QR-код регистрируется на рейс
Авиаотрасль подсчитывает будущие убытки от ограничений
Российские авиаперевозчики могут терять 15 млрд руб. ежемесячно, если их обяжут проверять QR-коды при покупке билетов, подсчитали в авиакомпании из топ-5. Еще в 20 млрд руб. может обойтись возврат билетов непривитым клиентам. Также отрасль ждет падения пассажиропотока и вызванный этим рост тарифов на 15–20%.
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ
Авиаотрасль будет терять не менее 15 млрд руб. каждый месяц (или 90 млрд руб. за полгода) действия требований проверки QR-кодов при покупке билетов. Об этом говорится в отчете (сводном прогнозе) экономистов одной из авиакомпаний, входящих в топ-5, с которым ознакомился “Ъ”. Правительство 12 ноября внесло законопроекты об обязательном использовании QR-кодов при покупке авиабилетов с 1 февраля 2022 года (до этого можно будет использовать и ПЦР-тест), дата вступления в силу пока неизвестна.
Согласно отчету, еще 20 млрд руб. совокупно уйдет на возврат денег пассажирам, если те, уже купив билеты, при посадке не смогут представить корректные медицинские документы (QR-код или медотвод).
Собеседник “Ъ” в одной из крупных авиакомпаний сообщил, что там готовятся к снижению пассажиропотока как минимум на 40% и повышению цен на билеты в пределах 10–15%.
Источник в другой авиакомпании говорит, что там оценивают ежемесячные потери отрасли в 7–10 млрд руб. «На период с декабря по июнь 2022 года уже продано около 7% кресел, мы столкнемся с фактической отменой невозвратных тарифов, что очень по нам ударит»,— говорит источник “Ъ” в третьей авиакомпании. По его оценке, в случае резкого падения пассажиропотока компенсировать его сможет рост тарифов на 15–30%.
Большинство опрошенных “Ъ” авиакомпаний воздержалось от официальных комментариев. В «Азимуте» сейчас формируют шкалу предполагаемых потерь от QR-кодов для возможной корректировки летного расписания, говорит глава совета директоров авиаперевозчика Павел Удод. «Я думаю, что потери будут. Но оценить точно вряд ли возможно, так как ни у кого в отрасли нет точных данных по численности непривитых пассажиров на внутренних рейсах»,— полагает он. «Мы не поддерживаем проверку QR-кодов при покупке авиабилетов»,— сообщили в S7, где подтвердили свой прежний прогноз о снижении пассажиропотока на внутренних рейсах на 50%. В «Аэрофлоте» ранее заявляли, что готовы к введению QR-кодов.
Остается неясным, будет ли требование распространяться на иностранные авиакомпании, летающие в РФ.
«Никаких обсуждений не было, нет пояснений регуляторов»,— говорит собеседник “Ъ” в крупной зарубежной авиакомпании. В Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на вопросы “Ъ” не ответили.
По оценкам НИФИ Минфина, по итогам 2022 года объем внутренних перевозок составит 89,5 млн человек, международных — 22,5 млн. По состоянию на 12 ноября полную вакцинацию прошли 57,9 млн человек. При сохранении данных темпов к декабрю общее число привитых составит 63,6 млн человек, отмечает руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова. Но следует учитывать, что часть пассажиров — несовершеннолетние (на них новые требования не распространятся), а также низкий уровень авиационной подвижности в РФ (в 2019 году составил 87%).
Авиакомпании оценивают свои убытки в пределах от 60 млрд до 90 млрд руб., исходя из средней стоимости билета в 6 тыс. руб. и прогнозируемого пассажиропотока, объясняет Инна Рыкова.
По данным Росстата, средняя стоимость билета в экономклассе за октябрь составила 4,9 тыс. руб. Сейчас цена подросла до 5,1 тыс. с учетом тарифа, говорит она. Для оценки потерь перевозчики подсчитывают долю вакцинированных россиян (менее 42%) в общем объеме предполагаемого пассажиропотока. «Но один пассажир с QR-кодом может совершить четыре рейса в неделю, а невакцинированный — ни разу, соответственно, в этих расчетах могут быть погрешности»,— указывает она.
В большинстве стран, в том числе в Великобритании, Германии, Швейцарии и большинстве штатов США, QR-коды на внутренних рейсах не вводились. Дополнительные требования появились в ряде других стран, но в основном данная мера была введена относительно недавно, когда доля привитого населения уже превышала 50%, отмечает Инна Рыкова: в частности, так поступили в Израиле, Италии, Франции, Канаде и Китае. Эксперт подчеркивает, что ни в одной стране QR-коды не требуются при покупке билета: они предъявляются непосредственно в аэропорту при посадке на рейс.
Обязательное введение QR-кода по всей России с 1 февраля 2022 на автобусах, поезде, самолетах, кафе, ресторанах: есть закон?
Законопроекты о QR-кодах 12 ноября внесены в Госдуму и рассмотрение начнется 15 ноября. Также Татьяна Голикова сообщила, что принято решение применять QR-коды по всей стране. Все подробности на странице ниже!
Введение QR-кода на всей территории страны с 1 февраля 2022 года: куда потребуется QR-код
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на встрече с журналистами рассказал, почем у Госдуме рассматривают вопрос о введении Qr-кодов на всей территории страны. По его словам, эта практика в сложившейся эпидемиологической ситуации является актуальной и неизбежной, пишет «Коммерсант».
С 1 февраля 2022 года граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением: QR-кода о прививке, документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, либо медицинского отвода от вакцинации.
До 1 февраля при отсутствии у человека необходимой документации для посещения указанных объектов он сможет предъявлять отрицательный ПЦР-тест. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом.
Закон устанавливает максимальный 24-часовой период на передачу данных от лабораторий и других медицинских организаций о тестах в общую систему Роспотребнадзора.
«Здесь прежде всего кабинет министров исходит из того, что нужно законодательное оформление действий на федеральном уровне»,— сказал представитель Кремля.
При этом он отметил, что до конца пока не понятно, что именно из себя будут представлять поправки, так как законопроект еще только принят в работу.
На сегодняшний день, исходя из текста документа, можно лишь предполагать, что с 1 февраля QR-коды будут необходимы для посещения общественных мест, покупок билетов на самолет и поезд.
Отметим, что неделю назад Песков, отвечая на аналогичные вопросы представителей СМИ заявил, что речи о введении кодов для покупок билетов на транспорт не рассматривалось. Однако после того, как регионы начали вводить эту практику, федеральные власти пересмотрели свой взгляд на ситуацию.
Главное из законопроектов о QR-кодах:
- QR-коды будут введены для доступа в непродовольственные магазины, рестораны, учреждения культуры, поезда, самолеты и на массовые мероприятия
- ничего не нужно будет предъявлять в аптеках, продуктовых и магазинах с товарами первой необходимости
- сертификат с QR-кодом, который нужно будет предъявить – тот, что недавно был утвержден Минздравом и который подтверждает, что его обладатель привит, переболел или имеет медицинский отвод
- сертификат с QR-кодом можно использовать как в электронном, так и в бумажном виде – бумажный можно получить в МФЦ по заявлению
- чтобы россияне успели привиться, в полной мере новые правила заработают 1 февраля, до тех пор вместо QR-кода можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест
- QR-код на транспорте потребуется и для покупки билетов, и для посадки, а когда именно их начнут требовать, решит Минтранс – при этом те, кто купил билеты до этой даты, смогут вернуться на родину по ПЦР-тесту
- если у пассажира нет QR-кода, перевозчик сможет расторгнуть договор, деньги будут возвращены за 30 дней
- региональные Роспотребнадзоры получат полномочия принимать меры реагирования, если губернатор не согласен с рекомендациями по реагированию на пандемию и при этом не представил обоснование
- новые правила вводятся только для граждан старше 18 лет
- многое зависит от итогов этого года, и если все меры безопасности россиянами будут реализованы, возможно, что ряд мер вводить не придется, сказала Голикова
- нормы закона будут действовать до 1 июня 2022
Внимание: пока это лишь законопроект и закон пока не принят. Точных правил нет! Нужно ждать принятия депутатами Госдумы, а затем подписи президента. При рассмотрении могут быть внесены изменения. Подробнее про введение QR-кодов по всей России.
Россия обяжет иностранные авиакомпании продавать билеты только по QR-кодам
В Минтрансе рассчитывают, что Госдума примет законопроект о введении QR-кодов на транспорте на федеральном уровне до конца этого года. Затем его должны рассмотреть Совет Федерации и президент. Если законопроект вступит в силу, коды станут обязательны, в том числе для пассажиров самолетов и поездов дальнего следования.
«Этот закон [о QR-кодах] будет распространяться не только на российские авиакомпании, а на все авиакомпании, которые летают на территории России. Мы их поставим перед фактом», — указал замминистра.
По замыслу правительства, QR-код либо могущие заменить его медицинские документы, будут проверять при продаже билетов. Для этого авиакомпании должны совместить свои системы бронирования с сайтом «Госуслуги». Кроме того, еще одна проверка предстоит при посадке в самолет или поезд. Источник «Известий» говорил, что проверять код при посадке будут у тех, кто зарегистрировался на рейс онлайн. Иностранцы, привитые не одобренными в России вакцинами, смогут пользоваться транспортом по отрицательному ПЦР-тесту. Россияне, которые возвращаются на родину из других государств, также смогут использовать поезда и самолеты при наличии отрицательного теста на коронавирус.
У иностранных авиакомпаний, как писали «Известия», не получится интегрировать свои сайты с «Госуслугами», поэтому россияне смогут купить билеты на их рейсы без QR-кода. Однако при этом пассажир получит уведомление, что обязан предоставить компании необходимые документы, если он этого не сделает, перевозчик будет обязан аннулировать его билет с возвратом средств.
Вице-премьер Татьяна Голикова уточняла, что если пассажир не сможет попасть на рейс из-за несоблюдения требования о QR-кодах, ему вернут деньги в течение 30 дней. Вице-премьер отмечала, что, согласно предложенному законопроекту, Минтранс получит «некоторые дополнительные полномочия» по тому, за какой период гражданин должен будет уведомить о наличии или отсутствии у него медицинской документации при приобретении билета.
По словам Голиковой, система QR-кодов заработает на федеральном уровне не ранее 1 февраля, чтобы у россиян было время вакцинироваться и получить необходимые документы. Богданов уточнил, что сейчас Минтранс проводит совещания с перевозчиками на тему предлагаемых мер. Глава Минтранса Виталий Савельев пояснил, что ведомство проверят технические аспекты. «Мы отрабатываем технологию, как можно быстро, не сбивая [расписание] для пассажиров, проверять медицинскую документацию, чтобы не задерживать их на посадке», — сказал он. По поручению премьер-министра Михаила Мишустина создана рабочая группа, которая «отработает все нюансы» реализации новой системы.
Газета «Известия» писала, что Минцифры сейчас разрабатывает программное обеспечение для проверки кодов. Его должны запустить в тестовом режиме в декабре. Минтранс тем временем прорабатывает то, как это будет выглядеть формально. В том числе, порядок «размещения пассажиром на официальном интернет-сайте перевозчика сведений о медицинской документации, ее проверки перевозчиком и направления уведомления пассажиру о результатах проверки либо расторжении договора в одностороннем порядке и его формы».
По мнению главы Минтранса, авиация и РЖД не столкнутся с большими сложностями из-за внедрения кодов. В качестве аргумента Савельев указал, что пассажиропоток авиакомпаний и РЖД практически восстановился после падения в 2022 году из-за коронавируса. В то же время, как сообщил позже Богданов, Минтранс рассматривает возможность выделение субсидий авиаперевозчикам для компенсации потерь, которые они понесут из-за введения новых требований. Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин рассказал РБК, что предложение о компенсации уже направлено в правительство. Он добавил, что потери могут возместить не только перевозчикам, но и аэропортам. Последние могут получить около 1 млрд руб. дотаций, это примерная сумма, взятая Минтрансом за отправную точку. По информации источника РБК, аэропортам предлагают выделить помощь в размере 15% средств, которые пойдут на компенсацию авиакомпаниям. Таким образом, перевозчикам предлагают компенсировать около 7 млрд руб. выпадающих доходов.
«В качестве одного из аргументов в пользу такого решения [выделения компенсаций] Минтранс использует предварительные оценки авиакомпаний, которые сообщили о возможном сокращении трафика внутри России наполовину», — пояснил Никотин.
Савельев объяснял необходимость проверки QR-кодов на транспорте большим количеством непривитых пассажиров. За год, с августа 2022-го по август 2022 года самолетами и поездами воспользовались 58 млн человек, при этом прививка от коронавируса была только у 30% из них.
Крупнейшие российские авиаперевозчики, «Аэрофлот» и лоукостер «Победа» поддержали введение кодов, но выступали против их проверки при покупке билета. Гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов указал, что технически проверить код на стойке регистрации в аэропорту не проблема, однако не понятно, как отследить это при продаже билетов. «Конечно, с соответствующим программным обеспечением мы сумеем проверить наличие QR-кода и сроки прививки, но все равно ставить его на приобретение билета ни в коем случае нельзя», — указал он.
По мнению представителям «Победы», подобная проверка может выйти боком для пассажиров. Он пояснил, что люди, которые решат вакцинироваться перед полетом, будут вынуждены покупать билеты накануне вылета и, соответственно, платить больше.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин также считает, что оформление авиабилетов по QR-коду приведет к сложностям с дешевыми перелетами, билеты на которые продаются заранее.
Семь вопросов: как изменится жизнь после введения QR-кодов 1 февраля 2022 года
До этого времени пропуском также будет служить отрицательный ПЦР-тест. А потом придется задуматься о вакцинации.
QR-кодами пугают россиян уже давно. Это слово вошло в наш обиход вместе с пандемией и призвано стать преградой на ее пути. Равно как и прививка.
А так как россияне не выстраиваются в очередь для вакцинации, а некоторые и вовсе записались в ряды антиваксеров, то властям ничего не остается, как усложнять жизнь тем, кто не хочет приобретать иммунитет к коронавирусу.
Как это сделать, раз вакцинация в стране добровольная? Ответ на поверхности — ввести максимум запретов на посещение общественных мест для тех, у кого нет иммунитета к ковиду.
Этим инструментом станут QR-коды, которые россиянам присваивают после вакцинации или перенесенного COVID-19.
Оперштаб, возглавляемый вице-премьером Татьяной Голиковой, подтвердил подготовку законопроектов в России о введении QR-кодов на транспорте, в торговле и общепите.
Women.ru разбирается, как это будет работать и кому придется туго.
Когда в России введут QR-коды?
Пока повсеместное введение QR-кодов только обсуждается. Час иск намечен на февраль 2022 года, а значит впереди еще два полных месяца: декабрь и январь, чтобы успеть пройти вакцинацию и обзавестись цифровым пропуском.
Поправки, регламентирующие QR-коды, будут внесены в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Этот документ разрешит региональным властям устанавливать перечень объектов, для посещения которых потребуются коды.
А еще в законодательном акте будет указан перечень социально важных объектов, куда допустят всех, независимо от того есть QR-код или нет. Это аптеки, продуктовые магазины и внутригородской транспорт. Первые два пункта попадут в список гарантировано, а вот последний явно под вопросом.
До 1 февраля 2022 года можно передвигаться без ограничений?
Нет. Жить свободно можно будет только после того, как коронавирус окончательно сдастся нашим медикам.
Планируется, что до 1 февраля 2022 года в фитнес-клубы, торговые центры, рестораны и другие места не первой необходимости будут пускать только по отрицательному тесту на «корону» или QR-коду. Сейчас получить его могут не только вакцинированные, но и те, кто перенес болезнь.
Как все это сделать на практике — головная боль глав регионов. Именно им правительство порекомендовало хорошенько подумать под ситуацией.
После указанной даты входным билетом станет только QR-код о вакцинации или справка о медотводе.
Куда будут пускать без справок и QR-кодов?
Несмотря на ужесточение антиковидных мер, останутся места, куда можно будет попасть без всяких справок. Достаточно позаботиться о защитной маске.
Это аптеки, продуктовые магазины и магазины, торгующие товарами первой необходимости, городской транспорт. Но только тот, который курсирует внутри одного населенного пункта. Хотя многое тоже будет зависеть от местных властей. Например, в Татарстане уже сейчас задумались о введении QR-кодов в общественном транспорте, но кто и как будет их проверять — задачка со звездочкой.
Междугородные и международные перевозки
А вот тут, скорее всего, коды станут обязательными. В Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта вносятся изменения, которые сделают QR-коды обязательным условием для покупки билета и посадки на междугородные и международные рейсы.
Как быть тем, кто не может вакцинироваться?
Если причина уважительная, то нужно запастись справкой о медотводе. Она будет приниматься наравне с QR-кодами, и никаких ограничений для данной категории граждан не должно быть.
Как долго будут нужны QR-коды?
Как любят говорить врачи — все будет зависеть от эпидемиологической ситуации, она покажет дальнейший план действий. Но пока сроки оговариваются, и это 1 июня 2022 года.
В оперштабе полагают, что за четыре месяц тотальных ограничений для антипрививочников удастся или переманить их в ряды вакцинированных или заставить как можно реже передвигаться, чтобы не подвергать себя и других риску.
А вдруг QR-коды — это тотальный контроль за людьми?
Если такой вопрос возник у вас в голове — поздравляем! Вы сторонник теории заговора.
Наверняка вышки 5G всех облучат, вакциной чипируют, а QR-коды будут использовать для тотальной слежки за людьми, ведь туда подгрузят все персональные данные человека.
Насчет слежки и чипирования ничего сказать не можем. А вот о создании цифрового паспорта в России говорят давно. Но вовсе не для того, чтобы следить за людьми, а чтобы упразднить бумажные документы и сделать жизнь удобнее.
Фото: Justin Paget Photography Ltd, Getty Images, Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Материалы по теме
- Правила уборки квартиры, где живет заболевший коронавирусом
- «Большая чума не прекратится, пока не придет отмщение…»: Нострадамус, Ванга, Распутин и Хокинг уже предсказали пандемию коронавируса
- Новый рекорд: женщина болела коронавирусом 335 дней
- Вопрос спорный: что говорят врачи о резонности вакцинации детей от COVID-19
- Куда пропал Сережа Парамонов — советский Робертино Лоретти
Сегодня читают
Комментарии
- Топ
- Все комментарии
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 17
- Следующая
- О проекте
- Контакты
- Рекламодателям
- Политика использования cookie-файлов
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Copyright (с) 2016-2022 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Воронцева О. А.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Всем всё покажи: как будет работать система проверки QR-кодов при перелетах
Авиаперевозчиков могут обязать дважды проверять у пассажиров QR-коды: первый раз при покупке билетов, второй — при регистрации на рейс на стойке или посадке в самолет, если была пройдена онлайн-регистрация, узнали «Известия». Такой вариант, по данным двух информированных источников, сейчас обсуждается с авиаотраслью. Предполагается, что без кода билеты нельзя будет купить у российских авиакомпаний и агентов по их продаже. По словам собеседников «Известий», перевозчики должны будут интегрироваться с порталом «Госуслуги» для продажи билетов вакцинированным пассажирам. В случае с иностранными компаниями — возможность приобрести авиабилеты, не имея QR-кода, сохранится, но перевозка будет аннулирована, если не предоставить авиакомпании код за сутки до вылета.
Минцифры сейчас разрабатывает программное обеспечение для проверки кодов, его запуск в тестовом режиме ожидается в декабре. Минтрансом тем временем ведется разработка нормативного регулирования введения особого допуска граждан к транспортным услугам. Ведомство 11 ноября попросило участников авиаотрасли представить свою позицию в течение одного дня. Это следует из письма министерства Росавиации, Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и «Аэрофлоту» (есть у «Известий»).
Проверить дважды
Минтранс попросил участников авиаотрасли представить за один день свою позицию по нормативно-правовому регулированию введения особого допуска граждан к транспортным услугам. Это следует из письма от 11 ноября директора департамента государственной политики в области гражданской авиации ведомства Светланы Петровой «Аэрофлоту», Росавиации и Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
«В рамках проработки вопроса о введении особенностей допуска граждан к транспортным услугам прошу представить в срок до 12.11.2022 предложения по нормативному регулированию…» — сказано в документе.
Источник «Известий», близкий к Минтрансу, сообщил, что такое поручение действительно есть, предложения пока готовятся. В ведомстве, Росавиации и «Аэрофлоте» на запрос «Известий» не ответили.
Разрабатываемое Минтрансом нормативное регулирование в первую очередь включает порядок «размещения пассажиром на официальном интернет-сайте перевозчика сведений о медицинской документации, ее проверки перевозчиком и направления уведомления пассажиру о результатах проверки либо расторжении договора (воздушной перевозки. — «Известия») в одностороннем порядке и его формы», говорится в письме.
Это первая из двух проверок, осуществлять которые предложено авиакомпаниям. Другая — «при регистрации на рейс и посадке пассажира на борт воздушного судна, включая проведение проверки действительности медицинской документации», следует из письма Минтранса. По словам источника «Известий», QR-код при посадке в самолет будет проверяться у пассажиров, зарегистрировавшихся на рейс онлайн.
Правительство направило в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта. Законопроект «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса РФ регулирует порядок использования QR-кодов на авиатранспорте. Речь идет о междугородных и международных перевозках, говорится в сообщении на сайте правительства. Пассажирам потребуется предъявлять: QR-код о прививке, медицинский отвод от вакцинации или подтверждение перенесенного коронавируса. До даты, которую своим нормативным актом установит правительство, при отсутствии такой документации будет достаточно отрицательного результата ПЦР-теста.
Такое же исследование потребуется гражданину иностранного государства при перелете.
Как это будет работать
По словам двух источников «Известий» в отрасли, вопрос о том, чтобы без QR-кода авиабилет было невозможно купить, принципиально решен. Предполагается, что российские авиакомпании и агентов по продаже билетов обяжут интегрировать систему проверки QR-кодов при продаже перевозки у себя на сайте. Де-факто она должна быть связана с госуслугами — другого способа проверить QR-код пассажира при продаже билета нет, сообщили «Известиям» два собеседника.
По словам одного из них, в течение месяца Минцифры доработает ПО для интеграции авиакомпаний с порталом госуслуг и проверки кодов при продаже авиабилетов, его запуск в тестовом режиме ожидается в декабре. Введение QR-кодов на воздушном транспорте, запланированное на середину января, возможно не ранее 15 февраля, уверен другой источник «Известий».
«Известия» направили запрос в Минцифры.
В случае с иностранными компаниями, к которым такие требования не применимы, возможность приобрести авиабилеты без QR-кода сохранится. Но пассажир получит уведомление о необходимости предоставить ей QR-код. Для этого будет установлено два срока: первый — за 14 дней до вылета для тех, кто купил билет раньше, чем за две недели до него, в остальных случаях — за 24 часа. В случае если пассажир не предоставит необходимый документ за сутки до вылета, авиакомпания должна будет в одностороннем порядке аннулировать договор воздушной перевозки с полным возвратом уплаченных средств.
То, что в случае отсутствия у пассажира необходимой медицинской документации авиакомпании должны будут в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки с таким клиентом, следует и из письма Минтранса. При этом перевозчики должны будут вернуть такому пассажиру провозную плату в полном объеме, сказано в документе.
Минтранс разрабатывает порядок продажи авиабилетов и посадки на борт воздушного судна для категорий лиц, на которых не распространяются требования о наличии медицинской документации. К ним, согласно письму ведомства, могут отнести граждан РФ, совершающих международные воздушные или международные ж/д перевозки, привитых вакциной, не зарегистрированной на территории РФ, россиян, которые возвращаются в страну с территории другого государства, и лиц, не являющихся гражданами России.
Падение перевозок
Оформление авиабилетов по QR-коду приведет к сложностям с дешевыми перелетами, билеты на которые продаются заранее, считает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
— В этом случае, считаем, целесообразнее ввести QR-коды при регистрации на рейс и посадке на поезд, но сохранить право покупки билета без QR-кода, — сказал 11 ноября Дмитрий Горин «РИА Новости».
Против проверки QR-кодов при покупке авиабилетов выступила авиакомпания «Победа», заявив, что это нарушит права пассажиров: те, кто решится вакцинироваться перед полетом, будут вынуждены покупать билеты накануне вылета и, соответственно, платить больше. О том, что нельзя применять QR-код при покупке билета, заявлял гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, выступая в Совете Федерации 9 ноября. По предварительной оценке S7 Airlines, пассажиропоток на внутренних рейсах может сократиться на 50% после введения таких правил.
При этом «Победа» «всецело поддерживает запрет на осуществление регистрации и полета без QR-кода». А Михаил Полубояринов назвал нормальным проверку кодов при посадке в самолет.
— Мы с соответствующим программным обеспечением сумеем проверить наличие QR-кода, срока прививки, — добавил он.
В Совете Федерации считают, что введение QR-кодов для авиаперелетов и поездок по железной дороге позволит существенно повысить число привитых граждан. Тем не менее нужно выработать комфортную и удобную систему проверки этих документов, добавили там.
— Использование QR-кодов нужно сделать беспрепятственным для всех, у кого они есть. Нужно довести эту систему до автоматизма по аналогии с банковскими картами, когда всё делается в одно касание, — подчеркнул в беседе с «Известиями» зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов.
Министр транспорта Виталий Савельев, объясняя необходимость их введения, также отметил, что проверка QR-кодов не должна создавать сложностей для пассажиров. Для удобства проверки документов будет организовано взаимодействие систем бронирования и госуслуг, сказал он на пресс-конференции 12 ноября.
А глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас сообщил, что предложенные ограничения прав в связи сами не противоречат Конституции.
«Небо только для привитых»? Проблемы и угрозы для отрасли
В СМИ и телеграм-каналах обсуждают возможность введения в России обязательных QR-кодов при покупке авиа и железнодорожных билетов. Авиакомпании выступают против такой практики, но готовы проверять QR-коды при регистрации пассажиров. Первыми участниками эксперимента могут стать внутренние рейсы, считают эксперты.
«РБК» со ссылкой на источник сообщил, что обсуждается техническая возможность запустить систему проверки у авиа- и ж/д-пассажиров QR-кодов, подтверждающих отсутствие заражения коронавирусом и иммунный статус. Такая возможность может быть рассмотрена, если произойдет ухудшение эпидемиологической ситуации.
Решение о введение QR-кодов на транспорте еще не принято, ясность может появиться после 15 ноября.
Телеграм-канал Baza, ссылаясь на источник в транспортной отрасли, пишет, что система будет введена в два этапа. В ноябре сертификаты у пассажиров начнут проверять при посадке в транспорт, а позже коды будут проверять при покупке билетов.
Помимо этого, обсуждается включение QR-кода непосредственно в чек, подтверждающий покупку билета, пишет Baza. Проверять сертификаты будут только у совершеннолетних пассажиров.
ЭКСПЕРИМЕНТ НАЧНЕТСЯ С ВНУТРЕННИХ РЕЙСОВ
Источник «Вестника АТОР» говорит, что идея о внедрении QR-кодов на транспорте обсуждается уже почти год. И начало ее реализации было положено пилотным проектом по проверке QR-кодов о заполнении у прибывающих из-за рубежа россиян.
Развитие идеи может предполагать обязательное наличие QR-кода об иммунном статусе у авиапассажиров, но окончательное решение еще не принято, сообщают источники «Вестника АТОР».
Идея пока представляется технически не проработанной, говорит источник. Так, например, невозможно проверять QR-коды у иностранных авиапассажиров – иностранные вакцины Россией не признаны, а странички на Госуслугах у них не может быть.
Не ясно также и то, как обязать проверять российские QR-коды иностранные авиакомпании, на которых могут совершать перелеты и россияне. Если эти перевозчики QR-коды проверять не будут, то российские авиакомпании оказываются в экономически проигрышном положении на фоне и так сложного для рынка периода.
«Вероятно, эксперимент начнется с внутренних рейсов. Сторонники внедрения QR-кодов говорят о том, что в Краснодарском крае и Крыму такая практика уже применяется для заселения в отели, поэтому сложностей не возникнет. Но противники идеи указывают, что люди, путешествующие по России, просто пересядут на автотранспорт. Отрасль может не досчитаться до 60% пассажиропотока», – говорит один из опрошенных экспертов.
Также пока неясно, какая именно информация должна будет отражаться в QR-коде. Будет ли приниматься ПЦР-тест или к перевозке в самолете и на поезде будут допускать только вакцинированных россиян.
Наконец, непонятно, как система будет защищена от сбоев. Напомним, что на днях произошел сбой на сайте Госуслуг. В результате, действие QR-кодов россиян, прошедших вакцинацию, сократилось на полгода. Для многих это обернулось срывом поездок, деловых встреч и т.д.
АВИАКОМПАНИИ ГОТОВЫ ПРОВЕРЯТЬ QR-КОДЫ ПРИ ПОСАДКЕ
Генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на встрече с членами Совета Федерации заявил, что поддерживает идею проверки QR-кодов о вакцинации у пассажиров перед посадкой в самолет.
«На мой взгляд, нельзя применять QR-код при покупке билета, ты должен иметь возможность купить билет без всяких ограничений. А при посадке, если такие ограничения вводятся, — это нормально», — сказал он.
S7 Airlines не поддерживает введение проверки QR-кодов при покупке авиабилетов. «Возможное требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке на рейс требует детальной технологической проработки», — сообщили в компании.
В «Победе» поддерживают введение QR-кодов при регистрации на рейс, но покупка билетов должна происходить без QR-кода.
При такой практике авиакомпания находится в более надежном положении: туристы уже оплатили билеты, а вот успеют ли они вакцинироваться до вылета – их личная ответственность. Непонятно, будут ли такие билеты возвратными, и можно будет ли получить компенсацию денежных средств, если к моменту вылета произойдет какая-то проблема с QR-кодом.
Напомним, что Хабаровский край и Камчатка, вводят обязательное требование предъявлять QR-код о вакцинации при посадке на самолет. Но пока речь идет о рейсах внутри этих регионов.
ВНИМАНИЕ:
Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России – вот здесь.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в “Академии АТОР”.
Россиянам будут нужны QR-коды в самолетах, поездах и общественных местах: правительство внесло законопроекты в Госдуму
12 ноября 2022 20:25
Правительство внесло в Госдуму законопроекты о QR-кодах в общественных местах, а также международном и междугороднем транспорте. Официальное сообщение об этом появилось на портале кабмина. Как там написано, «предлагаемые решения – экстренная мера на фоне сложной ситуации с коронавирусом». Детали дополнительно озвучили на брифинге вечером в пятницу, 12 ноября, вице-премьер Татьяна Голикова и министр транспорта Виталий Савельев.
Итак, законопроектов два. Первый — про то, как теперь посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли. Для этого понадобятся:
– либо QR-код о прививке;
– либо документ, подтверждающий, что человек переболел коронавирусом;
– либо медицинский отвод от вакцинации.
До 1 февраля будет переходный период: если необходимых документов нет, можно предъявлять отрицательный ПЦР-тест. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом. Как объяснила Татьяна Голикова, переходный период дается, чтобы граждане могли подготовиться: привиться, если этого еще не сделали, и разобраться с документами.
Решение об использовании QR-кодов и конкретном перечне объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти. Точно ничего не нужно будет предъявлять при посещении аптек и магазинов, которые торгуют продуктами питания и товарами первой необходимости.
Нормы закона будут действовать до 1 июня 2022 года.
Второй законопроект – про порядок использования QR-кодов в поездах и самолетах. Речь идёт о междугородних и международных перевозках (на внутригородской транспорт новшества не распространяются).
Пассажирам потребуются:
– либо QR-код о прививке;
– либо медицинский отвод от вакцинации;
– либо подтверждение перенесённого коронавируса.
Медицинские документы понадобятся при покупке билета и их надо будет предъявлять при посадке.
До даты, которую установит правительство (пока она неизвестна), будет достаточно отрицательного результата ПЦР-теста. Он же потребуется гражданину иностранного государства при поездке на нашем железнодорожном или авиационном транспорте.
– О каких документах идет речь? Речь идет по сути о выписке из сертификата вакцинированного гражданина, единая форма которого утверждена министерством здравоохранения на этой неделе, – дополнительно рассказала на брифинге Татьяна Голикова. – Теперь сертификат вакцинированного содержит три позиции: вакцинация или ревакцинация, перенесенная болезнь или медицинский отвод.
По словам вице-премьера, ранее выданные документы о вакцинации продолжают действовать до 1 марта 2022 года. Имеются в виду бумажные сертификаты. Информация, которая хранится на едином портале госуслуг, обновится в те же сроки автоматически — самим гражданам ничего делать не надо. Те россияне, которые не зарегистрированы на госуслугах, не имеют смартфонов или вообще проживают в отдаленных районах — в общем, все, у кого с получением нужных документов через госуслуги могут возникнуть проблемы — смогут заказать выписку из сертификата с QR-кодом в многофункциональном центре (МФЦ).
Детям и подросткам «куары» по-прежнему не потребуются, поскольку вакцинация у нас с 18 лет.
– Мы сейчас уже начинаем работать с авиакомпаниями, железнодорожными нашими компаниями. Отрабатываем технологию, как можно быстро, не сбивая ритм и логистику для пассажиров, проверять ту медицинскую документацию, которая будет предъявляться, чтобы не задерживать их на посадке, – сообщил в свою очередь министр транспорта Виталий Савельев. – Я думаю, больших трудностей здесь не будет. Конечно, у каждой авиакомпании есть свои системы бронирования, их надо будет совмещать с системой госуслуг, чем мы сейчас и занимаемся.
Почему новые меры вводятся именно до 1 июня?
-Мы рассчитываем, что все-таки удастся достичь показателей коллективного иммунитета, которые мы установили как критериальные — 80% взрослого населения, – заявила Татьяна Голикова. – Хотя хочу подчеркнуть, что страны, которые сейчас уже имеют опыт масштабного прививания своего населения, поднимают эту планку до 90-95% для того, чтобы победить распространение пандемии.
Правительство предложило внести изменения в федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Голикова заявила, что сертификат о вакцинации должен стать вторым паспортом
Ситуация с коронавирусом за последнюю неделю ухудшилась в пяти регионах (подробности)
COVID-19 все активнее маскируется под другие болезни и все сильнее бьет по детям
На самые актуальные вопросы недели о распространении коронавируса ответил эксперт по здравоохранению, доктор медицинских наук Дмитрий Еделев в программе «Антиковид» на радио «Комсомольская правда» (подробности)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.