Страны Северной Америки: список, их краткая характеристика и описание, численность населения и площадь

Список стран континента Северной Америки

Занимая северную часть большого суперконтинента, известного как Америка или Новый Свет, Северная Америка окружена Северным Ледовитым океаном с севера и Атлантическим океаном с востока, Тихим океаном с запада и юга.

Он имеет сухопутную границу с континентом Южная Америка, который проходит вдоль государственной границы между Панамой и Колумбией.

Всего в Северной Америке 23 официально признанных независимых государства.

Самая крупная из них — Канада, за ней тоже немаленькие Соединенные Штаты.

Эти два гиганта вместе занимают более 79% всей площади континента.

Самая маленькая страна в этой части мира — Сент-Китс и Невис, это всего лишь два небольших острова в Карибском море.

Актуальный список стран Северной Америки в алфавитном порядке

Флаг Страна Столица
А
Антигуа и Барбуда Сент-Джонс
Б
Багамы Нассау
Барбадос Бриджтаун
Белиз Бельмопан
Г
Гаити Порт-о-Пренс
Гватемала Гватемала
Гондурас Тегусигальпа
Гренада Сент-Джорджес
Д
Доминика Розо
Доминиканская Республика Санто-Доминго
К
Канада Оттава
Коста-Рика Сан-Хосе
Куба Гавана
М
Мексика Мехико
Н
Никарагуа Манагуа
П
Панама Панама
С
Сальвадор Сан-Сальвадор
Сент-Винсент
и Гренадины
Кингстаун
Сент-Китс и Невис Бастер
Сент-Люсия Кастри
Соединенные Штаты
Америки (США)
Вашингтон
Т
Тринидад и Тобаго Порт-оф-Спейн
Я
Ямайка Кингстон

Список зависимых территорий Северной Америки в алфавитном порядке

Флаг Страна Столица
А
Ангилья
(Великобритания)
Валли
Аруба
(Нидерланды)
Ораньестад
Б
Бермуды
(Великобритания)
Гамильтон
Бонэйр
(Нидерланды)
Кралендейк
Британские
Виргинские острова
(Великобритания)
Род-Таун
В
Виргинские
острова США
(США)
Шарлотта-Амалия
Г
Гваделупа
(Франция)
Бас-Тер
Гренландия
(Дания)
Нук
К
Каймановы острова
(Великобритания)
Джорджтаун
Кюрасао
(Нидерланды)
Виллемстад
М
Мартиника
(Франция)
Фор-де-Франс
Монсеррат
(Великобритания)
Брейдс
О
Остров Клиппертон
(Франция)
Остров Навасса
(США)
Острова Теркс и Кайкос
(Великобритания)
Коберн-Таун
П
Пуэрто-Рико
(США)
Сан-Хуан
С
Саба
(Нидерланды)
Боттом
Сен-Бартелеми
(Франция)
Густавия
Сен-Мартен
(Франция)
Мариго
Сен-Пьер и Микелон
(Франция)
Сен-Пьер
Синт-Мартен
(Нидерланды)
Филипсбург
Синт-Эстатиус
(Нидерланды)
Ораньестад

Подробная политическая карта Северной Америки с крупными городами и столицами

Интересные факты о североамериканском континенте

Северная Америка является третьим по величине континентом и четвертым по величине с точки зрения населения.

На североамериканском континенте — 23 страны.

Континент расположен в Северном полушарии и Западном полушарии.

20 главных фактов о Северной Америке

  1. В Северной Америке 23 страны и 9 зависимых территорий, на континенте которых проживает в общей сложности более 590 миллионов человек.
  2. Самая большая страна в Северной Америке: Канада. Страна занимает почти половину территории североамериканского континента.

Канада немного больше США и примерно такого же размера, как Китай.

  1. Самый большой город в Северной Америке: Мехико, столица Мексики с населением около 9 миллионов человек.

С более чем 20 миллионами жителей в мегаполисе это один из крупнейших городов мира.

  1. Самая маленькая страна в Северной Америке: Сент-Китс и Невис, всего около 54 000 жителей.

Это островное государство расположено в Карибском море.

Наименее густонаселенной зависимой территорией является Монтсеррат, заморская территория Великобритании с населением менее 6000 человек.

  1. Самый большой остров в Северной Америке: Гренландия. Это также самый большой остров в мире, не являющийся континентом!

Гренландия расположена в северной части Атлантического океана. Австралия тоже остров, но считается континентом.

  1. Самая длинная река Северной Америки: река Миссури / США (3767 км / 2341 миль).

Река Миссури протекает через семь штатов США: Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Айова, Канзас и Миссури.

Вместе с рекой Миссисипи он образует одну из крупнейших речных систем в мире.

  1. Самая высокая гора в Северной Америке: Денали на Аляске / США.

Гора (6 190 метров / 20 310 футов) расположена в горном хребте Аляски. До 2015 года эта гора называлась Мак-Кинли.

Денали считается третьей наиболее изолированной горной вершиной в мире из семи вершин мира после Эвереста (в Азии) и Аконкагуа (в Южной Америке).

Семь вершин — это самые высокие горные вершины или вершины каждого континента.

  1. Самое большое озеро в Северной Америке: озеро Верхнее. Это самое большое из Великих озер США.

Озеро Верхнее размером с Южную Каролину / США или Австрию!

Озеро Верхнее разделяет Канада (на севере) и США (на восток, юг и запад). Это озеро также считается самым большим пресноводным озером в мире по площади.

  1. Самая низкая точка в Северной Америке: Долина Смерти.

В национальном парке «Долина Смерти» вы найдете не только самую низкую точку в Северной Америке с 86 м / 282 футами ниже уровня моря, но и самый жаркий и самый сухой национальный парк в США.

  1. В Северной Америке нет страны, не имеющей выхода к морю.
  2. История Северной Америки.

Впервые Северная Америка была заселена около 10 000 лет назад, когда люди пересекли Берингово море между Сибирью и Аляской.

Первые записи встречаются на острове Гренландия примерно с 980 года.

Коренные жители жили в различных группах от небольших семейных групп до крупных империй по всему континенту.

Европейские исследователи прибыли в больших количествах только после того, как Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году.

Между колонизаторами из Англии, Франции и Испании шла борьба за власть, а также революции местных коренных народов, которые позже привели к созданию различных независимых государств.

  1. Люди Северной Америки. До того, как европейцы прибыли в Северную Америку коренные американцы были людьми жили на континенте.

Сегодня самые большие группы коренных американцев — это чероки, навахо и ирокезы.

Только 2% всех американцев считают себя коренными американцами.

В Канаде среди коренного населения есть коренные народы, инуиты и метисы.

В Мексике самые крупные группы коренных народов принадлежат к современным народам майя, таким как народ Юкатана или Кампече.

Майя или смешанные народы майя также входят в число крупнейших этнических групп в других странах.

Многие из потомков народа майя живут также в Гватемале, Белизе, Сальвадоре и Гондурасе.

  1. Языки в Северной Америке.

Английский язык наиболее распространен в Северной Америке.

Многие говорят на испанском и французском как на втором языке в США.

В то время как испанский является самым распространенным первым языком в Карибском бассейне, французский — первый язык для 20% населения Канады.

  1. Религия Северной Америки. Большинство жителей Северной Америки — христиане (75%), другие — мусульмане, евреи и некоторые коренные народы имеют свои местные верования.
  2. Достопримечательности Северной Америки.

К наиболее популярным туристическим достопримечательностям относятся:

  • Нью-Йорк, который также называют «большим яблоком» / США посещение музеев и покупок.
  • Калифорния / США: потрясающие пляжи для серфинга.
  • Лас-Вегас / США, рай для казино с множеством популярных шоу и развлечений для всей семьи.
  • Мир Диснея (Disney World) во Флориде / США.
  • Полуостров Юкатан / Мексика: руины майя и потрясающие пляжи.
  • Гавайи / США: вулканические острова и райские пляжи.
  • Скалистые горы в США и Канаде для катания на лыжах и зимних видов спорта.
  • Гранд-Каньон / США для пеших прогулок и приключений на природе.
  • Карибские острова для водных видов спорта и прогулок на природе.
  • Космический центр Кеннеди / США за изучение космических путешествий и планет.
  1. Крупнейшие города Северной Америки. Самый густонаселенный город Северной Америки — Мехико. Более 20 миллионов человек проживают в столичном городе Мексики.

Однако более половины населения Североамериканского континента проживает в США — в 2022 году в США проживало 330 миллионов человек.

Крупнейшие города (мегаполисы) Северной Америки:

  • Мехико (Мексика): 21,3 миллиона жителей,
  • Нью-Йорк (США): 20,2 миллиона жителей,
  • Лос-Анджелес (США): 13,3 миллиона жителей,
  • Чикаго (США): 9,5 миллиона жителей,
  • Даллас-Форт-Уэрт (США): 7,1 миллиона жителей,
  • Хьюстон (США): 6,6 миллиона жителей,
  • Торонто (Канада): 6,1 миллиона жителей.
  1. Животные, живущие в Северной Америке: В Северной Америке есть бурые медведи, койоты, еноты, лоси, ягуары и многие другие животные.

Северная Америка также является домом для многих находящихся под угрозой исчезновения животных, таких как американский бизон, банановая летучая мышь или пантеры.

Пантер также называют пумами или горными львами.

  1. Основными природными ресурсами в Северной Америке являются полезные ископаемые, такие как уголь, медь, цинк, железная руда и никель (используемые для производства стали), а также драгоценные металлы, такие как золото и серебро.

США были крупнейшим производителем нефти в мире в 2019 году и третьим по величине производителем угля (после Китая и Индии).

США обладает крупнейшими в мире запасами угля.

Сельскохозяйственная продукция, такая как зерно (ячмень, пшеница, сорго) и овощи, такие как кукуруза, соя, а также сахарная свекла, арахис и табак.

  1. Национальные достояния природы Северной Америки:
  • Канада и Соединенные Штаты Америки имеют самую длинную сухопутную границу в мире — 8893 км / 5526 миль.
  • Первые «небоскребы» (от десяти этажей) были построены в Чикаго / США еще в 1880-х годах.
  • Нью-Йорк / США по-прежнему занимает второе место в городе по количеству небоскребов! Однако город с более чем 300 небоскребами высотой более 150 м / 493 фута является Гонконгом в Китае.
  • Колониальный водопад Крик в штате Вашингтон с высотой 783 м / 2568 футов — самый высокий водопад в континентальной части США. Водопад Олоупена на Гавайях неофициально называют самым высоким водопадом Северной Америки с перепадом высоты 900 м / 2952 фута.
  • Мауна-Кеа на острове Гавайи / США — второй по высоте горный остров в мире.
  • Скалистые горы — одни из самых длинных горных хребтов в мире. Гора Эльберт в Колорадо / США — самая высокая вершина Скалистых гор.
  • Мамонтова пещера в Кентукки была признана самой длинной пещерной системой в мире с более чем 650 км / 405 милями проходов.
  1. Самые известные достопримечательностей Северной Америки:
  • Гранд-Каньон, США.
  • Ниагарский водопад, США / Канада.
  • Национальный парк Редвуд, США.
  • Мауна-Кеа, Гавайи / США.
  • Пико де Орисаба, Мексика.
  • Питонс, Сент-Люсия.
  • Статуя Свободы, США.
  • Мост Золотые Ворота, США.
  • Чичен-Ица, Мексика.
  • Капитолий и торговый центр, США.
  • Эмпайр-стейт-билдинг, США.

Страны и столицы Северной Америки: списки всех государств и штатов США

Северная Америка объединяет 43 страны и каждая имеет свою столицу.

В это число входит 10 материковых государств и их столиц Северной Америки и 33 островных, причем 20 – зависимые.

Географическое положение

Континент, площадью более 24 млн км 2 , окружен тремя океанами, на западе защищен Кордильерами.

Треугольнообразный континент протянулся от экваториальных широт (мыс Марьято) до мыса Мерчисон на севере, западная граница у мыса принца Уэльского, а восточная у мыса Сент-Чарльз.

С севера окружен Северным Ледовитым океаном, западные столицы и страны Северной Америки выходят к Тихому океану, а восточные – к Атлантическому. В составе континента огромное количество островов.

Материк населяют более 500 миллионов человек, поэтому не каждый сможет точно вспомнить, какие страны есть в Северной Америке.

Государства и их столицы

Северная Америка – континент с огромной незаселенной площадью и вместе с тем крупнейшими странами Северной Америки.

Она включает зависимые (20) и независимые территории (23), причем основная часть государств расположилась на островах (30).

Самой маленькой страной является Сен-Бартелеми, а самой крупной – Канада.

Основной процент населения – иммигранты. Интересна схема распределения территорий, по которой все государства имеют выход к океану. Некоторые омываются сразу двумя великими океанами.

Страны Северной Америки и их столицы представлены в таблице:

Страна Виза для россиян Столица
Антигуа и Барбуда нет Сент-Джонс
Острова Багамские нет Нассау
Барбадос нет Бриджтаун
Белиз нет Бельмопан
Гаити нет Порт-о-Пренс
Гватемала нет Гватемала
Гондурас нет Тегусигальпа
Гренада нет Сент-Джорджес
Доминика нет Розо
Республика Доминиканская нет Санто-Доминго
Канада да Оттава
Коста-Рика нет Сан-Хосе
Куба нет Гавана
Мексика нет Мехико
Никарагуа нет Манагуа
Панама нет Панама
Сальвадор нет Сан-Сальвадор
Сент-Люсия нет Кастри
Сент-Винсент и Гренадины нет Кингстаун
Сент-Китс и Невис нет Бастер
США да Вашингтон
Тринидад и Тобаго нет Порт-оф-Спейн
Ямайка нет Кингстон

Наглядно и доступно обо всех столицах стран Северной Америки рассказывается в следующем видео:

Островные страны

Островные страны Северной Америки представляют собой уникальные государства, некогда бывшие колониями. Каждая из них имеет богатую историю и сохранила многочисленные достопримечательности.

Стоит отметить, подавляющее число государств континента именно островные, их насчитывается 30, и каждая из них имеет доступ к Атлантическому океану.

Самым маленьким из них признана Гренада, тогда как крупнейший остров Северной Америки в списке – Гренландия.

Популярной и нашумевшей страной считается Куба, но и Гаити россиянам очень знакома. Большинство этих стран зависимые от Великобритании, Франции, США.

Страна Виза для россиян Столица
Ангилья да Валли
Аруба да Ораньестад
Острова Бермудские да Гамильтон
Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба да Кралендейк
Великобританские острова Виргинские да Род-Таун
Американские острова Виргинские да Шарлотта-Амалия
Гваделупа да Бас-Тер
Гренландия да Нуук
Острова Каймановы да Джорджтаун
Кюрасао да Виллемстад
Мартиника да Фор-де-Франс
Монтсеррат да Плимут (де юре), Брейдс (де факто)
Пуэрто-Рико да Сан-Хуан
Сан-Андрес-и-Провиденсия да Сан-Андрес
Сен-Бартелеми да Густавия
Сен-Мартен да Мариго
Сен-Пьер и Микелон да Сен-Пьер
Синт-Мартен да Филипсбург
Теркс и Кайкос да Коберн-Таун
Федеральные владения Венесуэлы да Лос-Рокес

Штаты США

Основные субъекты США – 50 штатов, согласно Конституции подчиняющихся Федеральному центру страны, однако обладают самостоятельностью в решении внутренних вопросов. Это число не менялось с 1959 года.

За каждой территориальной единицей закреплен флаг и девиз, также имеется деление на округа практически в каждом штате.

Среди всех штатов США в списке на русском 4 отличаются тем, что называют себя «содружествами», однако в правовом отношении ничем не отличаются.

С 1869 года ни один штат не может вычеркнуть себя из состава США.

Американский флаг из 50 звезд свидетельствует о 50 штатах, объединенных одним названием – США. Каждый имеет центральный город – столицу.

Подчиняясь суверенитету США, каждый из них сохраняет самостоятельность относительно внутренних вопросов. Ниже штаты США представлены в списке по алфавиту.

Штат Птица – символ Столица Животное – символ
Айдахо Голубая сиалия Бойсе Аппалуза
Айова Американский чиж Де-Мойн Нет
Алабама Индейка Монтгомери Барибал
Аляска Белая куропатка Джуно Аляскинский маламут
Аризона Кактусовый крапивник Финикс Какомицли
Арканзас Многоголосый пересмешник Литл-Рок Белохвостый олень
Вайоминг Луговой трупиал Шайенн Бизон
Вашингтон Американский чиж Олимпия Олимпийский сурок
Вермонт Дрозд-отшельник Монтпилиер Лошадь Моргана
Вирджиния Красный кардинал Ричмонд Американский фоксхаунд
Висконсин Странствующий дрозд Мэдисон Корова
Гавайи Гавайская казарка Гонолулу Горбатый кит
Делавэр Голубая порода кур Довер Нет
Джорджия Американская куропатка Атланта Гладкий кит
Западная Вирджиния Красный кардинал Чарлстон Виргинский опоссум
Иллинойс Красный кардинал Спрингфилд Белохвостый олень
Индиана Красный кардинал Индианаполис Нет
Калифорния Хохлатый перепел Сакраменто Гризли
Канзас Луговой трупиал Топека Бизон
Кентукки Красный кардинал Франкфорт Чистокровная верховая
Колорадо Жаворонковая овсянка Денвер Толсторог
Коннектикут Странствующий дрозд Хартфорд Кашалот
Луизиана Бурый пеликан Батон-Руж Леопардовая собака катахулы
Массачусетс Индейка Бостон Табби
Миннесота Темноклювая гагара Сент-Пол Нет
Миссисипи Каролинская утка Джексон Белохвостый олень
Миссури Восточная сиалия Джефферсон-Сити Миссурийская лисья лошадь
Мичиган Странствующий дрозд Лэнсинг Белохвостый олень
Монтана Луговой трупиал Хелена Гризли
Мэн Черношапочная гаичка Огаста Мейн-кун
Мэриленд Цветной трупиал Аннаполис Чистокровная верховая
Небраска Луговой трупиал Линкольн Белохвостый олень
Невада Голубая сиалия Карсон-Сити Пустынный толсторог
Нью-Гэмпшир Пурпурная чечевица Конкорд Чинук
Нью-Джерси Американский чиж Трентон Лошадь
Нью-Йорк Восточная сиалия Олбани Канадский бобр
Нью-Мексико Кукушка-подорожник Санта-Фе Ягуар
Огайо Красный кардинал Колумбус Белохвостый олень
Оклахома Длиннохвостый королевский тиранн Оклахома-сити Белохвостый олень
Орегон Луговой трупиал Сейлем Канадский бобр
Пенсильвания Воротничковый рябчик Гаррисбург Немецкий дог
Род-Айленд Красная порода курицы Провиденс Нет
Северная Дакота Луговой трупиал Бисмарк Лошадь Нокота
Северная Каролина Красный кардинал Роли Плотт-хаунд
Теннесси Американская куропатка Нэшвилл Верховая лошадь
Техас Многоголосый пересмешник Остин Американская лошадь
Флорида Многоголосый пересмешник Таллахасси Флоридская пума
Южная Дакота Обыкновенный фазан Пирр Койот
Южная Каролина Индейка Колумбия Бойкин-спаниель
Юта Калифорнийская чайка Солт-Лейк-Сити Канадский олень

Вхождение новой территории в границы Америки – длительная процедура, поскольку претендент на звание штата должен разработать и представить свою Конституцию, согласованную с Конгрессом США.

Только после рассмотрения документа Конгресс принимает решение о включение новой земли в число штатов или нет.

На данный момент в Северной Америке столицы и страны неизменны.

Подробный обзор о расположении североамериканского континента и его государствах можете посмотреть в следующем видео:

Страны Северной Америки по списку многочисленны и разнообразны. Континент может похвастаться богатой историей, удивительной природой и большой численностью населения.

Все государства настолько разнообразны, сложно и даже практически невозможно без подсказки сразу сказать, какие страны входят в Северную Америку, тем более основное их количество является островными.

Население Северной Америки

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 974.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 974.

По численности населения Северная Америка занимает четвертое место после Евразии, Африки и Европы. Где проживает большинство жителей и выходцами каких стран они являются – подробнее в этой статье.

Численность населения Северной Америки

На материке проживает 565 млн человек. Плотность населения Северной Америки составляет 22 жителя на один квадратный километр. Однако существуют местности, которые являются густонаселенными, а есть территории, где на каждый квадратный километр приходится 1-2 человека. В первую очередь это зависит от климатических и геологических условий.

Острова Карибского моря, земли близ Великих озер и прибрежье Тихого океана считаются самыми густонаселенными районами. Здесь количество жителей может достигать 200 человек на 1 кв. км. Большое количество людей сконцентрировано в столицах и крупных городах. Это объясняется тем, что городские условия проживания лучше сельских, зарплата выше, а развлечений и возможностей больше. Самыми густонаселенными городами материка являются Нью-Йорк, Мехико, Лос-Анджелес, Торонто. В Мехико и Нью-Йорке проживает более 8 млн. человек.

Урбанизация – процесс, при котором происходит увеличение численности населения городов, по сравнению с сельскими местностями.

Самые крупные территории североамериканского континента – США, Канада и Мексика. Именно в них сосредоточена большая часть населения. Соединенные Штаты Америки являются самой заселенной страной материка. Здесь проживает 57% всех жителей северной Америки. На втором месте после США – Мексика. В этой стране проживает 21% населения всего материка. На третьем месте находится Канада. И хотя Канада по площади больше США и Мексики, по численности населения она уступает этим странам: на ее территории проживает всего 6% населения. Число жителей в остальных странах материка намного ниже, чем в этих трех, и не превышает 3% от общей численности населения Северной Америки.

Самыми малозаселенными территориями являются острова Канадского архипелага, Гренландии, а также пустынные районы запада.

которые читают вместе с этой

Население Северной Америки

Население Северной Америки состоит из переселенцев из Европы, которые осваивали эти земли в колониальные времена, и из аборигенов, которые живут на этих землях много веков. Несмотря на современный уклад жизни жители сохранили свои этнические особенности.

В США основным языком является английский, в Мексике – испанский. А вот в Канаде два официальных языка – английский и французский. Дело в том, что изначально канадские территории начали захватывать и колонизировать французы, и только потом пришли англичане. Провинция Квебек является французской. Школьники изучают предметы здесь исключительно на французском языке.

Коренными жителями Северной Америки являются индейцы, эскимосы и алеуты. Эскимосы живут в Гренландии, на Аляске и на побережье Северного Ледовитого океана. Индейцы проживают на территории Мексики. Алеуты составляют совсем небольшую часть населения – 5000 человек.

Рис. 3. Алеуты.

Что мы узнали?

Из темы по географии для 7 класса, мы узнали, что размещение населения Северной Америки неравномерно. Большая часть жителей проживает на территории трех государств: США, Мексики, Канады. В городах проживает 85% населения. Население материка состоит из англичан, французов, датчан перебравшихся сюда с целью освоения новых земель в XVII-XVIII веках, а также из аборигенов – алеутов, эскимосов, индейцев.

Страны Северной Америки: список, их краткая характеристика и описание, численность населения и площадь

Страны Северной Америки

Страны Северной Америки занимают большую территорию, которая является отдельным континентом.

Северная Америка – один из шести существующих материков, имеющих огромную сухопутную территорию.

Находится суша в западном полушарии планеты.

Площадь (без включения островных территорий) занимает 20,36 миллионов км. кв., а с островами занято чуть более 24 миллионов.

Если сравнивать большие сухопутные территории, то эту площадь можно приравнять к бывшему Советскому Союзу.

Население материка – более 500 миллионов жителей, что примерно составляет всего 7% от общего планетарного населения, несмотря на территориальную обширность.

К островам материка также относится Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Алеуты и Вест-Индия.

В Северной Америке есть Североамериканский регион, включающий в себя Канаду, США, Гренландию, Бермудские острова, Микелон и Сен-Пьер.

Все страны Северной Америки имеют выход к морю.

Также следует знать, что материк имеет специфическое расположение стран по отношению к воде, ведь это единственная суша, где нет стран без выхода к морю.

Следует знать, какие страны и столицы расположены в северном американском участке, сколько их, а также основные географические сведения.

Список стран Северной Америки

Эта большая сухопутная часть планеты со всех сторон омывается океанами и морями.

Список: три океана, за исключением Индийского, Берингово море, заливы Аляска и Калифорнийский, море Лабрадор, Карибское море, несколько заливов, включая Мексиканский, а также Бофорт, Баффин.

Таблица: основные характеристики стран Северной Америки

Площадь (км²) Численность населения (тыс. чел.) Официальный язык Телефонный код страны

Нужна ли виза для россиян

Такая разная и уникальная Северная Америка – об этом следующий видеоматериал.

Столицы стран

Перечень стран со столицами (принадлежащие острова также входят в перечень (по алфавиту):

  1. Antigua and Barbuda, the столица – Сент-Джонс;
  2. The Bahamas – столица Нассау;
  3. Barbados – Бриджтаун;
  4. Anguilla – Валли;
  5. Aruba – Оранджстад;
  6. Belize – Бельмотан;
  7. Bermuda – Гамильтон;
  8. Bonaire, Синт-Эстатиус и Саба-Кларендайк;
  9. Virgin Islands – Роад Таун, Шарлотта-Амелия;
  10. Haiti, Порт-ау-Принс;
  11. Guademala – Гуатемала;
  12. Honduras – Тегусигальпа;
  13. Grenada – Сент Джорджс;
  14. Greenland – Готтхоб;
  15. Dominica – Розеу;
  16. Dominican Republic – Санто Доминго;
  17. Cayman Islands – Джорджтаун;
  18. Canada – Оттава;
  19. Costa Rica – Сан Хосе;
  20. Cuba – Гавана;
  21. Curacao – Виллемстад;
  22. Martinique – Форт-де-Франс;
  23. Mexico – Мехико Сити;
  24. Montserrat – Плаймаус;
  25. Nicaragua – Манагуа;
  26. Panama – название идентично стране;
  27. Puerto Rico – Сан Хуан;
  28. El Salvador – Сан Сальвадор;
  29. St. Martin – Маригот;
  30. Saint Pierre and Miquelon – Сент-Пьеро;
  31. Saint Vincent and the Grenadines – Кингстаун;
  32. Saint Kitts and Nevis – Бассетерре;
  33. Saint Lucia – Кастрис;
  34. United States of America – Вашингтон;
  35. St. Marten – Филипбург;
  36. Turks and Caicos – Киберн Таун;
  37. Trinidad and Tobago – Порт оф Спейн;
  38. Jamaica – Кингстон.

Карта Северной Америки

На рисунке изображена карта Северной Америки со странами и столицами.

Жирным шрифтом помечены столицы, также указаны самые крупные города.

По цветному разделению карты видно, что территория разбита на регионы.

У изголовья с севера располагается Канада, которую омывает море Бофорта и море Лабрадор.

Суша окружена двумя крупнейшими океанами – Тихим и Атлантическим.

Середина помечена розовым цветом и относится территориальным границам Соединенных Штатов Америки.

Также можно заметить, что часть США расположена не только посередине, но и западнее канадского региона, который окружен с трёх сторон водными просторами – тихоокеаническими, заливом Аляска и Бофортовым морем.

Самая малая часть суши, не считая островных участков, принадлежит с южной стороны Мексике.

Остальными цветами на карте изображены острова и их столицы.

Крайние точки материка:

  • со стороны севера – Cape Murchison;
  • на Юге – Cape Mariyato;
  • на Западе – Prince of Wales cape;
  • на Востоке – Cape St. Charles.

Физическая карта Северной Америки:

Физическая карта указывает на высоту местности, ландшафт территории.

На ней примерно указано, сколько метров над уровнем моря имеет конкретная местность.

Синим цветом помечена глубина моря, и чем насыщеннее цвет, тем она глубже.

Жёлтый и оранжевый цвета означают высоту над нулевой отметкой (это и есть уровень моря).

Самая высокая точка Северной Америки отмечена насыщенно оранжевым цветом.

Её высота составляет 6194 метра, и это гора Денали.

Самая низкая сухопутная точка – долина Смерти, горная впадина, её высота ниже на 86 метров от уровня моря.

Географический рельеф

Лаврентийская возвышенность имеет отношение к сухопутной территории Канадского щита.

Она имеет специфическую поверхность, связанную с денудацией влиянием последнего Ледникового периода.

Средняя высота Лаврентийской возвышенности колеблется в пределах 1540–6000 метров над уровнем моря.

Весомую часть, если внимательно рассматривать физическую карту, занимают Центральные равнины, которые относятся к части литосферной плиты Северо-Американской платформы.

Высота над уровнем моря колеблется в пределах 200–400 метров.

Рельеф у данной территории имеет слабые волновые образования и эрозии, хотя с северной стороны он ледниковый с попеременным изменением в виде зандровых полей.

Южная часть имеет насаждения деревьев в виде мешаного леса.

В состав территории входит возвышенность Озарк – примерно 760 метров, а также низкогорный регион Уошито – не более 880 метров, имеющий основание в виде складок.

Великие равнины относятся к плато Кордильер.

Предел величины возвышенности колеблется от 500 м до 1 км.

Территория имеет сложный состав, изобилует коренными, моренными, лёссовыми четвертинными и флювоигляциальными породами.

Береговые низменности располагаются со стороны юга континента и находятся на эпигерцинской платформе.

Высота небольшая, не более 200 метров над уровнем моря.

В дальних участках состоят преимущественно из эрозивных форм, но в прибережной зоне полно лагун, пляжей из песка, кос и плоских террас.

Так выглядит политическая карта Северной Америки:

Население Северной Америки

Весомое значение среди географических сведений о материке занимает информация касательно жителей континента.

По состоянию переписи населения за 2022 год, в Северной Америке проживает приблизительно 579 миллионов человек.

Коренными жителями материка являются эскимосы, алеуты и индейцы, но изначально на эту землю они попали из Азии.

На сегодняшний день численность коренного населения в виде индейцев не превышает 20 миллионов из общего числа населения, что означает, что осталось их совсем немного.

Большую часть среди современного населения США, Мексики и Канады представляют потомки европейцев, которые когда-то были переселенцами из Великобритании и Франции.

Плотность населения Северной Америки.

Это объясняет, почему в Канаде второй национальный язык – французский.

Эти переселенцы по большей части обитают на современной территории Канады и США.

Не малую часть занимают испанцы, которые проживают на территории современной Мексики.

Самый большой языковой процент среди англоязычного населения, на втором месте – французский язык, который распространился благодаря выходцам из Франции в Канаде.

Жители Мексики и Центральной Америки разговаривают преимущественно на испанском языке.

Индейские коренные народы, что проживают в Мексике, в большинстве сохранили свой родной язык.

Общая численность афроамериканцев, когда-то привезенных на плантации из Африки, на сегодняшний день составляет примерно 50 миллионов.

Больше всего чернокожих жителей живет в США и в странах Карибского бассейна.

Немало существует смешанных рас – метисов и мулатов. Среди жителей СНГ также есть диаспоры.

К примеру, в США есть крупные русские диаспоры, немало русских в Нью-Йорке.

Канада славится крупной украинской диаспорой.

Северная Америка: от истории заселения материка и колонизации до наших дней.

Образование в Узбекистане

Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. В 90-е годы ХХ столетия обязательными были только 9 классов школы. Нынешняя система обучения, регулируемая законом об образовании и «Национальной программой по подготовке кадров», предусматривает последующее трехлетнее образование – профессионально-техническое в колледжах либо академическое в лицеях.

Дошкольное

У дошкольного образования имеются определенные задачи:

  • воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  • пробудить у малышей тягу к обретению знаний;
  • раскрыть способности каждого ребенка;
  • подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу.

В Узбекистане система дошкольного образования реализует программы всевозможной направленности, предусматривающие уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности:

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал.
  • Заведение дошкольного воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа.
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое.
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на оказание квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии.
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера.
  • Комбинированный садик – набирает группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.

Среднее

В систему школьного обучения Узбекистана входят учебные заведения общего образования, предоставляющие бесплатные услуги для детей 6-16 лет. Школьное образование в стране делится на две ступени:

  • начальное – с 1 по 4 класс;
  • общее среднее – с 1 по 9 класс.

Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Высшее

Как и в других странах, в Узбекистане высшее образование предполагает подготовку квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства – научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В вузовскую систему входят:

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:

  1. Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
  2. Магистратура – высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы – не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Приоритеты образования в Узбекистане. Обзор реформ

О том, что было сделано в системе образования за последние годы, в статье Виктора Абатурова.

В экономической лексике десятилетие назад не случайно появился термин «экономика знаний». Это свидетельствует о кардинальном значении для развития современной экономики высокой компетенции работников, чего невозможно добиться без качественного образования. В современном мире качество образования уже стало одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики.

Именно поэтому в принятой в начале нового этапа реформ в Узбекистане в феврале 2017 года «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2022 годах» одним из приоритетов является «продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда». Вопросы развития повышения конкурентоспособности образования страны на национальном и международном рынках труда также вошли в Концепцию комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.

До начала нового этапа реформ дошкольному образованию в Узбекистане не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась в 2017 году, когда было создано Министерство дошкольного образования (МДО). Если ранее охват детей этой формой обучения составлял всего 27%, то к концу 2019 года он уже увеличился до 44,5%. За этот период число государственных дошкольных учреждений (ДОУ) увеличилось в 1,5 раза (с 4940 до 7500), а частных ДОУ — в 3 раза (с 269 до 783). Если в 2017 году в системе дошкольного образования работала 51 тысяча педагогов, то к концу 2019-го — более 80 тысяч.

Большое внимание уделялось подготовке кадров для дошкольного образования. С целью более качественной подготовки специалистов 97 педагогических колледжей полностью перешли под юрисдикцию МДО. Во всех педагогических вузах были увеличены квоты по дошкольному образованию. В 2019 году впервые был открыт факультет вечернего образования Ташкентского государственного педагогического университета. Специалистов по дошкольному образованию стали готовить на факультете дошкольного образования в филиале Университета Пучон в Ташкенте. При МДО открыт Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В целях организации здорового и безопасного питания в детских садах созданы условия для закупки продуктов питания для воспитанников ДОУ напрямую у предприятий-производителей, в пилотном порядке запущена организация питания с применением кейтеринга.

В Узбекистане создана развитая школьная инфраструктура, позволившая осуществить полный охват детей всеобщим начальным и средним образованием. Валовой коэффициент охвата всеобщим начальным и средним образованием сохранился на уровне 99%.

В ходе реформ в среднем образовании в школах восстановили обучение в 10-11 классах. Доля преподавателей с высшим образованием в общеобразовательных школах превысила 80%, что можно рассматривать как показатель качества образования. Реформа образования сопровождалась увеличением зарплат учителей средних школ, которые повышались в три этапа и в итоге выросли в среднем на 50%. В ходе реформы были также упразднены 4 академических лицея, учебная и материальная база которых не отвечала современным требованиям. А 54 лицея, расположенные вдали от вузов и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи.

Вместе с тем в мире все шире внедряются новые инновационные технологии научно-технического образования. В Узбекистане создаются предпосылки и условия для перехода к подобным технологиям преподавания, что отражено в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Важное значение в этом направлении имеет создание системы президентских школ, куда отбираются одаренные дети, окончившие четвертый класс по результатам тестирования. Президентские школы уже действуют в Ташкенте, Намангане, Нукусе и Хиве, в этом году открываются школы в Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане, а в 2022 году будут открыты в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.

Создаются специализированные образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, постановлениями Президента в Ташкенте образованы школа имени аль-Хорезми и школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Астрономическом институте Академии наук Республики Узбекистан. Действуют и частные специализированные школы. В 2015 году в Ташкенте была создана первая начальная частная школа робототехники Robokidz Education, где преподаются курсы робототехники, начального программирования и «интернета вещей». А в 2017 году открыта частная школа Artel global school, ориентированная на углубленное изучение математики, физики, химии. Здесь также преподается робототехника, 3D-моделирование и программирование.

Реформы в профессиональном образовании проводятся на основании Указа Президента «О дополнительных мерах усовершенствования системы профессионального образования», принятого 6 сентября 2019 года. Согласно этому указу, внедряется новая система непрерывного профессионального образования: начальное, среднее и среднее специальное профессиональное образование. Для взрослого населения и безработных граждан организуются центры профессионального обучения.

В настоящее время в области профессионального образования создана сеть образовательных учреждений, состоящая из 340 профессионально-технических школ, 147 колледжей и 143 техникумов, подготовка кадров в которых должна осуществляться на основе образовательных программ, соответствующих 3, 4 и 5 уровням Международной стандартной классификации образования 2011.

Профессионально-технические школы обеспечивают профессиональное образование для выпускников 9-х классов. Большая часть времени обучения здесь уделяется практическим занятиям. Обучение ориентировано на области семейного бизнеса, строительство, услуги, животноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство и т.д.

Колледжи обеспечивают подготовку специалистов, имеющих как минимум общее среднее образование, в форме дневного, вечернего и заочного обучения с продолжительностью до двух лет. На выпускников колледжей крупные потенциальные работодатели создают портфель заказов, исходя из текущей и будущей потребности в работниках, что гарантирует трудоустройство выпускников.

Выпускникам техникумов, успешно окончившим образовательные программы, предоставляется право продолжения учебы со 2-го курса соответствующих направлений образования бакалавриата высших образовательных учреждений без вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования. Таким образом, представляется возможность продолжить обучение и улучшать свои профессиональные знания и навыки.

20 апреля 2017 года Постановлением Президента утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2022 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования.

Был изменен порядок приема в вузы, экзамены стали проходить с 1 по 15 августа, а их результаты стали публиковаться на следующий день. Отменено тестирование при поступлении в вузы по творческим направлениям. С сентября 2017 года учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав сократилась в пользу ведения научно-исследовательской работы. Восстановлена заочная форма обучения. Зарплаты преподавателей вузов возросли вдвое.

Повысилась самостоятельность вузов. Начиная с 2018/2019 учебного года, ведущие высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам.

В рамках реформирования сферы образования пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами, модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с международными системами, такими как PISA, TIMSS и PIRLS.

В сотрудничестве с международными рейтинговыми агентствами QS, THE разработаны индикаторы оценки качества образования для определения национального рейтинга вузов страны, и уже третий год объявляются их результаты. Для международного признания документов об образовании начата работа над их соответствием требованиям Международной стандартной классификации образования (МСКО/ISCED 2011). В 2022 году Узбекистан вступил в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования (ENQA) как наблюдатель.

8 октября 2019 года вышел Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан на период до 2030 года», которым предусмотрены поэтапный переход к внедрению передовых стандартов высшего образования, постепенный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, которая должна быть внедрена в 16% высших образовательных учреждений в 2023 году, в 57% — в 2025 году и в 85% — в 2030 году. Вместе с тем, переход на эту систему уже начался. Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий (ТУИТ) поэтапно осуществляет переход на кредитную систему образования с 2018/2019 учебного года. В том же направлении начали работу национальный, юридический университеты, Университет востоковедения и Ташкентская медицинская академия.

Коронавирусная инфекция и связанные с нею карантинные ограничения сильно повлияли на сферу образования. С одной стороны, карантинные ограничения привели к сбоям в непрерывности образовательных процессов, с другой — стали катализатором, ускорившим развитие дистанционного обучения.

Первый случай заражения коронавирусом в Узбекистане был выявлен 15 марта, а уже с 16 марта решением Специальной республиканской комиссии на трехнедельный карантин были закрыты дошкольные, средние и высшие образовательные учреждения. Около 80 тысячам студентов, обучавшимся в Ташкенте из других регионов страны, для возвращения домой были предоставлены скидки на транспортные услуги в 50%.

В домашних условиях карантина находилось около 8,4 млн. учащихся, около 6 млн. человек из которых являлись учениками общеобразовательных школ. Для обеспечения непрерывного образовательного процесса были организованы различные виды дистанционного обучения. В частности, Министерство народного образования подготовило телевещание уроков для всех классов в соответствие с учебной программой. На официальном телеграм-канале министерства UZEDU и канале в видеохостинге YouTube стали публиковаться расписание и непосредственные записи ТВ-уроков для всех классов.

Также оперативно Министерство высшего и среднего специального образования сформировало онлайн-ресурсы по стандартам высшего образования и запустило телеграм-канал EDUUZ, где стали размещаться материалы для самообразования. При этом продолжился процесс формирования более 3500 электронных учебников по различным дисциплинам на сайте «Инновацион кутубхона».

Из пакетов принятых из-за пандемии коронавируса мер многие касались вопросов образования. Родителям воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов общеобразовательных школ был предоставлен ежегодный отпуск, в том числе и для проработавших менее 6 месяцев. Гарантировалась своевременная выплата заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность. Для лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 14 лет, стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы.

Принятые меры позволили решить три главных вопроса, связанных с закрытием образовательных учреждений. Первый — присмотр за учащимися дошкольных и общеобразовательных учреждений, второй — финансовое обеспечение во время карантина и третий — возможность продолжения образовательного процесса на дистанционной основе.

Вместе с тем в образовательной сфере Узбекистана продолжают сохраняться проблемы, которые нуждаются в решении.

Несмотря на динамичный рост дошкольного образования до пандемии (очевидно, что карантинные ограничения замедлили рост показателей этого сектора, которые по итогам года могут оказаться ниже, чем в прошлом году), продолжает оставаться низким охват детей, по сравнению с соседними странами, где показатель охвата находится выше 70% против 44,5% в Узбекистане. После преодоления пандемии будет ощущаться нехватка соответствующих учреждений.

До сих пор остаются школы, в которых дети обучаются в две смены. Это свидетельствует о том, что существующие мощности образовательных учреждений меньше имеющихся в них потребностей. При динамичном темпе строительства новых жилых массивов в городах и районах необходимо обеспечить и не менее масштабное строительство новых школ, а также обеспечивать их компьютерными классами, современным оборудованием, включая лаборатории, и высокоскоростным доступом к сети интернет.

Невзирая на растущий интерес к получению высшего образования и увеличение квот на поступление, сохраняется низким охват населения студенческого возраста системой высшего образования, всего 15%. Далеко не всегда отвечают современным требованиям учебные планы вузов, впрочем, как и качество подготовки абитуриентов. По оценкам экспертов Министерства высшего и среднего специального образования, критически важным является то, что самые низкие результаты показывали абитуриенты, желающие овладеть техническими специальностями, стремящиеся работать в технологически интенсивной среде, где пробелы в школьных знаниях никак не могут быть восполнены вузовской программой. Это потверждается также данными представительства ЮНИСЕФ о качестве образования в Узбекистане.

Несмотря на то, что в условиях коронавирусных ограничений в Узбекистане стали стремительно развиваться различные виды дистанционного образования, этому процессу продолжает препятствовать ряд важных моментов. Пользователи сталкиваются с рядом общих проблем — различиями в доступности каналов связи, недостатком оборудования и программного обеспечения, низким качеством телекоммуникационных услуг. Согласно данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций за март 2022 года, в общем рейтинге по скорости интернета среди 176 стран Республика Узбекистан занимает 96-ю строчку, а по скорости мобильного интернета — 133-е место. Кроме того, по данным информационного портала Datareportal, в 2022 году только 55% населения (18,34 млн. человек) пользуются интернетом. При этом даже те, кто имеет доступ к интернету, не всегда способны оплатить его стоимость. Так, согласно анализу экспертов из Picodi.com в декабре 2019 года, Узбекистан занял 11-е место среди 62 стран по средней стоимости интернета за 100 мегабит в секунду (м/с). Так, в Узбекистане стоимость 100 м/с составляет 51 доллар, в соседнем Казахстане — 11 долларов, а в Кыргызстане — 34 доллара. Широкое внедрение онлайн-образования во время пандемии в Узбекистане дало серьезный импульс развитию сектора, но продолжает существовать необходимость в дополнительных мерах для повышения качества предоставляемых интернет-услуг.

Резюмируя, можно констатировать, что за четыре года нового этапа реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены серьезные основы для вывода их на качественно новый уровень, отвечающий современным международным требованиям. Но многие имеющиеся проблемы до сих пор не решены.

Сфера образования достаточно «консервативная» с точки зрения реформирования области ввиду того, что объективно готовит кадры, воспитывает людей для жизни в будущем. Для подготовки нового поколения к жизни требуются два десятилетия, и за три или пять лет эту проблему не решить. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах требуются грамотные абитуриенты. Для успешного овладения школьными, все более сложными программами образования необходимы развитие способностей у детей и их качественная подготовка в дошкольных учреждениях.

В ходе проводимых в Узбекистане образовательных реформ основной упор стал делаться на выявление и развитие талантов у молодежи. Но развивать таланты необходимо с детского сада и со школьной скамьи, чему существовавшая ранее недостаточно эффективная система школьного и дошкольного образования не способствовала. Свидетельство тому — низкий уровень подготовки абитуриентов.

В связи с этим реформы в образовании являются наиболее эффективными при комплексном подходе и гармонизации реформирования секторов и различных этапов образования. Поэтому на передний план реформ выступает необходимость формирования целостной системы образования, обеспечивающей тесное сотрудничество между дошкольными, общими средними, средними специальными, профессиональными, высшими образовательными и научными учреждениями.

Высшее и средне-специальное образование в Узбекистане в 2022 году

Наименование мероприятий

Механизм реализации

Источники финансирования

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

I. Организация деятельности Термезского инженерно-технологического института, внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий и методов обучения

Подготовка документов, необходимых для организации деятельности Термезского инженерно-технологического института (далее — Институт).

1. Разработка, утверждение и проведение государственной регистрации устава Института в установленном порядке.

2. Формирование и утверждение структуры Института.

Декабрь 2022 года

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Постоянное совершенствование учебно-методической документации на основе предложений работодателей и заказчиков кадров.

1. Поэтапное уменьшение количества дисциплин в учебных планах за счет предметов не по специальности, а также совершенствование путем увеличения доли самостоятельного образования.

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Увеличение доли предметов специализации направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры, которые преподаются на иностранных языках.

Начиная с 2022/2023 учебного года, поэтапно

3. Совершенствование содержания программ дисциплин на основе требований заказчиков кадров и зарубежного опыта.

Обеспечение интеграции образования и отраслей экономики.

1. Налаживание долгосрочного сотрудничества с работодателями, широкое использование их предложений в организации образования.

2. Разработка и развитие совместно с потребителями кадров методической базы для организации квалификационной практики студентов.

3. Организация практики студентов выпускного курса на предприятиях и в организациях, где в будущем студенты могут быть трудоустроены.

Начиная с 2022/2023 учебного года, постоянно

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Внедрение в образовательный процесс передовых образовательных технологий и методик обучения, основанных на международных образовательных стандартах.

1. Принятие мер по изучению и внедрению передовых образовательных технологий и методик обучения ведущих высших образовательных учреждений в зарубежных странах.

Внебюджетные средства Института

Июнь — август 2022 года

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Проведение лекций и практических занятий с участием зарубежных специалистов.

Повышение профессионального мастерства профессоров-преподавателей Института, в частности налаживание системы повышения их квалификации в зарубежных высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях.

1. Направление профессоров-преподавателей на повышение квалификации в престижные зарубежные высшие образовательные и научно-исследовательские учреждения.

2. Организация стажировок для профессоров-преподавателей в зарубежных научных центрах и высших образовательных учреждениях, а также в организациях и на предприятиях, являющихся заказчиками кадров.

Внебюджетные средства Института, гранты

Начиная с 2022/2022 учебного года, постоянно

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Полное обеспечение образовательного процесса современной учебной литературой.

1. Подготовка недостающей учебной литературы по предметам на основе целевых планов.

Внебюджетные средства Института, гранты

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Создание современной учебной литературы, приобретение и перевод зарубежной литературы, регулярное обновление фонда информационно-ресурсного центра.

Создание условий для регулярных занятий студентами физической культурой и спортом.

1. Налаживание постоянного проведения спортивных соревнований в Институте.

2. Организация кубка ректора Института.

3. Постоянная организация мероприятий по физической культуре и спорту.

Внебюджетные средства Института

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство туризма и спорта, Институт

Обеспечение учебных зданий Института современным оборудованием.

1. Формирование перечня необходимых средств для оснащения аудиторий с учетом специфики направлений образования.

Средства бюджета, выделенные на эти цели, внебюджетные средства Института, гранты

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов, Институт

2. Обеспечение Института учебным и научно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, программными продуктами, мультимедийной продукцией, учебной и научно-методической литературой, строительными материалами, инвентарем и материально-техническими ресурсами.

3. Выделение Институту лимита для содержания 2, в том числе 1 закрепленного и 1 дежурного легковых автотранспортных средств.

Январь 2022 года

II. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, обеспечение результативности научных работ и широкое вовлечение молодежи в научную деятельность

Повышение научного потенциала профессоров-преподавателей Института.

1. Активное привлечение профессоров-преподавателей и сотрудников, ведущих высших образовательных учреждений к научно-исследовательской работе.

2. Обеспечение участия профессоров-преподавателей в проводимых в зарубежных странах международных конференциях, симпозиумах и семинарах на постоянной основе.

3. Пересмотр требований к научной деятельности профессоров-преподавателей, организация их научно-практических стажировок, в том числе в различных организациях.

4. Принятие мер по опубликованию научных статей профессоров-преподавателей в базах международных индексационных данных, таких как Web of Science, Scopus, Google Scholar, а также повышению цитируемости данных статьей.

Внебюджетные средства Института

Начиная с 2022 года, постоянно

Министерство инновационного развития, Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Повышение результативности проводимых в Институте прикладных, фундаментальных и инновационных исследований.

1. Пересмотр тематики прикладных, фундаментальных и инновационных исследований с учетом территориальных проблем и проблем производственных сфер.

2. Внесение проектов и предложений для формирования государственного заказа на научно-исследовательские работы.

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития, Институт

Осуществление научной и инновационной деятельности, коммерциализация достижений науки, а также привлечение финансовых ресурсов.

1. Изучение передового зарубежного опыта в сфере коммерциализации инновационных разработок.

2. Анализ потребностей отраслей экономики и производственных предприятий страны.

3. Создание в составе Института коммерческих и некоммерческих организаций по содействию развитию образования и науки с использованием потенциала профессоров-преподавателей, исследователей и студентов Института.

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Создание учебной лаборатории «Молодой инженер-технолог».

1. Подготовка и оснащение лабораторных помещений.

Внебюджетные средства Института

Апрель 2022 года

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Создание возможностей применения на практике теоретических знаний студентов.

Начиная с 2022/2023 учебного года, постоянно

Реализация научного и творческого потенциала студентов.

1. Отбор одаренных студентов и направление их на научно-исследовательскую работу.

Начиная с 2022/2023 учебного года, постоянно

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Вовлечение студентов профессорами-преподавателями в научно-исследовательскую работу.

3. Стимулирование студентов, активно участвовавших в научно-исследовательских работах.

III. Создание единого информационного пространства образовательной, научной и административной деятельности, совершенствование инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий

Расширение доступа Института
к информационно-коммуникационным технологиям и укрепление его материально-технической базы.

1. Обеспечение оборудованием информационных технологий, необходимым для перехода к дистанционному обучению и кредитно-модульной системе.

Бюджетные и внебюджетные средства Института

2022 — 2025 годы

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Институт

2. Проведение онлайн-трансляции лекций, практических и лабораторных занятий в Институте, а также оснащение их оборудованием, позволяющим проводить мониторинг их качества.

Август 2022 года

Совершенствование инфраструктуры IT-технологий,
в образовательном и управленческом процессе Института.

1. Оснащение зданий Института оптико-волоконными сетями и создание единой сети управления.

Внебюджетные средства Института

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Обеспечение широкого доступа к всемирной информационной сети Интернет всех зданий Института, в том числе информационно-ресурсного центра, учебных корпусов через беспроводную систему Wi-Fi.

Январь 2022 года

3. Формирование у профессоров-преподавателей и студентов навыков работы с видео-, аудио- и анимационными материалами.

Внедрение в учебный процесс Института информационных технологий.

1. Оснащение учебных аудиторий современными информационно- коммуникационными технологиями.

Внебюджетные средства Института

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Дальнейшее расширение использования системы электронного журнала, электронной посещаемости и электронного расписания уроков.

3. В целях широкого внедрения цифровых технологий в образовательную систему Института:

полное оснащение учебных аудиторий веб-камерами, работающими в режиме онлайн, создание на каждом факультете «SMART» аудиторий для лекций;

обогащение образовательного процесса мультимедийной продукцией;

разработка и внедрение онлайн-, вебинар-технологий, информационной системы «Е-universitet» и программной платформы «E-minbar»;

обеспечение каждого студента основанными на цифровых технологиях
ID-картами и наблюдение посредством этого за образовательным процессом;

обеспечение введения всех учебно-методических сборников в «Moodle» и систему электронной библиотеки Института.

Начиная с мая 2022 года, постоянно

4. Формирование и ввод в систему электронной базы учебников по всем преподаваемым в Институте предметам.

IV. Развитие международного сотрудничества, привлечение к образовательному процессу зарубежных специалистов и преподавателей

Развитие сотрудничества с зарубежными научными и образовательными учреждениями.

1. Принятие мер в рамках договоров с зарубежными высшими образовательными учреждениями по прикреплению профессоров-преподавателей и специалистов с высоким научным потенциалом к докторантам и независимым соискателям Института в качестве научных консультантов.

2. Организация совместно с зарубежными институтами-партнерами вебинаров по предметам специализации.

3. Привлечение грантов зарубежных научно-исследовательских центров и средств зарубежных научных фондов.

Международные гранты, внебюджетные средства Института

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Поэтапное увеличение доли иностранных студентов в Институте.

1. Проведение в Институте международных студенческих конференций и обеспечение участия в них зарубежных студентов.

Международные гранты, внебюджетные средства Института

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

2. Подготовка кадров в рамках совместных программ (double degree, joint degree) с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями.

Начиная с 2022/2023 учебного года, постоянно

Организация совместно с зарубежными университетами обмена студентами и совместных научных исследований.

1. Налаживание осуществления совместных научных исследований с ведущими зарубежными университетами и научными центрами.

2. Обеспечение участия студентов в международных научных конференциях.

Внебюджетные средства Института

Начиная с 2022/2023 учебного года, постоянно

Министерство высшего и среднего специального образования, Институт

Читайте также:
Уровень жизни в России и Украине в 2022 году: сравнение, где лучше жить
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: