Его выдача на руки возможна исключительно после предоставления разрешения.

В среднем оформление и подача заявления занимает 2-3 часа, а на его рассмотрение отводится от 3 до 5 дней. По возвращении из отпуска лицо обязательно подает начальству отчет о поездке и сдает паспорт обратно. Если загранпаспорта у лица не было ранее, то на основании полученной справки он может подать документы на его изготовление.

Выданная справка позволяет находиться на территории иностранного государства не более 15 дней. Если гражданину необходимо покинуть страну на более длительный срок начальник подразделения не может лично принять решение по такому заявлению. В данной ситуации необходимы дополнительные согласования с вышестоящими чиновниками.

Снятие запрета на выезд сотруднику МВД

Запрет на посещение других государств касается не только работников МВД, но и служащих других госструктур, например, сотрудников ФСБ, таможенников, военнослужащих и прочих лиц. Однако попытаться получить одобрение на выезд за границу может любой желающий. И чтобы его оформить необходимо действовать по следующему алгоритму:

  • Подать рапорт начальству на бланке специального образца (можно скачать на официальном портале минобороны).
  • Написать заявление на имя начальства конкретного управления в регламентированной форме.
  • Дождаться результата рассмотрения заявления.
  • Если решение начальства будет положительным, то работник МВД получит разрешение, которое необходимо будет передать в отдел кадров.

Чтобы получить разрешение на выезд за рубеж, подать рапорт и заявление нужно за несколько месяцев для предполагаемой поездки.

Также существуют исключения, когда работник полиции может беспрепятственно вылететь в любую страну мира без оформления разрешительных документов. К таковым можно отнести:

  • Тяжелое заболевание или смерть близких родственников (родители, дели, родные братья или сестры).
  • Работник полиции нуждается в срочной операции, которую нет возможности выполнить на территории Российской Федерации.
  • Решение наследственных вопросов.
  • Отчуждение имущества находящегося за пределами РФ.

К сведению

Решение о предоставлении разрешения принимает непосредственно начальник управления МВД. При этом положительный или отрицательный результат зависит только от законодательных норм, но и от причины для поездки за рубеж.

Оформление загранпаспорта сотруднику МВД

Получение загранпаспорта для сотрудников полиции предусмотрено в общем порядке, как и для обычных граждан. Для его оформления необходимо обратиться в управление Федеральной Миграционной Службы (УФМС) предварительно подготовив пакет документов, который состоит из:

  • Паспорта гражданина РФ.
  • Копии паспорта.
  • Чека об оплате госпошлины.
  • Документального разрешения на выезд за границу, выданного начальником управления МВД.
  • Заполненной анкеты на получение загранпаспорта.

После подачи документов, работнику МВД необходимо будет пройти процедуру дактилоскопии и фотографирования. В том случае если гражданин обратился в УФМС по месту прописки, то выдача паспорта на руки займет до 1 месяца, а если по месту фактического пребывания, то до 4 месяцев.

Оформление поездки

Представителям правоохранительных органов запрещено посещать страны, у которых есть договоренность с Соединенными Штатами Америки об экстрадиции граждан. Однако если работник МВД по уважительным обстоятельствам получил разрешение на выезд в такие государства, то ему стоит приступить к сбору и оформлению дополнительных документов на выезд. В данный перечень должны входить:

  • Загранпаспорт.
  • Страховой полис для выезжающего.
  • Билеты в обе стороны.
  • Договор аренды квартиры, бронь номера в отеле на территории другого государства или приглашение, выданное родственниками, которые проживают за рубежом.

Сотруднику полиции необходимо оформить визу того государства, которого планируется посещение.

Получение визы

Сотрудникам полиции, которым выдано документальное одобрение на пересечение границы, как и рядовым россиянам необходимо получить визовый документ. Для этого потребуется посетить консульство государства, в которое планируется поездка. Далее, нужно действовать по следующему алгоритму:

  • Предоставить полный перечень документации, необходимый для получения визы (загранпаспорт, билеты на самолет, страховку и прочее).
  • Пройти проверку.
  • Сфотографироваться на визовый документ.
  • Сделать дактилоскопию указательных пальцев (некоторые государства требуют выполнять дактилоскопию всех пальцев обеих рук).
  • Оплатить стоимость визового документа.
Читайте также:
Самые пьющие страны мира в 2022 году: рейтинг Топ-18 и список ВОЗ

В отдельных случаях предусмотрена процедура прохождения собеседования для соискателя на оформление документа.

Время получения визы составляет от 3 до 5 дней. В том случае если регистрация визы выполняется в туристический сезон, то время её выдачи может затянуться до нескольких недель. Стоит отметить, что получить данный документ можно и через МФЦ Визовый Центр. Однако дополнительно понадобится оплатить пошлину в размере от 1190 до 1300 рублей (в зависимости от региона проживания).

Какие сложности могут возникнуть при пересечении границы?

Даже если сотрудник правоохранительных органов добился одобрения на посещение другого государства, а также оформил все необходимые документы, у него все же есть вероятность столкнуться с трудностями при пересечении границы. Работников МВД, как и обычных граждан, могут не пропустить через границу, если:

  • Они уклоняются от исполнения судебных постановлений, принятых в отношении ни.
  • Имеют непогашенную задолженность перед банком.
  • Имеют долги по коммунальным услугам или неоплаченные штрафы в особо крупном размере.

При наличии таких обстоятельств, работников Министерства внутренних дел не пропустят через границу. Однако, при их устранении, а именно при оплате штрафов или долгов, все ограничения могут быть сняты в двухнедельный срок.

Нюансы

Важность запрета обуславливается тем, что Правительство стремится защитить граждан РФ от иностранных агентов и провокаций на территории соседних государств. Кроме того, к основным целям относят:

  • Защиту от экстрадиции с территорий государств, заключивших такой договор с США.
  • Охрану государственной тайны.

Решающий фактор, который оказывает сильное влияние на принятие решения о выезде – степень секретности информации, к которой лицо имело доступ и причины, по которым ему необходимо выехать. В ряде случаев сотрудник МВД может быть даже пропущен на территорию запретных государств, однако, основания для принятия такого решения обязательно должны быть вескими и документально закрепленными в специальных бумагах.

Запрет на выезд сотрудников силовых ведомств за границу активно применяется на территории всей России. На практике добиться разрешения на выезд за границу сотрудникам МВД довольно сложно, кроме того, руководители подразделений выписывают соответствующие документы только для посещения ряда стран, закрепленных в рекомендационных письмах и иных нормативно-правовых актах. Поэтому, чтобы провести будущий отпуск без сюрпризов стоит предварительно узнать все нюансы и актуальные новости.

Куда за границу можно выезжать сотрудникам полиции в 2020 году: список разрешенных стран

До 2014 года в Правительстве РФ только обсуждался вопрос ограничения выезда за рубеж сотрудников силовых ведомств, а сегодня уже действует постановление о наложении запрета на выезд из страны полицейских и государственных служащих. В настоящее время подобные ограничения становятся особенно актуальными по причине введения санкций со стороны Запада в отношении России. Выезд за границу сотрудникам полиции в 2020 году становится возможным только при выборе иностранных государств из списка разрешенных, который постоянно меняется ввиду нестабильной политической обстановки в мире.

Главой МВД России Владимиром Колокольцевым, утвержден список стран, куда разрешено поехать сотрудникам ведомства МВД в 2019 году . В списке перечислены 13 государств, которые считаются безопасными для полицейских. Среди них: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Южная Осетия. Согласно утвержденному списку, также поехать на отдых могут гражданские служащие. Хотелось бы напомнить тот факт, что выезд на отдых полицейским РФ был запрещен весной 2014 года по причине международной политической обстановки.

  1. Причины наложения запрета на выезд за границу сотрудников полиции
  2. Есть ли закон об ограничении выезда за пределы России сотрудникам МВД
  3. Какие установлены степени секретности данных
  4. Пройдите социологический опрос!
  5. В какие страны выезд сотрудникам полиции разрешен
  6. Какие потребуются документы для получения разрешения на выезд за границу
  7. Заключение

Причины наложения запрета на выезд за границу сотрудников полиции

Директива Министерства обороны не содержит категорический запрет сотрудникам внутренних органов на выезд из России, а скорее сужает список иностранных государств, куда разрешено отправиться в поездку. Министерство иностранных дел также вынесло предупреждение о том, что безопасность сотрудников полиции на территории некоторых стран может оказаться под вопросом. Руководство МВД и прочих силовых структур приняли предупреждение как приказ и изъяли заграничные паспорта сотрудников. Основными причинами для введения запрета на отдых за рубежом принято считать:

  1. Попытки оградить сотрудников силовых ведомств от провокаций, которые возможны на территории стран, заключивших соглашение об экстрадиции с Соединенными Штатами Америки.
  2. Охрану государственных тайн. В данном случае запрет на выезд из страны распространяется только на служащих, допущенных к секретной информации. Разрешение на заграничную поездку выдается по индивидуальному запросу, при этом уполномоченное лицо ведомства ориентируется на степень секретности документов, с которыми был ознакомлен сотрудник.
  3. Обеспечение безопасности самих сотрудников полиции. Речь идет о странах, на территории которых не действует российское законодательство.

Есть ли закон об ограничении выезда за пределы России сотрудникам МВД

Законопроект, запрещающий выезжать за рубеж сотрудникам МВД РФ, был отозван (не был принят), но на уровне рекомендаций от выезда за рубеж предлагается воздержаться. То есть строгого запрета на совершение заграничных поездок на данный момент нет. Установление ограничений на выезд за пределы России является прерогативой руководства территориальных подразделений силовых структур: где-то изменений в отношении отдыха сотрудников полиции за рубежом не произошло, а где-то рекомендации Министерства обороны были приняты как приказ. Что касается сотрудников, имеющих доступ к тайным сведениям высоких степеней секретности, на них запрет распространяется на основании действующего Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 “О государственной тайне”. Вопрос выдачи им разрешения на выезд за границу рассматривается в индивидуальном порядке и только при наличии весомых оснований для временного снятия запрета на пересечение границ России. Аналогичный порядок ограничения выезда из России действует в отношении гражданских лиц, заключивших договор с Министерством обороны РФ, предусматривающий наложение временного запрета на выезд. Последнее предложение от депутатов Госдумы о рассмотрении законопроекта о наложении временного запрета на выезд за рубеж сотрудникам полиции и представителям “отдельных должностей в МВД” поступило в марте 2017 года. Одним из пунктов документа является изучение вопроса об исключении из рядов МВД обладателей вида на жительство и иных документов, являющихся основанием для проживания на территории иностранных государств. После предварительного изучения предложения правительство поручило разработать список должностей, на которые будет распространяться запрет на выезд из России. Концептуальных оснований для отклонения законопроекта найдено не было. Если закон будет принят, трудовой контракт сотрудников МВД будет дополнен соответствующей статьей, предполагающей наложение временного ограничения на совершение зарубежных поездок сотрудниками силовых ведомств.

Читайте также:
Дешевые безвизовые страны для россиян в 2022 году: список и цены

Какие установлены степени секретности данных

Сведения, не подлежащие разглашению сотрудниками силовых ведомств, которые были допущены к государственным секретам, условно подразделяются на три степени:

  1. Сведения под грифом “Секретно” доступны сотрудникам правоохранительных органов и предназначены для служебного пользования.
  2. Информация под грифом “Совершенно секретно” может быть получена работниками, занятыми оперативно-розыскной работой, и оперативным сотрудникам системы исполнения наказаний.
  3. Данные под грифом “Особой важности” предоставляются исключительно начальникам управлений и руководителям ведомств.

Ограничивается право на выезд за пределы страны в том случае, если сотрудник силового ведомства имел допуск к сведениям, относящимся к информации под грифом “Совершенно секретно” и “Особой важности”. Невыездным он может считаться на протяжении не более 5 лет или в течение меньшего срока, если это оговорено в трудовом договоре или контракте.

Запрет может быть продлен по решению межведомственной комиссии на срок до 10 лет.

Пройдите социологический опрос!

В какие страны выезд сотрудникам полиции разрешен

В том случае, если сотрудник полиции не имел доступа к государственным тайнам, в отношении него запрет на выезд за границу полицейским будет иметь рекомендательный характер. Существуют отдельные ситуации, при которых рекомендация может приравниваться к приказу, и наоборот – иногда в отношении сотрудника силового ведомства может быть сделано исключение. Наиболее строгие ограничения установлены по отношению к странам НАТО и иностранным государствам, заключившим договор об экстрадиции с США. Проще всего выехать за границу, если целью поездки является посещение дружественной России страны. Полный список стран, посещать которые сотрудникам полиции не рекомендуется, в данный момент не опубликован. Однако имеется перечень иностранных государств, куда не могут поехать прокуроры, – он содержится в приказе Генпрокуратуры от 24.04.2014 № 201 “Об ограничении выезда за границу прокурорам органов и учреждений прокуратуры РФ”: всего таких стран 166. Имеются основания полагать, что список “запрещенных” государств для сотрудников полиции будет аналогичным. Стран, куда разрешен выезд за границу сотрудникам полиции, насчитывается всего 32. Их список можно найти в приложении к приказу Главного управления МВД РФ от 21.08.2015 № 360 “Перечень зарубежных государств, в которые возможен выезд сотрудников Главного управления и подчиненных подразделений в туристические поездки с учетом складывающейся международной обстановки”.

Какие потребуются документы для получения разрешения на выезд за границу

Во многих подразделениях силовых ведомств у сотрудников были изъяты загранпаспорта. Новые сотрудники полиции при трудоустройстве отдают этот документ в отдел кадров или ГУВМ МВД в течение 5 дней после начала работы. Процедура получения разрешения на въезд в страну из списка разрешенных для посещения государств не представляется сложной. Но чтобы добиться предоставления возможности выехать за рубеж в одно из запрещенных для путешествий иностранных государств, полицейские должны пройти затруднительный процесс получения разрешения. Для этого понадобится:

  1. Подать рапорт на имя руководителя по установленному образцу с указанием страны, куда возникла необходимость отправиться. Нужно сообщить причину, по которой планируется поездка и подробно описать маршрут. Весомым поводом для подачи прошения может стать:
    • необходимость прохождения срочного лечения за границей;
    • отъезд по вопросам получения наследства;
    • решение вопросов отчуждения имущества, которое зарегистрировано на территории иностранного государства;
    • посещение тяжелобольных родственников или могилы умершего члена семьи.

  • Дождаться письменного ответа от начальника, поставить на бумаге дату и подпись в качестве подтверждения того, что полицейский был ознакомлен с решением. Если в справке будет сказано об одобрении прошения на выезд за рубеж, она пригодится для получения назад заграничного паспорта.
  • Передать полученное разрешение (справку) в отдел кадров или отделение ГУВМ МВД, если документ был сдан туда, и получить заграничный паспорт.
  • Вернуть загранпаспорт сразу по возвращении из заграничной поездки.
  • Предоставить командованию подробный отчет о поездке.
  • Максимально возможный срок пребывания сотрудника полиции за пределами России составляет 15 дней. Если для решения возникших вопросов работнику силового ведомства требуется больше времени, об этом также необходимо написать в рапорте – в такой ситуации его непосредственный начальник должен будет советоваться с вышестоящим руководством. В случае неподчинения вышеперечисленным требованиям последует наложение штрафа и увольнение сотрудника полиции за выезд за границу.

    Заключение

    Точный прогноз относительно того, когда полицейским разрешат выезд за границу, на сегодняшний день дать невозможно. Список иностранных государств, куда выезжать сотрудникам силовых ведомств не рекомендуется, постоянно меняется в зависимости от геополитической ситуации в мире: страны, с которыми у России обостряются отношения, незамедлительно попадают в список запрещенных для посещения. В целом правительство РФ и Генеральная прокуратура советуют сотрудникам полиции остановить свой выбор на отдыхе в курортных местах в пределах Российской Федерации.

    Кроме того, что бы помочь сотрудникам МВД с путешествием наши специалисты подготовят уникальный маршрут исходя из ваших предпочтений, необходимо всего лишь оставить свою заявку.

    И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты, неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: