Особенности работы учителем в школе в России в 2019 году

Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависит мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения. Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Описание профессии

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением.

Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Как устроиться на работу в школу

В учебном плане любого педвуза обязательно есть прохождение психолого-педагогической практики. На первых курсах студенты стажируются пассивно, то есть, в течение определенного времени наблюдают за работой практикующих учителей.

Обучающиеся старших курсов допущены до активной практики, проводя уроки и частично выполняя обязанности классного руководителя. Именно эта возможность дает будущему специалисту показать себя с выгодной стороны, заручиться поддержкой педагогических сотрудников.

Начальник отдела кадров школы обязан регулярно предоставлять списки имеющихся вакансий в регулирующий местное образование орган, на официальную биржу труда города. Сведения публикуются и обновляются онлайн. Много школ выставляют вакансии на своем сайте.

Рассылка резюме на электронный адрес директоров школ. Этот способ поможет найти работу, только если составленная характеристика будет дополнена портфолио достижений, значимыми фактами и положительными характеристиками с места психолого-педагогических практик, рекомендациями.

Заочное знакомство директора школы с претендентом на основе сухих фактов о том, что тот просто закончил высшее учебное заведение, может ничем не закончиться.

Когда нужна работа в школе, мониторинг сайтов, ориентированных на сбор вакансий в Москве, помогут с поиском. Один из самых функциональных порталов Trudvsem.ru. Его база вакансий общероссийская. Функционал позволяет искать работу по определенным критериям в сфере «Образование, наука».

Способов трудоустройства много. Главное — не останавливаться после первых неудачных попыток поиска.

Порядок приема на работу

Как устроиться учителем в школу в Москве? Быть готовым к постоянным собеседованиям. Редко кому удается после первого же разговора с директором трудоустроиться. Нужно обратить внимание на следующее.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)577-00-25 (доб. 197)

СПб, Ленинградская обл. +7(812)425-66-30 (доб. 197)

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

  1. Добиваться встречи не только с отделом кадров, но и напрямую с руководителем образовательного учреждения.
  2. Показать себя компетентным специалистом. Так, собеседование может быть нестандартным: вопросы по способности поддерживать дисциплину во время уроков педагогическими методами, даже мини-опрос на знание предмета (особенно, если директор сам преподает эту дисциплину).
  3. Быть уверенным, но не напористым. Позиционировать себя как человека, готового к работе с детьми не по необходимости, а по призванию.

Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством.

Требования к претендентам

В 2013 году был установлен профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н). До начала действия этой правовой нормы, с учетом явного дефицита кадров, преподавателем в школе мог работать человек без профильного образования. Сегодня ситуация иная.

Чтобы стать учителем, нужно пройти обучение по программам высшего либо среднего педагогического учебного заведения. Можно ли работать учителем без педагогического образования? Да, но при определенных условиях.

У претендента должно быть профильное образование по предмету. И нужно учитывать то, что понадобится пройти дополнительные курсы переквалификации конкретно на учителя. Они могут быть как очными, так и дистанционными. Продолжительность такого курса — от 3 до 6 месяцев.

Долгое время спорной являлась профессия «учитель труда», было непонятно, какое нужно образование, чтобы преподавать этот предмет. До указанного Приказа Минтруда России педагогом могли принять любого человека без профильного и непрофильного образования, но с большим опытом практической работы.

В настоящее время все учителя труда также прошли профессиональную краткосрочную подготовку либо получают образование в высших учебных заведениях по специальности «Учитель технологии».

Обязанности учителя

Рабочий функционал прописан официально в Трудовом кодексе РФ, ФЗ № 273. На основании этого источника, составляются все должностные инструкции. В обязанности педагога входит следующее.

  1. Обучать и воспитывать учеников.
  2. Обоснованно выбирать учебно-методическое обеспечение.
  3. Планирование учебного процесса и разработка программы.
  4. Оценка результатов учеников.
  5. Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями.
  6. Регулярное прохождение аттестации, повышение своего профессионального уровня.
  7. Соблюдение правовых и этических норм.

Перечислены только базовые обязанности педагога. С полным функционалом необходимо ознакомиться в приеме на работу, в отделе кадров.

Размеры заработных плат

Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.

По специальностям

Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.

По регионам

Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице.

Регион, город Размер средней зарплаты
Ямало-Ненецкий авт. окр. 77 000 р.
Чукотский авт. окр. 75 400 р.
Немецкий нац. район 65 370 р.
Ханты-Мансийский авт. окр. 56 900 р.
Камчатка край 52 300 р.
г. Магадан 58 800 р.
Якутия обл. 49 140 р.
г. Москва 58 800 р.
Сахалин обл. 53 300 р.
Коми респ. 39 460 р.
г. Хабаровск 34 900 р.
г. Тюмень 33 700 р.
г. Красноярск 33 500 р.
г. Санкт-Петербург 39 000 р.
г. Архангельск 32 600 р.
г. Екатеринбург 29 000 р.
Карелия обл. 29 000 р.
г. Иркутск 30 700 р.
Татарстан респ. 27 200 р.
Бурятия респ. 27 000 р.
г. Нижний Новгород 24 800 р.
г. Ярославль 24 300 р.
г. Тыва 27 400 р.
г. Вологда 26 000 р.
г. Омск 25 580 р.
г. Кемерово 26 140 р.
г. Пермь 26 230 р.
г. Томск 31 400 р.
г. Рязань 23 000 р.
г. Самара 24 930 р.
г. Новосибирск 26 120 р.
г. Ростов 22 600 р.
г. Челябинск 27 000 р.
г. Калининград 26 000 р.
г. Липецк 22 300 р.
г. Смоленск 21 600 р.
г. Калуга 27 000 р.
г. Ставрополь 21 500 р.
г. Владимир 21 800 р.
Алтай и Алтайский край 22 000 р.
г. Оренбург 22 900 р.
г. Воронеж 23 000 р.
г. Волгоград 22 900 р.
г. Астрахань 23 600 р.
г. Тверь 23 820 р.
г. Ульяновск 20 300 р.
Ингушетия респ. 21 170 р.
г. Новгород 24 280 р.
Адыгея респ. 20 170 р.
г. Псков 20 300 р.
Башкортостан респ. 23 500 р.
г. Орел 20 000 р.
г. Тамбов 19 600 р.
г. Брянск 20 200 р.
г. Белгород 22 900 р.

Установленный режим работы для учителей

Рабочая неделя педагога составляет 18 часов на одну ставку (недельная нагрузка). Больше чем на две ставки сотрудник работать не может.

Чтобы качественно осуществлять подготовку к урокам, должен выделяться методический день в неделю, который учитель может проводить в библиотеке, в школе или за ее пределами (на усмотрение педагога).

Дополнительная нагрузка (дежурства, сопровождение) компенсируется отгулами, что должно быть отражено во внутренних приказах школы.

Как стать учителем начальных классов

Это ответственное звено в школьном обучении, его основа. Как стать учителем начальных классов в 2019 году? Достаточно получить диплом по программам высшего или среднего педагогического образования.

Если есть базовое высшее образование, допускается пройти переквалификацию (в этом случае получить работу сложнее, если есть конкуренция) либо поступить на обучение в ВУЗ уже на специальность по профилю желаемой работы.

Кого берут на работу в частные школы

Судя по рекламе частных школ, преподаватели там сплошь профессора или, как минимум, имеют кандидатскую степень. Возможно, в востребованных учебных заведениях с высоким конкурсом отбор учителей действительно происходит с учетом их стажа, квалификации и подходов к преподаванию. Ценится нестандартность и собственные разработки.

Однако частных школ открылось немало, так как родительские запросы на обучение детей в комфортных условиях довольно высоки. И многие школы не ищут звезд педагогики, поэтому устроиться на работу может любой человек с дипломом. У меня, например, не было опыта работы, кроме репетиторского.

Часто маленькие школы отдают предпочтение людям с небольшим опытом работы еще и из-за профессионального выгорания. Учителя, годами работающие с большими классами, не могут предложить ничего нового, а лишь механически следуют программе. Это не вписывается в концепцию новых школ и не устраивает ни владельцев, ни родителей учеников.

Плюсы работы в частной школе

Вспомним, на что жалуются учителя в государственных школах.

Во-первых, на бесконечную бюрократическую писанину. Каждый день учитель пишет планы урока, отчеты, методички и так далее. Иногда после этого трудно найти время, чтобы проверить домашние задания.

В частной школе учитель не обязан ежедневно портить бумагу ненужными записями. Это огромный плюс – почти никакой бюрократии. От меня требовалось заполнить журнал темами уроков и проставить оценки, и это всё. Внимание концентрировалось на подготовке к уроку и преподавании.

Во-вторых, размеры классов. В государственных школах сейчас в среднем в классе 25 учеников. Это много. Класс делится на отличников, хорошистов, троечников и галерку, где скучают лентяи и двоечники. Внимание такого класса удержать непросто, а донести знания до каждого в полном объеме почти невозможно.

В частной школе классы небольшие. Самый большой класс в школе, где я работала, состоял из 16 человек, самый маленький – из трех. Учителю проще общаться с таким классом, он тратит меньше времени на поддержание дисциплины и больше на обучение.

Минусы работы в частной школе

В частной школе учителю важно выстроить правильные отношения и с детьми, и с родителями. Родители платят школе немалые деньги, поэтому требуют взамен особой заботы о ребенке и высокого уровня образования.

Если не обращать внимания на лень, на несделанные домашние задания, то потом семья будет винить школу за двойку в четверти у отпрыска. И я сделала вывод, что при первых же проблемах в учебе у детей нужно звонить родителям.

Родители часто не хотят слышать и о плохом поведении детей, считая, что достаточно платят за то, чтобы учитель решал эту проблему. В государственной школе отношения между учителями и родителями выглядят иначе, а ответственность за проблемы ребенка в учебе и поведении несет семья.

В вальдорфской школе общеобразовательная программа даётся не полностью из-за множества дополнительных творческих занятий. Но при этом, как и в любой другой школе, там заинтересованы в положительном рейтинге. И значит, учитель несмотря ни на что должен подготовить детей к годовым контрольным и экзаменам в сжатые сроки.

Как оплачивают труд учителя в частных школах

В частной школе есть два варианта сотрудничества с учителями – постоянное и поурочное. Если учителя оформляют по трудовой книжке, то он будет получать зарплату, отпускные – как положено по трудовому кодексу.

Но многие частные школы предпочитают договариваться с предметниками на поурочную оплату. Она может быть очень небольшой.

Нижняя планка стоимости урока в Москве примерно 300-350 рублей. Чем богаче школа и дороже год обучения, тем больше стоит урок. Зарплата учителя частной школы начинается от 35 000 рублей в месяц и зависит от количества часов и общественной нагрузки (например, классного руководства).

Преимущества и недостатки работы педагога

Выпускникам педагогических учебных заведений интересно, что дает работа учителя, какие есть подводные камни профессии.

  • короткий рабочий день (18 часов в неделю);
  • несмотря на уменьшенное количество рабочих часов, полная зарплата на ставку, как и в профессиях, где нормой является 40 часов в неделю;
  • увеличенный ежегодный отпуск.
  • необходимость всегда быть на виду, поддерживать имидж учителя даже в свободное от работы время в общественных местах, что способствует поддержанию авторитета у учеников;
  • Ориентироваться не только на проведение уроков, но и на дополнительные обязанности в школе, чтобы получать стимулирующие выплаты к зарплате.

В целом, чтобы работать учителем, нужно быть крайне стрессоустойчивым. Ситуации, требующие немедленного адекватного реагирования, в школе вполне обычное явление.

Заключение

Работа учителем всегда признавалась одной из самых сложных, т.к. она связана с обучением и воспитанием детей, постоянным самосовершенствованием, ответственностью перед обществом. Кроме того, она долгое время не получала отклика в виде достойной зарплаты. Ситуация начала постепенно меняться, когда на педагогов и их требования обратили внимание на госуровне.

Ссылка на основную публикацию