Внутренняя политика Швеции в 2022 году: основные направления

Политика Швеции

  • Король ( список ) Карл XVI Густав
    • кронпринцессаВиктория
    • Королевская семья
    • Королевский двор
    • Маршал королевстваФредрик Верселл
  • Риксдаг
    • ОраторАндреас Норлен
      • Заместители спикера 1 место – Оса Линдестам 2-е место – Лотта Джонссон Форнарве 3-е место – Керстин Лундгрен
    • Членство
    • Нынешние члены
    • Национальное распределение
    • КомитетыВоенная делегация
  • Политические партии
  • Недавние выборы
  • Европейский: 2004
  • 2009 г.
  • 2014 г.
  • 2019 г.
  • Графства
  • Административные советы графств
  • Областные советы
  • Муниципалитеты
  • Саамский парламент
  • Вооруженные силы
  • Полицейское управление
  • v
  • т
  • е

В политике Швеции происходит в рамках парламентской представительной демократической конституционной монархии . Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром Швеции . Законодательная власть принадлежит как правительству, так и парламенту, избираемым по многопартийной системе . Судебная власть независима, назначаются правительством и не использовали до выхода на пенсию. Швеция формально является монархией с королем, обладающим символической властью.

Швеция имеет типичную западную европейскую историю демократии, начиная со старой викингов возраста Ting избрания королей, заканчивая наследственной королевской власти в 14 – м веке, что в периоды стали более или менее демократичным в зависимости от общих европейских тенденций. Нынешний демократический режим является продуктом стабильного развития последовательно добавляемых демократических институтов, введенных в течение 19 века до 1921 года, когда было введено избирательное право для женщин. Правительство Швеции придерживается парламентаризм – де – юре с 1975 года, де – факто с 1917 года.

Со времен Великой депрессии в национальной политике Швеции в значительной степени доминировала Социал-демократическая рабочая партия , которая с 1917 года имела в парламенте большинство (а иногда и большинство).

The Economist Intelligence Unit оценил Швецию как « полную демократию » в 2019 году. [1] [ требуется обновление ]

Содержание

  • 1 Конституция
  • 2 Монархия
  • 3 Исполнительная власть
    • 3.1 Глава правительства
    • 3.2 Правительство
  • 4 Законодательная власть
  • 5 Политические партии и выборы
  • 6 Судебная власть
  • 7 государственных учреждений
  • 8 политиков
  • 9 административных единиц
  • 10 Энергетическая политика
  • 11 Международные отношения
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
  • 14 Дальнейшее чтение
  • 15 Внешние ссылки

Конституция [ править ]

Конституция Швеции состоит из четырех основных законов. Самым важным из них является Правительственный акт 1974 года, в котором излагаются основные принципы политической жизни в Швеции, определяются права и свободы. Акт о наследовании – это договор между старым риксдагом Сословий и Домом Бернадотов, регулирующий их права на восхождение на шведский престол.

Четыре основных закона:

  • Инструмент правления (1974)
  • Акт о наследовании (1809 г.)
  • Закон о свободе печати (1766 г.)
  • Основной закон о свободе выражения мнения (1991 г.)

Монархия [ править ]

  • Король Карл XVI Густав из Дома Бернадотов стал королем в 1973 году. Его власть носит формальный, символический и репрезентативный характер.
  • Наследницей престола с 1980 года является наследная принцесса Виктория .

Исполнительная власть [ править ]

Глава правительства [ править ]

  • Премьер-министр Швеции назначается спикером риксдага и избирается посредством отрицательного парламентаризма. На практике это означает, что кандидат на должность премьер-министра утверждается, если «против» проголосовало менее 175 депутатов, независимо от количества голосов «за» или воздержавшихся. [2]
  • После длительного процесса формирования правительства в результате всеобщих выборов, состоявшихся 9 сентября 2018 г., Штефан Лёвен из Шведской социал-демократической партии был переизбран премьер-министром Швеции на второй срок новым парламентом 18 января 2019 г. изгнан парламентом. Вместе с Партией зеленых Лёвен возглавляет правительство меньшинства, которое полагается на доверие и поддержку со стороны Центристской партии и либералов .
  • Заместитель премьер – министра является Изабелла Lovin от Зеленой партии . [3]

Правительство [ править ]

Высшей исполнительной властью в государстве является правительство, которое состоит из премьер-министра и примерно 22 министров, возглавляющих министерства. Министры назначаются исключительно по усмотрению премьер-министра. Премьер-министр назначается спикером после голосования в самом риксдаге. Монарх не играет никакой роли в этом процессе. Единственный способ избавиться от правительства – это вотум недоверия ( misstroendevotum) в риксдаге. Это предложение должно получить большинство голосов от общего числа голосов в риксдаге (не менее 175). Еще одним примером полномочий, предоставленных законодательным органом правительству, является принятие бюджета риксдагом. Предложение правительства по бюджету принимается, если против него не проголосует большинство членов риксдага. Это сделано для того, чтобы можно было управлять даже в меньшинстве.

Законодательная власть [ править ]

Однопалатный риксдаг состоит из 349 членов , избираемых всенародно каждые 4 года. Обычно он работает с сентября до середины июня.

Законодательство может быть инициировано Кабинетом министров или членами риксдага. Члены избираются на основе пропорционального представительства на четырехлетний срок. Риксдаг может вносить изменения в Конституцию Швеции , но только с одобрения большинством голосов и подтверждения после следующих всеобщих выборов.

Социал – демократическая партия Swedish играет ведущую политическую роль с 1917 года, после того, как реформисты подтвердили свою силу , и революционеры вышли из партии. После 1932 года в кабинетах доминировали социал-демократы. Только пять всеобщих выборов (1976, 1979, 1991, 2006 и 2010) дали правоцентристскому блоку достаточно мест в риксдаге для формирования правительства. Это считается одной из причин создания в Швеции послевоенного государства всеобщего благосостояния , когда государственные расходы составляют чуть более 50% валового внутреннего продукта .

Политические партии и выборы [ править ]

Всеобщие выборы проводятся наряду с местными и региональными выборами каждые четыре года. Последние выборы прошли 11 сентября 2018 года.

Судебная власть [ править ]

Шведское право, основанное на германском, римском и англо-американском праве, не так кодифицировано, как во Франции и других странах, подпадающих под влияние Наполеоновского кодекса , и не зависит от судебной практики и прецедентов, как в Соединенных Штатах .

  • Суды : гражданская и уголовная юрисдикция
    • Верховный суд или Högsta domstolen (буквально Высший суд )
    • Апелляционные суды или Hovrätter (буквально Королевский суд )
    • Окружные суды или Tingsrätter (буквально ThingAssemblyCourt )
  • Административные суды : судебные тяжбы между общественностью и правительством.
    • Высший административный суд или Högsta förvaltningsdomstolen [4] ( в буквальном смысле правительство / Regent Court )
    • Административные апелляционные суды или Kammarrätter (буквально Суд палаты )
    • Административные суды или Förvaltningsrätt (буквально административный суд )
  • Омбудсмен :
    • Парламентский омбудсмен или Justitieombudsmannen
    • Канцлер юстиции или Justitiekanslern
Читайте также:
Входит ли Россия в ЕС в 2022 году

Государственные агентства [ править ]

Правительственная политика осуществляется административными органами (швед. Förvaltningsmyndigheter ) и государственными учреждениями Швеции. Эти органы контролируются государством и формально возглавляются генеральными директорами, назначаемыми правительством, но действуют независимо от исполнительной и законодательной ветвей власти. Министерская управление (Swedish: ministerstyre ) является незаконным; в соответствии с параграфом 2 главы 12 Правительственного акта ни один член риксдага или правительства не может вмешиваться в повседневную деятельность агентства или в исход отдельных дел.

Политики [ править ]

Швеция имеет историю сильного политического участия простых людей через свои «народные движения» ( Folkrörelser по-шведски), наиболее заметными из которых являются профсоюзы , женское движение , движение за воздержание и – в последнее время – спортивное движение . Явка на выборах в Швеции всегда была высокой в ​​международных сравнениях, хотя в последние десятилетия она снизилась и составляет около 87% (87,18% на всеобщих выборах 2018 года ).

Некоторые шведские политические деятели, получившие мировую известность, включают Джо Хилла , Карла Скоглунда , Рауля Валленберга , Фольке Бернадотта , Дага Хаммаршельда , Улофа Пальме , Карла Бильдта , Ханса Бликс и Анну Линд .

Согласно исследованию социолога Дженни Ханссон [5], у национальных парламентариев Швеции средняя рабочая неделя составляет 66 часов, включая дополнительные обязанности. Далее расследование Ханссона сообщает, что средний шведский национальный парламентарий спит 6,5 часов в сутки.

Административное деление [ править ]

Швеция разделена на 21 округ. В каждом уезде есть окружной административный совет и окружной совет . В каждом округе есть несколько муниципалитетов , всего 290. Стокгольм – столица Швеции. Король , то риксдаг и правительство имеют свое постоянное место в Стокгольме . Вплоть до 1968 года, когда Управление верховного губернатора было включено в состав округа Стокгольм , оно имело особый статус.

Энергетическая политика [ править ]

После нефтяного кризиса 1973 года энергетическая политика была полна решимости стать менее зависимой от импорта нефти . С тех пор электроэнергия вырабатывалась в основном за счет гидроэнергетики и атомной энергетики. Швеция хочет быть независимыми от использования нефти по 2022. Три – Майл – Айленд аварии (США) побудила парламент Швеции в 1980 году после референдума , чтобы решить , что никаких дополнительные атомные электростанции должны быть построены и что поэтапный отказ от ядерной энергетики должны быть завершено к 2010 г. По состоянию на 2005 [Обновить] г. использование возобновляемых источников энергии составляло 26% от энергоснабжения Швеции, наиболее важным из которых являетсягидроэнергетика и биомасса . В 2003 г. на электроэнергию от гидроэнергетики приходилось 53 ТВт-ч и 40% производства электроэнергии в стране, а ядерная энергия – 65 ТВт-ч (49%). В то же время использование биотоплива , торфа и т. Д. Произвело 13 ТВтч электроэнергии. [6] Швеция занимает первое место в рейтинге стран по изменению климата. [7]

В марте 2005 года опрос общественного мнения показал, что 83% поддерживают сохранение или увеличение ядерной энергетики. [8] Однако с тех пор были опубликованы сообщения об утечках радиоактивных веществ на складе ядерных отходов в Форсмарке, Швеция. [9] Похоже, это не изменило общественную поддержку продолжения использования ядерной энергии.

В соответствии с рекомендацией референдума 1980 года два атомных реактора были закрыты по решению правительства в 1999 и 2005 годах, соответственно. Однако в феврале 2009 года шведское правоцентристское правительство объявило, что новые атомные электростанции могут быть построены, если они заменят старые, тем самым положив конец предыдущей политике фактического отказа. [10]

Международные отношения [ править ]

На протяжении ХХ века шведская внешняя политика основывалась на принципе неприсоединения в мирное время и нейтралитета в военное время. Этот принцип часто подвергался критике в Швеции, якобы являясь прикрытием, утверждающим, что шведское правительство активно сотрудничало с западными странами в рамках НАТО .

Во время политики эпохи холодной войны Швеция не входила в Варшавский договор и получала лишь минимальную помощь от плана Маршалла . В 1952 году шведский DC-3 был сбит над Балтийским морем во время сбора разведки. Позже выяснилось, что самолет был сбит Советским Союзом. Другой самолет, поисково-спасательное судно Catalina , был отправлен несколько дней спустя и также сбит советскими военными самолетами.

Швеция также очень активна в международных мирных усилиях, особенно через Организацию Объединенных Наций , и в поддержке стран третьего мира . [ необходима цитата ]

В 1995 г. Швеция вместе с Финляндией и Австрией присоединилась к Европейскому Союзу, в результате чего число стран-членов увеличилось с 12 до 15. Членство и его проблемы являются одними из самых важных вопросов в шведской политике. Помимо Европейского Союза, Швеция также является активным членом Организации Объединенных Наций и ряда других организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития и Международный валютный фонд .

Экономика Швеции

Швеция – одна из самых богатых и экономически развитых стран Европы и Европейского союза, демонстрирует последние 9–10 лет стабильный рост показателей производства, торговли, экспорта и импорта, увеличение ВВП и социальных выплат. Секрет успеха состоит в конкурентоспособной, диверсифицированной экономике, которая сочетает производящую промышленность, высокие технологии и инновации.

Читайте также:
Страны, наиболее обеспеченные водными и природными минеральными ресурсами: мировые лидеры

Формула успеха

После Второй мировой войны к власти в Швеции пришли социал-демократы, которые стали строить скандинавскую модель северного социализма. В конце 1960-х гг. на страницах СМИ и в научной литературе появился термин «шведская модель», касающийся политической, экономической и общественной сфер жизни.

Социал-демократы постепенно реализовывали в экономике концепцию, которая состояла из двух компонентов: рыночных отношений и государственного регулирования. Такое сочетание позволило перевести большую часть производства в частные руки и передать правительству контроль над потреблением продукции. Одновременно был разработан масштабный комплекс социально-экономических преобразований и динамичное развитие промышленного комплекса.

Кроме хорошо спланированной и продуманной экономической политики, правительство социал-демократов использовало природный ресурс, технический и человеческий потенциал.

Причинами экономического чуда в Швеции стали:

  • Богатая сырьевая база – руда, гидроэнергетические ресурсы (реки и озера), леса.
  • Революционные изобретения – паровые турбины, телефоны, шарикоподшипник, газовые маяки.
  • Привлечение иностранных инвесторов к созданию крупных корпораций и концернов, в том числе Ikea, Electrolux, Ericsson, «Хассельблад» и многих других.
  • Открытие других рынков из-за узости шведского внутреннего рынка.
  • Ориентация на экспорт.
  • Развитие наукоемких отраслей промышленности. Самые высокие результаты достигнуты в сфере информационных технологий и биомедицине.

Высокие темпы экономического роста не смогли спасти страну в начале 1990-х гг. Тяжелый финансовый кризис вызвал обесценивание шведской кроны, высокую инфляцию и закрытие банковских структур. Кроме того, из-под контроля правительства вышла расходная часть бюджета, многие шведы потеряли работу.

Выйти из сложившейся ситуации руководству страны удалось за счет реформ и курса на сбалансированный бюджет. Последний аспект уже более двадцати лет остается главным заданием всех правительств, которые с 1990-х гг. были у власти.

Шведы решили больше не допускать обвала экономики и падения уровня жизни, поэтому создали новые инструменты государственного регулирования. Во второй половине 1990-хгг. установили предельный уровень государственных расходов и переориентировали национальный бюджет на профицит. Также в Швеции появился Совет по фискальной политике, который дает с 2007 г. экспертную оценку планируемым правительственным расходам. Они должны соответствовать высокой занятости, финансовой стабильности и долгосрочным целям экономического развития.

Выбор гибкой модели экономического развития и перезагрузка правительственной политики в 1990-е гг. способствовали тому, что в 2010-е гг. в Швеции произошло снижение налогов, увеличение социальных выплат и инвестиций в образование, науку, медицину и здравоохранение.

Промышленный сектор

Около 90 % предприятий принадлежит частным компаниям, остальная часть – это смешанные владения частных лиц и государства. Также в Швеции много предприятий, которые полностью находятся в государственной собственности. В основном госконтроль установлен над судостроительной, металлургической, горнодобывающей, судостроительной и лесоперерабатывающей отраслями. Для частных корпораций характерна высокая концентрация капитала.

И частные, и государственные предприятия сосредоточены на переработке исходных материалов и производстве широкого спектра товаров. В формирование валового национального продукта вклад вносят:

  • научно-исследовательская сфера;
  • военная промышленность;
  • Машиностроение – суда, автомобили, авиация, электротехника, радиоэлектроника;
  • металлургия – цветная и черная;
  • химическое производство;
  • пищевая промышленность – мясная и молочная;
  • переработка нефтепродуктов;
  • новейшие ИТ;
  • лесная отрасль.

Также развитие получило деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство, которое имеет экспортную направленность.

Горнодобывающая отрасль

Специализация – железо, руда и медь. В другие страны вывозятся цинк, никель, свинец. В стране ведется добыча серебра, золота, урана. Некоторые центры добычи меди истощились, поскольку эксплуатировались с конца 1890-х гг., поэтому сейчас разрабатываются новые в Адаке, Кристинеберге, Булидене.

Лесоперерабатывающая сфера

Древесина используется для производства целлюлозы, бумаги, химических продуктов, в строительстве и для отопления. Лесопильни построены в портах, в устьях рек и около озер.

Обрабатывающая промышленность

Большая часть приходится на металлургию и машиностроение. Около 40 % в обрабатывающем секторе экономики занимают пищевая, химическая, лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли. Металлургические предприятия с современными электрическими печами сконцентрированы в Берглагене.

Машиностроение – самая развитая отрасль промышленности страны. Продукция (до 45%) идет на экспорт. В Швеции производят станки, технику и приборы для измерения, радиолокационные установки, авто, реактивные истребители.

Автомобилестроение представлено в основном компаниями «Сааб» и «Вольво». Почти 90 % легковых машин, грузовиков, автобусов экспортируется на внешние рынки, из них треть отправляется в Соединенные Штаты.

Судостроение Швеции сейчас переживает спад, что связано с перепроизводством танкеров и кораблей в мире и высокой конкуренцией со стороны азиатских стран. Тем не менее отрасль и дальше занимается выпуском разных видов судов для собственных и внешних потребностей.

Энергетический сектор

Потребности страны удовлетворяются за счет собственных ресурсов на 70 %, а около 30 % приходится импортировать. Из других стран ввозятся нефть, уголь и природный газ.

Шведские источники энергии:

  • ядерное топливо,
  • древесина,
  • гидроэнергетика,
  • мусор и отходы.

Ранее развивалась и атомная энергетика, но в начале 1980-х гг. было принято решение правительства и населения страны о том, что АЭС надо закрыть.

Сельское хозяйство

Основными отраслями являются выращивание зерновых культур, сахарной свеклы и картофеля; производство кормов; разведение крупного рогатого скота мясо-молочного направления.

Большую роль в становлении и развитии сельского хозяйства играют семейные фермерские хозяйства. Для аграрной сферы характерны региональные различия:

  • На севере фермеры владеют лесными участками, которые приносят дополнительный доход. Также фермеры содержат небольшие лесопильни, занимаются заготовкой леса.
  • На юге фермы приносят большую прибыль, поскольку тут развиты большие фермерские хозяйства.

В южных регионах земли отданы в основном под пашни, а на севере – под выпас крупного рогатого скота.

Внешнеторговые связи

Экономические связи с другими государствами правительство активно развивает, несмотря на позицию политического нейтралитета. В результате этого растут обороты экспорта и импорта, расширение внешних рынков и товарооборота. В конце 2018 г. взаимная торговля товарами между Швецией и другими странами мира принесла в бюджет почти 500 млрд долл. США.

Читайте также:
Структура, проблемы и особенности развития экономики России в 2022 году: место страны в мировой экономике

Основными торговыми партнерами выступают Германия, Британия, страны Скандинавии, Голландия, США, Бельгия и Франция.

Экспортируется главным образом продукция промышленного характера, которая занимает 73,4 % от общего количества товаров, которые поставляет Швеция на внешние рынки.

Закупает Швеция в других странах высокотехнологические товары и услуги, сырье, полуфабрикаты, конструкции для промышленных предприятий. Около 70 % импорта составляет промпродукция, на втором месте находится топливо (почти 12 %). На внешних рынках правительство закупает нефть, уголь, бытовые отходы, нефтепродукты, овощи и фрукты, моторные транспортные средства.

Перспективы

Шведский национальный институт экономических исследований прогнозирует небольшое замедление темпов роста ВВП. При этом эксперты говорят о наращивании экспорта и промышленного производства. Практически неизменной останется ситуация с инфляцией и безработицей. В последующие годы инфляционный рост не превысит 2–2,7 %, а безработица не превысит отметку в 6,7 %.

Экономическая модель Швеции изменится под влиянием креативных индустрий, к которым причисляют дизайн, музыку, туризм, медийную сферу, гастрономию, туризм, культурные технологии. В последние несколько лет в этих направлениях произошла революция, которая вызвала появление рабочих мест и новых секторов экономики. Новые промышленные и креативные индустрии будут отлично сосуществовать с традиционными секторами экономики. Особенно это касается туризма, который приносит 10 % доходов в ВВП.

Шведскую политику испортил квартирный вопрос

Премьер-министр Стефан Лёвен должен уйти в отставку или назначить досрочные выборы

Парламент Швеции в понедельник вынес вотум недоверия премьер-министру лидеру социал-демократов Стефану Лёвену. Подобное произошло впервые в истории страны. Поводом стало предложение господина Лёвена реформировать жилищную сферу в Швеции, в частности ввести рыночные цены на аренду недвижимости в новых домах.

Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен

Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен

Голосование по вопросу о доверии премьер-министру потребовала провести партия «Шведские демократы». В итоге 181 член парламента выразил Стефану Лёвену недоверие, 109 человек поддержали премьер-министра, 51 депутат воздержался. Теперь у господина Лёвена есть два пути: в течение недели объявить новые выборы или обратиться к спикеру парламента, чтобы тот предложил кого-то на пост премьера. Если все новые кандидатуры (их может быть не более четырех) окажутся отклонены, автоматически будут назначены внеочередные выборы. Они должны будут пройти в пределах трех месяцев со дня назначения. Отметим, что по плану парламентские выборы в Швеции должны состояться в сентябре следующего года и они пройдут даже в случае проведения в скором времени внеочередного голосования.

Основу для текущего кризиса заложили результаты прошлых парламентских выборов в Швеции: в 2018 году социал-демократы не получили достаточного числа голосов для самостоятельного формирования кабинета министров (за них проголосовали 28,3% избирателей).

Союзник социал-демократов Партия охраны окружающей среды с трудом преодолела проходной барьер, получив 4,3% голосов. В результате для принятия законов правящая коалиция должна была опираться на голоса небольшой Левой партии. Но квартирный вопрос развел ситуативных союзников по разные стороны баррикад.

В Швеции, особенно в крупных городах, остро стоит вопрос аренды жилья. Без особых проблем жилье можно снять лишь втридорога на условиях субаренды — по так называемому контракту второй руки. А вот «контракт первой руки», подразумевающий контролируемые государством цены, подписать нелегко. В качестве арендодателя выступает муниципалитет. И сроки ожидания в муниципальной жилищной очереди могут достигать 15–20 лет (особенно в Стокгольме и других крупных городах). Арендатор при этом имеет множество прав. Например, если он исправно платит и соблюдает некоторые другие требования, то выселить его насильно нельзя. Также арендатор может при выполнении ряда условий (например, если временно переезжает по работе или учебе в другой город) сдать квартиру по «контракту второй руки».

Правительство решило повлиять на ситуацию, введя рыночные цены на аренду недвижимости в новых домах. Любопытно, что сам Стефан Лёвен не является сторонником такого шага, но решил пойти на него, чтобы заручиться доверием двух небольших оппозиционных правоцентристских партий. Однако, погнавшись за новыми союзниками, господин Лёвен потерял союзника старого — Левую партию, которая до 1990 года называлась «Левая партия — коммунисты».

Для левых отсутствие рыночных арендных цен на «контракты первой руки» всегда было одной из красных линий.

Председатель партии Нуши Дадгостар, вставшая у руля в октябре прошлого года, на протяжении долгого времени была партийным спикером по социальным вопросам, включая жилищный. А проблема арендного жилья сыграла важную роль в ее политической карьере. Когда десять лет назад администрация стокгольмского пригорода Альбю, возглавляемая социал-демократами, приняла решение о продаже государственных квартир частным владельцам, госпожа Дадгостар возглавила протестное движение жителей района. Тогда-то на нее и обратили внимание в руководстве партии. В 2014 году она уже была членом парламента и занималась вопросами бюджета, а двумя годами позже представила от имени своей партии проект стимулирования жилищного строительства.

Когда левые заявили о намерении отправить Стефана Лёвена в отставку, тот вместе с председателем Партии центра Анни Леоф предложил им обсудить вопрос об арендных ценах и найти приемлемое решение к началу сентября. Однако Нуши Дадгостар назвала все это «политическим театром» и потребовала немедленно отказаться от идеи рыночного ценообразования. В ответ на такое заявление господин Лёвен призвал не доводить страну до политического кризиса в условиях пандемии. Но его слова услышаны не были. К Левой партии присоединился и ряд других политических сил.

Читайте также:
ВВП Испании на душу населения в 2022 году

«Это правительство вообще не должно было появиться. Против Стефана Лёвена мы голосовали не один раз и, конечно же, сделаем это снова»,— заявил, в частности, лидер Умеренной коалиционной партии Ульф Кристерссон.

Таким образом, оказался неизбежным первый в истории Швеции вотум недоверия премьер-министру. При этом сюжет оказался более чем закрученным. Сразу после голосования Нуши Дадгостар заявила, что хочет возвращения Стефана Лёвена в премьерское кресло. Она отметила, что на протяжении всего периода работы нынешнего правительства Левая партия делала все, чтобы «событие сегодняшнего дня не произошло», однако правящие партии раз за разом отвергали протянутую им руку. При этом госпожа Дадгостар особо подчеркнула, что ее партия никогда не допустит формирования правонационалистического правительства. Стефан Лёвен же на своей пресс-конференции не стал делать никаких прогнозов дальнейшего развития событий, сказав лишь, что у него есть неделя на размышления.

Что может пойти не так? Bloomberg назвал главные экономические угрозы 2022 года

Считается, что в наступающем 2022 году мировая экономика перейдет к устойчивому восстановлению после коронакризиса, а повальный рост цен замедлится. Но два года пандемии показали: прогнозы часто не сбываются. Главными рисками для всеобщего благополучия в следующем году будут, в частности, новые штаммы коронавируса и небывало высокие цены.

Что еще может пойти не так в глобальной экономике-2022, выяснили аналитики Bloomberg. OBOZREVATEL выбрал главное.

Омикрон и новые локдауны

Очередная мутация коронавируса породила штамм Омикрон, который характеризуется повышенной заразностью. В то же время этот тип вируса может оказаться менее смертоносным.

Если эта надежда оправдается, мир сможет вернуться “к чему-то вроде нормального состояния до пандемии”, считают эксперты. То есть люди будут больше покупать, бизнес – активнее зарабатывать. В таком случае рост мирового ВВП может составить 5,1%, что выше базового прогноза Bloomberg (4,7%).

А вот если Омикрон окажется и заразным, и смертоносным, странам по всему миру придется вводить жесткие ограничения. Как итог – экономика покатится вниз. Ведь даже относительно короткий возврат к строгому локдауну приведет к замедлению роста ВВП до 4,2%.

В начале 2022 года прогнозировалось, что к концу года в США будет инфляция 2%. Вместо этого уже она приблизилась к 7%. Американская инфляция влияет на общемировые тенденции. Ведь если в крупнейшей экономике мира растут цены, в условиях открытых рынков это не может не сказаться на других странах.

В ЕС граждане уже жалуются на повышение цен на большинство товаров – от газа до продуктов. От Испании до Швеции рабочие и профсоюзы все чаще требуют заработной платы, которая соответствовала бы инфляции. Последняя в ноябре достигла 4,9%, что является рекордным уровнем для Европы.

И коронавирус – лишь одна из причин стремительного роста цен. Инфляцию, например, ускоряет слишком быстрый рост зарплат в США. Влияют и рекордные европейские цены на энергоносители – из-за этого дорожает продовольствие. Еще одна причина – экология.

Напряженность в отношениях между Россией и Украиной может вызвать еще один скачок цен на газ. С изменением климата, вызывающим все более разрушительные погодные явления, цены на продукты питания могут продолжать расти”, – перечисляют в Bloomberg.

В свою очередь, дороговизна продовольствия может привести к протестам в беднейших странах мира. Последний скачок цен на продукты питания в 2011 году вызвал волну беспорядков на Ближнем Востоке. Многие страны региона остаются незащищенными и по сей день.

“Народные восстания редко остаются локальными событиями. Риск более широкой региональной нестабильности весьма реален”, – резюмируют аналитики.

Политика. Финансовая и не только

Ужесточение политики Федеральной резервной системы (ФРС) США традиционно создает проблемы для рынков. На этот раз риски усугубляются уже завышенными ценами на активы: индекс S&P 500 близок к формату “пузыря”, а цены на жилье достигли уровней ипотечного кризиса в 2007 году, считают эксперты.

Если ФРС трижды повысит ставки в 2022 году и заявит, что не остановится в ближайшее время, миру будет грозить экономическая рецессия, подсчитали в Bloomberg. Кроме того, такая политика может обвалить валюты развивающихся стран (к их числу относится и Украина).

Огромное влияние на мировую экономику оказывают и решения Европейского центрального банка (ЕЦБ). Его действия помогли Европе относительно безболезненно пережить волны коронавируса в 2022 году, но банк рискует потерять политическую поддержку.

Например, уже в январе может рухнуть хрупкая проевропейская коалиция в Италии. Выборы во Франции назначены на апрель. “Если евроскептики получат власть в ключевых экономиках блока, это может нарушить спокойствие на европейских рынках облигаций и лишить ЕЦБ политической поддержки”, – опасаются эксперты.

Еще одна “болевая точка” – отношения между материковым Китаем и Тайванем. Любая эскалация конфликта – от торговой блокады до прямого военного вторжения – может втянуть в него другие крупные страны, в том числе США.

Война сверхдержав – наихудший случай, но и другие сценарии включают санкции, которые заморозят связи между двумя крупнейшими экономиками мира. При этом тайваньские полупроводники имеют решающее значение для глобального производства почти всей техники – от смартфонов до автомобилей.

Конечно, кое-что может пойти и лучше, чем ожидалось. Например, монетарная политика в крупнейших экономиках может не ужесточиться.

Читайте также:
Коррупция во Франции в 2022 году

Китайские вложения в экологически чистую энергию и доступное жилье, уже намеченные в 14-м пятилетнем плане страны, могут увеличить объем инвестиций. Новое торговое соглашение в Азии – Всестороннее региональное экономическое партнерство – может увеличить экспорт.

“В 2022 году экономика показала себя хуже, чем прогнозировал любой экономист. Но в 2022 году это было не так: во многих странах восстановление было на удивление быстрым. Это полезное напоминание о том, что в следующем году кое-что может пойти хорошо”, – считают в Bloomberg.

ЮГОСЛАВИЯ

Этническая карта Югославии, 1991 год

Югославия, государство, существовавшее в 1918-1992 на юго-востоке Европы, в северо-западной и центральной части Балканского полуострова. Столица – г. Белград. Территория – 255,8 тыс. кв. км, население – 23,75 млн. (1989)

До 1992 года в составе Югославии находилось шесть республик: Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина и два автономных края – Косово и Воеводина, входившие в состав Сербии. Государственные языки – сербскохорватский, словенский и македонский; в качестве официальных признавались также венгерский и албанский. Югославия была членом ООН с 1945, Движения неприсоединения, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 и ряда других международных организаций.

По численности населения Югославия занимала первое место среди балканских стран. Большинство населения составляли южнославянские народы: сербы (36%), хорваты (20%), словенцы (8%), боснийцы, (ок .8%), македонцы (6%) и черногорцы (3%). Проживали также албанцы (8%), венгры (2%), турки, словаки, румыны, болгары, русины, итальянцы, украинцы, чехи, цыгане, валахи и др.

История

К началу Первой мировой войны большая часть югославянских земель входила в состав монархии Габсбургов (Словения – с XIII в., Хорватия – с XVI в., Босния и Герцеговина – в 1878–1908). В ходе войны в 1915 году австро-венгерские, немецкие и болгарские войска оккупировали Сербию, а в 1916 – Черногорию. Короли и правительства Сербии и Черногории были вынуждены покинуть свои страны.

С началом войны в 1914 году сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 года сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на острове Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 года к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Возможности для реализации плана представились осенью 1918 года, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 года в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 года эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918-1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 году он занял престол.

20 декабря 1918 года сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 года был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.

Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической: спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 года кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 года поднялась мощная волна забастовок среди рабочих.

28 июня 1921 года была принята конституция КСХС, в которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида.

На фону продолжающегося экономического кризиса в стране усиливалось влияние левых партий. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 года Учредительное собрание приняло закон “О защите безопасности и порядка в государстве”, который официально ставил компартию вне закона. Однако желанной стабильности это не принесло.

Королевство Югославия

В ночь на 6 января 1929 года король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в Королевство Югославию.

В начале 1930-х Югославию вновь охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 года государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.

В сентябре 1931 года король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 года выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала.

В октябре 1934 года король Югославии Александр был убит в Марселе македонским националистом. Власть в стране перешла к несовершеннолетнему королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Во внешней политике новые власти готовы были пойти на компромисс с Германией и Италией, во внутренней – с умеренными фракциями оппозиции.

В мае 1940 года Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения.

В марте 1941 года большинство югославских министров проголосовало за присоединение к блоку Германия–Италия–Япония, проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене. Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 года образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.

Период оккупации и народно-освободительная война

Соотношение сил сторон было неравным, югославская армия была разбита в течение десяти дней, а Югославия оккупирована и разделена на зоны оккупации. В Сербии было образовано прогерманское правительство, Словению присоединили к Германии, Воеводину – к Венгрии, а Македонию – к Болгарии. В Черногории установился режим итальянской, а с 1943 года – немецкой оккупации. Хорватские националисты-«усташи» во главе с Анте Павеличем провозгласили создание Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину и развернули массированный террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии эмигрировали, в стране началась партизанская война. Широкомасштабное сопротивление оккупантам организовали югославские коммунисты, создавшие Народно-освободительную армию под командованием лидера компартии Иосипа Тито. На второй сессии Антифашистского вече народного освобождения Югославии, состоявшейся 29 ноября 1943 года в городе Яйце, вече было преобразовано в верховный законодательный орган, сформировавший временное правительство – Национальный комитет освобождения Югославии во главе с маршалом Тито. Вече провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и высказалось против возвращения короля в страну.

Осенью 1944 года советские войска в ходе ожесточенных боев с немецкой армией вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 года отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947 году, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.

В августе Антифашистское вече народного освобождения Югославии было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц.

Период правления Тито

В ноябре 1945 года были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 года Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой.

В январе 1946 года Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 года партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система.

Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946-1948 годах были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 году был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 года в деревне развернулась массовая коллективизация.

В 1948 году произошел разрыв отношений Югославии с СССР, который оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 года был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 году введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 года были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.

Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 году в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства – Союзного исполнительного вече.

В 1963 году принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства.

В 1957-1965 годах была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Продолжалось проведение экономических реформ: в 1957-1961 годах предприятия получили полную самостоятельность в распределении остающихся у них 45% созданного ими национального дохода. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений.

Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т.н. «общественно-экономическую реформу», базировавшуюся на установлении принципа роста фонда накопления более быстрыми темпами, чем рост фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли.

В 1968 году имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито (хорват по национальности), пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик.

В начале 1970-х годов Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась – вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица (ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу).

Распад Югославии

После смерти президента Тито (4 мая 1980 года) лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев.

На протяжении 1980-х годов экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 года была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 году внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%.

Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 году ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 году «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 году автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.

Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства.

В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».

Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.

В 1991 году Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства – Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в начале 1992 года – Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 года Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства – Союзной Республики Югославия (ныне государственный союз Сербия и Черногория)

Религия

Около 41,5% населения составляли прихожане Сербской Православной Церкви, 32% – католики (в основном хорваты и словенцы), 12% – мусульмане, 12% жителей не принадлежали ни к одной из конфессий, остальные – протестанты и др.

Распад Югославии

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

«Мы купались в крови»

Как нам удалось избежать судьбы Югославии?

Таксист Азиз ведёт меня по Мостару — городу в Боснии, на его улицах в 1992-1995 гг. бывшие граждане бывшей Югославии дрались за каждый квартал. Часть домов отреставрирована (привинчены таблички «Дар Евросоюза»), но те, что в стороне от троп туристов, до сих пор несут на стенах следы пуль и осколков. Мост тоже восстановили, и теперь он как новый. Азиз показывает на окно, откуда стрелял в своего соседа-хорвата.

— Но я не попал. Он более умелый, и у него хороший автомат. Ранил меня в плечо.

— А зачем ты в него стрелял-то вообще? Отношения были плохие?

— Почему? Отличный мужик, водку вместе пили. Просто, понимаешь, мы раньше были югославы, а потом как-то резко начали страну делить. И вчерашний сосед — враг. Веришь ли, я сам не понимаю, с чего мы вдруг схватились за ножи, чтобы резать друг друга.

…Теперь Азиз вечерами опять пьёт водку — с тем самым соседом, когда-то удачно всадившим в него пулю. Оба стараются не вспоминать прошлого. Следует заметить, что в бывшей Югославии вообще не любят говорить о войне. Ни один человек внятно не смог объяснить мне причину, почему он пошёл убивать соседей, друзей, знакомых, что всегда жили с ним рядом бок о бок. Мусульмане против сербов и хорватов. Хорваты против сербов и мусульман. Сербы против всех. «Мы купались в крови и не могли остановиться, — говорит мне хорват Станко Миланович. — Это было массовое сумасше­ствие — мы пожирали человеческую плоть, как зомби». Во время боёв в экс-Югославии погибло 250 тысяч человек (из 20-миллионного населения), 4 миллиона сбежали за границу. Экс-столица Белград (вместе с десятками других городов) подверглась бомбардировкам авиации НАТО, а Югославия распалась на десять государств: шесть «официальных» и четыре никем не признанных. Горстка слабосильных стран-карликов — всё, что осталось от мощной державы, боровшейся с Гитлером, не боявшейся враждовать со Сталиным и обладавшей 600-тысячной армией. Её величие обратилось в пыль: одни республики выживают за счёт пляжного туризма, другие нищенствуют и просят денег у Запада, а войска НАТО с удобствами разместились на территории Боснии, Сербии и Македонии.

Бомбежка Югославии: Операция НАТО «Союзная сила» в деталях

К 1999 году четыре из шести союзных республик Югославии (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония) отделились, оставшиеся – Сербия и Черногория — превратились в Малую Югославию. © Public Domain / Darko Dozet

В 1998 году НАТО стали оказывать давление на Белград с целью погасить конфликт между сербским и албанским населением Косово, борющимся за независимость края: Косовская война к этому моменту шла уже больше года. © РИА Новости

Сербское правительство согласилось на ввод в Косово военного контингента НАТО и переход края под управление ООН. © Public Domain / Pino

Число гражданских лиц, погибших за время проведения операции – 1700 человек, 400 из них – дети. 10 000 человек были серьезно ранены. Большинство из них – сербы. © Public Domain

Множество хозяйственных объектов (50 мостов, 2 нефтеперерабатывающих комбината, 57 % всех нефтехранилищ, 14 крупных промышленных объектов, 9 крупных узлов электроэнергетики) были повреждены во время бомбардировок НАТО. 1991 атака была произведена на объекты промышленности и социальную инфраструктуру. © Public Domain / US military

Военная операция НАТО «Союзная сила» проходила без мандата ООн, поэтому многие критикуют ее и считают незаконной военной агрессией. © Public Domain / JU580

Страны, входившие в Югославию

Союз был создан на исходе Первой мировой войны путем объединения хорватских, словенских и боснийских территорий с Сербским королевством.

Список республик, из которых состояла Югославия:

  • Социалистическая Республика Босния и Герцеговина;
  • Социалистическая Республика Хорватия;
  • Социалистическая Республика Македония;
  • Социалистическая Республика Черногория;
  • Социалистическая Республика Сербия;
  • Социалистическая Республика Словения.

В составе Сербии находились две Социалистические автономные провинции – Воеводино и Косово.

Федерация была неоспоримым лидером по численности населения среди других балканских стран: постоянное население в 1987 году оценивалась в 23,4 миллиона человек, а плотность населения страны выросла с 62 человек на квадратный километр в 1948 году до 92 на квадратный километр в 1988 году.

Югославия распалась на независимые государства. После развала на карте появились новые страны: Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория и Македония. Некоторые территории смогли отстоять свой суверенитет мирным путем, но основной период распада сопровождался кровопролитием. Столица Югославии до распада – Белград – стал столицей независимой Сербии.

«Русский? Вали отсюда!»

— Все мы куда-то бежали, — вспоминает Мария Кралич, хозяйка кафе в боснийском городе Требинье. — Я жила в хорватском Дубровнике, наш дом подожгли. Муж и я выпрыгнули в окно — он в трусах, я в домашнем халате. Нас хотели убить только за то, что мы сербы. Теперь прячемся здесь и ясно, что домой больше никогда не вернёмся.

В самом Требинье пустует старый центр с османскими мечетями — сербы выгнали из города жителей-мусульман. Дубровник, откуда сбежала Мария, — сейчас роскошный морской курорт, цены на отели выше, чем в Москве. На окраинах, вдали от туристов, таятся пустые сербские церкви — закопчённые огнём, с выбитыми окнами, расписанные граффити. Стоит навести фотокамеру — появляются доброхоты: «Русский? Это вы сербов поддерживали. Вали отсюда, пока цел!» Это ещё неплохо — в Косове православные храмы просто взрывают. В столице Боснии Сараеве, когда в 1995 г. город разделили на две части, сербскую и мусульман­скую, сербы ушли на «свою» сторону, забрав даже гробы отцов и дедов с кладбищ, чтобы их кости не осквернили иноверцы. Война закончилась, и соседи, в одночасье ставшие врагами, с трудом помирились, но не простили друг другу резню. Ад, где погасло пламя, всё равно остаётся адом… пусть там теперь и прохладно.

«Русский бросок в Косово». Редкие кадры спецоперации в фотографиях «АиФ»

— Не подскажете, как пройти на бульвар Билла Клинтона?

— Да это же в самом центре…видите вон того истукана? Памятник бывшему любовнику Моники Левински в Приштине трудно не заметить. Албан­ские сепаратисты в Косове крайне признательны президенту США за решение бомбить Югославию весной 1999 г. Два миллиона сербов бежали на север республики и ютятся там в обшарпанных домах. Проходя по улице, мы беседуем с водителем-черногорцем шёпотом: за разговор по-сербски в Косове могут убить — просто так, без причины. Хозяйка гостиницы в Пече рассматривает мой паспорт с двуглавым орлом (такой же — на гербе Сербии) и тихо говорит: «Будь вы сам дьявол, мне нужны постояльцы. Заселяйтесь, только нигде не говорите, что вы русский».

…Пожалуй, единственное, что объединяет сейчас жителей растерзанной в клочья страны, — это страстная любовь к её основателю маршалу Иосипу Броз Тито. «Никогда мы не будем жить так классно, как жили при Тито», — вздыхает албанец Хасан, подвозя меня к блокпосту сербских пограничников. «Вам в Советском Союзе такое и не снилось», — вторит ему босниец Яско. «Это был настоящий рай: магазины ломятся от еды, в Германию и Францию можно ездить без визы, почти нет преступности». «В Европе нас уважали, а теперь считают за нищих родственников, — плюётся хорват Стефан. — Тито был великий человек». Согласно опросам, пожелай умерший в 1980 г. лидер Югославии стать сейчас главой государства, за него проголосовали бы 65 (!) процентов населения. Вот только мёртвым в президенты баллотироваться запрещено — да и сама страна уже мертва…

«Сценарий распада Югославии готовился и для СССР, а сейчас планируется для России».

Материал впервые был опубликован 18.01.2012 г.

Боснийская война

В Боснии и Герцеговине началась гражданская война. Руководи­тель Боснии мусульманин Алия Изетбегович был сторонником соз­дания исламского государства. Но это не устраивало местных хорва­тов и сербов. Лидер сербов врач-психиатр Радован Караджич доби­вался присоединения сербских районов Боснии к СРЮ. Своё государство — Герцег-Босна — создали местные хорваты. Сербы, хорваты и мусульмане стали вытеснять друг друга из разных рай­онов. Начались этнические чистки: вооружённые ополченцы уни­чтожали своих противников, не обращая внимания на возраст и пол. В «чистках» погибло не менее 200 тыс. человек.

Война в Хорватии

В марте 1991 г. вспыхнули вооружён­ные столкновения между сербами и хор­ватами (война в Хорватии), в которые вмешалась югослав­ская армия. В Хорватии местные сер­бы провозгласили государство Сербская Крайна и отказались признавать хорват­ское правительство. Только в 1995 г. вла­сти страны сумели восстановить кон­троль над этими районами. При этом мно­гие сербы были убиты, полмиллиона человек стали беженцами.

Провозглашение независимости Словении
Война в Хорватии. 1991 — 1995 гг.

Косовская война

Сложно протекало развитие и «мини-Югославии» в виде союз­ных Сербии и Черногории. В автономном крае Косово продолжа­лись столкновения между албанцами (основной частью населения края) и сербами. Косовский писатель Ибрагим Ругова, пользовав­шийся огромным авторитетом среди албанцев, призывал к нена­сильственному сопротивлению. Но позиция правительства Мило­шевича оставалась непреклонной: сербский лидер отказывался от любых уступок албанцам. В автономном крае появилась Армия Ос­вобождения Косова (АОК), вооружённая группировка косовских албанцев. АОК повела партизанскую войну за освобождение края. Югославская армия жестоко подавляла движение сепаратистов. В 1999 г. силы НАТО подвергли территорию Югославии бомбарди­ровкам, заставив Милошевича согласиться на ввод в Косово миро­творцев. Через несколько месяцев он был вынужден уступить власть демократической оппозиции. Позднее Милошевич предстал перед Международным трибуналом по расследованию военных преступлений. Новые руководители страны начали перестраивать экономику и переписывать законы по европейскому образцу.

Отделение Черногории

В конце 1990-х гг. стали портиться отношения между Сербией и Черногорией. Черногорское руководство стремилось наладить более тесные отношения со странами Запада. Республика ускорила экономические реформы и отказалась от единой валюты с Сербией. В 2006 г. черногорцы на референдуме проголосовали за отделение от СРЮ. В том же году её независимость признали многие страны. Югославия окончательно прекратила своё существование.

Распад Югославии причины и история раздела территории

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

  1. Список стран бывшей Югославии и их столицы
  2. Причины распада Югославии
  3. Начало развала
  4. Послевоенное время
  5. Раздел территории в конце 20 века
  6. Карта Югославии: до и после распада
  7. На какие страны распалась страна
  8. Вмешательство Америки
  9. Заключение

Список стран бывшей Югославии и их столицы

Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.

Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:

Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.

Причины распада Югославии

Почему же произошел Балканский кризис?

Основные факторы, которые выделяют историки:

  • смерть первого президента (бывшего лидера) Тито,
  • распад СССР и последующее «изнашивание» социалистической системы,
  • процветание национализма во всем мире.

В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.

Начало развала

Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?

Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.

Послевоенное время

Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.

Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.

Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.

«Косовский кризис» до сих пор остается неразрешенной проблемой начала 21 века.

Раздел территории в конце 20 века

К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.

Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).

Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.

Карта Югославии: до и после распада

На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.

На второй картинке — карта Югославии с новыми государствами.

На какие страны распалась страна

Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:

  1. Хорватия,
  2. Босния и Герцеговина,
  3. Словения,
  4. Македония,
  5. СРЮ (преемница бывшего многонационального государства):
      • Словения,
      • Черногория.

Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.

Вмешательство Америки

С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.

В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.

В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.

В конце ХХ века Америка сыграла важную роль в «борьбе с экстремистами», нанеся огромный урон своими многочисленными налетами, чем и сподвигла выход Черногории из СРЮ.

Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.

Дальше, в ХХI веке, США вело финансовую политику, способствующую полному распаду Югославии.

Заключение

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: