Как получить вид на жительство (ВНЖ) в Италии в 2022 году – способы эмиграции и переезд в страну на ПМЖ

Вид на жительство в Италии

Что это такое, какие существуют типы, как получить и продлить документ?

Вид на жительство (итал. Permesso di soggiorno) – это документ государственного образца, дающий право легального нахождения в ее территориальных пределах.

Выдача временного вида на жительство в Италии осуществляется на основе визы категории «D» (бизнес-иммиграция, в том числе, через открытие бизнеса в Италии), выданной иностранцу.

Оформление ВНЖ в Италии через процедуру бизнес-иммиграции.

Подача на иммиграционную визу уже через 20 дней после подписния контракта. Гарантии получения ВНЖ.

Запрашивать вид на жительство россиянам с целью посещения этой страны на срок до 90 дней не нужно. В этом случае основанием для посещения являются поездки делового или туристического характера, участие в учебном процессе, приезд в качестве гостя или туриста.

Подробнее о ВНЖ в Италии

Итальянский вид на жительство представляет из себя пластиковую карточку с чипом на которой напечатаны и содержаться следующие данные:

  • Данные владельца (Имя, фамилия, дата и место рождения, налоговый номер);
  • Фото владельца;
  • Номер документа;
  • Типа документа;
  • Дата выдачи документа и срок годности;
  • Данные детей.

Для несовершеннолетних детей предусмотрена выдача отдельной пластиковой карты, а для детей от 14 и до 18 лет специального ВНЖ для детей.

Как получить вид на жительство?

Может быть запрошен через почтовое отделение. Для этого заполняют специальный пакет документов, причем, каждая разновидность ВНЖ предусматривает наличие разных документов, которые необходимы в качестве приложения.

Основные типы вида на жительство

В том случае, если пребывание на итальянской территории планируется свыше 90 дней, нужно запросить ВНЖ, согласно полученной визы. Только в этом случае иммиграция в Италию будет считаться законной.

Выделяют различные типы ВНЖ, которые делятся по основаниям, срокам пребывания и возможностям:

  • сезонные работы;
  • учеба;
  • выбранное место жительства;
  • лечение;
  • работа по найму;
  • воссоединение семьи;
  • предпринимательство. В этом случае возможна каждый раз выдача ВНЖ на срок до двух лет при каждом продлении.

Основания, предусматривающие изначальное получение либо продление ВНЖ, различны. Это могут быть вопросы, связанные с процессом усыновления, когда определяется место жительства ребенка, ожидается решение вопроса о занятости. Кроме того, к таким вопросам относится ведение бизнеса, сезонная работа, связанная с процедурой найма, научные исследования, вопросы, связанные с учебным процессом или стажировкой по своей профессии. Это относится и к гражданам, ожидающим итальянское гражданство.

Длительность ВНЖ

Вид на жительство может быть выдан на срок, не превышающий срок действия визы:

  • До шести месяцев для сезонной работы;
  • До года для учебы;
  • От года до двух лет для работы подчиненного характера, индивидуальной трудовой деятельности и по семейным обстоятельствам;
  • Три года ВНЖ для инвесторов.

Продление вида на жительство в Италии

Для того, чтобы продлить или получить ВНЖ, совершенно необязательно знание итальянского языка. Тестирование, определяющее уровень его знания, проводится только в процессе оформления, которое не имеет срока (ПМЖ в Италии). Однако его запрашивают не ранее, чем по истечении пяти лет с начала проживания в Италии.

Как правило продление или получение итальянского вида на жительство занимает 60 дней, но нередки случаи, когда на изготовление его уходит 6-8 месяцев. На этом этапе необходимо иметь надежного партнера, для ускорения выдачи документа. Это может быть иммиграционный адвокат, или компания, у которой вы состоите на постиммиграционном обслуживание. На данный момент только наша компания предоставляет юридические услуги по ускорению выдачи вида на жительства в Италии.

В целом, законодательство предусматривает, что иностранец в момент подачи запроса на продление ВНЖ, находится в ситуации, удовлетворяющей всем требованиям, предьявляемым к иностранцам, получающим первый ВНЖ в Италии.
Важнейшими условиями для продления вида на жительство являются обладание достаточными финансовыми ресурсами и отсутствие судимостей.

Когда подавать запрос на продление ВНЖ?

  • за 60 дней до окончания срока действия ВНЖ (PdS), если он был выдан на 1 год;
  • за 30 дней до истечения срока действия (PdS), если он был выдан на срок, не превышающий 1 года.

Запрос на продление ВНЖ можно подать и после истечения срока его действия, если Вы способны доказать властям серьезность причин, по которым Вы не могли сделать этого в сроки, установленные законом. Так, статья 13 «Единого закона об иммиграции» разрешает подавать запрос на продление ВНЖ в течение 60 дней с даты истечения срока действия вида на жительство, в зависимости от серьезности ситуации.

Требования к доходам иностранного работника для продления ВНЖ

В настоящее время в Италии появляются рекомендации для сотрудников квестур, запрещающие оценивать достаточность финансовых ресурсов работника автоматически, путем сверения их с суммой годовых социальных выплат, “assegno sociale”.

В 2022 году, чтобы продлить пермессо и официально жить в Италии иностранцы должны (официально) получать не менее 5.977,79 € в год (установленная сумма социального пособия).

Однако, квестура при рассмотрении заявления на продление ВНЖ обязана также оценить ситуацию иммигранта и перспективы его будущей занятости.

Доход от нелегальной работы

В случае недостаточности легального дохода, иммигрант может рискнуть приложить к запросу на возобновление дейстия вида на жительство заявление о доходах от нелегальной трудовой деятельности.

В этом случае, однако, сроки продления ВНЖ затягиваются, т.к. квестура связывается с компетентными органами (INPS, INAIL и т.д.) для оценки ситуации.

Доход членов семьи

При рассмотрении вопроса о продлении вида на жительство принимаются во внимание доходы всех членов семьи.

Профессиональное заболевание или травма

Квестура не может отказать в продлении вида на жительство из-за отсутствия работы иммигранту, работавшему в Италии и получившему вследствии трудовой деятельности хроническое серьезное заболевание или травму, препятствующие восстановлению иностранца на должности, согласно статье 8, Конвенции O.I.L. N 97.

Препятствия для продления ВНЖ

При продлении вида на жительство россиянину на территории Италии квестура рассмотрит существование каких-либо препятствий для последующей выдачи документа. В первую очередь, учитываются такие факторы, как наличие или отсуствие судимостей, текущее семейное положение иностранца, длительность пребывания в Италии, наличие членов семьи, также проживающих в Италии и многое другое.

Читайте также:
Как получить ВНЖ (вид на жительство) в Латвии для россиян по новым правилам 2022 года

Иммигранту откажут в продлении ВНЖ, если:

  • иностранец представляет опасность для общественного порядка и государственной безопасности;
  • иностранец совершил, даже если судебное разбирательство не завершено, одно из преступлений, описанных в статье 380, пунктах 1 и 2 «Единого закона об иммиграции» (торговля наркотиками, насилие, способствование нелегальной иммиграциия, проституция, эксплуатация несовершеннолетних).
  • иностранец осужден (окончательным вердиктом) за нарушение правил в области авторского права.

Согласно статье 178 Уголовного кодекса Италии процедура реабилитации возможна по истечению, по крайней мере, трех лет с момента отбытия наказания за совершение преступления. Срок увеличивается до восьми лет, если иностранец был осужден за преступление с отягчающими обстоятельствами и до десяти лет, если обвиняемый был объявлен закоренелым преступником (delinquente abituale).

Список документов, необходимыx для подачи заявления на продления ВНЖ для работы по найму

В дополнение к бланкам 1, 2 Модели 209 (Modulo 1 e 2 del Modello 209) в конверт ELI 2 необходимо вложить:

  • Ксерокопию страниц паспорта с указанием персональных данных, отметок, виз;
  • Ксерокопию истекающего вида на жительство;
  • Фотокопию декларации гостеприимства или договора аренды (fotocopia della dichiarazione di ospitalit?, contratto di affitto relativi all’alloggio di domicilio);
  • Фотокопию бланка Unificato Lav или бланка Modello Q (для домашних работников);
  • Фотокопию документов, удостоверяющих наличие дохода от осуществляемой трудовой деятельности или из иного законного источника (декларация о доходах Cud, Unico и т.д.): последняя налоговая декларация или квитанции о зарплате за период занятости.
  • Для домашних работников: в дополнение к вышеуказанной документации фотокопии уплаты пенсионных взносов в INPS

Включение в ВНЖ детей в возрасте до 14 лет

В ВНЖ для работы по найму также могут быть включены дети в возрасте до 14 лет, в этом случае должны быть предоставлены следующие документы:

  • Ксерокопия страниц паспорта с указанием личных данных ребенка, штампов, виз (если ребенок имеет собственный паспорт);
  • Если ребенок еще не был вписан в вид на жительство родителей, сертификат о материнстве / отцовстве, переведенный и легализованный, если получен в другом государстве;
  • Свидетельство о посещаемости школы, если ребенок посещает учебное заведение.

Список документов, необходимых для подачи заявления на продления ВНЖ по семейным мотивам

В дополнение к бланкам 1, 2 Модели 209 (Modulo 1 e 2 del Modello 209) в конверт ELI 2 необходимо вложить:

  • Ксерокопию страниц паспорта с указанием персональных данных, отметок, виз;
  • Ксерокопию истекающего вида на жительство;
  • Ксерокопию паспорта родственника (страницы с личными данными);
  • Ксерокопию вида на жительство родственника;
  • Декларацию, в которой пригласивший иностранца родственник удостоверяет факт принятия иностранца на иждивение;
  • ИНН (Codice fiscale).

При продлении вида на жительство по семейным обстоятельствам власти рассматривают достаточность финансовых ресурсов семьи, но при расчете прибыли учитывается совокупный доход домашнего хозяйства.

Стоимость оформления ВНЖ, стоимость почтовых услуг

В некоторых случаях ВНЖ можно запросить напрямую в полицейском отделении, подробнее об этом читайте тут.

Получение вида на жительство в Италии при покупке недвижимости

Мнение о том, что ВНЖ в итальянском государстве дается автоматически в случае покупки объекта недвижимости, ошибочно. Такая недвижимость дает возможность рассчитывать лишь на получение визы С с правом посещения итальянского государства, но не больше, чем на срок, равный 3 месяцам из полугода. Не стоит путать это право с видом на жительство.

Перемещение по территории ЕС и за его пределы в момент ожидания выдачи или продления ВНЖ

Граждане иностранных государств, которые ожидают решения вопроса, связанного с продлением вида на жительство, вправе покинуть пределы страны при наличии квитанции из почтового отделения, которая подтверждает факт запроса продления, при наличии заграничного паспорта.

Интеграционное соглашение

Весной 2012 года было принято соглашение, согласно которому иностранные граждане из государств, которые не являются членами Европейского Союза, запрашивающие ВНЖ впервые, должны подписать «Интеграционное соглашение». Оно заключается между государством и иммигрантом. Соглашение заключается со всеми гражданами иностранных государств, достигших возраста 16 лет и старше, впервые запрашивающих ВНЖ в Италии. За время нахождения гражданина на территории Италии ему начисляется определенное количество баллов, которые зависят от разных составляющих (профессиональная подготовка, наличие собственного предприятия, знание языка, посещение специального курса, поведенческий аспект, факт необходимого уровня образования, занятие бизнесом, приобретение жилой площади и даже наличие врача, закрепленного за семьей).

Подписав данное соглашение, въезжающий в страну гражданин обязуется освоить государственный язык на первоначальном уровне, изучить Конституционные основы, принципы работы государственной власти, системы медицинского обслуживания, образовательного процесса и общественной жизни.

За 30 дней до момента окончания срока этого соглашения общее количество бонусов подсчитывается. В том случае, если набирается 30 баллов и более, соглашение обе стороны считают выполненным. Если гражданин набирает до 30 баллов, то оно продлевается еще на два года. Если же балльное количество отрицательно, иностранного гражданина высылают за пределы страны.

В данном соглашении прописан пункт, гласящий, что меры по депортации и процедуру, связанную с отказом выдачи вида на жительство в случае отрицательного количества баллов нельзя применять по отношению к гражданам иностранных государств, которые имеют вид на жительство, связанный с вопросом объединения членов семьи, основаниям гуманитарного характера, с наличием долгосрочного вида на жительство, к беженцам и членам семей граждан Европейского Союза.

Цены на получение вида на жительство можно узнать непосредственно в нашей компании.

Проверить готовность вашего вида на жительство вы можете на этом сайте.

Как получить ВНЖ за покупку недвижимости в Европе

Многие страны разрабатывают различные программы, которые дают возможность получить вид на жительство (ВНЖ) и даже гражданство через инвестиции в недвижимость (жилую, коммерческую и землю). Программы в каждой из стран имеют свои особенности и требования к приобретаемой недвижимости.

Редакция составила рейтинг стран Европы с самым низким порогом входа в такие программы на основе исследования международной компании Henley & Partners, которая занимается планированием места жительства для частных клиентов, а также является советником правительств различных стран при разработке и внедрении таких программ.

Читайте также:
Налог на недвижимость, доход и другие сборы в Португалии в 2022 году

Рейтинг доступных программ в Европе

Одни из самых доступных программ для получения ВНЖ в обмен на инвестиции в недвижимость сегодня действуют в Греции и Латвии. Входной билет для заявителей составляет €250 тыс. Далее следует популярные среди российских инвесторов Мальта и Кипр — €270 тыс. и €300 тыс. (без учета НДС) соответственно. Недавно такая программа появилась и в Черногории. За инвестиции в недвижимость в размере от €250 тыс. (плюс €100 тыс. пожертвований в госфонд) можно сразу получить гражданство страны. Более высокий порог входа в госпрограммы получения ВНЖ в популярных среди россиян Испании и Португалии — €500 тыс.

Какие возможности дают инвесторам

Вид на жительство в любой стране предусматривает получение определенных прав — проживание, право на работу, налоговое резидентство и возможность купить недвижимость. Паспорт не выдается, гражданство можно оформить спустя несколько лет, но открывается безвизовый въезд во многие страны. Россияне проявляют серьезный интерес к таким миграционными программам, которые дают возможность получения второго паспорта, вида на жительство, а также ведения бизнеса и получения иностранного образования, отмечают в Henley & Partners.

Подобные программы есть в ряде курортных стран в Европе, и этим они особо привлекательны для россиян, так как имеют в том числе хороший инвестиционный потенциал, отмечают в международных консалтинговых компаниях Savills и Knight Frank. В кипрской девелоперской компании Leptos Estates подчеркивают, что такие программы пользуются большим спросом со стороны граждан России и стран СНГ, некоторые застройщики в своих проектах даже закладывают квартиры или виллы, по стоимости подходящие для вхождения в инвестиционную программу. По словам председателя совета директоров Kalinka Group Екатерины Румянцевой, в 80% случаев участники таких программ — бизнесмены средней руки, которые хотят обеспечить хорошее будущее своим детям (возможность проживания, образования на территории Европы).

  • не менее €250 тыс.

В Греции действует Golden Visa Programme, которая позволяет получить ВНЖ при покупке недвижимости на сумму не менее €250 тыс. (один или несколько объектов) либо арендовать самостоятельно или на условиях таймшера жилье минимум на десять лет. ВНЖ можно продлять каждые пять лет при сохранении первоначальной недвижимости или приобретении другой за аналогичную стоимость. Вид на жительство позволяет заниматься бизнесом, при этом не обязательно постоянно проживать в стране, недвижимость можно сдавать в аренду.

На гражданство обладатели Golden Visa могут подать по истечении семилетнего срока. Для этого необходимо проводить значительное время в Греции и сдать экзамен на знание языка. Заявитель может включить в программу детей-иждивенцев (до 21 года) и родителей-иждивенцев заявителя и супруга. Процедура комплексной проверки на благонадежность в сравнении с другими странами рейтинга программ ВНЖ через инвестиции менее строгая, а программа отличается гибкостью в типах приобретаемой недвижимости, отмечают Henley & Partners.

Марина Шалаева, директор департамента зарубежной недвижимости Knight Frank:

— Россияне охотно приобретают недвижимость в Греции. Преимущественно это связано с желанием граждан нашей страны получить «золотую визу», которая поможет им свободно перемещаться по странам Евросоюза и находиться в Греции неограниченное количество времени. Для получения ВНЖ выбор россиян падает в основном на небольшие апартаменты или маленькие виллы. Вариант с апартаментами чаще всего рассматривается в Афинах, потому что за счет непрерывного туристического потока такую недвижимость легко сдать в аренду. Виллы, в свою очередь, приобретают на Крите или других островах, поскольку в этих локациях они дешевле.

  • от €250 тыс.

Программа ВНЖ в Латвии действует с 2010 года и была популярна среди россиян из-за своего низкого порога входа. В 2014 году латвийские власти увеличили размеры инвестиций, что сделало ее менее привлекательной. Тем не менее они не так высоки по сравнению со многими европейскими странами, где действуют программы получения ВНЖ в обмен на инвестиции в недвижимость.

Сегодня требование латвийской программы для получения ВНЖ — покупка недвижимости на сумму от €250 тыс., а также разовая госпошлина в размере 5% от стоимости объекта. Также заявитель должен подтвердить доход в размере €12,9 тыс. в год для одного основного заявителя, €17,2 тыс. в год для семейной пары. Если семья с одним ребенком — то €19,8 тыс. в год.

Заявку рассматривают от месяца до трех. ВНЖ выдают на пять лет, его необходимо ежегодно обновлять. Требований к минимальному сроку пребывания в стране нет. По истечении пяти лет можно подать заявление на постоянное проживание в Латвии. Для этого нужно прожить четыре из пяти лет в стране, сдать экзамен на знание латышского языка, общей истории Латвии и национального гимна страны. Подать на гражданство можно только через десять лет законного проживания в стране.

Юлия Овчинникова, директор департамента зарубежной недвижимости Savills в России:

— Латвия, где программа введена около десяти лет назад, была крайне популярной среди российских покупателей недвижимости. В последнее время, однако, волна интереса прошла. Недвижимость в Латвии приобретали в основном в Риге и Юрмале.

  • от €270 тыс. или аренда от €10 тыс. в год на срок от пяти лет

На Мальте существует программа получения ВНЖ через инвестиции в недвижимости. Заявитель должен иметь годовой доход не менее €100 тыс. и капитал в размере от €500 тыс. Если он подходит под эти параметры, то ему предлагается несколько вариантов: покупка недвижимости от €320 тыс. на острове или от €270 тыс. в Южной Мальте или Гозо на срок от пяти лет. Также он может арендовать недвижимость — от €12 тыс. в год, в Южной Мальте или на Гозо — от €10 тыс. на срок от пяти лет.

Заявление подается в госучреждение Malta Residency and Visa Agency с оплатой невозвратного взноса в размере €5,5 тыс. У кандидатов и членов его семьи должна быть безупречная биография, после тщательной проверки заявитель получает разрешение на проживание. При этом требования к времени минимального нахождения в островном государстве отсутствуют. Проверка разрешения на проживание производится ежегодно в течение первых пяти лет после выдачи и затем каждые пять лет.

Читайте также:
Какие налоги в Швейцарии в 2022 году: подоходный, транспортный и другие

Марина Шалаева, директор департамента зарубежной недвижимости Knight Frank:

— Наши соотечественники проявляют стабильный интерес и к паспортным программам Мальты. Инвестиции в Мальту занимают второе место по популярности среди россиян после Кипра. При инвестиционном пороге от €300 тыс. до €500 тыс. здесь, помимо гражданства, можно получить и ВНЖ.

  • не менее €300 тыс. (плюс НДС)

В популярном среди российских покупателей недвижимости Кипре недавно было упрощена процедура выдачи ВНЖ. Главное требование программы — покупка недвижимости на сумму не менее €300 тыс. (плюс НДС). Это может быть один жилой объект или два на вторичном рынке, или один жилой объект и один магазин, или жилой объект и офисное помещение. Программа также допускает возможность инвестировать в новостройку (покупка только у застройщика). При этом допускается покупка двух объектов, но только у одного девелопера.

Покупатель должен перечислить в кипрский банк депозит в размере €30 тыс., который будет заморожен на три года, и подтвердить свой годовой доход в размере от €30 тыс. При этом его доход должен увеличиваться ежегодно на €5 тыс. за супруга и каждого ребенка, а также на €8 тыс. за каждого родителя-иждивенца. Доходом может быть зарплата, поступления средств от аренды, пенсии и дивидендов. После соблюдения всех этих требований разрешение ВНЖ выдадут в течение двух месяцев, оно будет постоянным до тех пор, пока заявитель сохраняет в собственности купленную недвижимость. Через семь лет можно будет подать на кипрское гражданство.

Ольга Кудрявцева, партнер и директор по продажам INEX Group:

— В сегменте элитной недвижимости доля паспортных сделок составляет порядка 30% и является одним из важнейших мотиваторов спроса. В связи с этим кипрские девелоперы целенаправленно выстраивают свою маркетинговую политику в расчете на паспортных клиентов, выводя на рынок предложения, соответствующие требованиям программы «Гражданство в обмен на инвестиции».

  • от €250 тыс. + €100 тыс. пожертвований в госфонд

Власти Черногории предлагают два варианта инвестирования для получения гражданства Черногории. Самый бюджетный — вложение €250 тыс. в проекты в северном и центральном регионах. Более дорогой — инвестиции в размере €450 тыс. в прибрежном регионе на юге и в Подгорице. Также инвестор должен пожертвовать €100 тыс. в государственный фонд. Купить недвижимость можно только в одобренном правительством проекте. Пока список их невелик, но местные власти со временем планирует его расширить.

Одобрение первой заявки заняло три месяца. Гражданство по программе можно будет получить через полгода. Паспорт Черногории дает возможность безвизового (или упрощенного) въезда в более чем 120 стран мира. Полученное гражданство можно передать по наследству.

Полина Кулешова, глава департамента по связям с общественностью консалтинговой компании Henley & Partners в России и СНГ:

— Черногория (кандидат в члены Евросоюза) присоединилась к программе получения гражданства в обмен на инвестиции недавно. Заявки начали принимать октябре 2019 года, первое заявление одобрено в феврале 2022 года, отмечают в Henley & Partners. Число участников программы ограничено: в ее рамках гражданство смогут получить только 2 тыс. инвесторов (не учитывая членов семьи).

  • от €500 тыс.

Одна из возможностей получить ВНЖ в Испании — приобретение недвижимости от €500 тыс. на каждого заявителя. После этого покупатель должен подать заявление на визу длительного пребывания в посольстве или консульстве страны проживания и документально подтвердить покупку. Эта виза позволит жить и работать в Испании. ВНЖ для инвесторов дает право проживать в Испании в течение двух лет, после чего продлить еще на пять лет. На гражданство можно подать только после десяти лет проживания в Испании. При этом проживать постоянно в стране нет необходимости — достаточно хотя бы один раз посетить страну перед каждым продлением ВНЖ.

В стране действует привлекательная система налогообложения юридических и физических лиц, а стандарты комплаенса и проверки на благонадежность менее строгие, чем в других странах рейтинга программ ВНЖ через инвестиции, отмечают в Henley & Partners.

Юлия Овчинникова, директор департамента зарубежной недвижимости Savills в России:

— Испания — одна из самых популярных стран, поскольку россияне, в принципе, любят эту страну, многие покупают здесь недвижимость и заодно оформляют ВНЖ. Среди россиян пользуются спросом разные регионы — от севера Испании, Барселоны до Марбельи.

  • от €500 тыс.

Португальская госпрограмма получения ВНЖ через инвестиции — Golden Residence Permit Program — рассчитана на пять лет. При покупке недвижимости на сумму от €500 тыс. можно получить ВНЖ. При этом можно купить как новое жилье, так и объекты национального культурного наследия стоимостью от €350 тыс. с последующими инвестициями в их реновацию (еще €250 тыс.). Речь идет о недвижимости (старше 30 лет), которая находится в зоне восстановления городской среды.

Для получения ВНЖ по этой программе достаточно провести в Португалии всего 35 дней в течение пяти лет. Через пять лет после получения ВНЖ можно подать заявление на гражданство. Программа действует шесть лет, но ее нужно продлять — первый раз на год, затем два раза на два года. Через пять лет можно подать на гражданство.

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО
В ИТАЛИИ

Многие из Вас не раз бывали в Италии прекрасной европейской стране с древней и современной культурой, потрясающей природой и теплым климатом, а также гостеприимным и близким нам по духу населением. Но помимо ласкового солнца и моря эта страна славится высоким уровнем жизни и социального обеспечения, низкой инфляцией и лояльной системой интеграции иностранцев.

ВНЖ ( вид на жительство) в Италии

А каждый , кто приобретает недвижимость в Италии вторым пунктом своей “итальянской программы” ставит получение Вида на жительство. Но само наличие недвижимости , будь то квартира, вилла или дом, только лишь повышает возможность получения Вида на жительство, но не гарантирует его.

Читайте также:
Уровень жизни и цены в Германии в 2022 годах

Существует несколько программ для получения Вида на жительство в Италии:

  • Выбранное местожительство (Residenza elettiva);
  • Бизнес-иммиграция через открытие компании или покупку готового бизнеса;
  • Получение ПМЖ и гражданства через брак с итальянцем или усыновление;
  • Вид на жительство для высококвалифицированных профессионалов;
  • Вид на жительство по программе Golden-visaв Италию;
  • воссоединение семьи;
  • гуманитарная защита или политическое убежище;
  • Вид на жительство по мотивам учебы или лечения;
  • Работа у итальянского работодателя.

Назовем 5 основных причин получить ВНЖ в Италии:

  • налоговые льготы при покупке недвижимости, дешевая ипотека и кредиты;
  • возможность заняться бизнесом или устроиться на работу по специальности;
  • возможность купить машину и свобода передвижения;
  • забота государства о семье и социальные программы;
  • возможность получить бессрочный ВНЖ, а затем и гражданство.

Вид на жительство в Италии – это разрешение на пребывание в стране, выдаваемое иностранцам. Он бывает двух видов: временный (краткосрочный) и постоянный.

Временный вид на жительство в Италии

Согласно законодательству получить временный вид на жительство в Италии (permesso di soggiorno, carta di soggiorno) можно на основании самостоятельной работы неподчиненного характера (открытия собственной компании) и наемной работы (подчиненного характера) при наличии контракта на работу в этой стране с неопределенным сроком завершения.

Иностранец, легально въезжающий на территорию Италии, в течение 8 рабочих дней с момента въезда должен подать запрос на выдачу временного вида на жительство в Италии. Данный запрос, в зависимости от основания, подается в почтовое отделение, в полицейское управление (квестуру) или в Единое иммиграционное отделение (по месту жительства).

Вид на жительство в Италии гарантирует Вам те же права, что и итальянским гражданам (право на труд, бесплатные образовательные и медицинские услуги и пр.), не считая избирательного права. По статистике именно Италия выдает ВНЖ наибольшему числу эмигрантов среди всех европейских стран.

Как получить ВНЖ в Италии:

  1. Заполненную анкету запроса.
  2. Действительный паспорт или равноценный документ с въездной визой, а также ксерокопия этого документа.
  3. Четыре фотографии паспортного формата.
  4. Гербовую марку стоимостью 14,62 евро.

Длительность временного вида на жительство устанавливается в зависимости от типа въездной визы:

  • до 6-ти месяцев для сезонных работ, и до 9 месяцев для сезонных работ в секторах, где требуется данное продление;
  • до 1-го года, для посещения учебных курсов или стажировки, с предоставлением соответствующих документов;
  • до 2-х лет для индивидуальной трудовой деятельности, для работы по найму на неограниченный срок и для воссоединения семьи.

Получение постоянного Вида на жительство в Италии

После пяти лет пребывания на территории Италии со статусом временного вида жительства, иностранец имеет право подать запрос на получение вида на жительство на неограниченный срок (постоянного места жительства или ПМЖ). Кроме запроса необходимо приложить следующие документы:

  1. Копию декларации о доходах.
  2. Четыре фотографии паспортного формата.
  3. Ксерокопию всех страниц действительного паспорта или равноценного документа.
  4. Ксерокопию налоговой декларации или форму CUD, подтверждающие доход не менее годовой суммы социальной субсидии (5061,68 евро) за прошлый год.
  5. Подтверждение наличия достойного жилья.
  6. Справки о несудимости и об отсутствии заведенных уголовных дел на запрашивающего.

Запрос может подаваться и в отношении супруга, несовершеннолетних детей, а также на взрослых детей и родителей, находящихся на Вашем содержании. В этом случае родственникам будет выдан вид на жительство в Италии по семейным обстоятельствам.

Чтобы получить ВНЖ в Италии для родственников, кроме вышеуказанных документов необходимо иметь достаточный доход, пропорциональный составу семьи, а также представить документы, подтверждающие родственную связь.

Владелец постоянного вида на жительство (ПМЖ в Италии) может:

  1. Въезжать в Италию без визы.
  2. Работать по любому профилю, как индивидуально, так и по найму, кроме специалистов, строго предусмотренных для граждан страны или запрещенных для иностранцев.
  3. Пользоваться услугами и сервисами, предоставляемыми государственными органами, если не указано другое, но в любом случае, должно быть доказано действительное проживание иностранца на территории страны.
  4. Участвовать в местной общественной жизни.

Иностранец, имеющий ВНЖ в Италии , выданный другой страной ЕС, может пребывать в Италии свыше 3 месяцев, чтобы:

  1. Вести экономическую деятельность в качестве наемного работника.
  2. Посещать обучающие курсы или проходить стажировку.
  3. Проживать, показав достаточные средства существования (доход, равняющийся двойной годовой сумму социальной субсидии) и заключив страховой полис на весь период пребывания.

По прошествии пяти лет после получения постоянного вида на жительство в Италии, а всего 10 лет после получения первого вида на жительство законом предусматривается возможность получения итальянского гражданства.

Процесс получения Вида на жительство в Италии может растянуться на долгие месяцы по многим причинам разного рода , а иногда и вообще зайти в тупик. Коммерческая недвижимость в Италии, ее покупка, аренда, продажа и другие сделки должны сопровождаться профессионалами. Обратившиcь к нам, Вы узнаете как обойти подводные камни на этом пути , а мы в свою очередь , приложим все усилия для скорейшего получения вида на жительство в Италии .

Способы получения вида на жительство в Италии. Что дает ВНЖ, как оформить, почему могут отказать?

Италия – это популярная страна среди иммигрантов. Большинство из них приезжает в страну для воссоединения с родственниками, а также для получения образования и трудоустройства. Но существуют и другие способы получить вид на жительство в стране на законных основаниях.

  • 1. Что это такое, что дает гражданам РФ и других стран?
  • 2. Как получить вид на жительство?
    • 2.1. При покупке недвижимости
    • 2.2. За инвестиции
    • 2.3. Для финансово независимых лиц
    • 2.4. По семейным мотивам
    • 2.5. Обучение
    • 2.6. Заключение брака
    • 2.7. Статус беженца
    • 2.8. Рабочая деятельность
    • 2.9. Открытие бизнеса
  • 3. Какой способ выбрать?
  • 4. Для пенсионеров
  • 5. Перечень документов для оформления
  • 6. Особенности процедуры получения вида на жительство, ПМЖ и гражданства страны
  • 7. Стоимость оформления
  • 8. Почему могут отказать в выдаче и продлении?
  • 9. Права и обязанности

Что это такое, что дает гражданам РФ и других стран?

Вид на жительство – это документ государственного образца, позволяющий своему обладателю легально находиться на территории страны. ВНЖ в Италии выдается на основании визы категории «D». Стремление иностранцев получить его связано со следующими достоинствами законного проживания в государстве:

  1. Высокий уровень жизни. Благодаря мягкому климату, доступным ценам и социальной защищенности населения, Италия входит в топ-10 стран, наиболее благоприятных для проживания.
  2. Возможности для развития бизнеса. Предпринимателей привлекает стабильность политической и экономической обстановки, а также приемлемые ставки налогообложения.
  3. Можно посещать страны, входящие в состав Евросоюза, без виз и дополнительного контроля на границе.
  4. Нет необходимости заранее учить язык. Получение ВНЖ не предполагает сдачу тестов на знание языка. Кроме того, славянам итальянский дается довольно легко.
  5. Высокий уровень социальной защиты. Иностранцы, имеющие ВНЖ, и коренные жители получают пособия и пенсии, практически не отличающиеся по размеру.
Читайте также:
Паспорт гражданина Франции: фото, как он выглядит в 2022 году

Как получить вид на жительство?

Россиянам и жителям других стран получить вид на жительство в стране можно несколькими способами. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

При покупке недвижимости

Приобретение жилья в Италии, как и в любом другом государстве, не дает права на получение ВНЖ, но может стать преимуществом при рассмотрении документов.

При этом сделки с недвижимостью, в которых участвуют иностранные граждане, тщательно контролируются государством.

Разрешение на приобретение как движимого, так и недвижимого имущества могут получить обладатели международного соглашения с Италией, в тексте которого имеется соответствующая пометка, или обладатели ВНЖ.

Человек, ставший владельцем жилья в Италии, может претендовать на получение визы с правом находиться в государстве до 90 дней за 6 месяцев.

За инвестиции

Правительство Италии благосклонно относится к инвесторам и предоставляет им визу в случае следующих вложений:

  • в итальянские компании (от 1 млн евро на срок от 2 лет);
  • в ценные бумаги, принадлежащие государству (от 2 млн евро на период от 2 лет);
  • в стартапы, зарегистрированные в Италии (от 500 тыс. евро на срок от 2 лет);
  • от 1 млн евро в качестве пожертвований в образование, науку и культуру страны.

В течение 8 дней с момента въезда на территорию страны инвестору требуется подать заявление на получение ВНЖ. Документ выдается на 2 года, после чего может быть продлен еще на 3 года.

Для финансово независимых лиц

ВНЖ для финансово независимого лица – это разрешение на непрерывное проживание в Италии в течение года без права трудоустройства. В дальнейшем документ можно продлять. Данный способ подходит для тех, кто имеет стабильный пассивный доход и намерен задержаться в стране надолго.

Обладатель такого типа ВНЖ не вправе претендовать на ПМЖ после 5 лет пребывания в стране. Но получить гражданство через 10 лет вполне возможно.

Минимальный доход претендента должен составлять 31 тыс. евро в год. При переезде с семьей эта сумма увеличивается на 20 % за супругу и на 5 % за каждого ребенка, находящегося на иждивении.

Независимо от источника дохода платить налоги придется в казну Италии.

По семейным мотивам

Иностранцам, желающим воссоединиться с близкими людьми, надо предоставить такие документы:

  • подтверждение родства (с супругами, родителями или детьми);
  • справка о доходе, достаточном для содержания иждивенцев;
  • наличие жилья (кроме случаев воссоединения с детьми).

ВНЖ выдается на тот же срок, что и у члена семьи иностранца.

Обучение

Поводом для переезда в Италию может быть не только поступление в ВУЗ, но и прохождение курсов повышения квалификации или стажировки. Для получения ВНЖ надо предоставить справку, свидетельствующую о зачислении в учебное заведение и квитанцию, подтверждающую оплату курсов или обучения.

Студенческий ВНЖ дает право работать не более 20 часов в неделю.

Заключение брака

ВНЖ выдается на основании свидетельства об официальной регистрации брака с человеком, имеющим итальянское гражданство, и заявления от лица обоих супругов. После получения документа можно встать на биржу труда или устроиться на работу самостоятельно, обучаться в ВУЗах, обращаться за медицинской помощью.

Статус беженца

Заявление с просьбой предоставить международную защиту рассматривает Территориальная комиссия. В течение трех дней приходит ответ об присвоении статуса беженца или отклонении запроса. Запрос на выдачу ВНЖ беженцам предлагается подать в квестуре. После этого можно отправить нужные документы по почте.

Выданный ВНЖ будет действовать в течение 5 лет, при необходимости возможна пролонгация.

Рабочая деятельность

Поиск работы иностранцу придется вести, находясь на родине. Если работодатель заинтересовался кандидатурой соискателя, он отправляет запрос в Федеральное агентство по труду для получения разрешения.

При получении одобрения ВНЖ выдается на таких основаниях:

  • наличие приглашения от работодателя;
  • заключенный контракт с итальянской организацией;
  • наличие жилья и финансов на первое время.

Иммигрантов обычно берут на должности, на которые нет претендентов среди местных жителей. Кроме того, работодатели заинтересованы в привлечении дипломированных специалистов.

Открытие бизнеса

Чтобы заняться предпринимательством в Италии, можно выкупить часть предприятия или открыть собственный бизнес. Для получения ВНЖ потребуется показать договор купли-продажи или подробный бизнес-план. Помимо этого, надо соответствовать таким требованиям:

  • наличие депозита в банке Италии на сумму от 25 тыс. евро;
  • трудоустройство в открытой компании 5 и более граждан страны;
  • доход бизнесмена на родине не должен быть меньше 14 тыс. евро в год.

Какой способ выбрать?

Выбирая способ получения ВНЖ, необходимо учитывать свой социальный статус, материальное положение и цели. Например:

  • Обеспеченные люди, не нуждающиеся в трудоустройстве, могут доказать свою финансовую независимость.
  • Выгодным считается и инвестирование в активы страны.
  • Иностранцам без высшего образования, не располагающим большим количеством свободных средств, рекомендуется по возможности закончить итальянский ВУЗ, а затем устроиться на работу.

Для пенсионеров

В Италии отсутствуют специальные программы, рассчитанные на иммигрантов пенсионного возраста. В основном такие граждане получают ВНЖ на основании Residenza Elettiva. Но для этого необходимо иметь достаточное количество финансов.

Тем, у кого в Италии есть родственники, имеющие гражданство или вид на жительство, предлагается воссоединиться со своей семьей. Кроме того, можно доказать свою финансовую независимость.

Перечень документов для оформления

Чтобы получить ВНЖ, требуется предоставить такие бумаги:

  • загранпаспорт с итальянской визой, период действия которой не истек;
  • ксерокопии заполненных страниц загранпаспорта;
  • 4 цветных фотографии размером 35*45 мм;
  • справку, подтверждающую, что иностранец не привлекался к уголовной ответственности;
  • подтверждение наличия аренды или покупки жилья;
  • справку о наличии на банковском счете финансов.
Читайте также:
Уровень жизни, средние цены и зарплаты, система образования в Италии в 2022 годах

Оплату пошлины заменяет приобретение государственной марки, найти которую можно в любом отделении почты.

Помимо вышеперечисленных документов, нужно приложить бумаги, подтверждающие основание въезда.

Особенности процедуры получения вида на жительство, ПМЖ и гражданства страны

В первую очередь требуется стать обладателем долгосрочной визы категории «D». При этом основания для ее оформления и для получения ВНЖ должны совпадать. Например, тем, кто оформил визу для обучения в вузе, ВНЖ надо получать как студенту, а не сотруднику итальянской организации.

Если консульство одобрит заявку, иностранцу выдается виза «D», которая позволяет находиться на территории страны 1 год. С этим документом можно въезжать в Италию и подавать бумаги на ВНЖ в визовый центр или консульство. А процедура оформления ВНЖ проводится в:

  • муниципалитете;
  • префектуре;
  • иммиграционном бюро;
  • правоохранительных органах;
  • или в отделениях почты.

Стоимость оформления

Российским гражданам потребуется заплатить за ВНЖ от 100 до 150 евро, в зависимости от типа документа. Актуальной является следующая тарификация консульских сборов:

  • виза «D» (помимо студенческой) – 116 евро;
  • студенческая виза «D» – 50 евро;
  • ВНЖ до 12 месяцев – 40 евро;
  • ВНЖ от 1 до 2 лет – 50 евро;
  • государственная пошлина – 16 евро;
  • почтовые услуги – 30 евро;
  • ВНЖ в электронном варианте – 30,46 евро.

Существует множество организаций, занимающихся оформлением ВНЖ и долгосрочных виз. Стоимость таких услуг – от 3 до 7 тыс. евро за 1 человека.

Обращение в компанию, специализирующуюся на оформлении ВНЖ, не гарантирует получение документов. Решение принимают власти Италии, а юристы могут лишь помочь с правильным оформлением документации.

Почему могут отказать в выдаче и продлении?

Заявка на получение ВНЖ может быть отклонена по следующим причинам:

  • предоставлена не вся необходимая документация;
  • отсутствует подтверждение материального положения иммигранта;
  • у иностранца есть проблемы с законом;
  • заявитель не имеет места для проживания в стране;
  • отсутствуют четкие доказанные цели продолжительного пребывания в Италии.

Подавать заявку на продление ВНЖ в отделение полиции (квестуру) требуется за 90 дней до конца его действия.

Действие ВНЖ может быть прекращено в таких ситуациях:

  • отсутствие обладателя ВНЖ в Италии в течение 6 лет или на территории Евросоюза на протяжении года;
  • выявлено, что при оформлении документа были поданы фальшивые бумаги;
  • иностранец совершил преступление;
  • заявитель имеет статус резидента другого государства Евросоюза;
  • условия, способствующие получению ВНЖ, исчезли.

Права и обязанности

Прежде чем подать заявку на получение ВНЖ, иностранцу необходимо понять, какие права и обязанности возникнут у него в случае выдачи этого документа:

  1. Проживание в Италии. Можно жить в стране круглый год или периодически покидать ее пределы, но при этом требуется пребывать в Италии минимум 183 дня в году. В противном случае на продление ВНЖ рассчитывать не стоит.
  2. Здравоохранение. Обладатели ВНЖ пользуются медицинским страховым полисом SSN. Он позволяет выбрать лечащего врача и бесплатно получать медицинскую помощь наравне с коренными жителями. Этими же правами наделяются и члены семьи иностранца. Важно учитывать, что страховка покрывает далеко не все услуги.
  3. Поездки. Посещать страны Шенгенской зоны разрешается без виз. При этом пересекать границу через Италию необязательно. Находиться в других государствах можно до 90 дней за полгода.
  4. Социальная защита. Имея ВНЖ, можно брать оплачиваемый больничный и получать выплаты по безработице. Обладателям ВНЖ сроком от 2 лет предоставляется социальное жилье.
  5. Получение образования. Можно подавать документы в любые итальянские учебные заведения на общих основаниях. Дети иностранца посещают государственные детские сады и школы.
  6. Трудоустройство. Возможность работать в Италии дают лишь несколько типов ВНЖ: выданный на основании приглашения работодателя, с целью воссоединения семьи и для ведения предпринимательской деятельности. Студенты тоже могут работать, но с некоторыми ограничениями.
  7. Автомобиль. Можно приобрести транспортное средство, зарегистрировать его и получить водительские права в Италии.
  8. Кредиты. Считается, что с ВНЖ взять заем в итальянских банках проще. На самом деле многие финансовые организации предпочитают сотрудничать только с гражданами страны. Особенно проблематично взять кредит для приобретения жилья в отдаленном регионе или под проекты реновации.

Еще один вопрос, волнующий многих – система налогообложения.

Получение вида на жительство в Италии связано с рядом нюансов. В первую очередь необходимо выделить цель переезда.

Еще один важный момент – ответственный подход к сбору документации. Именно на основании поданных бумаг будет приниматься решение по заявке.

Входит ли Турция в список стран Европейского союза

Отношения между странами нередко влияют на возможность путешественников свободно перемещаться через границы. Идея включения Турции в Евросоюз рассматривается довольно давно, так как это государство развито и имеет соответствующее территориальное расположение. Однако вопрос не решен окончательно. «Турция в Евросоюзе или нет?». Именно это определяет прядок оформления визы и других документов.

Список стран-участниц Евросоюза в 2022

Круг государств, которые попали в ЕС, постоянно расширяется, несмотря на нереализованный пока выход Великобритании из союза. Нередко появляется информация о том, что те или иные члены Евросоюза не верят в его работу и рассматривают возможности отсоединения. Однако на 2022 год список стран-участниц составляют:

  1. Греция
  2. Италия
  3. Австрия
  4. Бельгия
  5. Болгария
  6. Венгрия
  7. Великобритания
  8. Германия
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Люксембург
  12. Португалия
  13. Кипр
  14. Латвия
  15. Испания
  16. Польша
  17. Румыния
  18. Словакия
  19. Франция
  20. Финляндия
  21. Швеция
  22. Словения
  23. Эстония
  24. Чехия
  25. Хорватия
  26. Нидерланды
  27. Литва
  28. Мальта

Однако есть государства, которые подали заявки на вхождение в ЕС, но не получили согласия. Их статус после принятия обращения рассматривается как позиция претендента на вступление в скором будущем.

Входит ли Турция в ЕС

Сегодня нередко возникает вопрос о том, является ли Турция страной Евросоюза. Она не включена в число членов ЕС, но подала заявку на это. Однако рассмотрение таких ходатайств обычно растягивается на неопределенный временной промежуток с возможностью выдвижения требований к стране-заявителю. Именно поэтому на вопрос: «Входит ли Турция в Евросоюз?» дают отрицательный ответ, но шанс на изменение ситуации у государства есть.

Читайте также:
Эмиграция в Черногорию в 2022 году: как получить ВНЖ (вид на жительство) и ПМЖ в этой стране

Действие шенгенской визы

При переезде в Турцию или при ее посещении на определенный срок приходится оформлять соответствующее разрешение. Однако такая необходимость продиктована особенностями отношений между странами.

Если между Россией и Турцией есть договоренности о режиме посещения, то для пребывания в государстве до 90 суток никаких дополнительных документов получать не надо.

Нужна ли виза в Турцию на поездку свыше этого срока? Однозначно, да. Однако это не шенгенская виза, а совершенно другой вид разрешения. Наличие шенгена не повлияет на возможность нахождения в государстве.

Соблюдение визового режима между странами Европейского союза и Турцией

Статус кандидата в ЕС предполагает тесное сотрудничество и некоторую помощь со стороны принимающих в осуществлении всех доработок и реформ. Однако с Турцией на практике ситуация многозначна, так как вряд ли заметным для нее стало попадание в список претендентов на членство. Еврозона кажется очень близкой, но пока недосягаемой.

На сегодняшний день между государствами ЕС и Турциеей дйствует визовый режим. Многие члены Евросоюза опасаются большого наплыва мигрантов, что пока препятствует установлению свободного пересечения границ.

Отношение европейской стороны к принятию Турции в ЕС

Процесс вхождения в Евросоюз обычно длительный и многоэтапный. Кроме того, к кандидату на членство выдвигаются различного рода требования, которые не всегда выполнимы сразу же. В рамках реализации процедуры существует специальная Еврокомиссия, которая следит за их исполнением.

Турция в ЕС не попадает до сих пор по разным причинам. Кроме того, отношение внутри союза к ее включению в состав членов неоднозначное. Основными мнениями, препятствующими окончательному вливанию, являются:

  • отдаленность турецкой культуры, уклада жизни, традиций от европейских;
  • отсутствие исполнения всех требований по соблюдению правовых норм, провозглашенных в странах ЕС;
  • территориальная проблема с Кипром;
  • озабоченность возникновением огромного потока мигрантов из Турции в страны ЕС с более высоким уровнем жизни;
  • приверженность большинства жителей исламу;
  • замедление процессов экономической модернизации, роста в государстве;
  • не до конца усовершенствованная политическая система.

Со стороны стран ЕС есть много противоречивых мнений о необходимости принятия в состав союза Турции (как отрицательных, так и положительных). Однако процесс присоединения нельзя назвать стандартным. Существует множество исторических моментов, которые создают негативный образ страны и заставляют сомневаться в необходимости ее принятия в союз.

Заключение

Турция все же в Евросоюзе или нет? Этот вопрос часто возникает у людей, далеких от ситуации на мировой политической арене. Итак, почему Турцию не принимают в Евросоюз? По ряду причин, среди которых некоторое несоответствие требованиям к странам-участницам, а также неоднозначное отношение к этому государству ряда западноевропейских держав. Кроме того, процедура входа достаточно сложна и многоэтапна. У Турции есть шансы на попадание в ЕС, но необходимо устранить различные внутренние проблемы в стране.

Турция делает новую попытку стать членом Евросоюза

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал Брюссель пересмотреть политику расширения Евросоюза, сообщает турецкое издание Daily Sabah.

На этой неделе чиновник направил послание верховному руководителю ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Жозепу Борреллю. В нем сказано, что политически мотивированные препятствия, выдвигаемые на пути присоединения Турции к ЕС, существенно подрывают доверие между странами.

В письме Чавушоглу также говорится, что переговоры о вступлении должны основываться на интересах Евросоюза в целом, а не на национальных интересах некоторых государств-членов ЕС.

Турция возродит Европу?

О том, что полноправное членство в ЕС остается стратегической целью Турции, министр Чавушоглу говорит уже несколько лет. Но не слышит убедительной ответной реакции. Фактически руководство ЕС уходит от ответа, считает министр.

Между тем, ряд проблем, связанных с возможным членством Турции в ЕС, явно надуманны. По словам министра, Турция готова к переговорам с ЕС на любые темы.

«Некоторые в Европе полагают, что Турция слишком крупная по численности населения страна и 82 миллиона граждан позволят Анкаре сформировать крупную фракцию в Европарламенте»,

— говорил ранее Чавушоглу.

По его словам, есть также категория политиков, «возмущенных» тем, что большая часть населения Турции — это мусульмане.

«Если Евросоюз — это политическое объединение, сформированное по религиозному признаку, то эти политики правы в своих измышлениях», — возмущался турецкий чиновник в апреле прошлого года на заседании глав МИД стран-членов Вышеградской четверки.

Анкара убеждена, что расширение ЕС за счет Анкары придаст ускорение вялому экономическому росту союза, остановившемуся на отметке менее 1,5% ВВП.

«Турция за долгие годы внесла весомый вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Европе, процветание европейских стран. Однако наибольший вклад Анкары в развитие континента станет возможным после принятия Турции в полноправные члены ЕС», — говорится в послании Чавушоглу, обнародованном 9 мая прошлого года в связи с Днем Европы.

Чавушоглу считает, что ЕС находится на распутье. Либо Европейский союз станет глобальной силой, либо подчинится «внутренней политической динамике, которую определяют популистские и экстремистские движения». Второй подход отдалит Турцию от ЕС, предупреждает турецкий министр.

Brexit вдохновил Турцию

Расширение за счет новых членов является одним из пунктов стратегии Евросоюза, рассчитанной до 2024 года. Реформировать ЕС впервые за последние годы предложил теперь уже бывший глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он, возможно, ограничился бы косметическими мерами. Но после того, как в 2016 году Британия проголосовала за выход из союза и начала с трудом, но продвигаться к этой цели, было объявлено о назревшей реформе в целом.

И при новом руководстве Евросоюз не отказывается от планов расширения.

Заявку на вступление в ЕС в разное время подали такие страны, как Сербия, Албания, Македония и Черногория. Не исключено, что за ближайшие пять лет их примут в ЕС или хотя бы в его «предбанник».

Двери открыты и для вступления в зону евро. К еврозоне в перспективе нескольких лет должны присоединиться все восточноевропейские члены ЕС. Процесс идет не без труда, поскольку количество противников перехода на единую валюту в этих странах растет.

Читайте также:
Как получить гражданство Италии в 2022 году

Турция направила заявку на членство в ЕС еще в 1987 году. Соглашение о Таможенном союзе между Турцией и ЕС было подписано в 1996-м. С тех пор Анкара пытается вступить в Евросоюз. В 2005 года страна официально стала кандидатом на вступление.

Но процесс фактически был заморожен. В конце прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что обещания о членстве Турции в ЕС не сдержаны, переговоры с Брюсселем могут быть остановлены. Реальной причиной, по которой страну не принимают в Евросоюз, является вероисповедание, отмечал Эрдоган.

Шансы Турции на вступление и после смены руководства ЕС не велики, считает Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер».

«Проблема в растущем авторитаризме политической системы Турции, не сочетающимся с демократическими стандартами ЕС, а также волатильной экономической ситуацией, неустойчивостью курса лиры», — говорит эксперт.

Вхождение Турции в ЕС значительно облегчило бы беженцам попадание в Европу, но именно этого опасаются власти большинства европейских государств.

«Вызывают серьезные опасения у европейских структур и сложности в отношениях Турции с Кипром на фоне проблемы оккупированных северных территорий», — добавляет Суверов.

Наконец, «рокировка» по типу Британия на выход, а Турция на вход выглядит весьма спорной идеей даже в глазах толерантной европейской общественности, заключает эксперт.

Нужна ли Турции Большая Европа?

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Д.полит.н., зав. Центром сравнительных исследований власти и управления НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор, эксперт РСМД

Невзирая на впечатляющие успехи последних лет, Турция до сих пор не сделала стратегический выбор между курсом на становление в качестве глобальной и открытой силы и ориентацией на «мусульманскую патриархальность». Мы полагаем, что сегодня Турция нуждается в более многосторонней и более прагматичной повестке, которую представляет собой строительство Большой Европы. При этом, чем раньше Турция начнет активно участвовать в обсуждении проекта Большой Европы, тем выше вероятность того, что данный проект будет соответствовать именно ее ожиданиям и интересам.

Невзирая на впечатляющие успехи последних лет, Турция до сих пор не сделала стратегический выбор между курсом на становление в качестве глобальной и открытой силы и ориентацией на «мусульманскую патриархальность». Выбор в пользу первой опции традиционно рассматривался исключительно сквозь призму перспективы членства страны в Евросоюзе. Однако в настоящее время можно констатировать крайне высокую степень неопределенности в отношении самого вопроса о вступлении Турции в ЕС, характера процесса вступления, а также возможных последствий (в случае его реализации). Мы полагаем, что сегодня Турция нуждается в более многосторонней и более прагматичной повестке, которую представляет собой строительство Большой Европы. При этом, чем раньше Турция начнет активно участвовать в обсуждении проекта Большой Европы, тем выше вероятность того, что данный проект будет соответствовать именно ее ожиданиям и интересам.

Проект строительства Большой Европы в последнее время вызывает живой интерес у экспертного и политического сообщества. Три полюса чрезвычайно разнообразных и асимметрично устроенных пространств – Россия, Европейский союз и Турция – и характер их взаимоотношений играют решающую роль с точки зрения перспектив становления Большой Европы как «сообщества безопасности». Между тем усиливающаяся конкуренция между полюсами ведет к обратному результату – формированию асимметричной многополярности внутри самой Большой Европы. Сохранение и укрепление этой тенденции означает поддержание системы, которая, по сути, дисфункциональна и порождает нестабильность. Более того, дальнейшее «расхождение» полюсов и их конкуренция друг с другом за сферы влияния (частично располагающиеся на территории Европы) ведут к стратегической периферизации европейского континента в силу утраты конкурентоспособности в глобальном мире.

Усиливающаяся конкуренция между полюсами ведет к обратному результату – формированию асимметричной многополярности внутри самой Большой Европы. Сохранение и укрепление этой тенденции означает поддержание системы, которая, по сути, дисфункциональна и порождает нестабильность.

Императивная предпосылка изменения ситуации заключается в работе по предотвращению появления и закрепления новых разделительных линий в Европе.

В то же время одна из важнейших предпосылок создания Большой Европы заключается в том, что каждый полюс должен найти в ней свое место. Каждый полюс должен понимать привлекательность этого проекта и принимать его, исходя не только (и не столько) из цели повышения общего блага для всей Европы, но, прежде всего, из цели повышения блага для своей страны. Иными словами, каждый полюс должен четко осознавать собственную рациональность участия в Большой Европе. Отсюда возникают непраздные вопросы: зачем Большая Европа Турции? Что более выгодно этой стране: принимать активное участие в строительстве Большой Европы или ограничивать свою европейскую повестку перспективой членства в Евросоюзе и работать только на этом направлении?

Турция: большие успехи и глубокие расколы

О Турции сегодня говорят и пишут все больше. Располагаясь на перекрестке Азии и Европы и связывая Черное и Средиземное моря, эта страна занимает ключевое геостратегическое положение. Темпы развития Турции поражают: за последнее десятилетие экономика выросла почти в три раза; сегодня турки в среднем всего на 30% беднее граждан Евросоюза. Турцию называют «важнейшим политическим экспериментом», имея в виду проект создания страны мусульманской, демократической, светской, экономически стабильной и связывающей Евросоюз с Ближним и Средним Востоком. Вместе с Бразилией, Индией и Индонезией Турцию относят к числу «глобальных колеблющихся государств» («global swing states»). Для каждого из этих четырех государств характерны большая развивающаяся экономика, стратегическое географическое положение и приверженность демократическим институтам. Критически важно и то, что роль этих государств в международных отношениях точно не определена (колеблется). Именно смешанные политические ориентации придают им больше веса и значимости, чем это можно было бы предположить, принимая во внимание размер их населения и экономики [1].

Однако это только часть истории. Невзирая на значимые успехи, страна политически разобщена, стратегический выбор между курсом на становление в качестве глобальной и открытой силы и ориентацией на «мусульманскую патриархальность» еще не сделан. Раскол в Турции действительно глубок и имеет множество измерений. Большинство экспертов интерпретируют его как новейшую стадию длительной борьбы между исламизмом и кемалистским секуляризмом. Другие указывают на традиционный раскол между консервативной Анатолией и современным Стамбулом, между эгалитаризмом и элитизмом, между демократическим и авторитарным политическим выбором [2].

Читайте также:
Как получить гражданство Финляндии в 2022 году – оформление двойного гражданства

Кроме того, в стране усиливается «свежий» территориальный раскол, связанный с таким относительно новым процессом в частном секторе, как быстрый подъем «анатолийских тигров». Этим термином обозначаются представители среднего класса консервативных убеждений, проживающие преимущественно в юго-восточных регионах Турции. Для них вопрос о членстве страны в Евросоюзе вовсе не является приоритетным, напротив, они поддерживают поворот турецкой внешнеэкономической стратегии в сторону государств Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Именно эти территории видятся «тиграм» как перспективные для ударного освоения рынков – они близки географически и культурно, к тому же уровень конкуренции там пока относительно низок. Фактически анатолийский средний класс выступает своего рода промоутером сближения Турции с восточными и южными соседями. Имидж Евросоюза среди турецкого населения ухудшается довольно быстрыми темпами. При этом надо понимать, что сохранение и укоренение этой тенденции в долгосрочной перспективе может стать серьезной проблемой не только в отношении вступления Турции в Евросоюз, но и в отношении менее амбициозной задачи – развития политического сотрудничества с ЕС.

Чем грозит Турции невступление в ЕС?

Невступление в ЕС чревато «утечкой» из страны «креативного класса», способно привести не только к свертыванию реформ в стране, но и к подчеркнутому культивированию отторжения по отношению к ЕС.

Отношение Турции к Европе традиционно рассматривается сквозь призму перспективы членства страны в Евросоюзе. Действительно, вступление Турции в ЕС – это во всех отношениях процесс экстраординарный. Вопрос о полном членстве в Евросоюзе – это, несомненно, ключевой вопрос для будущего страны, для ее стратегического выбора, причем не только внешне-, но и внутриполитического. За последние десятилетия множество стран вступали в международные организации, но ни для одной из них вопрос о выборе стратегической траектории не стоял столь открыто и остро, как для Турции [3].

При этом невступление в ЕС часто ассоциируется с многочисленными бедами для Турции. Во-первых, говорят о том, что это чревато «утечкой» из страны «креативного класса», ориентированного на ценности свободы слова, СМИ, собраний и ассоциаций, а также личную свободу. Для «креативного класса» присоединение Турции к ЕС, причем реальное, а не просто запланированное, по умолчанию служит гарантией ориентации на эти ценности. Во-вторых, невступление в Союз способно привести не только к свертыванию реформ в стране, но и к подчеркнутому культивированию отторжения по отношению к ЕС [3]. Более того, поскольку формально в Турции уже действуют демократические институты, она рискует попасть в ловушку гибридного режима, т.е. оказаться в неэффективном равновесии между формально существующей демократией и слабым авторитаризмом.

В Брюсселе, естественно, понимают, что в случае затягивания переговорного процесса разочарованное турецкое руководство будет продолжать дистанцироваться от Евросоюза – и политически, и идеологически. Отсутствие значимых достижений и четкого сигнала относительно сроков позитивного завершения процесса переговоров будет иметь, помимо прочего, серьезные негативные последствия для восприятия ЕС мусульманским сообществом, проживающим в Европе. Для этого сообщества результат переговоров по Турции – это своего рода тест относительно места и роли мусульман на континенте.

Чем грозит Евросоюзу вступление Турции?

В то же время для самого Евросоюза вступление Турции может обернуться многочисленными проблемами. Действительно, членство этой страны, вне всяких сомнений, окажет глубокое влияние на все стороны функционирования Союза – и материальные (речь идет о неизбежном перераспределении финансовых ресурсов), и ценностные. Поэтому решение о приеме Турции в ЕС не может быть принято исключительно на основе продвижения к Копенгагенским критериям. Большую роль будут играть, по крайней мере, три дополнительных фактора: материальные издержки членства страны в Евросоюзе, восприятие ее «европейскости» и собственно внутренняя динамика развития ЕС [4].

Особый характер вопроса о присоединении Турции проявляется и в переговорном процессе: впервые в истории расширения Евросоюза переговоры характеризуются как «процесс с неопределенным результатом, процесс, исход которого не может быть гарантирован заранее». Таким образом, ЕС фактически резервирует за собой право отказаться от ведения переговоров о членстве Турции [5]. Необходимо учитывать и сам характер процесса принятия решений в Евросоюзе, касающихся приема новых членов. Так, основной приоритет Турции лежит даже не в сфере приспособления к acquis communautaire (т.е. ко всему массиву законодательства, правовых актов и решений Европейского суда, которые и составляют в совокупности европейское право), но в сфере развития политического диалога со всеми без исключения странами-членами ЕС (при соблюдении, естественно, собственных интересов). Сложнейшая задача заключается в преодолении сотен возможных вето, которые потенциально могут быть выдвинуты любой страной ЕС по любому вопросу. Поэтому переговоры о вступлении Турции имеют однозначно политический характер – вне зависимости от того, какой вопрос обсуждается. По результатам переговоров будет принято политическое решение [6].

Решение о приеме Турции в ЕС не может быть принято исключительно на основе продвижения к Копенгагенским критериям. Большую роль будут играть, по крайней мере, три дополнительных фактора: материальные издержки членства страны в Евросоюзе, восприятие ее «европейскости» и собственно внутренняя динамика развития ЕС.

Помимо этого, степень неопределенности, связанной с процессом присоединения страны к ЕС, повышается вследствие необходимости преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса и обсуждения дальнейшей судьбы еврозоны.

Внутри ЕС вопрос о вступлении Турции вызывает раскол и в элитах, и в обществе. Национальные элиты стран-членов ЕС чрезвычайно далеки от консенсуса по этому вопросу: одни поддерживают идею полной интеграции, другие настаивают на формате «привилегированного партнерства». Так, еще в 2009 г. Николя Саркози прямо заявил, что Турция не должна рассчитывать на полное членство, но должна быть тесно связана с ЕС и экономически, и через институты, обеспечивающие безопасность [7]. Выбор в пользу «привилегированного партнерства» представляется весьма проблематичным: согласованное определение этого понятия отсутствует, ясно лишь, что в этом случае Турция по своему статусу окажется где-то посередине – между ассоциацией (этот статус она уже имеет) и полным членством. Конечно, ЕС может поставить цель наращивать роль Турции в своих институтах и политических программах. Однако такое расширенное участие (в ограниченном круге направлений деятельности) явно не может быть привлекательным предложением для страны, которая уже очень давно стремится именно к полному членству, а не к промежуточным формам [8]. Граждане Евросоюза также не спешат высказываться в пользу вступления Турции. Напротив, согласно опросам, 78% австрийцев, 63% немцев и 61% французов выступают против реализации этого проекта. Эти цифры говорят о том, что само по себе принятие политического решения на уровне элит (даже в случае преодоления многочисленных потенциальных вето) не будет означать, что «Турция уже в Европе». Очевидно, что вопрос о заявке Турции на членство в ЕС должен рассматриваться с учетом как институционального компонента, так и того, который относится к восприятию гражданами ЕС общей идентичности [9].

Читайте также:
Как получить ВНЖ (вид на жительство) в Латвии для россиян по новым правилам 2022 года

Большая Европа как многосторонняя и прагматичная повестка для Турции

Было бы очевидной ошибкой «усекать» отношения Турции с Европой до проблемы членства в Европейском союзе. Турция нуждается в более многосторонней и более прагматичной повестке, особенно учитывая то, что в последние годы активно разворачивается процесс диверсификации ее внешнеэкономической политики: турецкие компании разрабатывают комплексные стратегии интернационализации [10]. Такой повесткой и одновременно «мотором» дальнейшего развития «турецкого эксперимента» могла бы стать работа по строительству Большой Европы. Подчеркнем, что строительство Большой Европы вовсе не отменяет вопроса о членстве Турции в Евросоюзе; речь идет о двух разных, но не взаимоисключающих повестках.

Активное участие в строительстве Большой Европы даст Турции возможность приступить к решению сразу нескольких важных задач. В частности, идея Большой Европы позволяет ей снять исторический груз маргинальности и сформировать позитивную повестку присоединения и включенности в дела европейского континента [11]. Проект Большой Европы естественным образом снимает вопрос о культурно-конфессиональных отличиях Турции, которые столь значимы для граждан ЕС. Кроме того, проект позволяет в полной мере реализовать преимущества уникального геополитического положения этого государства – как моста между ЕС и Россией [12]. Турция заинтересована в развитии связей с обоими полюсами – такова геополитическая реальность (и специфика) этой региональной державы. Верно и обратное: другие полюса также заинтересованы в Турции, позиция которой может оказаться ключевой с точки зрения структурирования Большой Европы.

Строительство Большой Европы вовсе не отменяет вопроса о членстве Турции в Евросоюзе; речь идет о двух разных, но не взаимоисключающих повестках.

Наиболее перспективным для Турции представляется подход, базирующийся на следующих положениях.

Во-первых, работа на Большую Европу позволит несколько снизить накал страстей относительно членства страны в ЕС, показав Брюсселю, что у Турции есть и альтернативные варианты подключения к происходящему на континенте.

Во-вторых, участие в Большой Европе может помочь Турции преодолеть скептицизм в отношении нее ряда европейских стран, даст возможность для развития неформальных связей и выстраивания отношений с отдельными странами-членами.

В-третьих, чем раньше Турция начнет активно участвовать в обсуждении проекта Большой Европы, тем выше вероятность того, что этот проект будет соответствовать именно ее ожиданиям и интересам (выбор варианта развития проекта из нескольких возможных будет зависеть, в том числе, и от участия Турции).

И последнее: Большая Европа нужна не как абстрактное общее благо, она выгодна именно Турции и именно в настоящий момент.

1. Kliman D., Fontaine R. Global Swing States: Brazil, India, Indonesia, Turkey and the Future of International Order. Report: The German Marshall Fund of the United States. November 2012.

2. Cagaptay S. Turkey at the Crossroads // Los Angeles Times, 06.03.2013.

3. Arvanitopoulos C., Tzifakis N. Introduction // Arvanitopoulos C. (ed.) Turkey’s Accession to the European Union: An Unusual Candidacy. Berlin: Springer-Verlag, 2009. P. 1.

4. Müftüler-Baç M. Turkey’s Accession to the European Union: The Impact of the EU’s Internal Dynamics // International Studies Perspectives. 2008. № 9(2). P. 204–205.

5. Nugent N. The EU’s Response to Turkey’s Membership Application: Not Just a Weighing of Costs and Benefits // Journal of European Integration. 2007. № 29(4). P. 494–495.

6. Jørgensen K.E., LaGro E. Conclusions and Perspectives: Whither Turkey’s Accession? // Jørgensen K.E., LaGro E. (eds.) Turkey and the European Union. UK: Palgrave Macmillan, 2007. P. 222.

7. Sakwa R. Russia and Turkey: Rethinking Europe to Contest Outsider Status. Paris: Ifri Russia/NIS Centre, 2010. P. 18.

8. İçener E. Privileged Partnership: An Alternative Final Destination for Turkey’s Integration with the European Union? // Perspectives on European Politics and Society. 2007. № 8(4). P. 415–438.

9. Dostál P., Akçalı E., Antonsich M. Turkey’s Bid for European Union Membership: Between «Thick» and «Thin» Conceptions of Europe // Eurasian Geography and Economics. 2011. № 52(2). P. 214; Carkoglu A., Rubin B. (eds.) Turkey and the European Union: Domestic Politics, Economic Integration and International Dynamics. L.: Frank Cass, 2005.

10. Kutlay M. Skating on Thin Ice: The Political Economy of Turkish Foreign Policy over the Last Decade. ISPI Analysis № 226, December 2013. P. 3.

11. Sakwa R. Russia and Turkey: Rethinking Europe to Contest Outsider Status. Paris: Ifri Russia/NIS Centre, 2010. P. 21.

12. Cohen S. Turkey’s Emergence as a Geopolitical Power Broker // Eurasian Geography and Economics. 2011. № 52(2). P. 225.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: