Мастера на все ноги
Торговые сети обещают трудоустроить всех, кто остался без работы, – рабочих рук и быстрых ног не хватает, покупатели ждут продуктовые заказы из магазинов по 5-7 дней. Но это не означает, что курьеров станет в разы больше.
“Работа курьером, как и упаковщиком, кладовщиком, водителем или на пошиве масок – хорошая возможность перебиться в трудное время, но это именно временная работа, полагаться на нее как на стабильный источник дохода не стоит, – предупреждает заместитель проректора НИУ “Высшая школа экономики” Павел Травкин. – Пока у нас режим самоизоляции и передвигаться по городам можно относительно свободно, они будут востребованы. Но ужесточение режима, как и его облегчение, сделают их работу уже не такой востребованной”.
Кроме того, обращает внимание Травкин, среди заказчиков еды с доставкой, а особенно готовых блюд, много людей из малого и среднего бизнеса. Они привыкли к такому типу потребления еще до пандемии. Пока деньги у этих заказчиков есть, но скоро они могут начать заканчиваться, и люди выберут более экономичную модель потребления.
Подсчитать количество курьеров в России никто не берется. Пеший курьер может зарабатывать около 35 тысяч рублей в месяц. Известные сервисы доставки готовой еды называют возможный доход до 2500 рублей в день.
Курьеры-водители, по данным HeadHunter, могут претендовать уже на 55 тысяч рублей в месяц, а если еще и будут ездить на собственном авто – то и на 75 тысяч рублей. Владельцам фургонов и грузовых машин готовы платить до 90 тысяч рублей в месяц.
“Соотношение пеших и автомобильных курьеров составляет примерно 2 к 1, – говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. – Взрывной рост спроса на курьеров идет параллельно с увеличением числа соискателей, поэтому заработки в этой профессии вряд ли изменятся”.
У этой профессии очень легкий вход, подчеркивает Травкин. “Курьером может стать каждый, врачем – нет, – пожалуйста. Они будут очень нужны до тех пор, пока ситуация не устаканится”, – отмечает он. Люди, выбравшись из самоизоляции, снова захотят посидеть в кафе, сходить в баню или фитнес-клуб, – значит, вырастут потребности в персонале в других отраслях и можно будет найти себе новую интересную и доходную работу, добавляет Травкин.
Ограниченность карьерных перспектив у курьеров отмечает и Игнатова, также полагая, что эта профессии после пандемии эта уже не будет так востребована на рынке труда.
Аграрии готовы помочь с работой
Сельхозтоваропроизводители остро нуждаются в кадрах и готовы трудоустроить всех, кто потерял работу в сегодняшних обстоятельствах. Перед началом посевной должны были вернуться на работу сотрудники из соседних республик. Но изоляция оставила всех по домам.
Многие сельхозпредприятия в этом году недосчитались сотрудников. С такой проблемой, в частности, столкнулись аграрии, специализирующиеся на производстве картофеля и овощей. Здесь требуется много ручного труда, для которого привлекается неквалифицированная рабочая сила, – в сезон количество сотрудников таких компаний может увеличиваться в два-три раза, рассказывает руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. По ее словам, чем ближе к мегаполисам, тем сложнее найти на такую работу российских граждан. Они не хотят работать на уборке овощей или на складах, не говоря про такие профессии, как скотники и дояры. Да и работа, требующая определенных знаний и навыков (тракторист, механизатор) и, значит, более оплачиваемая, тоже не привлекает российских специалистов. Чаще всего на таких работах были задействованы жители соседних республик. Перед посевной они должны были вернуться на работу в Россию. Но введение режима изоляции, закрытие границ не позволило это сделать.
По словам Губиной, в отдельных регионах удалось ввезти часть наиболее ценных сотрудников. При условии, что будут соблюдены все меры безопасности, и приехавшие пройдут двухнедельный карантин прежде, чем выйти на работу, региональные подразделения Роспотребнадзора согласились впустить таких специалистов на территорию страны. Но и это не решило проблемы – сотрудников все равно не хватает.
Работа курьером – куда лучше устроиться
Работа курьером – отличная возможность заработать денег, не имея опыта и особых навыков. Вакансии подходят студентам, совмещающим карьеру с учёбой, и иностранным гражданам, испытывающим трудности с трудоустройством. Каждая курьерская компания выдвигает определенные требования к персоналу и имеет свои подводные камни.
- Работа курьером в Сбермаркет
- Вакансии в Яндекс Еде
- Курьер Деливери Клаб
- Работа в сервисе Достависта
- Работа курьером Озон
- Работа курьером Ситимобил
- Курьер доставки Самокат
- Работа курьером в Около
- Курьер доставки ЛЕНТА
- Отзывы сотрудников
Работа курьером в Сбермаркет
Курьеры Сбермаркета получают уже упакованные в контейнеры продукты и отправляются доставлять заказы в указанные сроки. Работник доносит продукты до двери клиента, по необходимости принимает оплату посредством мобильного терминала.
К водителям-курьерам Сбермаркета предъявляют следующие требования:
- возраст – от 18 до 50 лет;
- соискатель свободно разговаривает на русском языке;
- смартфон или планшет, чтобы работать с заказами;
- передвижение на личном авто и хорошая ориентация в городе;
- гражданство Российской Федерации, Беларуси или Казахстана.
Перед началом работы сотрудники обязаны присылать свои фотографии к форме, чтобы отметиться. Далее водители-курьеры приступают к работе. В зависимости от города, где работает сотрудник, условия работы могут изменяться:
- график работы: 2/2 или 5/2;
- возможность выхода на работу в выходные и праздники;
- смена – 12 часов с перерывом на обед в любое удобное время;
- выплата заработной платы дважды в месяц;
- помощь в оформлении самозанятости.
Средний размер заработной платы – 30-60 000 рублей в месяц. Доступна фиксированная ставка – от 2 500 до 3 900 рублей за смену.
Плюсы работы в Сбермаркете:
- возможно зарабатывать больше, беря дополнительные заказы;
- высокий уровень зарплаты.
Минусы работы:
- отсутствие соц. пакета;
- обязательно наличие личного авто;
- штрафы и запрет брать заказы до конца месяца, если курьер опаздывает на несколько минут.
Вакансии в Яндекс Еде
Чтобы устроиться на работу в сервис Яндекс Еда, оставьте заявку на официальном сайте. Процедура регистрации на должность курьера простая: впишите своё имя, оформите личный кабинет, заполните паспортные данные. После успешного прохождения обучения вы становитесь полноправным сотрудником сервиса. В обязанности курьера входит доставка пиццы, суши и других блюд из ресторанов до клиента.
Для работы в Яндекс Еде потребуется:
- знание русского языка;
- наличие телефона или планшета с навигатором;
- установка приложения Яндекс Еда для курьеров и Телеграм.
В сервисе можно стать пешим курьером или передвигаться на личном авто. Водитель-курьер имеет меньше ограничений, связанных с погодой и скоростью доставки, зарабатывает больше, выполняя много заказов за смену. Для соблюдения правил компании сервис контролирует работу доставщиков.
Помимо премирования лучших сотрудников действует система штрафов:
- штраф за указание неверного статуса заказа в приложении;
- если курьер находится оффлайн в рабочее время или не отвечает в мессенджерах более десяти минут;
- если в заказе не хватает блюда;
- если курьер пришёл без униформы;
- за опоздание доставки.
Максимальные штрафы доходят до 5 000 рублей, а минимальный равен 100 рублей.
Зарплата зависит от того, сколько заказов делает курьер за день. Максимальный доход около 3400 рублей в день.
Плюсы работы:
- не нужно проходить собеседование,
- оплата проезда на общественном транспорте,
- бонусы для новых сотрудников.
Минусы работы:
- низкая заработная плата;
- наличие системы штрафов;
- нет центрального офиса, чтобы ответить на вопросы сотрудников.
Курьер Деливери Клаб
Деливери Клаб постоянно проводит приём на работу новых сотрудников, соискатели устраиваются не напрямую в компанию, а к партнёрам сервиса. В отличие от своего аналога компании Яндекс Еды, в Деливери Клаб есть почасовая система оплаты труда.
Курьеры работают в свободном графике, объем заработной платы напрямую зависит от их старания. По результатам квартала, месяца и года оглашают списки лучших работников, им выплачиваются премии.
Клиенты оформляют заказы в приложении или на официальном сайте сервиса. После этого курьер принимает заказ и направляется в заведение, где его будут готовить/собирать, потом отвозит по адресу к клиенту.
Плюсы работы в Деливери Клаб:
- выплаты производят раз в 10 дней;
- работать можно пешком, на самокате или автомобиле;
- тёплая униформа для работы зимой.
Минусы:
- низкая заработная плата – до 40 тысяч рублей в Москве;
- большие штрафы.
Работа в сервисе Достависта
Сервис доставки Достависта работает с курьерами через приложение на смартфоне. Оформление нового работника занимает до 30 минут. Сотрудник самостоятельно выбирает заказы: чем дальше клиент – тем больше плата. Курьеры выполняют доставку цветов, документов, небольших посылок. Для новых работников оформляют пробный контракт, который также оплачивается.
Желающие устроиться в Достависту должны быть готовы к условиям:
- ежедневная оплата труда;
- свободный график работы;
- отчисление 25% комиссии в курьерскую службу.
Максимальная заработная плата в день, по отзывам сотрудников, составляет 800 рублей, водители-курьеры зарабатывают до 2 500 рублей без вычета трат на бензин.
Плюсы:
- возможность работать неполный рабочий день;
- приём курьеров без опыта работы.
Минусы:
- работодатель не оплачивает расходы на дорогу;
- отсутствует обеденный перерыв.
Работа курьером Озон
Компания Озон набирает курьеров в Москве и других городах России. География пунктов выдачи магазина Озона ежемесячно расширяется, постоянно требуются сотрудники на доставку. Подать заявку на вакансию можно на официальном сайте. Наиболее выгодные условия предоставляют самозанятым курьерам.
Плюсы:
- частичная занятость. Можно устроиться курьером на подработку.
- большой поток заявок на доставку,
- предоставляют машину для работы.
Минусы
- сотрудники жалуются на задержку в выплатах.
Работа курьером Ситимобил
Чтобы подключиться к такси Ситимобил и выполнять заказы по новому тарифу «Доставка» достаточно быть старше 21 года, иметь водительские права и автомобиль. Сервис не выставляет ограничений по марке и году выпуска авто. Водители-курьеры на личном авто доставляют посылки весом до 20 кг от отправителя до получателя, на заказы «от двери до двери» установлена доплата.
Плюсы:
- можно устроиться для временной подработки,
- ежедневные выплаты по запросу.
Минусы:
- работать можно только автокурьером без допуска к остальным тарифам сервиса,
- требуется личный автомобиль или взятый в аренду.
Также вы сможете выгодно работать курьером на своей машине в Яндекс.Такси. На доставку подходят автомобили любой марки и года выпуска.
Курьер доставки Самокат
Работа курьером в сервисе Самокат предъявляет соискателям минимальные требования: умение управлять велосипедом, лёгкое ориентирование в пространстве. Сотрудники службы получают почасовую оплату труда, если нет активных заказов – выдача листовок в свободное время.
График работы сотрудников – 8 часов в день, Самокат не подойдёт в качестве подработки.
Плюсы:
- хорошо платят, почасовая оплата – 222 рубля в час даже при отсутствии заказов;
- отсутствие штрафов;
- официальное трудоустройство
- возможность карьерного роста – опытные сотрудники становятся товароведами, директорами и супервайзерами,
- высокий «рейтинг доверия» по отзывам сотрудников.
Минусы:
- иногда попадаются привередливые заказчики.
Работа курьером в Около
Сервис доставки Около постоянно открывает новые вакансии для соискателей. Желающие найти работу водителем-доставщиком должны заполнить анкету на сайте и ввести данные документа, подтверждающего личность.
Для регистрации в качестве курьера смотрят на:
- наличие автомобиля – для водителей-курьеров;
- возраст от 18 лет;
- наличие смартфона с выходом в интернет.
Доставку выполняют пешком, на автомобиле или велосипеде. Предпочтительный способ передвижения указывают в комментариях при заполнении заявки. После прохождения обучения курьеру выдают сумку и транспорт, если это необходимо.
Примерная заработная плата работника составляет 2 500 тысячи рублей за смену.
Плюсы:
- выдают транспорт сотрудникам, у которых его нет;
- регулярные выплаты зарплаты.
Минусы:
- высокие нагрузки.
Курьер доставки ЛЕНТА
Недавно на основе гипермаркетов ЛЕНТА открылась служба доставки ЛЕНТОЧКА. Набирают курьеров с собственным автомобилем и опытом вождения более 3 лет.
Условия труда на должности:
- официальный договор в соответствии с ТК РФ с 1-го дня работы;
- выдача униформы за счёт компании;
- медицинская страховка;
- гибкий график работы;
- зарплата от 200 рублей за заказ, выплаты 2 раза в месяц.
Специально для новых сотрудников предусмотрено обучение за счёт компании и льготное питание. Все сотрудники магазинов ЛЕНТА получают дополнительную скидку на товары.
Плюсы:
- возможность заработать до 6 000 за смену с учётом интенсивной нагрузки;
- премирование лучших сотрудников по результатам работы.
Минусы:
- штрафы (по отзывам сотрудников);
- компания не оплачивает бензин.
Отзывы сотрудников
Олег, Казань
«Работал в компании ЛЕНТА летом 2022 года. На собеседовании заверили, что заработная плата будет от 3 000 рублей в день – 200 рублей за заказ. За 12 часов смены с 9:00 до 21:00 удавалось заработать до 6 000 рублей в особо удачные дни.
Бензин никем не оплачивался, расстояние между парковкой и служебным входом было около 100 метров, лифта не было, а магазин располагался на цокольном этаже. Отсутствовал перерыв на обед, чаевые были редким исключением, а штрафы выписывали постоянно. Работа курьером в магазине ЛЕНТА тяжёлая, затратная и малооплачиваемая!»
Андрей, Москва
«После работы в сервисе Самокат остались только положительные впечатления. Считаю, что лучше этой компании курьерам не найти. Из достоинств организации – регулярная оплата работы, лояльное отношение руководства к подчинённым. Недостатки– чрезмерная загруженность рабочего дня и плохие отношения в коллективе.»
Михаил, Санкт-Петербург
Сразу после окончания института, устроиться по профессии не получилось. Стал искать временную подработку, прочитал много отзывов на форумах и выбрал работу в сервисе Достависта. Это подработка пешим курьером, хорошая ставка за каждый заказ. Подал онлайн-заявку, установил приложение, прошёл инструктаж и приступил к работе. Всё просто. Заказов действительно много, можно выбирать, который тебе по пути, часто оставляют чаевые. Из недостатков — иногда приложение неверное просчитывает расстояние.
4.51 ( 65 голосов )
Выгодно ли работать курьером на своей машине?
Риторический вопрос:)
Приятнее в холодную и ненастную погоду работать на своём авто. Больше выбор сервисов, где можно подработать, больше выполненных заказов за час.
Но есть и минусы: расходы на бензин, амортизацию машины.
А где лучше работать курьером на личном авто?
Попробуйте устроиться в Сбермаркет.
Если нет желания заморачиваться, то попробуйте Ситимобил, Яндекс Еду, доставку Яндекс Такси.
Работаю курьером около года, по доставке посылок от отделений почты до квартиры. В кластере 5шт. ОПС. Заказов на доставку бывает много до 30шт. Оплата примерно 44тыс.руб. Амортизацию, бензин почта России не оплачивает. Поэтому — 10тыс.р. расходы на свою машину. Средний расход у моего авто 7.5л. на 100км. В московских дворах большая сложность с парковкой. Некоторые дворы закрыты шлагбаумами и это осложняет доставку. Бывает, что идешь с посылкой до нужного подъезда и 300метров, ближе запарковаться нет возможности. Зимой эта проблема усугубляется. Вес посылок регламентирован до 31.5кг. По практике, средний вес доставляемых посылок 3- 4кг. Размер в длину может быть и 210см. В ширину 150см. В машину такие посылки влезают с трудом, приходится ехать с открытой задней дверью, хоть у меня и универсал. На седане такие посылки без верхнего багажника не увезешь. За день работы , средний пробег 100- 120км. График работы 2/2, по 12.5 часов за смену. С наступлением зимы надо подогревать салон, когда ждешь заявку на доставку посылки. Расход бензина, из за этого увеличивается. Работа осуществляется через рабочий смартфон ZTE, по специальной почтовой программе. Смартфон выдают в головном ОПС кластера, на день работы, в конце смены его нужно сдавать на ОПС, а утром заезжать туда и получать с активированием рабочих программ. Поддержка осуществляется через чат в whatsapp. Езда по доставке, в основном, проходит по дворам, где много » лежачих полицейских», поэтому у авто быстро разваливается подвеска, требует замены аммортизаторов и стоек, пружин и опорных подшипников. Единственный плюс, штрафов пока за просрочку доставок нет. В других фирмах по доставке, если это еда, то нужна медкнижка. И за опоздания по доставке очень большие штрафы. С московскими реалиями, всегда большие вечерние пробки, отсутствие штрафов это большой +.
Не знаю ответят ли мне, но спрошу. Сколько платят курьеру за одну доставку? Хотя бы в среднем.
Вы не уточнили регион, сервис, пеший или курьер на личном автомобиле. От этого многое зависит.
Например, курьер Яндекс Еды получает 100 рублей за одну доставку. Но там сложная схема расчета, в среднем выходит 150-300 рублей в час, зависит от количества заказов.
Курьер Деливери получает 120 рублей за доставку одного заказа (надбавка за километр 20р) и 100 рублей за час работы.
В Самокате Москва сейчас оплата – 222 рублей в час, даже если нет заказов.
Чтобы узнать оплату в вашем регионе — заполняйте заявку, вам перезвонят, всё уточните (составьте список вопросов заранее).
Лучше искать фирму по доставке, где платят оклад. А на сделке, в среднем платят от 90р. до 250р. за одну доставку. С окладом, есть доставки, нет доставок, получаешь за день работы, иногда просто ждешь в машине, примерно 2500р. чистыми.
Здравствуйте! А не подскажете где лучше и выгоднее работать в Республике Башкортостан (город Стерлитамак, если точнее)? Рассматриваю «пеший курьер» или «велокурьер»? Какой заработок в среднем в Стерлитамаке у вело-курьеров «Яндекс» и «Самокат»? Благодарю, заранее!
Тренды рынка труда – какие профессии будут востребованы в 2022 году?
В прошлый вторник, 7 декабря, президент Владимир Путин объявил, что российское правительство выполнило одну из ключевых задач 2022 года – восстановление рынка труда в стране. Как сообщил глава государства, занятость в России достигла 72,3 млн человек, на аналогичном уровне она находилась во 2 половине 2019 года. Безработица сейчас составляет около 4%.
Однако пандемия коронавируса и ускоренная цифровизация несколько изменили тренды на рынке. В частности, многие профессии ушли в онлайн, а также обострилась нехватка рабочих рук.
Finam.RU рассказывает, какие профессии были самыми востребованными в 2022 году и какие тренды ждут рынок труда в 2022 году.
Новые профессии, онлайн и рост зарплат в России
Одним из главных трендов еще с прошлого года остается массовая цифровизация бизнеса, переход многих услуг и рост продаж в онлайн.
Мария Игнатова, руководитель Службы исследований hh.ru, отмечает, что во время 1 локдауна на hh.ru появилось больше резюме персональных стилистов/имиджмейкеров, онлайн-искусствоведов, ведущих вебинаров, специалистов по онлайн-коммуникациям, специалистов по работе с молодежью, продюсеров онлайн-курсов, онлайн-репетиторов, онлайн-гувернанток, онлайн-учителей начальных классов, онлайн-фитнес-тренеров и онлайн-нянь. Осенью 2022 года к этому списку добавились контролеры QR-кодов.
Объективно все перечисленные профессии не являются, по сути, новыми, а в их названии просто подчеркивается сфера применения и реализации функционала – онлайн, что, безусловно, требует определенного уровня развития цифровых навыков у работника.
По мнению эксперта, степень и скорость исчезновения ряда “новых” профессий напрямую зависит от сохранения ограничений, вызванных пандемией. Но в реальности многие профессии прочно закрепились в онлайне, поскольку на практике работа в таком формате продолжает оставаться востребованной, а эффективность ее исполнения как минимум не ниже, чем в офлайне. “Так, по прошествии 1,5 лет можно констатировать, что почти исчезли, пожалуй, только онлайн-фитнес-тренеры”, – говорит Игнатова.
По данным международной рекрутинговой компании Hays, в 2022 году 56% опрошенных компаний из России и стран СНГ заявили, что увеличили заработные платы сотрудников. При этом 97% работодателей не планируют сокращать их, а еще 60% компаний собираются увеличить зарплаты в 2022 году.
Самые востребованные профессии на российском рынке труда
По итогам 2022 года эксперты hh.ru проанализировали свыше миллиона вакансий, размещенных на сайте компании в течение этого года, и составили рейтинг самых востребованных профессий в России и в Москве.
В 3-ку лидеров по количеству вакансий вошли: водитель, менеджер по продажам и продавец в магазине.
Рэнкинг профессий по числу открытых вакансий в России за 2022 год (данные hh.ru):
Название профессии
Кол-во вакансий
Водитель (вкл. -экспедитор, такси и т.п.)
Менеджер по продажам
Продавец (вкл. -консультант, -кассир, и т.п.)
Менеджер по работе с клиентами
Кладовщик (вкл. -грузчик, -комплектовщик)
Повар (все уровни)
Администратор (не офиса)
Офис-менеджер, администратор офиса
Курьер (не водитель)
Мария Игнатова обращает внимание, что по сравнению с 2022 годом в распределении востребованных профессий на рынке труда в РФ текущего года произошли существенные изменения. Так, лидер этого года – профессия водителя – поднялась на 2 позиции, сместила на 2-е место менеджера по продажам, который возглавлял рэнкинг в течение нескольких последних лет.
Профессия инженера, которая занимала 2-е место в прошлом году, продемонстрировала самое существенное падение за год (на 13 пунктов) и оказалась на 15-м месте в 2022 году. Профессия продавца в магазине поднялась с 10-го на 2-е место. Впервые в списке оказались сразу несколько должностей – повар, администратор, кладовщик, разнорабочий, полицейский. Выбыли из топ-20 в 2022 году слесари и токари. В сфере медицины место врача по востребованности заняла медицинская сестра.
“Рэнкинг востребованных профессий 2022 года продемонстрировал определенный сдвиг в сторону онлайн-торговли, доставки и логистики, что отражает окончательно сформировавшуюся у населения за период пандемии привычку дистанционного потребления, а у бизнеса – дистанционного обслуживания клиентов. Именно сектор электронной коммерции в этом году существенно расширил группу массовых профессий, в которую ранее входили лишь кассиры, бухгалтеры, рабочий персонал”, – считает эксперт.
Самые востребованные профессии в российской ИT-сфере в 2022 году
Когда спрос на новую группу массовых профессий в сфере электронной коммерции и логистики в 2022 году несколько удовлетворится, то в будущем, по мнению Марии Игнатовой, профессии, связанные с ИТ, могут вновь вернутся в первую десятку по востребованности.
Сергей Загарский, ИТ-директор ФГ “ФИНАМ”, отмечает сильный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. По словам эксперта, это давно не новость, но проблема становится все более острой, и в 2022 году улучшений не предвидится. В последние 2 года ИТ-специалисты различного профиля стали еще более востребованными из-за массовой цифровизации бизнеса в условиях пандемии коронавируса, и спрос на квалифицированных сотрудников, способных справляться с актуальными задачами, только растет.
Кроме того, на рынок труда в ИТ-сфере влияет завершающийся массовый переход большинства таких компаний на удаленный формат работы. Если в 2022 году удаленный формат был необходимостью, то в 2022 году это стало одной из опций привлекательного работодателя, и в 2022 году эта тенденция сохранится.
В связи с переходом на “удаленку”, у многих компаний такой ресурс привлечения персонала, как регионы, стал более доступным, но и заметно менее дешевым, чем еще пару лет назад.
“Эти перемены сделали IT-рынок еще более глобальным, и в текущих реалиях нам приходится конкурировать за кандидата, например, из Екатеринбурга не только с крупнейшими российскими, но и зарубежными компаниями. Если говорить про наиболее востребованных ИТ-специалистов в 2022 году, то по-прежнему очень высокий спрос остается на разработчиков (особенно в сфере нативной разработки), на специалистов по автоматизации инженерных практик DevOps и обеспечению качества, на экспертов по машинному обучению”, – говорит Загарский.
В условиях высокой конкуренции многие компании, в том числе “ФИНАМ” делают акцент на привлечение молодых специалистов: работают со смыслами, предлагая кандидатам присоединиться к созданию наиболее интересных и актуальных для рынка продуктов, и обеспечивают возможность расти профессионально, в частности, благодаря работе в современных технологических стеках.
“За последний год по некоторым специализациям уровень зарплат ИТ-специалистов вырос в 2 раза. Безусловно, сектор переоценен, но такая ситуация сохранится пока на рынке будут работодатели, готовые поднимать планку заработной платы все выше и выше. Считаю, что на перспективу это плохая ситуация как для рынка, так и для самих специалистов, но сейчас это объективная реальность, в которой мы работаем”, – говорит Загарский.
Отток мигрантов усугубил дефицит рабочего персонала
В России не первых год говорят о нехватке рабочих рук, а пандемия коронавируса и спровоцированный ей отъезд из страны нескольких сот тысяч мигрантов, только усугубили дефицит кадров.
Как отмечает Игнатьева, сильнее всего пострадали отрасли, в которых существенную долю трудовых ресурсов традиционно составляют мигранты.
На рынке наблюдался острейший дефицит рабочего, строительного персонала, а также работников таких сфер, как транспорт и логистика, общепит и услуги населению.
По словам специалиста hh.ru, тренд на восстановление миграционного потока с целью трудоустройства, судя по резюме соискателей из стран Средней Азии, начал формироваться только в конце лета 2022 года. Однако спрос на рынке по-прежнему существенно превышает предложение.
“Дефицит персонала испытывают все эмигрантские отрасли, но самый сильный удар пришелся на HoReCa (гостинично-ресторанные услуги), которая все еще является высокорисковой для трудоустройства. С другой стороны, транспорт и логистика (прежде всего, такие профессии, как водитель такси и курьер) переориентировали на себя существенный объем оставшихся в России и вновь возвращающихся мигрантов из-за условий труда значительно более комфортных, чем в строительстве и рабочем персонале, в то время как доход практически не отличается, особенно в крупных мегаполисах.
Стоит отметить, что дефицит рабочего персонала был актуален на рынке труда задолго до пандемии, отток мигрантов и их переток в другие отрасли лишь его усугубил”, – отмечает Игнатова.
А что в других странах?
Согласно прогнозам аналитиков мировой рынок труда полностью восстановится только в 2023 году. Как сообщает Международная организация труда, безработица в мире сокращается быстрее, чем ожидалось, и в 2022 году она составит 6%.
В еврозоне страны отличаются как по уровню благосостояния, так и по уровню безработицы. Наиболее высокая она в Испании – 14,57% и в Греции – 13%.
В Европе, как прогнозирует аналитическое агентство Forrester, одним из основных трендов в 2022 году станет гибридная форма занятости, когда часть рабочего времени сотрудники будут трудиться в офисе, а другую часть – на “удаленке”. При этом хотят работать удаленно 49% работников, а готовы перейти на дистанционный формат только 32% работодателей. Кроме того, сократится и число рабочих командировок.
По итогам прошлого года в Европе наметился дефицит рабочей силы в строительстве, проектировании, разработке программного обеспечения и в здравоохранении, который продолжился и в 2022 году. Так, в ноябре в Германии было открыто более 1 млн вакансий.
В ноябре уровень безработицы в США находился на уровне 4,5%. Как отмечает инвестбанкир Евгений Коган, число открытых вакансий на американском рынке труда взлетело до 11,03 млн в октябре, что на 595 тысяч больше, чем месяцем ранее.
“Рост спроса на рабочую силу в сочетании с замедлением роста ее предложения – это риск повышения заработных плат. Рост зарплат – это потенциальный разгон долларовой инфляции”, – предупреждает эксперт.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Ставка на доставку: коронавирус увеличил спрос на курьеров
С распространением COVID-19 в России и ужесточением мер по его профилактике увеличился спрос на услуги доставки. По данным HeadHunter, заинтересованность работодателей в курьерах за месяц выросла почти на 40%. Заработная плата соискателей уже поднялась на 20% и, видимо, на этом не остановится, отметили в Superjob. Особое внимание рекрутеры уделяют потенциальным сотрудникам с личными велосипедами и самокатами: они успеют выполнить больше заказов, чем пешие курьеры.
Наполнил копилку
Распространение нового типа коронавируса привело к росту спроса на услуги доставки. По данным, предоставленным «Известиям» компанией HeadHunter, количество открытых вакансий курьеров за три недели марта, по сравнению с аналогичным периодом февраля, увеличилось на 38%. Ситуация с COVID-19 начала ухудшаться как раз в начале этого месяца. 2 марта оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России сообщил о россиянине, который привез в страну инфекцию из Италии, а уже 5 марта мэр Москвы Сергей Собянин ввел в столице режим повышенной готовности. Позднее его примеру последовали и другие регионы.
При этом количество резюме, созданных ищущими работу курьерами, с 1 по 18 марта на 11% меньше, чем за первые три недели февраля (4854 и 5469 соответственно).
Снижение количества откликов соискателей отмечает компания Superjob: ее основатель Алексей Захаров сообщил «Известиям», что в целом этот показатель упал на 20%.
— Сейчас повышенный спрос на курьеров и службы доставки, многие просто не успевают выполнять заказы и повышают цены на свои услуги. То же самое в сфере такси, где в пиковые часы цены подскочили на 50–70%, — сказал он. — Услуги доставки подорожали примерно на 20%, и в среднем курьер в Москве с учетом этого получает сейчас порядка 50 тыс. рублей. Если ситуация с распространением коронавируса станет ухудшаться, а меры — ужесточаться, эта цифра будет и дальше расти.
Заинтересованность работодателей прослеживается и по интересу к откликам соискателей.
— Рекрутеры начинают просматривать резюме сразу, как только приходит отклик, и приглашают каждого на собеседование. Раньше они ждали, пока накопится, например, десять откликов, и только тогда просматривали, — объясняет Алексей Захаров.
Кроме того, отметил эксперт, в текстах многих объявлений появилось требование личного транспорта: курьер на велосипеде или самокате успеет доставить больше заказов.
В бумажных пакетах
Сегодня большинство курьеров занято в сфере доставки готовой еды и продуктов. Часть столичных ресторанов намерены с 18 марта прекратить обслуживание клиентов в залах и полностью перейти на формат доставки еды. Об этом говорится в письме Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) премьер-министру России Михаилу Мишустину.
— Эпидемия повлияла на нас фатально. Люди всё меньше и меньше ходят в рестораны либо перестают ходить вовсе. Все понимают, что это паника. На самом деле в ресторанах достаточно безопасно: есть и бактерицидные лампы, и обработка антисептиками, — сказал «Известиям» вице-президент ФРиО Сергей Миронов.
Переход на доставку блюд, по его словам, процесс долгий и затратный.
— Например, в Москве 90% всей доставки приходится на пиццу, суши — у этих ресторанов давно имеются свои машины, операторы. Но, чтобы перейти на такой формат другим, потребуются полгода и большие инвестиции. Конечно, некоторые будут пытаться сделать это. То есть сейчас финансовые обороты могут нарастить те, кто и до сих пор работал в основном на доставку — предприятия фастфуд, фаст-кэжуал, — добавил эксперт.
Сергей Миронов заметил также, что контролировать состояние здоровья и защиту курьеров от инфекции должны агрегаторы.
В пресс-службе «Яндекс.Еды» «Известиям» сообщили, что за последние дни число заявок на подключение к сервису от ресторанов выросло почти в четыре раза.
— Мы приняли решение резко сократить время рассмотрения таких заявок. По ускоренной процедуре после предоставления всей необходимой информации ресторан сможет подключиться к платформе за сутки. В обычное время процедура занимает до семи дней, — отметил представитель сервиса.
Самые ходовые товары в «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке» сейчас — гигиена, бакалея и детское питание. Спрос на доставку из заведений общепита будет догонять их по росту в ближайшие недели, прогнозируют в пресс-службе.
В сети KFC «Известиям» сообщили, что рестораны продолжают работать в обычном режиме, но усилили меры безопасности: увеличена частота уборки и санобработки помещений. В целях сокращения контактов все заказы собираются в бумажные пакеты, даже если клиент собирается есть в зале. С каждым заказом бесплатно выдаются влажные салфетки, а по запросу на кассе можно получить санитайзер.
— В ближайшие дни мы завершим установку отдельных диспенсеров с санитайзерами во всех ресторанах сети, кроме зон фуд-кортов. При этом мы сделали всё возможное, чтобы сайт KFC.ru и партнеры по доставке, включая Delivery Club, были готовы к росту количества заказов, — сказал представитель сети. — Кроме того, введено обязательное измерение температуры тела у всех сотрудников, выходящих на смену, а также визуальный контроль их физического состояния.
Схожие меры приняты и в сети кофеен «Шоколадница». Там «Известиям» рассказали, что соблюдают необходимые меры безопасности (санобработка помещений, измерение температуры сотрудников), все заказы также начали выдавать в бумажных пакетах.
В китайском ресторане J.Z. Peking Duck «Известиям» сообщили, что работают в штатном режиме, соблюдая все необходимые меры безопасности.
В пресс-службе McDonald’s «Известиям» заявили, что сеть продолжит работу по всей России.
— У нас установлены бактерицидные лампы на кухнях, наши сотрудники работают в перчатках, мы дезинфицируем все поверхности, предлагаем гостям бесплатный антисептик, — сказали в McDonald’s.
До проходной
Сервисы доставки начали практиковать бесконтактный метод передачи заказов от курьера к клиенту.
— Курьер кладет заказ на термосумку и отходит на расстояние нескольких метров, пока клиент забирает его, — пояснили в пресс-службе «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки».
С 13 марта эта опция, по словам представителя KFC, доступна в сервисе Delivery Club. Правда, доставщик, который принес корреспонденту «Известий» еду из ресторана этой сети, хоть и держался на расстоянии вытянутой руки, но заказ передал лично. По его словам, с четверга или пятницы им обещали выдать маски.
Средства дезинфекции сотрудники «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» могут бесплатно получить в офисах своих курьерских служб, отметил представитель сервиса. Также запускается механизм контроля температуры сотрудников. Курьеры могут отказаться от доставки в инфекционные больницы, а в остальные медицинские учреждения доставляют только до проходной.
Бешеные зарплаты курьеров изменят бизнес по всей России. Мнение
Сейчас спрос на доставку и интернет-продажи растёт быстрее из-за сезонных праздников и ковидных ограничений. В результате на рынке уже успел сформироваться серьёзный дефицит курьеров, из-за которого маркетплейсы, онлайн-ретейл и рестораны рискуют не удовлетворить все запросы покупателей. Из-за дефицита кадров зарплата курьеров в России уже местами превышает 200 000 рублей в месяц. Почему работники из других сфер не оставят это без внимания, и что будет происходить на рынке труда в ближайшие годы?
Чтобы как-то решить проблему в логистике, компании поднимают зарплаты, стараясь найти исполнителей. Ещё в начале года СМИ сообщали, что курьеры в городах-миллионниках зарабатывают до 100 000 рублей в месяц, а в некоторых регионах России уровень зарплаты уже выше среднего.
По последним данным, когда спрос на доставку вырос за счёт сезонных факторов, курьеры на личных автомобилях получают до 200 000 рублей. Если раньше такие деньги зарабатывали люди, которые работали по 14 часов в день, то теперь это медиана.
Миграция работников неизбежна
Такие новые условия труда линейного персонала точно привлекут внимание кадров из других низкоквалифицированных профессий. Взять, например, строительство. В этой индустрии уже существует кадровый голод из-за оттока мигрантов, но спрос на курьеров только усугубит ситуацию.
Вместо того, чтобы таскать кирпичи по 12 часов в день, человек может доставлять пиццу тогда, когда он этого хочет. При этом получать он будет гораздо больше денег — зарплата в строительстве хоть и выросла, но всё ещё остаётся на уровне с курьерами. То же самое касается кассиров, мерчендайзеров и других линейных должностей, где не требуются специальные знания. Поэтому, скорее всего, нас ждёт дефицит кадров и в других областях.
Особенно это касается региональных компаний. Хотя в России активно идёт политика децентрализации, мы сталкиваемся с ситуацией, когда директор регионального завода может получать столько же, сколько курьер в Москве. Те, кому особенно нужны деньги, поедут в реальную или культурную столицы в перерывах между локдаунами.
С другой стороны, тренд на массовый поиск курьеров постепенно перейдёт в регионы. Е-grocery сильно растёт — например, «Сбермаркет» работает уже в 85 регионах, и главный сдерживающий фактор для дальнейшего роста — это количество людей. Соответственно после Москвы и Санкт-Петербурга будет спрос в условном Норильске. Поэтому со временем часть людей, которая уедет в столицу на заработки, сможет вернуться домой.
Уход «синих воротничков»
Главная опасность этих изменений в том, что за строителями и мелкими мастерами волна недовольства накроет «синих воротничков». Увидев объявление: «Ищем курьера, зарплата 100 000 рублей», офисный менеджер либо задумается: «А почему курьеры зарабатывают больше меня?», либо придёт с этим вопросом к начальнику. Сидеть в офисе, конечно, приятнее, чем ходить по улицам зимой, но если там платят больше, то можно и потерпеть.
Люди не привыкли к высоким зарплатам линейного персонала, которые так сильно выросли за два года. Одно дело, когда много денег получают программисты — зарплата фронтенд-разработчика в 250 000 рублей может быть оправдана, потому что это сложно и не каждому дано.
С курьером всё по-другому — это физический труд, доступный всем. Не нужно учиться 5 лет в вузе, не нужна специализированная литература или связи. Только возможность передвигаться.
В пандемию люди уже начали задавать себе вопросы — «а стоит ли эта работа моих сил и времени?». Так на западе появилось целое понятие — YOLO-экономика (You only live once). Это состояние, при котором люди стремятся максимально улучшить условия своей жизни, даже если ради этого придётся рискнуть стабильной работой. Ситуация с курьерами ещё больше толкает на изменения.
Для компаний сейчас самое время ответить на вопрос: «А что мы можем дать сотрудникам, чтобы они хотели с нами работать?». Как минимум это более высокие зарплаты, как максимум — опыт, условия работы, интересные проекты и этика. Последнее особенно касается поколения Z — по данным Deloitte Millennial Survey, современные сотрудники обращают внимание на то, как компании относятся к окружающей среде и политическим вопросам.
При этом агрегаторы уже понимают, что их ждёт жёсткая борьба за персонал, даже за линейный. Поэтому мы уже видим, как они улучшают условия труда. Например, Яндекс предоставляет курьерам больничные и страховку, а Delivery Club запускает образовательные гранты для курьеров вместе со Skillbox.
В будущем будет больше проектов, но уже от банков и других бизнесов. Бренды создадут лучшие условия труда для линейного персонала, параллельно зарабатывая на этом. Так постепенно изменится и отношение людей к профессии курьера, а вместе с ним уйдёт и негативное восприятие таксистов, клинеров и проч. Тогда люди окончательно поймут, что физический труд тоже нужно ценить, как и труд умственный.
Эксперт объяснила, почему зарплаты курьеров бьют рекорды в России
Рынок диктует спрос, и если вовремя его поймать, то можно неплохо заработать. Профессия курьера, так нелюбимая ранее «образованными людьми с дипломом», сейчас стала одной из самых популярных в том числе ввиду отсутствия альтернативы. Об этом в комментарии ФАН рассказала старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
Спрос на курьеров
По информации SuperJob, в декабре 2022 года в России спрос на курьеров вырос в 2,8 раза, а в январе 2022 года — уже в 4,8 раза. В Санкт-Петербурге существуют вакансии, где им готовы платить до 95 тысяч рублей в месяц. Сам же спрос в Северной столице на сотрудников доставки растет с начала пандемии коронавирусной инфекции, а найти их из-за морозов стало еще труднее.
SuperJob была составлена подборка самых дорогих вакансий февраля от транспортных и курьерских компаний, кадровых агентств, сервисов доставки. Потенциальные работодатели, как правило, предлагают сотрудникам свободный график, средства передвижения на выбор (на велосипеде, самокате, автомобиле и пешком).
Более того, зарплатный максимум курьерам предлагают даже не в столице. Так, если в Москве за доставку на собственном автомобиле готовы платить 100 тысяч рублей, то в Нижнем Новгороде, Волгограде, Екатеринбурге, Воронеже, Красноярске, Казани, Омске, Новосибирске, Челябинске, Самаре и Ростове-на-Дону — 110 тысяч.
В Петербурге зарплатный максимум несколько ниже, однако для отрасли непривычно высокий. Пеший курьер может получать 81–95 тысяч рублей, а курьер с личным авто — 70–75 тысяч.
Рынок диктует спрос
Как отметила Анна Бодрова, современные молодые люди, а это в основном категория 18–25 лет, отлично понимают, что зарабатывает сейчас тот, кто в тренде. Рынок диктует спрос, и если вовремя его поймать, то можно неплохо заработать. Профессия курьера, так нелюбимая ранее «образованными людьми с дипломом», сейчас стала одной из самых популярных в том числе ввиду отсутствия альтернативы — кто-то потерял работу, кто-то в доходах, кто-то более прозорливый видит в этом исключительно временный вариант поддержать на плаву семейный бюджет. К тому же общество начало менять свое представление о профессии курьера в положительную сторону, после того как попало в безоговорочную зависимость от доставок на дом.
«Вряд ли возможность зарабатывать на доставках или, скажем, на оказании косметических услуг, не требующих специального образования, — предел мечтаний молодежи. Но они значительно спокойнее относятся к амбициям, чем дети 80-90-х годов. Сомнительно, что в локальном оживлении рынка труда за счет сектора услуг будет серьезная поддержка экономике страны. Скорее это возможность для небольшого бизнеса не умереть без боя. А на вопрос о получении высшего образования как своеобразной гарантии «лучшей» жизни и более успешной карьеры и, как следствие, более прочного положения в обществе давно получен не самый позитивный ответ: для молодежи это не аксиома. Наличие высшего образования в современном российском обществе не гарантирует ровным счетом ничего», — пояснила собеседница ФАН.
К тому же, считает эксперт, нужно понимать, что тенденция эта временная и связана исключительно с пандемией. С введением ограничений в 2022 году граждане стали в 1,5–3 раза чаще делать покупки онлайн с доставкой: продукты, готовые блюда, товары первой необходимости, электроника и так далее. Кроме того, произошел серьезный отток трудовых мигрантов из Средней Азии. В Москве, например, их число снизилось на 40%.
«Поэтому на этом фоне резко выросло количество традиционных «мигрантских» вакансий, в число которых входят и курьеры. Безусловно, как только ограничения будут полностью сняты и граждане вернутся к привычному образу жизни, востребованность покупок с доставкой снизится примерно в два раза. Увеличится приток мигрантов из-за рубежа, которые вновь займут рабочие места, не требующие специального образования. Все это снизит востребованность курьеров, а также их зарплаты, которые вернутся примерно к уровням начала 2022 года», — заключила Анна Бодрова.
Лучшие профессии в эпидемию коронавируса
В связи с наступающей пандемией коронавируса мир столкнулся с новым вызовом – многие предприятия закрываются, работников отправляют домой. Но не надо отчаиваться, если вас уволили – выход есть!
Пока некоторые профессии становятся невостребованными, есть виды деятельности, которые будут перспективными в ближайшее время, а, возможно и годы – если эпидемия останется с нами надолго.
Какие профессии пострадают от пандемии COVID-19
Прежде всего, в странах, где вспышка болезни оказалась наиболее мощной, пострадали многие секторы экономики. Из-за карантина в первую очередь закрываются:
- Гостиницы
- Рестораны
- Ночные клубы
- Кафе
- Дискотеки
- Столовые
- Музеи
- Спортивные комплексы
- Выставочные центры
- Торговые центры
Самые пострадавшие от эпидемии сферы:
- Туризм
- Авиаперевозки
- Индустрия развлечений
- Автопром
- Строительный сектор
Как вы понимаете, работникам этих отраслей придётся туго в ближайшие месяцы, если не годы. Трудно будет заработать:
- Гидам
- Горничным
- Работникам музеев
- Летчикам (гражданская авиация)
- Барменам
- Диджеям
- Персоналу общепита, кафе и ресторанов
- Строительным специальностям
Какие профессии подстроились под пандемию коронавируса
Есть ряд специальностей, которым не страшна болезнь – это те профессии, которыми можно работать удалённо, из хоум-офиса, то есть из дома. Таких работников в самом начале вспышки перевели на работу из дома:
- Работники сферы IT
- Сотрудники операторов связи
- Учителя, преподаватели
- Банковские сотрудники
- Журналисты
- Менеджеры по продажам
- Страховые служащие
Основные сферы, которые отлично развиваются в пандемию:
- онлайн-ретейл
- телемедицина
- веб-разработка
Например, интернет-магазины в период кризиса показали резкий рост выручки. Даже супермаркеты внедрили услугу доставки, чтобы не отставать от тренда!
Самые востребованные профессии во времена коронавируса
Не все рабочие места оказались в зоне риска из-за пандемии COVID-19, есть и такие, которые стали жизненно важными. Если эпидемия продлится довольно долго, а такой прогноз не исключают специалисты ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), указывая, что на разработку и внедрение вакцины уйдёт ещё много времени, так вот, если ограничения, связанные с этим вирусом продлятся ещё год и более, то некоторые профессии станут самыми высокооплачиваемыми и выгодными, по сравнению с остальными.
Конечно, врачи – это самая важная категория работников в такое время, но с учётом длительности образовательного цикла (учиться надо от 6 лет и выше) переобучиться на медицинскую специальность в короткий срок невозможно.
Однако есть и такая работа, куда можно устроиться без образования, либо пройдя краткосрочные курсы.
Вот список потенциально привлекательных профессий в период коронавируса:
- Полицейский. Поскольку во времена карантинных мероприятий развлекательные организации закрываются, свободное передвижение людей может быть ограничено, следить за порядком должны работники правоохранительных органов, то их востребованность только возрастает, растёт и зарплата полиции.
- Военнослужащий. Во многих странах для патрулирования улиц, охраны общественного порядка и других мероприятий привлекают национальную гвардию, военные крайне важны в такие времена. Подробнее о повышении денежного довольствия военных читайте здесь.
- Продавец супермаркета. Из торговых предприятий в пандемию разрешают работать только супермаркетам, аптекам и АЗС, поэтому продавец, работник зала и другие сотрудники становятся на вес золота. Вы можете узнать, как устроиться в супермаркет сегодня.
- Провизор, фармацевт (аптечный персонал). Без аптек в эпоху борьбы с COVID-19 никуда не деться, поэтому специалисты этой сферы будут крайне нужны обществу.
- Дезинфектор. Этот профессионал отвечает за очистку поверхностей от потенциально опасных вирусов, а такую санитарную обработку уже рекомендуют проводить на транспорте, в магазинах и других местах скопления людей, человек, имеющий эту профессию крайне необходим экономике в такой период.
- Курьер. Ещё одна привлекательная профессия в период всплеска инфекции. Людям нельзя выходить на улицу и не все в состоянии купить себе продукты, поэтому работники доставки станут самыми важными и ожидаемыми. Хорошо об этой профессии написано в статье про лучшие сервисы доставки для курьера. Также востребованы будут услуги грузчика — в ситуации, когда люди массово пользуются доставкой товаров на дом погрузка и разгрузка дорожает в разы. Можно привести реальный пример — компания Амазон еженедельно набирает по 100 тысяч новых работников и ей всё равно не хватает людей — вал заказов!
- Таксист. Общественный транспорт во время карантина перестаёт работать и добраться можно будет только на такси – поэтому и таксисты останутся нужными. Например, работа в Яндекс такси, либо в Убер
- Водитель грузоперевозки. Доставлять грузы в пораженные пандемией районы, завозить еду, предметы первой необходимости, санитарную продукцию и медикаментозные препараты, будут преимущественно большегрузные автомобили.
- Работники коммунальных служб. Газ, вода, свет, интернет — эти ресурсы жизненно важны всем нам, особенно в период карантина, в первую очередь из-за повышенной нагрузки на ЖКХ. Поэтому работу будет относительно легко найти электрикам, сантехникам, газосварщикам, дворникам.
- Сотрудники систем жизнеобеспечения. Работники ТЭЦ, ГЭС, АЭС, операторы водоочистки, службы газоснабжения, электроснабжения относятся к сотрудникам предприятий первой необходимости и в такой кризис, как эпидемия, они нужны ещё сильнее.
Мастер проверяет счетчик электроснабжения
Вот ещё несколько статей про перспективные направления, если очень нужны деньги:
Если вы имеете опыт работы в сфере образования, вам можете подойти такой вариант: