С 1 октября минимальная пенсия по возрасту будет увеличена до 2000 леев
С 1 октября 2022 года размер минимальной пенсии по возрасту увеличится и составит 2000 леев, а все виды пенсий – пособия по социальному страхованию и государственные социальные пособия будут проиндексированы на 3,86%.
С такими предложениями выступили представители Министерства труда и социальной защиты, которые разработали проект решения по этому поводу и предлагают его для общественного обсуждения до принятия правительством.
Кику – о намерении правительства занять деньги для увеличения пенсий: «Бомба замедленного действия»
Таким образом, 1 апреля коэффициент индексации будет равен среднегодовому приросту индексов потребительских цен за последние 3 года, а 1 октября – уровню инфляции, зафиксированному в первом полугодии текущего года. Коэффициент индексации устанавливается правительством.
Также рассматриваемый проект предлагает индексацию с 1 октября этого года пособий по социальному страхованию и государственных социальных пособий на 3,86%, исходя из уровня инфляции, зарегистрированного в первой половине текущего года.
Авторы проекта отмечают, что, по данным Национального бюро статистики, уровень инфляции, зарегистрированный в первом полугодии 2022 года (июнь) по сравнению с декабрем 2022 года, составляет 3,86%.
«Дополнительно отметим, что целью ежегодной индексации является периодическое обновление размера пенсий государственного социального страхования, что является специфическим показателем в связи с его годовым, постоянным и обязательным характером. Индексации подлежат все категории пенсий, независимо от их вида, размера пенсии, а не в индивидуальном порядке», – говорится в проекте.
При этом с 1 октября 2022 года размер минимальной пенсии по возрасту составит 2000 леев. Согласно документу, «размер минимальной пенсии по старости устанавливается правительством, таким образом, разница между размером минимальной пенсии и размером исчисляемой пенсии будет выплачиваться из государственного бюджета».
«С учетом уровня инфляции, зафиксированного в первом полугодии текущего года, с 1 октября 2022 года она будет проиндексирована с коэффициентом индексации 3,86%:
все пенсии, установленные и пересчитанные в соответствии с Законом №156/1998 о государственной пенсионной системе;
пенсия за выслугу лет, установленная Законом №437/1990 о государственном пенсионном страховании в Республике Молдова и Постановлением Правительства №865/1992 о пенсии за выслугу лет в сфере образования и здравоохранения, которая выплачивается из средств бюджета государственного социального страхования;
пенсии государственных служащих, установленные Законом о государственной службе №443/1995;
пенсии таможенных служащих, установленные на основании Закона о службе в таможенных органах №1150/2000;
капитализированные периодические платежи, установленные Законом №123/1998 о капитализации периодических платежей:
ежемесячные выплаты, капитализированные бенефициарам, которые в результате несчастного случая на производстве получили травму или заболели профессиональным заболеванием по вине предприятия, без правопреемства, впоследствии ликвидированного;
ежемесячные выплаты, капитализированные бенефициарам, которые в результате несчастного случая на производстве получили травму или заболели профессиональным заболеванием на впоследствии ликвидированном предприятии;
пособие по инвалидности, установленное Законом «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №756/1999;
пенсии, установленные Законом №909/1992 о социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы;
ежемесячная денежная компенсация в обмен на питание и пищевые добавки, способствующие выведению радионуклидов из организма лиц, участвующих в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и ядерных экспериментов, ущерба от ионизирующего излучения и их последствий для гражданских или военных ядерных целей, определенная в соответствии с Законом №909/1992 о социальной защите граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. С 1 октября 2022 года данная денежная компенсация устанавливается в индексированном размере;
пенсии, установленные Законом о пенсионном страховании военнослужащих и лиц в составе командного состава и в войсках органов внутренних дел и Генерального инспектората карабинеров №1544/1993. С 1 октября 2022 года минимальный размер пенсий, установленный Законом №1544/1993 определяется в индексированной сумме;
компенсации потомкам медицинского персонала, скончавшегося в результате осуществления медицинской деятельности по борьбе с COVID-19, установленной Законом №127/2020;
пенсии, установленные Законом 544/1995 о статусе судьи.
С 1 октября 2022 года размер минимальной пенсии по возрасту составляет 2000 леев.
Размер минимальной пенсии по инвалидности составляет:
1) при тяжелой инвалидности – 1500 леев;
2) при выраженной инвалидности – 1400 леев;
3) при средней инвалидности – 1000 леев.
В законопроекте также указывается, что если размер пенсии, рассчитанной в соответствии с законом, ниже размера минимальной пенсии для соответствующей категории, разница между этими суммами покрывается за счет государственного бюджета.
Какой будет минимальная пенсия в 2022 году
В 2022 году минимальную пенсию планируют повысить в несколько этапов – с 1934 грн в начале года до 2093 грн. С октября 2022 года на пенсионные выплаты по возрасту смогут претендовать не только 75-летние и 80-летние старики, но и пенсионеры достигшие 70 лет (они получат 300 грн в месяц). В основном все повышения будут происходить за счет увеличения прожиточного минимума, минимальной зарплаты, стажа и инфляции. Важными изменениями станут выплаты чернобыльцам, которых в 2022 году не было.
Вот основные сроки повышения с разбивкой по месяцам :
- С 1 января по 30 июня 2022 года минимальная пенсия – 1934 грн, максимальная 19 340 грн (как десять “минималок”).
- С 1 июля по 30 ноября 2022 года минимальная – 2027 грн, максимальная – 20 270 грн.
- С 1 по 31 декабря минимальная и максимальная пенсия – 2093 грн и 20 930 грн соответственно.
Пенсия чернобыльцам. С января следующего года пенсионные выплаты пересчитают почти 40 тысячам чернобыльцев. Ежемесячная компенсация семьям вне зависимости от других доходов (зарплат и пенсий) должна выплачиваться следующим образом:
- от 6 тысяч гривен для 1 группы инвалидности
- 4800 гривен – для 2 группы инвалидности
- 3700 гривен для 3 группы и детей с инвалидностью
Таким образом общая пенсия инвалидов-чернобыльцев первой группы составит 16 080 грн вместо нынешних 12270 гривен, для второй – 12987 вместо 10 967 грн. Для третьей – 8917 вместо 8129 грн.
Кроме этого, с 1 января 60-летним женщинам, которые выходят на пенсию и рожденным ранее 1962 года повышают пенсию на 9%.
С марта пенсию перечислят за счет роста инфляции и средней зарплаты. Но рост процента индексации может быть не сильно ощутим для пенсионеров. Так, на средней пенсии размером в 3,6 тыс. грн индексация на 11% добавит 396 грн (такую прибавку в прошлом году получило больше 1/3 пенсионеров). Перерасчет на 14% увеличит пенсии на 504 гривны. Точный показатель индексации станет известен в феврале, накануне перерасчета.
Этот вид индексации коснется также ученых, госслужащих, военных и журналистов.
Пенсионеры от 80 лет получат 500 грн, а лица возрастом от 75 до 80 лет – 400 грн.
Одновременно с этим увеличат пенсию имеющим большой трудовой стаж. 80-летние будут получать минимум 2600 грн (если у женщины есть 20 лет стажа, а у мужчины – 25 лет), а пенсионеры в возрасте от 75 до 80 лет буду получать минимум 2500 грн.
С 1 апреля пересчитают пенсии работающим пенсионерам. Сюда подпадают те люди, которые с момента предыдущей индексации прибавили минимум 24 месяца страхового стажа. Индексации таких выплат индивидуальны, но перерасчет происходит по формуле:
Средняя зарплата умножается на коэффициент зарплаты конкретного пенсионера и умножается на коэффициент стажа. Даже если зарплата пенсионера не менялась, за счет увеличения стажа на 24 месяца в среднем пенсия может расти на 5% каждые 2 года.
С 1 июля пенсии поднимутся за счет поэтапного роста прожиточного минимума на 8,2%. Минимальная пенсия будет 2027 гривен вместо 1934 грн, а максимальная – 20 270 грн вместо 19 340 грн.
С 1 октября 70-летние пенсионеры начнут получать от государства доплаты в размере 300 грн. Это часть уже известной программы пенсионных доплат, которую ранее выплачивали тем, кто старше 75 лет. Впрочем, за счет того, что выплачивать дополнительные деньги пенсионерам начнут только с октября, это позволит сэкономить на выплатах за несколько месяцев.
В октябре минимальная пенсия составит 3 000 грн (для женщин, имеющих 30 лет стажа и мужчин с 35 годами стажа). За стаж от 20 до 30 лет для женщин и 25-35 лет для мужчин “минималка” будет равна 2500 грн.
С 1 декабря минимальные выплаты пенсионерам составят 2500 гривен (при наличии 30 лет стажа у женщин и 35 лет – у мужчин).
По словам главы Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, концептуально такое повышение пенсий в 2022 году мало меняется, а поскольку власти снова отказались привести прожиточный минимум к реальным показателям, реальная платежеспособность пенсий в следующем году снизится, даже несмотря на доплаты.
Как писала “Страна”, бюджет на 2022 год переписали основательно: выделили больше денег на дороги, кино и президентский университет, но меньше средств на социальную сферу. Размер расходов для Пенсионного фонда составил 531 млрд грн. На индексацию пенсий с марта выделили 28,2 млрд грн; доплаты к пенсиям военнослужащим составят 10,6 млрд грн, чернобыльцам – 2,5 миллиарда гривен, а на выплаты 75-80-летним пенсионерам запланировано 1,5 миллиарда гривен.
Также мы писали о том, что изменилось в жизни украинцев с декабря 2022 года. Так, с 1 декабря минимальная пенсия выросла с 1 854 гривен до 1 934 гривен (на 80 гривен).
В Молдавии вновь подняли пенсионный возраст
300 тысяч человек так и не успели воспользоваться прежним законом
Парламент Молдавии проголосовал за повышение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин или после 34 лет непрерывного стажа. Законопроект поддержали 53 депутата правящей партии «Действие и солидарность», в то время как оппозиция пыталась заблокировать трибуну. Впрочем, драма, развернувшаяся в парламенте, была похожа скорее на плохую театральную постановку, чем на оголенный нерв социального недовольства.
Решение о повышении пенсионного возраста было принято еще в 2016 году, всего за несколько дней до того, как президентом Молдавии стал лидер «Партии социалистов» Игорь Додон. Он же накануне выборов 2022 года попытался отменить повышение пенсионного возраста. Поправки должны были вступить в силу 1 января 2022 года. Если бы это произошло, то мужчины выходили бы на пенсию в 62 года, а женщины – в 57 лет. В молдавской оппозиции насчитали 300 тысяч человек, которые пострадали от нынешнего решения парламента о поднятии пенсионного возраста.
Впрочем, даже сейчас в 63 года пенсию начинают получать только мужчины, а женщины пока выходят на пенсию в 59,6 лет. «Слабый пол» окажется в одинаковом положении с мужчинами только в 2028 году, а до тех пор каждый год срок выхода на пенсию будет увеличиваться на 6 месяцев.
Кроме того, с 1 июля 2024 года можно будет выйти на пенсию при достижении трудового стажа в 34 года. То есть мужчина или женщина может начать беспрерывно работать в 20 лет, и тогда он сможет получить свою первую пенсию в 54 года. Правда, уход за ребенком-инвалидом или за ребенком в возрасте до 3 лет в трудовой стаж не включается. Зато пенсии будут индексироваться раз в год – прибавка будет привязана к коэффициентам инфляции и 50% реального экономического роста страны за предыдущий год.
В партии «Действие и солидарность» объясняют необходимость повышения пенсионного возраста тем, что в стране количество пенсионеров скоро сравняется с количество работающих людей. По статистике, в начале 2022 года в Молдавии проживали около 2,5 миллиона человек, на 10,5% меньше, чем в 2014 году. При этом на каждые 100 человек – 22,5 старше 60 лет. Соответственно, бюджет республики в ближайшие годы может перестать справляться со своими социальными обязательствами.
Игорь Додон, который отменил повышение пенсионного возраста перед своим уходом с президентского поста, не мог об этом не знать. По сути он попытался заложить бомбу под следующего президента республики Майю Санду.
«Санду обещала нам прекрасную жизнь, но посмотрите, какой подарок она нам приготовила на Новый год! Шесть из 10 мужчин в Молдавии не доживают до 62 лет! Она просто не хочет платить нам пенсии!», – кричал во время голосования за законопроект вице-спикер «социалист» Влад Батрынча.
«Когда Додон уходил, он принял много популистских решений. При этом он прекрасно понимал, что скоро ему предстоит потерять большинство в парламенте и эти законы будут отменены. Так оно и вышло, с частью разобрался Конституционный суд, с частью – новый парламент. Что касается пенсионной реформы, то Молдавия вынуждена пойти по тому же пути, что и многие страны мира, включая Россию. К сожалению, средний возраст в стране растет, и другого выхода у Молдавии нет», – заявил «МК» молдавский политолог Виталий Андриевский.
По словам эксперта, Додон рассчитывал, что, когда Санду начнет отменять его решения, ее популярность пойдет на спад, а его наоборот будет расти. Похожим образом события развивались в России, когда после повышения пенсионного возраста начала расти популярность КПРФ. Но надеждам экс-президента не суждено было сбыться. «В Бельцах, пророссийском городе, на выборах мэра недавно победил представитель Санду, а кандидат от Додона с треском провалился, заняв четвертое место. При этом очевидно, что дело не в «Партии социалистов», а в ее лидере Игоре Додоне, который уничтожает рейтинг своей организации. Избиратели понимают, что пророссийскость Додона связана с его бизнес-интересами, а не с интересами Молдавии», – подчеркнул Андриевский.
Минимальная пенсия в России и по регионам в 2022 году
По нормам действующего законодательства ежемесячное материальное обеспечение неработающего пенсионера не должно быть ниже прожиточного минимума. Поэтому величина ПМП, установленная в субъекте РФ, фактически является минимальной пенсией для всех неработающих пенсионеров, проживающих в данном регионе. Ежегодно с 1 января пересматриваются и устанавливаются новые значения ПМП, то есть изменяется и минимальная пенсия. При этом во всех субъектах РФ уже рассчитали и утвердили прожиточный минимум пенсионера на 2022 год.
В случае, когда у пенсионера общая сумма пенсии и других назначенных денежных выплат ниже минимального размера, устанавливается ежемесячная социальная доплата. Ее размер определяется как разница между региональным ПМП и ежемесячным доходом пенсионера. Стоит отметить, что с 1 января 2022 года назначение такой пенсионной доплаты происходит в автоматическом режиме, без необходимости подачи заявления.
Минимальная пенсия с 1 января 2022 года
Ежегодно региональные власти пересматривают величину прожиточного минимума для пенсионеров и устанавливают с 1 января новый норматив. Абсолютно все субъекты России уже установили значения ПМП, которые будут применяться с 1 января 2022 года. Напомним, что фактически эти суммы представляют собой минимальную пенсию в регионах.
Далее в таблице приведены значения прожиточного минимума, установленные на 2022 год в отношении пенсионеров. Для сравнения также указана величина ПМП, которая действует в регионе в 2022 году.
Таблица — Прожиточный минимум пенсионера в 2022 году по регионам
Субъект РФ | ПМП в рублях | |
---|---|---|
с 1 января 2022 | с 1 января 2022 | |
В целом по РФ в 2022 году- 10882 руб. | ||
Центральный федеральный округ (ЦФО) | ||
Белгородская обл. | 9141 | 8659 |
Брянская обл. | 10254 | 9860 |
Владимирская обл. | 10045 | 9800 |
Воронежская обл. | 9381 | 9020 |
Ивановская обл. | 10012 | 9521 |
Калужская обл. | 10252 | 10002 |
Костромская обл. | 9977 | 9734 |
Курская обл. | 9510 | 9144 |
Липецкая обл. | 9190 | 8811 |
город Москва | 14009 | 13496 |
Московская обл. | 12146 | 10648 |
Орловская обл. | 10120 | 8917 |
Рязанская обл. | 9646 | 9321 |
Смоленская обл. | 10027 | 9782 |
Тамбовская обл. | 9631 | 9396 |
Тверская обл. | 10122 | 9875 |
Тульская обл. | 10247 | 9997 |
Ярославская обл. | 9660 | 9231 |
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) | ||
Респ. Карелия | 13345 | 12783 |
Респ. Коми | 13340 | 12645 |
Архангельская обл. | 12624 | 12014 |
Вологодская обл. | 10630 | 10221 |
Калининградская обл. | 10637 | 10378 |
Ленинградская обл. | 10618 | 10359 |
Мурманская обл. | 16658 | 15066 |
Ненецкий автономный округ | 19873 | 19353 |
Новгородская обл. | 10348 | 10096 |
Псковская обл. | 10560 | 10113 |
г. Санкт-Петербург | 10688,10 | 9757,10 |
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) | ||
Респ. Дагестан | 9353 | 9020 |
Респ. Ингушетия | 9660 | 9020 |
Кабардино-Балкарская Респ. | 11085 | 10198 |
Карачаево-Черкесская Респ. | 9353 | 9020 |
Респ. Северная Осетия-Алания | 9340 | 9100 |
Чеченская Респ. | 10271 | 10020 |
Ставропольский край | 9249 | 8646 |
Южный федеральный округ (ЮФО) | ||
Респ. Адыгея | 8838 | 8540 |
Респ. Калмыкия | 10120 | 8973 |
Респ. Крым | 9969 | 9060 |
Астраханская обл. | 10006 | 9621 |
Волгоградская обл. | 10674 | 9020 |
Краснодарский край | 10170 | 9922 |
Ростовская обл. | 9743 | 9445 |
город Севастополь | 10277 | 9862 |
Приволжский федеральный округ (ПФО) | ||
Респ. Башкортостан | 9845 | 9605 |
Респ. Марий Эл | 9044 | 8719 |
Респ. Мордовия | 9372 | 9020 |
Респ. Татарстан | 9250 | 8423 |
Удмуртская Респ. | 9225 | 8917 |
Чувашская Респ. | 8736 | 8466 |
Кировская обл. | 9750 | 9348 |
Нижегородская обл. | 9660 | 9360 |
Оренбургская обл. | 9381 | 9020 |
Пензенская обл. | 9381 | 9020 |
Пермский край | 9858 | 9613 |
Самарская обл. | 9693 | 9320 |
Саратовская обл. | 8892 | 8566 |
Ульяновская обл. | 9527 | 9247 |
Уральский федеральный округ (УрФО) | ||
Курганская обл. | 9660 | 9248 |
Свердловская обл. | 9969 | 9521 |
Тюменская обл. | 10277 | 9958 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 14562 | 14044 |
Челябинская обл. | 10223 | 9794 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 15099 | 14033 |
Сибирский федеральный округ (СФО) | ||
Респ. Алтай | 9777 | 9539 |
Респ. Тыва | 10380 | 9485 |
Респ. Хакасия | 10483 | 9986 |
Алтайский край | 9956 | 9573 |
Иркутская обл. | 10894 | 10540 |
Кемеровская обл. | 9903 | 9147 |
Красноярский край | 11820 | 10963 |
Новосибирская обл. | 10987 | 10378 |
Омская обл. | 9420 | 8932 |
Томская обл. | 10770 | 10436 |
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) | ||
Респ. Бурятия | 11292 | 10372 |
Респ. Саха (Якутия) | 16334 | 15077 |
Амурская обл. | 12645 | 11272 |
Еврейская автономная обл. | 14445 | 13526 |
Забайкальский край | 12025 | 11256 |
Камчатский край | 19720 | 18148 |
Магаданская обл. | 18874 | 17560 |
Приморский край | 12950 | 12119 |
Сахалинская обл. | 14800 | 13604 |
Хабаровский край | 14509 | 13205 |
Чукотский автономный округ | 23432 | 19312 |
Социальная доплата к пенсии
Неработающим пенсионерам, у которых материальное обеспечение не достигает прожиточного минимума, положена социальная доплата до величины ПМП.
В зависимости от региона пенсионеру может быть назначена федеральная или региональная пенсионная доплата.
- Федеральную СД устанавливают в тех субъектах, где ПМП не превышает этот же показатель, установленный в целом по РФ. В 2022 году это регионы, где прожиточный минимум пенсионера ниже 10882 руб. Например:
- Кемеровская, Волгоградская, Курская, Липецкая, Рязанская области;
- Ставропольский край;
- Башкирия, Мордовия, Чувашия и так далее.
- Региональную СД назначают в регионах, где ПМП превышает общероссийский. В 2022 году это субъекты РФ, где прожиточный минимум пенсионера выше 10277 руб. В частности:
- Хабаровский край;
- Магаданская, Новосибирская, Архангельская, Московская области;
- ХМАО-Югра, Бурятия, Саха (Якутия) и так далее.
С 1 января 2022 года назначение социальной доплаты происходит в проактивном режиме. Это значит, что для ее получения больше не требуется подавать заявление в Пенсионный фонд и собирать какие-либо документы. То есть доплачивать недостающую до минимального размера пенсии сумму будут автоматически.
Новый размер минимальной пенсии с 1 января 2022 года по регионам – полный список
Хотя понятия “минимальная пенсия” в российском законодательстве нет, люди, которые ее получают, — есть. Но размер минимальных выплат отличается в разных субъектах РФ.
Прожиточный минимум пенсионера и социальная доплата к пенсии
В российском законодательстве нет закрепленного понятия “минимальная пенсия”. В теории существует социальная пенсия, размер который для всех един и регулируется государством. Но ведь и страховая пенсия у человека, который мало зарабатывал, может оказаться даже меньше этого, гарантированного государством размера. Но страховая пенсия построена на принципе — сколько заработал, столько и получаешь, который на практике выполняется не всегда. Если пенсия оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания, ему положена социальная доплата к пенсии до этого самого прожиточного минимума пенсионера. А прожиточный минимум чиновники определяют как сумму денег, необходимую человеку в месяц для нормальной жизни. При этом под нормальной жизнью понимается удовлетворение минимальных потребностей: скромного набора продуктов, оплаты коммунальных услуг, приобретения минимального комплекта одежды и обуви.
Про то, как и кем осуществляется эта социальная доплата и почему она плохо влияет на индексацию пенсии мы расскажем в следующий раз. А сейчас делаем простой вывод минимальная пенсия (хоть страховая, хоть социальная) равна прожиточному минимуму пенсионера. А так как он отличается в разных регионах РФ, так как условия жизни везде разные, то и минимальная пенсия тоже неодинакова для пенсионеров из Москвы, Магадана, Вологды и Симферополя.
Если у вас есть вопросы по льготам и оформлению инвалидности и доплатам в 1200 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии – для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам – 8 800 350 09 51. Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!
Какая минимальная пенсия будет в российских регионах с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года запланировано увеличение страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров на 5,9%. Но к изменению минимальной региональной пенсии эта индексация отношения не имеет. Размер минимальных пенсионных выплат изменится только там, где повышается прожиточный минимум пенсионера. А пересмотрели (или планируют пересмотреть) его далеко не везде. Вот несколько регионов, где он изменился с 1 января 2022 года:
в Москве (в столице две минимальных пенсии) — для москвичей, имеющих постоянную регистрацию в столице не менее 10 лет до 21 193 руб. и для остальных пенсионеров 14 009 руб.;
в Московской области — 12 146 руб.;
в Санкт-Петербурге — 10 688 руб.;
в Новосибирске и области — 10 987 руб.;
в Красноярском крае — 11 820 руб.;
в Ленинградской области — 10 618 руб.;
в Туле — 10247 руб.;
в Краснодарском крае — 10 170 руб.;
в Кемеровской области — 9 456 руб.;
в Крыму — 10 277 руб.;
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре — 14 562 руб.;
в Якутии — 16 334 руб.;
в Воронеже — 9 381 руб.;
в Дагестане — 9 353 руб.;
в Белгороде — 8 659 руб.;
в Алтайском крае — 9 573 руб.;
в Амурской области — 12 720 руб.;
в Архангельске —13 815 руб.;
в Астраханской области — 9 621 руб;
в Брянской области — 9 860 руб.;
во Владимире — 9 303 руб.;
в Волгограде — 9 020 руб.;
в Вологодской области —10 221 руб.;
в Еврейской автономной области — 13 526 руб.;
в Забайкальском крае —11 256 руб.;
в Ивановской области — 9 521 руб.;
в Иркутской области —10 540 руб.;
в Кабардино-Балкарии —9 679 руб.;
в Калининграде —10 378 руб.;
в Калужской области —10 002 руб.;
в Камчатском крае —18 148 руб.;
в Карачаево-Черкесской Республике — 8 444 руб.;
в Кировской области — 9 348 руб.;
в Костроме — 9 734 руб.;
в Курской области — 8 655 руб.;
в Липецке — 8 811 руб.;
в Магадане —17 560 руб.;
в Мурманске —15 452 руб.;
в Ненецком автономном округе —19 353 руб.;
в Нижегородской области — 9 360 руб.;
в Новгородской области — 9 447 руб.;
в Омской области — 8 932 руб.;
в Оренбурге — 9 020 руб.;
в Пензенской области — 7 953 руб.;
в Пермском крае — 8 914 руб.;
в Приморском крае —12 119 руб.;
в Пскове — 9 692 руб.;
в Республике Адыгея — 7 981 руб.;
в Бурятии —10 372 руб.;
в Ингушетии — 8 590 руб.;
в Калмыкии — 8 472 руб.;
в Карелии — 12 783 руб;
в Коми — 12 645 руб.;
в Марий Эл — 8 719 руб.;
в Мордовии — 9 020 руб.;
в Северной Осетии –Алании — 8 367 руб.;
в Татарстане — 8 423 руб.;
в Республике Тыва —9 034 руб.
в Рязанской области — 9 321 руб.;
в Самаре — 9 320 руб.;
в Сахалинской области —13 604 руб.;
в Свердловской области — 9 521 руб.;
в Севастополе — 9 862 руб.;
в Ставропольском крае — 8 646 руб.;
в Тамбове — 8 740 руб.;
в Твери —10 122 руб.;
в Томске — 9 815 руб.;
в Тюмени — 9 958 руб.;
в Удмуртии — 8 917 руб.;
в Челябинске — 9 794 руб.;
в Чеченской Республике — 9 196 руб.;
в Чувашии — 8 466 руб.
Обратите внимание, что изменилась методика определения прожиточного минимума. Теперь он отличается в разных регионах РФ. Еще недавно в большинстве действовал федеральный. Кроме того, в тех субъектах, где предусмотрен районный повышающий коэффициент, минимальная пенсия рассчитывается с его учетом.
От чего зависит размер пенсии в Молдове
![]() |
Фото: cnas.md |
Вопрос начисления пенсий в республике был до сих пор и остается сегодня достаточно болезненным. Как продвигается реформа пенсионной системы в Молдове, ждать ли нам увеличения пенсионного возраста в ближайшем будущем, почему в стране так и не заработали частные пенсионные фонды и когда молдавские пенсионеры будут довольны своей пенсией, – об этом в интервью Ирине Астаховой рассказала руководитель Национальной кассы социального страхования Мария Борта.
– Госпожа Борта, в середине апреля в Кишиневе состоялась международная конференция «Пенсионная реформа: международный опыт», на которой выступили представители 16 стран. Какие проблемы пенсионного обеспечения являются общими для этих государств?
– Действительно, несмотря на различия в экономическом развитии разных стран, у нас есть общие проблемы. Мир меняется, меняется демографическая ситуация, и это отражается на возможностях государства. Практически все страны мира сегодня вынуждены проводить реформы своих систем пенсионного обеспечения, даже такие развитые, как Швеция, Германия и др.
Конечно, это сложные преобразования, порой достаточно болезненные, потому что они касаются практически всего населения и затрагивают интересы всех граждан. Поэтому многие выступавшие на конференции говорили о том, что с проведением реформ следует «спешить медленно», их надо тщательно продумывать. Общие проблемы известны – это миграция, вызванная глобализацией мировой экономики, и старение населения. Эти проблемы касаются Молдовы и других европейских стран.
– Еще недавно некоторые эксперты говорили о том, что к 2050 году население Молдовы сократится на треть, в стране останутся одни старики. Какое у нас сегодня соотношение пенсионеров и работающих, и что Вы можете сказать о прогнозе на ближайшее будущее?
– Я не стала бы утверждать, что население будет уезжать из страны такими стремительными темпами. Человеческий фактор иногда непредсказуем. В первые годы независимости Молдовы люди массово уезжали, потом перестали, сейчас уезжают, но и возвращаются тоже!
Сегодня в Молдове 659 тысяч пенсионеров и около 800 тысяч работающих, то есть на одного пенсионера приходится примерно 1,2 работающих. Однако следует учесть, что не все работающие добросовестно перечисляют взносы в бюджет государственного социального страхования (бывший соцфонд). Поэтому можно сказать, что в этом смысле ситуация уже критическая.
В законах большинства стран есть положение, согласно которому, на помощь бюджету госсоцстраха может прийти госбюджет, если денег на выплату пенсий недостаточно. И в тех странах, где собираемость налогов высокая, дефицит социальных сборов не так сильно отражается на пенсионерах.
В частности, Россия сейчас готовит уже шестую пенсионную реформу. Там экспериментировали, но у них для этого были средства. Мы до сих пор наблюдаем за реформами, которые происходят в российской пенсионной системе, потому что опыт каждой страны, особенно тех стран, с которыми мы проходим схожие периоды развития, интересен.
Но на конференции специалисты России неожиданно заявили: надо брать пример с Молдовы, где проводят реформы медленно и обдуманно. И действительно, даже если пенсия в нашей стране невысокая, – она выдается стабильно, каждый год индексируется, даже в кризисные годы. В то же время в некоторых странах приостановили индексацию в связи с кризисом (Болгария, Латвия, Литва). В Литве даже сократили пенсию, и в этом году, через пять лет, начали понемногу ее восстанавливать.
– Но одно дело – сократить высокие пенсии на время и потом восстанавливать их, другое дело – стабильно выплачивать пенсии, которые намного ниже прожиточного уровня. Думаю, люди согласились бы с первым вариантом.
– Люди правы, когда говорят, что у многих из них пенсия низкая и им трудно жить на нее. Сегодня минимальная пенсия составляет в Молдове 79 процентов от прожиточного уровня. Когда начали реформу в 1998 году, она составляла всего 23 процента от прожиточного уровня.
Но в любой стране, в которой применяется классический вариант расчета пенсии, а сейчас он используется в большинстве государств мира, – размер пенсии зависит от страхового стажа пенсионера и его взносов на протяжении всей жизни. К сожалению, в нашей стране есть очень большая часть теневой экономики, когда зарплаты выдаются в конвертах.
– Однако даже люди, которые сейчас работают и платят все взносы, могут оказаться на грани выживания, так как работающих потом, когда они выйдут на пенсию, будет гораздо меньше, они будут платить меньше взносов, и выплачивать пенсию будет не из чего. Солидарный принцип формирования пенсионного фонда – когда пенсионеры получают пенсии за счет взносов работающих – не дает гарантии сегодняшним налогоплательщикам, что они будут получать адекватную пенсию. Когда-то очень много говорили о переходе от солидарной системы к накопительной. В начале этого года снова заговорили о реформе пенсионной системы. Это новая реформа или продолжение начатой в 1998 году? Предполагаются ли радикальные изменения?
– Радикальных изменений не будет и не может быть, так как у нас не завершена реформа, начатая в 1998 году. Реформа предусматривала, в том числе, повышение возраста выхода на пенсию, увеличение страхового стажа. В 2002 году было приостановлено повышение пенсионного возраста: в Молдове на пенсию сегодня выходят женщины в 57 лет, мужчины – в 62 года. На постсоветском пространстве есть страны, в которых на пенсию выходят в 55 и 60 лет, но есть и выше.
Однако, если бы удалось завершить реформу вовремя – возможно, сегодня у нас не было бы таких проблем. Потому что в последующие годы отмечен значительный рост количества пенсионеров, бюджет стал дефицитным, и были исчерпаны средства резервного фонда.
С теми же проблемами столкнулись и другие страны, однако во многих из них действуют более жесткие требования к работодателям. И даже участники конференции высказывались: о необходимости введения более жестких санкций, включая уголовную ответственность за неуплату взносов.
Но сказать это – мало, надо изменить законодательство и четко исполнять его. Например, есть страны, где органы социального страхования могут арестовать имущество, взять его в залог, передать документы в прокуратуру, а руководитель и бухгалтер предприятия могут даже быть привлечены к уголовной ответственности. И у них 100 процентов уплаты взносов. Лидеры в этом смысле Польша, Литва, Азербайджан.
Если говорить о Молдове, то собираемость взносов составляет 98 процентов от плана, но еще примерно 900 миллионов леев остаются в долгах. Следует напомнить, что в 2007 году была проведена налоговая амнистия, аннулировавшая без возмещения около миллиарда леев задолженностей в бюджете государственного социального страхования. Всего бюджет госсоцстраха составляет 12 миллиардов леев, в том числе пенсионный – примерно 8 миллиардов.
Сегодня мы продолжаем те реформы, которые были начаты в 1998 году. Постепенно увеличивается страховой стаж для мужчин, проводится унификация всех норм условий назначения пенсий, постепенно отказываемся от льгот. Передали на финансирование государственного бюджета единовременное пособие при рождении ребенка, путевок для ветеранов, отказались от финансирования детских лагерей (которыми занимаются другие структуры). Ни в одной из постсоветских стран этих льгот уже нет.
У нас пока сохранились лишь некоторые льготы по возрасту для госслужащих. В случае с пенсиями для депутатов парламента и членов правительства сделали первый шаг – теперь им пенсия начисляется в размере не 75 процентов от зарплаты, а 42 процента, как у всех остальных граждан. Для госслужащих также начали увеличивать возраст выхода на пенсию например, госслужащий мужчина 1956 года рождения теперь выйдет на пенсию не в 57 лет, а в 59 лет.
Часть реформы – создание государственного регистра индивидуального учета в Национальной кассе социального страхования. Теперь в базе НКСС есть данные обо всех перечислениях застрахованных лиц, начиная с 1999 года. Теоретически мы должны были уже в этом году – через 15 лет после запуска реформы – начать начисление всех пенсий только на основании данных регистра. Но пока этого не делаем, так как много наших крупных предприятий не передали нам информацию о перечислениях взносов для работников.
– Когда же это произойдет?
– В ближайшее время мы рассчитываем полностью перейти на расчет пенсий на основе регистра. Это удобно для пенсионеров. Даже сейчас на период с 1999 года мы не требуем никаких справок. Все есть в базе данных НКСС. И только если человеку существующая у нас информация не выгодна, он сам ее ищет. Потому что нередко получается так, что с 1999 года пенсия начисляется меньше, чем должна была бы быть, если судить по фактической зарплате, которую получал человек.
Однако в этих случаях чаще всего выясняется, что официальная зарплата на самом деле у человека гораздо меньше, чем фактическая. Многие люди получали ее по двум ведомостям: в одной только расписывались, а по данным другой начислялись взносы. И в итоге люди возмущаются: как же так, я же получал 7 тысяч леев, а у вас написано 3 тысячи?
У нас бытует мнение, что надо менять формулу расчета пенсии. Но формулу поменять нетрудно – только один коэффициент изменить – и пенсии станут больше. Но нам сразу эту прибавку нужно будет умножить на 650 тысяч пенсионеров, и иметь деньги в бюджете, чтобы их выдать.
– Но может быть полностью перейти на накопительную систему, а не солидарную? Чтобы человек платил взносы в пенсионные фонды на свой личный счет – и в итоге, выйдя на пенсию, получал то, что он заработал за свою жизнь, а не то, что ему собирают общими усилиями сегодняшние налогоплательщики?
– Я огорчу своим ответом. На конференции мы выслушали мнения представителей разных стран по этому поводу, в том числе тех, которые пытались создать накопительные пенсионные фонды. К примеру, в Казахстане было создано 16 пенсионных фондов, – в прошлом году все 16 перешли в государственный фонд.
Польша – передовик в этом вопросе – здесь первыми заработали накопительные пенсионные фонды параллельно с государственным. И человек выбирал, куда ему платить взносы. В дальнейшем в Польше уменьшились перечисления в эти фонды.
В России было много экспериментов, Румыния развивала пенсионные фонды почти одновременно с Польшей, однако в прошлом году вкладчики получили право вернуться в государственный фонд.
Государственная солидарная пенсионная система была основана Бисмарком – и до сих пор никто ничего лучше не придумал. Это, по сути, велосипед пенсионной системы. Проблема в том, что когда создается частный пенсионный фонд, у него появляются расходы на административный аппарат, логистику, другие расходы.
Сначала – после создания таких фондов, к примеру в Польше, – наблюдался бум, люди активно стали переводить свои взносы в частные фонды. А потом, в связи с экономическим кризисом, возникли проблемы исполнения обязательств перед вкладчиками негосударственных фондов. И люди страдают от этого. Потому что здесь, в пенсионной системе, вся жизнь человека.
Человек сегодня молод и богат, а потом не дай бог что-то случилось – и приходят к нам бывшие послы, творческие работники и другие известные люди, и пытаются получить пенсию побольше. Но в свое время они мало взносов перечисляли в пенсионный фонд, хотя и получали достаточно.
Или вот говорят, что известные артисты получают маленькую пенсию. Конечно маленькую, потому что официально они получали минимальную зарплату, а основные доходы – неофициально. И сегодня никто не хочет застраховать себя на большую сумму, а завтра эти люди придут к нам с просьбами и претензиями. Но не следует путать пенсию с социальной помощью. Потому что пенсия , заработанная за трудовую деятельность, напрямую зависит от стажа и размера перечисленных взносов.
– Будет ли в Молдове увеличен возраст выхода на пенсию в ближайшем будущем?
– Социально-экономическая и демографическая ситуация в стране приведет нас к необходимости продолжения реформ. Необходимо будет актуализировать некоторые параметры системы социального страхования в целом, и не исключено, что будет увеличиваться и пенсионный возраст.
– Как работающему человеку определить, какая у него будет пенсия? Есть ли единая формула расчета?
– У каждого человека своя трудовая биография. Сегодня она рассчитывается по формуле, в которой две части. Период с 1984 года по 1999 год – человек приносит справки с предыдущих работ, и компьютерная программа выбирает лучшие по зарплате 5 лет (60 месяцев) работы, по которым начисляется пенсия за весь этот период.
Вторая часть – период с 1999 года по настоящее время. В базе данных НКСС есть вся история этого человека, и справки ему уже не надо приносить. Но если с 2015 года нам удастся полностью перейти на расчет пенсий на основе регистра, то людям уже не нужно будет искать справки, пропавшие архивы. Это очень упростит оформление пенсии.
Сегодня средства для выплаты пенсий и других платежей социального страхования формируются из двух источников: взносов работодателей, которые начисляют 23% на фонд оплаты труда, – и взносов работников, из зарплаты которых удерживаются 6%.
Согласно Закону о государственной системе социального страхования, доля взносов, уплачиваемых работниками, должна вырасти и составить две трети от общего тарифа (от 29%). Однако в 2009 году процесс перераспределения доли взносов приостановился, так как партнеры социального диалога не достигли компромисса в вопросе дальнейшего перераспределения общего социального тарифа.
– Можно сказать, что за основу с 1999 года берется среднее арифметическое от зарплаты, которую получал человек за период до сегодняшнего дня, и от этого числа выделяется 42 пенсионных процента?
– Нет, так нельзя сказать, есть формула, которая учитывает инфляцию, стаж человека и другие коэффициенты. Также надо учесть, что процент индивидуального взноса вырос от одного до шести на протяжении этих лет.
– То есть, пенсионеры реально получают не 42 процента, а меньше?
– Да, в среднем получается примерно 38 процентов. Еще есть больничные, пособия для детей, санаторные путевки, декретные, сумма которых вычитается из расчетов.
– Как будет начисляться пенсия легальным и нелегальным гастарбайтерам?
– У любого гражданина есть возможность заключить индивидуальный контракт с Национальной кассой социального страхования. Согласно этому контракту он должен выплачивать определенный годовой тариф – раз в квартал – или единой годовой суммой. Даже есть возможность, если человеку не хватает 5-10 лет стажа, начиная с 1999 года застраховать себя на это срок. 5748 леев в год нужно заплатить для включения в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту. У каждого есть свои вопросы, которые можно задать нашим специалистам на сайте НКСС (www.cnas.md).
Республика Молдова подписала двухсторонние соглашения в области социального страхования на основании принципа пропорциональности с 10 странами – такими, как: Болгария, Португалия, Румыния, Люксембург, Эстония, Чехия, Австрия, Бельгия, Польша, Венгрия. Находясь в этих странах, наши граждане могут на месте уплатить взносы государственного социального страхования в социальный бюджет принимающей страны.
И в этом случае, при достижении пенсионного возраста, молдавские граждане получают право на пенсию за отработанный стаж на территории обоих государств. Пенсия назначается и выплачивается пропорционально годам, отработанным в этих странах. Пенсия будет ежемесячно (или ежеквартально в случае Болгарии и Эстонии) перечисляться на личный счет, открытый в одном из банковских учреждений по месту жительства заявителя.
Одновременно действуют соглашения, разработанные по принципу территориальности с Россией, Украиной, Белоруссией, Азербайджаном и Узбекистаном. В случае, если гражданин Молдовы уезжает на постоянное место жительства в одно из этих государств, мы подтверждаем страховой стаж (период уплаты взносов государственного социального страхования) реализованный на территории Молдовы, прекращаем выплату пенсии и высылаем пенсионное дело в адрес пенсионного фонда другого государства. Размер пенсии в данном случае исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого он переселился.
В заключение я хотела бы еще раз повторить, что пенсия каждого из нас зависит от стажа и перечислений за всю трудовую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы наши экономические агенты лучше понимали свою важную роль в дальнейшей жизни их работников и их самих. И если они будут перечислять вовремя все взносы и не таить зарплату по «черным» конвертам, тогда и экономика будет расти, и пенсии будут больше, и жизнь наладится к лучшему.
Правила въезда в Индию для россиян в 2022 году
Путешественников из России, которые прилетают регулярными рейсами, начнут принимать в Индии с 15 ноября.
Границы для туристов Индия открыла еще раньше — с 15 октября, но только для организованных групп, которые прибывают чартерными рейсами. Из России чартеры в Индию пока не летают, поэтому воспользоваться такой возможностью не получалось. А вот регулярное авиасообщение между странами налажено.
Правила въезда в Индию написаны противоречиво. Расскажу подробно о том, какие формальности нужно соблюсти для посещения страны и где оформить визу.
Где отдохнуть за рубежом в 2022 году?
Как получить визу в Индию
Путешественники могут оформить визу на 30 дней для однократного въезда в Индию. Сделать это можно двумя способами: оформить заявление на электронную визу либо подать документы в визовом центре.
О возобновлении выдачи виз — сайт Минздрава ИндииPDF, 39,2 КБ
Образец заявки на электронную визуPDF, 3,6 МБ
Заявку на электронную визу подают на сайте indianvisaonline.gov.in. Для этого нужно нажать кнопку For eVisa.
В анкете указывают паспортные и контактные данные — электронную почту, номер телефона, адрес проживания в России. А также сведения о родителях, о прошлой индийской визе, если была, и адрес проживания в Индии. Еще туриста просят рассказать о местах, которые он хочет посетить во время поездки. Также нужно загрузить свою фотографию и фото загранпаспорта.
Затем необходимо уплатить сбор — с банковской карты. Сейчас eVisa стоит 35 € ( 2476
Р ). Срок изготовления — от 3 до 5 дней.
Готовая eVisa придет на указанную туристом электронную почту. Ее нужно распечатать и предъявить в аэропорту по прилете — пограничник поставит штамп в паспорте.
В визовом центре Индии в России клиентам сообщают, что уже начали принимать документы на туристические визы, но для подачи необходимо предъявить авиабилеты туда и обратно с датой вылета после 15 ноября.
Образец заявления на подачу документов на визу в визовом центреPDF, 1,07 МБ
Чтобы подать заявку, на сайте indianvisaonline.gov.in нужно нажать кнопку For Regular/Paper visa. Затем заполнить анкету и распечатать ее на двух листах, вклеить цветную фотографию 3,5 × 4,5 см хорошего качества на белом фоне. Анкету следует подписать под фотографией и в конце второй страницы.
Анкета на бумажную визу для получения в визовом центре такая же , как и для eVisa. Единственное отличие — при заполнении необходимо выбрать офис. Российским туристам с пропиской в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской и Архангельской областях, а еще в Республике Карелия и Республике Коми в анкете на визу нужно выбрать консульство Индии в Санкт-Петербурге. Путешественникам с пропиской в других регионах — посольство Индии в Москве.
Помимо анкеты придется представить следующие документы:
- Паспорт со сроком действия не менее 6 месяцев со дня подачи заявления на визу. В нем должно быть минимум две чистые страницы на одном развороте.
- Цветную фотографию.
- Авиабилеты в Индию и обратно на даты после 15 ноября.
- Подтверждение бронирования гостиницы.
- Копию российского паспорта — первой страницы, информации о прописке и о ранее выданных заграничных паспортах.
- Копию заграничного паспорта — страницы с фотографией.
С пакетом документов нужно прийти в визовый центр Индии — в Санкт-Петербурге или Москве, в зависимости от того, какой офис был выбран туристом при заполнении анкеты. Адреса, время работы визовых центров, праздничные дни и другие подробности можно узнать по телефону +7 926 264-30-91 . Заранее записываться на встречу в визовом центре не нужно. Документы на визу принимают в порядке живой очереди.
Какие документы нужны для въезда в Индию во время пандемии
Все туристы перед поездкой должны сделать ПЦР-тест и заполнить анкету. Расскажу об этих документах подробнее.
ПЦР-тест делают в течение 72 часов до поездки. Его требуют даже у привитых туристов. Тест должен быть подлинный — обычно об этом свидетельствует подпись врача и печать медицинской организации, где было пройдено тестирование на коронавирус. За подделку туристу грозит уголовная ответственность. Детям до 5 лет ПЦР-тест сдавать не нужно.
Правила въезда иностранных туристов с 12 ноября 2022 годаPDF, 453 КБ
Сайт Минздрава Индии, где публикуют протоколы для путешественников
В ней нужно указать:
- Имя, фамилию, дату рождения, пол, национальность, номер рейса и места в самолете.
- Номер PNR — Passenger Name Record. Согласно международным правилам, код PNR состоит из 6 букв или цифр в разной комбинации. PNR дают при покупке авиабилета — после этого код можно найти в маршрутной квитанции или электронном билете. Если билет куплен через агента, то PNR можно посмотреть в личном кабинете на сайте агентства. По PNR можно проверяют бронь билета и все данные пассажира.
- Дату прибытия и страну, из которой прилетел турист.
- Город, в который турист прилетает в Индии, и адрес проживания во время поездки.
- Адрес электронной почты.
- Телефонные номера — основной и альтернативный, можно российские. Обычно второй номер просят для экстренной связи с туристом.
- Final Destination Pincode — почтовый код города, где вы будете жить в Индии. Его можно найти, забив в Гугл словосочетание destination pincode вместе с названием города и штата.
Еще в анкете нужно поставить галочки, если у вас есть кашель, температура и острый респираторный дистресс — тип дыхательной недостаточности, начало воспалительного процесса в легких. Среди симптомов чаще всего называют одышку, учащенное дыхание и синеватую кожу.
К анкете нужно прикрепить копию загранпаспорта, отрицательный результат ПЦР-теста в формате PDF и, если есть, сертификат о вакцинации в формате PDF. С момента полной вакцинации должно пройти 15 дней.
Анкету будут проверять перед посадкой в самолет и по прибытии в Индию.
Нужен ли сертификат о вакцинации для въезда в Индию
Сертификат о вакцинации не является обязательным требованием для въезда в Индию. Если он есть, туристы из стран категории A, к которым с 9 ноября относится и Россия, могут сразу по прилете покинуть аэропорт и свободно передвигаться по стране. Власти Индии требуют лишь самостоятельного контроля здоровья в течение 14 дней — отчитываться о самочувствии не нужно.
Список стран категории A — сайт Минздрава ИндииPDF, 423 КБ
В правилах въезда в Индию говорится, что можно представить сертификат о вакцинации одобренными ВОЗ вакцинами: Pfizer, Moderna, AstraZeneca, Johnson & Johnson, Sinopharm, Sinovac, Covaxin. А еще — национально признанными вакцинами. Из российских к ним относят «Спутник V».
Правила въезда для непривитых путешественников из России написаны неоднозначно. Так, на сайте аэропорта Дели сказано, что непривитые туристы старше 5 лет из стран группы A, куда входит Россия, сдают ПЦР-тест по прилете, проводят 7 дней на карантине, а на 8-й день снова сдают анализы. И если результат отрицательный — прекращают самоизоляцию, но должны еще неделю следить за своим здоровьем.
В другом разделе этого же сайта пишут, что пассажиров, которые прилетают из государств, не входящих в список «стран риска», свободно выпустят из аэропорта. Россия, напомним, в группу риска не входит.
Получается, что один раздел сайта противоречит другому.
В протоколе для путешественников, который опубликован на сайте Минздрава, тоже сказано, что туристам, которые приезжают в Индию не из стран группы риска, разрешат свободно покинуть аэропорт. Но им нужно будет в течение двух недель следить за состоянием своего здоровья.
Правила для международных приежзих — Минздрав ИндииPDF, 453 КБ
Но авторитетная индийская газета The Hindu и другие СМИ пишут, что от карантина освобождаются только полностью вакцинированные путешественники.
Автор Т—Ж обратилась в посольство Индии в Москве как турист без сертификата о вакцинации. Там сказали, что ее пустят в Индию без карантина. Как будут работать правила на практике — пока неизвестно.
Что еще нужно знать перед поездкой
Россия возобновила авиасообщение с Индией в январе 2022 года. Оперштаб по борьбе с коронавирусом разрешил перелеты в Дели и Гоа из Москвы и Петербурга.
На момент написания статьи билеты на прямые рейсы продаются лишь по маршруту Москва — Дели. Из Москвы в Гоа можно улететь с одной пересадкой — в Шардже, Дели или Дубае. Из Санкт-Петербурга в Дели — с пересадкой в Москве, Амстердаме, Дубае и других городах. Из Санкт-Петербурга в Гоа — с пересадкой в Дубае.
В Индию летают Air India, «Аэрофлот» и другие авиакомпании. На конец ноября стоимость билетов с багажом на одного — в районе 35 тысяч рублей за полет туда и обратно.
Ситуация с коронавирусом в Индии в ноябре 2022 спокойная. С начала сентября количество зарегистрированных случаев постоянно снижается. Сейчас это порядка 80 тысяч в неделю, что для такой густонаселенной страны очень мало. Для сравнения: в пиковые недели мая прирост заболевших был около 2,6—2,7 млн в неделю. Коэффициент заражения в Индии сейчас составляет 2,4, в России он равен 6.
В ноябре в Индии зафиксировали вспышку лихорадки Зика, которую переносят комары. СМИ со ссылкой на Минздрав сообщают, что в Уттар-Прадеше заболело около 90 человек.
Всем прибывающим в Индию местные власти рекомендуют загрузить приложение Aarogya Setu. В нем можно получить актуальную информацию о ситуации с коронавирусом в Индии и об ограничениях, связанных с распространением болезни.