Способы получения и приобретения гражданства РФ в 2022 году

Способы получения и приобретения гражданства РФ в 2022 году

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданство этих государств.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

(п. “б” в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. “г” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. “д” введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

(п. “ж” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

Читайте также:
Как получить гражданство РФ по браку в 2022 году: документы и сроки оформления

(п. “з” в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

(п. “к” введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

(п. “л” введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а” и “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без соблюдения условия, установленного пунктом “в” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанный гражданин или указанное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеет в этом браке общих детей.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:

а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” (далее – Федеральный закон “Об опеке и попечительстве”);

Читайте также:
Получение гражданства РФ в Крыму в 2022 году

г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 544-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства относятся к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.

(часть 8 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 544-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 134-ФЗ)

Получение гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021-2022 гг.

Заявление о получении гражданства РФ в упрощенном порядке рассматривается не в течение года, как в общем случае, а в трехмесячный срок. Такой возможностью при наличии предусмотренных законом оснований могут воспользоваться не только жители стран СНГ, но и граждане стран Дальнего Зарубежья. В статье приводится обзор оснований, дающих право на упрощенное оформление российского гражданства, с учетом их нюансов. Также рассматриваются типичные ситуации, при наличии которых подданные иностранных государств и лица без гражданства могут воспользоваться таким правом.

В каких случаях возможно получение гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021 году

Отечественное законодательство допускает получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Однако соответствующие ситуации должны быть прямо предусмотрены нормативными актами. Они перечислены в законе «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ, принятом 31 мая 2002 г.

Если иностранец или человек, не обладающий никаким гражданством, подпадает под одно из оснований приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке, он имеет все шансы на его оформление.

Теперь перейдем к рассмотрению каждого из этих оснований.

Получение гражданства РФ в упрощенном порядке жителями стран, ранее входивших в состав СССР

Речь идет о так называемой программе переселения соотечественников, действующей на государственном уровне. В соответствии с ней гражданство РФ в упрощенном порядке в 2021 году могут оформить лица, проживающие в прилегающих к нашей стране государствах, которые ранее являлись частью территории СССР. При этом экзамен, направленный на проверку уровня владения русским языком, им сдавать не требуется.

Получение гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021 году по данной схеме в различных субъектах РФ имеет свои нюансы. Проще всего стать полноправным россиянином, если планируется проживание в одном из регионов Дальнего Востока.

Лицам, подавшим заявление об участии в этой программе, можно не оформлять вид на жительство (ВНЖ). Они могут сразу после получения разрешения на временное проживание (РВП) предъявить заявление о получении гражданства РФ в упрощенном порядке.

Наиболее распространенные основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке гражданами иностранных государств и лицами, не имеющими никакого гражданства, проживающими в России на постоянной основе (если есть ВНЖ и оформлена регистрация).

Эти основания также закреплены в Законе № 62-ФЗ.

Гражданство РФ в упрощенном порядке намерено получить лицо, являющееся гражданином одной из республик, которые до 1991 г. находились в составе СССР

По состоянию на 2021 год к числу таких стран относятся:

  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Молдавия;
  • Казахстан.

Наличие у иностранного гражданина профессионального образования и необходимого стажа работы по специальности

В 2021 году получение гражданства РФ в упрощенном порядке возможно, если заявитель имеет профессиональное образование или достаточный опыт работы в соответствии со специальностью по диплому. Как правило, этот вариант выбирают деятели науки, а также специалисты различных отраслей.

Читайте также:
Документы для получения паспорта РФ в ДНР в 2022 году

Следует подчеркнуть, что получение гражданства РФ в упрощенном порядке по данному основанию возможно только в случаях, прописанных в нормативных актах РФ федерального уровня. Одного только факта наличия специального образования или стажа работы может быть недостаточно. Чтобы претендент не получил отказ в оформлении гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021 году, он должен соответствовать следующим критериям:

  • наличие диплома о получении профессионального образования;
  • образование должно быть получено в России после 1 июля 2002 года в высшем учебном заведении, имеющим аккредитацию в РФ;
  • лицо, заявляющее о намерении работать в России, должно подтвердить, что оно уже официально трудилось по той же специальности;
  • стаж предыдущей работы в соответствии с полученным образованием не может составлять менее 1 года.

Если все эти условия соблюдаются, проблем с получением гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021 году возникнуть не должно.

Наличие у иностранного гражданина определенной профессии

Данное основание подразумевает наличие у претендующего на получение российского паспорта лица вида на жительство и официального трудоустройства. Перечень профессий, при владении которыми заинтересованные лица могут по упрощенной схеме стать гражданами России, устанавливается Министерством труда. В него могут периодически вноситься изменения. Прежде всего в этот список включаются специальности, имеющие важное значение для нашей страны. В частности, таковыми профессиями являются:

  • врачи;
  • инженеры;
  • различные рабочие специальности.

Чтобы получить паспорт РФ по упрощенной схеме, нужно проработать в РФ по специальности как минимум 1 год.

Заявитель родился на территории РСФСР и ранее являлся гражданином СССР

В рассматриваемой ситуации иностранный гражданин вправе подавать заявление о вхождение в российское гражданство сразу после того, как им будет получен вид на жительство. Главное – доказать факт рождения и проживания на территории РСФСР.

У претендента на гражданство РФ есть ребенок, которому уже было присвоено российское гражданство

Еще одно основание получения гражданства РФ в упрощенном порядке – наличие у заинтересованного в этом лица ребенка, являющегося гражданином РФ. Оно может применяться даже в том случае, если ребенок уже стал совершеннолетним.

Если ребенку менее 18 лет, заявитель может легко оформить российское гражданство при наличии вступившего в законную силу судебного решения, согласно которому другой родитель:

  • считается пропавшим без вести;
  • был объявлен недееспособным лицом либо частично ограничен в дееспособности;
  • полностью теряет родительские права на ребенка или ограничивается в них.

Кроме этого, еще одним основанием является установление факта смерти другого родителя. Он должен подтверждаться соответствующим свидетельством.

Во всех перечисленных ситуациях другой родитель должен являться гражданином РФ.

А если ребенок является уже взрослым человеком и зарегистрирован в РФ на постоянной основе, также можно подавать заявление об упрощенном приобретении российского гражданства.

Супруг или супруга заявителя имеет российское гражданство

Для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке в 2021 году при наличии данного обстоятельства должны соблюдаться следующие условия:

  • официальное оформление брака;
  • длительность брачного союза – не менее 3 лет;
  • супруг, имеющий российское гражданство, непременно должен проживать на территории РФ.

Родители лица, которое намерено приобрести российское гражданство, являются гражданами РФ: эти лица должны постоянно проживать на территории нашей страны.

Оформление российского гражданства лицами с РВП или ВНЖ

Лица, являющиеся гражданами другого государства или не имеющие никакого гражданства, проживающие в России на постоянной или временной основе, могут подать заявление об упрощенном оформлении российского гражданства, если выполняются следующие условия:

  • заинтересованное лицо оформило брачные отношения с гражданином РФ;
  • супруг или супруга претендента на российское гражданство проживает в России;
  • у супругов есть общие дети.

При наличии данного основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке нет необходимости соблюдать требования закона о сроке проживания и наличии легального источника средств к существованию, прописанные в п. «а» и п. «в» ч. 1 ст.13 Закона № 62-ФЗ.

Оформление российского гражданства, если отсутствует ВНЖ или РВП

В особых ситуациях получение гражданства РФ в упрощенном порядке допускается, даже если у заявителя отсутствует РВП или ВНЖ. Но это скорее исключения из общего правила. Таким исключительным правом обладают:

  • постоянно проживающие в России участники Великой Отечественной войны, являющиеся гражданами государств, ранее являвшихся частью СССР;
  • признанные нетрудоспособными лицами мигранты из стран, входивших в состав СССР, если они пребывают на территории России с 2002 года.

Если у вас появились трудности с оформлением документов, то вам помогут квалифицированные юристы.

Welcome в россияне

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

Читайте также:
Гражданство РФ для носителей русского языка в 2022 году: как его получить, документы и образец написания заявления

“Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства”, – прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

С 24 июля произошли также следующие изменения – граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. “По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане”, – считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. “С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы”, – рассказала Валентина Казакова.

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним – приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост – в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев”, – напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. “Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты – вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы”, – пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки – не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон “О гражданстве”, которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей – граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей – граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство “по детям, проживающим на территории России”. “Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится”, – заключила Валентина Казакова.

Читайте также:
Как получить гражданство РФ по программе переселения соотечественников в 2022 году: необходимые документы и образец написания заявления

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Читайте также:
Получение гражданства РФ для белорусов в 2022 году в упрощенном порядке: документы и сроки оформления

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Читайте также:
Как получить гражданство РФ для ребенка гражданина Украины в 2022 году

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Способы получения и приобретения гражданства РФ в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указ Президента РФ от 1 июля 2021 г. № 385 “О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325”

1. Внести в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4571; 2004, № 1, ст. 16; 2006, № 45, ст. 4670; 2007, № 31, ст. 4020; 2009, № 34, ст. 4170; № 43, ст. 5049; 2011, № 43, ст. 6025; 2012, № 23, ст. 2991; № 38, ст. 5074; № 50, ст. 7016; № 53, ст. 7869; 2013, № 52, ст. 7146; 2014, № 32, ст. 4469; 2016, № 32, ст. 5098; 2017, № 37, ст. 5501; 2018, №41, ст. 6224; № 44, ст. 6713; 2019, № 38, ст. 5286; 2020, № 26, ст. 4085; № 30, ст. 4888; № 41, ст. 6390, 6395), следующие изменения:

Читайте также:
Как получить гражданство России гражданину Узбекистана в 2022 году: порядок получение и оформления

абзац первый изложить в следующей редакции:

“6. Оригиналы документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт и (или) вид на жительство), и других необходимых документов, представляемых заявителем, подлежат возврату. К заявлению приобщаются копии этих документов, соответствие которых оригиналам проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью полномочного органа.”;

абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:

“7. Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. Оригиналы перевода на русский язык указанных документов подлежат возврату. К заявлению приобщаются их копии, соответствие которых оригиналам проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью полномочного органа.”;

дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

“сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”;”;

абзацы девятый – четырнадцатый считать соответственно абзацами десятым – пятнадцатым;

г) абзац седьмой подпункта “г” пункта 14 изложить в следующей редакции:

“лицо, получившее после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляющее трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, – документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (документ о начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании либо о высшем профессиональном или о послевузовском профессиональном образовании), полученный до 1 сентября 2013 г. включительно, либо документ об образовании и о квалификации, полученный после 1 сентября 2013 г. (в том числе приложение к каждому из указанных документов), либо свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры), а также документы, подтверждающие осуществление такой трудовой деятельности в Российской Федерации: трудовую книжку (копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке работодателем), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, предоставленные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации;”;

д) абзац восьмой пункта 30 изложить в следующей редакции:

“рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами.”;

е) абзац первый пункта 36 1 изложить в следующей редакции:

“36 1 . Заявление о признании гражданином Российской Федерации и представленные вместе с ним документы после проверки должностным лицом территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации правильности их заполнения и оформления направляются руководителю (начальнику) этого территориального органа, либо лицу, исполняющему его обязанности, либо заместителю руководителя (начальника) этого территориального органа для принятия решения о приеме заявления к рассмотрению.”;

ж) в приложении № 1:

слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”;

абзац четвертый примечания 6 изложить в следующей редакции:

“При приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта “и” части второй статьи 14 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” указывается также профессия (специальность, должность) согласно перечню профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденному Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.”;

з) в приложении № 3 слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”;

и) в приложении № 4 слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”;

к) в приложении № 6 слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”;

л) в приложении № 7 слова “(подпись начальника, руководителя)” заменить словами “(подпись начальника, руководителя полномочного органа)”, слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”;

м) в приложении № 8 слово “Начальник” заменить словами “Руководитель (начальник), заместитель руководителя (начальника)”.

Читайте также:
Фиктивный брак для получения гражданства РФ: ответственность и штрафы в 2022 году

2. Признать утратившим силу подпункт 3 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. № 410 “О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 37, ст. 5501).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания, за исключением подпункта “г” пункта 1, который вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

1 июля 2021 года

Обзор документа

Скорректировано Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

К документам, прилагаемым к заявлению на получение гражданства, отнесен сертификат о владении русским языком, знании истории и основ законодательства России на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство. Это позволит не проходить дополнительное тестирование.

Вместо оригинальных переводов документов на иностранном языке разрешено подавать нотариально заверенные копии. При этом требование о нотариальном заверении копий прочих документов отменено.

Указанные поправки вступают в силу со дня подписания.

Получение российского гражданства: общий порядок

Как долго рассматриваются документы?

В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.

Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

  • иметь законный источник средств к существованию;
  • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
  • владеть русским языком;
  • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

Какие документы нужны?

Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • ВНЖ;
  • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
  • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июлявступаетв силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

  • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
  • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
  • получил политическое убежище на территории России;
  • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

И тогда понадобятся дополнительные документы:

  • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
  • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
  • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

А что для военнослужащих?

При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

Варианты получения гражданства РФ

  • Логотип ВКонтакте
  • Логотип Facebook
  • Логотип Twitter
  • Логотип Одноклассники
  • Логотип Telegram

Получить гражданство России можно в общем, можно в упрощенном или даже в особом порядке по решению Президента РФ

Мы много писали о получении российского гражданства, но каждую статью мы посвящали какому-то отдельному аспекту получения гражданства России. В этой статье мы попытаемся обобщить информацию и описать все существующие способы получения российского гражданства.

Общий порядок и упрощенный порядок, в чем разница

Варианты получения гражданства делятся на две большие группы – в общем порядке и по упрощенной схеме. Главное отличие этих групп – в сроках получения гражданства и в способе его получения. Если в общем порядке вопрос принятия в гражданство рассматривает президент РФ и занимает это около года, то в упрощенном порядке рассмотрением вопроса занимается Министерство внутренних дел. И занимает упрощенное получение гражданства от трех до шести месяцев.

Читайте также:
Подтверждение доходов для получения гражданства РФ в 2022 году:

Упрощенное получение гражданства – что это значит

Безусловно, многие иностранцы хотели бы получить российского гражданство по упрощенной схеме. Ведь кроме сокращения сроков рассмотрения вопроса о принятии в гражданство, при упрощенном порядке предусматривается также выдача гражданства без соблюдения обычных требований. Например, без получения вида на жительство. Мы писали об этом в статье “Гражданство после РВП”. Но чаще всего упрощенный порядок получения гражданства предполагает, что не нужно жить в России по виду на жительство в течение пяти лет перед подачей документов на гражданство. Но для того, чтобы получить гражданство по упрощенной схеме, нужно соответствовать одному из требований, о которых мы расскажем ниже.

Получение российского гражданства по рождению

  • Российское гражданство по рождению может получить ребенок, рожденный в России, если хотя бы один из его родителей – россиянин.
  • Рожденный за границей ребенок имеет право на гражданство России по рождению, если хотя бы один из его родителей – россиянин.

Примечание редакции: В некоторых случаях, рожденный за границей ребенок может получить иное гражданство, например, гражданство США. Даже если оба его родители – россияне.

Получение гражданства без ВНЖ, сразу после РВП

  • Участники программы по “Добровольному переселению соотечественников”.
  • Иностранцы, выходцы из стран бывшего СССР, служащие в российской армии по контракту не менее трех лет.
  • Иностранец, у которого есть супруг или супруга – российский гражданин, с которым в браке рождены дети.
  • Граждане ЛНР и ДНР.

Получение гражданства по упрощенной схеме после получения ВНЖ

При получении гражданства в упрощенном порядке после ВНЖ не потребуется ждать пять лет. Для того, чтобы претендовать на получение гражданства в упрощенном порядке после ВНЖ, могут претендовать иностранцы:

  • которые жили еще в СССР, на территории союзных республик, входивших в состав СССР, которые после распада Союза не получили гражданства в этих республиках;
  • которые родились на территории Российской Союзной Федеративной Союзной Республики и имели гражданство СССР;
  • которые не меньше трех лет женаты на россиянке или замужем за россиянином, проживающим на территории РФ;
  • у которых есть дееспособный ребенок старше 18 лет, являющихся гражданином России;
  • у которых есть ребенок – гражданин РФ, а другой родитель умер или признан пропавшим без вести;
  • у которых есть взрослый недееспособный по решению суда ребенок – гражданин РФ;
  • получившие после 2002 года профобразование по основным в учреждении, которое имеет государственную аккредитацию. И после окончания учебного заведение уже как минимум год работает на территории РФ по профессии;
  • если иностранец является индивидуальным предпринимателем, работает в России не менее трех лет и заплатил за это время не менее 1 млн налогов и сборов;
  • если иностранец не менее года работает в России по профессии, включенной в перечень профессий, утвержденный Министерством труда;
  • если иностранец инвестирует в российскую экономику, создал юридическое лицо с уставным капиталом не менее 100 миллионов рублей, при этом ему принадлежит не меньше 10 процентов от этого уставного капитала. Иностранец при этом должен работать не менее трех лет и сумма выплаченных налогов и сборов за весь этот период должна быть не меньше 6 миллионов рублей.
  • иностранец, у которого есть хотя бы один родитель – российский гражданин, постоянно проживающий в РФ;
  • иностранцы, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины;
  • иностранцы, которые признаны носителями русского языка;
  • иностранцы, которые являются ветеранами Великой Отечественной войны, были гражданами СССР и проживают на территории РФ.

Примечание редакции: Подробнее о получении вида на жительства РФ читайте в нашей Базе знаний в статье “Вид на жительство в РФ;.

Получение гражданства РФ в особом порядке по решению Президента РФ

7 марта 2020 года Владимир Путин утвердил Перечень поручений по изменениям, которые должны быть внесены в миграционное законодательство в целом, и в порядок получения гражданства в частности. Среди поручений – требование разработать три вида получения гражданства – общий, упрощенный и особый. Под особым порядком принятия в гражданство подразумевается принятие решения о приеме в российское гражданство лично президентом в исключительных случаях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: