Обучение иностранных студентов в России в 2022 году

Обучение иностранных студентов в Российской Федерации в 2022 году

Вопрос, как чувствуют себя иностранные студенты в России, крайне важен для нашей страны. Стремящаяся к знаниям молодёжь, приезжающая из других государств, в будущем станет у руля власти, культуры и экономики своих уголков планеты.

Привлекая сегодня молодых иностранцев обучаться в РФ и создавая для них нормальные условия, российское правительство и органы образования формируют будущее взаимодействие с другими странами, положительно влияют на международные рейтинги России и поднимают её авторитет.

  1. Сколько иностранцев обучается в российских ВУЗах
  2. Условия для обучения иностранной молодёжи в России
  3. Бесплатное обучение
  4. Вопросы адаптации
  5. Факторы, влияющие на адаптацию
  6. Чем привлекает высшее образование РФ
  7. С каких стран едут студенты
  8. Где предпочитают обучаться иностранные студенты
  9. Наиболее популярные профессии
  10. Медицинское образование
  11. Как иностранцу стать российским студентом: 5 шагов
  12. В каких странах российское образование наиболее популярно
  13. Обучение очно

Сколько иностранцев обучается в российских ВУЗах

Британская компания QS изучает вопрос миграции молодёжи, желающей обучаться не дома, а в других государствах. Выделено 50 государств, между которыми ежегодно распределяются места по количеству прибывающих в них студентов. Регулярно лидирующие позиции занимают:

  • США;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Австралия;
  • Канада;
  • Франция;
  • Нидерланды.

Россия уже многие годы оказывается в середине списка. Между тем её позиции в области международного образования укрепляются, о чём говорят цифры статистики. Всего 3% молодых людей мира, решивших «грызть гранит науки» в других странах, выбрало для обучения Россию. Прогнозируют, что эта цифра будет увеличиваться.

Предпосылки для этого есть. Это видно по прошлым годам. Так, если сравнивать 2015 и 2016 годы, в последнем российская студенческая братия заполучила почти на 12% больше иностранцев. Часть из них приезжает обучаться по ежегодно выделяемым квотам, бесплатно. Часть готова заплатить, ибо верит в то, что будут предоставлены важные знания на должном уровне.

Условия для обучения иностранной молодёжи в России

Обучение иностранных студентов — это вопрос престижа страны, потому им занимаются эксперты. Правительство стремится к тому, чтобы создать хорошие условия для обучения молодых людей из зарубежья. Примечательно, что в РФ, как и в США, образовательная система не разделяет учащихся на «ваших» и «наших». Все учатся на одинаковых условиях. В большинстве вузов приезжим не приходится платить за обучение больше, чем местным.

Бесплатное обучение

Что касается бесплатного обучения для гостей, ежегодно выделяются квоты для иностранцев. Более 15 000 приезжих молодых людей могут приехать в РФ и обучаться в её высших учебных заведениях бесплатно, живя в общежитиях на тех же условиях, что и россияне, а иногда и более комфортно. Конкурс среди поступающих на выделенные по квотам местам составляет 4,5–5%.

Для повышения авторитета страны планируется продолжить предоставление льготных мест в вузах для иностранцев и увеличение их количества. Отметим, что в РФ можно обучаться как на русском, так и на других языках.

Получение образования на других языках на платной основе будет обходиться дороже.

Вопросы адаптации

В свете последних событий в мире, Россия относится к странам, которые вызывают у обычных граждан опасения, сомнения и даже страх. Средства массовой информации на Западе стремятся обострить проблему и превратить в РФ в некую страшилку для народов. Распахивая двери перед студентами, Россия получает возможность реабилитировать себя в глазах иных государств. Молодёжь достаточно легко адаптируется и осваивается в Москве и других городах.

Факторы, влияющие на адаптацию

Выявлено, что на адаптацию влияют следующие факторы:

  1. Климат.
  2. Личностно-психологические отношения.
  3. Педагогическая система.
  4. Быт.
  5. Межличностное общение.
  6. Проживание в интернациональных общежитиях.

Если на первые два фактора сложно повлиять, то на остальные стараются влиять в сторону улучшения. Вопрос создания нормальных условий обучения иностранным студентам не единожды поднимался на уровне власти.

Важным является не только создание достаточного количества льгот для гостей из других государств, но и помощь им в адаптации на территории сложной и самобытной России.

Читайте также:
Средняя зарплата адвоката в Москве и других городах России в 2022 годах

Чем привлекает высшее образование РФ

Россия стремится к тому, чтобы её университеты в рейтингах встали в один ряд с лучшими образовательными учреждениями Великобритании, США, Франции, Германии и т. д. И это ей удаётся. Растёт число приезжающих не только из Африки и Арабских стран, но и из Европейского Союза. Большая доля приходится на учащихся из СНГ и стран бывшего социалистического лагеря.

С каких стран едут студенты

В 2016–2017 годах отмечен большой прирост студентов из таких стран, как:

  • Китай,
  • Индия,
  • Вьетнам,
  • Африканские государства.

Россия привлекает иностранцев возможностью получить бесплатно качественное образование и стипендиями, которые выделяются не только для своих, но и для приезжих.

Где предпочитают обучаться иностранные студенты

Если ещё недавно самым популярным у иностранцев городом была Москва, большинство старалось остаться обучаться в её вузах, то сейчас пользуются спросом и учебные заведения других населённых пунктов России. Лидирующие позиции занимает Санкт-Петербург.

Его Государственный университет по количеству обучающихся из других стран стоит на втором месте после столичного РУДН (Университета дружбы народов). На третьем месте питерский политехнический институт. В топах также учебные заведения:

  • Томска (ТПУ);
  • Новосибирска (Технический университет);
  • Казани (КФУ);
  • Курска (Государственный медицинский университет);
  • Белгорода (Национальный исследовательский университет).

В Центральном Федеральном округе располагается 300 высших учебных заведений, в которых, наряду с россиянами, обучаются молодые люди из других стран. Только 130 из них располагается не в столице.

Второе место после Центрального округа занимает Северо-Западный округ (96 вузов), после него тройку лидеров закрывает Сибирь (91 вуз).

Наиболее популярные профессии

В какой бы стране и в каком городе вы ни обучались в университете, самое важное, это выбор профессии.

Медицинское образование

Как и в советские времена, иностранцы уважают российскую медицину. Получить медицинское образование стремится 17% от числа всех приезжающих. И также популярны специальности:

  • Технической направленности — 22%;
  • Экономика и управление — 16%;
  • Гуманитарно-социальные вузовские программы — 12,2%;
  • Русский язык — 11,8%.

Помимо, доступного по цене и качественного образования, иностранная молодёжь получает возможность пройти обучение по специальным программам подготовки, что позволит определиться с выбором профессии и затем получить образование.

Как иностранцу стать российским студентом: 5 шагов

Стандартная схема поступления в России для молодого человека или девушки из ближнего либо дальнего зарубежья выглядит так:

  1. Определиться с выбором программы, университета, профессии.
  2. Узнать о финансировании: возможности обучаться на платной или бесплатной основе.
  3. Собрать необходимый для подачи в приёмную комиссию пакет документов.
  4. Пройти отбор, организованный на конкурсной основе.
  5. Получить от ВУЗа приглашение и на его основании оформить визу в РФ, если того требует миграционное законодательство.

Для представителей ближнего зарубежья схема может быть и другой. При Российских организациях в странах СНГ открыты центры, занимающиеся приёмом документов от выпускников школ. Ежегодно предлагается широкий выбор профессий и вузов, в которых можно их получить. Отбирают лучших молодых людей на конкурсной основе по итогам обучения в отечественных школах.

В каких странах российское образование наиболее популярно

Как уже отмечалось, больше всего в Россию прибывает иностранных студентов из стран СНГ. От общего количества обучающихся не россиян они составляют 79,2%. Далее идут Африка, Ближний Восток и Азия (56,8%).

Меньше всего в Россию приезжают учиться из Океании, Австралии и Северной Америки.

Обучение очно

Более всего иностранцы предпочитают обучаться на очных отделениях — 63%. Около половины очников обучается на бюджетных местах. Больше всего тех, кто обучается на платной основе, получают образование на заочных отделениях.

Сложность обучения иностранцев в том, что различные этнические группы имеют свой менталитет. К примеру, африканцам сложнее концентрироваться и осваивать новые понятия, в то время как студенты из Азии, наоборот, легко концентрируются и быстро схватывают материал. И те и другие обучаются в единых группах. Это значит, что нужно обеспечить и африканских, и азиатских студентов возможностью усваивать материал, не сбавляя скорости обучения.

Читайте также:
Средняя зарплата ветеринара в Москве и других городах России в 2022 годах

Российское образование с годами становится более доступным для иностранцев и адаптированным под различные этнические группы, так как проводятся исследования специфики национально-психологических особенностей различных народов. Учитывая их, можно создать условия, при которых все молодые люди, приезжающие в Россию из других стран, увезут домой не только хорошие впечатления, но и большой объём знаний.

Садовничий: вузам не следует повышать стоимость обучения в 2022 году

Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал, как МГУ в условиях пандемии начнет новый учебный год, почему из-за пандемии вузам не следует повышать стоимость обучения для студентов в 2022 году и зачем иностранным студентам, которые приезжают на обучение в Россию, нужно предоставить доступ к вакцинации от коронавируса.

— Виктор Антонович, сегодня в вузах проходит летняя сессия и защиты выпускных квалификационных работ. Как этот процесс организован в МГУ в условиях пандемии?

— Защита дипломов у нас проходит в смешанном формате. В значительной степени — это очная защита, то есть студент выходит, докладывает и защищает. Те, кто не может присутствовать лично, защищаются перед комиссией онлайн. Все защиты у нас заканчиваются 26-27 июня, 30 июня у главного входа Московского университета вручим дипломы отличникам, у нас их в 2021 году будет около 4 тыс. Это будущие лидеры нашей страны — в науке, госуправлении, корпорациях. Постараемся соблюсти все требования Роспотребнадзора по борьбе с коронавирусом при вручении дипломов. Что касается обучения, в этом году мы работали в смешанном формате, то есть примерно половина занятий, особенно практических и лабораторных, проходили в очном формате. Большие лекции в ряде случаев были дистанционные. Мы многому научились за прошедший год: и преподаватели, и студенты. Считаю, что мы не потеряли в качестве обучения.

— Как МГУ планирует начать новый учебный год?

— Надеюсь, что мы вернемся к полноформатной очной учебе, начнем очно. Сейчас еще начнется приемная кампания. У нас есть одно обстоятельство — это дополнительные вступительные испытания, по опыту приемной кампании 2020 года они будут организованы с использованием дистанционных технологий на базе платформы МГУ “Университет без границ”. Допустим, выпускник дома в Иркутске или в селе, приехать в Москву сложно, для него мы организуем все онлайн. И у всех 30 тыс. абитуриентов, которые хотят поступить в Московский университет, будем принимать дополнительный экзамен в таком формате. На это отводим около 10 дней в июле. В университете будут сидеть преподаватели и удаленно присутствовать абитуриент.

— Как в целом пройдет приемная кампания?

Абитуриентов этого года ждет много новых образовательных программ, прием на которые открывается в этом году. Во-первых, с 20 июня открывается набор 37 уникальных междисциплинарных магистерских программ в рамках семи научно-образовательных школ. Программы направлены на подготовку специалистов по прорывным направлениям науки и технологий: исследование космоса, мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект, будущее планеты и сохранение экосистем, сохранение мирового культурно-исторического наследия, цифровая медицина, молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология, математические методы анализа сложных систем. В их реализации задействовано 27 факультетов МГУ, институты РАН, предприятия и организации-работодатели.

  • Садовничий считает, что стоимость обучения в вузах стоит оставить на прежнем уровне
  • В МГУ усилят контроль за соблюдением противоэпидемических мер

Во-вторых, в МГУ ведется прием на программы, реализуемые полностью на английском языке. Это программы на химическом факультете, журналистики, экономическом, политологии, московская школа экономики, глобальных процессов и других.

Отдельное внимание хотелось бы уделить программам по изучению технологий искусственного интеллекта в разных профессиональных областях. Набор на такие программы объявлен на факультетах механико-математическом, юридическом, политологии и других.

Также открывается набор на пять магистерских программ нового филиала МГУ в городе Саров. Это вычислительные методы и методика моделирования, суперкомпьютерные технологии математического моделирования и обработки данных, экстремальные электромагнитные поля, релятивистская плазма и аттосекундная физика, а также теоретическая физика и лазерная нелинейная оптика и фотоника.

Читайте также:
Средняя зарплата в Брянске и области в 2022 годах

— Как вы будете решать проблему с иностранными студентами, которые не могут попасть в Россию из-за пандемии?

— Есть две категории иностранных студентов. Первая — это те, кто может приехать. Для них будет организована стандартная форма приема: подготовительные курсы и поступление. Тут все понятно. Думаю, что в этом году таких будет не так много. Вторая категория — это те, кто не может приехать, и таких большинство. Мы объявили, что принимаем у них документы удалено, проводим собеседование, обучаться они будут в дистанционном формате. Обычно в МГУ на обучение приезжают более 5 тыс. абитуриентов. Не так давно был день открытых дверей для иностранных студентов, который состоялся на трех языках: китайском, английском и русском. Около 30 тыс. было подключений из 50 с лишним стран. Таким образом интерес у иностранных студентов высокий, но, конечно, итоги приемной кампании будут известны в конце августа. Очень надеюсь, что количество иностранных студентов не уменьшится.

— Не боитесь, что они привезут с собой новые штаммы?

— У нас, как и во всех российских вузах, большинство иностранных студентов — это китайские граждане, а также из стран СНГ. В Шэньджэне есть совместный российско-китайский университет МГУ-ППИ, в странах СНГ у нас пять филиалов. Принимаем там абитуриентов — это еще 3 тыс. плюс к тем 5 тыс. Конечно, из этих стран к нам приезжают, но при этом соблюдаются все требования Роспотребнадзора. Я понимаю, что мы должны быть очень аккуратными, потому что все они будут жить в общежитии. Будем их изолировать на определенное время, тестировать, наблюдать. У нас ежедневно заседает штаб по коронавирусной инфекции. Он анализирует по часам ситуацию и если что, вводится режим изоляции. Постараемся не допустить каких-то массовых заболеваний. И, конечно, надеемся, что пандемия все-таки будет приглушена.

Московский университет и Российский союз ректоров поддерживает идею предоставления доступа иностранных обучающихся к вакцинированию. Это в целом улучшит эпидемическую ситуацию в стране. Большая часть иностранных студентов Московского университета проживают в общежитиях, общаются со своими российскими однокурсниками, активно участвуют в мероприятиях Московского университета. Многие студенты естественнонаучных факультетов этим летом едут на полевые практики и хотят перед практикой сделать прививку от COVID-19, чтобы чувствовать себя в безопасности.

— Вы еще в прошлом году объявили о создании научно-образовательных школ, ведутся ли в рамках этих школ разработки по коронавирусу, по вакцине?

— Это уникальный проект, мы хотим ответить на те вызовы, которые стоят сейчас перед обществом. Создано семь научно-образовательных школ по самым современным научным направлениям – молекулярным технологиям живых систем и синтетической биологии, квантовым исследованиям, мозгу, когнитивным системам и искусственному интеллекту, исследованиям космоса, экологии, гуманитарным наукам. Мне кажется, это хорошая идея, она будет жить, потому что есть школы, где вместе работает 15-20 факультетов, до 300 преподавателей, в том числе около половины молодых аспирантов.

Есть группа ученых, которая взялась за серьезную тематику, о которой вы говорите, она взяла за основу новой вакцины табачную мозаику, на базе которой мы создали и зарегистрировали вакцину в ВОЗ как кандидата. Ведутся работы на основе уникальной платформы создания новых рекомбинантных вакцин на основе вирусов растений.

На сегодняшний день доказана способность прототипов вакцины одновременно обеспечить защиту от ряда коронавирусов, прототипы охарактеризованы, наработаны в количестве, достаточном для проведения доклинических испытаний. Работа идет. Я боюсь сказать, когда она будет.

Но, конечно, очень серьезные работы ведутся у нас и на факультете фундаментальной медицины. Есть институт регенеративной медицины, другие институты, которые стараются понять генетическую природу болезни. В исследованиях применяются суперкомпьютерные вычисления. Это пока еще нерешенная проблема в целом во всем мире и могу сказать, что пробуем и мы изучать, как бороться с такими очень сильными инфекциями.

Читайте также:
Средняя зарплата в Адыгее в 2022 году

— Многих студентов беспокоит вопрос стоимости обучения в вузах. Что нужно делать в этом направлении?

— Мы обсуждали эту тему на недавнем заседании Российского союза ректоров, присутствовал глава Минобрнауки Валерий Фальков. Я считаю, что повышать стоимость обучения в этом году по сравнению с 2020-м не следует. И Московский университет это решение принял. Большинство ректоров меня также поддержали, отправили в министерство позицию союза. Учитывая ситуацию в регионах, в семьях, где есть дети, учитывая другие трудности и испытания, считаем, что не надо в этом году повышать. Я призвал к этому все университеты.

— Какую сегодня поддержку следует оказывать студентам, аспирантам и молодым ученым?

— Очень важно, чтобы это было не декларативно. Есть ребята, которые могут обойтись без поддержки и даже без той небольшой стипендии в 3 или 2,5 тыс. А есть те, кто реально старается жить на это. Был сам таким, на 30 рублей в месяц жил многие годы – тогда была такая стипендия. Надо уметь найти таких студентов и помогать им. Помогать можно разными способами, это большая работа университетов, в том числе студенческих организаций, поскольку они лучше видят ситуацию.

— Планируется ли открытие новых факультетов в МГУ?

Были созданы школы, есть мысли и о новых факультетах и центрах. Например, есть идея о создании направления по изучению мозга. Ведь мозг — это бесконечность. Его нельзя понять до конца. Изучение мозга — это такая наука, которая сейчас на первом плане, она объединяет медицину, физиологию, математику, инженерию. Мы создали небольшие институты, связанные с мозгом. Думаю, что эта тема будет важной в будущем.

Вторая идея связана с искусственным интеллектом (ИИ). Здесь надо точно понять, что это такое. Мы сейчас говорим про искусственный интеллект, но вот говорю: а дайте определение. Пока никто не может, поскольку его пока нет. ИИ связан с работой мозга, это нейроморфные системы и тому подобное. В естественных науках сегодня эти две темы: мозг и искусственный интеллект, на мой взгляд, главные.

— По вашему мнению, как долго продлится еще пандемия?

— Мне кажется, что вакцинация станет переломным моментом, ее поставят на поток, но я не думаю, что коронавирус уйдет совсем. По другим инфекциям мы знаем, что они редко совсем уходят. Это задача мирового сообщества поставить вакцинацию на поток и его контролировать. Большинство экспертов, я с ними солидарен, считают, что еще год примерно продлится пандемия. Однако мы в итоге придем к такому пути, когда мы ее сумеем ограничить и контролировать благодаря новым лекарствам, вакцинации и другими возможностями.

Беседовал Кирилл Борискин

Обучение иностранных студентов в России в 2022 году

Конкурс на предоставление стипендий для обучения в следующих странах:

  • Венгрия (срок приема документов до 20.01.2022 г.) – гранты для студентов и аспирантов по программе Stipendium Hungaricum.
    Обучение на венгерском и английском языках.
    Письмо Минобрнауки России от 16.11.2021 №МН-12/2357
    Условия участия в программе и направления обучения представлены в приложении
  • Чехия (срок приема документов до 25.02.2022 г.) – Обучение бесплатное, стипендия не выплачивается. Обучение на чешском или английском языке.
    Более подробная информация – в приложении
  • Китай (срок подачи документов в международный отдел РГГУ до 15.01.2022 г.; в Минобрнауки России до 19.01.2022 г.) – Конкурс на получение стипендий для прохождения обучения в вузах Китая.
    Подробная информация в приложении

С правилами подачи заявок, сроками и условиями стажировок можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России im.interphysica.su

Консультации, поддержку при оформлении документов и более подробную информацию можно получить в Отделе координации международной деятельности Управления международных связей РГГУ:

2021-2022 учебный год

О приеме зарубежными странами на обучение российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников по линии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2021-2022 учебном году.

Читайте также:
Зарплата воспитателя в детском саду в 2022 году в Москве и других городах России

Конкурс на предоставление стипендий для обучения в следующих странах:

  • Венгрия (срок приема документов до 19.01.2021 г.) – гранты для студентов и аспирантов. (Обучение на венгерском и английском языках.) Условия участия в программе Stipendium Hungaricum на сайте interphysica.su
  • Китай (подать документы в международный отдел РГГУ до 5.02.2021 г., срок сдачи документов в Министерство до 10.02.2021 г.) – конкурс на получение стипендий для прохождения стажировок и обучения в вузах Китая
  • Чешская Республика (срок подачи документов до 2.03.2021 г. – Обучение бесплатное, стипендия не выплачивается. Стажировка на чешском или английском языке
  • Словения (срок подачи документов до 10.03.2021 г.) – Обучение на словенском или английском языке
  • Словакия (срок подачи документов до 10.03.2021 г.) – Обучение на словацком или английском языке
  • Норвегия (срок подачи документов до 09.03.2021 г.) – конкурс на получение стипендий.для обучения в вузах Норвегии. Подробная информация на сайте studyinnorway.no и im.interphysica.su
  • Государство Бруней-Даруссалам (срок подачи документов до 15.02.2021 г.) – стипендии на обучение. Подробная информация на сайте mfa.gov.bn и im.interphysica.su
  • Румыния (срок подачи документов до 30.04.2021 г.) – стипендии на обучение. Обучение на румынском языке. Для лиц, не владеющих румынским языком, предоставляется подготовительный курс. Подробная информация и бланки анкет на сайте www.mae.ro/en/node/10251
  • Австрия (срок подачи документов в международный отдел РГГУ до 16.04.2021 г., в Минобрнауки России до 22.04.2021 г.) – Приглашаются кандидаты со знанием немецкого языка (В2-С1) для участия в конкурсе на получение работы в школах Австрии в качестве ассистентов преподавателей русского языка
  • Вьетнам (срок подачи документов до 24.05.2021 г.) – Стипендии на обучение и языковые стажировки по вьетнамскому языку. Вся необходимая информация на сайте.

С правилами подачи заявок, сроками и условиями стажировок можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России im.interphysica.su

Консультации, поддержку при оформлении документов и более подробную информацию можно получить в Отделе координации международной деятельности Управления международных связей РГГУ:

Сенченко Людмила Николаевна
inter.oms@rggu.ru
Москва, Миусская площадь, дом 6, кор. 6, каб. 302
+7 (495) 250-65-31

Москва, Миусская площадь, дом 6, кор. 6, каб. 302
+7 (495) 250-65-31

2019-2020 учебный год

О приеме зарубежными странами на обучение российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников по линии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2019-2020 учебном году.

Конкурс на предоставление стипендий для обучения в следующих странах:

Что мешает российским вузам набирать больше иностранных студентов

Сергей Валерьевич, в ЧелГУ сегодня около 3,5 тысячи иностранных студентов. Каковы перспективы вуза в реализации федерального проекта?

Сергей Таскаев: Экспорт образования осуществляется двумя путями – организацией филиалов российских вузов за рубежом и обучением иностранных студентов на своей территории. Мы развиваем оба направления. Сегодня в нашем университете обучаются студенты из 32 стран – 11 государств ближнего и 21 – дальнего зарубежья.

А филиал ЧелГУ в Казахстане в прошлом году отметил 20-летие. Сейчас это уже несколько учебных корпусов, прекрасный спортивный зал и общежитие, отлично оборудованные учебные аудитории. Филиал готовит уникальных специалистов в области экономики и права, способных решать вопросы, возникающие на стыке правовых систем двух государств, дает нам основное количество иностранных студентов и, кстати, хорошо зарабатывает. Не случайно наши выпускники работают во всех административных и силовых структурах севера Казахстана.

Что касается приема иностранцев в Челябинске, планы серьезно скорректировала пандемия. Сегодня обучаем чуть более 400 человек. Чтобы развиваться дальше, нужны серьезные вложения. В 2020-м приняли решение переориентировать под иностранных студентов уникальный объект – бывшую школу Центробанка РФ. Это единая закрытая территория с двумя КПП, учебным корпусом, общежитием, столовой и стадионом. Так что теперь сможем принимать до тысячи иностранных студентов.

Нацелились на страны Юго-Восточной Азии – Вьетнам и Китай. Работаем с Таджикистаном и Узбекистаном. Активность проявляет Киргизия. Вообще страны бывшего СНГ дают нам отличных студентов. У них меньше языковых проблем и очень сильная мотивация: они понимают, что у себя на родине такого образования не получат, зато по возвращении их ожидают хорошие перспективы в плане трудоустройства и карьерного роста.

Читайте также:
Зарплата бариста в 2022 годах: сколько зарабатывают в Старбаксе и Шоколаднице

Сколько готовы платить за обучение иностранцы?

Сергей Таскаев: Стоимость обучения на подготовительном факультете ЧелГУ, где абитуриенты изучают русский язык, культуру, правовые основы и получают документ, который позволяет им поступить в любой вуз РФ, – 95 тысяч рублей в год. Но мы берем деньги только за обучение, при этом занимаемся также визовой поддержкой, сопровождением и организацией перелета, расселением, вопросами акклиматизации и социализации, организацией досуга. Экономика такова, что на каждом иностранном студенте университет в итоге зарабатывает всего по несколько тысяч рублей.

Но и это еще не все. Главная проблема, с которой сталкиваются практически все вузы, – неподъемные штрафы. По закону студент, как любой мигрант, должен каждые три месяца продлевать визу. Если он об этом забыл, а университет недосмотрел, то вуз как принимающую сторону могут оштрафовать на сумму до 400 тысяч рублей. Другими словами, найдутся два нарушителя – и можно сворачивать всю программу обучения.

Вероятно, такие штрафы оправданны, когда речь идет о гастарбайтерах, пересекающих границу по приглашению и затем “всплывающих” где-то в другом месте. Но студенты проходят очное обучение, проживают в общежитии и находятся под контролем вуза. Думаю, государство должно дифференцировать подходы в свете тех задач, которые оно перед нами ставит, побуждая к развитию экспорта образовательных услуг.

На какую еще поддержку хотели бы рассчитывать вузы?

Сергей Таскаев: Нужны межправительственные соглашения о работе российских вузов за рубежом. В том же Казахстане такое соглашение заключено пока только в отношении филиала МГУ. Существование остальных под вопросом. Когда мы только начинали работать в республике, то получили бессрочную лицензию. Но после недавних изменений в законодательстве Казахстана требуются новые шаги по утверждению правовой основы образовательной деятельности. С этой ситуацией хорошо знакомы в МИДе и Министерстве науки и высшего образования РФ. Ситуацию обсуждали на встрече президентов двух стран и в качестве примера упоминался именно ЧелГУ. После этого вопрос до поры до времени был снят, но уверенности в завтрашнем дне это не добавляет. Более того, уже сказывается на наборе абитуриентов. Есть вопросы и по признанию российских дипломов за рубежом.

Их, вероятно, должно решать не только государство, но и сами вузы?

Сергей Таскаев: И поверьте – решаем. Занимаемся продвижением в мировых системах рейтингования. Провели огромную работу, собрали более 800 иностранных экспертов, оценивших деятельность нашего вуза для Quacquarelli Symonds – одного из трех основных рейтингов университетов мира. Очень надеемся попасть в QS и со временем в нем серьезно подняться. Ведь при выборе вуза абитуриенты прежде всего смотрят на его статус. Это, конечно, затратная тема, но, я уверен, все сполна компенсируется в будущем.

Чем еще можно привлечь иностранцев?

Сергей Таскаев: Большие надежды связываем с проектом строительства межуниверситетского кампуса в Челябинске. Ведь это не только 100 тысяч квадратных метров новых площадей и 3,4 тысячи мест в общежитиях, а еще и создание современной мультикультурной среды, которой сегодня могут похвастать только университеты мирового уровня. Недавно у губернатора прошло совещание по тематическому наполнению нового образовательного центра. Выбраны несколько ключевых направлений, связанных с развитием IT, нано-, биотехнологий, с использованием нейросетей и искусственного интеллекта. А поскольку в Челябинске будут созданы качественно новые условия на рынке образовательных услуг и начнутся исследования по актуальной мировой тематике, все это станет дополнительным стимулом для иностранцев. Я бы очень хотел, чтобы вместе с ЧелГУ и ЮУрГУ в кампусе также присутствовал медицинский университет, ведь здесь будут развивать близкие ему направления.

Сейчас примерно 20 процентов выпускников из Челябинска уезжает. Очень надеюсь, что новый кампус поможет нам остановить их отток. Сверхзадача – добиться показателей Томска, в вузы которого поступает 170 процентов абитуриентов – все местные и 70 процентов приезжих.

Читайте также:
Зарплата продавца, кассира, товароведа и сотрудников Магнита в 2022 году

Кроме того, совместно с вузами Екатеринбурга мы недавно защитили модель НКО – некоего содружества образовательных учреждений, которое будет заниматься продвижением за рубежом услуг нескольких университетов. Такого в России еще никто не делал. Со следующего года НКО начнет работать.

Как студенту-иностранцу приехать на учебу в Россию: правила въезда в РФ для иностранных студентов в новом учебном году (2021/2022)

По итогам отборочной кампании на обучение в российских вузах иностранных граждан в 2021/2022 учебном году состоялась пресс-конференция, на которой Россотрудничество сообщило, что учебный год в России начнется с 1 сентября.

На текущий момент въезжать на территорию РФ для получения образования могут иностранные граждане из перечня стран, который утверждается распоряжением Правительства РФ № 636.

Данный перечень постоянно обновляется, и на сегодняшний день в него входят 50 стран, гражданам которых разрешен въезд в РФ.

В случае, если страны иностранного студента нет в перечне, возможность прибытия иностранца на учебу обсуждается в индивидуальном порядке.

Высшие учебные заведения курируют вопросы въезда студентов-иностранцев в Россию и при необходимости запрашивают для иностранных студентов разрешения на въезд в Россию у Минобрнауки и правительственной комиссии.

Для студентов при Министерстве высшего образования и науки действует горячая линия: +7 (495) 198-00-00, у специалистов которой можно уточнить текущие правила въезда студентов для каждой отдельной страны.

Правила въезда на учебу в РФ для иностранных студентов в 2021/2022 учебном году

Для въезда в Россию на учебу иностранный студент обязан сдать ПЦР-тест на коронавирус не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия на территорию РФ.

При въезде на руках должен быть документ на русском или английском языке, подтверждающий отрицательный результат теста.

После прибытия в РФ иностранец обязан сдать еще один ПЦР-тест, соблюдая самоизоляцию до получения результата.

Важно! До получения результата ПЦР теста студент может присутствовать на занятиях только онлайн.

Вопросы о вакцинации студентов за рубежом и признания их сертификатов о вакцинации в России сейчас прорабатываются Министерством здравоохранения.

Похожие материалы

Миграция в Россию будет расти

Группа из 18 россиян попыталась нелегально проникнуть в США из Мексики

Почти 400 мигрантам запретили въезд в Россию на 40 лет

Соотечественники

Мы ВКонтакте

Работодатель

Как сделать возврат НДФЛ иностранцам, работающим по патентам: возмещение НДФЛ работодателем по патенту иностранного гражданина в 2021 году

Инженерные специальности и места для стажировок и практик предлагает АРЧК на онлайн-ярмарке вакансий в ТОГУ

В МВД разъяснили порядок приёма на работу иностранцев с 16 июня

В России могут закрепить приоритет граждан при трудоустройстве

Контакты

Телефоны редакции: +7 (4742) 28-99-20,
+79913432866

Электронная почта редакции: a.vozrozhdenie@yandex.ru

Правовая информация

Ресурсный центр в сфере миграции 2018 © Все права защищены

Прибытие на обучение в Российскую Федерацию в 2020-2021 году в условиях пандемии covid-19

UPD Пожалуйста, следите за обновлениями, раздел будет дополняться в ближайшее время!

Порядок действий иностранных студентов при въезде в РФ

Вышел приказ «Об особенностях организации образовательного процесса с участием студентов и аспирантов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в 2021–2022 учебном году». Он рассказывает о мерах защиты студентов и аспирантов от распространения коронавирусной инфекции, которые будут действовать в новом учебном году. Все о содержании приказа и о том, какие меры безопасности принимает кампус, — в вопросах и ответах.

Несмотря на текущие ограничения по въезду, руководство НИУ ВШЭ Санкт-Петербург разработало и утвердило порядок въезда для иностранных студентов и абитуриентов

Въезжающие в РФ иностранные студенты и абитуриенты обязаны:

1. Следить за обновлением перечня «открытых» стран на данной странице

Ориентироваться только на официальную информацию на сайте НИУ ВШЭ!

2. Спланировать приезд в РФ не ранее, чем через 15 дней после появления страны в перечне.

Читайте также:
Зарплата на почте России в 2022 году

Иностранные абитуриенты и студенты 1 курса набора-2021, и иностранные студенты по программам обмена приглашаются в Санкт-Петербург
НЕ РАНЕЕ 27 августа 2021 (до этой даты заселение новых студентов в общежитие и регистрация невозможны).

Если для въезда в РФ Вам необходима виза, после включения страны Вашего гражданства в перечень «разрешенных стран» с Вами свяжется Отдел миграционно-визового сопровождения и сообщит о порядке и примерных сроках оформления визового приглашения. Не покупайте билет в РФ, пока Посольство/Консульство РФ не назначит Вам дату получения визы! Во избежание недоразумений рекомендуем не покупать билеты до получения визы на руки

3. После покупки билета и не позднее, чем за 15 дней до даты въезда в РФ сообщить в университет о планируемой дате въезда.

Иностранные абитуриенты и студенты 1 курса (набор 2021) направляют эту информацию через личный кабинет абитуриента в разделе “Прибытие в РФ” – см. скриншот: Прибытие в РФ Е сли что-то не получается – пишите на адрес iadmission-spb@hse.ru

Иностранные студенты 2-4 курсов направляют информацию в учебный офис своей программы по электронной почте в указанном ниже формате.

Иностранные студенты по обмену направляют эту информацию координатору входящей мобильности на адрес incomingspb@hse.ru в указанном ниже формате.

Тема письма: въезд иностранного студента в РФ

В письме указать:

  1. ФИО латиницей как в паспорте, по которому планируется въезд в РФ
  2. Образовательная программа в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
  3. Дата рождения в формате дд.мм.гггг
  4. Пол
  5. Гражданство
  6. Серия и номер документа (паспорта), по которому планируется въезд в РФ
  7. Предполагаемая дата въезда в РФ (по билету)
  8. Пункт въезда в РФ (название аэропорта прилета или сухопутного пограничного пункта пропуска)
  9. Серия и номер визы (только если есть российская учебная виза, действующая на момент планируемого въезда в РФ)

4. Не позднее дня въезда в РФ направить скан отрицательного теста ПЦР по электронной почте в свой учебный офис и на адрес isso@hse.ru

Оригинал теста (справки) на русском или английском языке иметь при себе при въезде в РФ

5. При пересечении границы РФ в миграционной карте указать цель въезда «учеба»

6. В случае возникновения сложностей при пересечении границы РФ обращаться на «горячую линию» для иностранных студентов по телефону: +7 (981) 830 15 40

7. В день въезда в РФ направить по электронной почте на адрес migrationspb@hse.ru документы для постановки на миграционный учет в соответствии с инструкцией и убедиться в получении подтверждения в течение одного рабочего дня. Если подтверждение не пришло, срочно связаться с Отделом миграционно-визового сопровождения

8. После прибытия в РФ соблюдать режим самоизоляции по месту проживания и в течение 72 часов с въезда в РФ сдать повторный тест ПЦР. По вопросам организации учебного процесса в период самоизоляции обращаться в свой учебный офис

9. Результаты повторного теста в день получения предоставить в администрацию общежития (при проживании в общежитии), а также направить по электронной почте в свой учебный офис и на адрес isso@hse.ru

10. Приехать в университет для получения и подписания документов по миграционному учету после получения приглашения от Отдела миграционно-визового сопровождения и только при наличии отрицательного теста ПЦР, сделанного после въезда в РФ

11. Приступить к учебе в соответствии с инструкциями, полученными от учебного офиса

  • Проведение повторного теста на коронавирус возможно по ДМС или в любой частной клинике. И ДМС, и тест в частной клинике студенты оплачивают за счёт собственных средств.
Рекомендации по въезду

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 № 17 изменены правила въезда иностранных граждан Евразийского экономического союза, Таджикистана и СНГ на территорию РФ.

Обязательно наличие отрицательного ПЦР теста на COVID-19, сделанного не ранее чем за 2 календарных дня до прибытия в Россию, с использованием мобильного приложения «Путешествую без COVID-19».

Читайте также:
Приём на работу гражданина Украины в 2022 году: уведомление, патент и документы для трудоустройства

С 10 июля 2021г. для граждан:

  1. Армении;
  2. Беларуси;
  3. Казахстана;
  4. Киргизии;
  5. Таджикистана.

С 01 сентября 2021г. для граждан:

  1. Азербайджана;
  2. Молдовы;
  3. Узбекистана;
  4. Туркменистана.

Для граждан остальных стран сохраняется необходимость наличия отрицательного теста на COVID-19, сделанного не ранее чем за 2 календарных дня до прибытия на территорию Россию.

Настоятельно рекомендуем иностранным студентам:

  • Дождаться официального открытия границ со страной вашего гражданства;
  • НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не въезжать с целью въезда отличной от «учеба» (например, на лечение, с частным визитом);
  • Не пытаться въехать транзитом через другие открытые страны;
  • Не пытаться незаконно пересечь границу, рассчитывая, что именно вам повезёт.
Ограничения по въезду

Согласно письму Министерства науки и высшего образования РФ № МН-7/7226 от 01.09.2021, разрешен въезд иностранных обучающихся в целях обучения из всех иностранных государств, вне зависимости от возобновления с ними авиасообщения. Ознакомиться с текстом документа вы можете здесь.

Согласно решению Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России, с 28.11.2021 ограничен въезд на территорию России иностранных граждан, проживающих на территории

  1. Южно-Африканской Республики,
  2. Республики Ботсвана,
  3. Королевства Лесото,
  4. Республики Намибия,
  5. Республики Зимбабве,
  6. Республики Мозамбик,
  7. Республики Мадагаскар,
  8. Королевства Эсватини,
  9. Объединённой Республики Танзания,
  10. Специального административного района Гонконг.

Студенты-граждане вышеупомянутых стран обязаны соблюдать самоизоляцию 14 дней после приезда, а также сдать 2 ПЦР теста:

— В течение 2 дней после прибытия;

— В период с 10 по 12 день после прибытия.

А также приостановлено до 1 февраля 2022 года включительно авиасообщение с Объединённой Республикой Танзания.

Миграционный учёт

В условиях самоизоляции постановка на миграционный учёт в этом учебном году будет проводиться дистанционно. Ознакомьтесь с полным порядком действий по постановке на миграционный учёт и помните, что это важнейший процесс, которому важно уделить внимание сразу же после пересечения границы, чтобы избежать в будущем штрафов, санкций и депортации за нарушение миграционного законодательства.

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Иностранцы хотят учиться в России очно

За пределами РФ остались студенты как минимум из 100 стран мира

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник РАНХиГС; Авбакар Хатипович Нуцалов – генеральный директор организации «РАКУС» (группа российских государственных университетов).

Большинство иностранных студентов настаивают, что качество дистанционного обучения ни в какое сравнение не идет с очным российским образованием. Фото агентства «Москва»

С приближением нового учебного года все меньше надежд остается у иностранных студентов российских вузов для поступления и продолжения обучения на территории России.

На прошлой неделе коллективное письмо к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой решить вопрос с въездом в Россию для продолжения обучения подписали иностранные студенты из 68 стран мира. Их поддержал вице-президент российского отделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.

Сам по себе факт такого коллективного письма – беспрецедентный случай в истории обучения иностранцев в России. В коллективном письме, опубликованном в открытом доступе, подчеркивается, что студенты – авторы письма – неоднократно обращались в вузы и министерства с этим вопросом, но ведомства ссылались на алгоритм пересечения границы с Россией, утвержденный Оперативным штабом РФ по предупреждению завоза в Россию и распространения нового коронавируса. В соответствии с этим алгоритмом пересечь границу с Россией могут только студенты из стран, граница России с которыми открыта. В настоящее время это 48 стран, таким образом, за пределами России остались студенты как минимум из 100 стран мира. И если в ближайшие две недели вопрос не будет решен, то приемную кампанию можно считать провалившейся, как и задачи по увеличению численности иностранных студентов к 2024 году до 425 тыс. человек в соответствии с федеральным проектом «Экспорт образования».

Напомним, по данным официальной статистики, в российских вузах до начала пандемии в 2019 году по очной форме обучались около 320 тыс. студентов из 200 стран мира. При этом наибольшее число иностранных студентов и абитуриентов из трех стран: Индии, Египета и Марокко. Иностранные студенты, как и российские, были переведены на удаленное обучение с использованием дистанционных технологий.

Читайте также:
Средняя зарплата геодезиста в Москве и других городах России в 2022 году

О проблемах дистанционного обучения в течение всего прошлого года было много сказано со стороны отечественных вузов, российских студентов и их родителей. По этому поводу высказался даже президент Российской Федерации Владимир Путин.

Для иностранных студентов ситуация с дистанционным обучением, по данным опроса, проведенного совместно группой российских государственных университетов и компанией «РАКУС» в мае–июле 2021 года, усугубляется языковыми проблемами, отсутствием языковой и студенческой среды, учебной практики, ограниченным доступом к интернету, крайне низким уровнем освоения образовательной программы, отсутствием устройств для дистанционного обучения, а также разницей часовых поясов (до 10 часов). В отношении качества дистанционного обучения большинство опрошенных иностранных студентов выразили единогласное мнение, что оно ни в какое сравнение не идет с очным российским образованием. Особенно категоричны были иностранные студенты, обучающиеся медицинским и инженерно-техническим специальностям, что тоже понятно.

Опрос также показал, что абсолютное большинство опрошенных положительно относятся к российским вакцинам, готовы вакцинироваться сразу после въезда в Российскую Федерацию и оплатить свою вакцинацию в размере до 30 долл.

В опросе приняли участие студенты подготовительных факультетов, бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординаторы и аспиранты из 20 стран мира: Марокко, Туниса, Алжира, Иордании, Габона, Гаити, Намибии, Ботсваны, ЮАР, Зимбабве, Эсватини, Эквадора, Колумбии, Венесуэлы, Малайзии, Индии, Шри-Ланки. Всего было опрошено около 5 тыс. человек.

По нашему мнению, сложившаяся ситуация с закрытыми для иностранных студентов границами, безусловно, негативно скажется на экспорте российского образования в среднесрочной и долгосрочной перспективах. А в краткосрочной – влечет за собой высокие риски отказа иностранцев от обучения в российских вузах непосредственно в текущем учебном году. Поскольку наши ближайшие соседи, например, Украина, как и все страны Евросоюза, Африки, Азии, к настоящему времени разрешили въезд на обучение иностранным студентам и готовы принять иностранных студентов из российских вузов.

Одной из серьезных проблем для иностранных студентов из открытых стран является то, что Оперштаб требует прилета в Россию только прямыми рейсами, исключая транзитные страны, такие как Турция, ОАЭ, Катар, границы которых открыты российскими властями. В этой ситуации цены на авиабилеты (на прямые рейсы) значительно выросли, что для студентов является серьезной проблемой в ситуации отсутствия выбора путей возвращения в Россию на учебу.

Решить вопрос с въездом иностранных студентов могло бы внесение этой категории иностранных граждан в перечень лиц, которым разрешен въезд на территорию Российской Федерации в соответствии с распоряжением правительства РФ «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» от 16.03.2020 № 635-р. Изменения и дополнения в этот перечень вносятся регулярно по ходатайству заинтересованных российских организаций.

В целом, по нашим оценкам, в настоящее время ожидают разрешения на въезд в Россию от 50 до 80 тыс. иностранных студентов. Решение этого вопроса, по нашему мнению, самым положительным образом скажется на привлекательности и имидже российского образования и России в целом в сложной геополитической ситуации. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что доверие к российским вакцинам со стороны иностранных студентов, обучающихся в отечественных вузах из почти всех стран мира, станет важным фактором в российской вакцинной дипломатии.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: