Цена и стоимость 1 литра и одного галлона бензина в США в 2022 году

Стоимость бензина в США в 2022 году

Цена литра бензина в США – это один из моментов американской повседневности, который интересует всех, кто планирует переехать в Штаты на ПМЖ или отправиться путешествовать в эту страну. Зная, сколько стоит топливо для заправки автомобиля, вы сможете распланировать свой бюджет и решить, будете ли ездить на общественном транспорте или выберете автомобиль, который можно арендовать или купить.

Виды бензина

Классификация бензина в России и США различается. Если в РФ водитель может заправить свой автомобиль 92-м, 95-м, 98-м, то в Америке разновидности иные.

Здесь присутствуют следующие типы бензина:

  • 87-й. Тот же 92-й российский. Качество довольно низкое, но небольшая цена (о стоимости подробнее поговорим далее). Название в США — regular.
  • 89-й (тождественен 95-му в России). Средняя стоимость и неплохое качество, о чем в принципе говорит его название — mid-grade.
  • 91-й. Это уже качественное топливо, относится к классу premium.
  • 93-й. Бензин наивысшего качества в Америке. Класс — super-premium, что соответствует 98-му типу в РФ.
  • Кроме того, есть ещё дизельное топливо, которое по цене ещё дороже, чем 93-й.

Общее качество

Сделаем маленькое уточнение для автолюбителей России, которые на время или навсегда планируют стать автовладельцами США. Качество американского бензина вас порадует. АИ-92 по качеству примерно такой же, как у нас.

Что касается 98 и 95, на отечественных заправках чаще всего можно купить 92 с присадками, которые могут навредить двигателю.

Торговые марки

Теперь о брендах, представленных на рынке Соединённых Штатов:

  • Shell – торговая марка крупной британско-голландской компании Royal Dutch Shell. Бензин этого бренда один из наиболее продаваемых в США.
  • Chevron – бренд старейшей американской энергетической компании Chevron Corporation. Цены примерно на четверть выше, чем у Shell.
  • Mobil 1 — торговая марка, которая несколько отстаёт по популярности от вышеуказанных.

Формирование цен на бензин

Однако стоимость бензина варьируется от штата к штату по многим причинам:

  • Себестоимость сырой нефти составляет большую часть стоимости литра топлива. Цена на нефть зависит от спроса и предложений, существующих на мировом и местном рынке. Часто цены повышаются в связи с перебоями в поставках сырья.
  • Переработка сырья в цене за 1 литр бензина составляет 5%. На заводах сырую нефть превращают в конечный продукт: бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты. На цену бензина влияет способ переработки нефти, используемый на конкретном заводе, и различные присадки, придающие топливу требуемые эксплуатационные свойства.
  • Федеральный налог на топливо в США составляет 4,86 цента на литр бензина. Федеральный налог на топливо был введен еще в 1932 г. в размере 1 цента на 1 галлон бензина (1 галлон = 3,78 л) и затем постепенно рос.
  • Впервые местный налог на топливо в США был установлен в штате Орегон в 1919г. и составлял 0,26 цента на 1 литр. В течение следующего десятилетия еще 48 американских штатов вместе со столицей страны ввели соответствующий налог. Сегодня в большинстве штатов налог на топливо устанавливается в виде фиксированной суммы в центах на 1 галлон ГСМ.
  • Наценки ритейлеров. Итоговые цены на бензин во многом зависят от расстояния между заправкой и местом нефтедобычи. Сюда входит и доставка сырья до нефтеперерабатывающих заводов, и затем от заводов до мест продажи. Это трубопроводы, железнодорожные цистерны, танкеры и автоцистерны. Также на стоимость топлива влияет конкуренция на местном рынке: в регионах с меньшим количеством автозаправочных станций бензин будет дороже, нежели там, где заправок больше.

Правильное измерение объема в США

Традиционно в США используется непривычная нам метрическая система, поэтому на АЗС там можно увидеть ценники не на литр, а за галлон. Вначале такое положение дел оказывается неудобным и приходится долго пересчитывать, сколько литров в галлоне бензина в США. Со временем гости или новые жители быстро переходят на такую систему.

Для простоты можно использовать значения из таблицы. Ознакомьтесь с ними внимательно:

Галлоны Литры
1 3.78
5 18.93
8 30.28
10 37.85
11 41.64
15 56.78
16 60.57

Сколько стоит бензин в США

Любопытно, что цена на бензин в России не перестает расти, при этом существенных скидок на топливо в последние годы не было, и не предвидится в перспективе. Стоимость бензина в США тоже меняется со временем, вот только не всегда – в сторону увеличения. Когда на нефтяном рынке котировки падают, возможно уменьшение цен.

Существует расхожее мнение, что на заправках в Штатах установлена единая стоимость, однако это не так. Ценник зависит от местности, так самая низкая цена бензина в США встречается в Южных районах страны, к примеру, в Нью-Мексико, зато в Калифорнии предлагают к заправке самое дорогое топливо. Впрочем, на территории одного города цены обычно одинаковые, несмотря на высокую конкуренцию среди заправок.

При этом разница в цене между марками бензина постоянно меняется. Если в России ценник на 92 и 95 бензин отличается в среднем на 1,5-3 рубля, то в Штатах разница составляет от 10 центов до доллара.

Сравнение цен на топливо в разных странах

Автомобильное топливо в Соединенных Штатах – одно из самых дешевых среди развитых стран. Например, по сравнению со странами Западной Европы этот показатель в США в 2-2,5 раза ниже. Это объясняется большими запасами нефти в стране.

Ниже представлены цены на 95 и 98 бензин в некоторых европейских странах (в американских долларах):

  • Австрия – 1,45 (95) и 1,64 (98);
  • Беларусь – 0,65 (95) и 0,71 (98);
  • Бельгия – 1,75 (95) и 1,83 (98);
  • Великобритания – 1,64 (95) и 1,71 (98);
  • Германия – 1,67 (95) и 1,85 (98);
  • Греция – 1,88 (95) и 2,03 (98);
  • Ирландия – 1,72 (95);
  • Испания – 1,5 (95) и 1,66 (98);
  • Италия – 1,91 (95) и 2,02 (98);
  • Нидерланды – 2,03 (95) и 2,1 (98);
  • Норвегия – 1,99 (95) и 2,12 (98);
  • Польша – 1,34 (95) и 1,43 (98);
  • Турция – 1,49 (95) и 1,49 (98);
  • Украина – 1,11 (95) и 1,16 (98);
  • Финляндия – 1,76 (95) и 1,86 (98);
  • Франция – 1,8 (95) и 1,88 (98);
  • Чехия – 1,46 (95) и 1,59 (98);
  • Швейцария – 1,59 (95) и 1,76 (98);
  • Швеция – 1,76 (95) и 1,83 (98).

Немного о дизеле

В 2022 году дизельное топливо составило 21% от общего использования ГСМ в Америке. Все дизельное топливо, которое потребляется в США, здесь же и производится. Только 2% от общего количества потребляемого дизеля импортируется из Канады. С нефтеперерабатывающих заводов по трубопроводам дизельное топливо поступает в терминалы для хранения, откуда уже автоцистернами развозится по заправочным станциям. К качеству дизеля в США тоже предъявляются довольно высокие требования в плане экологической безопасности.

На стоимость 1 литра дизельного топлива влияют:

  • цена сырья;
  • стоимость переработки нефти;
  • затраты на доставку и продажу: расположение и удаленность заправочной станции от завода по производству топлива, принадлежность заправки непосредственно производителю дизеля либо частной компании-ритейлеру напрямую влияют на ценообразование;
  • налоги: федеральный налог составляет 6,42 цента на литр дизеля, а местные налоги в среднем в 2022 году – 7,75 цента на литр.

Как правильно заправляться на заправках в США

Первым делом, разумеется нужно заехать на заправку. Цены на разных заправках, расположенных рядом, могут немного отличаться, но не сильно. Так что выбирайте ту заправку, которая Вам будет удобнее (речь идет о туристах, а не о местных жителях с дисконтными картами какой-либо заправки).

  • Подъезжаем к колонке. Далее нужно выбрать идти ли платить к кассе, либо оплачивать на месте у колонки кредитной картой. Пока рассмотрим вариант с оплатой картой.
  • Вставляем банковскую карту.
  • Здесь нужно помнить, что те карты, которые в России считаются дебетовыми, в Америке будут проходить как credit card. Так что жмем «No».
  • Так как Вы выбрали вариант оплаты кредитной картой, то Вам нужно будет ввести пятизначный ZIP-код, или почтовый индекс почтового отделения США. Российский индекс не подойдет, так как он шестизначный, и ZIP-кода своего у Вас также нет (только если Вы не местный житель). Поэтому нужно попробовать ввести 00000, 99999, или, что более разумно, взять первый попавшийся ZIP-код из какого-нибудь рекламного буклета. Если после ввода индекса система его примет, Вы перейдете к оплате. А если нет, Вас попросят ввести другой ZIP-код. После третьей неудачной попытки Вам предложат пройти на кассу и оплатить там.
  • Если ZIP-код у Вас приняли, то дальше уже все будет просто.
  • Затем вставляйте заправочный пистолет в бензобак и начинайте заправляться.
  • После того, как Вы зальете достаточное количество бензина, заканчиваете заливать бензин, убираете заправочный пистолет на место, и можете уезжать. С вашей карты спишется ровно столько, на сколько Вы заправились.

Подводя итоги

Таким образом, ситуация с качеством и ценами на топливо в Соединённых Штатах Америки очень благоприятная. Литр бензина в США обойдётся водителю по очень выгодной цене.

После обвала нефтяных цен в США на заправках дешевеет топливо. В России — нет

20 апреля 2022 года цены на нефть американской марки WTI пережили крупнейший обвал за всю историю. За несколько часов стоимость фьючерсного контракта на баррель опустилась до 0 долларов, а затем ушла до минус $40,32. Это означало, что продавцы готовы были доплатить покупателям за товар. Торговый день на Нью-Йоркской бирже для майских фьючерсов на WTI закончился на отметке минус $37,63. Во вторник, 21 апреля, стоимость американской нефти вернулась к положительным значениям.

Историческое падение цен на нефть привело к снижению розничной стоимости автомобильного топлива в США. Около 30 американских штатов уже сообщили о корректировке цен на бензин, о чем свидетельствуют данные трекера GasBuddy. В России стоимость топлива остается неизменной, несмотря на то что рухнули оптовые цены на бензин.

Литр бензина в США — 17,5 рубля

В сообщении GasBuddy говорится, что впервые за последние 20 лет в США появились города, где галлон бензина (3,785 л) стоит меньше 1 доллара. При переводе в привычные россиянам единицы измерения выходит, что минимальная стоимость одного литра топлива в США теперь составляет примерно 17,5 руб. за литр. Такие цены, например, на заправках в Кентукки, где галлон продают по 95 центов.

По подсчетам аналитиков, сегодня в США более 120 тыс. заправок в большей части штатов реализуют бензин по цене менее $2 за галлон, а почти 40 тыс. заправок — по цене менее $1,50. Средняя же стоимость одного галлона бензина по стране составляет $1,69 — это на 10% меньше, чем неделю назад. К слову, после «черного понедельника» 9 марта средняя стоимость галлона топлива в США опускалась до $2,14 (около 38 рублей за литр). По сравнению с 2019 годом цены на автомобильный бензин в США снизились примерно на 50%.

«Беспрецедентное падение спроса повсеместно снизило цены на топливо, — констатирует глава отдела анализа нефти GasBuddy Патрик Дехан. — Учитывая, что нефть достигла новых многолетних минимумов, возможно дальнейшее падение розничных цен на бензин почти по всей стране».

Однако не всем автомобилистам так повезло. Так, в Калифорнии галлон топлива по-прежнему самый дорогой и в среднем стоит $2,7; в Вашингтоне — $2,4. В свою очередь самый дешевый бензин (ниже $1,50) — в Висконсине, Оклахоме, Огайо, Мичигане, Арканзасе и Индиане.

Литр бензина в России — 45,9 рубля

В России тем временем средняя цена бензина АИ-95, по данным Росстата, составляет 45,9 руб. за литр, АИ-92 — 42,49 руб. После обрушения цен на нефть WTI никаких изменений в стоимости не произошло. Налоговая система в РФ такова, что цены на бензин растут независимо от того, дорожает или дешевеет нефть на мировом рынке.

Ранее на эту тему рассуждал аналитик Андрей Нальгин, комментируя сообщения о том, что россияне ездят заправлять свои автомобили в Казахстан, где на российских АЗС бензин дешевле почти в два раза. «Один мужик поехал в Казахстан на своем авто. И челюсть уронил… Потому что увидел цены на заправке такой же „Газпромнефти“, что и в России. Чтобы сразу была понятна суть, один литр АИ-92 у казахов стоит 26 рублей. В России — более 40 рублей на похожей заправке», — отмечал он.

Нальгин констатировал, что условно существует одна стоимость сырья, равные затраты на переработку и дистрибуцию. «Но ценники на заправках отличаются более чем в 1,5 раза! В принципе понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет. И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России», — пояснил аналитик.

Оптовые цены на бензин все же снизились

При этом гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов сообщил РБК, что российские нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток. В России, как и во всем мире, резко упал спрос на топливо из-за введенных режимов самоизоляции, это привело к падению автомобильного трафика.

По данным эксперта, сейчас компании получают чистый убыток около 2,3 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92. С 13 по 19 апреля цена этой марки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 11% (4,2 тыс. рублей) и 20 апреля АИ-92 продавали по 35,77 тыс. рублей за тонну в европейской части России. При этом издержки компаний, включающие акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ (налогу на добычу полезных ископаемых), составляют 38,07 тыс. рублей за тонну.

Демпфер был введен российским правительством в 2018 году — это механизм сглаживания цен, защищающий стоимость топлива от колебаний. Демпфер призван компенсировать нефтяникам недополученную прибыль при поставках нефтепродуктов на внутренний рынок — по сравнению с более выгодной продажей на экспорт. Если экспортные цены оказываются ниже определенного уровня, то уже сами компании доплачивают в бюджет разницу.

Что произошло с нефтью WTI?

В историческом падении WTI сошлись несколько факторов. По всему миру из-за пандемии CОVID-19 и вызванного им глобального экономического кризиса упал спрос на топливо — люди попросту стали меньше пользоваться транспортом. На это наложился мартовский провал сделки ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. В результате хранилища по всему миру оказались забиты невостребованной нефтью. Экспортные мощности не позволяли избавиться от излишков, да и покупателей практически нет.

Накануне наступил момент, когда трейдеры в последний момент начали избавляться от истекающих 21 апреля майских фьючерсов (долговых контрактов) на поставки нефти WTI. В итоге нефть WTI потеряла в цене около 300%. Директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов в беседе с The Bell добавил, что помимо фундаментальных факторов, сказавшихся на обесценивании нефти, есть и спекулятивный.

WTI является одним из двух основных сортов нефти в мире, наряду с маркой Brent в Европе, и считается эталоном, от цены которого отталкиваются компании по всему миру. Есть еще российский сорт нефти Urals, но ее фьючерсы фактически не торгуются на бирже, а цена поставок Urals рассчитывается, исходя из котировок Brent. Цена барреля Urals с поставкой «прямо сейчас» — $15,81.

В случае с Brent торги майскими фьючерсами закончились ранее, поэтому никакого ажиотажа на европейское топливо не было. Июньские фьючерсы на WTI после более скромного падения накануне остаются выше $20, нефть Brent стоит около $26 за баррель. Цены на майские фьючерсы на нефть марки WTI 21 апреля поднялись почти до $1,5 за баррель. При этом трейдеры предупреждают, что июньские фьючерсы на WTI вскоре также могут оказаться под давлением.

Что будет дальше?

В эфире американского телеканала CNBC ряд экспертов озвучили прогнозы, что в ближайшем будущем повторения обрушения цен на нефть не стоит ожидать. Главным образом из-за того, что постепенно из-за улучшения эпидемиологической обстановки все больше стран будут снимать связанные с коронавирусом карантинные и другие ограничительные меры. Как следствие — будет восстанавливаться производство, а значит, и расти спрос на топливо. Кроме того, остается надежда на то, что страны ОПЕК+ окончательно договорятся между собой по добыче нефти. Ожидается, что летом цены на нефть будут колебаться на уровне 20–30 долларов за баррель.

Почему бензин в России дороже, чем в США?

На начало 2022 года цена на бензин превысила отметку в 44 ₽ за 1 литр и цены на топливо продолжает уверенно расти. Высокие цены на бензин в России всегда вызывали негодование у автолюбителей и массу вопросов к действующему правительству относительно дороговизны нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, масла).

Почему в России, в стране, которая занимает уверенное 2-е место по экспорту нефти, бензин стоит так же (а иногда даже дороже), чем в США, в стране, которая занимает 3-е место по импорту нефти (ранее США занимало твёрдое 1-е место по импорту нефти)?

США нефть, конечно же, добывают, но этой добычей они обеспечивают лишь 25% своих потребностей. Остальную нефть Соединённый Штаты Америки покупают, и входят в тройку лидеров (после ЕС и Китая) по мировому импорту. А Российская Федерация нефть добывает, полностью обеспечивает свои потребности и очень много нефти продаёт странам Ближнего Зарубежья, в Евросоюз и т.д. Но вот тот самый бензин, который делается из этой самой нефти, в Соединённых Штатах Америки и в Российской Федерации стоит, почему-то, одинаково, а зачастую в США бензин даже дешевле, хотя по логике вещей в США топливо должно быть дороже: нефть же нужно купить, привезти издалека на танкерах и т.д. — всё это расходы, которые должны приводить к удорожанию продукта для конечного потребителя. В обычной экономике ведь так не бывает.

Например, арбузы, выращенные в Астрахани, в самой Астрахани будут значительно дешевле, чем те же арбузы в Москве. Ведь из Астрахани в Москву их нужно привезти, разложить по полкам в магазине (а это транспортные расходы, зарплата водителю-дальнобойщику, аренда магазина и т.д.) Всё это закладывается в стоимость арбузов и поэтому в конечном итоге в Москве они будут, логично, дороже, чем в месте их произрастания, в Астрахани.

А вот с российско-американскими ценами на бензин такая логика почему-то не работает. И это обстоятельство даёт твёрдую почву для выпадов в сторону российского правительства разного рода оппозиционно настроенными политиками. Это для них один из главных козырей, такой своеобразный индикатор коррумпированности российской власти, индикатор отсталости российской экономики и неправильности пути, по которому следует Россия.

Ну а так в чём же всё-таки дело?

— Всё дело в конкуренции — утверждают российские либералы — в США масса компаний, предлагающих нефтепродукты и поэтому цена всегда рыночная. Наценка и маржа минимальная. А стоимость бензина чётко реагирует на все колебания стоимости барреля нефти. А у нас в России всё не правильно, всё не так. Вот наш бензин и дороже американского.

На эту тему очень любил говорить ещё Борис Немцов. Когда-то он был высокопоставленным чиновником, затем депутатом, затем независимым политиком. Его часто приглашали высказаться на различных оппозиционных информационных ресурсах, телепередачах. И он их ожидания оправдывал: сразу начинал с козырной карты всех либералов — высокой цены на топливо. Борис Немцов был твёрдо и бесповоротно уверен, что основой русского капитализма является монополия, причём во всех сферах жизни страны, начиная от “Газпрома” и заканчивая, к примеру, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и т.д. и т.п. “Россия — крупнейший производитель нефти и при этом российский бензин дороже американского” — из раза в раз повторял Борис Немцов.

В том же направлении мыслит и российский политик Леонид Гозман, президент Общероссийского общественного движения “Союз правых сил”, бывший сопредседатель нашумевшей в своё дело политической партии “Правое дело”. На вопрос в интервью о высокой стоимости бензина в России он ответил, что государство контролирует нефтяную отрасль. Как не будет контролировать — появится конкуренция. Есть независимые друг от друга производители, которые борются за потребителя. Когда конкурируют производителя бензина, тогда бензин становится дешевле.

Исповедующим данную точку зрения либеральных политическим взглядов людям вопрос: если всё дело только в эффективности и рыночности экономике, почему бензин в Европе тогда такой дорогой? Отчего в пример всегда ставится США, где стоимость топлива действительно дешевле российского и никогда в сравнение не берётся цена на топливо в Норвегии, Австрии, Италии, Испании? Ответ прост: тогда всё построение рушится. Бензин в Европе намного дороже, чем в России. Но ведь экономика Евросоюза не менее рыночная, чем экономика США. Почему такая разница? Та же монополия и в Европе? “Нет, всё дело в налогах” — могут возразить многие. В Европе государство накладывают на реализаторов топлива огромные пошлины и налоги. Всё правильно.

Теперь плавно переходим к вопросу о том, почему же в США власти не обкладывают высокими налогами своих продавцов топлива? США что, деньги не нужны? Очень нужны. Ведь совокупный государственный долг США составляет почти $28 000 000 000 000 (28 триллионов долларов). И этот долг стремительно увеличивается. Существует даже счётчик государственного долга США онлайн, в котором цифры национального долга Соединённых Штатов увеличиваются каждую секунду и не останавливается. Долг растёт, что называется, 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А вот ВВП США за 2022 год составил 20,81 трлн долларов. Это получается, что все американцы должны другим странам, частным инвесторам и компаниям сумму, которая больше годового дохода этого самого американского государства.

Получается очень забавно: Россия и Европа, у которых, по сравнению с США государственного долга вообще нет (либо же он незначительный и кратковременный), стараются деньги заработать путём налогообложения всем так нужного бензина, а Штаты, что называется, находящиеся “в долгах, как в шелках”, нет. Почему же правительству Соединённых Штатов Америки не нужны деньги? Ведь не социализм же они собираются построить на просторах от Аляски до Калифорнии. Почему Штаты не собирают деньги? Не собираются ли они, разве, отдавать свои баснословные долги?

Нет, не собираются. Наоборот, делают свои долги больше, продолжая потреблять в 2 раза больше, чем производят. Американский госдолг — это вообще огромная обширная тема, которую мы очень подробно и понятно осветили в нашей предыдущей статье.

Очень интересный вопрос: зачем деньги владельцам печатной машинки? Зачем им налоги? Зачем высокие таможенные платежи? Когда они просто могут включить свой печатный станок и напечатать этих денег, сколько угодно. И при том, что деньги будут самые настоящие, реальные, платёжеспособные и принимаемые для расчётов не только в США, но и во всём мире. Ведь американские доллары печатает не американское правительство, а ФРС США.

ФРС (Федеральная резервная система) — это независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки.

А вот кто кому подчиняется: ФРС подчиняется США либо же наоборот, США подчиняется ФРС, однозначно сказать практически не возможно. Но одно можно сказать точно: кто платит деньги, тот и заказываем музыку. И применима эта поговорка, проверенная временем, абсолютно везде. Ведь не даром Федеральная Резервная Система, подменившая собой Соединённые Штаты Америки, устраивала Первую мировую войну и Вторую мировую войну, не даром целенаправленно без устали боролась с СССР в течение 46 лет (с 1945 года по 1991 год). Советский Союз, который был последней силой, способной поставить под сомнение возможность без устали и без ограничений печатать ничем не обеспеченные зелёные бумажки, рухнул. А в Советском Союзе бензин стоил сущие копейки.

Советского Союза не стало и вся мировая торговля всеми важнейшими ресурсами во всём мире осуществляется сегодня только за доллары. При каждой операции на рынке золотом, нефтью, газом, продовольствиями и чем бы то ни было ещё, нужно сначала купить не товар, доллары и только потом ими платить за товар. Так же и наоборот: если Вы хотите продать своё товар, покупатель рассчитываемся с Вами долларами, а потом уже эти доллары Вы обмениваете на рубли (ну или на любую удобную валюту, валюту Вашей страны, например).

Вот такая вот хитрая система! И все прекрасно понимают, что доллар крайне востребован на мировой арене. Ведь за него можно купить всё, что угодно. А это значит, что, напечатав бумаги (или цифры в компьютере), США за дорого продают их на мировом рынке. Доллар сам стал товаром, причём более нужным, чем нефть или газ. Какова себестоимость 100$-вой купюры? Примерно 10 центов. Сколько нефти можно купить на 100$? При курсе на 19.01.2022 в 55,42$ за баррель — почти 2 барреля (286,81 литра нефти, если быть точнее). Таким образом США на самом деле заплатили за нефть 0,1$ (10 центов) — именно столько им стоили эти 100$. А вот все бы остальные страны перевели бы свою национальную валюту в доллары, и заплатили бы за нефть её полную стоимость.

Какова себестоимость нефти? Везде по-разному. Например, в Саудовской Аравии, в Кувейте её можно буквально черпать вёдрами, предварительно копнув пару раз лопатой в землю. В России так не получится: российская нефть далеко и глубоко (зачастую в тайге, в вечной мерзлоте, там, где люди никогда до этого не жили, либо же вообще, на дне океана). Такую нефть нужно достать Бог знает с какой глубины, транспортировать на дальние и опасные расстояния. В Саудовской Аравии же коротенький трубопровод приведёт чёрное золото сразу в полость танкеров, которые потом развезут нефть по всей стране и за её пределами. А России нужны для этого 1000-километровые “змеи” из труб., которые ещё нужно проложить по непроходимой грязи, болотам, тундре, по густым таёжным лесам.

В итоге российская нефть дорогая. Конкретную себестоимость назвать сложно: всё зависит от конкретного месторождения, от экономической ситуации в России и в мире на данный момент и т.д. Но, в любом случае, себестоимость эта велика.

Это это ещё не самое интересное. Самое интересное, что СССР проиграл Холодную войну США и распался на части. В этом событии были потеряны территории, загублены сотни тысяч жизней (даже не родившихся) когда-то великой страны. Потому что когда, к примеру, происходит ДТП, если есть жертвы, то происходят и экономические потери, и человеческие, если пострадал только автомобиль — то последствия лишь экономические. А в 1991 году рухнула и развалилась самая большая страна планеты.

Советский Союз (СССР) — государство, существовавшее на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, состоящее из 15 советских социалистических республик, площадью 22 402 200 км² и населением 293 047 571 чел. (1 января 1989 г.)

Считающие всё и вся аналитики не торопятся называть цифру, в какую копеечку Советскому Союзу вышла перестройка и новое горбачовское мышление. Экономические потери от развала Советского Союза ещё даже толком никто не посчитал. Никто не называет цифру, потому что цифра эта будет устрашающая. Промышленность во много была разрушена, целые отрасли были потеряны или почти потеряны, население обнищало. Как в таких условиях наполнять бюджет? На какие средства строить дороги, больницы, а так же содержать огромную армию, без которой любое государство так и норовило бы оторвать какой-нибудь кусочек от и так развалившегося Советского Союза.

Выход один: обложить налогами всё, что связано с угле-водородами. Хорошо это или плохо? Вопрос сложный. Вроде бы и хорошо, что благодаря им страна может позволить себе какие-то масштабные проекты, не отстаёт и даже идёт в локомотиве с другими странами в той же военной промышленности. Но с другой стороны, Россия сидит на нефтяной игле, и любые изменения цены за баррель нефти вся страна остро чувствует на себе, особенно если эти изменения не в лучшую для Российской Федерации сторону.

Точно так же поступает и Европа. Там автомобиль есть у каждого, каждом нужен бензин или дизель, а налоги с продажи топлива идут в бюджет. Что же в их случае неправильно? Где коррупция, откаты чиновников, неэффективность экономики и скудоумие?

Почему российские либералы не смеются над высокой ценой бензина в Норвегии, одном из самых крупных экспортёров нефти (11-е место в списке крупнейших мировых экспортёров нефти)? А в Норвегии цены не только нефтепродукты высокие, там вообще всё стоит намного дороже, чем в большинстве других европейских странах. Неужели, Норвегия имеет самый не эффективное и глупое правительство в Европе? Одновременно с самым высоким уровнем жизни в мире. Конкуренция тут ни при чём. Рыночность и неэффективность не играют никакой роли. А бензин в Норвегии дороже российского аж в 3 раза.

Но российские либералы этого никогда не скажут и не покажут, никогда не приведут сравнения российских цен на бензин со страной, где цена на бензин выше.

Бензин в США стоит так дёшево, потому что Соединённые Штаты Америки фактически бесплатно получают нефть, из которой он делается. А в России и Норвегии эта нефть стоит дорого, просто из-за природных условия. И бюджеты стран во многом формируются от нефтяных налогов. Американцам эти налоги не нужны, бюджет страны просто наполнится из-за эмиссии доллара.

Представьте себе 2 завода по производству яблочного сока. Один из них стоит среди яблоневых садов, другой находится там, где их нет, скажем, в пустыне. Первое предприятие должно нанять рабочих, собрать яблоки, помыть, выдавить сок, упаковать этот сок и т.д. Потом надо заплатить налоги. Высокие налоги. В итоге пакет сока стоит самому предприятию 1$, а продаёт оно его за 3$. Казалось бы, второму заводу ещё хуже, ведь он стоит там, где нет яблок. Но есть один нюанс: у второго завода есть могущественные покровители (Военно-Морской Флот США, Военно-Воздушные силы США — самая большая армия в мире (США тратит на своё вооружение больше, чем все остальные страны мира вместе взятые)). Эту армию нужно содержать, кормить, а так же поить. тем самым яблочным соком. Поэтому США печатают деньги в огромных количествах, по сути ничем не обеспеченные. Тех, кто их доллары покупать отказывается, бомбят и называют террористами, коммунистами и фашистами (что происходит уже более 100 лет).

В итоге весь мир добром ли, силком ли стал использовать американские деньги повсеместно. И насилие уже не нужно: раз везде торгуют за доллары, значит, торговать за них выгодно. Поэтому первый завод сока совершенно добровольно отгружает второму концентрат яблочного сока за 2$. А правительство США со своего завода налоги почти не берёт. В итоге у него тот же самый пакет сока стоит 1,5$ — дешевле, чем у первого, по сути стоящего в окружении цветущих яблоневых садов.

Ни у России, ни у Норвегии такого печатного станка нет. Нет его у Греции, Болгарии, Франции, Германии, пока их евро находится в тени доллара. Поэтому приходится брать с нефтяных компаний и, соответственно, конечного потребителя (рядового автолюбителя) большие налоги за топливо.

В России в конечную стоимость бензина включается:

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)

  • Процент его периодически корректируется
  • НДС (налог на добавленную стоимость) — 20%

Акциз на продукты переработки

  • Процент его периодически корректируется

В итоге налог составляет около 60% от стоимости бензина, который автовладелец заливает в топливный бак своего автомобиля.

В США же налоги будут составлять примерно 15% от конечной стоимости бензина. Разница в налогах и составит разницу на конечную стоимость топлива в России и в США.

Не удивляйтесь. Вы смотрите в кривое зеркало современной мировой экономики. Какова экономика, таковы и её гримасы.

Например, жители Китая покупают в интернет-магазинах США качественную обувь и одежду. Почему покупают? Потому что в Соединённых Штатах она стоит в несколько раз дешевле. А где производят эти кроссовки и джинсы? В Китае.

Почему бензин в России дороже, чем в США?

На начало 2022 года цена на бензин превысила отметку в 44 ₽ за 1 литр и цены на топливо продолжает уверенно расти. Высокие цены на бензин в России всегда вызывали негодование у автолюбителей и массу вопросов к действующему правительству относительно дороговизны нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, масла).

Почему в России, в стране, которая занимает уверенное 2-е место по экспорту нефти, бензин стоит так же (а иногда даже дороже), чем в США, в стране, которая занимает 3-е место по импорту нефти (ранее США занимало твёрдое 1-е место по импорту нефти)?

США нефть, конечно же, добывают, но этой добычей они обеспечивают лишь 25% своих потребностей. Остальную нефть Соединённый Штаты Америки покупают, и входят в тройку лидеров (после ЕС и Китая) по мировому импорту. А Российская Федерация нефть добывает, полностью обеспечивает свои потребности и очень много нефти продаёт странам Ближнего Зарубежья, в Евросоюз и т.д. Но вот тот самый бензин, который делается из этой самой нефти, в Соединённых Штатах Америки и в Российской Федерации стоит, почему-то, одинаково, а зачастую в США бензин даже дешевле, хотя по логике вещей в США топливо должно быть дороже: нефть же нужно купить, привезти издалека на танкерах и т.д. — всё это расходы, которые должны приводить к удорожанию продукта для конечного потребителя. В обычной экономике ведь так не бывает.

Например, арбузы, выращенные в Астрахани, в самой Астрахани будут значительно дешевле, чем те же арбузы в Москве. Ведь из Астрахани в Москву их нужно привезти, разложить по полкам в магазине (а это транспортные расходы, зарплата водителю-дальнобойщику, аренда магазина и т.д.) Всё это закладывается в стоимость арбузов и поэтому в конечном итоге в Москве они будут, логично, дороже, чем в месте их произрастания, в Астрахани.

А вот с российско-американскими ценами на бензин такая логика почему-то не работает. И это обстоятельство даёт твёрдую почву для выпадов в сторону российского правительства разного рода оппозиционно настроенными политиками. Это для них один из главных козырей, такой своеобразный индикатор коррумпированности российской власти, индикатор отсталости российской экономики и неправильности пути, по которому следует Россия.

Ну а так в чём же всё-таки дело?

— Всё дело в конкуренции — утверждают российские либералы — в США масса компаний, предлагающих нефтепродукты и поэтому цена всегда рыночная. Наценка и маржа минимальная. А стоимость бензина чётко реагирует на все колебания стоимости барреля нефти. А у нас в России всё не правильно, всё не так. Вот наш бензин и дороже американского.

На эту тему очень любил говорить ещё Борис Немцов. Когда-то он был высокопоставленным чиновником, затем депутатом, затем независимым политиком. Его часто приглашали высказаться на различных оппозиционных информационных ресурсах, телепередачах. И он их ожидания оправдывал: сразу начинал с козырной карты всех либералов — высокой цены на топливо. Борис Немцов был твёрдо и бесповоротно уверен, что основой русского капитализма является монополия, причём во всех сферах жизни страны, начиная от “Газпрома” и заканчивая, к примеру, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и т.д. и т.п. “Россия — крупнейший производитель нефти и при этом российский бензин дороже американского” — из раза в раз повторял Борис Немцов.

В том же направлении мыслит и российский политик Леонид Гозман, президент Общероссийского общественного движения “Союз правых сил”, бывший сопредседатель нашумевшей в своё дело политической партии “Правое дело”. На вопрос в интервью о высокой стоимости бензина в России он ответил, что государство контролирует нефтяную отрасль. Как не будет контролировать — появится конкуренция. Есть независимые друг от друга производители, которые борются за потребителя. Когда конкурируют производителя бензина, тогда бензин становится дешевле.

Исповедующим данную точку зрения либеральных политическим взглядов людям вопрос: если всё дело только в эффективности и рыночности экономике, почему бензин в Европе тогда такой дорогой? Отчего в пример всегда ставится США, где стоимость топлива действительно дешевле российского и никогда в сравнение не берётся цена на топливо в Норвегии, Австрии, Италии, Испании? Ответ прост: тогда всё построение рушится. Бензин в Европе намного дороже, чем в России. Но ведь экономика Евросоюза не менее рыночная, чем экономика США. Почему такая разница? Та же монополия и в Европе? “Нет, всё дело в налогах” — могут возразить многие. В Европе государство накладывают на реализаторов топлива огромные пошлины и налоги. Всё правильно.

Теперь плавно переходим к вопросу о том, почему же в США власти не обкладывают высокими налогами своих продавцов топлива? США что, деньги не нужны? Очень нужны. Ведь совокупный государственный долг США составляет почти $28 000 000 000 000 (28 триллионов долларов). И этот долг стремительно увеличивается. Существует даже счётчик государственного долга США онлайн, в котором цифры национального долга Соединённых Штатов увеличиваются каждую секунду и не останавливается. Долг растёт, что называется, 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А вот ВВП США за 2022 год составил 20,81 трлн долларов. Это получается, что все американцы должны другим странам, частным инвесторам и компаниям сумму, которая больше годового дохода этого самого американского государства.

Получается очень забавно: Россия и Европа, у которых, по сравнению с США государственного долга вообще нет (либо же он незначительный и кратковременный), стараются деньги заработать путём налогообложения всем так нужного бензина, а Штаты, что называется, находящиеся “в долгах, как в шелках”, нет. Почему же правительству Соединённых Штатов Америки не нужны деньги? Ведь не социализм же они собираются построить на просторах от Аляски до Калифорнии. Почему Штаты не собирают деньги? Не собираются ли они, разве, отдавать свои баснословные долги?

Нет, не собираются. Наоборот, делают свои долги больше, продолжая потреблять в 2 раза больше, чем производят. Американский госдолг — это вообще огромная обширная тема, которую мы очень подробно и понятно осветили в нашей предыдущей статье.

Очень интересный вопрос: зачем деньги владельцам печатной машинки? Зачем им налоги? Зачем высокие таможенные платежи? Когда они просто могут включить свой печатный станок и напечатать этих денег, сколько угодно. И при том, что деньги будут самые настоящие, реальные, платёжеспособные и принимаемые для расчётов не только в США, но и во всём мире. Ведь американские доллары печатает не американское правительство, а ФРС США.

ФРС (Федеральная резервная система) — это независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки.

А вот кто кому подчиняется: ФРС подчиняется США либо же наоборот, США подчиняется ФРС, однозначно сказать практически не возможно. Но одно можно сказать точно: кто платит деньги, тот и заказываем музыку. И применима эта поговорка, проверенная временем, абсолютно везде. Ведь не даром Федеральная Резервная Система, подменившая собой Соединённые Штаты Америки, устраивала Первую мировую войну и Вторую мировую войну, не даром целенаправленно без устали боролась с СССР в течение 46 лет (с 1945 года по 1991 год). Советский Союз, который был последней силой, способной поставить под сомнение возможность без устали и без ограничений печатать ничем не обеспеченные зелёные бумажки, рухнул. А в Советском Союзе бензин стоил сущие копейки.

Советского Союза не стало и вся мировая торговля всеми важнейшими ресурсами во всём мире осуществляется сегодня только за доллары. При каждой операции на рынке золотом, нефтью, газом, продовольствиями и чем бы то ни было ещё, нужно сначала купить не товар, доллары и только потом ими платить за товар. Так же и наоборот: если Вы хотите продать своё товар, покупатель рассчитываемся с Вами долларами, а потом уже эти доллары Вы обмениваете на рубли (ну или на любую удобную валюту, валюту Вашей страны, например).

Вот такая вот хитрая система! И все прекрасно понимают, что доллар крайне востребован на мировой арене. Ведь за него можно купить всё, что угодно. А это значит, что, напечатав бумаги (или цифры в компьютере), США за дорого продают их на мировом рынке. Доллар сам стал товаром, причём более нужным, чем нефть или газ. Какова себестоимость 100$-вой купюры? Примерно 10 центов. Сколько нефти можно купить на 100$? При курсе на 19.01.2022 в 55,42$ за баррель — почти 2 барреля (286,81 литра нефти, если быть точнее). Таким образом США на самом деле заплатили за нефть 0,1$ (10 центов) — именно столько им стоили эти 100$. А вот все бы остальные страны перевели бы свою национальную валюту в доллары, и заплатили бы за нефть её полную стоимость.

Какова себестоимость нефти? Везде по-разному. Например, в Саудовской Аравии, в Кувейте её можно буквально черпать вёдрами, предварительно копнув пару раз лопатой в землю. В России так не получится: российская нефть далеко и глубоко (зачастую в тайге, в вечной мерзлоте, там, где люди никогда до этого не жили, либо же вообще, на дне океана). Такую нефть нужно достать Бог знает с какой глубины, транспортировать на дальние и опасные расстояния. В Саудовской Аравии же коротенький трубопровод приведёт чёрное золото сразу в полость танкеров, которые потом развезут нефть по всей стране и за её пределами. А России нужны для этого 1000-километровые “змеи” из труб., которые ещё нужно проложить по непроходимой грязи, болотам, тундре, по густым таёжным лесам.

В итоге российская нефть дорогая. Конкретную себестоимость назвать сложно: всё зависит от конкретного месторождения, от экономической ситуации в России и в мире на данный момент и т.д. Но, в любом случае, себестоимость эта велика.

Это это ещё не самое интересное. Самое интересное, что СССР проиграл Холодную войну США и распался на части. В этом событии были потеряны территории, загублены сотни тысяч жизней (даже не родившихся) когда-то великой страны. Потому что когда, к примеру, происходит ДТП, если есть жертвы, то происходят и экономические потери, и человеческие, если пострадал только автомобиль — то последствия лишь экономические. А в 1991 году рухнула и развалилась самая большая страна планеты.

Советский Союз (СССР) — государство, существовавшее на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, состоящее из 15 советских социалистических республик, площадью 22 402 200 км² и населением 293 047 571 чел. (1 января 1989 г.)

Считающие всё и вся аналитики не торопятся называть цифру, в какую копеечку Советскому Союзу вышла перестройка и новое горбачовское мышление. Экономические потери от развала Советского Союза ещё даже толком никто не посчитал. Никто не называет цифру, потому что цифра эта будет устрашающая. Промышленность во много была разрушена, целые отрасли были потеряны или почти потеряны, население обнищало. Как в таких условиях наполнять бюджет? На какие средства строить дороги, больницы, а так же содержать огромную армию, без которой любое государство так и норовило бы оторвать какой-нибудь кусочек от и так развалившегося Советского Союза.

Выход один: обложить налогами всё, что связано с угле-водородами. Хорошо это или плохо? Вопрос сложный. Вроде бы и хорошо, что благодаря им страна может позволить себе какие-то масштабные проекты, не отстаёт и даже идёт в локомотиве с другими странами в той же военной промышленности. Но с другой стороны, Россия сидит на нефтяной игле, и любые изменения цены за баррель нефти вся страна остро чувствует на себе, особенно если эти изменения не в лучшую для Российской Федерации сторону.

Точно так же поступает и Европа. Там автомобиль есть у каждого, каждом нужен бензин или дизель, а налоги с продажи топлива идут в бюджет. Что же в их случае неправильно? Где коррупция, откаты чиновников, неэффективность экономики и скудоумие?

Почему российские либералы не смеются над высокой ценой бензина в Норвегии, одном из самых крупных экспортёров нефти (11-е место в списке крупнейших мировых экспортёров нефти)? А в Норвегии цены не только нефтепродукты высокие, там вообще всё стоит намного дороже, чем в большинстве других европейских странах. Неужели, Норвегия имеет самый не эффективное и глупое правительство в Европе? Одновременно с самым высоким уровнем жизни в мире. Конкуренция тут ни при чём. Рыночность и неэффективность не играют никакой роли. А бензин в Норвегии дороже российского аж в 3 раза.

Но российские либералы этого никогда не скажут и не покажут, никогда не приведут сравнения российских цен на бензин со страной, где цена на бензин выше.

Бензин в США стоит так дёшево, потому что Соединённые Штаты Америки фактически бесплатно получают нефть, из которой он делается. А в России и Норвегии эта нефть стоит дорого, просто из-за природных условия. И бюджеты стран во многом формируются от нефтяных налогов. Американцам эти налоги не нужны, бюджет страны просто наполнится из-за эмиссии доллара.

Представьте себе 2 завода по производству яблочного сока. Один из них стоит среди яблоневых садов, другой находится там, где их нет, скажем, в пустыне. Первое предприятие должно нанять рабочих, собрать яблоки, помыть, выдавить сок, упаковать этот сок и т.д. Потом надо заплатить налоги. Высокие налоги. В итоге пакет сока стоит самому предприятию 1$, а продаёт оно его за 3$. Казалось бы, второму заводу ещё хуже, ведь он стоит там, где нет яблок. Но есть один нюанс: у второго завода есть могущественные покровители (Военно-Морской Флот США, Военно-Воздушные силы США — самая большая армия в мире (США тратит на своё вооружение больше, чем все остальные страны мира вместе взятые)). Эту армию нужно содержать, кормить, а так же поить. тем самым яблочным соком. Поэтому США печатают деньги в огромных количествах, по сути ничем не обеспеченные. Тех, кто их доллары покупать отказывается, бомбят и называют террористами, коммунистами и фашистами (что происходит уже более 100 лет).

В итоге весь мир добром ли, силком ли стал использовать американские деньги повсеместно. И насилие уже не нужно: раз везде торгуют за доллары, значит, торговать за них выгодно. Поэтому первый завод сока совершенно добровольно отгружает второму концентрат яблочного сока за 2$. А правительство США со своего завода налоги почти не берёт. В итоге у него тот же самый пакет сока стоит 1,5$ — дешевле, чем у первого, по сути стоящего в окружении цветущих яблоневых садов.

Ни у России, ни у Норвегии такого печатного станка нет. Нет его у Греции, Болгарии, Франции, Германии, пока их евро находится в тени доллара. Поэтому приходится брать с нефтяных компаний и, соответственно, конечного потребителя (рядового автолюбителя) большие налоги за топливо.

В России в конечную стоимость бензина включается:

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)

  • Процент его периодически корректируется
  • НДС (налог на добавленную стоимость) — 20%

Акциз на продукты переработки

  • Процент его периодически корректируется

В итоге налог составляет около 60% от стоимости бензина, который автовладелец заливает в топливный бак своего автомобиля.

В США же налоги будут составлять примерно 15% от конечной стоимости бензина. Разница в налогах и составит разницу на конечную стоимость топлива в России и в США.

Не удивляйтесь. Вы смотрите в кривое зеркало современной мировой экономики. Какова экономика, таковы и её гримасы.

Например, жители Китая покупают в интернет-магазинах США качественную обувь и одежду. Почему покупают? Потому что в Соединённых Штатах она стоит в несколько раз дешевле. А где производят эти кроссовки и джинсы? В Китае.

Новые боги Латинской Америки

О системном кризисе католицизма в Латинской Америке в научных и общественных кругах говорят уже не первый год. Тревожные сообщения о сокращении католиков на субконтиненте то и дело включаются в сводки новостей и появляются на страницах печатных изданий. Правда, не так давно впервые в истории папой Римским стал представитель Латинской Америки. Так что же происходит сегодня на латиноамериканском религиозном пространстве, и почему аналитики, в том числе и в самой Латинской Америке, говорят чуть ли не о грядущем крахе традиционного христианства в регионе?

Культ Марии Лионсы

Католическое духовенство латиноамериканских государств долгое время словно не замечало нарастания неблагоприятных тенденций в духовной сфере. И тому были причины. Находясь под защитой государства, особенно в период массовых правых военных диктатур, церковь ощущала свое могущество, основанное на понимании своей нужности и необходимости. Безусловно, в 1950–1970-х годах именно она выступала идеологической основой политической власти, претендуя на роль хранительницы традиционных ценностей, утверждала универсальность бытия на всем пространстве Латинской Америки. В этот период активно формировался миф о Латинской Америке как тотально христианском пространстве, в котором нет места всевозможным религиозным отклонениям и ответвлениям. Субконтинент провозглашался «оплотом католицизма», авангардом католического христианства. В результате, оказавшись в ловушке «ложного превосходства», Католическая церковь если не утеряла связь с реальностью, то испытала то, что принято у нас называть «головокружением от успехов». Еще бы! Во всех крупных странах региона католиками в этот период себя называло больше 90% населения…

Конечно, были тогда уже и некоторые «изъяны», но общей благостной картины они не нарушали. Так, в 1960-х годах в Колумбии заявила о себе революционная церковь, подняв знамена «теологии освобождения». Но сколько-нибудь серьезного успеха она так и не смогла добиться (и только некоторые идеологизированные авторы пытались представить «теологию освобождения» массовым движением). Революционный бум первой половины 1960-х годов пошел на спад, а вместе с ним маргинализировались и вооруженные христианские организации. Иисус с автоматом получил свое законченное выражение в образе Че Гевары, а его мученическая смерть стала своего рода искуплением за все «грехи» проамериканских режимов. Сакральная жертва была принесена. Герои же «теологии освобождения» (такие как Камило Торрес) получили лишь статус «локальных святых», не сумев достичь уровня всемирной известности. В политическом же пространстве обозначился переход к более взвешенным методам борьбы за социальную справедливость, в том числе и среди активно настроенных католиков.

Были и другие прецеденты. Так, в Бразилии довольно широкое распространение получили так называемые базовые церковные общины, с местными «учителями»-священниками во главе. «Социальное трактование» Священного Писания приводило их к идее необходимости социальной активности. Базовые христианские общины появлялись повсеместно, становясь чем-то вроде школ ликвидации безграмотности, в первую очередь политической, причем с левым уклоном. Но и они, несмотря на активную революционную риторику, никак не могли повлиять на общее состояние Католической церкви, так как при всех своих особенностях оставались в ее лоне, критикуя лишь социальную доктрину католицизма.

Отрезвление наступило, как это часто и бывает, внезапно. 1980-е годы стали периодом повсеместного крушения военных диктатур, к власти в странах региона начали приходить либералы демократической ориентации, утверждая новые ценности «открытого общества», основой которого был плюрализм. При этом сам плюрализм трактовался не просто как разнообразие, но как социально-философская категория, подразумевающая смену всей предыдущей парадигмы сознания населения. Иными словами, латиноамериканцам было предложено отказаться от догматических представлений в самых разных областях жизни и выстраивать свое мировоззрение на совершенно иных началах (так же, как это было в России в начале 1990-х годов). Новые веяния не могли не коснуться и религиозной сферы.

С начала 1990-х годов, когда расстановка сил в мире окончательно определилась, Католическая церковь в Латинской Америке обнаружила себя в резко меняющейся реальности, которая несла массу явных и скрытых угроз. Усиливающееся влияние со стороны США проявлялось не только в утверждении «американского образа жизни», но и в проникновении традиционных американских христианских церквей в католическую «епархию». Цифры говорят сами за себя: в крупнейшей стране региона Бразилии в 1991 году 83,3% населения называло себя католиками, в то время как протестантами – 9,1%. В 2000 году эта пропорция выглядела уже следующим образом: 73,8% против 15,5%. Подобная динамика наблюдалась и в других государствах.

О взрывном росте протестантизма в Латинской Америке пишут сегодня много и часто. Так, например, известнейший американский исследователь П. Бергер говорит о наличии на сегодняшний день 50 миллионов протестантов, объясняя укрепившиеся позиции протестантов североамериканским влиянием в эпоху глобализации.

Безусловно, усиление влияния протестантизма – очевидный факт сегодняшнего дня. Но, переходя из католицизма в протестантизм, христиане не перестают быть христианами в глобальном смысле. То есть доминирование данной религии сохраняется, хотя и меняется соотношение (в процентном выражении) численности тех или иных церквей. Но 1990-е годы вскрыли еще одну проблему, которую Католическая церковь фактически упустила из виду в предыдущий период: резкий, если не сказать – взрывной, рост национальных религиозных культов.

Культ «святой смерти»

Стоит напомнить, что Латинская Америка как цивилизационная общность складывалась в этническом плане из трех основных компонентов: белого европейского населения (в первую очередь испанцев и португальцев), коренного населения (индейцев) и чернокожего населения (сотен тысяч ввезенных из Африки рабов). На протяжении столетий белое население доминировало во всех сферах жизни латиноамериканских обществ, контролируя и духовную составляющую. Индейцы и негры-рабы были в массовом порядке обращены в христианство и не имели права исповедовать свои религии.

XX век внес свои коррективы. Общемировым вектором развития западной цивилизации (а Латинская Америка, несмотря на все свои особенности, относится именно к ней) стала демократизация многих процессов. В результате небелое население субконтинента уже с середины прошлого столетия постепенно (во многом тайно) стало возрождать свои культурные традиции. К началу нового тысячелетия, когда религиозный плюрализм (в первую очередь как возможность исповедовать свою религию, а не как явление в целом) стал фактом латиноамериканской действительности, новые боги этнического населения заявили о себе в полный голос.

Возникает закономерный вопрос: как Католическая церковь региона могла упустить столь важный момент – существование у нее под боком многочисленных культов?

Отвечая на него, следует принять во внимание специфику латиноамериканского католицизма. Во-первых, несмотря на все свои усилия, Католическая церковь так и не смогла до конца утвердить христианскую доктрину на уровне религиозного сознания небелого населения. Дело в том, что переход в христианство (принудительный) на протяжении веков носил в Латинской Америке формальный характер: объявляя себя христианином, индеец или негр продолжал тайно поклоняться своим богам. Во-вторых, это скрытое поклонение привело в результате к формированию фактически самостоятельной разновидности католицизма, которое получило наименование «народной религии». При этом принципиально отметить, что «народная религия» не является феноменом двоеверия (как это часто принято считать), а представляет собой уникальные синкретические религиозные движения, которым на сегодняшний день имманентно присущи все входящие в них компоненты религиозного комплекса. Что же это за новые синкретические религии Латинской Америки?

Жрица культа сантерии касается языком черепа козла в день святой Варвары

Условно все их можно разделить на две большие группы: афро-католические и индейско-католические. К первой группе относится многомиллионная общность африканских религиозных культов, смешанных с католической традицией. Они утвердились в странах с большим количеством чернокожего населения, хотя их влияние широко распространено и на мулатов. В первую очередь это Кандомбле и Сантерия, распространенные в Бразилии и странах Карибского бассейна. Специфической чертой их является поклонение африканским божествам – оришам – при соблюдении католической обрядности. Последователи этих религий одинаково признают наличие африканских богов и христианского Бога со всем пантеоном святых. Более того, каждый бог-ориша имеет своего двойника из католического пантеона. На алтарях Сантерии и Кандомбле рядом стоят фигурки католических святых и магические атрибуты африканского культа Ифе. В бразильской глубинке (так же, как, например, и на Кубе) трудно найти дом, в котором не было бы подобного алтаря. Достаточно сказать, что, по данным американских исследователей, сегодня до 80% населения Кубы консультируется с практиками религиозных учений, имеющих западно-африканские корни.

Другими широко распространенными культами являются умбанда, кимбанда и макумба, имеющие свои региональные особенности, примеси спиритизма (кардецизм) и так далее.

Афро-католические религии сегодня имеют самое широкое распространение, особенно в среде малообразованного населения, для которого уже давно стало нормой совмещение католических месс с магическими ритуалами. При этом данный синтез воспринимается как само собой разумеющийся, как нормальный порядок вещей.

В Мексике набирает обороты индейское религиозное возрождение, которое также демонстрирует не чистое восстановление традиции, но появление абсолютно новых религиозных феноменов. Здесь уже никого не удивляют индейцы, использующие в своих ритуалах католические кресты и американские газированные напитки. Сегодня в Мексике широко распространен культ Девы Марии Гваделупской. Мексиканский исследователь М. Сапата Меса называет его «еще одним явным примером религиозного синкретизма, которым живет Мексика», указывая, что только через него можно «глубоко понять и постичь религиозность мексиканского народа всех уровней и социально-экономических слоев». Нельзя не упомянуть и о культе Святой Смерти (Santa Muerte), который находит всё больше и больше последователей.

Непростая для традиционного католицизма ситуация сложилась в Венесуэле, где, как отмечает американский исследователь Р. Хаггерти, «культурная всевключаемость природы венесуэльского католицизма символизировалась в образе национальной покровительницы метиски Марии Лионсы, популярной фигуры среди венесуэльцев всех социальных классов». Культ Марии Лионсы уже давно вышел за пределы штата Яракуй, где он когда-то зародился, а памятник богине стоит в столице страны – Каракасе.

Последователь культа Марии Лионсы. Венесуэла

Крайне важно отметить, что новые синкретические религии Латинской Америки находятся в стадии активного развития и становления. Так, культ Марии Лионсы постоянно пополняется новыми пантеонами, вплоть до пантеона викингов! Это говорит о системной открытости данных религий, что является базовым параметром для развития любого религиозного движения. Именно по этой причине грубой ошибкой является отождествление их с сектами (что можно встретить в отечественной литературе), которые представляют собой именно закрытые религиозные системы.

Не стоит заблуждаться и насчет локальности перечисленных выше религий. Яркий пример: после недавней трагической кончины президента Венесуэлы стало известно, что в конце февраля 2013 года президент Общества Йоруба Венесуэлы (Сантерия), кубинский бабалао (священник в Сантерии) Гонсало Баэз, провел религиозную церемонию с целью исцеления У. Чавеса. Более того, бабалао сообщил, что еще в конце 2012 года правительство само обратилось к нему за помощью.

Таким образом, новые синкретические религии Латинской Америки сегодня находят всё больше последователей среди населения стран субконтинента. Их адепты на уровне религиозного сознания воспринимают эклектические религиозные нормы, которые всё больше приобретают форму догматов. Популярное сегодня понятие «постсекулярное общество» в приложении к латиноамериканскому религиозному пространству может трактоваться как общество синкретического типа, чье мировоззрение всё дальше дрейфует от традиционных представлений о христианской вере. Вряд ли стоит ставить какой-либо диагноз и говорить о скором крахе христианства как мировой религии в рассматриваемом регионе (что является своего рода публицистическим трендом), но фактом остается то, что христианство в Латинской Америке меняет свое лицо, трансформируясь и преображаясь в не до конца пока еще ясном направлении.

Антон Данненберг,
кандидат исторических наук

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Религия Латинской Америки

В Европе религия в достаточной степени отделена от личности, а влияние церкви (католической, разумеется) на поведение граждан зависит от ее умения конкурировать с другими верованиями. Все остальное идет по инерции. В Латинской Америке же дело обстоит совсем по-иному.

На коллективном бессознательном (или, наоборот, очень даже сознательном) уровне религия в Латинской Америке является важным политическим фактором. И это прекрасно знает президент Бразилии Дилма Русеф, убежденная католичка, в чьем рабочем кабинете висит изображение Богородицы. Пятого октября в стране состоятся президентские выборы, и Русеф таким образом надеется привлечь к себе сердца 42 миллионов своих сограждан, почитающих Иисуса, но при этом относящих себя к протестантам, чьи ряды стремительно растут по всей Латинской Америке.

С 2000 по 2013 год число католиков сократилось, по данным Latinobarómetro, на 13%, а в Бразилии, где католиков больше всего в мире (около 130 миллионов), количество протестантов выросло на 60%. В Центральной Америке они уже наступают на пятки католикам, составляющим лишь половину населения.

В конце прошлой недели Русеф в сопровождении известных людей присутствовала при открытии Храма Соломона Всемирной Церкви Царствия Божия, который может вместить в себя намного больше тысяч верующих, чем Собор Святого Петра в Риме. Русеф, которой после гибели в авиакатастрофе кандидата от Социалистической партии Эдуардо Кампоса, по всей видимости, придется бороться за президентское кресло с Мариной Силва, чернокожей протестанткой и борцом за чистоту окружающей среды, вновь заявила о своей твердой вере в силу молитвы и, по всей видимости, надеется с ее помощью избежать всегда непредсказуемого второго раунда выборов. Но, при помощи молитвы или без нее, привлечение на свою сторону части голосов протестантов будет, безусловно, большим везением для Русеф. Может ли кто-нибудь представить себе Родригеса Сапатеро, который молится о победе Социалистической рабочей партии Испании (PSOE), или Франсуа Оланда, размахивающего кропилом? На это не способен даже Рахой.

Активные пользователи социальных сетей, в особенности Twitter, могли убедиться в том, что испанцы даже не упоминают небесные силы, в то время как обитатели наэлектризованного латиноамериканского пространства, католики и протестанты, молятся даже при входе в сеть. Но как объяснить эту религиозную истовость, столь милую протестантской душе?

В своей книге «Рухнувшая утопия» (La utopía desarmada) Хорхе Кастанеда (Jorge Castañeda) называет политический популизм «отражением несбывшейся латиноамериканской мечты о безболезненном достижении современного уровня развития». Мне это тоже кажется упованием на чудо, опять же скорее протестантским, чем католическим, популизмом, который решает все проблемы, а также какой-то немыслимой смесью религий.

Латиноамериканское католичество, которое все еще отступает, несмотря на то, что новым папой Римским избран представитель Аргентины, тем не менее охватывает гораздо более широкий политический диапазон — от правых до левых — чем протестантство, стоящее на консервативных позициях и характеризующееся более строгой дисциплиной послушания. Именно это будет работать на Марину Силва, ведь она придерживается внутри своего сообщества левых взглядов. А Русеф, столкнувшейся с экономическим спадом, недавней неудачей на ЧМ по футболу и явным отсутствием того обаяния, которым обладал ее предшественник и наставник президент Лула, нужны любые голоса. Даже если за них придется молиться.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

§ 34. Современная цивилизация Латинской Америки

Расовый состав Латинской Америки

Население Латинской Америки сформировалось из трех основных расово-культурных компонентов. Во-первых, это коренные жители региона – индейцы, относящиеся к американской ветви монголоидной расы. Во-вторых, европейские переселенцы, в большинстве своем уроженцы Испании и Португалии, но много было и итальянцев, арабов, немцев, русских, евреев, поляков и др. В-третьих, это негроиды – потомки рабов, завезенных из Африки для работы на плантациях. Все крупные страны Латинской Америки имеют смешанный расовый состав. Помимо представителей больших рас, здесь много людей, относящихся к переходным расам. Напомним, что переходные расы – это метисы, мулаты и самбо.

Население любой латиноамериканской страны представляет собой мозаику различных расовых типов. Белое население, называемое в Латинской Америке креолами, количественно преобладает в странах равнинных, островных и самых южных – в Уругвае, Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, на Кубе.

Индейская культура смогла сохраниться лишь в труднодоступных частях континента – в горных странах и бескрайних джунглях Амазонии и Ориноко. Именно сюда были оттеснены европейцами из более комфортных районов проживания индейские этносы. Поэтому сейчас метисы и индейцы преобладают в населении горных и внутриконтинентальных стран Центральной и Южной Америки – это Мексика и Гондурас, Панама и Венесуэла, Колумбия и Чили, Парагвай и Сальвадор. Самые индейские страны – Перу и Боливия. Здесь доля индейцев превышает 40 %, а индейские языки кечуа и аймара, наряду с испанским, имеют официальный статус.

Негроиды и мулаты наиболее распространены в странах, расположенных на Атлантическом побережье в тропическом и экваториальном поясе – в Бразилии, Венесуэле, Колумбии (везде более 15 % населения). Абсолютное большинство они составляют на островах Вест-Индии (кроме Кубы). Всю эту территорию занимает ареал тропического плантационного сельского хозяйства, требующего тяжелого физического труда. Индейцы мало годились на место таких работников, они были маловыносливыми и часто гибли от болезней или физического истощения. Поэтому в бассейне Атлантического океана стала процветать работорговля. Африканцев либо захватывали силой, либо приобретали у местных правителей за ценные дары и везли в Новый Свет. Так как живой товар был скоропортящимся и не все рабы переносили плавание, корабли с невольниками почти никогда не огибали Южную Америку и не появлялись в Тихом океане. Самые крупные и известные рынки рабов действовали на островах ВестИндии, например на Ямайке или Гаити. Уже в XIX в. бывшие рабы стали свободными, но основная их часть продолжает относиться к беднейшим сословиям. Чернокожее население придает Латинской Америке ее неповторимый колорит. Ни красочный карнавал в Риоде-Жанейро, ни сборную Бразилии по футболу нельзя себе представить без негров и мулатов.

Этнический состав Латинской Америки

Большинство стран Латинской Америки имеют разнородный расовый состав, но однородны в этническом и религиозном отношениях. Причиной тому переселенческий характер формирования населения региона. В каждой из стран переселенческая культура (испанская, португальская, французская, британская и др.) почти полностью подавила местную индейскую. Но новые условия проживания, удаленность метрополий и пусть не такое заметное, но зато постоянное влияние культуры коренного населения привели к заметным отличиям в этническом самосознании и культурном багаже сформировавшихся в Латинской Америке народов.

Основу населения каждой страны региона составляет титульный этнос. В Бразилии это бразильцы, в Чили – чилийцы, в Боливии – боливийцы, на Кубе – кубинцы и т. д. Каждый из этих этносов имеет сложный расовый состав. Например, 54 % бразильцев – европеоиды, 20 % – мулаты, 19 % – метисы, и около 6 % – негроиды. Все самые большие этносы Латинской Америки, кроме бразильцев, родственны друг другу. Ведь они сформировались на основе традиций иберийской культуры, испанского языка, католической религии. Аргентинец может легко понять кубинца, а перуанец мексиканца, поэтому так легко проходит культурная интеграция народов региона. Артисты и музыканты, художники и писатели из одной латиноамериканской страны чувствуют себя желанными гостями в другой.

Большую долю в этническом составе населения Гайаны образуют выходцы из Индии и Пакистана, а в Суринаме – яванцы и другие народы Индонезии, попавшие на территорию континента в колониальный период как законтрактованные рабочие.

Испанский язык в Латинской Америке

Ареал распространения испанского языка охватывает не только территорию Испании, но и большинство государств Латинской Америки, кроме Бразилии и группы мелких островных государств. В качестве официального испанский признан в 21 стране, в том числе в Испании, Мексике (только здесь на испанском говорит больше 100 млн), Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Перу, Боливии, Эквадоре, Чили, Уругвае, Парагвае, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Коста-Рике, Панаме, Доминиканской Республике, на Кубе. Около 40 млн испаноязычных проживает в США, главным образом в юго-западных и южных штатах. Испанский язык – один из рабочих языков интеграционных объединений Латинской Америки: Организации Американских государств, МЕРКОСУР, Центральноамериканского общего рынка и др.

Роль католицизма в Латинской Америке

Ведущее вероисповедание в Латинской Америке – католицизм, этого направления христианства придерживается 86 % населения региона.

Римско-католическая церковь поощряет рождаемость. Это проявляется как в запрете на аборты, признании недопустимости однополых браков, негативном отношении к разводам, так и в стимулировании многодетности. Возрастно-половые пирамиды католических стран часто легко узнать по остроконечным очертаниям и широким основаниям. Страны Латинской Америки, относительно недавно вступившие в стадию демографического перехода, во второй половине ХХ в. резко увеличили свое население. Теперь почти 250 млн католиков проживает всего лишь в двух странах Нового Света – Бразилии и Мексике (табл. 6). Это лишь немногим меньше численности европейских католиков. Демографический центр тяжести Римско-католического мира стремительно смещается через океан, в Латинскую Америку. Не случайно в марте 2013 г. архиепископ Буэнос-Айреса, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо был избран 266-м Папой Римским. Впервые в истории Римскокатолической церкви понтификом стал неевропеец и иезуит, который также впервые принял папское имя Франциск.

Распределение католиков[1] по регионам мира, 2005 г.

Самые крупные католические общины мира

Примечание. Курсивом выделены страны Латинской Америки.

Южная природа – горячее солнце, теплое море, яркая растительность сформировали личные качества представителей католических народов – экспансивность, коммуникабельность, гордость, уверенность в себе, стремление жить широко. Католицизм поддерживает семейные ценности и патриархальные устои, подозрительно относится к новациям в общественной жизни. Именно такой мы и представляем жизнь латиноамериканцев. Жизнь, в центре которой, причем в буквальном смысле – на центральных площадях городов и поселений, находится католический храм. Латинская Америка удивляет в современном, во многом уже атеистическом, мире высоким процентом верующих и массовостью посещения богослужений.

Католицизм в Латинской Америке порой тесно сращен с дожившими до наших дней индейскими и африканскими культами, верой в духов, магическими ритуалами. Например, в Бразилии в ходу афро-христианский культ макумба. Но гораздо более известен в мире мистический афро-христианский культ вуду, распространенный в Гаити и на Кубе. Еще одна афро-христианская система верований – растафарианство – зародилась на Ямайке в среде бывших невольников-африканцев. Приверженцы этого культа – растафари, или растаманы, считают, что представители белой расы неверно восприняли христианское Священное Писание и узурпировали его толкование. Выход им видится в возвращении к «золотому веку» черной расы. Растаманы воспринимают как землю обетованную Эфиопию – древнейшую христианскую страну Тропической Африки, обожествляют эфиопскую императорскую фамилию (династия Соломонидов, считавшая своим родоначальником царя Соломона), широко используют цвета эфиопского флага – красный, желтый и зеленый. Благодаря музыкальному стилю регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расистскую основу.

Индейское влияние в культуре Латинской Америки

В последние десятилетия в Латинской Америке стали входить в моду индейские традиции в культуре. Все настойчивее они стали проникать в архитектуру, музыку, живопись. Индейские элементы в живописи впервые закрепились в начале ХХ в. в Мексике. Наиболее ярко они проявились в росписях-муралях. Мураль (от исп. muro – стена) – изображенная на всей плоскости стены картина, выполненная в виде фрески, граффити или другой разновидности монументальной живописи. Непревзойденным мастером настенной живописи признан мексиканский художник Давид Сикейрос (1896–1974). Его гигантские мурали – быть может, самое яркое и самобытное, что отличает Мехико от других городов мира. Всемирную известность получили его соотечественники – живописцы Диего Ривера и Фрида Кало.

Приоритет в изобретении танго оспаривают аргентинцы и уругвайцы, равно как и национальную принадлежность «отца танго», прославленного гитариста и певца Карлоса Гарделя. Его тонкий профиль смотрит со стен ресторанов и баров Буэнос-Айреса и Монтевидео. Танго родилось как мятежный вызов обездоленных, смелых и мужественных людей, которых не сломила жизнь. Ханжеская мораль объявила непристойным танец, исполнявшийся партнерами на дистанции метра друг от друга. Запрещенный властями танец ушел в подполье, вернулся в городские предместья, откуда он начал свое победное шествие. Но в это время танго уже танцевала вся Европа. Высший свет Монтевидео познакомился с танго лишь после гастролей одной парижской труппы.

Источники информации

1. Кайсарова Л.И. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. М., 2009.

2. Аргентинское танго в России и странах СНГ: www.nuevo.ru

3. Бразилия и бразильцы глазами русских: www.brasileiro.ru

4. Сайт о Мексике: www.mexico.ru

Вопросы и задания

1. Чем объясняется размещение негроидного населения и мулатов преимущественно вдоль побережья Атлантического океана?

2. Почему негроидов и мулатов так мало в странах Южного Конуса Латинской Америки: Аргентине, Уругвае, Чили?

3. Какие страны Латинской Америки можно отнести к самым индейским? Почему именно там сложился такой состав населения?

4. Сделайте сообщение о каком-нибудь произведении культуры Латинской Америки (литература, музыка, живопись, скульптура, архитектура). Укажите в нем характерные черты культуры региона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 33. Древние цивилизации Латинской Америки

§ 33. Древние цивилизации Латинской Америки Что и почему называют Латинской Америкой?Латинская Америка занимает центральные и южные районы части света Америка. К этому региону Земли относятся целиком материк Южная Америка, часть Северной Америки южнее границ США и

Лучшая современная музыка

Лучшая современная музыка Можно, конечно, заметить, что разделение между XX и XXI веками весьма условно. И действительно, большинство современных композиторов завоевали популярность ещё в прошлом веке. Но мы в нашей книге решили провести деление именно по такому принципу,

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность

4.2. Современная цивилизация как социокультурная общность И все же, как ни многообразны представления о цивилизации, для характеристики современных цивилизационных процессов, для определения современной цивилизации их оказывается недостаточно. Это объясняется тем, что

Современная поэзия и хайку

Современная поэзия и хайку Поэзия в Японии — живое искусство, и не только потому, что многие известные поэты публикуются в настоящее время, но и потому, что любой образованный человек имеет навык импровизации. Японский язык легко подходит для поэзии, содержащей подтекст,

27 ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ

27 ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ Традиционная культура (или тип общества) – это культура, делающая в своем развитии акцент не на изменения, а на сохранение установившегося культурного порядка.Отличительной чертой традиционной культуры является неуклонное

13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура

13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура Цивилизационные сдвиги, произошедшие в ХХ в., несравнимы с теми, что бывали в других эпохах, ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам, ни по значению. В ХХ в. совершались не просто отдельные великие научные

Современная систематика цвета

Современная систематика цвета Как известно, цвет — величина трехмерная и характеризуется цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Особо следует подчеркнуть, что если взять несколько разных по своему цветовому тону цветов, но максимальной насыщенности, то светлота их

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Т. Н. Красавченко. Ученый и вызовы времени. Валерий Земсков: от Латинской Америки к культурно-цивилизационному пограничью

Т. Н. Красавченко. Ученый и вызовы времени. Валерий Земсков: от Латинской Америки к культурно-цивилизационному пограничью Валерий Земсков (1940–2012) до сих пор остается автором пока единственной в России книги о творчестве нобелевского лауреата колумбийца Габриэля Гарсиа

Читайте также:
Подоходный и другие налоги в Канаде в 2022 году
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: