«Океан в пешей доступности — это особая привилегия»: как мы на время переехали в Бразилию
История читательницы Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Чуть больше года назад мы с мужем переехали в Бразилию.
Я и мой муж Николай живем в городе Вила-Велья, что в переводе означает «старая деревня»: основанием города считается 1535 год. Буквально в пяти минутах езды находится город Витория — столица штата Эспириту-Санту. Эти города соединяет мост длиной 3300 метров.
Вила-Велья
Мы с мужем приехали в Вила-Велью впервые в 2017 году на зимовку, до этого на полгода уезжали на зиму во Вьетнам. Нас пригласила в гости бразильская семья, с которой мой муж Николай познакомился на курсах английского языка в Канаде еще лет десять назад.
Вила-Велья, на мой взгляд, как Сочи для России, — город-курорт для жителей Бразилии. Хотя утверждать подобное не совсем верно, ведь побережье Бразилии составляет 7491 км, и здесь полно мест для отдыха, шикарных пляжей и курортных зон.
Особенностью нашего города и близлежащих территорий, как мне кажется, является пляжный отдых в совокупности с культурным. Здесь много соборов, монастырей и древних построек. Еще тут потрясающий ландшафт: горы, парки, фазенды, плантации. Прекрасные возможности для активного отдыха: байдарки, скалолазание, велоспорт, рыбалка, зиплайны, пэдлборды, полеты на парапланах, вертолетах и частных самолетах.
Вила-Велья — спокойный и неспешный город, местами даже скучный, но при этом недорогой. Что касается спокойствия и преступности, все зависит от района. Мы предпочитаем районы вблизи береговой линии, где живут довольно обеспеченные люди и которые курирует полиция, но за это приходится переплачивать.
Ночная жизнь более развита в соседнем городе Витория: там много баров, ресторанов и клубов. В Вила-Велье их тоже много, но обычно в пятницу все едут на такси в Виторию: как я говорила, дорога занимает не более 5—10 минут. А вот купаться и загорать по субботам приезжают именно в Вила-Велью.
Переезд
Мало кто знает, но в Бразилии для российских граждан действует безвизовый режим на 90 дней, если вы приезжаете как турист. К тому же его можно продлить в Федеральной полиции еще на 90 дней с небольшой доплатой. Но после истечения этого периода нужно официально покинуть страну на 180 дней.
Бразилия — одна из немногих стран, которая дает гражданство по рождению и не против, если у бразильца два гражданства. Поэтому мы и решили приехать сюда на долгое время. В планах было по истечении 180 дней пребывания записаться на курсы португальского языка, получить студенческую визу на год, забеременеть и родить ребенка, затем оформить ему гражданство, а мы бы c мужем получили вид на жительство на девять лет.
Но коронакризис испортил нам все планы!
Мы продлили свое пребывание еще на 90 дней и в конце декабря 2019 года начали собирать документы на студенческую визу. Рекомендую заранее узнать весь список необходимого и оформить документы на родной земле. Нам пришлось искать знакомых, которые летели из России в Бразилию, и просить их, чтобы они привезли нам документы, так как отправлять их почтой, на мой взгляд, ненадежно.
Со временем наш план скорректировался. Чтобы официально остаться в Бразилии до 31 марта 2022 года, необходимо собрать соответствующие документы: например, для студенческой визы, подачи документов на ВНЖ и прочие. Возможно, придется прилететь в Россию на некоторое время, чтобы быстрее все собрать и оформить. Но потом мы все же вернемся в Бразилию для нашей изначальной цели — рождения ребенка и получения ВНЖ. Сейчас в наших планах получить аналог медицинского полиса, который позволяет бесплатно обращаться за помощью в городские клиники и больницы.
После объявления карантина и закрытия границ туристические вопросы были заморожены до конца 2022 года. Наше пребывание на официальном уровне продляли до даты отмены распоряжения, после которой мы могли в течение месяца легально находиться на территории Бразилии. Так как мы и не планировали отсюда уезжать, эта ситуация сыграла нам на руку. И мы очень счастливы, ведь мы пережидали карантин в прекрасных погодных условиях, с океаном под боком, свежими фруктами и овощами.
Как победить выгорание
Но даже если находиться на территории Бразилии нелегально, это грозит только штрафом при следующем въезде в страну. Никто вас депортировать не будет, разыскивать, в принципе, тоже. Поэтому решение — за каждым.
Сейчас туристические вопросы, судя по перепискам в группе русскоговорящих в Бразилии, очень запутаны. Конкретных ответов никто не дает, даже официальный орган — Федеральная полиция — в разных штатах принимает разные решения, так как все трактуют закон по-своему . Некоторые туристы выезжают из страны просто со штрафами, которые необходимо заплатить при следующем въезде в Бразилию, а некоторым не выписывают никаких штрафов вообще. Кому-то дают сроки в несколько месяцев, чтобы покинуть страну, — причем иногда просто на словах.
Если говорить о финансовой стороне вопроса с документами конкретно в нашем случае, то на сегодня мы потратили:
- на сами документы — 8020 Р ;
- на продление срока пребывания в стране — по 110,44 BRL ( 1542
- Р ) за каждого;
- на апостиль свидетельства о рождении — по 2500 Р за каждого.
Конечно, надо учитывать обменный курс: рубль — доллар — реал, так как две валюты нестабильны по отношению к третьей. Если собирать документы на студенческую визу, то сумма явно увеличится, плюс оплата самих курсов, плюс поездка в консульство в Рио-де-Жанейро.
В Бразилии мы также получили номер CPF — это аналог нашего ИНН, — чтобы встать на учет в налоговом органе. Здесь без него не зарегистрируешься даже в «Убере», и во всех магазинах его всегда спрашивают. Получить этот номер можно бесплатно, но так как мы находимся в городе, где мало иностранцев, то сначала нам сказали, что в местной организации такие номера не делают. Пришлось вызвать менеджера, который попросил официальный перевод паспорта, хотя он не нужен, если это загранпаспорт и в нем есть расшифровка имени на английском языке. Последняя загвоздка заключалась в том, что в Бразилии везде указывают имя матери, как у нас — отчество. Но нам поверили на слово, мы просто записали имена матерей на бумажке.
К сожалению, с бюрократией в Бразилии тяжело бороться, как и в России, но здесь хотя бы все тебе улыбаются
Работа
Мы с моим мужем Николаем из небольшого города Липецка. Я работаю визажистом уже 9 лет, у меня есть высшее экономическое образование и 11 лет опыта работы по этой специальности. Муж — профессиональный фотограф. Когда ему было 19 лет, он уехал в Америку, где начал свою профессиональную деятельность, затем работал в России. После уехал в Канаду, где окончил колледж Шеридан в Торонто по специальности «фотограф», получил диплом и параллельно активно работал в свадебной индустрии. Приехав в очередной раз в Россию и имея на руках хорошую камеру и оборудование, муж занялся еще и интерьерной съемкой.
Здесь мы планировали заниматься тем же — макияжем и фотографией, так как это перспективное занятие. В среднем макияж может стоить 150—200 BRL ( 2102
В Бразилии ценят более старших специалистов из-за опыта. И если говорить про возраст, то свадьбы здесь играют обычно в районе 35 лет. А многие специалисты вроде дизайнеров, архитекторов, риелторов в 40—45 лет находятся на пике своей карьеры, поэтому и предпочитают работать с профессионалами.
К сожалению, карантин наши планы и тут испортил. Мы потеряли несколько месяцев из-за коронакризиса , так как здесь многие соблюдали карантин и неохотно встречались. У бразильцев очень тесные семейные отношения, много взрослых родственников находятся в зоне риска, поэтому все очень ответственно подошли к вопросу самоизоляции. Так что сразу влиться в индустрию не удалось.
Через некоторое время многие начали идти на контакт, и мы стали более активно работать — конечно, пока без официальных документов. Сейчас наша сфера работает в основном только в низком ценовом сегменте. Состоятельные люди все же остерегаются проводить крупные свадебные мероприятия, выпускные и прочие праздники, поэтому много отмененных дат. Но мы в поисках новых источников дохода, кроме того, пандемия помогла углубить знания в инвестициях.
Незнание языка — тоже препятствие в работе, но многие в нашем городе Вила-Велья, к моему удивлению, очень хорошо говорят по-английски . Португальский учим, но очень медленно, так как пока обходимся самыми «бытовыми» словами. Я параллельно ищу удаленную работу, подработки. Сейчас живем на сбережения. И это очень огорчает, потому что финансовую подушку мы собирали долго.
Жилье и коммунальные услуги
Мы снимаем квартиру в районе Прайя-да-Кошта. В Вила-Велье этот район считается одним из самых дорогих, красивых и безопасных.
Но при аренде возникает ряд трудностей. При поиске новых апартаментов мы используем сайт Airbnb или спрашиваем местных знакомых. В Бразилии принято арендовать квартиру на длительный срок — от года, при этом заключаются официальные контракты в агентствах. Но для этого нужно иметь определенные документы, а у иностранца-туриста таких нет. Поэтому мы вынуждены немного переплачивать, пользуясь этим сайтом.
Конкретно для нашей семьи статья расходов на аренду жилья самая первая и самая дорогая. Мы предпочитаем чистые уютные квартиры в безопасном районе вблизи океана — на многом готовы экономить, но не на этом, потому и переплачиваем.
Стоимость аренды по контракту от года в нашем районе складывается из нескольких параметров.
Коммунальные услуги. Фактическое потребление электричества. У нас выходило за двоих без работы кондиционеров примерно 100—130 BRL ( 1401
Кондо, или кондоминиум. Вот из чего он складывается:
- Фиксированные ежемесячные платежи за обслуживание здания, бассейна, за услуги консьержей, лифт, уборку.
- Пропорциональная доля за электричество и воду, используемые во время эксплуатации дома.
- Плата за фактическое потребление квартирой газа и воды за месяц.
Эта сумма может немного меняться в большую сторону, если, например, проходят плановые работы по очистке, мытью здания и окон балкона.
Размер кондо зависит еще и от самого здания. Если в нем нет бассейна, зоны барбекю на крыше, сауны, общественных туалетов, спортзала, что норма почти для всех многоквартирных домов, то, конечно, сумма будет гораздо меньше. К примеру, в одной из таких квартир с бассейном на крыше размер кондо мог достигать 900 BRL ( 12 612
За саму аренду придется выложить от 2000 BRL ( 28 027
Р ) в месяц за двух- или трехкомнатную квартиру с балконом. В отличном доме площадь таких квартир начинается от 80 м². Общую зону — зал — бразильцы комнатой не считают. Комфортной для проживания семьи из трех человек с ребенком считается квартира, где есть просторный зал, отдельная или совмещенная с залом кухня, комната родителей с ванной, детская, кабинет, достаточно большой балкон, а также гараж на две машины в здании. В таких квартирах обычно 2—3 ванные комнаты.
В этом же районе есть квартиры и поскромнее, где нет, например, бассейна, но есть зона барбекю, консьерж, уборщица и крытый гараж. Стоимость такого жилья может начинаться с 1200 BRL ( 16 816
Р ). Это вполне хорошие квартиры.
Бразилия
А вы знали?
indicator | value | unit |
---|---|---|
Население | 209.5 | млн. |
Количество туристов в год | 5.2 | млн. |
Возобновляемые источники энергии | 45.8 | % |
Как жизнь?
Как жизнь?
Как жизнь?
За последнее десятилетие Бразилия достигла немалых успехов в улучшении качества жизни граждан. В последние годы страна приобрела положительный опыт сбалансированного экономического роста и сокращения бедности. Несмотря на это, Бразилия достигла хороших результатов лишь по некоторым показателям благосостояния относительно большинства других стран, представленных в рейтинге Индекса лучшей жизни. Бразилия имеет показатели выше среднего уровня по гражданской активности и социальным связям, но ниже среднего уровня по образованию и навыкам, личной безопасности, доходам и благосостоянию, рабочим местам и зарплатам, обеспеченности жильем, качеству окружающей среды, субъективному благополучию, балансу между трудовой деятельностью и личной жизнью и здоровью населения. Эти результаты основаны на доступных выборочных данных.
Несмотря на то, что счастье нельзя купить за деньги, они являются важным средством достижения более высокого уровня жизни. В Бразилии чистый семейный скорректированный годовой доход после уплаты налогов на душу населения меньше, чем в среднем по ОЭСР (33 604 доллара США в год).
Что касается занятости населения, то около 61% жителей Бразилии в возрасте от 15 до 64 лет имеют оплачиваемую работу, что ниже среднего уровня занятости по ОЭСР (68%). Среди мужчин оплачиваемую работу имеют около 71%, а среди женщин – 51%. В Бразилии сверхурочно трудятся 7% работников, что меньше, чем в среднем по ОЭСР (11%), при этом среди мужчин сверхурочно работают 9%, а среди женщин – 5%.
Хорошее образование и профессиональные навыки являются важными предпосылками получения работы. 49% взрослого населения Бразилии в возрасте от 25 до 64 лет получили полное среднее образование, что намного ниже среднего показателя по ОЭСР (78%). Это в большей степени относится к женщинам, чем к мужчинам, поскольку среди мужчин полное среднее образование имеют 46%, а среди женщин – 52%. Что касается качества образования, то по уровню грамотности чтения, знаний по математике и естественным наукам в рамках Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) учащиеся в среднем набрали 395 баллов. Этот результат ниже среднего показателя по ОЭСР (486 баллов). Разница в результатах оценки знаний в зависимости от пола в Бразилии меньше, чем в среднем по ОЭСР: девочки набирают 396 баллов, а мальчики 394 балла, что соответствует разнице, которая существует в среднем по ОЭСР. Эта разница составляет 2 балла в пользу девочек.
С точки зрения здоровья населения следует отметить, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Бразилии составляет 75 лет, что на пять лет меньше, чем в среднем по ОЭСР (80 лет). У женщин ожидаемая продолжительность жизни составляет 79 лет, у мужчин – 71 лет. Содержание в воздухе взвешенных частиц PM 2,5, то есть мелкодисперсных загрязняющих частиц, достаточно малых, чтобы проникнуть в легкие и причинить вред здоровью, составляет 10,3 микрограмм на кубический метр, что ниже среднего показателя по ОЭСР (13,9 микрограмм на кубический метр). Бразилия могла бы демонстрировать лучшие результаты по качеству воды, т.к. 73% населения удовлетворены качеством используемой ими воды, что ниже среднего показателя по ОЭСР (81%).
Что касается общественной сферы, то для Бразилии характерны сильно развитое чувство принадлежности к обществу и высокий уровень участия населения в гражданской жизни: 90% населения Бразилии считают, что им есть на кого положиться в трудную минуту, что в целом соответствует среднему показателю по ОЭСР (89%). Явка избирателей (показатель участия граждан в политической жизни) во время последних выборов составила 79%. Этот показатель выше среднего показателя по ОЭСР (68%) и отражает практику обязательного голосования в Бразилии. Явка избирателей, представляющих 20% самых обеспеченных слоев населения, составляет 84%, в то время как среди 20% избирателей, представляющих малообеспеченные слои населения, она составляет 82%, с разницей гораздо меньше, чем в среднем по ОЭСР (13%).
В целом жители Бразилии удовлетворены своей жизнью на уровне среднего показателя по ОЭСР. Когда респондентов попросили оценить их общую удовлетворенность жизнью по шкале от 0 до 10 баллов, бразильцы в среднем дали ей оценку 6,4 баллов, что в целом соответствует среднему показателю среди стран ОЭСР (6,5 баллов).
Уровень жизни, цены, зарплаты и система образования в Бразилии в 2019-2022 годах
Бразилия – одна из крупнейших и быстро развивающихся экономик мира. Несмотря на это, уровень доходов и качество жизни значительно отличается у различных слоев населения. Средняя зарплата в Бразилии составляет около 650$ после вычета налогов.
Минимальная зарплата в Бразилии
Согласно указу бразильского президента Жаира Болсонару, официальная минимальная зарплата в Бразилии с 1 января 2019 года составляет 998 реал в месяц, что эквивалентно 255 долларам. Это на 44 реала или 4,4% больше, чем в 2018 году (954 реал). Ежегодное увеличение минимальной оплаты труда в государстве зависит преимущественно от уровня инфляции и темпов роста экономики (ВВП).
За последние десять лет минимальная зарплата в Бразилии увеличилась более чем в два раза. С 460,8 реал в 2009 году, до 998 реал в 2019. То есть разница 537,2 реал или 116,6%. Ставки минимальной оплаты труда распространяются на всех работников Бразилии, занятых полный 8-часовой рабочий день или 44-часовую неделю.
Примечание. Согласно информации Департамента статистики и социально-экономических исследований Бразилии, официальная минимальная заработная плата служит ориентиром для общего дохода около 48 миллионов работников по всей стране.
Мексика
Средний доход мексиканца в месяц — больше 50 тысяч рублей на наши деньги. Однако если учесть, что в семье чаще всего работает муж, а жена занимается хозяйством, это не так уж много.
Мексиканцы любят все яркое, поэтому интерьеры их домов пестрят красным цветом. Снаружи жилища местных жителей тоже выкрашены в красные и оранжевые цвета.
Заработная плата в месяц по профессиям в 2019 году
Национальная валюта Бразилии – реал. Его курс свободный, т.е. меняется в зависимости от макроэкономической ситуации в стране. В настоящее время 1 реал равен 3,7 доллара США.
Средняя заработная плата представителей различных профессий напрямую зависит от квалификации: высококвалифицированные специалисты с высшим образованием зарабатывают значительно больше обычных рабочих.
Профессия | Средняя зарплата в месяц |
Врач | 2000-4000 $ (выше 5000 $ при занятии частной медицинской практикой) |
Няня | 400-700 $ |
Гид | 500-650 $ |
Горничная | 350-550 $ |
Учитель | 460-520 $ (зарплата школьного учителя) и свыше 1500 $ (у преподавателя ВУЗа) |
Инженер | 1000-2000 $ |
Медсестра | 500-800 $ |
Сварщик | 400-700 $ |
Программист | 1100-1750 $ |
Электрик | 500-820 $ |
Полицейский | 800-1100 $ |
Рабочий | 300-500 $ |
Продавец | 470-650 $ |
Пожарный | 820-1200 $ |
Водитель | 600-1000 $ |
Юрист | 1200-1500 $ |
Машинист | 500-650 $ |
Бухгалтер | 650-820 $ |
Строитель | 470-780 $ |
Грузчик | 430-570 $ |
Стоматолог | Около 1500 $ |
Столяр | 500-570 $ |
Таксист | 520-700 $ |
Кассир | 470-630 $ |
Минимальная
Действующая ставка минимального размера оплаты труда в Бразилии в 2019 году составляет 969 реалов (около 262 $). Государство гарантирует получение работником этих денег при условии полной 8-часовой занятости 5 дней в неделю. По сравнению с 2017 г. минимальная зарплата выросла на 8$.
Средняя
Уровень средней заработной платы в Бразилии подвержен существенным колебаниям в зависимости от различных факторов:
- места проживания;
- квалификации и опыта работы;
- возраста и пола;
- востребованности специальности;
- расовой принадлежности и т.д.
Женщины зарабатывают на 10-20% меньше мужчин на аналогичных должностях, а доходы работников государственного сектора значительно превышают заработки большей части населения. Заработок темнокожих бразильцев наполовину меньше светлокожих.
Средняя зарплата в Бразилии (без учета налоговых и социальных выплат) составляет 700-1200 $. Это соответствует нетто-зарплате в 650 $ (сумма, которую работник получает на руки).
Средняя стартовая
При устройстве на новое место работы сотрудник вправе рассчитывать на стартовую зарплату на 10-25% ниже, чем у такого же специалиста с опытом.
Особенностью бразильского рынка труда является высокая заинтересованность в квалифицированных кадрах. Это значит, что русскому или украинцу рабочей специальности достаточно тяжело найти работу с уровнем зарплаты, соответствующим среднему заработку по стране. Как правило, она не превышает 400-550 $. У иностранных специалистов высокой квалификации стартовая зарплата начинается от 1000 $.
Практически обязательным требованием является базовое знание государственного португальского языка даже для обычного рабочего.
Максимальная
Максимальная зарплата в Бразилии может превышать 4000-5000 $ ежемесячно. Доходы подобного уровня чаще всего характерны для работы на государственной службе, претендовать на которую могут только коренные жители.
Среди самых востребованных общедоступных специальностей максимальная зарплата у медицинских работников (хирургов, анестезиологов, гинекологов), представителей IT и банковской индустрии, сферы недвижимости и финансов.
Оплата труда по городам и регионам
Доходы жителей разных регионов могут отличаться более чем в 2 раза. К самым обеспеченным относятся жители Федерального округа, Гояса и Рораймы. Их зарплаты около 1000 $ (после уплаты налогов). Наименьший уровень заработка у бразильцев из Риу-Гранди-ду-Норти: не достигает даже 400 $. В целом жители крупных городов с развитой промышленностью, инфраструктурой и крупными международными компаниями (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Бразилиа) зарабатывают больше работников из регионов.
В таблице представлена средняя зарплата в зависимости от штата.
Штат (столица) | Ежемесячная средняя зарплата |
Федеральный округ (Бразилиа) | 1100 $ |
Гояс (Гояния) | 1033 $ |
Рорайма (Боа-Виста) | 978 $ |
Сержипе (Аракажу) | 864 $ |
Пара (Белен) | 845 $ |
Сан-Паулу (Сан-Паулу) | 831 $ |
Баия (Салвадор) | 794 $ |
Рио-де-Жанейро (Рио-де-Жанейро) | 786 $ |
Мату-Гросу-ду-Сул (Кампу-Гранде) | 785 $ |
Амапа (Макапа) | 777 $ |
Парана (Куритиба) | 757 $ |
Амазонас (Манаус) | 703 $ |
Акри (Риу-Бранку) | 688 $ |
Мату-Гросу (Куяба) | 670 $ |
Пернамбуку (Ресифи) | 647 $ |
Эспириту-Санту (Витория) | 644 $ |
Токантинс (Палмас) | 635 $ |
Риу-Гранди-ду-Сул (Порту-Алегри) | 597 $ |
Минас-Жерайс (Белу-Оризонти) | 545 $ |
Алагоас (Масейо) | 545 $ |
Мараньян (Сан-Луис) | 525 $ |
Рондония (Порту-Велью) | 505 $ |
Параиба (Жуан-Песоа) | 493 $ |
Сеара (Форталеза) | 467 $ |
Пиауи (Терезина) | 463 $ |
Санта-Катарина (Флорианополис) | 455 $ |
Риу-Гранди-ду-Норти (Натал) | 375 $ |
Швеция
Швеция — одна из самых благополучных стран Европы. Правительство способствует повышению доходов граждан и развитию бизнеса. Безработица в стране не превышает 6–7%, а уровень занятости составляет 67,4%. Больше половины граждан официально трудоустроены.
Минимальная зарплата в Швеции — примерно 114 тысяч рублей, крайне редко оклад местных граждан падает ниже нормы. В среднем люди здесь зарабатывают около 150-170 тысяч рублей в месяц.
Налоги с зарплаты
Значительная часть экономики Бразилии базируется на налоговых выплатах; в сумме они составляют до 40% от всего ВВП страны. Налоговым резидентом признается работник, имеющий постоянную/временную визу с трудовым договором или находящийся на территории страны более 183 дней в году.
Справка! Налоги в Бразилии взимаются на нескольких уровнях: федеральном, муниципальном, местном.
Резиденты обязаны платить налоги с доходов, полученных в Бразилии и за ее пределами (за исключением стран-участниц соглашения о двойном налогообложении). Доходы нерезидентов облагаются ставкой в 25%, причем налоги выплачиваются только с доходов, полученных на территории страны.
Подоходный налог
В Бразилии функционирует система налогообложения, согласно которой налоги увеличиваются вместе с ростом полученного дохода. Ставка подоходного налога колеблется в пределах 7,5%-27,5%.
Указанные ниже значения подоходного налога приведены ориентировочно и зависят от текущего курса реала.
Чистый годовой доход | Ставка подоходного налога |
До 4650 $ | |
4650-6973 $ | 7,5% |
6974-9265 $ | 15% |
9266-11617 $ | 22,5% |
Более 11618 $ | 27,5% |
Для юридических лиц стандартный подоходный налог на прибыль составляет 15%.
Социальные взносы и прочие налоги. Расходы, подлежащие налоговому вычету
Бразильская налоговая система подразумевает большое число социальных выплат, которые часто перекликаются между собой:
- COFINS: социальное обеспечение;
- PIS/PASEP: социальная интеграция и обеспечение федеральных служащих;
- социальное страхование и т.д.
Налоговое бремя по социальным выплатам лежит и на работнике, и на работодателе. Работник ежемесячно выплачивает от 7,65% до 11% своего брутто-заработка.
Некоторые расходы, понесенные резидентом, подлежат налоговому вычету и не облагаются налогом:
- расходы на получение образования;
- выплата алиментов;
- содержание иждивенца;
- вклады в пенсионные программы и др.
У местного населения высокий уровень жизни, а стабильная заработная плата для среднестатистического американца считается одним из главных показателей благополучия и уверенности в будущем. Вы удивитесь, но прочти 65% американцев живут в таких домах.
В гостиной обязательно должен быть диван и большой телевизор.
Американцы зарабатывают примерно двести тысяч рублей в месяц. Минимальная ставка за час труда в стране — больше 400 рублей. Однако распространяется это не на все профессии. Например, подрабатывающие студенты, няни, сиделки и курьеры не могут претендовать на минимальную ставку.
Соотношение зарплаты и расходов на жизнь
Повседневные расходы зависят от места жительства: в крупных городах они выше. Арендная плата за 1-комнатную квартиру низкого уровня в спальном районе Рио-де-Жанейро начинается от 400 $, а коммунальные платежи составляют около 80 $ в месяц. Билет на 1 поездку на общественном транспорте стоит около 1 $. Расходы на питание семьи из трех человек составляют 250-400 $, а 1 литр бензина стоит 1,3 $.
Германия
Минимальный размер оплаты труда в Германии — девяносто тысяч рублей в месяц. Меньше этой суммы зарабатывают только учащиеся и практиканты. Дома здесь выглядят вот так.
Интерьеры немецких квартир минимальстичны, напоминают Швецию.
Уровень безработицы и перспективы мигрантов
В последние годы уровень безработицы в Бразилии характеризуется устойчивой тенденцией к росту. В 2017 г. он достиг 12%, а в 2018 – 13%. Значительное число местных жителей работает без официального трудоустройства.
Значительный уровень эмиграции обеспечивает положительный миграционный баланс. Несмотря на экономические трудности, Бразилия нуждается в квалифицированной рабочей силе: прежде всего в мигрантах с высшим образованием, способных выполнять работу узкого профиля.
Низкоквалифицированные специалисты могут испытать трудности при поиске работы.
Большой рынок труда, достойный уровень заработной платы у специалистов высокой квалификации, обилие крупных международных компаний делают Бразилию перспективной для миграции у широкого круга соискателей различных вакансий.
Италия
Жители многих стран стремятся найти работу в итальянских компаниях, поскольку доходы здесь довольно высоки. Средняя зарплата — сто тысяч рублей. Однако в стране наблюдается высокая безработица.
Разница между доходами начальников и простых работников в Италии колоссальная — разрыв до 300-400 тысяч рублей.
Бразилия
Уровень безработицы в Бразилии довольно высокий — 12% населения. Наиболее востребованные профессии здесь: финансисты, банкиры, IT-специалисты, строители и инженеры.
Минимальная оплата труда здесь — 16 тысяч рублей, а средняя зарплата — 35-40 тысяч. Неквалифицированным работникам здесь платят меньше. Водители официанты, грузчики здесь получают до 15 тысяч рублей в месяц. Тем не менее, есть в Бразилии и обеспеченные люди. Их дома выглядят так.
Китай
Минимальная зарплата в Китае — примерно 15-20 тысяч рублей в месяц. Средний доход — 50 тысяч рублей. Частный сектор в Китае выглядит так.
Самые высокие зарплаты в стране у финансистов, банкиров, инвестиционных брокеров и юристов. Они зарабатывают до 170 тысяч рублей в месяц.
Великобритания
Средний доход жителей Лондона — 300 тысяч рублей. Уровень занятости среди лиц в возрасте от 16 до 64 лет составляет 74,8%, то есть около 31,95 млн официально трудоустроены. Безработица всего 4,6%.
В Великобритании популярны дома на две семьи. Местные жители любят интерьеры в классическом стиле, а камин едва ли не главный атрибут дома.
Финляндия
По уровню средних доходов Финляндия входит в ТОП-5 стран Европы. На протяжении более 40 лет официального уровня минимальной заработной платы в Финляндии не существует. Однако меньше 100-140 тысяч рублей финны не получают.
Порядка 279 тысяч финнов не имеют работы, при этом количество занятых превышает 2,4 млн. Безработных молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет около 88 тысяч человек.
Россия
Средняя зарплата в Карелии — 32450 рублей, однако к 2022 году доходы жителей республики вырастут до 40 тысяч рублей.
Стоимость обучения в Бразилии в 2022 году, плата за обучение, визовый сбор и стоимость жизни
Стоимость обучения в Бразилии в 2022 году, плата за обучение, визовый сбор и стоимость жизни.
Стоимость обучения в Бразилии – Бразилия, огромная страна в Южной Америке, простирается от бассейна Амазонки на севере до виноградников и огромных водопадов Игуасу на юге. Рио-де-Жанейро, представленный своей 38-метровой статуей Христа-Искупителя на вершине горы Корковадо, славится своими оживленными пляжами Копакабана и Ипанема, а также огромным шумным фестивалем Карнавал с парадами, яркими костюмами, музыкой и танцами самбы.
Неудивительно, что многих привлекает Бразилия из-за ее естественной красоты, и вы также можете улучшить свои карьерные перспективы.
Страна принимает почти иностранных студентов 20,000 и предлагает сотни Курсы с преподаванием на английском языкеособенно в университетах в популярных студенческих городах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
Если вы решили учиться в Бразилии, это руководство для вас. Читайте дальше, чтобы узнать стоимость обучения в Бразилии.
Бразильская система высшего образования
Цель высшего образование в Бразилии заключается в реализации обучения, исследований и распространения знаний, хотя исследования в основном проводятся в федеральных учреждениях.
Университеты также предлагают короткие учебные курсы по многим различным предметам, обслуживая как университетское население, так и общество.
Бразильская система высшего образования состоит из:
- степень бакалавра
Это программа обучения в высших учебных заведениях с высшим образованием от четырех до пяти лет, предлагаемая высшими учебными заведениями или университетами. Некоторые программы Bacharel могут быть на три года.
За эти четыре года вы пройдете 120 семестровых кредитов или около 40 курсов колледжа. Если ваш колледж использует четвертную систему, а не семестровую, вам необходимо получить как минимум 180 квартальных кредитов, чтобы получить аккредитованную степень бакалавра.
- Магистратура
Степень магистра – это академическая квалификация, присуждаемая на уровне последипломного образования лицам, успешно прошедшим обучение, демонстрирующим высокий уровень знаний в конкретной области обучения.
Студенты, получившие степень магистра, обладают передовыми знаниями в специализированном корпусе теоретических и прикладных тем, высоким уровнем навыков, а также техниками, связанными с выбранной ими предметной областью, а также рядом передаваемых и профессиональных навыков, полученных благодаря независимым и высококвалифицированным обучение и исследования.
Для получения степени магистра обычно требуется от одного до трех лет, как при очном, так и неполном обучении.
- Кандидат наук. степень
Доктор философии является аспирантской докторской степенью, присуждаемой студентам, которые завершили оригинальную диссертацию, предлагая значительный новый вклад в знания по своему предмету.
Кандидат наук. квалификации доступны по всем предметам и, как правило, являются наивысшим уровнем ученой степени, который может получить человек.
Университеты Бразилии Плата за обучение
- Студент
Бакалавриат (бачареладо) – самый широкий вариант, на выполнение которого может уйти от трех до шести лет. Плата за обучение в частных учебных заведениях варьируется – обычно от 10,200 40,800 до 2,000 8,000 бразильских реалов (от XNUMX XNUMX до XNUMX XNUMX фунтов стерлингов) в год, в зависимости от того, где вы учитесь.
Государственные университеты бесплатны.
- Аспирант
Хотя это может быть не первое место, которое приходит на ум при рассмотрении аспирантуры за рубежом, магистратура в Бразилии может быть отличным выбором для иностранных студентов в различных предметных областях.
Местрадо, или бразильские магистры, – это двухлетний курс, состоящий из преподаваемых лекций и исследовательских проектов, в результате которых создается диссертация.
Степень магистра в Бразилии позволяет вам испытать все это во время учебы в некоторых из самых известных университетов Латинской Америки.
Иностранные студенты пользуются тем же статусом, что и местные студенты в престижных государственных университетах Бразилии, а это означает, что вам обычно не нужно платить за обучение.
Для бразильских студентов в государственных университетах плата за обучение не взимается. Частные университеты обычно взимают плату за обучение в диапазоне от BRL 7,500 до BRL 37,500 (от USD $ 2,000 до USD $ 10,000).
- PhDs
Doutorado – это высшая степень аспирантуры в Бразилии, для получения которой требуется от трех до четырех лет. Вам понадобится степень магистра, чтобы начать докторскую программу в Бразилии, а также высокий уровень владения португальским языком, на этом уровне предлагается очень мало программ на английском языке, а хорошее знание официального языка страны необходимо для получения .
В Бразилии доктор философии обычно длится четыре года и приводит к присуждению докторская степень, В некоторых университетах / исследовательских центрах первый год может состоять в основном из классов, и вам, возможно, не придется выбирать научного руководителя.
Бразильский доктор философии. программы сложные и строгие, иногда включают обучающие семинары и другие обязанности. Для бразильских студентов в государственных университетах плата за обучение не взимается. Плата за обучение в частных университетах составляет около 1,400 и 2,400 реалов в месяц (370–640 долларов США).
Расходы на проживание
В отличие от других стран, большинство институтов в Бразилии не предоставляют жилье для студентов. Это означает, что студенты должны найти частное жилье.
Может быть полезно связаться с выбранным вами университетом, поскольку они могут помочь студентам найти подходящее место для проживания. Проживание в семье – еще один отличный вариант для иностранных студентов. Именно здесь студент живет в принимающей семье – отличный способ интегрироваться в местную культуру!
Аренда частной квартиры в Бразилии может стоить от R $ 1000 до R $ 2,056 в месяц. Более дешевый ресторан может стоить от R $ 18, билет в кино будет стоить от R $ 21.
В общем, Бразилия – один из дорогих бразильских городов. Важно учесть это в своих планах и убедиться, что Бразилия будет для вас практичным выбором.
Студенческие Визы
Студенческая виза в Бразилию стоит 160 долларов плюс 20 долларов за обработку, если она подана третьей стороной, например членом семьи, другом, туристическим агентом или службой ускорения визы.
Транспорт
Местные тарифы составляют около 0.5-1.5 € (2-6R $). Автобусы – распространенный вид транспорта среди жителей Бразилии из низшего класса, которым приходится добираться на большие расстояния от окраин города до более богатых районов, где они работают.
Стоимость проезда на автобусе, как правило, очень низкая по европейским и американским стандартам, но немного дороже, учитывая низкие доходы, получаемые большинством пассажиров.
Один билет стоит около R3.00 (€ 0.95 или $ 1.30), но может варьироваться в зависимости от того, в каком городе вы находитесь и как долго вы путешествуете.
Системы метро можно найти примерно в восьми бразильских городах, включая Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Белу-Оризонти.
Медицинское страхование
- Общественное медицинское страхование
Те, кто пользуется бесплатной государственной системой здравоохранения, ничего не платят за услуги врачей, лаборатории, госпитализацию, операции или лекарства по рецепту.
Тем не менее, поскольку время ожидания велико, а в частной системе доступно лучшее обслуживание, более состоятельные бразильцы обычно используют частную систему, которая охватывает около 20% населения Бразилии.
- Частное медицинское страхование в Бразилии
Несколько сотен страховых компаний в Бразилии предлагают четыре основных типа медицинских планов: частное медицинское страхование, групповая практика с предоплатой, медицинские кооперативы и планы медицинского страхования компаний. Стоимость частного страхования в Бразилии варьируется в зависимости от поставщика, покрытия и региона.
CSN Team.
Присоединяйтесь к более чем 5 миллионам подписчиков сегодня!
=> ПОСЛЕДУЮЩИЕ США НА INSTAGRAM | FACEBOOK & TWITTER ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ
Налоги в Армении. Сколько платит население – сравнил с Россией и Азербайджаном
Вчера я рассказывал о зарплатах в Армении. МРОТ у них примерно как в России, а средняя зарплата – в 2 раза ниже. Но, как правильно отмечают в комментариях, одни лишь размеры заработков никак не характеризуют уровень жизни в стране. Ибо какую-то долю от дохода всегда приходится отдать государству.
Я не беру в расчет налоги на автомобили или недвижимость, так как их платят далеко не все. У человека может не быть собственного жилья или машины. В развитых странах человек не чувствует себя неполноценным, если всю жизнь арендует жилье. Мы тут в России очень чувствительны к праву собственности на свои крохотные комнатушки, это просто фетиш какой-то, способ закрепиться, не остаться без крыши над головой — от бедности идет.
Однако каждый наемный работник платит подоходный налог и страховые сборы. Заходя в магазин, он становится плательщиком НДС (налога с продаж – в разных странах по-разному, но суть одна. От оплаты нельзя отказаться, так как сбор включен в стоимость товара). Поэтому сравнение я всегда веду по этим трем категориям. Они наиболее полно отражают как налоговую нагрузку, так и отношение властей страны ко вверенному им населению.
Что по этой части в Армении? Заглянул в действующий Налоговый кодекс и сравнил не только с российскими налогами и сборами, но и с соседним Азербайджаном.
В Армении ставка налога на добавленную стоимость 20%. Никаких льгот по социально значимым категориям товаров в стране нет. И на мерседес, и на буханку хлеба НДС совершенно одинаков.
Для сравнения:
- Россия – 20% (есть постоянные льготы, отдельные категории товаров облагаются по ставке 10%),
- Азербайджан – 18% (есть освобождение от НДС отдельных продуктов на несколько лет).
Страховые сборы
Интересно, что в Армении есть отдельные пенсионные системы для судей, полиции, военных, прокуроров, выбранных народом должностных лиц и членов их семей. Эдакая белая кость… Сборы платят все одинаковые, а выплаты в итоге заметно отличаются. Если не забуду, постараюсь раскрыть этот момент в статье о пенсиях. Впрочем, у нас тоже такое практикуют.
Совокупная ставка социального страхования в Армении в 2022 году – всего 2,5% от начисленной заработной платы. Взносы платит сам армянин. Деньги идут на обязательный индивидуальный счет плательщика. Государство из бюджета вносит деньги на счет каждого работающего гражданина – 7,5% от зарплаты.
Со следующего года ставки будут плавно повышаться. В 2022 году – 3,5%; в 2022 году – 4,5%; с 2023 года – 5%.
Для сравнения:
- Россия – 30% (платит работодатель),
- Азербайджан – 25% (3% платит работник, 22% — работодатель).
Подоходный налог
До 2022 года в Армении работала прогрессивная шкала налогообложения. Трехступенчатая:
- До 150 тысяч драмов (24 тысячи рублей) – 23%,
- От 150 тысяч до 2 млн драмов – 28%,
- Свыше 2 млн драмов – 36%.
С этого года от нее отказались. Теперь все платят одинаково – 23%. Предполагается, что ставка подоходного налога будет уменьшаться на 1% в год и к 2023 году стабилизируется на уровне 20%. Поживем – увидим.
Для сравнения:
- Россия – 13% (со следующего года – 15% с сумм свыше 5 млн рублей в год),
- Азербайджан – от 0% до 25%, подробно об этом в статье о налогах азербайджанцев.
Почему в Армении такой высокий подоходный налог? Ответ прост – потому что ставка социального страхования чрезвычайно низкая. Бюджету нужно где-то брать деньги на выплату пенсий, вот и приходится облагать работающих по полной программе.
В сумме у армян все равно налоги выходят меньше, чем у россиян. Страховые сборы плюс подоходный – у нас 43%, а у них сейчас всего 25,5%.
В Армении в 2022 году планируется экономический рост на 7%
Премьер-министр Никол Пашинян принял участие в совместном заседании постоянных комиссий НС, в ходе которого был рассмотрен проект закона “О государственном бюджете Республики Армения на 2022 год”.
В своей речи по проекту государственного бюджета Республики Армения на 2022 год премьер-министр Пашинян, в частности, отметил:
“Уважаемые вице-спикеры Национального Собрания,
Уважаемые депутаты,
Уважаемые члены правительства,
В августе мы представили Программу деятельности правительства на 2022-2026 годы, в котором поставлены амбициозные цели для мирного, устойчивого и инклюзивного развития Республики Армения. Сегодня мы представляем первый бюджет этого пятилетнего плана, который призван заложить прочную основу для реализации нашей пятилетней программы. В нем намечены необходимые условия для реализации программ.
На 2022 год мы прогнозируем экономический рост на 7%. Несмотря на то, что большую часть текущего года была нестабильная политическая ситуация и обстановка в сфере безопасности, наша экономика сегодня превосходит все прогнозы роста на 2022 год. С другой стороны, у правительства больше надежд на итоги года.
Должен с радостью отметить, что в сентябре 2022 года в Республике Армения был зарегистрирован абсолютный рекорд количества оплачиваемых рабочих мест – 651 тыс 141 оплачиваемое рабочее место. Это самый высокий показатель в Армении. Предыдущий рекорд был зафиксирован в сентябре 2022 года и составил 631 тыс 966 рабочих мест. В текущем году этот показатель вырос на 3%.
На фоне достаточно высокой инфляции в 6,4% в этом году важно отметить, что в сентябре валовой фонд заработной платы увеличился на 15,3% или 19 млрд 308 млн драмов по сравнению с сентябрем прошлого года, а заработная плата одного сотрудника по сравнению с сентябрем прошлого года увеличился на 11,9% или 23 тыс 782 драмов. Значительно, более чем на 20%, увеличился экспорт не только за счет горнодобывающих ресурсов, но и за счет экспорта готовой и сельскохозяйственной продукции. Объем строительства в этом году увеличился на 7%, рост услуг по состоянию на сентябрь составил более 5%. Эти факторы делают реалистичной достижение цели экономического роста на 7%, тем более что уже начались и, надеюсь, будут успешно завершены несколько крупных инвестиционных проектов, основная цель которых – сделать Армению из экспортирующей сырьевые ресурсы страны в страну с максимально длинной и сильной металлургической и металлообрабатывающей цепочкой.
Согласно проекту, доходы бюджета на 2022 год составят 1 трлн 946 млрд драмов, что на 17% больше, чем в 2022 году, и на 25% больше, чем в 2022 году. Расходы составят 2 трлн 190 млрд драмов, что на 10% больше, чем в 2022 году, и на 16% больше, чем в 2022 году. Капитальные расходы в 2022 году составят 347 млрд драмов, что на 55% больше, чем в 2022 году, и на 53% больше, чем в 2022 году.
Как я отмечал ранее, госбюджет на 2022 год основан на трех приоритетах: реформа и совершенствование системы безопасности; развитие инфраструктуры; модернизация образования и науки.
Оборонный бюджет на 2022 год по сравнению с планом на 2022 год будет больше на 11% и составит более 345 млрд драмов. Мы последовательно будет идти путем формирования в Армении профессиональной армии, но будем делать это плавно, продуманными шагами, шаг за шагом повышая привлекательность воинской службы, улучшая имидж офицера и офицерской службы, развивая и совершенствуя оборонную доктрину Республика Армения.
В новых условиях безопасности защита границ нашей страны продолжает оставаться одним из главных приоритетов, и мы поставили задачу с каждым годом все больше и больше выполнять функцию охраны границ посредством пограничных войск, имея в перспективе цель, чтобы на наши границы охраняли только пограничные войска. Запуск процесса вывода вооруженных сил Азербайджана с территории Республики Армения, в частности, с участка Сотк-Хознавар, а также демаркация и делимитации армяно-азербайджанской границы создадут благоприятные условия для решения этого вопроса.
Что касается оборонной стратегии нашей страны, то в программе правительства мы уже подчеркнули, что Республика Армения, как и любое миролюбивое государство, будет развивать и преобразовывать Вооруженные силы не для агрессии, а для защиты от агрессии. Республика Армения не имеет намерений завоевывать территории.
С точки зрения развития системы безопасности важно не только модернизация обороноспособности армии, но и создание благоприятной внешней среды вокруг Республики Армения.
Последовательная реализация повестки открытия эпохи мирного развития для Армении, Арцаха и региона, которую мы видим посредством преодоления атмосферы вражды в нашем регионе, возобновления переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ, разблокировки региональной экономической и транспортной инфраструктуры.
Должен подчеркнуть, что разблокирование экономической и транспортной инфраструктуры региона может качественно изменить содержание и структуру экономики Республики Армения, стать дополнительным импульсом для развития внутренней инфраструктуры, обеспечить долгосрочный инклюзивный экономический рост, создавая равные условия для участия граждан Армении в экономической деятельности, значительно увеличить привлекательность нашей экономики для местных и иностранных инвестиций.
Параллельно с развитием региональной инфраструктуры в 2022 году мы потратим на развитие инфраструктуры Армении на 32% больше средств, чем в 2022 году, в результате чего расходы в этом направлении составят более 278 млрд драмов. Планируется восстановить и отремонтировать 500 км дорог, спроектировать и/или построить водохранилища разного размера, что должно существенно повысить качество и объем поливной воды. Объем проводимых работ по улучшению качества питьевой воды увеличится на 35%, достигнув 11,5 млрд драмов. Начнутся тендеры на строительство участков Сисиан-Каджаран и Каджаран-Агарак автомобильной дороги Север-Юг. Целью данного шага является начало строительства сразу двух участков в следующем году.
Для обеспечения долговечности нашего государства необходимы долгосрочные инвестиции в сферу науки и образования, что является для нас очень важным приоритетом. В 2022 году сумма, выделяемая министерству образования, науки, культуры и спорта, увеличится на 27%. Сюда входят работы по строительству и проектированию учебных заведений, продолжение текущих строительных работ, а также проектирование множества новых учебных заведений, в том числе модульных, в результате будет обеспечено строительство 300 школ и 500 дошкольных учреждений в ближайшие 5 лет. В настоящее время 51 школ и 76 детский сад уже строятся, реконструируются или ремонтируются.
В 2022 году только на финансирование науки будет выделено на 83% больше средств, а на научные тематические исследования – в 2,5 раза больше, составив 6,7 млрд драмов. Наша цель – сделать образование и постоянное развитие человека образом жизни. Это единственный способ быть конкурентоспособной нацией в современном мире. Развитие науки и технологий является логическим продолжением этого процесса, и здесь правительство уже внедряет новые формулы финансирования.
Увеличение средств во всех сферах – необходимое, но недостаточное условие. Мы понимаем, что для реализации наших программ нам нужны не только экономические вмешательства со стороны правительства, но также социальные и культурные преобразования.
В первую очередь, мы работаем над повышением эффективности системы государственного управления и трансформацией культуры труда. Управление должно поощрять, а не препятствовать инвестициям. В этой связи важны культура планирования и реализации, процессы реализации программ, несовершенство которых во многих случаях приводит к недовыполнению капитальных расходов и, как следствие, к замедлению реализации поставленных правительством целей.
В этом отношении важную роль играет также развитие потенциала частного сектора, и усилия государства в этом направлении начали приносить результаты в лице компаний, которые делают инвестиции и стремятся реализовывать проекты качественно и своевременно, чтобы быть конкурентоспособными в секторе государственного капитального строительства. Увеличение капитальных расходов более чем на 50% является положительным сигналом для частных компаний, которые могут уверенно делать инвестиции в этой сфере, увеличивать свой технический и профессиональный потенциал в ближайшие годы.
В целом хочу подчеркнуть, что выполнение программы правительства и бюджетных программ во многом зависит от показателей активности частного сектора, и хочу проинформировать вас об обсуждении, которое состоялось накануне в правительстве. В частности, вы знаете, что мы поставили цель в течение следующих 5 лет создавать не менее 1000 гектаров интенсивных садов ежегодно. Но думаю, все мы понимаем, что правительство не пойдет и не будет сажать интенсивные сады. В этой связи очень важно, чтобы мы смогли довести эти программы до частного сектора и нашли партнеров среди граждан и компаний Республики Армения, которые, восприняв и приняв этот политический месседж, воспользуются созданными правительством инструментами финансирования и субсидирования процентных ставок.
Хочу сказать, что в результате обсуждений накануне мы решили, что, тем не менее, пороги таких программ, в частности, в области сельского хозяйства, должны быть повышены, с учетом того, что до сих пор, например, у нас действовал максимальный порог и для умных хлевов, и для интенсивных садов в плане пакетов государственной поддержки в том смысле, что мы стремимся поддерживать создание небольших ферм. Но показатели реализации программ подсказывают нам, что мы должны расширять эти объемы. Т.е. поддержать не только тех, кто хочет основать относительно небольшие сады, небольшие хлева, но и тех, кто хочет сделать средние инвестиции, может быть, чуть больше среднего. Потому что, если мы будем полагаться только на небольшие фермы, то, например, можем не достичь цели создания ежегодно 1000 гектаров интенсивных садов. Хотя государство будет выполнять все свои обязательства, то есть мы будем субсидировать проценты, предоставлять финансирование, обеспечивать систему возврата денежных средств, но на практике люди не будут вкладывать достаточно средств, чтобы мы смогли достичь наших целей.
Следующей важной задачей в этом отношении является развитие аналитических навыков, которые позволят повысить эффективность расходов и инвестиций, адресность социальных программ. В результате повысится уверенность граждан Республики Армения в том, что их налоги расходуются максимально эффективно и целенаправленно. Каждый день граждане Армении должны ощущать на себе влияние осуществляемых государством мероприятий, они должны видеть, что реализация программ происходит не только на уровне деклараций, но и делается все на практике для их реализации.
Я считаю развитие аналитических способностей важным в качестве продолжения вышесказанного. Да, у нас есть очень хорошие социальные, экономические, инвестиционные предложения, которые хорошо сформулированы и очень благозвучны. Но нам также необходимо проанализировать выполнение этих программ, выбрать и усилить программы, которые имеют высокий уровень реализации и эффективности, и, возможно, со временем отказаться от программ, которые имеют более низкий уровень эффективности.
Но для этого нам нужно суметь проанализировать процесс реализуемых нами программ. В частности, например, в сфере сельского хозяйства мы реализуем такие программы, которые по содержанию можно считать переломными. Но мы должны посмотреть, куда они довели на практике экономику Армении и конкретные экономические субъекты, фермерские хозяйства, какие проблемы возникали в процессе реализации этих программ, почему они не реализуются в достаточной степени, или реализуются ли они вообще, к каким конкретным результатам приводят.
В частности, в области социальной защиты и преодоления бедности в 2019 году мы запустили программу по обеспечению 1000 уязвимых семей в Республике Армения скотом и другими необходимыми услугами, чтобы они могли преодолеть бедность с помощью работы. Теперь мы подошли к этапу, когда нам нужно проанализировать, что же, в конце концов, изменилось в жизни этих 1000 семей. Внесла ли эта программа существенные изменения в их социальное благополучие, развивалась ли их экономика или, наоборот, они быстро ликвидировали это поголовье и оказались в такой же ситуации, что и раньше? Следовательно, развитие аналитического потенциала правительства важно не только с точки зрения разработки и реализации новых программ, уточнения их целей, но и в плане преобразования уже принятых программ и повышения их эффективности.
Бюджет на 2022 год решит множество важнейших задач.
Одна из целей, о которой я хочу напомнить, заключается в следующем: согласно нашему предвыборному обещанию, с 1 января 2022 года каждому третьему новорожденному ребенку правительство Республики Армения будет выплачивать финансовую помощь в размере 50 000 драмов в месяц, и эта помощь будет продолжаться до достижения ребенком 6-летнего возраста. Эта программа запускается, и я считаю эту программу очень важной, даже любимой программой. Надеюсь, что это действительно будет серьезной поддержкой для наших новообразованных семей, поможет тем семьям, где уже есть 2 ребенка, и принять решение стать многодетной семьей.
Однако следует отметить, что мы далеки от мысли, что госбюджет на 2022 год решит все проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Соответственно, многие, в том числе социальные, проблемы останутся нерешенными. Для радикального решения проблемы бедности и социальной защиты нам нужны сильные экономические основы и основы безопасности, и мы создадим эти основы в ближайшие несколько лет.
В бюджете на 2022 год мы стремились тщательно сбалансировать приоритеты правительства, обеспечивая в то же время управление различными фискальными рисками. Мы устанавливаем наши стратегические цели и приоритеты их реализации таким образом, чтобы выполнение каждой из них создавало основу для эффективной реализации других. Мы уверены, что программа правительства будет успешно реализована и обеспечит безопасность, благополучие и достойную жизнь граждан Республики Армения.
Спасибо, уважаемые коллеги, желаю продуктивного и конструктивного обсуждения бюджета на 2022 год”.
Политическая география Южного Кавказа
Текущая экономическая ситуация в Армении – подробный обзор
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
2022 год – год восстановления экономики после пандемии и войны, случившихся в прошлом году. Пандемия еще не окончена, более того, на сегодня четвертая волна в разгаре. Однако мировая экономика находится в фазе восстановления и темпы этого восстановления довольно велики, хотя и разнятся по странам. В одних странах происходит восстановление к уровню 2019 года или его превышение, другие – все еще далеки от этого.
Прогнозы на 2022-22 годы
В октябре с.г. вышло сразу два больших прогноза по экономике на ближайшие годы – от Всемирного Банка и Международного валютного фонда. Эти прогнозы являются благоприятными для Армении: например, по сентябрьскому прогнозу Всемирного Банка, рост армянской экономики составит 6.1% (хотя еще в июне прогнозировался рост в 3.4%), а по оценке Международного Валютного Фонда, рост достигнет 6.5% в 2022 году. Добавим еще прогноз от Азиатского Банка развития – 5.2%, а также прогноз Армянского Центрального Банка – 5.4% роста на 2022 год . По проекту бюджета на 2022 год, рост ВВП составит 6.5%.
Таблица 1. Прогнозы роста армянской экономики* разных международных организаций
International Monetary Fund
Asian Development Bank
* Прирост валового внутреннего продукта к предыдущему году в %. Подробнее – см. Приложение 1 .
Таким образом, условный консенсус-прогноз составляет 5.9% прироста ВВП к 2022 году. Это можно было бы считать неплохим показателем в обычное время. Но учитывая, что в прошлом году был спад в размере 7.4%, можно говорить о том, что не обеспечивается даже восстановление к уровню 2019 года. лишь вскользь упомяну, что министр экономики Керобян все время обещал куда более впечатлительные результаты, от двузначного экономического роста и до устойчивого 7%-ного роста на длительную перспективу. Сейчас мы видим, что даже восстановительный рост не ожидается. Но важнее другое. Эти прогнозы были сделаны на новостях о весеннем восстановительном росте, который был высоким по сравнению с периодом карантина. Моя оценка, основанный на текущих экономических данных и их экстраполяции до конца года, показывает не более 3.5% роста, так что и 5.9% роста – это недостижимая величина. О причинах – см. Таблицу 2 ниже.
Если в дальнейшем рост ВВП будет на уровне 4% в год, то лишь в 2023 году реальный ВВП превысит уровень 2019 года, а что касается уровня начала 2022 года (до ковида), то на это понадобится еще 2 года. То есть реальное восстановление к докризисным показателям будет достигнуто к 2025 году. Говорить же о восстановлении экономической динамики невозможно на ближайшие десятилетия, ввиду проигранной войны и постоянного внешнего давления. Конечно, на это могут повлиять разные факторы, среди которых – приток российских инвестиций, европейской помощи, открытие армяно-турецкой границы, стратегическое положение Армении, динамика мировой и региональной экономики, стабильность в регионе и так далее. В зависимости от всего вышеперечисленного, долгосрочные темпы могут оказаться как выше, так и ниже 4% в год.
По программе Рубена Варданяна “Армения-2041” вообще закладывается рост на 4-10% в год на ближайшее десятилетие. Благодаря этому Армения должна всего лишь за десять лет резко повысить свое положение в мировом рейтинге. Но, по правде говоря, даже стабильный рост на 4% следует считать успехом в нынешних условиях.
Государственный бюджет на 2022 год
На 2022 год запланирован существенный рост расходов и доходов государственного бюджета. В этот рост заложен как экономический рост (см. табл. 1), так и инфляция. Еще одно, трудно уловимое понятие – теневая экономика, которая, как предполагается, будет сокращена вследствие ряда мер правительства, включая налоговые заявления населения, вытеснение бумажного оборота денег и др. Доходы государственного бюджета по проекту составят 1.946 трлн драм (+17%), расходы – 2.190 трлн драм (+10%).
Это означает, что планируется сокращение дефицита госбюджета, хотя он останется очень большим – порядка 500 млн долл. или даже больше. Дефицит государственного бюджета в 2022 году составил 5.4% ВВП, в 2022 году ожидается на уровне 4.7%, а в 2022 – 3.1% ВВП. Раньше адекватным считался дефицит на уровне 3%, но сейчас в условиях более низких темпов роста и более высокой закредитованности, экономисты считают 2% бюджетного дефицита как верхнюю границу комфортного и стабильного дефицита госбюджета. Стоит также отметить, что 3.1% дефицита на 2022 год складываются из 0.4% первичного дефицита по отдельным статьям государственных расходов и дополнительно 2.7%, которые пойдут на покрытие долгов и процентов по долгам. При этом, курс доллара по проекту бюджета составит 493.6 драм, евро 583.3, рубля 6.75.
Запланирован рост капитальных расходов на более чем 50%, что очень существенно (но надо учитывать, что в 2018-20 гг. из-за опасений коррупции капитальные расходы существенно недовыполнялись). Надо сказать, что вырастут и социальные расходы, в том числе, направленные на поощрение рождаемости. Следует ожидать, что со второй половины 2022 года эти изменения начнут давать свой эффект, но и преувеличивать его не стоит; в лучшем случае удастся сохранить нынешний уровень рождаемости, поскольку возрастная структура меняется и число женщин в репродуктивном возрасте снижается. Также будет рост расходов на образование и науку. Вырастет также пенсия (в среднем 7-11%), что соответствует по меньшей мере индексированию по инфляции. В этом отношении бюджет выглядит более позитивно.
Сегодня все СМИ пестрели заголовком о том, что военный бюджет Армении вырос на 10.8%, либо с округлением до 11%, правда если из этого исключить текущий уровень инфляции, то рост спустится до примерно 2% и выглядеть все это будет не так внушительно как минимум. А если учитывать, что Пашинян планирует переход к профессиональной армии, по сути, в результате его реформ, Армения получит более дорогую и более слабую армию.
Все вышеперечисленное окажется возможным только при условии, что будет обеспечен большой рост налоговых поступлений в текущих ценах – на 28%. Налоговые доходы составят 23.4% ВВП и это тоже много. Теперь взглянем на то, насколько обоснованным является ожидание таких показателей.
Во-первых, по теневой экономике. Тенденция сокращения доли тени в ВВП почти непрерывно продолжается с середины 2010 года и в последние месяцы мы также видим сокращение тени. По моей оценке, за сентябрь 2022 года, доля тени в ВВП составила 21.8% и с большой вероятностью в октябре она будет еще ниже. По итогам 2022 года при сохранении тенденций доля тени может снизиться до 20% ВВП. Это хороший показатель, хотя он и подвержен политической турбулентности и тут ничего уверенно прогнозировать нельзя. Стоит отметить также, что снижение доли тени в экономике происходит на фоне замедления экономического роста и роста реальной денежной массы, а это может подорвать экономический рост и восстановление доходов домашних хозяйств.
График 1. Динамика теневой экономики, в % от ВВП, 2018-2021*
* По оценке автора, ** прерывистой линией выделены оценки на конец каждого месяца, а сплошной – среднемесячная
Во-вторых, взглянем на экономический рост. За первые 9 месяцев 2022 года, рост составил 4.4% с тенденцией к понижению. Пока что не видно ясных причин, почему он должен быть существенно выше в 2022 году. А это означает, что и в 2022 году обеспечить ожидаемый сбор налогов будет трудно. В бюджет, как уже сказано, заложен рост на 6.5% в 21 и 7.0% в 22 году, что, на мой взгляд, является не очень объяснимым оптимизмом. Реальная денежная масса (М1) на конец года показала всего лишь прирост на 2.1%, а этот показатель обычно выше, чем рост ВВП. На рынке труда, недвижимости, показатели слабые, промышленность, производство электричества падают, в сентябре упал даже экспорт. Так что для ожидания экономического роста пока нет никаких причин.
В-третьих, посмотрим на инфляцию. По проекту бюджета, в 2022 году индекс-дефлятор составит 6.8%, а по уже зарегистрированным цифрам, во втором квартале он составлял 9.5% и, скорее всего, по итогам года тоже будет выше 7%. Но на следующий год инфляция будет скромнее и проект Минфина в 5.2% может стать реалистичным. Тогда, инфляция тоже не позволит обеспечить рост на 28% в текущих ценах. А это означает, что снижения доли теневой экономики на 2п.п., инфляции и экономического роста, будет недостаточно для обеспечения прироста налоговых доходов на 28% – если удастся обеспечить половину этого роста, это будет уже хороший результат. А в свою очередь, это означает, что 200 млрд драм доходов госбюджета будет недополучено относительно проекта, что в свою очередь резко увеличит налоговое бремя.
Отдельные показатели касательно бюджета см. в Приложении 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4.
Есть и еще одна настораживающая тенденция, непосредственно касающаяся государственного бюджета. Это растущий государственный долг, все большей нагрузкой ложащийся на финансовую систему страны. На конец 2019 года госдолг составлял 7.3 млрд долл. В мае и июле 2022 года долг заметно вырос и к концу 2022 года достиг почти 8 млрд (7,968.5 млн долл.). В феврале Армения взяла новые большие долги, порядка 700 млн долл., а к настоящему моменту госдолг составил 9,038 млн долл. Это большие суммы, и логично, что долг заметно вырос в ходе кризиса. также была попытка уменьшить долю внешнего долга за счет роста внутреннего долга, отчасти это удалось, но пока еще 26.2% госдолга приходится на внутренний долг (прирост на 2 с небольшим процента за год), а 74.5% государственного долга номинировано в иностранной валюте. Доходность кредита в евробондах, выпущенных в феврале, составляет 3.6%, что стало возможным благодаря хорошей конъюнктуре рынка валюты в тот период.
Текущие макроэкономические показатели
25 октября были опубликованы текущие показатели по секторам экономики Армении и обобщающий индекс, который называется «показатель экономической активности». За первые девять месяцев рост этого показателя составил 4.4% в целом, но в сентябре рост был слабее – всего лишь 2.4%, при том, что в прошлом сентябре спад составлял 7.7% к сентябрю 2019 года. Рассмотрим динамику этого показателя, в % к соответствующему периоду прошлого года.
График 2. Динамика показателя экономической активности Армении, реальный прирост к аналогичному месяцу предыдущего года
На этом графике мы видим, что рост в последние месяцы замедлялся. Низкие темпы роста в августе-сентябре связаны с провалом в сельском хозяйстве: вновь воду из Севана позже отпустили, да и в целом после закрытия Министерства сельского хозяйства, непрофильное минэкономики с функцией поддержки развития сельского хозяйства просто не справляется. Поэтому, если в первые полгода рост продукции сельского хозяйства составлял 6.8%, то сейчас он снизился до -1.5%, то есть в третьем квартале, скорее всего, был спад на уровне -7%, а это как раз период сбора урожая растениеводства. Возможно, это связано и с потерей территорий Арцаха. Более долгосрочные тенденции выглядят так:
График 3. Ежемесячная динамика роста показателя экономической активности
Для сравнения зарегистрированных темпов роста с теми, что предсказывались правительством в проекте бюджета, приведу следующие данные. Их сопоставление имеет тот смысл, что проект бюджета готовился совсем недавно: в августе-сентябре.
Таблица 2. Динамика (темпы роста) макроэкономических показателей 2022 года по проекту бюджета на 2022 год и реально зарегистрированные в текущем году