Стоимость 1 литра бензина в Германии в 2022 году

Рост цен на бензин и дизель в Германии: немцы требуют помощи от государства

Горючее подорожало до рекордных отметок. Это связано с картельным сговором экспортеров нефти ОПЕК+ и политикой правительства ФРГ. Можно ли изменить ситуацию?

Франкфурт-на-Майне, 18 октября 2021. Цены на этой автозаправке выше чем в среднем по Германии

Цена дизельного горючего дважды за неделю побила в Германии предыдущий рекорд 2012 года. Никогда еще на немецких автозаправочных станциях литр не стоил в среднем 1,56 евро. Одновременно вплотную к историческим максимумам приблизилась средняя цена 95-го бензина. Литр марки Super E10 с 10% этанола достиг 1,67 евро, сообщил Общегерманский автомобильный клуб ADAC. Super E5 обходится дороже примерно на 3-5 евроцентов, нередко и больше.

ADAC о причинах дороговизны горючего в Германии

Таким образом, в Германии и в целом в Евросоюзе к газовому кризису и удорожанию электроэнергии прибавился теперь еще и скачок цен на автозаправках. Причем эта проблема сразу же ударила по кошелькам немцев, тогда как о дефиците природного газа и росте котировок на оптовом рынке электричества население ФРГ пока знает в основном из сообщений СМИ.

Ведь немецкие домохозяйства обычно получают электроэнергию по заключенным в различное время годовым или двухгодичным договорам, и пока те не истекут, тарифы не меняются. За газовое отопление жильцы ежемесячно переводят поставщику оговоренную сумму, и если расход увеличился или топливо выросло в цене, то доплачивают разницу по итогам календарного года. Так что “час расплаты” за подорожавшие тепло и свет наступит для большинства жителей ФРГ с временным лагом, через несколько месяцев, а вот на автозаправки многим приходится прямо сейчас заезжать по несколько раз в неделю.

Штаб-квартира ADAC в Мюнхене свидетельствует о финансовых возможностях и авторитете клуба

Среди причин произошедшего удорожания горючего в новейшем пресс-релизе ADAC выделяются три: высокие мировые цены на сырую нефть, снижение обменного курса евро к доллару и сезонно высокий спрос на дизельное топливо для отопления домов.

Однако в Германии дизельные резервуары в подвалах зданий заливают на зиму каждый год, так что это не может быть решающей причиной исторического рекорда. Курс евро к доллару, действительно, несколько снизился по сравнению с началом лета, но он был приблизительно на этом же уровне и осенью предпандемийного 2019 года. А вот цены на нефть реально сильно выросли – если не до исторических, то до многолетних максимумов. Американские сорта семь лет не стоили так дорого, как на этой неделе, европейский Brent не поднимался до отметки 86 долларов три года, а стабильно держался выше этого уровня до осени 2014 года.

ОПЕК+ сокращает предложение нефти на фоне роста спроса

Сопоставим эти факты с другой новостью последних дней. “Страны ОПЕК+ в сентябре перевыполнили план по сокращению нефтедобычи на 15%”, – сообщило агентство “Интерфакс” со ссылкой на источник, знакомый с отчетом организации.

Получается, что страны-экспортеры нефти из картеля ОПЕК вместе с Россией, Казахстаном и Азербайджаном не просто искусственно сдерживают поставки на мировой рынок, но даже дополнительно сокращают объемы добычи. Хотя президент РФ Владимир Путин это и отрицает, когда, выступая 21 октября в Сочи на заседании дискуссионного клуба “Валдай”, говорит, что “сегодня страны ОПЕК+ наращивают объемы добычи даже чуть больше, чем договорились это делать”.

Ключевые фигуры ОПЕК+: саудовский наследный принц бен Сальман и российский президент Путин

Причем перевыполнение плана по сокращению добычи происходит в условиях глобального роста спроса на энергию из-за начавшегося в большинстве стран экономического подъема и на фоне значительного роста цен на нефть, который дополнительно подогревается взрывным удорожанием другого энергоносителя – природного газа.

Так что одной из ключевых причин нынешней дороговизны горючего на АЗС Германии стало целенаправленное ограничение предложения нефти на мировом рынке. Им занимаются главным образом авторитарные арабские и постсоветские государства, заключившие сделку ОПЕК+, которая является типичным картельным сговором с целью манипулирования ценами.

В ФРГ не хотели и не хотят дешевой энергии

Однако немалую долю ответственности за дороговизну горючего в Германии несет и правительство ФРГ. Во-первых потому, что примерно две трети тех денег, которые автовладельцы платят на заправках, забирает себе государство. 64% розничной цены бензина, подсчитал ADAC, приходятся на налоги. Это, прежде всего, налог на энергию (Energiesteuer), заменивший в 2006 году налог на нефтепродукты (Mineralölsteuer) в ходе унификации налогового законодательства Евросоюза в сфере энергетики, а также НДС – налог на добавленную стоимость.

Во-вторых потому, что правительство ФРГ целенаправленно стремится сделать горючее для автомобилей и топливо для домов более дорогим. Это связано с уже традиционным немецким и, шире, европейским подходом к энергопотреблению, согласно которому энергоносители не должны быть слишком дешевыми, поскольку иначе не будет стимулов эффективно их использовать и более бережно относиться к природе при разработке их месторождений (которыми Европа не так уж богата).

В Америке с ее огромными расстояниями (и богатыми энергоресурсами) сформировалась иная философия: чем дешевле горючее, тем лучше, поскольку это стимулирует бизнес и потребление, а также мобильность населения. Поэтому в США долго куда меньше внимания уделяли энергосбережению и энергоэффективности, чем в ФРГ и ЕС.

Механизм сертификатов на выбросы CO2 повысил цены на 7-8 евроцентов

Поскольку всемирная борьба против изменения глобального климата и обязательства по Парижскому соглашению потребовали решительного снижения выбросов парниковых газов, парламент ФРГ принял в конце 2019 года разработанный правительством обширный пакет климатических мер, одной из которых стало введение с 1 января 2021 года сертификатов на выбросы CO2 (CO2-Abgabe) для компаний, продающих нефтепродукты и газ владельцам автомобилей и домов.

Читайте также:
Локдаун в Москве осенью с 28 октября по 7 ноября 2022 года

Берлин, сентябрь 2019. Правительство ФРГ объявляет о программе защиты климата до 2030 года

В результате автозаправки, как и планировалось, переложили эти дополнительные расходы на клиентов, и литр бензина подорожал в этом году на 7 евроцентов, а дизель на 8 центов, подсчитал ADAC. С 1 января 2022 года первоначальная цена тонны CO2 в 25 евро вырастет до 30 евро, из-за чего горючее вновь несколько подорожает, хотя и не так сильно. Однако до 2025 года намечено поэтапное увеличение цены тонны до 50 евро – и, соответственно, удвоение нынешнего размера сбора за выбросы углекислого газа до примерно 15 центов за литр бензина и примерно до 18 центов за дизель.

Таким образом, удорожание горючего и топлива в Германии является заявленной целью немецких властей и призвано побуждать население экономно расходовать ископаемые энергоносители, а также побыстрее пересаживаться на электромобили и обзаводиться более экономными отопительными системами. Причем разработали и приняли этот закон вовсе не “зеленые”, а консерваторы из партии Ангелы Меркель (Angela Merkel) и социал-демократы.

Однако партия “зеленых” вместе с либералами сейчас ведет переговоры с социал-демократами о формировании нового правительства ФРГ. Трудно представить себе, чтобы коалиция этих политических сил, обещавших избирателям непременно сосредоточиться на защите климата, тут же откажется от запущенного механизма CO2-сертификатов. Хотя цены на горючее оказались сейчас явно намного выше, чем планировалось и просчитывалось при его введении.

Население и бизнес Германии призывают временно снизить НДС на горючее

Так можно ли как-то изменить ситуацию? Согласно свежему онлайн-опросу социологического института Civey, оказания государственной поддержки населению из-за дороговизны бензина и дизеля требуют 73% процента жителей ФРГ (20% против), поддерживающие самые разные партии. Лишь среди сторонников “зеленых” голоса разделись почти поровну: 46% за финансовую помощь автомобилистам и 42% против.

Однако бросается в глаза, что как в публичных заявлениях различных общественных и предпринимательских организаций, так и в комментариях немецких СМИ практически не звучат призывы отказаться от механизма CO2-сертификатов. Такой отказ стал бы очень громким поражением в только начавшейся по-настоящему борьбе против изменения климата, которую большинство немецких избирателей, еще раз подчеркнем это, одобряет и ради которой даже готово нести дополнительные расходы. К тому же вырученные государством средства от продажи CO2-сертификатов должны, по идее, пойти на радикальное снижение цен на электричество.

Париж, 20 октября 2021. В столице Франции цены на горючее на 20-30 центов выше, чем в других регионах

Вместо этого чаще всего предлагается временно снизить НДС на горючее, составляющий 19%. Во второй половине 2020 года правительство ФРГ уже снижало на полгода этот налог на все товары и услуги в качестве антикризисной меры в разгар пандемии. По этому же пути сейчас пошли, к примеру, правительства Италии, Испании и Чехии, тогда как во Франции малообеспеченные домашние хозяйства получат по 100 евро. В качестве других возможных вариантов поддержки немецких автомобилистов предлагается: временно уменьшить налог на энергию, увеличить налоговые льготы тем, кто ездит на работу на автомобиле, или выплатить населению деньгами часть доходов от продажи CO2-сертификатов.

Однако Ангела Меркель вряд ли возьмется со своими министрами за принятие серьезных, принципиальных решений, касающихся налоговой, энергетической и тем самым климатической политики страны. Этим должно будет заняться уже новое правительство ФРГ, а оно приступит к работе не раньше первой недели декабря. Вполне возможно, что его первым серьезным испытанием станет именно решение проблемы дороговизны горючего.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Закрытие угольных электростанций

Правительство ФРГ решило к 2038 году прекратить использование в электроэнергетике угля – самого вредного для климата ископаемого энергоносителя. Уже в 2022 году общая мощность угольных электростанций сократится на четверть. Ускоренными темпами будут закрывать те, что работают на импортном каменном угле. За свертывание добычи бурого угля ряд регионов Германии получит многомиллиардные компенсации.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Развитие возобновляемой энергетики

К 2030 году 65% потребляемой в Германии электроэнергии должны производиться из возобновляемый источников (ВИЭ), прежде всего – с помощью ветра и солнца. На момент принятия программы в сентябре 2019 года этот показатель составлял около 43%. Среди мер стимулирования развития ВИЭ – повышение материальной заинтересованности местных органов власти в установке на своей территории ветрогенераторов.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Введение сертификатов на выбросы CO2

Тот, кто выбрасывает в атмосферу значительные объемы парниковых газов, должен за это платить. Таков смысл системы CO2-сертификатов, введенной в Европейском Союзе еще в 2005 году для промышленных предприятий. В Германии с 2021 года приобретать подобные сертификаты обязаны будут также компании, продающие потребителям различные виды топлива. В результате оно должно подорожать.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Повышение цен на топливо

Цена CO2-сертификатов, согласно правительственной программе, будет в 2021-25 годах планомерно расти. Это должно привести к постепенному удорожанию, в частности, бензина и дизельного топлива на заправочных станциях. Цель правительственной программы – подтолкнуть автомобилистов к более экономному расходованию нефтепродуктов и, в конечном счете, к переходу на экологичные виды транспорта.

Читайте также:
Индия открыла границы для россиян в декабре 2022 года: ограничения на въезд снимаются

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Стимулирование электромобильности

Правительство ФРГ расширило и продлило до 2025 года программу стимулирования покупки полностью электрических автомобилей и заряжаемых от розетки плагин-гибридов. Так, скидка на электромобили по цене до 40 тысяч евро увеличена с 4 до 6 тысяч евро, для более дорогих моделей она составляет 5 тысяч евро. Одновременно решено в 2020-21 годах установить 50 тысяч новых общедоступных станций зарядки.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Увеличение налога на авиабилеты

Выбросы от работы авиадвигателей весьма способствуют парниковому эффекту, поэтому правительство ФРГ стремится сократить число авиаперелетов, особенно внутри Германии и Европы. Один из пунктов программы защиты климата – повышение с 1 апреля 2020 года налога на авиабилеты. В частности, на 5,65 евро до 13,03 евро при вылете из аэропортов на территории Германии по внутриевропейским маршрутам.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Налоговые льготы железной дороге

Чем больше пассажиров предпочтут автомобилям, междугородним автобусам и самолетам электропоезда, тем лучше для климата, считает правительство ФРГ. Один из пунктов его программы – снижение НДС на железнодорожные билеты с 19% до льготных 7% с 1 января 2020 года и, в результате, их удешевление в поездах дальнего следования на 10%. Недополученные налоги казне компенсирует сбор с авиапассажиров.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Запрет дизельного отопления домов

Значительные выбросы CO2 возникают при обогреве зданий. Во многих немецких домах, прежде всего – индивидуальных, все еще действуют отопительные системы на мазуте или солярке, зачастую очень старые и малоэффективные. Государство готово взять на себя 40% расходов на их замену современными экологичными технологиями. А с 2026 года установка дизельных котлов будет вообще запрещена.

Защита климата в Германии: программа правительства до 2030 года

Поддержка энергосберегающего жилья

Чем больше в здании применяется энергосберегающих технологий, тем меньше энергии требуется для его отопления. Поэтому с 2020 года правительство Германии в рамках программы защиты климата будет предоставлять налоговые льготы всем домовладельцам за установку в окнах энергосберегающих стеклопакетов и за теплоизоляцию стен и крыши.

Стоимость бензина в Германии

Общее количество транспортных средств, зарегистрированных в Германии в 2021 г., составляет 63,7 млн, что на 1 млн больше, чем в предыдущем году. Количество легковых автомобилей увеличилось на 1,5%, и их насчитывается около 46,5 млн от всех ТС в этой стране. Автомобили Volkswagen остаются самым любимым брендом у немцев, занимая пятую часть всего авторынка. Практически каждая 10-я машина на дорогах Германии — Opel или Mercedes Benz. Две трети автомобилей в этой стране заправляются бензином, и одна треть — дизельным топливом. Интерес немцев к электрокарам значительно увеличился, если сравнивать с 2017 г. Продажи таких ТС выросли на 58% и составили 53,861 шт.

Цена на бензин в Германии в сентябре 2021 г. в среднем составляет 1,37 евро за литр, что на 29% выше средней стоимости бензина в мире (0,97 евро за литр). Цена на дизельное топливо тоже выше среднемировой на 27% и составляет 1,26 евро.

Средние цены на топливо в отдельных странах мира в январе 2019 г.

В Германии самое большое количество заправочных станций в Европе. Лидерами рынка являются Aral, Esso, Jet, Shell и Total, правда, в стране много частных заправок: каждая третья станция не принадлежит ни одному крупному бренду.

Большинство заправок в Германии работают с 8:00 утра до 20:00 вечера, однако в крупных городах некоторые станции открыты круглосуточно. Также 24 часа в сутки работают и заправки, расположенные вдоль трасс. К оплате за топливо принимаются как наличные деньги, так и банковские карты.

Немецкие автомобилисты могут заправить свои ТС неэтилированным 95-м и 98-м бензином, правда в последнее время все большей популярностью пользуется самый дешевый Е10, содержащий 10% этилового спирта. Е10 подходит не всем автомобилям, поэтому перед заправкой лучше прояснить этот момент.

Средняя стоимость различных видов топлива в Германии в 2021 г.

Топливо Цена (евро/л)
Benzine 95 / Normal — E10 1,34
Super 95 / Super 1,37
Premium 98 / Super Plus 1,47
Diesel 1,26
LPG (газ) 0,61

Средние цены на топливо в отдельных городах Германии в январе 2021 г.

Город Normal E-10 (евро/л) Super (евро/л) Super Plus (евро/л) Diesel (евро/л)
Дюссельдорф 1,31 1,33 1,47 1,18
Дрезден 1,31 1,33 1,47 1,17
Кельн 1,35 1,38 1,43 1,23
Штутгарт 1,33 1,35 1,47 1,26
Мюнхен 1,34 1,36 1,47 1,27
Лейпциг 1,30 1,32 1,48 1,16
Гамбург 1,30 1,32 1,47 1,17
Франкфурт-на-Майне 1,34 1,36 1,47 1,24
Берлин 1,31 1,34 1,50 1,20

В Германии нет своих богатых месторождений нефти, поэтому страна вынуждена закупать сырьё в других странах. Это сильно влияет на итоговую стоимость топлива. Сейчас себестоимость литра бензина в этой стране составляет около 50 евроцентов.

Большую часть цены за литр бензина или дизеля составляют налоги.

  • Главной задачей налога на сырьё или Mineralölsteuer является регулирование количества автомобилей. Правительство использует его, чтобы путём увеличения стоимости топлива снизить количество ТС на дорогах до приемлемого уровня и, соответственно, улучшить общую экологическую ситуацию в стране. Многие люди вынуждены отказываться от покупки автомобиля и пользуются общественным транспортом, ходят пешком и ездят на велосипедах. Правда не только загрязнение воздуха заботит власти, когда они увеличивают ставку налога. Через налог на топливо немцы платят за поддержание на хорошем уровне дорожной инфраструктуры. В 2021 г. ставка налога на сырьё — 65,45 евроцентов на литр или 44% от стоимости бензина.
  • Налогом на добавленную стоимость или Mehrwertsteuer облагается вся продукция в Германии и его ставка составляет 19%. Причём на бензин он насчитывается не с себестоимости литра топлива, а с себестоимости топлива и налога на сырьё.
  • Однако топливо нужно еще доставить от мест хранения до заправочных станций железнодорожными или автоцистернами. А на заправках ритейлеры дополнительно накручивают свой процент. Таким образом, к стоимости бензин можно смело прибавлять порядка 8-9%.
Читайте также:
Возобновление авиасообщения России с Вьетнамом в 2022 году

Поэтому стоимость литра бензина в Германии можно рассчитать следующим образом:

40 евроцентов себестоимости литра топлива + 65,45 евроцентов налог на топливо =105,45 евроцентов

105,45 евроцентов + 19% (ставка налога на добавленную стоимость) = 125,48 евроцентов

125,48 евроцентов + 9% (ставка ритейлеров и перевозчиков) = 137,77 евроцентов или 1,37 евро.

Конечно, 1,37 евро за литр не звучит устрашающе, но в США, например, платят всего 0,61, и вот тут-то разница уже ощутима.

В немецком языке для обозначения автозаправочной станции используется слово — die Tankstelle, а специальный глагол tanken означает «заправить автомобиль».

Когда вы поедете на Tankstelle, чтобы tanken, вы должны знать, какое топливо вам нужно залить в бензобак:

  • Бензин– das Benzin
  • Дизель– der Diesel

На Tankstelle используйте пистолет или die Pumpe, чтобы наполнить бак. Запомните номер Säule (колонки) и идите оплачивать топливо.

Воздух в немецких городах намного грязнее, чем это допустимо по закону, и является причиной огромного количества респираторных заболеваний и тысяч смертей в год. Самыми опасными городами в стране названы Мюнхен, Штутгарт и Кельн. По данным правительства порядка 6000 человек ежегодно умирают от болезней, вызванных высоким содержанием оксидов азота в воздухе. Они являются продуктами отработавшего топлива, 60% которого попадает в окружающую среду от транспортных средств, и в основном от тех, которые заправляются дизельным топливом.

Стоимость бензина в Европе в декабре 2021 года

Ориентировочные цены на бензин и дизельное топливо в европейских странах по состоянию на начало декабря 2021 года. Информация обновляется 2 раза в месяц.

Данные собираются из различных источников: официальные правительственные веб-сайты, сайты топливных компаний. Имейте в виду, что цены на топливо внутри страны могут сильно различаться.

Таблица цен на топливо в Европе

В таблице приведены средние цены по Европе на бензин и дизельное топливо и их изменения по сравнению с предыдущим обновлением. Чтобы упростить сравнение, цены в таблице приведены в евро. Цены в местной валюте можно посмотреть на отдельной вкладке.

Более подробную информацию по изменению цен на бензин можно посмотреть, кликнув по названию соответствующей страны.

Цены на бензин в Европе в евро
Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
1 Австрия € 1.43 (- 0.01) € 1.60 (- 0.01) € 1.41 (- 0.01)
2 Азербайджан € 0.83 € 0.99 € 0.42
3 Албания € 1.20 (+ 0.01) € 1.16 (+ 0.01)
4 Андорра € 1.30 (- 0.02) € 1.36 (- 0.02) € 1.15 (- 0.01)
5 Армения € 0.94 (- 0.03) € 1.01 (- 0.03) € 0.88 (- 0.03)
6 Беларусь € 0.73 (- 0.02) € 0.78 (- 0.02) € 0.73 (- 0.02)
7 Бельгия € 1.63 (- 0.10) € 1.73 (- 0.07) € 1.70 (- 0.05)
8 Болгария € 1.22 (+ 0.01) € 1.38 € 1.24 (+ 0.02)
9 Босния и
Герцеговина
€ 1.24 (- 0.01) € 1.28 (+ 0.01) € 1.22 (- 0.01)
10 Великобритания € 1.74 € 1.61 (- 0.01) € 1.78 (- 0.01)
11 Венгрия € 1.29 € 1.38 (- 0.04) € 1.30 (+ 0.01)
12 Германия € 1.71 (- 0.05) € 2.00 € 1.56 (- 0.01)
13 Греция € 1.73 (- 0.03) € 1.91 (- 0.02) € 1.49 (- 0.03)
14 Грузия € 0.90 (- 0.01) € 0.93 € 0.86
15 Дания € 1.65 (- 0.11) € 1.79 (- 0.10) € 1.48 (- 0.07)
16 Ирландия € 1.73 (+ 0.02) € 1.62
17 Исландия € 1.62 (- 0.01) € 1.56 (- 0.01)
18 Испания € 1.47 (- 0.03) € 1.61 (- 0.03) € 1.34 (- 0.03)
19 Италия € 1.78 € 1.98 (- 0.01) € 1.64 (- 0.01)
20 Кипр € 1.35 (- 0.02) € 1.42 (- 0.01) € 1.44 (- 0.01)
21 Латвия € 1.48 (- 0.03) € 1.54 (- 0.03) € 1.31 (- 0.07)
22 Литва € 1.47 (- 0.02) € 1.57 (- 0.03) € 1.36 (- 0.02)
23 Люксембург € 1.36 (- 0.13) € 1.44 (- 0.12) € 1.31 (- 0.06)
24 Северная
Македония
€ 1.15 (- 0.07) € 1.19 (- 0.06) € 1.02 (- 0.06)
25 Мальта € 1.34 € 1.49 € 1.21
26 Молдавия € 1.01 (- 0.05) € 1.15 € 0.87 (- 0.05)
27 Нидерланды € 2.10 (- 0.04) € 2.18 (- 0.04) € 1.72 (- 0.04)
28 Норвегия € 1.77 (- 0.14) € 1.69 (- 0.04) € 1.65 (- 0.12)
29 Польша € 1.31 (+ 0.03) € 1.37 (+ 0.02) € 1.31 (+ 0.03)
30 Португалия € 1.72 (- 0.07) € 1.77 (- 0.06) € 1.59 (- 0.04)
31 Румыния € 1.06 (- 0.01) € 1.22 (- 0.06) € 1.08 (- 0.01)
32 Сербия € 1.41 (- 0.01) € 1.50 € 1.48 (- 0.01)
33 Словакия € 1.49 € 1.64 (+ 0.02) € 1.39
34 Словения € 1.35 (- 0.02) € 1.54 (- 0.01) € 1.44 (- 0.03)
35 Турция € 0.61 (- 0.08) € 0.65 (- 0.08) € 0.60 (- 0.09)
36 Украина € 0.99 (- 0.06) € 1.05 (- 0.07) € 0.96 (- 0.05)
37 Финляндия € 1.80 (- 0.04) € 1.89 (- 0.04) € 1.64 (- 0.01)
38 Франция € 1.64 (- 0.03) € 1.70 (- 0.04) € 1.53 (- 0.04)
39 Хорватия € 1.44 (- 0.03) € 1.53 (- 0.04) € 1.46
40 Черногория € 1.46 € 1.39 € 1.34
41 Чехия € 1.44 (- 0.01) € 1.46 € 1.38 (- 0.02)
42 Швейцария € 1.75 (+ 0.01) € 1.75 (+ 0.01) € 1.79 (+ 0.01)
43 Швеция € 1.64 (- 0.11) € 1.72 (- 0.11) € 1.83 (- 0.06)
44 Эстония € 1.56 (- 0.01) € 1.60 (- 0.02) € 1.35 (- 0.01)
45 Россия € 0.61 € 0.71 (+ 0.01) € 0.64 (+ 0.01)
Цены на бензин в Европе в местной валюте
Страна Бензин 95 Бензин 98 Дизель
Австрия
Азербайджан AZN 1.60 AZN 1.90 AZN 0.80
Албания ALL 145.00 ALL 140.00
Андорра
Армения AMD 520.00 AMD 560.00 AMD 490.00
Беларусь BYN 2.10 BYN 2.24 BYN 2.10
Бельгия
Болгария BGN 2.39 (+ 0.02) BGN 2.70 BGN 2.43 (+ 0.04)
Босния и
Герцеговина
BAM 2.42 (- 0.02) BAM 2.51 (+ 0.02) BAM 2.38 (- 0.02)
Великобритания GBP 1.48 (+ 0.02) GBP 1.37 (+ 0.01) GBP 1.51 (+ 0.01)
Венгрия HUF 472.30 (- 7.50) HUF 504.50 (- 23.00) HUF 474.70 (- 5.10)
Германия
Греция
Грузия GEL 3.18 GEL 3.26 GEL 3.02
Дания DKK 12.29 (- 0.80) DKK 13.28 (- 0.80) DKK 10.99 (- 0.50)
Ирландия
Исландия ISK 239.16 (- 1.20) ISK 230.14 (- 1.22)
Испания
Италия
Кипр
Латвия
Литва
Люксембург
Северная
Македония
MKD 71.00 (- 4.00) MKD 73.00 (- 4.00) MKD 63.00 (- 3.50)
Мальта
Молдавия MDL 20.26 (- 0.89) MDL 22.95 MDL 17.38 (- 1.01)
Нидерланды
Норвегия NOK 18.20 (- 1.02) NOK 17.47 (+ 0.10) NOK 17.06 (- 0.70)
Польша PLN 6.00 (- 0.03) PLN 6.28 (- 0.07) PLN 6.00 (- 0.03)
Португалия
Румыния RON 5.24 (- 0.06) RON 6.04 (- 0.29) RON 5.32 (- 0.07)
Сербия RSD 165.40 (- 1.50) RSD 175.90 (- 1.00) RSD 173.40 (- 1.50)
Словакия
Словения
Турция TRY 9.54 (+ 0.88) TRY 10.14 (+ 0.88) TRY 9.36 (+ 0.62)
Украина UAH 30.33 (- 1.44) UAH 32.35 (- 1.47) UAH 29.59 (- 0.97)
Финляндия
Франция
Хорватия HRK 10.86 (- 0.23) HRK 11.54 (- 0.29) HRK 10.95 (- 0.04)
Черногория
Чехия CZK 36.65 (- 0.30) CZK 37.25 (- 0.01) CZK 35.15 (- 0.42)
Швейцария CHF 1.82 CHF 1.82 CHF 1.86
Швеция SEK 16.89 (- 0.80) SEK 17.69 (- 0.80) SEK 18.82 (- 0.35)
Эстония
Россия RUB 51.07 (+ 0.19) RUB 59.14 (+ 0.19) RUB 53.30 (+ 0.51)

На тепловой карте ниже можно наглядно увидеть в какой стране топливо дешевле. Зелёный цвет означает дешёвое топливо, красный более дорогое.

Бензин 95 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели уменьшилась на € 0.03 и составляет € 1.39.

Бензин АИ-95 является самым распространённым видом бензина в Европе и встречается на каждой заправке.

Самые большие цены наблюдаются в Нидерландах, Финляндии и Италии. В этих странах она 25-30% больше, чем в среднем по Европе.

Бензин 98 в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели уменьшилась на € 0.03 и составляет € 1.46.

Бензин АИ-98 намного меньше распространён в Европе и встречается далеко не везде. А в некоторых странах количество предложений сильно ограничено.

Самые большие цены можно встретить в Нидерландах, Германии и Италии. Разница со среднеевропейской ценой в этих странах может достигать 35-40%.

Дизель в Европе

Средняя цена по Европе за последние две недели уменьшилась на € 0.02 и составляет € 1.32.

Дизельное топливо, также как и бензин марки АИ-95, широко распространено в Европе и встречается на каждой заправке.

В некоторых странах оно значительно дешевле бензина. Например, в Нидерландах разница в цене между дизельным топливом и бензином марки АИ-95 достигает 20-25%.

В тоже время, примерно в четверти европейских стран дизельное топливо дороже бензина.

Динамика изменения средних цен на топливо

Ниже представлена динамика изменения средних цен в Европе на бензин за последние годы.

Вы можете выбрать нужный временной диапазон на графике, выделив его мышью или включить/выключить соответствующий график, кликнув по его названию внизу.

Стоимость дизтоплива в Германии побила рекорд. Сколько стоит там заправиться и как это связано с экологией?

По данным Общегерманского автомобильного клуба (ADAC), побит рекорд августа 2012 года, когда цена дизельного топлива достигала 1,554 евро за литр, передает ТАСС.

На момент публикации новости, согласно курсу Нацбанка РБ, один литр дизтоплива в Германии стоит 4,42 белорусских рублей. То есть 10 литров «дизеля» в ФРГ вам обойдется 44 рубля и 20 копеек.

Напомним, цены на топливо в Беларуси последний раз менялись 28 сентября. Наш концерн объясняет это «продолжающимся ростом нефтяных котировок повышаются пределы розничных цен на моторное топливо для реализации на АЗС». Так, с 28 сентября 2021 г. цена 1 литра бензина АИ-92-К5-Евро не должна превышать 1,99 руб., АИ-95-К5-Евро – 2,09 руб., АИ-98-К5-Евро – 2,31 руб., ДТ – 2,09 руб.

Рост цен в Германии

Цены на топливо в Германии растут уже несколько месяцев. Основной драйвер роста – высокая цена на нефть. На стоимость дизельного топлива также влияет высокий спрос на топочный мазут, что характерно для осеннего периода, передает немецкий телеканал Welt.

Согласно его данным, бензин тоже приближается к пику. Супер сорта Е10 стоил 1,667 евро за литр в воскресенье. Это означает, что из рекордных 1,709 евро на 13 сентября 2012 года не хватает только 4,2 цента.

С начала года цена диоксида углерода в 25 евро за тонну привела к дополнительной надбавке в размере от 6 до 8 центов за литр топлива.

Согласно статистике с сайта autotraveler.ru, цены на дизтопливо в Германии за год выросли почти в два раза. Повышение составило 0.487 евро, что на 45.60 % больше, чем в октябре 2020 года.

Как формируется цена на топливо в ФРГ?

Большую часть стоимости топлива на заправке составляют налоги и сборы. Для дизельного топлива при текущем уровне цен это составляет около 25 центов НДС, 47 центов налога на минеральное масло и от 6 до 8 центов от цены на двуокись углерода.

С чем связан рост цен?

В ФРГ борьба с загрязнением атмосферы вступила в новую фазу: на выбросы теперь следует получать лицензии. Расходы легли на плечи потребителей. С 1 января этого года была введена новая наценка на выбросы двуокиси углерода.

Увеличение размера компенсации за выбросы «чрезвычайно важно для готовности компаний инвестировать в меры по защите климата», пояснил глава отдела торговли выбросами UBA Юрген Ландгребе (Jürgen Landgrebe) в интервью агентству dpa. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост рыночных цен на топливо. Это совершенно необходимо для достижения климатических целей Парижского соглашения, подчеркнул Ландгребе, пишет DW.

Торговля лицензиями на выбросы в Германии вступила в новую фазу 1 января 2021 года. Теперь необходимо получать право на загрязнение окружающей среды для вождения и отопления.

«Мы не берем деньги с водителей, владельцев квартир и арендаторов», – сказал Юрген Ландгребе.

Лицензии должны получать дистрибьюторы, например поставщики газа или нефтяные компании. «Но мы предполагаем, что дополнительные расходы будут переложены на клиентов в соотношении 1:1. Это дает желаемый финансовый стимул для сокращения выбросов», – заявил чиновник.

О каком экологическом соглашении речь?

Парижское соглашение было принято 12 декабря 2015 года на конференции ООН по проблемам климата (COP21).

Это обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Изначально он был только для развитых стран. Но с 2020 года такие обязательства взяли на себя и другие государства независимо от степени экономического развития.

Заявленная цель соглашения – до конца XXI века удержать глобальное потепление в рамках двух градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Кроме того, страны должны «как можно скорее достичь глобального пика выбросов парниковых газов» и впоследствии интенсивно их сокращать, чтобы во второй половине столетия прийти к балансу между объемом газов, выбрасываемых в атмосферу, и поглощаемых естественным образом, то есть морями и лесами.

7 апреля 2016 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 131 «О международном договоре», в соответствии с которым Министр иностранных дел Макей В.В. подписал Парижское соглашение 22 апреля 2016 года в г.Нью-Йорке. В результате церемонии подписания Парижское соглашение подписали 175 стран, сообщает Минприроды РБ.

Публикация в рамках специальной рубрики «Новости Германии». Посольство Федеративной Республики Германия в Беларуси. УНП 101166185

Экономика Финляндии

Финляндия – одна из самых богатых и развитых стран Европы, даже несмотря на низкую плотность населения и холодный по сравнению с другими государствами континента климат. Нужно сказать, что экономика Финляндии претерпевает немалые трудности из-за нехватки природных ресурсов и отдаленности городов и поселков друг от друга.

Но это не мешает ей создавать комфортную среду проживания, обеспечивать население качественным образованием, медициной и пенсиями, а также стабильно высокими заработными платами. Аккуратные, ответственные, приветливые финны преуспевают во всем, за что берутся и при этом довольно толерантно относятся к мигрантам.

Одна из особенностей экономики Финляндии – это стремление повысить эффективность каждого региона, в том числе и самых бедных. Все они стараются раскрыть свой потенциал и приносить пользу государственному бюджету.

Кроме того, стоит выделить следующие моменты: открытость и готовность к сотрудничеству, развитую инфраструктуру, стабильную политическую ситуацию в стране, развитие новых инновационных технологий, образованность населения, а также комфортные и понятные условия работы для предпринимателей.

ВВП Финляндии

Но не всегда все было хорошо и в 90-е годы прошлого века из-за глубокого кризиса государство закрыло многие принадлежавшие ему предприятия. Частично были переданы в руки предпринимателей компании «Фортум» (энергетика), «Несте» (переработка нефти), «Валмет» (машиностроение), «Стора Энсо» (лесная промышленность) и некоторые другие.

Фото: Tiia Monto / Wikimedia Commons

Благодаря приватизации за 10 лет финской казне удалось получить 11 млрд. долларов. В настоящее время, основные отрасли экономики Финляндии – лесная и пищевая промышленность, телекоммуникации, металлургия, энергетика, строительство, сфера услуг, а также машиностроение.

Доля сельского хозяйства в общем объеме ВНП составляет всего 3%, хотя в послевоенное время эта цифры равнялась 25%. Но стоит отметить, что доля сферы услуг возросла до 60%, а доля промышленности – 28%. ВВП Финляндии составляет — 267,3 млрд. долларов США, а на душу населения приходится 46 010 долларов, что является хорошим показателем и это 15 позиция в мире.

Лесная промышленность

Без всякого преувеличения, лес – это главное богатство финского народа, и они научились извлекать из него хорошую прибыль. К крупнейшим компаниям по переработке леса относятся Metsä Group, Stora Enso, UPM-Kymmene.

Фото: Estormiz / Wikimedia Commons

В 2007 году 10% от экспорта лесной промышленности во всем мире приходилось именно на Суоми. А доля экспорта бумаги для типографий составила 1/5 от всего объема.

Пищевая промышленность

Продукты питания, выпускаемые финскими производителями пользуются популярностью во всем мире. Более 80% всего производимого молока обрабатывают заводы производителя «Валио». Компания выпускает более 1000 наименований молочной продукции, востребованной в разных странах.

Фото: Tiia Monto / pixabay.com

Более 4600 хозяйств занимаются производством говядины, что покрывает 90% потребностей внутреннего рынка. Остальное финны экспортируют из-за рубежа. Около 3400 хозяйств разводят свиней, из которых 40 000 тонн отправляются на экспорт.

В незначительных объемах финны производят баранину, оленину и другие редкие виды мяса. Для обеспечения потребностями отрасли животноводства на собственных землях финны выращивают кормовые зерна, в частности ячмень и овес, яровую пшеницу, рожь, картофель и свеклу.

Дополнительно стоит выделить рыбоводство, звероводство, рыболовство и оленеводство. Хорошо известны в мире такие финские предприятия, как шоколадный производитель Fazer, кофейная компания Paulig Group и производители алкогольной продукции Hartwall и Sinebrychoff.

Электроника и электротехника

В Финляндии налажено производство сложного оборудования для медицины, электротехнической и телекоммуникационных отраслей. Этим занимаются компании «Vaisala», «Ensto Finland Oy», «Nokia» и «ABB».

Фото: Kārlis Dambrāns / flickr.com

Ежегодно данное направление экономики Финляндии приносит финнам более 6 миллиардов евро. Удерживать конкурентоспособные цены позволяет частичное выведение технологических линий в другие государства, где различные издержки ниже.

Логистика

Финская логистическая компания Posti Finland является одной из лучших в мире. Она успешно сотрудничает с китайской площадкой AliExpress, обеспечивает быструю и недорогую доставку грузов по всему миру.

Фото: Santeri Viinamäki / Wikimedia Commons

С предприятием сотрудничают и корпоративные клиенты, для которых предоставляется широкий спектр онлайн-услуг, о которых можно узнать подробнее на официальном сайте компании.

Машиностроение и металлургия

Финляндия полностью покрывает собственные потребности в стали благодаря эффективной работе сталелитейных заводов. По данным на 2015 год общий объем выплавки составил около 3,9 млн. тонн. В данной отрасли экономики Финляндии наиболее успешны следующие предприятия:

  • Sisu Auto – производитель спецтехники.
  • Abloy — знаменитый производитель замков и различных систем запирания.
  • Wärtsilä — производитель судовых двигателей и механизмов.
  • Kone – производит лифты и эскалаторы.
  • First Quantum Minerals – компания по разработке никелевого рудника.

Кроме того, около 12 миллиардов евро за тот же год удалось получить в государственный бюджет за счет экспорта продукции машиностроения.

Химическая отрасль

Химическая промышленность находится на третьей строчке, которая формирует ВВП страны. Производимые в Финляндии товары пользуются спросом как внутри государства, так и за его пределами. Нужно сказать, что 60% экспорта уходит в Евросоюз и такой цифры удалось добиться благодаря следующим предприятиям:

  • Кемира Гроу Хау – производитель удобрений и сельскохозяйственных кормов.
  • Кемира – производитель красок, лаков, клеев.
  • Тиккурила – производитель красок с заводами в Италии, России, Эстонии, Польше, Латвии и ряде других стран Восточной Европы.
  • Nokian Renkaat — один из крупнейших производителей шин, которые так любят в России.

Судостроение

В Финляндии производят и различную морскую технику. Объем выпускаемых судов составляет около 1% от общего мирового объема. На производстве занято около 20 тысяч человек и они трудятся на семи крупных судостроительных верфях, одна из самых крупных находится в Турку.

Банки и страховые компании

В Финляндии около 300 организаций финансовой сферы, включая и разнообразные инвестиционные фонды. Самый крупный банк — OP-Pohjola Group, обеспечивающий работой более 12 тыс. человек, трудящихся в 450 отделениях. Второе место занимает банк Nordea Pankki Finland Plc, в котором трудятся около 7 тыс. человек.

Текстильная промышленность

Одной из старейших отраслей является текстильная промышленность, которая начала формироваться еще при Российской империи. Самые крупные центры расположены в Хельсинки, где сосредоточено производство шерсти, а также в городе Тампере, где выпускают изделия из льна и хлопка.

Ткани, выпускаемые в Финляндии, используют в изготовлении спортивной одежды и прежде всего горнолыжных комбинезонов.

Что не хватает финнам?

Отдельной строкой стоит выделить и туризм из России, который приносит в финскую казну неплохие доходы. Ежегодно огромное количество наших туристов приезжает в эту замечательную страну и покупают одежду, продукты питания и различную бытовую технику.

Но развитая экономика Финляндии все же не в состоянии полностью обеспечить страну всем необходимым. Так, финнам приходится импортировать газ и нефть из России, легковые автомобили (в основном немецкого и японского производства), лекарства, а также текстиль.

Отметим, что иностранцы охотно инвестируют в Финляндию свои средства и занимаются различными видами бизнеса. В следующем нашем материале мы расскажем вам об армии в Финляндии, где вы узнаете состав и численность финских родов войск. Если вы интересуетесь вооружением, то это будет довольно интересная информация.

Валовый внутренний продукт Финляндии, 1970-2019

ВВП Финляндии, 1970-2019

На протяжении 1970-2019 гг. ВВП Финляндии в текущих ценах повысился на 258.0 млрд. долл. (в 23.8 раз) до 269.3 млрд. долл.; изменение произошло на 2.3 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 0.92 млн., а также на 255.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 46 228.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии был на уровне 5.3 млрд. долл. или 6.7%. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии в постоянных ценах был на уровне 2.4%. Доля в мире сократилась на 0.023%. Доля в Европе выросла на 0.43%. Минимум ВВП был в 1970 году (11.3 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2008 году (284.6 млрд. долл.).

За 1970-2019 гг. ВВП на душу населения в Финляндии увеличился на 46 228.0 долларов (в 19.9 раз) до 48 678.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 943.4 долларов или 6.3%.

Изменение ВВП Финляндии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=6.0x-11 763.8 , где y – расчетное значение ВВП Финляндии, x – год. Коэффициент корреляции = 0.965. Коэффициент детерминации = 0.931.

ВВП Финляндии, 1970-2008 (рост)

За период 1970-2008 гг. ВВП Финляндии в текущих ценах повысился на 273.3 млрд. долл. (в 25.2 раз) до 284.6 млрд. долл.; изменение произошло на 1.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 0.71 млн., а также на 271.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 51 045.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии был на уровне 7.2 млрд. долл. или 8.9%. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии в постоянных ценах составил 3.0%. Доля в мире выросла на 0.12%. Доля в Европе увеличилась на 0.46%.

За 1970-2008 гг. ВВП на душу населения в Финляндии повысился на 51 045.0 долларов (в 21.8 раз) до 53 495.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 1 343.3 долларов или 8.5%.

ВВП Финляндии, 2008-2019 (падение)

За 2008-2019 гг. ВВП Финляндии в текущих ценах снизился на 15.3 млрд. долл. (на 5.4%) до 269.3 млрд. долл.; изменение произошло на 11.4 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 0.21 млн., а также на -26.6 млрд. долл. из-за падения ВВП на душу населения на 4 817.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии составил -1.4 млрд. долл. или -0.50%. Среднегодовой прирост ВВП Финляндии в постоянных ценах составил 0.34%. Доля в мире снизилась на 0.14%. Доля в Европе сократилась на 0.036%.

В течение 2008-2019 гг. ВВП на душу населения в Финляндии уменьшился на 4 817.0 долларов (на 9%) до 48 678.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен -437.9 долларов или -0.85%.

ВВП Финляндии, 1970

ВВП Финляндии в 1970 году составил 11.3 млрд. долл., занимал 33е место в мире и был на уровне ВВП Ирана (11.0 млрд. долл.). Доля ВВП Финляндии в мире составляла 0.33%.

ВВП на душу населения в Финляндии в 1970 году был равен 2 450.0 долларов, занимал 26е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Исландии (2 580.0 долларов), ВВП на душу населения на Таити (2 379.0 долларов), ВВП на душу населения в Великобритании (2 352.0 долларов), ВВП на душу населения в Науру (2 342.9 долларов), ВВП на душу населения в Новой Зеландии (2 305.0 долларов). ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 1 526.0 долларов.

Сравнение ВВП Финляндии и соседей в 1970 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП Швеции (38.1 млрд. долл.) на 70.3%, ВВП Норвегии (12.8 млрд. долл.) на 11.8%. ВВП на душу населения в Финляндии был меньше, чем ВВП на душу населения в Швеции (4 729.0 долларов) на 48.2%, ВВП на душу населения в Норвегии (3 306.0 долларов) на 25.9%.

Сравнение ВВП Финляндии и лидеров в 1970 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 98.9%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 97.4%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 94.8%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 94.7%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 92.4%. ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 20.9%, ВВП на душу населения в СССР (1 789.0 долларов) на 36.9%, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 123.0 долларов) на 52.2%, ВВП на душу населения во Франции (2 857.0 долларов) на 14.2%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 10.8%.

Потенциал ВВП Финляндии в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 123.0 долларов), ВВП Финляндии был бы 23.6 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Швеции (4 729.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Финляндии был бы 21.8 млрд. долл., что на 93% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Северной Европе (2 681.0 долларов), ВВП Финляндии был бы 12.4 млрд. долл., что на 9.4% больше фактического уровня.

ВВП Финляндии, 2008

ВВП Финляндии в 2008 году составил 284.6 млрд. долл., занимал 35е место в мире и был на уровне ВВП Тайланда (291.4 млрд. долл.), ВВП Южной Африки (286.8 млрд. долл.), ВВП Ирландии (274.8 млрд. долл.). Доля ВВП Финляндии в мире составила 0.45%.

ВВП на душу населения в Финляндии в 2008 году был равен 53 495.0 долларов, занимал 16е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Нидерландах (57 220.0 долларов), ВВП на душу населения в Швеции (56 050.0 долларов), ВВП на душу населения в Кувейте (55 489.0 долларов), ВВП на душу населения в Австрии (51 586.0 долларов). ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в мире (9 401.0 долларов) на 44 094.0 долларов.

Сравнение ВВП Финляндии и соседей в 2008 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП России (1 677.1 млрд. долл.) на 83%, ВВП Швеции (517.7 млрд. долл.) на 45%, ВВП Норвегии (462.3 млрд. долл.) на 38.4%. ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в России (11 708.0 долларов) в 4.6 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Норвегии (96 887.0 долларов) на 44.8%, ВВП на душу населения в Швеции (56 050.0 долларов) на 4.6%.

Сравнение ВВП Финляндии и лидеров в 2008 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП США (14 712.8 млрд. долл.) на 98.1%, ВВП Японии (5 037.9 млрд. долл.) на 94.4%, ВВП Китая (4 594.3 млрд. долл.) на 93.8%, ВВП Германии (3 730.2 млрд. долл.) на 92.4%, ВВП Великобритании (2 921.6 млрд. долл.) на 90.3%. ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в США (48 479.0 долларов) на 10.3%, ВВП на душу населения в Великобритании (47 013.0 долларов) на 13.8%, ВВП на душу населения в Германии (46 014.0 долларов) на 16.3%, ВВП на душу населения в Японии (39 194.0 долларов) на 36.5%, ВВП на душу населения в Китае (3 394.0 долларов) в 15.8 раз.

Потенциал ВВП Финляндии в 2008 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Норвегии (96 887.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Финляндии был бы 515.4 млрд. долл., что на 81.1% больше фактического уровня.

ВВП Финляндии, 2019

ВВП Финляндии в 2019 году составил 269.3 млрд. долл., занимал 43е место в мире и был на уровне ВВП Чили (282.3 млрд. долл.), ВВП Вьетнама (261.9 млрд. долл.), ВВП Пакистана (257.0 млрд. долл.), ВВП Чехии (250.7 млрд. долл.). Доля ВВП Финляндии в мире была равна 0.31%.

ВВП на душу населения в Финляндии в 2019 году составлял 48 678.0 долларов, занимал 21е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Австрии (49 701.0 долларов), ВВП на душу населения в Гонг Конге (49 180.0 долларов), ВВП на душу населения в Сан Марино (47 313.4 долларов), ВВП на душу населения в Канаде (46 550.0 долларов), ВВП на душу населения в Израиле (46 376.0 долларов), ВВП на душу населения в Германии (46 232.0 долларов), ВВП на душу населения в Бельгии (46 198.0 долларов). ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в мире (11 339.0 долларов) на 37 339.0 долларов.

Сравнение ВВП Финляндии и соседей в 2019 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП России (1 692.9 млрд. долл.) на 84.1%, ВВП Швеции (530.9 млрд. долл.) на 49.3%, ВВП Норвегии (403.3 млрд. долл.) на 33.2%. ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в России (11 606.0 долларов) в 4.2 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Норвегии (74 986.0 долларов) на 35.1%, ВВП на душу населения в Швеции (52 896.0 долларов) на 8%.

Сравнение ВВП Финляндии и лидеров в 2019 году. ВВП Финляндии был меньше, чем ВВП США (21 433.2 млрд. долл.) на 98.7%, ВВП Китая (14 342.9 млрд. долл.) на 98.1%, ВВП Японии (5 082.5 млрд. долл.) на 94.7%, ВВП Германии (3 861.1 млрд. долл.) на 93%, ВВП Индии (2 891.6 млрд. долл.) на 90.7%. ВВП на душу населения в Финляндии был больше, чем ВВП на душу населения в Германии (46 232.0 долларов) на 5.3%, ВВП на душу населения в Японии (40 063.0 долларов) на 21.5%, ВВП на душу населения в Китае (10 004.0 долларов) в 4.9 раз, ВВП на душу населения в Индии (2 116.0 долларов) в 23.0 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (65 134.0 долларов) на 25.3%.

Потенциал ВВП Финляндии в 2019 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Норвегии (74 986.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Финляндии был бы 414.8 млрд. долл., что на 54% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (65 134.0 долларов), ВВП Финляндии был бы 360.3 млрд. долл., что на 33.8% больше фактического уровня.

Скандинавия и Финляндия: экономики в период пандемии

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Редактор ТАСС-ДОСЬЕ, эксперт РСМД

Пандемия COVID-19 внесла преимущественно негативные коррективы в производственные и торговые процессы по всему миру. В странах с наибольшим количеством зараженных это привело к закрытию предприятий, падению спроса на определённые группы товаров, ограничению некоторых личностных свобод даже на бытовом уровне. При этом улучшение эпидемиологической обстановки в одном регионе не влечёт за собой автоматический перезапуск мировой хозяйственной системы — ситуация в основном зависит от состояния крупнейших потребителей. Трудное и долгое восстановление Европы после кризиса 2008 г. готово смениться новой рецессией, сильнейшей после 1945 г.

Экспортно-ориентированные экономики Скандинавии и Финляндии вступают в трудный период рецессии, несмотря на смягчение карантинных мер и поэтапное возвращение хозяйственной деятельности. Частичное открытие границ, прежде всего между основными торговыми партнёрами и соседями, не даст полномасштабного эффекта и не восстановит тот необходимый для поддержания экономики спрос. А риск безработицы, стремление населения к сбережениям и социальное дистанцирование не стимулируют потребление.

Общественно-политическая культура и отработанный диалог между обществом и властью определённо играют положительную роль, однако различные карантинные меры являются более важным фактором при определении масштабов пандемии, сроков выхода из кризиса и возможных факторов его обострения. Первыми на выздоровление экономики претендуют Норвегия и Дания. Это произойдет не только благодаря низкой коррупции и тщательному контролю за снабжением, но и своевременному вводу карантинных мер и малой численности населения, что позволило при закрытых границах лучше контролировать распространение вируса. Главный норвежский козырь — крупнейший в мире пенсионный фонд, который даёт возможность сохранить статус-кво в экономике даже во время приостановки хозяйственной деятельности. Относительно благополучной обстановке в Дании способствовали более ранние и жёсткие ограничительные меры, что дало стране возможность одной из первых приступить к их поэтапному послаблению. Следующей в очереди на выход из кризиса стоит Финляндия — ранний ввод карантина, малая плотность населения и отдалённость от крупных торговых и миграционных путей помогли взять ситуацию под контроль. Однако при сравнительно низких ожиданиях относительно падения ВВП, там такие же низкие ожидания и относительно его будущего роста и восстановления. При этом, эти три страны и их важнейшего торгового партнёра в лице ФРГ объединяют практически идентичные друг другу статистики по COVID-19 — стабильное снижение количества новых заражённых (в среднем 15–20 в день — в Норвегии, Финляндии и Дании с населением по 5,3, 5,5, и 5,8 млн человек соответственно и около 300 в ФРГ, но с 83 млн германского населения — это низкая цифра), высокие показатели выздоровления, низкий общий уровень заражённых. Это открывает дорогу к скорейшему возобновлению экономической деятельности.

Иная ситуация обстоит со Швецией, которая из-за чрезмерно либеральных мер (а точнее, их отсутствия) рискует понести большие лишения, чем её соседи, что может показаться странным для крупнейшей скандинавской экономики. В Стокгольме крайне обтекаемо признают, что результаты оказались провальными, что королевство ожидает ещё больше смертей, хотя заявляют, что «нельзя сидеть в карантине вечно», и достаточно только минимальных санитарных мер и личной ответственности. В королевстве общее число заражённых превышает показатели соседей в четыре раза (при населении в 10,2 млн человек — в два раза больше, чем у любого из соседей), а количество выздоровевших находится на очень низких отметках. Если у каждого из северных соседей Швеции сейчас болеет меньше тысячи человек, то в самой Швеции — порядка 37 тыс. активных случаев. Ситуацию усугубляет слабый, но при этом стабильный рост смертельных случаев. Шведское игнорирование может и сохранило макроэкономические показатели в плюсе, но привело лишь к отсрочке неминуемого спада и к росту заражений вирусом (который продолжается до сих пор и не собирается выходить «на плато»), что может негативно сказаться на обстановке в соседних странах, невозможности полного восстановления свободы передвижения в масштабах североевропейского региона (репутация одной из самых заражённых стран не сделает славы Швеции) и привести к реставрации ограничительных мер уже в более строгом формате. Однако объединяет эти страны то, что нынешний кризис — общемировой, и свобода торговли с перезапуском экономической деятельности зависит от того, как справится не просто конкретный регион, а остальной мир.

Пандемия COVID-19 внесла преимущественно негативные коррективы в производственные и торговые процессы по всему миру. В странах с наибольшим количеством зараженных это привело к закрытию предприятий, падению спроса на определённые группы товаров, ограничению некоторых личностных свобод даже на бытовом уровне. При этом улучшение эпидемиологической обстановки в одном регионе не влечёт за собой автоматический перезапуск мировой хозяйственной системы — ситуация в основном зависит от состояния крупнейших потребителей. Трудное и долгое восстановление Европы после кризиса 2008 г. готово смениться новой рецессией, сильнейшей после 1945 г.

Общая картина Скандинавии и Финляндии

В новостных сводках как международных, так и национальных информационных агентств, нынешний кризис часто называется крупнейшим после Второй Мировой войны. На это накладывается отпечаток последнего мирового финансового кризиса 2008 г., который значительно замедлил темпы роста и в общеевропейском масштабе позволил выйти на докризисные показатели только в 2017 г.

Линиями отмечены: нефтяной кризис 1973 г., крах финансового пузыря; рынка недвижимости и банковский кризис начала 1990-х гг. в Норвегии, Швеции, Финляндии; начало мирового финансового кризиса 2007 г.

Несмотря близкое географическое положение, экономические стратегии описываемых стран различаются. Норвегия не является ни членом ЕС, ни еврозоны; Финляндия входит как в ЕС, так в еврозону; Швеция и Норвегия тоже входят в Евросоюз, но сохранили свои национальные валюты, курс шведской кроны зависит от динамики евро. Датская экономика завязана на транспортном секторе, приборостроении и пищевой промышленности, норвежская — на нефте- и газодобыче, шведская — на обрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и телекоммуникациях, структура финской экономики практически повторяет шведскую. За исключением Норвегии страны отличает низкая обеспеченность полезными ископаемыми, из-за чего экономики полагаются на человеческие ресурсы и альтернативные источники энергии.

Датская экономика долгое время была одной из наиболее слабых с растущей безработицей и инфляцией. Вступление в ЕЭС, привязка к немецкой марке и жёсткая экономия 1980-х гг. помогли стабилизировать ситуацию. В 1980-х гг. норвежский пузырь на рынке недвижимости и финансов привёл к национализации большинства банков, жёсткой налоговой политике и стабилизации курса норвежской кроны. В то же время Финляндия и Швеция переживали высокий уровень инфляции и девальвации национальных валют. Вместе с Норвегией проблемы кредитного рынка перешли в 1990-е гг., при этом для Финляндии наиболее чувствительным сказался распад Советского Союза и разрушение прежних торговых связей.

Для северных стран ориентиром денежно-кредитной политики стало соглашение между странами ЕС под названием «Пакт стабильности и роста», который подразумевает сокращение государственного долга путём формирования бюджетного профицита — большего в период роста и меньшего в период спада. Эти страны отличает сравнительно низкий уровень госдолга от ВВП на фоне других европейских стран. Однако сокращение государственных доходов в виде понижения налогов в середине 1990-х гг. привело к сокращению расходов ради достижения профицита. Новые бюджетные правила Центробанков Швеции и Финляндии, обновление структуры экономики с упором на IT-компании, отказ от вкладов в рисковые активы, а также особая социальная модель, сочетающая в себе государство всеобщего благосостояния со стабильной экономикой и обширными пособиями (иногда можно увидеть оценку — «скандинавский социализм») и отстаиванием идей индивидуализма и мобильности, помогли Северной Европе пережить рецессию 1990-х гг. и выйти в новый век с ускоренным экономическим ростом.

Стремление к независимости, низкий уровень коррупции, бесплатное образование и всеобщее здравоохранение, защита прав частной собственности, порой радикальный индивидуализм вкупе с социальной защищённостью дали огромную мотивацию к работе и повысили эффективность труда скандинавских стран на мировом рынке. Максимизация человеческого капитала положительно воспринята как внутри, так и за пределами Северной Европы. По данным на 2017 г. коэффициент Джини (показатель неравенства доходов) здесь один из самых низких в мире — не превышает 30, что говорит о равном распределении богатств. А в последнем индексе лёгкости ведения бизнеса Doing Business 2020 Скандинавия, как и прежде, занимает верхние строки: Дания — 4 место, Норвегия — 9, Швеция — 10, Финляндия — 20. Аналогичная ситуация с индексом восприятия коррупции, составляемым организацией Transparency International: Дания — 1 место, Финляндия — 3, Швеция — 5, Норвегия — 7. Индекс глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index 2019 от Всемирного экономического форума тоже даёт высокие оценки: Швеция — 8 место, Дания — 10, Финляндия — 11, Норвегия — 17.

Похожие социально-экономические модели и географическое соседство делают эти страны главными торговыми партнёрами друг друга, однако в структуре экспорта и импорта также присутствуют соседи по Балтийскому морю, «локомотив» европейской экономики — ФРГ и такие крупные игроки, как США и КНР. Северные страны вне зависимости от их членства в ЕС зависят от политической и экономической конъюнктуры Европы, зона евро оказывает влияние на рост их ВВП, хотя евро пользуется только Финляндия. Некоторые из них — бывшие империи (Швеция и Дания), но уже продолжительное время вынуждены быть малыми нейтральными странами и заниматься развитием собственной территории. Для оценки международных хозяйственных связей необходимо учитывать главных торговых партнёров вышеописанных стран.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: