Трудовая миграция в России в 2022 году: проблемы и регулирование

Где и как будут работать трудовые мигранты в России в 2022 году

Где могут работать трудовые мигранты в 2022 году

Полный запрет на привлечение трудовых мигрантов установлен для трех видов розничной торговли: в нестационарных торговых объектах и на рынках; вне магазинов, палаток и рынков; лекарствами в аптеках.

В то же время 50% от общего числа работников, занимающихся выращиванием овощей, могут быть иностранцами. 80% иностранных работников от общего числа занятых в строительной отрасли могут быть привлечены на стройки. 15% от общего числа работников могут заниматься розничной торговлей алкоголем, в том числе пивом, а также торговлей табачной продукцией, главное торговля должна осуществляться в специализированных магазинах.

Спортивные организации могут привлечь 25% иностранцев, а к управлению недвижимостью по договору и обслуживанию прочих зданий могут быть привлечены 70% от общего числа сотрудников. Обработкой леса, а также торговлей древесным сырьем могут заниматься 50% иностранцев, а 50% должны быть гражданами России. И 24% иностранцев от общего числа работников могут нанять автотранспортные предприятия.

Что касается высококвалифицированных иностранных специалистов и их семей, то на них ограничения не распространяются.

В Минтруда уточнили, что такая доля устанавливается ежегодно для регулирования привлечения иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритетного трудоустройства граждан России.

«Допустимое соотношение иностранных и отечественных работников с прошлого года остается неизменным. Например, сохранена допустимая доля иностранных работников в сфере выращивания овощей, лесоводства и лесозаготовок в размере 50%. При этом ограничения в сфере выращивания овощей в Астраханской области по ходатайству руководства этого региона не будут распространяться на территории данного субъекта РФ с учетом дефицита трудовых ресурсов», – отметили в министерстве.

Полный отказ от квотирования в сфере строительства предложен для Амурской области, Бурятии и Москвы. В Дагестане квота в строительстве будет сохранена на уровне 50%. В 2022 году ограничение будет также отдельно установлено для Краснодарского края в размере 60%.

Условия въезда мигрантов во время коронавирусной пандемии

В Минтруда уточнили, что въезд иностранных работников осуществляется по временному алгоритму, который действует через заявки работодателей в тех случаях, когда на локальном рынке труда объективно отсутствуют необходимые кадры. Работодатели должны обеспечить карантин приезжающих работников и необходимые санитарные условия для их проживания.

Привлекать трудовых мигрантов могут организации, группы компаний и заказчики строительства со штатом более 100 человек и ежегодным доходом более 800 млн. рублей, а также участники оргнабора. В последнем случае это работодатели, нанимающие мигрантов в рамках межправительственных соглашений с республиками Узбекистан и Таджикистан. Эти страны сами формируют группы работников и привозят их в Россию. Такой вариант въезда позволяет открыть доступ к алгоритму мелким и микропредприятиям.

После прибытия в Россию иностранные граждане должны будут подписать «соглашение о лояльности», в котором содержатся правила пребывания и осуществления трудовой деятельности в РФ.

«Введение в законодательство института «соглашения о лояльности» предусмотрено концепцией проекта нового федерального закона в сфере миграции, — отметили в пресс-службе МВД России. – Кроме того, документ нужен, чтобы иностранный гражданин осведомился об ограничениях и запретах в России, а также о последствиях их несоблюдения».

Совет Федерации также одобрил закон, согласно которому с 29 декабря 2021 года для мигрантов, приезжающих в Россию, вводятся обязательные процедуры: дактилоскопия, фоторегистрация и медосвидетельствование. Предполагается, что это повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Что грозит за незаконное трудоустройство иностранцев

От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта. Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.

Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и работник, и работодатель. Так что если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот, кто его так оформил на работу.

Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет ответственность. За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тыс. рублей, должностные лица – 40-50 тыс. рублей, а организации – 400-500 тыс. рублей.

Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ. Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тыс. рублей.

Предусмотрен также штраф за непредоставление сведений в миграционную службу. Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в известность территориальное УВМ МВД РФ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден уплатить штраф в размере 400-800 тыс. рублей, а должностное лицо, допустившее указанное правонарушение, – 35-50 тыс. рублей.

Ранее зампред комитета по делам национальностей Госдумы Шамсаил Саралиев назвал свой способ решения проблемы с «непонятно что делающими, болтающимися и шатающимися» мигрантами. Он посоветовал перенять опыт арабских стран. По его мнению, избавить Россию от проблем с трудовыми мигрантами поможет ужесточение ответственности за них определенных структур и компаний.

«Как только завершается их работа, также их в аэропорт сопровождают. Мигранты постоянно находятся под наблюдением, за ними присматривает ответственная организация. Там никаких проблем с мигрантами нет, в тех же ОАЭ, в Кувейте», — отметил Саралиев.

Мобильное приложение для трудовых мигрантов

Упростить поиск работы и оформление документов для иностранных граждан поможет специальное мобильное приложение, которое планируется запустить в 2022 году, заявил заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук.

«Мы решили в одном мобильном приложении попробовать отразить и сделать удобным весь клиентский путь, который необходимо пройти иностранцу для переезда и устройства на работу в России», – сообщил чиновник газете «Известия».

С помощью приложения можно будет узнать о наличии ограничения на въезд в Россию и воспользоваться рядом сервисов — в частности, оформить СНИЛС и ИНН. На вопрос, можно ли будет оформить таким образом регистрацию, Оверчук предположил, что такая опция может быть включена в приложение.

Кроме того, он добавил, что прототип приложения уже создан, «идет работа над необходимыми изменениями в нормативной правовой базе», а запуск платформы «планируется в следующем году». Ряд сервисов появится сразу после запуска, а некоторые будут добавляться по мере их готовности.

Читайте также:
Продление миграционного учета иностранных граждан в 2022 году: образец заявления и ходатайства, сроки

Может ли Россия обойтись без трудовых мигрантов?

Профессор кафедры труда и социальной политики института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков считает: «Ситуация, при которой юридические лица ищут дешевую рабочую силу за границей, деструктивна для экономики, поскольку игнорируются собственные возможности страны повысить производительность труда и развить производство.

Увеличивать эффективность строительной отрасли необходимо за счет оснащения ее приборами, оборудованием и квалифицированными кадрами, взращенными в России. Поэтому фокус должен быть направлен не на увеличение численности рабочих, а на реализацию заявленных ранее предложений, национальных проектов».

По мнению ведущего научного сотрудника лаборатории «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г.В. Плеханова Анны Духон, главной причиной, почему в России так развит рынок трудовой миграции, является то, что часто трудовых мигрантов привлекают на таких условиях, на которые местное население не готово. «Невысокий уровень зарплаты и тяжелые условия работы, тяжелые бытовые условия, а также часто необходимость проживания отдельно от семьи непривлекательны для российских граждан», – отметила Духон.

Немаловажной причиной является также и то, что РФ не обойтись без трудовых мигрантов в виду особенностей возрастной структуры населения страны.

«Вряд ли можно решить крупные инфраструктурные задачи ближайших лет без привлечения трудовых мигрантов, – подчеркнула Духон. – Одна из причин этому – особенности в возрастной структуре населения России. Сейчас в трудоспособный возраст вступили малочисленные группы населения, а вот выбывать из трудоспособного возраста в ближайшие годы станут как раз более многочисленные. В 2021 году граждане России в возрасте от 15 до 29 лет составляют только 15,5% от общей численности населения РФ. Между тем, процент людей в возрасте от 55 до 69 лет достигает 19,6%».

Таким образом, вполне очевидно, что воспроизводства выбывающих трудовых ресурсов не будет и в ближайшее время без помощи «работяг-соседей» нам не обойтись.

Изменения в миграционном законодательстве с 2022 года

  • Логотип ВКонтакте
  • Логотип Facebook
  • Логотип Twitter
  • Логотип Одноклассники
  • Логотип Telegram

Каждый год в конце года или прямо с 1 января вступают в силу различные изменения в законах. И миграционное законодательство не исключение. В этой статье я собрала все изменения, которые есть на текущий момент. Одни вступят в силу под Новый год, другие – сразу после.

Послабления, которые прекращают действовать в декабре 2021

Сейчас действуют послабления по Указу Президента РФ № 364 от 15.06.2021 года. Но часть из них только до 31 декабря 2021 года. Среди послаблений, которые не будут действовать с 1 января 2022 года:

Поэтому до начала новогодних праздников работодателям необходимо убедиться, что у всех сотрудников в миграционной карте указана цель въезда “Рабочая”.

Изменения, вступающие в силу в декабре 2021 года

С 11 декабря 2021 изменяются регламенты по выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство (Приказ МВД России от 1 ноября 2021 г. N 799 и Приказ МВД России от 2 ноября 2021 г. N 804). Это означает, что:

  • изменятся формы заявлений о выдаче РВП и ВНЖ,
  • медицинское заключение можно будет предоставить в течение 30-ти дней с момента пересечения границы;
  • не сдавать тестирование на знание русского языка смогут теперь владельцы диплома об образовании на уровне не ниже основного общего, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года, диплома об образовании и (или) о квалификации, прошедшим государственную итоговую аттестацию В РФ с 1 сентября 1991 года по 31 декабря 1995 года, а также документа, выданного военной образовательной организацией;
  • актуализирован регламент в отношении получения РВП без квоты гражданами Казахстана и Молдовы;
  • вместо «свидетельства о рождении» можно будет подавать любой документ, подтверждающий факт регистрации рождения;
  • при получении ВНЖ гражданам визовых стран больше не потребуется получать справку об отсутствии судимости, если ее уже предоставили при оформлении РВП.

С 29 декабря 2021 года медосмотр, дактилоскопическая регистрация и фотографирование станут обязательными для всех иностранных граждан, которые находятся в России дольше 90 суток. При этом не имеет значения, с какой целью иностранец приехал в Россию – для работы или к родственникам. Эти изменения касаются в том числе и граждан ЕАЭС, за исключением граждан Белоруссии.

В соответствии с этими изменениям МВД в Приказе от 2 ноября 2021 года № 800 утвердил формы, описания, порядок учета документов для подтверждения прохождения дактилоскопии и фотографирования. Поскольку такую процедуру иностранцу потребуется пройти всего 1 раз. В отличие от медосмотра. Приказ вступит в силу 29 декабря 2021 года.

Изменения, вступающие в силу с 2022 года

С 1 января 2022 года:

Изменится сумма платежа по патенту, которую должны будут платить иностранцы авансом для продления своего патента. Эта сумма складывается из нескольких показателей, поэтому зависит от региона. О том, как рассчитывается сумма и каков размер платежа в некоторых регионах РФ, я писала в статье “Сумма патента в 2022 году”;

Поменяются реквизиты оплаты патента. Теперь оплачивать нужно будет по новому коду бюджетной классификации, или КБК. Какой код и куда вносить, я писала в статье “Реквизиты для уплаты патента в 2022 году”;

Миграционный специалист в компании должен внимательно проверить все чеки иностранных сотрудников с патентом, которые они принесут после 1 января 2021 года. Все они должны быть оплачены в размере платежа 2022 года и с новым КБК. Иначе патент перестает действовать, а компания рискует получить штраф за допуск к работе сотрудника без документов.

  • Будут действовать новые нормы в отношении того, какой процент иностранных сотрудников может работать в компании, которая занимается определенной деятельностью. Всем компаниям, у которых этот процент превышен, нужно будет привести его в соответствие до конца года.

Примечание редакции: о размерах квот по сферам работы компании читайте в статье “Правительство утвердило на 2022 год допустимую долю работников-иностранцев в компаниях”.

Поскольку в миграционном законодательстве постоянно что-то изменяется, миграционному специалисту приходится постоянно быть в курсе, иначе компания может получить миллионные штрафы. Но мало знать, что изменилось в теории, нужно понимать, как изменения принимаются на практике. Поэтому в наших курсах изменениям в законах выделен отдельный блок для изучения, где собраны вступившие в силу изменения с комментариями юриста-практика, те, что только вступят в силу, и даже те, которые сейчас только рассматриваются. Все, чтобы миграционный специалист был готов и мог перестроить свою работу заранее.

Эксперты оценили последствия оттока мигрантов из России

В целом по России чистый приток мигрантов из-за рубежа в январе—августе 2020 года сократился в 2,4 раза, до 69,1 тыс. человек, по сравнению с 166,7 тыс. за тот же период годом ранее, сообщил Росстат в октябрьском обзоре (.pdf). Если число прибывших сократилось почти на 12%, примерно до 380 тыс. человек (большинство — 346 тыс. — из стран СНГ), то число уехавших из страны мигрантов, наоборот, выросло на 15% — почти до 311 тыс. человек.

Читайте также:
Работа вахтой и вакансии в России для граждан Казахстана в 2022 году

О сокращении мигрантов говорят и данные МВД. Число фактов постановки на миграционный учет по России упало практически вдвое — с 14,9 млн до 7,5 млн, в Москве — на 43% — 1,8 млн против 3,2 млн в 2019 году, свидетельствуют данные Главного управления МВД по вопросам миграции. Количество выданных разрешений на работу и патентов сократилось более чем на треть — с почти 1,5 млн в 2019-м до 935,5 тыс. в 2020 году.

В Москве число трудовых мигрантов снизилось на 40% с начала 2020 года, информировали столичные власти. На этом фоне резко выросло количество традиционных «мигрантских» вакансий. По данным сервисов по поиску работы, на фоне пандемии количество вакансий курьеров и таксистов в столице увеличилось почти на 85%, строителей — на 30%. О дефиците работников в сфере ЖКХ недавно заявлял и мэр Москвы Сергей Собянин.

Работников не хватает, но привлечь на эти вакансии местных жителей и приезжих из регионов может только заметное повышение предлагаемых зарплат, говорят опрошенные РБК эксперты.

Где не хватает рабочих рук

В Москве сокращение числа трудовых мигрантов происходило постепенно, резкого оттока не было, рассказал РБК глава департамента экономической политики и развития Москвы Кирилл Пуртов. «Значительное число мигрантов покинули Москву еще в январе-феврале, когда в ряде отраслей наблюдался традиционный спад деловой активности, но вернуться в столицу у них уже не получилось из-за закрытых границ», — пояснил он.

Больше всего трудовых мигрантов работают на стройках, в сфере ЖКХ и бытовых услуг. Соответственно, эти сферы сокращение и затронуло сильнее всего. «После закрытия границ некоторые работодатели из этих отраслей действительно фиксировали дефицит трудовых ресурсов», — констатировал Пуртов. В мэрии признают, что в 2020 году сроки реализации некоторых городских проектов «чуть сместились», но не из-за оттока мигрантов как такового, а в результате карантинных ограничений.

Чтобы восполнить нехватку работников в сфере ЖКХ, Москва привлекает больше техники и меньше ручного труда: в частности, специализированные машины для ремонта и уборки дорог и обочин, сбора и вывоза мусора, обслуживания инженерных коммуникаций. «В строительстве автоматизация также постепенно вытесняет ручной труд», — отметил Пуртов.

Оценка падения числа мигрантов в Москве на 40% завышена, прокомментировала РБК ведущий научный сотрудник РАНХиГС Юлия Флоринская: «Потери примерно вдвое меньше. Не приехали те, кто собирался работать в России, но вместе с тем многие не смогли уехать из-за закрытия границ». Половина тех, кто приезжал в Россию в целях работы, не обращались за разрешительными документами, многие из них работают у физлиц и на малых предприятиях, отмечает заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских. Значительная доля мигрантов трудоустроены без договора, на устных договоренностях, и в кризис количество нелегально занятых растет, добавила Флоринская: «Из-за падения выручки часть работодателей, вероятно, не готовы нанимать всех работников официально». А нелегальные мигранты в официальную статистику не попадают.

Среди рабочих профессий на столичном рынке наиболее востребованы комплектовщики, грузчики, разнорабочие, слесари, сборщики, монтажники, сварщики, механики, электрики и рабочие всех строительных специальностей. Таких вакансий на сайте hh.ru за последний месяц появилось больше всего. Конкуренция в этих сферах низкая: на одну вакансию рабочего претендуют менее двух человек, на вакансию строителя — три. Самый острый дефицит компании ощутили в мае-июне. Количество вакансий для рабочего персонала на сайте hh.ru в эти месяцы выросло более чем вдвое по сравнению с «доковидными» зимними месяцами и с аналогичным периодом 2019 года. Потребность в строителях росла все лето и продолжила расти осенью.

  • Число вакансий в строительстве по Москве на hh.ru выросло на 9% в июне по сравнению с прошлым годом, в сентябре — уже на 30%. Строителей не хватает по всей России, сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин.
  • В производственном секторе в сентябре зафиксировано самое большое за два года количество открытых вакансий в столице — свыше 75 тыс., на 11% выше прошлогодних значений, отмечает hh.ru.

Самый значительный рост вакансий произошел среди курьеров и таксистов: на SuperJob их число выросло почти на 85% в начале октября по сравнению с 2019 годом, рассказали РБК в этом сервисе. О возросшей потребности в курьерах из-за оттока мигрантов сообщали сервисы доставки еды. Спрос на доставку товаров на фоне карантинных ограничений и удаленки продолжает расти и проблема нехватки курьеров становится все более актуальной, отмечают в «Яндексе». Мигранты из ближнего зарубежья, готовые работать таксистами и курьерами, уже трудоустроены в крупнейшие компании, а новые специалисты не имеют возможности приехать в Москву из-за закрытых границ, пояснила РБК директор по развитию в SuperJob Анна Абидова.

Сколько зарабатывают мигранты

Половина компаний в России принимали на работу иностранных граждан, как правило, из стран бывшего СССР, приводит результаты опроса бизнеса руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. Главное преимущество найма трудовых мигрантов для работодателей — их готовность работать за меньшие деньги по сравнению с россиянами.

Мигранты недополучают до половины реально заработанного, подчеркивает Чудиновских. Они трудятся в 1,5 раза больше россиян — рабочая неделя мигрантов длится почти 60 часов, в то время как у россиян — 40 часов, приводит она данные выборочных исследований. «Даже если формально зарплата мигранта может быть сопоставима с оплатой труда россиян, работать за эту сумму им приходится существенно больше», — сказала Чудиновских.

40% иностранцев остались без работы в карантин, сообщал зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. В качестве меры поддержки мигрантам разрешили три месяца — с 15 марта по 15 июня — не платить за оформление разрешения на работу в России (в Москве патент стоит 5350 руб.). На время пандемии МВД не аннулирует визы, разрешения на работу, патенты и не депортирует иностранцев. Иностранцам разрешили регистрировать на своей жилплощади других иностранцев. Прежде они имели право регистрировать в своих квартирах только себя.

В то же время временные трудовые мигранты не имеют права на пособие по безработице в случае потери работы. Уравнять мигрантов в социальных правах с гражданами страны на время пандемии, как это сделала, например, Португалия, предлагало Агентство стратегических инициатив (АСИ). Мигранты платят налоги, но не получают социальных выплат, отмечали авторы инициативы. Идею не поддержало правительство.

Читайте также:
Как получить временное убежище в Москве в 2022 году

Объем трансграничных денежных переводов из России, примерно отражающий мигрантские доходы, сократился на треть еще в марте, до карантина, на фоне ослабления рубля, следует из статистики Банка России (учитывает переводы через системы Western Union, «Золотая корона», «Юнистрим», Contact, Blizko, а также через «Почту России»). Сократились и средние суммы одного перевода. Но в мае объем переводов вернулся на докризисный уровень и уже июле стал рекордным с октября 2018 года. Скачок обеспечили отложенный спрос и возобновление работы трудовых мигрантов.

В целом за второй квартал, на который пришелся пик первой волны пандемии, общая сумма денежных переводов нерезидентов из России в страны СНГ через платежные системы сократилась на 17% — с $1,5 млрд в 2019-м до $1,2 млрд в 2020 году. Средняя сумма перевода упала почти на 37% — с $374 в 2019-м до $236 в 2020 году.

Общая сумма денежных переводов мигрантов из России за 2019 год достигла $22,2 млрд — сумма, сопоставимая с 1,3% ВВП страны, оценивал Всемирный банк.

Государство регу лирует численность мигрантов, устанавливая для некоторых отраслей лимит на привлечение иностранцев. Например, в строительстве могут работать до 80% мигрантов. В компаниях по выращиванию овощей — до половины. Региональные власти также ограничивают количество патентов.

Могут ли россияне заменить мигрантов

Moody’s прогнозировало отток работающих россиян из экономически слабых регионов в более сильные в ближайшие два года. Прежде всего, по оценке агентства, рискуют потерять население Чувашия, Башкирия, Самарская, Омская и Нижегородская области.

Но переезжающие из других регионов не смогут восполнить дефицит рабочих, уверена Юлия Флоринская. «Большого потенциала для привлечения россиян из других регионов нет. Во внутренней трудовой миграции уже задействованы значительные ресурсы и такая миграция тоже снизилась в пандемию», — говорит она. По оценке Росстата, миграция в пределах России сократилась на 17,2%, или на 449,2 тыс. человек, за январь—август этого года по сравнению с предыдущим.

Дефицит низкоквалифицированных рабочих в нишах, которые раньше занимали мигранты, продлится на время пандемии, согласна Чудиновских: «В условиях вполне вероятных новых ограничений вряд ли россияне из других регионов сорвутся на заработки в Москву и Петербург».

Частично компенсировать дефицит возможно, ощутимо повысив зарплаты, что станет стимулом для переезда россиян, но такая перспектива представляется «фантастической». «Все понимают угрозы, связанные с эпидемией, и не готовы бросать дом, чтобы жить неизвестно где и как долго», — считает Чудиновских.

  • Предлагаемые зарплаты на одни и те же вакансии для рабочих в мае-июне подскочили сразу на 30% — с 43 тыс. до 56 тыс. руб., или на 16 тыс. руб. больше, чем в среднем просили соискатели, отмечает hh.ru.
  • В строительстве предлагаемые зарплаты с марта по сентябрь растут в среднем на 6% в месяц и, по данным hh.ru, уже достигли 70 тыс. руб.

Дефицит рабочих закончится после снятия ограничений, уверена Флоринская: «Большая часть трудовых мигрантов, особенно из Средней Азии, нацелены на Россию. Пока серьезных альтернативных направлений нет, и поэтому они вернутся».

Новации в законодательстве упорядочат ситуацию с трудовыми мигрантами в РФ

С другой стороны, нам нужны любые профессионалы, не важно какой они национальности. И главное, мы готовы принимать у себя русскоязычных сограждан, которые волею судеб оказались за пределами России. Увы, сделать это быстро и безболезненно удается не всегда, в том числе из-за сложностей нашего миграционного законодательства.

Какие, так сказать, буквы закона сегодня определяют нашу миграционную политику, рассказал “Российской газете” президент российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Юрий Жданов.

Юрий Николаевич, что сегодня происходит с самим процессом миграции? Поляки не пускают беженцев через свою территорию в Германию, у нас говорят о необходимости замещения трудовых мигрантов своими гражданами. Что, Европа, в том числе и мы, закрываемся? Условно говоря, будем сами подметать свои улицы?

Юрий Жданов: А почему бы и нет? У нас официально зарегистрировано 4 миллиона безработных. Я знаю, что уже давно ломаются копья – мол, мигрантам можно меньше платить, им не нужны соцгарантии и прочие преференции. Из минусов – коррупция и этническая и чиновничья мафия, когда у мигрантов отбирают половину заработка. Но это все решаемо при нормальной работе правоохранительных органов. И это сегодня решается. Речь о другом – о выбранном нами пути использования трудовой миграции.

В смысле – выбранном пути? Есть ощущение, что этот путь уже выбрал нас – грядет миграционное цунами.

Юрий Жданов: Не надо паники. Цунами – это для Европы. Они долго тыкали палкой в берлогу спящего медведя, а когда он проснулся, не знают, что с ним делать. Не буду читать вам курс геополитики, но если кратко: европейцы разрушили ряд неугодных им государств, установить хоть какой-то там порядок не сумели и пообещали принять у себя всех обездоленных – европейскими, кстати, усилиями – людей у себя. Причем именно в статусе беженцев, с пособиями, а не как потенциальных работников. Вот и принимайте.

Но ведь и к нам идут беженцы из бывших советских республик.

Юрий Жданов: Да, но не в таких количествах и не из стран, которые именно мы разрушили. Сейчас нам надо разобраться с так называемой трудовой миграцией из ближнего зарубежья.

Давайте разберемся.

Юрий Жданов: Давайте. Вот самая свежая статистика. Начнем с неприятного. По данным МВД России, за январь – октябрь зарегистрировано 30,8 тысячи преступлений, совершенных иностранцами, что на 5,1 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Выявлено около 25 тысяч иностранных преступников. При этом зарегистрировано 803 преступления по статье “Организация незаконной миграции” – на 25,5 процента больше, чем в прошлом году. Неужели нам мало своих уголовников?

Сколько у нас всего приезжих?

Юрий Жданов: За январь – сентябрь на миграционный учет поставлены 9 209 258 иностранных граждан и лиц без гражданства. Абсолютное большинство – почти 9 миллионов человек – зарегистрированы по месту пребывания. Это, кстати, к вашему вопросу, закрываемся ли мы. Согласитесь, более 9 миллионов приезжих как-то не похоже на закрытие. И это в условиях пандемии.

Откуда едут эти люди?

Юрий Жданов: Больше всего прибыли из Узбекистана – более 3 миллионов человек и Таджикистана – более 2 миллионов человек. Из Киргизии прибыло 751 746 человек, из Казахстана – 401 441 человек.

Читайте также:
Депортация украинцев из России в 2022 году

Зачем они приехали?

Юрий Жданов: Подавляющее большинство из них – явно не беженцы и даже не туристы. Цель въезда в Российскую Федерацию – работа указали 6 496 869 иностранных граждан, учеба – 421 153 человека, частная поездка – 1 335 939 человек.

Понятно, что с этой массой, особенно в условиях пандемии, надо адекватно управляться. Как?

Юрий Жданов: Уж точно не водометами. Нужны законодательные решения и механизмы их исполнения, которые можно применить без особых структурных изменений.

Разве у нас такое бывает?

Юрий Жданов: Вот свежий и, учитывая белорусский опыт, актуальный проект закона, разработанный МВД России, который прошел уже экспертизу, находится на обсуждении и планируется к введению в действие 1 января 2024 года. Так вот вместо двух самостоятельных понятий “административное выдворение” и “депортация” вводится обобщающее понятие “высылка” – как система мер государственного принудительного воздействия, заключающегося в удалении за пределы РФ иностранного гражданина.

Предполагается высылку назначать или судом, как вид административного наказания, или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти во внесудебном порядке в иных установленных проектом федерального закона случаях.

То есть упрощается, ускоряется и удешевляется процедура расставания с нежеланными гостями. При этом разные чиновники перестают кивать друг на друга. И во многие еще акты, касающиеся миграции, надо вносить такую же ясность?

Юрий Жданов: Да почти во все. По большому счету надо заново переписывать все миграционное законодательство.

И что вы предлагаете поменять?

Юрий Жданов: Не поменять, у нас вполне адекватное законодательство. Мое личное мнение, миграционное законодательство надо обобщить и более компактно сформулировать, унифицировать. Как выражаетесь вы, журналисты, подсобрать.

Судите сами. “Базовые” законы в сфере миграции были изданы в среднем около 20 лет назад и перегружены многочисленными поправками – изменениями и дополнениями, имеют много “перекрестных”, “отсылочных”, бланкетных норм, усложняющих понимание и толкование не только иностранными гражданами, но и специалистами, что требует не “точечной” правки, а их кардинального обновления с учетом современных реалий миграционной ситуации.

Например, в законе “О гражданстве РФ” – 33 поправки, в законе “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” – 97 поправок. А в федеральном законе “О правовом положении иностранных граждан в РФ” их уже – 115! Всего же во всех нормативных документах по миграции таких поправок свыше трех сотен. Что, согласитесь, отнюдь не облегчает понимания единой стратегической линии, вектора реализуемой миграционной политики. А ведь все это определено в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

Но ведь никакая унификации, тем более в законодательстве, не обходится без модернизации. Если свести сотню поправок в одну, это уже будет другой закон.

Юрий Жданов: Возможно, несколько изменится буква закона, но его дух и смысл останутся. Ведь миграционное законодательство преследует, по сути, две главные цели. Во-первых, облегчить людям въезд в страну и выезд из нее. И во-вторых, сделать так, чтобы этот процесс не нанес вреда нашим гражданам и государству.

Получается?

Юрий Жданов: Вполне, хотя есть, как говорится, нюансы. Так, наше миграционное законодательство вполне либеральное. Происходит постепенное смягчение условий въезда в Россию, упрощение процедуры и увеличение сроков пребывания. Последняя такая либерализация миграционного законодательства произошла в 2020-2021 годах, она была вызвана в том числе развитием пандемии COVID-19. Однако, я считаю, и со мной согласны многие мои коллеги, сделано это было почему-то с недооценкой оперативного анализа актуальных, последних тенденций миграционных процессов, их взаимообусловленности и влияния на миграционную ситуацию в целом, состояние правопорядка в настоящем и в прогнозном периоде, с учетом внешних и внутренних факторов.

Если более конкретно, то налицо недооценка афганского фактора и усиления преступной активности мигрантов в России. Что, как вы понимаете, не вызывает восторга у нашего населения.

Но ведь были введены требования по обязательной дактилоскопии мигрантов, прочие виды контроля?

Юрий Жданов: В том-то и дело, что сроки реализации концептуально важных и перспективных законодательных инициатив в сфере миграционного законодательства, особенно касающиеся электронных форм учета личных данных иностранных граждан, биометрической идентификации мигрантов, серьезно запаздывают, в том числе в связи с отсутствием технических, инновационных возможностей их внедрения. К сожалению, это придает важнейшим направлениям миграционной концепции декларационный характер рекомендации. Например, законопроект МВД России от 1 марта 2021 года “Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”, в котором прописаны все необходимые меры контроля, планируется к введению в действие только в 2024 году. Кто знает, что за это время произойдет? Но я убежден, что закон нужен уже сейчас.

Проблемы трудовой миграции в современной России

Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в современной России. Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро. Принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать в том числе созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: адаптация, интеграция, иностранная рабочая сила, иностранцы, занятость, трудовая миграция, конфликты, контроль, программа.

Problems of labor migration in modern Russia

Chkhutiashvili Lela V., assistant professor, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), candidate of economic sciences.

This paper deals with the problems of labor migration in contemporary Russia. Numerous category of foreigners who are carriers of a different culture and language, often causes a negative reaction of the indigenous population and has a significant impact on international relations. The situation will worsen if no action is taken. The problem of social and cultural adaptation to Russian conditions of migrant workers, particularly those of the southern CIS countries who come to our country, stands at the moment could not be serious, adoption of the Federal Law “On the adaptation and integration of foreign citizens in the Russian Federation” will contribute, including the creation of conditions for the effective protection of the rights and legitimate interests of workers, providing them with a safe and comfortable stay in the territory of the Russian Federation.

Читайте также:
Как получить разрешение на временное проживание (РВП) иностранным гражданам в России в 2022 году

Key words: adaptation, integration, foreign labor, aliens, employment, labor migration, conflict, control, program.

В современном мире трудовая миграция приобретает все более глобальное значение и является мощным стимулом развития мирового прогресса.

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. В 2013 году количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, превысило 17,5 миллиона человек. Значительная часть мигрантов прибывает в страну в поисках работы.

Проблема использования иностранной рабочей силы в современной России является одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в нашей стране многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 миллионов), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции.

Нелегальные мигранты в современной России – это иностранные граждане, в основном из государств – участников Содружества Независимых Государств, законно въехавшие и впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие территорию Российской Федерации, понимая бесперспективность возвращения на родину, где их ждут безработица и низкий уровень жизни.

Перейдя в разряд нелегалов, трудовые мигранты осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.

Особую группу риска составляет молодежь, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества.

Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли.

Сложившаяся в Российской Федерации миграционная ситуация требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан. Адаптация на основе знания русского языка, уважения к истории и культуре, традициям и жизненному укладу россиян, является эффективным средством гармонизации межнациональных взаимоотношений коренного населения и мигрантов.

Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, невозможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

К сожалению, в Российской Федерации:

  • отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;
  • существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;
  • непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;
  • отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;
  • действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;
  • требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;
  • слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

С 1 января 2015 года на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ. Такими могут выступать:

  • сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России;
  • документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны-республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;
  • документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

Согласно пункту 8 статьи 13 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС о заключении, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора (или иного документа) на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец, осуществляющий трудовую деятельность в РФ, обязан представить лично или же направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора.

При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ежемесячная сумма, которую должен будет оплачивать иностранный гражданин, работающий по патенту в Москве, равна 4 тысячам рублей; в Санкт-Петербурге – 3 тысячам рублей. В других регионах страны стоимость патента будет составлять примерно 1300 рублей.

Читайте также:
Брак с лицом без гражданства в России в 2022 году: условия заключения

Патент на работу прекращает свое действие с истечением его годичного срока, а также если лицо не продлевает патент и не оплачивает авансовый платеж до установленной даты.

Если иностранный гражданин работает без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Если иностранный гражданин нанимается на работу без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Подводя итоги, скажем, что по мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами, в миграционной политике Российской Федерации происходила эволюция подходов и корректировка целей.

Реальным механизмом исполнения Законов Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” и от 19 февраля 1993 года N 4528-1 “О беженцах” и нормативных актов, касающихся вопросов вынужденной миграции, являются федеральные миграционные программы. Серьезным шагом в упорядочении миграционных процессов и сопряженных с ними процессов адаптации переселенцев стало создание сети территориальных органов ФМС России. Это позволило регистрировать беженцев из зон вооруженных конфликтов, оказать им содействие в обустройстве. За короткое время были созданы центры временного размещения, центр медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонах вооруженных столкновений, развернулось строительство компактных поселений.

Первый опыт работы позволил четче сформулировать цели, принципы и задачи миграционной политики России. В качестве первоочередных целей были зафиксированы: оптимизация миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум признаны:

  • защита прав и интересов мигрантов;
  • соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;
  • организация миграционного контроля;
  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
  • создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

С принятием новой Федеральной миграционной программы, предусматривающей основные направления социального обустройства мигрантов, деятельность органов государственной политики в решении проблем вынужденных переселенцев, их обустройства и социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

  • совершенствование законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей взаимные права и обязанности мигранта и государства;
  • защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
  • организация миграционного контроля, регулирование миграционных потоков;
  • прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства;
  • прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации, международной обстановки;
  • разработка региональных и межрегиональных программ, организация их финансирования и выполнения;
  • оптимальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции и контроль за их использованием;
  • разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Законов N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”, N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, поправок в Кодекс об административных правонарушениях, статьи Закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию; а с другой – введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, сегодня Россия столкнулась с массовой миграцией иностранцев, не владеющих в должной мере русским языком и принесших с собой традиции, непривычные для русских регионов.

Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости, ксенофобии и мигрантофобии, что зачастую используется разного рода националистами, готовыми перевести любой бытовой конфликт в разряд межэтнических противоречий и сделать поводом для уличных беспорядков.

Правозащитные организации и правоохранительные органы фиксируют огромное количество правонарушений, начиная от отказа приема на работу по этническому признаку и заканчивая нападениями, избиениями и убийствами лиц “неславянской наружности”.

И ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро.

Поэтому, ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:

  1. создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;
  2. облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:
  • обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;
  • обеспеченность рабочим местом;
  • обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;
  1. принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;
  2. оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;
  3. принять Федеральный закон “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”, подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.

Как сказано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года, “переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития”.

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

Поэтому принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать:

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

Читайте также:
Миграционный учет лиц без гражданства в РФ

​​Понятие трудовой миграции

Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2019 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.

Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.

Виды трудовой миграции

Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

Типы мигрантов

Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.

Нелегалы

К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.

Читайте также:
Получение РВП по браку в 2022 году: перечень документов, образец написания заявления и сроки оформления

Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.

Поселенцы

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Сотрудники по договоренности

Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.

Высокопрофессиональные специалисты

Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.

Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.

Беженцы

Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.

Поправки для мигрантов

Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.

В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.

В перечне квот на 2021 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.

Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.

Проблемы трудовой миграции в современной России

Чхутиашвили Лела Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена проблемам трудовой миграции в современной России. Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро. Принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать в том числе созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов мигрантов, обеспечению их безопасного и комфортного пребывания на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: адаптация, интеграция, иностранная рабочая сила, иностранцы, занятость, трудовая миграция, конфликты, контроль, программа.

Problems of labor migration in modern Russia

Chkhutiashvili Lela V., assistant professor, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), candidate of economic sciences.

This paper deals with the problems of labor migration in contemporary Russia. Numerous category of foreigners who are carriers of a different culture and language, often causes a negative reaction of the indigenous population and has a significant impact on international relations. The situation will worsen if no action is taken. The problem of social and cultural adaptation to Russian conditions of migrant workers, particularly those of the southern CIS countries who come to our country, stands at the moment could not be serious, adoption of the Federal Law “On the adaptation and integration of foreign citizens in the Russian Federation” will contribute, including the creation of conditions for the effective protection of the rights and legitimate interests of workers, providing them with a safe and comfortable stay in the territory of the Russian Federation.

Key words: adaptation, integration, foreign labor, aliens, employment, labor migration, conflict, control, program.

Читайте также:
Фото на РВП: размер и другие требования в 2022 году

В современном мире трудовая миграция приобретает все более глобальное значение и является мощным стимулом развития мирового прогресса.

Одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. В последние годы наблюдается тенденция к существенному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Российскую Федерацию. В 2013 году количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию, превысило 17,5 миллиона человек. Значительная часть мигрантов прибывает в страну в поисках работы.

Проблема использования иностранной рабочей силы в современной России является одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках, но в то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку в стране. Кроме того, нахождение в нашей стране многочисленных групп иностранных граждан (в среднем от 8 до 9 миллионов), пользующихся правом безвизового въезда, создает реальную угрозу возникновения незаконной миграции.

Нелегальные мигранты в современной России – это иностранные граждане, в основном из государств – участников Содружества Независимых Государств, законно въехавшие и впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие территорию Российской Федерации, понимая бесперспективность возвращения на родину, где их ждут безработица и низкий уровень жизни.

Перейдя в разряд нелегалов, трудовые мигранты осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.

Особую группу риска составляет молодежь, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества.

Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли.

Сложившаяся в Российской Федерации миграционная ситуация требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан. Адаптация на основе знания русского языка, уважения к истории и культуре, традициям и жизненному укладу россиян, является эффективным средством гармонизации межнациональных взаимоотношений коренного населения и мигрантов.

Успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, как показывает анализ международного опыта, невозможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Однако миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

К сожалению, в Российской Федерации:

  • отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество;
  • существуют сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство, которые затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов;
  • непозволительно долго осуществляется формирование механизмов набора иностранных работников, дифференцированных в соответствии с профессионально-квалификационными запросами российских работодателей. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов;
  • отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции;
  • действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей;
  • требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности;
  • слабо используется миграционный потенциал российской системы образования. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов.

Патентная система, введенная в Российской Федерации с 1 января 2015 года, позволяет иностранным гражданам устраиваться на работу не только к физическим лицам, но и к юридическим лицам и частным предпринимателям. Иностранец, который найдет работу в компании, участвовавшей в квотировании, сможет получить разрешение на работу и работать без данного патента.

Патент на работу представляет собой разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан у физического лица. Патент выдается только тем временно пребывающим гражданам, для которых получение визы в России необязательно. Оформление патента регламентирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

С 1 января 2015 года на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” каждый иностранец обязывается предоставить документы, которые могут подтвердить его владение русским языком, знание истории нашей страны и основ законодательства РФ. Такими могут выступать:

  • сертификат о владении русским языком, истории и основ законодательства России;
  • документ об образовании (не ниже основного общего), который был выдан на территории страны-республики, входившей в состав Советского Союза до 1 сентября 1991 года;
  • документы об образовании (присвоенной квалификации), которые успешно прошли государственную и итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 года.

Согласно пункту 8 статьи 13 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан” работодатель обязан уведомить территориальный орган ФМС о заключении, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора (или иного документа) на выполнение работ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец, осуществляющий трудовую деятельность в РФ, обязан представить лично или же направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный ФМС, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора.

При поступлении указанного договора ФМС проводит проверку регистрации работодателей или заказчиков работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Ежемесячная сумма, которую должен будет оплачивать иностранный гражданин, работающий по патенту в Москве, равна 4 тысячам рублей; в Санкт-Петербурге – 3 тысячам рублей. В других регионах страны стоимость патента будет составлять примерно 1300 рублей.

Патент на работу прекращает свое действие с истечением его годичного срока, а также если лицо не продлевает патент и не оплачивает авансовый платеж до установленной даты.

Если иностранный гражданин работает без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ). Если иностранный гражданин нанимается на работу без патента, то это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Читайте также:
Правовой статус апатрида (лица без гражданства) и бипатрида

Подводя итоги, скажем, что по мере накопления собственного и изучения зарубежного опыта работы с мигрантами, в миграционной политике Российской Федерации происходила эволюция подходов и корректировка целей.

Реальным механизмом исполнения Законов Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” и от 19 февраля 1993 года N 4528-1 “О беженцах” и нормативных актов, касающихся вопросов вынужденной миграции, являются федеральные миграционные программы. Серьезным шагом в упорядочении миграционных процессов и сопряженных с ними процессов адаптации переселенцев стало создание сети территориальных органов ФМС России. Это позволило регистрировать беженцев из зон вооруженных конфликтов, оказать им содействие в обустройстве. За короткое время были созданы центры временного размещения, центр медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зонах вооруженных столкновений, развернулось строительство компактных поселений.

Первый опыт работы позволил четче сформулировать цели, принципы и задачи миграционной политики России. В качестве первоочередных целей были зафиксированы: оптимизация миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Приоритетными задачами обустройства и оптимального вхождения мигрантов в российский социум признаны:

  • защита прав и интересов мигрантов;
  • соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий;
  • организация миграционного контроля;
  • регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
  • создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к конкретному социально-экономическому положению.

С принятием новой Федеральной миграционной программы, предусматривающей основные направления социального обустройства мигрантов, деятельность органов государственной политики в решении проблем вынужденных переселенцев, их обустройства и социальной адаптации ведется по следующим направлениям:

  • совершенствование законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей взаимные права и обязанности мигранта и государства;
  • защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права;
  • организация миграционного контроля, регулирование миграционных потоков;
  • прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом месте жительства;
  • прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации, международной обстановки;
  • разработка региональных и межрегиональных программ, организация их финансирования и выполнения;
  • оптимальное распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции и контроль за их использованием;
  • разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Со вступлением в силу 15 января 2007 года Законов N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”, N 110-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, поправок в Кодекс об административных правонарушениях, статьи Закона “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, с одной стороны, значительно облегчилась процедура легализации трудовых мигрантов, приезжающих на заработки в Российскую Федерацию; а с другой – введена процедура квотирования иностранной рабочей силы как мера государственного регулирования миграционных потоков.

Таким образом, сегодня Россия столкнулась с массовой миграцией иностранцев, не владеющих в должной мере русским языком и принесших с собой традиции, непривычные для русских регионов.

Многочисленная категория иностранцев, являющихся носителями иной культуры и языка, нередко вызывает негативную реакцию коренного населения и оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений. Наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости, ксенофобии и мигрантофобии, что зачастую используется разного рода националистами, готовыми перевести любой бытовой конфликт в разряд межэтнических противоречий и сделать поводом для уличных беспорядков.

Правозащитные организации и правоохранительные органы фиксируют огромное количество правонарушений, начиная от отказа приема на работу по этническому признаку и заканчивая нападениями, избиениями и убийствами лиц “неславянской наружности”.

И ситуация будет усугубляться, если не принимать никаких мер. Проблема социальной и культурной адаптации к российским условиям трудовых мигрантов, особенно граждан южных стран СНГ, приезжающих в нашу страну, стоит в настоящее время как нельзя остро.

Поэтому, ставя задачу привлечения в страну мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, Российской Федерации необходимо:

  1. создавать условия для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения их социальной защищенности;
  2. облегчить процедуру получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также урегулировать правовое положение иностранных граждан:
  • обеспеченность жильем по нормам, установленным действующим законодательством для данного региона;
  • обеспеченность рабочим местом;
  • обеспеченность социальной защитой по нормам, установленным действующим законодательством для конкретной социальной группы населения;
  1. принять государственные программы адаптации и интеграции, а к организации таких программ привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации;
  2. оказывать содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, усовершенствовать процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам;
  3. принять Федеральный закон “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”, подготовленный ФМС России по поручению Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направленный на закрепление в законодательстве основных понятий, необходимых для обеспечения деятельности в области адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации.

Как сказано в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 года, “переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития”.

[Электронный ресурс] / URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

Поэтому принятие Федерального закона “Об адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации” будет способствовать:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: