Правовой статус апатрида (лица без гражданства) и бипатрида

Кто такие апатриды и бипатриды. Разбираемся в правовых статусах

В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.

  • Апатриды: кто это
    • Нормативная основа
    • Потеря гражданства: как это происходит
    • Как получить статус
    • Плюсы и минусы
  • Бипатриды: кто это
    • Нормативная основа
    • Как становятся бипатридами
    • Как получить статус
    • Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий
    • Кого нельзя назвать бипатридом
    • Преимущества и недостатки статуса
    • Права и обязанности
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

Апатриды: кто это

Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.

Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).

С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.

Нормативная основа

Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.

Международные правовые акты:

  1. Конвенция ООН, закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве.
  2. Конвенция 1961 года о сокращении безгражданства. Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства.
  3. Европейская конвенция о гражданстве от 1997 года, реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.

Национальные федеральные нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.

Потеря гражданства: как это происходит

Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:

  • появление ребенка, как лица без гражданства, в семье, где оба родителя обладают статусом апатридов. Однако в том случае, если ребенок родился в той стране, где юридически закреплено на национальном уровне присвоение гражданства по рождению на его территории (принцип почвы), то даже при отсутствии гражданства у обоих родителей ребенок апатридом не станет;
  • если человек добровольно отказался от гражданства, например, при оформлении гражданства другого государства, то до момента, пока он не получит документ, удостоверяющий его личность в новом государстве, он будет считаться апатридом;
  • наказание со стороны государства человека или группы лиц за совершение ими каких-то преступлений, от негативного действия которых государство хочет оградить своих граждан. В этом случае лишение гражданства рассматривается именно с позиции применения наказания в отношении преступника. Так, практика лишения гражданства, как наказания за «неугодные» мысли и дела, была очень распространена в СССР к оппозиционным деятелям разных сфер науки и искусства, литературы и других отраслей, где люди могли высказывать свое мнение широким массам;
  • в случае если правоохранительные органы государства выявили факт осуществления фиктивности какой-либо юридически значимой процедуры, с помощью которой человек получал гражданство, в качестве одной из мер наказания становится отмена такой процедуры и, соответственно, отобрание полученного гражданства у человека;
  • прекращение фактического и юридического существования государства, в результате чего люди теряют гражданство своего государства. Яркими примерами являются распад СССР на несколько самостоятельных государств, граждане которого должны были оформить новые паспорта в соответствии с проживанием на территории того или иного нового государства, чтобы получить гражданство этих государств; распад Югославии на Сербию, Македонию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину;
  • на основании столкновения норм действующего законодательства разных государств. Ярким примером может быть заключение брака между мужчиной и женщиной из стран с разными нормами законодательства, где приняты правила потери женщиной своего гражданства в случае замужества с иностранцем, а в государстве мужчины заключение брака не является основанием для предоставления гражданства – женщина в этом случае становится апатридом.

Как получить статус

Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.

Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:

  • подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
  • после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
  • если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.
Читайте также:
Переезд и переселение в Россию на ПМЖ из Казахстана в 2022 году

После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
  • возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
  • возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.

Минусы:

  • необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
  • юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
  • отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
  • невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.

🔔 Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

  • Статут Международного суда ООН (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде;
  • Европейская конвенция о гражданстве 1997 года. Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

  • статья 62 Конституции, где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему);
  • Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

Читайте также:
Отказ от предоставления временного убежища: образец написания заявления

Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Правовой статус иностранных граждан

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

  • временно пребывающие в РФ (иностранные лица, прибывшие на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);
  • временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);
    • постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

  • определяется сроком действия выданной визы;
  • · не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;
  • · определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);

3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);
  • при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ – сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ);
    • соблюдать правила миграционного учета (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
    • выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
    • в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин – шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Читайте также:
Как продлить временную регистрацию иностранного гражданина по месту пребывания в 2022 году: документы, образец написания заявления и сроки оформления

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Жизнь без гражданства

Отношение многонационального народа России ко всякого рода справкам, удостоверениям и прочим документам точнее всего выразил Владимир Маяковский сто лет назад: «Я волком бы выгрыз бюрократизм // К мандатам почтения нету. // К любым чертям с матерями катись любая бумажка. » Затем он, правда, парадоксально гордится своей «пурпурной книжицей», советским паспортом.

Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.

Жизнь после ЕСПЧ: как защитить права человека в России при измененной Конституции

В районных судах при входе уже несколько лет можно наблюдать специально оборудованные небольшие залы для содержания ожидающих депортации мигрантов. На лицах охраняющих их полицейских и приставов лежит печать рутины: несмотря на страшные штрафы для работодателей, угрозы на полный запрет въезда для работников, нелегальный труд процветает. По долгу юридической службы мне часто приходилось бывать в районных судах, и никогда я не видел эти залы пустующими.

Быть иностранцем на чужбине – тяжелый путь. Кроме трудовой копейки и семейной фотографии, карман греет и паспорт далекой, но все же своей страны. Однако бывает, что и этой опоры лишен человек. Речь об апатридах, или лицах без гражданства.

Чужой среди своих

Эмиль Алимурадов родился в 1992 г. в Баку и на себе ощутил все прелести переходного периода от Советского Союза к России и СНГ. До 2003 г. он жил на родине, затем перебрался в Санкт-Петербург: его семья решила вложиться в местный бизнес. Для этого была продана семейная квартира, т. е. дома в Азербайджане не осталось.

Переехав в Россию, Эмиль закончил школу. Аттестат об окончании средней школы присоединился к свидетельству о рождении – вот и все документы. Как ни удивительно, первое время их хватало, власти к нему не придирались.

Но в какой-то момент миграционные законы заработали на всю катушку. Эмиль работал на стройке и делил съемную квартиру с другими рабочими. Однажды утром в ней произошла облава, и сотрудники Федеральной миграционной службы задержали Эмиля и доставили в полицию вместе с незаконными трудовыми мигрантами. 7 февраля 2014 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал Эмиля виновным по п. 3 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил проживания в России). Суд, как и всегда в таких случаях, наложил на него штраф и приговорил к выдворению за пределы страны. Вместе с товарищами по несчастью (вернее, по административной статье) он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), предназначенный для содержания лиц, ожидающих выдворения. Важное отличие его от незаконно приехавших иностранцев заключалось в том, что он был апатридом – лицом без гражданства.

Далее сотрудникам Федеральной миграционной службы, в чьей власти находился Алимурадов, надлежало понять, куда именно его следует депортировать. На запрос в консульство Азербайджана пришел ответ, что гражданином этой страны Эмиль не является. Примечательно, что обмен корреспонденцией внутри Санкт-Петербурга занял 2 месяца и 2 дня. Алимурадов, разумеется, все это время находился в ЦВСИГе.

Эмиль понимал, что по российским законам его выдворение невозможно. Выслать нарушителя миграционных законов можно лишь на его родину, а точнее, в страну, гражданство которой он имеет. Что делать в этой ситуации с апатридами, из закона явно не следует. И хуже того: по процедуре человека сначала признают подлежащим выдворению и только потом выясняют, возможно ли оно.

Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты. Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты. А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).

В первые дни заключения Эмиль делил 17-метровую камеру с 10 другими мужчинами. Нар не было, матрасы расстилали прямо на полу. Гигиенические удобства были явно неадекватными количеству содержавшихся лиц. Впоследствии население камеры увеличивалось до 17 человек! Ожидающие выдворения жили на этаже, покидать который было запрещено. Главным событием недели становилась 15-минутная прогулка. Такую частоту администрация объясняла отсутствием персонала. Ни радио, ни библиотеки, ни мастерской, ни иных развлечений в центре не имелось.

Читайте также:
Как сделать и оформить временную регистрацию в РФ в 2022 году российских и иностранных граждан

На свободу он вышел только 27 ноября – после вступления в законную силу решения городского суда Петербурга, аннулировавшего решение нижестоящего суда о выдворении.

Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.

Власти России в своем меморандуме в ЕСПЧ признали, что условия не были достойными. Однако указали, что заявитель, зная о нахождении в России без правовых оснований, не представил доказательств своих попыток получить гражданство за весь период, начиная с возраста совершеннолетия.

Европейский суд указал, что заключение под стражу в случае Эмиля Алимурадова нельзя признать допустимым, так как отсутствовала законодательная – и реальная – возможность выдворения лица без гражданства в какое-либо иное государство. Сходной позиции суд придерживается и по аналогичным делам апатридов в России (см., например, дело Ким против России).

ЕСПЧ указывает, что неразвитость условий содержания в центре обусловлена его предназначением – для кратковременного содержания под стражей. Заявитель же провел там восемь месяцев, чрезвычайно долгий для данной категории дел срок, и его права на достойные условия содержания заключенных были нарушены, признал суд.

В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину. В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство. КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать. КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.

Вероятно, положительная динамика стала возможна в том числе благодаря деятельности НКО. Так правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал» и антидискриминационный центр «Мемориал» направляли в КМСЕ свои рекомендации для российских властей. В них, в частности, говорилось о том, что судам следует учитывать реалистичность выдворения человека и не лишать свободы тех, кого объективно невозможно депортировать. В рекомендациях также говорилось о необходимости легализации пребывания таких людей в России.

Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов. КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2022 г. к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.

Сейчас идет обсуждение проекта нового КоАПа. Хотелось бы, чтобы в новом документе полностью учитывались выводы ЕСПЧ, чтобы ситуации с долгим ожиданием депортации «в никуда» в неволе стали бы невозможны, а лица без гражданства смогли бы приобрести в России легальный статус.

Об авторе: Марк Перельцвайг – независимый юрист

Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

Читайте также:
Миграционный учет детей иностранных граждан в 2022 году

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Читайте также:
Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Правовой статус апатрида (лица без гражданства) и бипатрида

28 сентября 1954 года

Преамбула

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, установили принцип, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации,

* Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года Вступила в силу 6 июня 1960 года. По состоянию на 31 мая 1995 года 41 участник. РФ не участвует. Из государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, участвует Армения.

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций неоднократно проявляла свой глубокий интерес к судьбе апатридов и прилагала усилия к тому, чтобы обеспечить апатридам возможно более широкое пользование указанными основными правами и свободами,

принимая во внимание, что только те апатриды, которые являются также беженцами, охватываются Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и что имеется много апатридов, не охватываемых этой Конвенцией,

принимая во внимание, что желательно урегулировать и улучшить положение апатридов международным соглашением,

соглашаются о нижеследующем:

Глава I

Статья 1

Определение понятия “апатрид”

1. В настоящей Конвенции под словом “апатрид” подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

2. Положения настоящей Конвенции не распространяются:

i) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

ii) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

iii) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

a) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

c) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 2

У каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в частности, он должен подчиняться законам и постановлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка.

Статья 3

Договаривающиеся государства будут применять положения настоящей Конвенции к апатридам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения.

Читайте также:
Проверка депортации иностранных граждан из России онлайн на сайте МВД в 2022 году
Статья 4

Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, находящимся на их территориях, по меньшей мере столь же благоприятное положение, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Статья 5

Права, предоставленные независимо от настоящей Конвенции

Ничто в настоящей Конвенции не нарушает никаких прав и преимуществ, предоставленных апатридам каким-либо Договаривающимся государством независимо от настоящей Конвенции.

Статья 6

Выражение “при тех же обстоятельствах”

В настоящей Конвенции выражение “при тех же обстоятельствах” означает, что апатрид должен удовлетворять любым требованиям (включая требования, касающиеся срока и условий пребывания или проживания в стране), которым данное частное лицо должно было бы удовлетворять для пользования соответствующим правом, если бы оно не было апатридом, за исключением требований, которым в силу их характера апатрид не в состоянии удовлетворить.

Статья 7

Изъятия из принципа взаимности

1. Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы.

2. По истечении трехлетнего срока проживания на территории Договаривающихся государств все апатриды будут освобождены от установленного законодательным путем требования взаимности.

3. Каждое Договаривающееся государство будет и впредь предоставлять апатридам права и преимущества, на которые они, без всякой взаимности, имели право в день вступления в силу настоящей Конвенции в отношении данного государства.

4. Договаривающиеся государства благожелательно отнесутся к возможности предоставления апатридам, без всякой взаимности, прав и преимуществ, помимо тех, на которые они имеют право согласно пунктам 2 и 3, и к возможному освобождению от требования взаимности апатридов, которые не отвечают условиям, предусмотренным в пунктах 2 и 3.

5. Положения пунктов 2 и 3 применяются как к правам и преимуществам, упомянутым в статьях 13, 18, 19, 21 и 22 настоящей Конвенции, так и к правам и преимуществам, не предусмотренным в ней.

Статья 8

Изъятия из исключительных мер

Исключительные меры, которые могут быть применены в отношении лиц, имущества или интересов граждан или бывших граждан иностранного государства, не будут применяться договаривающимися государствами в отношении апатридов исключительно на основании предшествовавшего обладания ими гражданством данного иностранного государства. Договаривающиеся государства, законодательство которых не допускает применения выраженного в настоящей статье общего принципа, будут в соответствующих случаях устанавливать изъятия в интересах таких апатридов.

Статья 9

Ничто в настоящей Конвенции не лишает Договаривающиеся государства права во время войны или при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств принимать временно меры, которые оно считает необходимыми в интересах государственной безопасности, по отношению к тому или иному определенному лицу еще до выяснения этим Договаривающимся государством, что оно действительно является апатридом и что дальнейшее применение в отношении него таких мер необходимо в интересах государственной безопасности.

Статья 10

1. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны и отправлен на территорию одного из Договаривающихся государств и там проживает, то время такого принудительного пребывания будет рассматриваться как время законного проживания в пределах этой территории.

2. Если апатрид был депортирован во время второй мировой войны из территории одного из Договаривающихся государств и до вступления в силу настоящей Конвенции возвратился туда с целью обосноваться там на постоянное жительство, то период проживания до и после такой депортации будет рассматриваться как один непрерывный период во всех тех случаях, когда требуется непрерывность проживания.

Статья 11

Если апатридами являются лица, нормально служащие в экипажах кораблей, плавающих под флагом одного из Договаривающихся государств, то это государство благожелательно отнесется к поселению этих лиц на своей территории и к выдаче им проездных документов или же к предоставлению им временного права въезда не его территорию, в частности в целях облегчения их поселения в какой-либо другой стране.

Глава II

Статья 12

1. Личный статус апатрида определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания.

2. Ранее приобретенные апатридом права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало апатридом.

Статья 13

Движимое и недвижимое имущество

В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Статья 14

Авторские п промышленные права

Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, название фирмы и прав на литературные, художественные и научные произведения, то апатридам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

Статья 15

В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих цели извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

Статья 16

Право обращения в суд

1. Каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств.

2. На территории Договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый апатрид будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов.

3. Каждому апатриду во всех прочих странах, кроме страны его обычного проживания, будет в отношении вопросов, упомянутых в пункте 2, предоставляться то же положение, что и гражданам страны его обычного местожительства.

Читайте также:
Как перевести РВП в другой регион в 2022 году

Глава III

ЗАНЯТИЯ, ПРИНОСЯЩИЕ ДОХОД

Статья 17

Работа по найму

1. Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, в отношении их права работы по найму наиболее благоприятное правовое положение, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

2. Договаривающиеся государства благожелательно отнесутся к возможности уравнения прав всех апатридов в отношении работы по найму с правами граждан и, в частности, тех апатридов, которые вступили на их территорию в порядке выполнения программы вербовки рабочей силы или согласно планам иммиграции.

Статья 18

Работа в собственном предприятии

Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах в отношении права заниматься самостоятельно сельским хозяйством, промышленностью, ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленные товарищества.

Статья 19

Каждое Договаривающееся государство будет предоставлять апатридам, законно проживающим на его территории и имеющим диплом, признанный компетентными властями этого государства, желающим заниматься свободными профессиями, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

Глава IV

Статья 20

Там, где существует обязательная для всего населения система пайков, регулирующая общее распределение дефицитных продуктов, такая система применяется к апатридам на равных основаниях с гражданами.

Статья 21

Поскольку жилищный вопрос регулируется законами или постановлениями или находится под контролем государственной власти, Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

Статья 22

1. В отношении начального образования Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам то же правовое положение, что и гражданам.

2. В отношении других видов народного образования, помимо начального, и в частности в отношении возможности учиться, признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех обстоятельствах.

О правовом статусе лиц без гражданства. Апатриды и Двойное гражданство

В вопросах, касающихся миграции, люди часто сталкиваются в терминами «двойное гражданство» и «безгражданство», а также встречают слова апатриды и бипатриды. Рассмотрим, что это значит, и какой правовой статус они имеют.

Апатризм и безгражданство

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году чётко определяет гражданство не как обязанность, а как право. Согласно статье 15 любой человек земли наделен таким правом, никто не может быть лишен своего гражданства или принужден к его изменению.
Безгражданство

Откуда же берутся лица без гражданства (ЛБГ)? Чаще всего, вследствие распада государства или изменения его статуса. Например, после распада СССР все бывшие республики вынуждены были пересмотреть свое законодательство. В результате многие граждане уже не существующей страны не захотели или не смогли принять новое гражданство. То есть возникновение данного явления связано с несоответствием законов в разных государствах и неодинаковым подходом к решению вопросов гражданства.

Кроме того, человек может оказаться без паспорта в случае рождения от родителей, не имеющих гражданства, после лишения его гражданства и отсутствия другого или добровольно отказаться от гражданства.

Апатриды

По сути это те же лица без гражданства, но имеющие правовой статус. Их возникновение связано с мировой практикой, направленной на устранение безгражданства.
Юридически термин «апатрид» закреплен «Конвенцией о статусе апатридов» от 1954 года. Позже, несмотря на упомянутую выше Декларацию прав человека, Конвенция 1961 года запретила добровольно отказываться от гражданства, а также лишать гражданства людей, которые вследствие этого станут апатридами.

Также согласно этой Конвенции беженцы не могут считаться апатридами и сохраняют свое прежнее гражданство до получения нового.
В России соблюдаются требования Конвенции: апатриды пользуются теми же правами и ограничениями, что и иностранцы (например, не могут участвовать в выборах), но приравниваются к россиянам при обращении в суд, получении образования, социального обеспечения и т.д.

Бипатризм и двойное гражданство

Бипатрид — лицо, имеющее два и больше гражданств. При этом возникает закономерный вопрос: в чем разница между бипатридом и человеком с двойным гражданством?
Второе гражданство для бипатрида

Второе гражданство возможно для гражданина страны, которая разрешает на законодательном уровне иметь 2 и больше паспортов. При этом каждое государство рассматривает бипатрида как своего гражданина с соответствующими последствиями — он обязан соблюдать все обязанности подданного своей страны, например, служить в армии. Законодательно, он также обладает правами, закрепленными в обоих государствах. Например, имеет дипломатическую и консульскую защиту. Вместе с тем, каждая страна может ограничивать бипатридов в правах.

Российское законодательство не требует от своих граждан прекращения гражданства РФ после приобретения ими второго.
Вместе с тем, в статье 62 Конституции РФ указано, что наличие у гражданина РФ второго гражданства не освобождает его от выполнения обязанностей, прописанных в российском законодательстве, если для этого нет оснований в виде международных договоров. При этом соответственно «Закону о воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, постоянно проживающие за границей, освобождаются от несения службы.

Какие ограничения для бипатридов есть в России? В соответствии с законом при наличии у лица гражданства другого государства он не может состоять на государственной службе РФ, если об этом не указано в международном договоре. Также ему отказано в праве являться учредителем радиостанции или телеканала.

Многие страны ориентированы на устранение явления бипатризма. Так в законодательстве США, как и в России, не прописан запрет на получение второго паспорта их гражданами, но при этом их продолжают рассматривать в роли своих граждан — с приоритетным выполнением обязанностей США. Например, если человек получает второе гражданство автоматически, вследствие рождения в другой стране — у него остаются оба паспорта, но, пребывая в США, он не может пользоваться правами другого государства. В то же время, поехав в другую страну, он обязан соблюдать права и обязанности американского гражданства. Клятва верности США воспринимается как отказ от прежних прав.

Читайте также:
Как получить квоту на РВП в 2022 году: образец заявления и необходимые документы

Таким образом, бипатризм — довольно сложный правовой статус, когда человек имеет права и обязанности одновременно по отношению к двум (или более) государствам — часто несовместимые и противоречивые. При этом неизбежно возникают конфликтные ситуации. На международном уровне наблюдается правовое урегулирование подобных ситуаций.

Так, проблема бипатризма рассматривается в некоторых международных конвенциях: Гаагской — о вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, Европейской (Страсбургской) — о множественном гражданстве, Лиги арабских государств — о двойном гражданстве.
Наиболее эффективное и простое в правовом плане устранение юридических конфликтов — заключение двустороннего договора между странами. В таком случае говорят не о втором, а о двойном гражданстве.

Двойное гражданство

Возникает в случае, если между государствами заключен соответствующий договор. При этом исполнение гражданского долга в одной стране может учитываться другой страной. Также возможна формулировка, когда обе стороны признают за гражданином, имеющим два паспорта, права и обязанности только одного государства.

В международной практике заключение международных договоров не является распространенным и, обычно, касается лишь стран, связанных историей и общими традициями. Например, существуют договора между Великобританией и странами Британского содружества, между Италией, Аргентиной, Португалией и Бразилией и т.д. В некоторых случаях государства автоматически считают граждан чужой страны своими подданными: Британия рассматривает таковыми ирландцев, а Испания предоставляет возможность своим гражданам получать паспорта латиноамериканских стран — без договоров с этими странами.

В России есть договор о двойном гражданстве только с одной страной — с Таджикистаном, к тому же он весьма неоднозначный и без четко прописанных ситуаций. Этим юридическим актом устанавливаются отношения по принципу, известному в правоведении как эффективное гражданство: определяется государство, с которым гражданин имеет более тесную связь, по критериям постоянного места жительства.

Так прописано, что лицо с двойным гражданством, постоянно проживающее в одной из стран (РФ или в Таджикистане) в полном объеме пользуется правами и выполняет обязанности по месту своего проживания. Если же человек переезжает в другую страну — выполняет другие обязанности. Одновременное осуществление прав обязанностей не допускается.

Таким образом, разница между указанными терминами состоит лишь в наличии юридического статуса, закрепленного на международном уровне: лица без гражданства и бипатриды не имеют конкретного подтверждения своих прав и обязанностей, а права и обязанности апатридов и лиц с двойным гражданством четко прописаны на законодательном уровне.

Апатриды и бипатриды — полное определение и статус в законодательстве

Термины апатриды и бипатриды применяются в миграционной сфере. В статье будут рассмотрены эти понятия, правовой статус, а также иные сопутствующие вопросы.

Апатриды (аполиды) и бипатриды (биполиды): как определяется статус в российском и международном законодательстве

Кто такие апатриды? Термином «апатриды» характеризуют категорию лиц, которая не имеет гражданства какой-либо страны. Чтобы отнести человека к данному термину, достаточно констатировать отсутствие какой-либо документации, благодаря которой можно отнести человека к конкретной стране.

Кто такие бипатриды? Бипатрид – это категория физических лиц, имеющая два или более гражданств различных государств. Чтобы определить статус бипатрида, необходимо наличие документов, каждый из которых определяет человека как гражданина определенного государства. Подобный статус однозначно имеет преимущества, но вместе с ними возможные недостатки, так как подобное положение трактуется различными государствами по-разному.

В миграционной сфере применяются термины апатриды и бипатриды

Как становятся лицами без гражданства

Всеобщая декларация прав человека, рекомендованная для всех стран, регламентирует право, на основании которого любой человек может принадлежать к конкретному государству и никто не имеет права лишить его данного статуса. Тем не менее на практике подобная ситуация может обстоять иначе.

Рождение в семье апатридов

В случае, если ребенок рождён в семье, где мать и отец не имеют гражданства, то он становится апатридом.

Подобное правило не действует в странах, в которых получение гражданства происходит по праву «почвы» . В таком случае, если ребенок рождается на территории подобной страны, то он автоматически получает статус гражданина . Но страны, предоставляющие гражданство таким способом, как правило, относятся к странам «третьего мира» и характеризуются низким уровнем жизни. Получение подданства происходит по причине заинтересованности государства в притоке численности населения.

Лишение гражданства за дезинформацию при его получении

Лишение гражданства происходит в тех случаях, когда потенциальный гражданин дезинформирует государственных представителей с целью получения гражданства в конкретной стране. К таким ситуациям можно отнести создание фиктивного брака, подделку требуемых документов и другое. В случае, если госорганы вскроют неправду, то человека лишат возможности получения гражданства без права его восстановления. Также вполне вероятно, что апатрид не сможет в дальнейшем посещать данную страну.

Создание фиктивного брака может привести к лишению гражданства

Отказ по собственному желанию

Гражданин имеет право отказаться от гражданства по собственному желанию, например, по причине получения иного подданства и желания переезда на постоянное место жительства. Чтобы отказаться от статуса гражданина, необходимо посетить соответствующие государственные органы с обращением. После рассмотрения обращения заявителю необходимо будет произвести возврат некоторых документов – паспорта и свидетельства о рождении .

Ликвидация государства

Аннулирование гражданства может произойти по причине противоречий между гражданскими нормами различных государств. К примеру, без гражданства остались некоторые лица после распада Советского Союза, которые не успели обратиться в установленный срок для получения нового статуса гражданина . При распаде государства его граждане теряют предыдущий статус.

Исключение лица из числа граждан

Бывают случаи, когда гражданина в принудительном порядке лишают статуса гражданина. Как правило, это связано с тем, человек может угрожать национальной безопасности.

Плюсы и минусы положения человека, не имеющего гражданства

В юридическом смысле апатриды ограничены в своих действиях. К примеру, человек с этим статусом не имеет возможности трудоустроиться на работу, использовать какие-либо государственные привилегии и прочее. Статут «апатрид» не обладает преимуществами по сравнению со статусом гражданина.

По причине противоречий между гражданскими нормами может произойти аннулирование гражданства

Административно-правовой статус апатридов

Рассмотрим административно-правовой статус апатридов и его особенности.

Права и обязанности

На территории России лица, которые относятся к апатридам, имеют те же обязательства перед государством, что и обычные граждане. К таким обязательствам относятся:

  • налоговые выплаты;
  • соблюдение законодательства РФ;
  • охрана природы.

Исключение составляет возможность призыва в армию – без гражданского статуса пройти службу в армии невозможно.

В правовом плане апатриды имеют аналогичные права, так как приравниваются к гражданам. Тем не менее на практике человек может сталкиваться с различным трудностями. Апатрид не имеет паспорта, а значит на законном уровне работодатель не имеет возможности его трудоустроить. Аналогичная ситуация произойдет и в образовательной сфере – человек не сможет получить любое образование. Также не представляется возможным быть участником политического движения.

Читайте также:
Как получить квоту на РВП в 2022 году: образец заявления и необходимые документы

Апатрид наравне с иностранным гражданином не может:

  • проходить государственную службу;
  • быть участником в российских выборах.
  • посещать отдельные территории страны.

Апатрид не может посещать отдельные территории страны

В сфере медицины апатрид при необходимости имеет полное право получать медицинскую помощь, для этого заранее нужно посетить органы социальной защиты. Представители соцзащиты составят ходатайство о предоставлении медицинской помощи. В федеральных законах РФ отсутствуют ограничения в оказании медицинской помощи для лиц, не являющихся гражданами страны. Таким образом, государственные органы не имеют права отказать в ее предоставлении.

Ответственность

Если аполид нарушает законодательство РФ и/или не исполняет установленные обязательства перед страной, в этом случае предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Как происходит легализация апатрида в Российской Федерации

Аполиды могут пройти определенные юридические процедуры, которые облегчат их социальную жизнь, откроют доступ к государственным привилегиям или иным правам.

Установление личности

Для того чтобы человек имел возможность вести обычную социально-общественную жизнь, необходимо оформить удостоверяющие личность документы . Без документов невозможно трудоустроиться на работу или оформить ребенка в школу. Для удостоверения личности необходимо оформить справку. Оформление этого документа происходит с помощью Федеральной миграционной службы (ФМС). Для этого необходимо обратиться в подразделение миграционной службы, предоставить заявление, а также документально идентифицировать личность. Документальное подтверждение личности и создает затруднение для получения справки.

Бипатрид имеет возможность трудоустроиться на работу

Миграционная служба определяет порядок получения документа на основании Статьи №10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Статья закона регламентирует предъявляемые требования к установлению личности.

В качестве требований выступают:

  1. Оформление заявления с указанием данных – Ф.И.О., дата/место рождения, причина и дата приезда на территорию РФ.
  2. Предоставление оригиналов документов, идентифицирующих личность.

Федеральный закон содержит конкретный список документов, которые подпадают под эти характеристики.

Документы, разрешающие временное проживание

Подобный документ возможно получить после получения справки, оформленной в соответствующих подразделениях ФМС. Россия устанавливает ежегодную квоту на ограничение количества лиц, получающих соответствующее разрешение. Также необходимо пройти регистрацию по месту пребывания . После того как аполид оформит разрешение на временное проживание , ему необходимо подготовить документы для получения вида на жительство, так как срок действия разрешения составляет один год и не подлежит продлению. Обращение для получения вида на жительство рассматривается длительный период – вплоть до шести месяцев.

Получение вида на жительство

ВНЖ значительно расширяет права человека, например:

  • свободное передвижение на территории РФ;
  • оформление государственных пособий ;
  • трудоустройство в правоохранительные органы.

В главное управление по вопросам миграции нужно обратиться для получения ВНЖ

Для получения ВНЖ нужно обратиться в главное управление по вопросам миграции МВД. Это возможно осуществить тремя способами:

  1. Отправлением заказного письма с помощью почтовой службы.
  2. Посетив интернет – через портал госуслуг.
  3. Посетив официальный сайт миграционной службы.

Кандидат на получение ВНЖ должен обладать определенным уровнем владения русского языка.

Трудоустройство

Человек, имеющий разрешение на временное проживание, может официально трудоустроиться в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Но стоит помнить, что при РВП выполнение трудовой деятельности возможно только в регионе получения документа.

Если же имеется вид на жительство, то выполнение трудовой деятельности можно осуществлять и без привязки к конкретному региону.

Плюсы и минусы двойного гражданства

Бипатриды в международном праве воспринимаются неоднозначно. К примеру, практически во всех азиатских и африканских странах запрещено иметь двойное гражданство . Легализация двойного гражданства происходит, если участвующие страны не вносят запретов на получение подобного статуса.

Неоднозначно воспринимаются бипатриды в международном праве

Статус «бипатрид» имеет следующие преимущества:

  • лёгкость в межгосударственных передвижениях;
  • обширные перспективы при выборе места трудоустройства;
  • возможность выбора места получения медицинских услуг, образования и прочее.

Среди недостатков можно выявить следующее:

  • выполнение налоговых обязательств перед каждым государством;
  • сложности при трудоустройстве на государственную службу;
  • несение воинской службы в каждой стране, если военная служба предусмотрена законодательствами стран;
  • в странах, где запрещен бипатризм, предусмотрена административно-уголовная ответственность.

В каких случаях возможно получение статуса биполида

Получение двойного гражданства зависит от стран получения гражданства . Например, предоставление гражданства в КНР происходит достаточно легко, а вот получить паспорт гражданина Израиля возможно лишь при условии наличия еврейских корней.

При рождении

Если ребёнок рождается в стране , где используется «право почвы», а его родители имеют гражданство другой страны, где используется «право крови», то ребёнок одновременно получает двойное гражданство.

От стран получения гражданства зависит получение двойного гражданства

При вступлении в брак

Если партнёры имеют разное гражданство, то при вступлении в брак возникает вероятность получения статуса биполид, но при условии действующего соглашения между соответствующими государствами.

Натурализация

Некоторые государства предоставляют право стать биполидом, если иностранец на легальной основе прожил в стране определенное количество лет.

Российское законодательство о статусе бипатрида

Россия лояльно относится к правовому статусу бипатридов, но требует соблюдать законодательство. РФ имеет соглашение с Таджикистаном, которое регламентирует возможность стать биполидом. Стоит отметить, что запрещается скрывать наличие гражданства двух стран, так как за это предусмотрена ответственность.

Заключение

Статусы бипатриды и апатриды во многом несут определенные сложности. Любой человек имеет право получить гражданство на основании Всеобщей декларации прав человека, если он является апатридом. Тем не менее на практике ситуация может обстоять иначе. Бипатризм обладает преимуществами и недостатками, а в случае возможности получения двойного гражданства нужно проанализировать целесообразность получения данного статуса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: