Претензия авиакомпании в России за задержку рейса в 2022 году: пример и образец написания жалобы

Правила подачи претензии

Общие положения

В случае возникновения неразрешенных проблем в связи с пользованием услугами АО «Авиакомпания АЛРОСА» (повреждение, недостача, утеря багажа, либо нарушение договора воздушной перевозки), Пассажир может воспользоваться правом предъявления претензии (заявления, жалобы) в адрес перевозчика.

В связи с тем, что при подаче претензионного заявления в аэропорту прибытия или вылета пассажир часто не имеет возможности предоставить перевозчику все необходимые для рассмотрения претензионного заявления документы, а также окончательно рассчитать сумму своего ущерба, рекомендуется направлять претензионное заявление после сбора всех документов, необходимых для его рассмотрения, а также окончательного расчёта суммы ущерба.

  • Право на предъявление претензии к авиакомпании имеют пассажир или уполномоченное лицо при предъявлении билета, багажной квитанции, грузовой накладной и коммерческого акта. Отсутствие акта не лишает права на предъявление претензии, если будет доказано, что представители авиакомпании или аэропорта отказались составить акт.
  • Претензия (заявление) может быть направлена по почте, либо предъявлена непосредственно по адресу: 678170, Республика Саха (Якутия), город Мирный, административное здание аэропорта, офис 24, либо по электронному адресу: avia-centr@aero.alrosa.ru, avia-info@aero.alrosa.ru.

Требования, предъявляемые к претензионному заявлению.

При предъявлении претензий должны соблюдаться сроки, предусмотренные статьями 126, 127 Воздушного кодекса РФ, в частности, при внутренней перевозке претензия к авиаперевозчику может быть предъявлена пассажиром в течение 6 месяцев. Указанный срок исчисляется:

  • По претензиям о возмещении за недостачу или повреждение багажа или груза, а также за просрочку в доставке багажа или груза — со дня, следующего за днем их выдачи;
  • По претензиям о возмещении вреда в случае утраты груза – через десять дней по истечении срока доставки;
  • Во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
  • Претензия предъявляется по каждому перевозочному документу (билету, квитанции, багажной бирке) отдельно.
  • Предъявляемая претензия должна быть изложена письменно, подписана заявителем и содержать все необходимые для ее рассмотрения сведения.

Претензия предъявляется по каждому перевозочному документу (билету, квитанции, багажной бирке) отдельно. Предъявляемая претензия должна быть изложена письменно, подписана заявителем и содержать все необходимые для ее рассмотрения сведения.

В претензионном заявлении указывается:

  • Наименование авиакомпании (АО «Авиакомпания АЛРОСА»), к которому предъявляется претензия;
  • Наименование и почтовый адрес (с указанием индекса) учреждения, предприятия, организации или ФИО лица, заявившего претензию, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты;
  • Обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • Требования заявителя претензии к авиакомпании, размер суммы выплаты по претензии и ее расчет, подтвержденный документально;
  • Полные и точные реквизиты банковского счёта (реквизиты банка и номер счёта пассажира).
  • Оригиналы документов подтверждающих реальный ущерб пассажира в связи с задержкой.

Документы, прикладываемые к претензионному заявлению в связи с задержкой рейса:

  • Билет, посадочный талон;
  • Копия паспорта пассажира (копия свидетельства о рождении ребёнка) – страница с фотографией и с регистрацией по месту жительства;
  • Документы, подтверждающие реальный ущерб пассажира в связи с задержкой.

Документы, прикладываемые к претензионному заявлению в связи с утерей багажа:

  • Билет, посадочный талон;
  • Копия паспорта пассажира (копия свидетельства о рождении ребёнка) – страница с фотографией и с регистрацией по месту жительства;
  • Багажная бирка;
  • Коммерческий акт о неприбытии багажа (Property Irregularity Report — в зарубежных аэропортах);
  • Документы, подтверждающие стоимость утерянного багажа.

Документы, прикладываемые к претензионному заявлению в связи с задержкой доставки багажа:

  • Билет, посадочный талон;
  • Копия паспорта пассажира (копия свидетельства о рождении ребёнка) – страница с фотографией и с регистрацией по месту жительства;
  • Багажная бирка;
  • Коммерческий акт о неприбытии багажа (Property Irregularity Report — в зарубежных аэропортах);
  • Документ, подтверждающий дату и время получения багажа;
  • Документы, подтверждающие расходы пассажира в связи с получением багажа, если он не был доставлен пассажиру по адресу, указанному в Коммерческом акте (расходы по проезду в аэропорт и т.п.).

Документы, прикладываемые к претензионному заявлению в связи с повреждением багажа:

  • Билет, посадочный талон;
  • Копия паспорта пассажира (копия свидетельства о рождении ребёнка) – страница с фотографией и с регистрацией по месту жительства;
  • Багажная бирка;
  • Коммерческий акт о повреждении багажа;
  • Экспертное заключение о сумме ущерба, составленное оценщиком, который вправе осуществлять подобную оценку в соответствии с законодательством РФ или
  • Если багаж подлежит ремонту — документы, подтверждающие стоимость ремонта;
  • Если багаж не подлежит ремонту — заключение от организации, осуществляющей ремонт поврежденного багажа, о невозможности ремонта и документы, подтверждающие стоимость багажа (чеки, справки, приходные ордера и т.п.);
  • Документы, подтверждающие расходы на оценку ущерба.
Читайте также:
Можно ли брать и провозить ноутбук в ручную кладь в самолете в 2022 году: входит ли он в вес багажа

Отсутствие возможности предоставления подлинников и копий должно подтверждаться или вытекать из материалов претензии. Чеки, квитанции и другие документы, предъявленные для оплаты в качестве понесенных убытков, должны быть приложены в обязательном порядке.

Результаты и сроки рассмотрения претензий:

Срок рассмотрения претензии, поступившей в АО «Авиакомпания АЛРОСА» составляет тридцать календарных дней с даты регистрации (входящего номера) этой претензии.

  • В случае отказа в удовлетворении — заявителю направляется письменный мотивированный ответ по почте либо электронной почте;
  • В случае полного или частичного удовлетворения – перечисляются денежные средства на банковский счёт, реквизиты которого приложены к претензии.

Если поданная жалоба не соответствует указанным выше условиям, жалоба остается без рассмотрения, о чем направляется ответ заявителю. При этом заявитель может повторно подать жалобу в сроки, установленные статьями 126, 127 Воздушного кодекса РФ приложив недостающие документы или устранив иные замечания.

АО «Авиакомпания АЛРОСА», получившая по почте претензию, которая должна быть заявлена другому Перевозчику, может переслать ее в 10-дневный срок со всеми документами надлежащему предприятию и одновременно поставить в известность об этом заявителя претензии, либо вернуть Заявителю претензию с приложенными к ней документами с обоснованием причин возврата.

В случае необходимости сотрудник Авиакомпании свяжется с Вами по указанному в обращении электронному адресу или телефону.

Какую компенсацию можно запросить у авиакомпании за задержку рейса

Что должна сделать авиакомпания при задержке рейса. Какую компенсацию можно запросить.

  • Причины задержки рейсов
  • Когда жалоба уместна
  • Что должна сделать компания
  • Компенсация за задержку рейса в России
  • Компенсация за задержку рейса в Европе
  • Составление жалобы
  • Какие требования можно выдвигать
  • Куда подавать жалобу
  • Подача иска в суд
  • Комментарии

Если вы летали на самолетах, то наверняка случалось что рейс задерживали или вообще отменяли. Это не только неприятно, но и сопряжено с разными финансовыми расходами, которые нужно компенсировать. Не говоря уже о том, сколько времени потеряно. Потому если вы действительно пострадали нужно оформлять жалобу, и также сделать так, чтобы была запрошена компенсация за задержку рейса. Это позволит повысить шансы на получение компенсации, если международный рейс не вылетел, его остановили, не долетая до места прибытия, или появились другие неудобства. За все это несет ответственность оператор.

Причины задержки рейсов

Если в планах пассажира, международный рейс которого отменили, сделать так, чтобы была получена компенсация за задержкурейса самолета, важно убедиться, что причина подобной проблемы входит в список компенсируемых. Обычно все причины, по которым самолет не смог покинуть аэропорт можно разделить на две большие группы. В первую входят причины, которые возникли по вине авиаперевозчика, а вторые являются следствием независимых причин. Чтобы определить, какая из них действует, важно разобраться в каждой категории подробнее.

Обвинить в задержке рейса можно аэропорт, если присутствует овербукинг. Так называют ситуацию, когда было продано слишком много билетов. В результате пассажир с билетом не может сесть на самолет, потому что на борту слишком мало мест, и все не поместятся. Ещё одна частая проблема – несостыковки в графике. Когда задержка была спровоцирована тем, что авиакомпания меняет график прилета и вылета, не сообщая об этом потенциальным пассажирам, из-за чего они опаздывают или вынуждены ждать дольше положенного. Также самолет не взлетит из-за неготовности экипажа, что также является полной виной авиакомпании. Но самой прозаичной причиной отмены рейса является материальная невыгодность для компании. Например, когда на международныйрейс покупают билеты слишком мало людей.

Что касается независимых причин, по которым произошла задержка, часто они связаны с неблагоприятными погодными условиями или природными катаклизмами, забастовками сотрудников всей отрасли или поломками самолета, а также рисками террористического характера. Вылеты могут отменить по требованию государства, из-за военных действий или по причине эпидемии. В перечисленных случаях отмена редко бывает окончательной. Обычно происходит перенос на более удобное время. Но когда именно можно будет вылететь, зависит от многих факторов, потому определить конкретные сроки трудно.

Когда жалоба уместна

Чтобы составить жалобу, нужна веская причина, и самым распространённым поводом становится незапланированно долгое время ожидания полета или вообще отмена рейса. При этом виновником подобных неприятностей должна быть компания-перевозчик, а не пассажир, у которого не получилось вылететь по его инициативе. Нужно придерживаться некоторых правил. Повод должен быть уместен. Например, откладывание рейса или его отмена. В таком случае можно требовать стопроцентной компенсации стоимости авиабилета. Она должна поступить в предусмотренные законом сроки.

Читайте также:
Из каких городов России можно улететь в Египет в 2022 году: рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх

Запрос за то, что была компенсирована задержка, отправьте в виде напечатанного документа. Обязательно упомяните, что отказ лететь (если такой имел место) был вынужденной мерой. Обратитесь к сотрудникам аэропорта, чтобы они поставили отметку на билете. Это делается не выходя из здания. Чтобы подкрепить жалобу можно использовать и фото-материалы. Например, сделайте фото табло, где высвечивается информация. Если придется защищаться в суде, понадобиться любая доказательная база.

Что должна сделать компания

Компенсация авиакомпании за задержку рейса должна быть предоставлена пассажиру, который не смог попасть на самолет в заранее обозначенное время в том случае, если он сам не отказался от вылета или не опоздал по своей вине. Но количество и особенности компенсаторных мер могут существенно отличаться зависимо от того, какой именно вариант причины воспрепятствовал путешествию. Рассматриваемые услуги предоставляются на безвозмездной основе, но только в том случае, если человек отправил официальный запрос. Он должен быть подан в виде претензии, которая имеет официальный характер.

Список услуг, которые можно получить с помощью такой претензии, довольно широкий. Если вылет задерживается, но отказываться не планируете, авиалинии должны предоставить своим клиентам шанс быть в детской комнате не платя за это, если есть ребенок возрастом до 7 лет. Также авиакомпания должна оплатить сохранение багажа на тот период, пока не появится возможность вылета, предоставить прохладительные напитки и еду (если время ожидания больше 2 часов), отправить уведомление на телефон. В некоторых случаях целесообразно предоставление места в отеле за счет авиакомпании (если ждете больше 6 часов). Но учтите, что действовать нужно сразу после объявления, написав жалобу туроператору.

Подробнее об услугах, которые можно получить в случае длительной задержки рейса можно узнать из таблицы:

● при наличии ребенка возрастом до 7 лет, предоставление возможности бесплатно определить его в детскую комнату.

● предоставление возможности сохранить свой багаж.

● предоставление охладительных напитков.

● предоставление сообщений о задержке рейса (используются электронные письма или телефонные звонки).

● предоставление места в гостинице

● предоставление транспорта для переезда из аэропорта в гостиницу и обратно

Компенсация за задержку рейса в России

Компенсация за задержку рейса в России на 2022 год имеет немало отличий, по сравнению с предложениями, которые есть от авиакомпаний Европы и мира. Первое отличие, на которое следует обратить внимание – это способ расчета, что отличается от принятых в других странах правил. В России пассажиру предлагают всего 25 рублей компенсация за час ожидания посадки. Причем это цена исключительно за полный час ожидания. Если прождете, например, 55 минут, на этот неполный час не компенсируют даже указанные 25 рублей.

Авиакомпания предлагают возможность получить неустойку в размере 3% от цены билета. Но 3% также высчитываются за каждый час прострочки. Расчет может компенсации за несостоявшийся полет самолета показаться сложным, потому как правильно высчитывать размеркомпенсации можно на примере конкретного случая. Для образца возьмем задержку рейса «Челябинск-Москва», стоимость билета которого составляет 5 тыс. рублей, а задержка составила 4 полных часа. Имея рассматриваемые данные можно провести следующий расчет:

(25 руб.*4 часа) + (3%*5000)*4 =” 100 руб. + “600 руб. =” 700 рублей.

Но даже чтобы получить рассматриваемые деньги, следует пройти специальную процедуру, как минимум, написать и отправить претензию.

Читайте также:
Аварийная экстренная посадка самолета в аэропорту: скорость, когда он коснулся посадочной полосы аэродрома

Компенсация за задержку рейса в Европе

Компенсация за задержку рейса в Европе выглядит более солидно, но и высчитывается по другому принципу. В итоге, человек который не смог улететь в изначальное время по вине авиакомпании может рассчитывать на компенсацию в размере 250-600 евро. Точные суммы высчитываются на основе того, как далеко планировался международный полет, а также от продолжительности задержки. Чтобы было проще ориентироваться, можете посмотреть меры определения расценок за задержку на самолет в таблице.

Задержка от 3-х часов Задержка от 4-х часов Расстояние, на которое планировался полет самолета
€ 250 € 250 До 1500 км включительно
€ 400 € 400 В пределах ЕС которые преодолевают от 1500 км и для других направлений, если количество пространства, которое следует преодолеть находится в диапазоне от 1500 и 3500 км
€ 300 € 600 Все международные рейсы, где один из пунктов вылета или посадки самолета находится за пределами ЕС, а общая длительность полета составляет от 3500 км

Кроме того, есть особенности компенсации в разных странах. Например, если совершать перелет на самолетах в пределах Турции, то за задержку турецкие авиалинии компенсируют только € 100 для всех рейсов.

Составление жалобы

Требовать компенсацию за задержку рейса, которая произошла по вине неопределимых обстоятельств нельзя, также как подать иск или жалобу на авиакомпанию. И перевозчики часто пытаются избежать своей ответственности, ссылаясь на причины, которые находятся вне их компетенции, хотя на самом деле это не так. Нечто подобное случилось в 2017 году и ещё раньше. Потому если считаете, что вина перевозчика действительно есть, необходимо действовать.

Авиакомпания может не удовлетворить жалобу, если задержка была по причине распоряжения органов власти, серьезного погодного или природного катаклизма. Важно, чтобы компания не могла повлиять на происходящее. Если ничего подобного не происходило, а авиакомпания не выполнила свои обязанности, можно смело обращаться за помощью к судебным инстанциям. Но такая мера будет уместной, если на претензию никто не прореагировал.

Также могут быть представлены другие выплаты, которые могут компенсировать сопутствующие расходы, если произошла задержка. Например, если человек из-за задержки самолета не смог попасть на концерт, то есть, потерял деньги ещё и за билет на рассматриваемое выступление. Кроме того, можно получить компенсацию за билеты на просроченные автобусные билеты и на ЖД-транспорт. Главный критерий – доказать, что проблема возникала именно из-за того, что задержали международныйрейс, и причины задержки возникли по вине авиакомпании.

Также в тексте претензии можно потребовать предоставить на безвозмездной основе услуги детской комнаты для детей, камеры хранения для багажа, перевозку в гостиницу и обратно. Но какие именно услуги будут предоставлены, зависит от длительности задержки.

Одной из самых спорных сторон дела является компенсация морального ущерба, причиной которого стала задержка. Его можно потребовать, если пассажир пережил сильный стресс, особенно в случае, когда требуется попасть на похороны к близкому человеку. Если пассажир опаздывает на такое важное событие. Размер материальной выплаты измеряется индивидуально, но учтите, что если сумма будет чрезмерной, суд может её и не удовлетворить. Потому важно устанавливать её в рамках разумного.

Правильное составление претензии является одним из главных шагов в случае судебного разбирательства. Это досудебная процедура, которая позволяет повысить свои шансы на урегулирование конфликта в суде. Составление претензии не регулируется никакой строгой формой, потому можно использовать стандартные шаблоны, немного видоизменяя текст, зависимо от обстоятельств.

Важно указать ФИО заявителя и его контакты, наименование и юр. адрес юридического лица. В основной части следует указать, обстоятельства дела, с подробностями, учитывающими фактическое время вылета и то, когда именно вылет должен был произойти. Компенсация за задержкумеждународного рейса высчитывается по европейской формуле, а если перелет совершался в пределах России, то по формуле, используемой в РФ.

Какие требования можно выдвигать

Люди, международный рейс которых отменили, иногда попросту не могут отказаться от билета и использовать какой-то другой способ передвижения. Потому они вынуждены ждать возможности совершить перелет. Но в любом случае пассажиры могут требовать компенсировать им потерянное время и пережитые неудобства. Самые распространенные требования, дать деньги за оплату номера в гостинице, где вы поселились, чтобы дождаться международного рейса. При условии если вылет перенесли на следующий день. Но важно сохранить чеки и другие подтверждения расходов, иначе деньги вам не вернут.

Читайте также:
Сильная головная боль, когда самолёт снижается: что делать и почему происходит

Оплатить другие убытки. Для примера, если человек спешил на концерт, но не попал на самолет. Это же касается стоимости билетов на другой транспорт и т.п. Бесплатные услуги по хранению багажа также учитываются. Если вещи остаются в камере хранения дольше предусмотренного пассажиром срока из-за задержки международного рейса, аэропорт не может требовать с него денег за рассматриваемую услугу.

Компенсации морального ущерба. Особенно если длительное ожидание помешало человеку успеть на какое-то важное событие, и это стало причиной серьезного дискомфорта. Например, опоздание на лечение и т.п. Причем фиксированной компенсации морального ущерба нет. Каждый случай индивидуальный. Если задержка представляет дискомфорт для пассажира, он имеет право требовать возмещение за это, помимо компенсирования стоимости билета.

Куда подавать жалобу

Чтобы получить требуемый результат, причем как можно быстрее, нужно знать, куда эффективнее всего подавать документы. Вариантов не так и мало, потому если видите, что вылет оттягивается, а никто не спешит оказывать хоть какую-то помощь, обращаться можно в следующие места:

  • горячая линия компании (поможет решить конфликт мирным путем и максимально быстро);
  • ОЗПП (Общество защиты прав потребителей);
  • Роспотребнадзор;
  • ФАВТ (Федеральное агентство воздушного транспорта).

Как правило, хотя бы один из этих органов должен помочь получить компенсацию. Хотя добросовестные компании, понимая свою часть вины, обычно действуют без напоминаний. Максимум что нужно сделать в их случае – позвонить на горячую линию. Если это не помогло, можно обращать в другие перечисленные инстанции.

Не такие распространенные, но не менее эффективные организации, куда можно обратиться, следующие:

Если ваши права нарушила российская авиалиния, можно обратиться в этот орган. Причем передать жалобу через интернет или на личном приеме.

Задержали чартерный рейс: что делать в этом случае

Содержание

Неважно, каким рейсом вы летите. В случае задержки каждый пассажир имеет право на получение определенного комплекса услуг на время задержки, выплату компенсации и возмещение убытков в полном объеме. Отличается лишь размер компенсации и условия ее выплаты, что зависит от страны вылета и прилета, а также местонахождения авиакомпании.

И тот и другой документ будет доказательством обоснованности ваших требований в дальнейшем.

Компенсация при внутренней перевозке (по России)

В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.

Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:

  • наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;
  • суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);
  • требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);
  • перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);
  • ваша подпись, Ф.И.О. и дата.

Вручить претензию можно непосредственно в офисе (представительстве) авиакомпании, потребовав поставить на вашем экземпляре отметку о вручении и печать организации-перевозчика. При отказе от подписи отправьте еще один экземпляр по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если отказали

Вы имеете право обратиться в суд. В иске, помимо требования о выплате компенсации за задержку рейса, вы имеете право также потребовать взыскания с авиакомпании компенсации морального вреда и штрафа в размере 50 % от суммы, которая будет присуждена судом, за отказ в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке (в соответствии со ст. 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также понесенных вами судебных издержек.

Читайте также:
Можно ли пользоваться и заряжать телефон в самолете: почему нельзя звонить в 2022 году

Если задержка рейса произошла из-за обстоятельств, которые не зависят от перевозчика (обстоятельства непреодолимой силы), или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожает жизни или здоровью пассажиров, то в этом случае авиакомпания освобождается от обязанности выплаты компенсаций пассажирам. Однако факт наступления таких обстоятельств должен быть доказан перевозчиком.

Компенсация при международной перевозке

Если вы летите авиакомпанией, которая зарегистрирована на территории Евросоюза, или летите из Европы в города России или из одной европейской страны в другую, то размер компенсации определяется в соответствии с Монреальской конвенцией и зависит от времени задержки и дальности расстояния:

  • минимальный размер – 250 евро (при задержке не менее трех часов и дальности до 1500 км);
  • максимальный размер – 600 евро (при задержке более четырех часов и дальности более 3500 км).

Предъявить требование о выплате компенсации вы можете в течение нескольких лет, в зависимости от норм, действующих в стране, где зарегистрирована авиакомпания, или в стране вылета (если авиакомпания не европейская). Обычно этот срок составляет два года. Максимальный срок – шесть лет (Великобритания).

Претензия с требованием выплаты компенсации составляется на английском языке и направляется в авиакомпанию онлайн или в письменном виде (в зависимости от правил авиаперевозчика).

В претензии следует указать, на основании каких пунктов закона вам полагается компенсация, сумму компенсации, на которую вы претендуете, и описать обстоятельства задержки рейса. К претензии нужно приложить копии авиабилета, посадочного талона и справки о задержке рейса.

Если отказали

Вы вправе обратиться в контролирующие организации в стране вылета. Кроме того, вы можете подать к авиакомпании иск в суд того европейского города, в котором расположен главный офис перевозчика. Если же авиакомпания не европейская, то иск надо подавать в стране вылета при условии, что у перевозчика есть там представительство.

Если вы не хотите или не можете заниматься общением с авиакомпанией самостоятельно, можно обратиться в одну из компаний, которые занимаются разрешением таких ситуаций и могут по заявке пассажира обратиться в суд (например, AirHelp, Compensair и др.).

На что еще имеете право?

При любом виде авиаперевозки при задержке рейса (вне зависимости от причины) вы имеете и другие права:

1) Право на предоставление следующих услуг:

  • предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте (при задержке более двух часов);
  • обеспечение прохладительными напитками (при задержке более двух часов);
  • обеспечение горячим питанием (при задержке более четырех часов и далее каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью);
  • размещение в гостинице (при задержке более восьми часов днем и более шести часов ночью);
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • хранение багажа.

2) Право требовать возмещения причиненных убытков

Например, в случае задержки вы вынуждены были оплатить стоянку машины, приобрести новый билет на стыковочный рейс или другой вид транспорта до места назначения, пропустили оплаченные заранее экскурсии или понесли иные незапланированные убытки.

Требование о возмещении убытков предъявляется вместе с требованием о выплате компенсации с приложением копий документов, подтверждающих убытки.

Узнавайте о новых материалах Роскачества первыми, подписывайтесь на нашу рассылку!

Образец и пример претензии на задержку рейса в авиакомпанию

Ни один путешественник, столкнувшийся с задержкой самолета, не назовет время ожидания посадки приятным времяпрепровождением. Под угрозой оказывается деловое мероприятие, долгожданный отдых, важная встреча. Пассажиру приходится нести реальные убытки, если из-за задержки рейса срывается выгодная сделка.

Мысли о сорванных планах дополняются неудобствами от длительного пребывания в зале ожидания и общей усталостью. Желание пассажира наказать рублем виновника его мучений вполне справедливо. Следуя ему, гражданин составляет претензию на имя авиакомпании за допущенную задержку рейса. Но не всегда его страдания подлежат денежной компенсации.

Читайте также:
Можно ли провозить утюг в ручной клади в самолете в 2022 году

  1. Ответственность авиакомпании
  2. Когда авиаперевозчик невиновен
  3. Подача претензии к авиакомпании

Ответственность авиакомпании

Воздушного перевозчика признают виновным в отмене или задержке авиарейса, если они случились по следующим причинам:

  • экипаж самолета не был готов к своевременному вылету;
  • менеджмент компании не состыковал промежуточные пересадки (при трансферных полетах);
  • отмена чартерного рейса, невыгодного авиакомпании;
  • овербукинга, приведшего к невозможности вместить в самолет всех пассажиров, купивших билеты;
  • в иных случаях, когда перевозчик не может доказать, что вылет не состоялся из-за форс-мажорных обстоятельств (в том числе, из-за экономических проблем авиакомпании).

Если из-за указанных выше обстоятельств пассажир не смог улететь вовремя, он имеет право обратиться к авиакомпании с письменной претензией и потребовать компенсации понесенных убытков.

В отдельном пояснении нуждается пункт о овербукинге. Под данным понятием скрывается своеобразная «жадность» перевозчика, его желание продать билетов больше, чем имеется мест в лайнере. Такая практика основана на статистике, посчитавшей, что в среднем 5% граждан, купивших авиабилеты, не являются на рейсы.

Многие перевозчики, не желая упустить лишнюю выгоду, продают избыточное количество билетов, превышающее число посадочных кресел. Делается это вовсе не в интересах пассажиров. Если на авиарейс явятся все граждане, которым были проданы билеты, некоторым из них не найдется места на борту самолета.

Когда авиаперевозчик невиновен

Существуют ситуации, связанные с задержкой и отменой полетов, при которых авиакомпания освобождена от материальной ответственности перед клиентами. И каким бы тяжелым ни было ожидание вылета, у пассажиров не возникнет оснований для написания досудебной претензии. К таким обстоятельствам Гражданский кодекс (статьи 794, 795) и иные нормативные акты относят:

  • забастовка служащих аэропорта;
  • плохие погодные условия, угрожающие безопасности полета;
  • стихийные бедствия;
  • военные действия;
  • протестные акции;
  • необходимость устранить дефект авиалайнера;
  • распоряжение властей.

Согласно статье 401 ГК РФ, неисполнение бизнес-обязательств по причине непреодолимой силы не влечет ответственности, так как нарушитель признается невиновным.

Однако в случае судебного спора именно авиакомпания должна доказывать, что она объективно не могла организовать запланированный вылет. Финансовые проблемы перевозчика к форс-мажорным обстоятельствам не относятся.

Подача претензии к авиакомпании

Сейчас претензия в авиакомпанию за задержку или отмену рейса составляется профессиональными юристами (обратиться можно к консультанту). Есть возможность справиться с этой задачей самостоятельно, используя образец претензии с сайта как пример для заявления. Появилась возможность подать жалобу на официальных сайтах перевозчиков, заполнив специальную форму. Подобные сервисы есть на сайте «Аэрофлота», «Люфтганзы», «Дельты».

Пожаловаться на задержку внутреннего рейса пассажир вправе в течение полугода со дня происшествия. Если инцидент произошел на международной авиалинии, срок для подачи жалобы увеличивается до двух лет.

В претензии нужно подробно рассказать о допущенных компанией нарушениях. Заявителю необходимо указать:

  • когда были приобретены билеты, и на какой рейс;
  • в какое время должен был состояться вылет;
  • когда он состоялся на самом деле;
  • какие издержки понес заявитель в связи с задержкой (не заселился вовремя в предварительно оплаченную гостиницу, опоздал на экскурсию и т.д.);
  • какие дополнительные расходы ему пришлось совершить (питание в кафе, междугородний звонок, оплата еще одной ночи в отеле) – с сообщением конкретных сумм.

После описания фактов неисполнения перевозчиком обязательств, следует требование о возмещении пассажиру понесенных убытков и уплате штрафа за неисполнение условий договора. Заявитель вправе предупредить авиакомпанию, что в случае неудовлетворения требований в добровольном порядке, он будет вынужден обратиться в суд.

К претензии прилагаются копии:

  • авиабилетов;
  • чеков и иных платежных документов,
  • доказательств, подтверждающих иные убытки – брони гостиницы, билетов на экскурсию, приглашения на семинар и т.п.)

В случае задержки авиарейса у пассажира есть хорошие шансы компенсировать убытки, которые ему пришлось понести из-за недоработки перевозчика. Нужно лишь составить претензию, максимально задокументировать расходы, совершенные во время затянувшегося ожидания вылета, а также подтвердить иные издержки, связанные с несвоевременным прилетом.

Командированный работник представил посадочный талон на смартфоне: как подтвердить в учете

Директор летал на самолете в командировку. Командировка была на территории России. У директора имеются маршрут-квитанция электронного авиабилета и электронный посадочный талон (в телефоне). Какими документами можно подтвердить стоимость перелета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Читайте также:
Можно ли брать фен в ручную кладь в самолет в 2022 году

При отсутствии посадочного талона в бумажном виде рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 “Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации” маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

С 25 февраля 2019 года в указанные правила были внесены изменения, предусматривающие возможность оформления электронных посадочных талонов. Авиакомпании будут оформлять их в виде штрихкода, а пассажир может по своему выбору:

1) распечатать такой талон самостоятельно и предъявить при досмотре;

2) получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;

3) использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, предъявив для сканирования при досмотре штрихкод на экране своего смартфона или планшета.

Если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра (п. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).

По мнению финансовых органов, может быть предусмотрен вариант, при котором посадочные талоны на бумажном носителе могут и не предоставляться. Но в таком случае следует установить, какими документами будет подтверждаться факт перелета подотчетным лицом (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 18.06.2018 N 03-03-07/41457).

Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 03-03-06/1/35214).

Если получить штамп о досмотре нельзя, то, по мнению финансового ведомства, организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию. В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32039, от 09.10.2017 N 03-03-06/1/65743). Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@.

Судебная практика ранее подтверждала необходимость посадочного талона или справки, выданной авиаперевозчиком.

В случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон. При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном билете маршруту. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре. С учетом того, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы по совершению авиаперелета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем. Следовательно, посадочный талон является документом, который подтверждает фактическое оказание услуги авиаперевозчиком. Заменить талон в случае его потери может справка, выданная авиаперевозчиком. При этом сама по себе маршрут-квитанция электронного билета при отсутствии посадочного талона не может являться надлежащим доказательством подтверждения авиаперелета и фактического оказания услуг (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-4936/18 по делу N А78-10808/2016, Восьмого ААС от 21.08.2019 N 08АП-8995/19).

Читайте также:
Можно ли провозить плойку для волос в ручной клади в самолете в 2022 году

Учитывая, что информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра, рекомендуем организации запросить у авиаперевозчика (или его представителя) справку, подтверждающую использование директором услуги воздушного транспорта, т.е. факт авиаперелета.

Вместе с тем конкретный порядок предоставления документов, подтверждающих факт приобретения авиабилетов и факт перелета, следует закрепить в учетной политике организации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также знакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Подтверждение расходов подотчетных лиц при приобретении электронных билетов (для госсектора);

– Энциклопедия решений. Расходы на проезд в командировках в целях налогообложения прибыли;

– Вопрос: Правда ли, что сейчас посадка на самолет по электронному посадочному талону может контролироваться через электронную базу досмотра? Если да, то как командированному работнику подтвердить прохождение досмотра, ведь штамп о досмотре на посадочном талоне является обязательным условием для признания в целях налогообложения прибыли расходов на перелет? (журнал “ЭЖ Вопрос-Ответ”, N 7, июль 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как подтвердить расходы на перелет по электронному авиабилету

Письмо Федеральной налоговой службы № СД-3-3/3409@ от 11.04.2019

Оправдательными документами, подтверждающими расходы на электронный авиабилет, являются документы, подтверждающие факт воздушной перевозки. Чаще всего это распечатанная маршрут/квитанция и посадочный талон. Если в них не хватает каких-либо реквизитов, допустимы и другие способы подтверждения расходов, например, справкой от перевозчика.

Обоснование командировочных расходов

Затраты, которые могут быть учтены в качестве расходов для уменьшения налогооблагаемой прибыли, должны быть понесены в целях получения дохода. Также они должны быть документально подтверждены. Обо всем этом гласит статья 252 НК РФ.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходы на командировки по НК РФ относятся к прочим расходам. Приказ о направлении сотрудника в командировку подтверждает производственный характер расходов. В числе командировочных расходов существенную часть составляют расходы на проезд к месту командировки и обратно. Подтвердить эти командировочные расходы может отчет сотрудника, к которому приложены проездные документы.

Какие документы подтвердят расходы на авиаперелет

В гражданской авиации при покупке электронного пассажирского билета документом строгой отчетности является маршрут/квитанция электронного билета. Это бумажная выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок (п. 2 приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134, далее – Приказ № 134). В ней указана стоимость перелета.

Также по общим правилам воздушных перевозок при регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, где указаны его инициалы и фамилия, номер рейса, дата отправления, время отправления, номер выхода на посадку и другая информация (п. 84 приказа Минтранса РФ от 28.06. 2007 № 82).

Читайте также:
Перевозка удочки в самолете в ручной клади и багаже в 2022 году

Таким образом, чтобы подтвердить расходы на пользование услугами авиакомпании в целях налогообложения, подотчетное лицо обязано представить маршрут/квитанцию электронного авиабилета и посадочный талон.

Посадочный талон

О посадочном талоне стоит упомянуть отдельно.

Итак, при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна Это прописано в пункте 84 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82). Именно посадочный талон подтверждает факт перелета.

В авиационных правилах с начала этого года появилось новшество – посадочный талон в цифровом виде. Приказ Министерства транспорта РФ от 14.01.2019 № 7 внес изменения в Приказ № 134.

Пассажир может использовать посадочный талон в цифровом виде, без распечатанного посадочного талона, по его электронной версии. Это возможно в тех аэропортах, где есть информационная система, включающая в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующие штриховой код. Для обычного пассажира это удобно. Ведь для регистрации на рейс будут нужны только паспорт и мобильное устройство, с которого считывается вся необходимая информация.

В то же время посадочный талон в бумажном виде со специальной отметкой авиакомпании является документом, подтверждающим перелет. Даже если пассажир регистрировался на рейс по интернету, талон необходимо распечатать. Таким образом, и цифровой посадочный талон для подтверждения командировочных расходов лучше распечатать. Во всех аэропортах такая возможность предусматривается – через электронные киоски самообслуживания или на стойке регистрации.

И еще важный момент. Подтверждением того, что сотрудник и в самом деле воспользовался услугами воздушной перевозки, является штамп о досмотре в посадочном талоне. Если же этого штампа нет, то перелет надо подтвердить другим способом.

Справка от авиакомпании

Справка авиакомпании может служить оправдательным документом для командировочных расходов во многих случаях – от случая утери распечатанного посадочного талона до отсутствия в нем штампа о досмотре.

Посадочный талон выдается пассажиру перевозчиком вне зависимости от того, через кого приобретен авиабилет.

В качестве документа, подтверждающего расходы по авиаперелету для целей налогообложения прибыли, также может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем (см. письма Минфина РФ от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296, от 07.06.2013 № 03-03-07/21187, и др.).

Ведь сам посадочный талон выдает авиаперевозчик. Поэтому и справку может выдать либо он сам, либо его представитель.

Но обратите внимание, что справка агентства будет достаточным подтверждением факта перелета, только если представитель имеет полномочия выдавать такого рода справки от имени авиакомпании.

Что это означает для налогоплательщика?

Компании необходимо запросить у агентства подтверждение полномочий по выдаче справок о совершенном перелете от имени авиакомпании (например, агентский договор). Если оно не уполномочено выдавать справки о перелете, то такая справка не может являться подтверждением совершенного перелета. В этом случае организации необходимо обратиться непосредственно к перевозчику.

Другие документы?

Если у работника нет ни посадочного талона со штампом о досмотре, ни справки от авиакомпании, он может представить в бухгалтерию и другие документы, которые так или иначе подтверждают факт авиаперелета. Об этом говорится в комментируемом письме.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли затраты могут иметь и косвенное документальное подтверждение. В том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Возможность учета расходов на приобретение электронного авиабилета в случае, если они имеют косвенное подтверждение, Минфин подтверждал и ранее (см., например, письма от 02.04.2014 № 03-03-РЗ/14597, от 07.09.2007 № 03-03-06/1/649О).

Вместе с тем были и не такие «лояльные» выводы. Так, при отсутствии посадочного талона или справки, подтверждающей, что работник воспользовался приобретенным для него авиабилетом, командировочные расходы на проезд не могут учитываться для целей налогообложения прибыли (см. письмо Минфина РФ от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296).

Читайте также:
Самолеты в Турцию из каких городов летают в 2022 году

Поэтому, на наш взгляд, чтобы снизить риск претензий со стороны инспекции, все-таки при отсутствии посадочного талона или отдельных реквизитов в нем безопаснее подтверждать расходы на перелет справкой, выданной авиаперевозчиком или его представителем.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Отсутствие посадочного талона и учет расходов

При отсутствии посадочного талона, но с отметками при прохождении границы РФ и обратно в РФ, можно ли принять к учету данные расходы?

Официальная позиция, сформированная на сегодняшний день, в отношении необходимых документов, подтверждающих расходы командированного сотрудника на перелет, выражена в следующих Письмах МФ РФ от 18.12.2017 N 03-03-РЗ/84409, от 20.10.2017 N 03-03-06/1/68721, сказано:
Таким образом, в случае, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) и посадочный талон.

Письмо МФ РФ от 01.09.2016 N 03-03-07/50992:
Учитывая, что посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс, документальным подтверждением факта потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки является не только авиабилет, но и посадочный талон. Приобретение авиабилета в документарной или бездокументарной форме само по себе не может служить документальным подтверждением факта использования услуги воздушной перевозки.
Таким образом, документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются:
– маршрут/квитанция электронного авиабилета на бумажном носителе
– посадочный талон со штампом о досмотре

Если посадочный талон утерян командированным сотрудником, то в этом случае официальные рекомендации МФ РФ следующие:
Письмо МФ РФ от 13.01.2012 N 03-03-06/1/11:
Учитывая, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, по мнению Департамента, может быть принята в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли организаций

Аналогичное мнение высказано в других Письмах МФ РФ от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, от 07.06.2013 N 03-03-07/21187, от 27.02.2012 N 03-03-07/6, от 13.01.2012 N 03-03-06/1/11, от 21.09.2011 N 03-03-07/33, от 18.05.2015 N 03-03-06/2/28296, которое заключается в том, что при отсутствии посадочного талона или справки от авиаперевозчика, расходы на проезд к месту командировки и (или) обратно не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ в части надлежащего документального подтверждения произведенных расходов. При утрате посадочного талона, у авиаперевозчика нужно взять справку, содержащую необходимую для подтверждения перелета информацию. Такая справка может быть принята в качестве документального основания для учета расходов на перелет в целях налогообложения прибыли организаций. Указанную справку авиаперевозчик может выписать только в течение месяца после полета, кроме того, она является платной.

Правда, имеется мнение, высказанное в иных Письмах МФ РФ от 14.04.2014 N 03-03-07/16777, от 02.04.2014 N 03-03-РЗ/14597, от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649, УФНС РФ по Москве от 20.06.2011 N 16-15/059203@, что действующим законодательством не установлен конкретный перечень оправдательных документов, подтверждающих расходы, связанные с проездом работника к месту командировки и обратно. Поэтому в случае утраты посадочного талона командированным сотрудником, факт перелета можно косвенно подтвердить приказом о направлении работника в командировку, счетами гостиницы, отметками таможенного органа о пересечении границы РФ. Кроме того, перечень подтверждающих документов может быть определен коллективным договором или локальным нормативным актом, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, если командированным сотрудником потерян посадочный талон, то самым оптимальным действием для подтверждения факта перелета будет обращение с заявлением в авиакомпанию для получения справки, подтверждающей совершение перелета. Иное решение может привести к спорам с налоговыми органами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: