Станицы Краснодарского края в 2022 году: фото, их положение на карте

Какой будет новая трасса Краснодар – Крым

от Дмитрий Истрин | 25 марта 2022

В Краснодарском крае вступает в активную фазу строительство нового автомобильного подхода к Крымскому мосту. По своим масштабам программа является одной из крупнейших в транспортной сфере Юга России, а её реализация существенно изменит дорожную обстановку на Кубани.

Действующая трасса А-289 Краснодар — Темрюк. Фото: Росавтодор

О трассе

Новый транспортный коридор соединит федеральную трассу М-4 «Дон» с Крымским мостом. Для этого в регионе будут реализованы два самостоятельных проекта – создание Дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК) и строительство новой трассы из Краснодара на Таманский полуостров. Общая протяжённость запланированных дорог – более 170 км, совокупные затраты на их возведение – свыше 156 млрд руб. Все пути будут соответствовать категории 1Б: идти в обход населённых пунктов, иметь четыре полосы движения с разделением встречных потоков, многоуровневыми развязками и сплошным электроосвещением.

Дальний западный обход Краснодара

Дальний западный обход Краснодара (51 км) начали строить в конце 2022 г. и планируют сдать до конца 2023 г. Он пройдёт по маршруту: развязка трассы М-4 у ст. Динской – пересечение с Ейским шоссе севернее ст. Новотитаровской – пересечение с трассой Краснодар – Славянск-на-Кубани в районе ст. Марьянской. Здесь появятся 3 развязки и 24 искусственных сооружения. Стоимость проекта – 41,5 млрд руб., из которых около 10 млрд руб. – частные инвестиции. Конкурс на строительство и последующую эксплуатацию дороги выиграло АО «Донаэродорстрой», входящее в группу строительных компаний «Дон» и обслуживающее трассу М-4. Сейчас компания осуществляет устройство насыпи будущей дороги, забивку свай на мостах и путепроводах, монтаж вспомогательной инфраструктуры (подъездных путей, строительных городков, асфальтобетонного завода).

Дальний западный обход Краснодара. Фото: Roads.ru

Краснодар — Тамань

Трасса Краснодар – Тамань длиной 119,2 км будет сдана в эксплуатацию до конца 2024 г. и пройдёт южнее действующей региональной трассы А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк, по которой сейчас осуществляется основной трафик в Крым. Её возведением займётся ООО «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга, ранее участвовавшее в строительстве Крымского моста. На магистрали предусмотрены 9 развязок, два крупных моста через Кубань, множество путепроводов. Строиться она будет в два этапа.

Первый участок (68 км, 59,2 млрд. руб.) соединит Славянск-на-Кубани и хутор Белый, откуда начинается ближний автодорожный подход к Крымскому мосту. Работы на объекте стартовали в начале 2022 г. Сейчас здесь ведутся археологические исследования и подготовительные земельные работы.

Первый этап трассы Краснодар — Тамань (Славянск-на-Кубани — хутор Белый). Фото: УПРДОР «Тамань»

Вторая очередь трассы пройдёт от развязки Дальнего западного обхода Краснодара у Марьянской до Славянска-на-Кубани (51 км. 55,6 млрд руб.). Начало работ здесь также запланировано на 2022 г.

Второй этап трассы Краснодар — Тамань (ст. Марьянская — Славянск-на-Кубани). Фото: УПРДОР «Тамань»

Значение

По расчётам Минтранса РФ, формируемый инфраструктурный коридор станет прорывом в развитии транспортной системы юга России, эффект от которого будет сопоставим со значением трассы М-4 «Дон». Прежде всего, он позволит соединить Крым с основной магистральной сетью материковой части страны. Пока полуостров связан с ней лишь региональными дорогами Краснодарского края, имеющими ограниченную пропускную способность и не позволяющими задействовать весь потенциал Крымского моста и трассы «Таврида». Всего по поручению президента РФ, на Кубани формируются два дальних автотранспортных подхода к Крымскому мосту – северный и южный. Северный создаётся по направлению Краснодар – Славянск-на-Кубани – Керчь. Южный – по направлению Геленджик – Новороссийск – Анапа – Керчь.

Дальние (северный и южный) автомобильные подходы к Крымскому мосту. Фото: Комсомольская правда

Вторая задача программы – улучшить дорожную ситуацию внутри самого Краснодарского края. Пропускная способность направления после завершения всех работ увеличится до 40 тыс. машин в сутки, что исключит образование здесь заторов даже в пик туристического сезона. Повысятся комфорт и безопасность движения: путь из Краснодара до Крымского моста будет занимать менее двух часов вместо 4-5 сейчас, при максимальной разрешённой скорости на отдельных участках 120 км/ч. Транзитный трафик пойдёт в обход краснодарской агломерации и Славянска-на-Кубани, благодаря чему в этих городах снизится загруженность муниципальных дорог и улучшится экологическая обстановка. В частности, уменьшится нагрузка на Ростовское шоссе и Ближний западный обход, которые давно используются как внутренние улицы столицы Кубани. ДЗОК полностью обойдёт перспективную зону застройки Краснодара. Автоперевозчикам новые дороги упростят доставку грузов в порты Тамань и Новороссийск. Для жителей западных районов края станет легче передвигаться между соседними населёнными пунктами, поскольку регион почти полностью сохранит уже имеющуюся инфраструктуру.

Выгоды от реализации федеральных инвестпроектов получит и местный бизнес. Новые точки экономического роста появятся у станиц Новотитаровской и Нововеличковской, рядом с которыми запланированы крупные центы придорожного сервиса ДЗОК. Дополнительные контракты получат поставщики и субподрядчики из Краснодарского края, которые, как правило, широко привлекаются к дорожным работам на территории региона.

Читайте также:
Переезд в Псков на ПМЖ в 2022 году: отзывы переехавших людей, лучшие районы

С другой стороны, поводом для критики названных инициатив остаётся решение властей сделать Дальний западный обход Краснодара платным. Решение направлено на возврат инвестиций, но одновременно ограничивает потенциал трассы, в особенности её использование жителями самого Краснодара и его пригородов. Кроме того, новая магистраль к Крымскому мосту пройдёт на значительном отдалении от Темрюка, что лишит город большой части транзитных и туристических доходов.

Перспективы

В целом же, есть все основания полагать, что новый автотранспортный коридор из Краснодара на Тамань будет сдан в срок, а, возможно, и с опережением графика. Он обеспечен необходимым финансированием в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Его реализацией занимаются известные в отрасли компании, обладающие соответствующим опытом. Он пользуется поддержкой как федерального центра, так и администрации Краснодарского края.

Какой будет новая трасса Краснодар – Крым

от Дмитрий Истрин | 25 марта 2022

В Краснодарском крае вступает в активную фазу строительство нового автомобильного подхода к Крымскому мосту. По своим масштабам программа является одной из крупнейших в транспортной сфере Юга России, а её реализация существенно изменит дорожную обстановку на Кубани.

Действующая трасса А-289 Краснодар — Темрюк. Фото: Росавтодор

О трассе

Новый транспортный коридор соединит федеральную трассу М-4 «Дон» с Крымским мостом. Для этого в регионе будут реализованы два самостоятельных проекта – создание Дальнего западного обхода Краснодара (ДЗОК) и строительство новой трассы из Краснодара на Таманский полуостров. Общая протяжённость запланированных дорог – более 170 км, совокупные затраты на их возведение – свыше 156 млрд руб. Все пути будут соответствовать категории 1Б: идти в обход населённых пунктов, иметь четыре полосы движения с разделением встречных потоков, многоуровневыми развязками и сплошным электроосвещением.

Дальний западный обход Краснодара

Дальний западный обход Краснодара (51 км) начали строить в конце 2022 г. и планируют сдать до конца 2023 г. Он пройдёт по маршруту: развязка трассы М-4 у ст. Динской – пересечение с Ейским шоссе севернее ст. Новотитаровской – пересечение с трассой Краснодар – Славянск-на-Кубани в районе ст. Марьянской. Здесь появятся 3 развязки и 24 искусственных сооружения. Стоимость проекта – 41,5 млрд руб., из которых около 10 млрд руб. – частные инвестиции. Конкурс на строительство и последующую эксплуатацию дороги выиграло АО «Донаэродорстрой», входящее в группу строительных компаний «Дон» и обслуживающее трассу М-4. Сейчас компания осуществляет устройство насыпи будущей дороги, забивку свай на мостах и путепроводах, монтаж вспомогательной инфраструктуры (подъездных путей, строительных городков, асфальтобетонного завода).

Дальний западный обход Краснодара. Фото: Roads.ru

Краснодар — Тамань

Трасса Краснодар – Тамань длиной 119,2 км будет сдана в эксплуатацию до конца 2024 г. и пройдёт южнее действующей региональной трассы А-289 Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк, по которой сейчас осуществляется основной трафик в Крым. Её возведением займётся ООО «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга, ранее участвовавшее в строительстве Крымского моста. На магистрали предусмотрены 9 развязок, два крупных моста через Кубань, множество путепроводов. Строиться она будет в два этапа.

Первый участок (68 км, 59,2 млрд. руб.) соединит Славянск-на-Кубани и хутор Белый, откуда начинается ближний автодорожный подход к Крымскому мосту. Работы на объекте стартовали в начале 2022 г. Сейчас здесь ведутся археологические исследования и подготовительные земельные работы.

Первый этап трассы Краснодар — Тамань (Славянск-на-Кубани — хутор Белый). Фото: УПРДОР «Тамань»

Вторая очередь трассы пройдёт от развязки Дальнего западного обхода Краснодара у Марьянской до Славянска-на-Кубани (51 км. 55,6 млрд руб.). Начало работ здесь также запланировано на 2022 г.

Второй этап трассы Краснодар — Тамань (ст. Марьянская — Славянск-на-Кубани). Фото: УПРДОР «Тамань»

Значение

По расчётам Минтранса РФ, формируемый инфраструктурный коридор станет прорывом в развитии транспортной системы юга России, эффект от которого будет сопоставим со значением трассы М-4 «Дон». Прежде всего, он позволит соединить Крым с основной магистральной сетью материковой части страны. Пока полуостров связан с ней лишь региональными дорогами Краснодарского края, имеющими ограниченную пропускную способность и не позволяющими задействовать весь потенциал Крымского моста и трассы «Таврида». Всего по поручению президента РФ, на Кубани формируются два дальних автотранспортных подхода к Крымскому мосту – северный и южный. Северный создаётся по направлению Краснодар – Славянск-на-Кубани – Керчь. Южный – по направлению Геленджик – Новороссийск – Анапа – Керчь.

Дальние (северный и южный) автомобильные подходы к Крымскому мосту. Фото: Комсомольская правда

Вторая задача программы – улучшить дорожную ситуацию внутри самого Краснодарского края. Пропускная способность направления после завершения всех работ увеличится до 40 тыс. машин в сутки, что исключит образование здесь заторов даже в пик туристического сезона. Повысятся комфорт и безопасность движения: путь из Краснодара до Крымского моста будет занимать менее двух часов вместо 4-5 сейчас, при максимальной разрешённой скорости на отдельных участках 120 км/ч. Транзитный трафик пойдёт в обход краснодарской агломерации и Славянска-на-Кубани, благодаря чему в этих городах снизится загруженность муниципальных дорог и улучшится экологическая обстановка. В частности, уменьшится нагрузка на Ростовское шоссе и Ближний западный обход, которые давно используются как внутренние улицы столицы Кубани. ДЗОК полностью обойдёт перспективную зону застройки Краснодара. Автоперевозчикам новые дороги упростят доставку грузов в порты Тамань и Новороссийск. Для жителей западных районов края станет легче передвигаться между соседними населёнными пунктами, поскольку регион почти полностью сохранит уже имеющуюся инфраструктуру.

Читайте также:
Переезд в Керчь на ПМЖ в 2022 годах: отзывы и мнения

Выгоды от реализации федеральных инвестпроектов получит и местный бизнес. Новые точки экономического роста появятся у станиц Новотитаровской и Нововеличковской, рядом с которыми запланированы крупные центы придорожного сервиса ДЗОК. Дополнительные контракты получат поставщики и субподрядчики из Краснодарского края, которые, как правило, широко привлекаются к дорожным работам на территории региона.

С другой стороны, поводом для критики названных инициатив остаётся решение властей сделать Дальний западный обход Краснодара платным. Решение направлено на возврат инвестиций, но одновременно ограничивает потенциал трассы, в особенности её использование жителями самого Краснодара и его пригородов. Кроме того, новая магистраль к Крымскому мосту пройдёт на значительном отдалении от Темрюка, что лишит город большой части транзитных и туристических доходов.

Перспективы

В целом же, есть все основания полагать, что новый автотранспортный коридор из Краснодара на Тамань будет сдан в срок, а, возможно, и с опережением графика. Он обеспечен необходимым финансированием в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Его реализацией занимаются известные в отрасли компании, обладающие соответствующим опытом. Он пользуется поддержкой как федерального центра, так и администрации Краснодарского края.

Будущее кубанских городов: как новые генпланы изменят городскую среду

Курортные города Краснодарского края вслед за Краснодаром приступили к обновлению генеральных планов и корректировке градостроительной политики. Общая задача во всех муниципалитетах — это уход от точечной застройки, утверждение изменившихся границ, сохранение рекреационных зон. Эти темы обсудили участники круглого стола РБК Юг «Будущее кубанских городов: от Краснодара до Черного моря», который прошел на площадке винодельни Шато де Талю.

«Несмотря на то, что задачи у нас немного похожи, каждый город идет своим путем. Мы находимся на разных фазах разработки генпланов. Если Сочи находится на стадии сбора исходных данных, Новороссийск только приступает к подписанию контракта на генплан, то Геленджик согласовывает итоговые решения с жителями», — рассказал в ходе круглого стола РБК ЮГ главный архитектор Сочи Антон Глушков.

Одна из ключевых проблем городов Черноморского побережья — перегрузка и износ инженерной инфраструктуры. В случае с Сочи такая проблема обострилась в связи с взрывным ростом населения после Олимпиады, отметил Антон Глушков. Новый генплан и Стратегия комплексного развития до 2030 года должны решить, каким образом подготовить курорт к наплыву будущих жителей и туристов.

«Мы сейчас проводим анализ совместно с переписью населения, чтобы понять, сколько все-таки на данный момент проживает в Сочи и будет проживать в обозримом будущем. Это позволит подготовить для них комфортную среду. Работа предстоит колоссальная, по объему работ это сравнимо с проведением Олимпиады», — отметил Антон Глушков.

На время разработки генерального плана в Сочи приостановили выдачу разрешений на строительство. Аналогичную меру приняли в Анапе и Новороссийске. В Геленджике власти не выдавали разрешений на стройку многоквартирных домов с 2018 года. Сейчас генплан курорта проходит последние стадии публичных слушаний.

«Геленджик стал одним из первых городов, который ввел мораторий на строительство многоквартирного жилья. Генеральный план курортного города — это баланс интересов жителей и курортной составляющей территории», — прокомментировала главный архитектор Геленджика Екатерина Семенова.

По словам главного архитектора Новороссийска Бориса Александрова, отличительной особенностью города остается нехватка земельных участков. Поэтому будущая застройка должна быть качественной, отвечать требованиям благоустройства, эстетического и архитектурного облика, вписываться в существующий ландшафт.

Другая характерная для всех кубанских городов проблема — это нехватка социальных объектов. Например, по оценке ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства», занимающегося разработкой генпланов курортов, обеспеченность спортивными плоскостными сооружениями в приморских городах Кубани составляет 9%.

«Необходимо строить то количество жилья, которое требуется в соответствии с логикой развития курорта. Основной акцент делать на развитии санаторно-курортных объектов. В структуре Геленджика всего 9% относятся к территориям санаторно-курортного значения. Примерно такая же ситуация для Анапы», — отметил Павел Спирин, управляющий директор НИИ перспективного градостроительства.

Руководитель архитектурного бюро Николай Павлов положительно оценивает корректировки в градостроительную политику приморских городов. По его словам, они дают необходимые сейчас рынку стандарты жилья. «Будущее за типовыми проектами, но в каждом из них могут быть визуальные особенности», — отметил Николай Павлов.

Читайте также:
Программа переселения на Дальний Восток для россиян в 2022 году

Соцобъекты и благоустройство

Чтобы решить проблему точечной застройки, в 2022 году власти Краснодарского края сообщили о разработке нормативов для соразмерности строительства жилья и соцобъектов. 30 декабря 2022 года был подписан федеральный закон о комплексном развитии территории, который обязал застройщиков возводить сопутствующую социальную инфраструктуру. Как отметили участники дискуссии, несмотря на дополнительную нагрузку, решение положительно скажется на строительном рынке региона.

«Все изменения в градостроительной политике приведут только к более качественному развитию кубанских городов. Это, в том числе, создание новой комфортной городской среды, и транспортной инфраструктуры, и социальной инфраструктуры. При этом в крае бизнес готов участвовать в формировании этой инфраструктуры, и жители это видят», — рассказала советник президента холдинга AVA Group по развитию Елена Сошникова.

По ее словам, сейчас компания закладывает в проекты жилых домов строительство школ, детских садов, объекты дополнительного образования, транспортную инфраструктуру.

«С новыми требованиями рынка мы пересмотрели нашу стратегию. Мы перестали рассматривать себя как просто строители и продавцы домов и уходим в различные направления бизнеса, в том числе, в санаторно-курортную отрасль, гостиничную индустрию», — отметила Елена Сошникова.

Аналогичное мнение высказала и Ангелина Радько, коммерческий директор СК «Семья»: «В Новороссийске мы и планировали комплексное освоение территорий. Это концепция нашей компании, поэтому для нас история с социальной инфраструктурой не новая».

Таким образом, принятие изменений в градостроительную политику региона улучшит качество девелоперского продукта, сошлись во мнении участники дискуссии. Кроме повышения качества городской среды, градостроительные изменения дадут застройщикам четкие инструкции, подчеркнул директор по развитию «ЮгСтройИмпериал» Эдуард Головин.

«Строительному сообществу как раз не хватало региональных и муниципальных документов комплексного развития. Наконец-то в Краснодарский край приходят правила игры, по которым можно спокойно работать. До этого было броуновское движение, поэтому была эпоха точечного строительства. Сегодня мы четко понимаем количество допустимых квадратных метров, регламент социальной нагрузки», — прокомментировал Головин.

В то же время вносимые в градостроительную политику изменения задают высокую планку для застройщиков, добавила Елена Сошникова. Это может привести к уходу некоторых компаний с рынка.

«С учетом новых требований выживут только сильнейшие. Требования к нормативной документации, проекту развитию территорий очень высокие. Застройщики должны согласовывать абсолютно все — экологическую характеристику, транспортную доступность, наличие школ, детских садов. Слабые игроки не смогут вытягивать эти требования, поэтому они либо уйдут с этого направления, либо выберут для себя другую сферу деятельности», — сообщила эксперт.

При этом застройщики не ожидают экспансии крупных федеральных девелоперов, подчеркнул представитель руководства СК DOGMA Дмитрий Луценко.

Выше качество — выше цена

Строительный бизнес готов улучшать городскую среду благодаря росту цен на квадратный метр в регионе, отметили девелоперы. Они объясняют произошедшую динамику тем, что долгое время «квадрат» на Кубани был недооценен и сейчас догнал уровень других крупных регионов.

Член экспертного совета по вопросам экономики, инвестиционного развития, строительства и промышленного сектора Общественной палаты города Краснодара, ведущий проекта РБК ТВ Кубань «День.Недвижимость» Денис Сериков отметил, еще пять лет назад в Краснодаре работало около 150 застройщиков. Ежегодно в краевой столице возводилось 5,5 млн кв. метров, когда в других крупных городах строилось 1-1,5 млн кв. метров жилья. Некоторые девелоперы в Краснодаре предлагали 28 тыс. рублей за квадратный метр. Сейчас ситуация начала стабилизироваться, а жилье стало более комфортным.

«При рекордных ценах за последний год спрос тоже был рекордным. Если погружаться в его особенности, мы видим, что наиболее сильно возрос спрос на проекты комфорт-класса», — добавил Денис Сериков.

На повышение спроса и стоимости жилья в крае повлияла и пандемия.

«За последний год изменилась структура спроса, появились совсем другие покупатели, которые стали подогревать спрос на жилье. Добавились люди, которые перешли на удаленную работу и захотели переехать в теплый город. Добавились те, которые технически не могут выехать из России. С другой стороны, большое количество микроинвесторов захотели вкладываться в Сочи. Сочи стали воспринимать как дальнюю дачу, куда можно приехать на отдых, какие бы взаимоотношения с другими странами ни были», — пояснил директор по развитию АН «Лето Недвижимость» Станислав Ризов.

Годом ранее, при стоимости «квадрата» в районе 50 тыс. рублей, застройщики вряд ли могли позволить себе строить дополнительные объекты.

«Изменение ценообразования дает застройщику строить более качественный продукт. Клиент смотрит не только на квадратные метры, а на всю окружающую среду. Он хочет получить социальную инфраструктуру, придомовую территорию, комфорт. Сейчас застройщик уходит в качество. Да, действительно, нет такой динамики продаж, которая была полгода назад до поднятия цены. При этом сейчас рынок стабилизируется, застройщик может реализовывать квадратные метры и получать необходимый финансовый результат», — рассказала коммерческий директор «ССК» Анна Ших.

Читайте также:
Шенгенская виза для студентов в 2022 году: документы, спонсорское письмо, стоимость оформления

По прогнозам участников дискуссии, цены на недвижимость в Краснодарском крае продолжат расти в 2022 году. Спрос на жилье в регионе также останется на высоком уровне.

Сложности кубанских, особенно прибрежных, городов заключаются в высоком уровне недоинвестированности в транспортной и инженерной инфраструктуре, отметил заместитель генерального директора фонда «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. Без помощи федерального уровня эти проблемы не решить.

«Если мы говорим о туристско-рекреационном потенциале, то проблемы есть, в первую очередь, в водоснабжении и водоотведении. Без федеральных инвестиций, увеличения доходов местных бюджетов решить их нельзя. Если посмотреть на вклад туризма в валовый муниципальный продукт, то увидим, что экономическая отдача крайне низкая», — сообщил в рамках круглого стола Антон Финогенов.

С точки зрения комплексного развития территорий у региона наибольший потенциал роста в так называемом «незастрое». По словам эксперта, здесь у региона огромные перспективы, так как Краснодарский край — один из трех ключевых магнитов для населения РФ наравне с Санкт-Петербургом и Москвой.

«Второй тип — это промзоны. Особенность Краснодарского края здесь в том, что промзон не так много, как в индустриальных городах страны. А третий тип — это реновация уже заселенных территорий, как правило, аварийное жилье. В этом плане Краснодарский край более сложный, потому что большая доля застройки — это индивидуальное жилье, признавать его ветхим и аварийным крайне сложно. Поэтому основной фронт, обеспечивающий квадратные метры в Краснодарском крае — незастроенные территории», — пояснил Антон Финогенов.

Необходимость обновления генпланов курортных городов связана с неактуальностью действующих документов. Так, в Сочи население увеличилось более чем на 100 тыс. и составляет почти 500 тыс. человек, масштабные изменения произошли после проведения Олимпиады, создана федеральная территория «Сириус», уточнены границы Национального парка, установлены зоны затопления и подтопления территории.

Пересыпь

Пересыпь

Пересыпь – миниатюрный пляжный курорт, расположившийся на севере Таманского полуострова, в 23 км от Темрюка. Этот живописный поселок – золотая середина широкой прибрежной полосы Голубицкая – Пересыпь – Кучугуры, обращенной к Азовскому морю. Пересыпь – популярное место для тихого семейного отдыха с детьми, привлекающее туристов просторными пляжами, теплым морем, обилием солнца и красивой природой.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Пересыпь с высоты

Основные моменты

Туристов, направляющихся в Пересыпь со стороны Темрюка, уже на въезде встречают базы отдыха, организованные и стихийные автокемпинги, мини-отели, где предлагаются номера разного уровня комфортности. В самой Пересыпи, напоминающей тихий дачный поселок, курортников ожидают современные гостевые дома, симпатичные рестораны и семейные кафе с домашней едой.

Отдых здесь придется по душе любителям природы и умиротворенного времяпровождения на морском берегу. На поселковом пляже никогда не бывает столпотворения, и искать место, чтобы спокойно позагорать, тут не потребуется. Утром в Пересыпи приятно порыбачить, выйдя на лодке в море или направившись к расположенному рядом Ахтанизовскому лиману с его богатейшей фауной. Вечерами отдыхающие жарят шашлыки на лоне чудесной природы, вдали от шума и суеты.

Пересыпь соседствует с таким же небольшим курортным поселком За Родину, граница между ними почти условна. В Пересыпи лучше развита инфраструктура и больше вариантов для размещения, а у поселка За Родину находится знаменитая природная достопримечательность – грязевой вулкан Тиздар. Сюда устремляются туристы, желающие принять целебные ванны. Заскучавшие в Пересыпи курортники могут отправиться в расположенный на въезде в нее развлекательный центр «Посейдон», в станицу Голубицкую или на одну из множества экскурсий по Таманскому полуострову.

История Пересыпи

История и название поселка связаны с особенностями его месторасположения. Пересыпь была основана вблизи Ахтанизовского лимана. Когда-то он представлял собой обширное озеро, отделенное от открытых морских вод наносной песчаной косой. В конце XVIII столетия в этих краях возникли поселения черноморских казаков – бывших запорожцев. Они и соединили закрытый водоем с морем, прокопав узкий канал, который называли по-своему – «гирло». В непогоду морские волны и ветер создавали новые наносы песка, препятствовавшие водообмену, и местным жителям приходилось вновь и вновь расчищать канал. Считается, что словосочетание «пересыпать песок» и дало имя поселку.

В конце XVIII века началось строительство Таманского шляха – почтовой дороги, соединявшей Тамань и Екатеринодар. Одной из станций на пути доставки корреспонденции стала Пересыпь, основанная у места паромной переправы через Ахтанизовское гирло. Изначально на казаков была возложена ответственность за содержание тракта, многие из них служили почтарями. Кроме того, местные жители занимались земледелием, рыболовством. Ежегодно молодые казаки партиями отправлялись на военную службу. После революции 1917 года казачество, служившее оплотом самодержавия, яростно сопротивлялось установлению советской власти на Таманском полуострове. Большевики утвердились здесь лишь в 1920 году.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Иваново в 2022 году: районы города, цены и уровень жизни

В результате ожесточенных боев, сотрясавших Тамань в 1941-1943 годах Пересыпь оказалась почти полностью разрушенной. После изгнания немцев в единственном устоявшем здесь кирпичном доме разместился штаб авиационного женского полка, участвовавшего в прорыве «Голубой линии» – оборонительной системы нацистов.

Из Пересыпи вчерашние выпускницы аэроклубов вылетали на ночные бомбардировки позиций противника, за что были прозваны им Ночными ведьмами. Девушек также шутливо называли Дунькиным полком, по имени их боевого командира Евдокии Бершанской. В Пересыпи несколько улиц носят имена легендарных летчиц, в их честь установлен памятный знак. Недалеко от него – места захоронения погибших пилотов. В поселке также реализуется проект «Незабудки Пересыпи», посвященный истории полка.

В 60-е годы прошлого века на окраине современного курорта археологи обнаружили следы античного поселения. Опираясь на исторические сообщения Страбона и Птолемея, ученые предположили, что здесь находился античный город Тирамба, основанный в VI веке до н. э. Примерно через 300 лет его фортификации были разрушены, но люди еще жили тут предположительно до III века. Вдоль побережья, почти на 1,5 км, протянулся некрополь древнего города. В могилах археологи обнаружили амфоры с кремированными останками, перстни, бусы, браслеты, фибулы. Ценные артефакты хранятся в Таманском археологическом музее.

Вблизи Пересыпи находится и знаменитая природная достопримечательность – Долина лотосов. В 1950-х годах из семян редкостного индийского лотоса на заболоченных берегах Ахтанизовского лимана высадили целую плантацию этих прекрасных растений. Они на удивление легко прижились и неимоверно разрослись, превратившись в предмет восхищения многочисленных туристов. Еще во времена СССР в Пересыпи были построены турбазы, а сегодня инфраструктура гостеприимства пополнилась частными мини-гостиницами, кафе, центрами развлечений.

География и климат

Пересыпь – один из трех населенных пунктов, входящих в состав Ахтанизовского сельского поселения. От его административного центра, станицы Ахтанизовской, до Пересыпи всего 5 км. К востоку от нее находится маленький, тихий поселок За Родину, где предпочитают отдыхать семьи с детьми.

Поселок раскинулся вдоль трассы Темрюк – Порт Кавказ, немного отклоняясь от нее и уютно устроившись на узкой полосе между двумя водоемами. Северные границы Пересыпи обращены к побережью Азовского моря, а южные – к Ахтанизовскому лиману, одному из крупнейших пресноводных водоемов Краснодарского края. Его длина на самом протяженном участке составляет около 18 км, максимальная ширина – 8 км. Несмотря на свою обширную площадь, лиман достаточно мелкий: средняя глубина составляет 0,9-1,3 м, максимальная – 1,6 м.

Пресноводным водоем стал в первой половине позапрошлого века. Тогда казаки из окрестных поселений прорыли при помощи примитивных орудий 32-километровый канал, соединивший лиман с рекой Кубань. Этот рукав получил название «Казачий Ерик», он впадает в лиман на северо-востоке, отнимая у Кубани шестую часть ее водостока и способствуя накоплению илистых отложений на дне водоема. В XIX веке из-за притока пресной воды существенно обогатилась фауна лимана. Он превратился в своего рода инкубатор для молодняка осетровых рыб, в основном севрюги. В Казачьем Ерике обитают также сомы, щуки, караси, окуни, тарань. У его берегов, поросших ивами и камышом, водятся раки, черепахи, змеи.

Берега Ахтанизовского лимана обрамляет тростниковый травостой, в камышовых зарослях гнездятся утки, лысухи, выстраивают жилища ондатры. Порой у водоема появляются лисы, зайцы и даже дикие кабаны.

В Пересыпи, буквально окруженной водой, царит особый микроклимат. Его отличает комфортная уравновешенность: легкие морские бризы смягчают жаркое дыхание южных степей, чья сухость, в свою очередь, скрадывает влажность от испарений из лимана и плавней. Воздух, насыщенный кислородом, элементами хлористого натрия, брома и йода, бодрит и имеет целебные свойства.

Лучшее время для пляжного отдыха в Пересыпи – с июня по август. Можно приехать сюда и в мае, когда воздух прогревается до +21 °С. Правда, температура воды в море в это время составляет не более +18 °С. Летом в поселке обычно +27. +30 °С, но, бывает, столбики термометров преодолевают 30-градусную отметку. Море в эту пору очень теплое: на мелководье +26. +28 °С. Стоит учесть, что в мае и в начале июня здесь нередки дожди и сильный ветер.

В первой половине сентября в Пересыпи по-летнему жарко. Затем температура плавно снижается, составляя к концу месяца +24. +26 °С. Вода охлаждается с +26 °С в начале месяца до +21 °С в последнюю его неделю. В октябре здесь все еще преимущественно солнечно, хотя количество облачных дней увеличивается. Дневная температура воздуха незначительно колеблется у отметки +20 °С. Максимальные показатели температуры воды составляют +20 °С, минимальные – около +16 °С.

Пляжи

Пересыпь – небольшой поселок, поэтому добраться до его центрального пляжа даже от самых удаленных от моря улиц можно за 10 минут прогулочным шагом. С восточной стороны побережье простирается на одном уровне с жилым сектором. Ближе к западу ощущается перепад высот, и пляжная полоса оказывается ниже поселка, под обрывом, за полосой деревьев и кустарников. К берегу ведут несколько дорожек, цивилизованно обустроенных и стихийных. Центральный спуск расположен в конце Морского переулка, к западной части пляжа можно спуститься от Безымянного переулка.

Читайте также:
Цены на бензин в Крыму в 2022 году: лучшие заправки Атан, ТЭС и Лукойл

В границах самого поселка Пересыпь пляж тянется почти на 3 км, кое-где достигая ширины в 100 метров. Берег и морское дно укрыты желтым песком с вкраплениями мелких ракушек, водоросли и камни отсутствуют. Вход в воду здесь пологий, глубина небольшая. Море на побережье Пересыпи чистое, но в непогоду вода мутнеет.

На пляже никогда не бывает многолюдно и шумно, хотя морские аттракционы тут представлены. Отдыхающие катаются на «бананах», гидроскутерах, катамаранах, летают над морем на парашюте, играют в пляжный волейбол. У кромки воды установлены водные горки, батуты. На пляже есть раздевалки, туалеты, несколько точек проката зонтов от солнца. Большинство отдыхающих располагается на песке на собственных подстилках или матрасах, еду и напитки приносят с собой.

К пляжам Пересыпи традиционно причисляют прибрежные зоны, тянущиеся от поселкового пляжа в направлениях поселка За Родину и станицы Голубицкой. В совокупности длина этой широкой приморской полосы составляет около 10 км. Ее условная граница со стороны Голубицкой – пляж «Подмаячный». На этом же фланге находятся благоустроенные пляжи развлекательного центра «Посейдон», ряда баз отдыха, автокемпингов. На западе прибрежная линия Пересыпи смыкается с почти диким пляжем поселка За Родину, за которым простирается территория клубного комплекса Tizdar Family Resort & Spa 4* с собственной пляжной локацией.

Развлечения в Пересыпи

Поселковые развлечения пока что представлены только морской тематикой и экскурсионными программами. Туристы, не желающие ограничивать свой отдых водными забавами на местном пляже, могут отправиться в развлекательный центр «Посейдон». Он расположен на въезде в Пересыпь со стороны Голубицкой. Вход на территорию – платный: 500 рублей с человека. В стоимость входят пользование автостоянкой, отдых на благоустроенном пляже, принятие грязевых ванн, дегустация «живых» вин. На берегу устроены детская площадка, кафе, беседки. Малыши могут заглянуть в зооуголок. За дополнительную плату предлагаются винные, медовые, солевые, пивные спа-процедуры, посещение небольшого океанариума.

Желающим полетать над морем на параплане стоит направиться на пляж «Подмаячный». Он простирается у подножия возвышенности, на которой расположена площадка для старта.

Популярны путешествия к грязевым вулканам, расположенным в пределах Ахтанизовского сельского поселения. Один из них – Тиздар (или Синяя Балка), находится на территории комплекса Tizdar Family Resort & Spa. Заплатив 800 рублей за вход, туристы могут погрузиться в вулканический кратер с жидкой грязью. Его диаметр примерно 15 на 20 метров. Такое купание – весьма любопытная процедура, не только полезная для здоровья, но и забавная. В стоимость посещения входят и другие услуги: принятие винных ванн, посещение мини-зоопарка «Ковчег» и детского парка с комплексом аттракционов. Туристы загорают на местном пляже, выбирают сувениры в местных магазинах.

От причала Пересыпи катера отправляются в “>Долину лотосов. Водная прогулка по Казачьему Ерику сродни посещению джунглей. Над каналом свисают вербы, увитые лианами, вдоль него густятся акации, калина, ольха, алыча. Царство лотосов открывается у места впадения этой водной артерии в Ахтанизовский залив. Во всей красе индийские «переселенцы» предстают в период с середины июля до конца августа, когда происходит их активное цветение.

В Ахтанизовском лимане можно славно порыбачить. В улове – сом, щука, сазан, судак, карп, не говоря уже о карасях и окунях. На берегах, поросших камышом, найти подходящее место для рыбалки сложно, поэтому сюда лучше отправиться на лодке.

С детьми можно съездить в Кучугуры, что в 20 км от Пересыпи. Здесь на территории туристического комплекса «Искра» работает парк аттракционов с каруселями, качелями, автодромом, колесом обозрения. Еще один парк развлечений находится в станице Голубицкой, рядом с ним расположен дельфинарий. В Голубицкой курортников также ожидают рестораны и дискотеки, работающие допоздна.

Покупки

Продуктовые и хозяйственные магазины Пересыпи расположены на главной улице, носящей имя летчицы Анны Бондаревой. Здесь же разместились кафе, почта, рынок, на котором продаются свежие овощи и фрукты. Рядом с почтой находится специализированный магазин «Коньячный дом», где предлагается продукция коньячного завода «Темрюк».

Туристы традиционно приобретают в качестве сувениров фирменные вина из местного винограда, сухую грязь в килограммовых пакетах, морскую соль. Этот товар в изобилии представлен в развлекательном комплексе «Посейдон» и в магазинах, расположенных на территории Tizdar Family Resort.

Кафе и рестораны

В кулинарных заведениях Пересыпи подаются вкусные и недорогие блюда преимущественно русской, украинской, кавказской кухни. Сытные обеды предлагает колоритное кафе «Казачья харчевня» (ул. Курортная, 34). Средний чек на двоих составит здесь 1200-1400 рублей, включая пиво. К оплате принимаются банковские карты. Немного дешевле обойдется полноценная трапеза в кафе «Барин» (ул. Садовая, 15). Кроме основного меню, здесь предлагаются блюда для детей.

Читайте также:
Налоги в Греции

На Комсомольской улице, 42, работает симпатичное семейное кафе «Старая лодка». Тут стоит отведать домашние пельмени, макароны с котлетами, чебуреки, блинчики. Хороши блюда из морепродуктов, например, салат из рапанов и мидии, запеченные с сыром. Средняя стоимость – 700-1000 рублей на двоих. Вкусная пицца, отличный кофе, молочные коктейли можно заказать в кафе «Коньячный дом», что на улице Бондаревой, рядом с одноименным магазином.

Где остановиться

В Пересыпи курортники обычно размещаются в гостевых домах или снимают отдельные комнаты у местных жителей. Современные, комфортабельные гостевые дома разбросаны по всему поселку. Как правило, на завтрак постояльцам предлагают шведский стол, а обеды и ужины отдыхающие готовят самостоятельно на современно оборудованной кухне. Суточное проживание обходится от 1500 до 3500 рублей, в зависимости от уровня сервиса и сезона.

Желающие могут остановиться в пансионате «Азов». Он открылся еще в 1984 году и унаследовал с советских времен прекрасную территорию, нуждающуюся, впрочем, в благоустройстве. Здесь за стандартный номер с видавшей виды меблировкой потребуется заплатить от 1650 рублей в сутки.

На береговой линии, которая тянется в сторону станицы Голубицкой, расположены базы отдыха и автокемпинги. В кемпинг можно заехать на автомобиле и разбить палатку, это обойдется в 500 рублей в сутки. Собственно, любителям отдыха в палатках лучшего места, чем побережье в окрестностях Пересыпи, на Таманском полуострове не найти.

Как добраться

Ближайший к Пересыпи аэропорт находится в Анапе. В этот же курортный город летом прибывают поезда из разных регионов России. От автовокзала Анапы регулярно отправляется транспорт в направлении Таманского полуострова, но, чтобы добраться до Пересыпи, нужно сначала доехать до Темрюка. На местном автовокзале садитесь на автобус № 107 или № 110. Первый следует до поселка Кучугуры, второй – до поселка Ильич. Оба делают остановку в Пересыпи.

Какая будет зима на Кубани в 2022-2022 году

Кубань – самый южный регион России, который расположен в пределах административных границ Краснодарского края. Это огромная территория с разнообразным ландшафтом и несколькими природными зонами, каждая из которых обладает уникальными климатическими особенностями. Зимний сезон в Краснодарском крае длится недолго, зачастую обходится без сильных морозов и устойчивого снежного покрова. Чтобы узнать, какая будет зима 2022-2022 года на Кубани, следует подробнее ознакомиться с прогнозом погоды в горной части региона и на побережье.

Общие тенденции зимнего климата края: мнения синоптиков

Метеорологи отмечают, что зима в Краснодарском крае всегда славилась своей переменчивостью, когда очень теплые зимние сезоны чередуются со студеными. Виной всему – географическое положение региона, который находится на стыке холодных и теплых воздушных масс. Но тенденция глобального потепления дает о себе знать и на Кубани – за последние 10 лет среднегодовая температура на территории края повысилась на 2 градуса. Поэтому в периоды зимних потеплений столбик термометра может подниматься до отметок +20 °С вместо привычных скачков до +10 °С.

Глобальное потепление привело к тому, что зимой жители южного региона все чаще сталкиваются с природными катаклизмами – сильными снегопадами, метелями, ураганами, ливнями. Ведущий метеоролог Краснодарского края Андрей Бондарь предсказывает Кубани в ближайшие 10 лет постепенное снижение среднегодовых температур. Зимы будут становиться холоднее, но в грядущем сезоне 2022-2022 гг. местные жители особых изменений не почувствуют – пока планета получает очень много солнечных лучей. На данный момент Солнечная система находится в межсезонье, а значит очень теплая зима (как это было в сезоне 2019-2022 гг.) в Краснодарском крае повторится еще не раз.

В степной части края зимний сезон станет короче, чего не скажешь о горных регионах – здесь зима будет приходить и отступать точно по календарю. Теперь подробный прогноз погоды для Кубани по месяцам.

Декабрь 2022

Климат северных районов Краснодарского края отличается умеренной континентальностью. На обширных равнинных территориях зимой начинают дуть холодные ветра, которые в снежные или дождливые декабрьские дни могут вызвать обледенение. В декабре 2022 года синоптики обещают здесь постепенное снижение температурных показателей до минусовых отметок в течение суток. Средняя дневная температура воздуха составит около 2 °С мороза, ночная – до минус 5 °С.

В южной части Кубани, где сконцентрированы основные черноморские курорты, декабрь окажется намного теплее горных и северных районов. Среднесуточная температура в Краснодаре составит около +6 °С, в Сочи и Туапсе днем воздух прогреется до +10 °С. Столбик термометра в ночное время не опустится ниже нуля, температура будет держаться возле отметки +3 °С.

Читайте также:
Переезд в Крым на ПМЖ в 2022 году

Вторая половина месяца на Кубани окажется пасмурной и влажной. На Черноморском побережье осадки выпадут в виде дождя, в горах сохранится снежная погода со среднесуточной температурой воздуха около 0 градусов. Новогодняя ночь в Краснодаре будет дождливой с температурой +1 °С.

Согласно многолетним наблюдениям, в декабре на Кубани синоптики насчитывают 5 ясных дней, 20 дней с переменной облачностью и 6 с длительными осадками.

Январь 2022

Первый день нового 2022 года не порадует жителей Краснодара снежной погодой. Зато тучи, которые принесли с собой ночной дождь, к утру рассеются. На небе появится солнце, которое будет прогревать воздух до конца дня. Дневная температура в городе в этот день составит +2 °С, а ночью подморозит до -1 °С. В горных районах сохранится морозная погода с максимальными показателями до -10 °С.

Теплее всего в январе будет в районах Сочи и Адлера. Днем воздух будет прогреваться до +7 °С, а ночью прогнозируется несущественное похолодание до +3 °С. Однако южная часть Кубани в январе 2022 будет подвержена воздействию сильных холодных ветров. Они будут дуть со скоростью 7-8 м/с, достигая ураганной силы до 40-60 м/с. Учитывая высокую влажность воздуха на побережье (до 85%), шквальный ветер может вызвать сильное обледенение и снизить фактическую температуру на 10 градусов.

Февраль 2022

В северных и горных районах Кубани в феврале держится настоящая зимняя погода. Синоптики отмечают тенденцию к снижению среднесуточных температур в этом месяце. На севере Краснодарского края в феврале 2022 года прогнозируется небольшой мороз. Днем показатели температуры будут колебаться в пределах 1-3 градусов со знаком минус, ночью ожидается похолодание до -5..7 °С.

Самым холодным выдастся период с 1 по 7 февраля, когда за окном будет держаться стабильный минус. В первый день месяца на северную часть Кубани юго-восточный ветер принесет осадки в виде снега. Зато последние числа февраля будут дождливыми с потеплением до +7 °С.

Февраль в Краснодаре в 2022 году будет умеренно теплым и слякотным со средней температурой ночью +1 °С, а днем +5 °С. Холодная погода будет держаться в первой половине месяца – на это время синоптики прогнозируют заморозки до -1 °С, однако осадков в виде снега не ожидается. Дождливых дней в феврале в Краснодарском крае будет меньше – всего 4, столько же ожидается дней с абсолютно ясной погодой. В остальное время будет наблюдаться плотная облачность, которая не позволит воздуху хорошо прогреваться. Для февраля на всей территории Кубани характерны сильные ветра, которые усиливают ощущение холода. В отдельные дни скорость ветра достигнет 9 м/с с порывами до 15-20 м/с. Безветренную зиму метеорологи обещают только горным местностям, которые не испытывают на себе влияния воздушных масс, поступающих с побережья.

В последнюю неделю февраля прогнозируется потепление до +8 °С днем и +5 °С ночью. Но учитывая сильные ветра и высокую влажность, изменения температур жители края на себе не почувствуют.

Как на Кубани в 1943 году освобождали станицы и города

” МК на Кубани” – об изгнании фашистских солдат с кубанской земли

Зимой 1943 года после крупного поражения немецко-фашистских войск под Орджоникидзе советские войска перешли в стремительное контрнаступление

Штурм “Голубой линии”. Фото:topwar.ru

«Голубая линия»:

рубеж от Новороссийска до косы Вербяной

В течение января — марта 1943 г. была освобождена большая часть территории Краснодарского края, немецкая 17-я армия оказалась прижатой к морю и удерживала за собой лишь территорию Таманского полуострова, прикрытого заранее созданным мощным оборонительным рубежом, известным под названием «Голубая линия».

«Голубая линия» представляла собой созданную по всем правилам инженерного искусства сеть оборонительных сооружений, протянувшихся от Новороссийска на Черноморском побережье до косы Вербяной на берегу Азовского моря.

Бои на Крымском направлении

Оборонительный рубеж, преграждающий частям Красной армии путь на Тамань, был создан немцами с умелым использованием всех плюсов местного ландшафта. На юге (от Новороссийска до села Молдаванского) оборона была построена по горным хребтам, поросшим лесом, из-за чего резко снижалась эффективность артиллерийского огня, а наши войска полностью лишались поддержки танков. На севере возможности для широкомасштабного наступления мешали обширные плавни.

Единственный пригодный участок для наступления оставался в районе станицы Крымской. Его немцы укрепляли с особой тщательностью, создав в итоге мощную, глубокоэшелонированную оборону до 25 км в глубину.

Давая время для сооружения укреплений, на подступах к станице Крымской немецкое командование любой ценой старалось задержать продвижение частей Красной армии. Для сооружения укреплений, рытья окопов и противотанковых рвов оккупанты сгоняли тысячи жителей окрестных хуторов и станиц. В станице Абинской, бои за которую шли две недели, саперные и полевые войска фашистов возводили узлы сопротивления, доты, дзоты, превращая дома станичников в мощные опорные пункты.

Читайте также:
Расширение границ Новой Москвы до 2025-2030 года: карта, план

23 марта 1943 года станица Абинская была освобождена от оккупации. Новой задачей для наших частей становился Крымский укрепрайон, который опоясывал станицу Крымскую (сегодня — город Крымск) и прилегающую местность к северу и югу.

Ожесточенные, но малорезультативные бои по прорыву «Голубой линии» на этом участке продолжались с апреля по сентябрь 1943 года, и только 16 сентября советские войска окончательно смогли взломать ее. После боев конца апреля — начала марта, в результате которых была освобождена станица Крымская и прорван передовой укрепрайон, командование 56-й и 37-й армий подготовило новое наступление в направлении Киевское — Молдаванское с целью прорыва «Голубой линии» с дальнейшим наступлением на станицу Гостагаевскую и Анапу.

Жалею — за друзей не отомстил…

О событиях 1943 года вспоминает Василий Иванович Харкан — ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на «Голубой линии», награжденный орденом Отечественной войны II степени.

— Это сейчас о войне все из книжек по истории узнают. А мы своими глазами видели, — начал свой рассказ Василий Иванович. — Мне в 1942-м семнадцать было. Жил я тогда в селе Воскресенском, что в Отрадненском районе. Однажды снарядили меня в поездку в село Новокубанское, чтобы я на обозе доставил для отправлявшихся на фронт казаков продовольствие. Приехал. А часть полка уже выбыла…

Затем было время оккупации (Кубани, — прим. ред.). Много чего повидали. В 1943 году, незадолго до моего восемнадцатилетия (родился я 27 февраля 1925 года), призвали меня в запасной полк, который располагался в Армавире. Научили военному делу — и на фронт.

Служил я в 56-й армии в 339-й стрелковой дивизии. Стояли мы на огненном рубеже «Голубой линии» за станицей Крымской. По заданию меня, владевшего немецким языком, посылали на передовую агитировать немцев сдаваться в плен. А вообще в задачу нашего взвода входило заменять части, которые уходили после тяжелых боев на отдых.

В сентябре наша стрелковая дивизия принимала участие в освобождении Новороссийска и преследовала врага до Анапы. А у станицы Гостагаевской меня ранило осколками снаряда, попал я в госпиталь. И в июне 1944 года война для меня закончилась: комиссовали и отправили домой.

— Жалею только о том, — завершает свой рассказ ветеран, — что не дошел до Берлина, не отомстил фашистам за гибель друзей…

Справка ” МК”

25 февраля 1943 года — освобождена от оккупантов станица Старонижестеблиевская

28 февраля 1943 года — начались наступательные операции Северо-Кавказского фронта в районе станицы Крымской.

10 марта 1943 года — освобождена станица Красноармейская (Полтавская).

13 марта 1943 года — авиация Черноморского флота произвела установку мин в Керченском проливе.

16 марта 1943 года — завершилась Краснодарская операция: войска Северо-Кавказского фронта продвинулись на 60-70 км. За отличия в боях по освобождению города три соединения 46-й армии получили почетные наименования «Краснодарских».

25 марта 1943 года — немцев прогнали из хутора Трудобеликовского.

22 марта 1943 года — освобожден населенный пункт Протичка.

23 марта 1943 года — оккупантов прогнали из станицы Славянской (ныне город Славянск-на-Кубани).

23 марта 1943 года — летчик 100-го гвардейского истребительного авиаполка старший лейтенант И. Л. Шматко, возглавляя группу из 8 истребителей, вступил в бой с 40 немецкими истребителями в районе станицы Крымской. Наши летчики уничтожили 11 вражеских самолетов. В этом бою старший лейтенант Шматко протаранил самолет врага и погиб смертью героя.

24 марта 1943 года — освобождена станица Абинская.

Какие города Краснодарского края лучшие для жизни: рейтинг 2022 года

Краснодарский край является одним из самых привлекательных не только для отдыха, но и для постоянного проживания. Молодежь готова переехать сюда на ПМЖ в поисках хорошей работы, а пенсионеры ищут лучшие города у моря, чтобы встретить в комфорте старость. Какие большие и малые города Краснодарского края считаются оптимальными для жизни?

Этим вопросом задаются многие. Ответ на него можно найти не только в отзывах местных жителей, которые часто бывают предвзятыми, но и в результатах исследований, что проводят различные организации.

Города Краснодарского края из ТОП-100 рейтинга «Урбаники»

Например, сразу четыре города Краснодарского края входят в топ-100 лучших городов для жизни, по мнению экспертов института территориального планирования «Урбаника». Рейтинг составлен по 100 крупнейшим городам России с населением свыше 173 тыс. человек.

Краснодар оказался не только лучшим в крае, но и лидером общефедерального рейтинга.

«Город обладает объективными, данными природой и географическим положением преимуществами. Там тепло и солнечно, недалеко до курортных зон Краснодарского края, продолжительный сезон доступности недорогих натуральных продуктов. По показателям обеспеченности качественными торговыми площадями, обеспеченности жильем, освещенности улиц, внешней транспортной доступности Краснодар входит в первую десятку рейтинга», – прокомментировал итоги рейтинга управляющий партнер Института «Урбаника» Федор Коньков.

Читайте также:
Средняя зарплата в Уфе в 2022 году

Еще одним плюсом Краснодара является сравнительно невысокая стоимость жизни.

Второе место среди городов Краснодарского края занял Новороссийск (44-е место в общем рейтинге), чуть ниже оказался Сочи – 48-е место. Кроме того, 97-е место в российским рейтинга лучших для жизни городов занял Армавир.

Впрочем, вряд ли 97-е место из 100 возможных, которое занял Армавир, можно считать хорошим результатом. Скорее, наоборот.

Города Кубани в рейтинге Финансового университета

Финансовый университет при Правительстве РФ составляет свой рейтинг по оценке качества жизни. Исследование проводится в городах с населением более 250 тысяч человек на основании соцопросов.

В рейтинг по итогам 2022 года вошли три города Краснодарского края. Восьмую строчку занял Сочи, 17-ю – Краснодар и 23-ю – Новороссийск.

Лучшие для проживания города Краснодарского края: рейтинг Минстроя

Минстрой РФ ежегодно оценивает комфортность проживания в городах, рассчитывая Индекс качества среды. Каждый город проверяется по 6 показателям, а затем выставляется оценка.

+ Если оценка 181 балл и выше, значит в городе создана в целом благоприятная среда для проживания.

– Если показатель 180 баллов и ниже, это говорит о в целом неблагоприятной для проживания городской среде.

✓ Среди крупных городов Краснодарского края лучшими для проживания, по мнению Минстроя, стали Сочи (225 баллов), Краснодар (223), Новороссийск (214).

✓ Среди больших городов (100-250 тыс. жителей) в Краснодарском крае комфортных для проживания не нашлось. А неблагоприятную городскую среду, по данным Минстроя, имеет, например, Армавир, набравший 175 баллов.

✓ Среди средних городов (от 50 до 100 тысяч чел.) Краснодарского края лучшими для проживания названы: Геленджик (216), Анапа (211), Туапсе (207), Тихорецк (181). В целом неблагоприятную городскую среду имеют: Ейск (176), Балореченск (172), Кропоткин (168), Тимашевск (165), Крымск (160), Славянск-на-Кубани (159), Лабинск (150).

✓ Среди малых городов (25-50 тыс. чел.) Краснодарского края высокий Индекс качества среды тоже не заслужил никто. Значения ниже 181 балла получили Горячий Ключ (179), Темрюк (176), Гулькевичи (171), Новокубанск (171), Приморско-Ахтарск (158), Апшеронск (157), Усть-Лабинск (157), Курганинск (156), Абинск (149), Кореновск (149).

✓ Среди населенных пунктов с численностью населения от 5 до 25 тыс. жителей в Краснодарском крае достойных тоже не нашлось. Город Хадыженск заслужил всего 139 баллов.

Какие города Краснодарского края выбирают для жизни сами россияне

О том, какие из городов Краснодарского края являются лучшим для проживания, можно судить по росту числа жителей.

Человек, как известно, ищет, где лучше. Если число жителей города растет, то можно считать, что он является привлекательным для переезда на ПМЖ.

Мы выбрали города Краснодарского края с численностью населения более 20 тысяч человек и сравнили, как меняется число жителей.

Города и станицы Краснодарского края, где число жителей растет

По данным Росстата на 2022 год

Абинск
Анапа
Афипский (пгт)
Ахтырский (пгт)
Брюховецкая (ст)
Горячий Ключ
Гулькевичи
Динская (ст)
Ейск
Елизаветинская (ст)
Ильский (пгт)
Кореновск
Краснодар
Крымск
Мостовской (пгт)
Новокубанск
Новотитаровская (ст)
Отрадная (ст)
Павловская (ст)
Приморско-Ахтарск
Северская (ст)
Славянск-на-Кубани
Сочи
Тбилисская (ст)
Темрюк

Города и станицы Краснодарского края, где число жителей снижается

По данным Росстата на 2022 год

Апшеронск
Армавир
Белореченск
Геленджик
Каневская (ст)
Кропоткин
Курганинск
Кущёвская (ст)
Лабинск
Ленинградская (ст)
Новороссийск
Полтавская (ст)
Староминская (ст)
Тимашевск
Тихорецк
Туапсе
Усть-Лабинск
Хадыженск

Заключение

Сегодня многие жители России хотели бы переехать на ПМЖ в какой-либо из городов Краснодарского края. Людей привлекает мягкий климат и близость Черного моря.

✓ Лучшими для проживания крупными городами на Кубани, согласно рейтингам, являются сам Краснодар, а также Сочи и Новороссийск.

✓ Государство в лице Минстроя РФ оценивает работу местных властей по благоустройству, рассчитывая Индекс качества городской среды. Этот показатель также может служить одним из критериев при выборе лучшего для жизни города Краснодарского края.

✓ Одним из показателей качества проживания в населенном пункте можно считать изменение числа жителей. Если численность населения снижается, это может говорить о том, что город не очень привлекателен для переезда. Если – растет, то это может быть поводом присмотреться к городу повнимательнее, изучить его плюсы и минусы в отзывах реальных жителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: