Обязан ли гражданин РФ носить с собой паспорт

Обязан ли гражданин РФ носить с собой паспорт

I. Общие положения

1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется – паспорт).

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются – граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

2. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2001 N 7)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 N 220, от 07.07.2016 N 644)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.

До 31 декабря 2004 г. по желанию гражданина Российской Федерации, следующего железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации в Калининградскую область Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и обратно, в его паспорт вклеиваются фотографии детей – граждан Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.07.2003 N 392)

5. В паспорте производятся отметки:

о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, – соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:

о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о ранее выданных паспортах – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

о выданных действительных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, – территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации или другими уполномоченными органами;

о группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;

об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.

Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.

7. Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. При этом такой паспорт является действительным до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 дней после дня достижения гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 779)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 N 1205.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные документы, удостоверяющие личность: возможные планы по систематизации и единому регулированию

4zeva / Depositphotos.com

В Госдуму внесен проект федерального закона “Об основных документах, удостоверяющих личность”. Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Читайте также:
Как внести изменения в паспорт гражданина РФ в 2022 году: как заменить испорченный документ и исправить ошибки

Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.

Остановимся на ключевых моментах инициативы.

Четкая терминология

Несмотря на то, что во многих правовых актах упоминается понятие “документ, удостоверяющий личность”, его определение действующее законодательство не предусматривает. Часто под этим термином подразумевается не любой документ, содержащий идентифицирующие конкретное лицо сведения, а именно паспорт как основной документ каждого гражданина. Например, в таком значении этот термин рассматривается в отдельных нормах КоАП (ст. 19.15-19.18 КоАП РФ).

В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие “документ, удостоверяющий личность”. Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия “уполномоченные государственные органы” (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).

Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность

Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:

  • законности;
  • обязательности;
  • соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • равенства всех перед законом;
  • недопустимости дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
  • доступности.

Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:

  • удостоверение личности гражданина РФ;
  • паспорт гражданина РФ;
  • заграничный паспорт гражданина РФ;
  • дипломатический паспорт РФ;
  • служебный паспорт РФ;
  • свидетельство на возвращение;
  • свидетельство о рождении;
  • временное удостоверение личности гражданина;
  • удостоверение личности военнослужащего РФ.

Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.

В свою очередь, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, считаются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. А для лиц без гражданства в РФ – удостоверение личности лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве таковых.

Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).

Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ

Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.

Некоторые новеллы законопроекта

Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).

Читайте также:
Пластиковые паспорта в России в 2022 году: когда начнут выдавать и будет замена на ID-карту

Кроме того, ряд поправок предусмотрен для паспорта гражданина РФ, так же выдаваемого по достижении 14 лет, но только в виде бумажного документа. Они касаются снятия ограничения на срок действия такого документа – указывается лишь на необходимость по достижении гражданином 20-летнего (за исключением призывников) и 45-летнего возраста представить в уполномоченный орган свой паспорт для обновления в нем фотографических данных путем вклеивания новой фотографии в соответствующем возрасте. Причем паспорт, в котором не актуализированы фотографические данные, будет признаваться недействительным.

Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.

Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность

Кроме рассмотренных нюансов, законопроектом конкретизирован порядок оформления, выдачи, замены, хранения, изъятия и сдачи основных документов, удостоверяющих личность. В частности, содержится список оснований выдачи документов, удостоверяющих личность – так, для выдачи документов, удостоверяющих личность, достаточно наличия одного из следующих документов: актовая запись о рождении; свидетельство о рождении; паспорт гражданина РФ; удостоверение личности гражданина РФ; временное удостоверение личности; свидетельство на возвращение; удостоверение лица без гражданства; заграничный паспорт; справка о приеме в гражданство РФ, выходе из гражданства и изменении гражданства. Прописаны и основания для временного отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, а также основания замены таких документов (последний расширен по сравнению с действующим перечнем).

Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.

Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: “В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю”. Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).

1 С текстом законопроекта № 845287-7 “Об основных документах, удостоверяющих личность” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Обязан ли гражданин РФ носить с собой паспорт

Положение о паспорте гражданина РФ, образце бланка и его описании утверждено постановлением Правительства России от 08.07.1997 № 828. С 16 июля 2021 года оно действует в новой редакции благодаря указанному постановлению Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 с изменениями (далее – Постановление № 1205).

Теперь срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении возраста 20 и 45 лет, продлён до 90 дней.

Отметим, что до 16.07.2021, когда гражданину исполнялось 20 или 45 лет, ему необходимо было сразу же поменять паспорт, так как этот документ автоматически становился недействительным.

Суть в том, что на период оформления нового паспорта, которое занимает от 10 до 30 дней, гражданину выдавали временное удостоверение личности. Однако с таким документом возможности очень ограничены. Например, невозможно оформить в банке кредит или зарегистрироваться на сайте Госуслуг.

Новые правила избавили людей от таких неудобств. Теперь общегражданский паспорт РФ лиц, которым исполнится 20 или 45 лет, будет оставаться действительными до дня оформления нового паспорта, но не более 90 дней после достижения этого возраста (кроме военных по призыву).

То есть, экстренно переоформлять документ сразу после дня рождения больше не нужно.

Новый срок на подачу документов на паспорт подростками

Ещё одна новация, которую ввело Постановление № 1205 с 16 июля 2021 года, – продление срока подачи документов для получения паспорта гражданам, достигшим 14 лет. Теперь это не 30, а 90 дней.

Новый порядок для отметок в паспорте РФ

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).
Читайте также:
Как сделать загранпаспорт без личного присутствия: оформление и получение в 2022 году

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

Замена паспорта

Это теперь необходимо сделать в том числе в случае:

  • непригодности паспорта для дальнейшего использования из-за нарушения элементов защиты его бланка паспорта, в результате которого невозможно установить его подлинность и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации;
  • повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок/записей);
  • износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание указанных в паспорте сведений и реквизитов (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия, дата выдачи), машиночитаемой записи либо фотографии.

Заверение данных паспорта

Гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении. Исключение – если от физически не может сделать это.

Новый срок оформления паспорта РФ

С 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составляет не более 5 рабочих дней независимо от того, подано заявление по месту жительства или по месту пребывания.

До 01.07.2022 срок оформления паспорта РФ такой:

  • 10 дней – если документы поданы по месту жительства;
  • 30 дней – во всех остальных случаях.

Также с 01.07.2022 отменён 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой паспорта РФ не по месту жительства, а также, когда утраченный (похищенный) паспорт выдало другое ОВД.

Кроме того, с 1 июля 2022 года МФЦ и организации социального обслуживания передают поданные гражданами для оформления паспорта РФ документы в ОВД в течение 1 дня (ранее – 3 дня).

Также использованы материалы: сайт Правительства РФ.

Обязан ли гражданин всегда носить паспорт, и будет ли штраф за его отсутствие во время пандемии

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина. Но наверняка многие часто не берут его с собой или забывают, особенно если далеко от дома ходить не нужно. Но от проверки документов не застрахован никто, особенно сейчас, когда еще действует режим повышенной готовности.

На днях один из пользователей пожаловался, что ему сотрудники полиции угрожали штрафом за то, что у него не было при себе паспорта. Он с друзьями стоял на улице, когда к компании подошли двое сотрудников полиции и попросили показать паспорта, у двоих паспорт был, а двое его с собой не брали.

После проверки паспорта у одних сотрудники сказали другим, что им нужно будет проехать к ним в отделение, где будет составлен протокол и назначен штраф в размере 5000 рублей, но проблему можно решить на месте и цена вопроса по 1000 рублей с человека. В итоге, решили не связываться и заплатили, но потом, видимо, задумавшись, один из них все же решил обратиться к юристам и спросить, действительно ли за отсутствие паспорта могут оштрафовать. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нужно ли всегда носить паспорт с собой?

В законодательстве РФ содержится обязанность иметь паспорт после достижения 14 лет. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ №828 от 08.07.1997 года. Также гражданин обязан своевременно менять паспорт при достижении 20 и 45 лет. На гражданина возложена обязанность по бережному хранению своего паспорта.

В законе не содержится обязанности всегда и везде носить паспорт собой. Но если в обычное время проблемы возникают редко, то сейчас совсем иная ситуация. Во многих регионах введен режим повышенной готовности, соответственно на граждан возлагаются дополнительные обязанности.

В соответствии с пп. «д» п. 3 постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417 граждане обязаны при введении режима повышенной готовности иметь при себе документ, удостоверяющий личность гражданина, и предъявлять его по требованию уполномоченных должностных лиц.

Таким образом, если в вашем регионе введен режим повышенной готовности, то вплоть до его отмены носить с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, является вашей обязанностью.

А если документов нет

Тем не менее многие могут забыть паспорт или по привычке сходить в ближайший магазин, не взяв его с собой. В обычной жизни крайне редко могут попросить показать паспорт, тем более для этого должны быть основания. Однако во время режима повышенной готовности совершенно в любой момент могут попросить предъявить документ, удостоверяющий личность.

Ранее максимум, что могло грозить – это потеря нескольких часов, когда гражданина могут попросить проехать в отделение для установления личности. Никаких штрафов за отсутствие при себе паспорта не предусмотрено.

Сейчас же отсутствие документа, удостоверяющего личность, могут подвести под ст. 19.3 КоАП РФ, т.е. неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и иных сотрудников правоохранительных органов. За это грозит штраф до 1000 рублей или арест до 15 суток. Дело в том, что в постановлении Правительства №417 от 02.04.2020 года установлена обязанность по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по требованию уполномоченных должностных лиц.

Соответственно, если такое требование поступает, а в этом время у гражданина отсутствует данный документ, то выполнить законное распоряжение сотрудника полиции он не сможет. Таким образом, во избежание лишних проблем лучше иметь при себе паспорт, даже если нужно ненадолго выйти из дома.

По моему мнению, не совсем верно применять в данном случае ст. 19.3 или 19.4 КоАП РФ и в случае разбирательства можно указать отсутствие умысла, ведь паспорт можно просто забыть, не имея цели осуществлять неповиновение. Поэтому привлекать к какой-либо ответственности за отсутствие паспорта, даже во время действия режима повышенной готовности, я считаю безосновательным. Тем не менее лучше его предъявить, чем потом судиться, и тратить нервы, чтобы доказать свою правоту.

Читайте также:
Пластиковые паспорта в России в 2022 году: когда начнут выдавать и будет замена на ID-карту

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Благодарю за внимание!

Вы всегда носите с собой паспорт?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Если просто прогуляться или в магазин, то нет

Ваши права при встрече с полицией

Если вас остановили на улице и чего-то требуют

К любому человеку на улице может подойти полицейский. Иногда это просьба стать понятым, показать документы или обращение за помощью, если ищут преступника или свидетелей нарушения. Но бывают причины посерьезнее: личный досмотр, требование покинуть какое-то место и даже задержание.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

При любой встрече с полицейским не помешает знать свои права и грамотно ими пользоваться. Желаем вам, чтобы эта статья никогда не пригодилась, но если вдруг к вам на улице подошел полицейский, вот самая простая инструкция на такой случай.

Закон суров, но это Россия, детка

Мы любим российские законы, но не все сотрудники правоохранительных органов с нами солидарны. В этом документе — ваши права по закону, а вот какой будет встреча с полицейским в реальности, мы не можем предсказать. Храни вас бог.

Сохраните эти карточки на телефон и поделитесь с друзьями.

Право узнать должность, звание и фамилию полицейского, посмотреть служебное удостоверение

Как это работает. Если полицейский находится при исполнении и подходит к любому человеку по любой причине, первое, что он должен сделать, — представиться. По закону положено сообщать должность, фамилию и звание. Можно попросить у полицейского служебное удостоверение, он обязан показать его по требованию.

Если вы сами подходите к полицейскому, он тоже обязан представиться. Данные сотрудника можно записать.

Право не носить с собой паспорт и другие документы

Как это работает. Ни в одном законе нет требования, чтобы обычный человек, который идет в магазин, на работу или гуляет с ребенком, имел при себе паспорт. То есть полицейский может попросить документы для проверки, но если у вас их нет, вы ничего не нарушаете. Это не повод задерживать вас или штрафовать, Можете просто сказать, что паспорта с собой нет, он дома или в машине.

Но и тут тонкая грань: если есть основания для проверки документов или нужно выяснить личность, полицейский может доставить в отделение, чтобы там установить личность. Для этого тоже нужны конкретные причины, но всегда проще показать хоть что-то : военный билет, права. Забирать паспорт не имеют права.

Право на вежливое обращение

Как это работает. Полицейский обязан — именно обязан по федеральному закону — общаться с любым человеком вежливо, уважительно, на «вы», без грубости. Даже если вы что-то нарушили, вам не могут сказать: «Слышь, ты, иди сюда, да ты знаешь, что тебе за такое будет?» Не должно быть мата, дискриминации по национальному признаку, неуважения к культурным традициям и религии. Личный досмотр могут проводить только лица того же пола.

Если полицейский грубо обращается, угрожает, забирает документы и применяет силу без повода, все это можно зафиксировать и потом использовать против него. Но это так по закону и инструкциям. Если не брать в расчет спорные ситуации с нарушениями и задержаниями во время беспорядков, никогда не помешает сделать полицейскому замечание, напомнив о его обязанности по закону. Это как минимум поможет одернуть зарвавшегося сотрудника, который решил, что может общаться на «ты», угрожать и требовать документы без оснований.

Читайте также:
Как сделать загранпаспорт без личного присутствия: оформление и получение в 2022 году

Право знать причину обращения и проверки документов

Как это работает. Полицейский не может просто так попросить вас пройти в отделение или предъявить паспорт для подтверждения личности. У любого обращения должна быть причина. Даже для проверки документов есть четкий список оснований, и просто любопытство полицейского там не упоминается. Второе действие любого полицейского, который что-то от вас хочет, — объяснить, почему он остановил вас и зачем ему ваши документы.

Вот все причины для проверки документов:

  1. Есть подозрения, что человек преступник или в розыске. Например, у полиции ориентировка на убийцу, насильника или сбежавшего из тюрьмы, а прохожий очень похож на него.
  2. Есть повод возбудить дело из-за административного нарушения. Например, пешеход перешел дорогу в неположенном месте или курит на детской площадке.
  3. Есть основания для задержания по закону. Например, если какой-то гражданин зашел на охраняемую территорию.

Если полицейский просто подходит и говорит: « Я такой-то , предъявите документы», — это незаконное требование. И вы не обязаны ничего предъявлять. Но это так по закону. На деле, если нечего скрывать, всегда проще показать какой-то документ. Чаще всего полиция найдет повод для проверки документов, а спорить — себе дороже. Тем более что в законе нет требования обязательно показывать ориентировку. Но всегда лучше поинтересоваться, что за причина для проверки. И если ничего конкретного не говорят, можно отказаться от проверки и пойти по своим делам.

Грань между невыполнением законных требований полицейского и защитой своих прав очень тонкая. В случае чего суды встают на сторону полиции: мол, нет оснований не доверять сотрудникам, вы что-то нарушили или похожи на преступника, поэтому у вас попросили документы. Так что решайте сами, показывать паспорт или нет. Но помните, что по закону для проверки должны быть конкретные причины и вам должны их заранее назвать.

Право на извинения

Как это работает. Если полицейский нарушил ваши права — грубо обращался, применил силу, раскрыл тайну частной жизни, задержал без оснований, — то по федеральному закону он обязан принести официальные извинения. Причем это делают публично и письменно — ну или как пожелает обиженный гражданин. Могут отправить письмо ему на работу или в институт.

У МВД даже есть специальный приказ о том, как нужно извиняться. И это реально работает. Если написать жалобу или суд установит, что полицейский нарушил права, он обязан извиниться максимум в течение месяца. Есть случаи, когда полицейский выругался матом, а потом извинялся за это. А еще ему объявили выговор. Извинения пригодятся, если на работе узнали, что вы якобы что-то нарушили, вас задерживали или в чем-то подозревали, а потом выяснилось, что все беспочвенно.

Право объяснить свои действия или ничего не говорить

Как это работает. Полицейский обязан выслушать пояснения: почему человек попал на охраняемую территорию, подрался или не платит алименты. Это не значит, что объяснения помогут избежать штрафа или задержания, но они помогут смягчить наказание. Но бывают случаи, когда говорить ничего не хочется. На это есть полное право по Конституции.

Нельзя путать отказ от показаний против себя и близких с неявкой в суд в качестве свидетеля, если речь не о родственнике. За такое уже могут наказать по уголовному кодексу.

Право сохранять в тайне сведения о частной жизни

Как это работает. Когда полицейские что-то проверяют, возбуждают дело о нарушении или расследуют преступление, они могут узнать чьи-то секреты. Например, машина может быть и правда похожа на ту, что в розыске, и остановили ее законно. Но человек едет там не с женой, а с подругой, отношения с которой не хотел бы предавать огласке. При проверке выяснилось, что с машиной все в порядке, но полицейский не может пойти и написать в соцсетях, кого он сегодня остановил и что интересного увидел в машине при досмотре.

Сведения о частной жизни, которые нельзя разглашать, — это информация, которая относится к конкретному человеку, касается именно его, не контролируется обществом и государством и в которой нет нарушения закона. Если кто-то не платит налоги или избил посетителя кафе — это не частная жизнь. Но если тот же человек завел любовницу или у него трое внебрачных детей — это уже частная жизнь.

Полицейский может узнать эту информацию, но не может ее разглашать без согласия человека. За такое можно требовать извинений, компенсации, и вообще это уголовная статья. Хотя, как обычно, есть тонкая грань между тем, что можно делать, и тем, за что наказывают.

Читайте также:
Как сделать загранпаспорт без личного присутствия: оформление и получение в 2022 году

Право на отказ быть понятым

Как это работает. Любого человека могут попросить стать понятым. Просто подойти на улице и сказать: «Нам нужен понятой, уделите пару минут — тут досмотр автомобиля с изъятием». Но быть понятым — это право, а не обязанность. Если полицейский обратился с такой просьбой, можно отказаться. За это не накажут, и вас не могут заставить.

Право на составление протокола при задержании, изъятии и досмотре

Как это работает. Допустим, у полицейского нашлись основания вас задержать или провести личный досмотр. Причины для этого найти несложно. Но каждое такое действие должно сопровождаться составлением протокола — до, а не после. В протоколе должны быть указаны все обстоятельства, потом это пригодится. Например, там должно быть указано время задержания, потому что есть лимит: на сколько можно задержать человека и с какого времени считать этот срок.

Без протокола не могут досмотреть машину, забрать какие-то бумаги, мигалку или выписать штраф. В протоколе отмечают данные понятых, свидетелей и обстоятельства дела. Всегда требуйте протокол и внимательно его читайте. Нет протокола — ваши права нарушены, это повод отменить наказание.

Право изучить протокол и оставить замечания

Как это работает. Протокол обязательно дают подписать тому, в отношении кого он оформлен. Можно изучать его как угодно долго и оставлять там любые замечания. Можно и не подписывать, но лучше так не делать.

Если не подписать протокол, об этом просто сделают отметку: «От подписи отказался». Но это не сделает протокол недействительным и не помешает наказанию. Иногда полицейские этим пользуются: ставят неправильное время, указывают понятых, хотя их не было. В принципе, полицейский вообще может составить протокол втихую и указать, что его не захотели подписывать. Оспорить будет сложно: где доказательства, что вы не видели, а не отказались? Пока эта проблема не урегулирована. Лучше все читать, оставлять замечания, ставить прочерки и подпись. И обязательно требуйте копию для себя.

Право получать информацию и изучать документы

Как это работает. Полицейский должен не только изложить причину обращения или задержания, но и объяснить, какие права у вас есть в конкретной ситуации. Например, что вы можете не свидетельствовать против себя, что вас могут задержать максимум на три часа. Или что у вас есть право на адвоката и звонок. Вы можете узнавать, что с вашим заявлением, читать протокол и знакомиться с результатами экспертизы.

Право на адвоката

Как это работает. С первой минуты общения с полицейским у вас есть право пользоваться услугами адвоката. Можно ничего не говорить и ничего не показывать, пока не приедет адвокат. Всегда лучше иметь под рукой телефон адвоката, которому доверяете или которого вам рекомендовали. И в любой непонятной ситуации звонить ему. Иногда на полицейских это действует магически: они начинают по-другому разговаривать, а претензии отпадают сами собой.

Право на звонок близким

Как это работает. Если к вам просто подошел полицейский на улице, он вас еще не задерживает и ничего не предъявляет. Вы можете звонить, кому захотите. Если же вас задержали, права и свободы ограничены. Но право на один телефонный звонок все равно есть: можно сделать его в течение трех часов после задержания или попросить полицейского сообщить родным, что с вами и где вы находитесь.

Право на предупреждение о применении силы или спецсредств

Как это работает. Полиция может применить физическую силу, дубинку и даже оружие. Но не когда захочет, а если это допускается по закону и инструкциям.

Например, если человек требует пригласить понятых при досмотре или снимает полицейского на камеру, это не повод силой вытаскивать его из машины и бить дубинкой. Применять силу можно, только если нужно предотвратить преступление, доставить нарушителя в отделение или он противодействует законным требованиям полицейского. При этом сначала сотрудник обязан предупредить о намерении применить силу, дать время на исполнение требований — и только потом что-то делать.

Отдельные требования есть для спецсредств: электрошокеров, слезоточивого газа, водометов, служебных собак. Еще строже с оружием. Нельзя применять силу к беременным, детям и инвалидам. Нельзя разгонять мирную демонстрацию или законный митинг, где никто ничего не нарушает.

Право участвовать в митингах и демонстрациях, если они согласованы

Как это работает. По закону полиция может попросить участников незаконного митинга разойтись. Например, если это мешает дорожному движению или есть опасность для других людей. Но если митинг согласован, власти дали разрешение провести его в это время и в этом месте, никто не нарушает закон — люди мирно идут с плакатами, устраивают акции, не вредят чужому имуществу и ни на кого не нападают, — требование покинуть место демонстрации незаконное. Митинги и шествия не запрещены — в них можно участвовать, но нужно правильно организовать.

Читайте также:
Как внести изменения в паспорт гражданина РФ в 2022 году: как заменить испорченный документ и исправить ошибки

Право снимать полицейского на камеру

Как это работает. Просто берете и снимаете. Никто не может вам запретить съемку, если это не спецмероприятие и не гостайна. Все, что делает полицейский при досмотре, задержании и проверке документов, можно записывать на камеру или диктофон. Запрет — незаконный. Это касается и полицейских, и инспекторов ГИБДД.

Вас тоже могут снимать, но обязаны об этом предупредить.

Право жаловаться

Как это работает. На действия и бездействие полицейского можно пожаловаться его начальству, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Если ваши права нарушены, вы не обязаны с этим мириться. Досмотр без протокола, нецензурные слова при общении, физическая сила без предупреждения, задержание без основания, требование взятки — все это повод для жалобы.

В жалобе начальству можно попросить разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к виновному сотруднику. А в суде можно требовать признать действия и бездействие незаконными — это повод для компенсации.

Обязан ли гражданин РФ носить с собой паспорт

В связи с участившимися обращениями потребителей с вопросом о законности требования продавца представить удостоверение личности (паспорт) потребителем при покупке им алкогольной продукции, разъясняем.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор между потребителем и продавцом является публичным договором, т.к. согласно пункта 1 указанной статьи, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2011 г. № 524 «Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия» к указанным документам относятся:

Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Общегражданский заграничный паспорт.

Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации.

Паспорт иностранного гражданина.

Вид на жительство в Российской Федерации.

Разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, следует:

1. Ввиду установленного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ ограничения на реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним продавец не вправе реализовывать алкогольную продукцию данным лицам, а следовательно не имеет юридической возможности заключить договор и вправе со ссылкой на п. 3 ст. 426 и абз. 8 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ отказать несовершеннолетнему потребителю в заключении договора купли-продажи алкогольной продукции.

2. Запретив продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, законодатель не обязал продавца в любом случае выяснять у покупателей возраст, требовать предъявления документов, удостоверяющих их возраст. Поэтому, при решении продавцом вопроса о необходимости предъявления покупателем документа удостоверяющего личность необходимо исходить из того имеются ли сомнения у продавца относительно достижения покупателем совершеннолетнего возраста, т.е., если сомнения в достижении покупателем совершеннолетнего возраста отсутствуют у продавца, то продавец не должен требовать предъявления паспорта. Сомнения в возрасте покупателя могут возникнуть лишь при визуальном осмотре покупателя.

Читайте также:
Пластиковые паспорта в России в 2022 году: когда начнут выдавать и будет замена на ID-карту

3. Действующее законодательство РФ не обязывает гражданина все время иметь при себе паспорт. Указанное обстоятельство также необходимо принимать во внимание.

4. Согласно пункту 22 постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»: запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, продавец не вправе требовать передачи ему паспорта, а равно изымать паспорт у покупателя. Однако, продавец вправе попросить покупателя предъявить паспорт для его осмотра из рук покупателя, но при условии, что у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем алкогольной продукции совершеннолетия.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

Читайте также:
Как сделать загранпаспорт без личного присутствия: оформление и получение в 2022 году

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Читайте также:
Как внести изменения в паспорт гражданина РФ в 2022 году: как заменить испорченный документ и исправить ошибки

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: