Образование и обучение в Словении для русских и украинцев в 2022 году: лучшие университеты страны

Чем привлекает образование в Словении

Обучение за рубежом не теряет привлекательности. Кто-то мечтает окончить в Европе только магистратуру, а кто-то хочет получить за границей высшее образование от первого до выпускного курса. Как выбрать страну? Если безопасность и сходство менталитета для вас – существенные условия, тогда стоит подумать про образование в Словении.

  1. Преимущества и недостатки образования в Словении
  2. Образовательная система и лучшие вузы
  3. Как поступить в вуз иностранцу
  4. Порядок поступления
  5. Получение учебной визы
  6. Необходимые документы
  7. Стоимость обучения
  8. Стипендии для иностранцев
  9. Высшее образование в Словении: Видео

Преимущества и недостатки образования в Словении

Первым и главным плюсом является хорошее качество образования. Кроме того, поступление в колледж в Словении осуществляется практически без экзаменов. Большим преимуществом будет получение диплома европейского образца, который действителен на всей территории Европы и поможет найти работу в любой стране Евросоюза.

В Словении у студентов много бонусов. Например, скидки на проезд в транспорте, различные кружки или культурные мероприятия. Почти у каждого колледжа или вуза есть центры по трудоустройству. Если студент хочет подработать в свободное время, ему помогут найти официальную работу. Она пополнит запас карманных денег и поможет в изучении языка, традиций страны.

Недостатков в образовании практически нет, разве что рейтинг словенских вузов ниже, чем, например, австрийских. Обязательным при поступлении в Словении на некоторые специальности является хорошее знание государственного языка. Остальные минусы связаны с индивидуальной способностью к адаптации в другой стране.

Образовательная система и лучшие вузы

Образование в Словении делится на начальное, среднее и высшее. Начальное обучение – это школы, куда дети поступают в шесть лет и учатся следующие девять. Максимальное количество учеников в классе не превышает двадцать человек, что помогает учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Среднее образование похоже на продолжение школы, если ученик поступает в обычную общеобразовательную гимназию. Если подросток уже точно знает, что ему интересно, он может выбрать гимназию с углубленным изучением определённых предметов или школу, готовящую к конкретной профессии.

Конечно, в Словении есть как частные, так и государственные школы. Ниже приведён рейтинг школ Словении, составленный по результатам сдачи экзаменов выпускниками в течение трёх лет.

название балл
1 Gimnazija Bežigrad 98.37
2 Zavod Sv. Stanislava, Škofijska klasična gimnazija 98.07
3 Gimnazija Vič 97.77
4 Zavod sv. Frančiška Saleškega, Gimnazija Želimlje 97.63
5 Gimnazija Franca Miklošiča Ljutomer 96.55
6 Gimnazija Poljane 95.92
7 l. gimnazija v Celju 95.74
8 Gimnazija Kranj 94.96
9 Srednja šola Črnomelj, Gimnazija 94.87
10 II. gimnazija Maribor 94.74

В высшем образовании выделяют несколько уровней. На первом обучение длится три-четыре года в колледжах или университетах, это профессиональное высшее образование. Учащимся выдадут диплом (inzenir или diplomirani inzenir) и они могут найти работу либо продолжать обучение.

Второй уровень длится от трёх до шести лет (в соответствии с программой), и студенты получают степень бакалавра. При этом они обязательно должны защитить научную работу.

Магистратура в Словении — это третий уровень высшего образования. За один-два года учёбы можно получить степень магистра естественных (magister znanosti) или гуманитарных (magister umetnosti) наук. И самая высокая ступень—докторантура, которая длится до четырёх лет.

В Словении есть три государственных университета: Университет Любляны, Университет Марибора и Приморский университет. Есть и один частный, расположенный в Новой Горице. Ещё представлены два международных вуза: Европейско-Средиземноморский университет и Alma Mater Europaea (Австрия).

Самой богатой историей может гордиться Люблянский университет. Он вошёл в список пятисот лучших университетов мира. Также это самый большой вуз в Словении: в нём двадцать три института и три академии искусств.

Как поступить в вуз иностранцу

Чтобы иностранцу поступить в словенский вуз, нужен определённый набор документов — это копия загранпаспорта, свидетельство об образовании (аттестат, диплом), две фотографии. Для поступления в магистратуру понадобится приложить тест на знание английского языка. Иногда вузы просят прислать письмо, где будут перечислены успехи абитуриента, а также обоснован выбор именно этого учебного заведения.

Важно знать, что для поступления необходима нострификация (признание) аттестата в Словении. Документы об образовании должны быть переведены на словенский язык, нотариально заверены и апостилированы, то есть нужно удостоверить подлинность подписи на документе и полномочия человека, его подписавшего.

Нострификация документов — обязательная процедура. Её можно начать и с неполным пакетом документов (ведь аттестат или диплом будет получен только летом). Процесс признания документов занимает самое большее два месяца.

Порядок поступления

В большинстве вузов Словении нет вступительных экзаменов (кроме творческих университетов), нет и языковых тестов (исключения— программы для магистров). Главное – не пропустить сроки подачи документов. Она осуществляется в три потока. Для 2022/2019 года сроки подачи следующие:

  • 1 поток: 5 февраля – 5 мая;
  • 2 поток: 21 – 28 августа;
  • 3 поток: 1– 5 октября.

Для иностранных граждан отведены 1 и 3 потоки. Рекомендуется подавать документы именно в первый, так как в третьем потоке вузы принимают студентов только на оставшиеся места.

Если у студента уже есть семья и дети, то можно не бояться, что в Словении они забудут русский язык. Есть русская школа в Любляне, точнее, уже две. Они называются «Весёлые ребята» и «Ступеньки». Это школы дополнительного образования. Занятия проводятся в вечернее время и, как правило, длятся два-три часа. Группы формируются с учётом возраста детей. Обучение может продолжаться до восемнадцати лет.

Словения открыта для иностранных студентов. Как раньше, так и в 2022 году учёба для украинцев в Словении – отличный вариант. Во-первых, перелёт Киев-Любляна длится всего около 3-4 часов с учетом одной пересадки. Во-вторых, цена обучения намного ниже, чем в других вузах Европы. Однако следует помнить, что для учёбы в Словении понадобится виза.

Получение учебной визы

Между странами СНГ и Словенией действует визовый режим, как и со всеми государствами Шенгенской зоны. Какой вид визы нужен вам, зависит от цели и сроков пребывания. Виза С даёт право на пребывание в стране до 90 дней, значит, с ней вы сможете пройти обучение только на кратковременных курсах.

Если ваша цель – длительное проживание на территории Словении, возможность полноценной учёбы и работы, вам подойдёт виза категории D.

Если же образование займёт несколько лет, можно подать заявление на ВНЖ (вид на жительство) в Консульстве. В данном случае нужно сначала выбрать вуз и программу обучения, затем предоставить нужный пакет документов.

Необходимые документы

Для получения визы пакет документов стандартен. Отличается он только тем, что будущим студентам придётся добавить все полученные от учебного заведения свидетельства и приглашение. Список будет выглядеть так:

  1. Анкета, заполненная на словенском или английском языке.
  2. Загранпаспорт (оригинал и копия).
  3. Копии страниц национального паспорта.
  4. Две фотографии.
  5. Приглашение от школы, института, университета из Словении.
  6. Подтверждение места проживания (если общежитие не предоставляется).
  7. Финансовые гарантии.
  8. Медицинская страховка.

Стоимость обучения

Стоимость обучения будет зависеть от института и выбранной программы. Естественно, что в Университете Любляны учёба обойдётся дороже, чем по тем же специальностям в Мариборском или Приморском университетах. Если рассматривать стоимость программ бакалавриата, то программы Люблянского университета самые дорогостоящие. Ежегодно придётся платить за обучение примерно 2–3 тысячи евро. Здесь студентам предоставляется общежитие стоимостью около 150 евро в месяц.

Остальные институты обойдутся дешевле— 1,5-2 тысячи евро в год. Почти бесплатное высшее образование для россиян в Словении могут обеспечить гранты или стипендии. Правда, получить их трудно, и они покроют лишь часть расходов, но всё-таки попытаться стоит. Совсем бесплатное образование возможно только при наличии ПМЖ.

Стипендии для иностранцев

В Словении предоставляются стипендии от государства. За них отвечает Центр по поддержке мобильности и европейским программам (CMEPIUS). Каждый год он выделяет около 8 млн евро. Также поддерживает учащихся образовательный фонд Ad futura. Он предоставляет стипендии студентам, чей возраст не более 35 лет, а период обучения не превышает десяти месяцев.

Вероятность получить грант больше, если специальность востребована в Словении. Сейчас требуются специалисты с высшим образованием инженера-механика, электротехника, фармацевта, химика и строителя.

Обучение на фармацевта в Словении длится достаточно долго. Например, в Университете Любляны полный курс составляет 5 лет. В тоже время для тех, кто уже имеет соответствующий диплом, есть специальные заочные и вечерние курсы профессиональной подготовки по специальности «Фармацевтика».

Высшее образование в Словении: Видео

Иммиграция в Словению через обучение 2022

Словенские учебные заведения еще недостаточно известны иностранным абитуриентам. Однако образовательные программы здесь хорошего качества, доступны по стоимости, и на большинство программ иностранцам не требуется сдавать предварительные языковые экзамены. В этом материале мы рассмотрим наиболее популярные вопросы об иммиграции в Словению через обучение.

Кто может получить ВНЖ Словении на основании обучения?

Переехать и оформить ВНЖ в Словении на основании обучения могут:

  • ученики словенских школ, гимназий или средних профессиональных школ.
  • студенты колледжей, а также университетов Словении на программах бакалавриата, магистратуры или докторантуры.

Из сложившейся на 2022 год практики на учебу в Словению едут, во-первых, иностранные абитуриенты, которые хотят продолжить свое образование в европейском вузе или колледже и получить международный профессиональный опыт.

Во-вторых, через обучение иммигрируют дети иностранцев, работающих в Словении. Например, семья переезжает в Словению потому что один из родителей устроился на работу в словенскую компанию. Из-за строгого законодательства, сделать воссоединение семьи в первый год они не могут. Тогда детей зачисляют на обучение в словенскую школу или колледж и оформляют им ВНЖ по учебе. Также и супруг/а иностранца, которые еще не имеют права на воссоединение, могут поступить в словенский вуз или колледж и получить учебный внж. Таким образом они убивают двух зайцев: не разлучаются со своей семьей и ускоряют свою адаптацию и интеграцию в словенское общество.

Что дает учебный ВНЖ и статус студента?

Обладатель ВНЖ на основании обучения, в первую очередь, имеет право проживать в Словении в период учебы. Также учащийся (с 16 лет) может официально работать неполный рабочий день, получать студенческие льготы на проезд и питание, участвовать в программах международного обмена студентами. После окончания учебы, выпускник может продлить словенский ВНЖ на основании трудоустройства или самозанятости в Словении. Или получить ПМЖ, если он прожил достаточное количество лет в Словении.

Студент обязательно должен посещать занятия. Допускаются только пропуски по болезни или семейным обстоятельствам. Чтобы перейти на следующий год обучения, ученик также должен успешно сдать все экзамены.

Перечень документов для переезда в Словению по учебе

Абитуриентам из стран не входящих в ЕС для переезда в Словению по учебе понадобятся следующие документы:

  • заграничный паспорт;
  • фотографии;
  • заполненная анкета на ВНЖ;
  • подтверждение о зачислении (potrdilo o vpisu) из школы, колледжа или университета;
  • спонсорское письмо;
  • подтверждение наличия средств на проживание на год, из расчета 450 евро в месяц;
  • медицинская страховка;
  • справка об отсутствии судимости (для учеников старше 18 лет).

Оформление студенческого ВНЖ

Подать документы и получить вид на жительство в Словении можно двумя способами:

1. Через Посольство Словении в вашей стране. Этот вариант имеет существенный, на наш взгляд, недостаток. При подаче документов через посольство, получить карточку ВНЖ можно также только в посольстве. А так как сроки рассмотрения могут затянуться, то есть большая вероятность не успеть приехать в Словению к началу учебного года. Дополнительно придется потратить финансы на минимум две поездки в Посольство, так как оно может находиться не в вашем городе проживания.

2. Приехать в Словению по туристической визе и подать документы на ВНЖ непосредственно в Словении. Преимуществом данного варианта является то, что вы точно успеете к началу учебного года и сможете сразу приступить к занятиям.

Срок действия и продление учебного ВНЖ:

ВНЖ на основании обучения выдается сроком на один учебный год. Для учеников школ ВНЖ выдается с 1 сентября по 31 августа, а для студентов – с 1 октября по 30 сентября. Для продления ВНЖ, студент должен сдать все экзамены и перейти на следующий год обучения, получив подтверждающий документ от университета/школы. Подробную информацию о продлении студенческого ВНЖ читайте в нашем материале.

Сколько стоит учеба в Словении и есть ли бесплатное обучение для граждан России, Украины, Беларуси?

Бесплатная учеба в высшей школе и университете доступна лишь тому иностранцу, кто уже имеет словенский ПМЖ или хотя бы один из его родителей имеет словенский ПМЖ. Для остальных россиян, украинцев или белорусов высшее и профессиональное образование в Словении платное. Однако стоимость учебы в Словении сопоставима со стоимостью платных программ российских вузов и, в среднем, варьируется от 2300 до 5000 евро в год.

Бесплатная учеба доступна также ученикам основных школ, гимназий и средних технических школ, если один из родителей ученика проживает и работает в Словении.

Можно ли поступить в университет сразу после 11 класса?

Обучение в Словении после 11 класса возможно для всех абитуриентов, которые закончили полные 11 классов или их аналог (например, колледж в России). Такие ученики могут сразу поступать в словенский университет или высшую школу. Зачисление происходит на основании аттестата или диплома колледжа. Дополнительный год для изучения языка брать не нужно, однако на некоторые программы потребуется языковой сертификат.

Куда можно поступить после 9 класса?

После 9 класса иностранный абитуриент может быть зачислен в словенскую гимназию или среднюю техническую школу. Однако у этого варианта есть особенности. Во-первых, если ученику еще нет 18 лет, он должен иметь в Словении законного представителя, который несет за него полную ответственность. Во-вторых, поступив после 9 класса в словенскую школу, ученику придется сдавать выпускные экзамены наряду с местными выпускниками, что действительно сложно и требует ответственного отношения к учёбе.

Есть ли возрастные ограничения для обучения в словенском университете/колледже?

Нет, возрастных ограничений при поступлении в словенский колледж или университет не существует. Поступить на обучение может человек любого возраста, имеющий необходимый для поступления уровень образования. Для зачисления в словенскую высшую школу или на программы бакалавриата – это полные 11 классов или колледж, для поступления на программу магистратуры – диплом бакалавриата или специалитета.

Можно ли получить вид на жительство на основании языковых курсов?

Несколько лет назад учебный вид на жительство можно было получить на основании языковых курсов. Но в 2022 году на основании курсов можно получить только визу долгосрочного пребывания – визу типа D.

Как переехать в Словению через учебу?

Пакет услуг “ВНЖ через учебу“

  • подбор школы, колледжа или университета
  • зачисление в выбранное учебное заведение
  • подготовка и подача документов на ВНЖ

Стоимость – €1500
50% оплаты после получения карточки ВНЖ

Система образования в Словении

Словения — малая страна, располагающаяся в центральной части Европы. Ее население составляет немногим более двух миллионов жителей. Однако, в этом небольшом государстве, как и во всех остальных, функционирует собственная эффективная и современная обучающая система, не так давно подвергшаяся многим реформам. Это одна из таких немногочисленных стран, где все еще у жителей имеется возможность получить образование бесплатно (в том числе и высшее), а также у тех, кто имеет право на долговременное пребывание.

В этой стране предусмотрено несколько образовательных степеней, на каждой из них, начиная с детских садов, основной акцент делается на иностранных языках. Рассмотрим их поподробнее.

Дошкольное образование

Воспитание маленьких детей в государстве проводится как в частных, так и государственных садах. Туда могут быть приняты малыши от 11 месяцев вплоть до достижения школьного возраста, так как декрет в там длится только год. Данное образование в не обязательное, родители вправе сами выбрать, будет ли их ребенок ходить в дошкольное учреждение.

Оплата за нахождение в детских садах данного государства достигает 300 евро ежемесячно, однако семье может быть предоставлена скидка (субсидия от государственного центра социальной защиты), которая зависит от ее дохода и может покрывать до 70% суммы.

Запись детей в воспитанники дошкольного учреждения, в отличие от России, производится на протяжении года по волеизъявлению родителей малышей. Общее количество их в стране достаточное, каждый садик хорошо организован, а группы укомплектовываются по 15-20 малышей. Работают эти организации с 6 утра и до 17 дня с понедельника по пятницу, а отдельные группы работают субботам.

Школа в стране

Школьная государственная система имеет две ступени:

  1. Начальная школа. Подразделяется на такие этапы:
    • 4 года учебы с одним преподавателем;
    • 4 года учебы, с разными преподавателями по каждому предмету, разрешен выбор нескольких дополнительных занятий.
  2. Средняя школа. Обучение 4 года в профессиональных гимназиях, средних училищах, школах с целью подготовки к поступлению в вуз.

Начальное образование

Базовое образование (9 лет) в государстве является в обязательным. По достижении малышом шестилетнего возраста его родители пишут заявление в школу на прием в начальные классы. Такая запись на будущий год делается в феврале текущего, а распределение детей происходит по признаку территориального проживания. Данный этап обучения является бесплатной, однако школьные обеды, экскурсии, учебники и канцелярия приобретаются за счет родителей.

Среднее образование

Среднее образование здесь разделяется на несколько групп, старшие школы бывают в виде общеобразовательных гимназий, профессионально-подготовительных, среднеспециальных, технических. Поэтому обучение в Словении дает много возможностей.

Общее обучение государственных учреждениях составляет 4 года, успешная сдача итоговых экзаменов гарантирует поступление в университет.

Профессиональная и среднеспециальная подготовка рассчитана на получение определенной навыков для будущей профессии. Она длится 2-5 лет, по истечении которых требуется сдать экзамены.

Среднее образование в школах государства дается бесплатно, а частное приходится оплачивать до 300 евро ежемесячно.

Образование детей на каникулах

Словения широко знаменита своим качественным дополнительным, в том числе летним образованием. В ней открыто много школ с различными направлениями, включая спортивные занятия, иностранные языки, экологию. Также работают летние специализированные образовательные учреждения, кружки и лагеря, в которых ученики могут обучаться в период каникул.

Высшее образование

В государстве имеются 3 заведения, дающих высшее образование – университеты. Это: Марибора, Любляна и Приморский, которые включают в себя 44 факультета. Помимо них в стране открыты различные художественные академии, профессиональные колледжи, десять частных вузов.

Высшая учеба в Словении разделяется на три уровня:

  1. Колледжи и отдельные факультеты. Программа проф. образования составляет в них до 4 лет, в которую включена практическая подготовка по различным областям, а также сдача выпускной аттестации. По окончании получения знаний студенту выдают диплом инженера. Также может быть присвоена квалификация дипломированного инженера. Затем выпускник вправе продолжить учебу на следующей ступени или пойти работать сразу по полученной специальности.
  2. Университеты и вузы. Обучающая программа составляет до 6 лет, затем чего требуется защитить свою дипломную работу. При успешном окончании студент получает диплом, а также профессиональную квалификацию выпускника в определенной области, например, доктор медицины, выпускник академии, преподаватель и т.д. Затем молодые люди могут либо продолжить свою учебу на другой ступени, либо начать работать.
  3. Академическое образование. Учеба на данной ступени позволяет получить заветное звание магистра, а также доктора естественных либо гуманитарных наук. Для поступления на этот уровень необходимо иметь хотя бы оконченный первый этап высшего образования. Программа обучения на кандидата наук и магистра длится до двух лет, после чего необходимо защитить диссертацию. Для получения звания доктора наук имеются несколько другие требования – оконченная вторая ступень высшего образования, обучение до 4 лет по программе, а также итоговая защита диссертации.

Дотации, льготы и стипендии государства

Студенты страны могут воспользоваться множество разных льгот, например, дотации на питание в заведении, скидки на разные мероприятия и курсы, а также проезд к месту учебы. Также при каждом университете работают студенческие центры, помогающие бесплатно трудоустроить студентов, желающих иметь небольшой заработок.

Помимо этого, учащиеся могут попытаться получить стипендию, которая компенсирует значительную часть суммы на обучение. Такой возможности могут удостоиться не только граждане этой страны, но и приезжие по обмену студенты из заведений, участвующих в аналогичной программе. Важным условием получения стипендии является возраст обучаемого, он должен быть менее 35 лет.

Образование для русских

В государстве живет относительно немного эмигрантов из России. Образование в Словении детей из таких семейств, если они имеют местное гражданство, не отличается от других жителей. Дети же, чьи родители получили ВНЖ в стране, на общих началах могут поступить в государственные или частные дошкольные сады, если имеются свободные места.

Аналогично обстоит ситуация и с обязательным образованием. Приезжие, имеющие ВНЖ вправе бесплатно поступить в школы в Словении и обучаться там. Более того, как и для местного населения страны, для них оно также является необходимым. Также можно пройти учебу в частных организациях платно.

В Словении имеется русская община, работают несколько языковых школ. В качестве обязательных предметов в них изучаются математика, государственный язык, естественные науки, физическая культура, а также различные иностранные языки. Учебная нагрузка в школе составляет около 30 часов в неделю. Учебный год длится с сентября по июнь, прерываясь на новогодние и пасхальные каникулы.

Русских детских дошкольных учреждений в этой стране нет.

Для иностранцев, желающих работать в Словении, но получивших образование в другой стране, придется пройти переаттестацию, согласно местных норм образования. Также, возможно, потребуется получить небольшое дополнительное обучение.

История студента: Дарья Туманова. Рассказ про обучение в Словении бесплатно

Знакомьтесь, Дарья Туманова (Daria Tumanova). Девушка, выбравшая обучение в Словении бесплатно. Мы знакомы с Дарьей уже несколько лет и благодарны, что она согласилась поделиться с нами своей историей.

Сколько вам лет и откуда вы приехали?

Мне 21 год и я приехала из Москвы, Российская Федерация.

Какой ваш статус в Словении?

Студентка — выпускница последнего курса бакалавриата (абсольвентка).

Почему вы выбрали для получения образования именно Словению?

Выбрала Словению, поскольку приехала один раз в качестве туриста и влюбилась в эту страну. Прошло уже несколько лет и я ни разу не пожалела о своём выборе.

Расскажите, где вы учились/учитесь в Словении (учебное учреждение, специальность, курс)

Я учусь в Мариборском университете (Univerza v Mariboru) на факультете Электротехники, компьютерных технологий и информатики (FERI) по программе Медиа-коммуникации, специальность – Визуальные коммуникации. Я уже закончила все 3 курса, в этом году мне осталось только защитить диплом.

Как и в каком году вы поступили, был ли это ваш первый выбор получения образования?

Я поступила в 2012 году, сразу после окончания школы в Москве. Словения была моим первым выбором, как и Мариборский университет, однако программа стояла на 3-ем месте в списке желаний. По первым двум я не прошла, поскольку не сдала экзамен на знание словенского языка, который обязателен для поступления на Философский факультет. Если честно, я очень рада, что завалила тот экзамен и попала именно на эту программу. Оказалось, это то, что мне нужно.

Что вас привлекло при выборе словенского вуза?

Меня привлекли страна и город, в который я влюбилась. А поскольку в Мариборе только один университет, его и выбрала. Факультет и программу выбирала исходя из личных предпочтений.

Расскажите о своем опыте: как вы поступили? Была ли процедура зачисления сложной или возникли ли какие либо сложности при поступлении или учебы, связанные с тем, что вы — иностранный студент?

Поскольку я поступала самостоятельно, определенный сложности, конечно, были. Особенно с получением документов по почте – в Москву письма шли несколько месяцев. Но в итоге успела все сделать вовремя. Правда, за подтверждением о зачислении пришлось отправить друга, поскольку его можно забрать только лично, либо — через доверенное лицо. Вообще, не сказала бы, что это чересчур сложный процесс, главное — вовремя получать информацию и вовремя действовать. В университете охотно идут навстречу всем студентам, особенно иностранцам, поэтому с этой стороны проблем не было никаких.

Помогали ли вам в учебном процессе на первоначальном этапе преподаватели и одногруппники?

Разумеется. Например, ассистенты предлагали перевести мне тест на английский после занятия, чтобы я могла сделать его отдельно. Предлагали помощь на экзаменах, всегда подходили и объясняли, если я не знала, как перевести какое-то слово. Они даже разрешают, по сути, учиться на английском (сдавать работы, домашние задания, экзамены и т.д.), но только в том случае, если профессор знает английский (таких большинство). Должна сказать, что к иностранцам в университете относятся гораздо лояльнее, чем к «домашним» студентам и всячески им помогают. Но необходимо, как минимум, показывать свою заинтересованность в учебе. Это минимум, который требуется от студента.

Кто учится/учился с вами на программе? Большая ли группа? Много ли иностранцев, русскоязычных студентов?

На нашей программе было изначально около 60-ти человек. Из них 5 – иностранцы. Парень и девушка из Хорватии, парень из Боснии, еще один из Македонии, и я. Русскоязычных студентов в моей группе не было, но они были в других группах на других программах и курсах. Насколько я знаю, иностранные студенты приезжают в основном из стран бывшей Югославии.

Удалось ли завести друзей, и кто они – русскоязычные, словенцы или другие иностранные студенты? С кем легче всего находите общий язык?

В моем круге общения преобладают словенцы. Изначально старалась больше общаться со словенскими ребятами, чтобы как можно скорее выучить язык. Так и повелось. Из русскоязычных в Мариборе знаю очень немногих, буквально пару человек.

Сложно ли было сдавать экзамены?

Поначалу да, но поскольку экзамен можно сдать 3 раза, особых проблем не возникало. Легче было сдавать практику, чем теорию. Но в крайнем случае, помогает зубрежка.

Расскажите, чем вы занимались в свободное после учебы время. Как проводили праздники и выходные? Где можно отдохнуть в Словении?

Много путешествовала с друзьями, ходила на разные празднования и фестивали, ездила в соседние страны и по городам Словении. В Словении можно отлично отдохнуть на море (в сезон), хотя Хорватия, конечно, предпочтительнее. А вот Блед и термы хороши в любое время года.

Расскажите, как быстро вы освоили словенский? Каким образом вы его учили?

Через 3 месяца после приезда я уже сдала устный экзамен на 7 из 10, что сочла для себя верхом совершенства, хотя не совсем уверена, понял ли профессор, что я вообще говорила 😉 Изначально я поставила себя в ситуацию, когда говорить необходимо. Жила со словенцами, общалась со словенцами, училась на словенском. Хочешь не хочешь – выучишь. Я в отлично владею английским и испанским языками, словенский — мой третий иностранный. А третий язык, особенно такой похожий на родной, всегда идёт намного легче.

Легко ли найти жилье, подработку студенту или работу после окончания вуза в Словении?

Жилье найти легко, в студенческих городах всегда сдаются комнаты и квартиры для студентов. С этим проблем точно не возникнет. С подработкой и работой сложнее. Работу я пока что не искала, поскольку еще учусь, а подработка время от времени попадается. Вообще, студенческими работами занимается специальный cтуденческий cервис, но я им, пока что, не пользовалась, поэтому не могу ничего рассказать. В качестве подработки занимаюсь созданием сайтов для словенских и русских клиентов. Меня очень привлекает сфера IT, поэтому стараюсь работать и развиваться именно в этой области.

А дорого быть студентом в Словении? Жилье, питание, транспорт? Есть ли какие-то студенческие преимущества, которыми может воспользоваться в том числе и иностранец?

В принципе, хорошо жить студент может на 500-600 евро в месяц, включая стоимость жилья. Чуть менее хорошо – на 300-400 (это значит, прожить можно). Голодная смерть студентам не грозит благодаря бонам, на которые можно дешево есть (а иногда и совсем бесплатно). На транспорт (автобусы и поезда) также есть студенческие проездные билеты.

Слышали ли вы о дополнительных образовательных программах, в которых может участвовать в том числе студент-иностранец?

Из дополнительных образовательных программ могу отметить Erasmus — я ездила учиться по обмену на Канарские острова, на Тенерифе. Программы по обмену очень обширные, на них выделяются стипендии из фонда и от государства, и главное — они доступнее, чем многие думают.

Возможно ли в словенском вузе получить стипендию?

В Словении есть три вида стипендий: государственная, за отличие и профессиональная. Государственную иностранец получить, конечно, не может. Для стипендии «за отличие» нужно ну ооочень сильно постараться. Я считаю, что это невозможно для иностранца. К тому же, мне говорили, что и эту стипендию иностранцам не дают. Остается только профессиональная, но для этого нужно найти компанию, которая захочет взять студента на работу, и за это будет платить ему стипендию, пока он учится. Так же можно получить стипендию, если поехать учиться по обмену в вуз другой страны.

Как вы считаете, жизнь в Словении положительно повлияла на ваше владение английским языком и с чем вы это связываете?

На мое владение английским языком в значительной мере повлияла совершенно другая страна. Когда я переехала в Словению, мой английский был уже на довольно высоком уровне, что очень мне помогло.

Расскажите, какие плюсы и минусы вы видите в Словении? Планируете ли вы остаться жить здесь?

Минусы: отсутствие круглосуточных магазинов, дорогой бензин, дорогой общественный транспорт, глобальная безработица. Плюсы: природа, географическое положение, дружелюбные люди, отличное университетское образование, преимущества для студентов, хорошее вино, красивые города.

Да, я приехала сюда для того, чтобы остаться.

Какие у вас планы на ближайшие 3-4 года?

Если честно, я с трудом могу предсказать, что я буду делать следующие 3-4 дня, поэтому сложно загадывать. Но есть конкретные цели: защитить диплом, поступить в магистратуру, найти работу, сдать на права и купить машину, съездить в Рио-де-Жанейро, построить дом.

Мы будем очень благодарны вам, если вы добавите свои мысли и информацию касательно обучения в Словении 😉

Я очень счастлива, что судьба привела меня в такую страну, как Словения. Обучение здесь другое, нежели то, к чему мы привыкли у себя в стране, но это не означает, что оно лучше или хуже. Образование в Словении очень качественное и на уровне европейских стандартов, и все это — при невысокой его стоимости. Плюс образование дает право на получение европейского ВНЖ с последующим продлением, а это тоже очень весомый фактор.

Страны Восточной Европы: таблица, развитие и преобразование экономики

Историческое развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦЮВЕ) после Второй мировой войны коренным образом отличалось от процессов, происходивших в Западной Европе. Непродолжительный период демократических преобразований в них сменился переходом к социалистическим преобразованиям, которые копировала плюсы и минусы советской модели социализма.

Преобразования первых послевоенных лет.

Исход Второй мировой войны привел к росту международного авторитета СССР, популярности коммунизма и формированию советской политической сферы влияния. Практически во всех странах Восточной Европы, освобожденных Красной Армией, состоялись выборы в высшие органы власти. В Румынии, Польше, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Албании к власти пришли коммунисты.

В 1947—1949 гг. они провозгласили официальный курс на построение основ социализма. Образцом служила советская модель социально-экономического и политического развития. Для нее были характерны приоритет государства в экономике, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Проводились ускоренная индустриализация и коллективизация, фактически ликвидировалась частная собственность. С целью оказания помощи Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии в 1949 г. Советским Союзом был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Успехи и трудности социалистического строительства.

К середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли определенных успехов в развитии промышленности. Однако ускоренная индустриализация привела к образованию диспропорций в экономике. Не хватало средств для сельского хозяйства, медленно развивалась легкая промышленность, снижались доходы и покупательная способность населения.

Не было единства и в рядах социалистических стран. Так, влияние СССР не распространялось на Югославию. Лидер Югославии И. Броз Тито считал, что само государство, а не внешние силы, должно определять средства достижения коммунизма. Сталинское руководство СССР подвергло Тито жесткой критике, и в 1949 г. между двумя странами произошел разрыв.

Несмотря на относительный экономический прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые выступления рабочих охватили ГДР (1953), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956).

Но наибольшей остроты недовольство режимом достигло в Венгрии. В конце октября 1956 г. страна фактически оказалась на грани гражданской войны: начались вооруженные столкновения между рабочими и силами правопорядка, участились случаи расправы над коммунистами. В этих условиях руководство СССР приняло решение для «восстановления порядка» ввести в Будапешт советские танковые части. Эти события получили название «будапештская осень».

Нарастание кризиса в Восточной Европе.

В условиях обострения «холодной войны» СССР провозгласил свое право на вмешательство в дела любого социалистического государства для защиты социализма. На Западе эта политика получила название «доктрины Брежнева».

В довольно жесткой форме она была реализована в Чехословакии. В феврале 1968 г. к либеральным реформам здесь приступил первый секретарь ЦК Компартии Александр Дубчек. Он был сторонником радикальной демократизации, гласности, свободы слова и печати, расширения участия рабочих в управлении обществом и государством. Его программа действий была направлена на достижение «социализма с человеческим лицом». Этот период получил название «пражская весна». Фактически реформаторы выступали против социализма советского образца. В ответ руководство стран ОВД ввело в Чехословакию войска. Сопротивление было подавлено, а завоевания «пражской весны» ликвидированы.

В Польше социально-политическая ситуация обострилась в 1980 г. Рост цен вызвал волну забастовок, которые охватили всю страну. Рабочие требовали снижения цен и снятия запрета на создание независимых профсоюзов, которые бы реально защищали интересы рабочих. На судоверфи имени Ленина в Гданьске было создано объединение профсоюзов «Солидарность» во главе с электриком Лехом Валенсой. Во избежание советского вторжения глава польского правительства генерал Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение. Руководство «Солидарности» было арестовано, ее деятельность запрещена.

«Бархатные революции» 1989—1991 гг.

Начавшаяся в СССР перестройка послужила толчком для последней стадии реформ в восточноевропейских странах, где политическая инициатива переходила в руки оппозиционных, антикоммунистических партий и движений. Советский лидер М. С. Горбачев в отличие от своих предшественников не вмешивался во внутренние дела социалистических стран. Он радикально изменил внешнюю политику СССР, взяв курс на сближение со странами Запада. В результате в 1989 г. в Восточной Европе произошли так называемые «бархатные революции», т. е. бескровные (за исключением Румынии), которые закончились отказом от социализма.

Одной из первых на путь серьезных политических реформ стала Польша. В 1989 г. была легализована «Солидарность» и проведены свободные парламентские выборы. В стране было сформировано некоммунистическое правительство. Через год на президентских выборах победу одержал лидер «Солидарности» Л. Валенса. Новое руководство начало трудный переход к рыночной экономике.

Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Венгрии. Была разрушена Берлинская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия.

Таким образом, произошел распад социалистической системы, началось восстановление капитализма в восточноевропейских государствах и изменение расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

Распад Чехословакии.

Бурные потрясения в восточноевропейских странах обострили межнациональные и этноконфессиональные отношения. Не выдержала испытания временем и общая государственность чехов и словаков.

В ноябре 1989 г. с репрессий против студенческой демонстрации началась «бархатная революция» в Чехословакии. По инициативе писателя, общественного деятеля Вацлава Гавела была создана политическая организация «Гражданский форум», которая стала главной оппозиционной силой в Чехии. Компартия Чехословакии отказалась от своей руководящей роли, а В. Гавел был избран президентом республики. В 1990 г. Чехословакия была переименована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику.

В 1992 г. единое государство мирно разделилось на Чехию и Словакию.

Гражданская война в Югославии.

Наиболее негативные последствия имели межнациональные и межрелигиозные конфликты в Югославии. После введения многопартийной системы на выборах в югославских республиках победили националистически настроенные партии. В результате в 1991—1992 гг. суверенитет провозгласили Хорватия, Словения, Македония, Республика Босния и Герцеговина. Православные Сербия и Черногория заключили в 1992 г. договор о создании нового федеративного государства — Союзной Республики Югославии (СРЮ). Югославская федерация фактически распалась. В это же время началась война в Боснии и Герцеговине между сербскими и хорватско-мусульманскими формированиями, в которую были втянуты Хорватия и СРЮ. В боснийском конфликте 1992—1995 гг. западные страны заняли антисербскую позицию.

В 1998 г. вспыхнули военные действия между сербами и албанцами в сербском крае Косово, т. е. на территории СРЮ. Конечной целью албанских сепаратистов было завоевание независимости края, являвшегося историческим центром Сербии. В ходе конфликта страны Запада пошли на крайние меры в отношении Югославии. Весной 1999 г. войска НАТО осуществили беспрецедентную в истории послевоенной Европы бомбардировку Белграда, Косово и других районов СРЮ. После этого был свергнут режим С. Милошевича в Сербии, к власти пришли прозападные политические силы. В 2003 г. Югославия была переименована в Государственный Союз Сербии и Черногории, а в 2006 г. Черногория отделилась от Сербии.

Интеграция в европейские структуры и НАТО.

После распада СССР бывшие «страны соцлагеря» переходили на рыночную экономику, вводили частную собственность и взяли курс на сближение с Евросоюзом. Главным условием их членства в ЕС был отказ от социализма и плановой экономики в пользу капитализма. С этой целью правительства стран Центральной и Юго-Восточной Европы осуществили радикальные экономические преобразования, известные под названием «шоковая терапия». Была проведена приватизация предприятий, перестали поддерживаться относительно низкие цены на основные товары народного потребления и услуги, ликвидированы многие социальные гарантии. Все эти реформы привели к высокому уровню безработицы, росту цен и преступности. Произошло вытеснение национального сектора промышленности и сельского хозяйства западноевропейскими корпорациями. И только спустя некоторое время был достигнут рост производства и уровня жизни основной массы населения.

В 2004 г. в Евросоюз вошли Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, а также страны прибалтийского региона, в 2007 г. — Румыния и Болгария, в 2013 г. — Хорватия.

Недавние социалистические страны повернулись в сторону не только ЕС, но и НАТО. В 1999 г. к этой организации присоединились Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 г. — Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а в 2009 г. — Албания и Хорватия. В 2017 г. Черногория стала 29-м членом НАТО.

Конспект урока по всемирной истории «Восточная Европа во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:

Особенности развития экономики стран Восточной Европы

К стран Восточной Европы принадлежат 19 стран, образовавшихся после распада Советского Союза и реформирования бывшего социалистического лагеря. Эти страны прошли короткий, но сложный путь в своем становлении. Как часть Европейской экономической системы эти страны имеют определенные отличия от стран Западной Европы. Для их развития характерны несколько этапов.

Первый этап (1945-1980 гг.) – это этап социалистического развития, важными особенностями которого были господства общественных форм собственности на основные средства производства и планово-административное регулирование экономики. Экономические формы и методы регулирования экономических отношений были для этих стран второстепенными, вспомогательными, непосредственные производители имели ограниченную самостоятельность в решении экономических вопросов.

Практика их развития показала, что концентрация в руках государства ресурсов и централизованное принятие экономических решений могут быть достаточно эффективными при наличии экстенсивных факторов роста и при условии создания основных отраслей промышленности в сжатые сроки. Однако такая система не способна обеспечить интенсивный рост на основе научно-технического прогресса и внедрения ее достижений в производство, что стало особенно проявляться в 70-80-е годы в форме экономического и научно-технического отставания от стран с развитой рыночной экономикой.

Второй этап социально-экономического развития начался с конца 80-х – начале 90-годов. Для второго этапа характерно формирование рыночной экономики, определение ее структуры и совершенствование инфраструктурных элементов рынка. Этот этап в основном характеризуется изменениями, которые произошли благодаря разгосударствлению и приватизации, формированию частного сектора экономики, созданием основ конкуренции, резким ограничением государственного регулирования цен и т.д.

В современном мировом хозяйстве восточноевропейские страны принадлежат к государств со средним уровнем экономического развития. В конце 80-х годов национальный доход на душу населения в этих странах примерно в 2,6 раза превышало среднемировой показатель и в 9 раз – показатель развивающихся стран, и примерно в 2,5 раза был меньше показателя стран с развитой рыночной экономикой. Из-среди восточноевропейских стран по уровню экономического развития и производительности труда ведущие позиции занимают Словения, Эстония, Латвия, Чехия, Словакия, Литва и Хорватия; в менее развитых стран региона принадлежат Молдова, Румыния, Босния и Герцеговина, Албания.

Общая структура экономики позволяет отнести отдельные страны Восточной Европы до индустриальных и индустриально-аграрных стран.

На современном этапе на долю промышленности в общей структуре национального дохода стран региона приходится в среднем от 45 до 60%, тогда как до Второй мировой войны национальные экономики этих стран фактически имели аграрный характер.

Структурные изменения в национальных экономиках государств региона хоть и уступали показателям стран с развитой рыночной экономикой, однако, в целом в послевоенное время были положительными. Наряду с ростом доли промышленности в национальном доходе сблизились темпы роста производства средств производства и предметов потребления. Постоянно росла удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Был обеспечен развитие машиностроения как ведущей отрасли промышленности: на нее приходилось 26-33% всего промышленного производства. Вместе с химической промышленностью она начала производить до 40% продукции всего промышленного производства.

Но в условиях экономического кризиса, высокого уровня энерго – и материалоемкости национального дохода, здеформованої ценовой политики в отдельных странах в начале 90-х годов начали наблюдаться неблагоприятные структурные сдвиги, в том числе рост доли топливно-энергетических отраслей, черной и цветной металлургии в общем объеме производства при резком спаде производства в машиностроительной, легкой и пищевой промышленностях.

В течение почти 30 лет восточноевропейские страны уверенно занимали ведущие места по темпам экономического роста в мировом хозяйстве. В 1951-1983 гг. национальный доход в этих странах вырос на 6,7% в год, промышленное производство – на 8,3%. Однако, в конце 70-х – начале 90-х годов в некоторых странах темпы роста стали замедляться, а в экономиках некоторых стран (Польши, Венгрии, Чехословакии) начали наблюдаться кризисные явления. Темпы ежегодного роста общественного производства стран региона резко упали с 2,9% в 1981-1985 гг. до 1,8% в 1989 г. В конце 80-х – начале 90-х годов все восточноевропейские страны оказались в условиях глубокого социально-экономического кризиса. В отчете Экономической комиссии ООН спад экономики в странах Восточной Европы назван затяжной депрессией, которая за продолжительностью и глубиной превышает «большой кризис» 1929-1933рр.

Несмотря на административное регулирование экономики, восточноевропейские страны сумели, особенно в 50-70-е годы, существенно повысить свою долю в мировых экономических показателях. Так, в конце 80-х годов на них приходилось более 20% мирового национального дохода, 21% мировой промышленной продукции, более 13%, мировой сельскохозяйственной продукции и 5% мирового товарообігуу. Однако за последние годы в результате резкого спада темпов экономического роста и даже уменьшение объемов общественного производства в целом эти позиции значительно пошатнулись.

Главными причинами резкого снижения темпов экономического роста, а затем и глубокого экономического кризиса в странах региона стали неэффективность административно-планового развития и использования достижений НТП, нерациональная структура общественного производства, его высокая энерго – и материалоемкость, низкая производительность труда, исчерпания экстенсивных факторов роста, ухудшения внешнеэкономических условий (в том числе условий торговли, рост внешней задолженности, сокращение и разрыв взаимных экономических отношений), а также изменение общественного строя, переход от плановой к рыночной модели экономики.

Важной особенностью хозяйственного развития региона является высокая инфляция. В 1992 г. в странах Восточной Европы он составлял 769,4%, в бывших республиках Советского Союза – 1296%, в том числе в России – 2560%, в Украине – 10500%.

В постсоциалистических странах и странах бывшего Советского Союза были разработаны национальные программы рыночных преобразований. Однако, не все они соответствовали национальным интересам и по-разному воспринимались населением стран.

Резкое ухудшение социально-экономического положения, кризисные явления в национальных экономиках обусловили приход к власти в странах региона общественных сил, которые стремятся изменить экономическую модель развития, создать социально ориентированную рыночную экономику.

Главным направлением программ и практики рыночных реформ в восточноевропейских странах был процесс разгосударствления и приватизации. В большинстве стран региона предпочтение стало отдаваться приватизации как такой, что приводит к установлению новой системы отношений собственности, основанной на ее разнообразии. Такая система начинает функционировать наряду с государственной на основе частной и смешанной форм собственности. Согласно программ приватизации в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии в 1995-1996 гг. в негосударственном секторе мало производиться 40-50% национального дохода. Основными формами приватизации является выкуп, акционирования, бесплатное передачи собственности с применением чеков, ваучеров, специальных приватизационных счетов граждан и др.

Несмотря на достаточно высокие темпы приватизации, в частности в Польше, Венгрии, Чехии, можно предположить, что в недалеком будущем государственный сектор все еще будет иметь более весомые позиции в национальных экономиках восточноевропейских стран, чем в государствах с развитой рыночной экономикой.

Важным направлением рыночной трансформации экономики стран региона является преодоление монополизма и развитие конкуренции. В начале 90-х годов в Чехословакии 40% объема промышленного производства создавалось минимальным количеством производителей – от одного до четырех. В Венгрии почти 30% продукции обрабатывающей промышленности производили монополисты, в Польше эта величина достигала 70% общего объема промышленной продукции. Уровень монополизации национального производства и рынка существенно вырос в новых восточноевропейских странах как следствие распада СССР, СФРЮ, ЧССР.

Второй важной составной частью национальных программ преобразований была политика либерализации цен. Она осуществлялась в различных формах как «шоковая терапия».

Демонополизация в сфере производства, отношений собственности и управления способствует развитию конкурентной среды в странах региона. Наряду с этим почти сняты ограничения на частное предпринимательство, отраслевое перелиття капитала, либерализованы условия экономической деятельности, созданы законодательные основы борьбы с недобросовестной конкуренцией, начинает формироваться система контроля за деятельностью монополистов.

Такие преобразования осуществлялись в Польше, Болгарии, России, Украине и др., как постепенное отпуск цен в течение достаточно длительного времени (Венгрия, Югославия). Ее главными чертами стали: отказ от административного регулирования цен (за исключением небольшой группы товаров и услуг); контроль за злоупотреблениями монополистов в области ценообразования; сближения мировых внутренних цен.

В современных условиях в странах региона кардинально меняется денежная и финансово-кредитная политика. Со второй половины 80-х годов в странах региона начала создаваться двухуровневая банковская система, которая охватывает национальные (центральные) и коммерческие банки. Центральные банки при этом все больше концентрируют свою деятельность на формировании общенациональной финансово-кредитной и эмиссионной политики, регулировании процентных ставок, контроле за деятельностью коммерческих банков. Последние непосредственно занимались обслуживанием юридических и физических лиц. Были созданы рынки: финансовые, кредитные, ценных бумаг, валютный.

В начале 90-х годов во всех восточноевропейских странах государственный бюджет формировался со значительным дефицитом. Попытки сбалансировать госбюджет осуществлялись за счет, с одной стороны, сокращение дотаций и субсидий предприятиям, резкого уменьшения государственных капиталовложений в экономику, сокращение военных расходов, ограничение определенных социальных программ и помощи другим странам, с другой стороны, – через увеличение доходов государства. Наибольшего успеха в этой сфере достигли Чехия, Венгрия, Польша, где и уровень инфляции был значительно ниже, чем в других странах региона.

Налоговые реформы в этих странах были направлены как на стимулирование экономической заинтересованности предпринимателей, несмотря на формы собственности, так и на рост доходов государственного бюджета и решения на этой основе общенациональных задач. Главными видами налогов становятся налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.

Существенно меняется и социальная политика. Создается новая система социальной защиты, основанная на свободе экономической деятельности, социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем. Государство гарантирует лишь минимальный уровень социальной защиты и все чаще – на адресной основе (семьи с детьми, инвалиды, молодежь, пенсионеры, малообеспеченные). Повышение уровня реального социального обеспечения более минимальный осуществляется уже преимущественно за счет самого населения. Наравне с сохранением системы бесплатного образования и медицинского обслуживания, предоставления жилья, условий для отдыха значительная часть этих услуг реализуется за счет собственных средств граждан. Такие изменения в социальной политике создают дополнительные стимулы для высокопроизводительной качественного труда.

В связи с реформированием экономической и политической системы значительно изменились и внешнеэкономические отношения.

Изменение модели социально-экономического развития, существенное преобразование отношений собственности, решительный поворот к формированию рыночных основ экономики обусловили кардинальную трансформацию внешнеэкономической политики стран региона. Главной ее особенностью является отказ от государственной монополии на внешнеэкономические связи, демонтаж планово-административной, жестко централизованной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Национальное законодательство, которое создалось в странах Восточной Европы, предусматривало четкое определение принципов внешнеэкономической деятельности и основывалась на:

1) демонополизации и внешнеэкономических предприятий и организаций;

2) утверждении права внешнеэкономической деятельности юридическим и физическим лицам;

3) разработке принципов стимулирования создания коммерческих посреднических внешнеэкономических фирм;

4) отказ от ответственности государства за операции любых участников внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация внешнеэкономической деятельности создала новые возможности для производителей в выборе партнеров, форм, мероприятий и сфер внешнеэкономического сотрудничества, главным критерием которого становится экономическая эффективность, соотношение доходов и расходов производителей и потребителей материальных благ и услуг.

Второй характерной чертой внешнеэкономических отношений стран региона на современном этапе является переход от планово-административных форм протекционизма к либерализации внешнеэкономической деятельности.

Такой переход предполагает:

1) отмены или существенное уменьшение количественных ограничений во внешней торговле и переход к преимущественно экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности;

2) сближение структур и уровней внутренних и мировых цен на основе свободного ценообразования почти на все виды продукции и услуг;

3) последовательное снижение ставок экспортного тарифа и внедрение унифицированного импортного тарифа;

4) переход к конвертируемости национальных валют для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а впоследствии и по капитальным операциям, установление единого курса национальной валюты;

5) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта отечественной продукции;

6) поощрение импорта капитала, создание совместных предприятий, участие иностранного капитала в процессе приватизации.

Либерализация внешнеэкономической деятельности является важным направлением экономической политики восточноевропейских стран в целом, поскольку она обеспечивает улучшение их платежного баланса, положения в системе международного разделения труда, способствует открытости национальных экономик, приспосабливает их к условиям конкуренции, которые действуют на мировом рынке. Это непосредственно стимулирует развитие и внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности неразрывно связана с отказом от государственной монополии в этой сфере.

Другая характерная особенность современных внешнеэкономических отношений восточноевропейских стран заключается в изменении приоритетов развития внешнеэкономических связей, резком уменьшении роли и значения взаимной торговли и существенном росте внешнеторгового обмена, прежде всего с развитыми странами Запада. В начале нового века удельный вес взаимной торговли в внешнеторговом обороте восточноевропейских стран сократилась почти с 60 до менее 20%. Изменение географической структуры внешнеэкономических связей восточноевропейских стран обусловлена логикой преобразований, которые происходят там. В условиях становления конкурентной рыночной среды производители и потребители начинают непосредственно определять товарную и географическую структуру, динамику внешнеэкономического обмена, развитие новых форм внешнеэкономической деятельности, исходя из соотношения своих доходов и расходов.

Экономические преобразования, произошедшие в большинстве стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что рыночные преобразования набрали силу, совершенствуются и направлены на коренное изменение места и роли стран региона в мировом экономическом пространстве.

Страны Восточной Европы с переходной экономикой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и признаки переходной экономики

Развитие общества всегда сопровождалось усложнением экономических отношений в нем. Обмен был первой формой хозяйственных отношений. Несколько позже появилась единая натуральная мера стоимости благ. С появлением денег, как всеобщего эквивалента, появилась тенденция к накоплению капиталов. В свою очередь это привело к внедрению в жизнь общества производства, а так же сопутствующих ему операций.

Экономика – это совокупность экономических отношений между субъектами в части производства, распределения, сбыта и продажи благ.

Как наука, экономика занимается вопросами оптимизации спроса и предложения в условиях ограниченности ресурсов.

Общество в ходе исторического развития требовало новых принципов экономических отношений. Традиционный тип экономики, характеризуемый низким уровнем жизни населения, слаборазвитым производством и ориентированностью на ремесла и народные промыслы сохранился лишь у народов живущих далеко от цивилизованного мира.

Командная модель экономики, базировавшаяся на принципах директивного государственного управления так же уходит в прошлое. С одной стороны такой подход к формированию экономики страны имел свои положительные стороны, так как государство могло быстро реагировать на негативные тенденции внутри хозяйственной системы. Однако, отсутствие конкуренции привело к снижению уровня жизни населения, деградации производства и финансовой системы. Сейчас подобный подход сохраняется в отдельных отраслях экономики различных стран. Обычно это отрасли стратегического значения, а так же те, что обеспечивают защиту интересов страны.

Рыночная модель экономических отношений является наиболее гибкой и устойчивой системой, способной к развитию и саморегуляции. Для нее характерны свобода предпринимательства, потребительского выбора, ценообразования и наличие конкурентной среды.

Многие страны сочетают элементы различных моделей. Такой подход называется смешанным типом экономики.

Переходная экономика – это этап смены одной экономической системы другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Она подразумевает полную структурную перестройку всей системы хозяйственных отношений. Двоякость системы переходной экономики определяет ее отличительные признаки:

  • нестабильность;
  • заторможенность процессов;
  • всеобщий спад;
  • многовариантность дальнейшего развития.

Переходная экономика в Восточной Европе

Переходная экономика в настоящее время характерна для ряда стран, совершающих процесс трансформации командной модели в рыночную. В основном к ним относятся страны, сформировавшиеся после отказа от социализма.

Согласно положению ООН к странам Восточной Европы относят: Россию, Белоруссию По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее , Украину, Чехию, Словакию, Румынию, Венгрию, Молдавию, Польшу и Болгарию.

Некоторые из них входят в состав Европейского Союза, и по умолчанию считаются развитыми странами, хотя на самом деле переживают реструктуризацию собственных экономических систем.

Сходство этих стран заключалось в том, что необходимо было перестроить схожие экономические институты, используя схожие методы.

Одним из этапов преобразований во всех странах стало разгосударствление собственности и ее переход в частные руки. Кроме того, важная роль отводилась отпуску цен и созданию условий для свободного ценообразования. Изменения коснулись и систем управления, отраслевой переориентации народного хозяйства, технического перевооружения производства.

Для совершения структурных преобразований страны использовали два подхода: градуализм и «шоковая терапия».

Градуализм – это научный экономический подход, основанный на плавном переходе от устаревшей экономической системы к новой модели.

Здесь важна роль государства. Оно создает условия для поступательного перехода от административно – командной экономики к рыночной.

Сначала устанавливается баланс потребительского спроса, путем внедрения гибкого ценообразования и развитию частного сектора экономики, который создает предложение.

Трансформация прежде всего происходит в производстве и сбыте, а уже затем занимаются привлечением инвестиций.

Ценообразование контролируется государством в части монополистской и корпоративной деятельности. Так же сдерживается рост инфляции. Большой упор делается на малый, средний бизнес и сельское хозяйство.

«Шоковая терапия» строится на принципе саморегуляции рыночной экономики. Она выражается в уменьшении роли государства, которое обеспечивает лишь движение финансовых средств, сдерживая инфляцию.

Для данного подхода характерна резкая смена устоявшихся экономических институтов. К основным изменениям можно отнести:

  • либерализация цен происходит одномоментно;
  • высокие темпы разгосударствления собственности;
  • резкое снижение государственного контроля;
  • открытие внутреннего рынка для импорта.

Такой подход имеет и негативные стороны. Резкий переход к частной собственности влияет на движение капитала из производственного сектора в отрасли, имеющие коммерческое значение. Сохранение на начальном этапе государственных монополий и дефицита продукции создает условия для высокого темпа инфляции. Все это приводит к снижению уровня жизни населения.

Проблемы переходной экономики в странах Восточной Европы

Схожесть факторов, определивших трансформацию экономических моделей стран Восточной Европы По данной теме мы уже выполнили реферат СЭЗ Восточной Европы подробнее , а так же методов переходной экономики, сформировали и схожие проблемы.

Снижение уровня внутреннего валового продукта произошло практически во всех странах вне зависимости от модели перехода. Изначально планировалось, что уровень ВВП снизится, но незначительно, однако на практике, наблюдался спад экономических показателей и снижение уровня воспроизводства.

Высокие темпы инфляции, которые сложно было сдерживать. Так в Эстонии и Литве цены увеличились в четыре раза, а в странах бывшего СССР цены превышали свои показатели до инфляции в пять раз.

Переориентация производства привела к повышению уровня безработицы. Так же произошли структурные изменения в сфере социального обеспечения, что привело к снижению уровня жизни населения и его расслоению по доходам.

Читайте также:
Высшее образование и обучение в Швеции
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: