Средняя цена бензина в регионах России в 2022 году: сравнение с другими странами

Цены на бензин в 2022 году в России

Цены на бензин в 2022 году будут расти, как и в предыдущие годы. Только кажется, что стоимость топлива может волновать лишь владельцев личного транспорта, но на самом деле это не так. От стоимости бензина зависят и цены на другие виды транспортируемой продукции. В России бензин регулярно дорожает, и это оказывает влияние практически на все сектора экономики. На сколько подорожает бензин и какие факторы повлияют на рост цены – детально об этом далее.

От чего зависит цена на бензин

Многие покупатели возмущаются подорожанием топлива и считают, что это прихоть продавцов бензина и увеличение наценки. Но на самом деле не все так просто, даже при поверхностном рассмотрении вопроса можно заметить, что на формирование стоимости влияет целый ряд факторов. При глубинном анализе процессов формирования цен можно увидеть, что все гораздо сложнее. Вот основные факторы, влияющие на формирование расценок и рост стоимости:

  • цена добываемого первичного сырья;
  • затраты на технологические процессы переработки;
  • расходы, связанные с транспортировкой;
  • действующие тарифы акцизов;
  • налогообложение производства и продажи;
  • траты, связанные с повышением стандартов экологичности;
  • траты связанные с внедрением инноваций, улучшением технического оснащения производства;
  • траты, связанные с обслуживанием заправочных станций;
  • торговая розничная наценка.

В разных странах свой комплекс причин, почему растут цены на разные виды топлива и на бензин, и в 2022 году разброс стоимости будет по-прежнему заметен. Парадоксальный факт – чем ближе к месту добычи первоначального сырья, тем выше стоимость топлива. В России хоть и хорошо развита добывающая и перерабатывающая промышленность, стоимость регулярно повышается, и это влияет на все сферы экономики.

Связь стоимости нефти с ценой бензина

Бытует мнение, что главная причина роста стоимости топлива – это повышение цены исходного сырья. Но практика показывает, что это не совсем так. Регулярное повышение цен на разные виды топлива и на бензин – это следствие комплекса факторов. Конечно же, цена на нефть оказывает влияние на процессы ценообразования, но не настолько существенно, чтобы это принимать во внимание.

Эксперты анализировали ситуацию на рынке и пришли к выводу, что стоимость топлива изменяется лишь на долю процента при колебаниях цен на нефть.

Если проанализировать ситуацию за прошлые годы, можно увидеть, что даже при значительном падении стоимости барреля нефти, бензин не падал в цене. Следовательно, этот фактор можно считать наименее значимым. Это объясняется тем, что доля нефти составляет не более 7% в конечной стоимости топлива в России.

Динамика изменения цен за прошлые годы

Лучше понимать текущую ситуацию на рынке и делать прогнозы можно на основании тенденций прошлых лет. За предыдущее десятилетие цена на топливо существенно изменилась, она ежегодно повышалась. Если взять за исходное значение показатель в 2008 году, перед началом экономического кризиса, за 1 литр на заправках запрашивали 25 рублей и 14 копеек.

Позже произошел обвал рынка, бензин стоил 19 рублей и 77 копеек. Весной 2009 года начался стабильный рост. В 2012 уже за один литр запрашивали 30 рублей. Кризис 2014 тоже внес свои коррективы, нефть упала до 45 долларов за баррель, а бензин подорожал на 5 рублей в сравнении с 2012.

В связи с падением нефти в 2015 и 2016 году произошло незначительное снижение стоимости, но уже в 2017 ценник на заправках вырос до 40 рублей, а в 2018 – до 45. После этого был введен в действие демпфер.

Цены на бензин

Чтобы понимать, на сколько подорожает бензин в 2022 году, можно посмотреть, как протекал рост в предыдущие годы.

Год Стоимость в рублях
2010 24,82
2011 26,95
2012 28,33
2013 30,88
2014 32,49
2015 37,12
2016 36,70
2017 38,08
2018 41,05
2019 45,12

Уже в мае 2021 года стоимость топлива равнялась 45 рублям и 91 копейке за литр. Учитывая динамику подорожания за предыдущие годы, можно прийти к выводу, что в будущем сохранится такая же тенденция.

Цены на дизельное топливо

В среднем дизельное топливо будет стоить в 2022 году, согласно прогнозам, 57,3 рубля. Подорожание ДТ проходит планомерно, параллельно с бензином. Если считать общий процент увеличения цены с 2008 по 2021, то можно увидеть, что он превысил 100%. Ежегодно дизельное топливо дорожало в среднем на 5-7%.

Читайте также:
Экологически чистые города России в 2022 году: список и рейтинг Топ-10

Акциз на топливо

Планомерный рост цен на все виды ГСМ и на бензин связан также с акцизами в 2022 году. При построении каких-либо прогнозов о подорожании ГСМ необходимо, в первую очередь, учитывать рост акцизов. В 2021 были установлены такие акцизы:

  • бензин – 13 260 рублей за тонну;
  • дизель – 9 200 рублей тонна.

В 2022 году ожидаются изменения: согласно принятой программе, прогнозируемый рост акцизов составит 4%:

  • топливо ниже класса 5 – 14 169 рублей;
  • бензин класса 5 – 13 793 рубля;
  • дизель – 9 556 рублей.

Доля акцизов в ценообразовании ранее составляла не более 15%, но с 2018 года все изменилось. Теперь акцизы составляют 22-23% стоимости и играют важную роль в подорожании. Выплаты, которые делают нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, направляются в бюджет и распределяются на дорожное строительство.

Почему растут цены на бензин в 2022 году

Подорожание бензина в России – это неизбежность. Кроме перечисленных факторов, есть и другие, которые индивидуальны для каждой страны. К примеру, в РФ есть два налога, которые играют решающую роль в формировании конечной стоимости топлива. Речь идет об НДПИ и НДС. Дополнительно аналитики учитывают демпферный механизм, который также стимулирует рост стоимости. И если НДС остается по-прежнему 20%, то НДПИ будет расти.

В 2021 году коэффициент НДПИ равнялся 3,5. В результате запущенного налогового маневра с 2019 года начали постепенно снижаться пошлины на экспорт нефти и продуктов ее переработки. Но при этом начал пропорционально расти НДПИ. Согласно принятой программе, этот процесс будет полностью реализован до 2024 года.

Цель этого налогового маневра – увеличить объемы поступлений в бюджет от нефтяных компаний, которые уплачивают НДПИ не с проданной за рубеж нефти, а с объемов добычи. Пошлина же выплачивается только за экспортируемое сырье и продукцию.

Согласно разработанной стратегии, этот маневр должен стимулировать модернизацию нефтяного производства, а также повысить производительность. Но закономерно то, что рост НДПИ и акцизов окажет влияние на розничную цену топлива/

Демпфер – еще один инструмент, оказывающий влияние на ценообразование. Этот механизм создан и применяется с 2018 года. Благодаря демпферу блокируются резкие колебания стоимости. Чтобы понимать принципы функционирования демпфера, необходимо рассмотреть такой термин, как «нетбэк». Это пределы стоимости, на которые ориентируются нефтяные компании, чтобы понимать, где выгоднее реализовывать сырье – на отечественном или зарубежном рынке. Нетбэк вычисляется по формуле: от мировой цены отнимаются транспортные затраты и пошлина на экспорт, а к полученному числу прибавляются акцизы. Результат – внутрироссийская стоимость.

С 2018 года нефть стала подакцизным товаром. Но система налогообложения для компаний, занимающихся переработкой, устроена достаточно сложно. Для предприятий, которые ежегодно инвестируют в модернизацию от 60 миллиардов рублей и производят из приобретенного сырья от 10% бензина V класса, налоги снижаются – вычитывается обратный акциз. Используется механизм демпфера, вычисляется разница внутренней стоимости и рублевого нетбэка. Результат умножают на установленный коэффициент: 0,65 – для ДТ, 0,68 – для бензина.

Прогноз цен на бензин в 2022 году

Чтобы максимально точно дать прогноз цен на бензин в России в 2022 году, необходимо учитывать доминирующие факторы ценообразования, а также дополнительные нюансы. Еще один определяющий фактор – это спрос, именно он будет задавать направление в ценообразовании.

Эксперты не прогнозируют резких скачков цен, так как в результате кризиса у населения наблюдается дефицит средств. В результате кризисных явлений в отечественной и мировой экономике значительная часть населения может перейти на использование общественного транспорта. Это существенно снизит спрос на топливо в стране, но также эксперты прогнозируют снижение продаж нефтепродуктов и на мировом рынке, что является логичным следствием кризиса. Благодаря этому стремительный рост цен остановится.

Однако есть и другие факторы. Эксперты из нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний прогнозируют стремительный рост стоимости готового продукта по причине растущих стандартов. Компании переходят на новые виды оборудования, внедряют сложные технологии, повышающие экологичность добычи и переработки. Согласно прогнозам, новая цена в 2022 году может быть выше на 10-15% в сравнении с 2021. То есть в среднем рост будет равняться 5-7 рублям за 1 литр. АИ-95 будет стоить около 50-53 рубля.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Волгоград в 2022 году

Но есть эксперты, которые не согласны с данным прогнозом на 2022 год. Они утверждают, что из-за снижения спроса и покупательной способности, стоимость в первом полугодии снизится. За счет этого резкий скачок во втором полугодии будет не таким заметным. То есть, итоговый рост будет равняться примерно 5-10 процентам за счет снижения в первом полугодии и подорожания во втором.

Цены на бензин в 2022 году в России вырастут, но точно узнать, на сколько подорожает топливо, можно будет только по факту. Прогнозы аналитиков – это лишь примерный показатель, который можно использовать в качестве ориентира, чтобы иметь общее представление о ситуации.

Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?

Часто граждане связывают рост стоимости бензина исключительно с повышением цены на нефть. Но, просмотрев статистические данные, например, за последние 10 лет, можно обнаружить, что бензин в России непрерывно дорожает.

Стоимость нефти за указанный промежуток времени претерпевала значительные колебания как в сторону уменьшения, так и возрастания. Очевидно, что не наблюдается прямой взаимосвязи между ценами на бензин и нефть.

Существуют несколько причин для непрерывного повышения стоимости топлива. Рост цен на бензин 2022 года можно спрогнозировать, зная «тайные» механизмы ценообразования.

От чего зависит цена на бензин?


Как ни парадоксально звучит, но цена на бензин слабо коррелируется со стоимостью барреля нефти. По мнению экспертов, черное «золото» влияет на итоговый ценник литра топлива лишь на 5-7%.

Если разложить цену на составляющие, то получится следующий список:

  • налоги;
  • расходы на добычу и переработку;
  • стоимость сырья;
  • затраты АЗС;
  • прибыль нефтяных компаний.

На 65%-75% цена состоит из налогов, в том числе НДПИ, НДС, акциз. НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, платится недропользователями, в рассматриваемом случае — нефтяными компаниями.

С 1 января 2019 года произошло повышение НДС с 18% до 20%, рост акцизов был более существенен — за тонну бензина он поднялся с 8213 до 12374 рублей. Ниже представлена диаграмма составляющих стоимости топлива.

Получается, что цена на бензин, в основном, зависит от налоговой политики государства. Данная ситуация не уникальна для России — во многих развитых странах налоговое бремя является определяющим.

Но условия налогообложения в России таковы, что стоимость горючего растет вне зависимости от изменения цены на нефть. Поэтому, с большой долей вероятности, можно предсказать в 2022 повышение цен на бензин. Причем рост будет больше величины инфляции.

Тенденция изменений цен на бензин за последние 10 лет

Чтобы понять подорожает ли бензин в 2022 году в России, следует проанализировать статистические данные. На протяжении 10 лет цена на топливо постоянно повышается. В августе 2008 года перед началом глобального кризиса стоимость горючего была равна 25,14 рублям за литр.

После обвала рынков литр бензина упал в цене до 19,77 рублей, но возобновил рост в мае 2009 года. Далее последовало непрерывное увеличение стоимости, и в конце 2012 года был преодолен рубеж в 30 рублей.

После начала кризиса в 2014 году, несмотря на резкое падение котировок на нефть со 100$ до 45$ за баррель, топливо немного прибавило в цене — до 35 рублей.

Дальнейшее удешевление нефти до 27,5 $ за баррель в 2015-2016 годах привело к незначительному снижению стоимости с 37,5 до 36,5 руб./литр. Но затем продолжилось возрастание, достигнув в 2017 планки в 40 руб./литр.

В мае 2018 года АИ-95 стал стоить 45 руб./литр. Были предприняты попытки снизить цену, для чего снизили акцизы и разработали демпферный механизм, веденный в действие в 2019 году.

Цены на бензин


Более подробный график и таблицы с ценами на бензин за 20 лет представлены на сайте Росстата. Данные официального органа власти подтверждают тенденцию к постоянному возрастанию цены ГСМ. Поэтому желательно знать на сколько подорожает бензин в 2022 году.

Читайте также:
Как происходит выписка из Узбекистана для получения ПМЖ в России в 2022 году

Цены на дизель

Стоимость дизельного топлива следовала по тому же пути, что и цена бензина. С 2008 года стоимость ГСМ возросла почти на 100%, что выше суммарных показателей инфляции за это же время. Чтобы определить сколько будет стоить бензин в 2022 году, необходимо изучить влияние составляющих в цене на бензин.

Зависимости цены топлива от цены на нефть

По мнению экспертов розничные цены на ГСМ практически не изменяются при любых колебаниях стоимости нефти. Связано это с тем, что доля черного «золота» не превышает 7% в итоговой цене горючего в России. Лучшим подтверждением этому является рассмотрение изменения стоимости двух объектов на одном временном графике.

Даже при очень больших падениях цены за баррель, ГСМ продолжали расти. Поэтому стоимость бензина в 2022 году будет мало зависеть от изменений котировок «черного золота».

Акциз на топливо


Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать сколько будет стоить бензин в 2022 году в России. Акциз является одним из видов налогов, устанавливается на переработку нефти в различные виды топлива.

Так для бензина ниже 5 класса в 2021 году был установлен акциз в размере 13620 рублей за тонну, для 5 класса — 13260 руб./тонна. Дизель облагается налогом в размере 9200 руб./тонна.

В 2022 году акцизы будут подняты на 4% или в абсолютных значениях:

  • бензин ниже 5 класса — 14169 руб./тонна;
  • бензин 5 класса — 13793 руб./тонна;
  • дизель — 9556 руб./тонна.

До 2018 года доля акцизов в стоимости топлива находилась на уровне 15%. Ежегодное увеличение производилось не выше уровня инфляции. Однако, в январе 2018 года акцизы были подняты на 10,7%, что спровоцировало резкое поднятие цены на топливо и повышение доли налога в ценообразовании — до 22-23%.

Данные выплаты направляются государством на дорожное строительство. Резкое увеличение акцизов в 2018 году было вызвано строительством двух крупных объектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Значит, цена бензина в 2022 году поднимется, как минимум, на 3-4%.

Почему подорожание бензина неизбежно?


Помимо акцизов существуют еще 2 налога, которые влияют на прогноз роста цен на бензин в 2022 году. НДС и НДПИ — вносят значительный вклад в цену топлива. Также имеется демпферный механизм, способствующий росту стоимости горючего. НДС равен 20%, НДПИ будет повышаться согласно налоговому маневру.

В 2021 году коэффициент кратности НДПИ будет равен 3,5. Налоговый маневр был начат в 2019 году, предусматривает постепенное снижение до нулевого значения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, с одновременным увеличением НДПИ. Процесс должен завершиться к 2024 году.

Увеличение НДПИ позволит государству собирать больше средств с нефтяных компаний, так как НДПИ выплачивается, исходя из объема добытой нефти, а экспортные пошлины платятся только за реализованную за рубеж.

Власти объясняют данный маневр стремлением принудить компании к модернизации производства и повышению производительности. Увеличение НДПИ и акцизов приведет к повышению стоимости топлива.

Еще одним инструментом, стимулирующим повышение, является демпфер. Демпферный механизм был разработан в 2018 году на фоне резко увеличивающихся цен на бензин, ввели его в действие с 1 января 2019 года. Демпфер служит для недопущения резких колебаний цен на топливном рынке России, но способствует плавному повышению стоимости горючего.

Перед рассмотрением принципа функционирования механизма необходимо определить термин «нетбэк». Нетбэк — это ценовая граница, ориентируясь на нее, можно определить, где выгодней продавать топливо — в России или за рубежом.

Вычисляется величина в РФ путем вычитания из мировой цены на топливо затрат на транспортировку, экспортной пошлины, а затем — добавление акцизов. Полученная цифра в рублях служит для определения внутрироссийской цены.

Нефть, покупаемая нефтеперерабатывающим предприятием, стала в 2018 году подакцизным товаром. Если компания производит из приобретенного сырья не менее 10% бензина 5 класса от общей продукции или тратит на модернизацию производства не менее 60 млрд. рублей в течении нескольких лет, то ей снижаются налоги, путем вычета обратного акциза.

Рассчитывается размер выплат с помощью демпфера. Для этого вычисляют разницу между рублевым нетбэком и внутренней ценой, устанавливаемой правительством на год. Полученную разницу умножают на коэффициент 0,68 для бензина и 0,65 для дизеля. Итоговая величина и есть скидка за каждую переработанную тонну.

Читайте также:
Самые экологически грязные города Подмосковья в 2022 году

Правило работает когда демпфер положительный, то есть нетбэк выше, чем внутренняя цена. В этом случае государство выплачивает компенсацию компаниям в виде снижения налогов. Но если демпфер становится отрицательным, то уже производители топлива должны платить дополнительные налоги, что повышает цену литра горючего.

Причем оговорено, что механизм перестает действовать при изменении продажной цены на 10% вверх или вниз от условной внутренней, устанавливаемой государством. Поэтому в случае отрицательного демпфера компании поднимают цены выше 10% порога и перестают выплачивать дополнительные налоги.

Даже при положительном демпфере, когда государство компенсирует компаниям недополученную прибыль от экспорта, производителям выгодно держать цену вблизи 10% максимума. Тогда будет получена максимальная прибыль в виде снижения налогов и повышенной стоимости топлива. Также много претензий к назначению внутренней цены.

В 2021 году она равна 56300 руб./тонна и повышается каждый год на 5%, не реагируя на возможные резкие изменения в течении года. Если мировые цены будут снижаться, то будет возрастать отрицательное сальдо демпфера, что приведет к повышению цен на внутреннем рынке. Получается, что оснований для снижения стоимости литра горючего не наблюдается.

На сколько подорожает топливо в 2022 году


Узнав прогноз цен на бензин на 2022 год, свежие прогнозы экспертов, можно подготовиться к возможным потрясениям семейного бюджета, создать денежную «подушку» безопасности.

По мнению экономистов в 2022 году следует ожидать среднюю цену за бензин в размере 50,2 руб./литр.

Некоторые эксперты пророчат, что стоимость ГСМ на 2022 год будет еще выше из-за несовершенства демпферного механизма. Указывается превышение на 4% – 10% от существующих цен.

РТС предупредил о росте стоимости топлива в 2022 году

Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) во второй раз за год обратился к правительству в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке, указав на возможное усугубление текущих проблем в 2022 году. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на обращение союза к премьер-министру Михаилу Мишустину во вторник, 12 октября.

Союз считает, что нужно создать условия, чтобы демпфер для нефтепродуктов максимально устранял дисбаланс оптовых и розничных цен, при этом параметры налогового маневра не должны способствовать росту экспортного паритета.

В обращении говорится, что за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены. Топливные операторы считают, что это привело к «хронической отрицательной рентабельности розничного ритейла», но ситуация может ухудшиться в 2022 году из-за изменений в законодательстве.

Отмечается, что с 1 января планово вырастут на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла. Увеличится индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизельного топлива, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снизятся.

Рост налоговой нагрузки перенесется на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, влияющего на увеличение оптовых цен, считают в РТС.

«Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», — добавили в союзе.

В РТС подчеркнули, что если не скорректировать этот механизм и параметры налогового маневра, цены на оптовом рынке бензина могут вырасти в начале 2022 года и многие АЗС станут банкротами.

В РТС дали рекомендации для приведения оптовых цен в соответствие с розничными. Так, правительству предложили с 1 января 2022-го вернуться к формуле расчета демпфера по автобензинам, действовавшей во второй половине 2019-го, и для дизтоплива, действовавшей в 2020-м. Также там предлагают повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, уменьшить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется, и увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензинов и до 10% — для дизтоплива.

Читайте также:
Как переехать на ПМЖ на крайний север России в 2022 году

Также в союзе заявили о необходимости субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов в регионы Дальневосточного федерального округа и не учитывать в объемах биржевых продаж нефтяных компаний объемы, приобретенные на бирже в интересах вертикально интегрированных компаний и аффилированных с ними предприятий в основную торговую сессию через третьих лиц.

Помимо прочего, РТС предлагает уменьшить для автозаправок ставки эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9% и разрешить продавать на АЗС слабоалкогольные напитки, а также уменьшить ставки при оплате топлива на заправках безналичными средствами.

Согласно прогнозу отдельных показателей инфляции Минэкономразвития, который изучили «Известия» 8 октября, к концу года сильнее всего вырастут цены на непродовольственные товары (инфляция в этом секторе составит 7,2%), в эту группу входит и бензин.

Биржевые цены на бензины растут с лета этого года. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 12 октября бензин марки Аи-95 стоит 58,2 тыс. рублей за тонну по европейскому территориальному индексу. В конце сентября биржевая цена на бензин этой марки побила несколько рекордов, в том числе 24 сентября его стоимость поднялась до 60 570 рублей за тонну.

В начале сентября независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Предприниматели попросили решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин, сообщали «Известия» со ссылкой на письмо Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому. Объединение предложило в том числе увеличить нормативы биржевой торговли — до 25% по бензину и 15% — по дизелю, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

Бензин подоражает 2022

РТС предупредил о росте стоимости топлива в 2022 году

Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) во второй раз за год обратился к правительству в связи со сложной ситуацией в ценообразовании на топливном рынке, указав на возможное усугубление текущих проблем в 2022 году. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на обращение союза к премьер-министру Михаилу Мишустину во вторник, 12 октября.

Газовый рывок: Путин назвал причины энергетического кризиса в Европе

Почему цена на голубое топливо каждый день бьет рекорды и как это можно остановить

Союз считает, что нужно создать условия, чтобы демпфер для нефтепродуктов максимально устранял дисбаланс оптовых и розничных цен, при этом параметры налогового маневра не должны способствовать росту экспортного паритета.

В обращении говорится, что за январь–сентябрь 2021 года оптовые цены на топливо выросли на 27–30% в зависимости от марки, что в несколько раз больше величины, на которую увеличились розничные цены. Топливные операторы считают, что это привело к «хронической отрицательной рентабельности розничного ритейла», но ситуация может ухудшиться в 2022 году из-за изменений в законодательстве.

Отмечается, что с 1 января планово вырастут на 4% ставки акцизов на легковые автомобили, а также на бензины, дизельное топливо и моторные масла. Увеличится индикативная цена (оптовая цена, которую устанавливает правительство) в формуле демпфера для бензина и дизельного топлива, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снизятся.

Рост налоговой нагрузки перенесется на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, влияющего на увеличение оптовых цен, считают в РТС.

«Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла считаем необходимым внести изменения в Налоговый кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других давно назревших проблем», — добавили в союзе.

В РТС подчеркнули, что если не скорректировать этот механизм и параметры налогового маневра, цены на оптовом рынке бензина могут вырасти в начале 2022 года и многие АЗС станут банкротами.

В РТС дали рекомендации для приведения оптовых цен в соответствие с розничными. Так, правительству предложили с 1 января 2022-го вернуться к формуле расчета демпфера по автобензинам, действовавшей во второй половине 2019-го, и для дизтоплива, действовавшей в 2020-м. Также там предлагают повысить экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, уменьшить процент роста цены на нефтепродукты, при которой демпфер обнуляется, и увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15% для бензинов и до 10% — для дизтоплива.

Читайте также:
Что даёт постоянная и временная московская прописка в 2022 году

Также в союзе заявили о необходимости субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов в регионы Дальневосточного федерального округа и не учитывать в объемах биржевых продаж нефтяных компаний объемы, приобретенные на бирже в интересах вертикально интегрированных компаний и аффилированных с ними предприятий в основную торговую сессию через третьих лиц.

Помимо прочего, РТС предлагает уменьшить для автозаправок ставки эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9% и разрешить продавать на АЗС слабоалкогольные напитки, а также уменьшить ставки при оплате топлива на заправках безналичными средствами.

Согласно прогнозу отдельных показателей инфляции Минэкономразвития, который изучили «Известия» 8 октября, к концу года сильнее всего вырастут цены на непродовольственные товары (инфляция в этом секторе составит 7,2%), в эту группу входит и бензин.

Биржевые цены на бензины растут с лета этого года. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на 12 октября бензин марки Аи-95 стоит 58,2 тыс. рублей за тонну по европейскому территориальному индексу. В конце сентября биржевая цена на бензин этой марки побила несколько рекордов, в том числе 24 сентября его стоимость поднялась до 60 570 рублей за тонну.

В начале сентября независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Предприниматели попросили решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин, сообщали «Известия» со ссылкой на письмо Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому. Объединение предложило в том числе увеличить нормативы биржевой торговли — до 25% по бензину и 15% — по дизелю, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

Цены на бензин в 2022 году

Всех лиц, имеющих личный автомобиль, интересует стоимость топлива. Понятно, что для части населения цена бензина мало что значит в силу наличия солидных доходов, но для остальных граждан расходы на топливо имеют важное значение. Если же учесть, что затраты на бензин включают и в стоимость проезда на общественном транспорте, и в накрутку на продовольственные товары, и во многое другое, то цены на бензин в 2022 году в России волнуют подавляющее большинство жителей нашей страны.

Односторонняя связь стоимости нефти с ценой бензина

Внимательные россияне уже давно заметили повышение цен на топливо при росте стоимости нефти на мировом рынке. С одной стороны все выглядит логично — нефть дороже, значит и продукты ее переработки растут в цене. Однако обратных ситуаций почти не бывает — падение курса «черного золота» почти никогда не приводит к снижению стоимости топлива.

В первом квартале 2021 года такое явление наблюдалось, однако небольшое уменьшение ценника на бензин было связано не с падением курса нефти, а с общим неприятным экономическим спадом. Впрочем, если посмотреть на реальное падение курса нефти в процентах, то снижение цен на бензин не демонстрирует даже десятой части.

После начала разработки на территории США сланцевых месторождений, стоимость «черного золота» заметно пошатнулась. Сначала цена нефти резко обвалилась, потом поднялась, следом вновь упала. Эти экономические качели могли продолжаться сколько угодно раз, но в ситуацию вмешалась пандемия. По причине внедренного во многих государствах карантина расход топлива для автотранспорта резко упал во всем мире.

Особенности формирования стоимости

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

На стоимость бензина влияет множество факторов:

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

То же повышение НДС на 2% легло грузом на карман потребителей, а не поставщиков. Если же экологи обяжут сменить какие-нибудь фильтрующие системы при переработке нефти, то и эта модернизация повлияет на итоговую стоимость топлива. Это что касается повышения стоимости. Снижение же цены как раз зависит от продавцов — если топливо совсем не покупают, то они немного уменьшают свою торговую наценку.

Интересно знать! Часто граждане просто не задумываются, что в разных регионах страны цены на топливо отличаются. Парадоксальным является то, что иногда бензин дороже рядом с местами добычи и переработки нефти. Диапазон разброса стоимости в разных областях может отличаться на несколько рублей за литр.

Несмотря на то, что Россия все еще является сырьевой страной в огромном количестве добывающей углероды, стоимость топлива для граждан постоянно растет. Это повышение легко заметить на примере изменения стоимости в текущем и предыдущих годах.

Читайте также:
Переезд в Казань на ПМЖ из других городов в 2022 году

Динамика изменения цен за прошлые годы

На протяжении многих лет стоимость топлива устойчиво демонстрировала повышение, несмотря на все большую выработку изначального сырья. Более того, при повышении стоимости нефти на мировом рынке, цена бензина для граждан РФ тоже увеличивалась.

Как было сказано выше, в случае падения мирового «черного золота» готовое топливо не снижалось в цене. Его стоимость оставалась на прежнем месте. Однако если впоследствии нефть начинала дорожать, то за ней быстро «подтягивались» наценки на бензин и дизель. Исходя из этого можно понять, что в течении последних лет динамика цен в рублях была положительной, но для конечных покупателей отрицательной, т.к. им с каждым разом приходилось платить все больше.

По сути хорошо было только продавцам и добытчикам продуктов — обычные водители платили больше с каждым месяцем. В приведенной ниже таблице хорошо заметно выразительное изменение стоимости топлива с каждым годом. По сути за последнее десятилетие бензин подорожал почти вдвое.

Месяц и год Средняя стоимость
за литр в рублях
Ноябрь 2010 24,82
Июнь 2011 26,95
Декабрь 2012 28,33
Май 2013 30,88
Февраль 2014 32,49
Сентябрь 2015 37,12
Март 2016 36,70
Октябрь 2017 38,08
Январь 2018 41,05
Апрель 2019 45,12
Май 2022 45,91

Из таблицы видно, что на протяжении нескольких лет лишь в одном случае было незначительное падение цены, все остальное время стоимость топлива росла. Безусловно, колебания есть и в течение одного года, но этот момент важен тем, что в 2016 году не было слишком явного весеннего повышения цен, характерного после зимнего падение стоимости.

Необходимо понимать, что в таблице приведены цены по России в общем. Конкретные значения в разных регионах могут незначительно «плавать». Обе столицы и города-миллионники немного выбиваются из общего ценового потока — в Москве в мае 2022 года наблюдалась разница в стоимости по отношению к общероссийской почти на 1 рубль за литр. Выявляя сколько будет стоить бензин важно учитывать региональный фактор, ведь для части населения разница в 80-90 копеек за литр топлива может стать очень существенной.

Внимание! Удивительно, но в 2022 году во многих регионах наблюдалось реальное, хотя и не очень значительное, падение цен на бензин. Введение карантина из-за пандемии коронавируса, приведшее к резкому уменьшению продаж топлива, привело к небольшому уменьшению стоимости топлива. Именно с этим связана близкая стоимость топлива 2022 года и предыдущего 2019.

Если ориентироваться на среднероссийские показатели стоимости АИ-95, то только за апрель 2022 года цена «похудела» на 1,5%. Это позволило курсу вернуться на несколько месяцев назад — похожие показатели цена на топливо демонстрировала в июле 2019 года. Однако на будущее таких радостных прогнозов ждать не стоит.

Ориентировочная стоимость топлива в 2022 году

Первое, про что не стоит забывать, так это про спрос. В 2022 году от этого фактора будет сильно зависеть цена топлива. Характерный весенний скачок спроса может быть смазанным по причине дефицита средств у населения. В частности те, кто не использовал автомобиль в зимнее время из-за экономии, в кризисное время и весной могут отказаться от поездок. Изменения в местной и мировой экономике могут вынудить и регулярных пользователей автомобилей пересесть на общественный транспорт.

Читайте также:
Присоединение Крыма в состав России: что изменилось после воссоединения в 2022 году

Это скажется на спросе внутри страны, но не стоит забывать и про падение продаж нефти на мировом рынке в случае глобального кризиса. Такая ситуация, как минимум, останавливает рост цен. Если же на это наслаивается резкое снижение локальной покупательской способности, то прогноз по ценам может быть самым неожиданным, хотя все же не стоит забывать про одностороннюю связь стоимости в паре нефть-бензин.

Важно! Некоторые нефтяные компании говорят о том, что в 2022 году можно ждать 10-15% повышения стоимости топлива. Это связано с растущей сложностью добычи, установкой нового оборудования, налоговыми изменениями и иными обоснованными факторами.

Если перевести такие абстрактные проценты в реальные рубли, то можно понять, что к текущему курсу топлива добавится 5-7 рублей. Тот же АИ-95 предположительно будет стоить 50-53 р. за литр. Однако есть и те, кто прогнозирует меньший рост. К тому же не стоит забывать, что в первом полугодии наблюдалось падение цены на топливо. Если бы снижение цены не было, то эти 10-15% стали бы не очень комфортными, однако из-за предварительного уменьшения курса стоимость бензина уже не столь неприятная, хотя все же высокая.

Многие экономисты предполагают, что цены на бензин в 2022 году в России вырастут на 5-10 или более процентов. Есть малая толика тех, кто предполагает относительную стабилизацию стоимости или даже незначительное падение. Такое возможно только в случае глубочайшего финансового кризиса, в результате которого население станет меньше приобретать топлива для личного автотранспорта, что приведет к выраженному снижению спроса при сохраненном или даже увеличенном предложении. В остальных случаях гражданам стоит ждать повышения цен на бензин.

Россию ждет дефицит зимней солярки

Цены на автомобильное топливо в 2021 году выросли от 4% до 20%

Оптовые цены на зимнее дизельное топливо почти на 10 тыс. рублей с каждой тонны выше, чем на летнее, рассказал «Газете.Ru» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

«Причина в том, что зимнего дизтоплива у нас хронически не хватало всегда – точно так же его не хватает и сегодня. Но раньше существовали заменители зимнего дизеля, в том числе суррогаты, практиковалось компаундирование летнего топлива с керосином, — говорит Аркуша, — Сейчас с этим ведется борьба на разных уровнях и разными структурами – от налоговой службы до структур государственного надзора и контроля, а заменить эти объемы нечем».

Для производства нужных объемов зимнего дизеля хронически не хватает мощностей на нефтеперерабатывающих заводах, пояснил он, при этом относительно сдерживания розничных цен существует соглашение между государством и нефтяными компаниями.

«Нефтяные компании это соглашение будут выполнять – что они и делают на протяжении этого года, несмотря на то, что оптовые цены в течение года выросли на конец сентября почти на 30%. Они могут переносить центр прибыли в другие виды деятельности, а независимая розница в этом году находилась в чрезвычайно тяжелом положении», — заключил Аркуша.

При этом с января по октябрь 2021 года дизельное топливо в России подорожало меньше всего — на 4,1%, свидетельствует отчет агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), предоставленный «Газете.Ru». На российском рынке моторного топлива в тот же период наиболее сильно подорожал сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан) – рост цен на него составил 20%. Подорожали и высокооктановые бензины (АИ-98 и выше) – их средняя стоимость на российских АЗС выросла на 7,4%. Популярные сорта АИ-92 и АИ-95 выросли в цене за 10 месяцев на 4,5% и 6,4% соответственно.

«Мы ожидаем, что в 2022 году рост цен на моторное топливо продолжится, однако динамика в течение года может быть неравномерной, — рассказала «Газете.Ru» гендиректор НАПИ Татьяна Арабаджи. — В частности, мы видим, что цены на СУГ в течение года существенно колебались».

По данным Росстата, по итогам октября средневзвешенная цена автомобильного бензина в России составляла 49,2 рубля за литр, дизельного топлива – почти 51 рубль за литр. При этом разброс цен традиционно широк в зависимости от региона: самая дешевая солярка в Дагестане (чуть больше 47 рублей за литр), самая дорогая – на Чукотке (62 рубля за литр). Самые низкие цены на бензин тогда же зафиксированы в Алтайском крае (45,2 рубля за литр), максимальные – на той же Чукотке (61,4 рубля за литр).

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Витязево в 2022 годах: отзывы и мнения

К росту цен на бензин в России ведет несовершенство механизма налогообложения нефтяных компаний в этой области, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Размер НДПИ начал расти, потому что с января 2021 года выросла его ставка. Также стала дорожать нефть, а рубль оставался слабым по отношению к доллару – а значит при росте рублевой цены нефти увеличивался еще и коэффициент, определяющий окончательный размер налога»,

— объясняет Фролов «Газете.Ru», — В дальнейшем резкое повышение цен на топливо может состояться, если произойдет резкий скачок цен на нефть и резкое снижение курса рубля».

Это увеличивает и себестоимость, и цены на внешних площадках, что будет влиять и на наши внутренние цены: на пике разница между внешними и внутренними и ценами достигала примерно 15 тыс. рублей на тонну. В такой ситуации вы неминуемо идете к тому, что цены на топливо в России будут расти, добавляет эксперт.

Аналогичная ситуация на рынке наблюдалась в 2018 году, когда в течение месяца моторное топливо подорожало за месяц примерно на 10%. Это было связано с массой причин, но основной из них стал резкий рост рублевых цен на нефть, считает Фролов.

Тогда после нескольких лет с низкими мировыми ценами на нефть они значительно увеличились, и этот скачок сопровождался снижением курса рубля — и в рублевом выражении нефть существенно подорожала.

При этом цены на СУГ, достигшие летом максимальных значений в 34 рубля за литр, уже снизились до 30-31 рубля – скачок был вызван аварией на одном из предприятий, производящих этот вид топлива, кроме того СУГ наиболее зависим от колебаний биржевых котировок, заключает Фролов.

Прогноз цен на бензин в 2022 году в России

Большинство россиян связывают рост цен на бензин и другие виды топлива с увеличением стоимости нефти. Но если проанализировать ситуацию на рынке за последние 10 лет, можно заметить, что рост цен на бензин на внутреннем рынке страны является непрерывной тенденцией.

Ситуация на нефтяном рынке за этот период отличалась высокой волатильностью. Но никакой прямой взаимосвязи между ценой на «чёрное золото» и изменениями ценника на бензин не наблюдается.

Непрерывную тенденцию роста цен на топливо можно объяснить несколькими причинами. А прогнозировать ситуацию на рынке на 2022 год можно, руководствуясь «закулисными» процессами ценообразования.

Несмотря на то, что нефть является сырьём для производства бензина, цена на конечный продукт не слишком коррелируется с ситуацией на нефтяном рынке. Эксперты сходятся во мнении, что доля влияния нефти на цену на топливо для конечного потребителя составляет 5-7%.

Если проанализировать механизм формирования цены на бензин, то можно получить несколько факторов:

  • налоги;
  • затраты на добычу и переработку;
  • цена нефти;
  • расходы АЗС;
  • прибыль компаний по переработке нефти.

Налоги составляют 65-75% от конечной цены, включая акцизный сбор, НДС и НДПИ. Последний представляет собой налог на извлечение полезных ископаемых, который уплачивают, в том числе и нефтяники.

Текущие тренды

Ключевое влияние на стоимость бензина оказывает политика властей страны в сфере налогообложения. Такое положение дел касается не только России, а является обычным явлением для многих развитых стран.

Тем не менее, российская система налогообложения такова, что рост цены на бензин не зависит от ситуации на нефтяном рынке. Это позволяет повысить вероятность точного прогнозирования изменения цен на бензин в 2022 году. На текущий момент можно с уверенностью сказать, что он точно обгонит уровень инфляции.

Как изменятся цены на бензин в 2022 году?

В 2022 году рост цен на бензин продолжится. На первый взгляд кажется, что эта проблема затрагивает исключительно владельцев личного автотранспорта. На самом деле ситуация совершенно иная. Цена на топливо влияет на себестоимость транспортных перевозок и множество других секторов экономики. Как будет развиваться ситуация с ценами на бензин в 2022 году. Для этого необходимо более детально изучить текущую ситуацию.

Читайте также:
Переезд на ПМЖ в Азов: цены на продукты и квартиры в 2022 годы

Влияние внешних факторов

Влияние на рынок топлива также окажут геополитическая ситуация, дальнейшая ситуация с пандемией и глобальным экономическим ростом.

В основном, аналитики прогнозируют стабилизацию рынка нефти и последующее его падение на 20%. Рост цен на сырьё является выгодным для некоторых стран, но негативно влияет на внутреннюю ситуацию импортёров. Это приводит к росту цен практически во всех сферах и нестабильности макроэкономических показателей.

Прогноз на 2022 год

Первостепенным драйвером роста цен на бензин является спрос. Именно от него будет существенно зависеть ситуация в 2022 году. Традиционное весеннее подорожание может быть не таким острым, как обычно в связи с нехваткой средств у граждан. Те, кто предпочтёт поставить свой автомобиль в гараж на зимнее время по причине экономии весной 2022 года может также отказаться от поездок на личном транспорте. Текущие негативные тенденции в мировой и российской экономике могут привести к тому, что большинство граждан России сделают выбор в пользу общественного транспорта.

Это окажет влияние на спрос на внутреннем рынке страны, но не стоит упускать из внимания риск обвала нефтяного рынка в случае глобального кризиса. Обычно в такой ситуации рост цен замораживается. А при одновременном снижении покупательской способности на внутреннем рынке ситуация с изменениями цен на бензин может иметь очень неожиданные прогнозы.

Ряд компаний, добывающих «чёрное золото», утверждает, что в 2022 году цены на топливо могут вырасти на 10-15%. Причиной столь резкого скачка они называют применение нового оборудования на фоне повышающейся сложности добычи сырья и прочие обоснованные факторы.

Если говорить о прогнозировании ситуации в денежном эквиваленте, то нынешние цены вырастут минимум на 5-7 рублей. В частности, ценник на литр бензина АИ-95 достигнет 50-53 рублей.

Но не все аналитики придерживаются этого прогноза. Часть из них считает, что рост цен на бензин в 2022 году составит не более 5-10%. Некоторые специалисты считают, что ситуация стабилизируется или даже незначительно снизятся.

Подобное развитие ситуации возможно исключительно при начале глубокого финансового кризиса, что повлечёт за собой снижение покупательской способности населения. Граждане просто станут экономить на покупке топлива. В противном случае единственным возможным развитием рыночной ситуации является подорожание бензина.

Последние новости

В России ввели в действие новую формулу расчёта цен на топливо. Как отмечается в законопроекте, прошедшим этап согласования в Минэнерго и Минфине, власти страны разработали скорректированный демпфирующий механизм.

Документу ещё предстоит пройти этап утверждения, тем не менее, новый механизм введут в действие 1 мая 2022 года. Это приведёт к уменьшению цены за тонну топлива по демпфирующей формуле на 4 000 рублей. С 1 января 2022 года снижение составит на 2 700 рублей.

Результатом нового механизма станет увеличение размера компенсации для компаний по переработки нефти. Это обеспечит возможность для поставщиков предлагать свою продукцию по цене, способной обеспечить требуемую маржинальность для конечных потребителей.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов выступил с прогнозом, что в 2022 году ценник на литр бензина АИ-92 достигнет 50 рублей.

Эксперт считает, что российская топливная система стоит на грани деградации. Расширения сети АЗС не ожидается, а нынешние НПЗ являются убыточными. Для сдерживания роста цен, по его мнению, следует отказаться от акцизного сбора.

В этом случае удастся добиться снижения сначала оптовых, а спустя некоторое время и розничных цен на бензин. После этого изменения ценника будет происходить в рамках колебаний на оптовом рынке. Это приведёт к снижению отчислений в бюджет страны.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин отметил, что чрезмерное регулирование цен на топливо со стороны правительства может вызвать замедление развития рынка, за которым произойдёт новый скачок цен на бензин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: