Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)
- Двойное налогообложение в России
- Условия получения налоговых льгот в международных сделках
- Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
- Договоры об избежании двойного налогообложения
- Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
- Итоги
Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.
Двойное налогообложение в России
Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.
В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.
В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.
О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».
Условия получения налоговых льгот в международных сделках
Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.
В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.
Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.
В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.
Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:
- заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
- документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.
Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».
Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.
На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.
Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:
- О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.
Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.
В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.
Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».
- О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.
В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.
- О ежегодном предоставлении подтверждений.
В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.
- О проставлении апостиля.
В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).
Договоры об избежании двойного налогообложения
Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.
Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.
Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.
Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.
Иностранное государство — партнер по СДН
Дата подписания СДН
Дата вступления СДН в законную силу
Дата начала применения СДН в России
Дата начала применения СДН в стране-партнере
Бизнес не добился смягчения эффекта от разрыва налогового соглашения с Нидерландами
Когда в декабре прошлого года Минфин объявил о начале подготовки законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, для многих представителей российского бизнеса это стало ударом и грозило «катастрофой». Чтобы ее предотвратить, уже в апреле на площадке РСПП представители крупного бизнеса и профильные чиновники Минфина начали обсуждать, что делать, чтобы смягчить последствия разрыва для компаний.
В результате появился список предложений с изменениями в Налоговый кодекс, который премьеру Михаилу Мишустину направила X5 Group — компания зарегистрирована в Нидерландах и собрала «консолидированную» позицию бизнеса, сказали Forbes два участника переговоров со стороны бизнеса и собеседник Forbes из числа налоговых консультантов, знающий об этом от одного из участников обсуждений. Forbes изучил эти предложения.
X5 Group отказалась от комментариев, Forbes направил запрос в пресс-службу правительства, Минфина, РСПП и представителям премьер-министра Михаила Мишустина и первого вице-премьера Андрея Белоусова и ожидает ответа.
Россия начала переговоры с Нидерландами о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения, которое предполагало повышение до 15% налога на дивиденды и доходы, еще в 2022 году. К тому моменту России уже удалось договориться о налоговом повышении с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Но с Нидерландами переговоры провалились. В мае этого года представитель Минфина Нидерландов Ремко Раус говорил ТАСС, что Россия выдвигала слишком строгие требования по предоставлению преференций по налоговому соглашению, что негативно отразилось бы на нидерландских компаниях.
В итоге уже в мае президент Владимир Путин подписал закон о денонсации соглашения. Оно перестанет действовать с 1 января 2022 года. И компании, в структуре которых есть бизнес в Нидерландах, будут вынуждены платить налог сразу в двух странах, по отдельным статьям налоговая нагрузка для них может вырасти в разы.
Ставка налога на выплачиваемые в Нидерланды роялти вырастет с 0% до 20%, до 20% увеличатся и налоги с процентов по займам. Российские компании, которые получают от своих голландских компаний дивиденды, лишатся возможности не платить по ним налог и так далее.
Что предложил бизнес и что не понравилось чиновникам
Бизнес старался с помощью поправок в российский Налоговый кодекс сохранить для себя налоговую нагрузку, как если бы прежнее соглашение с Нидерландами оставалось в силе, или же добиться более низких налоговых ставок. К примеру, прописать в Налоговом кодексе норму о единой ставке 5% для выплат дивидендов в адрес иностранных холдингов, акции которых обращаются на бирже, а также сохранить такую ставку для компаний, зарегистрированных в стране, с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения. После денонсации соглашения эта ставка вырастет до 15% и больше, в зависимости от структуры компании.
Еще одно предложение — установить единую ставку налога 5% на проценты по займам от иностранных публичных компаний (в противном случае они вырастут до 20% и выше).
Еще бизнес попросил прописать в Налоговом кодексе льготы для еврооблигаций. Сейчас компании в зарубежных странах, с которыми есть соглашение об избежании двойного налогообложения, не платят налог с доходов, полученных по облигациям. От налога также освобождены проценты по заимствованиям от независимых кредиторов.
Но Минфин принял решение не поддерживать ни одно из предложений из списка, следует из письма министра финансов Антона Силуанова Путину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову. «Внесение изменений в Налоговой кодекс РФ считаем нецелесообразным», — написал Силуанов (копия от 6 сентября есть у Forbes).
Минфин пишет, что денонсация соглашения продиктована позицией Нидерландов в переговорах, которая имела «политические основания». Но дело не только в этом — сами предложения бизнеса, говорится в письме, противоречат одному из пунктов перечня поручений президента от 25 марта 2022 года — о требовании пересмотреть договоры России с другими странами об избежании двойного налогообложения, чтобы ставка налога в рамках этих соглашений была не менее 15%.
Неожиданный отказ
До сих пор Минфин шел навстречу бизнесу, в апреле, к примеру, заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил «Мы своих не бросим» в ответ на вопрос, как защитить российский бизнес в Нидерландах. «И даже первый вице-премьер Андрей Белоусов был не против компенсационных мер», — сказали Forbes два участника переговоров, и подтвердил консультант, знающий об этом от участника переговоров.
Минфин и профильные чиновники правительства изменили свою позицию по поводу предложений со стороны российского бизнеса «буквально за один день», сказал Forbes один из участников переговоров. «Диалог шел, я не был уверен, что одобрят все предложенные изменения в Налоговый кодекс, но мы рассчитывали, что очевидные вещи будут решены», — сказал еще один из участников переговоров бизнеса. Изменение позиции Минфина произошло «очень резко», добавляет он. С чем связан такой неожиданный, по мнению переговорщиков от бизнеса, отказ, никто из собеседников Forbes не знает.
Минфин в свою очередь выдвинул свои предложения по поддержке российского бизнеса после денонсации соглашения, сказал в конце августа замминистра финансов Алексей Сазанов. Но они касались «русских офшоров» — специальных административных районов в Калининграде и на острове Русский, поясняет источник Forbes, знакомый с предложениями. Речь шла о возможных льготах для компаний, которые решат перерегистрироваться в этих «русских офшорах», добавил источник. По словам собеседника Forbes в аппарате правительства, в кабмине еще нет окончательного решения о поддержке и о том, в какой форме она будет.
«Голландские налоговые ножницы»
У компаний, работающих в Нидерландах, может появиться еще одна проблема. Для бизнеса есть угроза и со стороны законодательства Нидерландов, где могут одобрить налог на нераспределенные дивиденды, говорит директор КПМГ по налоговому и юридическому консультированию Резида Валитова. Подобный документ внесли на рассмотрение парламента Нидерландов в июле 2022 года. Цель законопроекта — ввести дополнительный налог на дивиденды в случае, если при реорганизации компания переведет нераспределенные дивиденды в другую юрисдикцию, сказала она.
Пока неясно, может ли законопроект рассчитывать на парламентское большинство. Проблема актуальна, поскольку ряд российских групп [компаний] рассматривает возможность «переезда» из Нидерландов, говорит Валитова.
Законопроект подан оппозиционными партиями, его шансы на успех неочевидны, говорит Forbes партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. «В любом случае компании, которые решили остаться, вряд ли будут делать реструктуризации после 1 января 2022 года, скорее всего, они дождутся нового налогового соглашения. А те, кто уже реорганизуется, вряд ли будут затронуты этим обсуждаемым условным налогом на дивиденды», — считает он.
Соглашение об избежании двойного налогообложения с Германией в 2022 году
(с изменениями на 15 октября 2007 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Российская Федерация и Федеративная Республика Германия,
руководствуясь желанием заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение
Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.
Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение
1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, подлежащим уплате в соответствии с налоговым законодательством каждого из Договаривающихся Государств, независимо от способа их взимания.
2. Налогами на доходы и имущество считаются налоги, устанавливаемые на совокупный доход, совокупное имущество или на части дохода или имущества, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества.
3. К действующим в настоящее время налогам, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, в частности, относятся:
а) в Российской Федерации:
налог на прибыль предприятий и организаций;
подоходный налог с физических лиц;
налог на имущество предприятий и
налог на имущество физических лиц,
далее именуемые “российские налоги”;
b) в Федеративной Республике Германия:
налог с корпораций;
налог на имущество;
промысловый налог и
налоговая надбавка в поддержку солидарности,
далее именуемые “германские налоги”.
4. Настоящее Соглашение применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга по мере необходимости об изменениях в их налоговых законодательствах.
Статья 3
Общие определения
1. Для целей настоящего Соглашения, если иное не вытекает из контекста:
а) выражения “Договаривающееся Государство” и “другое Договаривающееся Государство” означают, в зависимости от контекста, Российскую Федерацию (Россию) или Федеративную Республику Германия, включая их территории, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы;
b) термин “лицо” означает физические лица, компании и любые другие объединения лиц;
c) термин “компания” означает юридические лица и любые другие образования, которые для целей налогообложения рассматриваются как корпоративные;
d) выражения “предприятие Договаривающегося Государства” и “предприятие другого Договаривающегося Государства” означают предпринимательскую деятельность, которую осуществляет резидент одного или соответственно другого Договаривающегося Государства;
e) выражение “международные морские и воздушные перевозки” означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;
f) выражение “компетентный орган” означает применительно к Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченный им орган, а применительно к Федеративной Республике Германия – Федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган.
2. При применении Договаривающимся Государством настоящего Соглашения любой не определенный в Соглашении термин, если из контекста не вытекает иное, имеет то значение, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, на которые распространяется действие настоящего Соглашения.
Статья 4
Резидент
1. Для целей настоящего Соглашения выражение “резидент Договаривающегося Государства” означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия. Указанное выражение не распространяется, однако, на лиц, которые подлежат налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении имущества, расположенного в этом Государстве.
2. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, действуют следующие положения:
а) лицо считается резидентом того Государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) в случае, если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором оно обычно проживает;
c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того Государства, гражданином которого оно является;
d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.
3. В случае, если согласно положениям пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.
Статья 5
Постоянное представительство
1. Для целей настоящего Соглашения выражение “постоянное представительство” означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
2. Выражение “постоянное представительство”, в частности, включает:
а) место управления;
f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.
3. Строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, следующие виды деятельности не рассматриваются как осуществляемые через постоянное представительство:
a) содержание объектов исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки изделий или товаров принадлежащих предприятию;
b) содержание запасов изделий и товаров, принадлежащих предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки;
c) содержание запасов изделий или товаров, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их обработки или переработки другим предприятием;
d) использование постоянного места предпринимательской деятельности для целей закупки для предприятия изделий или товаров или сбора информации для него;
e) использование постоянного места предпринимательской деятельности исключительно для целей осуществления для предприятия любых других видов деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
f) использование постоянного места предпринимательской деятельности исключительно для целей осуществления деятельности, перечисленной в подпунктах а) – e) настоящего пункта, при условии, что вытекающая из этого совокупная деятельность этого постоянного места имеет подготовительный или вспомогательный характер.
5. Если лицо, за исключением независимого агента, указанного в пункте 6 настоящей статьи, осуществляет деятельность для предприятия и имеет в Договаривающемся Государстве полномочия на заключение контрактов от имени этого предприятия и обычно осуществляет указанные полномочия в этом Государстве, то такое предприятие, несмотря на положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи, рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом Государстве в отношении любой деятельности, осуществляемой этим лицом в интересах предприятия, если только эта деятельность не ограничивается видами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, которые в случае их осуществления через постоянное место предпринимательской деятельности в соответствии с указанным пунктом не превращают данное место в постоянное представительство.
6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве лишь только потому, что оно осуществляет в нем свою деятельность через брокера, комиссионера либо другого независимого агента при условии, что такие лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
7. Тот факт, что компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства, контролирует компанию или контролируется компанией, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства или осуществляет в нем свою деятельность (либо через постоянное представительство, либо иным образом), сам по себе не означает, что одна из этих компаний превращается в постоянное представительство другой.
Статья 6
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доходы от сельского и лесного хозяйства), расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Выражение “недвижимое имущество” имеет то значение, которое оно имеет по законодательству того Договаривающегося Государства, в котором расположено данное имущество. Это выражение в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения земельного законодательства, узуфрукт недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Морские, речные и воздушные суда не считаются недвижимым имуществом.
3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к доходам от прямого использования недвижимого имущества, сдачи его внаем или в аренду, а также от использования недвижимого имущества в любой другой форме.
4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи также применяются к доходам от недвижимого имущества предприятия и к доходам от недвижимого имущества, используемого для осуществления деятельности по оказанию независимых личных услуг.
Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль предприятия Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет свою деятельность вышеуказанным образом, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая может быть отнесена к этому постоянному представительству.
2. В случае, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, то с учетом положений пункта 3 настоящей статьи в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно осуществляло такую же или аналогичную деятельность при таких же или аналогичных условиях, будучи самостоятельным предприятием и полностью независимым от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При исчислении прибыли постоянного представительства расходы, понесенные для нужд такого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, подлежат вычету независимо от того, возникли ли они в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, или где-либо в другом месте.
4. Если в Договаривающемся Государстве в исключительных случаях не представляется возможным определять прибыль, относящуюся к постоянному представительству, в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи, или если это связано с чрезмерными трудностями, то пункт 2 настоящей статьи не исключает возможности определять прибыль, относящуюся к постоянному представительству, посредством распределения общей суммы прибыли предприятия по его различным подразделениям; выбранный способ распределения прибыли должен, однако, соответствовать по своим результатам принципам настоящей статьи.
5. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству на основании лишь закупки им изделий или товаров для предприятия.
6. При применении положений предыдущих пунктов настоящей статьи прибыль, относящаяся к постоянному представительству, каждый год должна быть исчислена одним и тем же методом, если только не имеется достаточных причин для его изменения.
7. Если прибыль включает доходы, рассматриваемые в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих других статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.
Статья 8
Доходы от международных морских и воздушных перевозок
1. Доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве. Это положение применяется соответственно в отношении доходов от эксплуатации речных судов.
2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также в отношении доходов от использования, содержания или сдачи внаем контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для контейнерного транспорта), если такие использование, содержание или сдача внаем относятся к эксплуатации морских, речных или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках.
3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи также распространяются на доходы от участия в пуле, в совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.
Минфин предложил смягчить удар от разрыва налогового соглашения с Нидерландами
Минфин предложил правительству способ смягчить последствия разрыва соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами для бизнеса. Свои предложения ведомство направило в правительство. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов, передал корреспондент «Ведомостей».
«Все-таки для инвесторов, которые уже вложились в эти бизнесы, розничных инвесторов не должно происходить ухудшение условий. Мы готовы были на уровне российского налогового законодательства какие-то для них преференции сохранить. Но только для тех, кто исторически там находился с большой долей розничных инвесторов по аналогии с теми условиями, которые мы предусматривали при пересмотре соглашений с Кипром, Мальтой, Люксембургом», – сказал Сазанов.
Конкретное решение пока не принято. «Мы свои предложения направили, ждем реакции. Окончательное решение за правительством и администрацией президента», – добавил Сазанов.
Бизнес предлагал ранее предусмотреть 5%-ную ставку налога на дивиденды в пользу голландских публичных компаний.
На данном этапе заключать с Нидерландами новое налоговое соглашение после разрыва Минфин не планирует, уточнил Сазанов. «Мы направили Голландии вопросы, на каких условиях они готовы пойти на пересмотр СИДН. Позиция Минфина РФ об установлении ставки в 15% налога у источника в отношении процентов и дивидендов – с отдельными исключениям для публичных компаний с большой долей розничных инвесторов – остается неизменной и принципиальной», — резюмировал Сазанов. По его словам, Нидерланды пока не ответили.
В мае Россия разорвала налоговое соглашение с Нидерландами после отказа страны повысить ставки налога на дивиденды и проценты. Чтобы смягчить последствия от разрыва соглашения с Нидерландами, российский бизнес просил закрепить льготы в национальном законодательстве.
Предложение внести в НК поправки, предусматривающие льготы для международных компаний, аналогичные условиям кипрского соглашения, обсуждалось в Российском союзе промышленников и предпринимателей на заседании комитета по налоговой политике.
«Мы своих не бросим», – сообщал Сазанов журналистам, отвечая на вопрос, как защитить российский бизнес в Нидерландах. Замминистра добавил, что ряд условий, которые предусмотрены международным соглашением, можно было бы включить в НК.
Россия удалось договориться о повышении налогов с Кипром, Люксембургом и Мальтой. Стороны согласовали рост базовой ставки налога на дивиденды и проценты до 15%. Предусматриваются исключения, при которых ставка налога составит 5%.
В целом Минфин ожидает получить от пересмотра СИДН порядка 150 млрд руб. дополнительных доходов в год.
Правительство и Минфин заявляли о проработке возможности также пересмотреть налоговые соглашения со Щвейцарией, Сингапуром и Гонконгом.
В Нидерландах зарегистрированы головные компании «Яндекса», «Связного», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток») и других крупных представителей российского бизнеса.
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
- Подписка
- Реклама
- Справочник компаний
- Об издании
- Редакция
- Менеджмент
- Архив
-
Наши проекты
- Спорт
- Ведомости.Спб
- Город
- Экология
- Ведомости&
- Бизнес-регата
- Как потратить
- Конференции
- Недвижимость
- Форум
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2022 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2022 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2022 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2022 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Подоходный налог в Германии
Немецкие граждане и иностранцы, которые живут в Германии как резиденты страны, платят подоходный налог на немецкие и зарубежные доходы. Подоходный налог в Германии делится на два подвида: Lohnsteuer и Einkommensteuer. Lohnsteuer применяется к служащим и наёмным работникам. Einkommensteuer применяется к индивидуальным предпринимателям, фрилансерам, адвокатам, налоговым консультантам, врачам, если у них есть своя практика.
При расчёте суммы налога учитывается класс налогообложения, налоговые вычеты, взносы на социальное страхование, надбавка солидарности и церковный налог. Итоговые суммы могут корректироваться в конце года в связи с недоплатой или переплатой налогов.
Налог на доход в Германии
Налоговый резидент Германии платит подоходный налог на весь доход, независимо от того, в какой стране он получен. Иностранец, имеющий ВНЖ и проживающей более 183 дней в году в Германии автоматически становится налоговым резидентом страны. Нерезиденты платят налог только на доход, который получен в Германии.
Декларации наёмных работников отправляет в налоговую службу работодатель. Остальные налогоплательщики самостоятельно подают свои декларации онлайн.
В каких случаях нужно обязательно подавать налоговую декларацию:
- Работа не по найму;
- Доход получен из-за границы;
- Развод, при условии что налогоплательщик или его бывший(ая) супруг(а) вступили в повторный брак в этом же году;
- Получено социальное пособие: по беременности и родам, на ребёнка или по безработице;
- Для подачи заявки на налоговые вычеты;
- Налоговая отправила письмо с просьбой прислать декларацию.
В Германии налогоплательщики подают декларацию ежегодно в местную налоговую инспекцию. Узнать, в какое именно отделение инспекции нужно предоставлять информацию о своих налогах, можно в муниципалитете по месту регистрации.
Общая площадь 310 м² Площадь земли: 1 390 м²
Общая площадь 126 м² 3 спальни
Общая площадь 79 м² 2 спальни
Какие доходы не облагаются налогом?
Налоговые резиденты Германии не платят подоходный налог на ту часть дохода, которая не превышает необлагаемый минимум — 9 744 евро в год на одного и 18 816 евро в год для семейной пары (на 2022 год). Всё, что превышает эту сумму, облагается подоходным налогом.
Что облагается подоходным налогом?
- Работа по найму;
- Инвестиции и сбережения;
- Бизнес и самозанятость;
- Продажа или аренда недвижимости;
- Лицензионные платежи;
- Частные сделки, алименты или аннуитеты;
- Льготы и вознаграждения.
Дивиденды, получаемые из любой точки мира, облагаются немецким подоходным налогом в размере 25% плюс надбавка за солидарность — 5,5%. Стандартный налоговый вычет для резидентов составляет 800 евро в год — для одного плательщика и 1 600 евро в год — для пар.
Доход от аренды недвижимости облагается подоходным налогом, если не предусмотрено иного по договору об избежании двойного налогообложения. К подоходному налогу также добавляется надбавка за солидарность — 5,5% от аренды.
При продаже недвижимости, которая находилась в собственности менее 10 лет, оплачивается налог на прирост капитала.
Доходы, которые не облагаются налогом, но используются для определения его ставки:
- Пособие по безработице;
- Выплаты по беременности и родам;
- Доходы, облагаемые налогом в другой стране по соглашению об избежании двойного налогообложения.
Налоги в Германии с зарплаты
В трудовом договоре, который заключается между компанией и работником, фиксируется брутто-зарплата (Brutto), т.е. без учёта налогов и сборов. Из неё будут удерживаться налоги и социальные сборы, которые в Германии, как и в других странах Западной Европы, безусловно, высокие. Это особенно заметно при прогрессивной системе налогообложения, которой пользуются в стране. Нетто-зарплата (Netto) — деньги, которые работник получает на банковский счёт, с учётом всех вычетов окажется заметно меньше суммы, указанной в трудовом договоре.
Налоги и сборы с зарплаты в Германии
Подоходный налог (Einkommensteuer / Lohnsteuer) на заработную плату в Германии варьируется от 14 до 45%. При этом налог платится только от суммы, превышающей необлагаемый минимум — 9 744 евро в год на одного или 18 816 евро в год для семейной пары.
Налог на солидарность (Solidaritätszuschlag) составляет 5,5% от суммы подоходного налога. По новым правилам этот налог платят только лица с высоким доходом. Правительство страны с 2022 года отменило надбавку за солидарность почти для 90% наёмных работников. Налог был введён после объединения Германии в 1990 году для поддержки новых, менее развитых федеральных земель.
Церковный налог (Kirchensteuer) платят те налогоплательщики, которые состоят в церкви. В Баварии и Баден-Вюртемберге ставка налога равна 8% от суммы подоходного налога, в остальных федеральных землях — 9%. От уплаты этого налога можно отказаться, выйдя из церкви.
Медицинское страхование — 14,6%. Из оклада работника на эти цели удерживается 7,3%, ещё 7,3% платит работодатель.
Пенсионное страхование — 18,6%. Этот социальный сбор также делится пополам — работник платит 9,3% из своей зарплаты, работодатель — ещё 9,3%.
Страхование от безработицы — 2,4%. При этом работник платит 1,2% и работодатель также — 1,2%. От этого взноса освобождаются государственные служащие и военные.
Страхование на случай длительного ухода за больными — 3%. Страховку платят пополам работник и работодатель по 1,5%. Если работнику больше 23 лет и у него нет детей, то он вносит дополнительный сбор в размере 0,25%. Полис Pflegeversicherung должны получить все люди, постоянно живущие в Германии. Эта страховка позволяет оплачивать пребывание в доме престарелых.
Отчисления в эти четыре социальных фонда Германии составляют все вместе около 20%, которые удерживаются из зарплаты работника.
Шкала ставок подоходного налога в Германии
В Германии пользуются прогрессивной шкалой налога на доход. Это означает, что чем больше человек зарабатывает, тем выше налоговая ставка, которую он платит. Ставка налога варьируется в зависимости от уровня дохода от 14 до 45%. Однако максимальные ставки применяются не ко всей сумме, полученной за год, а к разнице между суммами, облагаемыми низкой ставкой и более высокой.
Шкала подоходного налога для резидентов Германии
Налоги с зарплаты в Германии в 2022 году: налоговые классы
Сотруднику, поступившему на работу в любую организацию Германии, оформляется карта зарплаты. Этот документ содержит сведения о налогах и о вычитаемых из дохода социальных выплатах. Налоги с зарплаты в Германии обычно удерживает работодатель. Собранные средства он ежемесячно переводит соответствующему финансовому ведомству.
- Налогообложение в Германии. Налоговые классы
- Какие есть налоги с зарплаты в Германии
- Взносы на социальное страхование
- Выплаты к зарплате в Германии, не облагаемые налогами и сборами
Налогообложение в Германии. Налоговые классы
В ФРГ применяется прогрессивная система начисления фискальных сборов: чем больше зарплата, тем больше ставка подоходного налога.
Налогообложение в Германии имеет еще одну особенность. Заключается она в зависимости налоговой базы от того, какой налоговый класс присвоен конкретному работнику. Благодаря этой характеристике на семейных трудоустроенных немцев распространяются послабления со стороны фискальной службы.
В первую очередь принадлежность к определенному налоговому классу позволяет некоторым категориям специалистов снизить размер ежемесячных отчислений из зарплаты в госбюджет.
Налоговые классы в Германии бывают шести видов. Перечень лиц, которым каждый из них присваивается, размещен в следующей таблице:
Какие есть налоги с зарплаты в Германии
Налоги и социальные сборы в ФРГ удерживаются с зарплаты-брутто, величина которой прописывается в трудовом соглашении. При этом работник ощущает довольно значительную финансовую нагрузку.
Узнать, какие налоги на зарплату в Германии для физических лиц действуют в середине 2022 года, можно, изучив следующую таблицу:
Некоторые моменты требуют пояснения. В частности, налог солидарности (на немецком – Solidaritätszuschlag) до 2022 года перестанут платить 90 % трудоустроенных граждан. Эти планы были озвучены представителями Федеральной Счетной палаты в мае 2022 года.
Подоходный налог в Германии с зарплаты рассчитывается по прогрессивной шкале:
- 0 % – при размере годового дохода от трудовой деятельности до 9 168 евро;
- 14 % – если официально трудоустроенный человек получил за год зарплату в диапазоне от 9 168 до 13 966 евро;
- 24 % – для получающих от 13 966 до 54 949 евро в год;
- 42 % – при сумме брутто-зарплаты от 54 949 до 250 532 евро;
- 45 % – когда человек получает в год более 250 532 евро.
Есть важный нюанс. Более высокая ставка применяется к разнице между суммой полученных гражданином денежных средств и максимальным значением ближайшей предыдущей градации доходов. Например, если оклад составляет 2 000 евро/мес. (24 000 евро/год), 24 % будут удерживаться из разницы:
24 000 – 13 966 = 10 034 евро.
В пересчете на месяц налогообложению подлежит 836,17 евро. Запомним эту величину – она нам еще пригодится.
Налоги в Германии для иностранцев подлежат начислению, если граждане других государств проживают в стране более 183 дней и получают стабильную зарплату.
Взносы на социальное страхование
Помимо налогов каждый немецкий работник платит и социальные сборы. Перечень направлений и ставки указаны ниже:
- Медицинское страхование – 14,6%;
- Пенсионное страхование. Перечисляется 18,6 % от зарплаты.
- Страхование на случай потребности в уходе (pflegeversicherung – нем.). Размер взносов равен 3,05 % дохода от трудовой деятельности.
- Страхование от безработицы – 2,5 %
Страховые платежи проводятся гражданином и работодателем в равных долях. То есть, например, объем их выплат по медицинскому страхованию составляет по 7,3 %.
Выплаты к зарплате в Германии, не облагаемые налогами и сборами
Работодатель в ФРГ наделен правом выплачивать сотрудникам пособия и премии к отпуску либо празднику. При этом налогообложению не подлежит помощь, полученная в виде:
- денежных средств, предназначенных для обеспечения ухода за малолетним ребенком или проживающим в семье инвалидом;
- оплаты проезда до места трудоустройства и обратно;
- оплаты участия в оздоровительных мероприятиях или занятий в фитнес-секциях.
Приведем пример, как рассчитывается зарплата в Германии с вычетом налогов. Для конкретики за основу взят оклад в 2 000 евро/мес. Напоминаем, что в данном случае база налогообложения составляет 836,17 евро.
Удержания Сумма, € Подоходный налог 200,68 Церковный налог 75,25 Налог солидарности 20,9 Медстраховка 61,04 Взносы в пенсионный фонд 77,76 Страхование pflegeversicherung 12,54 Страхование от безработицы 10,45 Выполнив простые арифметические операции, получим, что при должностном окладе 2 000 евро зарплата-нетто составит 1 541,38 евро.
Сегодня в сети по запросу “налоговый калькулятор Германия” можно найти удобный онлайн-сервис. Воспользовавшись им, можно быстро определить размер своего «чистого» ежемесячного дохода от трудовой деятельности в ФРГ.
Какие зарплаты в Германии? Выясним кто и сколько получает до и после уплаты налогов
Автор: Дмитрий Константинович
Дата обновления: 30.10.2021
«В Германии выше уровень жизни», «в ФРГ больше зарплаты», «немецкие соц. гарантии лучше, чем в странах СНГ» и т.д. и т.п. Очень часто приходится слышать эти общие слова без каких-либо конкретных пояснений. Очень часто подобные высказывания можно заменить банальным «хорошо там, где нас нет». Но так ли это на самом деле?
Так! В ФРГ действительно высокий уровень жизнь.
Однако в данном материале мы не собираемся обходиться бессмысленными разглагольствованиями, а дадим конкретные цифры, характеризующие этот уровень. Поговорим о немецких доходах: минимальных, средних, отраслевых и пр.
Относительность расчетов
До перехода непосредственно к цифрам, предупредим об относительности значений. Минимальные параметры брутто в час – это единственная точно установленная законодательством цифра. Все остальное, включая налоги, количество рабочих часов, уровень зарплат по профессиям и регионам, конвертация в другие валюты и т.д. величины переменчивые.
Минимальная оплата труда
Величина минимальной оплаты труда была установлена в Германии только в 2015 году (Mindestlohngesetz vom 11). Это ставка брутто в евро за час работы (брутто – величина оплаты до вычета налогов).
Интересно, что до введения жесткой минимальной ставки, более 4 млн. рабочих мест оплачивались ниже установленного уровня. То есть для большого числа работников, в т.ч. и иностранцев, принятие закона стало фактом повышения оплаты труда в Германии.
Изменения минимального заработка в 2015-2022 годах
Величина минимальной оплаты труда корректируется раз в 1-2 года. С 2015 года она изменялась несколько раз, и самые актуальные данные мы имеем на 2022 год. В целом величины таковы:
- 2015 год – 8,50 €.
- 2017 год – 8,84 €.
- 2019 год – 9,19 €.
- 2022 год – 9,35 €.
- 2022 год (с января) — 9,50 € .
Кроме этого, запланированы и будущие повышения:
- С 1 июля 2022 года – 9,60 евро.
- С 1 января 2022 года – 9,82 евро.
- С 1 июля 2022 года – 10,45 евро.
Напомним, что речь идет о ставке брутто за 1 час работы.
Минимальная заработная плата в месяц (брутто)
Такая величина более привычна выходцам из б.СССР, но в ФРГ она не зафиксирована законодательно. Мы может рассчитать ее примерные значения, подразумевая 20-дневный рабочий день по 8 часов каждый, т.е. 160 рабочих часов в месяц.
Курсы гривны и рубля взяты на январь 2022 года и могут иметь определенную волатильность (изменчивость цены) в дальнейшем.
Итак, минимальная оплата брутто в месяц на 2022 год составляет:
В евро 1 520 € В рублях 138 005 ₽ В гривнах 52 935 ₴ В белорусских рублях 4 837 бел.руб. Неплохие цифры, учитывая, что речь идет именно о минимальном размере оплаты. Однако немецкая налоговая нагрузка одна из самых высоких, и расчет сумм в нетто сократит эти суммы.
Сколько налог с зарплаты в Германии?
Было бы красиво, имей мы возможность заявить о конкретном проценте налогов в ФРГ. Вот вам сумма брутто, вычтите из нее налоги – получите нетто. Однако система налогообложения Германии еще и одна из самых сложных.
Основными сборами, которые выплачивает работник, являются:
- Подоходный налог – эта величина может изменяться от 14% до 45%.
- «Церковный налог» — выплачивается прихожанами некоторых конфессий, но при официальном выходе из прихода Kirchensteuer может не взиматься.
- Solidaritätszuschlag – это т.н. налог солидарности (около 5,5%), средства которого направлены на выравнивание разницы развития между Востоком и Западом страны. С января 2022 года он взимается только с тех, чей годовой доход брутто более 73 800 евро.
- Социальные выплаты: медицина, пенсионные фонды, безработица, потеря работоспособности.
Кроме того, что каждая из величин сама по себе переменчива, выплаты еще зависят от количества детей (подробнее о пособии по уходу за ребенком), географии проживания, налогового класса, величины брутто и т.д.
Пример налогов. Немец из западной части страны, имеющий одного ребенка и 3-ый класс налогообложения, будет получать:
Брутто Налоги и сборы Нетто 2 000 € 429,67 € 1 570,33 € 3 000 € 830,63 € 2 169,37 € Мы не ставим цель раскрыть все нюансы немецкого налогообложения в этом небольшом разделе, а хотим лишь показать ориентировочные разницы между брутто и нетто.
Минимальный размер з/п после уплаты налогов (нетто)
Для расчетов нетто среднемесячной минималки будем использовать вышеприведенные данные. Также посмотрим на данные Федерального ведомства по статистике, говорящие о том, что при полном рабочем дне доля нетто в зарплатах брутто составляет от 59% до 67%.
Минимальная зарплата в месяц в нетто (курсы на январь 2022 года):
Евро 958 € Рубли 86 979 ₽ Гривны 33 280 ₴ Белорусские рубли 3 050 бел.руб. Цифры стали менее красивыми, при учете дороги и проживания? Но ведь и речь пока идет только о минимальном размере. Давайте же посмотрим на средние показатели.
Какая средняя зарплата в Германии?
Чуть ниже мы обязательно разберем средние зарплаты по отраслям, но сначала посмотрим на усредненные значения по экономике вообще. Это даст представление о реальных доходах, в т.ч. и иностранцев, легально трудоустроенных в ФРГ.
Величина средней оплаты законами не фиксируется и является исключительно статистическим данными за прошедший период. Широко распространены сведения Федерального ведомства по статистике за 2017 год. Несмотря на пройденное время, цифры дают представление о порядке среднемесячных выплат.
Предоставим данные брутто и нетто, основываясь на приведенных ранее данных и методах расчетов.
Брутто:
Евро 3 771 € Рубли 342 381 ₽ Гривны 131 003 ₴ Нетто (из расчета 63% от брутто):
Евро 2 375,73 € Рубли 233 859 ₽ Гривны 89 479 ₴ Согласитесь, такие цифры выглядят более привлекательно, особенно если их сравнивать с украинскими реалиями.
Таблица зарплаты в Германии по профессиям
Различия средних зарплат по отраслям экономики довольно значительны. Однако и здесь существуют вариации оплаты в зависимости от размера предприятия, стажа работника, географии нахождения и множества других причин.
Мы снова будет использовать данные официальной статистики, в этот раз усредненные по профессиям. Зарплаты представим в евро (брутто), а годовые показатели будут получены путем умножения среднемесячных на 12.
Профессия Средняя за месяц, € Среднее в год, € Учитель 3 300 – 4 500 39 600 – 54 000 Инженер 4 100 – 5 600 49 200 – 67 200 Автомеханик 2 300 – 3 150 27 600 – 37 800 Дворник, уборщица 1 700 – 2 550 20 400 – 30 600 Сварщик 2 100 – 3 100 25 200 – 37 200 Врач 7 000 – 8 000 84 000 – 96 000 Стоматолог 3 600 – 4 400 43 200 – 52 800 Медсестра 2 800 – 3 000 33 600 – 36 000 Продавец 2 100 – 3 000 25 200 – 36 000 Водитель автобуса 2 200 – 3 000 26 400 – 36 000 Программист, дизайнер 4 000 – 4 500 48 000 – 54 000 Строитель 2 100 – 3 100 25 200 – 37 200 Шахтер 3 300 – 3 500 39 600 – 42 000 Полицейский 2 800 – 4 200 33 600 – 50 400 Пожарный 4 000 – 4 200 48 000 – 50 400 Повар 1 600 – 3 300 19 200 – 39 600 Грузчик 1 500 – 2 000 18 000 – 24 000 Электрик 2 500 – 2 900 30 000 – 34 800 Сантехник 1 600 – 2 100 19 200 – 25 200 Пределы средних значений зависят от сферы применения. Так, к примеру, в графе «учителя» содержатся данные и школьных преподавателей, и вузовских, а «инженер» включает в себя и технологов и механиков.
Какие самые высокооплачиваемые профессии?
Из таблицы выше наглядно видно, кто зарабатывает больше. Однако статистическое ведомство отдельно публикует и сферы рынка, в которых оплата труда максимальная (без указания конкретных цифр). К ним отнесены (от большего к меньшему):
- Банковское дело.
- Фармацевтика.
- Автомобильная промышленность.
- Телекоммуникации.
- Химия.
- Тяжелое машиностроение.
- Производство медицинского оборудования.
- Авиаперевозки, в т.ч. космическая отрасль.
- Страхование.
- Энергетическая сфера.
- Торговля.
- Государственные служащие.
- Сельхоз работы.
- Отрасль здоровья и соц. службы.
- Реклама.
- Туризм.
- Все типы образования.
- Ремесленники.
- Отели.
- Гастрономия.
Зависимость от федеральной земли и других факторов
Географическая разница в заработных платах в Германии пока не устранена. Восточные земли (бывшая ГДР) получают меньше, западные, соответственно, оплачиваются выше. Это связано и с уровнем развития экономики регионов, и с рядом других факторов.
К числу самых высокооплачиваемых регионов традиционно относятся Hessen, Bayern, Baden-Württemberg. Самые низкие зарплаты в Sachsen, Brandenburg, Thüringen, Sachsen-Anhalt и Mecklenburg-Vorpommern.
Есть и другие факторы, влияющие на то, кто и сколько получает в Германии. К примеру, размер предприятия – з/п на небольшой фирме может быть на 10% — 30% ниже, чем в крупном холдинге. Женщины получают за свой труд на 15% — 30% меньше мужчин.
Заключение
Оплата труда в ФРГ значительно выше, чем в странах СНГ и даже большинства европейских стран. О методах легального трудоустройства и возможности изменения законов мы уже рассказывали. Теперь вы знаете сколько можно заработать.
Соизмеряйте свои возможности, и принимайте решение только самостоятельно, без учета рекламных обещаний. Мы, со своей стороны, продолжим информировать читателей о нюансах жизни и работы в Германии и других странах.