Незаконное пересечение границы России в 2022 году: штрафы, статья УК РФ, что за это предусмотрено

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы

Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.

В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.

Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.

Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.

«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.

К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.

Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».

После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.

«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.

При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.

«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.

Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.

Контрабанда

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Контрабанда — это нелегальный ввоз на территорию конкретного государства или вывоз за рубеж вещей и денежных средств, которые подлежат обязательному декларированию при пересечении границы. Под понятие контрабанды подпадает и перемещение через границу товаров, исключенных или ограниченных в обороте на территории России.

Ответственность за контрабанду грозит по нормам таможенного и налогового права, а также по статьям УК РФ и КоАп РФ. Рассмотрим, какие санкции грозят нарушителям за контрабанду по законодательству РФ.

Контрабанда в 2020 году: что изменилось?

До 2011 года за подобные преступления, если они совершались в крупных размерах, предусматривалось только уголовное наказание. В УК РФ была ст. 188, в первой части которой рассматривались вопросы, связанные с перевозкой через границу нашего государства товаров и иных материальных ценностей, во второй — случаи, когда перемещается особый груз (наркотики, оружие, взрывчатка, стратегически важное сырье). Однако она прекратила свое действие.

Читайте также:
Права иностранных граждан на территории РФ в 2022 году

Вместо первой ее части, теперь действуют статьи КоАП РФ. В них предусмотрены административные санкции за несоблюдение таможенного порядка.

За контрабанду товаров в 2020 году предусмотрена административная ответственность.

Нарушениям закона, объектами в которых выступают предметы и вещества, находящиеся под особым контролем государства, посвящены отдельные статьи УК РФ. В них же рассматриваются действия, связанные с занижением таможенных пошлин в крупных и особо крупных размерах.

Крупной признается партия, оцениваемая в сумму не менее 2 млн руб., а особо крупной — 6 млн руб.

Виды контрабанды

Она подразделяется по типу перемещаемых через границу предметов. В отдельные группы выделяют:

товары и объекты интеллектуальной собственности, не подлежащие особому контролю со стороны государства;

денежные средства и связанные с ними инструменты;

алкоголь и табачная продукция;

наркотики и другие психотропные вещества, их составляющие;

контрабанда оружия и ядовитых веществ;

важные для экономики страны ресурсы, товары, культурные ценности.

Например, контрабандой по статье 189 УК РФ признается противоправное перемещение через границу предметов, документов и технологий, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения, вооружения и боевой техники.

При ввозе товара моментом совершения преступления считается факт пересечения им границы, при вывозе — подача таможенной декларации.

Меры по борьбе с контрабандой

Контрабанда в России относится к числу особо опасных деяний, поэтому государство постоянно ужесточает контроль за ввозом и вывозом товаров через границу. Меры выявления, противодействия и пресечения контрабанды можно разделить на группы:

экономические, предусматривающие взаимодействие приграничных государств;

организационные, устанавливающие порядок лицензирования международных перевозок, определение квот;

технические, объединяющие компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и упаковку;

информационные, заключающиеся в своевременной и оперативной передаче данных сотрудникам таможенных органов.

Все эти способы борьбы с контрабандой направлены на ее обнаружение.

Когда факт совершения преступления установлен, виновному лицу грозит наказание.

Какая ответственность определена за контрабанду в 2020 году?

Если контрабанда не подпадает под признаки преступления, наказание последует по нормам КоАП РФ. Административные санкции включают в себя:

штрафы установленного размера или рассчитанные в долевом соотношении к стоимости контрабандных товаров;

конфискацию незаконно перевозимого груза.

Контрабанда по УК РФ, в том числе за незаконную перевозку наркотиков, оружия и сигарет, предусматривает назначение штрафных санкций, принудительных или обязательных работ, длительный тюремный срок.

Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность за нарушение таможенного порядка, как и организации.

Что грозит за контрабанду оружия?

Если огнестрельное оружие и запасные части к нему перевозятся через границу без соблюдения таможенных правил, виновный окажется за решеткой на срок от 3 до 7 лет и выплатит государству штраф, не превышающий 1 млн руб.

Альтернатива этому наказанию — штраф, равный доходу осужденного за 5 лет, и ограничение его свободы не более 1 года.

Если преступление совершено при исполнении должностных обязанностей или с применением насилия в отношении сотрудников таможни, срок лишения свободы увеличивается и составляет от 5 до 10 лет, а период ограничения личной свободы — до 1,5 лет.

Контрабанда, организованная несколькими лицами, карается лишением свободы на период от 7 до 12 лет или ограничением свободы до 2 лет.

Наказание за контрабанду наркотиков в 2020 году

Если размер партии наркотических средств меньше крупного, срок заключения под стражу составит от 3 до 7 лет. При этом потребуется заплатить штраф до 1 млн руб. Наказание может заменяться ограничением свободы (до 1 года) и штрафом в размере дохода виновного лица за 5 лет.

Наказание грозит не только за незаконную перевозку наркотиков, но также их составляющих, аналогов, наркосодержащих растений, инструментов и приспособлений для производства психотропных веществ.

При контрабанде наркотиков отягчающими обстоятельствами являются: совершение преступления несколькими лицами по предварительной договоренности, использование должностных полномочий, значительный и крупный размер перевозимой партии, применение насильственных действий к сотруднику таможни. При таких обстоятельствах свободы можно лишиться на срок от 5 до 10 лет.

Значительный и крупный размер партии определяется законодательными документами Правительства РФ для каждого вещества в отдельности.

Ответственность за контрабанду сигарет

Уголовное преследование виновного лица возможно, если объем перевозимых табачных изделий превышает крупный. Если указанный размер будет подтвержден заключением экспертизы, подсудимому назначат принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Их могут заменить штрафными санкциями, составляющими от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.

Если преступление совершалось несколькими людьми или должностным лицом с использованием своих полномочий, максимальный срок заключения под стражу увеличится до 7 лет. Когда установлено, что группа лиц, участвующих в организации контрабанды, была заранее организована, ее участники могут попасть в тюрьму на срок до 12 лет.

Партия сигарет считается крупной, когда ее стоимость превышает 250 тыс. руб.

Резюме

Контрабандой признаются незаконные действия по перемещению товара, объектов интеллектуальной собственности и денежных средств через границу между государствами. По действующему законодательству РФ за такие преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Вопрос применения той или иной санкции зависит от вида перевозимого груза, его стоимости или суммы перемещаемых денежных средств.

Особо выделяют предметы и вещества, находящиеся под контролем государства (алкоголь, оружие, наркотики, культурные ценности). За их контрабанду можно получить реальный срок заключения.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года
Читайте также:
Как получить туристическую визу в Россию в 2022 году для иностранных граждан

Комментарии

Добрый день! Вопрос про статью 188 УК РФ – контрабанда. У меня такая ситуация я заказывал анаболические стероиды в интернете,из республики беларусь..после получения посылки на почте,вышел из дверей, где меня уже благополучно встречали сотрудники таможни,я добровольно выдал им посылку,был оформлен акт на месте после для дачи объяснения мы проехали в отдел..где мне пояснили что это контрабанда и что мне светит срок,я об этом не знал производя данные действия(покупку стероидов)пояснив что сотрудничая со следствием мне скостят срок,я согласился на их условия и все рассказал. так же оформили явку с повинной при которой был изъят мой системный блок с которого был осуществлен заказ,и чек оплаты заказа..после меня отпустили..и так вопрос:как вести себя в данной ситуации и правильно ли я поступил начав сотрудничать с органами?

С контрабандой Вас явно обманули, так как статья 188 УК РФ (1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием) утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Рекомендую обратиться к адвокату в Вашем городе, тут явно что-то не так.

Если человека поймают с контрабандой сигарет в другой стране (страна – член ЕС), в случае тюремного срока, где он будет его отбывать? В стране, закон которой он нарушил или на родине?

В стране, в которой совершил преступление

Здравствуйте! Он будет отбывать наказание по законам той страны, в которой находится.

Здравствуйте,заказал стероиды в интеренет магазине,на почте приняли,там же вскрыли,там написал что для себя заказал, написал явку с повинной,я знал что заказывал с белорусии,а так же что я знал что эти препараты запрещены на териритории РФ,возбудили уголовное дело ст 226.1 контрабанда сильнодействующих, после пришли сотрудники таможни домой с обыском изьяли телефон с которого заказывал , дознаватель говорит что есть все основания дать мне условный срок, нанял адвоката ,и подозреваю что они заодно , делают вид что друг друга не знают, хотя что то созваниваются с друг другом,потому что адвокат говорит мне чтоб я сознавался и не понимаю смыл ее защиты, ссылался на постановление кс рф от 16 июля 2015г №22-п но мне сказали что он утратил свою силу в связи с фз рф от 2 июня 2016г №163 , есть ли смысл подавать заявление о прекращении уголовного дела , ссылаясь на старое постановления, осознаю что совершил глуппый поступок и не знаю как теперь выйти из этой ситуации, подскажите пожалуйста что мне делать и как избежать всех печальных вариантов, а просто соглашатся со всем имея адвоката получая условный срок , может есть какой то вариант вывести все на штраф ведь по сути преступления нет , был просто совершен заказ , заранее спасибо!

Непонятная ситуация, запрещённые препараты заказали вы в свободном доступе интернет, получили на почте, отвечаете вы, если бы кто нибудь другой пришёл вместо вас то он бы тоже отвечал. Глупость. У Вас отсутствует состав преступлений. Ссылайтесь на то что это не именно вы перевозили запрещённые препараты через границу рф, а почта рф, почта россии вам доставила товар вы его только пришли забрать. Пусть Руководство почты заведомо зная что доставляет вам эти препараты она и должно отвечать. А не вы как потребитель и жертва. Попробуйте написать заявление в прокуратуру. Ещё раз Вам Говорю Ссылайтесь на то что НЕ ВЫ ДОСТАВЛЯЛИ ЗАПРЕЩЁННУЮ ПРОДУКЦИЮ А ПОЧТА. ВЫ НЕ ХРАНИЛИ, НЕ ПЕРЕМЕЩАЛИ, НЕ ПРОДАВАЛИ, ВЫ ПРИШЛИ ЗАБРАТЬ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОЙТИ ДО ПОЧТЫ НА ТАМОЖНЕ НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПЕРВИЧНО НЕ ПРОПУСТИТЬ ЭТОТ ЗАПРЕЩЁННЫЙ ПРОДУКТ. СМЕНИТЕ АДВОКАТА. БОРИТЕСЬ ДО КОНЦА

ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы

Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.

В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.

Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.

Читайте также:
Правила въезда в Россию из Турции в 2022году

Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.

«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.

К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.

Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».

После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.

«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.

При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.

«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.

Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.

Статья 322 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции).

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Читайте также:
Нужна ли виза для граждан Турции в Россию в 2022 году: как ее получить и оформить самостоятельно

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации –

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Читайте также:
Въезд в Россию с прививкой от коронавируса по сертификату и справке о вакцинации в декабре 2022 года

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Читайте также:
ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в 2022 году: основные положения

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Как накажут за незаконные валютные операции?

Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к санкциям. К нарушителям применяют штрафы или даже лишение свободы. При несоблюдении валютного законодательства юридическими лицами к ответственности привлекают также их должностных лиц.

Читайте также:
Правила и нормы ввоза алкоголя в Россию в 2022 году

Виды валютных нарушений

Все, кто совершает валютные операции, обязаны выполнять нормы закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173 (в дейст. ред. от 02.07.2021). При их несоблюдении нарушители в зависимости от тяжести проступка рискуют попасть под санкции КоАП и УК РФ. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Кроме того, к валютным нарушениям относятся:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами РФ, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы с 2021 года

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ. Привлечение к ответственности за непредставление информации, документов (либо представление ложных сведений) оговорено также в ст. 19.4 и 19.7 КоАП РФ. Размеры штрафов зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: простое физлицо, юрлицо, ИП.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе за совершение незаконной валютной операции штрафуют не только юрлицо, но и виновных в совершении правонарушений должностных лиц такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка. Удержания производятся от незачисленной суммы за каждый день просрочки.

Между тем в 2021 году действуют постепенно вводимые послабления в части валютного контроля. К примеру, резиденты могут уже не возвращать часть валютной выручки (порядка 30%) на рублевые счета по сырьевым контрактам.

При нарушении зачислений выручки по рублевым договорам налагается штраф в размере 3–5%, а по инвалютным — от 5 до 30%. Санкции применяются по окончании 45 дней после дня наступления обязательств по зачислению средств — это дата, прописанная в договоре (п. 9 ст. 15.25 КоАП РФ). Ответственность по внешторговым договорам (контрактам), заключенным резидентом и нерезидентом на малые суммы (до 200 тыс. руб), не предусмотрена (п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ).

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа (особо) крупных сумм в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошли до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств на протяжении года по однократным (неоднократным) валютным операциям превысил 100 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения, и предусмотрено наказание следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты (дохода) за период от 1 до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 150 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций — до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) за 5 лет.

Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением недостоверных данных в банк, то наказанием может стать:

  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • изъятие зарплаты (дохода) в течение срока от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет.
Читайте также:
Виза в Россию для мужа или жены иностранцев в 2022 году

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб.;
  • изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц, то:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб.;
  • изъятие в таком же размере зарплаты (дохода) в течение 5 лет.

Санкции, применяемые по ст. 193.1, относятся к суммам (по однократным, неоднократным операциям на протяжении года), достигшим крупного размера, больше 9 млн руб., либо особо крупного — более 45 млн руб.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Итоги

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

СТ 322 УК РФ.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных
документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без
надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую
Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в
Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации, –
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами
на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением
насилия или с угрозой его применения, –
наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в
Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического
убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не
содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322 Уголовного кодекса

1. Деяние (ч. 1) состоит в незаконном фактическом перемещении через Государственную границу РФ. Незаконность перемещения определяется совершением его без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Установление признаков деяния требует обращения к соответствующим положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, закрепляющим процедуры и документы, необходимые для пересечения границы.

Способ пересечения границы может быть любой: переезд, перелет, переход и т.д.

2. Субъект преступления в ч. 1 – лицо, достигшее 16 лет, за исключением прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК).

3. В ч. 2 установлена ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Субъект специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства.

4. Если анализируемое деяние сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 3), необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 105 УК.

Читайте также:
Туристическое приглашение для иностранцев в Россию: образец оформления в 2022 году

Второй комментарий к Ст. 322 УК РФ

1. Объективная сторона — пересечение Государственной границы Российской Федерации (при въезде или выезде) без действительных документов или без надлежащего разрешения.

2. Понятие Государственной границы РФ и порядок ее пересечения определяются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Согласно этому закону, для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, животных, товаров необходимо наличие действительных (установленных) документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из нее: паспорт, удостоверяющий личность субъекта в другом государстве; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Для граждан СНГ предусмотрен упрощенный порядок пересечения Государственной границы РФ, согласно которому для пересечения Государственной границы РФ может использоваться национальный паспорт.

3. Надлежащее разрешение на пересечение Государственной границы РФ — оформленная надлежащим образом российская или иностранная виза, транзитная виза, либо оформленное в установленном порядке приглашение юридического или физического лица.

Незаконным является пересечение границы: без предъявления указанных документов; с предъявлением недействительных документов (просроченных, чужих, поддельных, оформленных с нарушением установленного порядка). Преступление является оконченным с момента пересечения Государственной границы РФ.

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект незаконного пересечения Государственной границы РФ — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав незаконного пересечения Государственной границы РФ предусмотрен в ч. 2 ст. 322 УК. Помимо признаков основного состава, в него включены следующие альтернативные признаки:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) с применением насилия или угрозой его применения.

Содержание указанных признаков — см.: комментарии к статьям 105 и 318 УК.

7. Примечание к статье 322 УК содержит положение, ограничивающее ее действие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу РФ для использования права политического убежища. Этим положением реализуется конституционная гарантия права человека на политическое убежище в Российской Федерации (ст. 63 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 5 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.), политическое убежище не предоставляется лицам, виновным в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; лицам, которым не грозило преследование; лицам, предоставившим заведомо ложные сведения о себе; лицам, имеющим гражданство третьей страны, в которой им не грозило преследование; лицам, в отношении которых имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории Российской Федерации.

Третий комментарий к статье 322 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении Государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления – государственная граница. Государственная граница РФ – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ .
——————————–
Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями).

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ст. 11 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (в ред. от 03.06.2011)).

Въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами и пограничными войсками (ст. 23 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1).

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (ред. от 08.07.2012) . Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
——————————–
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред. от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; и др.

Читайте также:
Срок пребывания граждан ЛНР в России в 2022 году

Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: для граждан Российской Федерации – внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности моряка) – ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для иностранных граждан и лиц без гражданства – документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых, а также в определенных случаях – виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами Российской Федерации – ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из Российской Федерации проездные документы – ст. 29 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.

3. Состав преступления – формальный. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ вне зависимости от направления пересечения.

4. Согласно ч. 12 ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе, воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

5. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 312-ФЗ “О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 19.12.2012) статья дополнена новой редакцией частей 2 и 3.

По ч. 2 данной статьи ответственность предусмотрена за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного запрещен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Состав преступления в этом случае формальный. Объективная сторона в целом соответствует представленной в ч. 1 комментируемой статьи. Заведомость означает то, что виновный заранее знал незаконность своего въезда в Российскую Федерацию. Поэтому субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

В части 3 ст. 322 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные составы преступлений, указанных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи. Ответственность усилена за: а) совершение незаконного пересечения государственной границы РФ в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы; б) деяние, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.
Понятия группы лиц по предварительному сговору и организованной группы определяются в ст. 35 УК.

Под насилием в рамках данного состава понимается такой способ пересечения Государственной границы РФ, который допускает максимальное причинение вреда здоровью средней тяжести. Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК. Угрозы могут носить любой характер, связанный с физическим насилием, включая угрозы убийством. В этом составе преступления дополнительным объектом является здоровье человека (как правило, лиц, осуществляющих контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ).

8. Примечание к ст. 322 УК РФ оговаривает, что действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в их действиях не содержится иного состава преступления. Порядок предоставления политического убежища регламентируется подзаконными нормативными актами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: